Атаки на сознание общества


Атаки на сознание общества. Автор текста Эвелина Гаевская


Юзер — бесправная скотина©

интернет-мем, приписываемый Биллу Гейтсу

Вчера ресурс volgasib разместил мои комментарии  по поводу ЧП в российских школах, которые одно за другим произошли в январе этого года. Ниже я приведу текст публикации полностью. Здесь хотела бы отметить, что данную ситуацию нужно рассматривать не сугубо как психологическую проблему, и даже не как проблему только социальную. Это проблема, с которой только начинает сталкиваться общество.

Информационные влияния.
Высказывание, взятое в качестве эпиграфа к этому посту, достаточно цинично. Контекст высказывания такой: в серверной версии Windows 2003 года программа для контроля действий пользователей домена позволяла пользователю видеть свои права. В версии 2008 года доступ был ограничен. И на вопросы пользователей, Билл Гейтс ответил фразой, смысл которой сводился к тому, что у пользователей вообще не должно быть никаких прав. ( К сожалению, точную цитату найти не удалось).
Если рассмотреть ситуацию шире, то любое программное обеспечение:
1. ограничивает пользователя в правах
2. побуждает пользователя совершать неосознанные, но определенные и определяемые программой действия.

Это касается и программ, устанавливаемых на компьютеры, и мобильных приложений, и платформ соцсетей.
Многие социальные сети давно используют подобное «управление правами пользователя» — через так называемую умную ленту, которая покажет пользователю не то, что он хотел бы увидеть, а то, что по «мнению» программы ему » понравится». 
В сети стали появляться публикации, подобные этой: Девушка не узнала о смерти друга из-за Фейсбук.
Контекстная реклама, которую показывают Google и Яндекс своим пользователям, также строится по этому же принципу релевантых запросов.
И напрашивается вывод. 
Свободен ли пользователь Интернете, геймер, владелец аккаунта в соцсетях в своем выборе, какую информацию о мире получать и как жить?


Кроме этической стороны инфовлияний есть и технологическая сторона.
Правоохранительные органы, в том числе, рассматривают связь произошедших чп с ранее существовавшими группами ВКонтакте, пропагандирующими суицид. Тот факт, что три похожих события произошли в разных городах России буквально через день, говорит в пользу версии о согласованности и организации подобных действий через группы в соцсетях. Неизвестно, будет ли эта версия доказана, но она проверяется.
И несмотря на то, что в Российской Федерации в современное законодательство вносятся актуальные поправки, действуют законы об информации, о защите персональных данных, о правах потребителей, на практике не так много прецедентов решения спорных вопросов. 
При этом достаточно противоречий и юридических казусов. Например, если нарушения российского законодательства совершают пользователи — граждане РФ, но с аккаунтов в соцсетях, зарегистрированных на территории других стран. Это создает серьезные сложности для защиты прав пользователей.

Запреты ничего не решают.
Из-за условных » дыр» в законах, в отсутствии прецедентов, из-за скорости развития информационных технологий, метод запрета не работает и не будет работать. Запреты можно обойти, или же попросту с появлением новых технологий и гаджетов, запреты сами по себе становятся неактуальными.
И дело не в соцсети как таковой, не в Интернете, не в компьютерной игре. В приведенной ниже публикации volgasib в качестве иллюстраций взяты фотографии со страницы подростка, напавшего на учеников школы в Улан-Удэ. Это иллюстрации из серии книг изд. АСТ «S.T.A.L.K.E.R. 


И здесь вопрос не в том, что иллюстрации к книгам этой серии депрессивны, а книги могут влиять на психику. Конечно, книги, фильмы, музыка, любые информационные носители существуют именно для этого — чтобы влиять на сознание людей, чтобы развивать его, менять картину мира, достраивая ее новыми идеями, развивая и  дополняя.
Здесь вопрос в выборе. В том, что во всех этих иллюстрациях подростка привлекли именно депрессивные картинки, и больше никакие. Как будто бы ничего, кроме вот этой идеи — апокалиптического мира и необходимости выживать среди зомби и мутантов в радиоактивной средей — в его жизни нет.

Сами по себе информационные технологии, компьютерные игры, социальные сети по большей частью нейтральны к здоровому сознанию человека. Если у человека есть система ценностей, способность к различению — это подобно иммунитету, защищающему его от агрессивных информационных влияний, сохраняющему его мировоззрение. В своих публикациях я использую термин информационный иммунитет.
см Как влиять на людей посредством информации (Отрывок из лекции информационный иммунитет)
см. Когнитивные искажения от переизбытка информации


Почему современные подростки уязвимы.
Тот же Билл Гейст, так цинично высказавшийся по поводу пользователей ПО, обозначил и важность получения детьми информации о мире через другие носители информации, не только из Интернета:

«У моих детей, конечно, будет компьютер. Но первым делом они получат книги.»


Как ни странно, в эпоху Интернета именно недостаток различной информации, недостаток альтернатив в выборе, однообразные смыслы во всем, подмена смыслов, и делают современную молодежь такой уязвимой информационным влияниям.
информация, которую получает потребитель, часто однообразна, несмотря на видимое и кажущееся разнообразие форм. 
Однообразна информация по причине того, что содержит одинаковые смыслы. 
И, в том числе (!) благодаря технологиям, алгоритмам, пользователь видит только ту информацию, которую ему предложит разрешит видеть программное обеспечение.

Те же смыслы, которые остались — каковы они? В современном обществе границы между добром и злом стираются, размываются через коммерциализацию идей. То, что на биологическом уровне отвергается инстинктивно, может социально одобряться и даже рекламироваться. Толерантность, как одно из проявлений способности к эмпатии или к объединению, несмотря на различия ( то есть по сути, эволюционные преимущества в борьбе за выживание), возводится чуть ли не в культ, что сразу искажает смысл явления. 

Раньше носителями базовых ценностей был народный эпос. Знания о мироустройстве люди получали из сказок, мифов, позже — из произведений искусства. Сейчас все чаще появляются высказывания о том, что искусство закончилось где-то в середине прошлого века, на смену ему пришел кич. А российские национальные культурные ценности в виде, например экранизации народных сказок или героического эпоса, вытесняются идеями и форматами западной культуры. 

о влиянии кинематографа см Старая сказка для немолодых принцесс


Трактовка исторических событий, система подачи материала в тех же школах — все это создает проблему для формирования у современной молодежи значимой и прочной системы ценностей. 
Неоднозначное селфи далеко не всегда возможно классифицировать как нарушение именно правовых норм — лишь на уровне эмоций и инстинктов такое может вызывать отторжение. При условии, если информационный иммунитет не ослаблен всеми этими » а чо такова селфи топлесс?», «тверк это модно, давайте устроим флешмоб во время празднования Дня Победы, праздник же, все танцуют!» И только правовыми нормами это регулироваться попросту не может. Необходимо воспитание этики. 

Система ценностей, мировоззрение, смыслы, этика — это и создает базис сознания человека, Базовый фрактал его сознания, если в терминологии фрактального анализа в психологии.

Это можно сравнить с жестким диском на компьютере. Если он недостаточно мощный, то загрузка приложений, софт-программ (часто противоречащих друг другу), может вывести его из строя. 

Если в жизни подростка отсутствуют смыслы, или их недостаточно, если нет различений, если нет ничего, кроме агрессии, возводимой в культ героизма, ничего, кроме ощущения разрушенности мира  — то человек открыт внешнему влиянию и подвержен внушению деструктивных идей.
Если на этапе взросления, или даже раньше, в детстве, человек не получит понимания именно базовых ценностей и способности к их самостоятельному  различению, он уязвим.

Собственно, по-видимому, именно это и подчеркнул пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков, сказав о необходимости отличать добро от зла:


«Интернет несет очень много добра, но нельзя закрывать глаза на то, что интернет несет и зло, которое в том числе и иногда в нашей жизни проявляется столь уродливым и трагическим образом. Поэтому здесь есть вопросы»


Информация в открытом доступе для всех
Опубликованное в аккаунте может дать огромное количество информации о личности человека, его образе жизни и его системе ценностей.
Нет, это не работает вот так буквально: запостил фото знаменитости на аватарку — значит нарциссическая личность, а если котиков — то инфантил. Также не работает, если выложил ссылку на спорную статью, то он одобряет то, что там написано.
Речь идет скорей о совокупности информации. О том, что человек пишет в графе «о себе», на какие группы подписан, насколько открыт его аккаунт ( кстати, частично закрытые и частично открытые фотоальбомы и публикации говорят скорей о здоровых личных границах и способности к различениям). На фото важны позы, мимика и не менее важен контекст — фон, обстановка. Важно то, что человек публикует, как комментирует, вежливо или грубо общается с другими людьми. Важны выражения, стиль речи, который он использует.

В современном обществе аккаунты в соцсетях выполняют роль неформального «паспорта», или как минимум, визитки. Если в древности по вышивке на одежде и атрибутам — украшениям можно было узнать практически все социальные данные о человеке, сейчас эту функцию выполняет аккаунт в соцсети. Это в некотором роде «виртуальная одежда» современных людей, еще один язык для коммуникации.

Если вернуться к теме обсуждаемых чп, то во всех трех случаях подростки в целом были достаточно социально адаптированы — не имели каких-то прямых конфликтов  с обществом, не состояли на учете в ПДН, из обычных » благополучных» семей. И тем не менее, кто-то из них состоял в закрытых соц.группах неоднозначной тематики, кто-то имел проблемы со здоровьем, кто-то не был достаточно общителен с одноклассниками. Современная школа часто подобных неформальных » аутсайдеров» начинает игнорировать , обделять вниманием, «скидывает на обочину». Что создает новый виток проблем уже в компетенции представителей системы образования. Но в аккаунте в соцсети почти всегда можно увидеть информацию о вероятной проблеме. При желании.

А современным родителям стоит обращать внимание на то, что происходит в аккаунтах у их детей. Тем более, что это достаточно легко сделать. Можно утверждать, что более старшие поколения более устойчивы к информационным влияниям хотя бы из-за получения другой информации в детском возрасте и из-за наличия опыта ошибок и неудач.  В этом смысле  диалог между старшими поколениями и младшими, обмен информаций о ценностях, мог бы, возможно, снизить риски возникновения таких событий с подростками. Не оградить их от «тлетворного влияния» — это невозможно! Но сделать их более устойчивыми к информационным воздействиям.

Социологи отмечают способность к сближению между современными родителями и детьми  как некую социальную тенденцию. Что внушает надежду.

Блог Эвелины Гаевской
я в соцсетях




Психолог: девятиклассник из Улан-Удэ «кричал» в своем аккаунте о боли Печать
Скандалы и ЧП Главные новости
19.01.2018 12:44
Психолог: девятиклассник из Улан-Удэ

Происшествие в Улан-Удэ сегодня обсуждает вся страна. Общественность задается вопросом: что это, кибервлияние или изменение системы ценностей. На этот вопрос попыталась ответить психолог Эвелина Гаевская, изучив личную страницу напавшего на школу подростка.

В настоящее время правоохранительные органы тщательно проверяют версию о том, что нападения на школы в Перми, Челябинской области и Улан-Удэ были связаны друг с другом через социальные сети. Все события произошли в течение одной недели.


Напомним, 15 января произошла трагедия в школе №127 в Перми. Двое 16-летних подростков нанесли ученикам и учительнице множественные ножевые ранения. Кроме того, они ударили ножами друг друга. В результате нападения пострадали 15 человек.
Другой инцидент произошёл 17 января в школе посёлка Смольное Сосновского района Челябинской области. Во время конфликта на перемене один из девятиклассников ударил ножом другого. Пострадавшего доставили в больницу с непроникающим ранением. Подозреваемого задержали.
Кроме того, накануне сообщалось, что охранник одной из московских школ остановил ученика, который пытался пронести в школу несколько ножей и бензин для зажигалки.
Сегодня утром было совершено нападение на школу №5, расположенную в посёлке Сосновый Бор в Улан-Удэ. Ученик этой же школы кинул бутылку с зажигательной смесью в кабинет, где шёл урок у семиклассников. В кабинете произошло возгорание, а когда ученики и учительница стали выбегать из кабинета, им наносили травмы.
Психолог Эвелина Гаевская не исключает, что это новые формы информационных атак на общество, отсюда и новые прецеденты, которых раньше не было.
— Подростки в общем формально «нормальные», не состоят на учетах никаких, в основном из благополучных семей. Но такие вспышки агрессии неадекватны, что говорит о некоем измененном состоянии сознания. На мой взгляд, это показатель изменения системы ценностей.
Изучив страницу напавшего на школу в Улан-Удэ в социальной сети ВКонтакте, психолог отметила тот факт, что подросток увлекается злодеями из аниме.
— Японская культура сильно отличается от российской на глубинном уровне. А сцены агрессии в аниме реально могут влиять на психику. По мальчику много чего можно сказать. Это как раз информация для «благополучных» родителей. Его страница просто кричит о его картине мира. Мир рухнул, наступил апокалипсис, ему надо выживать и побеждать зомби. Говорит ли это о психопатологиях — неизвестно, но однозначно этот выбор картинок и фото говорит о некой травматизации.
девятиклассник из Улан-Удэ
По словам специалиста, до того, как совершить преступления, люди часто хотят остановиться и «кричат» о своей боли.
— Как мать подростка, я считаю обязательным устанавливать доверительные отношения с детьми и смотреть, что они постят на своих страницах в соцсетях. Соцсети сейчас это часть реальной социальной жизни современных людей. Фото в соцсетях это то, что люди презентуют о себе, транслируют в социум. Это информация об их личности и ценностях. И ее не только не скрывают, но даже нарочно и где-то эпатажно выпячивают, привлекая внимание именно к этой части своей личности. Большие вопросы, конечно, что было в семье мальчика. Такое ощущение, что его мир полностью разрушен был. Что это, развод родителей, смерть чья-то? Неизвестно, — комментирует психолог.
девятиклассник из Улан-Удэ
Кроме того, на странице подростка очень много символики. Агрессия, военный конфликт, западная культура, противостояние, рун много в логотипах и символах тоже.
— Впечатление также, что военная агрессивность как будто бы специально в нем культивировалась извне. В семье ли или от значимых других — неизвестно. Вообще эти фото в противогазах — очень символичны. Ему до такой степени окружающий мир кажется враждебным, что дышать невозможно. Он себя ассоциирует, несомненно, с этими персонажами. Военными в противогазах во враждебной среде, где зомби. Он себя демонизировал. То есть он тоже не человек и стал поступать не по-человечески, — отмечает Эвелина Гаевская.
Психолог: девятиклассник из Улан-Удэ
Как же противостоять пришедшей извне культуре и как защитить своих детей? В этом вопросе специалист однозначно отвечает, что никакие запреты не будут работать полноценно.
— Здесь может работать только различение, альтернатива, на уровне базовых ценностей, добро-зло. Поэтому когда говорят, что всему виной низкий уровень жизни — это не так. В советские времена уровень комфортности был реально ниже, чем сейчас. Однако было много альтернатив для подростков. Сейчас рекламируются коммерческие, а не бюджетные проекты. Поэтому несомненно такие происшествия — это часть социальной проблемы и решаться они должны на уровне страны, — убеждена психолог.
Анна Павлова
ФОТО: с личной страницы напавшего на школу в Улан-Удэ
http://volgasib.ru/skandali-4p/42464-psixolog-devyatiklassnik-iz-ulan-ude-qkrichalq-v-svoem-akkaunte-o-boli.html



Source: Блог Эвелины Гаевской

Добавить комментарий