1.1. Что же такое любовь?. Психология любви
1.1. Что же такое любовь?
Любовь? А что это такое?
Зачем о ней так много слез?
Она противница покоя
И покорительница грез.
Она — мечта и сновиденье —
Порой печальна или зла,
Порой творит стихотворенья
Или великие дела.
Быть может, что любовь — богиня:
Честолюбива и горда,
А может, злой судьбы рабыня,
И ей подвластна навсегда.
Мы часто слово произносим «Люблю».
А что для нас любовь?
То, что в стихах мы превозносим,
То, что сердец волнует кровь?
А может, то, что в нас творится,
Когда глядим мы на Луну,
То, что в душе у нас таится,
Мешая разуму и сну?
Любовь? А что это такое?
Как бы попроще рассказать?
Все то великое, святое,
Что трудно словом описать.
Автор неизвестен
Любовь — это неизвестно что, которое приходит неизвестно откуда и кончается неизвестно когда.
Любовь[4] — одно из самых употребительных слов, о чем свидетельствуют частотные словари современных слов (Cunningham, Antill, 1981). Однако многозначность употребления этого понятия приводит к размыванию его семантических границ и подчас утрате специфического содержания данного слова. Мы говорим: «Я люблю манную кашу» или «Я люблю это платье», и при этом мы говорим о любви к детям, к супругу, к животным. Очевидно, что за одним и тем же словом скрываются разные психологические феномены. В первом случае речь идет о простых вкусовых предпочтениях, связанных с эмоциональным тоном ощущения и восприятия, во втором случае — о сложном чувстве, связанном с привязанностью, страстью, хотя и здесь предпочтение того или иного объекта не исключается. Если о последней любви поэты написали бесчисленное количество сонетов, романсов, стихотворений, песен, то воспевать любовь к манной каше охотников не нашлось, потому что моя «любовь» к ней никого не трогает.
Ю. Щербатых (2002) предложил студентам из медицинской академии дать свое определение любви. Ответы были самые разнообразные: «потребность в другом человеке» и «наслаждение», «душевный комфорт» и «чувство восторга», «смысл жизни» и «безумие», «понимание другого человека» и «потеря власти над собой», «отсутствие эгоизма» и «эгоизм», «наслаждение» и даже «привычка» — в общем, каждый понимал любовь по-своему. Б. Марстейн (Murstein, 1988) пишет в связи с этим, что любовь представляет некую Австро-Венгерскую империю, где под одной шапкой собрано множество достаточно трудносовместимых когнитивных, эмоциональных и поведенческих явлений. Понятие «любовь» как собирательное для множества разных явлений во взаимоотношениях людей рассматривает и Келли (Kelley, 1983).
Состояние «влюбленности» — это переживание, которое могут испытывать только люди, однако общепринятого определения любви не существует (Ireland, 1988; Lasky, Silverman, 1988).
Фернхем А., Хейвен П. 2001. С. 152
Франсуа Ларошфуко писал в свое время: «Истинная любовь похожа на привидение: все о ней говорят, но мало кто ее видел». А Э. Фромм (1990) в наши дни пишет, что «вряд ли какое-нибудь слово окружено такой двусмысленностью и путаницей, как слово “любовь”. Его используют для обозначения почти каждого чувства, не сопряженного с ненавистью и отвращением. Оно включает все: от любви к мороженому до любви к симфонии, от легкой симпатии до самого глубокого чувства близости. Люди чувствуют себя любящими, если они “увлечены” кем-то. Они также называют любовью свою зависимость и свое собственничество. Они в самом деле считают, что нет ничего легче, чем любить, трудность лишь в том, чтоб найти достойный предмет, а неудачу в обретении счастья и любви они приписывают своему невезению в выборе достойного партнера.
Э. Фромм пишет, что сущность любви одна и та же, будь это любовь матери к ребенку, любовь к людям или эротическая любовь между двумя индивидами. Это идеализация, уважение и знание. Кроме того, Э. Фромм подчеркивает, что любовь всегда связана с заботой и ответственностью: «Забота и ответственность означают, что любовь — это деятельность, а не страсть, кого-то обуявшая, и не аффект, кого-то “захвативший”» (1990, с. 82–83).
Акцентирование внимания в любви на заботе и ответственности необходимы Э. Фромму для того, чтобы обосновать любовь ко всему человечеству и конкретно к каждому человеку, поскольку испытывать страсть ко всем или эмоции по поводу каждого человека нереально. Не случайно любовь к конкретному человеку, по Фромму, должна реализовываться через любовь к людям (человечеству). В противном случае, как он считает, любовь становится поверхностной и случайной, остается чем-то мелким.
Полностью соглашаясь с тем, что слово «любовь» в обыденном понимании подчас теряет конкретное содержание (Ф. Ларошфуко, например, хорошо заметил, что «у большинства людей любовь к справедливости — это просто боязнь подвергнуться несправедливости» (1971, с. 156)) и что любовь — не аффект (если его понимать как эмоцию), трудно признать правоту Фромма относительно того, что любовь — это деятельность, проявляемая лишь в заботе, ответственности (я бы добавил к ним и такие поведенческие проявления, как нежность, ласка). Все это следствие любви, ее проявления, а не ее сущность. Сущностью же остается чувство, т. е. эмоционально-установочное отношение к кому-либо.
Точка зрения
Психологическая концепция любви <…> обнаруживает в плане феноменологии свою явную противоречивость и несостоятельность в не менее очевидных фактах неподконтрольности и неподвластности любви человеку, в фактах ее особой и самостоятельной жизни, независимой не только от желаний и намерений человека, но даже от самого его физического существования. И сколько бы ни приводили нам (от лица обыденной социальности) примеров «вещной природы» любви, сколько бы ни сообщали нам (от лица науки) данных о мозговых структурах и центрах, феромонах и виагре, психокоррекции и психотерапии партнерских отношений, тренингах сензитивности и коммуникативности, мы-то знаем, что все это — «не про то». Никто не может управлять и манипулировать любовью, поскольку она не только не вещь (наряду с другими вещами), но и не некое свойство (наряду с другими свойствами), принадлежащее человеку.
Орлов А. Б. 2004. С. 26
В издании «Психология. Словарь» (1990) любовь определяется как «интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями и выражающееся в социально формируемом стремлении быть своими личностно-значимыми чертами с максимальной полнотой представленными в жизнедеятельности другого таким образом, чтобы пробуждать у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости».
Там же говорится, что любовь — высокая степень эмоционально-положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта (любовь к родине, к матери, к детям, к музыке и т. д.). В качестве родового понятия любовь включает (в зависимости от глубины, силы, предметной направленности) как симпатию, так и страсть. Такое понимание любви является более общим, касающимся и родительской любви, и других ее видов.
В «Философской энциклопедии» любовь определяется как «нравственно-эстетическое чувство, выражающееся в бескорыстном и самозабвенном стремлении к своему объекту. Специфическим содержанием этого чувства являются самоотдача, самоотверженность и возникающее на этой основе духовное взаимопроникновение. Индивидуальности с их духовными и природными различиями образуют в любви завершенное единство; дополняя друг друга, они выступают как единое целое.
Фактически философская энциклопедия, по мнению С. Самыгина, пересказывает наукообразным языком легенду об андрогинах — первых людях, каждый из которых был одновременно мужчиной и женщиной. Андрогины были так совершенны, так сильны, умны и счастливы, что боги позавидовали полноте их существования и разрубили первых людей пополам. С тех пор эти половинки ищут друг друга по всему свету, чтобы вновь слиться в единое целое и обрести прежние силу и счастье.
Научные факты
Возрастные и гендерные различия были выявлены в ответах на предложение дополнить фразу: «Любовь — это…» Было замечено, что респонденты 13–14 лет, как правило, затруднялись дать какой-либо ответ. Наиболее часто встречающиеся ответы в группе 15–16 лет были следующие: «Любовь — это сложное чувство, не поддающееся описанию», «…радость для двоих и необходимость быть вместе». Интересным оказался тот факт, что 40 % девушек данной возрастной категории ответили, что любовь — это боль, самопожертвование. По-видимому, такая оценка любви связана с безответным чувством, которое характерно вообще для данного возраста, а для девушек особенно. Большинство же юношей отвечало, что любовь это взаимопонимание, нежность, «встреча двух сердец и слияние двух тел».
В возрастной группе 18–20 лет любовь понимается как доверие, взаимопонимание, уважение. Причем в ответах юношей данного возраста довольно часто отмечается, что любовь это еще и влечение, стихия и близость. Среди девушек распространена такая характеристика, как самоотдача. Подобная картина наблюдается и в возрастной группе от 21 до 23 лет.
Кущева М. с соавторами //по материалам Интернета
В «Словаре по этике» любовь определяется как «чувство, соответствующее общности и близости между людьми, основанное на их взаимной заинтересованности и склонности. При этом в проявления любви включаются как половая любовь, так и симпатия, дружба (в самом широком смысле — взаимоотношения людей в обществе, основанные на общности устремлений и интересов; положительное отношение человека к объекту познания и практической деятельности (любовь к природе, к истине, к жизни и т. п.)). В самом же обобщенном, абстрактном смысле любовь понимается в этике и философии как такое отношение между людьми, когда один человек рассматривает другого как близкого, родственного самому себе и тем или иным образом отождествляет себя с ним: испытывает потребность к объединению и сближению, отождествляет с ним свои собственные интересы и устремления, добровольно физически и духовно отдает себя другому и стремится взаимно обладать им» (с. 168).
К. К. Платонов (1984) относит к любви и предпочтение человеком кого- или чего-либо. Он пишет даже об условно-рефлекторной любви.
К. Изард отмечает, что «Существует несколько разновидностей любви, однако меня не покидает ощущение, что все они имеют нечто общее в своей основе, нечто, благодаря чему каждая из них важна и значима для человека, нечто, что проходит красной нитью через все типы любви» (2000, с. 411). Я полагаю, что одними из основных признаков этого чувства, его «красными нитями», проходящими по всем видам любви, судя по данным ряда авторов (Bowlby, 1973; Ainswort, 1973; Hazan, Shaver, 1997), являются сердечность (warmth) и привязанность (attachment) к объекту любви. Сердечность проявляется в объятиях, поцелуях, ласкании, а привязанность — в устойчивой потребности в общении с данным человеком, в близости с ним. Хотя эти два параметра любви (присущие в какой-то степени и дружбе, и особенно влюбленности) взаимосвязаны, в то же время они функционируют автономно, что объясняется наличием для каждого из них различных нейрофизиологических систем.
Точка зрения
Унылая ученость не способна передать живой трепет любви, ее противоречивейшую сложность, ее тайну — то таинственное, что не поддается выражению словами. Или поддается, но гению литературы. «Любить, — писал Л. Н. Толстой, — значит жить жизнью того, кого любишь».
Аристотель говорил по этому поводу так: «Любить — значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить ему это благо». А Стендаль так говорит о любви: «Любовь — это соревнование между мужчиной и женщиной за то, чтобы доставить другому как можно больше счастья».
Самыгин С.
Очевидно, что быть привязанным ко всем людям невозможно, поэтому любовь — это интимная привязанность, обладающая большой силой, настолько большой, что утрата объекта этой привязанности кажется человеку невосполнимой, а его существование после этой утраты — бессмысленным. С этой точки зрения «любовь» учителя к учащимся, врача к больным — это в большинстве случаев не более чем декларируемая абстракция, отражающая проявление интереса, эмпатии, уважения личности, но не привязанности. Ведь привязанность — это чувство близости [устойчивое. — Е. И.], основанное на преданности, симпатии к кому- или чему-нибудь (Ожегов, 1975).
3. Рубин (1973) из Мичиганского университета (США) в результате исследований счастливых и несчастливых в любви пар выявил три основных компонента половой любви — это привязанность, забота и интимность (доверие).
Привязанность — это желание физического присутствия рядом любимого человека и готовность получать/проявлять эмоциональную поддержку.
Забота — это беспокойство и действия по обеспечению благополучия другого.
Интимность — близкие, доверительные отношения с человеком, когда каждый в паре не только без опасения делится с другим своими переживаниями, мыслями, идеями, но и с уверенностью быть понятым и поддержанным. Основываясь на трех значимых компонентах, 3. Рубин разработал диагностическую «Шкалу любви» (см. приложение).
Девис и Тодд (Davis, Todd, 1982) понимают любовь как дружбу, осложненную страстью (завороженностью, исключительностью и особым типом сексуального удовлетворения).
Типы привязанности влияют на длительность взаимоотношений партнеров: при безопасном типе отношения продолжаются почти в два раза дольше (10,02 года), чем при избегающем (5,97 года) и тревожно-амбивалентном (4,86 года) типах (Shaver et al., 1988).
Точка зрения
Моя интерпретация природы любви противоположна тем мифическим представлениям, следуя которым в любви видят стихийное, животное начало, вынашиваемое в темных глубинах человеческой личности и которое ею овладевает, не давая выхода высоким порывам духа и тонким движениям души. Отмечу, что любовь является чем угодно, только не природной силой. Любовь — это не столько инстинкт, сколько творчество, к животному началу в человеке отношения не имеющее. Для дикаря она не существует, древний китаец и древний индус о ней не знают, грек эпохи Перикла едва догадывается о ее существовании.
Подобно тому как мы отличаем любовь от сексуального клокотания и от «страсти», мы отделили бы ее и от других ее двойников, например от «привязанности». В «привязанности», и прежде всего в самой классической ее форме — материнской любви, два человека испытывают друг к другу взаимную симпатию и нежность, ощущают близость, но ни очарованности, ни самозабвенности при этом также не будет. Каждый из них живет в себе, не пульсируя в другом, испуская в направлении другого едва уловимые флюиды умиления, доброжелательности, ободрения.
Надеюсь, мне удалось чуть прояснить (на большее не рассчитываю) следующий тезис: если нас интересует природа любви, то для начала надо избавиться от наивного представления о ней как об одержимости, отложного представления, что все или почти все способны на это чувство, которым охвачено множество людей во всех концах земли, в любую эпоху, без различия расы и происхождения. Приведенные выше аргументы призваны доказать, что на самом деле любовь встречается не так уж часто, если, конечно, не принимать за нее то, что ею не является. Более того, не будет большим преувеличением сказать, что любовь — это весьма редкое явление, это чувство, на которое способны очень немногие; в сущности, это некий дар, которым наделены некоторые души, талант, который обычно проявляется наряду с другими талантами, но иногда ему ничто не сопутствует.
Ортега-и-Гассет, испанский философ
Имеются и другие крайние взгляды на любовь. П. В. Симонов (1966), правильно утверждая, что любовь — это не эмоция и что в зависимости от обстоятельств она порождает разные эмоции, без всяких серьезных оснований свел ее к потребности. «Любовь — это разновидность потребности, потребности очень сложной, сформированной влияниями социальной среды, этикой и мировоззрениями данного общества», — пишет он (с. 10). Не относя любовь к чувствам, своим утверждением, что «любовь неправомерно относить к разряду эмоций» (там же), он дает основание полагать об исключении им этого чувства вообще из эмоциональной сферы человека. Конечно и влечение, и привязанность, являются потребностью, но сводить любовь только к последней — значит сильно упростить этот феномен.
Женщина знает смысл любви, а мужчина — ее цену.
Марти Ларни, финский писатель
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Что такое «хорошо», и что такое «плохо»: почему дети не слышат наших оценок?
Что такое «хорошо», и что такое «плохо»: почему дети не слышат наших оценок? Что происходит в коре головного мозга у ребенка, когда он воспринимает оценки взрослых? От чего зависит действенность этих оценок? Какие скрытые процессы лежат в основе этих явлений? Почему
1. ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?
1. ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ? Любовь — тема, всем знакомая, она так же стара, как само изучение человеческой природы. Природу человека анализировали и изучали в самых мелких подробностях, но любовь обычно избегала внимательного изучения. Она скорее вдохновляла поэзию и музыку, чем
1.1. Что же такое любовь?
1.1. Что же такое любовь? Любовь? А что это такое? Зачем о ней так много слез? Она противница покоя И покорительница грез. Она — мечта и сновиденье — Порой печальна или зла, Порой творит стихотворенья Или великие дела. Быть может, что любовь — богиня: Честолюбива и горда, А
Что такое любовь
Что такое любовь Любовь — это то, что бывает во взрослом кино, Любовь — это то, что ребятам понять не дано. Бывает и в жизни любовь, говорят, — Но это, конечно, секрет для ребят… Помните эту песенку из старого фильма «Король-Олень» Марка Захарова? Так вот, несмотря на то, что
Глава 15.
Что такое настоящая любовь?Глава 15. Что такое настоящая любовь? Настоящая любовь означает, что вы любите человека телом, душой и разумом. Любовь разума — уважение. Это любовь за что-то. Многие говорят, что браки по расчету — крепкие. Да, это осознанный выбор. А уважение — признание силы,
Что такое любовь
Что такое любовь Любовь – это чувство, ток, поле, которое возникает между мужчиной и женщиной, наподобие того, как между полюсами магнита возникает общее для них обоих поле. Исходя из такого определения, любовь не может быть у кого-то одного из них, как не может
И все-таки, что такое любовь?
И все-таки, что такое любовь? [43]Я всегда считал, что любовь – это чувство, противоположное ненависти. Так же, как белое противоположно черному. Здесь, в расположенном в Гималаях ашраме Сахадж Марг, меня научили думать иначе. Чариджи, Учитель, сказал мне, что любовь
Считаете ли вы, что уже знаете, что такое безусловная любовь?
Считаете ли вы, что уже знаете, что такое безусловная любовь? Мы здесь, чтобы научиться этому! Если вы обвиняете своего супруга, значит, вы еще не научились безусловной любви. С любовью принимая свои ошибки (прием № 9), вы сможете продлить свой брак. Прекратите выяснять, кто
14 Что такое настоящая любовь
14 Что такое настоящая любовь Нередко во время интервью меня просят дать определение любви и поделиться мудростью, почерпнутой из моих исследований. Однако лучший совет, который я могу дать любой паре, не касается искусства успешных попыток восстановления отношений и
– Вы знаете, что такое любовь с первого взгляда, или мне еще раз пройти?
– Вы знаете, что такое любовь с первого взгляда, или мне еще раз пройти? – Привет ты сегодня знакомишься с красивыми парнями?Возможно, будет
Часть 1 Что такое любовь?
Часть 1 Что такое любовь? Базовая любовь: вначале полюби себя Любовь — это активная заинтересованность в жизни и развитии объекта любви. Такое определение дал известный психоаналитик Эрих Фромм. Оно мне нравится. Также Фромм классифицировал любовь — на любовь к себе,
1. Что такое любовь?
1. Что такое любовь? В 1981 году принц Чарльз объявил о помолвке с Дианой Спенсер. Во время ставшего теперь уже знаменитым телевизионного интервью по поводу предстоящей свадьбы журналист Энтони Картью спросил пару, что они чувствуют. Чарльз несколько неуверенно заявил, что
Что такое любовь?
Любовь — это чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии. Такое определение дает нам Википедия. Но давайте задумаемся.
Что такое любовь? Как и почему она возникает? Почему мы любим одних, и равнодушны к другим? Какова сила любви? Множество великих умов во все времена задавались этими вопросами, но так и не смогли прийти к единому мнению. Кто-то считает, что все дело в химии. Кто-то верит в судьбу. Кто-то уверен, что все зависит от нас самих. В этой статье мы попробуем немного разобраться во множестве теорий и предположений о сущности любви.
Чтобы понять сущность какого-либо явления, необходимо проследить историю его возникновения. Не являются исключением и чувства человека, поэтому начнем мы с небольшого исторического экскурса. Это позволит нам понять, как воспринимали любовь люди несколько тысячелетий назад, и как изменилась эта сфера жизни человека.
Какая бывает любовь?В силу сложности и противоречивости этой области человеческих отношений, понятие «любовь» в разных языках и культурах имеет не только отличающееся смысловое наполнение, но и различное этимологическое происхождение. Древние очень четко понимали, что в основе различных родственных или дружеских отношения и привязанностей людей лежат разные чувства. Еще в древнем Шумере существовала богиня-мать, олицетворяющая родительскую любовь, известная под именами Дамгальнуна, Мами, Нинхурса или Нинту. В тоже время, в пантеоне богов была еще и богиня плотской любви и войны, известная как Инанна или Иштар. В древнем индийском трактате «Ветка персика» также сказано, что человек по-разному любит умом, сердцем и душой. Любопытно, что в современном русском языке, любить можно и маму, и сонаты Бетховена, и манную кашу, в то время как, например, древние греки выделяли 4 основных вида любви и еще 3 дополнительных ее разновидности, и для каждого в языке сформировалось отдельное слово.
- Эрос или плотская любовь. Стихийное, захватывающее чувство, направленное на объект любви.
- Филия или любовь-дружба. Воспринималась как чувство очень сильной приязни или привязанности.
- Сторге или любовь-нежность. Считалось, что обычно сторге возникает во внутрисемейных отношениях. Такова, например, любовь родителей к детям.
- Агапэ или любовь-жертвенность. Любовь этого вида в дальнейшем перешла и в христианскую традицию. Здесь, в первую очередь, подразумевается любовь Бога к человеку. В то же время, испытываемый, например, некоторыми монахинями, религиозный восторг и экстаз во время молитвы, имеет тесную связь с половым влечением. Не зря монахини называются «невестами Христовыми», а обряды очищения, искупления или посвящения многих современных сект (в том числе и христианских), либо связаны с сексом, либо напрямую представляют собой ритуальные совокупления.
Это четыре основных вида любви, но греками выделялись еще три.
- Людус или любовь-игра. С точки зрения современного человека, это не более чем половая связь со случайным партнером, направленная исключительно на получение удовольствия.
- Мания или любовь-одержимость. Самое темное воплощение любви, в основе которого лежит неукротимая страсть и ревность. Здесь существует несколько спорных точек зрения, например, некоторые считают, что в основе любовной мании лежит не сколько любовь, сколько желание обладать или подчинять другую личность.
- Прагма или рассудочная любовь. Здесь имеется в виду не только брак по расчету, но дружба или любовные отношения, цель которых состоит в получении любой выгоды, материальной или психологической. Причем необязательно это будет притворство в чистом виде, скорее это сознательное усиление некой приязни, которая уже есть. Иначе это уже не любовь, а холодный расчет. Прагма же, как раз и является некой смесью симпатии и расчета.
Разумеется, ни один из этих видов любви не встречается в чистом виде, также как и невозможно найти стопроцентного холерика, меланхолика или флегматика. Если следовать такой классификации, то реальные взаимоотношения – это всегда смесь двух и более разновидностей любви.
Любовь и Христианство.Страница из Библии — «God is love» — «Бог есть любовь»
Возникшее 2000 лет назад христианство предложило миру свое восприятие любви. Бог есть Любовь, говорят христиане, призывая людей возлюбить Бога и ближнего своего. Интересно, что в оригинальном тексте Нового Завета для обозначения любви Бога к человеку, используется уже известное нам греческое слово Агапе, обозначающее бескорыстную, жертвенную любовь. Кстати, русское женское имя «Любовь» происходит как раз от этого греческого слова.
Агапе лежит в основе христианского милосердия, и является, наряду с верой и надеждой, главной христианской добродетелью. Об этом говорит Апостол Павел в Первом послании к коринфянам: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше». Богословы выделяют любовь к Богу (amore dei) и любовь к ближнему (amore proximi). Подлинная христианская добродетель рождается только в неразрывном соединении этих видов любви.
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится». – продолжает тему любви Апостол Павел в Первом послании к коринфянам. Такая идеальная или Божественная любовь возможна только в том случае, когда направлена на совершенное существо, поэтому существует такая любовь только между тремя Лицами святой Троицы. Человек способен лишь подражать этой любви, но никогда не сможет ее постичь. Причиной тому – грехопадение Адама и Евы. С момента изгнания из Рая все человеческие чувства, и любовь в том числе, считаются зараженными грехом. Единственный путь вернуться к изначальному божественному состоянию – спасение через веру в Иисуса Христа. Сам Христос говорил: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня» (Мф. 10:37).
Божественная любовь в христианстве никак не связана с плотской страстью. Однако давно подмечено, что у религиозного экстаза существуют общие черты с половым влечением. Мы уже говорили выше, о таком известном явлении, как религиозные экстазы у монахинь. «Все эти больные женщины влюблены; возлюбленный — Спаситель; Он — высшее благо их души… Исполненные любви и страданий, они погружаются в мысли о страшных мучениях Возлюбленного; эти мучения сильно раздувают бешеное пламя их страсти» — читаем мы в книге Ганса Фреймарка «Оккультизм и Сексуальность», исследующего природу экстаза. В то же время, теоретически экстаз в христианстве является высшим духовным состоянием человека, называется theosis или обожение, то есть уподобление Богу. Состояние это понятно только тому, кто на опыте пережил его, обычному же человеку, погрязшему в земных удовольствиях, его не достичь.
Куртуазная любовь или Амор.Чтобы разобраться в следующем виде любви, мы ненадолго вернемся в Древнюю Грецию. «Каждый из нас — это половинка человека, рассеченного на две части, и поэтому каждый всегда ищет соответствующую ему половину. Поэтому любовь — это жажда цельности и стремление к ней». Так определял любовь древнегреческий философ Платон. Это одно из самых известных определений одного из видов любви, которую сейчас принято называть платонической. В течение нескольких столетий идея такой любви росла и развивалась, и в 11 веке в Европе зародилось абсолютно уникальное явление, аналогов которому не знает история – это куртуазная любовь или амор.
Турниры, рыцари, подвиги во имя Прекрасной Дамы. Именно это мы представляем себе сегодня, когда говорим о возвышенной, романтической любви. Сама поэзия, прославлявшая возвышенную любовь, родилась в Южной Франции, и уже оттуда распространилась по всей Европе. Считают, что связано это явление с проповедуемым в Средневековье аскетическим образом жизни. Светское рыцарство таким образом боролось с навязываемыми священниками догмами морали, и продвигало свою систему ценностей, впрочем основанную на тех же христианских добродетелях. Например, известнейший немецкий миннезингер Вальтер фон дер Фогельвейде, говорил: «Кто любит прекрасную даму, тот стыдится всяческих злодеяний».
Женщина в куртуазной любви обожествлялась, а мужчине полагалось взирать на свою избранницу исключительно издали, в некоторых случаях даже знакомство считалось невозможным. В крайнем случае разрешалось рыдать у ног возлюбленной. Идеальная куртуазная любовь – любовь неразделенная, желательно к замужней женщине. На первый взгляд, кажется, что это чувство побуждает к измене, пусть не физической, но духовной, которая столь же сурово осуждалась христианством. Однако здесь следует помнить об отношении к браку в Средние века. Целью брака между аристократами было увеличение влияния, власти, богатства, силы рода, а также рождение детей. Куртуазная же любовь рождается только вне семьи, и супружеская измена не является самоцелью, хотя в реальности и не исключает ее. Сюжет популярнейшей тогда истории о Тристане, Изольде и короле Марке, представляет собой типичный любовный треугольник, с гибелью несчастных влюбленных в финале.
Правила куртуазной любви предполагали, что рыцарь поступает на службу к даме, и чтобы добиться ее расположения, совершает множество подвигов, облагораживаясь и возвышая свой дух. Обычно для этой цели служили турниры и поединки, что действительно позволяло рыцарю совершенствовать боевые навыки, и вызывать на бой своих противников, пользуясь универсальным поводом. Есть мнение, что в конечном итоге жизнь многих рыцарей сводилась к тому, что жили они с одной женщиной, на расстоянии любили другую, а вот спали уже с третьей.
Понятие любви в эпоху Возрождения и философия Нового времени.С приходом эпохи Возрождения церковь стала терять свое влияние в обществе, и мыслители получили больше свободы. В тот период любовь стала трактоваться многими учеными мужами как стремление к красоте, что отвечало активно развивающимся идеям неоплатонизма. Об этом писали Б. Спиноза, Дж. Бруно, М. Фичино.
В философии нового времени обычно отмечают любопытную теорию Шопенгауэра, изложенную им в сочинении «Метафизика половой любви». Суть теории в том, что «жизненная воля» (одно из ключевых понятий философии Шопенгауэра), ведет человека по пути любви именно таким образом, благодаря которому на свет появляется наилучшее возможное в данных условиях потомство. То есть если мужчина страстно желает какую-либо женщину, то по Шопенгауэру это означает, что ребенок, явившийся плодом их соединения, обладал бы наилучшими возможными качествами.
В начале 19 века в нашей стране родился один из крупнейших философов, оказавших огромное влияние на мышление целого поколения ученых – Владимир Соловьев. Его сочинение «Смысл любви» Н. Бердяев называл самым замечательным из того, что было когда-либо написано о любви. Сочинение представляет собой цикл статей, в которых Соловьев проповедует половую любовь, как единственное средство духовного спасения человечества. Философ ставит этот вид любви на ступень выше всех остальных разновидностей этого чувства, и высказывает мысль о том, что только благодаря половой любви человек способен преодолеть эгоизм, который Соловьев рассматривал как самоотрицание. В противовес средневековым богословам, Соловьев высказывает идею о том, что отрицание плоти есть ложная духовность, а истинная духовность есть перерождение, воскресение и спасение.
Однако, было бы слишком большим упрощением воспринимать слова философа буквально. В своей третьей статье Соловьев высказывает мысль о том, что полное осуществление любви между мужчиной и женщиной еще никогда не происходило на протяжении всей истории человечества. Чтобы понять, что имел в виду философ, лучше всего привести цитату: «Задача любви состоит в том, чтобы оправдать на деле тот смысл любви, который сначала дан только в чувстве; требуется такое сочетание двух данных ограниченных существ, которое создало бы из них одну абсолютную идеальную личность… Но истинный человек в полноте своей идеальной личности, очевидно, не может быть только мужчиной или только женщиной, а должен быть высшим единством обоих. Осуществить это единство, или создать истинного человека, как свободное единство мужского и женского начала, сохраняющих свою формальную обособленность, но преодолевших свою существенную рознь и распадение, — это и есть собственная ближайшая задача любви».
Любовь и психология в 20 веке.Ключевой фигурой, оказавшей влияние практически на все науки, так или иначе связанные с изучением человека, в 20 веке является Зигмунд Фрейд. Споры о теории психоанализа не прекращаются до сих пор, но был ли прав доктор Фрейд или заблуждался, уже не так важно. Фрейдизм занял свое место в истории человечества, а его влияние на умы ученых отрицать невозможно.
В трактовке Фрейда понятие любви выглядит как целый комплекс чувств и эмоций, истоком которым является половое влечение или энергия первичных порывов (либидо). Духовное начало из понятия любви Фрейдом исключается полностью, а сама любовь приравнивается к первобытной сексуальности, принимающей самые разнообразные формы. В целом для учения Фрейда характерен скептицизм и ироническое отношение вообще к любви, а в особенности к любви романтической. Именно это и послужило причиной появлению огромного количества доморощенных психологов, отрицающих любовь как явление, и относящихся к ней в лучшем случае с усмешкой. Но есть и проповедники крайней формы отрицания любви, трактующие любовь исключительно с химико-физиологической точки зрения, и заражающие молодое поколение своими ядовитыми воззрениями.
Совсем по-другому относился к любви Эрих Фромм – основатель школ неофрейдизма и фрейдомарксизма. В своей работе «Искусство любить» автор задает множество вопросов, но отвечает отнюдь не на все из них. В целом же, считает Фромм, любовь можно разделить на два вида:
- Любовь плодотворная или любовь по принципу бытия, которая «предполагает проявление интереса и заботы, познание, душевный отклик, изъявление чувств, наслаждение и может быть направлена на человека, дерево, картину, идею. Она возбуждает и усиливает ощущение полноты жизни. Это процесс самообновления и самообогащения».
- Любовь неплодотворная или любовь по принципу обладания, которая подавляет, губит, и убивает жизнь. Цель такой любви – держать объект вожделения под контролем и всячески обладать им.
По Фромму, любовь не только чувство к конкретному человеку, а скорее общая установка характера и отношение к жизни. Человек, любящий лишь одного человека и равнодушный ко всем остальным ближним, не способен понять сущность любви. Сравните с христианским отношением к любви, которая может быть совершенной лишь в том случае, если в личности сочетается и любовь к Богу и любовь к ближнему.
И все-таки, что же такое любовь?Если раньше на этот вопрос отвечала философия, то в 20 веке ее место прочно заняла сравнительно молодая наука психология. Современная психология – наука развивающаяся, поэтому сегодняшние выводы и предположения, кажущиеся нам закономерным и окончательным итогом работы многих поколений людей, уже через 100 лет скорее всего, будут выглядеть просто очередной теорией. Сейчас психологи не могут дать однозначного ответа на вопрос, вынесенный нами в заглавие этой статьи, как не могли, например, естествоиспытатели 18 века рассказать о процессе самоудвоения ДНК. Нельзя забывать и об эффекте Розенталя, сущность которого заключается в непреднамеренном влиянии автора исследования на результаты его работы. Каждый человек, задумавшийся над сущностью любви, будет рассматривать его через призму в первую очередь пережитых лично им любовных отношений, и на этой основе строить свои дальнейшие изыскания. Истина же, как всегда, находится где-то посередине между двумя полярными точками зрения.
Мы же считаем, что каждый человек должен самостоятельно найти ответ на этот вопрос. Заимствованное знание может направить течение мысли, но оно не удовлетворит жажду познания самого себя. Только самостоятельная работа над собой, самопознание и самоанализ способны изменить человека в лучшую сторону. Однако следует помнить, что в полной мере познать духовную сферу жизни, находясь в материальном мире вряд ли возможно, но именно к этому и нужно стремиться.
То, что каждый человек воспринимает любовь по-разному, как раз и является причиной того, что так сложно найти настоящую любовь. Ведь важно не только испытывать чувства, но и суметь донести их до другого человека, а это не всегда удается даже с более простыми вещами, не говоря уже об отношениях. Не зря Федор Тютчев восклицал: «Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймёт ли он, чем ты живёшь? Мысль изречённая есть ложь». Однако не стоит отчаиваться, ведь таков жребий человека на этой Земле. Может быть, через тысячи лет с помощью синтеза науки, религии, философии и искусства человек все же научится понимать себя и ближнего своего.
Если же вы хотите хоть немного разобраться в своих чувствах прямо сейчас, то попробуйте выполнить следующее простое упражнение:
- Для начала выберите спокойное место и время. Не торопитесь, при всей своей простоте, это упражнение требует к себе серьезного отношения и настроя.
- Теперь возьмите чистый лист бумаги и напишите на нем: Моя любовь к «имя вашей второй половинки» это… и перечислите то, что важно в отношениях именно для вас. Не стоит выделять слишком много пунктов, 4-5 будет вполне достаточно, мы ведь пишем самое важное.
- И в конце попросите сделать то же самое вашего партнера и сравните ваши результаты.
С помощью такого простого упражнения вы сможете взглянуть на себя со стороны и постараться понять другого человека. И кто знает, может быть, этим нехитрым способом вы немного приблизитесь к ответу на вопрос: «Что такое любовь?».
Мировое определение любви не от Бога — ТИРЗА
Что на самом деле означает любовь?
Словарное определение любви — это «интенсивное чувство глубокой привязанности». Другое словарное определение — «чувство глубокой романтической или сексуальной привязанности». Но так ли это на самом деле любовь? Нет, любовь исходит от Бога, и сексуальное чувство не является Его определением любви.
Трудно сказать, что такое любовь на самом деле. В Ефесянам 3:19 говорится, что любовь превосходит всякое понимание. Многие люди пытаются дать определение любви, но никто не знает точных слов, которые нужно использовать. Любовь сложна. Это стресс, но красиво. Это безусловно и неожиданно. Определенные аспекты любви могут вызвать у кого-то желание быть желанными или принятыми окружающими людьми.
В моей жизни был этап, когда я была одержима поиском парня, который полюбил бы меня. Я была в отчаянии, потому что думала, что, доверившись мужчинам, смогу избавиться от своей неуверенности. Мне было трудно найти парня, который бы мне нравился. У меня было много друзей-парней, но ни один из них не хотел отношений со мной. Я стала более неуверенно относиться к своему телу. Я сказала себе, что парням нужны только девушки с идеальным телом и удивительно красивой внешностью; что их не волнует, обладает ли кто-то выдающейся личностью, если он не «красив». По крайней мере, я заставил себя поверить в это. Эти мысли о том, как я воспринимала парней, вскоре заставили меня перестать верить в любовь.
После выпуска и того, как парни начали обращать на меня внимание, я не был так близок к Богу, как хотел бы. Потерявшись и не зная, что такое любовь, я обратилась к парням за удовлетворением, потому что чувствовала пустоту в своей жизни. Эта пустота была потому, что я отвернулся от Бога. Я полагался на мирскую версию любви, а не на Его. В моей жизни был период, когда я хотела, чтобы мужчина любил меня. Я оттолкнула Бога и попыталась найти парня сама.
Вскоре после этого я понял, что секс — это любовь. Почти в каждом фильме есть какая-то сексуальная сцена или достаточно близкая к сексуальной сцене. Я думала, что если секс — это путь к сердцу мужчины, я смогу заставить мужчину полюбить меня. К счастью, Иисус вмешался, прежде чем я зашел слишком далеко. Он показал мне, что я ищу не тот тип мужчины, который полюбит меня.
Он показал мне, что если я хочу быть любимой, мне нужен Он.
Я устал от парней. Я устал от того, как я жил. Несмотря ни на что, пустота, которая была в моей жизни, не исчезнет. Итак, я повернулся к Иисусу, и только когда я начал молиться, я начал больше любить Бога. Я начал понимать, что такое истинный смысл любви. Бог есть любовь. Хотя мир ненавидит это, это правда.
Кто не любит, тот не познал Бога, ибо Бог есть любовь. -1 Иоанна 4:8
Этот стих обратился к моему сердцу, потому что я перестал любить. Я помню, как читал этот стих, когда был в темном месте, понимая, что не знаю Бога полностью. Да, я почти каждое воскресенье ходил в церковь, но знать Бога и знать о Нем — разные вещи. Когда я начал развивать более близкие отношения с Богом, я понял разницу.
Когда я стал больше любить Бога, я начал находить покой в своем сердце. Каждую ночь я молился о том, чтобы Бог продолжал давать мне больше понимания Его любви и милости, и каждую ночь Он отвечал на мои молитвы.
Я хочу призвать тех, кто сталкивается с тем же пустым, нелюбимым чувством, с которым столкнулся я, посмотреть вверх, потому что Бог любит вас и меня так сильно, что послал Своего единственного сына умереть за нас (от Иоанна 3:16).
Но Бог проявляет Свою любовь к нам тем, что, когда мы были еще грешниками, Христос умер за нас. -Римлянам 5:8
Иисус умер за нас. Он страдал только для того, чтобы наши грехи были прощены. Он отдал Свою жизнь, чтобы мы могли жить вечно на небесах. Иисус говорит в Иоанна 14:6: «Я есмь путь и истина и жизнь. Никто не приходит к отцу, кроме как через меня». Развивая отношения с Иисусом, эти чувства нелюбви исчезают. Депрессия, сопровождаемая чувством никчемности, уродства и тучности, также тает в Его присутствии.
Мои отношения со Христом придали мне больше уверенности и лучшего понимания того, сколько любви в Его сердце. Наконец, я узнал, что Он пошлет мне человека в Свое время, потому что Божье время совершенно.
Что для вас значит любовь? Вы когда-нибудь ошибались в своем понимании любви и ценности? Давайте общаться в комментариях ниже!
// изображение Лорен Пеннас через свадебный справочник
Как бы вы определили любовь?
Вернуться ко всем ресурсам по обязательствам По обязательствамТим Киммел
· 3 минуты чтенияМы с женой гостили у друзей в их летнем доме в Вайоминге. Ручей с голубой лентой форели петлял по лесу и по полям рядом с их домом. Это было неотразимо.
Однажды утром я вернулся домой с корзиной, полной рыбы, и обнаружил, что никто не смотрит на мои трофеи. Я решил вылечить свое разочарование, включив трубку. Поскольку мы были так далеко за городом, прием по телевидению был ограничен всего парой станций. Каждый транслировал мыльную оперу.
У людей, которых я смотрел, было больше проблем за час, чем я хотел бы иметь за всю свою жизнь. Они много говорили слово «любовь», но практиковали обман, предательство, гнев и эгоизм. Я полагал, что мир был бы таким, если бы только избалованным мальчишкам было позволено влюбляться.
Я не мог поверить, что кто-то на самом деле может смотреть такое дурацкое изображение жизни. Но на следующий день я убедился, что выбрался из потока и сел в кресло как раз вовремя, чтобы подняться туда, где все эти эгоистичные, с разбитым сердцем люди отпустили меня накануне. В течение трех дней я был зависим. (К счастью, к тому времени, когда я вернулся домой, я преодолел отмену и сопротивлялся желанию оформить подписку на Дайджест мыльной оперы .)
Искать любовь не в тех местах
Я знаю людей (их много), чья жизнь выглядит так, как будто она написана сценаристами мыльных опер. Они приближаются к любви, не зная, что это такое. Их жизнь беспокойна и неудовлетворена. Они продолжают искать любовь во всех неправильных местах. Они являются доказательством того, что в мифы о любви, которые распространяют журналы, телевидение и фильмы, действительно верят.
Определение любви, которое мы привносим в брак, полностью связано с тем, наслаждаемся ли мы любовью. Когда я встречаюсь с парой, которая испытывает трудности в отношениях, мне нравится просить их дать мне свое определение любви. Что я обнаруживаю почти в каждом случае, так это то, что оба партнера вступали в отношения с весьма смутным представлением о том, что влечет за собой любовь.
Я хочу поделиться с вами определением любви, которое может успокоить поспешный брак. Это может превратить отношения между мужем и женой в оазис посреди жаждущей культуры. Те, кто серьезно примет это определение, могут сохранить способность любить на всю жизнь. Они могут перейти от сегодняшнего дня к жизни уверенности и удовлетворенности.
Давайте определим любовь следующим образом: Любовь — это… приверженность моей воли вашим потребностям и интересам, чего бы это ни стоило.
Нереально?
Я получаю разные ответы, когда делюсь этим определением с людьми. Иногда они говорят, что это именно то, как они определили бы любовь. Однако более пристальное изучение их жизни показывает, что то, во что они верят в теории, они не осуществляют на практике. Другие называют определение «нереалистичным», «идеалистическим» или даже «невозможным».
По мере того, как супружеские пары прокладывают себе путь в будущее, их любовь друг к другу может быть единственной частью их жизни, которая кажется постоянной. Если ваша любовь надежна, вы можете принять все.