Что должны родители своим детям

иллюстрация: Мауриц Корнелис Эшер. Росинка.


Вдогонку посту Что мы должны нашим предкам и в качестве небольшого анонса к вебинару проекта Живая психология ДОЧКИ-МАТЕРИ

Почему, несмотря на верность традициям и семейным ценностям, как характерным чертам нашего общества, конфликт между отцами и детьми нередок? Почему дети отказываются почитать родителей, заботиться о них, несмотря на резкое осуждение общества?
Любой человек хочет реализовать себя в жизни, прожить собственную судьбу , пройти собственным путем, а не играть роль, уготованную семейным сценарием. Семейная система может как поддержать человека, так и лишать его возможности развиваться. А сам человек вообще может потерять жизненные ориентиры.

В каких случаях это происходит?

  • Когда семейная система транслирует одному из участников : » будь таким, как мы хотим, или умри».
Примеры подобного отторжения :  отказ принять выбор ребенком той или иной профессии (особенно если речь идет о семьях с трудовыми династиями), отказ принять пол ребенка ( » в семье ждали мальчика, а родилась девочка»)
  • Когда родителипредки алкоголики, преступники, самоубийцы
В этом случае ребенок не просто лишается родителя как положительного примера для подражания, он получает либо отрицательный пример, который надо непременно отвергнуть, либо вообще отсутствие примера и ориентира, так как в семьях часто замалчивается существование так называемых » уродов». Об этих людях стараются не упоминать, не говорить, как будто бы их и не было. 
Осознание себя потомком таких людей является остротравмирующим для любого человека. В послевоенной Германии был зафиксирован рост самоубийств среди потомков военных преступников, а сейчас, спустя много лет после Нюрбергского процесса, этот конфликт поколений все равно проявляется в тех или иных формах уже как некий национальный паттерн.
  • Когда речь идет о формально полных семьях, где дети по факту были сиротами, например, если родители были в постоянных длительных командировках ( «строили БАМ») и в принципе не могли ни наладить полноценного доверительного контакта с детьми, ни дать много своим детям в плане воспитания.
Сравнение с неполными семьями, когда детей, чьи родители погибли во время войны, воспитывали бабушки и дедушки, или только матери, или другие родственники — некорректно. 
Во-первых, в потере родительской заботы для ребенка был смысл ( если конечно, здесь вообще употребимо о смысле) — родителей забрала война, а не новая любовная связь или стремление получить больше материальных благ. 
Во-вторых, при таком варианте сразу же возникала неопределенность и искажение иерархии в семейной системе:  кого считать за авторитет в решении возникающих вопросов и жизненных ситуаций? дедушек и бабушек, с которыми реально проходит вся жизнь, или же родителей, с которыми встречи врем я от времени?
В третьих, ребенок не получал в полной мере той информации , которую дают именно и непосредственно родители, а дедушки и бабушки могут дать лишь частично.
О какой же специфической информации от родителей идет речь?

Обращаясь к культурно-историческому опыту, мы видим, что дети в семьях получали воспитание от разных поколений семьи, но это воспитание отличалось по своему формату. 
Старшие поколения, бабушки-дедушки, воспитывали в детях восприятие мира и общества на уровне базовых ценностей, на уровне добра и зла, на уровне интуитивного восприятия обустройства мира. В общем-то все славянские сказки, Курочка-Ряба, Репка, сказки об Иван Царевичах, Василисах — так или иначе в первую очередь рассказывают о Мироздании, о жизни и смерти, о смыслах экзистенциальных, и только во вторую очередь о, собственно , правильном поведении в обществе. Миссия передачи таких вот мировоззренческих идей, формирования экзистенциального взгляда на мир у ребенка принадлежит людям этого поколения. Именно старики, старшее поколение, бабушки-дедушки( или люди, которые их заменили) должны научить детей ( младшее поколение семьи) отличать добро от зла, системно мыслить, выбрать ценности глубинного уровня. Собственно, люди старшего поколения и передают родовые, нематериальные ценности таким образом, чтобы они жили в последующих поколениях.
Функция бабушек и дедушек — мировоззренческая.

Миссия родителей, отцов и матерей, в первую очередь состоит в том, чтобы сохранить эти ценности через опыт, через конкретные действия. Поэтому отцы и матери должны научить своих детей именно эффективному социальному поведению. 

В идеале это значит:
Научить правильно общаться с людьми, сотрудничать, коммуницировать и вести переговоры. Научить взаимопониманию, этикету в общении, вниманию к другим людям, к их потребностям и мотивациям. Научить экологии общения, то есть удовлетворять свои потребности с учетом потребностей других людей, без жертв и насилия, с радостью и желаемыми результатами.
Научить приносить пользу обществу, получая за это одобрение и вознаграждение. По сути, это значит научить работать, научить профессии.
Научить обращаться с деньгами. Деньги это » кровь социума». Родители должны научить своих детей именно на практике взаимодействовать с деньгами гармонично, без долгов и кредитов во всех смыслах, сохраняя финансовое благополучие семьи и приумножая его. Жить и добра наживать.
Научить четко ставить себе цели, правильно оценивать свои возможности в их достижении. Устанавливать свои правила на своей территории, и подчиняться чужим правилам , где это необходимо. По сути, это значит, что родители должны научить своих детей выстраивать свои личные границы.

Функция родителей — социальная.

Если родители не передали эти знания своим детям — родители не вправе требовать от детей их выполнения по отношению к родителям.
Поэтому, когда родители жалуются на своих детей, или , тем паче, привлекают общественность, чтобы подвергнуть детей остракизму — чаще всего основная причина не в детях, сколько бы лет этим детям ни было. 
Но общество традиционно становится на сторону родителей, когда они стали немощными. Неизменно много внимания привлекают новостные заметки в СМИ с названиями типа «сын определил мать в дом престарелых» или «дочь отобрала квартиру у отца-инвалида». 

Родители, которые недодали детям того, что должны были, как родители, «остались должны» своим детям, бессознательно , но вполне логично и закономерно испытывают страх и отсутствие доверия к своим детям. И в конфликтных ситуациях агрессия выливается на детей.

Кстати, это тоже социальный тренд на уровне социальном, не только в семье, но и в обществе в целом.
Социальные и исторические предпосылки
В различных дискуссиях часто встречается идея осуждения молодежи в целом. Когда старшие люди говорят о молодых поколениях, как о тех, кто в принципе » плохой»: » мы такими не были». А вот пример мнения официального лица, активно распространяемого в сми:
«В центре мировоззренческой позиции молодежи в ходе исследования зафиксировано доминирующее стремление к материальному благополучию и сексуальному удовлетворению. Это две ценности, которые они выделили. Каждый восьмой студент (13%) готов вступить в брак по расчету без любви. Каждый десятый (10%) готов вступить в половую связь за вознаграждение. Только четверть опрошенных считает необходимыми для России такие ценности, как уважение к закону и правопорядку» (Павел Астахов) РИА Новости https://ria.ru/society/20131204/981835994.html

К слову, реальные результаты исследований о ценностях современной молодежи показывают, что на первом месте семья и брак:
mgu
здесь подробно 
Кому и зачем понадобилось пропагандировать инфовирус об » испорченной» молодежи — тема отдельная.

Такое социальное явление, как осуждение молодежи, исторически связано с социальными процессами начала прошлого века, когда революция практически полностью сломала систему взаимоотношений между поколениями, изменила статусы и иерархию семейных  систем. Когда мужчины, главы семей, теряли статус и ресурсы во время коллективизации, когда права на сексуальные свободы навязывались женщинам, уничтожая традиционные ценности в сознании, меняя поведение в семье и обществе — все это не могло не влиять на отношение к детям.

Но как бы то ни было, любой человек способен остановить сценарий, идущий из прошлого. 
Просто осознав, что у родителей, которые чего-то недодали, была своя история и свои родители. И просто решив, что не повторит чужие ошибки и станет хорошим отцом или матерью для своих детей. 
Отдаст своим детям то, что должен.


И в дополнение притча о том, что должны дети и родители друг другу.

Орлица и ее сыновья (крымчакская притча)Это случилось в те далекие времена, когда птицы умели разговаривать, а люди понимали их язык. Посреди моря стоял небольшой островок, а на его самой высокой скале было гнездо, в котором жили орлица и два ее птенца.
 Однажды ночью налетела страшная буря. Беда подошла к гнезду орлицы, и она сказала сыновьям: ‘Нам нужно улетать отсюда. Но вы еще слабы для таких перелетов, я же не смогу перенести через море обоих сразу. Одному придется остаться в гнезде и ждать, когда я вернусь за ним’.
 По-разному восприняли эту весть сыновья. Один кричал и плакал, испугавшись бури. Другой спокойно сказал матери, что он останется в гнезде ожидать ее. Взяла орлица дрожащего, пищащего орленка, посадила на спину и полетела сквозь бурю к земле. Когда они были уже на половине пути, она спросила своего стенающего птенца: ‘Сынок, я уже выбилась из сил, спасая тебя. А как поступишь ты, когда я стану старой и немощной?’ ‘Мама, — запищал орленок, — я буду каждый день заботиться о тебе и носить тебя на своей спине!’ — и от страха он опять задрожал и закричал. ‘Нет, — сказала орлица, — такой хлюпик никогда не станет орлом!’ — сбросила птенца в бушующее море и полетела назад, к островку. Едва успела выхватить оставшегося птенца из гнезда, как волна захлестнула скалу.
 Тяжело летела птица сквозь ураган. Огромные волны грозили вот-вот поглотить ее и птенца. На полпути к земле она задала второму сыну тот же вопрос, что и первому. ‘Мама, — спокойно ответил орленок, — я не знаю, какой будет моя жизнь. Наверное, у меня появится своя семья, дети, нуждающиеся в моей помощи. Я буду заботиться о них. Но я всегда буду помнить о тебе и по возможности заботиться’. ‘Ты будешь орлом’, — сказала мать-орлица, унося сына к земле.
 С тех пор крымчаки говорят: ‘Птица поступает так, как ее научили в гнезде.

20 АВГУСТА ВЕБИНАР ДОЧКИ-МАТЕРИ
 о взаимоотношениях взрослых матерей и взрослых дочерей.

все мероприятия проекта Живая Психология 
© Эвелина Гаевская
Блог Эвелины Гаевской
я в соцсетях




[embedded content]

Source: Блог Эвелины Гаевской

Добавить комментарий