Взаимоотношения в семье детей и родителей: Взаимоотношения между родителями и детьми в семье
Содержание
Взаимоотношения между родителями и детьми в семье
Библиографическое описание:
Взаимоотношения между родителями и детьми в семье / Н. Ф. Абраменкова, В. А. Асланиди, М. В. Лукина [и др.]. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 186-189. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13334/ (дата обращения: 22.05.2023).
С момента появления малыша на свет начинаетсяразвитие взаимоотношений между родителями и ребёнком. С маленькими детьми обычно отношения складываются легко. Ребёнок очень сильно зависит от мамы, она всегда заботиться о нем. Между ними теплая и прочная связь. Родители и дети связаны ежедневным и частым общением друг с другом. Такие контакты способствуют развитию доверия, душевного единения, согласованности действий и стремлений в жизни. В основе отношений лежат чувства родительской любви и заботы, чувства материнства и отцовства и привязанности детей к родителям. Чтобы никогда не потерять доверие и теплые чувства друг к другу, родители должны поддерживать ребёнка во всех возникающих у него сложностях и трудностях. Но часто этого и не происходит. Взрослому очень непросто, находясь дома, отрешиться от своих проблем и переключить своё внимание на ребенка. Отсюда непонимание, появление у ребёнка чувства обиды, неудовлетворенность своими взаимоотношениями с родителями. Нежная и хрупкая душа ребенка требует к себе особого бережного отношения, а самое главное, он каждую минуту должен видеть, осознавать, чувствовать, что его любят таким, каков он есть. По мнению российского психолога Ю. Б. Гиппенрейтер, ребенок должен чаще слышать слова: «Как хорошо, что ты есть на свете!», «Мы так рады видеть тебя!».
Малыш должен быть уверен, что он очень нужен в этом мире. Ему необходимо знать, что бы рядом всегда были любящие и понимающие взрослые.
Мир взрослого и мир ребёнка — две вселенные, но в семье эти два мира должны не просто существовать, а взаимодействовать друг с другом. «Дети — это мира нежные загадки и в самих загадках кроется ответ…» эти строки М. Цветаевой имеют глубокий смысл. Люди всегда рады видеть маленьких детей. Их появление вызывает множество улыбок и внимания. Дети являются сильным источником счастья. Но ребёнок является величайшей загадкой, он не похож на взрослых, так как мыслит, чувствует, воспринимает окружающее не так как они. Взрослым необходимо знать и понимать это.
К сожалению, в последние годы происходит подмена истинных ценностей ложными, искажение морали — всё больше отделяет общество от того высокого и вечного, на чем всегда держалась жизнь. Согласно концепции гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс и другие) стремление человека к защищенности является одной из важных жизненных потребностей. Защита прав и интересов детей в России отражена в Конституции РФ, федеральных законах «Об образовании РФ» и «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», в Указе № 701 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы».
Первичным институтом защиты ребенка выступает семья. Только вместе с семьей можно решить великую задачу — воспитать достойного, успешного, здорового духовно и физически человека.
Для ребенка семья — основная среда обитания, развития и психологического становления. Именно в семье, в период раннего детства ребенок учится познавать мир, постигает основные механизмы познания, основы взаимоотношений между людьми. Именно в детстве закладываются основные навыки и умения, психологические качества характера человека, которые он лишь развивает в течение всей последующей жизни. Институт семьи крайне важен для ребенка, так как период детства характеризуется частичной изоляцией от общества. Родители для ребенка являются основным источником постижения человеческих отношений (взаимоотношений родителей и детей, отношений родителей и старшего поколения). На становление личности ребенка влияют не только отношения родителей к самому ребенку, но также и отношения родителей между собой. Так, если ребенок получает достаточно внимания от отца и матери, оба родителя принимают одинаково активное участие в его воспитании, ребенок окружен заботой и любовью.
Но бывает, что между самими родителями возникают напряженные отношения, то такая ситуация найдет свое отражение в дальнейшей жизни ребенка. Атмосфера семьи может оказать влияние на личностное становление (психологические проблемы, внутренние противоречия, комплексы, страхи), на становление его отношений в социуме (тяготение к одиночеству во избежание проблем взаимоотношений). Можно утверждать, что нездоровая семейная атмосфера, сложные взаимоотношения родителей и детей найдут свое отражение в будущей жизни ребенка. Ошибочно думать, что ребенок не воспринимает отношения взрослых, что ему не дано понять большинства проблем взрослой жизни. Как правило, ребенок больше восприимчив не к ситуациям, конфликтам, предметам, обстоятельствам, а к эмоциональному фону, сопровождающему ту или иную ситуацию его жизни. Следует понять, что ребенок является своего рода подражателем, основы его характера, поведения, отношения к людям он перенимает у своих родителей, притом начиная постигать азы отношений с младенчества (тон голоса в разговоре с теми или иными членами семьи, четкие модели поведения в определенных ситуациях).
В итоге, к сознательному возрасту, когда ребенок проявляет первые личностные черты, родители сталкиваются ни с чем иным, как с проявлением собственных черт характера, манер и стилей поведения.
Взаимоотношения родителей и детей во многом определяются внешними факторами, к которым относятся материальное благополучие, жилищные условия, социальный статус семьи. К внутренним факторам, определяющим взаимоотношения между родителями и детьми, относятся культура и воспитание родителей, духовность и нравственность, осознание духовной ценности семьи, брака, отношений между близкими. Взаимоотношения родителей и детей во многом определяются образом жизни семьи, благополучием и достатком, чувством спокойствия и уверенности, защищенности каждого члена семьи, его желанием поддерживать и развивать семью. Современные мамы и папы стараются дать ребёнку то, что сделает его обеспеченным, защищенным, предоставит ему преимущество перед другими. И очень мало заботятся о внутреннем мире ребенка. Беседы с детьми об их времяпрепровождении дома показали, что дети предоставлены сами себе.
Конечно, родители наблюдают за ними со стороны, но в своих действиях дети одиноки. Чаще всего ребёнку даётся планшет, раскраски, множество игрушек. Но это быстро надоедает, и дети всеми способами стараются привлечь внимание, так как им необходимо общение с родителями. Родители же не всегда стремятся понять мотивы поступков ребенка, поддержать его интересы, способности. Проанализировав свои наблюдения за взаимоотношениями родителей и детей, мы пришли к выводу, что родители не обладают знаниями теоретических основ воспитания самостоятельности у ребенка, не знают эффективных методов воспитания самостоятельности у ребенка в семье, не придают значения созданию благоприятной среды для проявлений самостоятельности ребенка, не уделяют внимание появлению у ребенка эмоционального предвосхищения результатов деятельности. Родители не умеют строить взаимоотношения с ребенком, часто оценивают деятельность ребенка неадекватно, не поддерживают его самооценку, с трудом определяют эмоциональное состояние ребенка, часто выбирают неадекватные способы общения с ним, не умеют устанавливать партнерские взаимоотношения с ребенком.
Определив степень трудности во взаимоотношениях родителей и детей, мы решили оказать родителям помощь в правильном построении отношений с своими детьми. Были проведены мастер — классы для совместного досуга родителей и детей. Очень понравились родителям памятки по проведению партнёрских и подвижных игр. С помощью психолога, провели ряд лекций, бесед о необходимости изменения отношений с детьми.
До родителей доводилось понимание, что у детей свои взгляды на жизнь, что они что-то говорят, часто непонятное. Это всё нужно оценивать и серьёзно воспринимать. Если ребёнок сказал что-то глупое, то не нужно смеяться или ругаться. Наоборот, нужно осмыслить это, и, если необходимо, попытаться направить его в нужное русло. Нельзя смеяться над ребёнком или не слушать его. Когда ребёнок видит, что его выслушивают и пытаются понять, то он начинает раскрываться, потому что видит, что его принимают таким, какой он есть. Такие отношения между родителями и детьми — начало правильного воспитания.
Если родители так обращаются с ребёнком, то он начинает чувствовать защиту, и в трудную минуту он будет обращаться к родителям. Такое поведение родителей является началом уважения к детям. Когда ребёнок видит, что родители его полностью понимают, то он не будет бояться подходить и задавать вопрос. В такой момент родителям необходимо отложить все свои дела и ответить на поставленный вопрос. Если родители выслушивают ребёнка, отвечают на вопросы, то у них появляется возможность стать для ребёнка старшим или наставником, к которому всегда можно обратиться и выслушать мудрый совет. Необходимо делиться своим жизненным опытом и накопленными знаниями, чтобы ребенку было легче справляться с проблемами. Не следует указывать ребенку как именно нужно поступать в различных ситуациях, достаточно просто интересоваться и принимать участие в жизни ребенка, чтобы он учился самостоятельно преодолевать трудности и получал собственный жизненный опыт. Рекомендовано чаще обнимать своего любимого ребенка. В объятиях он чувствует любовь и защиту.
Детям такого возраста нужны тактильные контакты.
Исследования детских психологов показывают, что востребованность в объятиях у малышей в день — не менее восьми. Ребенка нужно хвалить. Чем чаще, тем лучше. Лесть и фанатизм в этом деле будут лишними — ребенок сразу почувствует фальшивые нотки. В теории воспитания и обучения детей данной возрастной категории считается, что похвала повышает самооценку, а также мотивирует детей на добрые дела и самосовершенствование. Малыши-дошкольники должны расти оптимистами. Детей нужно научить воспринимать окружающий мир позитивно, поскольку мир к позитивным людям относится благосклонно. Любая, даже неприятная ситуация, должна становиться уроком, давать жизненный опыт. Взрослым нужно обязательно интересоваться жизнью ребенка, расспрашивать его о жизни вне дома, о взаимоотношениях со сверстниками. Ребёнок с самого раннего возраста должен научиться доверять родителям. Положительным моментом такого общения является обучение ребенка разговорной речи и умению вести диалог. С детьми нужно много говорить. Любое образование начинается со слов. Он должен научиться слышать взрослого, уметь высказать свои проблемы. Детям следует прививать чувство ответственности. В силу своего возраста он не всегда понимает, что значит отвечать за свои поступки, за порученное дело. Научите его этому в семье. Как учить? Только своим собственным примером. Пусть малыш отвечает за уборку своих вещей, пусть учится ухаживать за домашними питомцами. Подрастая, он будет знать, что в жизни любому человеку приходится за что-либо нести ответственность за других людей, за свои дела и поступки.
Необходимо развивать у ребенка стремление к изучению нового, удовлетворять и поощрять его стремление к знаниям. Пусть ребенок играет в разные полезные игры развивающего характера, смотрит энциклопедии, читайте ему интересные книги, стимулируйте тягу к познанию нового. «Действительное понимание общественного опыта возможно лишь при условии включения ребёнка в проблемные ситуации, где он сам действует как субъект, сам видит вопросы и проблемы, над которыми трудились другие люди и трудятся современники и сам включается в процесс решения, в общий поток творческих поисков и усилий. Без такой самостоятельной включенности ребёнка в творчество не может быть истинного понимания или адекватного усвоения никаких фрагментов человеческой культуры, как созидаемой и воспроизводимой непрерывно процессом предметной деятельности людей» — к такому выводу приходит Н. П. Батищева. (1905 год).
Самое главное — любите своего ребенка, каким бы он не был. Любите его капризного и хандрящего. Не провоцируйте и не шантажируйте малыша любовью. От этого у детей начинают развиваться комплексы и возникает страх лишиться маминой любви. Мы все в ответе за детей, которых воспитываем собственными поступками, своими взглядами на мир. И великое счастье для ребёнка — идти по жизни с добрым и мудрым человеком, будь то мама, папа или хороший педагог — которые помогут быть малышу тем, как предназначено ему стать с момента рождения. Ведь каждый ребёнок имеет право быть счастливым сегодня, завтра, а не в будущем далеком. И задача педагогов социально педагогического отдела — оказание помощи родителям в создании в семье доверительных отношений и взаимопонимании.
2. Минина А. В. Структура и содержание педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста / Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. Ростов-на-Дону: ИПО ЮФУ. 2013. № 2 (28). С. 93–98.
3. Sergeiyurev.com — блог о саморазвитии, духовной психологии и творчестве.
Основные термины(генерируются автоматически): ребенок, родитель, взаимоотношение родителей, отношение, отношение родителей, семья, жизненный опыт, жизнь ребенка, интерес детей, член семьи.
Взаимоотношениеродителей и детей в семье…
ребенок, родитель, взаимоотношениеродителей, семья, отношениеродителей, отношение, интересдетей, жизньребенка, жизненныйопыт, членсемьи. Семейные отношения и их влияние на формирование личности…
Родители, дети, педагоги: взаимопонимание и взаимодействие. ребенок, родитель, семья, семья учащихся, школа, педагог, учебно-воспитательный процесс, семейное воспитание. Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка.
Взаимоотношениеродителей и детей в семье… ребенок, современная семья, родитель, семья, отношение, отношениеребенка, воспитание детей, Адлер, семейное воспитание, становление личности.
Взаимоотношения между родителями и детьми в семье. ребенок, родитель, взаимоотношениеродителей, семья, отношениеродителей, отношение, интересдетей, жизньребенка, жизненныйопыт, членсемьи.
Психология отношений между детьми и родителями
Семейные отношения играют определяющую роль в жизни любого ребенка. Модель поведения, заложенная в детстве, даже если она деструктивная, потом проявляется во многих аспектах. Родители — это люди, которые оказывают максимальное влияние на детей и подростков. Поэтому их основной задачей является формирование гармоничных, хороших отношений, с минимумом конфликтов и ссор.
Что такое семья и родительские отношения
Семьей называют социальную группу, которая оказывает огромное психологическое влияние на человека в течении всей его жизни и способствует формированию наиболее важных ценностей.
В семье взрослые и дети имеют определенные роли и очень тесно взаимодействуют друг с другом в течение долгого времени. Это во многом определяет психологическое, физиологическое, моральное состояние ребенка.
Абсолютно нормально и понятно желание семейной пары, которые готовятся стать родителями, дать малышу только самое лучшее. Но мать и отец должны понимать, что при воспитании они во многом будут повторять модель взаимоотношений, которая была в их семьях.
Психологические особенности отношений между детьми и родителями включают в себя:
Взаимное доверие. Отсутствие сомнений друг в друге обеспечивает спокойствие в семье. Появление подозрений ведет к потере доверия и становится в будущем основной причиной одиночества человека во взрослой жизни. Причем большинство не осознает, что корни проблемы именно в их семейных отношениях в детстве.
Рациональнаяоценка. Родители должны давать ребенку достаточно внимания адекватно оценивать его личные и профессиональные успехи. Нужно принимать участие в жизни ребенка, высказывать ему свое одобрение, сочувствие, где-то подсказывать. Только совместными усилиями можно добиться результата.
Поддержка и сочувствие. Важнейший пункт взаимодействия в семье. Если родители проявляют данные чувства, то ребенок в их обществе чувствует себя спокойно.
Адекватные требования. С детства ребенок должен четко понимать свои обязанности и выполнять их. В семьях, где распределения обязанностей нет, дети часто испытывают сильный психологический дискомфорт. Они пытаются порадовать родителей, но не знают, как это сделать, так как не понимают своего места в семейной иерархии.
Ребенку необходима постоянная оценка его действий родителями, их поддержка, внимание, чтобы понять, что он все делает правильно. Если реакция со стороны родителей отсутствует, то это приводит к развитию неуверенности, снижению самооценки. В результате ребенок часто пытается найти понимание вне семейных взаимоотношений, часто может быть опасно.
Взрослые люди должны четко осознавать, что их взаимоотношения в семье являются примером для ребенка. Основы характера малыша закладываются до семи лет. После этого что-то изменить в лучшую сторону можно будет только при помощи работы с психологами. А это требует много сил, времени, энергии.
Психология отношений детей и родителей включает в себя следующие важные пункты:
общение;
совместная деятельность;
влияние родителей на формирование характера ребенка;
влияние ребенка на отношения между отцом и матерью.
Отношения внутри семьи бывают благополучными, когда все уважают и доверяют друг другу, при принятии важных решений учитывают мнение всех членов семьи. Но бывает и противоположный вариант, когда в семье нет понимания, доверия, взаимоуважения.
Есть несколько типов взаимоотношений внутри семьи:
взаимовыгодное сотрудничество, с учетом интересов всех членов семьи;
соперничество, когда каждый старается стать лидером семьи и реализовать свои потребности даже путем ущемления интересов остальных членов;
союз — все люди, входящие в ячейку, имеют свои выгоды;
конфронтация — стремление стать главным, даже если это грозит существенным ущербом другим членам семьи;
антагонизм — полное неприятие желаний и мнений друг друга, независимо от семейного статуса.
Первым научным направлением, которое стало подробно изучать детско-родительские отношения и выяснять их влияние на процесс воспитания и формирования характера человека, стал психоанализ. В результате изучения были сформированы воспитательные позиции родителей, которые оказывают наибольшее влияние на характер ребенка и его эмоциональный фон:
1. Оптимальныепозиции. Родители относятся к ребенку адекватно, четко видят его потребности, способны принять и понять возрастные изменения, вовремя перестроить свое поведение, чтобы найти подход к ребенку на любых стадиях его развития и взросления.
2. Неоптимальные. Родители ведут себя негибко, прямолинейно. Их поведение всегда неизменно, хотя ребенок растет, его потребности становятся другими, да и окружающая обстановка постоянно меняется. Неумение разглядеть эти изменения, неправильная оценка психологического состояния ребенка, неумение предугадать его действия и сыграть на опережение могут отрицательно сказаться на взаимоотношениях внутри семьи.
Необходимо понимать, что данные модели отношений при желании могут быть скорректированы. Но это большой и долгий труд, который требует помощи специалистов.
Типы семейных отношений
Психологи выделяют следующие типов семейных отношений:
1. Социально—биологические. Это гигиена, рождаемость, забота детей и родителей друг о друге.
2. Правовые. Включают вопросы отношений между родителями, а также вопросы наследования и усыновления.
3. Хозяйственно-экономические. Заработок денег, формирование бюджета семьи, забота о малышах и пожилых людях.
4. Нравственные. Воспитание детей, формирование моральных ценностей каждого члена семьи.
5. Педагогические. Родители воспитывают ребенка и когда он вырастает передают педагогическую функцию ему, чтобы он воспитывал своих детей.
6. Психологические. Эмоции и взаимоотношения внутри семьи между всеми ее членами. Чтобы общение и отношения были здоровыми семья должна поддерживать друг друга во всех начинаниях.
Способы воспитания детей в семье
Способ воспитания ребенка в семье определяется такими факторами, как опыт, возраст и взаимоотношения между родителями, социально-экономическое положение семьи, традиционность жизненных взглядов родителей. Свои классификации отношений были предложены многими психологами.
Наибольшей популярностью на сегодняшний день пользуется классификация психологии отношений между детьми и родителями, согласно которой выделяют следующие типы воспитания детей:
1. Демократический. Родители тепло относятся к ребенку, практически не ограничивают и не контролируют его. Взрослые всегда открыты для общения на равных, ребенку дается полная свобода и к нему проявляется безусловная любовь.
2. Авторитарный. Родители относятся к ребенку холодно и жестко контролируют его. Доверительного отношения данный стиль не предполагает. Ребенок должен четко соблюдать все правила, установленные родителями.
3. Гипоопека. Родители заняты своими делами и не обращают на детей никакого внимания. Если ребенку что-то нужно, то его просьба просто игнорируется. Дети в таких семьях растут сами по себе, им не с кем обсудить проблемы, что приводит к одиночеству. Не получая поддержки от семьи, ребенок начинает искать ее на стороне. Бывает, что родители в какой-то момент осознают свои ошибки и пытаются наверстать упущенное, но, к сожалению, уже поздно. Ребенок отдалился от семьи и не хочет делиться с ними своими достижениями.
4. Гиперопека. Ребенок получает от родителей все, что захочет. Он никогда на получает отказа. В результате человек привыкает во всем полагаться на семью, зная, что в случае чего ему помогут. Это приводит к несамостоятельности, неспособности принимать решения. Если с ребенком что-то происходит, то родители начинают еще сильнее опекать его и контролировать. Со временем ситуация только усугубляется. Родители выбирают ребенку друзей, компанию для прогулок и так далее.
5. Жесткий. Родители в жесткой форме требуют точного и четкого выполнения всех их требований. Ребенок стремится угодить родителям и прикладывает максимум усилий, чтобы соответствовать их требованиям. Если что-то не получается, то он сильно страдает. Это один из самых деструктивных видов воспитания.
Принципы детско-родительских отношений
Выделяют следующие основные принципы:
равенства — дети и родители в семье имеют одинаковые права;
принятия — основывается на том, что люди прислушиваются друг к другу и стараются принимать объективные решения, даже если они не совсем совпадают с их мнением;
совместного развития детей и родителей;
понимания — родители всегда пытаются посмотреть на ситуацию глазами ребенка и понять его мотивацию, такой подход способствует укреплению семьи;
дружбы – дети и родители часто проводят вместе время как друзья и им это нравится;
общения — главную роль в воспитании играет общение родителей и детей, проговаривание сложных ситуаций, это укрепляет отношения внутри семьи.
Особенности воспитания в наши дни
Для многих современных родителей смысл воспитания заключается в том, чтобы обеспечить ребенку максимальное материальное благополучие. Такой подход воспитывает во многих детях лицемерие, алчность. Они проявляют усилия только в тех ситуациях, когда это может принести им финансовую выгоду. Девочки чаще перенимают такую модель поведения от матери, а мальчики – от отца.
Желание изменить отношения внутри семьи должно быть обоюдным и исходить от обеих сторон. Только в этом случае можно добиться нужных результатов. Многие современные родители думают, что их основной задачей является материальное обеспечение детей. А вопросы воспитания может взять на себя школа, спортивная секция, другие образовательные заведения или бабушки с дедушками. Это не так. Никто не может заменить ребенку родителей. Помните об этом!
Безопасные отношения между родителями и детьми | ECLKC
Глава 6a: Безопасные отношения Испытайте это
Рассказчик: Беркис Родригес и Мириам Прието в Нью-Йорке навещают на дому Натали и ее родителей, Патрисию и Элвиса.
[Музыка]
Сегодня утром команда едет навестить 11-месячную Натали и ее мать Патрицию. Посещения на дому проводятся на английском или испанском языке, в зависимости от предпочтений семьи. Беркис: Сообщество в основном латиноязычное. Они приезжают из разных уголков страны, но большинство из них говорят по-испански. У них много доминиканцев, но есть и мексиканцы. Вы можете найти немного сальвадорцев и эквадорцев; так это смесь.
Мириам: Беркис и я — команда, потому что мы работаем вместе, как одна команда. В основном мы делаем все вместе.
Беркис: Это большой город, и здесь происходит много всего. И для ребенка это полезнее, потому что я могу увидеть то, чего не видит она, и наоборот. Итак, я думаю, что это сделано из соображений безопасности, а также для того, чтобы иметь четыре глаза вместо двух.
Мириам: Привет, Натали.
Рассказчик: Беркис и Мириам работали вместе, чтобы поддержать Патрисию во многих испытаниях, начиная с преждевременных родов Натали.
Патрисия: Она начинает; она начинает поворачиваться. И вот как она доберется сюда.
Беркис: Помнится, на днях она так ходила.
Патрисия: Теперь она вертится из стороны в сторону, и она толкает себя туда. Ну давай же. Ну давай же.
Беркис: Я думаю, что визит на дом для Натали очень полезен, потому что это возможность работать в обстановке, в которой они оба чувствуют себя комфортно.
Патрисия: Вы можете это сделать. Ну давай же. Ну вот. Ты почти понял. Еще один. Ура! Ура!
Беркис: Помнишь, на прошлой неделе в классе она ходила кругами?
Патрисия: Ага.
Беркис: Примерно так она и двигалась на прошлой неделе.
Патрисия: Сейчас она учится двигаться боком. Она качается вбок, чтобы достать что-то из рук.
Беркис: Я помню, как однажды мы пришли, и ты сказал, что она катается и больше сосредоточена. Мол, раньше она сдавалась бы легче.
Патрисия: Я была на 27 неделе беременности, когда она у меня появилась. Она была один фунт, 13 унций, когда она родилась. Она пролежала в больнице три месяца. Она родилась в феврале. Ее отпустили в мае. Дада дада.
[Детский лепет]
Дадада.
Мириам: Ты тренировался дома? С недоношенными детьми это очень, очень трудная дорога. Это похоже на то, что вы должны принять — научиться принимать это один день за раз.
Беркис: Это первый недоношенный ребенок, с которым мне приходилось работать. Я кое-что читал, чтобы получить представление о том, что ожидается, какой следующий этап — шаг, который Натали собирается делать, и в основном я просто встречаюсь с Натали на том уровне, на котором она находится, и пытаюсь взять это из там.
Патриция: Она делает это.
Беркис: Она?
Патрисия: Она считает пальцы, чтобы убедиться, что они все на месте. Это как раз, два, три. Одно дело с Беркис, она всегда планирует что-то новое для Натали. Я такой: «Беркис, я не уверен, что она сможет это сделать». Она такая: «Да, да. Она может это сделать. Давай сделаем это». Так она мне помогает, потому что я очень боюсь пробовать для нее что-то новое. Она вселяет в меня уверенность идти, ладно, давай, давай. Она будет в порядке. И она… я ей доверяю. Если Беркис говорит, что мы можем попробовать, я такой: давай попробуем.
Рассказчик: Отношения Патриции с Беркисом и Мириам, которые сложились, вдохновляют ее на поиск новых возможностей для дочери. Вместе они поставили перед собой цели развивать новые навыки Натали. Еженедельная социализация подкрепляет работу, которую они выполняют во время визитов на дом.
Беркис: Кто это? Кто это там? Кто эта девушка? Стараемся поставить погремушку чуть дальше, а когда она это освоит, будем делать что-то еще. Но сейчас мы сосредоточены на том, чтобы Натали дотянулась до погремушки и как бы проложила себе путь к погремушке. Итак, мы намеренно делаем это дома и делаем это здесь.
Патрисия: Мало-помалу, да, они помогали мне распознавать и помогали мне понять все, что она делает. И что бы она ни делала, они, типа, помогают мне стать лучше. Например, если она начинает раскачиваться, я говорю: «Хорошо, кладу игрушку в недоступное для нее место», чтобы она могла научиться раскачиваться и тянуться к ней, а также научиться дотягиваться до чего-либо.
[Элвис и Натали говорят по-испански]
Рассказчик: Отец Натали, Элвис, участвует в еженедельных мероприятиях, которые поддерживают ее развитие, а также проводят время с другими детьми и родителями.
[Поет]
Патрисия: Это здорово. Это лучшее, что могло случиться, даже начиная с такого малого. Некоторые люди говорят: «О, что они собираются делать? Они же совсем младенцы. Они даже не сидят». Они много делают и многому учатся.
Беркис: Мне повезло, что у меня есть возможность внести такой вклад в жизнь семьи. Я чувствую большую ответственность, делая это. Вот почему каждый день я хочу делать это как можно лучше.
Закрыть
Отношения между родителями и детьми: как их укрепить
Почему важны отношения между родителями и детьми
Ранние отношения между родителями и детьми важны, поскольку они напрямую влияют на физическое, эмоциональное, социальное развитие и развитие привязанности ребенка, что определяет его будущее личности, поведения, отношений и жизненного выбора.
Другими словами, отношения родителей и детей составляют основу будущего успеха ребенка.
Исследование, проведенное Гарвардским университетом, показывает, что любящие родительские отношения являются самым сильным предиктором будущего успеха ребенка 1 .
Создание близких и позитивных отношений между родителями и детьми является важным аспектом воспитания.
Несмотря на свою важность, построение прочных детско-родительских отношений редко находится в центре внимания повседневной жизни.
Преимущества крепких отношений с ребенком
Положительные отношения для развития ребенка многочисленны. Они способствуют будущему успеху ребенка следующим образом.
Безопасное крепление
Позитивные детско-родительские отношения в раннем детстве воспитывают в ребенке надежную привязанность.
Психологи обнаружили, что надежная привязанность — лучший тип привязанности.
Дети с надежной привязанностью к своим родителям более устойчивы .
Они проявляют настойчивость, когда сталкиваются с трудностями. У них на меньше поведенческих проблем, на выше самооценка, на лучше академическая успеваемость 2 и другие положительные результаты.
Отношения между родителями и детьми также влияют на формирование будущих отношений во взрослой жизни.
Надежно привязанные люди имеют положительные внутренние рабочие модели, позволяющие им развивать компетентные социальные навыки.
Взаимодействие родителей и детей в раннем возрасте закладывает основу для социального развития ребенка .
Маленькие дети учатся саморегуляции, наблюдая за своими родителями и подражая им. Тесная связь с родителями способствует эмоциональному развитию детей 3 .
Психическое здоровье и благополучие
Здоровые отношения с ребенком тесно связаны с его психическим благополучием .
Исследования показывают, что плохая связь является фактором риска развития депрессивных симптомов 4 .
Самомотивация
Отношения с другими являются жизненно важными врожденными мотиваторами человека 5 .
Ребенок более внутренне мотивирован участвовать в деятельности, которую ценят люди, с которыми он чувствует связь.
Родители, которые тесно связаны со своими детьми, могут сильно повлиять на их академические интересы и помочь им добиться успеха.
Почему «проводите больше времени» или «принимайте пищу вместе» не работают
Множество советов, найденных в Интернете относительно отношений между родителями и детьми, в лучшем случае неэффективны, а в худшем — наносят ущерб отношениям.
Советы вроде «проводите больше времени» или «ешьте вместе всей семьей» можно найти повсюду.
Вот проблема с советами такого типа:
Если бы проведение большего количества времени и совместное питание было способом улучшить отношения, у всех нас должны были бы быть идеальные отношения с нашими детьми после 2020 года, когда мы были в изоляции.
Но для многих семей это не сработало.
Для многих родителей этот год ухудшил отношения, намного ухудшил.
Этот совет сработал бы, если бы у родителя уже были прекрасные отношения с ребенком, и он просто хотел бы их углубить.
Скорее всего, вы не ищете такой совет, потому что ваши отношения еще не очень хороши.
Вот почему такие советы не работают.
Если бы отношения были бутылкой с водой, следовать этому совету было бы все равно, что продолжать наливать в нее воду, не обращая внимания на огромную протекающую дыру на дне.
Без предварительного устранения дыры в отношениях вы не наполните бутылку, сколько бы вы ни вливали.
Это означает, что проводить больше времени вместе, не устраняя источник напряжения в отношениях, бесполезно.
Проблемы в отношениях между родителями и детьми
Воспитание детей — одна из самых приятных и в то же время сложных задач.
Семейная жизнь может быть напряженной. Неудивительно, что создание здоровых отношений между родителями и детьми часто отодвигается на второй план, когда возникают проблемы с пропущенными домашними заданиями, плохими оценками, невыполненными домашними делами или плохим поведением.
Многие родители неосознанно тратят больше времени на разрушение отношений, чем на их укрепление.
Когда проблемы становятся слишком большими, чтобы их игнорировать, отчаявшиеся родители пытаются следовать советам, найденным в Интернете.
Когда они не могут добиться результатов с помощью этого неэффективного совета, они думают, что с их детьми что-то не так.
Как укрепить отношения между родителями и детьми
В то время как младшие дети больше заботятся о том, сколько времени вы можете проводить с ними, старшие дети не переводят больше времени в более тесные отношения.
Вам не нужно тратить много времени на общение с детьми.
Детям нужно хорошо проводить время, а не просто проводить время вместе.
Но прежде чем работать над отношениями, подумайте о своей цели воспитания.
Готовы ли вы построить крепкие отношения и сделать это своей целью воспитания?
Знание своей цели поможет вам расставить приоритеты в том, что вы делаете ежедневно.
Например, хорошие оценки важнее, чем близкие отношения?
Стоит ли повреждать мусорное ведро?
Одна из лучших вещей в расстановке приоритетов в отношениях заключается в том, что, как только у вас появится прочная связь, все ваши другие цели будет намного легче достичь.
Как только вы узнаете свою цель, вот шаги, которые вы можете предпринять, чтобы укрепить ваши отношения.
Во-первых, Attune
Первый шаг к укреплению отношений — показать настройку. Это означает настроиться на эмоции ваших детей.
Эмоциональная настройка — лучший способ установить связь с другим человеком.
Когда они счастливы, вы разделяете их радость.
Когда они грустят или расстроены, вы разделяете их грусть или разочарование и показываете это визуально языком тела, выражением лица и словами.
Например, если у вас конфликт с ребенком, и он злится, вы можете сказать, не сердясь, нахмурившись: «Ты выглядишь очень расстроенным. Это так несправедливо, не так ли?»
Эта настройка обычно может мгновенно успокоить ребенка, и тем самым вы быстро укрепляете и восстанавливаете отношения, даже во время ссоры.
Тогда ремонтируйте
Заделайте дыру в своей бутылке отношений!
Если у вас возникают конфликты с ребенком практически по любому поводу, это означает, что у вас нет проблем с дисциплиной… у вас проблемы в отношениях.
Для некоторых родителей ремонт означает извинение, если они чувствуют, что могли быть неправы в недавней ссоре.
Не нужно браться за все. Укажите часть, которую вы могли бы сделать по-другому. Если чувства вашего ребенка были задеты, извинитесь.
Признание ошибки не подорвет ваш авторитет. Вы показываете, что достаточно велики, чтобы взять на себя ответственность за ошибку. Это принесет вам уважение.
Если вы недавно не дрались, выполните следующие действия.
Начните с самого большого конфликта или разногласия в ваших отношениях.
Оцените, так ли важно для вас быть правым.
Представьте, что через 20 лет вас больше будет волновать победа в этой битве или ваши отношения с ребенком?
Поговорите со своим ребенком о своем решении в пункте 3.
Предложите ребенку вместе обсудить альтернативные решения. Делайте это вместе. Отношения требуют двоих.
Пройдите вниз по списку конфликтов и повторите пункты 1-5.
Наконец, Качество
Вот некоторые важные качества, которые, по мнению психологов, приносят пользу вашим отношениям с ребенком.
Практика чуткого, теплого воспитания
Стиль чуткого воспитания, такой как авторитетное воспитание, может помочь вашему ребенку развить надежную привязанность 6 .
Быть отзывчивым означает удовлетворять потребности вашего ребенка и проявлять родительскую теплоту.
Например, настройтесь на эмоциональные реакции вашего ребенка. Признавайте чувства вашего ребенка, когда он в беде или эмоционально неуравновешен. Используйте эмоциональный коучинг, а не отвержение, чтобы научить детей саморегуляции.
Проведите время вместе с пользой
Проведите время с ребёнком с пользой, это не означает, что вы будете больше заниматься образовательной деятельностью.
Это означает внимательное отношение к потребностям вашего ребенка. Это значит присутствовать.
Даже разрешение конфликтов может стать полезным временем, если все сделано правильно.
Когда возникают конфликты, многие родители борются с проблемой, пропускают ее или пытаются замести под ковер, чтобы перейти к «счастливому проведению времени вместе».
Но качество не означает, что задействованы только положительные эмоции.
Помощь ребенку в развитии навыков эмоциональной регуляции во время истерики, терпеливое обучение его уважительному несогласию или поощрение решения проблем вместо того, чтобы просто сказать «нет», — все это хорошо потраченное время.
Используйте позитивную дисциплину
Использование наказаний — самый распространенный способ испортить отношения с ребенком.
Дисциплина означает учить, а не наказывать.
Чтобы учить, не нужно наказывать.
Использование позитивного воспитания для дисциплины может укрепить вашу связь 7 .
Позитивная дисциплина заключается в том, чтобы учить, направлять и исправлять вашего ребенка добрым и твердым образом.
Дети в возрасте от 1 года могут извлечь пользу из воспитания и позитивной дисциплины.
Быть позитивным не означает быть снисходительным. Вседозволенные родители не устанавливают границ и не применяют правила.
Авторитетные родители, с другой стороны, настроены позитивно и по-прежнему применяют разумные правила.
Уважение укрепляет отношения. Отсутствие уважения разрушает отношения.
Взаимное уважение имеет решающее значение в любых здоровых отношениях.
Положительные отношения родитель-ребенок не являются исключением.
Уважать ребенка — значит уважать и то, что он тоже человек.
У них есть свои потребности, желания и предпочтения. Они могут быть немного невежественны, потому что им еще многому предстоит научиться, но мы не должны относиться к ним как к ничтожным из-за этого.
Обеспечить автономную поддержку
Помимо основных потребностей, таких как еда и безопасность, автономия является следующим наиболее важным врожденным желанием человека 8 .
Люди преуспевают, когда им предоставляется свобода выбора и принятия решения о своих действиях.
Предоставление нашим детям возможности самостоятельно действовать в отношении вещей, не связанных с безопасностью или здоровьем, является значительным усилителем мотивации.
Контролирующий родитель снижает мотивацию вашего ребенка и вредит вашим отношениям с ним.
Разрешить открытое общение
Говорите с ребенком, а не с ним, чтобы завоевать доверие. Приятного разговора.
Прислушивайтесь к тому, что их беспокоит, даже к тому, что может сделать вас несчастным.
Некоторым родителям кажется, что дети, оставляющие негативные отзывы или высказывающие свои опасения, возражают.
Но если вы продемонстрируете, что принимаете обратную связь с изяществом, ваш ребенок научится делать это, когда вы даете ему обратную связь.
Предоставление вашему ребенку права голоса также помогает ему стать увереннее в себе. Развитие речи — еще один бонус к этим новым привычкам общения.
Любите их безоговорочно
Безусловная любовь от родителей — это самый ценный подарок, который вы можете сделать своему ребенку.
Безусловный означает, что вы любите их, даже если вам не нравится их поведение, например, невыполнение домашнего задания, когда вы злитесь из-за того, что они провалили экзамен, или когда вас раздражает, что они не закончили свою работу по дому.
Ничто из этого не является более важным, чем уникальная связь между родителями и детьми.
Заключительные мысли об отношениях между родителями и детьми – перемены даются тяжело
Построить близкие и безопасные отношения со своим ребенком — это цель, которую преследуют многие родители, но далеко не все.
Мы слишком завалены повседневными заботами и часто забываем самое главное в жизни — семью.
Переключить внимание с простых приемов воспитания на создание прочной связи с детьми непросто, но оно того стоит.
Последнее, чего мы хотим, — это иметь отчужденные отношения с теми, кого мы любим, когда они вырастут.
См. также: Почему взрослые дети отрезают своих родителей от родителей ГАРВАРДСКИЙ ГРАНТ ИССЛЕДОВАНИЕ . Издательство Гарвардского университета; 2012.
2.
Гринберг М.Т., Сигел Дж.М., Лейтч С.Дж. Природа и важность отношений привязанности к родителям и сверстникам в подростковом возрасте. J Подростковый возраст . Опубликовано в сети 19 октября83:373-386. дои: 10.1007/bf02088721
3.
ван Айзендорн М.Х., Краненбург М.Дж., Зварт-Вудстра Х.А., ван Бушбах А.М., Ламбермон М.В.Е. Родительская привязанность и социально-эмоциональное развитие детей: некоторые результаты Международный журнал развития поведения . Опубликовано в Интернете, декабрь 1991 г .: 375–394. дои: 10.1177/016502549101400402
4.
Бранье С., Хейл В., Фрийнс Т., Меус В. Продольные связи между воспринимаемым качеством отношений между родителями и детьми и депрессивными симптомами в подростковом возрасте. J Ненормальный детский психолог . 2010;38(6):751-763. doi: 10.1007/s10802-010-9401-6
5.
Райан Р.М., Пауэлсон CL. Автономия и связанность как основа мотивации и образования. Журнал экспериментального образования . Опубликовано в Интернете, сентябрь 1991 г .: 49–66. дои: 10.1080/00220973.1991.10806579
6.
Райан Р.М., Браун К.В., Кресуэлл Д.Д. Насколько интегративна теория привязанности? Распаковка смысла и значения войлочной безопасности. Психологический опрос . Опубликовано в Интернете 13 августа 2007 г .: 177–182. дои: 10.1080/10478400701512778
7.
McKee L, Roland E, Coffelt N, et al. Суровая дисциплина и проблемное поведение детей: роли позитивного воспитания и гендера. J Fam Viol . Опубликовано в сети 20 апреля 2007 г .: 187–19.6. doi:10.1007/s10896-007-9070-6
8.
Куллати Б. Роль участия родителей в развитии автономии студентов колледжей традиционного возраста.