Базовые эмоции по Изарду — Психологос
ЧТО ТАКОЕ БАЗОВАЯ ЭМОЦИЯ?
Кэррол Э. Изард
Нет такой классификации эмоций, которую приняли бы все исследователи поведения. Одни ученые признают существование базовых эмоций, другие оспаривают, предпочитая видеть в эмоциях лишь функцию перцептивно-когнитивных процессов (Mandler, 1975). Эти психологи в большинстве своем считают, что человек конструирует эмоции из своего жизненного опыта, что эмоции являются продуктом культуры, социализации и обучения. По их мнению, человек <конструирует> эмоции в необходимом количестве в зависимости от нужд ситуации и собственных способностей. Мне же думается, что о <конструировании> и об участии в этом процессе пер-цептивно-когнитивных процессов можно говорить только в контексте рассмотрения аффективно-когнитивных структур, описанных нами в главе 1.Вот несколько критериев, на основе которых можно определить, является ли та или иная эмоция базовой:
1. Базовые эмоции имеют отчетливые и специфические нервные субстраты.
2. Базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики).
3. Базовая эмоция влечет за собой отчетливое и специфическое переживание, которое осознается человеком.
4. Базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов.
5. Базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации.
Этим критериям отвечают эмоции интереса, радости, удивления, печали, гнева, отвращения, презрения и страха. Если интерпретировать как мимические проявления движения глаз и головы, то к этому списку можно добавить и эмоцию стыда. А если в качестве экспрессивного компонента рассматривать также и пантомимические проявления, то к фундаментальным эмоциям можно отнести и такую эмоцию, как смущение (застенчивость).
Что касается эмоции вины, то ее обычно относят к базовым эмоциям, хотя она и не имеет отчетливого мимического или пантомимического выражения. Вопрос о разграничении эмоций стыда, застенчивости и вины и возможности их отнесения к фундаментальным эмоциям представляет особую проблему. Отличительные особенности каждой из этих эмоций будут описаны в соответствующих главах, посвященных их детальному анализу. Пока же достаточно сказать, что эмоции стыда, застенчивости и вины являются базовыми, неотъемлемыми элементами человеческой натуры.
Исследователи выделяют и ряд других характеристик, которые необходимо учитывать при решении вопроса об универсальности той или иной эмоции (Ekman, 1984). Эти характеристики дополняют вышеназванные критерии, но ни в коем случае не заменяют и не отменяют их.
В частности, некоторые исследователи (Chevalier-Skolnikoff, 1973) указывают на то, что способы эмоционального выражения свидетельствуют о фундаментальности эмоции только в том случае, если прослеживается их филогенетическое происхождение. Или, говоря другими словами, при внимательном наблюдении можно увидеть сходство в экспрессивной мимике человека и других приматов.
Есть мнение, что в пользу фундаментальности эмоции свидетельствуют такие формы эмоционального выражения, которые включают в себя отчетливые изменения тона голоса (частоты колебания голосовых связок) или иные индивидуальные акустические характеристики. Некоторые психологи считают, что каждая эмоция имеет специфическое звуковое выражение.
Мимически базовая эмоция проявляет себя в течение ограниченного интервала времени. У взрослых этот интервал в среднем составляет от 1-2 до 4 секунд. Мимические выражения, длящиеся меньше трети секунды или больше 10 секунд, достаточно редки, и выход за границы этого временного диапазона чаще всего свидетельствует о том, что человек <изображает> эмоцию. Если мимическое выражение длится несколько минут, оно может вызвать спазмы лицевой мускулатуры (Ekman, 1984).
Временной аспект эмоциональных проявлений имеет свои характеристики. Любая мимическая реакция имеет латентный период (интервал времени от момента стимуляции до начала видимых проявлений реакции), период развертывания (от конца латентного периода до достижения максимального уровня проявления), период кульминации (во время которого эмоциональное проявление поддерживается на максимальном уровне) и период спада (от кульминации до полного угасания).
Причины возникновения базовой эмоции, как правило, универсальны. Угроза реальной опасности вызывает страх у представителей самых разных культур. Однако что для японца хорошо — например, он будет гордиться сырой рыбой на обеденном столе, то для европейца, не знакомого с японскими обычаями и кухней, послужит источником совсем других эмоций.
Эмоциональные проявления имеют и некоторые другие характеристики, которые, однако, не имеют определяющего значения для отнесения эмоции в разряд базовых.
Классификация эмоций по К. Изарду
- Радость
- Удивление
- Печаль
- Гнев
- Отвращение
- Презрение
- Горе-страдание
- Стыд
- Интерес-волнение
- Вина
- Смущение
Все остальные эмоциональные состояния, по версии Изарда, являются производными или составными, т. е. возникают на основе нескольких фундаментальных. Смотри Базовые эмоции
Фундаментальные эмоции (по К. Изарду)
Эмоция
В работах Дарвина и в трудах современных ученых эмоции отнесены к фундаментальным и одинаково проявляются у представителей разных культур.
Фундаментальные эмоции обеспечиваются врожденными нейронными программами. (Врожденный механизм проявления гнева предполагает оскал как демонстрацию готовности броситься на противника и укусить его; многие люди в гневе, напротив, стискивают зубы и поджимают губы, словно стремясь смягчить или замаскировать проявления гнева.)
Мимика призвана скрывать или замещать врожденные типы выражений эмоций и чрезвычайно различна у представителей разных социальных слоев.
К. Изард выделил следующие основные, «фундаментальные эмоции».
- Интерес (как эмоция) – положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение.
- Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или во всяком случае неопределенна.
- Удивление – не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.
- Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.
- Гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.
- Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и др.), соприкосновение с которыми (физиологические взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение, где нападение мотивируется гневом, а отвращение – желанием избавиться от кого-либо или чего-либо.
- Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям.
- Страх – отрицательное эмоциональное состояние, проявляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного прогноза).
- Стыд – отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
- Смущение.
Из соединения фундаментальных эмоций возникают такие комплексные эмоциональные состояния, как, например, тревожность, которая может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес. Каждая из указанных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности (например, радость – удовлетворение, восторг, ликование, экстаз и т.д.).
Эмоция – одна из фундаментальных характеристик человека. Лишенный эмоциональных переживаний, человек не мог бы называться человеком.
Фундаментальные эмоции обеспечиваются врожденными нейронными программами. Однако, взрослея, человек учится управлять врожденной эмоциональностью, в той или иной степени трансформировать ее. У человека, переживающего эмоцию, можно зафиксировать изменение электрической активности мышц лица, мозга, изменение в функционировании кровеносной и дыхательной систем. Эмоции могут омрачить восприятие окружающего мира или расцветить его яркими красками, повернуть ход мыслей к творчеству или меланхолии, сделать движения легкими и плавными или, наоборот, неуклюжими. Каждая эмоция воздействует на человека по-своему.
Интерес – позитивная эмоция, она переживается человеком чаще, чем прочие эмоции. Играет важную мотивационную роль в формировании и развитии навыков, умений и интеллекта.
Интерес – единственная мотивация, обеспечивающая работоспособность человека и необходимая для творчества. Уже с первых дней жизни человека его интерес может проявляться одним единственным мимическим движением – приподнятыми или слегка сведенными бровями, перемещением взгляда по направлению к объекту, слегка приоткрытым ртом или поджатием губ. Оно кратковременно, длится от ½ до 4-5 секунд, тогда как само переживание эмоции обычно длится дольше.
Заинтересованный человек выглядит воодушевленным, его внимание, взгляд и слух направлены на интересующий объект. Он переживает чувство захваченности, зачарованности, поглощенности. Феноменология интереса также характеризуется относительно высокой степенью чувства удовольствия и чувства уверенности в себе и умеренной степенью импульсивности и напряжения. В паттерн эмоций, переживаемых в ситуации интереса, часто входит эмоция радости. Именно эмоция интереса заставляет индивида в течение продолжительного времени заниматься определенным видом деятельности или выработкой определенного навыка. Интерес заставляет индивида дифференцировать и описывать те аспекты мира, которые он хотел бы познать и исследовать.
Эмоция интереса несет в себе три функции. Биологическая заключается в том, что интерес служит источником энергии для поведения. Мотивационные функции можно отнести к одному из двух типов. Первый тип связан с внутренними процессами, устремляющими индивида в определенном направлении или к определенной цели. Второй тип связан с социальной мотивацией, то есть с тем процессом, посредством которого эмоциональная экспрессия индивида мотивирует поведение окружающих его и взаимодействующих с ним людей. Социальная функция: человек – это прежде всего социальное существо, для его благополучия и цивилизации требуется определенная степень социальной организации и порядка.
Эмоция интереса играет важную роль в мотивации успеха. Интерес необходим для развития навыков, именно он мотивирует деятельность человека, направленную на совершенствование врожденных способностей.
Радость – одна из простейших эмоций с точки зрения мимического выражения и возможности расшифровки этого выражения. Простейшая улыбка возникает в результате сокращения всего одной пары мышц – скуловых. Эти мышцы, сокращаясь, оттягиваются и слегка приподнимают уголки рта.
Радость заставляет человека с особой остротой ощутить свое единство с миром. Это обостренное чувство сопричастности, собственной принадлежности к миру. В состоянии радостного экстаза человек ощущает необыкновенную легкость, энергичность, ему хочется летать, и он порой действительно ощущает себя воспарившим, и тогда все приобретает для него иную перспективу, иное значение, иной смысл.
Социальная функция радости. Если общение с каким-то человеком доставляет вам радость, то вы наверняка будете доверять этому человеку, полагаться на него. Формирование чувства привязанности и взаимного доверия между людьми является чрезвычайно важной функцией эмоции радости.
Биологическая функция радости. Когда мы испытываем радость, все системы нашего организма функционируют легко и свободно, разум и тело находятся в расслабленном состоянии, и этот относительный физиологический покой позволяет нам восстановить затраченную энергию.
Радость возникает спонтанно, когда человек достигает какой-то цели, добивается какого-то важного для себя результата.
Печаль. Психологической основой печали могут быть разнообразные проблемные ситуации, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, неудовлетворенные первичные потребности, другие эмоции, а также образы, представления и воспоминания. Врожденное мимическое выражение печали характеризуется приподнятыми и сведенными к переносице внутренними концами бровей, поперечными морщинами на лбу и опущенными уголками рта. Главной и универсальной проблемой печали является чувство утраты, возникающее в результате смерти любимого человека или разлуки с ним. Переживание печали обычно описывают как уныние, грусть, чувство одиночества и изоляции.
Эмоция печали выполняет ряд психологических функций. Переживание горя сплачивает людей, укрепляет дружеские и семейные связи; печаль тормозит умственную и физическую активность человека и тем самым дает ему возможность обдумать трудную ситуацию; она сообщает человеку и окружающим людям о неблагополучии, побуждает человека к восстановлению и укреплению связей с людьми.
Существуют три способа регуляции печали: активация другой эмоции для устранения или снижения интенсивности переживаемой печали, когнитивная регуляция (переключение внимания и мышления) и моторная регуляция (путем напряжения произвольно управляемых мышц и физической активности).
Гнев. Чувство психологической и физической несвободы, как правило, вызывает у человека эмоцию гнева. Любое препятствие на пути достижения намеченной цели может вызывать гнев. Вынужденная временная приостановка деятельности воспринимается человеком как препятствие, ограничение, сбой.
Гнев бывает вызван нанесенным оскорблением, неправильными или несправедливыми действиями и поступками окружающих. Мимическое выражение гнева включает в себя весьма характерные сокращения лобных мышц и движения бровей. Брови опущены и сведены, кожа лба стянута, образуя на переносице или прямо над ней небольшое утолщение. У взрослого человека между бровями пролегают глубокие вертикальные морщины. В гневе человек чувствует, что у него «вскипает» кровь, лицо горит, мышцы напряжены. Ощущение собственной силы побуждает его броситься вперед, напасть на обидчика. Чем сильнее гнев, тем больше потребность в физическом действии, тем более сильным и энергичным чувствует себя человек.
Гнев мобилизует энергию, необходимую для самозащиты, придает индивиду ощущение силы и храбрости. Уверенность в себе и ощущение собственной силы стимулируют индивида отстаивать свои права, то есть защищать себя как личность. Таким образом, эмоция гнева выполняет полезную функцию. Кроме того, умеренный контролируемый гнев может использоваться в терапевтических целях для подавления страха.
Отвращение и презрение. Эмоция отвращения представляет собой дифференцированный аспект примитивного механизма избегания. Она уходит своими корнями в те древние отделы мозга, которые обеспечивают вкусовые ощущения и пищевое поведение.
Мимическое выражение отвращения безошибочно распознается даже на лице младенца. Помимо нахмуренных бровей мы наблюдаем приподнятую верхнюю губу и опущенную нижнюю, в результате чего рот приобретает угловатую форму. Язык слегка высунут, как будто выталкивая попавшее в рот неприятное вещество.
С возрастом человек начинает контролировать свои мимические реакции, в том числе и реакцию отвращения. Человек не только учится скрывать свое отвращение или прятать его за выражением других эмоций, но и обретает навык «изображать» отвращение, когда на самом деле не испытывает его. С помощью одного мимического движения можно дать кому-то понять, что нечто в его поведении вызывает у нас отвращение.
Биологическая функция отвращения состоит в том, что оно мотивирует отвержение неприятных на вкус или потенциально опасных веществ. Оно также играет мотивирующую роль в установлении взаимосвязей между чрезвычайно широким кругом раздражителей, с одной стороны, и реакцией избегания – отвержения – с другой.
Отвращение заставляет нас избегать потенциально неприятных объектов или «скверных ситуаций» без их непосредственного воздействия на наши органы чувств. С помощью мимического выражения отвращения или отдельных мимических движений человек сигнализирует другому человеку о том, что тот должен изменить свою внешность, манеры или поведение, в противном случае рискует быть отвергнутым. Эмоция отвращения, вероятно, играет роль и в поддержании гигиены тела. Люди испытывают отвращение к грязной одежде и запаху грязного тела, как своего, так и чужого. Отвращение играет определенную роль и в установление стандартов сексуального поведения. Человек может испытывать отвращение к самому себе, что приводит к снижению самооценки и к самонеприятию.
Эмоция презрения связана с чувством превосходства. В эволюционной перспективе презрение выступало своеобразным средством подготовки индивида или группы к встрече с опасным противником. Все предрассудки и так называемые «хладнокровные» убийства вызваны презрением.
Ситуации, активирующие гнев, зачастую одновременно активируют эмоции отвращения и презрения. Комбинацию этих трех эмоций можно рассматривать как триаду враждебности.
Страх и тревога. Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Человек может переживать страх в самых разных ситуациях, но все они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие или безопасность. Интенсивное переживание страха запоминается надолго.
Существует ряд стимулов и ситуаций, на которые мы биологически предрасположены реагировать страхом. Это боль, одиночество и внезапное изменение стимуляции. Но по мере приобретения опыта человек начинает бояться самых разных ситуаций, явлений и объектов. Когда человек испытывает страх, его внимание резко сужается, заостряясь на объекте или ситуации, сигнализирующей нам об опасности.
Интенсивный страх создает эффект «туннельного восприятия», то есть существенно ограничивает восприятие, мышление и свободу выбора. Кроме того, страх ограничивает свободу поведения человека. В страхе человек перестает принадлежать себе, он движим одним единственным стремление – устранить угрозу, избежать опасности. Страх иногда вызывает оцепенение, полную неспособность к движению.
Второй непосредственный эффект страха – его способность мотивировать бегство – вполне понятен и объясним. Значит, реакция оцепенения и бегства выполняют защитную функцию. Не существует более сильной мотивации для поиска безопасной среды существования, чем страх. Умеренно выраженная эмоция страха помогает нам избегать ситуаций, угрожающих нашему физическому и психическому «Я». По наблюдению этолога Эйбла-Эйбесфельда, страх заставляет индивида искать помощи.
Техники управления страхом
- Десенситизация. Разработана Уолпом в 1969 году. Направлена на снижение индивидуальной чувствительности к объектам и ситуациям, вызывающим у индивида страх, с помощью релаксации при неоднократном представлении устрашающих стимулов.
- Имплозивная терапия, или терапия «взрыва». Пациента просят представить наиболее травмирующее событие из его жизни с помощью специальных диагностических опросов.
- Моделирование. Техника предполагает наблюдение за опытом чужого переживания и его имитацию.
- Техника взаиморегуляции эмоций. Для того чтобы научиться контролировать свой страх, нужно тренировать в себе способность к переживанию и выражение эмоций, противостоящих страху.
Смущение. В смущении человек, как правило, отворачивается от собеседника, прячет глаза, одним словом, старается избежать прямой социальной стимуляции. Переживание смущения сопровождается острым чувством собственной неадекватности и, возможно, чувством неполноценности. Эмоция смущения часто сопровождается переживанием разнообразных, как положительных, так и отрицательных эмоций. Эмоция смущения может нести в себе адаптивные функции. Она может уберечь ребенка от слишком близкого знакомства с незнакомыми объектами и небезопасным окружением. Она также оказывает регулирующее воздействие на вегетативную нервную систему, предотвращая ее перевозбуждение.
Крайние проявления смущения имеют дезадаптивное значение. Застенчивость существенно ограничивает круг дружеского общения и тем самым лишает человека социальной поддержки. Кроме того, смущение ограничивает любознательность и препятствует исследовательскому поведению, особенно в социальных ситуациях. Если положительные компоненты смущения могут исполнять адаптивные функции, то отрицательные компоненты обнаруживают тесную взаимосвязь с депрессией и тревогой.
Стыд. Переживая стыд, человек опускает или отворачивает голову, прячет взгляд, прикрывает глаза и заливается стыдливым румянцем, который зачастую обостряет переживание стыда, поскольку привлекает к лицу внимание как самого человека, так и окружающих его людей. Отчеты о физиологических реакциях, сопровождающих переживание стыда, свидетельствуют о возбуждении симпатической нервной системы. Стыд заставляет человека почувствовать себя ничтожным, беспомощным и несостоятельным, вконец проигравшимся неудачником. Иногда даже искренняя похвала может вызвать у человека стыд.
Эмоция стыда исполняет двоякую функцию. Способность к стыду означает, что индивид склонен учитывать мнения и чувства окружающих его людей. Таким образом, стыд способствует большему взаимопониманию между человеком и окружающими его людьми и большей ответственности перед обществом. Кроме того, стыд побуждает индивида к приобретению навыков, в том числе и навыков социального взаимодействия. Стыд обнажает «Я», делает прозрачным «границы эго». Но в то же время развивает навыки самоконтроля и обучения самостоятельности. Противостояние стыду и его преодоление помогают человеку в обретении чувства личностной идентичности и психологической свободы.
Для противостояния стыду люди используют защитные механизмы отвращения, подавления и самоутверждения. Человек, неспособный противостоять переживанию стыда, почти наверняка обречен на печаль и даже на депрессию.
Вина ложится на сердце тяжелым грузом. Она стимулирует мыслительные процессы, как правило, связанные с осознанием провинности и с перебором возможностей для исправления ситуации. Испытывая вину, человек низко склоняет голову или прячет глаза. Переживание вины сопровождается гложущим ощущением собственной неправоты по отношению к другому человеку или к самому себе. Для переживания вины характерны высокая степень напряжения, умеренная импульсивность и снижение уверенности в себе.
Специфическая функция вины заключается в том, что она стимулирует человека исправить ситуацию, восстановить нормальный ход вещей. Без вины и стыда люди не соблюдали бы нормы морали и этики. Эмоция вины играет роль в развитии личностной и социальной ответственности; вина или ожидание вины напрямую связаны с необходимостью и желанием соблюдать правила честной игры. Эмоция вины помогает почувствовать страдания, боль и мучения обиженного нами человека, она заставляет искать подходящие слова и поступки, способные избавить человека от причиненной нами боли. Вина заставляет чувствовать ответственность и таким образом содействует росту личности, ее зрелости и психологической состоятельности.
Эмоции необходимы для выживания и благополучия человека. Не обладая эмоциями, то есть не умея испытывать радость и печаль, гнев и вину, мы не были бы в полной мере людьми. Эмоции стали одним из признаков человечности. Эволюционное значение эмоций состоит в том, что они обеспечили новый тип мотивации, новые поведенческие тенденции, большую вариативность поведения, необходимые для успешного взаимодействия индивида с окружающей средой и для успешной адаптации.
Расшифровка шести основных эмоций по паттернам функциональной связи мозга
Адольф Р. (2008). Страх, лица и миндалевидное тело человека. Curr Opin Neurobiol 18, 166–172.
Артикул КАС пабмед ПабМед Центральный Google Scholar
Анцеллотти С. и Кутанш М.Н. (2018). Помимо функциональной связности: исследование сетей многомерных представлений. Тенденции Cogn Sci 22, 258–269.
Артикул пабмед Google Scholar
Бачковски Б. М., Джонстон Т., Уолтер Х., Эрк С. и Вир И.М. (2017). Анализ скользящего окна отслеживает колебания функциональной связи миндалевидного тела, связанные с физиологическим возбуждением и бдительностью во время кондиционирования страха. НейроИзображение 153, 168–178.
Артикул пабмед Google Scholar
Барретт, Л.Ф., Блисс-Моро, Э., Дункан, С.Л., Раух, С.Л., и Райт, К.И. (2007). Миндалевидное тело и переживание аффекта. Soc Cogn Affect Neurosci 2, 73–83.
Артикул пабмед ПабМед Центральный Google Scholar
Сераволо Л., Фрюхольц С., Пирс Дж., Гранжан Д. и Перон Дж. (2021). Вклад базальных ганглиев и мозжечка в обработку голосовых эмоций по данным фМРТ высокого разрешения. Sci Rep 11, 10645.
Статья КАС пабмед ПабМед Центральный Google Scholar
Ча, Дж., Дедора, Д., Недич, С. , Иде, Дж., Гринберг, Т., Хайчак, Г., и Мухика-Пароди, Л.Р. (2016). Клинически тревожные люди демонстрируют нарушение обратной связи между нижней лобной извилиной и префронтально-лимбической цепью управления. J Neurosci 36, 4708–4718.
Артикул КАС пабмед ПабМед Центральный Google Scholar
Чен Дж., Ван З., Ли З., Пэн Д. и Фанг Ю. (2021). Нарушения аффективного познания при расстройствах настроения. Sci China Life Sci 64, 938–941.
Артикул пабмед Google Scholar
Коул, М.В., Ито, Т., Кокуцца, К., и Санчес-Ромеро, Р. (2021). Функциональная значимость функциональной связности состояния задачи. J Neurosci 41, 2684–2702.
Артикул КАС пабмед ПабМед Центральный Google Scholar
Дениско Д. и Хоффман М.М. (2018). Классификация и взаимодействие в случайных лесах. Proc Natl Acad Sci USA 115, 1690–1692.
Артикул КАС пабмед ПабМед Центральный Google Scholar
Десикан Р.С., Сегонн Ф., Фишль Б., Куинн Б.Т., Дикерсон Б.К., Блэкер Д., Бакнер Р.Л., Дейл А.М., Магуайр Р.П., Хайман Б.Т. и др. (2006). Автоматизированная система маркировки для разделения коры головного мозга человека на МРТ-сканах на интересующие области на основе извилин. НейроИзображение 31, 968–980.
Артикул пабмед Google Scholar
Экман, П. (1992). Аргумент в пользу базовых эмоций. Познание Эмоции 6, 169–200.
Артикул Google Scholar
Фанг Ф. и Ху Х. (2021). Недавний прогресс в изучении механизмов человеческого познания и расстройств головного мозга. Sci China Life Sci 64, 843–846.
Артикул пабмед Google Scholar
Джордано Б.Л., Уайтинг К. , Кригескорте Н., Коц С.А., Гросс Дж. и Белин П. (2021). Репрезентативная динамика воспринимаемых голосовых эмоций развивается от категорий к измерениям. Нат Хум Бехав 5, 1203–1213.
Артикул пабмед ПабМед Центральный Google Scholar
Хаманн, С. (2012). Отображение дискретных и многомерных эмоций в мозгу: противоречия и консенсус. Trends Cogn Sci 16, 458–466.
Артикул пабмед Google Scholar
Хенрикссон Л., Халиг-Разави С.М., Кей К. и Кригескорте Н. (2015). В визуальных представлениях преобладают внутренние колебания, коррелирующие между областями. НейроИзображение 114, 275–286.
Артикул пабмед Google Scholar
Ху, X., Чен, Дж., Ван, Ф., и Чжан, Д. (2019). Десять задач для аффективных вычислений на основе ЭЭГ. Наука о мозге Adv 5, 1–20.
Артикул Google Scholar
Хатчисон, Р. М., Вомелсдорф, Т., Аллен, Э.А., Бандеттини, П.А., Калхун, В.Д., Корбетта, М., Делла Пенна, С., Дуйн, Дж.Х., Гловер, Г.Х., Гонсалес-Кастильо, Дж. , и другие. (2013). Динамическая функциональная связность: обещание, проблемы и интерпретации. НейроИзображение 80, 360–378.
Артикул пабмед Google Scholar
Ито, Т., Херн, Л., Милль, Р., Кокуцца, К., и Коул, М. В. (2020). Обнаружение вычислительной значимости сетевой организации мозга. Тенденции Cogn Sci 24, 25–38.
Артикул пабмед Google Scholar
Цзян Ф., Джин Х., Гао Ю., Се X., Каммингс Дж., Радж А. и Нагараджан С. (2022). Изменяющаяся во времени динамическая сетевая модель для динамической функциональной связи в состоянии покоя при визуализации фМРТ и МЭГ. НейроИзображение 254, 119131.
Статья пабмед Google Scholar
Крагель, П. А., и Лабар, К.С. (2016). Расшифровка природы эмоций в мозгу. Trends Cogn Sci 20, 444–455.
Артикул пабмед ПабМед Центральный Google Scholar
Лангс Г., Мензе Б.Х., Лашкари Д. и Голланд П. (2011). Обнаружение стабильных распределенных паттернов активации мозга с использованием контраста Джини. НейроИзображение 56, 497–507.
Артикул пабмед Google Scholar
Лян Ю., Лю Б., Сюй Дж., Чжан Г., Ли Х., Ван П. и Ван Б. (2017). Расшифровка выражений лица на основе областей, чувствительных к движению и выборке лица. Hum Brain Map 38, 3113–3125.
Артикул пабмед ПабМед Центральный Google Scholar
Лян Ю., Лю Б., Ли Х. и Ван П. (2018). Многомерная классификация паттернов выражений лица на основе крупномасштабной функциональной связи. Передний Hum Neurosci 12, 94.
Артикул пабмед ПабМед Центральный Google Scholar
Лян Ю. и Лю Б. (2020). Межсубъектная общность репрезентации эмоций в спинных областях, чувствительных к движению. Front Neurosci 14, 567797.
Артикул пабмед ПабМед Центральный Google Scholar
Лю С., Сун С., Го С., Чжу З. и Чжан Дж. (2018a). Категоризация изображений функциональной магнитно-резонансной томографии с использованием функциональной связности. J Neurosci Methods 309, 71–80.
Артикул пабмед Google Scholar
Лю К., Ли Ю., Сун С. и Чжан Дж. (2020). Декодирование категорий несоответствия в трехмерных изображениях по данным фМРТ с использованием шаблонов функциональной связи. Когн Нейродин 14, 169–179.
Артикул пабмед Google Scholar
Лю, Дж., Чжан, Ф., Лю, X., Чжо, З., Вэй, Дж., Ду, М., Чан, К., Ван, X., и Ван, Д. ( 2018б). Измененный маленький мир, функциональные сети мозга у пациентов с болью в пояснице. Sci China Life Sci 61, 1420–1424.
Артикул пабмед Google Scholar
Мерфи, Ф.К., Ниммо-Смит, И., и Лоуренс, А.Д. (2003). Функциональная нейроанатомия эмоций: метаанализ. Cogn Affective Behaval Neurosci 3, 207–233.
Артикул Google Scholar
Населарис, Т., Кей, К.Н., Нисимото, С., и Галлант, Дж.Л. (2011). Кодирование и декодирование в фМРТ. НейроИзображение 56, 400–410.
Артикул пабмед Google Scholar
Паломеро-Галлахер, Н., и Амунтс, К. (2022). Краткий обзор обработки эмоций: латерализованная сеть нейронных сетей. Структура мозга, функция 227, 673–684.
Артикул пабмед Google Scholar
Пантазатос С.П., Талати А., Павлидис П. и Хирш Дж. (2012). Расшифровка оставленных без присмотра испуганных лиц с корреляциями всего мозга: подход к выявлению зависящих от состояния крупномасштабных функциональных связей. PLoS Comput Biol 8, e1002441.
Артикул КАС пабмед ПабМед Центральный Google Scholar
Пессоа, Л., и Адольфс, Р. (2010). Обработка эмоций и миндалевидное тело: от «низкой дороги» до «множества дорог» оценки биологического значения. Nat Rev Neurosci 11, 773–782.
Артикул КАС пабмед ПабМед Центральный Google Scholar
Пессоа, Л. (2018). Понимание эмоций с помощью сетей мозга. Curr Opin Behaval Sci 19, 19–25.
Артикул Google Scholar
Сааримяки, Х., Эйтехадян, Л.Ф., Глериан, Э., Яаскеляйнен, И.П., Вюйлемье, П., Самс, М., и Нумменмаа, Л. (2018). Распределенное эмоциональное пространство представляет несколько категорий эмоций в человеческом мозгу. Soc Cogn Affective Neurosci 13, 471–482.
Артикул Google Scholar (2022). Классификация категорий эмоций на основе моделей функциональной связи человеческого мозга. НейроИзображение 247, 118800.
Артикул пабмед Google Scholar (2016). Дискретные нейронные подписи базовых эмоций. Кора головного мозга 26, 2563–2573.
Артикул пабмед Google Scholar
Шакил С., Ли С.Х. и Кейлхольц С.Д. (2016). Оценка производительности корреляции скользящего окна для характеристики динамической функциональной связи и состояний мозга. НейроИзображение 133, 111–128.
Артикул пабмед Google Scholar
Шмуэли, Г. (2010). Объяснить или предсказать? Statist Sci 25, 289–310, 222.
Статья Google Scholar
Сун Т., Чжэн В., Сун П. и Цуй З. (2020). Распознавание эмоций ЭЭГ с использованием сверточных нейронных сетей с динамическим графом. IEEE Trans Affective Comput 11, 532–541.
Артикул Google Scholar
Стам, С.Дж., и ван Страатен, Э.К.В. (2012). Организация физиологических сетей мозга. Клин Нейрофизиол 123, 1067–1087.
Артикул КАС пабмед Google Scholar
Шукс, Д., и Иоаннидис, Дж. П. (2020). Эволюция размера выборки в исследованиях нейровизуализации: оценка широко цитируемых исследований (1990–2012 гг.) и новейших практик (2017–2018 гг.) в авторитетных журналах. НейроИзображение 221, 117164.
Артикул пабмед Google Scholar
Тоттенхэм, Н., Танака, Дж.В., Леон, А.С., МакКэрри, Т., Нерс, М., Хэйр, Т.А., Маркус, Д.Дж., Вестерлунд, А., Кейси, Б.Дж., и Нельсон, К. ( 2009). Набор выражений лица NimStim: суждения неподготовленных участников исследования. Психиатрия Рез. 168, 242–249.
Артикул пабмед ПабМед Центральный Google Scholar
Ту, Ю. , Цао, Дж., Би, Ю. и Ху, Л. (2021). Магнитно-резонансная томография при хронической боли: диагностика, манипуляции и биомаркеры. Sci China Life Sci 64, 879–896.
Артикул пабмед Google Scholar
Виталь К. и Хаманн С. (2010). Поддержка нейровизуализации дискретных нейронных коррелятов основных эмоций: метаанализ на основе вокселей. J Cogn Neurosci 22, 2864–2885.
Артикул пабмед Google Scholar
Ван, С., Тудушчук, О., Мамалак, А.Н., Росс, И.Б., Адольфс, Р. и Рутисхаузер, У. (2014). Нейроны миндалевидного тела человека избирательны в отношении воспринимаемых эмоций. Proc Natl Acad Sci USA 111, E3110–E3119.
КАС пабмед ПабМед Центральный Google Scholar
Ван Х., Фанг Ю., Цуй З., Сюй Ю., Хе Ю., Го К. и Би Ю. (2016). Представление категорий объектов связями: свидетельство многомерного подхода к классификации моделей связности. Hum Brain Map 37, 3685–3697.
Артикул пабмед ПабМед Центральный Google Scholar
Ван Ю., Чжу З., Чен Б. и Фанг Ф. (2019). Научение восприятия и спутанность узнавания раскрывают лежащие в основе отношения между шестью базовыми эмоциями. Познание Эмоции 33, 754–767.
Артикул пабмед Google Scholar
Викер Б., Кейзерс К., Плайи Дж., Ройет Дж. П., Галлезе В. и Риццолатти Г. (2003). Мы оба испытывали отвращение к моей островковой доле. Нейрон 40, 655–664.
Артикул КАС пабмед Google Scholar
Вонг, В., Кабрал, Дж., Ране, Р., Ли, Р., Крингельбах, М.Л., и Фойснер, Дж.Д. (2021). Влияние модуляции зрительного внимания на динамическую функциональную связность во время просмотра собственного лица при дисморфическом расстройстве тела. Нейропсихофармакология 46, 2030–2038.
Артикул пабмед ПабМед Центральный Google Scholar
Ву, Д. , Ли, X., и Цзян, Т. (2020). Реконструкция индивидуальной активности мозга, связанной с поведением: индивидуальное исследование фМРТ. Sci China Life Sci 63, 410–418.
Артикул пабмед Google Scholar
Сюй П., Пэн С., Луо Ю.Дж. и Гонг Г. (2021). Распознавание выражения лица: метааналитический обзор теоретических моделей и данных нейровизуализации. Neurosci BioBehaval Rev 127, 820–836.
Артикул Google Scholar
Ян, К.Г., Ван, X.D., Цзо, X.N., и Занг, Ю.Ф. (2016). DPABI: обработка и анализ данных для визуализации мозга (в состоянии покоя). Нейроинформатика 14, 339–351.
Артикул пабмед Google Scholar
Чжан Г., Ю М., Лю Ю. Дж., Чжао Г., Чжан Д. и Чжэн В. (2021). SparseDGCNN: распознавание эмоций по многоканальным сигналам ЭЭГ. IEEE Trans Affective Comput, doi: https://doi.org/10.1109/TAFFC. 2021.3051332.
Чжан Х., Джапи С., Нолан Р., Чу С., Лю Н. и Унгерлейдер Л.Г. (2016). Области выбора лица различаются по своей способности классифицировать выражения лица. НейроИзображение 130, 77–90.
Артикул пабмед Google Scholar
Чжан Ю., Падманабхан А., Гросс Дж. Дж. и Менон В. (2019). Развитие цепей человеческих эмоций, исследованных с использованием аналитического подхода к большим данным: стабильность, надежность и устойчивость. Джей Нейроски 39, 7155–7172.
Артикул КАС пабмед ПабМед Центральный Google Scholar
Чжуан, X., Ян, З., Мишра, В., Шринивасан, К., Берник, К., и Кордес, Д. (2020). Одномасштабные зависящие от времени размеры окна в анализе динамической функциональной связности скользящего окна: проверочное исследование. НейроИзображение 220, 117111.
Артикул пабмед Google Scholar
Ссылки на скачивание
Изучение базовых эмоций.
Часть 1: Гнев Перейти к содержимомуПредыдущий Следующий
Изучение базовых эмоций. Часть 1. Гнев- Посмотреть увеличенное изображение
Это первая часть серии из 6 частей, в которой мы подробно рассмотрим основные эмоции: Гнев , Счастье , Печаль , Любовь, Страх и Вина/Стыд. Просто нажмите на каждую ссылку, чтобы просмотреть соответствующую статью.
Подпишитесь на нашу рассылку , чтобы получать эти сообщения прямо в свой почтовый ящик.
Впадает в ярость. Разбить что-то о землю. Набрасывается. Вот некоторые из поведений, которые обычно связаны с гневом.
Гнев проявляется по-разному и в разной степени, в зависимости от ситуации, в которой мы находимся. Раздражение, досада, расстройство, озлобленность, неприязнь, негодование, ярость — все это формы гнева, которые, как и любая эмоция, варьируются. по интенсивности. Это потому, что гнев — это такое же чувство, как и все остальные базовые эмоции. Но, возможно, это тот, который продолжает быть неправильно понятым больше всего.
Когда мы думаем о гневе, многие из нас представляют сцены, подобные упомянутым в первом абзаце. Люди кричат, набрасываются, разбивают предметы. Это архетипическое нездоровое и деструктивное поведение, которое обычно ассоциируется с гневом.
Но обратите внимание на слово «поведение». Упомянутое выше поведение и другие не менее агрессивные примеры не связаны с чувством гнева внутри нас . Это примеры попыток разрядить гнев, изгнать гнев из себя, выместив свое разочарование и гнев на что-то или кого-то. Мы заканчиваем тем, что делаем такие вещи, когда не знаем, как регулировать и управлять своими эмоциями. На самом деле, исследования показали, что выражение гнева таким образом — крик, стук подушки, ругань — не приносит нам пользы. Это только усиливает и продлевает чувство и может фактически сделать нас еще злее .
Тем не менее, чувство гнева, как и все наши первичные чувства, предназначено быть нам полезным. Гнев предупреждает нас о несправедливости, может дать нам ясность и силу, а также позволяет нам реагировать и двигаться вперед здоровым образом. И это одна из самых важных человеческих эмоций. Так как же мы можем использовать это в своих интересах? Как гнев может быть вдохновляющим и продуктивным, а не разрушительным?
Роль эмоциональной осознанности
Независимо от того, осознаем мы это или нет, но время от времени в жизни у каждого из нас присутствует гнев. Ключ к тому, чтобы заставить гнев работать на нас, заключается в том, чтобы научиться терпеть его присутствие и осознанно чувствовать, как пройти через него к лучшему.
Чтобы справиться с чувством гнева, нужно оставаться с ним и довести его до конца. Этот процесс подробно описан в четырехступенчатом подходе к эмоциональной внимательности, описанном в моих книгах «Любить так, как ты это имеешь в виду» и «Жить так, как ты это имеешь в виду» . Следуя шагам «Узнай и назови», «Остановись», «Отбрось и останься», «Остановись и поразмышляй» и «Осознанно относись», мы попадаем в новое и иное место, где мы больше не загнаны в угол страхом и не окружены безнадежностью. Вместо этого мы чувствуем себя сильными и полными решимости постоять за себя.
Очень важно подходить к нашим эмоциональным переживаниям с точки зрения открытости и принятия без осуждения. Чтобы практиковать это, нам сначала нужно остановиться и спросить себя, что мы чувствуем. Затем нам нужно настроиться на то, что происходит внутри нас в этот момент, концентрируясь на реальности того, что происходит на самом деле, а не на том, что, как мы думаем, должно происходить или чего мы хотим.
Каждый раз, когда мы возвращаемся к телесным ощущениям, которые испытываем, когда злимся, у нас вырабатывается новая привычка. Мы тренируем свой ум осознавать и обращать внимание на наши эмоциональные переживания. Но мы не сможем воспользоваться всеми преимуществами нашего эмоционального опыта, если начнем чувствовать свои чувства, а затем отступим от них. Только частично испытать их недостаточно. Нам нужно доплыть до берега на волне эмоциональных переживаний.
Как могут возникнуть проблемы с гневом
Многим из нас в той или иной степени мешают свободно испытывать и выражать свои эмоции, включая гнев. Даже если мы не осознаем, что испытываем дискомфорт по этому поводу, после небольшого исследования мы можем обнаружить проблемы, которые могут возникнуть у нас с принятием гнева как ключевой человеческой эмоции. Эти проблемы могут проявляться как:
Боязнь показать свой гнев или напористость.
Никогда не позволять себе злиться
Смущение из-за чего-то и невозможность двигаться дальше
Обида на ситуации, иногда в течение длительного времени.
Избегание гнева до тех пор, пока не станет слишком поздно и мы не совершим необдуманных действий
Пассивное выражение гнева, возможно, опозданием на свидание за ужином или отказом перенастроить телефонный звонок
Трудно постоять за себя или высказать мнение, которое идет против того, что другие думают или говорят.
Чувство, что мы должны быть кому-то приятны, даже когда внутри нас кипит обида
Иногда вместо того, чтобы злиться на человека, который причинил нам зло, мы бессознательно обращаем свой гнев внутрь себя и в конечном итоге чувствуем себя плохо. Несмотря на личные страдания, которые это вызывает, на каком-то уровне такой ответ может показаться более безопасным, чем конфронтация с третьей стороной. Мы просто не привыкли переживать свой гнев здоровым образом или использовать его для обращения к людям в нашей жизни.
Чтобы найти выход, нужно распознать свою привычную реакцию на гнев и изменить ее. В конечном счете, речь идет о том, чтобы привыкнуть к своим чувствам, уважать и выражать их.
Упражнение на распознавание гнева
Попытайтесь вспомнить случай из своей жизни, когда вы чувствовали себя обиженным. Возможно, ваши права были нарушены отдельным лицом или учреждением, или вы чувствовали, что с вами обошлись несправедливо. Когда вы вспоминаете эти времена, обратите внимание на то, что происходит внутри вашего тела. Какие физические ощущения вы начинаете осознавать?
Вполне вероятно, что во время этого упражнения вы испытаете по крайней мере один из следующих распространенных физических симптомов гнева:
Сжатые челюсти
Учащенное сердцебиение
Повышенная температура тела
Ощущение покраснения лица – покраснение
Нарастание давления внутри вас
Принуждение двигаться к тому, что вас злит – возможно, чтобы наброситься
Чувство расширения возможностей и силы.
Если вы испытываете что-то, чего нет в приведенном выше списке, это совершенно нормально, так как это означает, что вы начинаете осознавать свои индивидуальные переживания. Вы развиваете эмоциональную внимательность — навык, которому можно научиться и который необходимо практиковать, чтобы помочь вам распознавать, когда вы были спровоцированы, и лучше управлять своими эмоциями.
Осознавая, как мы защищаемся от гнева — что часто происходит без нашего ведома — и затем перемещаясь через наши чувства на другую сторону, мы можем лучше справляться с ситуациями, в которых наш гнев угрожает выплеснуться наружу. И, научившись концентрироваться на своем дыхании, чтобы оставаться на земле, мы даем себе драгоценное время, чтобы успокоиться и оставаться сосредоточенными, что, в конечном счете, принесет пользу нам и тем, о ком мы больше всего заботимся в нашей жизни.
Доктор Рон Фредерик2022-10-14T11:17:50-07:00Последние сообщения
- ПРИМЕР 1: «Лиза», «Грег» и страх перед гневом
- Изучение треугольника опыта – Часть 3: Защита
- Изучение треугольника опыта – Часть 2: Беспокойство и дистресс
- Исследование треугольника опыта – Часть 1: Чувства и эмоции
- Изучение базовых эмоций.