Акцентуация характера по леонгарду и личко: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Содержание

Акцентуации характера по Личко

30 января в 07:00

Исследовния в психологии,

Характер человека формируется в зависимости от образа жизни и социальной среды (воспитание и семья, учебные заведения, трудовой коллектив и т.д.). Важно, какая социальная группа более предпочтительна человеку. Характер тесно связан с темпераментом. Но темперамент неизменен, он закреплён генетически, а характер может формироваться в течение всей жизни человека. В зависимости от ситуации, например, в час пик люди ведут себя по-разному: кто-то спокойно терпит давку в метро, а кто-то изрядно показательно нервничает, кто-то на замечание реагирует спокойно, а кто-то лезет в драку. Это зависит от типа темперамента и характера человека.

Больше информации:
Подробнее о типах темперамента (холерик, флегматик, меланхолик): определение, особенности, сходства и различия.

Типологией характера и личности занимались многие как отечественные, так и зарубежные выдающиеся психологи и психиатры: Э.

 Кречмер, К. Леонард, А. Личко, Д. Кейси, Н. Обозов, А. Ганнушкин и др. Исследования показали, что характер человека имеет свою вариативность: когда та или иная черта оказывается на границе нормы, то мы имеем дело с акцентуацией.

Что следует понимать под акцентуацией характера?

Акцентуация характера — это крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определённого рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

А. Е. Личко

Характерологические черты личности, в зависимости от ситуации, могут развиваться как в положительном, так в и отрицательном направлении, и могут достичь крайнего варианта нормы, граничащего с психопатией. То есть, акцентуация — это как мостик между нормой и патологией. Исходя из степени выраженности акцентуация может быть скрытой или явной. Людей, обладающих такими чертами, называют акцентуированными.

Необходимо разграничить акцентуацию от психопатии. Психопатия — это патология характера. Человек не может адекватно адаптироваться в социальной среде, происходит дисгармония склада характера, темперамента и поведения. Он не может справиться с жизненными трудностями, это вызывает сильное нервно-психическое напряжение, от которого страдает сам, и страдают окружающие его люди.

Подробнее:
Чем отличаются акцентуации характера от психопатии

Классификация акцентуации характера достаточно сложна. Наиболее известны исследования К. Леонгарда и А. Личко, они как бы дополняют друг друга. Я предлагаю вам классификацию отечественного психиатра, доктора медицинских наук, профессора Андрея Евгеньевича Личко (1926 — 1994 г.), которой пользуются специалисты в психологической диагностике.

Классификация типов акцентуации характера по Личко с примерами

Акцентуации характера на примере героев сериала «Игра престолов»

1 Гипертимный тип (оптимизм, общительность, легкомыслие, беззаботность, недисциплинированность)

Арья Старк, «Игра престолов»

Гипертимы очень общительны, даже болтливы, активны в работе, очень подвижны, неусидчивы. Любят быть в центре внимания и командовать группой. У них много увлечений, но, как правило, они поверхностны и быстро проходят. При физических нагрузках, требующих активности и энергии, довольно долго сохраняют силы.

Уверены в себе, проявляют интерес ко всему новому, стойки к неудачам, легко прощают обиды. Они предприимчивы и способны рисковать. Аккуратность не является их отличительной чертой. Им характерно оптимистическое отношение к своему будущему, почти всегда приподнятое настроение, «солнечность» (А. Е. Личко).

Существенными недостатками, которые затрудняют развитие сущностных отношений являются: беззаботность, непостоянство, отвлекаемость, отсутствие видения грани между дозволенным и недозволенным, непереносимость критики в свой адрес, легкомыслие, стремление к командованию.

Половое чувство пробуждается рано, бывает сильным, реакции, связанные с формированием сексуального влечения, проявляются ярко. Гипертимы рано вступают в сексуальные связи, а вот романтические увлечения обычно непродолжительны. С объектом влюблённости стремятся быстро вступить в половую связь, а если это не получается, то не отказываются от случайных знакомств.

2 Сенситивный тип (тревожность, застенчивость, нерешительность, старательность)

Сэмвелл Тарли, «Игра престолов»

Повышенная чувствительность и впечатлительность у них сочетаются с высокими моральными требованиями к себе и окружающим. Не любят больших компаний и подвижных игр. С чужими людьми робки и застенчивы, производят впечатление замкнутых. Открыты и общительны только с теми, кто им хорошо знаком. Очень послушны, привязаны к родителям. В работе старательны, хотя пугаются контроля.

Увлечения в основном интеллектуально-эстетические, в которых, как отмечает А. Личко, привлекает «сам процесс занятий». Доминирующие мотивы связаны с духовно-нравственными ценностями.

Люди сенситивного типа видят в себе много недостатков, особенно морально-этических и волевых. Они обладают повышенной тревожностью и боязливостью, склонны к чувству собственной неполноценности; сильно переживают неудачи, испытывают трудности в контактах. Робость и застенчивость ярко проявляются, когда они испытывают первую любовь. Отвергнутая любовь ввергает их в отчаяние и обостряет чувство собственной неполноценности. Самобичевание и самоукоры иногда доводят их до суицидных мыслей. В ситуации, требующей смелости, могут спасовать.

3 Циклоидный тип (общительность, замкнутость, активность, пассивность, недисциплинированность, беззаботность)

Бран Старк, «Игра престолов»

Этот тип характеризуется многократной сменой периодов полного расцвета сил, энергии, здоровья, хорошего настроения и периодов депрессии, пониженной работоспособности, отчего их называют циклоидами. Для циклоидов фазы обычно непродолжительны и длятся 2-3 недели. В период депрессии у них повышенная раздражительность и склонность к апатии. В это время общество их раздражает, они избегают встреч и компаний, становятся вялыми домоседами.

Депрессия может смениться обычным состоянием или периодом подъёма, когда циклоид превращается в гипертима, быстро заводит знакомства, стремится к компании, претендует на лидерство и быстро навёрстывает упущенное.

4 Шизоидный тип (замкнутость, холодность, упрямство, податливость, застенчивость, бестактность)

Санса Старк, «Игра престолов»

Шизоиды характеризуются замкнутостью, отгороженностью от окружающего, неспособностью и нежеланием устанавливать контакты с другими. Им свойственна сниженная потребность в общении, низкий эмоциональный контакт с окружающими людьми, отсутствие «внутреннего единства» (А. Личко), сдержанность.

Часто проявляется сочетание противоречивых черт личности, таких как холодность и утончённость чувств, упрямство и податливость, настороженность и легковерие, апатичная бездеятельность и напористая целеустремлённость, необщительность и неожиданная назойливость, застенчивость и бестактность и др. Они живут в мире своих иллюзий и с пренебрежением относятся ко всему, что наполняет жизнь других.

Шизоиды чаще всего сами страдают от неспособности к общению, сопереживанию, пытаются найти друга по душе. Очень любят читать книги. Коллективным спортивным играм предпочитают гимнастику, плаванье, йогу. Не путать шизоида с шизофреником (больным шизофренией)!

5 Лабильный тип (непредсказуемость, непостоянство, внушаемость, общительность)

Теон Грейджой, «Игра престолов»

В поведении представители данного типа непредсказуемы и крайне изменчивы в настроении. Поводы для неожиданной смены настроения могут быть различны: оброненное кем-то слово, чей-то приветливый взгляд. В связи с настроением для них будущее то рисуется яркими красками, то представляется серым и унылым. Такое же и отношение к людям: одни и те же для них то милые, интересные и привлекательные, то надоевшие, скучные и безобразные.

Мало мотивированная смена настроения иногда создаёт впечатление легкомыслия, но это не так. Они способны на глубокие чувства, на большую и искреннюю привязанность, преданность в дружбе; весьма общительны, легко устанавливают контакты, способны интуитивно чувствовать отношение окружающих и отвечать искренней взаимностью. А какая-нибудь приятная беседа, интересная новость, мимолётный комплимент, может поднять им настроение, отвлечь от неприятностей, пока они снова не напомнят о себе.

Неблагоприятными чертами являются: непостоянство увлечений, лёгкая внушаемость, глубокие переживания неприятностей и несчастий, изменчивость настроения, зависимость отношения к своему будущему от настроения.

Согласно А. Е. Личко, увлечения подростков ограничиваются «общением с товарищами, художественной самодеятельностью, да ещё некоторыми домашними животными… Ни одно… не длится долго и скоро сменяется другим».

6 Психастенический тип (робость, пессимизм, педантизм, нерешительность, боязливость)

Подрик Пейн, «Игра престолов»

Для данного типа характерно сочетание как благоприятных, так и неблагоприятных черт для развития сущностных мотивов. Они сильно привязываются к близким и родным, легко усваивают социально-нравственные нормы, у них широкий круг интеллектуальных интересов и увлечений. Однако, это сочетается с тревожной мнительностью и впечатлительностью, склонностью к пессимизму, обсессиям, недоверию к себе, к своим решениям и действиям.

Личко отмечает у психастенического типа «потребность» к интеллектуально-эстетическим увлечениям.

Психастеники характеризуются склонностью к рассуждениям и размышлениям, к «мудрствованию» и самоанализу. Часто нерешительны, тревожны, мнительны. Обращают внимание на приметы и ритуалы. В подростковом периоде сексуальное развитие опережает физическое. Спорт даётся им плохо. Особенно слабы у психастеников руки, но при этом сильные ноги. Отличаются неустойчивым настроением и повышенной утомляемостью.

7 Астено-невротический тип (мнительность, капризность, утомляемость, нерешительность, ответственность)

Томмен Баратеон, «Игра престолов»

Характеризуется мнительностью, капризностью, повышенной утомляемостью и раздражительностью, склонностью к пониженному уровню настроения, к ипохондрии (болезненная мнительность, выражающаяся в навязчивой идее болезни) и пессимизму. Они внимательно прислушиваются к своим телесным ощущениям, охотно лечатся. В мыслях о будущем особое место у них занимает забота о собственном здоровье. Тянутся к друзьям и компании, но быстро устают от них, после чего ищут одиночества или общения с близким другом.

Отличаются неуверенностью в себе и напряжённостью в преодолении трудностей. В то же время они ощущают потребность в близких друзьях и в общении с окружающими, хотя сами избирательно отзывчивы. Они вдумчивы, ответственны в работе, склонны к творческому мышлению.

8 Истероидный тип (эгоцентризм, себялюбие, властность, безразличие)

Джоффри Баратеон, «Игра престолов»

Главные черты истероида — «беспредельный» (А. Личко) эгоцентризм, ненасытная жажда внимания к своей особе, восхищения, удивления и сочувствия. Проявления сущностных связей с миром не характерны. «Их увлечь может лишь то, что даёт возможность покрасоваться перед другими», — отмечал А. Личко. Среди поведенческих проявлений — суицидальный шантаж. Формы такого шантажа разные: изображение попытки прыгнуть из окна, порезы вен на предплечье, запугивание приёмом лекарств из домашней аптечки и др. Употребление наркотиков ( мнимое или эпизодическое) ради намерения обратить на себя внимание. Особенно часто это проявляется в 15-16 лет. Подростки прогуливают занятия, убегают из дома, не хотят работать, т.к. «серая жизнь» их не устраивает.

Доминирующий мотив — слава во всех её проявлениях: от стремления иметь самые модные и престижные вещи до жажды широкой известности в той или иной сфере деятельности.

В сексуальном поведении много театральной игры. Мужчины могут скрывать сексуальные переживания, а женщины наоборот любят афишировать свои действительные связи или придумывать несуществующие. Способны к самооговорам, дабы изобразить из себя распутниц для впечатления окружающих. Сексуальное влечение у истероидов не отличается ни силой, ни напряжением.

9 Эпилептоидный тип (инертность, угодничество, аккуратность, несдержанность)

Серсея Ланнистер, «Игра престолов»

Яркие черты эпилептоида — склонность к аффективной взрывчатости, малоподвижность, тяжеловесность, инертность. Дисфории (озлобленность, досада, раздражение), длящиеся часами и днями, отличаются злобно-тоскливой окраской настроения, поиском объекта, на котором можно сорвать зло. Аффекты не только сильны, но и продолжительны. Спонтанность дисфорий сопровождается апатией, бездельем, бесцельным сидением с угрюмо-хмурым видом. В аффектах эпилептоидов наблюдается безудержная ярость (нецензурная брань, жестокие побои, безразличие к слабым и беспомощным др.).

Эпилептоидам характерна склонность к властолюбию, выяснению в отношениях, кто выше и кто важнее, подчиняться тем, кто значимее, к лести, к лицемерию и ханжеству. Они мелочны, придирчивы, ревнивы, чётко проводят грань, делящую мир на «мой» и «не мой» . Всегда стараются найти именно свою пользу в любом деле. Аккуратность и бережливость проявляют только к своим вещам, к своему порядку.

А. Е. Личко отмечает у эпилептоидов тягу к спорту, для развития физической силы, а так же к прикладному искусству, ювелирной работе. Он отмечает, что многие эпилептоиды любят музыку и пение — от них они получают удовольствие.

Доминирующие мотивы — первенство, власть, карьера, богатство, достаток, собственность. Духовно-нравственные ценности маловероятны, жизненный мир для них сложен и труден.

Сексуальное влечение у них пробуждается с силой. Но любовь у них окрашена приступами ревности, измен мнимых и реальных они никогда не прощают. Невинный флирт своего партнёра расценивают как предательство.

10 Неустойчивый тип (праздность, безделие, трусость, слабоволие, неинициативность)

Тирион Ланнистер, «Игра престолов»

Обладают повышенной тягой к развлечениям, безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьёзные и профессиональные интересы. Истинной любви к родителям не испытывают, к их бедам и заботам относятся равнодушно и безразлично. Они не могут занять сами себя каким-то делом, поэтому плохо переносят одиночество и тянутся к друзьям. Трусость и малая инициативность не позволяет им стать лидерами. Они ведомы. Спорт не любят.

Сексуальные увлечения не отличаются силой. Романтическая любовь проходит мимо них, на искреннюю любовь они не способны, а вот познакомиться с развратом и извращениями не откажутся. О будущем не заботятся, живут настоящим, пытаясь получить больше развлечений и удовольствий.

11 Конформный тип (беспринципность, подчиняемость, приспосабливоемость, безинициативность)

Лорд Варис, «Игра престолов»

Главнвя черта конформистов — чрезмерная склонность приспосабливаться к своему окружению. Они подчиняются любым авторитетам, большинству в коллективе. Трудно осваиваются в новой обстановке. Неинициативны, отсутствует стремление к лидерству. Увлечения целиком определяются средой и модой времени. Лишённые собственной инициативы, легко управляемы, могут быть втянуты в правонарушения и алкогольные или наркотические компании. Таким образом, самое слабое звено конформистов — чрезмерная податливость влиянию среды и чрезмерная привязанность ко всему привычному.

Личко/Леонгард сравнительная таблица акцентуации характера

Типы по А.
Личко
Типы по К. Леонгарду
ИстероидныйДемонстративный
ПсихастеническийПедантичный
Застревающий
ЭпилептоидныйВозбудимый
ГипертимныйГипертимический
Дистимический
ЦиклоидныйАффективно-лабильный
ЛабильныйАффективно-экзальтированный
СенситивныйЭмотивный
Тревожный (боязливый)
ШизоидныйЭкстравертированный
НеустойчивыйИнтровертированный
Конформный
Астено-невротический
Таблица 1. Сопоставление типов акцентуации характера по А. Личко и К. Леонгарду

Больше информации:
Типы акцентуации характера по К. Леонгарду

В заключение

Итак, мы выяснили, что акцентуация характера представляет собой хоть и крайние, но варианты нормы, а не зачатки патологии. Особенности акцентуации проявляются не всегда, а только при психотравмирующих или фрустрационных условиях. И если акцентуация характера диагностирована, то это нельзя расценивать как психиатрический признак. Подчёркиваю, это не патология, а крайний вариант нормы. Исследования показывают, что акцентуированных людей среди нас не менее половины. Акцентуированные личности вполне удовлетворительно социализируются, строят отношения, создают семьи и полноценно проживают свою жизнь.

Я в начале статьи писала, что классификация сложна, т.к. при диагностике можно допустить ошибку, приняв акцентуацию за психопатию. Иногда человек ведёт себя так, что его поведение производит впечатление психопатического. Поэтому диагностику необходимо проходить со специалистом. Часто психологи консультируются в этом вопросе с психиатрами, дабы не допустить ошибки, и это правильно.

1 Понятие акцентуации характера и его сущность


База данных защищена авторским правом ©dogmon. org 2023
обратиться к администрации


Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава 1. Определение и сущность характера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

1.1. Формирование характера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6

1.2. Понятие акцентуации характера и его сущность . . . . . . . . . . . . . 7

1.3. Виды акцентуаций в разных теориях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

Глава 2. Сравнительный анализ акцентуаций характера

по Леонгарду и Личко . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

2.1. Основные типологии акцентуации характера

по Леонгарду и Личко . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

2.2. Сравнение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44

Литература .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46

Эмоциональная жизнь человека находится под прямым влиянием характера. Характер человека связан с его интересами, потребностями и более всего проявляется в том, что для человека значимо. Поэтому правильно судить о характере человека можно, внимательно наблюдая за тем, как он себя ведет в значимых жизненных ситуациях, которые позволяют ему удовлетворять наиболее сильные и актуальные потребности.


В настоящее время многие области трудовой деятельности человека связаны с нервно-психическим напряжением. Урбанизация, ускорение темпа жизни, информационные перегрузки, усиливая это напряжение, зачастую способствуют возникновению и развитию пограничных форм нервно-психической патологии, что и наталкивает на вопросы психогигиены человека. Решение этих проблем связано, прежде всего, с необходимостью с ранней диагностики субклинических проявлений такого рода состояний, в частности, нервотизации, психопатизации и предрасположенности к ним.

В связи с этим объектом данной работы будет являться акцентуация характера личности человека.

Предметом исследования – сопоставление типов акцентуаций характера по К. Леонгарду и А. Личко.

Цель работы – сравнить типы акцентуаций характера по К. Леонгарду и А. Личко.

Задачей этой работы является: «определить основную сущность акцентуаций характера…»; «проанализировать виды акцентуаций характера в разных теориях»; «охарактеризовать типы акцентуаций характера по К. Леонгарду»; «охарактеризовать типы акцентуации характера по А. Личко»; «сопоставить типы акцентуации характера К. Леонгарда и А. Личко».

Методологическая основа работы: общенаучные принципы (разрабатывались Леонгардом и Личко), положение разработано в рамках клинической психологии.

Методы данной работы: исторические и сравнительные.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Определение и сущность характера

Характер — это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе.

Характер проявляется в деятельности и общении и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок (отсюда название «характер»).

Характер может обнаруживаться в особенностях деятельности, которыми человек предпочитает заниматься. Одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствия; другие выбирают наиболее простые, беспроблемные пути. Для одних существенно, с какими результатами они выполнили ту или иную работу, удалось ли при этом превзойти других людей. Для остальных это может быть безразличным, и они довольствуются тем, что справились с работой не хуже других, добились посредственного качества.

В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.

Характер человека — это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства. Поступок человека с характером почти всегда сознателен и обдуман, может быть объяснен и оправдан, по крайней мере, с позиций действующего лица. Говоря о характере, мы обычно вкладываем в представление о нем способность вести себя самостоятельно, последовательно, независимо от обстоятельств, проявляя свою волю и настойчивость, целеустремленность и упорство. Бесхарактерный человек в этом смысле — тот, кто не проявляет подобные качества ни в деятельности, ни в общении с людьми, плывет по течению, зависим от обстоятельств, управляется ими.

1.1. Формирование характера
Некоторые черты характера, которые являются устойчивыми в течение всей жизни человека, обнаруживаются уже у детей раннего возраста, например, у дошкольников. Это значит, что истоки характера человека и первые признаки его стабилизации следует искать в самом начале жизни.

Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими людьми. В характерных для него поступках и формах поведения ребенок прежде всего подражает его близким взрослым людям. При помощи прямого научения через подражания и эмоциональные подкрепления он усваивает формы поведения взрослых.

Сензитивным периодом жизни для становления характера можно считать возраст от 2-3 до 9-10 лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками, открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием, что создает благоприятные условия для подкрепления нужных форм поведения.

Стиль общения взрослых друг с другом на глазах у ребенка, способ обращения с ним самим весьма важны для становления характера. Особенно это относится к обращению родителей с ребенком, в первую очередь матери. То, как действуют мать и отец в отношении ребенка, спустя много лет становится способом обращения его со своими детьми, когда ребенок становится взрослым и обзаводится собственной семьей.

Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества: эгоистичность, черствость, безразличие к людям.

Имеются данные о том, что начало формирования данных черт характера уходит вглубь дошкольного детства, к первым месяцам жизни и определяется способом обращения матери со своим ребенком (вспомним первую стадию личностного развития по Э. Эриксону).

Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются и в труде – трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, другие «деловые» качества, — складываются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда. Сильное влияние на их развитие оказывает адекватная возрасту и потребностям ребенка стимуляция со стороны взрослых. В характере ребенка данного возраста сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку (положительные подкрепления).

В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими за счет множества новых школьных друзей, взрослых-учителей. Если то, что ребенок как личность приобрел в домашних условиях, получает в школе поддержку, то и способствующие черты характера у него закрепляются и чаще всего сохраняются в течение всей дальнейшей жизни.


1.2. Понятие акцентуации характера и его сущность
Люди различаются между собой не только акцентуированными чертами. Даже не обнаруживая черт, выделяющих личность на фоне среднего уровня, люди все же не сходны между собой. Имеются в виду не особенности, которые придают человеку как таковому индивидуальные черты. Если мы задались целью понять, что же это такое акцентуация личности, необходимо познать эти отличительные черты. (К. Леонгард, 1999 г.).

Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая еще в начале нашего века была предложена немецким психиатром и психологом Э.Крамером. Несколько позже аналогичную попытку предпринял его американский коллега У. Шелдон, а в наши дни Э. Фрюлин, К. Леонгард, А. Е. Личко и ряд других ученых. (К. Леонгард,

1999 г.).

Наибольшую известность получил термин К. Leongard (1968 г.) «акцентуированная личность». К. Leongard разработана концепция акцентуированной личности. Выделяются отдельные черты личности, которые сами по себе еще не являются патологическими, однако при определенных условиях могут претерпевать развитие в положительном или отрицательном направлении, достигая особой выраженности у психопатов и невротиков. Черты эти как бы являются заострением некоторых присущих каждому человеку неповторимых индивидуальных свойств.

Однако правильнее говорить об «акцентуациях характера» (А. Е. Личко, 1977 г.). Рассматривать «акцентуацию характера» так как, по его мнению, личность является широким понятием, включающим в себя помимо характера и темперамента интеллект, способности мировоззрения.

Отличиями между акцентуациями характера и психопатиями основываются на диагностических критериях П.Б. Ганнушкина (1933 г.), О.В. Кербикова (1962 г.). При акцентуациях характера может не быть ни одного из этих признаков: ни относительной стабилизации характера на протяжении жизни, ни тотальность его проявления во всех ситуациях, ни социальной дезадаптации вследствие тяжести аномалии характера. Во всяком случае, никогда не бывает соответствия всем этим трем признакам психопатии сразу. Как указывалось, обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке.

Скрытая акцентуация — эта степень, видимо, должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблюдении, разносторонних контактах и детальном знакомстве трудно бывает составить четкое представление об определенном типе характера. Однако черты этого типа ярко, порой неожиданно, выявляются под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные тре­бования к «месту наименьшего сопротивления». Наиболее благоприятный прогноз наблюдается гипертимической акцентуацией, наихудший прогноз – при явной неустойчивости акцентуации.

Различают несколько видов относительно стойких изменений:



  • переход явной акцентуации в скрытую, когда с возрастом акцентуированные черты стираются или компенсируются, т. е. заменяются другими и только под влиянием некоторых факторов, адресованных уязвимому месту, черты этого типа уже скрытого, замаскированного, вдруг проявятся неожиданно, внезапно в полной силе;

  • формирование на почве акцентуаций психопатических развитий, роль играет среда и в результате может наблюдаться предболезненное состояние, а иногда заболевание;

  • трансформация видов акцентуаций характера, присоединение к основному типу близких, совместимых с этим типом других акцентуаций.

В некоторых случаях, черты вновь приобретенных акцентуаций могут даже доминировать над основной, иногда черты одной акцентуации могут «вытеснить», «заслонить» черты других акцентуаций.
1.3. Виды акцентуаций характера в разных теориях
Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая еще в начале нашего века была предложена немецким психиатром и психологом Э.Кречмером. Несколько позже аналогичную попытку предпринял его американский коллега У. Шелдон, а в наши дни — Э. Фромм, К. Леонгард и ряд других ученых.

Все типологии человеческих характеров исходили из ряда общих идей. Основные из них следующие:



  1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.

  2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.

  3. Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.

Э. Кречмер выделил и описал три наиболее часто встречающихся типа строения тела или конституции человека: астенический, атлетический и пикнический. Каждый из них он связал с особым типом характера (впоследствии оказалось, что должных научных оснований для этого у автора не было).

  1. Астенический тип, по Кречмеру, характеризует небольшая толщина тела в профиль при среднем или выше среднего росте. Астеник – это обычно худой и тонкий человек, из-за своей худобы кажущийся несколько выше, чем он есть на самом деле. У астеника тонкая кожа лица и тела, узкие плечи, тонкие руки, удлиненная и плоская грудная клетка со слаборазвитой мускулатурой и слабыми жировыми накоплениями. Такова в основном характеристика астеников-мужчин. Женщины этого типа, кроме того, часто и малорослы.

  2. Атлетическому типу свойственен сильно развитый скелет и мускулатура. Такой человек обычно среднего или высокого роста, с широкими плечами, мощной грудной клеткой. У него плотная высокая голова.

  3. Пикнический тип отличается сильно развитыми внутренними полостями тела (головы, груди, живота), склонностью к ожирению при слаборазвитых мышцах и опорно-двигательном аппарате. Такой человек среднего роста с короткой шеей, сидящей между плечами.

Тип строения тела, как было показано еще Кречмером и отчасти подтверждено новейшими исследованиями в области психогенетики, определенным образом коррелирует со склонностью к психическим заболеваниям. Например, маниакально-депрессивным психозом чаще всего болеют люди с крайне выраженными чертами пикника. К шизофреническим заболеваниям более склонны астеники и атлетики.

Хотя типология Кречмера была построена умозрительным путем, она содержала в себе ряд жизненно правдивых наблюдений. Впоследствии действительно обнаружилось, что люди с определенным типом строения тела имеют склонность к заболеваниям, которые сопровождаются акцентуациями соответствующих черт характера. Более поздние классификации характеров строились в основном на описаниях этих акцентуаций. Одна из них принадлежит известному отечественному психиатру А.Е. Личко. Эта классификация построена на основе наблюдения за подростками.

Акцентуация характера, по Личко, — это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. Объясняет этот факт автор классификации так: «При действии психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении».1 При взрослении ребенка особенности его характера, проявившиеся в детстве, остаются достаточно выраженными, теряют свою остроту, но с возрастом вновь могут проявиться отчетливо (особенно если возникает заболевание).

Классификацию акцентуаций характера у подростков, которую предложил А. Е. Личко, мы подробно опишем в главе 2.1. «Основные типологии акцентуаций характера по К. Леонгарду и А. Личко».

К классификации характеров, предложенной А.Е. Личко, следует относиться так же, как и к классификации Э. Кречмера. Она также построена на основе результатов наблюдений и их обобщения и в этом смысле не является научно точной (по собранным представлениями).

Близкой к классификациям А.Е. Личко является типология характера, предложенная немецким ученым К. Леонгардом. Эта классификация основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми и представляет как самостоятельные типы характеров. Более подробно эту классификацию также рассмотрим в главе 2.1.

Данная классификация относится в основном к взрослым людям и представляет типологию характеров преимущественно с точки зрения отношения к людям (напомним, что характер человека проявляется также в отношении к делу).

Приведем еще одну интересную попытку представления типологии характеров, в основе которой отношение человека к жизни, обществу и нравственным ценностям. Ее вывел Э Фромм и обозначил как социальную типологию характеров1. «Социальный характер, — пишет автор, — содержит … выборку черт, существенное ядро структуры характера большинства членов группы, которое сложилось в результате основного опыта и способа жизни, общего для этой группы».2 Социальный характер определяет мышление, эмоции и действия индивидов, принадлежащих данному обществу. Различные классы и группы людей, существующие в обществе, обладают своим социальным характером. На его основе развиваются и приобретают силу определенные социальные, национальные и культурные идеи. Однако эти идеи сами по себе пассивны и могут стать реальными силами лишь тогда, когда отвечают особым человеческим потребностям.

Обобщив данные наблюдений за социальным поведением различных людей, соотнеся их с практикой работы в клинике, автор представляемой типологии характеров вывел следующие их основные типы:


  1. «Мазохист-садист». Это тип человека, который склонен видеть причины своих жизненных успехов и неудач, а также причины наблюдаемых социальных событий не в складывающихся обстоятельствах, а в людях. стремясь устранить эти причины, он направляет свою агрессию на человека, который представляется ему причиной неудачи. Если речь идет о нем самом, то его агрессивные действия направляются на себя; если в качестве причины выступают другие люди, то они становятся жертвами его агрессивности. Такой человек много занимается самообразованием, самосовершенствованием, «переделкой» людей «в лучшую сторону». Своими настойчивыми действиями, непомерными требованиями и притязаниями он иногда доводит себя и окружающих людей до состояния изнеможения. Особенно опасен для окружающих такой тип тогда, когда он получает над ним власть: он их начинает терроризировать, исходя из «благих намерений».

Интересно наблюдение Э. Фромма, утверждающего, что в этом типе людей наряду с мазохистскими склонностями почти всегда открываются и садистские тенденции. Они проявляются в стремлении ставить людей в зависимость от себя, приобретать над ними полную и безграничную власть, эксплуатировать их, причинять им боль и страдание, наслаждаться видением того, как они страдают. Такой тип человека называют авторитарной личностью. Э. Фромм показал, что подобные личностные свойства были присущи многим известным в истории деспотам. И включил в их число Гитлера, Сталина, ряд других известных исторических лиц.

  1. «Разрушитель». Характеризуется выраженной агрессивностью и активным стремлением к устранению, уничтожению объекта, вызвавшего фрустрацию, крушение надежд у данного человека. «Разрушительность, — пишет Фромм, — это средство избавления от невыносимого чувства бессилия».1 К разрушительности как к средству разрешения своих жизненных проблем обычно обращаются люди, которые испытывают чувство тревоги и бессилия, ограничены в реализации своих интеллектуальных и эмоциональных возможностях. В периоды больших социальных потрясений, революций, переворотов они выступают в качестве основной силы, разрушающей старое, в том числе и культуру.

  2. «Конформист-автомат». Такой индивид, столкнувшись с трудноразрешимыми социальными и личными жизненными проблемами, перестает «быть самим собой». Он беспрекословно подчиняется обстоятельствам, обществу любого типа, требованиям социальной группы, быстро усваивая тот тип мышления и способ поведения, который свойственен большинству людей в данной ситуации. У такого человека почти никогда нет ни собственного мнения, ни выраженной социальной позиции. Он фактически утрачивает собственное «Я», свою индивидуальность и «настолько привык испытывать именно те чувства, какие от него ожидаются в определенных ситуациях, что лишь в порядке исключения мог бы заметить в своих чувствах нечто «чужое»».1 Такой человек всегда готов подчиниться любой новой власти, быстро и без проблем свои убеждения, если обстоятельства этого требуют, не особенно задумываясь над моральной стороной подобного поведения. Это тип сознательного или бессознательного приспособления.

Выведенная Э. Фроммом типология реальна в том смысле слова, что действительно напоминает поведение многих людей во время социальных событий, происходящих в нашей жизни, в нашей стране сейчас или имевших место в прошлом.


Мы привели несколько видов типологий акцентуаций характера в разных теориях, наиболее известных и значимых, на наш взгляд, в настоящее время.

Каталог: catalog
catalog -> Учебно-методическое пособие Хабаровск, 2006
catalog -> Акцентуация характера
catalog -> Влияние мотивов учебной деятельности старших школьников на их успеваемость
catalog -> Особенности детей подросткового возраста с зпр курсовая работа
catalog -> Вопросы к государственному экзамену по общей психологии
catalog -> История развития проблемы памяти в психологии
catalog -> Глава роль семьи в формировании личности
catalog -> Опыт нашего профсоюза ценен для всей сибири
catalog -> Вопросы к госэкзамену по специализации «психология развития и возрастная психология»
catalog -> Контрольная работа по дисциплине «Психология и педагогика» Проверил: студент курса


Скачать 0.5 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

ВЛИЯНИЕ АКЦЕНТУАЦИИ ЛИЧНОСТИ НА НАРКОМАННОСТЬ СТУДЕНТОВ | Американский журнал фармакологии и токсикологии

Исследовательская статья Открытый доступ

Елена Александровна Чеверекина 1 , Андрей Васильейвич Лейфа 2 , Наталия Алексееевна Кора 3 , Юлия Валеревна БАДАЛЕВА 3 , Елена Анатоливна Бюрдуква 3 , Elena Anatolyevna Burdukovskaya 3 . и психологии профессионального образования РАО, Россия

  • 2 Благовещенский государственный педагогический университет, Россия
  • 3 Амурский государственный университет, Россия
  • Реферат

    Выявление акцентуаций характера у студентов, склонных к аддикции, позволит скорректировать процесс их социализации в период обучения с целью повышения его эффективности, а также будет способствовать созданию эффективных психообразовательных программ, направленных на снижение уровень их зависимости от наркотиков. Цель: выявить влияние экспериментальной акцентуации характера на склонность к наркомании у студентов. В основу исследования положена концепция акцентированных личностей К. Леонгарда и типология акцентированных личностей А. Е. Личко. Психологическое тестирование выступало в качестве эмпирического метода исследования. Обработку данных проводили с помощью пакета Statistical Package for Social Sciences (SPSS) v.17. Выявлено, что у студентов высшей школы по сравнению со студентами среднего профессионального образования выявлена ​​склонность к наркомании, связанная с меньшей акцентуацией характера. Это можно объяснить тем, что те, кто едет учиться в вузы, более социально адаптированы, обладают более высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины, способны в силу возраста и воспитания контролировать всплески эмоций и поведения. . Выводы данных исследования позволят скорректировать психолого-педагогические программы, направленные на снижение склонности к аддикции у студентов с учетом выявленных акцентуаций характера у студентов высших и средних специальных учебных заведений.

    Американский журнал фармакологии и токсикологии

    Том 9 № 2, 2014 г., 168-173

    DOI: https://doi.org/10.3844/ajptsp.2014.168.173

    Подано: 15 мая 2014 г. Опубликовано: 27 июня 2014 г.

    Образец цитирования: Чеверикина Е. А., Лейфа А. В., Кора Н. А., Бадалян Ю. В., Бурдуковская Е. А., Павлова Е. В. (2014). ВЛИЯНИЕ АКЦЕНТУАЦИИ ЛИЧНОСТИ НА НАРКОМАННОСТЬ СТУДЕНТОВ. Американский журнал фармакологии и токсикологии , 9 (2), 168-173. https://doi.org/10.3844/ajptsp.2014.168.173

    Copyright: © 2014 Елена Александровна Чеверикина, Андрей Васильевич Лейфа, Наталия Алексеевна Кора, Юлия Валерьевна Бадалян, Елена Анатольевна Бурдуковская и Екатерина Викторовна Павлова. Это статья в открытом доступе, распространяемая на условиях Лицензия Creative Commons Attribution, которая разрешает неограниченное использование, распространение и воспроизведение на любом носителе при условии указания оригинального автора и источника.

    Добавить комментарий