Предметом возрастной психологии выступают: لم يتم العثور على الصفحة

Содержание

Предмет возрастной психологии

Возрастная психология представляет собой перспективное, актуальное направление научных исследований, направленное на изучение фактов, механизмов и закономерностей развития личности на различных возрастных периодах; выявление возрастной динамики психики. Научная область направлена на изучение закономерностей формирования и развития психики, исследуя движущие силы и механизмы данного процесса, анализируя различные научные подходы к пониманию природы, генезиса, функционального потенциала психики, выявляя различные аспекты становления психики, ее изменений в процессе реализации познания, коммуникации, деятельности.

Психология развития подразделяется на детскую, подростковую психологию, психологию юности, взрослости, геронтопсихологию. Каждое из научных направлений изучает динамику психологической жизни личности в рамках определенного возрастного периода.

Научная область отмечает все сравнительно медленные количественные, качественные изменения, которые происходят в психике личности при ее переходе от одного возрастного периода к следующему.

Готовые работы на аналогичную тему

Объект и предмет психологии развития

Определение 1

Объектом изучения возрастной психологии является личность человека, которая находится в перманентном состоянии развития, изменений; закономерности формирования и развития личности.

Определение 2

Предмет научной отрасли – возрастные периоды развития, причины, возможные механизмы и закономерности перехода личности от одного возраста к другому, общие тенденции, направленность и темпы психического развития в онтогенезе.

Цели и задачи возрастной психологии

Определение 3

Главной целью возрастной психологии выступает оптимизация самоощущения личности в рамках отдельного возрастного этапа, гармонизация взаимоотношений с социумом, принятие собственной личности в любом возрасте

Основными задачами научной дисциплины выступают следующие:

  • исследование движущих сил и механизмов развития психики на протяжении жизни личности;
  • периодизация индивидуального психического развития;
  • исследование возрастных особенностей и закономерностей протекания психических процессов на определенном возрастном этапе;
  • выявление возрастных возможностей, закономерностей реализации деятельности;
  • определение возрастных норм функций психики, психологических ресурсов и творческого потенциала личности;
  • создание службы систематического контроля за ходом развития ребенка, его психического состояния, оказание помощи родителям в проблемных ситуациях;
  • клиническая, возрастная диагностика;
  • реализация психологического сопровождения в кризисные периоды жизни личности;
  • оптимизация организации образовательно-воспитательного процесса.

Категория возраста в психологии развития

Определение 4

Одной из основных категорий психологии развития выступает категория возраста – понятия, которое служит для обозначения временных характеристик индивидуального развития человека.

Различают хронологический и психологический возраст.

Определение 5

Хронологический — выступает характеристикой длительности существования человека от момента его рождения.

Определение 6

Психологический – представляет собой определенную своеобразную ступень онтогенеза, индивидуального развития, обусловленную особенностями, закономерностями формирования организма, воспитания, обучения, условиями социально-природной окружающей среды.

Основными компонентами возраста выступают следующие:

  1. Социальная ситуация развития;
  2. Новообразования;
  3. Ведущая деятельность.

Таким образом, психология развития представляет собой перспективное направление научной мысли, позволяющее оптимизировать процессы восприятия, принятия личностью себя во всей совокупности индивидуальных, возрастных, психологических проявлений.

8.2. Основные понятия возрастной психологии

8.2. Основные понятия возрастной психологии

 

Предмет возрастной психологии – законы, закономерности, тенденции изменения психики, личности, поведения и жизнедеятельности человека в течение его жизни.

Развитие психики – закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Филогенез – развитие вида, предельная временная дистанция, включающая возникновение жизни, зарождение видов, их изменение, дифференциацию и преемственность, т.е. всю биологическую эволюцию, начиная с простейших и завершая человеком.

Онтогенез – индивидуальное развитие человека, которое начинается с момента зачатия и завершается концом жизни.

Антропогенез – развитие человечества во всех его аспектах, в том числе и культурном, часть филогенеза, начинающаяся с возникновением Homo sapiens и завершающаяся сегодняшним днем.

Микрогенез – актуальный генез, наиболее короткая временная дистанция, охватывающая «возрастной» период, в течение которого протекают краткосрочные психические процессы, а также развернутые последовательности действий.

Возраст – объективная, исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная стадия развития индивида в онтогенезе.

Хронологический возраст – возраст отдельного человека, начиная с момента зачатия и  до конца жизни.

Биологический возраст

– генетические, морфологические, физиологические и нейрофизиологические изменения, которые происходят в организме каждого человека.

Социальный возраст – социальные изменения, которые происходят в психике, измеряется путем соотнесения уровня социального развития человека, а жизненные и возрастные изменения, определяют мировоззрение человека, его отношение к жизни.

Психологический возраст определяется путем соотнесения уровня психического развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом.

Условный возраст (или возраст развития) определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно — количественных признаков.

Абсолютный (календарный или хронологический ) возраст выражается количеством временных единиц (минут, дней, лет, тысячелетий и т.п.), определяющих момент возникновения объекта до момента его измерения. Это – чисто количественное, абстрактное понятие, обозначающее длительность существования объекта, его локализация во времени.

Наблюдение – преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения.

Лонгитюдное исследование – изучение развития одного и того же испытуемого длительное время.

Метод эксперимента – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется искомый психологический факт.

Метод близнецов – изучение сходства и различия между гомозиготными и гетерозиготными близнецами, которое дает важный научный материал для понимания роли наследственности и среды в формировании развития психики и личности человека.

Биографический метод – способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности.

Детерминизм – закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов.

Движущие силы развития – факторы, которые определяют поступательное движение развития человека, являются его причинами, направляют его, содержат в себе энергетические и побудительные источники развития.

Условия развития – внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые, не выступая в качестве движущих сил развития, влияют на него, направляя ход развития, формируя его динамику и определяя источники развития.

Интериоризация – формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности.

Социальная ситуация развития – складывающееся к началу каждого нового этапа своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между человеком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной.

Новообразование развития – качественно новый тип личности и взаимодействия человека с действительностью, отсутствующий как целое на предыдущих этапах его развития.

Закон развития высших психических функций – первоначально высшие психические функции возникают как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии становятся внутренними индивидуальными функциями самого человека.

Зона ближайшего развития – расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития.

Ведущая деятельность – вид деятельности, в которой возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии развития.

Обучение – процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; организация формирования знаний, умений, навыков.

Периодизация развития – онтогенез как последовательность относительно самостоятельных и отграниченных друг от друга отрезков.

Возрастные кризисы – особые, относительно непродолжительные по времени периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями.

Детство – термин, обозначающий начальные периоды онтогенеза (от рождения до подросткового возраста).

Рефлекс

– опосредованная нервной системой закономерная ответная реакция организма на раздражитель.

Безусловный рефлекс – относительно постояннаянаследственно закрепленная стереотипна форма реагирования на биологически значимое воздействие внешнего мира или изменение внутренней среды организма, осуществляемое с помощью нервной системы.

Атавистические рефлексы – безусловные рефлексы. Полученные от животных предков, но бесполезные для ребенка и поэтому исчезающие в течение первых месяцев жизни.

Условные рефлексы новорожденного – рефлексы, появляющиеся к концу первого месяца жизни и возникающие при сочетании первоначально незначимого раздражителя с раздражителем, вызывающим безусловный рефлекс.

Зрительное сосредоточение – проявляется в реакциизамирания, прекращении движений и задерживании взгляда на ярком предмете.

Слуховом сосредоточении – проявляется в реакциизамиранияи направлении головы в сторону раздражителя.

Улыбка – способ выражения положительных эмоций, появляется позднее, чем плач.

Комплекс оживления – бурная эмоциональная реакция младенца, возникающая на лицо матери (или человека,выполняющего роль матери) и проявляющееся фиксацией взгляда на ее лице, произнесением звуков, движением рук и ног, а также улыбкой.

Кризис 1 года – переходный период между младенчеством и ранним детством, сопровождающийся всплеском самостоятельности и появлением аффективных реакций.

Узнавание – опознание воспринимаемого объекта как такового, который уже известен по прошлому опыту. Основой его является сличение наличного восприятия со следами, сохраняющимися в памяти.

Пассивный словарь – совокупность слов, понимаемых ребенком.

Активный словарь – совокупность слов, произносимых ребенком.

Аффективная окрашенность восприятия – такое восприятие ребенка, при котором наблюдаемые предметы вызывают яркую эмоциональную реакцию.

Наглядно–действенное мышление – один из видов мышления, характеризующийся тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов.

Предметно — манипулятивная деятельность – ведущая деятельность в раннем детстве, для которой характерны практические действия ребенка с предметами, в том числе и игрушками, сосредоточиваясь на самих действиях, в ходе которых происходит усвоение способов их употребления и развитие способностей и умений.

Орудийные действия – действия, в которых один предмет – орудие употребляется для воздействия на другие предметы.

Предметная деятельность – ведущий вид деятельности ребенка раннего возраста, в процессе которой происходит присвоение общественно выработанных способов  употребления предметов.

Личные действия (по Д.Б. Эльконину) – действия ребенка раннего возраста, которые он начинает воспринимать как свои и сопровождает своим именем или местоимением «Я».

Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способностях осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.

«Режиссерская игра» ‑ вид игры ребенка раннего возраста, в которой используемые ребенком предметы наделяются несвойственным им игровым смыслом (например, кубик превращается в машинку).

Кризис 3 лет – период возрастного развития между ранним и дошкольным детством, содержанием которого является изменение системы отношений ребенка со взрослыми и выделение своего «Я».

Внешнее «Я — сам» ‑ одно из новообразований раннего детства, проявляющееся в самостоятельных действиях ребенка и связанное с развитием первичных форм самосознания.

Негативизм – негативная реакция не на само действие, которое ребенок отказывается выполнить, а на требование или просьбу взрослого (реакция не на содержание действия, а на само предложение, исходящее от взрослого).

Частный случай негативизма. Немотивированное противодействие тому, что исходит от других.

Упрямство – реакция ребенка,  который настаивает на чем–то не потому что хочется, а потому, что он требует, чтобы с его мнением считались.

Особенность поведения как дефект волевой сферы индивида, выражающийся, во что бы то ни стало поступить по-своему, вопреки разумным доводам, просьбам, советам, указаниям других людей.

Строптивость – направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве отношений, против принятых в семье норм воспитания, против навязывания образа жизни.

Своеволие – связано с тенденцией к самостоятельности, часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.

Протест-бунт – частые конфликты с родителями.

Деспотизм – ребенок жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя свои требования.

Обесценивание требований взрослых ‑ обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше.

Наглядно-образное мышление – мышление, обусловленное внутренними ориентировочными действиями с образами.

Ориентировочное действие – действие, направленное на обследование предметов с целью получения информации.

Ориентировочная деятельность – совокупность действий субъекта, направленных на активную ориентировку в ситуации, ее обследование и планирование поведения.

Реальные отношения (в игре) ‑ отношения между детьми как партнерами по общему делу, направленные на регулирование хода игры (распределение ролей, планирование сюжета, разрешение недоразумений).

Ролевые отношения детей – отношения, разыгрываемые детьми в соответствии с сюжетами игры.

Эгоцентрическая речь – речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка.

Контекстная речь – речь, содержание которой раскрывается в самом контексте и поэтому становится понятным слушателям независимо от знания или незнания обсуждаемой ситуации.

Эгоцентризм – неспособность ребенка, сосредотачиваясь на собственных интересах, изменять исходную познавательную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению даже перед лицом противоречащей его опыту информации.

Ролевая игра ‑ деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, и игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

Сюжетно-ролевая игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте; совместная, групповая игра, в которой участники распределяют, берут на себя различные социальные роли.

Игра с правилами – вид игры дошкольника, в котором роли отходят на второй план, и главным оказывается четкое выполнение правил игры.

Игровые условия – участвующие в игре дошкольника дети, куклы, другие игрушки и предметы.

Содержание игры – то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности взрослых.

Сюжет игры – отражаемая в детских играх действительность. Чем шире сфера деятельности, с которой сталкиваются дети, тем шире и разнообразнее сюжеты игр.

Игровое действие – действие, свободное от операционально-технической стороны, действие со значениями, носит изобразительный характер.

Воображаемая (мнимая) ситуация – перенос значения с одного предмета на другой.

Правило замещения в игре – замещать предмет может только такой предмет, с которым можно воспроизвести хотя бы рисунок действия.

Соподчинение мотивов – способность ребенка подчинить одно свое желание другому и на этой основе сделать выбор. Это означает появление волевого поведения, что придает выраженную направленность всему поведению.

Произвольность поведения – это опосредованность поведения определенным представлением. По Д. Б. Эльконину, в дошкольном возрасте ориентирующий поведение образ сначала существует в конкретной наглядной форме, затем становится все более обобщенным (в форме правила или нормы). На основе П. п. появляется стремление управлять собой и своими поступками.

Преодоление познавательного эгоцентризма – частое переключение с одной роли на другую в процессе игры, переход с позиции ребенка на позицию взрослого, что приводит к систематическому «расшатыванию» представлений ребенка об абсолютности своего положения в мире вещей и людей и создает условия для координации разных позиций.

Ориентировочная деятельность – совокупность действий субъекта, направленная на активную ориентировку в ситуации, ее обследование и планирование поведения. Основными и самыми общими задачами О. д. являются: анализ проблемной ситуации, установление отношений между элементами ситуации и их актуальных значений, построение плана действий, а по ходу выполнения действия – его контроль и коррекция.

Сенсорные эталоны восприятия – это выработанные человеком представления об основных разновидностях свойств и отношений. Каждый вид эталонов не просто набор отдельных образцов, а система.

Действия восприятия – выделяют три основных вида:

идентификация – свойство воспринимаемого предмета совпадает с эталоном;

отнесение к эталону – частичное совпадение свойства предмета с эталоном;

моделирование – при восприятии объектов со сложными свойствами, которые могут быть определены при помощи одного эталона.

Образное мышление – решение ряда задач посредством оперирования образами, без выполнения практических действий.

Познавательное воображение – помогает создать целостный образ события или явления, достроить схему или картину.

Аффективное воображение – выполняет функцию защиты «Я» путем проигрывания негативных переживаний или создания воображаемых компенсаторных ситуаций.

Внеситуативно-познавательная форма общения – (3-4 года). Ведущий мотив – познание. Ребенок задает много вопросов («возраст почемучек»). Взрослый как источник познания, партнер по обсуждению причин и связей в мире природы и техники.

Внеситуативно-личностная форма общения – (6-7 лет). Личностный мотив общения проявляется в трансформации содержания вопросов, в новых темах для обсуждения, в расспрашивании взрослого о его работе, семье, детях. Взрослый выступает как источник социальных познаний, как эталон поведения в различных ситуациях и как наиболее компетентный судья.

Психологическая готовность к школе – развитие у детей потребности в общении с другими детьми, умения подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справиться с ролью школьника в ситуации школьного обучения. Выделяют личностную, интеллектуальную и социально-психологическую готовность к школе.

Кризис 7 лет по Л.И. Божович – период рождения социального «Я» ребенка.

Младший школьный возраст – период жизни (детства) человека от 6-7 лет до 10-11 лет.

Учебная деятельность – ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте, представляющий собой форму социальной активности, реализуемую посредством учебно-познавательных действий и учебных операций.

Учебная операция – один их компонентов учебной деятельности, входящий в состав способа действий и составляющий его основное звено.

Учебная задача – один из компонентов учебной деятельности, включающий систему заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы (принципы) действия.

Научное понятие – одна из форм отражения мира в мышлении, с помощью которой познается сущность явлений, процессов, обобщают их существенные стороны и признаки.

Умственные действия – действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания, без опоры на внешние средства, в том числе слышимую речь.

Рефлексия – способность осознавать свои особенности; осознавать, как эти особенности воспринимаются другими, и строить свое поведение с учетом возможных реакций другого.

Моральные (нравственные) чувства ‑ высшие чувства, переживания, связанные с отношением человека к другим людям, к обществу и своим общественным обязанностям.

Произвольность и осознанность психических процессов – новообразования младшего школьного возраста, характеризующиеся значительным влиянием воли и сознания ребенка на протекание всех психических процессов.

Готовность к школьному обучению – желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка.

Самооценка – оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Моральные (нравственные) чувства – высшие чувства, переживания, связанные с  отношением человека к другим людям и обществу и своим общественным обязанностям.

Мотив – побуждающий и определяющий направленность деятельности на предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется.

Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.

Иерархия мотивов – система побудительных сил поведения, в которой менее значимые побуждения подчинены более значимым.

Мотив достижения успеха ‑ потребность человека добиваться успеха в различных видах деятельности, особенно в ситуациях соревнования с другими людьми.

Мотивация избегания неудачи – стремление человека в любой ситуации действовать так, чтобы избежать неудачи, особенно там, где результаты его деятельности оцениваются другими людьми.

Самоуважение – видение себя человеком, обладающим положительными качествами, то есть таким, кто делает хорошо все, что считает важным.

Подростковый возраст (отрочество) – период онтогенеза от 10-11 до 15 лет, соответствующий началу перехода от детства к юности.

Юность – период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной жизни.

Пубертатный кризис – кризис, наступающий в подростковом возрасте; подразумевает биологические и физиологические изменения, связанные с развитием соматических и половых функций.

Гормон роста – соматотропин, которым стимулируется в основном удлинение тела; выделяется передней долей гипофиза.

Чувство взрослости (по определению Д.Б. Эльконина) – новообразование сознания, через которые подросток сравнивает себя с другими(взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность.

Идентичность – субъективное чувство непрерывной самотождественности.

Негативная идентичность – тип развития неадекватной идентификации, при котором наблюдается презрительное, враждебное отношение к занятиям и ценностям, принятым в семье и ближайшем окружении подростка; попытка найти идентичность, прямо противоположную той, которую предпочитают для своего ребенка ближние.

Предопределенная идентичность – некритичное принятие ценностей семьи, общества, религиозной группы и др.

Маргинальная личность – личность, принадлежащая двум культурам.

Личностная рефлексия – важный механизм самосознания, представляющий собой форму осознания подростком, как своего внутреннего мира, так и понимания внутреннего мира других людей.

«Я — концепция» ‑ относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений подростка о самом себе, на основе которой он строит свои взаимоотношения с другими людьми и относится к себе.

Реальное Я – представление о себе в настоящем времени.

Идеальное Я – то, каким субъект, по его мнению, должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы.

Динамическое Я – то, каким субъект намерен стать.

Фантастическое Я – то, каким субъект желал бы стать. Если бы это оказалось возможным.

Гипотетико-дедуктивное мышление – фундаментальная переориентация мышления с познания того, как устроена реальность, на поиск потенциальных возможностей, лежащих за непосредственной данностью.

Формирование психосексуальной зрелости в юности – биологический процесс ее становления и психосоциальный процесс усвоения индивидом половой роли и признание ее обществом.

Психосексуальная ориентация – направленность полового влечения и форм его реализации.

Социальные половые роли – социальные нормы, определяющие дифференциацию деятельности, статуса, прав и обязанностей мужчин и женщин.

Полоролевое поведение – поведение, реализующее нормативные ожидания мужчин и женщин или ориентированное ни них.

Половая идентичность – единство поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли.

Самосознание в юношеском возрасте – самосознание, характеризующееся познанием своего «Я» не только в настоящем, но и в будущем, что связано с определением своих жизненных планов и целей, нравственных идеалов.

Мировоззренческий поиск – социальная ориентация личности, т.е. осознание себя частицей, элементом социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения.

Жизненный путь человека – процесс поэтапного присвоения человеком общественных связей и отношений, ведущий к его развитию или деградации, к действительной самореализации или невозможности реализовать себя в какой-либо деятельности.

Критерии ценности жизненного пути – психологические изменения, происходящие при переходе в последующую возрастную группу, появление новых интересов, потребностей, переориентация ценностных установок.

Социальное время – совокупность социальных изменений, необходимых для осуществления социальных перемен в жизненном пути человека.

Социальный ритм – насыщенность каждой единицы времени социальными изменениями, являющимися результатом деятельности людей, и сокращение временных интервалов, необходимых для осуществления определенных социальных перемен.

Поколение – интервал времени между средним возрастом родителей и их детей.

Возрастная когорта – группа людей, родившихся в одном определенном году.

Внутренняя свобода личности – способность личности принять себя как целостность и найти наиболее подходящий путь для самореализации.

Кризис идентичности – некоторая нетождественность человека самому себе, его неспособность определить, кто он такой, каковы его цели и жизненные перспективы и т.д.

Геронтология – наука, изучающая процесс и историю старения с биологической, химической, физической и психологической точек зрения.

Старение – комплекс изменений, происходящих в организме с течением времени и наиболее заметных именно в преклонном возрасте.

Акме – «цветущая сила» ‑ вершина физических возможностей человека, высшая ступень, момент наибольшего расцвета человеческой личности, «тождественности себе».

Зрелость (взрослость) – наиболее продолжительный период жизни человека, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человека.

Профессиональная деятельность – деятельность, направленная на решение задач, важных для той или иной социальной сферы и включающая мотивацию этой деятельности, специфические приемы и способы выполнения производственных операций.

Зрелая личность – физическая и психическая зрелость личности, находящая выражение в сформированности интеллекта, чувств, воли – это его личностная зрелость, которая проявляется в отношениях.

Кризис середины жизни – кризис 40-летия. Признаки кризиса, разлада внутреннего мира – изменение отношения к тому, что раньше казалось важным, значительным, или, напротив, отталкивающим. Кризис идентичности выражается в переживании чувства нетождественности самому себе, того, что стал иным. Решение возможно на основе самоанализа необходимости найти себе и своему «Я» место в новых условиях, выработать соответствующую форму поведения и деятельности.

Гетерохронность развития – (неравномерность) несовпадающий темп развития и уровней достижений человека как индивида, личности и субъекта деятельности в том числе и внутри каждой из сторон в отдельности.

Феномен «опустевшего гнезда» ‑ период в семейном цикле, который наступает после того, как младший из детей покидает родительский дом, родители остаются вдвоем, лишаются привычных связей и забот, вынуждены в какой-то мере пересматривать свои отношения и образ жизни.

Симбиотические отношения – такого рода отношения возникают в семьях, где мать одна воспитывает ребенка или, имея мужа, не удовлетворена браком и всю свою нерастраченную любовь «обрушивает» на сына (дочь).

Менопауза – необратимое прекращение менструаций, которое происходит в среднем возрасте и может сопровождаться физическими симптомами и интенсивными эмоциональными реакциями.

Климактерий – широкий комплекс физических и эмоциональных симптомов, сопровождающих изменения репродуктивной функции в связи с угасанием деятельности половых желез в среднем возрасте. Климактерий затрагивает и мужчин, и женщин. 

Феномен «эмоционального сгорания» ‑ эмоциональное истощение, которое часто наступает у людей среднего возраста, занятых в сфере оказания помощи другим людям.

Предметом возрастной психологии является… Предмет, задачи и проблемы возрастной психологии

В процессе всей жизни каждый человек преодолевает значительный путь своего становления, формирования зрелой личности. И у каждого этот путь индивидуален, поскольку человек является не только зеркальным отражением той реальности, в которой находится, но и носителем определенных духовных составляющих предшествующих поколений.

Немного о формировании индивидуальности

Прежде чем понять, что же является предметом возрастной психологии, необходимо ознакомиться с основными характеристика человека как личности. Получается, что человек — это своего рода единство двух диаметрально противоположных реальностей. Опыт предшествующих поколений человек впитывает из мифологии, сказок народов мира, трудов научного, исторического или художественного направления. Природные корни вкупе с современным мироощущением и внутренним пониманием своей сущности создают то уникальное, что есть в человеке. Именно это все и движет развитием духовной сферы. Даже в детстве ребенок уже понимает значение таких постулатов жизни, как добро и зло, сочувствие и равнодушие, понимание и отсутствие интереса и т. д. Человек с детства стремится к идентификации, самоопределению, осознанию сути своей уникальности.

Познание себя и окружающего мира

Познание себя

Познание себя начинается с ощущения грани между добром и злом, возвышенным и низменным. Будучи еще ребенком, маленький человечек черпает у взрослых образы нравственного поведения, модели восприятия действительности, применяет их на себя, тем самым проводя границу между собой и окружающими людьми. Вот он — ключ к идентификации себя. Ребенок, переступая грань недозволенного, как бы примеряет на себя самые различные социальные роли и психологические образы.

В подростковом возрасте человек продолжает «искать себя», а именно самоопределяться относительно своей личности, а также своего места в этом мире. Подросток позиционирует себя, с одной стороны, как полноценный член коллектива, а с другой стороны, как уникальное явление. Именно эта амбивалентность является прямым путем к самоопределению человека.

Юность — прекрасная пора …

Юность - прекрасная пора

Недаром говорят, что юность — это самая прекрасная пора. Психологический столб сформирован, правила внешнего мира давно известны. Достаточно лишь полностью раскрепостить себя и быть открытым для чего-то нового. На данном этапе человек способен оценить историю развития мира, ощутить всю ее сложность и степень неизученного. Юноша или девушка пытается самостоятельно органично функционировать в реалиях социальной жизни, обществе с правами и обязанностями.

Хотелось бы обратить внимание на то, что в каждый период жизни человек продолжает этот бесконечный путь самоопределения, познания себя. Детство, отрочество, юность … Законы возрастного развития функционируют всегда. Предметом возрастной психологии являются закономерности? Ведь стоит только подумать о том, что очень многое стоит перед человеком в процессе самоопределения: открытие внешнего мира, знакомство с его историей, предметной и природной реалиями, законами функционирования социального пространства, с законами и правами вообще человеческой жизни.

Отметьте, что является предметом изучения возрастной психологии на ваш взгляд.

О психическом развитии ребенка

Проблема психического развития ребенка всегда занимала важное место в развитии психологической мысли, однако как наука она сформировалась лишь в конце XIX века. Скорее всего, этот пласт психологических знаний правильнее будет назвать не отдельной наукой, а ветвью сравнительной психологии. Что являет на сегодняшний день детская психология? Представляющая собой отрасль познания научного характера, она включает в себя две мощные ветви знания.

Что является предметом возрастной психологии? Ответ очень прост — законы развития человеческой психики в процессе жизнедеятельности.

Классификация детской психологии

Детская психология

Возрастная психология — это сфера научного знания, объединяющая в себе основные психологические вопросы развития детей всех возрастов. В соответствии с этим она подразделяется на разделы:

  • детская психология;
  • психология подросткового возраста;
  • психология человека в период юности;
  • психология зрелости;
  • психология старости, или геронтопсихология.
Стратификация по возрасту

Психология развития — это область знаний, аккумулирующая информацию о законах преобразования психики людей с возрастом. Возрастная психология изучает различные изменения в поведении людей в течении всей жизни, выделяет закономерности приобретения знаний, умений и навыков в соответствии с возрастным этапом.

В чем различие между возрастной психологией и психологией развития?

Детский психолог

Основное отличие психологии развития и возрастной психологии между собой в том, что первая стремится ответить на вопрос: «Почему происходит именно так, а не иначе?», то есть более детерминирована. Возрастная же психология в большей степени носит описательный характер, а именно занимается разъяснением основных возрастных психологических особенностей человека. Таким образом, можно сделать вывод, что основное различие этих областей научного знания в их предмете. Так, предметом возрастной психологии являются ключевые моменты в развитии психики ребенка в процессе перехода из одной возрастной группы в другую, включая разностороннюю специфику психики детей разного возраста.

Немного конкретики: что является предметом психологии развития и возрастной психологии

Вообще, отмежевание возрастной психологии «в сторону» и представление ее как самостоятельной области научного знания было обусловлено требованиями практики в вопросе воспитания и обучения детей. Внедрение основных постулат теории детской психологии настоятельно требовало переложения их в область практики. Подобно педиатру, который следит за развитием физического состояния ребенка, детский психолог проводит мониторинг степени развития и функционирования психики ребенка. Осуществление многократного скрина возможно на основе глубокой теоретической подготовки. Вот именно здесь сливаются теория и практика, подобно мощным потокам двух полноводных рек. Психология развития и возрастная психология — две области знания, впадающие в огромный «океан психологии». Разница между ними лишь в предметах рассмотрения, круге интересов.

О предмете исследования

Так, предметом возрастной психологии является динамика психики человека в соответствии с его возрастом. Предметом же психологии развития выступают закономерности развития человека в обществе как звена социальной структуры, особенности функционирования его психики и сознания. Таким образом, в области возрастной психологии изучаются сами источники, ведущие направления психического развития, то есть предмет этой области более конкретизирован. Предметом возрастной психологии являются тесты? Возрастная психология ориентирует свое внимание на сравнительно медленные, но качественно важные процессы в психике человека, которые явно просматриваются при перестроении возрастных групп. Как правило, данные процессы занимают от нескольких месяцев до нескольких лет жизни человека.

В какой литературе искать ответ на то, что является предметом возрастной психологии?

Стопка книг

В учебниках по психологии, научных трудах и статьях довольно подробно и доступно излагается данная тематика. Изучение подобной литературы помогает в осмыслении поведенческих особенностей детей, взрослых или пожилых людей. Запомните, что ответы на все вопросы содержатся в психологии.

Основы возрастной психологии. Ответы к тестированию. Профессиональная переподготовка.

Ответы к тестированию по дисциплине «ОСНОВЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ» (профессиональная переподготовка)

1. Основные этапы психического развития человека включают детство, отрочество, юность, зрелость, старость.

2. Теории психического развития в возрастной психологии сравнивались Львом Семёновичем Выготским.

3. Главной задачей возрастной психологии является отслеживание динамики развития.

4. Смена периодов интенсивного развития периодами замедления – это цикличность развития.

5. Построение периодизации развития на основе нескольких существенных внутренних критериев характерно для периодизации Даниила Борисовича Эльконина.

6. Самосознание личности в основном складывается к 17-и годам.

7. Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе особенно детально раскрыта в работах Льва Семёновича Выготского.

8. К атавистическим рефлексам у младенца относится хватательный рефлекс.

9. К тупиковым видам движения младенца относится раскачивание на четвереньках.

10. Умственная отсталость, как отклонение в психическом развитии не может быть совсем преодолена ни при каких условиях.

11. Понимание смысла всех слов окружающих складывается к шести годам.

12. Развитие самосознания в раннем возрасте начинается с узнавания себя в зеркале.

13. Психологическая характеристика готовности к школе включает интеллектуальную готовность.

14. Логика игровых действий определяется жизненной последовательностью на этапе на третьем уровне развития игры.

15. Речь дошкольника, полностью описывающая ситуацию, называется контекстуальной речью.

16. К проявлению психической депривации в дошкольном возрасте относится замкнутость.

17. Доминирующей психической функцией в младшем школьном возрасте становится мышление.

18. Основной проблемой подросткового возраста является падение интереса к учебной деятельности.

19. Стремление быть, казаться и считаться взрослым у подростков — это тенденция к взрослости.

20. Черты акцентуированного характера у подростков проявляются в стрессовых для акцентуанта ситуациях.

21. В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление.

22. При ненапряженном протекании ранней юности происходит плавное продвижение к кризису 17 лет.

23. Любовь, при которой у супругов одинаковое понимание значения любви — это равнозначная любовь.

24. Стиль студенческой жизни, обеспечивающий приобретение образования, как товара — это профессиональная субкультура.

25. Ведущей деятельностью в ранней юности является учебно-профессиональная деятельность.

Возрастная психология: предмет и основные методы

С самого рождения человек начинает развиваться. Каким человек станет, когда вырастет, невозможно. На процесс формирования психики влияют многочисленные факторы. Их изучением занимается отдельное научное направление — возрастная психология. Исследования затрагивают развитие психики на различных этапах жизни.

История развития и последователи направления

Возрастная психология — научное направление, которое занимается изучением психического развития на протяжении человеческой жизни, зависимо от возраста.

Психология развития впервые возникла как отдельное направление в 1882 году. Основателем этой науки был Вильгельм Прейер, издавший работу «Душа ребенка», в которой он описал особенности детской психики.

Предпосылки для создания отдельного направления, изучающего развитие психики в разные моменты человеческой жизни, появилось давно. Первым, кто внес вклад в развитие возрастной психологии, был Чарльз Дарвин. Благодаря его эволюционным идеям была образована теоретическая база, от которой отталкивались другие исследователи.

Также вклад в развитие этого направления внес И. М. Сеченов. Он издал работу «Рефлексы головного мозга» которая обосновала рефлекторную теорию.

Активное развитие возрастной психологии началось в 20 веке. В начале этого века исследователи начали использовать методики тестирования, применять измерительные шкалы, чтобы получить информацию об умственном развитии детей.

К ученым, которые внесли большой вклад в изучение человеческой психики, формирование нового направления в психологии, относятся — Ж. Пиаже, К. Бюлер, Л. С. Выготский.

Они разработали множество теорий развития личности, которые учитывают современные ученые.

Предмет и задачи

Предметом возрастной психологии является изучение становления различных психических процессов, выявление закономерностей, возрастной динамики изменений психики.

Задачи этого направления психологической науки можно разделить на две группы — практические и теоретические.

Теоретические:

  1. Изучение психического развития, происходящего на протяжении всей сознательной жизни. При этом учитываются движущие силы, источники, механизмы, которые влияют на процесс.
  2. Периодизация развития психики в онтогенезе.
  3. Определение возможностей, которые изменяются с возрастом. Это позволяет узнать для чего пригоден человек на каждом этапе жизни, какие задачи он может решить.

Практические задачи:

  • клиническая диагностика;
  • создание служб, которые контролируют психику, систематизируют полученные данные;
  • помощь людям в критические периоды жизни;
  • переработка, модернизация учебно-образовательных процессов для улучшения качества обучения;
  • выявление творческого потенциала индивида.

Возрастная психология делится на несколько разделов, которые занимаются изучением разных возрастных периодов:

  1. Детская психология. Это направление занимается изучением факторов, условий, которые влияют на развитие детской психики.
  2. Психология юности. Направление, занимающееся изучением особенностей психики старших детей. В этот период может возникнуть кризис, который интересует исследователей.
  3. Психология зрелого возраста. Изучение развития людей на этапе зрелости. Дополнительно к этому исследуются кризисы среднего возраста.
  4. Геронтопсихология — направление, изучающее психические процессы, возникающие под воздействием факторов старения.

Теории

Теории развития личности:

Фото 1681

  1. Л. С. Выготский — культурно-историческая теория. Он считал, что высшие психические функции возникают только при применении определенных знаков со стороны двух общающихся людей.
  2. А. Н. Леонтьев — теория деятельности. По этой теории деятельность считается изначально осознанными действиями, после которых она становится операцией и перерастает в функцию.
  3. В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин — теория учебной деятельности. Исследователи рассматривали проблемы становления личности при применении различных учебных приемов.
  4. П. Я. Гальперин — теория формирования умственных способностей. Главный смысл учения — психические функции начинаются с материального выполнения действий и завершаются речевыми функциями.
  5. А. И. Мещеряков, И. А. Соколянский — теория первоначального очеловечивания. В ней исследователи объяснили, как формируется психика у слепоглухонемых детей.

Каждая из теорий получила популярность среди других исследователей возрастной психологии.

Проблемы направления

В возрастной психологии есть проблемы, на изучение которых делается упор при проведении исследований:

Фото 1752

  1. Определение факторов, влияющих на формирование психического развития человека. Среди них выделяют влияние внешней среды, анатомо-физиологическое воздействие.
  2. Определение преобладания различных факторов на развитие личности. К ним относятся – организованное и стихийное обучение. Организованное обучение — осуществляется целенаправленно. При этом задействуются различные методы обучения, которые могут быть частными или государственными. Процесс начинается с семейных приемов воспитания и заканчивается методиками, применяемыми в общеобразовательных учреждениях. Стихийное обучение — воспитание субъекта, осуществляющееся без каких-либо целей.
  3. Соотношение способностей и задатков.
  4. Сравнение влияния революционных, эволюционных и ситуационных факторов на общее развитие людей.
  5. Изучение взаимосвязи между личностными, интеллектуальными изменениями, которые влияют на психику.

Методы исследования

Чтобы получать информацию, создавать новые теории, необходимо проводить различные исследования. Методы, применяемые в возрастной психологии:

  1. Опросы — популярный метод получения новых данных, представляющий собой беседу с применением заранее составленных вопросов. Может быть письменным, устным. При проведении опроса возникают различные сложности. Если одинаковый вопрос задают ребенку и взрослому, ответ может отличаться. Это связано с пониманием жизни в разные периоды времени. Поэтому нужно правильно формулировать вопросы, учитывая возраст опрашиваемого.
  2. Срезы — методика исследований, которая делится на продольные, поперечные. Методика продольных срезов — длительное изучение небольшой группы людей. Поперечные срезы — в исследовании принимает участие группа детей, которые исследуются по определенному параметру.
  3. Анкетирование — методика схожая с опросами. Исследователи заранее подготавливают список вопросов, на которые человек должен ответить. После получения интересующей информации, ученые проводят углубленный анализ данных.
  4. Эксперимент — эффективный метод получения интересующей информации от человека на разных этапах развития. Исследователи формируют определенную ситуацию, чтобы воздействовать на ребенка, взрослого. При проведении эксперимента происходит фиксирование изменений поведения, реакций на раздражители.

Еще один метод получения новых данных — анализ продуктов деятельности. При его выполнении изучаются музыкальные произведения, рисунки, сочинения, чертежи, личные дневники.

Периоды человеческого развития

Существует две возрастных квалификации:

  • частная — описывают определенные отрезки жизни;
  • общая — рассматривает всю человеческую жизнь.

Частную классификацию создал Пиаже. Он выделил два периода человеческой жизни, которые являются основными:

Фото 1768

  • сенсомоторный интеллект — от рождения до двух лет;
  • конкретные операции — 3–15 лет.

Еще одна частная классификация была предложена Элькониным. Он разделил человеческую жизнь на три периода:

  • раннее детство;
  • детство;
  • подростковый период.

Если говорить про общие классификации, можно выделить две наиболее популярных. Первая была предложена Бирреном:

  • юность — 12–17 лет;
  • ранняя зрелость — 18–25 лет;
  • зрелость — 51–75 лет;
  • старость — начинается с 76 лет.

Другую классификацию разработал Эриксон. Он разделил человеческую жизнь на 8 стадий:

  1. От рождения до 12 месяцев. В этот период активно проявляется недоверие и доверие.
  2. С 2 до 3 лет. Проявляется нерешительность, самостоятельность.
  3. С 4 до 5 лет. Проявляется чувство вины перед окружающими, наблюдается предприимчивость в действиях.
  4. Продолжительность — 6–11 лет. Формируются основные умения, может проявляться комплекс неполноценности.
  5. С 12 до 18 лет. Начинается путаница между социальными ролями. Ребенок осознает себя, как отдельную личность.
  6. Начинается с 19 лет. С этого возраста человек становится зрелым. Проявляется чувство одиночества, привязанности к другим людям.
  7. Зрелый возраст. В этот период субъект увлечен изучением себя, налаживанием отношений с окружающими.
  8. Пожилой возраст. На этом этапе субъект является сформированной личностью.

Кризисные периоды

Развитие человека на протяжении жизни можно разделить на стабильные, кризисные периоды. У кризисов есть некоторые особенности, которые психологи принимают во внимание при проведении исследований:

Фото 1673

  1. Кризис — кратковременное явление, которое длится меньше стабильного периода. Если обстоятельства будут неблагоприятными, это может привести к продлению кризисного периода до нескольких лет.
  2. Границы, которые отделяют период кризиса от стабильности, размыты. Из-за этого общее положение изменяется незаметно. Обострение кризисного периода можно заметить только в середине нестабильного периода.
  3. При кризисе на детей сложно воздействовать. Они проявляют строптивость, упрямство. Замедляется работоспособность, успеваемость в школе. При этом ребенка беспокоят мучительные переживания.

Во время кризисных периодов большая часть рабочих процессов являются разрушительными. Исчезают привычные интересы, начинаются постоянные ссоры с близкими. Виды возрастных кризисов:

  • от 2 до 12 месяцев — кризис одного года;
  • от 1 до 3 лет — кризис трех лет;
  • от 3 до 7 лет — кризис семи лет;
  • от 7 до 13 лет — кризис 13 лет;
  • от 13 до 17 лет — кризис 17 лет;
  • кризис 30 лет;
  • кризис 40 лет.

Последний из периодов кризиса — уход на пенсию.

Разобраться с кризисными ситуациями различных возрастов помогут психологи.

Возрастная психология актуальна среди современных исследователей. Ученые изучают психику людей в различные временные промежутки на протяжении жизни. Для проведения исследований применяются различные методики. На основе полученной информации формируются рекомендации, которые помогают людям преодолевать кризисные ситуации, продолжать развитие.

Полезное видео

В виде подробно раскрыта тема возрастных кризисов человека.

Предмет и задачи возрастной психологии — Мегаобучалка

Марина Хилько, Мария Ткачева

Возрастная психология. Конспект лекций

Непосредственной сдаче экзамена или зачета по любой учебной дисциплине всегда предшествует краткий период, когда студент должен сосредоточиться, систематизировать свои знания. Выражаясь компьютерным языком, он должен «вывести информацию из долговременной памяти в оперативную», сделать ее готовой к немедленному и эффективному использованию. Специфика периода подготовки к экзамену или зачету заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого просто нет времени): он лишь вспоминает и систематизирует изученное. Предлагаемое пособие поможет студентам в решении именно этой задачи применительно к курсу «Возрастная психология».

Издательство: Юрайт, 2010г.

Оглавление

Тема 1. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА

1.1. Предмет и задачи возрастной психологии

1.2. Факторы, определяющие развитие возрастной психологии

1.3. Методы исследования в возрастной психологии

1.4. Исторический анализ понятия «детство»

Тема 2. ТЕОРИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

2.1. Биогенетические и социогенетические концепции

2.2. Теория конвергенции двух факторов детского развития

2.3. Психоаналитические теории детского развития

2.4. Эпигенетическая теория личности Эрика Эриксона

2.5. Теория социального научения

2.6. Проблема развития мышления в ранних работах Жана Пиаже

2.7. Теория когнитивного развития (концепция Ж. Пиаже)

2.8. Культурно-историческая концепция

2.9. Концепция психического развития ребенка Д.Б. Эльконина

Тема 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

3.1. Особенности процесса развития

3.2. Движущие силы, условия и источники развития личности

3.3. Закономерности психического развития

3.4. Механизмы развития личности

3.5. Самосознание личности

3.6. Структурные звенья самосознания. Их генезис

Тема 4. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

4.1. Подходы к периодизации психического развития в возрастной психологии

4.2. Понятие возраста

4.3. Параметры возраста



4.4. Понятие сензитивности. Критические и кризисные периоды

Тема 5. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НОВОРОЖДЕННОГО, МЛАДЕНЦА

5.1. Кризис новорожденности

5.2. Психическое развитие ребенка в период новорожденности

5.3. Новообразования периода новорожденности

5.4. Кризис первого года жизни

5.5. Ведущий вид деятельности

5.6. Новообразования младенческого возраста

Тема 6. РАННЕЕ ДЕТСТВО (ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ)

6.1. Социальная ситуация развития

6.2. Развитие познавательной сферы ребенка

6.3. Личностные образования

6.4. Кризис трех лет

6.5. Ведущий вид деятельности в раннем детстве

Тема 7. ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО (от 3 до 6–7 лет)

7.1. Социальная ситуация развития

7.2. Ведущий вид деятельности

7.3. Игра и игрушки

7.4. Психическое развитие дошкольника

7.5. Новообразования дошкольного возраста

7.6. Психологическая готовность к школе

Тема 8. МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (ОТ 6–7 ДО 10–11 ЛЕТ)

8.1. Социальная ситуация развития

8.2. Учебная деятельность. Другие виды деятельности

8.3. Новообразования младшего школьного возраста

8.4. Кризис семи лет

8.5. Проблемы перехода от младшего школьного возраста к подростковому

Тема 9. ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (ОТ 10–11 ДО 14–15 ЛЕТ)

9.1. Социальная ситуация развития

9.2. Физиологические изменения

9.3. Психологические изменения

9.4. Кризис подросткового возраста

9.5. Ведущая деятельность в подростковом возрасте

9.6. Новообразования подросткового возраста

Тема 10. ЮНОШЕСТВО (ОТ 15–16 ДО 20 ЛЕТ)

10.1. Когнитивные изменения

10.2. Учебно-профессиональная деятельность

10.3. Процесс становления самосознания

10.4. Взаимоотношения с окружающими

Тема 11. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ОБНАРУЖИВАЮЩИМИ ОТКЛОНЕНИЯ В УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ

11.1. Дети с отклонениями в развитии

11.2. Психология умственно отсталого ребенка

11.3. Психологические особенности одаренных детей

Тема 12. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ И СИТУАЦИЯХ ДЕПРИВАЦИИ

Тема 13. МЕТОДЫ РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА

13.1. Содержание и организация развивающей и коррекционной работы

13.2. Традиционные формы групповой коррекционно-развивающей работы (тренинги)

13.3. Нетрадиционные формы групповой развивающей работы

13.4. Индивидуальная работа психолога

Тема 14. ПСИХОЛОГИЯ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА

14.1. Ранняя взрослость (20–40 лет)

14.2. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет)

14.3. Период поздней взрослости (60 лет и старше)

Использованная литература

Тема 1. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА

Предмет и задачи возрастной психологии

Возрастная психология– это отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости.

Предметом возрастной психологии являются возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и качеств личности развивающегося человека, закономерности развития психических процессов.

Возрастная психология изучает возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, ведущие факторы развития личности, возрастные изменения и т. д.

Возрастные изменения подразделяются на эволюционные, революционные и ситуационные. К эволюционным изменениям относятся количественные и качественные преобразования, происходящие в психике человека при переходе из одной возрастной группы в другую. Такие изменения протекают медленно, но основательно, и охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев (для младенцев) до нескольких лет (для детей более старшего возраста). Они обусловлены следующими факторами: а) биологическим созреванием и психофизиологическим состоянием организма ребенка; б) его местом в системе социальных отношений; в) уровнем интеллектуального и личностного развития.

Революционные изменения осуществляются быстро, за короткий срок, они более глубоки, чем эволюционные. Данные изменения происходят в момент кризиса возрастного развития, возникающего на рубеже возрастов между сравнительно спокойно протекающими периодами эволюционных изменений психики и поведения.

Ситуационные изменения связаны с воздействием на психику ребенка конкретной социальной ситуации. Данные изменения отражают процессы, происходящие в психике и поведении ребенка под влиянием обучения и воспитания.

Возрастные эволюционные и революционные изменения психики и поведения устойчивы, необратимы, не требуют систематического подкрепления. Они преобразуют психологию человека как личности. Ситуационные изменения неустойчивы, обратимы и требуют закрепления в последующих упражнениях. Такие изменения направлены на преобразование частных форм поведения, знаний, умений и навыков.

Теоретической задачей возрастной психологии является изучение закономерностей психического развития в онтогенезе, установление периодов развития и причин перехода от одного периода к другому, определение возможностей развития, а также возрастных особенностей психических процессов, возрастных возможностей усвоения знаний, ведущих факторов развития личности и т. д.

Объектом изучения выступают ребенок, подросток, юноша, взрослый человек, пожилой человек.

Тесты по Возрастной психологии сборник с ответами

Тест по теме Возрастная психология с ответами.

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. Возрастная психология делится на такие разделы:

а) психология перинатального развития, психология младенца, психология дошкольного возраста, младшего школьного возраста, подростка, юности, среднего возраста, психология старости;

+б) психология младенца, психология раннего возраста, дошкольная, младшего школьника, подростка, юности, среднего возраста, психология старости;

в) психология младенца, школьного возрастная, юности, среднего возраста, психология старости.

2. Предмет возрастной психологии – это…

+а) периоды развития, переход от одного возрастного периода к другому, его причины, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе;

б) закономерности формирования психики, механизмы и движущие силы этого процесса, различные подходы к пониманию природы, функций и генезиса психики, различные стороны становления психики — её изменение в процессе деятельности, общении, познании;

в) закономерности психического и социального развития ребёнка, особенности его поведения, взятые в их возрастной целостности.

3. Возрастная психология изучает…

а) возрастные изменения в поведении людей;

+б) феномены и закономерности психического развития;

в) психические явления, возникающие в условиях целенаправленного педагогического процесса.

4. Какова главная задача возрастной психологии?

+а) раскрыть предпосылки, условия и движущие силы психического развития человека с момента рождения до глубокой старости;

б) выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека;

в) изучение механизмов развития личности.

5. Каковы актуальные проблемы возрастной психологии?

а) проблема соотношения психики и поведения; исследование влияний социума на психические явления, как прямых, так и обратных;

+б) научное обоснование возрастных норм; выявление потенциальных и актуальных возможностей личности в определенном возрасте;

в) проблема соотношения обучения и развития; проблема одаренности; проблема соотношения обучения и воспитания.

6. Каковы основные методы исследования в возрастной психологии?

+а) наблюдение, эксперимент, опрос, тестирование, метод поперечных и лонгитюдных срезов;

б) наблюдение, тестирование, автобиографический метод, метод анализа продуктов деятельности;

в) наблюдение, эксперимент, опрос, тестирование, интроспекция, сравнительно-генетический метод.

7. Возрастная психология тесно связана с такими науками:

а) общей психологией, психологией человека, психологией труда, социальной, юридической и дифференциальной;

+б) дифференциальной психологией, общей психологией, социальной, психологией человека, педагогической психологией;

в) общей психологией, психологией человека, социальной, педагогической и юридической психологией.

8. Теоретические и практические знания возрастной психологии о воспитании и обучении детей связаны с такими отраслями психологии:

+а) генетическая психология; психофизиология; дифференциальная психология; социальная психология; педагогическая психология; медицинская психология;

б) дифференциальная психология; социальная психология; педагогическая психология; медицинская психология; психология труда, клиническая психология;

в) генетическая психология; психофизиология; дифференциальная психология; психология труда; социальная психология; педагогика.

9. Лонгитюдный метод в возрастной психологии применяется для…

а) оценки динамики развития творческих и других способностей ребенка;

+б) изучения возрастной динамики, преимущественно в детском периоде;

в) диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения.

тест 10. В возрастной психологии, возраст – это…

+а) конкретная относительно ограниченная во времени ступень психического развития; совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений;

б) временная характеристика индивидуального развития;

в) это уровень социальных достижений индивида в сравнении со статистически средним уровнем людей одного с ним возраста.

11. Социальные факторы развития ребенка включают в себя…

+а) социальную среду, обучение, социализацию;

б) социальную среду, обучение, социальный статус;

в) социальный статус, воспитание, адаптацию.

12. Стадия социализации, когда у человека появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения, называется…

а) первичной стадией;

б) стадией интеграции;

+в) стадией индивидуализации.

13. Развитие предметной деятельности у ребенка происходит в…

а) дошкольном периоде;

+б) в периоде раннего детства;

в) в младшем школьном возрасте.

14. Ведущей деятельностью младшего школьного возраста является…

+а) игровая деятельность;

б) учебная;

в) трудовая.

15. Что такое аффект в возрастной психологии?

+а) это эмоциональные, сильные переживания, которые возникают при невозможности найти выход из критических, опасных ситуаций;

б) реакция организма на воздействие чрезвычайных раздражителей, которая проявляется в нехарактерном поведении;

в) психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей.

16. Геронтология- это…

+а) наука, которая изучает процесс старения;

б) наука о периоде расцвета всех жизненных сил человека;

в) наука, изучающая развитие ребенка во внутриутробной стадии.

17. С каких двух этапов состоит раннее детство?

а) новорожденности, на котором развивается когнитивная сфера; раннего возраста, на котором происходит развитие мотивационно-потребностной сферы;

+б) младенчества, на котором развивается мотивационно-потребностная сфера личности; раннего возраста, на котором преимущественно осуществляется освоение операционально-технической сфер;

в) младенчества – развитие мотивационной сферы; ранний возраст – развитие когнитивной сфера.

18. Что такое депривация в возрастной психологии?

+а) сокращение либо полное лишение возможности удовлетворять основные потребности — психофизиологические, либо социальные;

в) обратное развитие, регресс, потеря стабильности, ослабление активности, спад работоспособности и психической уравновешенности;

в) поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах.

19. Что является центральными новообразованиями дошкольного возраста?

а) устойчивость внимание и потребность в достижении успеха;

+б) соподчинение мотивов и самосознание;

в) избирательность восприятия и саморефлексия.

тест_20. Что является центральным новообразованием ранней юности?

а) чувство взрослости;

б) внутренний план действий;

+в) профессиональное и личностное самоопределение.

21. Какова ведущая деятельность в подростковом возрасте?

а) учебная деятельность;

+б) общение со сверстниками;

в) трудовая деятельность.

22. Референтная группа для подростка – это…

+а) люди, на которых он хочет быть похож;

б) люди, с которыми он конфликтует;

в) родители и близкие.

границ в психологии | Психология развития

Объединяя множество дисциплин, секция специальности «Психология развития» публикует эмпирические и теоретические исследования на международных перекрестках текущих научных дискуссий в области человеческого развития и обучения.

Психология развития всегда была уникальной по своему содержанию, соединяя прикладные и фундаментальные исследования, исследуя клинические, когнитивные, перцептивные, сенсорные, социальные, моральные, практические, образовательные, биологические, генетические и нервные аспекты человеческого развития.Все более и более инновационное исследование психологии развития устанавливает связи между этими областями контента, создавая новые дисциплины, такие как когнитивная нейробиология развития и социальное познание развития, в дополнение к искусственному моделированию тенденций развития и траекторий. Эта совместная работа привела к захватывающим теоретическим и методологическим достижениям, позволившим получить значительное представление о механизмах изменений в развитии.

Таким образом, этот раздел активно поощряет как целенаправленную, так и кросс-контентную работу.Кроме того, признавая необходимость изучения развития не только в западных промышленно развитых странах, особенно приветствуется вклад в развитие незападных стран, межкультурное развитие и экологические и контекстуальные аспекты развития во всех форматах, предлагаемых Frontiers: оригинал исследовательские статьи, клинические тематические исследования, обзорные статьи, статьи о гипотезах и теории, методические статьи, комментарии, перспективные статьи, статьи-мнения, рецензии на книги и материалы конференций.

Материалы для журнала могут использовать любой доступный научный метод, включая лабораторные эксперименты, натуралистические наблюдения, онлайн-парадигмы, клинические интервью, тематические исследования, моделирование, визуализацию мозга и электрофизиологию.

Психология развития регулярно публикует тематические исследовательские темы, посвященные новым или быстро развивающимся проблемам или областям. Статьи по таким темам будут приглашаться на основании их научного качества и степени теоретических и / или эмпирических инноваций по указанной теме.

Все статьи должны быть отправлены непосредственно в раздел «Психология развития», где они рассматриваются нашим Советом квалифицированных редакторов-младших и рецензентов, экспертов в этой области. Все материалы должны дать представление о процессах развития.

Области исследований, которые мы бы особенно одобрили, включают (но не ограничиваются ими):

  • • неврология развития
  • • Сенсомоторная техника и ее развитие
  • • Восприятие
  • • Познавательное развитие
  • • Общение и овладение языком
  • • Внимание, память и обучение
  • • Социально-культурный контекст обучения и развития
  • • Эмоциональное развитие
  • • Переводческая наука и политика
  • • Ориентированные на ребенка практики и преимущества этого
  • • Нейродивергентные популяции
,

вопросов психологии развития

Проблемы психологии развития

Две из наиболее обсуждаемых сегодня проблем в психологии развития на протяжении всей жизни — это непрерывность по сравнению с разрывом и природа по сравнению с воспитанием.

В основе непрерывности и непрерывности В дебатах лежит вопрос о том, является ли развитие исключительно и равномерно непрерывным, или оно отмечено возрастными периодами.Специалисты по развитию, отстаивающие модель с непрерывным циклом, описывают развитие как относительно плавный процесс, без резких или отчетливых этапов, через которые должен пройти человек. Между тем сторонники прерывистой модели описывают развитие как серию отдельных этапов , каждый из которых характеризуется по крайней мере одной задачей, которую человек должен выполнить, прежде чем перейти к следующему этапу . Например, Фрейд в своей сценической модели психосексуального развития, теоретизировал, что дети систематически проходят через оральную, анальную, фаллическую и латентную стадии, прежде чем достичь зрелой взрослой сексуальности на генитальной стадии.Теории человеческого развития, по мнению Фрейда и Эриксона, фигурируют в табл. В таблице приведены этапы когнитивного развития Пиаже, а в таблице приведены этапы перехода Левинсона в возрасте от 17 до 65 лет и старше.


Сторонники сценических теорий развития также предполагают, что люди проходят критических периодов, — времена повышенной и благоприятной чувствительности к определенным аспектам развития. Например, раннее детство (первые 5 лет) является критическим периодом для овладения языком.Таким образом, большинству взрослых трудно или невозможно овладеть вторым языком в зрелом возрасте, в то время как маленькие дети, выросшие в двуязычных домах, обычно легко изучают вторые языки в детстве.

Эксперты из различных дисциплин продолжают спорить о роли, которую биология и окружающая среда в конечном итоге играют в развитии. Эти вековые дебаты «природа против воспитания » касаются относительной степени, в которой наследственность и обучение влияют на функционирование. Генетические признаки и обстоятельства окружающей среды, вероятно, будут вовлечены в развитие человека, хотя количество каждого выраженного зависит от человека и его или ее обстоятельств.Например, некоторые идентичные близнецы, разлученные при рождении, развивают сходные личностные, когнитивные и социальные характеристики, в то время как другие близнецы, разлученные при рождении, этого не делают. Аналогичным образом, многие братья и сестры, не состоящие в браке, воспитываемые в одном домохозяйстве, приобретают сходные характеристики, хотя такое сходное развитие характеристик не всегда имеет место в случае братьев и сестер, не близнецов. Этот интерактивный подход «природа против воспитания» или «биология против окружающей среды» к изучению психологического развития человека иллюстрирует многогранную структуру биопсихосоциальной перспективы.


,

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о