Межличностные отношения психология: Психология межличностных отношений

Содержание

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН В СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

  • Елена Анатольевна Данилова
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»

DOI: https://doi.org/10.35634/2412-9550-2022-32-2-163-171

Ключевые слова: самоактуализация личности, межличностные отношения, удовлетворенность браком, кризис зрелости, семейные отношения, средний супружеский возраст

Аннотация

В психологии недостаточно разработана проблема самоактуализации личности в связи с межличностными отношениями супругов. В эмпирическом исследовании приняло участие 80 человек-супругов из семей среднего супружеского возраста (6-14 лет, М = 11,91 ), измерялись количественные и качественные показатели самоактуализации личности, индикаторы гармоничного / дисгармоничного взаимодействия; показатели эмоционального отношения; понимание, эмоциональное притяжение, уважение, а также удовлетворенность браком.

Представлены результаты значимых различий самоактуализациии и межличностных отношений у мужчин и женщин, а также результаты корреляционного анализа. Установлено, что женщины в браке, в отличие от мужчин, стремятся к достижению зрелости, независимости и установлению контактов с другими людьми. Для женщин в большей мере характерна конфликтность и агрессия, дисгармония в межличностных отношениях, а для мужчин — отчужденность, стремление дистанцироваться. Выявлено, что стремление женщин к познанию, к созданию позитивной «Я-концепции» связано с низкой конфликтностью и агрессией в межличностных отношениях; уровень напряженности в супружеских отношениях у мужчин — со стремлением к автономии и свободе.

Литература

1. Алешина, Ю.Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем семейной жизни: дис.. канд. психол. наук / Ю.Е. Алешина. — М., 2011. — 250 с.
2. Альбуханова-Славская, К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности / К. А. Альбуханова-Славская // Психология формирования и развития личности: сб. ст. / под ред. Л.И. Анцыферова. — М., 1981. С. 19-44.
3. Андреева, Т.В. Психология современной семьи / Т.В. Андреева. — СПб.: Речь, 2015. — 215 с.

4. Асмолов, А.Г. Психология личности культурно-историческое понимание развития человека / А.Г. Асмолов. — 3-е изд. испр. и доп. — М.: Смысл: Академия, 2007. — 528 с.
5. Братусь, Б.С. Русская, советская, российская психология: Конспективное рассмотрение / Б.С. Братусь. — М.: Флинта, 2000. — 85 с.
6. Бьюдженталь, Д. Искусство психотерапевта / Д. Бьюдженталь. — М.: Корвет, 2015. — 320 с.
7. Вахромов, Е.Е. Понятия «самоактуализация» и «самореализация» в психологии / Е.Е. Вахромов // Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях. Психология и педагогика в общественной практике: сб. науч. трудов. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. — С. 15-17.
8. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2006. — 176 с:
9. Духновский, С.В. Психология отношений личности: монография / С.В. Духновский. — Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2014. — 380 с.
10. Зубкова, Е.А. Особенности семейной и трудовой самореализации личности: автореф. дис.. кандидата психологических наук / Е.А. Зубкова. — Курск, 2006. — 21 с.
11. Коростылёва, Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере / Л.А. Коростылёв. — СПб.: Речь, 2005. — 222 с.
12. Корсун, И.В. Детерминанты развития личности в процессе супружеского взаимодействия: автореф. дис. … канд. психол. наук / И.В. Корсун. — Сочи, 2007. — 27 с.
13. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. — СПб.: Питер, 2016. — 352 с.
14. Перлз, Ф. Теория гештальттсрапии / Ф. Перлз. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2008. — 320 с.
15. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. — М.: Прогресс: Универс, 1994. — 479 с.
16. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2004. — 720 с.
17. Современная психология мотивации / под ред. Д.А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2002. — 343 с.
18. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. — М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
19. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. — 4-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 672 с.
20. Юнг, К.Г. Отношения между «Я» и бессознательным / К.Г. Юнг // Очерки по аналитической психологии. Минск, 2003. — С. 200.
21. Юшина, О.А. Самоактуализация личности, детерминированная брачными отношениями: автореф. дис. … канд. психол. наук / О.А. Юшина. — Казань, 2006. — 26 с.

Поступила в редакцию 2022-05-11
Опубликована 2022-07-06

Раздел

Психология

Страницы

163-171

Межличностные отношения — помощь психолога, консультация

Формирование и развитие межличностных отношений — естественный процесс эволюции, который складывался тысячи лет. Человек жил и живет в социуме, поэтому наша жизнь и деятельность без контакта с окружающими немыслима. Однако у многих есть проблемы с общением. В чем кроется причина?

Этапы формирования межличностных отношений

Под понятием межличностных отношений подразумевается совокупность взаимодействий людьми между собой.

Рассмотрим, какие начальные этапы привязанности выделяет психология:

  1. Эмоциональная привязанность образуется в младенчестве при контакте с матерью. Мама — самый близкий человек для новорожденного. Это первая эмоциональная связь в жизни.
  2. В возрасте до трех лет формируется автономное восприятие. Для ребенка важна роль отца — он как бы вводит малыша в социум, отделяя его от опеки матери. Так происходит установление межличностных отношенийс людьми извне и исследование окружающего мира.
  3. Следующий уровень — после трех лет. У человека происходит становление своего «Я», независимого от родительских фигур. Это новый вид установления связей с социумом, когда ребенок начинает выходить в социум.

Без сформированного на ранних стадиях контактного навыка человеку будет трудно устанавливать здоровые отношения. Особенность полноценной привязанности в том, что она невозможна без развитой эмоциональности.

На установление межличностных взаимоотношений влияют субъективные и объективные факторы. К первым относятся аспекты личности, восприятие человека, его ощущения и чувства. Вторые зависят от оценки социума, от общественных тенденций и установок. Оба фактора тесно переплетены друг с другом.

Групповое восприятие человека напрямую сказывается на том, как происходит формирование межличностных отношений.

Построение межличностных отношений

Не существует конкретных и универсальных правил построения социальных отношений. Но специалисты психологии разработали общий алгоритм, который поможет человеку наладить коммуникативные способности:

  1. Формирование позитивных эмоций. Не стоит воспринимать противоположную точку зрения агрессивно. Лучше спокойно выслушать оппонента и выразить собственное мнение.
  2. Определение области решения проблем. Научитесь говорить «нет», не стесняйтесь продвигать и озвучивать свои идеи. Даже если ваше мнение не найдет отклика в обществе, вам важно его обозначить хотя бы для себя.
  3. Выделение обозначенной проблемы. Не бойтесь задавать вопросы, когда вам это необходимо. Спрашивайте мнение собеседника, если для вас оно действительно важно.
  4. Определение области негативных эмоций. Многие этого пугаются, но без навыка отстаивать свою позицию построить межличностные отношения невозможно. То, что между людьми случаются несогласия, совершенно нормальное явление.

В центре «Доверие» проводятся сеансы в группах и индивидуально. Общаясь с другими людьми на терапии, вы определите свои слабые и сильные коммуникативные стороны. Правильный анализ и работа над собой поможет избавиться от психологических проблем в общении.

Обзор ИПТ | Международное общество межличностной психотерапии

Навигация

Межличностная психотерапия (ИПТ) — это ограниченное по времени, направленное на диагностику, хорошо изученное, ручное лечение большой депрессии и других психических расстройств. Терапевты помогают пациентам разрешить межличностный кризис, чтобы улучшить свою жизнь и облегчить симптомы. ИПТ помогает пациентам понять свои эмоции как социальные сигналы, использовать это понимание для улучшения межличностных отношений и для мобилизации социальной поддержки. Его успех в серии исследований привел к включению его в многочисленные национальные и международные руководства по лечению.

Ограничено по времени: ПТИ обычно назначается в виде 12-16-недельной терапии один раз в неделю при острой большой депрессии.

Целевой диагноз: ПТИ продемонстрировала эффективность в качестве неотложной и поддерживающей терапии большой депрессии, а также для пациентов от подросткового до пожилого возраста; при адаптации в качестве дополнения к лекарствам от биполярного расстройства; при булимии и компульсивном переедании; и, при меньшей исследовательской поддержке, для посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) и тревожных расстройств.

Хорошо изучено: Покойный Джеральд Л. Клерман, доктор медицины, Мирна М. Вайсман, доктор философии. и его коллеги опубликовали первое рандомизированное исследование ИПТ в 1974 году. В первоначальных исследованиях они обнаружили, что ИПТ более эффективна, чем плацебо; что в сочетании с лекарствами это было лучше, чем любое лечение по отдельности; и что при последующем наблюдении в течение года ИПТ помогла пациентам развить социальные навыки, чего не сделали лекарства. С 1974 года исследовательскими группами по всему миру было опубликовано более 250 рандомизированных контролируемых исследований ИПТ.

Для получения дополнительной информации об IPT см. этот краткий обзор соучредителя Мирны Вайсман https://www.youtube.com/watch?v=HrClyDVL43I

__________________

Основные принципы.  Межличностная психотерапия (IPT) — это ограниченная по времени целенаправленная психотерапия для лечения депрессии. ИПТ основывается на эмпирических данных, демонстрирующих взаимосвязь между симптомами настроения и межличностными отношениями. Его основные принципы предполагают, что помощь пациентам в улучшении проблемных межличностных отношений или обстоятельств, непосредственно связанных с текущим эпизодом настроения, приведет к уменьшению симптомов. Итеративно улучшение настроения приведет к дополнительному спонтанному улучшению межличностного функционирования, что, в свою очередь, приведет к дальнейшему уменьшению аффективных симптомов. Таким образом, основными целями лечения ИПТ являются ремиссия симптомов и улучшение межличностных отношений.

Теоретическое обоснование . На развитие ИПТ повлияла психологическая школа межличностного общения и ее лидеры, такие как Гарри Стэк Салливан и Адольф Мейер. Салливан утверждал, что психопатология возникает в контексте конфликта между человеком и его первичной социальной единицей. Мейер расширил аргументацию Салливана, проведя различие между психоаналитическим фокусом на

интрапсихическом конфликте как первичном очаге психопатологии и акцентом на 0031 межличностные конфликты как генезис психопатологии в межличностной школе. ИПТ также опирается на работы Фриды Фромм-Райхманн, которая подчеркивала социальные корни депрессии, Джерома Франка, который сформулировал социокультурное определение психотерапии, и теоретиков привязанности, таких как Джон Боулби.

Медицинская модель

. IPT использует медицинскую модель в качестве концептуальной основы для симптомов настроения пациентов. В контексте начала ИПТ терапевт собирает психиатрический анамнез и диагностирует текущий эпизод большой депрессии в соответствии с критериями DSM 5. Терапевт ИПТ сравнивает депрессивный эпизод с другими медицинскими заболеваниями («ничто не отличается от астмы, диабета или пневмонии») и далее объясняет, что пациент имеет наследственную биологическую предрасположенность к депрессии. Используя медицинскую модель в качестве основы, ИПТ-терапевт подчеркивает, что это не «вина» пациента в развитии депрессии — не больше, чем чья-то «вина» в развитии пневмонии. Используя модель стресс-диатеза для объяснения взаимодействия между биологической уязвимостью и стрессовыми жизненными событиями, ИПТ далее постулирует (и разъясняет пациентам), что, хотя люди не виноваты в своей болезни, они находятся в прекрасном положении, чтобы помочь себе оправиться от депрессию, обращая внимание на межличностные факторы, которые могут служить триггерами основного биологического заболевания.

Что такое межличностная психотерапия (ИПТ): история болезни

Как часто вы чувствуете, что отношения являются вашим самым большим источником стресса, печали и беспокойства?

Если ответ «часто», вы можете найти решение в менее известной, но устойчивой практике Межличностная психотерапия .

Эта краткая форма терапии, ориентированная на привязанность, направлена ​​на то, чтобы помочь пациентам справиться с проблемами в управлении отношениями и, в конечном итоге, улучшить симптомы расстройств настроения, таких как депрессия (Van Hees, Rotter, Ellermann, & Evers, 2013).

В этом сообщении блога мы расскажем об основных особенностях этой терапии, обрисуем в общих чертах ее историю и проведем вас через тематическое исследование, прежде чем предоставить вам ресурсы для обучения и сертификации в качестве практикующего специалиста по ИПТ.

Прежде чем вы продолжите, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения на позитивные отношения. Эти подробные, научно обоснованные упражнения помогут вам или вашим клиентам построить здоровые отношения, обогащающие жизнь.

Эта статья содержит:

  • Введение в межличностную психотерапию
  • 7 особенностей межличностной психотерапии
  • История межличностной психотерапии
  • Теория межличностной психотерапии
  • Пример эффективной ИПТ
  • Сходства и различия с другими видами терапии
  • Возможности обучения и сертификации
  • Сообщение на вынос
  • Каталожные номера

Введение в межличностную психотерапию

Межличностная психотерапия (ИПТ) — это форма терапии, разработанная Джеральдом Клерманом и Мирной Вайсман для лечения большой депрессии в 1960-х и 1970-х годах.

Хотя ИПТ представляет собой краткосрочную форму терапии, которая обычно длится 12–16 недель, терапия направлена ​​на достижение как краткосрочных, так и долгосрочных целей.

В краткосрочной перспективе целью ИПТ является быстрое облегчение симптомов депрессии и помощь пациентам в адаптации к их непосредственной социальной ситуации (Weissman, Markowitz, & Klerman, 2000). Например, ИПТ-терапевт может стремиться помочь пациенту общаться и поддерживать более жесткие границы при общении с одним конкретным человеком в своей жизни, с которым у него возникают проблемы.

Однако в долгосрочной перспективе цель обычно состоит в том, чтобы помочь пациентам разработать стратегии, применимые к более широкому кругу отношений и ситуаций. То есть пациент может приобрести навыки более эффективного управления отношениями без регулярной помощи терапевта, тем самым помогая ему избежать появления симптомов, связанных с настроением, возникающих в результате межличностных взаимодействий в будущем (Rafaeli & Markowitz, 2011).

Хотя эта форма терапии была первоначально разработана для лечения депрессии, она применялась для лечения ряда проблем с психическим здоровьем, включая тревогу, расстройства пищевого поведения и злоупотребление психоактивными веществами (Cuijpers, Donker, Weissman, Ravitz, & Cristea, 2016). .

7 Особенности межличностной психотерапии

Согласно Markowitz, Svartberg и Swartz (1998), ИПТ характеризуется семью ключевыми особенностями.

1. Ограниченное по времени с фазами

Во-первых, ИПТ ограничено по времени, обычно на 12-16 недель (Markowitz & Weissman, 2004). Эта особенность терапии всегда обсуждается с пациентом в начале лечения, и ее цель состоит в том, чтобы оказать давление на пациента для быстрого достижения согласованных целей терапии.

В течение 12–16 недель лечение ПТИ делится на три важнейших этапа (IPTUK, n.d.):

Фаза недели Голы
1 1-4 Терапевт определяет целевой диагноз и межличностный контекст, к которому он относится. Это иногда называют этапом оценки. На этом этапе терапевт получает согласие пациента на проведение ИПТ и проводит межличностную инвентаризацию.
2 5-12 Пациент и терапевт обсуждают недавний опыт, связанный с развиваемой межличностной областью. Обсуждения намеренно основаны на недавних событиях и повседневных взаимодействиях. Терапевт предоставляет практические инструменты и позитивные стратегии, чтобы помочь клиенту более эффективно управлять этими взаимодействиями.
3 13-16 Терапевт предлагает клиенту стратегии управления межличностными отношениями после прекращения терапии. Иногда после этой острой 16-недельной фазы лечения могут также проводиться ежемесячные наблюдения.

2. Применяет медицинскую модель

Второй ключевой особенностью ИПТ является то, что существующая у пациента проблема четко определяется как соматическое заболевание. То есть борьба пациента подчеркивается как результат формы психического заболевания в сочетании с конкретным межличностным контекстом.

Преимущество этого фрейма в том, что он может помочь пациенту избавиться от самокритики и чувства вины. Это создает дистанцию ​​между страданием пациента и его самоощущением, позволяя пациенту осознать, что его текущие переживания являются не чертой его характера, а следствием его текущих обстоятельств и болезни (Markowitz et al. , 19).98).

Это обрамление также создает четкую стойку ворот для пациента; пациент может думать о себе как о больном в данный момент и ставить перед собой цель снова стать здоровым к концу лечения.

3. Цели

ИПТ преследует две цели: решение межличностных проблем и облегчение симптомов аффективного расстройства (Markowitz & Weissman, 2004).

Терапевт явно связывает эти две цели на этапе оценки лечения, чтобы определить фокус лечения, который попадет в одну из четырех проблемных областей (ISIPT, n.d.):

  1. Горе или тяжелая утрата

    Выбирается в качестве проблемной зоны, когда причиной расстройства настроения стала смерть близкого человека.

  2. Ролевой спор

    Выбирается в качестве проблемной области, когда неудовлетворенность ролевыми ожиданиями между пациентом и кем-то в его жизни является причиной расстройства настроения.

  3. Смена ролей

    Выбирается как проблемная зона, когда нарушение настроения вызвано серьезными жизненными переменами. Трудности при переходе можно наблюдать в таких областях, как занятость, близкие отношения, физическое здоровье, условия жизни и многое другое.

  4. Межличностные дефициты

    Выбирается в качестве проблемной области, когда ни одно событие или связь не вызывают нарушения настроения. Скорее, пациент испытывал трудности в межличностных отношениях и функционировании в различных контекстах на протяжении всего времени.

Терапевт часто прямо заявляет о своем понимании проблем пациента и формулирует краткие рекомендации относительно того, как продолжить лечение.

Вот пример целевого диагноза от Markowitz et al. (1998), которая эффективно выделяет проблемную область, на которой следует сосредоточиться (горе/сложная тяжелая утрата), и связывает расстройство настроения клиента с этой областью.

Как мы определили с помощью DSM-IV, вы переживаете эпизод глубокой депрессии, распространенной болезни, в которой вы не виноваты. Мне кажется, что ваш депрессивный эпизод имеет какое-то отношение к смерти вашего отца и к тому, что вам трудно оплакивать его. Ваши симптомы начались вскоре после этого.

Я предлагаю в течение следующих 12 недель попытаться решить вашу проблему с трауром, который мы называем тяжелой утратой. Если мы решим это, ваша депрессия, скорее всего, улучшится. Марковиц и др. (1998, стр., 189)

4. Здесь и сейчас, межличностный фокус

ИПТ фокусирует лечение на межличностных событиях в текущей жизни пациента. Именно по этой причине ИПТ часто называют фокусом «здесь и сейчас» (Markowitz et al., 1998).

В то время как другие формы терапии, такие как психотерапия, часто углубляются в ранний опыт развития клиента, сеансы Фазы 2 ИПТ начинаются с того, что терапевт спрашивает, каков был клиент с момента последней встречи пары.

Затем обсуждение сосредоточится на недавних межличностных взаимодействиях, которые послужат контекстом для обсуждения настроения и поведения. Например, клиент может описать текущую ссору с партнером, которая вызвала у него депрессию.

5. Специфические методы ИПТ

ИПТ использует ряд новаторских методов взаимодействия с клиентами, чтобы облегчить их расстройства настроения и стимулировать изменение поведения.

После того, как клиент расскажет о недавней проблеме, с которой он столкнулся и которая вызвала расстройство настроения, терапевт предложит клиенту изучить эту проблему, а также свои ожидания и восприятие, связанные с взаимодействием.

Затем они будут применять техники, преимущественно из психодинамической практики, чтобы предложить клиенту исследовать альтернативные средства решения проблемы и помочь ему определить новые адаптивные модели поведения для управления аналогичными сценариями в будущем (Клерман, Вайсман, Раунсавилл и Шеврон, 1984).

Такие методы могут включать, например, ролевые игры и коммуникативный анализ (Markowitz et al., 1998).

6. Прекращение

Заключительная фаза ИПТ включает подготовку к прекращению терапевтических отношений с использованием схемы предотвращения рецидивов.

На этом этапе терапевт побуждает пациента исследовать свои чувства и реакции на прекращение. Терапевт признает достижения пациента и помогает ему распознать предупреждающие знаки, указывающие на необходимость дальнейшего лечения.

Эта фаза и ограниченный по времени характер ИПТ в целом имеют решающее значение, поскольку часто после курса ИПТ становятся очевидными реальные преимущества терапии. То есть часто только после прекращения лечения пациент понимает, что он может грамотно управлять своими межличностными отношениями, применяя полученные навыки и без постоянной терапевтической поддержки (IPTUK, n.d.).

7. Терапевтическая позиция

Многие формы терапии требуют от терапевта действовать с нейтральной позиции. Напротив, ИПТ-терапевт берет на себя роль открыто поддерживающего и оптимистичного союзника, немного похожего на болельщика.

Учитывая, что ИПТ изначально была разработана для лечения депрессивных расстройств настроения, этот оптимистичный прогноз может иметь решающее значение для противодействия негативному прогнозу, часто представленному пациентами с депрессией.

В более широком смысле, проблемы и негативность определяются как вина либо психического заболевания, либо проблем во внешнем мире. Этот фрейм важен для минимизации склонности пациента испытывать вину или самообвинение.

Кроме того, этот фрейм сводит к минимуму негативный перенос и укрепляет терапевтический альянс, так что можно рассматривать клиента и терапевта как работающих вместе для решения межличностных проблем (Markowitz et al., 19).98).

История межличностной психотерапии

ИПТ — отличный пример научной интуиции, поскольку она была открыта случайно.

В 1969 году д-р Джеральд Клерман и д-р Юджин Пайкел вместе с коллегами планировали исследование для проверки эффективности различных антидепрессантов по отдельности и в сочетании с психотерапией (Weissman, 2006).

Учитывая, что испытание должно было продолжаться в течение установленного промежутка времени, исследователям необходимо было включить версию психотерапии, которая была бы осуществима в ограниченном по времени лечении депрессии.

Таким образом, исследователи начали подготовку руководства для терапевтов, участвовавших в исследовании, по проведению психотерапии таким образом, чтобы сосредоточить внимание на недавних жизненных событиях как движущих силах депрессивных симптомов.

Некоторые из устойчивых особенностей ИПТ, такие как акцент на одной из четырех проблемных областей и представление пациента как «больного», были концептуализированы и задокументированы в этом первом в истории руководстве (Weissman, 2006).

Первоначально эта терапия называлась «высококонтактной психотерапией». Но когда результаты исследования выявили эффективность лечения для улучшения социального функционирования, было проведено последующее поддерживающее исследование, и лечение было переименовано в «межличностную психотерапию».

Успех лечения привел к дальнейшим исследованиям в сотрудничестве с Национальным институтом психического здоровья США, и в 1984 году руководство по ИПТ было опубликовано и доступно для общественного пользования.

Публикация руководства по ИПТ привела к ряду исследований, выходящих за рамки этой исследовательской группы, по изучению применения терапии среди различных групп населения, включая подростков, пожилых людей и беременных женщин. Сегодня практикующие врачи, желающие провести ИПТ, опираются на Всеобъемлющее руководство по межличностной психотерапии 9.0032, опубликованный доктором Мирной Вайсман, доктором Джоном Марковицем и покойным доктором Клерманом (2000).

В настоящее время ИПТ преподается и практикуется во всем мире и, по-видимому, требует лишь незначительной адаптации, чтобы соответствовать различным культурам (Weissman, 2006). Кроме того, этой практике легко научиться, если вы прошли базовую психотерапевтическую подготовку.

Теория межличностной психотерапии

При разработке своего терапевтического вмешательства Клерман и Пайкель были сильно вдохновлены работой доктора Адольфа Мейера, основателя эргазиологии.

Это потому, что его работа была одной из немногих в то время, в которых считалось, что психические заболевания частично обусловлены отношениями пациента с окружающей средой (Weissman, 2006).

Кроме того, Клерман и Пайкел опирались на межличностную теорию Гарри Стэка Салливана. Салливан предположил, что все психологические расстройства проистекают из межличностного опыта. Поэтому Салливан утверждал, что для понимания психологического состояния необходимо смотреть на социальное окружение пациента.

Салливан был также одним из первых, кто заметил, что личность формируется в результате нашего взаимодействия с другими людьми. В соответствии с этим его работы побуждали терапевтов исследовать напряженность, которую клиенты испытывают в ключевых отношениях (Чепмен, 19 лет).76).

Наконец, теория, лежащая в основе ИПТ, также опирается на теорию привязанности Боулби. Это связано с тем, что именно Боулби заметил, что те, кто испытывает разлуку (или угрозу разлуки) с теми, с кем у них крепкие привязанности, часто страдают от стресса и депрессии (Bowlby, 1969). Таким образом, работы Боулби подтверждают связь, которую ученые IPT устанавливают между межличностными отношениями и расстройствами настроения.

Загрузить 3 пакета позитивных отношений (PDF)

Указав свое имя и адрес электронной почты ниже.

Пример эффективной ИПТ

Чтобы понять, какую пользу клиенты могут извлечь из практики ИПТ, давайте рассмотрим пример из практики, иллюстрирующий, как может проходить серия сеансов ИПТ.

Это тематическое исследование взято из «Сборника случаев межличностной психотерапии» Марковица и Вайсмана (2012) и описывает курс ИПТ, проведенный пациентом, страдающим депрессией.

Практический пример: радость (Markowitz & Weissman, 2012)

Джой была тридцатисемилетним финансовым аналитиком. Она сообщила о подавленном настроении, низкой самооценке, снижении энергии и нарушении концентрации. Она описала себя как «ленивую и немотивированную» и застрявшую в «колеи».

Джой страдала тяжелой формой гипертонии, и в течение нескольких месяцев, предшествовавших ее обращению за лечением, она уволилась со своей напряженной работы, опасаясь за свое здоровье после недавнего сердечного приступа.

Впоследствии Джой сообщила, что уход с работы привел к увеличению конфликтов с ее бывшим партнером по поводу обязанностей по уходу за детьми.

Расставшись с бывшим двумя годами ранее, Джой теперь проводила большую часть вечеров со своим новым партнером Беном, которого она описала как ободряющего и поддерживающего. Однако часть Джой считала, что она не заслуживает доброты Бена.

Придя в клинику в поисках терапии, Джой объяснила, что чувствует, что не может контролировать свою жизнь, и хотя она хотела бы вернуться к работе, у нее не было мотивации искать новую карьеру.

Сеансы ИПТ Джой

При обследовании выяснилось, что Джой соответствует критериям большой депрессии.

Учитывая, что депрессия Джой развилась в контексте нескольких социальных стрессоров, включая новые отношения, конфликт с предыдущим партнером и хроническое физическое заболевание, в качестве метода лечения была рекомендована ИПТ, и Джой согласилась.

Сначала Джой стыдилась депрессии. Джой возлагала на себя большие надежды, которые ей не удавалось оправдать, и эти предполагаемые недостатки способствовали ее депрессии. Таким образом, в соответствии с принципами ИПТ, терапевт сравнил текущий опыт депрессии Джой с гриппом, тем самым поместив радость в роль «больной» и освободив ее от самообвинений.

Во время первой фазы лечения была проведена межличностная инвентаризация, во время которой Джой было предложено описать свои отношения со всеми ключевыми людьми в ее жизни и то, как она хотела бы, чтобы эти отношения были другими.

В нем она тепло говорила о своем партнере Бене, но испытывала смешанные чувства по поводу отношений, так как не была уверена, хочет ли он быть с ней.

Она описала сложные отношения со своей бывшей партнершей Лорой, которую она описала как манипулирующую, когда они были вместе. Несмотря на разлуку, Лаура все чаще призывала Джой взять на себя ее обязанности в короткие сроки. Джой возмутилась этим, но в конечном итоге все равно помогла, поскольку она объяснила, что изо всех сил пыталась заявить о себе.

Джой была сородительницей дочери Лауры, Максин, ухаживая за ней две ночи в неделю. Однако, поскольку у нее не было никаких законных прав на Максин, она опасалась, что, если она бросит вызов Лоре, она рискует быть отрезанной от их дочери.

Из этих описаний было ясно, что проблемной областью, на которой следует сосредоточиться, был ролевой спор, поскольку у Джой были другие ожидания от других в ее жизни в отношении степени, в которой она должна вмешиваться и помогать в различных ситуациях.

Этот фокус нашел отклик у Джой и заложил основу для оставшихся сессий.

На втором этапе лечения терапевт начинал каждый сеанс с вопроса о том, как Джой себя чувствовала с момента их последней встречи. Это побудило Джой описать недавнее межличностное столкновение, к которому терапевт применил психодинамическую технику коммуникативного анализа.

С помощью коммуникативного анализа терапевт попросил Джой подробно описать сложное взаимодействие. Когда Джой это сделала, терапевт вмешался, чтобы узнать, как Джой вспоминала о своих чувствах в разные моменты взаимодействия.

К фазе 3 депрессивные симптомы Джой значительно уменьшились. Ее настроение улучшилось, и теперь она стала спокойнее.

Высказывание беспокойства оказалось полезным для Джой, и терапевт смог напомнить Джой обо всем, что она делала, чтобы заботиться о благополучии своей дочери, тем самым подняв ей настроение.

В дни перед последним сеансом Джой продолжала самоутверждаться со своим бывшим партнером. Джой также показала видимый подъем настроения и выразила, что она постоянно чувствует себя позитивно и оптимистично.

В конце концов, по окончании терапии Джой осталась уверенной в своей способности управлять своими отношениями и заботой о себе в будущем. Она также нашла новую работу и сообщила, что ей удалось добиться прогресса в ходе шестинедельного контрольного звонка.

В этом примере ИПТ Джой было предложено увидеть, как ее симптомы связаны с ее нынешними отношениями. Она осознала, что то, как другие относились к ней в ее жизни, было неприемлемым, и позволила себе признать свое негодование по поводу такого обращения.

Следовательно, Джой обуздала свой гнев, что позволило ей заявить о себе и защитить свои границы, оставаясь при этом хорошей матерью для своей дочери.

Сходства и различия с другими видами терапии

При чтении приведенного выше тематического исследования интересно сравнить и сопоставить ограниченный по времени реляционный подход ИПТ с другими формами терапии.

Традиционный психоаналитический подход мог бы исследовать детские воспоминания Джой, включая воспоминания о материнских отношениях. Таким образом, любой прогресс, которого добилась Джой, вероятно, был бы связан с новым пониманием ее ранних отношений и катарсическим освобождением подавленных эмоций.

С помощью психотерапии Джой, скорее всего, научилась использовать свой подавленный гнев для повышения уверенности в себе — более здоровый подход к общению по сравнению с ее прежним отрицанием и подавлением.

Подход когнитивно-поведенческой терапии подчеркнет роль дисфункциональных убеждений Джой в возникновении ее начальных симптомов. Например, Джой, скорее всего, поощряли бы реагировать на негативные разговоры с самим собой, например: « Я плохой родитель. »

«Прогресс во имя радости» можно было бы приписать изменениям в этих убеждениях, которые были бы заменены более конструктивными мыслями, такими как « Я хорошая мать для Максин, даже если не всегда все делаю правильно.

Наконец, консультирование по вопросам отношений, скорее всего, было бы сосредоточено на плохом общении между Джой и ее бывшим партнером. Это помогло бы им лучше выразить себя и договориться о более четких правилах, границах и ожиданиях в их отношениях с родителями.

Возможности для обучения и сертификации

В мире существует множество организаций, предлагающих обучение и сертификацию для тех, кто интересуется ИПТ.

Хорошим первым пунктом обращения является Институт ИПТ, который специализируется на обучении, сертификации и контроле клиницистов ИПТ. IPT Institute предлагает ряд курсов, которые в настоящее время доступны онлайн.

Курс уровня А Института ИПТ продолжительностью от четырех до восьми дней охватывает ключевые принципы ИПТ и существующие исследования его эффективности.

Участники курса узнают, как определить, является ли ИПТ подходящим лечением для конкретного пациента, как провести межличностную инвентаризацию, а также методы и схемы, используемые во время сеансов.

Этот вводный курс в настоящее время предлагается в Северной и Южной Америке, Европе, Индии, Африке и Китае (с переводом в реальном времени).

Британская сеть межличностной психотерапии (IPTUK) предлагает ряд аналогичных курсов, ориентированных на разные уровни опыта по всей Великобритании. Они также предлагают онлайн-обучение по теории межличностного социального ритма (IPSRT), которая является формой IPT, которая может помочь пациентам справиться с биполярным расстройством.

Университет Сиднея предлагает 14-часовую (четыре сессии) очную и онлайн-сертификацию уровня A. Курс открыт для студентов, практикующих врачей, проходящих обучение, и опытных клиницистов. Курс охватывает три этапа терапии ИПТ и различные возможные фокусы сеансов (например, горе и утрата, смена ролей и т. д.)

Для получения подробной информации о других тренингах, доступных по всему миру, Международное общество межличностной психотерапии хранит список тренингов, доступных по регионам, на своем веб-сайте.

Важная информация

Когда-то ИПТ находилась на периферии вариантов психологического лечения, но теперь она хорошо известна во всем мире благодаря своей эффективности, особенно для лечения депрессии. В настоящее время он включен во многие руководства по лечению по всему миру и задокументирован более чем в 250 рандомизированных контролируемых исследованиях (ISIPT, 2020).

Возможно, одной из сильных сторон ИПТ является отделение человека от симптомов его или ее болезни. Делая это, пациент убеждается в своей способности изменить свою межличностную ситуацию.

Точно так же терапевты ИПТ часто талантливы в том, чтобы смягчить двойственное отношение пациентов к тем, о ком они заботятся. Выявляя эти смешанные чувства, терапевты получают возможность определить причины таких чувств и создать пространство, в котором пациенты могут обсудить их без осуждения.

Примечания:

  • Некоторые детали этого тематического исследования были изменены для защиты конфиденциальности.
  • Стресс-управление при головной боли следует предпринимать только после того, как врач устранит органическую причину боли.

Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно скачать наши три упражнения для позитивных отношений.

  • Боулби, Дж. (1969). Приложение . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Основные книги.
  • Чепмен, А. Х. (1976). Гарри Стэк Салливан: его жизнь и работа . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Патнэм.
  • Cuijpers, P., Donker, T., Weissman, M.M., Ravitz, P., & Cristea, I.A. (2016). Межличностная психотерапия проблем психического здоровья: всесторонний метаанализ. Американский журнал психиатрии, 173(7), 680-687.
  • ИПТУК. (н.д.). Этапы межличностной психотерапии. Получено с https://www.iptuk.net/stages-of-ipt.html
  • ИСИПТ. (н.д.). Основные стратегии ИПТ. Получено с https://interpersonalpsychotherapy.org/ipt-basics/key-ipt-strategies/
  • ИСИПТ. (н.д.). Обзор ИПТ. Получено с https://interpersonalpsychotherapy.org/ipt-basics/overview-of-ipt/
  • .
  • Клерман, Г.Л., Вайсман, М.М., Раунсавилль, Б., и Шеврон, Э.С. (1994), Межличностная психотерапия депрессии , Нью-Йорк: Basic Books.
  • Марковиц, Дж. К., Милрод, Б., Блейберг, К., и Маршалл, Р. Д. (2009). Межличностные факторы в понимании и лечении посттравматического стрессового расстройства. Журнал психиатрической практики, 15(2) , 133-140.
  • Марковиц, Дж. К., и Вайсман, М. М. (2004) Межличностная психотерапия: принципы и приложения. Всемирная психиатрия. октябрь; 3(3) : 136–139.
  • Марковиц, Дж. К., и Вайсман, М. М. (2012) Межличностная психотерапия: прошлое, настоящее и будущее.

Добавить комментарий