Сбор недоимок. А. А. Красносельский, 1869 год. | Фото: img0.liveinternet.ru.
Когда я наблюдаю чужие истории отношений мужчин и женщин, сравниваю со своим личным опытом, я думаю:
Крепостное право в нашей стране отменили давно. А ментальность осталась.
Исторически это понятно: примерно 80% населения дореволюционной России принадлежало к крестьянскому сословию, поэтому большинство из нас имеют за плечами определенный семейный сценарий, модели поведения и систему ценностей. На эту тему в моем блоге есть пост Память тела
И очень ярко эти бессознательные сценарии и модели поведения проявляются в отношениях мужчина и женщина, именно в формате крепостного права. Барин+дворовая девка. Барыня+дворник.
Текст дальше, возможно, будет утрировать многие ситуации в отношениях мужчины и женщины после развода. Но я пишу скорей о принципах, которые в той или иной степени часто проявляются.
Если посмотреть на эти бесконечные истории после разводов после залетов, то выглядит именно так.
Позиционирующий себя «барином» мужчина заделал ребёнка женщине, не дав ей полноценного статуса жены (я имею в виду именно социальный статус, с перспективами развития, правами и ответственностью, а не печать в паспорте), а женщина воспитывает и растит ребёнка самостоятельно, полагаясь на поддержку социума (при крепостном праве существовал институт крестьянских общин для поддержки матерей-вдов и матерей бастардов).
Возможно, женщина более низкого финансового и социального статуса решила через рождение ребенка от более статусного мужчины создать себе и своим детям такой вот социальный лифт. «По залету» это просто стратегия, которая, однако, вполне работает, хотя часто и не приносит ожидаемых результатов.
А может быть мужчина подсознательно выбирал такую женщину, говорил о детях и семье, просто потому что женщиной менее статусной просто проще манипулировать, она более управляема.
Бывают ситуации, когда вроде бы оба в равных социальных статусах, но в браке после рождения детей женщина становится зависимой от мужа, и тут начинается «он — барин, у которого надо выпрашивать деньги на свои нужды. Подсознательные мотивации начинают проявляться в полной мере, с обеих сторон причем! И женщина «сливается» в зависимую, в » минус», и мужчина ведет себя так, словно одаривает с барского плеча свою челядь.
И даже если формально » брак» состоялся, и обе стороны получили от государства и социума соответствующие юридическому статусу плюшки, после развода сценарий начинает разворачиваться в полном соответствии со стандартами 18-19 веков.
«Барин» откупается алиментами тысяч 5 в месяц, при этом претендуя на звание отца и родительские права (которые во многом женщину ограничивают и от которых, кстати, не так-то просто женщине избавиться). Тот же квартирный вопрос — улучшить свои жилищные условия, продав квартиру, где прописаны несовершеннолетние дети, женщина в разводе должна согласовать с бывшим мужем. И да, этот закон создан именно, чтобы защитить права детей и , кстати, женщин тоже, от мошеннических сделок. Кроме того, согласие отца не является обязательным во всех случаях. Но разве не напоминает закрепление крестьянина за определенной земельной территорией и помещиком, откуда невозможно уехать без разрешения » хозяина»
Женщина с ребенком после развода, как правило, много работает, в большинстве случаев по найму, боясь потерять работу, так как есть кредиты, территориальная привязка к школе ребенка и прочие социальные ограничения. Женщина в разводе, словно «крепостная девка» пашет на «хозяев» за хлеб, крышу над головой. Более талантливым удаётся заработать на поездки к морю и шоппинг.
Историческая справка:Неверно предполагать, что крепостное право на Руси все было сплошь как в художественных произведениях типа Муму, а помещики сплошь как Салтычихи. Это все же, скорей некая часть реальности того времени. Во-первых, не все крестьяне были крепостными, крепостное право в России сильно отличалось от западных моделей в колониях нового времени или при феодализме. Западная социальная модель взаимодействия сословий, как и в принципе западная ментальность берут начало из античной философии, в которой был институт рабовладения. К слову, на Руси рабовладения как такового исторически не было, а развитие института крепостничества началось при Петре Первом, который, как известно привнес западный опыт в Россию. Во-вторых, крестьяне имели возможность получить вольную. В третьих существовали законы, защищающие права крестьян и факты реального наказания помещиков. Тем не менее, общая картина была вполне определенной и отражала зависимость одного сословия от другого.
В любовных отношениях, не связанных с детьми, та же схема.
В случае, если встречаются мужчина и женщина после развода, мужчина «заходит сверху», одаривает своим вниманием и довольно снисходительно может заявить » Я решу твои финансовые проблемы» По факту «Барин» норовит приезжать к «крепостной девке» (рсп) регулярно, подкармливая её и её детей по мелочам, но снова не предлагая никакого статуса жены, никакого другого социального развития для женщины.
Кормить чужих детей довольно дорого, да и ради чего, если они не станут на него работать, а секс в открытом доступе? Ну, в крайнем случае, в зависимости от собственных возможностей и уровня физической привлекательности женщины, можно помочь ей с ремонтом в ее квартире. Оставаясь при этом не в статусе ее партнера и мужа, а в статусе свободного мужчины, временно проводящего свой досуг со знакомой женщиной.
Даже если отношения приобретают формально видимость семьи, когда люди живут вместе, можно прикрыться формулировкой » гражданский брак» и называть эту женщину женой на словах. Хотя тут свои нюансы тоже.
Женщины,после развода вырвавшиеся на другой финансовый уровень, создавшие свой бизнес, в свою очередь не подпускают мужчин на свою территорию, «покупают» себе удовольствия от мужчин, встречаясь с молодыми «для здоровья» или заводя себе «дворецких» и прочих секретарей-референтов. Снова без статуса.
Осознание своего реального статуса в отношениях и в обществе, который легко считывается окружающими на подсознательном уровне в силу тех же сценариев и памяти тела, очень болезненно. Поэтому нужны обезболивающие, которыми выступают всевозможные распространённые социальные мемы, типа «зачем современному мужчине жена» или «равенство полов».
Отдельной строкой выступают «женские тренинги», распространяющие идею о социализации женщины лишь через ее сексуальность и способность к материнству*, а не через развитие личности.
*На одном из моих женских тренингов, одна из участниц так и высказалась: «Я знаю, что моя финансовая ситуация улучшится, как только изменится моя личная жизнь». Участница искала себе мужчину для отношений, и идея работала как связка » есть секс-есть деньги». Спасибо Эдварду Бернейсу за эту идею, конечно, может и напишу про то, как маркетинговые технологии взломали коллективное сознание людей.
Эти мемы создают иллюзии, которые скрашивают реальность зависимых людей. Но и мешают выдавить из себя раба.
Все же некая часть мужчин и женщин (20%) находят себе пару. Еще меньшая часть из этих 20% находят реально равного партнера. Потому что осознают собственный статус, сценарий и себя.
Как этого достичь? Работать с самооценкой и не бояться реальности.