Как обычно развиваются человеческие отношения? Близость «просто так» | Психология
«Я тебя люблю. И это меня питает и радует. Конечно, мне хочется взаимности своего к тебе чувства, но по большому счету я рад, что ты есть, независимо от твоего отношения ко мне… Есть в мире. Есть в моей реальности. Мне хорошо, что у меня есть к тебе эти чувства. Конечно, здорово, если ты замечаешь меня, общаешься со мной. Но в моем к тебе отношении мне бывает уютно и хорошо просто от осознания, что ты живешь на этой земле. И даже если тебе хорошо сейчас с кем-то другим, я могу и погрустить за себя, что меня с тобой нет, и порадоваться за тебя. Ведь тебе сейчас хорошо».
Пожалуй, это самая ценная ценность на все времена… Когда есть в вашем окружении, в вашем близком круге именно такие люди именно с таким к вам отношением… и вы способны на именно такое отношение к Другому… Хорошо?
В выстраивание вот такой периодизации человеческих отношений хорошо «укладывается» иерархия человеческих потребностей Маслоу. Особенно то, что говорить о Принадлежности к кому-то можно только тогда, когда безопасность уже достигнута в ощущениях себя в той или иной новой со-вместности. А когда со-вместность раз из раза используется для проверки и подтверждения своей безопасности, то тогда и единственно надежными формами со-вместности становятся конкуренция, слияние или «взаимоиспользование по функционалу». Это очень перекликается со стратегиями достижения безопасности в движениях «от людей», «к людям» и «против людей».
И тогда на первой фазе отношений — фазе ориентации, подходит мне это «общество», общение с этими людьми для удовлетворения моей «здесь и сейчас» потребности, я их и правда по функционалу в основном обследую. По их ролевым соответствиям. Мы как роли встречаемся — и взаимодействуем. Это мой театр — я войду. Нет — дальше пойду искать. А еще вот на этой стадии «функции и роли» очень хорошо прикрывают меня — истинного. В моем сейчас поиске, в моем аппетите. Предъявить который я могу только в безопасном для себя формате. Когда появится у меня некоторая «плотность» опознания этих людей как пригодных для включения сейчас в мою «пьесу».
Но иногда и правда страшно очень самому, на своих ногах оставаться. Дифференцировать свои потребности, желания, силы. И тогда слияние очень даже кстати.
Ну и конкуренция, конечно. Как способ опять-таки достижения безопасности. Когда я — против вас.
Но к близости это все очень мало отношения имеет. Так как это либо противо-стояние, когда за при-граничными «укреплениями» невозможно Другого разглядеть, либо «растворение», когда опять-таки ничего разглядеть невозможно — попробуй и правда под своим носом что-то увидеть в прямом смысле этого «фразеологического оборота».
А близость — это когда есть и расстояние между. И границы. Но когда я тебя вижу таким, какой ты сейчас есть. И ты мне именно такой интересен. Без немедленных попыток тебя «обогреть-обобрать-пристроить к какому-нибудь «меня-обслуживанию».
И тут надо быть прежде всего в собственной прочности уверенным. Что ты и сам по себе вполне так… с жизнью справляешься. И Другой тебе — просто в интерес человеческий…
Теги: психология отношений, личностная психология, близость, чувства, взаимоотношения, человеческие отношения
Читать онлайн «Любовь и другие человеческие отношения» — Петрушин Сергей — RuLit
С. В. Петрушин
Любовь и другие человеческие отношения
ВВЕДЕНИЕ
Назначение этой книги — помочь читателю сориентироваться во всем многообразии человеческих отношений. Это отношения между мужем и женой, родными и чужими, профессиональные и человеческие, между мужчиной и женщиной, между родителями и детьми и т. д. Если добавить к перечисленному, что кроме внешних взаимоотношений существуют внутренние отношения, то можно мысленно представить наличие целой вселенной, огромного мира отношений.
Проблемы в межличностных отношениях (включая брачно-семейные, детско-родительские, интимные и другие взаимосвязи) занимают одно из ведущих мест в психологическом консультировании и психотерапии. Эту тему исследовали видные зарубежные (3. Фрейд, Э. Фромм, Э. Берн, С. Кратохвил, В. Сатир, Б. Хеллингер и др.) и отечественные (Н. Н. Обозов, Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, А. Я. Варга, Т. М. Мишина, Э. Г. Эйдемиллер и др.) психологи и психотерапевты.
Мир отношений невидим, но в нем существуют свои законы и правила.
В этой книге я рассматриваю отношения с точки зрения их возможных видов и уровней. В качестве основных выделяются социальные (конвенциональные), эмоциональные (неконвенциональные) и сексуальные (интимные) отношения. Из существующих анализируются деловые, супружеские, родительские, родственные. Особое внимание в книге уделяется теме любви.
У каждого из нас, конечно, есть личный опыт взаимодействия с другими людьми. Я также предлагаю собственное видение мира человеческих отношений, исходя из своей практики психологического консультирования. Во время бесед с людьми я часто сталкивался с тем, что знания, основанные на личном опыте, перемежаются с фантастическими иллюзиями. А не различении реальности и иллюзии, как известно, приводит к страданиям. Надеюсь, что при чтении данной книги у вас возникнут свои предположения, с чем-то вы не согласитесь, что-то покажется вам неубедительным и даже вредным, возможно, я тоже описываю свои иллюзии.
Часть 1. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Использование принципа дифференцирования в консультировании и психотерапии
В процессе многолетней практики психологического консультирования мною был выработан и успешно использован принцип, на котором строится терапия отношений. Он основан на предположении, что причину любой психологической проблемы можно обозначить как смешивание человеком различных уровней психической реальности, слияние их в некий единый уровень. Настоящий метод строится на обнаружении и дифференцировании консультантом этих уровней и построении между ними новых взаимосвязей.
В принципе, в основе создания новых психотерапевтических методов нередко можно зафиксировать некое обнаруженное авторами различие, то есть использование «принципа различения». Например, в основе психоанализа лежит идея разделения психики на отдельные уровни (сознание, бессознательное и цензура). Проблемой, с психоаналитической точки зрения, является «наложение» на сегодняшнюю реальность травмирующих событий, произошедших в прошлом. 3. Фрейд говорил, что невротик «болеет» воспоминаниями, то есть некоторые элементы реальности воспринимаются им как символы прошлой реальности. Эта регрессия и является причиной неадекватных «невротических» эмоций. Терапия заключается в том, чтобы по мочь осознать наличие этой «покрывающей» символической реальности и снизить ее влияние на человека. Как говорил Фрейд, «сигару можно курить как символ, а можно и как сигару».
В транзактном анализе Э. Берн представил структуру личности, состоящую из трех компонентов («Родитель», «Взрослый», «Ребенок»).
Многие техники гешталытерапии и психосинтеза построены на выделении в пространстве личности отдельных субличностей и их последующей интеграции. Это приводит либо к конструктивным отношениям между ними, либо к соединению и возникновению новой сверх-субличности, вбирающей в себя предыдущие. Этот «принцип дифференцирования» я использую в процессе консультирования в сфере межличностных отношений.
При создании своего метода я опирался на следующие предположения:
1. Межличностные отношения не есть нечто однородное. В них можно выделить различные уровни (виды, подсистемы).
2. Недифференцирование отдельных уровней отношений как относительно самостоятельных и нетождественных друг другу, а также слияние этих отношений, является одной из причин не удовлетворенности отношениями.
3. Решение проблемы, возникшей в отношениях, заключается в обнаружении и дифференцировании уровней отношений.
Таким образом, реализация принципа дифференцирования осуществляется путем выявления и совместного анализа с клиентом уровней (видов, подсистем) в проблемных отношениях, с последующей идентификацией проблемы с одним из уровней. Такой подход дает возможность разрешать такие проблемы, как ревность, зависимость от матери, сложность в выборе супруга, критичность к родителям, слияние с партнером, измены, последствия развода и т. д. Для этого консультант должен быть знаком со спецификой различных уровней, подсистем и видов отношений. Рассмотрим более подробно, как данный метод может быть использован в процессе консультирования.
ОСНОВНЫЕ УРОВНИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
В древнеиндийском трактате о любви «Ветка персика» указывается, что каждый человек может любить на трех уровнях: тела, ума и души. Уже тогда было отмечено, что взаимоотношения неоднородны, в них присутствуют разные уровни. На сегодняшний день существует немало исследований, посвященных обоснованию и описанию различных уровней взаимоотношений.
В качестве основной теоретической концепции я использую идею И. Н. Калинаускаса о возможном обозначении в человеке как целом некоторых его частей, таких как тело, сознание и эмоциональная сфера. Опора на эти составляющие позволяет обозначить такие психологические понятия как «индивидуальность», «личность» и «сущность». Таким образом, возможны любые комбинации человеческих отношений в зависимости от того, на чем они основываются (рис. 1). Дружеские отношения затрагивают эмоциональный уровень, деловые — социальный и нередко эмоциональный, отношения любовников — эмоциональный и сексуальный и т. п.
Дифференцированный подход дает консультанту возможность рассматривать разлад в отношениях ие как конфликт «вообще», а находить его место на одном из уровней в иерархии отношений. Например, жалоба на то, что «муж разлюбил, надо разводиться», является отражением смешения эмоционального и социального уровней, отождествления у данного человека брака и любви как равнозначных понятий. Но такой взгляд лишь усугубляет ситуацию. Проблема возникла на одном — эмоциональном — уровне («муж не любит»), а поиск ее решения происходит совсем на другом — социальном («надо разводиться»). Логично предположить, что конструктивным подходом в этом случае является помощь в обнаружении различий любви и брака и разрешение проблемы на том же уровне, на котором воз никла трудность, в данном случае — на эмоциональном.
Human Relations – Human Relations ежемесячно публикуется издательством SAGE Publications от имени Тавистокского института, Лондон
Online First
Подписались ли вы на электронные уведомления OnlineFirst?
Читателям и авторам рекомендуется подписаться на опции оповещения по электронной почте OnlineFirst, гарантируя немедленное уведомление каждый раз, когда статья впервые публикуется в Интернете, до того, как она будет отнесена к выпуску. Оповещения по электронной почте также доступны для текущих оглавлений журнала и для оповещений по имени автора и ключевому слову.
- Доступ к OnlineFirst
- Зарегистрируйтесь в OnlineFirst
Бесплатный доступ к материалам
Загрузите статью месяца бесплатно:
От чуткого лидера к практике чуткого лидерства: расширение теории лидерства в отношениях. Гуовэй Цзянь.
Другое бесплатное содержимое от Human Relations :
Вступительные обзоры последних специальных выпусков
Классические статьи из Human Relations
Водкасты и избранные статьи
Подкасты и избранные статьи
Мы набираем!
В связи со значительным ростом за последние несколько лет отдел по связям с общественностью набирает нового младшего редактора, который присоединится к его нынешней редакционной группе. Идеальные кандидаты должны внести значительный научный вклад в исследования в области управления или смежной области, иметь значительный методологический опыт (особенно в качественных методах), иметь значительный опыт работы в качестве рецензента и, в идеале, редакторского опыта. Дата закрытия — пятница, 16 июня — узнайте больше о роли и о том, как подать заявку здесь.
Закулисный взгляд на удостоенную наград статью о сокрытии знаний
Из чего состоит исключительная научная статья? В этом интервью главный соредактор Смрити Ананд и Ясин Рофканин, заместитель редактора журнала Human Relations, , спрашивают Лауру Венц и Хадара Нешера Шошана, авторов официальной статьи журнала за 2022 год. . В «Быть умным, прикидываться глупым? Транзакционный взгляд на сокрытие знаний, межличностный конфликт и психологическое напряжение», — авторы исследуют сокрытие знаний; отвечая на вопрос, если сокрытие знаний имеет только негативные последствия, то почему сотрудники вообще скрывают знания в своей повседневной работе? Прочтите интервью здесь, чтобы узнать больше о процессе написания и узнать о важном значении этой статьи для исследований и практики.
Редакция: подготовка обзоров и эссе для журнала Human Relations
В этом важном материале для Human Relations излагаются наши текущие широкие ожидания в отношении обзоров и эссе в качестве руководства для авторов и рецензентов! Вы можете получить доступ к статье онлайн ЗДЕСЬ.
Call for Papers
Human Relations ищет высококачественные исследовательские работы, расширяющие наши знания о социальных отношениях на работе и организационных формах, методах и процессах, влияющих на характер, структуру и условия работы и организации труда.
- Текущие заявки на документы
Зачем публиковаться в Human Relations
Human Relations включен в список журналов FT50, который используется Financial Times при составлении рейтинга FT Research, включенного в рейтинги Global MBA, EMBA и Online MBA.
Human Relations является журналом A* – высшей категорией качества – в списке качества журналов Совета деканов бизнеса Австралии (ABDC). Журналы с рейтингом A* составляют примерно 6,8% лучших журналов по бизнесу и менеджменту. Human Relations занимает 4-е место в рейтинге академических журналов Чартерной ассоциации бизнес-школ (CABS) за 2021 год. Импакт-фактор за 2 года: 5,658
Импакт-фактор за 5 лет: 6,620
Статистика журналов
+ больше
Теория управления человеческими отношениями — объяснение
Что такое теория управления человеческими отношениями?
Написано Джейсоном Гордоном
Обновлено 5 октября 2022 г.
- Маркетинг, реклама, продажи и PR
Принципы маркетинга Продажи Реклама Связи с общественностью SEO, социальные сети, прямой маркетинг
- Бухгалтерский учет, налогообложение и отчетность
Управленческий и финансовый учет и отчетность Налогообложение бизнеса
- Профессионализм и карьерный рост
- Право, сделки и управление рисками
Правительство, правовая система, административное право и конституционное право Юридические споры — гражданское и уголовное право Агентское право HR, занятость, труд и дискриминация Субъекты бизнеса, корпоративное управление и собственность Деловые операции, антимонопольное право и право ценных бумаг Недвижимость, личная и интеллектуальная собственность Коммерческое право: договор, платежи, обеспечительные интересы и банкротство Защита потребителя Страхование и управление рисками Иммиграционное право Закон об охране окружающей среды Наследство, поместья и трасты
- Управление бизнесом и операции
Управление операциями, проектами и цепочками поставок Стратегия, предпринимательство и инновации Деловая этика и социальная ответственность Глобальный бизнес, международное право и отношения Деловые коммуникации и переговоры Менеджмент, лидерство и организационное поведение
- Экономика, финансы и аналитика
Экономический анализ и денежно-кредитная политика Исследования, количественный анализ и принятие решений Инвестиции, трейдинг и финансовые рынки Банковское дело, кредитование и кредитная индустрия Деловые финансы, личные финансы и принципы оценки
- Курсы
Содержание
Что такое теория человеческих отношений?Элементы теории человеческих отношенийКто внес основной вклад в теорию человеческих отношений?Что такое Хоторнские эксперименты?Кто такой профессор Мэри Паркер Фоллет?Теория человеческих отношений уделяет особое внимание индивидуальным потребностям и вытекающему из них поведению отдельных лиц и групп. Он использует межличностный подход к управлению людьми. В ней представлена организация, состоящая из формальных и неформальных элементов.
Формальными элементами организации являются ее структура. Неформальные аспекты организации включают взаимодействие между людьми. Таким образом, организация является типом социальной системы.
Эта система должна управляться для обеспечения индивидуальной удовлетворенности работой и, как следствие, мотивации человека.
Примечательно, что большое внимание уделяется тому, как люди взаимодействуют внутри групп, а также групповому поведению и производительности.
Вернуться к: УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕСОМЭлементы теории человеческих отношений
В основе теории человеческих отношений лежат следующие шесть основных положений:
- Акцент на людях, а не на машинах или экономике
- Организационная среда не является организованным социальным контекстом
- Человеческие отношения важны для мотивации людей
- Мотивация зависит от командной работы, требующей координации и сотрудничества вовлеченных лиц.
- Человеческие отношения внутри команд должны одновременно выполнять как индивидуальные, так и организационные задачи
- Отдельные лица и организации стремятся к эффективности путем достижения максимальных результатов с минимальными затратами
Элементы теории человеческих отношений
Пожалуйста, включите JavaScript
Элементы теории человеческих отношенийТакже центральное место в понимании теории человеческих отношений занимает концепция индивидуальной мотивации. Недостатком этой теории является то, что она требует принятия многочисленных предположений о человеческом поведении.
Кто вносит основной вклад в теорию человеческих отношений?Основными авторами теории человеческих отношений являются:
- Элтон Мэйо — Мэйо наиболее известен своим вкладом в управление человеческими отношениями посредством экспериментов в Хоторне.
- Мэри Паркер Фоллет — Фоллет использовал психологические инструменты, чтобы понять, как эффективно использовать людей. Она ввела понятие обезличенной власти и ответственности. Они также выступали за интеграцию принятия решений через каналы связи.
Профессор Элтон Мэйо известен как отец подхода к теории управления, основанного на человеческих отношениях. С 1924 по 1932 год он вместе с Фрицем Ротлисбергером, Т.Н. Уайтхед и Уильям Диксон провели Хоторнские исследования (названные так по месту проведения исследований — Хоторнский план компании Western Electric Company).
В этих экспериментах Мэйо оценивал отношение и психологические реакции рабочих в рабочих ситуациях. Он начался с изучения влияния уровня освещенности на производительность труда. В конце концов, исследование было расширено до начала 1930-х годов и касалось более широкого круга условий на рабочем месте.
Результаты, тем не менее, выявили уникальный идентификатор группового выступления — внимание. У контрольной и опытной групп показатели улучшились независимо от условий внешней среды.
Теория стала известна как эффект Хоторна — люди работают лучше, когда им уделяют особое внимание.
В исследовании также рассматриваются другие важные проблемы, такие как: индивидуальная и групповая производительность труда, мотивация работников и производственные стандарты.
Были получены следующие результаты:
- Групповая динамика (социальные факторы) является важным фактором, определяющим производительность труда и результат.
- Группы имеют свои собственные нормы и убеждения, независимые от отдельных членов.
- Люди мотивированы не только компенсацией. Воспринимаемое значение и важность работы являются основными факторами, определяющими результат.
- Служащие предпочитают сотрудничество со стороны начальства, а не командование и контроль.
- Общение между руководством и сотрудниками необходимо для понимания проблем сотрудников.
- Культура на рабочем месте устанавливает производственные стандарты, несмотря на стандарты, установленные менеджерами.
Работа Мэйо в Хоторнских исследованиях сыграла важную роль в понимании роли группового поведения и индивидуальной психологии в практике управления.
Кто такая профессор Мэри Паркер Фолле?Исследование классических принципов менеджмента в контексте человеческого фактора. Она использовала психологию, чтобы понять взаимодействие сотрудников и способствовать эффективному использованию людей в организации.
В своих коллективных работах «Динамическое администрирование» Фолле использовала психологию для изучения различных аспектов организационной среды:
- Работники должны участвовать в процессе принятия решений через определенные каналы связи.
- Сотрудники предпочитают быть вовлеченными в процесс принятия решений, а не подчиняться командованию и контролю менеджеров.
- Работа в группах, как правило, более продуктивна, чем работа по отдельности.
- Власть и порядок в организации должны быть обезличены.