Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учебное пособие
- Файлы
- Академическая и специальная литература
- Психологические дисциплины
- Психология развития и возрастная психология
- Возрастная психология (теория)
Психология развития и возрастная психология
Геронтопсихология
Новорожденность и младенчество (0-2 года)
Период взрослости (20-65 лет)
Подростковый и юношеский возраст (12-19 лет)
Практикум по возрастной психологии
Психология развития
Раннее детство (2-6 лет)
Среднее детство (6-11 лет)
- формат doc
- размер 3. 75 МБ
- добавлен 20 марта 2010 г.
Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. — М.:
Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 624
с.
В книге излагается материал по разделу общей психологии, изучающему
закономерности развития психики человека на протяжении жизни:
становление личности, ее социализацию, адаптацию к миру,
способность к внутренним коррекциям.
Курс «Возрастная психология» ориентирован на студентов-психологов,
социологов, философов, культурологов. Книга адресована также всем
интере-сующимся современной психологической теорией и практикой.
Читать онлайн
Смотрите также
- формат rtf
- размер 311. 11 КБ
- добавлен 07 января 2010 г.
Учебное пособие Издательство: Эксмо. Год: 2008. Страниц: 128. Серия: Экзамен в кармане. Конспект лекций по курсу «Психология развития и возрастная психология» соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ и предназначен для освоения студентами вузов специальной дисциплины.
- формат doc
- размер 272.05 КБ
- добавлен 14 ноября 2011 г.
Психология, ч.2 (Возрастная психология): Учеб.-метод. пособие к семинарским занятиям: Для студентов педагогических специальностей / И.В. Жуланова, А.М. Медведев, А.Н. Авдеева и др.; Под ред. И.В. Жулановой. – Волгоград: Перемена, 2008. – 114 с.[/b][/b] Пособие предназначено для организации семинарских занятий в рамках курса «Возрастная психология».
- формат doc
- размер 2.07 МБ
- добавлен 22 мая 2011 г.
Учебник «Возрастная психология» представляет собой развернутый курс по дисциплине «Психология развития и возрастная психология», разработанный в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. 192 страницы
- формат doc
- размер 479.36 КБ
- добавлен 16 октября 2010 г.
Учебник «Возрастная психология» представляет собой развернутый курс по дисциплине «Психология развития и возрастная психология», разработанный в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. В книге реализован периодизационный подход к анализу возрастного развития, методологические принципы которого заложены Л. С. Выготским, Д. Б. Элькониным. Предлагаемый учебник может быть использован при подгот…
- формат doc
- размер 1012 КБ
- добавлен 21 марта 2010 г.
Кулагина И, Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд. — М.: Изд-воУРАО, 1999. —176с. ISBN 5-204-00205-7 В пособии излагаются основные теоретические взгляды ведущих отечественных и зарубежных ученых в области детской психологии, дается представление о возрастной норме и основных тенденциях развития ребенка на различных возрастных этапах. Пособие предназначено для студентов заочного и вечернего отд…
- формат pdf
- размер 4.87 МБ
- добавлен 11 сентября 2009 г.
Курс лекций, изд. Ростов-на-Дону, 2002 год, 146 стр. Наука о психическом развитии ребёнка — детская психология — зародилась как ветвь сравнительной психологии в конце XIX века. В настоящее время детская психология как отрасль знания включает два глобальных раздела — возрастная психология и психология развития. Возрастная психология — это область знаний, акцентирующая внимание на психологических особенностях детей разного возраста. Психология ра…
- формат doc
- размер 292.75 КБ
- добавлен 17 февраля 2011 г.
Курс лекций, изд. Ростов-на-Дону, 2002 год, 146 стр. Наука о психическом развитии ребёнка — детская психология — зародилась как ветвь сравнительной психологии в конце XIX века. В настоящее время детская психология как отрасль знания включает два глобальных раздела — возрастная психология и психология развития.
- формат pdf
- размер 1.16 МБ
- добавлен 06 февраля 2011 г.
Психология развития и возрастная психология: учебно — методическое пособие для студентов. – Н. Новгород: НГПУ, 2006. – 67 с. Учебно–методическое пособие предназначено для студентов 2- го курса психолого–педагогического факультета, обучающихся по специальности 030301 «Психология». В пособии представлены содержание и структура курса «Психология развития и возрастная психология», планы семинарских занятий с контрольными вопросами и практическими з…
- формат pdf
- размер 1.83 МБ
- добавлен 19 января 2009 г.
М. : Гардарики,2005. — 349 с. ISBN 5-8297-0176-6 (в пер. ) Учебник «Возрастная психология» представляет собой развернутый курс по дисциплине «Психология развития и возрастная психология», разработанный в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. В книге реализован периодизационный подход к анализу возрастного развития, методологические принципы которого заложены Л. С. Выготским, Д. Б. Элькони…
- формат txt
- размер 296.25 КБ
- добавлен 26 декабря 2011 г.
Учебник. М.: , 2005. 349 с Учебник «Возрастная психология» представляет собой развернутый курс по дисциплине «Психология развития и возрастная психология», разработанный в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. В книге реализован периодизационный подход к анализу возрастного развития, методологические принципы которого заложены Л. С. Выготским, Д.Б. Элькониным. Предлагаемый учебник може…
1. Абрамова г.С. Возрастная психология: учебное пособие. — м.: Изд. Центр ”Академия”, 1997.
2. Баев П.М Играем на уроках русского языка: пособие для преподавателей зарубежных школ. — М.: Русский язык, 1989. — 138 с.
3. Бараз Э.А. Формирование познавательных интересов младших школьников ив процессе личностно ориентированного взаимоотношения участников обучения: Автореферат. — Челябинск, 1998. — 20 с.
4. Башлий Е.В. Игровые методы как одна из форм активных методов обучения // Дополнительное образование. — 2004. — №4. — С. 42-47.
5. Бесова М.А. Познавательные игры от А до Я. — Ярославль: Академия развития, 2004. — 272 с. — (После уроков).
6. Блонский П.П. Психология младших школьников. — М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 300 с.
7. Большая советская энциклопедия: Универсальное собрание энциклопедий: Электронное издание.
8. Большой толковый психологический словарь. / Ребер Артур. — Т.1 (А — О). — М.: Вече; АСТ, 2000. — 592 с.
9. Большой толковый психологический словарь. / Ребер Артур. — Т.2 (П — Я). — М.: Вече; АСТ, 2000. — 560 с.
10. Вавилов Ю.П. Игры для внимательных и сообразительных. — Ярославль: Академия Холдинг, 2002. — 111 с.
11. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. — М.: Просвещение, 1988. — 412 с.
12. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Ред.-сост. И.В. Дубровина. — М.: Изд. центр “Академия”, 1998. — 504 с.
13. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина и др. — М.: АСАДЕМА, 1999. — 317 с.
14. Володченко В.Ю. Игры нашего двора: Сборник. — М.: Дом, 1988. — 87 с.
15. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии. // Собр. соч.: В 6 т. — Т.4. — 589 с.
16. Выготский Л.С. Мышление и речь. // Собр. соч.: В 6 т. — Т.2. — 564 с.
17. Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М., Педагогика, 1991 — 495 с.
18. Газман О. С., Харитонова Н.Е. В школу — с игрой: книга для учителя. — М.: Просвещение, 1991. — 169 с.
19. Гальперштейн Л.Я. 100 настольных игр. — М.: Росмэн, 2000. — 201 с.
20. Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике: учеб.пособие. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. — 216 с.
21. Давыдов В.В., Кудрявцева В.Г. Развивающее образование: Теоретические основания преемственности дошкольного и начального школьных ступеней. // Вопросы психологии. — 1997. — №1. — 65 с.
22. Детская практическая психология / Под ред. Т.Д. Марцинковской. — М., 2000. — 421 с.
23. Детский праздник в школе, лагере, дома: Подсказки организаторам досуговой деятельности. — Нижний Новгород, 1998. — 94 с.
24. Джинотт Дж. Групповая психотерапия с детьми: теория и практика игровой терапии. — М.: Апрель-пресс, 2005.- 22 с. — (Детская психология).
25. Диагностика умственного развития дошкольника. — М., 1978. — 183 с.
26. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. С-Пб.: Питер, 1999. — 368 с. — (Серия «Мастера психологии»).
27. Ерошенков И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ВЛАДОС, 2004. — 261 с.
28. Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся. // Вопросы психологии. — М., 1990. — № 6. — 101 с.
29. Зак А. 500 занимательных логических задач для школьников. — М.: ЮНВЕС, 2002. — 192 с.
30. Зеньковский В.В. Психология детства. — М.: Изд. центр “Академия”,1995. — 352 с.
31. Ильина М.В. Развитие невербального воображения. — М.: Прометей; Книголюб, 2003. — 347 с.
32. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность: Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1997. — 240 с.
33. Конаржевский Ю.А. Воспитательные мероприятия: состав, структура, анализ. — Магнитогорск, 1979. — 34 с.
34. Кордуэлл М. Психология. А — Я: Словарь — справочник. — М.:ФАИР-ПРЕСС, 1999. — 287 с.
35. Кравцова Е.Е. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. // Первое сентября. — №40, октябрь. — 2004. — 32 с.
36. Краткий педагогический словарь пропагандиста. / Под общ. ред. М. И. Кондакова, А.С. Вишнякова. — М.: Политиздат, 1988. — 357 с.
37. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет. — М., 1997. — 423 с.
38. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет. — М.: УРАО, 1999. — 426 с.
39. Куприянов Б.В. и др. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры детей. — М., 2001. — 259 с.
40. Курганский С.М. Путешествие на планету знаний: Организация досуговой деятельности младших школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 1 — 4 классы. — Москва: 5 за знания, 2006 — 189 с.
41. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников: Книга для учителя начальных классов. — М.: Педагогическое общество России, 2000. — 219 с.
42. Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются: общество и способности человека: Книга для учителя. — М., 1982. — 141 с.
43. Минскин Е.М. От игры к знаниям: Развивающие и познавательные игры мл. школьников: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1982. — 259 с.
44. Мир детства: Младший школьник. / Под ред. А.Г. Хрипковой. — М.: Педагогика, 1988. — 272 с. — (Библиотека для родителей).
45. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов. В 3 кн. Кн.2. Психология образования. — М., 1995. — 361 с.
46. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. — М.: Просвещение, 1991. — 211 с.
47. Николаев В.А. Интеллектуальное развитие младших школьников. — М.: ОГУ, 2005. — 111 с.
48. Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн. 7. Но-Пр. — М.: Большая Российская энциклопедия; Мир книги, 2007 — 508 с.
49. Нянковский М.А. Неизвестное об известном: Интеллектуальные игры для школьников. — Ярославль: Академия развития, 1997. — 192 с. — (Минута на размышление).
50. Обухова Л.Ф. Возрастная психология (Детская психология): Учебник. — М.: Роспедагенство, 1996. — 161 с.
51. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Учебник. — М., 1996. — 173 с.
52. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. — М.: Академический проект, 2000. — 197 с.
53. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов. — М.: Русский язык, 1990. — 921 с.
54. Опыт работы с учащимися 1-го класса по курсу «Интеллектика»: Методическое пособие. / А.З .Зак, О.Н. Гнездилова, М. Г. Губенко и др. — М.: Интеллект-Центр, 2006. — 104 с.
55. Островский, Э.В., Чернышова, Л.И. Психология и педагогика: учебное пособие. — М.: Вузовский учебник, 2005. — 384 с.
56. Педагогические технологии: учебное пособие. / Автор-составитель Т.П. Сальникова. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 128 с. — (Учебное пособие).
57. Плешакова А.Б. Игровые технологии в учебном процессе: [Пед. вузы]/ А.Б.Плешакова. // Современные проблемы философского знания. — Пенза, 2002. — Вып.3. — 145 с.
58. Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. — 400 с. — (Практическая психология).
59. Пиапсе Ж. Речь и мышление ребенка. — М., 1932. — 74 с.
60. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 2 кн. — Кн.2: Процесс воспитания. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 256 с.
61. Познавательные процессы и способности в обучении. / Под ред. В.Д. Шадрикова. — М.: Просвещение, 1990. — 142 с.
62. Ращикулина Е.Н. Подготовка студентов к развитию познавательных способностей дошкольников и младших школьников: Учебное пособие. — Магнитогорск: МаГУ, 2006. — 162 с.
63. Рейнпрехт Хансхайнц Воспитание без огорчения. — М.: Семья и школа, 2000. — 218 с.
64. Романова, Е.С. Психодиагностика: учебное пособие. / Е.С.Романова. — С-Пб: Питер, 2006. — 400 с.
65. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. — Т. 1. — М., 1989. — 521 с.
66. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 1998. — 194 с.
67. Семейное воспитание: Краткий словарь. — М.: Политиздат, 1990. — 319 с.
68. Симонова Л.П. Дидактические игры как элемент воспитания. // Дополнительное образование. — 2004. — №1. — 97 с.
69. Сухомлинский В.А. Об умственном воспитании. / Сост. М.И. Мухин — Киев: Рад. Школа, 1983. — 233 с.
70. Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей. — М.: ВЛАДОС, 1999. — 211 с. — (Воспитание и доп. образование детей).
71. Творчество в детском оздоровительном лагере: книга для воспитателей и педагогов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — 216 с. — (Школа радости).
72. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. — М., 1961. — 421 с.
73. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника: Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 84 с.
74. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей: популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1997. — 227 с.
75. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. / Под ред. Н.Н. Подъякова, Ф.А. Сохина. — М.: Просвещение, 1988. — 191 с.
76. Филимонова Н.И. Интеллектуальное развитие дошкольников: Игры для фантазеров: Материалы для специалиста образовательного учреждения. — С-Пб: КАРО; Минск: Четыре четверти, 2004. — 103 с.
77. Финогенов А.В. Игровые технологии в школе: Учеб.-метод. Пособие / А.В. Финогенов, В.Э. Филиппов.- Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2001. — 89
78. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие. М.: Юристь, 1997. — 512 с.
79. Хейзинга Й. Homo ludens: Опыт определения игрового элемента культуры // Хейзинга Й. Homo Ludens. Статьи по истории культуры. — М., 1997. — 489 с.
80. Шевандрин, Н.И. Основы психологической диагностики: учебник для студ.вузов: В 3ч. / Н.И.Шевандрин. — М.: ВЛАДОС, 2003. — Ч.1. — 288 с.
81. Шмаков С.А. Игры учащихся — феномен культуры. — М., 1994. — 151 с.
82. Эльконин Д.Б. Психология игры. — М., 1999. — 243 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Глоссарий
Внимание (Ожегов) — сосредоточенность мыслей или зрения, слуха на чем-то.
Внимание (БСЭ) — характеристика психической деятельности, выражающаяся в сосредоточенности и в направленности сознания на определённый объект. Под направленностью сознания понимается избирательный характер психической деятельности, осуществление в ней выбора данного объекта из некоторого поля возможных объектов.
Воображение (БСЭ) — фантазия, психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Воображение основано на оперировании конкретными чувственными образами или наглядными моделями действительности, но при этом имеет черты опосредствованного, обобщённого познания, объединяющие его с процессом мышления. Характерный для воображения отход от реальности позволяет определить его как процесс преобразующего отражения действительности.
Восприятие (БСЭ) — сложная система процессов приёма и преобразования информации, обеспечивающая организму отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире.
Игра (Крат пед слов пропагандиста) — самостоятельная форма деятельности людей, имитирующие те или иные практические ситуации, одно из средств активизации учебного процесса.
Игра организованная (Ребер т.1) — игра, которая запланирована заранее и производится по правилам, согласованным с участниками.
Интеллект (БСЭ) (от лат. Intellectus — познание, понимание, рассудок), способность мышления, рационального познания.
Интеллект (Ожегов) — мыслительная способность, умственное начало у человека.
Интеллектуальный (Ребер т.1) — имеющий отношение к интеллекту или умственным способностям.
Интерпретация (Ребер т.2) — объяснение вещи значимым образом. Когнитивная интерпретация, при которой модель считается умственной схемой.
Когнитивная психология (Ребер т.1) — общий подход в психологии, в котором основное внимание уделяется внутренним мыслительным процессам. Сюда относятся: внимание, формирование понятий, обработка информации, память и др.
Мышление (БСЭ) — процесс отражения объективной действительности, составляющий высшую ступень человеческого познания.
Мышление — это сложный психический процесс, который помогает получать знания.
Обработка информации (Ребер т.2). Любое вхождение информации, любая идея, образ, факт и т.п. рассматриваются как информация. Обработка означает, в основном, движение к некоторой цели, проходя через ряд стадий или последовательных действий. Объединение этих двух слов дает понятие организации, интерпретации и ответа (то есть обработки) входящего анализа (то есть информации).
Образование (Крат пед словарь) — процесс, в результате которого происходит усвоение систематизированных знаний, умений и навыков, необходимое условие подготовки человека к жизни и труду.
Память (БСЭ)- способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить её в сферу сознания и поведения.
Память (Ожегов) — способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, образы и т.д.
Педагогическое взаимодействие (Педагогический энциклопедический словарь) — процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребёнка.
Познание (Новая иллюстрированная энциклопедия) — процесс достижения знания.
Познавательная активность (Сальникова) — личностное свойство, которое приобретается, закрепляется и развивается в организованном процессе познания с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
Познавательный процесс (Ожегов) — способствующий познанию, расширению знаний. Основные характеристики познавательных процессов — внимание, память, воображение, мышление и речь.
Понятия (Ребер т.2) — внутренне, психологическое представление общих свойств.
Развитие (Ребер т.2) — прогрессивное изменение, ведущее к более высоким уровням. Здесь подразумевается положительный характер прогресса, увеличение эффективного функционирования, созревания, улучшение, обогащение и усложнение.
Речь (БСЭ) — речевая деятельность, общение, опосредствованное языком, один из видов коммуникативной деятельности человека.
Речь — это совокупность условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.
Способность (Ребер т.2) — умение, а также возможность производить какие-нибудь действия. Качества, возможность, умение, опыт, мастерство и др., которые позволяют совершать определенные действия в заданное время. Способность — это готовность индивида к выполнению какого-либо действия.
Умственное развитие (интеллект) (Ребер т.2) — все те прогрессивные изменения в когнитивном развитии, которые происходят в индивиде с течением времени.
Формирование (Ребер т.2) — последовательные шаги в осознании.
Приложение 2
Рекомендации педагогического руководства игрой
Ш Сведения об окружающем, которые дети должны усвоить, сопровождаясь эмоциональными впечатлениями, должны создавать в сознании ребенка яркие образы, которые он стремился бы воплотить в игровом действии.
Ш Начинать следует с организации игр, наиболее близких к детям.
Ш Руководитель должен не только помогать детям оформлять сюжет игры, но и предавать ему определенную нравственную направленность, но необходимо учитывать интересы детей.
Ш Планирование игры и контроль за ее развитием осуществляются либо взрослым, либо ребенком, хорошо знающим сюжет и пользующим авторитетом среди товарищей. При отсутствии такого режиссирования коллективная игра, как правило, распадается, и сюжет продолжает самостоятельно развертываться в отдельных группках из двух-трех человек.
Ш Руководитель должен следить за тем, что бы каждый ребенок был участником игры, мог объяснить партнерам свой замысел, убедить в справедливости своих требований.
Ш Очень важны длительные игры в плане одновременного решения задач умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Построение образов в таких играх приобретает творческий, сознательный, активный характер.
Ш При распределении ролей и в обычных, и в длительных играх можно использовать считалки, предлагать воспитанникам договариваться выполнять интересные роли по очереди.
Ш Полезно воспитателю принимать участие в игре в качестве партнера и показывать детям образец ролевого поведения.
Ш Большое влияние на характер игры и ее содержание оказывает произведение художественной литературы и книжной иллюстрации.
Ш Любая игра должна осуществляться с учетом возрастных особенностей детей, их подготовленности к усвоению тех или иных знаний и форм поведения.
Приложение 3
Десять видов вопросов, которые крайне нежелательны для эрудиционов
1. Что такое гипотенуза? Когда произошло восстание декабристов?
Подобные вопросы можно назвать откровенно примитивными. Они требуют от участников знания общеизвестных фактов из программных курсов школы и не требуют ни малейших проявлений логического мышления. Такие вопросы уместны на уроках, но не в игре.
2. Кому В. Пастернак посвятил стихотворение «Приближение грозы», написанное в 1927 году?
Подобный вопрос имеет много сходства с предыдущими: он не требует от игрока ничего, кроме эрудиции, знания фактов. Но в то же время подобные вопросы — прямая противоположность предыдущим: если на те способен ответить любой троечник-семиклассник, то на этот не сразу ответит даже ученый-литературовед, изучающий творчество Б. Пастернака. Этот вопрос требует глубоких и профессиональных знаний, ответить на него можно только со словарем. Когда игра состоит из таких вопросов, у участников пропадает всякое желание к игре: «Зачем? Я все равно не отвечу».
3. В каких городах мира есть метро? Как называются башни Московского Кремля? Каких вы знаете космонавтов?
Подобные вопросы требуют ответа-перечисления. При этом, как правило, возникает проблема: нужно перечислять все или можно ограничиться несколькими названиями. А если можно ограничиться, то что именно нужно сказать, чтобы ответ сочли правильным. Ведь городов, где есть метро, десятки, а в космосе побывали уже сотни людей. То есть подобные вопросы — заданные без всяких пояснений, провоцируют самые разнообразные конфликты. В целях предотвращения конфликтов вопросы, требующие перечисления при ответе (даже если это перечисление состоит всего из 2 — 3 пунктов), не должны допускаться до игры.
4. Какой пролив разделяет два материка?
Этот вопрос не имеет одного правильного ответа. Кроме Берингова пролива (его имели в виду) можно назвать Гибралтарский пролив. Поскольку подобные вопросы скрывают в себе потенциальный конфликт, они недопустимы в игре: вопрос должен быть сформулирован так, чтобы на него был только один правильный ответ.
5. Дайте характеристику кровеносной системы человека.
Подобные вопросы предполагают не просто ответ, а целое развернутое выступление-лекцию. Причем трудно определить даже минимум информации, которая должна прозвучать, чтобы ответ был признан правильным. А значит, любой ответ при желании можно назвать неполным и не дать участнику очка; в свою очередь, игрок может подать апелляцию, а это уже конфликт. Конфликта не будет, если не будет и вопросов, требующих подробного, обстоятельного, развернутого ответа. Такие вопросы пусть останутся только на уроках.
6. Кто и в связи с чем, сказал: «Велика Россия, а отступать некуда?». Как назывался, когда, где и по какой причине погиб самый большой пассажирский корабль?
К подобным вопросам вообще неприменимо слово «вопрос», взятое в единственном числе. Каждый такой вопрос — это сумма из двух, трех, а то и четырех самостоятельных вопросов. Когда в игре встречаются такие вопросы, всегда существует вероятность, что игрок ответит только на часть, а не на все вопросы. В этом случае ему может быть зачтено поражение, но это ведь не совсем справедливо. Чтобы не обижать игроков и не создавать напряженности в игре, в каждом вопросе должен быть только один вопрос.
7. Какой полуостров жалуется сам на себя? (Ямал}. Какой город летает? (Орел). В каком городе живет один мальчик и сто девочек? (Севастополь).
Подобные вопросы более точно было бы назвать загадками. Загадки, конечно, великолепное средство для развития ассоциативного. логического мышления. Но это уже иной жанр. Присутствие подобных вопросов в игре равнозначно ситуации, когда четвертым в упряжку лошадей запрягают верблюда. Поэтому в игре или все вопросы должны быть загадками, или их не должно быть ни одной.
8. Сколько горошин может войти в пустой стакан ? Почему заяц, бегает? Чем заканчиваются день и ночь?
Подобные вопросы можно назвать вопросами-шутками, вопросами-розыгрышами. В каждом таком вопросе заключен второй смысл, и задача отвечающего этот смысл отыскать. (То есть надо догадаться, что горошины холить не умеют, что заяц бегает по лесу, что в конце слов «день» и «ночь» стоит мягкий знак). Если игрок не видит «закавыки» и пытается отвечать серьезно, над ним просто смеются. Когда подобные шутки вдруг оказываются в соседстве с серьезными вопросами, они «выбивают из колеи» участников игры, игроки просто не успевают переориентироваться. Эти вопросы лучше не брать для эрудиционов, лучше приберечь их для веселых вечеринок.
9. Кто по национальности А. Розенбаум?
Подобные вопросы просто неэтичны. Задавать их — значит демонстрировать определенный уровень воспитанности. Заставлять детей отвечать на такие вопросы — значит, прививать им обывательское мышление и дурной вкус.
10. В какой стране происходит действие сказки А. Линдгрен «Волшебный голос Джельсомино»? Как назывался пароход, на котором Магеллан совершил кругосветное плавание?
А это элементарно безграмотные вопросы. Астрид Линдгрен никогда не писала о Джельсомино, а Магеллан не плавал на пароходах.
Любая (фактическая, стилистическая) ошибка — это пощечина самой идее интеллектуальных игр.
Характеристики образа тела как структурного компонента субъективного благополучия
Открытый доступ
Проблема | Веб-конференция E3S. Том 273, 2021 XIV Международная научно-практическая конференция «Состояние и перспективы развития АПК — ИНТЕРАГРОМАШ 2021» | |
---|---|---|
Номер статьи | 10021 | |
Количество страниц) | 10 | |
Секция | Психология устойчивого развития и взаимодействия человека с окружающей средой | |
ДОИ | https://doi.org/10.1051/e3sconf/202127310021 | |
Опубликовано онлайн | 22 июня 2021 г. |
- Абрамова Г.С. Возрастная психология. Психология развития: Учебное пособие для студентов вузов. Екатеринбург: Деловая книга, М., 2000. [Google Scholar]
- Белугина Е. В. Отношение к своей внешности в зрелом возрасте: кандидатская диссертация (Ростов-на-Дону, 2003). [Google Scholar]
- Л.И. Вассерман, О.Ф. Ерышев, Е.Б. Клубова, Н.Н. Петрова, И.Г. Беспалько, М.А. Беребин, М.И. Савельева, Л.М. Таукенова, А.В. Штрахова, Т.А. Аристова, И.М. Осадчий, Психологическая оценка индекса образа жизни, Руководство для психологов и врачей (НИИ Психоневрологии, Санкт-Петербург, 2003) [Google Scholar]
- А. А. Гавриленко, Концепция психического Я как компонент Я-концепции, кандидатская диссертация, (Москва, 2009) [Google Scholar]
- К.В. Иванова, Особенности самосознания у женщин, неудовлетворенных своим телом: случай женщин, недовольных своим весом, кандидатская диссертация, (Москва, 2009).) [Google Scholar]
- СРЕДНИЙ. Иващенко, Н.Б. Карабущенко, Т.С. Пилишвили, Т.В. Чиквадзе, Психологический журнал 3(17), 225−228 (2016) [Google Scholar]
- К. В. Лобин, Структура образа себя у женщин с ожирением (в соответствии с целями психотерапии), кандидатская диссертация, (Санкт-Петербург, 2006) [Google Scholar]
- И.Г. Малкина-Пых. Терапия пищевых привычек. М.: Эксмо, 2005. [Google Scholar]
- ГАРАНТИРОВАННАЯ ПОБЕДА. Овчинникова, Социально-психологическая адаптация как фактор формирования образа Я у подростков, кандидатская диссертация, (Москва, 1997) [Google Scholar]
- С. Р. Пантелеев, Методика изучения самоотношения (Смысл, Москва, 19).93) [Google Scholar]
- Э.А. Петрова, Д.А. Смыслов, Индивидуальная социальная психология. Учебно-методическое пособие для студентов (издательство РИЦ АИМ, Москва, 2008 г.) [Google Scholar]
- Т.С. Пилишвили, The Open Psychology Journal 1(10), 11−18 2017 doi: 10.2174/1874350101710010011 [Google Scholar]
- Т. С. Пилишвили, А.Л. Данилова, Ревиста Эспасиос Венесуэла 39(30), 13 (2018) [Google Scholar]
- Т. Пилишвили, А. Данилова, Revista Espacios Венесуэла 40(26), 19 (2019) [Google Scholar]
- Т.С. Пилисвили, Э.Ф. Коянонго, Психология в России: состояние искусства, 1(9), 84−97 (2016), doi: 10.11621/pir.2016.0106 [Google Scholar]
- Т. Пилишвили, Н. Карабущенко, Э. Магомедова, Р. Рассел, И. Медведева Revista Espacios Венесуэла 39(30), 13 (2018) [Google Scholar]
- Ю.Л. Савчикова, Психологические проблемы женщин, борющихся с лишним весом, кандидатская диссертация, (Санкт-Петербург, 2005) [Google Scholar]
- О.А. Скугаревский, С.В. Сивуха, Психология, 4, 40–48 (2006). [Google Scholar]
- Е. Б. Станковская, Структура и типы телесного аспекта самоотношения, кандидатская диссертация, (Москва, 2011) [Google Scholar]
- Черкашина А.Г. Концепция физического Я в самоотношении девочек-подростков. Кандидатская диссертация (Самара, 2004). [Google Scholar]
- Эриксон Э. Идентичность: подростковый возраст и кризис (Прогресс, Москва, 19).96) [Google Scholar]
- Д. М. Аккард, Дж.К. Кролл и А. Кирни-Кук, Журнал психосоматических исследований 52, 129–136 (2002). [Перекрестная ссылка] [В паблике] [Google Scholar]
- К. Бьорнсков, Социальные науки и медицина 66, 1750–1759 (2008) [Google Scholar]
- А. Буасси, Г. Мантейфель, М.Б. Дженсен, Р.О. Мо, Б. Спруйт, Л. Дж. Килинг и др., Физиология и поведение. 92, 375–397 (2007) [Перекрестная ссылка] [В паблике] [Google Scholar]
- А. Борхес, Гаспар де Матос М. и Дж. Диниз, Испанский журнал психологии, 16 (2013). doi.org/10.1017/sjp.2013.24 Опубликовано в сети: 7 июня 2013 г. [Перекрестная ссылка] [Google Scholar]
- Дж. Каттарин, К. Томпсон, К. Томас и Р. Уильямс, Журнал социальной и клинической психологии 19 (2), 220–239 (2000). [Google Scholar]
- Ю. Чида и А. Степто, Психосоматическая медицина 70, 741–756 (2008). [Перекрестная ссылка] [В паблике] [Google Scholar]
- С. Коэн, К.М. Альпер, У.Дж. Дойл, Дж.Дж. Треанор и Р. Б. Тернер, Психосоматическая медицина 68, 809–815 (2006). [Перекрестная ссылка] [В паблике] [Google Scholar]
- Дэниел Клей В.Л., Journal of Research on Adolescence 451–477 (2005) doi:10.1111/j.1532-7795.2005.00107.x [Google Scholar]
- К.