Качества памяти в психологии – §35. Качества памяти

§35. Качества памяти

В предыдущем параграфе мы говорили о
том, что нельзя характеризовать память
человека просто как плохую или хорошую,
потому что она может быть различной по
отношению к разным объектам. Теперь мы
должны внести дальнейшее уточнение в
этот вопрос. Даже имея в виду определённые
объекты, недостаточно ещё сказать про
память, что она хорошая или плохая. Она
может быть хорошей в одном отношении и
плохой в другом. По отношению, например,
к историческим фактам память какого-нибудь
человека может отличаться большой
прочностью сохранения и в то же время
быть недостаточно точной.

Характеризуя память человека, надо
различать отдельные качества её. Наиболее
важны из них следующие:

1. Быстрота запоминания. Одному человеку,
чтобы запомнить какой-нибудь материал,
нужно долго и прилежно работать, тогда
как другой запоминает этот же материал
очень быстро. Это качество памяти больше
всего бросается в глаза, и поэтому многие
склонны оценивать память, главным
образом, с точки зрения быстроты
запоминания. Такая оценка, однако,
несправедлива. Быстрота запоминания
сама по себе не имеет решающего значения;
она приобретает ценность лишь в соединении
с другими качествами памяти.

2. Прочность сохранения. Запомнив что
либо, одни люди надолго удерживают это
в памяти, другие — быстро забывают
(«короткая память»). Различия между
людьми в этом отношении не меньше, чем
в отношении быстроты запоминания.
Возможны различные взаимоотношения
между этими двумя качествами памяти.
Экспериментальные исследования
показывают, что большая быстрота
запоминания чаще бывает связана с
прочным сохранением: кто скоро запоминает,
тот и помнит долго. Наблюдаются, однако,
и обратные случаи: некоторые из быстро
запоминающих людей столь же быстро и
забывают, тогда как некоторые медленно
заучивающие надолго удерживают в памяти
то, что они однажды заучили.

3. Точность памяти. Она характеризуется
отсутствием искажений, пропусков
чего-либо существенного и субъективных
дополнений. Точность — одно из важнейших
качеств памяти, требующее к себе
особенного внимания. Если отдать себе
ясный отчёт в том, какое значение имеет
точность воспроизведения во многих
областях жизни, становится ясным,
насколько необходимо каждому человеку
работать над повышением точности своей
памяти. Основное средство для этого —
воспитать в себе критическое отношение
к собственным воспоминаниям. Надо уметь
отличать то, что я помню достоверно, от
того, что мне только кажется, отличать
подлинное воспроизведение виденного
и слышанного от субъективных дополнений,
догадок и истолкований. При отсутствии
точности воспроизведения все остальные
качества памяти теряют большую часть
своей ценности.

4. Готовность памяти. Под этим названием
разумеется уменье быстро извлекать из
запасов памяти то, что необходимо в
данный момент. Некоторые люди, обладая
обширными знаниями, не могут, однако,
быстро находить ответы на те запросы,
которые предъявляет жизнь. Про таких
людей говорят: «У них много знаний, но
они не умеют ими пользоваться». Без
готовности памяти невозможна та черта
ума, которую обычно называют «находчивостью».
В некоторых профессиях находчивость,
уменье быстро извлекать нужный материал
из своего запаса знаний, имеет решающее
значение; сюда относится деятельность
военачальника, лечащего врача, учителя
и т. п.

Готовность памяти зависит, во-первых,
от того уменья припоминать, о котором
мы говорили на стр. 99, а во-вторых, от
систематичности знаний. Только в том
случае, если в «запасах памяти»
господствует полный порядок и строжайшая
система, можно быстро находить в них
необходимый материал. Недаром крупные
военачальники — люди с исключительно
высокой готовностью памяти — особенно
подчёркивали необходимость упорядоченности
знаний. «Память есть кладовая ума,—
говорил Суворов,— но в этой кладовой
много перегородок, а потому надобно
скорее всё укладывать куда следует».

studfiles.net

§35. Качества памяти

В предыдущем параграфе мы говорили о
том, что нельзя характеризовать память
человека просто как плохую или хорошую,
потому что она может быть различной по
отношению к разным объектам. Теперь мы
должны внести дальнейшее уточнение в
этот вопрос. Даже имея в виду определённые
объекты, недостаточно ещё сказать про
память, что она хорошая или плохая. Она
может быть хорошей в одном отношении и
плохой в другом. По отношению, например,
к историческим фактам память какого-нибудь
человека может отличаться большой
прочностью сохранения и в то же время
быть недостаточно точной.

Характеризуя память человека, надо
различать отдельные качества её. Наиболее
важны из них следующие:

1. Быстрота запоминания. Одному человеку,
чтобы запомнить какой-нибудь материал,
нужно долго и прилежно работать, тогда
как другой запоминает этот же материал
очень быстро. Это качество памяти больше
всего бросается в глаза, и поэтому многие
склонны оценивать память, главным
образом, с точки зрения быстроты
запоминания. Такая оценка, однако,
несправедлива. Быстрота запоминания
сама по себе не имеет решающего значения;
она приобретает ценность лишь в соединении
с другими качествами памяти.

2. Прочность сохранения. Запомнив что
либо, одни люди надолго удерживают это
в памяти, другие — быстро забывают
(«короткая память»). Различия между
людьми в этом отношении не меньше, чем
в отношении быстроты запоминания.
Возможны различные взаимоотношения
между этими двумя качествами памяти.
Экспериментальные исследования
показывают, что большая быстрота
запоминания чаще бывает связана с
прочным сохранением: кто скоро запоминает,
тот и помнит долго. Наблюдаются, однако,
и обратные случаи: некоторые из быстро
запоминающих людей столь же быстро и
забывают, тогда как некоторые медленно
заучивающие надолго удерживают в памяти
то, что они однажды заучили.

3. Точность памяти. Она характеризуется
отсутствием искажений, пропусков
чего-либо существенного и субъективных
дополнений. Точность — одно из важнейших
качеств памяти, требующее к себе
особенного внимания. Если отдать себе
ясный отчёт в том, какое значение имеет
точность воспроизведения во многих
областях жизни, становится ясным,
насколько необходимо каждому человеку
работать над повышением точности своей
памяти. Основное средство для этого —
воспитать в себе критическое отношение
к собственным воспоминаниям. Надо уметь
отличать то, что я помню достоверно, от
того, что мне только кажется, отличать
подлинное воспроизведение виденного
и слышанного от субъективных дополнений,
догадок и истолкований. При отсутствии
точности воспроизведения все остальные
качества памяти теряют большую часть
своей ценности.

4. Готовность памяти. Под этим названием
разумеется уменье быстро извлекать из
запасов памяти то, что необходимо в
данный момент. Некоторые люди, обладая
обширными знаниями, не могут, однако,
быстро находить ответы на те запросы,
которые предъявляет жизнь. Про таких
людей говорят: «У них много знаний, но
они не умеют ими пользоваться». Без
готовности памяти невозможна та черта
ума, которую обычно называют «находчивостью».
В некоторых профессиях находчивость,
уменье быстро извлекать нужный материал
из своего запаса знаний, имеет решающее
значение; сюда относится деятельность
военачальника, лечащего врача, учителя
и т. п.

Готовность памяти зависит, во-первых,
от того уменья припоминать, о котором
мы говорили на стр. 99, а во-вторых, от
систематичности знаний. Только в том
случае, если в «запасах памяти»
господствует полный порядок и строжайшая
система, можно быстро находить в них
необходимый материал. Недаром крупные
военачальники — люди с исключительно
высокой готовностью памяти — особенно
подчёркивали необходимость упорядоченности
знаний. «Память есть кладовая ума,—
говорил Суворов,— но в этой кладовой
много перегородок, а потому надобно
скорее всё укладывать куда следует».

studfiles.net

§35. Качества памяти. Психология. Учебник для средней школы.

§35. Качества памяти

В предыдущем параграфе мы говорили о том, что нельзя характеризовать память человека просто как плохую или хорошую, потому что она может быть различной по отношению к разным объектам. Теперь мы должны внести дальнейшее уточнение в этот вопрос. Даже имея в виду определённые объекты, недостаточно ещё сказать про память, что она хорошая или плохая. Она может быть хорошей в одном отношении и плохой в другом. По отношению, например, к историческим фактам память какого-нибудь человека может отличаться большой прочностью сохранения и в то же время быть недостаточно точной.

Характеризуя память человека, надо различать отдельные качества её. Наиболее важны из них следующие:

1. Быстрота запоминания. Одному человеку, чтобы запомнить какой-нибудь материал, нужно долго и прилежно работать, тогда как другой запоминает этот же материал очень быстро. Это качество памяти больше всего бросается в глаза, и поэтому многие склонны оценивать память, главным образом, с точки зрения быстроты запоминания. Такая оценка, однако, несправедлива. Быстрота запоминания сама по себе не имеет решающего значения; она приобретает ценность лишь в соединении с другими качествами памяти.

2. Прочность сохранения. Запомнив что либо, одни люди надолго удерживают это в памяти, другие — быстро забывают («короткая память»). Различия между людьми в этом отношении не меньше, чем в отношении быстроты запоминания. Возможны различные взаимоотношения между этими двумя качествами памяти. Экспериментальные исследования показывают, что большая быстрота запоминания чаще бывает связана с прочным сохранением: кто скоро запоминает, тот и помнит долго. Наблюдаются, однако, и обратные случаи: некоторые из быстро запоминающих людей столь же быстро и забывают, тогда как некоторые медленно заучивающие надолго удерживают в памяти то, что они однажды заучили.

3. Точность памяти. Она характеризуется отсутствием искажений, пропусков чего-либо существенного и субъективных дополнений. Точность — одно из важнейших качеств памяти, требующее к себе особенного внимания. Если отдать себе ясный отчёт в том, какое значение имеет точность воспроизведения во многих областях жизни, становится ясным, насколько необходимо каждому человеку работать над повышением точности своей памяти. Основное средство для этого — воспитать в себе критическое отношение к собственным воспоминаниям. Надо уметь отличать то, что я помню достоверно, от того, что мне только кажется, отличать подлинное воспроизведение виденного и слышанного от субъективных дополнений, догадок и истолкований. При отсутствии точности воспроизведения все остальные качества памяти теряют большую часть своей ценности.

4. Готовность памяти. Под этим названием разумеется уменье быстро извлекать из запасов памяти то, что необходимо в данный момент. Некоторые люди, обладая обширными знаниями, не могут, однако, быстро находить ответы на те запросы, которые предъявляет жизнь. Про таких людей говорят: «У них много знаний, но они не умеют ими пользоваться». Без готовности памяти невозможна та черта ума, которую обычно называют «находчивостью». В некоторых профессиях находчивость, уменье быстро извлекать нужный материал из своего запаса знаний, имеет решающее значение; сюда относится деятельность военачальника, лечащего врача, учителя и т. п.

Готовность памяти зависит, во-первых, от того уменья припоминать, о котором мы говорили на стр. 99, а во-вторых, от систематичности знаний. Только в том случае, если в «запасах памяти» господствует полный порядок и строжайшая система, можно быстро находить в них необходимый материал. Недаром крупные военачальники — люди с исключительно высокой готовностью памяти — особенно подчёркивали необходимость упорядоченности знаний. «Память есть кладовая ума,— говорил Суворов,— но в этой кладовой много перегородок, а потому надобно скорее всё укладывать куда следует».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Качества памяти | PSYERA

В предыдущем параграфе мы говорили о том, что нельзя характеризовать память человека просто как плохую или хорошую, потому что она может быть различной по отношению к разным объектам. Теперь мы должны внести дальнейшее уточнение в этот вопрос. Даже имея в виду определённые объекты, недостаточно ещё сказать про память, что она хорошая или плохая. Она может быть хорошей в одном отношении и плохой в другом. По отношению, например, к историческим фактам память какого-нибудь человека может отличаться большой прочностью сохранения и в то же время быть недостаточно точной.

Характеризуя память человека, надо различать отдельные качества её. Наиболее важны из них следующие:
1. Быстрота запоминания. Одному человеку, чтобы запомнить какой-нибудь материал, нужно долго и прилежно работать, тогда как другой запоминает этот же материал очень быстро. Это качество памяти больше всего бросается в глаза, и поэтому многие склонны оценивать память, главным образом, с точки зрения быстроты запоминания. Такая оценка, однако, несправедлива. Быстрота запоминания сама по себе не имеет решающего значения; она приобретает ценность лишь в соединении с другими качествами памяти.

2. Прочность сохранения. Запомнив что либо, одни люди надолго удерживают это в памяти, другие — быстро забывают («короткая память»). Различия между людьми в этом отношении не меньше, чем в отношении быстроты запоминания. Возможны различные взаимоотношения между этими двумя качествами памяти. Экспериментальные исследования показывают, что большая быстрота запоминания чаще бывает связана с прочным сохранением: кто скоро запоминает, тот и помнит долго. Наблюдаются, однако, и обратные случаи: некоторые из быстро запоминающих людей столь же быстро и забывают, тогда как некоторые медленно заучивающие надолго удерживают в памяти то, что они однажды заучили.

3. Точность памяти. Она характеризуется отсутствием искажений, пропусков чего-либо существенного и субъективных дополнений. Точность — одно из важнейших качеств памяти, требующее к себе особенного внимания. Если отдать себе ясный отчёт в том, какое значение имеет точность воспроизведения во многих областях жизни, становится ясным, насколько необходимо каждому человеку работать над повышением точности своей памяти. Основное средство для этого — воспитать в себе критическое отношение к собственным воспоминаниям. Надо уметь отличать то, что я помню достоверно, от того, что мне только кажется, отличать подлинное воспроизведение виденного и слышанного от субъективных дополнений, догадок и истолкований. При отсутствии точности воспроизведения все остальные качества памяти теряют большую часть своей ценности.

4. Готовность памяти. Под этим названием разумеется уменье быстро извлекать из запасов памяти то, что необходимо в данный момент. Некоторые люди, обладая обширными знаниями, не могут, однако, быстро находить ответы на те запросы, которые предъявляет жизнь. Про таких людей говорят: «У них много знаний, но они не умеют ими пользоваться». Без готовности памяти невозможна та черта ума, которую обычно называют «находчивостью». В некоторых профессиях находчивость, уменье быстро извлекать нужный материал из своего запаса знаний, имеет решающее значение; сюда относится деятельность военачальника, лечащего врача, учителя и т. п.

Готовность памяти зависит, во-первых, от того уменья припоминать, о котором мы говорили на стр. 99, а во-вторых, от систематичности знаний. Только в том случае, если в «запасах памяти» господствует полный порядок и строжайшая система, можно быстро находить в них необходимый материал. Недаром крупные военачальники — люди с исключительно высокой готовностью памяти — особенно подчёркивали необходимость упорядоченности знаний. «Память есть кладовая ума,— говорил Суворов,— но в этой кладовой много перегородок, а потому надобно скорее всё укладывать куда следует».

psyera.ru

Психология памяти.

Память – одна из
важнейших процессов психики. Любая
форма психической деятельности опирается
на память.

Память –
психический процесс, включающий в себя
процессы: запоминание, сохранение,
последующее воспроизведение человеком
его опыта, а также забывание.

Человек способен
удержать в памяти не только то, что он
ощущал, и воспринимал, но и то, что он
думал, переживал и делал. Память человека
тесно связана с ощущениями и восприятием,
с вниманием, мышлением, эмоциями и
чувствами.

Память избирательна.
В ней сохраняется не все, что прошло
через сознание человека или воздействовало
на мозг, а то, что связано с его
потребностями, интересами, деятельностью.
Память – как и другие психич. процессы,
это субъективное отражение объективного
мира. Значит, особенности и установки
личности человека и его деятельность
влияют на содержание, полноту и прочность
его памяти.

Физиологической
основой памяти является образование,
сохранение и возобновление нервных
связей в коре больших полушарий. Связи,
возникающие в мозгу, отражают объективные
связи, существующие между предметами
и явлениями действительности. Они могут
быть пространственными, временными,
структурными, причинно-следственными.
Запомнить – значит связать что-то с
чем-то, например, имя человека – с его
внешним видом, дату исторического
события – с содержанием события. Эти
связи называются ассоциациями.

Запоминаниепроцесс памяти, в результате которого
происходит закрепление нового путем
связывания его с приобретенным ранее.
Запоминание избирательно: в памяти
сохраняется не все, что воздействует
на органы чувств. Доказано, что всякое
запоминание есть закономерный продукт
действия субъекта с объектом.

Процесс запоминания
протекает в трех формах:

— запечатление,
— непроизвольное запоминание, —
произвольное запомин.

Запечатление
прочное и точное сохранение в КП и ДП
памяти событий в результате однократного
предъявления материала на несколько
секунд. Путем запечатления возникают
эйдетические образы. Феномен эйдетизма
в следующем: после взгляда на картинку
испытуемый может дать ответ о ее деталях,
это возможно тогда, когда образ виденного
сохраняется в сознании целиком. Это
часто встречается у детей.

Непроизвольное
запоминание
– сохранение в памяти
событий в результате их многократного
повторения. Так, с года ребенок запоминает
слова языка, находясь в определенной
языковой среде. Непроизвольному
запоминанию способствует сильное
чувство (радость, страх, отвращение…).
Этот способ запоминания имеет определенное,
положительное значение, на нем построена
память в начальном периоде усвоения
знаний. Непроизвольное запоминание
является продуктом и условием осуществления
познавательных и практических действий.

Произвольное
запоминание
– продукт специальных
мнемических действий, т.е. действий,
целью которых будет само запоминание.
Оно возникло в трудовой деятельности,
в общении людей и связано с необходимостью
сохранить знания, навыки, необходимые
для трудовой деятельности. Характерной
чертой произвольного запоминания
является волевой акт и обязательное
присутствие мотива, решающей задачи.

Сохранение более или менее длительное удержание
в памяти сведений, полученных в опыте
.
Сохранение имеет две формы:

— собственно
сохранение и — забывание.

Различают два вида
сохранения материала в памяти:

1) кратковременный
и 2) долговременный.

Кратковременная
память
– непосредственное
запечатление совокупности объектов
при однократном восприятии ситуации,
фиксация объектов, попавших в поле
восприятия. В кратковременной памяти
информация хранится от нескольких
секунд до нескольких часов (1-2 суток).
Объем – 5-6 предметов. В условиях КП
продуктивными являются задачи, для
решения которых могут быть использованы
автоматизированные способы действия.

Долговременная
память
– запоминание и сохранение
информации, имеющей большее значение,
на длительный срок содержания. Объем
ДП зависит от важности для человека
информации. ДП хранится многие месяцы
и годы. КП – имеет тактическое значение,
а ДП – стратегическое.

Информация,
использованная в деятельности, или
исчезает из памяти или из КП переходит
в ДП.

В качестве
промежуточного звена между КП и ДП
существует оперативная память –
обслуживающая текущие действия человека.
Из ДП извлекается информация, необходимая
для обслуживания соответствующей
деятельности.

Забывание – процесс
памяти, связанный со стиранием из памяти
событий, которые не важны для человека,
не повторяются, не воспроизводятся
человеком в его деятельности. То, что
не включается в деятельность, не
повторяется – забывается. Забывание
полезно и связано с формированием опыта
личности.

Включение в
деятельность – средство связи материала
с потребностями человека, следовательно,
борьба с забыванием. Нужно систематически
повторять то, что было сохранено в
памяти. Повторять материал необходимо
спустя небольшое время после его
восприятия, например, вечером прочитать
записанную утром лекцию. Забывание
также имеет избирательный характер.
Значимый материал, связанный с
деятельностью, забывается медленно. А
то, что имело жизненное значение, совсем
не забывается.Сохранение материала
определяется степенью его участия в
деятельности личности
.

Сохраняемое в ДП
не стирается, а становится несосознанным.
Сохранение — процесс не пассивный, а
динамический. Ранее запомненные знания
взаимодействуют с вновь усваиваемыми:
они ассоциируются, уточняются и
дифференцируются. Сохраняемый в сознании
опыт – постоянно изменяется и обогащается.
В неизменном виде сохраняется и
воспроизводится лишь то, что заучено
наизусть как самостоятельное цельное
высказывание.

Воспроизведение
– процесс памяти, воссоздание в
деятельности и общении сохраненного в
ДП материала и перевода его в оперативную.

Существует 3 уровня
воспроизведения:

— узнавание,
— собственно воспроизведение, —
припоминание.

Узнавание
это воспроизведение какого-то объекта
в условиях повторного восприятия. Оно
имеет большое значение в жизни. Без него
мы каждый раз воспринимали бы вещи как
новые, а не как уже знакомые. Без узнавания
невозможно осмысленное восприятие:узнать – значит включить воспринятое
в систему наших знаний, нашего опыта.
Узнавание сопровождается особым
эмоциональным переживанием – чувством
знакомости: «уже слышал, видел, пробовал».
Узнать легче, чем воспроизвести в
отсутствии оригинала. Каждому приходилось
испытывать странное переживание: ты
приезжаешь в заведомо новый для тебя
город или оказываешься в новой ситуации,
а кажется, что все это уже было. Мнимое
узнавание называется«дежа вю»
переводе с фр. «уже видел»). Здесь нас
подводят ассоциации – похоже только
кое-что, а кажется, все повторилось.

Если узнавание
полное, определенное, оно осуществляется
непроизвольно(без усилий) – незаметно
для себя мы узнаем в процессе восприятия
вещи, предметы, которые ранее воспринимали.
Но если узнавание неполное и поэтому
неопределенное, когда , например, увидев
человека, мы переживаем «чувство
знакомого», но не можем отождествлять
его с тем, которого знали ранее или мы
узнаем человека, но не можем вспомнить
условия, в которых мы воспринимали
человека, то в этих случаях узнавание
являетсяпроизвольным.Опираясь на
восприятие объекта, мы намеренное
стараемся вспомнить различные
обстоятельства, чтобы уточнить его
узнавание. В этом случае узнавание
переходит в воспроизведение.

Собственно
воспроизведение –
осуществляется
без повторного восприятия того объекта,
который воспроизводится. Оно вызывается
содержанием той деятельности, которую
человек осуществляет в данный момент,
хотя эта деятельность и не направлена
специально на воспроизведение. Этовоспроизведение непроизвольное.
Но оно не совершается само собой, без
толчка. Толчком к нему бывают восприятия
предметов, представления, мысли, которые
вызваны внешними воздействиями.

Произвольное
воспроизведение
вызывается
репродуктивными задачами, которые
человек ставит перед собой. Когда
материал закреплен прочно, воспроизведение
происходит легко. Но иногда не удается
вспомнить то, что необходимо, тогда
приходится делать активные поиски,
преодолевая трудности. Такое воспроизведение
называется припоминанием.

Припоминание
воспроизведение, при котором в
данный момент нет возможности вспомнить
нужное, но есть уверенность, что оно
запомнено. Припоминание характеризуется
активными поисками в лабиринтах памяти
нужной информации, это определенная
умственная работа, труд. Требуется
волевое усилие. Припоминание также, как
и запоминание, избирательно. Хорошо
осознанная и точно сформулированная
задача направляет дальнейший ход
припоминания, помогает отбирать в нашей
памяти нужный материал и тормозит
побочные ассоциации. Рекомендуется два
приема:

ассоциирование
и опора на узнавание.
Опора на узнавание
– название возможных вариантов цифр,
слов, фактов, которые могут быть узаны
и припомнены.

Все три уровня
воспроизведения вплетены друг в друга
и взаимодействуют в мнемической
деятельности.

Ассоциирование– связи между отдельными звеньями
воспринятого в жизни, играют большую
роль в запоминании и припоминании.

Выученное
постоянно взаимодействует с тем, что
изучалось ранее
.

Виды памяти:

  1. по
    характеру психической активности,
    преобладающей в деятельности, выделяют
    память двигательную, эмоциональную,
    образную и словесно-логическую;

  2. по
    характеру целей деятельности: произвольную
    и непроизвольную;

  3. по
    продолжительности закрепления и
    сохранения материала: КП, ДП и оперативную.

Двигательная
(моторная)
– запоминание, сохранение
и воспроизведение различных движений
и их систем. Она служит основой для
формирования навыков письма, ходьбы,
танцев, трудовых навыков.

Эмоциональная
память
– на чувства, заключается в
запоминании, воспроизведении и узнавании
эмоций и чувств. Лежит в основе формирования
привычек. Пережитые и сохраненные в
памяти чувства могут побуждать к действию
или тормозить. Способность сочувствовать
другому человеку основана на эмоциональной
памяти.

Образная память– зрительная, слуховая, осязательная,
обонятельная, вкусовая.

Словесно-логическая
(смысловая)
– заключается в запоминании
и воспроизведении мыслей. Т.к. мысли не
существуют без языка, то и память на них
смысловая.

studfiles.net

4.Психологическая характеристика памяти.

Память
играет
важную роль в жизни человека и его
професси­ональной деятельности. Она
лежит в основе любого психическо­го
явления и обеспечивает единство и
целостность личности. Память называют
цементом личности. При нарушении памяти
нарушается психическое здоровье человека
и личность как цело­стная система
распадается, разрушается.

Память
— это одна из форм психического отражения,
состоя­щая в закреплении, сохранении
и последующем воспроизведе­нии в
психике, сознании человека прошлого
опыта, его отдель­ных элементов.

Память
характеризуется тремя
основными процессами:
запоми­нание
(ввод информации в память), сохранение
(удержание) и воспроизведение. Организация
запоминания влияет на сохране­ние.
Качество сохранения определяет
воспроизведение.

Запоминание

первичный
процесс. От него во многом зависят
сохранение сведений в памяти и их
использование. В процессе за­поминания
участвуют многие нервные центры и связи.
Чем боль­ше их затронуто, участвует
в этом процессе, тем запоминание надежнее.
Различают преднамеренное
(произвольное)
и непреднамеренное
(непроизвольное)
запоминание. Первое характеризуется
сознатель­но поставленной целью
запомнить что-либо полно, точно, быст­ро.
Второе совершается как бы само собой.
Произвольное запоминание наиболее
продуктивно. На него в основном и
опираются при обучении и воспитании.

По
особенностям образующихся в процессе
запоминания свя­зей принято различать
механическое
и
смысловое
запоминание.
При
механическом запоминании образуются
преимущественно ассо­циации по
смежности, т.е. то или иное событие
запоминается потому, что идет тут же за
другим или находится рядом с ним.
Внутренние, существенные связи явлений,
событий при этом не вскрываются. Поэтому
для прочного запоминания требуются
мно­гократные повторения.

Сохранение

непассивный
процесс удержания информации. Особую
роль в сохранении информа­ции,
алгоритмов действий играет практическое
их применение, практика. Исследования
показали, что все, что, влияя на органы
чувств человека, поступает в его мозг,
запечатлевается там.

Воспроизведение

процесс
извлечения из памяти сохраненно­го
материала. Говорят о непроизвольном
воспроизведении, когда мысль или образ
всплывает в памяти без намерения
личности. Произвольное воспроизведение
может протекать на уровне узнавания,
когда ус­танавливается идентичность
воспринимаемого и сохраненного в памяти.

Забывание

про­цесс,
обратный запоминанию. Подобно запоминанию
забыва­ние — избирательный процесс.
Забывание оказывается тем более глубоким,
чем реже включается определенный
материал в дея­тельность, чем менее
значимым становится он для достижения
актуальных жизненных целей.

Качества
памяти определяются через скорость
запоминания (количество повторений,
необходимых для удержания материала в
памяти) и скорость забывания (время, в
течение которого за­помнившееся
хранится в памяти). Оба параметра (время
и количе­ство повторений) изменяются
по шкале «быстро—медленно» и получают
четыре сочетания, описывающих особенности
памяти по быстроте запоминания и
длительности сохранения.

Различают
следующие типы
памяти:
словесно-логический
и образный. Образную память подразделяют
на зрительную, слухо­вую, двигательную.
Уровень их развития у индивидов
неодинаков, что позволяет говорить о
словесно-логическом или образном типе
памяти и о зрительном, слуховом,
двигательном видах
памяти,
преобладающих
у того или иного человека. Знание сильных
и сла­бых сторон своей памяти помогает
человеку правильно организо­вать
процесс усвоения знаний.

Большинство
людей имеют комбинированный тип памяти
— зрительно-слуховой.

По
материалу, сохраняемому памятью, ее
можно разделить на когнитивную и
эмоциональную. Когнитивная
память —
это
про­цесс сохранения знаний. Эмоциональная
память —
это
сохранение в сознании переживаний и
чувств. Эмоциональная память на пе­режитое
— непременное условие развития
способности к сочув­ствию и состраданию.
В зависимости от установки на длительность
сохранения (по­мнить в течение
нескольких минут или удерживать в
сознании длительное время) выделяют
краткосрочную
и
долговременную
па­мять.
Различие
этих видов памяти подтверждается
различными следами, хранящими информацию.
Краткосрочную память связы­вают с
биоэлектрическими контурами колебаний
в нервной си­стеме, долгосрочную — с
изменением структуры белка рибонуклеиновых
кислот. От краткосрочной памяти отличают
оперативную. Оперативная
память
непосредственно
включена в регулирование деятельности
для удержания ее промежуточных
результатов. Она предполагает восприятие
объектов в момент свершения действий,
краткосрочное удержание в памяти образа
и всей ситуации, а также их изме­нений.

studfiles.net

Определение памяти в психологии, что такое тип и вид памяти

Память в психологии — это нейропсихофизиологический процесс, обуславливающий преемственность всех психических процессов и заключающийся в сохранении и воспроизведении полученного опыта. Является основой психической деятельности и отвечает за способность к обучению и развитию. Без неё индивид не сможет провести градацию между настоящим прошлым и будущим. Психология памяти для изучения различных аспектов и характеристик использует широкий спектр экспериментальных опытов.

Виды памяти

  1. Механическая
  2. Ассоциативная или логическая

Под механической понимается способность организма сохранять след многократных повторений реакций, производить соответствующие изменения в нервных путях. Это процесс накопления индивидуального опыта, который можно сравнить с проторением дорожной колеи. Вся совокупность личных умений, навыков, реакций и движений результат таких проторений. Многократное повторение движения как будто оставляет следы в нервной системе и обуславливает прохождение этими же путями новых возбуждений.

Ассоциативная память. Психология определяет этот вид как связь реакций, при которой наступление одной из них ведёт к немедленному проявлению другой. Учение об ассоциативном дало начало изучению условных рефлексов, которые и есть частный случай ассоциативной памяти.

Учёные пытались выявить, какой вид запоминания более важен или полезен для человека. Опытным путём выяснилось, что, например, процесс запоминания любого материала продуктивнее логическим путём, при котором устанавливаются логически выстроенные порядки через связывания ранее изученного и нового материала в 22 раза, чем механическим — обычной «зубрёжкой».

Состав процесса памяти

  1. Закрепление реакции — наличие следа в нервной систем от раздражения, которое проходит через мозг. Исследования в подсознательной сфере сновидений, фантазий и тому подобное выявило, что ни одно воспринятых человеком впечатление не может пропасть бесследно. Все, так или иначе, сохраняется в подсознательных слоях, проходят через призму психики и вновь проникает в сознание. Примером может служить следующий случай: малограмотная женщина долгое время работала уборщицей в доме пастора. И вот однажды, сильно заболев, она начала бредить и в слова, которые она произносила в бреду были отрывками из библии на разных языках. Как оказалось, во время работы женщина часто слышала как пастор вслух читал книги на незнакомых ей языках. Это яркий пример того, что ни одно из воспринятых нами раздражений из окружающего мира не проходят бесследно для нашей памяти и могут быть воспроизведены при определённых условиях.
  2. Воспроизведение реакции вследствие внутреннего раздражителя. Затем все части воспроизводимых реакций взаимодействуют между собой так, что ответом на одну реакцию послужит следующая реакция и так возникает цепочка реакций. Этот процесс легко увидеть на примере чтения наизусть какого-либо стиха. Если забывается одна строчка, можно начать рассказывать стих заново и забытая строчка вспомнится.
  3. Момент узнавания, сводящийся к тому, что воспроизводимая реакция воспринимается нами как уже знакомая. Речь идёт о том, что к воспроизводимой реакции добавляется новые реакции, которые бессознательно отождествляются с бывшей реакцией.
  4. Момент локализации, представляющий собой вновь возникшую реакцию.

Типы памяти по способу восприятия

  • Зрительная
  • Слуховая
  • Двигательная
  • Обонятельная
  • Вкусовая
  • Тактильная
  • Образная

Довольно долгое время процесс запоминания рассматривался как одинаковый нейропсихофизический процесс, проходящий у всех людей аналогичным образом. Впоследствии было доказано, что работа памяти у каждого отдельного человека индивидуальна и зависит от наиболее частых форм тех реакций, которые он использует в жизни. Вследствие этого стали различать типы памяти.

Например, зрительный тип, если человек при воспроизведении чаще всего пользуется зрительными реакциями. Аналогично и с реакциями слуховыми или двигательными. И также выделили смешанные типы: зрительно-слуховой, двигательно-зрительной и т. д.

Например, люди, заучивая какое-либо стихотворение, пользуются разными способами. Многим проще читать страницу со стихом молча, так как усвоение этого человека происходит при помощи глаз и далее при воспроизведении представляет, на какой из страниц что было написано. Другие люди для того чтобы выучить наизусть предпочитают читать вслух и при дальнейшем воспроизведении выученного, человеку будет казаться, что он слышит внутренний голос, который произносит стих. Интересен тот факт, что люди со зрительной доминантой прищуривают глаза при прочтении, а со слуховой как бы прислушиваются.

Двигательный тип в психологии характеризуется через запоминание с помощью кинестетических и мускульных ощущений. Человек такого типа при заучивании стихотворения обязательно попытается самостоятельно записать его или проговорить. При забывании он будет применять речедвигательные реакции, что можно будет легко увидеть при движении губ такого человека. Такие люди часто употребляют фразы «вертится на языке» или жестикулируют пальцами при попытке вспомнить слово.

Обонятельная — образная или модальная память, характеризующаяся запоминанием с помощью обонятельных анализаторов. У животных обонятельная развита гораздо лучше, чем у человека.

Вкусовой тип характеризуется работой вкусовых анализаторов и отвечает за наши вкусовые пристрастия.

Тактильный тип помогает нам определить предмет без зрительного контакта с ним. Такая память особенно развита у незрячих людей.

Образная память — это целостное восприятие на основе других типов (зрительной, слуховой и т. д.) с помощью нашей сенсорной системы. Исследования учёных показали, что образная память в большей степени развита у детей и подростков, а также у людей творческих профессий.

Использование одного типа памяти встречается очень редко, обычно человек использует два типа, один из которых будет доминантным. Сознательное использование всех типов благотворно влияет на заучивание и воспроизведение.

Виды памяти по способу хранения информации

  • Кратковременная
  • Долговременная
  • Мгновенная
  • Оперативная

Кратковременная память имеет относительно короткий временной период хранения информации, около 30 секунд. Затем полученная информация вымещается вновь поступившей. Если индивид акцентирует своё внимание на полученную информацию, то из разряда кратковременно хранимой, она переходит в содержимое долговременной памяти.

Основная роль кратковременной памяти в психологии — обобщение и схематизация полученной индивидом информации. Она играет главную роль в принятии решений. Происходит идентификация информации поступившей извне или из объёма долговременной памяти и далее принимается решение в соответствии со знаниями и навыками индивида.

Долговременная память содержит весь объём знаний, умений и навыков индивида, полученных на протяжении всей жизни.

Этот вид подобен огромному книгохранилищу в котором без особых усилий можно отыскать любую актуальную для человека информацию. Но, несмотря на это, многие фрагменты долговременной памяти утрачиваются со временем и для того, чтобы их вспомнить требуются немалые волевые усилия. Это происходит из-за того, что информация долгое время не была востребована или не имеет особой значимости в это время.

Все сведения, содержащиеся в памяти связаны между собой ассоциациями. Исходя из этого гораздо лучше воспроизводится или запоминается та информация, которая наибольшей степени ассоциируется с уже имеющейся. Прежде чем попасть в долговременное хранилище, новое понятие активизирует систему имеющихся понятий близких ему по смыслу. Возникающие ассоциативные связи определяются частотой совпадения, актуальностью и эмоциональной значимостью.

Учёные определили, что человек со среднестатистическим объёмом долговременной памяти может запомнить информацию, содержащуюся в миллионе отдельных книг. Люди с феноменальной памятью способны запоминать гораздо больше и спустя много лет точно воспроизводить информацию с мельчайшими деталями и нюансами.

Мгновенный или иконический вид памяти является первейшим этапом в восприятии поступившей извне информации без её обработки. Это пассивный процесс, помогающий на данное мгновение сохранить точную картину окружающей действительности. Объём этого вида достаточно велик по сравнению с кратковременной памятью, так как с помощью неё воспринимаются все стимулы, воздействующие на сенсорную систему человека (положение объектов в пространстве и их движение, освещённость, температура воздуха и т. д.).

Оперативная память человека по времени хранения информации находится между кратковременной и долговременной. Оперативный вид восприятия информации обуславливает возможность самостоятельно регулировать срок хранения информации в зависимости от своих целей и задач (от считаных секунд до нескольких недель или дней).

Что влияет на память

Память в психологии — это многогранный психофизиологический процесс, изменяющийся под воздействием многих факторов:

  • Депрессивное состояние. Крайне негативно влияет на памятийные характеристики, так как подавляет внимание и способность воспринимать информацию. Человек сосредотачивается на своих негативных переживаниях и не реагирует на другие раздражители внешнего мира.
  • Стресс и нервное истощение. Происходит физическое переутомление человека, при котором полноценные процессы запоминания и воспроизведения невозможны. Блокируется оперативный вид памяти вследствие чего затрудняется постановка и решение новых задач.
  • Старость. Происходит необратимая утрата нейронных связей и ухудшение функционирования мозгового кровообращения, что пагубно влияет на качество памяти.
  • Приём медикаментов. Некоторые лекарства при длительном применении угнетают нервную систему. Это препараты антигистаминной группы, снотворные, транквилизаторы.
  • Гормональные нарушения, например, нарушение работы щитовидной железы.
  • Заболевания, например, Болезнь Альцгеймера.
  • Травмы с поражением ЦНС.


psiho.guru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о