Характер — генетика или воспитание?

Посеешь привычку — вырастет характер. Посеешь характер — вырастет судьба.
Народная мудрость


Теоретики классического психоанализа  (как известно, более тяготеющего к западной ментальности) подчеркивают важность генетической основы выбора судьбы.
 см пост И вырастет судьба
Но одна из характерных именно для отечественной психотерапии идей — идея о воспитании, как об определяющем факторе для развития личности. 
Возможно, популярность этой идеи связана с тем, что отечественная психология во многом основывалась на педагогике, что, в свою очередь было обусловлено историческими событиями в стране. Невозможно отрицать вклад в теории о развитии личности таких великих педагогов как Макаренко, Сухомлинский. 

Отсыл к генетической основе многих мотиваций человека в принципе с большой осторожностью всегда воспринимался советской наукой. Ведь граница между различением генетических отличий и различением людей по принципу генетических отличий слишком зыбка и основана на этике прежде всего.
Есть и другие тенденции в развитии отечественной психологии, о которых говорит Анна Варга в статье с откровенным названием Профанация психотерапии
Генетики же отмечают, что по внешним проявлениям в поведении практически невозможно определить, что из реакций человека является результатом его генетической предрасположенности, а что — результатом воспитания. То есть, если человек вспыльчивый, это может быть из-за его природного метаболизма, например, скорости выброса адреналина в кровь. А может быть это просто неосознаваемая модель поведения, которой научили в детстве.
С точки зрения фрактального анализа в психологии, телесные параметры являются базисными по отношению к воспитанию. Социализация это » надстройка» по отношению к физике, к телесной разумности. Но одно без другого не существует.

Далее цитирую пост Характер — генетика или воспитание? от @psy_factum, взято здесь  Автор текста Анна Петрова, врач-психотерапевт, эксперт проекта Psy-фактор.