Фобия самолетов: Аэрофобия (страх перед полетами)

«Самолет еще не взлетел, но в голове уже страшный исход»: как справиться с аэрофобией

– Аэрофобия считается одной из самых популярных фобий. На основании чего ставится диагноз, где грань между тревогой перед полетом и паническим страхом?
⁣⁣⠀
— Аэрофобия действительно входит в список наиболее распространенных фобий и согласно Международной классификации болезней относится к так называемым специфическим фобиям. Официально поставить диагноз может врач-психиатр или психотерапевт на основании клинической беседы.
⁣⁣⠀
Чем отличается фобия от тревоги? Тревога – это эмоция, которая характеризуется выраженным беспокойством, внутренним волнением, смятением. Страх – это уже «опредмеченная» тревога. В нашем случае предметом выступает самолет.

Фобия характеризуется выраженным и чрезмерным переживанием страха и тревоги, которые несоизмеримы с фактической̆ угрозой. При фобии человек чрезмерно и многократно преувеличивает в голове предмет угрозы.⁣⁣⠀
⁣⁣⠀
Интересно, что аэрофобия именно как изолированная фобия встречается довольно редко. Как правило, это верхушка айсберга какого-то тревожного расстройства, например, панического или генерализованного тревожного.⁣⁣⠀

close

100%


⁣⁣⠀
– У кого обычно встречается аэрофобия, существует ли портрет типичного аэрофоба?⁣
⁣⁣⠀
— Аэрофобия, как правило, встречается у редко летающих людей. Человек, который, например, каждую неделю летает в командировки, с очень маленькой долей вероятности будет страдать аэрофобией. Он, скорее, будет воспринимать авиаперелет как поездку на метро или в маршрутном такси.⁣⁣

Чаще всего аэрофобия может встречаться у людей-гиперконтролеров, которые привыкли все держать под своим контролем. У них всегда множество вопросов к персоналу, им необходимо знать происхождение каждого звука во время полета и контролировать его.

Еще один вариант – перфекционисты, которые привыкли, что все везде работает идеально, и с ужасом слушают работу двигателей самолета – вдруг в ней есть сбой!

Среди аэрофобов много людей с активным воображением и хорошей фантазией, которые обожают цитировать фильмы-катастрофы.

Самолет еще не взлетел, но они уже представили в голове самый страшный вариант.

Если обобщить, то типичный аэрофоб – это человек, тревожный в обычной жизни. Также очень часто среди аэрофобов встречаются люди, имеющие в анамнезе панические атаки.⁣⁣⠀
⁣⁣⠀
⁣⁣Особая категория — тревожные родители и люди, которые совершенно не разбираются в устройстве самолета и боятся буквально всего. Что будет, если откажет двигатель? Если случится столкновение с птицей? Как мы полетим ночью? ⁣⁣⠀
⁣⁣⠀
– Бывает ли аэрофобия у детей и если да, то какую роль в ее развитии играют взрослые? Могут ли родители сделать что-то, чтобы у детей не возник этот страх?⁣⁣
⁣⁣⠀
— Рассмотрим две истории, а читатели пусть сделают выводы сами. История первая: накануне отпуска родители покупают все необходимое, обсуждают с детьми, какое прекрасное море и хороший отель их ждут. В день авиаперелета мама говорит детям, что вечером они уже будут плавать. В аэропорту маме покупают забытые в суете дома солнцезащитные очки, папе – туалетную воду. В самолете все говорят о том, как здорово будет плавать и загорать.⁣⁣⠀

История вторая: родители понимают, что морской воздух полезен, а значит, нужно поехать на курорт. Всю неделю перед вылетом родители хмурые и сосредоточенные. В день Х все уже собрано, документы проверены. В аэропорту дети сидят смирно – бегать нельзя, смеяться нельзя, а то можно что-то забыть или потеряться. В салоне самолета взрослые сидят с каменными лицами и единственной мыслью в голове: «лишь бы эта штука долетела».⁣⁣⠀

Комментарии, как говориться, излишни.
⁣⁣⠀
– Как устроены курсы по борьбе с аэрофобией?⁣⁣
⁣⁣⠀
— Правильнее назвать это не борьбой, а коррекцией. Большинство курсов устроено примерно по одному принципу. Первый день – это психообразовательная часть, второй день – встреча с действующими сотрудниками авиационных служб (аэропорт, пилот, бортпроводник), третий день – полет на авиатренажере, на том самом, где тренируются все пилоты. Четвертый день – сам авиаперелет.

– Если в городе нет таких курсов, можно ли преодолеть страх самостоятельно или с психологом?
⁣⁣⠀
— Конечно, возможно все! Сейчас в социальных сетях есть много самой разной информации. Мы с коллегами из авиаотрасли даже делали бесплатный марафон по этой тематике.

Но, конечно, все зависит от человека.

Кому-то достаточно понять, что самолет – один из самых безопасных видов транспорта, а кого-то нужно будет раза три возить в аэропорт, чтобы погрузить в нужную атмосферу и заодно поменять его установки относительно авиации.

Если есть возможность поработать со специалистом, то конечно, будет проще и быстрее.⁣⁣⠀

– Какие простые способы помогут снизить страх во время полета?
⁣⠀
— Во-первых, помните, что не сама ситуация вызывает страх, а то, как мы к ней относимся. Наши мысли – производная наших страхов, и именно они тот самый «внутренний автопилот», разгоняющий наши эмоции. И, конечно же, не стоит преувеличивать силу мысли – с ее помощью невозможно как материализовать слиток золота или сломать ногу, так и уронить самолет.⁣⁣⠀
⁣⁣⠀
Во-вторых, осознайте, что контроль работы самолета – это иллюзия. Им управляют высококлассные профессионалы, так что просто отпустите ситуацию. ⁣⁣⠀
⁣⁣⠀
В-третьих, используйте техники регуляции эмоций или переключения внимания (многие можно найти на странице Виталия Сидняева в социальной сети). Одна из самых простых – техника переключения внимания, суть которой состоит в чередовании напряжения и расслабления внимания.

Как только чувствуете, что вас накрывают страх или паника, начните описывать про себя формы облаков, которые видно в иллюминаторе, посчитайте, сколько кресел впереди.

close

100%

Мысленно расскажите, что вы сейчас видите, с описанием свойств. Например: журнал цветной, прямоугольный, гладкий, столик – серый, шершавый, с закругленными углами.
⁣⁣⠀
Еще одна несложная техника – дыхательная. Положите руку на живот, вдыхайте медленно и спокойно, считая до четырех, а затем медленно и спокойно выдыхайте, считая до шести. Старайтесь дышать таким образом, чтобы чувствовать, как рука поднимается и опускается на животе.⁣⁣⠀

Если в голову приходят посторонние мысли – отметьте этот факт, а затем плавно переведите внимание обратно на дыхание. Технику дыхания желательно выполнять до тех пор, пока тревога, страх или паника не начнут уменьшаться.⁣⁣ Желаем всем прекрасных авиаперелетов без тревоги, страха или паники!⁣⁣

причины и лечение / Хабр

Страх полетов или аэрофобия – это недуг от которого страдают множество людей в современном мире. Люди с аэрофобией неспособны передвигаться на воздушном транспорте, потому что испытывают жуткий страх и приступы паники. Причем порой достаточно простого нахождения в кабине самолета или иного летательного средства.

Достаточно часто аэрофобия связана с другим страхом – акрофобией или страхом высоты, где страх полетов выступает лишь частным случаем, в то время как человек боится и высоты в целом. Это осложняет его жизнь, часто мешает работе и отдыху, не позволяя удаляться далеко от дома. И нередко появляется как симптом, сопровождающий ложные жизненные стратегии.

Но на сегодняшний день аэрофобия не является неизлечимым заболеванием и с ней можно достаточно быстро справиться с помощью психотерапии.

Симптомы аэрофобии

Аэрофобия проявляется не только на этапе полета, но часто и при его ожидании или просто при представлении себя в летательном средстве. Именно поэтому клиенты с аэрофобией склонны применять различные способы избегания: стараются максимально отложить полет; выбрать иной вид транспорта или вообще отказаться от перемещения. Если же полета избежать нельзя, то пациенты применяют различные способы абстрагирования и отвлечения, например, выпивают алкоголь, успокоительные или снотворные. Они могут просить людей рядом поддерживать их во время полета или использовать различные методики отвлечения, например, контролируемое дыхание, направленное воображение, счет про себя. И хотя, данные методы и позволяют временно подавить собственный страх, они неспособны полностью избавить человека от фобии.

В случае же, когда пациент не способен совладать с проблемой у него могут наблюдаться все признаки панической атаки: головокружение, паника, ускоренное сердцебиение, тошнота, попытки найти помощь. При этом пик страха обычно приходится на период, когда самолет находится в зоне турбулентности. Однако, в самых крайних случаях у клиентов с аэрофобией может возникать паника и тошнота лишь при одном упоминании летательного аппарата[i].

Часто аэрофобия сопровождает иные тревожные расстройства[ii].

Происхождение аэрофобии

Считается, что страх высоты заложен в человека с рождения, точно также как и неприязнь к насекомым или страх темноты, однако далеко не у всех людей он превращается в настоящую фобию и вызывает панические атаки.

Психологи сегодня сходятся в едином мнении, что аэрофобия, как и любой иной вид фобии образуется в результате классического обуславливания. Классическое обуславливание – это научение путем объединения двух стимулов, один из которых вызывает пугающую реакцию[iii]. В частности, еще Джон Уотсон в своих экспериментах продемонстрировал как работает данный механизм[iv], сформировав фобию на белые и пушистые предметы у маленького ребенка. Для этого ученый предлагал маленькому Альберту (именно так этого ребенка запомнила история) поиграть с белой пушистой крысой, а затем, неожиданно, бил за его спиной в железный гонг, из-за чего тот испытывал жуткий страх. Постепенно страх Альберта ассоциировался с белой крысой, а затем обобщился и на иные пушистые вещи и белые объекты, типа кролика, белой пряжи и маски Санта Клауса. Этот эксперимент и стал одной из наиболее значимых моделей формирования фобии на сегодняшний день.

При этом важно понимать, что аэрофобию сформировать намного проще чем иной вид фобии, поскольку высота действительно часто несет под собой опасность и любое падение, возможность сорваться или застревание в лифте вполне могут стать пусковым событием для формирования фобической реакции. Сами такие события, сегодня называются психотравмами.

Психическая травма отличается от простого научения скоростью формирования условного рефлекса. Если в обычном случае нам требуются десятки, а то и сотни повторений для создания рефлекса, то в случае травмы такие рефлексы образуются мгновенно, что связано с особенностями функционирования нашего мозга.

В частности, за страх и реакцию стресса в нашем мозге ответственен отдел под названием «миндалина». Именно миндалина активируется, когда мы впадаем в состояние страха. В этот момент тормозиться деятельность отделов ответственных за наше сознание и семантическую память[v] и происходит одномоментное запечатление обстановки испуга и нашей реакции на нее, то есть формируется условный рефлекс. Это происходит, потому что нашей примитивной части мозга крайне важно запомнить, что же нас испугало и как мы спаслись, чтобы уметь быстро среагировать на подобную опасность и предохранить нас от нее в будущем[vi]. Однако, к сожалению, далеко не всегда такая опасность бывает реальной, а наш мозг просто реагирует в холостую пугаясь, того, что на самом деле не несет никакой угрозы.

Надо понимать и то, что в виду развитости психики современного человека, аэрофобия может сформироваться не только при непосредственном воздействии пугающей ситуации, но и тогда, когда мы лишь придаем высоте пугающее значение. Например, после терактов 11 сентября жители Америки предпочли использовать для передвижения именно автомобили, а не самолеты, то есть они испугались своих же ожиданий[vii].

Причем связи, которые мы выстраиваем далеко не всегда могут быть такими простыми и очевидными, так как, порой, наш страх полетов может быть изначально вообще никак не связан ни с высотой, ни с полетами…

Глубинная травма при аэрофобии

Как было сказано, аэрофобия далеко не всегда образуется в результате непосредственного испуга человека высотой или полетом. Ведь наш мозг способен связывать, не связанные между собой события и придавать им собственные значения. И также как значение «катастрофа 11 сентября» придавалось людьми полетам после этого события, также полетам может приписываться и любое иное значение, например, «полет = страх остаться одной», «полет = невыносимые перемены», «полет = смерть бабушки в аварии» и т.д. Люди способны придавать свои глубинные смыслы тем или иным объектам и уже реагировать на эти смыслы, тем самым самостоятельно производя обуславливание мыслей и ситуации.

Именно поэтому в глубинной терапии любая фобия рассматривается скорее, как проекция внутреннего объекта страха. Например, человек со страхом мужчин может проецировать на них образ отца, который его бил в детстве. А человек со страхом высоты может проецировать на высоту образ того, как его жизнь рушиться или какие-то результаты, которые он не достиг в своей жизни, и которые принесли ему разочарование. Таким образом, больные аэрофобией могут иметь собственную сложную цепочку взаимосвязей, которая привела их к данному расстройству. И именно разбором таких взаимосвязей и занимаются представители глубинной психотерапии: психоаналитики, гештальт-терапевты, гипнотерапевты и др.

Механизмы и методы лечения аэрофобии

Современная гипнотерапия является эффективным и универсальным методом лечения аэрофобии, так как позволяет сочетать в себе методики различных подходов в психотерапии и воздействовать на варианты аэрофобии с разной этиологией (происхождением). В целом среди методов, применяемых в гипнотерапии для лечения страха полетов и высоты, можно выделить три основных: поведенческая или экспозиционная терапия; глубинная или регрессивная гипнотерапия; эмоционально-образная терапия в гипнозе.

Экспозиционная терапия — наиболее эффективный и доказанный метод

Экспозиционная терапия – это один из классических методов поведенческой терапии, который на сегодняшний день показывает наибольшую эффективность в борьбе с фобиями. Он базируется на законе угасания условного рефлекса: если тот или иной рефлекс не имеет реального результата, то вскоре он угаснет, поскольку не отвечает требованиям адаптации к среде. Если говорить проще, то экспозиционная терапия сводится к принципу «взгляни в глаза своему страху». Конечно, при таком подходе человек может по началу испытывать ужас и панику, но так как он не будет получать подкрепления этим реакциям («я боюсь, что упаду, но этого не происходит»), мозг постепенно адаптируется к ситуации и отказывается от ненужного рефлекса, а человек приобретает возможность спокойно находится в обстоятельствах, которые до этого его пугали.

Обычно такая терапия сводиться к непосредственной встречи с объектом. Например, если человек боится собак, то терапевт может привести ему щенка и продержать рядом с ним какое-то время, пока клиент не адаптируется, затем повторяя операцию с собаки больших размеров. Однако, в реальности такой способ не всегда удобен, а в случае некоторых фобий, таких как аэрофобия вообще невыполним, поскольку мы не может постоянно заставлять человека летать на самолете. В этом случае на помощь и приходит гипноз, который позволяет активизировать воображение человека и использовать его фантазию вместо реальной ситуации (стоит сказать, что наш мозг с трудом отличает реальное от воображаемого). Далее мы приведем пример подобной работы.

Сергей, 38 лет. Клиент обратился со страхом полетов, который не давал ему возможности получить продвижение по службе. Гипнотерапевт решил использовать механизм регрессии (воспоминания глубинной травмы), однако, оказалось, что свою травму Сергей прекрасно помнит… Когда он был ребенком, они гуляли по мосту с матерью и отцом, который находился в алкогольном опьянении. Отец решил «пошутить» и поднял маленького мальчика, выставив его за перилла на большой высоте над водой. Мальчик ничего не мог сделать, его окутал ужас. Отец, конечно, быстро поставил мальчика на место, однако, Сергей запомнил этот урок на всю жизнь.

Лечение клиента состояло в том, чтобы проигрывать ситуацию и различные ее аспекты достаточно большое количество раз, пока он не адаптировался к происходящему. Важно было проработать различные проявления страха Сергея в тот момент. Это и непосредственное ощущение страха перед возможностью падения, и ощущение беспомощности, и ощущение ненависти к отцу и чувство предательства матери, которая «не защитила». В итоге работа сопровождалась не только поведенческой наработкой, но и изменением внутренних схем восприятия и отношения клиента к родителям, после чего он смог свободна передвигаться на летательных аппаратах.

Регрессивная или глубинная психотерапия

Регрессивная гипнотерапия базируется скорее на поиске смыслов, которые придаются пугающей ситуации и психической травмы, связанной с ними. Здесь важно понять логику мышления пациента и то, как события его жизни фиксировались именно на страхе перед полетами. Для этого гипнотерапевт проводит так называемую регрессию. Регрессия – это метод гипнотерапии, который позволяет быстро и эффективно отыскать значимую вытесненную травму в памяти клиента. После того, как травма найдена, гипнотерапевт прорабатывает ее, помогая клиенту выразить эмоциональный заряд, связанный с ней и изменить своё мышление.

Алина, 25 лет. Алина долгие годы не позволяла себе полеты на курорт, хотя очень хотела этого, а все из-за ее страха полетов. В итоге она пришла на гипнотерапию с этим запросом, а также со страхом высоты. Гипнотерапевт опросил Алину по поводу ее недуга: «что вы чувствуете во время полета?», «какие мысли и ощущения в теле возникают?», «когда это началось?». Оказалось, что Алина не просто чувствовала страх высоты, но даже в большей мере одиночество и страх остаться одной. Это дало определенную зацепку и при дальнейшем опросе оказалось, что во время полета Алина всегда просит других людей помочь ей и подержать ее за руку.

Гипнотерапевт уже догадывался с чем связан страх Алины и начал проводить регрессию. Первые ситуации, которые вспоминала Алина были типичны для этого страха: «испугалась в самолете», «испугалась в аттракционе», «испугалась, когда ехала в фуникулёре». Однако, как только дело подошло к более раннему возрасту, начали всплывать ситуации несколько иного содержания: «все ушли играть без меня», «забыли забрать из детского садика», «я в кроватке, а родителей как будто долго нет». Терапия была направлена на проработку этих ситуаций путем высвобождения подавленных эмоций и работы с внутренним ребенком. Однако, самым важным оказалось осознание связи между всеми этими событиями и текущим симптомом. Клиентка поняла, что полеты стали для нее способом компенсации страха одиночества. Именно страх одиночества и брошенности заставлял ее испытывать аэрофобию и просить других людей находиться рядом. После того, как клиентка осознала свою проекцию одиночества на процесс полета, фобия ее больше не беспокоила.

Эмоционально-образная терапия в гипнозе

Достаточно часто в гипнотерапии вместо рациональных методов применяются методы работы с образами. Это необходимо, поскольку определенное число клиентов просто не способны вспомнить свои травмы, они с трудом переживают эмоции и им сложно погрузиться в гипноз. В этом случае эффективно работать с помощью метода эмоционально-образной терапии, которая за счет своей «образности» позволяет человеку намного сильнее погрузиться в свои фантазии, в то же время переживая выплеск эмоций на фантазийном, а не на поведенческом уровне. Эмоционально-образная терапия позволяет передать глубинный смысл страха в виде образа, актуализировать напряжение, связанное с ним, а затем отреагировать его в виде трансформации образа страха.

Виктория, 34 года. Виктория обратилась со страхом полетов к гипнотерапевту, однако, не являясь глубоко гипнабельной и эмоциональной личностью. В связи с особенностями Виктории, гипнотерапевт решил воспользоваться именно эмоционально-образной терапией. Сначала гипнотерапевт провел индукцию с элементами расслабления, а затем попросил клиентку вспомнить недавнюю ситуацию, где она испытывала страх полетов. Попытки провести регрессию приводили лишь к воспроизведению воспоминаний сознательного периода, которые не были заряжены эмоционально и не являлись первопричиной расстройства. Тогда гипнотерапевт предложил клиентке вжиться в ситуацию полета и представить свой страх в виде образа. Виктория представила свой страх в виде пугающей безграничной бездны. Эта бездна как бы засасывала в себя, вызывая ужас от того, что может быть на глубине этой бездны. Гипнотерапевт решил воспользоваться вариантом образной экспозиционной терапии или методом парадоксальной интенции и предложил клиентке, все-таки, погрузиться в эту бездну. По мере того, как клиентка делала это, она испытывала все больше страха, в какой-то момент, начав отказываться от дальнейшего погружения, но гипнотерапевт настаивал на своем. В итоге, Виктория все-таки погрузилась в бездну, которая олицетворяла ее глубинный страх, и, как ни странно, этот самый страх просто исчез. Виктория обнаружила, что в бездне нет ничего страшного и смогла интегрировать ее как свою часть личности, которая не только пугает, но и оберегает клиентку. Это привело и к исчезновению реального страха, что позволило клиентке свободно осуществлять полеты между городами и странами.

Эффективность применения гипнотерапии в лечении аэрофобии

Наиболее эффективным методом в борьбе с аэрофобией на сегодняшний день считается экспозиционная психотерапия[viii] [ix]. Не меньшую эффективность показывает гипнотерапия (она же часто применяется при экспозициях), причем не только в лечении аэрофобии[x], но и других вариантов тревожных расстройств[xi]. Отдельно проведены исследования именно по регрессивной гипнотерапии, которая также была эффективна в лечении аэрофобии[xii].

В итоге, можно сказать, что гипнотерапия является универсальным методом борьбы с фобиями, а, в частности, со страхом полетов, так как позволяет реализовывать как классические техники поведенческой терапии, так и разбирать глубинный смысл травматической ситуации.

Список используемой литературы:

[i] Мulcahy, RA; Blue, RS; Vardiman, JL; Castleberry, TL; Vanderploeg, JM (2016). «Screening and Mitigation of Layperson Anxiety in Aerospace Environments». Aerospace Medicine and Human Performance. 87 (10): 882–889.

[ii] Clark, GI; Rock, AJ (2016). «Processes Contributing to the Maintenance of Flying Phobia: A Narrative Review». Frontiers in Psychology. 7: 754.

[iii] Павлов И.П. Рефлекс свободы. – СПб.: Питер – 2001, – 432 с.

[iv] Алексей Паевский, Снежана Шабанова. Великие психологические эксперименты: «Маленький Альберт». «Троицкий вариант». elementy.ru (8 мая 2012).

[v] Lieberman, M. D., Eisenberger, N. I., Crockett, M. J., Tom, S., Pfeifer, J. H., Way, B. M. (2007). Putting feelings into words: Affect labeling disrupts amygdala activity to affective stimuli. Psychological Science, 18, 421-428.

[vi] 153. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект = Emotional Intelligence. — М.: «АСТ», 2009. — 480 с.

[vii] «Afraid to Fly After 9/11, Some Took a Bigger Risk — In Cars». Wall Street Journal. March 23, 2004. Retrieved October 11, 2013.

[viii] Oakes, M; Bor, R (November 2010). «The psychology of fear of flying (part II): a critical evaluation of current perspectives on approaches to treatment». Travel Medicine and Infectious Disease. 8 (6): 339–63.

[ix] Spiegel D., Maruffi B., Frischholz E.J., Spiegel H. Hypnotic responsivity and the treatment of flying phobia. American journal of clinical hypnosis. 2015;57(2):156-64; Bakal P.A. Hypnotherapy for flight phobia. The American Journal of clinical hypnosis. 1981 Apr;23(4):248-51

[x] Epstein, S. J.; Epstein, Seymour J. (1977). «Short-term Hypnotherapy for the treatment of flight phobia: A case report». American Journal of Clinical Hypnosis. 19 (4): 251–254

[xi] Rogers, Janet (May 2008). «Hypnosis in the treatment of social phobia». Australian Journal of Clinical & Experimental Hypnosis. 36 (1): 64–68.

[xii] Lamb C.S. Hypnotically-induced deconditioning: reconstruction of memories in the treatment of phobias. The American Journal of clinical hypnosis. 1985 Oct;28(2):56-62.

Боязнь полета — Канал улучшения здоровья

Боязнь полета довольно распространена. Примерно каждый шестой человек испытывает значительный страх, который мешает ему летать, и примерно каждый пятый пассажир, регулярно летающий на самолете, употребляет алкоголь или лекарства, отпускаемые по рецепту, чтобы «помочь» ему во время полета.

Виды страхов

Люди по-разному относятся к полетам. Многие люди сообщают о чрезмерном страхе перед высотой или закрытыми помещениями, которые являются частью опыта полета. У других не было проблем с полетом до тех пор, пока они не столкнулись с сильной турбулентностью, механическим инцидентом или событием в полете, которое вызвало у них опасения при следующем полете.

У людей, у которых развился страх перед полетом после неудачного опыта в самолете, может становиться хуже, чем больше они летают, и обнаруживать, что они быстрее начинают беспокоиться в ответ на более мелкие события, такие как шумы, движения или даже выражение лица. лица бортпроводников. Эта группа летчиков часто боится бояться, что психологи называют «дискомфортной тревогой».

Некоторые часто летающие пассажиры сообщают, что после того, как они стали родителями, они испытывают страх, в то время как другим (особенно лицам, занимающим руководящие или автономные должности) не нравится ощущение «отдачи» своего контроля неизвестным лицам, которые управляют, обслуживают и управляют воздушными судами.

Способы развеять страхи

Наилучшая помощь для напуганных пассажиров обычно состоит из трех элементов: полетные шумы и движения, погода и контролируемое воздушное пространство.

  • Информация о физиологии тревоги и паники , включая подтверждение того, что неприятные ощущения, испытываемые до и во время полетов, являются нормальной реакцией, которая не причинит им вреда. Эти нормальные реакции преувеличены мыслями о надвигающемся бедствии. Такие «страшные» события можно объяснить, используя точную информацию об авиации и физиологии человека.
  • Постепенное воздействие в реальной жизни аэропортов и самолетов , кульминацией которого является полет. Психологи часто помогают своим клиентам, обучая их навыкам релаксации и стратегиям изменения мышления, а затем направляя их в использовании этих методов в стационарном самолете до тех пор, пока тревога не уменьшится и не станет терпимой. Некоторым людям может понадобиться сделать это сначала в аэропорту, затем в зале ожидания, затем в самолете, а затем у входа в самолет. Эта форма постепенного воздействия и уменьшения беспокойства предпочтительнее употребления алкоголя или других веществ, влияющих на настроение.
  • Полную программу даже для самых пугливых летчиков можно выполнить примерно за пять-десять сеансов.

    Где можно получить помощь

    • Ваш врач
    • Австралийское психологическое общество Тел. 1800 333 497, (03) 8662 3300

    Что нужно помнить

    • Боязнь летать довольно распространена.
    • Страхи человека могут быть основаны на многих опасениях.
    • Люди могут научиться справляться со страхом перед полетом.

    До 40 процентов американцев боятся летать. Это легко лечится.

    Страх перед полетами поражает до 40 процентов населения США. Национальные любители подлокотников могут быть воодушевлены, узнав, что «авиофобия» совершенно нормальна и легко лечится.

    Только около 5 процентов американцев страдают от авиофобии настолько сильной, что не могут летать. Население земли увеличивается с каждым новым ужасающим авиационным ужасом, как, например, авиалайнер Lufthansa Airbus A330, который в среду вошел в свободное падение над Теннесси после того, как попал в сильную турбулентность. Несколько пассажиров попали в больницу.

    Еще больше людей садятся в самолеты с беспокойством, молча страдая, когда корабль невероятно кренится в воздух, глотая проклятия, когда он сталкивается с «неспокойным воздухом», вонзая гвозди в обивку посреди контролируемого хаоса приземления.

    «Они показывают? Нет», — сказал Джонатан Брикер, психолог из Вашингтонского университета, изучающий беспокойство во время авиаперелетов.

    — Но они могут выпить лишнего. Они могут больше спать. Они могут не смотреть в окно. И это еще не весь рейс. Это взлет. Это посадка. Это турбулентность».

    Полная степень авиофобии — одна из самых нечетких статистических данных психологии. В одном исследовательском документе 2016 года говорится, что его распространенность находится в диапазоне «от 2,5 до 40 процентов». Национальный институт психического здоровья не собирает данные о боязни летать.

    Длительный опрос CBS News и YouGov показал, что по состоянию на 2015 год только 41% опрошенных американцев заявили, что «совсем не боятся» садиться в самолет. Доля американцев, не боящихся летать, упала до 38 процентов после терактов 11 сентября 2001 года, согласно более раннему опросу Gallup.

    Оба опроса показывают, что даже в лучшие времена почти половина населения США питает некоторый страх перед авиаперелетами.

    Лиза Хауптнер прекрасно летала на самолетах до тех пор, пока ей не исполнилось чуть больше двадцати, но вдруг она перестала.

    «Я дошла до того, что предвкушение моей следующей командировки привело к поездке Amtrak из Нью-Йорка в Тампу, — вспоминала она. «Это долгая и ужасная поездка. Когда я вернулся, я понял, что должен что-то делать».

    Хауптнер записался в программу страха перед полетом под названием SOAR, которой руководил бывший коммерческий пилот по имени Том Банн. Это сработало так хорошо, что Хауптнер уволилась с финансовой работы, чтобы помочь Банн разработать программу.

    По словам Барбары Ротбаум, профессора психиатрии медицинского факультета Университета Эмори, лучшие программы борьбы с авиафобией достигают 90% успеха. Ротбаум стал пионером одной из таких программ, которая использует виртуальную реальность для имитации полета самолета — турбулентность и все такое, — чтобы помочь пациентам победить свои страхи.

    Виртуальный самолет «работает так же хорошо», как и настоящий, сказал Ротбаум, и он гораздо более практичен в эпоху, когда нельзя просто зайти в аэропорт.

    Лечение авиофобии начинается с определения ее источника. Исследователи обычно делят авиафобов на два лагеря. Одна группа опасается огненной смерти в авиакатастрофе. Другой боится заточения в кабине, форма клаустрофобии. Некоторые ученые добавляют третью группу, которая не страдает клаустрофобией как таковой, но боится приступа паники, находясь в ловушке в самолете.

    Для небольшой группы американцев, которые не будут летать из-за любви или денег, авиафобия может отменить встречи, досадить в отпуске и разрушить карьеру.

    «Это мешает вашей жизни, — говорит Луана Маркес, доцент психологии Гарвардской медицинской школы. «Если кто-то боится летать, он может получить повышение и ему предложат миллионы долларов, но он не пойдет на повышение, потому что не хочет летать».

    Страх погибнуть в авиакатастрофе коммерческого самолета, конечно, совершенно иррационален. Согласно отраслевым данным, с 2010 года в авиакатастрофах в США погибло два человека. Последней крупномасштабной авиакатастрофой в стране стал рейс 3407 Continental Connection, который остановился во время маневров посадки в 2009 году. и врезался в дом, в результате чего погибли все 49 человек на борту.

    Авиафобия питается так называемой предвзятостью подтверждения. Иррациональный мозг просматривает вселенную в поисках любых данных, которые могли бы подтвердить нелогичный страх. Даже сообщения о сравнительно незначительном ущербе, такие как драма Lufthansa в прошлую среду, подпитывают страх.

    «Эта новость подтвердит их мнение о том, что самолеты часто падают, — сказал Маркес. «Они отвергают любые другие данные».

    Успешное лечение авиафобии часто включает экспозиционную терапию. Участники сталкиваются со своими страхами постепенно и в безопасном пространстве, возвращаясь в воздух.

    Много лет назад авиафобы могли собираться в аэропорту и садиться в припаркованные самолеты на несколько встреч, прежде чем отправиться в настоящий полет, и все это в рамках класса.

    В современную эпоху усиленной безопасности аэропортов некоторые программы переместились на платформы виртуальной реальности, которые могут воссоздать ощущение полета в лабораторных условиях.

    Программа SOAR, запущенная в 1982 году, раньше встречалась в аэропорту Ла-Гуардия в Квинсе, штат Нью-Йорк. Сегодня программа предлагает курсы и консультации вдали от аэропортов и самолетов.

    «Во-первых, вы узнаете о психологии страха перед полетом», — сказал Хауптнер. «Вторая часть об авиации», о том, как работают самолеты и что держит их в воздухе. «Третья часть посвящена тому, как научиться контролировать тревогу, и конец как бы собирает все воедино».

    Многие авиафобы ошибочно думают, что могут избавиться от беспокойства. Страшные моменты полета на самолете — взлеты, посадки и турбулентность — все это вызывает реакцию «бей или беги». Инстинкт естественен, и однажды сработав, его трудно отключить.

    «Люди пытаются глубоко вдохнуть или отговорить себя от этого, вместо того, чтобы испытать физиологию», — сказал Маркес.

    «То, что делает ваше тело на этом плане, ничем не отличается от того, что делало бы ваше тело, если бы вы оказались лицом к лицу со львом.

    Единственная разница в том, что опыт с самолетом в большинстве случаев является ложной тревогой, тогда как лев — реальная угроза».

    Лучше, по словам Маркеса, признать, что потные ладони и учащенное сердцебиение — это нормально, а затем напомнить себе, что в салоне самолета вы все же в большей безопасности, чем в движущейся машине или на пешеходном переходе.

    Страх перед полетом, кажется, возрастает в моменты, когда внешние факторы, такие как теракты 11 сентября или пандемия COVID-19, делают путешествие на самолете менее безопасным.

    Опрос Gallup в 2021 году показал, что только 38 процентов американцев летали коммерческими рейсами в прошлом году, что является самым низким показателем за почти два десятилетия опросов. Годом ранее, в разгар пандемии, 52 процента американцев заявили Gallup, что им «совсем неудобно летать».

    Пандемии, авиакатастрофы и теракты не вызывают авиофобии, утверждают исследователи. Но все эти вещи могут активировать и усилить страх у людей, у которых он уже есть, «а это очень много людей», — сказал Брикер, психолог авиаперевозок.

    Авиакомпаниям это известно. Именно поэтому пилот подходит по интеркому спокойным, успокаивающим голосом, чтобы объяснить, почему горит табло «Пристегните ремни», и извиниться за «неудобство» прыгать по салону, пока он не выключен.

    С 2010 года количество смертей среди пешеходов возросло на 70 процентов. В этом виноваты грузовики. Пентагон пересматривает, как он проверяет наличие допуска к секретным материалам

    В такие моменты пилоты говорят нежными словами: турбулентность становится «ухабами» или «неспокойным воздухом», знак ремня безопасности — просто «предосторожность».

    Брикер называет это «языком комфорта», и он восходит к 1950-м годам, когда полеты самолетов были громкими и турбулентными, а бортпроводники «были медсестрами», прислуживающими пассажирам, которые нашли хорошее применение мешкам от воздушной болезни. Те времена прошли, но страх остался.

    «Они исключают эмоции из уравнения», — сказал Брикер о национальных пилотах. «Эмоции в самолете заразительны».

    Добавить комментарий