Абстрактно логические средства: Приемы абстрактно-логического метода исследования, их сущность — Студопедия

Приемы абстрактно-логического метода исследования, их сущность — Студопедия

Поделись с друзьями: 

Абстрактно-логический метод исследования используется для изучения сущности явления в том случае, если недостаточно информации для проведения углубленного анализа или невозможно для этих целей применить экспериментальный метод исследования.

Основными приемами абстрактно-логического метода являются:

1.Выдвижение гипотезы – обоснованного научного предположения о закономерной причинной связи между явлениями. Гипотезы бывают: описательные (предполагается существование какого-то явления), объяснительные (позволяющие вскрыть причины существования явления), описательно-объяснительные. К гипотезе предъявляются определенные требования: она должна включать, как правило, одно положение; в нее нельзя включать не совсем однозначные понятия и категории; гипотеза должна соответствовать фактам, быть проверяемой и приложимой к широкому кругу явлений; она требует стилистического оформления, логической простоты и соблюдения преемственности.

2.Приемы индукции и дедукции. Индукция предусматривает изучение отдельных составных элементов явления для изучения всего процесса. Например, изучают изменения площадей сельскохозяйственных культур, сортов растений, их предшественников и т.д., т.е. все факторы, которые влияют на их урожайность и на объем валового производства растениеводческой продукции, объем договорных поставок. Применение индукции позволяет сделать общий вывод о признаках совокупности элементов на основе исследования их части. Прием дедукции заключается в изучении сложного явления от общих представлений к частным. Посредством дедукции вывод об отдельном элементе совокупности делается на основе знаний о признаках всей совокупности. В процессе познания индукция и дедукции всегда используются совместно.

3.Приемы анализа и синтеза. Прием анализа заключается в логическом расчленении сложного явления на его составные части и исследовании их отдельно для выявления закономерностей развития. Например, исследование себестоимости растениеводческой продукции по составу затрат на ее формирование. Прием синтеза заключается в мысленном воссоединении отдельных составляющих частей в единое целое с установлением законов его развития. Приемы анализа и синтеза органически связаны между собой и принимают различные формы в зависимости от свойств изучаемого объекта и цели исследования. На стадии поверхностного ознакомления с объектом исследования применяется прямой или эмпирический анализ и синтез, которые позволяют выделить отдельные части объекта исследования, обнаружить его свойства, провести простейшие измерения. Данные приемы используются одновременно при изучении конкретного объекта исследования.

4.Прием аналогии. Сущность состоит в том, что на основе сходства нескольких признаков изучаемого явления делается вывод о сходстве других признаков. Умозаключения по аналогии позволяют переносить знания о достаточно изученном объекте на менее изученный объект, но сходный с первым по существенным свойствам и качествам.

Такие умозаключения являются одним из основных источников гипотез. Результаты, полученные с помощью приема аналогии, требуют дополнительной проверки, например, с помощью специальных опытов.

5.Прием сопоставления – это прием, при котором выявляются различия, например, фактических данных с результатами, полученными при моделировании, что позволяет провести корректировку модели изучаемого процесса.

6.Прием восхождения от абстрактного к конкретному представляет собой закон отображения действительности в мышлении. Согласно этому приему процесс познания как бы разбивается на два относительно самостоятельных этапа. На первом этапе происходит переход от конкретного в действительности к его абстрактным определениям. Например, изучаемый объект мысленно расчленяется и описывается при помощи множества понятий и суждений. На втором этапе происходит переход от абстрактного к конкретному. На этом этапе мысленно восстанавливается целостность исследуемого объекта.

Эти два этапа познания тесно взаимосвязаны друг с другом и позволяют сформировать закономерности развития изучаемого объекта, явления или процесса, которые должны проверяться практикой.

7.Системно-структурный прием предполагает системное изучение явления или процесса, т.е. сложное явления расчленяют на составные части (например, сельское хозяйство подразделяется на отрасли, предприятия, производственные подразделения и т.д.), выявляют их структуру, формы организации, функции, определяют возможные показатели развития отдельных частей системы.

8.Приемы формализации и моделирования. Формализация – это описание изучаемого объекта или процесса формальными средствами, т.е. в виде формулы, символами математики, обыкновенными словами и т.д., при этом исследователь отвлекается от конкретного содержания объекта или процесса. Моделирование – это разработка моделей, которые описывают изучаемый объект или процесс, его основные свойства в виде математических формул (математической модели), в виде логических выражений (логической модели), в виде графиков (графической модели).

9.Приемы программирования и прогнозирования. Прием программирования предусматривает разработку мероприятий по достижению определенных целей на ближайшую перспективу, т.е. разработка мероприятий (внесение удобрений, химпрополка, изменение предшественников и сортов для получения определенной урожайности культуры). Прогнозирование позволяет определить возможные тенденции развития процесса или явления и обоснования оптимальных путей достижения целей этого развития.

 

Лекция 5. Монографический метод исследования


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Тема «познание»

С1–С4. Работа с текстом.

Прочитайте текст и выполните задания С1–С4

Как социальные психологи изучают поведение человека

Выводы, которые создаются на основе повседневного опыта, а также благодаря накопленной мудрости философов, поэтов и писателей, часто оказываются проницательными и информативными, но при этом недостаточно доказательными.

Здравый смысл часто ставит нас перед дилеммами и нерешенными загадками в случаях, касающихся социального поведения человека. Для его понимания важно обратиться к научным методам…

Термин «научный» не обозначает избранную группу высокоразвитых областей человеческой деятельности. Он скорее указывает на общий набор методов – техник, которые могут использоваться для исследования широкого круга проблем. Следовательно, если мы пытаемся понять, является ли та или иная область научной, ключевым вопросом становится следующий: использует ли она научные процедуры? Если нет, то она оказывается вне сферы науки.

Эти методы и процедуры включают в себя попытки собрать систематическую информацию об интересующих исследователя проблемах плюс скептическое к ним отношение. Основной предпосылкой науки является убеждение, что все основные предположения о физическом мире должны быть проверены и перепроверены, чтобы принять их за истину…

В социальной психологии, изучающей причины социального поведения и социального мышления, чаще других используется экспериментальный метод, в рамках которого исследователи пытаются изменить одну переменную с целью наблюдения влияния этого на другие переменные, и корреляционный метод, когда ученый просто наблюдает естественно происходящие изменения интересующих его переменных, чтобы узнать связаны ли они.

С1.Какие виды познания упоминаются в этом тексте? (Назовите не менее двух).

С2.Каковы, на взгляд автора, особенности научного познания? Укажите две черты.

С3.В чем автор усматривает недостатки ненаучных видов познания? Приведите пример, конкретизирующий любой из этих недостатков.

С4.О каких двух научных методах в области социальной психологии говорится в этом отрывке? Укажите существенное различие между ними. Опираясь на знания из курса обществоведения, назовите еще один метод, который может использоваться в научном познании социальных явлений.

С1–С4. Работа с текстом.

Прочитайте текст и выполните задания С1–С4

Эмпирическое познание

«Сложность структуры познавательной деятельности обусловлена также тем, что в настоящее время более сложным, чем оно мыслилось ранее, представляется и слой эмпирического познания, где в едином процессе взаимодействуют чувственные формы отражения, приборно-практические средства познания и абстрактно-логические средства анализа…

Долгое время в науке господствовала эмпирическая традиция (развиваемая как материалистами, так и идеалистами), предполагавшая, что источником научных знаний являются только чувственные данные… Еще и сейчас приходится доказывать, что эмпирическое познание не является чисто чувственным, а предполагает использование различных рациональных приемов исследования…

На исходной ступени эмпирического познания исследователь, опираясь на имеющиеся знания и теоретические представления, проводит опыты и фиксирует результаты отдельных наблюдений. Однако разрозненные данные, полученные в этой стадии исследования, сами по себе еще не являются фактами науки. В них могут содержаться ошибки, связанные с отклонениями в работе чувств человека, неправильными показаниями приборов, с некорректной постановкой опытов, неверной интерпретацией и т.д. Иначе говоря, исходные данные (которые в прошлом как раз и воспринимались в качестве фактов) могут содержать какие-то случайные, ошибочные элементы и субъективные напластования. Для того чтобы они получили значение научных фактов, их необходимо очистить от подобного рода элементов, выделив то, что характеризует само объективное явление… Проверяются и перепроверяются результаты опытов, собираются недостающие сведения, осуществляются дополнительные эксперименты. Исходные данные, полученные в результате целой серии опытов и наблюдений, подвергаются… обобщению, классификации, типологизации, установлению эмпирических зависимостей и регулярностей, статистической обработке, подвергаются объяснению и интерпретации. С помощью этих средств удается максимально объективно описать явления действительности, выразить их в форме фактического знания».

А.Н. Елсуков

С1.Какие три составляющие представлены, по мнению автора, в эмпирическом познании?

С2.Какие абстрактно-логические средства, по мнению автора, позволяют максимально объективно описать явления действительности, выразить их в форме фактического знания? Назовите пять любых средств.

С3.Автор считает, что результаты отдельных наблюдений сами по себе не являются фактами науки. Найдите в тексте три объяснения этого утверждения.

С4.Автор указывает, что долгое время в науке господствовала эмпирическая традиция. Напишите, как называют философов, придерживающихся иной позиции, и укажите любые две особенности их подхода к решению вопроса о познании мира.

С5.

Укажите основные особенности социального познания.

С5.

Приведите два примера ненаучных форм познания.

С6. Задание на конкретизацию.

Раскройте на примерах методы, присущие научному познанию.

С6. Задание на конкретизацию.

Раскройте на примере две особенности познания мира средствами искусства (сначала приведите пример, а затем назовите две особенности).

С6. Задание на конкретизацию.

Раскройте на примере теоретическое положение, что на социальное познание оказывает влияние совпадение объекта и субъекта познания.

С6. Задание на конкретизацию.

Назовите любые три особенности научного познания и каждую из них проиллюстрируйте примером.

С6. Задание на конкретизацию.

Известно, что постепенное накопление научного знания время от времени «взрывается» научными революциями. Чем характеризуется этот период в развитии науки? (назовите не менее двух черт). Приведите пример научной революции.

С7. Задание-задача.

Ученые одного из университетов США отобрали 25 добровольцев, которые согласились провести в лаборатории изучения сна 12 дней. Одним давали спать по 6 часов, а другим по 8 часов в сутки. Было установлено, что у тех, кто спал по 6 часов, повышался в крови уровень веществ, связанных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.

Какой из методов научного познания нашел отражение в данном сообщении? Какой уровень научного знания представлен в нем? Аргументируйте свой ответ.

С7. Задание-задача.

Исходя из непосредственных наблюдений, люди долгое время считали, что Земля – плоское и покоящееся тело, а Солнце – движется по небосводу.

Какой вывод о роли наблюдений в формировании научной картины мира можно сделать на основе этого факта? Какие еще методы познания мира используются в науке?

С7. Задание-задача.

Известный мореплаватель Магеллан искал кратчайший путь в Индию. Он пользовался картой, где был указан пролив, соединяющий Атлантический и Тихий океаны. Однако в отмеченном на карте месте Магеллан пролива не обнаружил. Тогда он, изучив описания, оставленные предшественниками, предположил, что этот пролив должен быть южнее. Он исследовал каждую бухту, каждый залив – и обнаружил пролив (впоследствии названный его именем) между материком и архипелагом Огненная Земля.

Какие методы научного познания применил Магеллан? Укажите три метода.

С7. Задание-задача.

Как-то А. Эйнштейн с женой посетили крупную американскую обсерваторию. Осматривая телескоп, имеющий зеркало диаметром 2,5 метра, жена ученого поинтересовалась предназначением столь грандиозного прибора. Директор пояснил, что этот инструмент необходим, чтобы узнать строение Вселенной. «А мой муж обычно делает это на обороте старого конверта», – сказала супруга ученого.

О каких методах научного исследования идет речь в этом фрагменте? Кратко охарактеризуйте их.

С8. Составление плана ответа.

Вам поручено подготовить доклад на тему «Познание человеком мира и самого себя». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

Что такое абстрактное мышление? Определение и обзор

Абстрактное мышление — это психометрическая компетенция, связанная с подвижным интеллектом и логическим мышлением. Люди с хорошими навыками абстрактного мышления могут понимать и анализировать незнакомую информацию для решения новых задач.

В отличие от подвижного интеллекта кристаллизованный интеллект представляет собой долговременное хранилище информации, которую мы узнали или испытали, или навыков, которыми мы обладаем. Хорошим примером этого являются пустяки или вещи, которые изучались в школе, такие как научные принципы или теорема Пифагора.

Абстрактное мышление связано с принципами, которые, возможно, являются гипотетическими или символическими и не связаны с объектами, людьми или ситуациями.

Абстрактное мышление — это то, что развивается как часть нормального процесса когнитивного развития в детстве. Ребенок развивает понимание мира через свои чувства, по мере взросления это становится более логичным и связанным с конкретными идеями. К тому времени, когда ребенку исполняется около 12 лет, он начинает мыслить более абстрактно, понимает такие вещи, как метафоры, и начинает видеть более широкую картину.

Оценка абстрактных рассуждений используется в качестве психометрических тестов в процессе подачи заявки на ряд различных ролей в большинстве отраслей, помогая рекрутерам узнать, какие кандидаты с наибольшей вероятностью будут способны учиться, обладают творческими навыками решения проблем и могут думать на ходу. .

В чем разница между абстрактными рассуждениями и логическими рассуждениями?

Логическое мышление — это широкий термин, который используется для описания того, как человек решает проблемы. Есть много способов проверить чьи-то навыки логического мышления, и абстрактное мышление — один из них.

Другие типы логических рассуждений включают:

  • Индуктивное мышление: способность делать обобщенные выводы из конкретного сценария.
  • Дедуктивное мышление: способность делать конкретные выводы из обобщенного сценария.
  • Abductive Reasoning: возможность сделать вывод из незавершенного сценария.

Абстрактное рассуждение — это форма абдуктивного рассуждения, когда человеку необходимо мыслить по-новому, чтобы сделать правильный вывод о проблеме.

Важность абстрактного мышления

Абстрактное мышление проверяется в процессе подачи заявки, потому что навыки, демонстрируемые кандидатом, способным мыслить абстрактно, полезны на рабочем месте.

Обладая навыками абстрактного мышления, вы можете думать на ходу и легко усваивать новую информацию, что является бонусом для новичка в роли. Навыки абстрактного мышления также включают способность приобретать новые стратегии перед лицом новых проблем и видеть сложные проблемы с точки зрения других людей. Обладая способностью видеть взаимосвязь или закономерности в различных идеях, человек с навыками абстрактного мышления может видеть «общую» картину и принимать более обоснованные решения даже при ограниченной информации.

Это распространяется и за пределы рабочего места. Абстрактное мышление связано с воображением, способностью использовать и понимать такие вещи, как метафоры и сравнения. Люди с навыками абстрактного мышления могут говорить о чем-то образно или гипотетически и, как правило, хорошо видят проблему с обеих сторон, что позволяет им хорошо решать все типы проблем.

Когда можно пройти тест на абстрактное мышление?

Тесты на абстрактное мышление часто используются в процессе подачи заявки на должности, требующие определенной формы критического мышления, например, на руководящие или исполнительные должности, или в конкретных отраслях, таких как юриспруденция или финансы.

Кандидаты, которые претендуют на должность, должны заполнить форму заявки и представить резюме. Группа по подбору персонала сравнит всех кандидатов со списком основных критериев. Те, которые соответствуют требованиям, должны быть проверены на их потенциал, и именно здесь вступает в действие оценка абстрактного мышления.

Они чаще всего используются в сочетании с другими тестами, такими как вербальные и числовые тесты на рассуждение, и выполняются онлайн.

Тесты на абстрактное мышление также используются для помощи в реализации планов обучения или в качестве подготовки к лидерству или продвижению по службе для сотрудников, уже занимающих определенную должность.

Вы можете проверить свои навыки абстрактного мышления в повседневной жизни, принимая участие в викторине или решая онлайн-головоломки.

Чего ожидать от теста на абстрактное мышление

Тесты на абстрактное мышление обычно рассчитаны по времени и имеют несколько вариантов ответов. В качестве невербальной оценки абстрактное рассуждение касается форм и образов, а не слов или чисел, что делает его полезным тестом в разных культурах и языках.

Как правило, тест на абстрактное мышление представляет серию изображений или фигур, расположенных в виде матрицы. Там будет отсутствующий элемент, и вам нужно будет определить, какой из вариантов множественного выбора правильный.

Фигуры или изображения находятся в последовательности, которая подчиняется определенному правилу или шаблону, поэтому, если вы сможете найти шаблон, вы сможете решить проблему.

Это оценивает ваши навыки абстрактного мышления, заставляя вас быстро думать о незнакомой информации, находить закономерности между, казалось бы, не связанными элементами и логически применять эту теорию.

Вы должны быть в состоянии сделать это быстро; оценки абстрактных рассуждений обычно имеют жесткие временные рамки.

Могу ли я улучшить свои навыки абстрактного мышления?

По мере того, как у детей старшего возраста начинают развиваться навыки абстрактного мышления, вы можете улучшить свои навыки концептуального мышления в повседневной жизни.

Когда вы читаете статью в газете или вам нужно решить проблему, подумайте не только о том, почему, но и о том, как это сделать. Пробуйте и ищите другие точки зрения или способы достижения цели, чтобы отойти от выводов, основанных только на конкретных фактах (или кристаллизованном интеллекте).

Один из самых простых способов улучшить свои навыки абстрактного мышления — решать головоломки, например, в Интернете или в газетах. Головоломки, такие как кроссворды и судоку, являются отличными примерами, как и даже простые действия, такие как «найди отличия».

Возможно, вы захотите поиграть в онлайн-игры для тренировки мозга — например, их можно загрузить в виде приложения на свой смартфон.

Конечно, определенные навыки абстрактного мышления, которые помогут вам, если вы столкнетесь с оценкой в ​​рамках заявления о приеме на работу, можно улучшить, практикуя тесты на абстрактное мышление. Это поможет вам ознакомиться со структурой и расположением экзаменов, а также даст представление о том, как нужно отвечать на вопросы.

Присоединяйтесь сегодня

Выберите план и начните практиковать

Немедленный доступ. Отменить в любое время.

Про

Оплата ежегодно

Платить ежемесячно

— — —

  • 30 Числовой логические тесты
  • 30 Вербальный логические тесты
  • 30 Схема логические тесты
  • 30 Ситуационный оценочные тесты
  • 32 Издатель пакеты напр. Уотсон Глейзер
  • 245 Работодатель пакеты напр. HSBC
  • 29 Экстра пакеты, например, механические
  • Отслеживание производительности панели мониторинга
  • Полные решения и пояснения
  • Советы, рекомендации, руководства и ресурсы

Базовый

  • Доступ к бесплатным тестам
  • Базовое отслеживание производительности
  • Решения и пояснения
  • Советы и ресурсы

Бесплатно

Так что же на самом деле ТАКОЕ абстрактное мышление и почему оно важно?

Так что же на самом деле ТАКОЕ абстрактное мышление и почему оно важно?

Оценки вербального, числового и механического мышления говорят сами за себя с точки зрения того, что они измеряют, и типов вопросов, которые мы можем ожидать. Абстрактные рассуждения, однако, могут быть немного более сложными для понимания (потому что… они абстрактны!). Чтобы прояснить любую путаницу, давайте посмотрим, что это такое и почему это полезно.

ЧТО ТАКОЕ РЕЗЮМЕ?

Резюме Рассуждение наиболее тесно связано с подвижным интеллектом: нашей способностью быстро рассуждать на основе информации для решения новых незнакомых задач, независимо от каких-либо предварительных знаний. Он включает в себя нестандартное и гибкое мышление, логические рассуждения и поиск решений, выходящих за рамки самых очевидных. Тот, кто силен в абстрактном мышлении, сможет использовать логику для экстраполяции правил или отношений на другие возможные сценарии.

Может быть полезно думать об этом как о противоположности конкретные рассуждения, которые включают в себя работу с буквальной информацией, которая находится прямо перед вами, и не думая ЗА ПРЕДЕЛАМИ этого.

Подвижный интеллект отличается от кристаллизованного интеллекта , который относится к нашей способности использовать навыки, знания и опыт и включает доступ к полученной информации из долговременной памяти. Кристаллизованный интеллект зависит от предшествующих знаний, и элементы, затрагивающие эту область, могут включать словарный запас, арифметику или общие знания. Викторины по пустякам требуют от нас использования кристаллизованного интеллекта.

ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ТЕСТ РЕЗЮМЕ?

Аннотация Элементы рассуждений включают в себя формы и шаблоны. Вы также можете услышать, что эти тесты называются «логическими» или «индуктивными» оценками рассуждений.

 Обычно они включают в себя определение «основного правила» в данной последовательности или шаблоне, а затем применение этого правила для решения проблемы. (Это сложнее, чем схематическое рассуждение, где правило уже 90 151 при наличии 90 152, и человеку просто нужно применить правило.) На самом деле не имеет значения, состоит ли данный шаблон из символов, форм или чисел; это просто «новые данные», которые нужно интерпретировать.

Оценки вербального, числового и механического мышления не требуют пояснений с точки зрения того, что они измеряют, и типов вопросов, которые мы можем ожидать. Абстрактные рассуждения, однако, могут быть немного более сложными для понимания (потому что… они абстрактны!). Чтобы прояснить любую путаницу, давайте посмотрим, что это такое и почему это полезно.

ПОЧЕМУ ВАЖНО РЕФЕРАТНОЕ ОБОСНОВАНИЕ?

Резюме Рассуждения важны на большинстве рабочих мест, где от нас требуется быстро мыслить, быстро усваивать новую информацию и приобретать новые навыки, формировать новые стратегии и регулярно решать новые проблемы. Мы не всегда можем полагаться на прошлый опыт, особенно в нашей постоянно меняющейся рабочей среде.

Кандидат, набравший очень низкий балл по абстрактному мышлению, может с трудом видеть «общую картину», осмысливать сложные проблемы, определять взаимосвязь между идеями или быстро осваивать новые навыки. По этим причинам у нас есть клиенты, которые считают Абстрактное Рассуждение наиболее важным из различных когнитивных тестов.

Резюме Оценки рассуждений также набирают популярность в качестве когнитивных тестов, ориентированных на разнообразие, поскольку они не зависят от языка (и акультурны) и, следовательно, не могут проводить дискриминацию на основе английского языка.

Добавить комментарий