Ксенофобия — оборотная сторона стремления к самосохранению
Психолог Дэн Готлиб знаком с жестокостью людей на собственном опыте. «Люди отворачиваются, — говорит он. — Они избегают смотреть мне в глаза, стремительно уводят своих детей подальше». Готлиб чудом остался жив после страшной автокатастрофы, которая превратила его в инвалида: у него парализована вся нижняя половина тела. Люди негативно реагируют на его присутствие. Оказывается, человек в инвалидной коляске внушает окружающим такое чувство неловкости, что они даже не могут заставить себя заговорить с ним. «Как-то я был в ресторане со своей дочерью, и официант спросил ее, а не меня, где бы мне было бы удобно сесть! Я сказал дочери: «Передай ему, что я хочу сесть за тем столиком».
Сейчас реакция Готлиба на подобные инциденты заметно изменилась. Раньше он злился и чувствовал себя оскорбленным, униженным и недостойным уважения. С течением времени он пришел к выводу, что причину отвращения людей следует искать в их собственных тревогах и дискомфорте. «В худшем случае я просто им сочувствую», — говорит он.
Большинство из нас не хотят судить других по их внешнему виду. Но, если быть откровенными, все мы хотя бы иногда испытываем неловкость или брезгливость при виде слишком тучной женщины, которая садится на соседнее сиденье в метро.
Любые аномальные проявления мы бессознательно воспринимаем как «опасные»
Согласно недавним исследованиям, такие социальные предрассудки сформировались эволюционно как один из видов защитного поведения, помогающего человеку оградить себя от возможных заболеваний. Марк Шеллер, профессор психологии Университета Британской Колумбии, называет этот механизм «защитным предубеждением»: «Наш мозг находится в постоянном поиске сигналов, указывающих, что нечто в окружающей среде отклоняется от «нормы». Когда мы замечаем вероятный признак заболевания у другого человека — насморк или необычное кожное поражение, — мы стремимся обойти этого человека стороной».
То же самое происходит, когда мы видим людей, отличающихся от нас внешне — необычным поведением, одеждой, строением и функционированием тела. Срабатывает своего рода иммунная система нашего поведения — бессознательная стратегия, цель которой не ущемить другого, а защитить собственное здоровье.
«Защитные предубеждения» в действии
Согласно Шеллеру, поведенческая иммунная система обладает повышенной чувствительностью. Она компенсирует отсутствие у организма механизмов распознавания микробов и вирусов. Встречая любые аномальные проявления, мы бессознательно воспринимаем их как «опасные». Именно поэтому мы испытываем отвращение и избегаем практически любого человека, который выглядит непривычно.
Этот же механизм лежит в основе наших реакций не только на «аномальное», но и «новое». Так, причиной инстинктивного недоверия к незнакомцам Шеллер считает также «защитное предубеждение». С точки зрения самосохранения, нужно быть настороже рядом с теми, кто ведет себя или выглядит необычно, аутсайдерски, чье поведение для нас пока еще является непредсказуемым.
Предубеждения усиливаются в периоды, когда человек более уязвим к инфекциям
Интересно, что похожие механизмы были замечены и среди представителей животного мира. Так, биологам давно известно, что шимпанзе свойственно избегать больных членов своих групп. Документальный фильм Джейн Гудолл иллюстрирует этот феномен. Когда шимпанзе, лидер стаи, переболел полиомиелитом и остался частично парализованным, остальные особи стали обходить его стороной.
Получается, что нетерпимость и дискриминация — оборотная сторона стремления к самосохранению. Как бы мы ни пытались скрыть удивление, отвращение, неловкость при встрече с людьми, которые от нас отличаются, эти чувства неосознанно существуют внутри нас. Они могут накапливаться и приводить целые сообщества к ксенофобии и насилию в отношении аутсайдеров.
Толерантность — признак хорошего иммунитета?
Согласно результатам исследования, обеспокоенность возможностью заболеть коррелирует с ксенофобией. Участников эксперимента разделили на две группы. Первой показали фотографии открытых ран и людей с серьезными заболеваниями. Второй группе их не показывали. Далее участники, только что увидевшие неприятные изображения, были более негативно настроены к представителям другой национальности.
Ученые выявили, что предубеждения усиливаются в периоды, когда человек более уязвим к инфекциям. Например, в исследовании, проведенном под руководством Карлоса Наваррет в Университете штата Мичиган, было обнаружено, что женщины имеют тенденцию к враждебности в первом триместре беременности. В это время иммунная система подавлена, поскольку она может атаковать плод. При этом было обнаружено, что люди становятся более толерантными, если чувствуют себя защищенными от болезней.
Марк Шеллер провел другое исследование, посвященное данной теме. Участникам показывали два вида фотографий. Одни изображали симптомы инфекционных заболеваний, другие — оружие и бронетехнику. До и после предъявления фотографий участники сдавали кровь на анализ. Ученые обратили внимание на всплеск активности иммунной системы у участников, которым показывали изображения симптомов заболеваний. Этот же показатель не изменился у тех, кто рассматривал оружие.
Как снизить уровень ксенофобии в себе и в обществе?
Некоторые из наших предубеждений действительно являются результатом функционирования врожденной поведенческой иммунной системы. Однако слепая приверженность определенной идеологии и нетерпимость врожденными не являются. Какой цвет кожи является плохим, а какой хорошим, мы узнаем в процессе воспитания. В наших силах контролировать поведение и подвергать критическому осмыслению имеющиеся знания.
Многие исследования показывают, что предрассудки — это гибкие звенья наших умозаключений. Мы действительно наделены инстинктивной склонностью к дискриминирующим суждениям. Но осознание и принятие этого факта — важный шаг на пути к толерантности и взаимному уважению.
Профилактика инфекционных заболеваний, вакцинация, совершенствование систем очистки воды могут стать частью государственных мер по борьбе с насилием и агрессией. Однако важно помнить, что смена наших установок — это не только общегосударственная задача, но и личная ответственность каждого.
Осознавая наши врожденные тенденции, мы можем легче их контролировать. «В нас заложена тенденция к дискриминации и осуждению, но мы способны к тому, чтобы находить иные способы взаимодействия с такой разной реальностью вокруг нас», — напоминает Дэн Готлиб. Когда он чувствует, что окружающие испытывают неловкость в связи с его инвалидностью, он проявляет инициативу и говорит им: «Вы вполне можете обращаться и ко мне». Эта фраза снимает напряжение и люди вокруг начинают взаимодействовать с Готлибом естественно, чувствуя, что он один из них.
Текст:Юлия КолотыркинаИсточник фотографий:Getty Images
Новое на сайте
Как понять, что партнер «выключается» из отношений: 5 показательных признаков
Пенное золото: как пиво помогает получить красивый загар — и вредит здоровью
«Накопила обиды на сестру и не могу нормально с ней общаться. Как исправить ситуацию?»
«Ребенок захлебывался и кашлял»: что такое акушерское насилие и почему оно происходит. Часть 3. Уход за новорожденным
Магнитная буря: что это и как влияет на здоровье — объясняет врач-терапевт
«Понюхать грязные подгузники»: 5 безумных психологических экспериментов — радуйтесь, что вы в них не участвовали
«Парень во взглядах на жизнь похож на моего отца. И меня рядом с ним почему-то тошнит»
«Без похвалы и одобрения чувствую себя никчемной»
«Ксенофобия – это нормально», или к чему нас готовят СМИ
Анастасия Миронова, известная по работе на «Эхе Москвы в Петербурге» и публикациям в «Новой газете», написала в «Газете.ру», по ее же словам, «манифест» и «программный текст» под названием «Право на свой круг. О том, что ксенофобия – это не всегда плохо».
Текст с явно провокационным названием вызвал широкий интерес и широкую поддержку. Его перепостили многие без дураков замечательные люди, которые любят Россию и желают ей процветания. В такой ситуации просто нет возможности его обойти.
В одной этой небольшой фразе заключена огромная философская проблема. Во-первых, никаких доказательств такого «долженствования» автор не приводит, просто постулирует тезис как аксиому. А значит тезис становится не научным, а идеологическим. Чужак – опасен, старая история. «
Во-вторых, «человек» должен распознавать «своих». Для человека как единичного представителя всеобщего человеческого рода любой человек по определению «свой». Таким образом, Миронова под «человеком» подразумевает не человека как род, а какой-то вид людей и эти виды «должны» распознавать своих и чужих, чтобы жить безопасно.
«Кризис на польско-белорусской границе – повод наконец уже вслух сказать: у каждого народа есть право противостоять ввозу чуждой культуры. И только чья-то очень нечестная голова придумала утверждать, будто это плохо и стыдно. Не плохо! Не стыдно! Это нормально! И ксенофобия в большинстве случаев – это нормально, потому что она не несет в себе никакой биологической ненависти или презрения к другим людям: она есть естественное желание человека жить среди близкого и понятного ему мира»
«Каждая нация имеет право отказаться от ввоза чуждой культуры, — пишет она. — Тем более – сниженной… А почему ксенофобия плоха, если она, в частности, является нежеланием разбавлять свою культуру чужой сниженной?»
Есть понятие сниженной лексики – это обсценная лексика, т.е. непристойная, безнравственная, недопустимая. Это ругательства вплоть до мата. Надо ли понимать, что «сниженная культура» менее образованного нежели Миронова таджикского мигранта непристойна и безнравственна? А кто решать будет? Законодательство демократического светского государства не может. Оно только регулирует противоправные действия. Если в рамках своей «культуры» кто-то стреляет из автомата на свадьбе – должен ответить перед законом, а если танцует на московской улице лезгинку – не должен, даже если кому-то это не нравится и создает дискомфорт. Мне, может быть, создает дискомфорт и инокультурно вторгается в «мой круг» 99,9% российской эстрады. Но если представители этой эстрады не нарушают закон, ничего требовать по их поводу я не могу. Все остальное, извините, уходит куда-то в сторону от демократии.
— У нас есть право на свой круг, — твердил палеолитический охотник, протестуя против идеи взять жену у соседней родовой общины из 15 человек, — ведь наши собиратели ковыряют землю острой стороной палки, а их – тупой. Это же культурная пропасть. И вообще, люди ли они? Не очевидно.
— У нас есть право на свой круг, — твердил неолитический земледелец, протестуя против контактов с племенем неолитических скотоводов, — не зря мы отгородились от них забором нашего городища. Грязные какие-то, шастают туда-сюда вместо того, чтобы трудиться на одном месте как приличные люди. И вообще, говорят, что они берут овец вместо жен… ну, я сам не видел, но звучит вполне правдоподобно.
— У нас есть право на свой круг, — твердил спартанский воин. — посмотрите на этих изнеженных афинян со сниженной культурой. Философы — тьфу! Разве воину достойно так себя вести? Никаких афинян стенах нашего полиса, никогда мы не будем братьями.
— У нас есть право на свой круг, — твердил римский латифундист. — Что себе возомнили эти бородатые готские варвары? Хотят стать гражданами Рима, нашими полководцами и даже императорами? Как они себе это представляют с такой-то сниженной культурой? Пусть сидят за лимесом и не создают нам дискомфорт.
— У нас есть право на свой круг, — твердил дворянин, прохаживаясь по Лувру. — Что за моду взяли эти гасконские дикари? С гор своих слезли только вчера и в столицу понаехали. Какие они французы? Вы посмотрите, как они выглядят и на каком тарабарском языке говорят!
— У нас есть право на свой круг, — твердил рурский промышленник. — Естественное национальное право не допускать чужаков к потреблению наших ресурсов. Наша кровь и наша почва — мы просто хотим их сохранить, неужели так сложно это понять и принять?
Чтобы утверждаться за счет чужого надо, чтобы он был слабым, бесправным. За счет сильного не самоутвердишься, это он может самоутвердиться за счет тебя. И если вдруг нет слабого «инокультурного» чужака, то такой чужак замечательно конструируется из «своих». Русские и шире – русскоязычные – граждане Украины не стреляют на свадьбах и не забивают в подъездах баранов. Они ведут себя точно также как украинские граждане Украины, имеют такое же образование, не являются мигрантами, а поколениями живут вместе в одних и тех же городах. Русскоязычные понимают украинский язык, а украиноязычные понимают русский. Культурных границ между ними не выдумать, даже, если очень постараться. Но все же…
— У нас есть право на свой круг, — твердила известная поэтесса Майдана. — Никогда мы не будем братьями! Ни по родине, ни по матери. Духа нет у вас быть свободными — нам не стать с вами даже сводными.
Украинские праворадикалы требуют и получают «естественное» национальное право на насильственную ассимиляцию русских или на «чемодан, вокзал, Россия».
Что есть граница между «своей» и «чужой» культурой? Граница государства, автономии, области, города, городского района, улицы, дома, своей семьи, себя самого как индивида? Ничего не стоит доказать, что не только у наших семей, но и лично у нас с вами совершенно разные культуры. С каждым из «вас», а значит никаких «вас» нет вообще, каждый сам по себе. В одной и той же семье один читает Толстого, а другой – Алексиевич, один слушает Моргенштерна, а другой – Чайковского, один смотрит фильмы про супергероев Marvell, а другой – Феллини. Это несоприкасающиеся миры, категорически разные цивилизации, диаметрально противоположные. Где остановиться в проведении границ? Постмодернисты не останавливаются и на личности, вводя такое понятие, как «парламент органов».
Миронова прямо называет границей культуры населенный пункт (утверждая, что тверичи и псковичи имеют право не пускать к себе тех же чеченцев), националисты – политические границы государства. А почему граница – не планета Земля (и то только пока мы не столкнулись ни с какой иной разумной жизнью во Вселенной)? Кто будет определять, «чужой» рядом или «свой»? По каким критериям? Я сейчас не вульгаризирую про «мерять черепа», но серьезно – дайте объективное определение.
Общие нормы поведения – то, что Миронова называет культурой (хотя в научном смысле культура куда шире норм и ценностей) рождаются из совместной хозяйственной деятельности. Если в Чечне не будет современной промышленности, детали для которой поставляются из Тверской области, а в Твери не будет учебных заведений для подготовки специалистов для чеченского производства, то действительно «никогда мы не будем братьями». Миронова же своим требованием закуклиться в «естественных кругах» только усиливает центробежные силы в государстве. Нет никаких естественных, т.е. природных культур. Культура – это очеловеченная природа, все культуры искусственны, созданы людьми. И если хочется, чтобы мультикультурное государство не распалось, общую культуру конструировать придется. Придется, даже если это вызовет дискомфорт необходимости выходить из «своего круга».
В СССР таковая общая культура была, сейчас — нет, поскольку «идея нации» (прямо как у запрещенной в РФ террористической организации «Азов») даже вне этических рассуждений не применима к государству с гигантским числом наций. Идея же «тверичей», «псковичей», «москвичей» — это куда-то век в XII – XIII и феодальную раздробленность. Даже в XVI веке подобное уже категорически устарело и не имело исторического шанса на возврат.
Текст Мироновой про пользу ксенофобии – это манифест и программа чего? Мелкобуржуазного мещанства? Филистерства? Идей европейских романтиков XIX века о возврате в прошлое, которого никогда не было? Это не фашизм – говорит она, прекрасно понимая, что увидят в ее тексте. Но если коннотации настолько явные, что приходится их отрицать сходу…
Фашизм – это когда «право на свой круг» достигается открыто террористическими методами, путем насильственной ассимиляции, сгона с земель или прямого физического уничтожения представителей «не своего» круга. Пока нет террора, нет и фашизма.
Вопрос здесь только в том, в какой точке вы остановитесь в отстаивании «права на свой круг»? И чью культуру объявите «сниженной» после того, как избавитесь от «разбавляющих» вашу расу, в смысле культуру, лезгинок и автоматов на свадьбах? Потому как «есть у революции начало – нет у революции конца».
КСЕНОФОБИЯ Синонимов: 76 синонимов и антонимов к слову КСЕНОФОБИЯ
- Игры
- Рекомендуемые
- Поп-культура
- Советы по написанию
- Все игры
- Ежедневный кроссворд
- Головоломка со словами
- Поиск слов
- Все избранное
- Слово дня
- Синоним дня
- Слово года
- Новые слова
- Языковые истории
- Вся поп-культура
- Сленг
- Эмодзи
- Мемы
- Сокращения 90 004
- Пол и сексуальность
- Все советы по письму
- Тренер по грамматике TM
- Центр письма
- Основы грамматики
- Обычно путают
- тезаурус
- ксенофобия
антонимы к слову
ксенофобияНаиболее актуальные
- демократия
- социализм
Тезаурус 21 века Роже, третье издание Copyright © 2013 by Philip Lief Group.
Как использовать ксенофобию в предложении
Мы изучали не только то, является ли твит правдивым или нет, но также и тем, сеет ли он панику, продвигает ли он плохое лекарство или ксенофобия , расизм.
Проект машинного обучения нацелен на дезинформацию | MIT Technology Review Insights | 3 мая 2021 г. | MIT Technology Review
Однажды здесь добросовестные профессионалы изолировали первое поколение от какой-то ксенофобии .
Как давление мифа о образцовом меньшинстве ограничивает наше воображение и нашу свободу | Саньена Сатиан | 9 апреля 2021 г. | Time
В конце концов, Соединенные Штаты имеют долгую и уродливую историю обвинения расовых и этнических групп в заболеваниях способами, которые используются для оправдания ксенофобия .
Почему недавнее насилие против американцев азиатского происхождения может укрепить их поддержку демократов | Майкл Теслер | 1 апреля 2021 г. | FiveThirtyEight
Он также обсуждает ксенофобию и расизм, с которыми он и другие заключенные столкнулись со стороны охранников в колонии строгого режима Bossier Parish в Плейн Дилинг, штат Луизиана
Празднование года свободы | Майкл К. Лейверс | 4 марта 2021 г. | Вашингтон Блэйд
Что делает шоу по-настоящему убедительным, так это тонкие комментарии о расе и ксенофобии .
«Люпин» — захватывающий сериал об ограблениях, но он идет глубже | Бетони Батлер | 21 января 2021 г. | Washington Post
Эти группировки обычно объединяются в своей бандитизме и ксенофобии .
Фашизм снова в моде в Европе | Тейн Розенбаум | 8 июня 2014 г. | THE DAYLY BAST
С тех пор горькая 9Ксенофобия 0088 появилась в Одессе так же, как и в городах восточной Украины.
Сексуальная политика советского образца возвращается | Уилл Кэткарт | 19 мая 2014 г. | THE DAYDAY BAST
Мы сдадимся и прекратим любые проявления шовинизма и ксенофобии .
Сможет ли Украина контролировать своих ультраправых ультранационалистов? | Олег Шинкаренко | 1 марта 2014 г. | ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЗВЕРЬ
Пакистану нужно изменить направление от ксенофобия и паранойя, подпитываемая контролирующей его армией.
Смена караула в Пакистане и наследие генерала Ашфака Каяни | Хусейн Хаккани | 2 декабря 2013 г. | THE DAYLY BAST
Насилие ксенофобия и нетерпимость — это лишь часть разговора.
Почему израильтяне глухи к подстрекательству против палестинцев? | Эмили Л. Хаузер | 25 октября 2013 г. | THE DAILY BEAST
То, что на Западе считают национальным чувством, на Востоке считают ксенофобия .’
Новый мир ислама | Лотроп Стоддард
Эта интуиция, похоже, основана не столько на статистике, сколько на старой доброй ксенофобии .
После дождя | Сэм Вакнин
Эта ксенофобия — удивительно постоянная черта сатиры восемнадцатого века на «вкус».
Человек со вкусом | Джеймс Брамстон
Синоним дня
Выберите синоним к слову грабить
- грабить
- отложить
- наметить
- Синонимы к слову
- Антонимы к слову
- Родственные слова
ксенофобия — Англо-русский словарь на WordReference.
com
| Слушайте: Великобритания: * Великобритания и, возможно, другие произношенияUK и, возможно, другие произношения/ˌzɛnəˈfəʊbiə/ США: США произношение: IPAUSA произношение: IPA/ˌzɛnəˈfoʊbi ə, ˌzinə-/ Произношение в США: США: respellingПроизношение в США: respelling(zen′ə fō ′ bēə, zē′nə-) ⓘ Одна или несколько тем на форуме точно совпадают с поисковым запросом на испанском | на французском | на итальянском | английские синонимы | Английский Использование | Конъюгатор | в контексте | изображений Приложения WR: Android и iPhone Слово дня WordReference Random House Learner’s Dictionary of American English © 2023 xen•o•pho•bi•a н. [неисчислимо]
Collins Concise English Dictionary © HarperCollins Publishers:: ксенофобия /ˌzɛnəˈfəʊbɪə/ n
‘ ксенофобия ‘ также встречается в этих статьях (примечание: многие не синонимы или переводы): ничего не знаю Найдите слово «ксенофобия» в Merriam-Webster Найдите слово «ксенофобия» в словаре. com
На других языках: испанский | французский | итальянский | португальский | румынский | немецкий | голландский | Шведский | русский | польский | чешский | Греческий | турецкий | китайский | японский | Корейский | Арабский Ссылки: ⚙️Настройки | Сокращения | Прон. Символы | Поддержка WR | Политика конфиденциальности | Условия обслуживания | Форумы | Предложения |
|