Какое мышление лучше — абстрактное или конкретное? | Психология
Например, в реальности существует конкретная береза, растущая под вашим окном. Но ее можно абстрагировать вместе со всеми остальными деревьями в абстрактном слове «дерево». Далее можно сделать еще большую абстракцию — «растение». И еще большую — «живое существо». И еще большую — «материальный объект». И даже еще большую — просто «объект».
То есть абстракция — это некое обобщение конкретных явлений. Множество разных деревьев можно назвать словом «дерево». По сути, бесконечное множество деревьев можно назвать таким словом. Но в реальности «дерева вообще» нет. Ни одного «дерева вообще» в реальности не существует.
Собственно, в абстракциях нет ничего плохого. Они нужны для решения определенных сложных задач. Проблемы начинаются тогда, когда в нашем мышлении абстрактного становится больше, чем конкретного.
В этом случае оказывается, что наше мышление ушло из реального мира в мир абстракций. Который, собственно, только в мышлении и существует. И начинает человек безуспешно решать абстрактные задачи, страдать от нерешенных абстрактных проблем, задаваться абстрактными, а значит заведомо не имеющими правильного ответа вопросами…
Самый известный пример запредельно абстрактного вопроса, ошибочно принимаемого за реальность: «В чем смысл жизни?» Здесь оба слова — и «смысл», и «жизнь» — запредельные абстракции. Смысл вообще? Жизнь вообще? Как это?
Собственно, если понаблюдать за своим мышлением, таких абстрактных понятий, вопросов и рассуждений наблюдается запредельное множество. Люди страдают от абстрактной депрессии, пытаются преодолеть абстрактную лень, ищут абстрактное счастье, мучаются от несоответствия абстрактным идеалам, озабочены проблемами абстрактного добра и абстрактного зла (не замечая конкретного добра и конкретного зла, которые творят они сами и другие люди), пытаются абстрактно улучшить свою абстрактную жизнь, стараясь найти абстрактное призвание… Список можно продолжать бесконечно.
Собственно, человек, думающий исключительно абстракциями, просто перестает быть живым. О чем-то живом, настоящем, реальном он подумать уже не может — мысли переполнены абстракциями. А конкретика кажется чем-то мелким, неважным и незначительным. Хотя на самом деле, разумеется, все в точности наоборот.
Поэтому очень важно уметь отличать, где конкретика, а где абстракция.
Конкретные явления — они наблюдаемы, находятся в конкретном месте и времени, их можно увидеть, услышать, ощутить, они единичны и уникальны, они изменчивы, с ними, как правило, можно что-то сделать. Абстракции, напротив, находятся исключительно в наших рассуждениях, обозначают сразу бесконечное множество явлений, вечны и постоянны, и сделать с ними ничего нельзя, потому что они просто нереальны. Это просто мысли. Их можно или думать, или не думать. И всё.
Конкретное — это трава на лужайке. Абстрактное — «жизнь во Вселенной». По лужайке можно, например, пройтись. А что делать с «жизнью во Вселенной» — непонятно. Непонятно даже, что это вообще такое.
(Кстати, понятие «я» — тоже абстракция.
Причем, что самое смешное — абстрактное просто не может существовать без конкретного. Как я уже написал, абстрактные понятия — это просто обобщения конкретных явлений. И если перестать думать о конкретных явлениях — абстрактные тоже очень быстро закончатся. И тогда подумать вообще ничего будет нельзя. Наступит мыслительный ступор.
Итого. Мышление, чтобы оно приносило пользу, должно быть как можно более конкретным. Абстракции, разумеется, тоже можно использовать, но только в контексте решения конкретных задач. И любые абстрактные рассуждения обязательно должны проверяться на конкретных экспериментах. То есть абстрактное должно начинаться из конкретного и в конкретном же заканчиваться.
Потому что только конкретное — реально. А все абстрактное — нереально.
Теги: самоанализ, мышление, личностная психология, абстрактное мышление, мысли
Тест на абстрактное мышление (ART)
Как правило, при подборе кандидатов на какую-либо должность работодатели хотят видеть в соискателях четыре основных качества:
Что определяет тест на абстрактное мышление?
Тест на абстрактное мышление (ART) измеряет общий уровень умственных способностей. Руководствуясь результатами этого теста, работодатель может оценить предрасположенность кандидата к той или иной должности, а также его обучаемость.
«…помимо всего прочего, речь здесь идет о способности рассуждать, планировать, решать задачи, абстрактно мыслить, усваивать сложные идеи, быстро обучаться, в том числе на практике» (Готтфредсон, 1994 г.
, ч. 13).
Для кого мы рекомендуем тест на абстрактное мышление?
Тест на абстрактное мышление будет полезен при подборе кандидатов на стартовые позиции: квалифицированных рабочих, обслуживающего персонала и офисных сотрудников, а также для работ более высокой сложности (например, менеджеров и специалистов). Этот тест эффективнее остальных методов отбора с точки зрения соотношения результата и затрат при найме сотрудников.
Что такое тест на абстрактное мышление?
ТЕСТ НА АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ (ART) — это письменный матричный тест на общий уровень умственных способностей, который имеет высокую валидность для прогнозирования результативности на рабочем месте, а также эффективности обучения для сотрудников, занимающих позиции различного уровня. В частности, ART измеряет способность к индуктивному мышлению, т. е. умение находить типовые решения и закономерности, создавать на их основе общие правила и применять их для решения конкретных поставленных задач. Люди с уровнем индуктивного мышления выше среднего способны анализировать ситуации, выявлять из них закономерности и делать выводы для успешного выполнения своих функций. Они прекрасно решают различные задачи, ясно и логически мыслят, быстро учатся и принимают обоснованные решения. Все эти качества полезны практически в любой профессии, однако чем выше должность, тем они важнее.
КАК РАБОТАЕТ ТЕСТ НА АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ?
1
Тестирование проводится на дому или в присутствии работодателя. Тест доступен на 10+ языке (английском, чешском, венгерском, польском, сербохорватском, словацком, русском и т. Д.).
2
Тест заполняется в удобном онлайн-интерфейсе. Он состоит из 23 логических задач, на которые нужно дать письменный ответ за 25 минут.
3
И тестируемый кандидат, и работодатель получают автоматически созданный отчет. При этом результаты теста сравниваются с результатами местной или международной нормативной группы, состоящей не менее чем из 200 человек.
Пример задачи
Кандидату предлагается набор фигур, расположенных согласно определенной последовательности. Необходимо выявить закономерность и заменить знаки вопроса (?) на подходящие фигуры из числа предлагаемых.
КАК ЭТО ПОМОЖЕТ ВАШЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ВАШИМ СОТРУДНИКАМ?
Этот тест позволяет эффективно оценить умственные способности кандидата и понять, позволит ли уровень его/ее интеллекта выполнять обязанности в той должности, на которую он/она претендует.
Этот тест подойдет при подборе кандидатов на стартовые позиции: квалифицированных рабочих, обслуживающего персонала и офисных сотрудников, а также для работ более высокой сложности (например, менеджеров и специалистов).
Тест на абстрактное мышление позволит вам отобрать только таких кандидатов, которые будут успешно справляться со своими обязанностями.
10 примеров, объясняющих, как мы используем абстрактное мышление в реальной жизни
Абстрактное мышление является одновременно когнитивным компонентом и когнитивным навыком. В человеческом интеллекте абстрактное мышление является предиктором когнитивных навыков более высокого порядка для академических достижений и профессионального успеха. В последнее время, когда мир сильно зависит от данных, сделанные выводы по-прежнему являются отражением лежащего в основе абстрактного мышления.
Эта недооцененная умственная способность является даром, дарованным исключительно человеческому роду. Помимо влияния на академические и профессиональные достижения, абстрактное мышление является сущностью богатой и значимой жизни, действуя как средство, направляющее людей в формировании их моральных ценностей и жизненных целей.
Следовательно, с абстрактным мышлением приходит способность соотносить события и явления, находить лежащие в их основе символические значения и творческие и художественные проявления неосязаемых понятий. Этот блог проливает свет на различные примеры абстрактного мышления и то, как их используют абстрактные мыслители.
Примеры абстрактного мышленияАбстрактное мышление не является абстрактным понятием. И на следующих примерах можно легко понять осязаемость его основных идей и принципов.
1. КонцептуализацияКонцептуализация формирует ядро абстрактного мышления. В отличие от конкретных принципов мышления, в которых большая часть информации является данностью, концептуализация включает в себя объединение разрозненных фрагментов информации, чтобы сделать их понятным целым.
Умственный труд в этом процессе консолидации включает не только сбор воедино разрозненной информации, но и отражение и улавливание соответствующих деталей, которые могут быть выражены осязаемо. Таким образом, концептуализация в абстрактном мышлении чрезвычайно зависит от хорошей артикуляции.
Более того, концептуализация с артикуляцией приводит к четким определениям и границам понятий. Итак, в следующий раз, когда вы найдете релевантную и четко определенную концепцию, скорее всего, теоретик — великий абстрактный мыслитель.
2. Выдвижение гипотезявляется частью нашего умного мира и, говоря простым языком, означает нахождение причинно-следственной связи между двумя или более ситуациями. Однако выдвижение гипотез не является жестким и часто включает анализ всех возможных причин возникновения ситуации. Например, поиск ответа на вопрос, почему большинство людей становятся раздражительными летом, потребует тщательного изучения всех способствующих этому факторов, от личных до окружающих.
Правила объективности и надежности регулируют проверку гипотез в исследовательской области. Однако формирование гипотезы в более широком контексте предполагает изучение всех возможностей, выходящих далеко за рамки, установленные параметрами конкретного мышления.
Например, Выдвижение гипотез — отличный способ понять причину своего поведения. Например, низкие баллы учащегося, связанные с тем, что он пользуется гаджетами, — это классический способ, которым люди склоняются к миру и окружающим людям через различные гипотезы.
3. Креативное мышлениеКреативное мышление или дивергентное мышление означает нестандартное мышление. Творческий ум часто проявляется в художественных стремлениях; однако творческое мышление влияет на еще одну менее обсуждаемую область — решение проблем. Если кто-то всегда ищет новые и новаторские способы решения проблемы, в этом тоже есть креативность. Это включает в себя использование способностей воображения для формулирования плана действий в непредвиденных обстоятельствах для решения проблемы.
Поскольку новое решение сначала находится в голове и его еще предстоит опробовать, подход к поиску творческого решения проходит через фазы выдвижения гипотез и концептуализации. А если говорить об основах творчества, использование различных форм искусства, таких как музыка, поэзия или рисование, может еще больше обогатить выражение абстрактной информации.
Креативное мышление, используемое при решении проблем, проявляется в мозговом штурме. Мозговой штурм означает обсуждение перспектив и решений в групповой обстановке, чтобы преодолеть обычные неудачи и провести открытый разговор о новых идеях.
4.
Индуктивное мышлениеОценка абстрактного мышления часто использует в качестве параметра индуктивное мышление. Индуктивный сценарий предполагает использование относительно общего сценария для получения выводов о конкретном сценарии. Высокоинтеллектуальные абстрактные мыслители быстро находят сходство между явлениями и людьми. Индуктивное рассуждение, безусловно, нужно практиковать в определенных пределах; тем не менее, это важный актив при работе с незнакомой или абстрактной информацией.
Индуктивное рассуждение — это короткая умственная операция, экономящая время. Например, тот, кто был талантлив в учебе и успешен в профессиональном плане, может заставить людей поверить, что все успешные в учебе люди также будут успешны в профессиональном плане.
5. Эмоциональный интеллектЭмоциональный интеллект стал горячей темой с тех пор, как эта концепция попала в центр внимания. Будь то часть общего интеллекта или особая способность, эмоциональный фактор — это пространство, в котором используется настроение, чувства и язык тела, и, несомненно, это то, что улучшает мыслительные процессы и решения. Конкретное мышление дает универсальный взгляд на эмоции без учета индивидуальных различий, существующих между людьми.
Чувства, какими бы абстрактными они ни были, требуют большего, чем просто поверхностное понимание человеческих эмоций. Следовательно, эмоциональный интеллект позволяет человеку полностью исследовать спектр эмоций и контекстную информацию при попытке понять личность человека. Даже в случаях личных размышлений эмоциональный интеллект помогает нам осмыслить наш мир и, соответственно, принять сознательное решение.
Эмпатия является краеугольным камнем эмоционального интеллекта человека. Люди, которые могут относиться к ситуациям других людей, понимать их и подтверждать свои эмоции, демонстрируют форму абстрактного мышления, которая сопровождается высоким эмоциональным интеллектом.
6. ЮморДолжно быть, было достаточно случаев, когда вы могли бы найти чей-то юмор понятным и хорошо построенным. Часто такие юмористические встречи заставляют нас задаться вопросом, как кто-то может обобщить каждую крупицу информации, чтобы создать идеально сформулированную шутку. Либо такие каламбуры вертятся у нас на языке и представлены четко, с правильным комическим временем и языком тела, либо они исходят из совершенно другого направления мысли. Широкие жанры комедии свидетельствуют о количестве абстрактного мышления, стоящего за созданием юмористического содержания.
Люди, способные превратить беседу в веселую и забавную, своим присутствием духа демонстрируют хорошее чувство юмора и абстрактное мышление.
7. Аналогическое мышлениеДуховные люди, святые и писатели часто используют метафоры и аналогии, чтобы заставить нас осознать силу нашего разума. Погружаясь глубже в реалии жизни и в свой разум, они могут найти и объяснить взаимосвязь между не связанными между собой сценариями.
Рассуждения по аналогии часто называют отличительной чертой интеллектуалов. Они не только знакомят нас со своим воспринимаемым миром, но и вдохновляют нас практиковать интроспекцию для выводов по аналогии. Распространенные пословицы и метафоры также являются проявлением высокого абстрактного мышления, происходящего посредством рассуждений по аналогии.
Например, Учащихся сравнивают с растением, чтобы подчеркнуть заботу и заботу, необходимые для роста ребенка, что является примером аналогического мышления.
8. Нравственные ценностиНравственные ценности бывают двух видов: общечеловеческие и личные. Даже универсальные моральные принципы оспариваются некоторыми, кто предался более глубоким размышлениям, чтобы учесть ситуационные факторы. То, что может быть правильным для одних, может быть неправильным для других, моральные ценности и чувство правильного и неправильного — все это продукт опыта, воспитания, культурных ценностей и личных размышлений. И для нас, чтобы сформировать синтезированный набор этих ценностей, абстрактное мышление имеет решающее значение. Справедливость, свобода и все другие понятия были теоретизированы несколькими философами, демонстрирующими высокий уровень абстрактного мышления.
Мать Тереза всю свою жизнь посвятила благородному делу, а это значит, что сострадание, честность и различные ценности практикуются людьми по-разному. Однако непререкаемые и гуманитарные ценности каждого человека объясняют количество абстрактного мышления, которое формирует личные взгляды и ценности, предсказывая их жизненный выбор.
9. Эстетическая чувствительностьЭстетическая чувствительность неразрывно связана с визуальным пробуждением. Однако эстетическая чувствительность применима ко всем формам искусства, которые иногда лучше соответствуют культуре, человеческим эмоциям или ситуации. Например, легкая, поднимающая настроение музыка для дней, когда мы чувствуем себя подавленными, — классический пример того, как мы обращаемся к формам художественного выражения вместо конкретных фактов о телесных изменениях, гормонах или статистике горя.
Конечно, эстетическое чувство у разных людей разное. Однако музыканты, дизайнеры интерьеров и стилисты обладают высоким эстетическим чутьем. Они могут выбрать или создать идеальное произведение, чтобы проиллюстрировать абстрактную информацию, свободно плавающую в наших умах и желающую быть обнаруженной.
Эстетическая чувствительность часто сопровождается творчеством; однако многие люди, такие как парикмахеры, всегда в курсе тенденций и меняющихся стилей, поэтому очень чувствительны к культурной эволюции.
10. Экзистенциальный интеллектВ суете повседневной жизни один вопрос, который всегда беспокоит людей в середине двадцатых годов, — это цель и смысл их жизни. Такие вопросы лучше всего дополнять философскими ответами, требующими высокого уровня абстрактного мышления и рассуждений. Ответ на вопрос о предназначении человечества и жизни человека не самый простой, но, что интересно, только некоторые из них проходят внутренние вопросы и ответы о своем существовании. Абстрактные мыслители и одаренные люди часто задают себе экзистенциальные вопросы и вносят свой вклад в огромное количество литературы о том, как сделать жизнь значимой.
Построение жизни на исследованиях и опыте для обретения мудрости является примером экзистенциального Разума. Например, говорят, что Господь Будда обрел мудрость после того, как оставил все и исследовал смысл жизни и смерти.
Являются ли абстрактно мыслящие более умными? Что говорит исследование?Абстрактное мышление в его чистейших формах ломает оковы традиционного мышления. Основные занятия в классе способствуют развитию конкретного мышления в большей степени, чем абстрактные формы умственной работы, что является одной из основных причин отсутствия понимания и развития навыков абстрактного мышления.
По сравнению с конкретными мыслителями, абстрактные мыслители более умны, поскольку абстрактное мышление считается более сложным и трудным для развития. Исследование [1] , проведенное Д. Х. Фельдманом, показало, что среди интеллектуально одаренных детей с IQ выше 150 примечательной чертой было высокое абстрактное мышление.
Классическая теория Интеллекта: Общий Интеллект, данная Рэймондом Каттелем, рассматривает абстрактное мышление как часть текучего Интеллекта, который можно определить как умственные операции для решения новых задач. Исследования, в том числе Готфредсона [2] , утверждает, что подвижный интеллект является не только важной частью когнитивного развития, но и определенным предиктором достижений в интеллектуально требовательных профессиях.
ЗаключениеАбстрактное мышление — это жизненный навык, который требует регулярной практики. Расширение наших точек зрения, подталкивание нас к другому мышлению и помощь в признании красоты художественных выражений — все это осуществляется одним компонентом интеллекта — абстрактным мышлением. Несмотря на разнообразие личностей и профессий, абстрактное мышление является основной силой между ними. Не только профессии, различные типы Интеллекта, такие как пространственный, музыкальный, лингвистический и канцелярский, среди прочих, требуют умеренной степени абстрактного мышления. Итак, не забудьте проверить упомянутые выше примеры абстрактного мышления и изучить свои сильные стороны.
Ссылки
- Фельдман, Дэвид и Морлок, М. Дж. (2011). Вундеркинды и умники. Кембриджский справочник разведки. 210-234. 10.1017/CBO9780511977244.012.
- Готтфредсон, Л. С. (1997). Почему g имеет значение: сложность повседневной жизни. Разведка , 24 (1), 79-132. https://doi.org/10.1016/S0160-2896(97)
-3
Распознавание и развитие абстрактного мышления у ребенка с нарушением зрения – Пути к грамотности
Мария — второклассница, которая в настоящее время использует шрифт Брайля для большей части своего обучения, но дополняет материалы аудиозаписями. Она довольно успешно училась в первом классе, и ее удивительную память часто хвалили. Мария часто могла цитировать рассказы дословно и быстро отвечала на каждый из вопросов, заданных учителем. Сейчас конец второго класса, и учительница Марии очень обеспокоена ее трудностями с пониманием историй. Мария может предоставить много конкретных деталей об историях. Хотя она может перечислить имена разных людей в истории, а также конкретное предпринятое действие, она не может указать, почему произошло конкретное действие или общий смысл истории.
Мария испытывает некоторые трудности в школе, которые часто отмечаются у детей с нарушением зрения. По мере того как мир (и академические задачи) становятся более сложными, им становится все труднее реализовать свой потенциал. Эти проблемы могут быть связаны с определенной неспособностью к обучению или когнитивными способностями. Однако это также может быть проблемой при переходе от конкретного к абстрактному способу мышления.
Что на самом деле означают термины «конкретное мышление» и «абстрактное мышление»?
Психологи давно признали, что дети в основном учатся «думать» об объектах и событиях по мере своего развития и взросления. Маленький ребенок склонен мыслить свой мир конкретными способами. Они узнают факты и информацию об объектах и событиях, с которыми они действительно столкнулись в своем мире. Акцент в конкретном мышлении часто делается на перечисление фактов. Обычно ребенок собирает большое количество информации, но вся она сосредоточена на изучении одного предмета или опыта. Например, маленький ребенок легко поймет, что его плюшевая игрушка называется «собака», и постепенно добавит больше информации к этому единственному понятию. Конкретное мышление представляет собой уровень мышления, который чаще всего сосредоточен на сборе фрагментов информации и повторении ее другим. Способность Марии демонстрировать такие навыки, как припоминание фактов из рассказа, является примером ребенка, занимающегося конкретным мышлением.
При абстрактном мышлении дети учатся участвовать в решении проблем или по-настоящему «думать» об окружающем их мире. Это позволяет ребенку развивать способы классификации объектов и переживаний. Это также позволяет ребенку начать иметь дело с понятиями, которые не присутствуют непосредственно в их мире. Этот тип мышления является причиной того, что дети могут отвечать на вопросы, которые требуют от них собственных выводов из конкретного материала, который был изучен ранее. Например, абстрактное мышление позволяет ребенку расширить понятие «собака» до более широкого понятия животных. Это также позволяет им добавлять новую информацию к ранее изученному понятию, например. животные могут быть домашними животными или дикими животными. Дети развивают способность осваивать новые концепции, с которыми они не сталкивались напрямую, например, понимание смысла свободы. Трудности Марии с ответами на вопросы по теме конкретного отрывка о слонах представляют собой трудности с абстрактным мышлением.
Как дети переходят к абстрактному мышлению? Это происходит автоматически или этому нужно учиться?
Маленький ребенок переходит от конкретного мышления к абстрактному мышлению, когда он начинает познавать свой мир. По мере того, как они усваивают больше понятий, они могут мысленно сортировать эти понятия и находить сходства и различия. Они становятся более способными предсказывать, как могут развиваться новые ситуации. Способности предсказывать исход событий становятся более изощренными. Многие из этих вещей происходят просто в результате опыта и взаимодействия с окружающей средой. Однако есть некоторые проблемы, влияющие на это движение к абстрактному мышлению, которые, по-видимому, не связаны с опытом.
Какие другие проблемы влияют на переход к абстрактному мышлению?
Существует также множество исследований, которые показывают, что некоторые из этих навыков развиваются не просто в результате опыта. Когнитивные способности наложат более широкие ограничения на развитие абстрактного мышления. Дети с когнитивными ограничениями испытывают большие трудности в развитии навыков абстрактного мышления. У некоторых детей с когнитивными ограничениями никогда не разовьются устойчивые навыки абстрактного мышления; им всегда будет требоваться дополнительная поддержка. Дети с превосходными когнитивными способностями будут развивать эти навыки абстрактного мышления в более раннем возрасте и в более высокой степени.
Кроме того, улучшение абстрактного мышления также связано с физическими изменениями, связанными с мозгом. Большая часть текущих исследований в области биологии мозга подчеркивает важность более позднего развития лобной области мозга, решающего фактора абстрактного мышления. Исследования показывают, что большинство способностей, которые мы связываем с абстрактным мышлением, являются функцией лобной доли мозга. Эта область мозга полностью не развивается до начала 20-летнего возраста, что объясняет некоторые трудности с принятием решений, наблюдаемые у подростков.
Можем ли мы контролировать степень развития у ребенка способности к проявлению абстрактного мышления?
Существуют некоторые ограничения на нашу способность влиять на развитие абстрактного мышления. Чаще всего они обусловлены тремя факторами. Во-первых, это экологический опыт ребенка. Ребенок, у которого мало возможностей взаимодействовать с окружающей средой, а также у него мало стимулов для размышлений о различных ситуациях, последствиях и концепциях, скорее всего, будут отставать в развитии. Опять же, как внутренние познавательные способности ребенка, так и его физическая зрелость будут определять некоторые внешние пределы абстрактного мышления. Даже будучи взрослыми, мы демонстрируем значительные различия в наших способностях к абстрактному мышлению. Например, многим студентам колледжей будет сложно понять смысл того или иного стихотворения. Понятия физики могут быть трудными для тех, кто предпочитает типы обучения, основанные на повторяющихся фрагментах информации.
Существуют ли особые проблемы, связанные с нарушениями зрения?
У детей с нарушениями зрения (VI) часто возникают дополнительные трудности в развитии этих навыков абстрактного мышления. Было проведено мало исследований, чтобы определить возможные причины этого. Однако это часто отмечается как проблема, когда дети с ВИ начинают покидать младшие классы начальной школы. Как и в случае с Марией, ребенок, который хорошо отвечал на вопросы по рассказам в первом классе, начинает испытывать трудности во втором и третьем классе. Требования к мастерству изменились. Детей просят участвовать в таких действиях, как решение проблем, а также делать выводы для разных персонажей. Часто это сложный переходный период и период обучения для детей с ВИ.
Как я узнаю, что это влияет на успеваемость?
И родители, и учителя часто признают эти трудности у ребенка с ВИ. Часто отмечается, когда дети учатся во втором классе. До этого времени большинство заданий включают в себя просьбу ребенка ответить на ряд вопросов о деятельности или рассказе. Как правило, эти вопросы предполагают получение простой информации о том, кто выполнил действие и что произошло в результате. Часто ребенок с ВН обладает превосходной памятью и довольно успешно отвечает на эти вопросы о конкретной предоставленной информации. Однако ко второму классу вопросы начинают охватывать более абстрактные качества, а также базовый обмен информацией. Часто выражается обеспокоенность тем, что ребенок может ответить на любое количество вопросов о том, «кто» или «что» могло произойти в рассказе. Однако ребенок часто затрудняется ответить на вопрос, «почему» это могло произойти.
Почему это кажется проблемой для детей с VI?
Опять же, по этому вопросу проведено мало исследований. Тем не менее, некоторые вопросы представляются актуальными для обсуждения.
Первый связан с самим видением. Часто дети развивают способность обобщать, просто наблюдая и переживая мир. Ребенок со зрением может играть как с собаками, так и с кошками, замечать сходства и различия и развивать более абстрактное понятие «животные» и/или «домашние питомцы». Ребенка с ВИ необходимо учить этим различиям. Обычно для этого требуется другой тип обучения, который требует больше времени и вмешательства со стороны взрослого.
Часто трудности становятся еще более очевидными из-за различий в учебном процессе. Взрослые часто стремятся предоставить много информации о понятии, чтобы помочь ребенку с ВИ понять конкретное слово или понятие. Например, родитель может предоставить много информации о слове «форт», указав, что он был окружен стенами, имел пушки, был укомплектован солдатами и т. д. Однако они не предоставляют информации об общем понятии форта. используется для защиты или охраны. Информация, объединяющая эти дескрипторы, часто не приводится. Ребенок может не иметь общего представления о назначении форта или о том, как он связан с вещами, которые он может испытать в своей жизни, например. способы, которыми он относится к текущей военной базе или полицейскому участку. Это правда, что ребенку с ВН нужно много специфической информации, чтобы расширить его представление о понятии. Однако не менее важно, чтобы были представлены более широкие концепции, а также связанные с ранее встречавшимся обучением.
Кроме того, творческая игра является решающим фактором в начале процесса абстрактного мышления. Некоторые из первых примеров абстрактного мышления возникают, когда ребенок вовлечен в творческую игру. Ребенок понимает, что пластиковый чайник можно распознать как кофейник и что, наклонив чайник, можно налить поток воображаемого кофе. Впервые объекты, которых нет в их жизни, представлены и «осмыслены». Обычно это считается первоначальным шагом к переходу к абстрактному мышлению. Как правило, творческая игра является проблемой для детей со значительными нарушениями зрения. Похоже, что у большинства детей это не происходит спонтанно, и этому нужно активно учить.
Теперь я знаю, что есть проблема… как я могу помочь своему ребенку? Или даже лучше… как мне избежать проблемы?
Существует множество различных навыков, которыми необходимо овладеть. Однако следующие пункты определяют некоторые критические факторы, которые помогают перейти от конкретного к абстрактному мышлению. Все дети должны уметь выполнять следующие задания:
- Участвовать в решении проблем
- Выявление сходства между разрозненными объектами 90 138
- Спланируйте и упорядочите ряд задач до разумного завершения 90 138
- Определите и оцените возможные решения проблем
Немедленная реакция часто заключается в том, чтобы просто помочь ребенку определить, «почему» что-то могло произойти, с помощью дополнительной серии вопросов. Однако мы часто неправильно понимаем, что способность отвечать на подобные вопросы основана на некоторых ранее освоенных навыках. Если ребенок не развил эти другие навыки, научить его отвечать на вопрос «почему» будет сложно. Дети могут быстро выработать механический ответ на вопросы «почему», который не отражает истинного понимания концепции.
Для развития навыков ответа на эти вопросы «почему» потребуется база других более ранних навыков мышления. Многие навыки составляют основу абстрактного мышления. Развитие каждого из этих навыков поможет ребенку добиться успеха в движении от конкретного к абстрактному мышлению. Всегда идеально, когда ребенок с ВИ осваивает эти навыки примерно в том же возрасте, что и его зрячие сверстники. Однако даже для ребенка старшего возраста будет важно попытаться развить выявленные навыки, если они в настоящее время отсутствуют.
Какие занятия помогут развить эти навыки?
Движение в процесс абстрактного мышления остается процессом развития. Хотя некоторые предполагают, что этому нельзя просто научить, существует множество занятий, которые будут способствовать развитию у ребенка этого навыка. Эти действия создают основу для развития этих навыков, а также стимул для движения по континууму в сторону развития абстрактного мышления. Некоторые из этих предложений перечислены ниже.
- Поощряйте драматические игры с использованием реальных, а также репрезентативных предметов. Начните с того, что сосредоточьтесь на знакомых историях и предыдущем опыте. Продолжайте, представляя, как могут развиваться будущие события.
- Создавайте новые истории, которые будут разыгрываться с использованием этих предметов. Поощряйте формат начала, середины и конца истории.
- Подари слова своим мыслям . Когда вы готовите еду или занимаетесь чем-то, опишите в кратких комментариях шаги, которые вы предпринимаете.
- При решении конкретной проблемы предоставьте слова для описания шагов, которые вы предпринимаете для решения проблемы. Пишите кратко, но четко по теме вашего решения.
- Попробуйте научить ребенка думать о новых способах использования знакомого предмета. Например, спросите, как можно использовать покрывало и/или подушки. Попросите ребенка подумать, как вы можете использовать одно яйцо, находящееся в холодильнике.
- Используйте повседневные ситуации и попросите ребенка «поразмыслить» над причинами, по которым это произошло, и возможными решениями. Например, если у вас закончилось молоко, попросите ребенка придумать способы решения этой проблемы. Спросите, как можно избежать проблемы. Держите задачи простыми и актуальными для повседневных ситуаций.
- Помогите ребенку придумать аналогии в отношении к повседневной жизни или любимым книгам. Попросите ребенка назвать истории, которые напоминают ему/ей текущую историю. Например, какую книгу он прочитал, которая также напоминает ему историю о свиньях. Определите сходство между двумя книгами или попросите ребенка прояснить свое мышление.
- Развивайте навыки решения проблем, которые можно использовать в различных ситуациях. Поощряйте детей старшего возраста сравнивать одну ситуацию с другой, которая уже произошла. Предоставьте структуру, например, спросите, кто был вовлечен, что произошло, какие могли быть другие ответы, как другие ответы могли повлиять на ситуацию. Сведите к минимуму вопросы, но помогите ребенку увидеть, как могли возникнуть разные ответы. Оцените эффективность этих ответов по отношению к ситуации, т. е. «помогло ли это решить проблему?»
- При обучении абстрактным понятиям используйте стратегии мышления вслух, используемые в более раннем возрасте. Проговорите свое объяснение, останавливаясь на отдельных шагах. Попробуйте сравнить абстрактные понятия с реальными ситуациями. Например, при обсуждении различных ветвей власти свяжите эти ветви с аспектами семьи. Не забудьте обобщить конкретные черты, в которых они похожи, а также различия.
- Поймите, что ребенку гораздо легче сосредоточиться на различиях в ситуациях, объектах или концепциях. Поощряйте их искать сходство даже в предметах или событиях, которые на первый взгляд совершенно разные. В начале используйте реальные объекты, чтобы сходство было очевидным. Например, попросите ребенка определить, в чем сходство цветка и моркови.
- Поговорите о том, как в реальной жизни происходят одинаковые переживания. Начните с опыта, который во многом похож, и переходите к опыту, который на первый взгляд совершенно отличается. Например, расскажите о сходстве между походом в магазин и походом к стоматологу.
- Поощряйте творческое мышление при определении сходства между этими ситуациями, объектами или понятиями. Возможно, разработайте один список, который можно было бы считать «Глупыми сходствами», а также другой, более привязанный к реальности.
- Избегайте склонности задавать несколько вопросов «почему». Если вы все же задаете эти вопросы, помогите ребенку, «думая вслух», пока вы определяете возможные ответы. Помогите ребенку понять, что часто на этот вопрос есть несколько ответов. Это не только поощряет абстрактное мышление, но и помогает развить творческий потенциал. Например, вместо того, чтобы сначала спросить ребенка: «Почему мы должны убирать воду, пролитую на пол?», укажите несколько причин, например: «Нам нужно убрать пролитую на пол воду, потому что кто-то может соскальзывать». Начните с такого конкретного примера ответов на вопросы «почему», а не абстрактных, таких как «почему звезды мерцают?»
- Помогите ребенку оценить «успех» того или иного опыта. Это помогает определить эмоции, которые испытывает ребенок, а также дает чувство независимости от чувств других. Перед этой деятельностью помогите ребенку развить ограниченное количество характеристик (т. е. не более 4) успешной (или доставляющей удовольствие) деятельности.
- Устройте вечеринку вместе. Разделите обязанности на четыре части, например: планирование, приглашение, размещение и уборка.