Акцентуация характера по шмишеку: Опросник Шмишека. Акцентуации характера

Классификация акцентуаций характера — Энциклопедия современных знаний

Характер и индивидуальность человека

Характер (перевод с греческого — печать, чеканка) — это совокупность складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении устойчивых индивидуальных особенностей личности.

Фундаментом, на котором формируются определённые черты характера является тип темперамента. Кроме типа нервной системы, на формирование и проявления характера влияют и другие биологические факторы, например, расстройства сердечно-сосудистой, пищеварительной и эндокринной системы. Русский физиолог И.П. Павлов рассматривал характер, как сплав врождённых и приобретённых форм поведения. При этом он подчёркивал решающее значение среды и воспитания в формировании характера.

Зная характер личности, можно предвидеть, как она будет вести себя при тех или иных обстоятельствах. Таким образом, в характере человека как бы заложена программа его обычного поведения в типичных ситуациях.

Однако наиболее верным ориентиром в определении характера человека являются его поступки, поскольку система привычных практических действий составляет фундамент характера личности. В этом отношении показательна известная восточная поговорка: «Посей поступок — пожнешь привычку, посей привычку — пожнёшь характер, посей характер — пожнешь судьбу».

Структура характера

Характер включает базисные и ситуационные, первичные и вторичные, деловые и коммуникативные, мотивационные и инструментальные черты.

Базисные черты: самоуверенность — неуверенность; дружелюбие — враждебность; сознательность — импульсивность; эмоциональная стабильность — тревожность; интеллектуальная гибкость — ригидность, (заторможенность мышления, проявляющаяся в трудности отказа человека от однажды принятого решения, способа мышления и действий). Это черты, составляющие основу человеческой личности и проявляющиеся в любых жизненных ситуациях.

Ситуационные черты проявляются только в специфических жизненных условиях. Например, человек уверенный в себе, эмоционально стабильный (это общие черты), но в определённых жизненных ситуациях (болезнь, вызов к начальнику) он чувствует подавленность и растерянность (это ситуационные черты).

Мотивационные — это черты, от которых зависит активность и направленность поведения. Например, целеустремлённость.

Инструментальные — это черты, которые придают поведению человека тот или иной стиль. Например, доброжелательность.

Акцентуация характера

В настоящее время в человеческом языке нашли отражение наименования более 1000 черт характера. Когда количественная выраженность определённых черт достигает предельных величин, возникает акцентуация характера. Несмотря на редкость чистых типов и преобладание смешанных их форм, различают следующие виды акцентуации характера.

Классификация акцентуаций характера

Рассмотрим классификацию акцентуаций характера К. Леонгарда и

Н. Шмишека.

Гипертимный тип — отличается общительностью, предприимчивостью, склонностью к юмору. Хорошее настроение сочетается с таким же хорошим здоровьем, высоким жизненным тонусом, цветущим внешним видом. У них всегда хороший аппетит и здоровый сон. В норме — это удачные предприниматели и общественные деятели. Однако легкомыслие как продолжение достоинств этого типа может приводить к рискованным авантюрам, от которых могут пострадать окружающие.

Застревающий тип — особо чувствителен к обидам и огорчениям, склонен к задержке и накоплению сильных отрицательных эмоций. Отсюда мстительность, отсутствие способности «легко отходить» от обид. Наблюдаются заносчивость и самоуверенность при успехе, честолюбие и непреклонная уверенность в своей правоте, душевная холодность и деспотизм к зависимым от них людям. Стремление к признанию, настороженность и недоверчивость по отношению к людям.

Эмотивный тип — отличается мягкостью, добросердечием и глубиной переживаний. Легко прощают недостатки другим и первыми идут на примирение в конфликтах. Любят ухаживать за животными и растениями. Эмотивные дети при просмотре печальных фильмов и прослушивании таких же сказок начинают плакать. Из-за своей душевной ранимости могут становиться «козлами отпущения», так как не умеют постоять за себя.

Педантичный тип — склонность к усиленным размышлениям, постоянной самопроверке своих действий. Пунктуален, аккуратен, большое внимание уделяет чистоте и порядку. В выполнении работы нетороплив, усидчив, ориентирован на высокое качество работы и особую ее точность. От этого проистекают постоянное сомнение в своих действиях и отсутствие уверенности в себе. Болезненно реагирует на нарушения порядка, из-за чего могут возникать конфликты с окружающими.

Тревожный тип — проявляет пугливость и боязливость. Представители Этого типа не любят шумных компаний и игр, часто испытывают робость и застенчивость в новой обстановке. Плохо чувствуют себя во время экзаменов и проверок. У них рано формируются чувство долга, ответственности и высокие моральные принципы. Непереносимость насмешек сопровождается неумением постоять за себя при несправедливых обвинениях. Чувство собственной неполноценности стараются компенсировать в тех видах деятельности, где могут раскрыться их природные способности.

Циклоидный тип — люди с периодическими сменами настроения от упадка и апатии в депрессивной фазе до бурной энергичности в гипертимной. У типичных циклоидов фазы изменения состояния обычно длятся три недели с индивидуальными вариациями этого срока в большую или меньшую сторону.

Демонстративный тип. Главная черта этого типа — беспредельный эгоцентризм, стремление постоянно находиться в центре внимания к своей особе, жажда общественного признания, восхищения, сочувствия, удивления, склонность к позерству и самовосхвалению. Фантазирование и лживость при этом очень часто имеют место. Не выносят, когда в их присутствии хвалят кого-то другого, но не его самого. Обладают патологической способностью к вытеснению, т.е. могут полностью забывать о своих неблаговидных поступках. Любую свою ложь воспринимают как правду и не осознают того, что лгут, бывая при этом внешне очень убедительными.

Возбудимый тип — отличается трудностью регулирования своего поведения. Вспышки раздражительности и гнева могут возникать по самому незначительному поводу. Развитие мышления и речи отстает от нормы, поэтому имеются трудности в обучении. Слабая развитость интеллектуальных и социальных навыков при внутренней заряженности агрессией. В состоянии затишья обычно угрюмы и нахмурены, в состоянии аффекта — резки и агрессивны.

Дистимный тип — отличает пессимизм и мрачное восприятие, депрессивные переживания и обвинения в адрес себя и окружающего мира. В беседе немногословны или молчаливы. Большую часть времени угрюмы и неприветливы. Все эти свойства характера еще более усиливаются под влиянием негативной реакции на них со стороны окружающих.

Экзальтированный тип — отличается высокой чувствительностью и бурной восторженной реакцией на события окружающей жизни. Тонкие переживания, связанные с увлечением искусством, красотой природы, поисками красоты и смысла жизни приводят к тому, что людей этого типа много среди художников, музыкантов и поэтов. Переполненность чувствами, естественно, требует разрядки, что и осуществляется в процессе художественного творчества. С другой стороны, люди этого типа могут легко впадать в отчаяние и разочаровываться при встрече с жизненными трудностями.

Дня определения акцентуации характера используется характереологический опросник К. Леонгарда.

Учет различных акцентуации характера необходим для осуществления индивидуального подхода в воспитании, выборе оптимальных форм работы по созданию нормального социально-психологического климата в трудовых коллективах и укреплению дисциплины труда.

Формирование характера

Мы можем констатировать, что примерно к 2-3 годам у ребенка формируются простейшие волевые черты характера. Деловые и коммуникативные черты характера формируются к 5-6 годам. В начале на формирующийся характер ребёнка оказывает влияние то, как обращаются с ним взрослые. Если они часто общаются с ним, а основные потребности ребенка постоянно и полностью удовлетворяются, то с раннего детства в нём начинают формироваться положительные черты характера, такие, например, как открытость и доверие людям. Если дети не получают положительных эмоций в общении взрослыми, то формируются такие черты характера, как замкнутость и недоверие к людям,

В начале школьного обучения характер ребенка формируется под авторитетным влиянием родителей н учителей, как наиболее значимых для младшего школьника людей. Начиная со средних классов школы, авторитет родителей и учителей снижается, н на первый план выхолят авторитет и мнение значимых для ребёнка сверстников.

В старших классах школы, наряду с сохранением влияния общения со сверстниками, фактором, воздействующим на характер, вновь становится мнение и оценка взрослых людей. На развивающийся характер школьника начинают влиять и средства массовой информации: печать, радио, телевидение, Интернет.

В дальнейшем на развитие и изменение характера человека могут оказывать влияние как названные выше факторы, так и обстоятельства его личной жизни.

Характер человека меняется в течение его жизни в зависимости от возраста. Например, после 15-16 лет человек постепенно избавляется от детских черт характера (безответственность, капризность, эгоцентричность, плаксивость, детские страхи), и закрепляются специфические взрослые черты (терпимость, ответственность, расчётливость, умудрённость опытом). По мере накопления жизненного опыта меняются взгляды на происходящее и отношение к нему. Это также влияет на характер человека.

Типы акцентуации характера по Личко


Похожие статьи.
  • Классификация по характеру социальной дезадаптации ребенка

  • Акцентуации характера по личко и шмишеку

  • Ii классификация детского фольклора

  • Неосознанный характер процесса коммуникации

Акцентуации характера по личко и шмишеку — Энциклопедия современных знаний

Концепция личности К. К. Платонова

Данная концепция наиболее яркий образец реализации идей структурного подхода к пониманию личности человека. К. К. Платонов рассматривает личность как динамическую систему, т. е. систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов и связей между ними, при сохранении

функции.

В этой системе автор выделяет четыре подструктуры личности.

1. Подструктура направленности и отношений личности, которые проявляются в виде моральных черт. Они не имеют врожденных задатков и формируются путем воспитания. Поэтому она может быть названа социально обусловленной. Она включает желания, интересы, склонности, стремления, идеалы, убеждения, мировоззрение.

2. Подструктура опыта, которая «объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные путем обучения, но уже с заметным влиянием биологически,

и даже генетически обусловленных свойств личности».

Ведущая форма развития качеств этой подструктуры – обучение обусловливает и уровень их анализа – психолого-педагогический.

3. Подструктура индивидуальных особенностей психических процессов или функцийпамяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли.

К. К.Платонов намеренно устанавливает такой порядок их следования, подчеркивая тем самым силу биологической и генетической обусловленности психических

процессов и функций.

Процесс формирования и развития индивидуальных особенностей психических процессов осуществляется путем упражнения, а изучается данная подструктура

в основном на индивидуально-психологическом уровне.

4. Подструктура биопсихических свойств, в которую входят «половые и возрастные свойства личности, типологические свойства личности (темперамент).

Процесс формирования черт этой подструктуры, а точнее их переделки, осуществляется путем тренировки.

Таким образом, по мнению К. К. Платонова, в эти подструктуры «могут быть уложены все известные свойства личности. Причем часть этих свойств относится

в основном только к одной подструктуре, например, убежденность и заинтересованность – к первой; начитанность и умелость – ко второй; решительность и сообразительность – к третьей; истощаемость и возбудимость – к четвертой. Другие, а их больше, лежат на пересечениях подструктур и являются результатом

взаимосвязей различных собственных подструктур. Примером может являться

музыкальность, как взаимосвязь 3, 4 и обычно 2-й подструктур».

Направленность личности Мировоззрение, личностные смыслы, стремления и др. Социальная обусловленность
Социальный опыт ЗУН и привычки Социально -биологическая база
Индивидуальные особенности психики Особенности познавательных процессов (памяти, мышления, воли, чувств и др. ) Биосоциальная обусловленность
Биопсихические свойства Скорость, интенсивность психических процессов, пол, возраст, темперамент Биологическая обусловленность

Учёт личностных особенностей при работе с детьми

Педагогам в своей работе необходимо учитывать индивидуальные особенности детей: Пол

Возраст (Уровень развития)

Характер

Темперамент

Способности

Интересы

Потребности

Возраст Возрастные особенности детей по Д. Б. Эльконину
0-1 год Младенчество Непосредственное эмоциональное общение
1-3 лет Раннее детство Предметно-манипулятивная деятельность
3-7 лет Дошкольный возраст Игровая деятельность
7-11 лет Младший школьный возраст Учебно-познавательная деятельность
11-15 лет Подростковый возраст Интимно-личностное общение
15-17 лет Ранняя юность Учебно-профессиональная деятельность Характер (греч. ) – чеканка, печать, отпечаток

Характер отражает общественное воздействие, жизненную направленность личности , материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы. В педагогической практике важно научиться распознавать характер при этом используя метод наблюдения, эксперимента, беседы.

Акцентуации характера по Личко и Шмишеку

1. Гипертимный тип (повышенный жизненный тонус, лидерство, оптимизм, легкомыслие)

2. Циклоидный (переменчивость настроения, малопредсказуемость, противоречивость)

3. Эмотивный (мягкость, добросердечие, эмоциональность, альтруизм)

4. Застревающий (высокая чувствительность, конфликтность, занудливость, принципиальность)

5. Педантичность (пунктуальность, неторопливость, частые проверки, добросовестность)

6. Тревожный (пугливый)

7. Демонстративный (эгоцентризм)

8. Возбудимый (неадекватные вспышки гнева, неуживчивость)

9. Дистимный (пессимизм, угрюмый, робость, самокритичность, исполнительность)

10. Экзальтированный (высокочувствительный, эмоциональный, влюбчивый, артистичный)

Педагогические условия работы с ребенком-сангвиником:

Работая с ним, нужно:

Основным подходом в обучении ребенка-сангвиника, является принцип, условно названный «Доверяй, но проверяй»

Педагогические условия работы с ребенком-холериком:

Работая с ним, нужно:

Учить сначала думать, а потом делать. Его нельзя ругать при других. Постоянное руководство и контроль.

Педагогические условия работы с ребенком-флегматиком:

Работая с ним, нужно:

Не требовать немедленных ответов, давать время на обдумывание и подготовку.

Отказываться от разнообразия заданий.

Педагогические условия работы с ребенком-меланхоликом:

Работая с ним, нужно:

Давать больше времени на подготовку и ответ. Осторожно оценивать неудачи.

При работе с ребёнком нужно всегда уметь различать его врождённые и приобретённые способности.

Врождённые способности (задатки) нужно развивать.

Приобретённые способности совершенствовать.

Занимаясь с ребёнком, учитель всегда должен учитывать его потребности и интересы.

Находить с ним общий язык

Стараться поддерживать его интересы

Выслушивать его потребности

Педагог должен тщательно изучать индивидуальность каждого ученика,

скорость его мышления, уровень музыкальных возможностей и соизмеряя с этим подбирать программу для ребенка и строить занятия.

Типы акцентуации характера по Личко


Похожие статьи.
  • Классификация акцентуаций характера

  • По характеру проектируемых изменений

  • Классификация по характеру социальной дезадаптации ребенка

  • Неосознанный характер процесса коммуникации

Компонент массы

Последние исследовательские работы

Взаимосвязь антропо-соматотипологических показателей с показателями личностных качеств практически здоровых женщин с эндо-мезоморфным соматотипом

Андриевский И. И.

Вес тела ◽  

Черты характера ◽  

Верхняя конечность ◽  

Масса тела ◽  

Семейные отношения ◽  

Компонентный состав ◽  

Индивидуальные характеристики ◽  

Тело ◽  

Образовательный профессионал ◽  

Компонент массы

Аннотация. Использование конституционального подхода дает возможность изучать индивидуальные особенности организма на различных уровнях. Для гармонизации различных аспектов конституции используется принцип целостности, который характеризуется многомерностью, комплексностью и проработкой особенностей соотношений. Цель исследования — установить и проанализировать особенности корреляционных связей между антропо-соматотипологическими показателями и показателями личностных характеристик практически здоровых украинок эндомозоморфного соматотипа. Из базы материалов научно-исследовательского центра Национального мемориального медицинского университета им. Н. И. Пирогова г. Винница отобраны первичные показатели личностных черт и антропо-соматотипологические показатели 22 практически здоровых украинок первого зрелого возраста эндомозоморфного соматотипа.

Анализ корреляций между этими показателями выполнен в лицензионном пакете «Statistica 6.1» с использованием непараметрического метода Спирмена. У женщин эндомозоморфного соматотипа установлены следующие множественные достоверные и ненадежные связи средней силы: прямые (r = от 0,30 до 0,59) индекс по шкале неискренности Айзенка со всеми показателями ширины дистальных эпифизов (ШДЭ) конечностей, толщины наибольшей кожной складки (ТСКС) верхней конечности, эндо- и мезоморфных компонентов соматотипа и жировых и костных показателей компонентный состав массы тела; прямой (r = от 0,34 до 0,56) индекс экстраверсии-интроверсии Айзенка с наибольшими поперечными размерами туловища; прямой (r = от 0,32 до 0,53) индекс личностной тревожности Спилбергера с почти половиной цефалометрических показателей и размеров туловища и наибольшего размера таза; прямой (r = от 0,30 до 0,64) индекс акцентуации каскадерского типа Шмишека с массой тела, половинным продольным, окружным размерами и показателями TSFF, эндоморфным компонентом соматотипа и жировыми и мышечными показателями компонентного состава массы тела; инверсный (r = от -0,32 до -0,47) индекс акцентуации эмоционального характера по Шмишеку со всеми продольными размерами, половиной показателей ВДЭ конечностей, большей частью показателей ТСФФ верхней конечности и костного индекса компонентного состава массы тела; инверсный (r = от -0,31 до -0,45) индекс акцентуации типа тревожности по Шмишеку с большинством конечностей и показателей ТСФФ, эндо- и мезоморфных компонентов соматотипа и жировых и костных показателей компонентного состава массы тела; инверсный (r = от -0,46 до -0,63) показатель акцентуации характера демонстративного типа по Шмишеку с большинством показателей ТСФФ верхней конечности; прямой (r = от 0,31 до 0,61) индекс акцентуации возбудимого характера по Шмишеку с наибольшим продольным размером, ВДЭ верхней конечности, почти половина ТСФФ, компонент эндоморфного соматотипа и все показатели компонентного состава массы тела; инверсный (r = от -0,30 до -0,40) индекс акцентуации дистимического характера по Шмишеку с половиной продольных размеров, эктоморфным компонентом соматотипа и костным индексом компонентного состава массы тела; инверсные (r = -0,30 до -0,75) показатели уровня субъективного контроля в сфере достижений и семейных отношений по Роттеру при половинном обхвате, половинном поперечном размере туловища и таза и мышечном компоненте массы тела; прямые (r = от 0,34 до 0,61) показатели уровня субъективного контроля в сфере неудач и учебных (профессиональных) отношений по Роттеру с наибольшим продольным измерением, ВДЭ верхних конечностей (только с уровнем субъективного контроля в сфере образовательных (профессиональных) отношений) и костный индекс компонентного состава массы тела.
В результате количественного анализа достоверных и недостоверных средних связей личностных показателей с антропо-соматотипологическими показателями женщин эндомосоморфного соматотипа выявлен наибольший относительный процент связей между: ведущими типологическими характеристиками темперамента по Айзенку и WDE-конечностями; психодинамические особенности личности по шкале Спилбергера и цефалометрические показатели и поперечные размеры тела; показатели выраженности и особенностей акцентуированных черт личности по Шмишеку и продольным размерам тела, ВДЭ конечностей и ТСФФ; показатели уровня субъективного контроля Роттера и продольных размеров туловища и ВДЭ конечностей.

PRIME PubMed | Психофизиологические характеристики у ликвидаторов аварии на ЧАЭС, эвакуированных из зоны отчуждения и участников АТО

Реферат

ЦЕЛЬ

Оценка взаимозависимостей между психометрическими параметрами и спонтанной электрической активностью головного мозга у ликвидаторов аварии на ЧАЭС, эвакуированных из зоны отчуждения зоны, и бойцов АТО.

ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ

Ретроспективно и в сравнении исследованы психометрические и нейрофизиологические параметры у испытуемых. Исследуемая популяция включала ликвидаторов аварии на ЧАЭС (УЛПА), эвакуированных из 30-километровой зоны отчуждения, в том числе в выборке из когорты КЭР НОЦРМ (n=316), и военнослужащих АТО (n=81). проходит реабилитацию в отделении радиационной психоневрологии НОЦРМ. В исследование также была включена контрольная группа лиц (n=84). Применялись методики диагностики характерных черт личности, а именно личностный тест акцентуаций характера Г. Шмишека и К. Леонгарда и личностный опросник Айзенка (Х. Дж. Айзенк). Компьютерные ЭЭГ регистрировали и анализировали на 16-канальном электроэнцефалографе DX 4000 (Харьков, Украина).

РЕЗУЛЬТАТЫ

В послеаварийный период у ликвидаторов и пострадавших при аварии на ЧАЭС происходит деформация личности, характеризующаяся обострением таких черт личности, как замкнутость (фиксированность), эмоциональность, педантичность, тревожность, циклотимия, возбудимость и дистимия со сниженной гипертимией и показухой (демонстрируемость). В группе участников АТО выявлено повышение частоты навязчивости, педантизма, циклотимии, аффективности и дистимии при снижении гипертимии. Церебральная биоэлектрическая активность в АКВД ЧАЭС характеризовалась повышенной мощностью дельта-активности при снижении мощности бета- и тета-активности и преобладающей частоты по сравнению со всеми группами выживших и контрольной группой. Группа АТО отличалась от групп выживших и контрольной группы меньшей мощностью дельта-, тета- и бета-активности и более высокой доминантной частотой. Интроверсия имела отрицательную корреляцию с индексом дельта- и тета-активности наряду с положительной корреляцией с индексом альфа-активности. Абсолютная спектральная мощность бета-, альфа- и тета-диапазонов положительно коррелировала с интроверсией. Нарастание нейротизма характеризовалось снижением индекса тета-активности и повышением индекса бета-активности при снижении абсолютной спектральной мощности тета- и дельта-диапазона.

ВЫВОДЫ

Деформация личности в коллективе АКВД ЧАЭС, эвакуированных из 30-километровой зоны и военнослужащих АТО. Деформация личности коррелирует с нарушением биоэлектрической активности головного мозга.

Авторы+Показать Аффилиации

Логановский К.М.

Государственное учреждение «Национальный исследовательский центр радиационной медицины Национальной академии медицинских наук Украины», ул. Мельникова, 53, г. Киев, 04050, Украина.

Греско М.В.

Государственное учреждение «Национальный исследовательский центр радиационной медицины Национальной академии медицинских наук Украины», ул. Мельникова, 53, г. Киев, 04050, Украина.

MeSH

ВзрослыйТревогаИсследования случай-контрольЧернобыльская ядерная аварияДистимическое расстройствоЭлектроэнцефалографияСкорая помощьЛюдиИнтроверсия, психологическаяМужчинаСреднего возрастаНевротизмЛичностная оценкаПсихиатрическая реабилитацияПсихометрияРадиационное воздействиеРетроспективные исследованияСтресс, психологическийтерроризмТранспортировка пациентовУкраина

Тип(ы) паба

Журнальная статья

Язык

eng укр

PubMed ID

29286524

Цитата

, М. Греско, М. Логановский

«Психофизиологические особенности у ликвидаторов аварии на ЧАЭС, эвакуированных из зоны отчуждения и участников АТО». Проблемы радиационной медицины Та радиобиологии, том. 22, 2017, стр. 406-427.

Логановский К.М., Греско М.В. Психофизиологические особенности у ликвидаторов аварии на ЧАЭС, эвакуированных из зоны отчуждения и участников АТО. Пробл Радиак Мед Радиобиол . 2017;22:406-427.

Логановский, К.М., и Греско, М.В. (2017). Психофизиологические особенности у ликвидаторов аварии на ЧАЭС, эвакуированных из зоны отчуждения и участников АТО. Проблемы Радиационной Медицины Та Радиобиологии , 22 , 406-427.

Логановский К.М., Греско М.В. Психофизиологические особенности у ликвидаторов аварии на ЧАЭС, эвакуированных из зоны отчуждения и участников АТО.

Пробл Радиак Мед Радиобиол. 2017;22:406-427. PubMed PMID: 29286524.

* Названия статей в формате цитирования AMA должны быть в регистре предложений

MLAAMAAPAVANCOUVER

TY — JOUR Т1 — Психофизиологические характеристики у ликвидаторов аварии на ЧАЭС, эвакуированных из зоны отчуждения и участников АТО. АУ — Логановский,К М, AU — Греско,М В, ПЯ — 27.06.2017/получил PY — 2017/12/30/антрез PY — 30 декабря 2017 г. PY — 2019/7/5/medline KW — Ликвидаторы аварии на ЧАЭС КВ — антитеррористическая операция KW — акцентуация характера КВ — электроэнцефалография (ЭЭГ) КВ — экстраверсия КВ — невротизм СП — 406 ЭП-427 JF — Проблемы радиационной медицины и радиобиологии JO — Пробл Радиак Мед Радиобиол ВЛ — 22 N2 — ЦЕЛЬ: Оценка взаимозависимостей между психометрическими параметрами и спонтанной электрической активностью головного мозга у ликвидаторов аварии на ЧАЭС, эвакуированных из зоны отчуждения и военнослужащих АТО. ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ. Психометрические и нейрофизиологические параметры были рассмотрены у испытуемых ретроспективно и в сравнении. Исследуемая популяция включала ликвидаторов аварии на ЧАЭС (УЛПА), эвакуированных из 30-километровой зоны отчуждения, в том числе в выборке из когорты КЭР НОЦРМ (n=316), и военнослужащих АТО (n=81). проходит реабилитацию в отделении радиационной психоневрологии НОЦРМ.

В исследование также была включена контрольная группа лиц (n=84). Применялись методики диагностики характерных черт личности, а именно личностный тест акцентуаций характера Г. Шмишека и К. Леонгарда и личностный опросник Айзенка (Х. Дж. Айзенк). Компьютерные ЭЭГ регистрировали и анализировали на 16-канальном электроэнцефалографе DX 4000 (Харьков, Украина). РЕЗУЛЬТАТЫ: В период после аварийного периода у ликвидаторов и пострадавших от аварии на ЧАЭС происходит деформация личности, которая характеризуется обострением таких черт личности, как заторможенность (фиксированность), эмоциональность, педантичность, тревожность, циклотимия, возбудимость. и дистимия с уменьшенной гипертимией и демонстративностью (демонстрируемость). В группе участников АТО выявлено повышение частоты навязчивости, педантизма, циклотимии, аффективности и дистимии при снижении гипертимии. Церебральная биоэлектрическая активность в АКВД ЧАЭС характеризовалась повышенной мощностью дельта-активности при снижении мощности бета- и тета-активности и преобладающей частоты по сравнению со всеми группами выживших и контрольной группой.

Добавить комментарий