Афригиды: АФРИГИДЫ • Большая российская энциклопедия

Хорезм под властью династий Маъмунидов и Алтунташидов. Конец правления династии Вазамаридов (Афригидов)

В IX — начале XIII в. в Хорезме существовали четыре государства, в которых правили четыре династии: Вазамариды — Афригиды (конец III в.- 995 г.), Маъмуниды (995-1017), Алтунташиды (1017-1034) и Ануштегиниды (1097-1231).

Правители этих династий носили титул хорезмшахов. Политические процессы, происходившие в этот период, были тесно связаны с событиями, имевшими место не только в Мавераннахре, Аббасидском халифате, государствах Газневидов, Сельджукидов, Бундов, Гуридов, Караханидов и Каракитаев, но и в Северной Индии, Монголии и на Ближнем Востоке в целом. В связи с этим история Хорезма данного периода представляет собой значительный интерес.

IX-X века вошли в историю Центральной Азии как период крупных политических процессов, не обошедших стороной и Хорезм. Два независимых региона Хорезма — левобережный и правобережный были вовлечены в династийные противостояния. В IX-X вв. в Арабском халифате произошел процесс формирования полунезависимых и независимых государств, во главе которых встали представители местных династий. В 821 г. в Хорасане образовалось государство Тахиридов, в 873 г. — государство Сафаридов, возникшее в результате народных восстаний в Сеистане в 60-70-х годах IX в. В этот же период разными областями Мавераннахра управляли представители династии Саманидов, ведущие свое происхождение от некоего Саманхудата. В частности, Саманид Нух правил в Самарканде, Ахмад — в Фергане, Йахйя — в Шаше и Уструшане, а Иляс — в Герате. Главой этой династии был Нух, которого сменил его брат — Ахмад. В 864 г. после смерти Ахмада во главе Саманидов встал его сын Наср. В 875 г. в качестве такового он был официально признан аббасидским Халифом, а в 892 г. главой данной династии стал Исмаил б. Ахмад — подлинный основатель могущественного Саманидского государства. Данная династия просуществовала до 1005 гг., когда был убит последний ее представитель — ал-Мунтасир.

В конце X в. ургенчские амиры начали борьбу за Левобережный Хорезм. Причиной данных действий стали определенные события в Саманидском государстве. В 90-е годы X в. наместник Саманидов в Хорасане Абу Али Самджури восстал против центральной власти в Бухаре. В 992 г. он добился тайного соглашения по разделу государства Саманидов с караханидским каганом Бограханом. В том же году караханидский каган совершил поход в Бухару и завоевал ее. Абу Али Самджури отказался помочь амиру Нуху б. Мансуру, который отступил в Амуль, где начал собирать новые силы вокруг себя. В этом деле ему помогал афригидский хорезмшах Абу Абдаллах, за что тот получил Абиверд (Нишапур). Но Абу Али Самджури отказался отдать этот город Хорезму. Нух б. Мансур попросил помощь у Сабуктегина, его сына Махмуда и верных ему амиров.

В 994 г. Саманиды разгромили войска Абу Али Самджури, бежавшего со своим братом Абулькасымом и союзником Фаиком к буидскому правителю Фахр ад-давле, который отдал ему часть Джурджана . В 995 г. Самджури и Фаик потерпели поражение от Сабуктегина в сражении за Хорасан вблизи центра области Туе. Самджури бежал в Амуль и отправил своего человека к Нух б. Мансуру, попросив прощения. Нух порекомендовал ему совершить поход в Ургенч. Отправившийся в Ургенч Самджури был захвачен хорезмшахом Абу Абдаллахом вблизи Хазараспа и доставлен в Кят . Воспользовавшись ситуацией, амир Ургенча Маъмун б. Мухаммад под предлогом спасения Самджури завоевал Кят. Он спас Абу Али Самджури и, захватив в плен хорезмшаха Абу Абдаллаха, привел его в Ургенч, где тот был казнен.

Таким образом, в 995 г. государство Вазамаридов (Афригидов), династия которого более 600 лет правила в Хорезме, прекратило свое существование. Тогда же ургенчский амир Маъмун б. Мухаммад, взяв под свой контроль всю территорию Хорезма, объявил себя хорезмшахом

Все страницы — Юнионпедия

Все страницы — Юнионпедия

Новый! Скачать Юнионпедия на вашем Android™ устройстве!

Свободно

Более быстрый доступ, чем браузер!

Все страницы · Предыдущая (Афьонкарахисар) · Следующий (Африканский национальный конгресс)

Из:

АфригидыАфридун IАфридун II
АфридиАфриди, Шахибзада Мохаммад Шахид ХанАфриди, Шахид
АфридииАфридийский пуштуАфрийе Аква
Африк (святой)Африк СимонАфрикян
Африкян Эврик ГегамовичАфрикян МанвелАфрикян, Эврик Гегамович
Африкян, МанвелАфрикаАфрика (фрегат, 1768)
Африка (фрегат, 1809)Африка (римская провинция)Африка (валюта)
Африка (денежная единица)Африка (значения)Африка (крейсер)
Африка (мыс)Африка (медаль)Африка (провинция)
Африка — третья часть светаАфрика южнее СахарыАфрика римская
Африка Рейс 2009Африка СпортАфрика Спорт (футбольный клуб)
Африка СпортсАфрика Эко РейсАфрика Южная
Африка в древнегреческой мифологииАфрика де лас Эрас ГавиланАфрика де Лас Эрас Гавилан
Африка и Азия сегодняАфрика к югу от СахарыАфрика на юг от Сахары
Африка БамбатаАфрика БамбаатаАфрика Бамбаатаа
Африка Де лас Эрас ГавиланАфрика, СесилАфрика: Кровь и красота
АфрикаансАфрикаанс (грамматика)Африкаанс язык
Африкаанская ВикипедияАфриканАфрикан (городской префект)
Африкан КиселёвАфрикан КиселевАфрикан Петрович Богаевский
Африкан Александрович СпирАфрикан Александрович ШпирАфрикан Андреевич Бальбуров
Африкан Николаевич КриштофовичАфрикан Сидорович ШанинАфрикан Спир
Африкан Фёдорович СоколовАфрикан Фабий МаксимАфрикан Федорович Соколов
Африкан ШпирАфрикан Иванович КиселёвАфрикан Иванович Киселев
Африкан Иванович ВотиновАфрикан БогаевскийАфрикан Вотинов
АфрикансАфриканская (порода гусей)Африканская суза
Африканская савкаАфриканская скумбрияАфриканская сказка
Африканская скальная куропаткаАфриканская скалистая ласточкаАфриканская скватина
Африканская яичная змеяАфриканская яканаАфриканская ушастая сова
Африканская широконоскаАфриканская трёхпёрсткаАфриканская трёхперстка
Африканская трехперсткаАфриканская тигровая рыбаАфриканская философия
Африканская федерация хоккея на травеАфриканская цивилизацияАфриканская циветта
Африканская циветаАфриканская циккабаАфриканская чума свиней
Африканская чёрная уткаАфриканская чёрная акулаАфриканская чёрная кряква
Африканская черная уткаАфриканская черная акулаАфриканская черная кряква
Африканская хартия прав человека и народовАфриканская хохлатая кукушкаАфриканская рогатая акула
Африканская рогатая неясытьАфриканская ромашкаАфриканская речная ласточка
Африканская КоролеваАфриканская Конфедерация ФутболаАфриканская Академия Языков
Африканская ассоциация бейсбола и софтболаАфриканская академия языковАфриканская анемия
Африканская базаАфриканская бамбуковая крысаАфриканская большая дрофа
Африканская белая колпицаАфриканская белоспинная савкаАфриканская война
Африканская гисуАфриканская дрофа-кориАфриканская звезда
Африканская змеешейкаАфриканская иммиграция в ЕвропеАфриканская империя
Африканская культураАфриканская красавкаАфриканская красная жаба
Африканская кампанияАфриканская кампания РоммеляАфриканская канга
Африканская королеваАфриканская королева (фильм)Африканская колпица
Африканская континентальная плитаАфриканская конфедерация футболаАфриканская конфедерация волейбола
Африканская конфедерация гандболаАфриканская ласкаАфриканская латынь
Африканская лисицаАфриканская литератураАфриканская лихорадка
Африканская масковая сипухаАфриканская масличная пальмаАфриканская маслина
Африканская мальваАфриканская мифологияАфриканская мировая война
Африканская медведкаАфриканская международная ассоциацияАфриканская национальная партия
Африканская нелающая собакаАфриканская обыкновенная кукушкаАфриканская пятнистая акула
Африканская пустынная славкаАфриканская птеротриссаАфриканская пчела
Африканская пчела (убийца)Африканская правовая семьяАфриканская партия за независимость Гвинеи и Кабо-Верде
Африканская партия независимости Кабо-ВердеАфриканская партия независимости Гвинеи и Кабо-ВердеАфриканская партия независимости Гвинеи и островов Зеленого мыса
Африканская партия независимости Гвинеи-Бисау и островов Зелёного МысаАфриканская партия независимости Гвинеи-Бисау и островов Зеленого МысаАфриканская пальмовая циветта
Африканская платформаАфриканская плитаАфриканская полосатая куница
Африканская пеломедузаАфриканская Международная АссоциацияАфриканская Звезда
Африканских народов мифологияАфриканский страусАфриканский стандартный алфавит
Африканский степной орёлАфриканский саванновый слонАфриканский сип
Африканский скалозубАфриканский слонАфриканский союз
Африканский социализмАфриканский сомАфриканский серый ток
Африканский серый токоАфриканский серый попугайАфриканский эталонный алфавит
Африканский экзархатАфриканский ябируАфриканский яйцеед
Африканский ушастый грифАфриканский узкорылый крокодилАфриканский штуцер
Африканский широкоротАфриканский шипохвостАфриканский шестижаберный скат
Африканский трубкозубАфриканский триониксАфриканский трипаносомоз
Африканский тетеревятникАфриканский театр военных действий Первой мировой войныАфриканский театр военных действий Второй мировой войны
Африканский футболист годаАфриканский футболист года по версии Би-би-сиАфриканский французский язык
Африканский франкАфриканский филинАфриканский феминизм
Африканский центр рисаАфриканский чеглокАфриканский хорёк
Африканский хорекАфриканский рогАфриканский Кубок чемпионов 1964
Африканский Кубок чемпионов 1966Африканский Кубок чемпионов 1967Африканский Кубок чемпионов 1968
Африканский Кубок чемпионов 1969Африканский Кубок чемпионов 1970Африканский Кубок чемпионов 1971
Африканский Кубок чемпионов 1972Африканский Кубок чемпионов 1973Африканский Кубок чемпионов 1974
Африканский Кубок чемпионов 1975Африканский Кубок чемпионов 1976Африканский Кубок чемпионов 1977
Африканский Кубок чемпионов 1978Африканский Кубок чемпионов 1979Африканский Кубок чемпионов 1980
Африканский Кубок чемпионов 1981
Африканский Кубок чемпионов 1982
Африканский Кубок чемпионов 1983
Африканский Кубок чемпионов 1984Африканский Кубок чемпионов 1985Африканский Кубок чемпионов 1986
Африканский Кубок чемпионов 1987Африканский Кубок чемпионов 1988Африканский Кубок чемпионов 1989
Африканский Кубок чемпионов 1990Африканский Кубок чемпионов 1991Африканский Кубок чемпионов 1992
Африканский Кубок чемпионов 1993Африканский Кубок чемпионов 1994Африканский Кубок чемпионов 1995
Африканский Кубок чемпионов 1996Африканский КорпусАфриканский Национальный Конгресс
Африканский РогАфриканский СоюзАфриканский австралопитек
Африканский аист-разиняАфриканский алфавитАфриканский буйвол
Африканский бумслангАфриканский банк развитияАфриканский блестящий чирок
Африканский бородавочникАфриканский белохохлый калаоАфриканский белогорлый гриф
Африканский вымпеловый козодойАфриканский вишнёвый апельсинАфриканский водорез
Африканский гусьАфриканский грифАфриканский гавиал
Африканский горный канюкАфриканский голохвостАфриканский дикий кот
Африканский длинномордый крокодилАфриканский заяцАфриканский золотой волк
Африканский кубок нацийАфриканский крошечный зимородокАфриканский карликовый ёж
Африканский карликовый гусьАфриканский кайманАфриканский квартал
Африканский кинематографАфриканский клювачАфриканский клариевый сом
Африканский коростельАфриканский корпусАфриканский корпус (Третий рейх)
Африканский корень сновиденийАфриканский колючий богомолАфриканский континент
Африканский ламантинАфриканский линзангАфриканский лев
Африканский леопардАфриканский музей (Лион)Африканский марабу
Африканский малый гусьАфриканский малый перепелятникАфриканский малахит
Африканский морской ангелАфриканский национальный союз ТанганьикиАфриканский национальный союз Зимбабве

AL-E AFRĪḠ — Encyclopaedia Iranica

AL -E AFRĪḠ (династия Афригидов), имя, данное хорезмийским ученым Абу Райханом Бируни древней династии правителей в его стране, По его словам, Афригиды правили с 305 г. н.э. (616 год эры Селевкидов) через арабские завоевания при Котейбе б. Мусульмане в 93/712 г. и вплоть до их свержения в 385/995 г. восходящей соперничающей семьей Мамунидов (см. Аль-э Мамун ). Ранняя политическая история Хоразма неясна. Бируни говорит, что эта земля была впервые колонизирована 9За 80 лет до Александра Македонского (т. е. до эпохи Селевкидов, следовательно, в 1292 г. до н. э.). Иранский герой Сиавош, сын Кая Кавуса, пришел в Хоразм; и его сын Кай Хосров основал полулегендарную линию Сиявушидов, распространивших свою власть на «тюрков» окрестных степей и предположительно просуществовавших до появления Афригидов (Bīrūnī, Āṯar al-bāqīa , pp. 35-36; Хронология , стр. 40-42). Однако советский ученый В. А. Лившиц показал, основываясь на расхождениях и противоречиях между источниками или информаторами Бируни и результатами обширных советских археологических исследований в Хорезме, что Бируни на самом деле не был хорошо осведомлен об истории Хорезма до арабское завоевание. «Эпоха Африда» Бируни (используемая, по его словам, ко времени вторжений Котейбы), похоже, не оставила никакого следа на многочисленных предметах с письменами, найденных в Хорезме. Даты тех немногих монархов, которые упоминаются на хорезмийских монетах (более 1000 из которых были обнаружены), а также упоминаются Бируни в его списке (см. ниже), не могут соответствовать «эпохе Африха». Если эта эпоха действительно использовалась, она должна была быть неофициальной. Свидетельства сравнения образцов монет, по-видимому, действительно указывают на то, что до прихода Афригидов Хоразм находился в политической сфере Аршакидов. Официальная хорезмийская эра, по-видимому, началась в первые годы нашей эры и была связана с достижением Хорезмом свободы от парфянского контроля и возвышением новой, независимой линии шахов. (См. Лившиц, «Хорезмийский календарь и эпохи древней Хорезмии», 9).0007 Acta Antiqua Academiae Scientiarum Hungaricae 16, 1968, стр. 432-46).

Бируни перечисляет двадцать два члена династии Афригидов, предположительно сменявших друг друга по наследству от отца и сына и правивших в общей сложности 690 лет, при среднем сроке правления около тридцати одного года. Их можно расположить в следующем списке, сначала с прочтениями отредактированного Сахау арабского текста, а затем с его версией иранских доисламских имен: (1) ʾfrḡ , Āfriḡ. (2) борд , Бахра. (3) sḵḵsk , Saḵassak. (4) ʾskǰmwk [I], Аскаамук. (5) ʾzkʾǰwʾr [I], Азкавар. (6) sḵr [I], Saḵr. (7) sʾwšš , Савош. (8) ḵʾmkry/ḵʾnkry , Ḵāmgrī. (9) bwzkʾr , Бузкар. (10) ʾrṯmwḵ , Arṯamūḵ. (11) sḵr [II]. (12) сбры , Сабри. (13) ʾzkʾǰwʾr [II]. (14) ʾskǰmwk [II]. (15) šʾwšfr , Шавошфар [n]. (16) trksbʾṯh , Торкасбана. (17) Абдаллах. (18) Мансур. (19) Эрак. (20) Мухаммад. (21) Ахмад. (22) Абу Абдалла Мохаммад, убит в 385/995 г. Велика вероятность писцовой деформации того, что было бы для переписчика совершенно непонятными иранскими именами в случае с н. 1-16 (две рукописи, которые Сахау использовал для своего издания, датируются только XVII и XIX веками и восходят к общему оригиналу). Соответственно, ценность царских имен, найденных на предметах с надписями, имеет наивысшую ценность для сравнительных целей. К сожалению, Хорезмийская серия монет проливает мало света. В серии есть ранний перерыв как минимум в полтора века; это вполне может указывать на утверждение власти над Таразмом первыми сасанидами, Ардаширом или Шапуром I, возможно, незадолго до возвышения Афригидов в 305 г. н.э., как сообщает Бируни. Согласно Лившицу (указ. соч., стр. 443), на монетах нет ничего, напоминающего 9 Бируни.0007 ʾfryḡ ; соответственно, может быть, что наше дублирование этой первой исторической линии Ḵᵛārazmšahs как «Afrighs» основано на ошибке, и такого названия никогда не существовало. В целом немногие имена на монетах соответствуют именам Бируни; а Хосров на монетах вообще не упоминается Бируни. Однако есть одно или два явных соответствия. Подтверждено имя шаха времен пророка Мухаммада Арамуха. Тот, что во время вторжений Котейбы, дается Бируни как Аскаамук [II], сын Азкавара [II]; последнее имя действительно появляется на монете как Аскатсвар (то есть более ранний Аскавар I, сын Аскаамука I). Сын Аскаамука II, Шавошфар [н], кажется, также появляется на монетах 8-го века. Он должен быть тождественен правителю Таразма Шао-ше-фянь, упоминаемому в анналах китайской династии Тан как отправивший в 751 г. посольство к императорскому двору с просьбой о помощи против арабов (т. е. во времена великая победа арабского полководца Зияда ибн Салеха над китайцами при Таласе в Мавераннахре, см. E. Chavannes, Documents sur les Tou-kiue (Turcs) occidentaux , СПб, 1903, с. 145).

Первые четыре века или около того правления Афригидов особенно мрачны. Согласно Бируни (op. cit., p. 35; tr. p. 41), Африд построил большую крепость под названием Фил или Фир (последняя форма Бируни) на краю столицы Кат или Кан, цитадель, которая был подорван и смыт изменениями течения Окса в 4-10 веках; только его остатки мог видеть Бируни в 384/9 г.94. Советская археология показала наличие в это время широкомасштабной сельскохозяйственной эксплуатации земель Харазма, лежащих по берегам Окса и в районе дельты Аральского моря, с большими имениями, укрепленными от набегов степных варваров, и сложной системой оросительные каналы (см. С. П. Толстов, Auf den Spuren der altchoresmischen Kultur , Берлин, 1953, с. 207 и далее). Достоверная информация о политических событиях поступает из исламских источников после начала II/VIII вв. До этого были лишь спорадические и безрезультатные набеги арабов на окраины Харазма со стороны Хорасана и Мавераннахра. Но в 93/712 арабский правитель Хорасана Котейба б. Мусульманин Бахели смог вмешаться во внутреннюю политику Хорезма, когда шах Афригидов был втянут со своим братом Хорразадом в гражданскую войну. Два арабских вторжения привели к убийству шаха и большим разрушениям, хотя обвинение Бируни в том, что арабы убили всех хорезмийских ученых, знавших древние знания страны, должно быть преувеличением. Когда арабы ушли, шахи восстановили власть в Хоразме; оговоренная дань истекла, а шах и народ продолжали придерживаться своей исконной веры, предположительно зороастризма. Шахи продолжали объединяться с местными иранскими князьями и купцами Сода в сопротивлении арабам, стремясь призвать на помощь внешние силы, такие как турки и китайцы.

Только в начале 3-го/9-го века, возможно, во время халифата Мамуна, шахи определенно стали мусульманами; обращение народных масс происходило, несомненно, гораздо медленнее. Именно сейчас мы находим шаха с типичным для новообращенных именем Абдаллаха, сына Торкасбаны. Даже сейчас нельзя доверять списку правителей Бируни как абсолютно точному. Эбн аль-Адир (VIII, стр. 415) сообщает, что в 332/943-44 годах шах, не указанный Бируни, Абдаллах б. Ашкам восстал против своего сюзерена, Саманида Нуха б. Наср. Таким образом, представляется, что к началу 4-го/10-го века Саманиды сделали соседнюю провинцию Хоразм статус данника. Эбн Фазлан во время путешествия из двора Аббасидов в Багдаде в Болдар в 309 г./921, отправился сначала в Бухару, чтобы засвидетельствовать свое почтение амиру, затем проследовал в Хоразм и переправился через пустыню Усть-Урт на Волгу (А.З.В. Тоган, Ибн Фадланс Рейзеберихт , АКМ 24/3, Лейпциг, 1939, с. 4). Эбн Фазлан сообщает, что он посетил Хоразм во время правления шаха Мохаммада б. Эрак. (Племянник этого царя, Абу Наср Мансур ибн Али ибн Эрак, должен был быть учителем Бируни и знаменитым знатоком Торазма во времена Мамунидов; он был удостоен почетного титула Мавла Амир-аль-моменин; ср. Бируни. , Ар аль-Бакиа , введение, с. xxxvii, для собственного фехреста Бируни или каталога его работ.) Шах Мухаммад признал Эбн Фазлану высшие права аль-Амира аль-Аалла, sc. правитель Саманидов (Тоган, op. cit., разделы 4-14). На самом деле шахов, похоже, мало беспокоили в Хоразме, за исключением тех случаев, когда они были достаточно неосмотрительны, чтобы укрывать саманидских повстанцев. Поскольку власть Саманидов ослабла к концу 4-го/10-го века, шахи смогли распространить свою власть на пустыню Кара-Кум, а также на приграничные города и аванпосты северного Хорасана.

Конец Афригидов наступил внезапно и в результате внутренней конвульсии и изменения баланса сил внутри Хоразма. Соперничающая семья, Мамуниды из Горгана (см. Аль-э Мамун), набирала силу благодаря торговому богатству Горгана, расположенного на конечной точке торговых путей через степи на юг России. Следовательно, в 385/995 году Мамуниды напали и захватили Кат, убили последнего афригида, шаха Абу Абдаллаха Мохаммада, и сами приняли исторический титул Хораразмшах.

Библиография :

См. также Sachau, «Zur Geschichte und Chronologie von Khwarizm», Sb. Вена. Ак. Висс. , Фил. История Кл. 73, 1873, стр. 471-506; 74, 1873, стр. 285-89.

Бартольд, Туркестан 3 , стр. 233-34.

HAR Gibb, Арабские завоевания в Центральной Азии , Лондон, 1923, стр. 42-43.

Босворт, Исламские династии , Эдинбург, 1967, стр. 107-08.

 

(CE Bosworth)

Первоначально опубликовано: 15 декабря 1984 г.

Последнее обновление: 29 июля 2011 г.

Эта статья доступна в печатном виде.
Том. Я, Фаск. 7, стр. 743-745

Процитируйте эту запись:

C. E. Bosworth, «AL-E AFRĪḠ», Encyclopædia Iranica, I/7, стр. 743–745; обновленная версия доступна в Интернете по адресу http://www. iranicaonline.org/articles/al-e-afrig (по состоянию на 14 мая 2014 г.).

КАРАКАЛПАКСТАН БЛОГ: Афригиды

Афригиды (доисламские времена до 995 г. н.э.) были коренной хорезмийской династией, правившей древним царством Хорезмия с начала 4 века н.э. вплоть до конца 10 века нашей эры. Они остались у власти после арабского завоевания 712 г. н.э. и последующего периода обращения в ислам.

Серебряная драхма Савршафана (ок. 751-762 гг. н.э.)

Королевство было основано аварскими (гуннскими) племенами, возможно, под влиянием эфталитов. К IV веку нашей эры уже имело место крупномасштабное земледельческое освоение земель, лежащих по берегам реки Окс и в дельте Аральского моря, с большими имениями, укрепленными от вторжений из степи, и разветвленной и сложной системой оросительных каналов (см. С. П. Толстов, Auf den Spuren der altchoresmischen Kultur, Берлин, 1953, pp. 207ff.)

Мало что известно о первых четырех веках или около того правления Афригидов. Говорят, что первый король, Африг, построил великую крепость Фил рядом со столицей Хорезмы Кат, в 40 км к югу от Топрак-Кала (сегодня недалеко на месте современного города Беруни). Он был подорван и смыт изменениями течения Окса (Амударьи) в 10 веке нашей эры, и только его остатки можно было увидеть в 994 году нашей эры, когда великий ученый и историк Абу Райхан Бируни, уроженец Хорезма, написал в своей книге Хронология древних народов ; который является первым достоверным историческим источником об Афригидах до ислама.

Бивасар, ок. 300-350 (Афригид/Хоразмия)

Сокращенная тетрадрахма царя Бравика начала 7 века (династия Афригидов)

Абу Райхан Бируни упоминает двадцать два правителя династии Афригидов, в Исламский период .в общей сложности 690 лет. Хотя вряд ли это полный список, поскольку в среднем у каждого правителя был бы 31 год, это хроника самых важных правителей. Согласно Бируни, Афригиды правили с 305 г. н.э., благодаря арабским завоеваниям при Котейбе б. мусульманин в 93/712, вплоть до их свержения в 385/995 Мамунидами.

Его список афригидских царей Хорезма в хронологическом порядке (см. примечания ниже, список на хорезмийском  языке):

01. АФРИГ (АТРИХ) 305 – 320

02. БАГРА (БУГРА) ИБН АФРИГ 320 – 340

03. Sakhkhasak (Zakassak) Ibn Gagra

04. Azkadjamuk I (Asukdjamuk) Ibn Sakhhasak

05. Azkadjavar I (Asukdjavar) Ibn Azkadjamuk I 415 – 445 9001.11.11.101.0013

07. Shaush Ibn Sakhr I

08. Khamgari (Humkar) Ibn Shaush

09. Buzgar (Buzkhar) Ibn Khamgari

10. Arsamukh (Arthamukh) IBN BUZGARARARY IIMHATARARY IIMHATARARY IIMHATARARARY OF Prophet 20000100100100.001.0011.0013

1111111111113111111.001111111111111111111.00131.00111111111.001111111111111. 12. Сабри

13. Азкаджавар II (Asukdjavar) 710 — 712 против Хурразада 710 — 712

14. Azkadjamuk II (Asukdjamuk) Ibn Azkadjavar II

15. Savshan 13

16.1001.jabasabasabas

15. 13

16.jabasabasabas

15. АСУКДЖАВАР) – ‘АБДАЛЛАХ ИБН ТУРКАСАБАТА

18. Мансур ибн Абдаллах

19. Ирак Ибн Мансур 898 — 921

20. Мухаммед ибн Ирак 921 — 944

21. ‘Абдалла IBN Ashkam 944 — 967

22 22 22 22 22 22. 22. 22 22 22 22. 22. 22 22 22 22. 967 – 995

23. АБУ АБДАЛЛА МУХАММАД ИБН АХМАД 995

Абу Райхан Бируни утверждает в «Хронологии древних народов» , что, по его мнению, основной причиной этого пробела в информации было то, что «Когда Кутайба бин Муслим под командованием Аль-Хаджаджа ибн Юсуфа был отправлен в Хорезмию с военной экспедицией и завоевал ее во второй раз, он быстро убил всех, кто писал на хорезмийском родном языке и знал хорезмийское наследие, историю и культуру. Затем он убил всех их зороастрийских священников, сжег и растратил их книги, пока постепенно не остались только неграмотные, которые ничего не знали о письме, и, следовательно, история региона была в основном забыта». (ЭД: к сожалению, как и большинство религиозных фанатиков, арабы того времени предпочитали невежество просвещению)  

Было высказано предположение, что термин «Африг» является арабизированным словом «Абриз» на персидском , что переводится как «где течет вода», что является отсылкой к географии Хорезма и его обильных вод.

Древний Хорезм

Будучи хорошо орошаемым, богатый земледельческий район нижнего Окса (Хорезм) развивался изолированно от других регионов. Окруженная со всех сторон степями и пустынями, дельта была географически изолирована от других ареалов цивилизации. Эта изоляция позволила ему сохранить свой самобытный протоиранский язык и культуру вплоть до волн тюркских миграций в 8-10 веках. К X веку многие части Центральной Азии были заселены тюркскими племенами.

До  8 века нашей эры были лишь спорадические и безрезультатные набеги арабов на окраины Хорезма со стороны Хорасана и Мавераннахра. Но в 712 году нашей эры арабский правитель Хорасана Котейба б. Мусульманин Бахели смог вмешаться во внутреннюю политику Хорезма, когда шах Афригидов был втянут со своим братом Хорразадом в гражданскую войну. Как только Хорезм был завоеван арабскими Омейядами, он смутно перешел под мусульманское сюзеренитет, но только в конце восьмого или начале девятого века.20 века, когда афригид-шах впервые обратился в ислам под именем популярного новообращенного Абдаллах (раб Божий).

Арабские вторжения приводят к большим разрушениям, как отмечает Бируни. Однако, как только арабы ушли, шахи восстановили власть в Хорезмии, и со временем установленная дань перестала действовать, и население вернулось к своей исконной вере зороастризму. Шахи продолжали вместе с князьями и купцами Согда сопротивляться арабам, стремясь позвать на помощь своих тюркских соседей».
Но опять же к началу 10 века Саманиды снова сделали Хорезм данником.

Ибн Фадлан, посланный аббасидским халифом Багдада в качестве посла к царям булгар в 921 г. н.э., сначала отправился в Бухару, чтобы засвидетельствовать свое почтение амиру, прежде чем отправиться в Хорезм и переправиться через пустыню Уссурт к Волге. (А. З. В. Тоган, Ибн Фадланс Райзеберихт, АКМ 24/3, Лейпциг, 1939, с. 4). Он посетил Хорезм во время правления шаха Мохаммада ибн Эрака. (Его племянник, Абу Наср Мансур ибн Али ибн Эрак, должен был быть учителем Бируни и знаменитым знатоком Хорезма во времена Мамунидов.) Шах Мохаммад признал Ибн Фадлану высшие права аль-Амира аль-Аалла, правитель Саманидов (Тоган, op. cit., разделы 4-14). На самом деле шахов, по-видимому, мало беспокоили в Хорезме, за исключением тех случаев, когда они были достаточно неосмотрительны, чтобы укрывать повстанцев-Саманидов. Когда власть Саманидов ослабла к концу 10 века нашей эры, шахи смогли распространить свою власть на пустыню Кара-Кум, а также на приграничные города и аванпосты северного Хорасана.

В 995 г. н.э. афригиды Катха были насильственно свергнуты их соседями тюркскими Ма’мунидами из Гурганджа. Конец Афригидов наступил внезапно, в результате внутренних потрясений и изменения баланса сил внутри Хорезма. В течение десятого века местная семья Мамунидов, обосновавшаяся в Гургандже, на левом берегу Окса (Амударьи), приобрела экономическое и политическое значение, поскольку находилась на конечной точке торговых путей через степи на юг России. Итак, когда в 9 г. н.э.95 Мамуниды напали и захватили Кат, убили последнего афригида, шаха Абу бабдаллаха Мохаммада, сами приняли исторический титул хорезм-шаха.

На короткое время территория снова находилась под сюзеренитетом Саманидов, прежде чем она перешла к Махмуду из Газны в 1017 году. -Шах сохранялся до 15 века.

Примечания:

Серебряная драхма Азкатсвара-Абда ллах. ОБЪЯВЛЕНИЕ. 770-800. (Первый исламский Хорезм Шар)

С долгими гласными известны только согласные доисламских имен, так как в арабском письме краткие гласные не пишутся и при необходимости для уточнения используются диакритические знаки. После обращения ‘Абдаллаха все имена, ожидающие, возможно, ‘Эрак, арабские, и их произношение известно. К сожалению, рукописи, которые также дошли до нас, также пострадали от некоторых искажений из-за ошибок писцов, поскольку имена были непонятны для большинства неместных жителей. Сам Бируни использует дополнительные буквы Хорезма, которые не использовались в арабских письмах.

Добавить комментарий