Социометрия взаимоотношения в классе: Социометрия | Методическая разработка (4 класс):

Особенности социометрического статуса младших и старших подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

Психология

зие взаимосвязей показателей компонентов толерантности в группах педагогов и студентов. Факторный анализ позволил подтвердить комплексность изучаемого феномена в группе педагогов.

Таким образом, опираясь на полученные результаты о своеобразии и специфичности ком-

понентов толерантности у педагогов и студентов, как субъектов педагогического взаимодействия, становится возможным определение условий и методов формирования толерантности на этапе профессиональной подготовки.

УДК 159.922.7 X 81

Е. В. ХЛЫБОВА

ОСОБЕННОСТИ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА МЛАДШИХ И СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ

В статье рассматривается место социометрического статуса в процессе социализации в подростковом возрасте, приводятся основные сравнительные результаты исследования социометрического статуса в группе младших и старших подростков.

Ключевые слова: социометрический статус, социализация, межличностные отношения, групповые нормы и ценности.

В подростковом возрасте происходит существенное расширение сфер социальной активности и изменение их значимости. Подросток оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. Межличностные отношения формируют у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права, а так же являются важным информационным каналом. Взаимоотношения, которые складываются у подростка в процессе обучения и общения в классе являются одним из факторов, влияющих на процесс его социализации [3]. В процессе общения со сверстниками происходит присвоение значимых для общества норм и ценностей, и их индивидуальная модификация. В установлении взаимоотношений подростков большую роль играют успехи в среде сверстников [6].

Общение со сверстниками является своеобразной формой воспроизведения, освоения отношений, ему так же принадлежит важная роль в формировании личности. Общение происходит в процессе совместной деятельности и осуществляется в разнообразных межличностных отношениях, как в случае положительного, так и в случае

отрицательного отношения одного индивида к другому. Вместе с официальной структурой общения, в классе, как в социальной группе, имеется психологическая структура неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависят от ценностных ориентации участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Степень принятия членов группы, симпатии, антипатии определяют положение подростка в группе, социометрический статус [5].

Социометрический статус — это положение, занимаемое индивидом в системе межличностных отношений. Он определяется числом выборов или предпочтений, которые получает каждый член группы по результатам социометрического опроса. Подросток может быть удовлетворен либо не удовлетворен своим положением, которое обладает определенной устойчивостью, а с возрастом показатель стабильности общения ребенка в структуре эмоциональных взаимоотношений одноклассников увеличивается [3]. Исследования показывают, что социометрический статус связан с возрастом, уровнем развития груп-

166

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, том 15

© Е.В. Хлыбова, 2009

пы, деятельности, в которой она участвует, спецификой межличностных отношений в группе, степенью принятия индивидуальных и групповых норм и ценностей [4]. Цели индивида и особенности их достижения в группе, в свою очередь, во многом определяются групповыми нормами и требованиями, ценностями, которые могут оказать влияние на развитие личности членов группы.

В многообразии отношений подростка он выполняет различные социальные роли. Однако сама по себе социальная роль не определяет деятельность и поведение каждого конкретного ее носителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит, интернализует роль [1]. Поэтому, в зависимости от того, занимает ли индивид данную позицию благодаря наследуемым признакам или благодаря прижизненному формированию признаков — различают собственно предписанный и достигаемый социометрический статус.

Формирование статуса происходит в процессе социализации. Группа через систему ожидаемых образцов поведения, соответствующих каждой роли, определенным образом контролирует деятельность своих членов благодаря групповым нормам и групповым санкциям. Нормы группы связаны с ценностями, которые складываются на основании выработки определенного отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений, ее опытом в организации определенной деятельности.

Социометрический статус связан с тем, как осуществляется принятие индивидом групповых норм, насколько каждый из них отступает от соблюдения этих норм, как соотносятся социальные и «личностные» нормы [1]. Высокий статус в группе обеспечивается согласием с групповыми нормами. Подросток с более высоким статусом, имеет представления о заданных социальных нормах и правилах, а так же воспроизводит их, а самые принимаемые подростки способны оказывать влияние на формирование этих норм. Однако иногда поведение высокостатусных членов группы соотносится не столько непосредственно с принятыми в ней нормами, сколько с ожиданиями их низкостатусных партнеров, подверженными влиянию групповых норм [7].

В связи с важностью определения социометрического статуса как одного из критериев соци-

ализации, в нашем исследовании была проведена социометрическая процедура. Социометрическое измерение характеризует субординиро-ванность позиций индивидов в системе внутригрупповых межличностных предпочтений [7]. Сущность методики сводится к выявлению системы «симпатий» и «антипатий» между членами группы, то есть, к выявлению системы эмоциональных отношений в группе путем осуществления каждым из членов группы межличностных предпочтений по заданному критерию [3]. Подросткам предлагалось ответить на вопросы, которые были направлены на выявление деловых связей между одноклассниками («С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?», «С кем бы ты хотел сдавать экзамен?»). Выборку составили 149 человек (74 учащихся 6-х классов, 75-10-х), обучающихся в МОУ СОШ № 29 г. Йошкар-Ола, а так же МОУ СОШ №14 им. В.Н. Лататуева г. Ярославль.

Исходя из полученных данных, выделилось 4 группы подростков: «лидеры», «предпочитаемые», «пренебрегаемые» и «отверженные». Количество «лидеров» среди подростков 12-13 лет составило -16%, «предпочитаемых» -12%, «пренебрегаемых» — 45%, «отверженных» — 27%. Статусы младших подростков, таким образом, в основном, «пренебрегаемые», однако, немалый процент занимают «отверженные». Такое распределение социометрических статусов связано с тем, что в данной выборке статус достигается, в основном, путём получения хороших отметок -чем выше уровень академической успеваемости ученика, тем выше социометрический статус в ракурсе деловых связей.

Процентное соотношение социометрических статусов у учащихся 10-х классов распределилось несколько по-иному. Количество социометрических «лидеров» составило 12%, «предпочитаемых» — 36%, «пренебрегаемых» — 47%, «отверженных» — 5%. Таким образом, социометрические статусы старших подростков, в основном -«пренебрегаемые» и «предпочитаемые». Уменьшение количества «отверженных», а так же увеличение количества «предпочитаемых» связано с тем, что у старших подростков установились уже достаточно устойчивые отношения в классе, и статус «лидера», «предпочитаемого» уже не всегда связывается с отметками.

У младших подростков значительно большее количество отверженных, чем у старших. Таким

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокииетика, № 1, 2009

167

образом, проявляется поляризация статусов -немалое количество шестиклассников имеют высший и низший статусы, тогда как в старшем подростковом возрасте не так поляризовано распределяются статусы, а чаще проявляются средние статусы — «предпочитаемый» и «пренебрегаемый». У старших подростков, происходит уменьшение количества «отверженных», в основном, за счёт увеличения количества «предпочитаемых». Таким образом, старшие подростки проявляют большую толерантность по отношению к «другому», сверстнику, для младших же подростков характерна категоричность при определении статуса сверстника и более низкая толерантность.

У младших подростков наблюдается высокое совпадение уровня академической успеваемости и статуса — «лидеры», в основном, являются отличниками (67%), «предпочитаемые»-учатся на «отлично» (56%) и «хорошо» (44%), «пренебрегаемые» — на «четыре» (70%), «отверженные» — в основном, на «три» (50%). То есть, «лидеры» имеют высокий уровень академической успеваемости, тогда как «отверженными» оказываются учащиеся с более низкими отметками.

У старших подростков наблюдается несколько иная картина: оценка в меньшей степени связывается с социометрическим статусом. «Лидеры» являются отличниками (67%), «предпочитаемые» — учатся, в основном, на «хорошо» (63%), «пренебрегаемые» — на «четыре» (49%),«три» (29%) и «пять» (23%), «отверженные» — «четыре» (50%), «пять» и «три» (по 25%). В старшем подростковом возрасте, таким образом, учитывается академическая успеваемость, но всё же, этого недостаточно, чтобы быть «лидером». Старшим подросткам важна, в большей степени, не успеваемость, а другие параметры личностных проявлений и достижений. Причём, формальные лидеры лишь в половине случаев в обеих возрастных группах являются социометрическими «лидерами», либо «предпочитаемыми», в остальных же случаях — «пренебрегаемыми», это говорит о том, что подросткам важны не столько отметки, положение старосты класса, сколько, возможно, лидерские качества.

Таким образом, распределение социометрических статусов исследуемых возрастных групп во многом схоже: в младшем и старшем подростковом возрасте обнаружилось преобладание количества «пренебрегаемых». Это объясняется тем, что вопросы социометрической процедуры

косвенно были связаны с успеваемостью (желание сидеть с кем-либо на экзамене, контрольной работе).

Выявлена связь статуса «лидер» с хорошей успеваемостью в обеих возрастных группах. Это говорит о том, что обучение в школе и, таким образом, представления о заданных социальных нормах школы, а так же степень их принятия оказывает большое влияние на распределение социометрических статусов в течение всего подросткового возраста. Социометрическая процедура показала так же, что, существуют и некоторые отличия в распределении социометрических статусов младших и старших подростков. К старшему подростковому возрасту происходит увеличение «предпочитаемых» и уменьшение «отверженных» членов подростковой группы, что связано с увеличением сплоченности отдельных подгрупп, разнообразия связей, а так же толерантности в старшем подростковом возрасте. Социометрический статус младших подростков, чаще всего, связан с академической успеваемостью, тогда как, в старшем подростковом возрасте эта зависимость проявляется в меньшей степени. Необходимо отметить, что степень принятия групповых норм и ценностей в аспекте уровня академической успеваемости подростка важна на протяжении всего подросткового возраста, однако, в большей степени проявляется у шестиклассников. С другой стороны, личностные качества формируются и развиваются в зависимости от положения подростка в группе, где усваиваются социальные нормы, вырабатывается отношение к ним, что не может не отразиться на процессе его социализации.

Бесспорно, социометрический статус — лишь один из аспектов процесса социализации младших и старших подростков. В настоящее время продолжается исследование таких параметров, как: особенности межличностных отношений со сверстниками, временная перспектива, отношение к школе и др.

Библиографический список

1. Андреева Г.М. Социальная психология. -М.: Аспект Пресс, 2006.

2. Золотовицкий P.A. Социометрия Я.Л. Морено: мера общения // Личность. Культура. Общество. Т. 4. Вып. 1-2. -М., 2002.

3. Коломинский ЯП., Панько Е.А. Игумнов

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, том 15

С.А. Психическое развитие детей в норме и пата-логии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. — СПб.: Питер, 2004.

4. Кон И. С. Социологическая психология / под ред. Д.И Фельдштейна. — М.: Московский пси-холого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999.

5. Морено Дж. Л. Социометрия. Экспери-

ментальный метод в науке об обществе / пер. с англ. — М.: Изд-во иностранной литературы, 1958.

6. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. — М.: Академия, 1999.

7. Социальная психология: Хрестоматия / сост. Е.П. Белинская, O.A. Тихомандрицкая. — М.: Аспект Пресс, 2003.

УДК 159.9:616 П 775

О. Г. ПРИХОДЬКО

ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

В статье отмечен рост числа детей, родившихся с двигательной церебральной патологией, охарактеризован механизм нарушений развития психики этой категории детей, показана позиция ученых в отношении характера нарушений психических функций детей с церебральным параличом, сделаны выводы по комплексному изучению детей раннего возраста с церебральным параличом.

В последние годы отмечается рост числа детей, родившихся с двигательной церебральной патологией, основную массу которых составляют дети с церебральным параличом. Большое число отечественных исследований посвящено проблеме изучения двигательных расстройств при ДЦП (Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова, Н.М. Махмудова, К. А. Семенова) и речевых нарушений у детей с церебральным параличом (Е.Ф. Архипова, Л.А. Данилова, М.В. Ипполитова, И.И. Панченко и др.). Проблема нарушений психики у детей с двигательной церебральной патологией рассматривается в исследованиях Л.А. Даниловой, Э.С. Калижнюк, Е.М. Мастюко-вой, Н.С. Симоновой, И.Ю. Левченко и др. Однако до настоящего времени особенности формирования познавательной деятельности у детей раннего возраста с ДЦП остаются недостаточно изученными.

У детей с синдромами двигательных расстройств и с ДЦП задержано и в той или иной степени нарушено овладение всеми двигательными навыками: с трудом и опозданием формируются функция удержания головы, навыки само-

стоятельного сидения, стояния, ходьбы, манипу-лятивной деятельности. Двигательные нарушения, в свою очередь, оказывают неблагоприятное влияние на формирование психических и речевых функций. Именно поэтому так важно как можно раньше выявлять нарушения в двигательной сфере ребенка. Степень тяжести двигательных нарушений варьирует в большом диапазоне, где на одном полюсе находятся грубые двигательные расстройства, а на другом — минимальные.

Для детей с церебральным параличом характерны специфические отклонения в психическом развитии. Механизм нарушений развития психики сложен и определяется временем, степенью и локализацией мозгового поражения (К.А. Семенова, Н.М. Махмудова [11]; Е.И. Кириченко [7]).

Многие авторы (Е.М. Мастюкова [9]; Э.С. Калижнюк [6]; Л.А. Данилова [5]; И.Ю. Левченко [8]; Е.И. Кириченко [7] и др.) подчеркивают, что для детей с церебральным параличом характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными,

© О.Г. Приходько, 2009

169

Межличностные отношения в классном коллективе

Малая группа — это двое или более человек,
объединенных одной целью, сходными
интересами и потребностями в общении
и совместной деятельности, находящихся
в непосредственном контакте друг с
другом.
Малая группа:
Подкрепляет
уверенность человека в себе.
Способствует складыванию самооценки
личности.
Обучает поведению в обществе и способствует усвоению общественных ценностей.
Помогает отработать коммуникативные
навыки.
Здесь уместно употреблять слово
«взаимно»:
Взаимодействие
Взаимопомощь
Взаимовыручка
Взаимопонимание …
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
СКЛАДЫВАЮТСЯ НА ОСНОВЕ ЧУВСТВ:
ЧУВСТВА, СБЛИЖАЮЩИЕ ЛЮДЕЙ, ОБЪЕДИНЯЮЩИЕ ИХ,
РОЖДАЮЩИЕ ГОТОВНОСТЬ К СОВМЕСТНЫМ ДЕЙСТВИЯМ И
УСИЛИЯМ.
ЧУВСТВА, РАЗЪЕДИНЯЩИЕ ЛЮДЕЙ- НЕТ
СОТРУДНИЧЕСТВА.
ДЕЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ( ОФИЦИАЛЬНЫЕ )- ОТНОШЕНИЯ С
СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВИЛ.
ЛИЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ СКЛАДЫВАЮТСЯ НА ОСНОВЕ
ЧАСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЛЮДЕЙ.
ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ- «ЗНАЮ В
ЛИЦО» – САМЫЙ ШИРОКИЙ
КРУГ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ.
САМАЯ ШИРОКАЯ
ФОРМА
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ
ОТНОШЕНИЙЗНАКОМСТВА
ПО ОТНОШЕНИЮ К ЗНАКОМЫМ
ЛИЧНЫЕ ЧУВСТВА ПРОЯВЛЯЮТСЯ
РЕДКО. ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ БЫТЬ
ЗНАКОМЫМ, НО НЕ ПРИЯТЕЛЕМ.
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ –
«ПРИВЕТСТВУЮ» — ТОЛЬКО ПРИ
ВЗАИМНОМ УЗНАВАНИИ.
ТРЕТИЙ УРОВЕНЬПРИВЕТСТВУЮ И
РАЗГОВАРИВАЮ НА ОБЩИЕ
ТЕМЫ.
ПРИЯТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ВОЗНИКАЮТ ИЗ
ЗНАКОМСТВ НА ОСНОВЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ
ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА К ДРУГОМУ
ОТНОШЕНИЯ ТОВАРИЩЕСТВА — БОЛЕЕ БЛИЗКИЕ
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
НОРМАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ВОЗМОЖНЫ ПРИ
НАЛИЧИИИ У ЛЮДЕЙ СПОСОБНОСТИ
СОПЕРЕЖИВАНИЯ, СОЧУВСТВИЯ.
ЕСЛИ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ
ДРУЖЕСКИЕ, ПРИЯТЕЛЬСКИЕ, ТО ДОБИТЬСЯ
ВЗАИМОПОНИМАНИЯ ЛЕГЧЕ.
В ПРОЦЕССЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ЛЮДИ НЕ ПРОСТО ОБЩАЮТСЯ , ОНИ
ОКАЗЫВАЮТ ВЛИЯНИЕ ДРУГ НА ДРУГА,
ПОДРАЖАЮТ ДРУГ ДРУГУ.
НО МОЖНО ПОДРАЖАТЬ ПО – РАЗНОМУ.
Существуют разные
отношенческие системы в школе:
учащийся –учащийся;
учитель – ученик;
учитель – родитель;
родитель – ученик.
Учащиеся ориентированы на
активное взаимодействие и общение
между собой.
Учитель – на активность каждого в
обучении и получении личных
достижений.
Совместная деятельность
осуществляется по признаку места
расположения учащихся.
•Взаимоотношения в классе всегда
имеют определенную динамику
развития. Они изменяются как от
класса к классу, так и от начала года к
его окончанию.
•В каждом классе складывается
определенная система межличностных
отношений.
В классе всегда есть:
формальная группа – о ней знает
учитель, учащиеся, она на виду;
неформальная группа – в неё входят
учащиеся, и о ней учитель может даже
не знать.
Взаимоотношения между этими
группами в одном классе могут быть
дружескими( но редко), чаще
антагонистическими, что порождает
конфликты.
Класс делится на определенные
страты:
лидеры, «звезды», высокостатусные;
приближенные к лидерам,
среднестатусные,
аутсайдеры, не принятые,
низкостатусные.
Наиболее сложная ситуация у
Среднестатусных и низкостатусных
учащихся.
Среднестатусные – желание стать
лидером велико, но как добиться
такого положения, вырабатывает свои
способы. ( Они в 3 раза чаще используют
мнение взрослых в определении
ориентира поведения).
Низкостатусные не могут влиять на
сверстников, компенсируют это
тем, что ищут место и время для
удовлетворения потребности в
самоутверждении, а не только тем,
что они не могут участвовать в делах,
но они находят для себя более важные
дела, чем в школе.
«Классическая социометрия»
Термин «социометрия» означает измерение
межличностных отношений в группе.
Основоположником социометрии считается известный
американский психиатр и соц.психолог Дж. Морено. Еще в 30-е
годы он создал социометрию как удобную в практике методику для
изучения эмоциональных связей в группе.
Опрос
Анализ данных
Заполнение социометрической матрицы
Социометрический тест
Цель — диагностика эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий
между членами группы и решения следующих задач
Задачи:
измерение степени сплоченности – разобщенности в группе
выявление относительного авторитета членов группы по
признакам симпатий – антипатий (популярные, предпочитаемые и
т. д.)
обнаружение внутригрупповых сплоченных образований
Возраст — обследованию может подвергаться
любая группа лиц любого возраста, начиная от
дошкольного, имеющая
некоторый опыт взаимодействия и общения.
1.Если ты не знаешь, что тебе задано на дом, к кому из ребят класса ты
можешь обратиться за разъяснением домашнего задания?
2.Если ты занимаешься в кружке, в котором тебе очень интересно
заниматься, кого из ребят класса ты хотел бы видеть рядом с собой?
3.Представь себе, что у тебя есть право сформировать команду
космического корабля, отправляющегося на Марс. Подумай, кто из
ребят класса мог бы быть с тобой рядом в корабле.
Обработка данных и интерпретация результатов
Матрица: по вертикали – из списка фамилий группы, по горизонтали – их номера,
под которыми испытуемые обозначены в списке.
Среднее число полученных выборов одним испытуемым (К) вычисляется по
формуле:
K = Общее число сделанных выборов = 30 : 10 = 3
Общее количество испытуемых

Фамилия, имя, отчество
1
2
3
1
2
4
5
6
7
8
1
Александров Паша
2
Иванов Сергей
3
Петров Дима
2
4
Сарченко Сергей
2
5
Алферова Ира
6
Володина Галя
7
Ладзина Наташа
1
2
8
Ловшина Нина
1
3
2
9
Покровская Алла
2
1
3
10
Самойлова Таня
2
1
3
1
9
10
3
2
3
3
1
1
3
1
3
3
2
2
1
3
Кол-во выборов (М)
0
4
3
2
3
6
5
2
4
1
Кол-во взаимных выборов
0
3
2
2
3
3
3
1
3
0
В зависимости от количества полученных социометрических положительных
выборов можно классифицировать испытуемых на пять статусных групп:
Статусная группа
Количество полученных выборов
«Звезды»
В два раза больше, чем среднее число
полученных выборов одним испытуемым
«Предпочитаемые»
В полтора раза больше, чем среднее число
полученных выборов одним испытуемым
«Принятые»
Число примерно равно среднему числу
полученных выборов одним испытуемым
«Непринятые»
В полтора меньше, чем среднее число
полученных выборов одним испытуемым
«Отвергнутые»
Равно нулю или в два раза меньше, чем число
полученных выборов одним испытуемым
В соответствии с данными матрицы испытуемых можно отнести к
следующим группам:
•«Звезды» – Володина Г. ;
•«Предпочитаемые» – Ладзина Н.;
•«Принятые» – Иванов С, Петров Д., Сарченко С, Алферова И., Левшина Н.,
Покровская А.;
•«Непринятые» – нет;
•«Отвергнутые» – Александров П., Самойлова Т.

Фамилия, имя, отчество
1
2
3
1
2
4
5
6
7
8
1
Александров Паша
2
Иванов Сергей
3
Петров Дима
2
4
Сарченко Сергей
2
5
Алферова Ира
6
Володина Галя
7
Ладзина Наташа
1
2
8
Ловшина Нина
1
3
2
9
Покровская Алла
2
1
3
10
Самойлова Таня
2
1
3
1
9
10
3
2
3
3
1
1
3
1
3
3
2
2
1
3
Кол-во выборов (М)
0
4
3
2
3
6
5
2
4
1
Кол-во взаимных выборов
0
3
2
2
3
3
3
1
3
0
Одним из показателей благополучия складывающихся
отношений в коллективе является коэффициент
взаимности выборов.
Он показывает, насколько взаимны симпатии в
общности.
Вычисляется по
формуле:
KB =
Количество взаимных выборов
Общее число выборов
В нашем случае KB = (20 : 30) х 100% = 66,7%.
ИЛИ
выводы о благополучии взаимоотношений
классного коллектива:
Высокий уровень благополучия взаимоотношений фиксируется в
том случае, если в группе больше детей с первой и второй
статусной категорией.
Средний уровень фиксируется тогда, когда в двух первых и двух
последних группах число лиц примерно одинаково.
Низкий уровень отмечается при преобладании в группе лиц со
статусом (“оттеснённые”, “изолированные”).
ВАЖНО:
Нередко понятие социометрической “звезды” (“популярного“)
смешивается с понятием “лидера“.
“Популярность“ или “звездность” – показатели эмоциональной
притягательности человека, хорошего отношения к нему со
стороны товарищей.
Ребенок может стать социометрической “звездой”, потому что
красивый или даёт конфеты, а не в силу личностных качеств,
которые ценятся в человеке (честный, добрый и т. д.).
Лидерство же – это процесс реального главенствования одного
над другим, показатель влияния на сверстников. Поэтому
“лидером“ и “звездой” могут быть разные дети (им нужны
различные качества личности). Например, лидер должен
обладать организаторскими способностями, которые могут
отсутствовать у “звезды”.
ВАЖНО:
Именно СЕМЬЯ даёт или, наоборот, не даёт возможность
ребёнку развить свои лучшие навыки и быть успешным в
дальнейшей жизни.
И именно она первоначально должна обеспечить определенный
уровень развития, в том числе и интеллектуального, а также
привить навыки общения.
Лишь в семье могут вовремя
заметить и помочь ребёнку
которые у него возникли в коллективе,
обратившись к классному
руководителю, и , возможно,
к психологу.
Симптомы, по которым можно определить
наличие конфликта у ребёнка со сверстниками:
-С каждым днём ребёнок неохотнее идёт в школу и рад любой
возможности избежать этого похода, хотя раньше он с
удовольствием учился ( то же самое характерно и для дворовых
конфликтов).
-Ребёнка можно увидеть плачущим
без причины, хотя ранее этого не наблюдалось.
-Он не говорит об одноклассниках и своих уличных
друзьях.
-Возвращается после школы или прогулок во дворе подавленным
и мало говорит о своих приключениях за стенами дома.
-Не знает, у кого можно узнать уроки, или вообще отказывается с
кем-либо общаться.
-У ребёнка отсутствуют друзья, никто не приглашает его в
гости, и он никого не хочет звать к себе домой.
Рекомендации по результатам социометрии:
1. В первую очередь нужно наладить контакт со своим ребёнком.
Дети должны делиться своими переживаниями, в том числе и
плохими.
2. Стараться помогать ребёнку преодолевать
аффективность (вспыльчивость,
драчливость, обидчивость), которая
часто является причиной и, конечно,
следствием психологической изоляции.
3. Рекомендуется вырабатывать у ребёнка уверенность в себе,
отсутствие которой делает его слишком застенчивым.
Как? Помогать ребёнку определить сферу его интересов.
Действуя в той области, которая ему хорошо знакома, он
приобретает уверенность. А это основа лидерства!
Рекомендации по результатам социометрии:
4. Необходимо помогать достигнуть успеха в той деятельности,
от которой, прежде всего, зависит положение ребёнка (преодоление
неуспеваемости и т.д.)
5. Влиять на речевое поведение ребёнка.
Речь выполняет коммуникативную функцию . Так называемый
страх речи по существу является страхом перед партнером
общения, который, с точки зрения ребёнка, может отвергнуть его
из-за имеющегося дефекта.
6. Давайте возможность общаться
с одноклассниками и приятелями
во дворе дома и вне его.
Мероприятия по межличностному
взаимодействию
Коллективные дела.
Мероприятия всего класса.
Походы!!!
Совместные мероприятия с
другим классом.
Совместные
мероприятия
с родителями.
Простые истины
-Допускается право каждого (в том числе и взрослого) на ошибку,
оплошность, неудачу в деятельности и поведении.
-Ошибка исправляется и, исправленная, забывается.
-Оплошность прощается.
-В классе нет «хороших» и «плохих» детей.
-Все проходят через неудачи и удачи, успех и неуспех — такова
закономерность жизни. И в жизни ребёнка тоже.
-Дети учатся тому, что видят в своей жизни. Поведение родителей
определяет поведение детей.
-Зачастую проблемы – в поведении наших детей,
их трудности – в нас самих.
ПРИТЧА
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более
100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она
целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы
скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но
дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в
той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни,
Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки
страны. И он решил проверить, правду ли
молвят люди.
Прибыл он в село, и душа его возрадовалась:
кругом чистота, красота, достаток и мир.
Хорошо детям, спокойно старикам.
Удивился владыка. Решил узнать, как жители села
добились такого лада, пришел к главе семьи:
-Расскажи, как ты добиваешься такого согласия и мира в
твоей семье? Тот взял лист бумаги и стал что-то писать
писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем
передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать
каракули старика. Разобрал с трудом и удивился.
Три слова были
начертаны на бумаге:
Любовь
Прощение
Терпение
И в конце листа: сто раз «любовь», сто раз «прощение»,
сто раз «терпение». Прочёл владыка и спросил:
— И всё?
— Да, — ответил старик, — это и есть основа жизни всякой
хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
— И мира тоже.

Образовательная робототехника и социальные отношения в классе

Реферат

В конструкционистской среде робототехника увлекательно обучает традиционным концепциям, применяя их к неотложным задачам реального мира. Образовательная робототехника может помочь учащимся развить социальные навыки, такие как работа в команде, и улучшить их отношения друг с другом. Исследователи в различных дисциплинах посвятили много усилий изучению этого измерения. Одним из инструментов, который может быть полезен для изучения реляционного измерения этих действий, является социограмма. В тематическом исследовании, описанном в этой статье, представлены результаты опыта, в ходе которого ученики четвертого класса в начальной школе Анконы (Италия) познакомили учащихся четвертого класса с робототехникой, кодированием и мастерством. Анкета и социограмма были предложены студентам во время учебных мероприятий, до и после проекта. Результаты подчеркивают некоторые улучшения в отношениях между учащимися, но необходимы дополнительные исследования процесса описания отношений между учащимися и их развития в проекте с использованием инновационных методологий и технологий.

Ключевые слова

  • Образовательная робототехника
  • Социограмма
  • Анализ социальных сетей
  • STEM
  • Конструктивизм
  • Программирование
  • 9 Мастерство

    4 Скачать документ конференции в формате PDF

    1 Введение

    Способность учащихся к обучению неразрывно связана с классной средой. Для развития и освоения новых навыков учащиеся должны чувствовать себя в безопасности и получать поддержку. Образовательная робототехника (ER) привносит в класс новые инструменты и методологии для приобретения технологических, социальных и междисциплинарных навыков и компетенций [1,2,3,4,5,6,7,8,9].,10,11,12]. Во время занятий по скорой помощи студенты обычно работают в небольших группах, что побуждает их к сотрудничеству. Это помогает учащимся, которые находятся в изоляции, улучшить свои социальные отношения. Социометрические тесты, разработанные Морено [13,14,15], могут помочь учителям изучить структуру и взаимодействие группы и получить ценные данные о социальных отношениях в классе. Социометрические тесты могут помочь сфокусировать внимание учителя на учениках, которые могут не чувствовать связи и нуждаться в дополнительном внимании, и это помогает создать благоприятную учебную среду.

    Социометрия применялась в образовательных исследованиях во многих контекстах. Изучение этого подхода в деятельности ER довольно редко, но можно найти один пример [10].

    Целью данной работы является изучение пригодности этого подхода для понимания взаимодействия в классе.

    2 Материалы и методы

    2.1 Участники и процедура

    В начале 2018 года два класса начальной школы (МСКО 1, 4 класс) в Италии участвовали в проекте, в рамках которого образовательная робототехника была внедрена в класс. Мероприятия проводились внешним педагогом и получали поддержку от штатных учителей классов. Согласие на участие дали 26 студентов группы А и 22 студента группы Б. Студенты были вовлечены в мероприятия, связанные с вопросами экологии, такие как раздельный сбор мусора и охрана лесов. Во-первых, они исследовали экологические проблемы; затем они написали о них рассказы и провели мозговой штурм, чтобы выбрать элементы и идеи для создания сказки, придуманной всем классом. После этого предварительного этапа учащиеся собирали и программировали роботов в течение четырех уроков (по два часа на урок) с использованием Scratch и Lego WeDo 1. Они были разделены на группы по три или четыре человека и были ознакомлены с предметами робототехники (механическая структура робота, отличие между роботами и машинами, датчиками и двигателями) и программированием (только последовательные инструкции). В конце краткого курса они смогли подумать о том, чтобы инсценировать рассказ об экологических проблемах с помощью роботов. Третий этап проекта был посвящен созданию сценического фона для истории путем переделки и использования отходов. Последняя фаза проекта заключалась в том, чтобы поделиться артефактами, историей и своей работой с родителями и другими друзьями. Во время школьного фестиваля две группы продемонстрировали свой опыт, представив свои истории, короткие видеоролики и фотографии с семинаров.

    2.2 Методология

    Студентам было предложено заполнить анкету и пройти социометрический тест в начале (BL) и конце (PT) проекта. Анкета заполнялась на бумаге, а вопросы были на итальянском языке: три вопроса касались отношений с инструктором и используемых методологий, два вопроса касались сборки и программирования робота, два вопроса касались их интереса к этому виду деятельности в будущем. , а два — о развлечениях или сотрудничестве со своими компаньонами.

    Социометрический тест состоял из четырех вопросов:

    • Напишите имена и фамилии одноклассников, которых вы хотели бы видеть в качестве сокурсников по конкретному школьному предмету. Вы можете написать столько имен, сколько захотите.

    • Напишите имена и фамилии тех одноклассников, которых вы не хотели бы видеть в качестве сокурсников по конкретному школьному предмету. Вы можете написать столько имен, сколько захотите.

    • Напишите имена и фамилии тех одноклассников, которых вы хотели бы видеть в качестве товарищей по играм. Вы можете написать столько имен, сколько захотите.

    • Напишите имена и фамилии тех одноклассников, которых вы не хотели бы видеть в качестве товарищей по играм. Вы можете написать столько имен, сколько захотите.

    Социометрический тест — это метод, используемый для описания межличностных отношений внутри группы и определения социального статуса каждого члена. Он в основном фокусируется на аффективно-реляционной перспективе (игра) и на перспективе группы, работающей над достижением общей цели (учеба).

    Полученная социограмма представляет членов группы в виде узлов, а их отношения — в виде ребер. Если между двумя узлами нет связи, ребро на графике не отображается. Для изучения данных социометрического теста строится матрица (матрица смежности) путем замены ее элементов вариантами выбора (значение 1), отказами (значение -1) или отсутствием выбора или отклонением (значение 0).

    Анкета и социометрический тест были разработаны опытным педагогом и психологом.

    Чтобы проверить, меняется ли структура социальной сети с течением времени, мы проанализировали социометрические данные BL и PT и сосредоточились на плотности, средней степени входа и средней степени выхода сети. Плотность сети — это отношение количества звеньев к количеству возможных звеньев; он представляет связность сети. Плотность связана с расстоянием, а расстояние может отражать роль учащегося в сети. Средняя степень вхождения и средняя степень исхода — это меры степени центральности, подходящие для направленных сетей, подобных тем, которые мы получили в результате социометрического теста.

    Социометрический тест оценивал учащихся по двум направлениям: игра и учеба. Для каждой области студенты могли записать столько имен, сколько хотели, как «выбор» (люди, с которыми они хотели играть или учиться) или как «отказ» (люди, с которыми они не хотели играть или учиться). Парные t-тесты средней степени входа и средней степени исхода в BL и PT были выполнены для проверки значимости различий между двумя парными выборками. Переход от BL к PT оценивали с помощью знакового рангового теста Уилкоксона.

    3 Результаты

    Средние значения и результаты знакового рангового теста Уилкоксона для двух парных групп данных для групп A и B показаны в таблице 1. В частности, результаты ответов на вопросы 4 (весело с одноклассниками) и 5 ​​(хорошо 1. Результаты обработки социометрических данных приведены в табл. 2. 4 (Q4) для групп A и B до начала действий (BL) и после окончания действий (PT)

    Увеличенное изображение

    Таблица 2 Результаты анализа социометрических данных

    Увеличенная таблица

    Значительное изменение интереса к семинару по робототехнике было обнаружено (вопрос 6) в обеих группах участников. По вопросам 4 и 5 не было обнаружено значимых результатов, но мы можем качественно заметить, что баллы, как правило, ниже для PT. Эта негативная тенденция, по-видимому, подтверждается социометрическим анализом.

    Результаты в таблице 2 показывают, что проект каким-то образом расширил выбор каждого учащегося в «игровой» области. Никаких значимых результатов не было обнаружено ни в одной из групп для «исследования». Плотность сети не проверялась на значимость, но она увеличивалась от BL до PT в обеих группах как для выбора, так и для отказа.

    4 Заключение и дальнейшая работа

    В целом проект показал высокий уровень удовлетворенности участвующих групп (Таблица 1). Примечательно, что значительно возрос интерес студентов (вопрос 6). Этот результат свидетельствует о том, что короткие семинары эффективны для повышения интереса к предметам STEM. Ответы на вопросы 4 и 5 показали убывающую или стабильную тенденцию между BL и PT.

    Наоборот, социометрические данные в области игры показали значительное увеличение среднего числа вариантов выбора. При этом, хотя и не существенно, такая же тенденция прослеживается и в областях изучения и отбраковки (см. табл. 2). Это захватывающий результат, который требует дальнейшего изучения, чтобы раскрыть лежащие в его основе переменные (например, личные или групповые переменные).

    Общая картина этих двух классов заключалась в том, что в группе А было больше популярных учеников (тех, кто получил больше вариантов выбора, чем другие) и больше отвергнутых учеников (тех, кто получил больше отказов, чем другие), чем в группе В. Плотность сеть не проверялась на значимость, но она показала интересную тенденцию: она увеличилась от BL до PT, показывая, что больше отношений вырастает из совместной среды деятельности ER. Этот результат не является непредвиденным, так как в некоторой соответствующей литературе утверждается способность ER стимулировать социальные навыки [1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9].,10,11,12].

    Тем не менее, настоящее исследование и другие исследования, подобные ему [10], показывают, что необходимо ответить на большее количество вопросов, связанных с методологическими основаниями исследования и изучением социальных отношений внутри исследовательской группы. У части студентов фактически не улучшился их статус после занятий ER, как в [10]. Этот вопрос следует тщательно изучить, возможно, включив в исследование ряд фоновых переменных, таких как пол, раса или социально-экономический статус. Кроме того, такие переменные, как продолжительность деятельности или способ формирования групп для конкретной деятельности, могут влиять на создание социальных отношений и, таким образом, заслуживают большего внимания в будущих исследованиях.

    Ссылки

    1. Бенитти, Ф.Б.В.: Изучение образовательного потенциала робототехники в школах: систематический обзор. вычисл. Образовательный 58 (3), 978–988 (2012)

      CrossRef Google ученый

    2. Мубин О., Стивенс С.Дж., Шахид С., Аль Махмуд А., Донг Дж.Дж.: Обзор применимости роботов в образовании. Дж. Технол. Образовательный Узнать 1 (209–0015), 13 (2013)

      Google ученый

    3. «>

      Чезаретти, Л., Сторти, М., Мацциери, Э., Скрепанти, Л., Паэсани, А., Принципи, П., Скарадоцци, Д.: Инновационный подход к программе обмена школьной работой с образовательными робототехника. Mondo Digitale

      16 (72), 2017–2025 (2017)

      Google ученый

    4. Кандльхофер, М., Штайнбауэр, Г.: Оценка влияния образовательной робототехники на технические и социальные навыки учащихся и отношение к науке. Робот. Автон. Сист. 75 , 679–685 (2016)

      CrossRef Google ученый

    5. Скарадоцци, Д., Скрепанти, Л., Чезаретти, Л.: К определению образовательной робототехники: классификация инструментов, опыта и оценок. В: Интеллектуальное обучение с помощью образовательной робототехники, стр. 63–92. Спрингер, Чам (2019)

      Google ученый

    6. Скарадоцци, Д. , Чезаретти, Л., Скрепанти, Л., Коста, Д., Зингаретти, С., Вальцано, М.: Инновационные инструменты для обучения морской робототехнике, IoT и стратегиям управления, начиная с начальной школы. В: Интеллектуальное обучение с помощью образовательной робототехники, стр. 19.9–227. Спрингер, Чам (2019)

      Google ученый

    7. Screpanti, L., Cesaretti, L., Marchetti, L., Baione, A., Natalucci, I.N., Scaradozzi, D.: Образовательная робототехника для продвижения гендерного равенства в STEM-образовании. В: Материалы Международной конференции по информационным и коммуникационным технологиям в образовании (ICICTE 2018), Ханья, Греция

      Google ученый

    8. Скарадоцци Д., Скрепанти Л., Чезаретти Л., Мацциери Э., Сторти М., Брандони М., Лонги А.: Переосмыслите Лорето: мы строим наш умный город!» Образовательный опыт для внедрения концепции умного города с образовательной робототехникой.

      В: 9-я ежегодная международная конференция по образованию, исследованиям и инновациям (ICERI 2016), Севилья, Испания (2016)

      Google ученый

    9. Скарадоцци, Д., Скрепанти, Л., Чезаретти, Л., Сторти, М., Мацциери, Э.: Методологии внедрения и оценки курсов подготовки учителей для деятельности STEM. Технол. Знай. Учиться. 24 (2), 247–268 (2019)

      CrossRef Google ученый

    10. Truglio, F., Marocco, D., Miglino, O., Ponticorvo, M., Rubinacci, F.: Образовательная робототехника для поддержки социальных отношений в школе. В: Международная конференция по робототехнике и образованию RiE 2017, стр. 168–174. Спрингер, Чам (2018, апрель)

      Google ученый

    11. Скарадоцци, Д., Пахла, П., Скрепанти, Л., Коста, Д., Берзано, М., Валцано, М.: Инновационные роботизированные инструменты для обучения STREM на раннем этапе обучения. Материалы 10-й ежегодной Международной конференции по технологиям, образованию и развитию, INTED (2016)

      Google ученый

    12. Скарадоцци, Д., Сорби, Л., Педале, А., Валцано, М., Верджине, К.: Преподавание робототехники в начальной школе: инновационный подход. Procedia Soc. Поведение науч. 174 , 3838–3846 (2015)

      CrossRef Google ученый

    13. Морено, Дж. Л.: Социограмма и социоматрица. Социометрия 9 , 348–349 (1946)

      CrossRef Google ученый

    14. Морено, Дж. Л. (редактор): Экспериментальный метод социометрии и наука об обществе. Маяк Хаус, Нью-Йорк (1951)

      Google ученый

    15. Морено, Дж. Л. (ред.): Социометрия и наука о человеке. Бикон Хаус, Нью-Йорк (1956)

      Google ученый

    Ссылки на скачивание

    Информация об авторе

    Авторы и организации

    1. Università Politecnica Delle Marche, Ancona, Italy

      Laura Screpanti, Lorenzo Cesaretti & David Scaradozzi

    2. TALENT Srl, Osimo, Italy

      Lorenzo Cesaretti & Michele Storti

    3. LSIS, CNRS, UMR 7296, Марсель, Франция

      David Scaradozzi

    Авторы

    1. Laura Screpanti

      Посмотреть публикации автора

      Вы также можете искать этого автора в PubMed Google Академия

    2. Lorenzo Cesaretti

      Посмотреть публикации автора

      Вы также можете искать этого автора в PubMed Google Scholar

    3. Michele Storti

      Просмотр публикаций автора

      Вы также можете искать этого автора в PubMed Google Scholar

    4. David Scaradozzi

      Просмотр публикаций автора

      Вы также можете искать этого автора в PubMed Google Scholar

    Автор, ответственный за переписку

    Лаура Скрепанти.

    Editor information

    Editors and Affiliations

    1. Dipartimento di Ingegneria dell’Informazione (DII), Università Politecnica delle Marche, Ancona, Italy

      Dr. David Scaradozzi

    2. Istituto Nazionale di Documentazione, Innovazione e Ricerca Educativa (Индире), Флоренция, Италия

      Лоренцо Гуасти

    3. Национальный институт документации, Innovazione e Ricerca Educativa (Indire), Флоренция, Италия

      Dr. Margherita Di Stasio

    4. Национальный институт документации, Innovazione e Ricerca Educativa (Indire), Флоренция, Италия

      5

    5. Отдел инженерной информации (DII), Политехнический университет делле Марке, Анкона, Италия

      Проф. Андреа Монтериу

    6. Педагогический колледж, Колумбийский университет, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США

      Д-р Пауло Бликштейн

    Права и разрешения

    Открытый доступ Эта глава лицензирована в соответствии с условиями международной лицензии Creative Commons Attribution 4. 0 (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/) , который разрешает использование, совместное использование, адаптацию, распространение и воспроизведение на любом носителе или в любом формате, при условии, что вы укажете автора(ов) оригинала и источник, предоставите ссылку на лицензию Creative Commons и укажите, были ли внесены изменения .

    Изображения или другие сторонние материалы в этой главе включены в лицензию Creative Commons главы, если иное не указано в кредитной строке материала. Если материал не включен в лицензию Creative Commons главы, а предполагаемое использование вами не разрешено законом или выходит за рамки разрешенного использования, вам необходимо получить разрешение непосредственно от владельца авторских прав.

    Перепечатка и разрешения

    Информация об авторских правах

    © 2021 Автор(ы)

    Об этой статье

    Социометрические показатели старшеклассников и их взаимосвязь с выбранными переменными семейной жизни

    %PDF-1.

Добавить комментарий