Активное воображение — Психологос
01 октября 2022 г., 21:23
Активное воображение — это особый метод использования силы воображения, разработанный Карлом Густавом Юнгом для того, чтобы описывать грёзы при открытых глазах. Вначале пациент концентрируется на каком-то одном определённом пункте, эмоциональном состоянии, образе или событии, чтобы потом отдаться фантазийной активности, с каждым шагом приобретающей всё более драматический характер. То есть, психические образы начинают приобретать свою собственную жизненную активность и появляются в соответствии с законами своей специфической логики. И тут никак нельзя обойтись без преодоления колебаний и сомнений в сознания, чтобы суметь допустить всё, что стремится презентировать себя ему (сознанию). А это уже создаёт новую психическую ситуацию. Материал, к которому ранее не было никакого доступа, становится более или менее ясным и чётким. Под влиянием переживаемых эмоций сознательное Я начинает реагировать более непосредственно и прямо, чем это бывает в случае сновидений.
Активное воображение следует отличать от мечты, которая выдумывается самой персоной пациента и пребывает на поверхности личностного и повседневного опыта. Активное воображение является полной противоположностью осознанной мечты. Инсценируемая драма пытается побудить наблюдателя к активному участию. Создаётся новая ситуация, в которой бессознательный материал открыто предъявляется бодрствующему сознанию. В этом Юнг усматривал проявление деятельности трансцендентной функции, то есть интегрального воздействия сознательных и бессознательных факторов.
Можно по-разному обходиться с манифестно проявляющимся материалом. Процесс активного воображения сам по себе может оказывать позитивное и витализирующее (оживляющее) воздействие. Увиденный материал можно зарисовать (так, например, как это делают с образами снов). Пациентов можно просить зарисовывать пережитые им фантазии, чтобы выявлять отдельные эпизоды сразу же после их появления. Потом, эти зарисовки могут использоваться на аналитических сеансах для интерпретаций.
В любом случае Юнг был убеждён, что фантазийный образ обладает всем, что необходимо для его последующих метаморфоз и изменений в психической жизни. Юнг предостерегал от контактов с реальностью во время процесса активного воображения, сравнивая последний с алхимическим процессом, нуждающимся в «герметически замкнутом сосуде». Юнг не советовал применять активное воображение бездумно любым человеком; скорее всего он предназначал его для лечения, когда работу со сновидениями должна заместить объективация образов. Активное воображение оказывается наиболее полезным на поздних стадиях аналитического лечения.
Увиденные фантазийные образы требуют для себя включённости в сознательную жизнь. Хотя активное воображение и может способствовать излечению от невроза, таковое может происходить только тогда, когда оно гармонично включается в психическую деятельность, не приводя ни к эрзацам, ни к бегству от сознательной жизни.
- Процесс активного воображения может оказаться бесполезным, если пациент продолжает быть в плену своих собственных комплексов
- Пациент оказывается соблазнённым игрой своей фантазии, не замечая необходимости активной конфронтации с появляющимися образами
- Бессознательный материал может быть настолько сильно заряжен энергией, что пациент становится полностью захвачен яркими образами, когда забывает о работе с ними (инфляция).
- Аналитическая психология
- Автор К.Г. Юнг
- Психотерапевтические приемы
Комментарии (2):
Звездочка, 05 декабря 2015 г., 16:12
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, а когда поэт творит лирический стих, находясь в особом эмоциональном состоянии, когда образы, фразы и рифмы возникают без особого усилия воли, непринужденно и легко, это пассивное воображение?
1
ответ
Гость, 26 ноября 2017 г. , 22:02
Вдохновение. Высшая точка в процессе творчества. Скорее активное воображение, потому что человек бодрствует. Во сне — пассивное воображение, потому что образы возникают спонтанно и человек не может никак на них влиять, не может их остановить, управлять ими. В осознанных сновидениях бывает задействовано активное воображение. Может, вдохновение стоит считать особым состоянием, не сном и не бодрствованием?
Материалы по теме:
01 окт. 2022 г.
Активное воображение подробнее
В сущности, Активное Воображение — это диалог, который вы ведете с различными частями вашего «я», живущими в бессознательном. В определенном смысле это похоже на сон, с той лишь разницей, что, испытывая это ощущение, вы не спите и полностью осознаете происходящее. В вашем воображении вы начинаете говорить с вашими образами и взаимодействовать с ними. Они вам отвечают.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Архетип
Архетип — вид, способ, с которым бессознательное действует на сознание. Эти «виды действия» (паттерны) происходят от инстинктов и заложены в природе человека. При рождении у него уже есть в потенциале все архетипы, поэтому и говорится о коллективном бессознательном — совокупности архетипов.
3Подробнее
01 окт. 2022 г.
Персона
Маска или Персона (Persona) — архетип, согласно К. Г. Юнгу, социальная роль, которую человек играет выполняя требования, обращённые к нему со стороны общества. Это публичное лицо личности, воспринимаемое окружающими, оно прячет истинную суть личности человека.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Примеры активного воображения
Речь идет о фантазии ярко выраженного визуального характера… «видением», которое возникло просто благодаря интенсивной концентрации, направленной на дальний план сознания, что, конечно могло проявиться лишь после долгих упражнений. (Этот метод в другом месте я определил как активное воображение).
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Трансцендентная функция
По К.Г. Юнгу — (Transcendent function; Transzendente Funktion) — психическая функция, возникающая в результате напряжения между сознанием и бессознательным и поддерживающая их объединение; функция связи между противоположоностями.
0Подробнее
Активное воображение подробнее — Психологос
От редакции — здесь изложены взгляды Карла Юнга и коллег-психологов его круга. Редакции Психолога, которой не близки мифы о Бессознательном, эти взгляды не близки, и приводятся они только для ознакомления.
В сущности, Активное Воображение — это диалог, который вы ведете с различными частями вашего «я», живущими в бессознательном. В определенном смысле это похоже на сон, с той лишь разницей, что, испытывая это ощущение, вы не спите и полностью осознаете происходящее.
В вашем воображении вы начинаете говорить с вашими образами и взаимодействовать с ними. Они вам отвечают. Вы с удивлением узнаете, что они выражают точки зрения, прямо противоположные тем, что содержатся в вашем осознающем разуме.
Большинство людей в процессе Активного Воображения ведет оживленную беседу, обменивается мнениями с внутренними фигурами, пытается примирить противоположные точки зрения, даже обращается за советом к живущим в бессознательном мудрецам. Но не все беседы ведутся посредством слов.
Активное Воображение помогает лучше понять, что возникающие в воображении образы на самом деле являются символами, представляющими глубоко сидящие внутри нас части нашего «я». Подобно образам из снов, они символизируют содержимое нашего бессознательного. Поскольку эти внутренние существа обладают «своим собственным разумом», они говорят и делают вещи, которые иногда потрясают, зачастую просвещают, а иногда и оскорбляют наше эго.
В снах события происходят исключительно на уровне бессознательного. В процессе Активного Воображения, события происходят на уровне воображения, которое не относится ни к осознающему разуму, ни к бессознательному, а представляет собой «место встречи», «нейтральную полосу», на которой осознающий разум и бессознательное встречаются, чтобы создать событие жизни, сочетающее в себе элементы и того, и другого.
Суть Активного Воображения заключается в вашем осознанном участии в процессе воображения. Этот вид воображения потому и называется активным, что эго, на самом деле, входит во внутренний мир, гуляет там, беседует, спорит, заводит себе друзей и наживает врагов среди населяющих этот мир личностей. Вы осознанно играете роль в спектакле вашего воображения.
Это качество отличает Активное Воображение от обычной, пассивной фантазии. Пассивная фантазия — это сны наяву, вы, словно в кинотеатре, просто сидите и наблюдаете за потоком фантазии, проникающим в ваш мозг. Пассивная фантазия — это процесс, в котором вы не принимаете осознанного участия; вы не задумываетесь над тем, что происходит, и по отношению к тому, что происходит, вы не занимаете независимой, этической позиции.
Пассивная фантазия также представляет образы из бессознательного. Но, поскольку мы не можем осознанно войти в нее, она, по большей части, представляет собой пустую трату времени и энергии. Представленные фантазией проблемы разрешению не поддаются. В большинстве случаев, фантазия снова и снова появляется на обочине нашего разума, пока ей это не надоест или пока это не надоест нам. Никакой эволюции не происходит, потому что эго никогда не сталкивается с ситуацией из фантазии и никогда не входит в нее как осознающая, независимая сила.
Хорошим примером этого является феномен беспокойства. Беспокойство — это одна из форм пассивной фантазии. Большинству из нас есть о чем беспокоиться, причем беспокоиться постоянно. В нашем мозгу возникает фантазия, в которой мы видим себя добившимися поставленной цели победителями.
Активное Воображение применяется правильно, оно соединяет те различные части вашего «я», которые конфликтовали между собой или были отделены друг от друга. Оно пробуждает внутри вас могучие голоса и приводит к заключению мира между враждующими эго и бессознательным, к началу сотрудничества между ними.
Основной задачей этого искусства является обеспечение связи между эго и теми частями бессознательного, от которых мы, как правило, отрезаны. Когда вы занимаетесь Активным Воображением, в вашей душе, действительно, происходят перемены. Активное Воображение выводит человека на путь, ведущий к целостности, к осознанию полноты своего «я», и все это только потому, что человек научился общаться со своим внутренним «я».
Что такое активное воображение Активное воображение воображение — это метод усвоения бессознательного содержания (снов, фантазий и т. д.) посредством той или иной формы самовыражения. Цель активного воображения — дать голос сторонам личности (особенно анима, анимус и тень), которые обычно не слышно, тем самым устанавливая линию связи между сознанием и бессознательным. Даже когда конечные продукты — рисование, живопись, письмо, скульптура, танец, музыка и т. д. — не интерпретируются, между творцом и творением происходит что-то, что способствует трансформации сознания.Первая стадия активного воображения похожа на сон с открытыми глазами. Оно может происходить спонтанно или быть вызвано искусственно. В последнем случае вы выбираете сон или какой-либо другой фантазийный образ и концентрируетесь на нем, просто хватаясь за него и глядя на него. Вы также можете использовать плохое настроение в качестве отправной точки, а затем попытаться найти какого рода фантазийный образ он создаст или какой образ выражает это настроение. Затем вы фиксируете этот образ в уме, концентрируя свое внимание. Обычно оно меняется, так как сам факт его созерцания оживляет его. Изменения необходимо все время тщательно отмечать, поскольку они отражают психические процессы в бессознательном фоне, которые проявляются в виде образов, состоящих из сознательной памяти. материал. Таким образом, сознательное и бессознательное соединяются, подобно водопаду, соединяющему верх и низ. [Карл Юнг: Конъюнкция , CW 14, пар. 706.] Второй этап, помимо простого наблюдения за образами, включает в себя сознательное участие в них, честную оценку того, что они означают о себе, и морально и интеллектуально обязывающее обязательство действовать в соответствии с ними. идеи. Это переход от просто воспринимающей или эстетической установки к позиции суждения. Хотя в какой-то степени он наблюдает со стороны, беспристрастно, он также является действующим и страдающим персонажем в драме души. Это признание абсолютно необходимо и знаменует собой важное продвигать. Пока он просто смотрит на картины, он подобен глупому Парсифалю, который забыл задать насущный вопрос, потому что не сознавал своего участия в действии. [Намек на средневековая легенда о Граале. Вопрос, который Парсифаль не смог задать, был: «Кому служит Грааль?» ]. Но если вы осознаете свою причастность, вы сами должны войти в процесс своими личными реакциями, как если бы вы были одной из фигур фантазии, или, скорее, как если бы драма, разыгрываемая на ваших глазах, была реальной. ( The Conjunction , CW 14, пар. 753.) Оценочная установка предполагает добровольное вовлечение в те фантазийные процессы, которые компенсируют индивидуальную и, в частности, коллективную ситуацию сознание. Провозглашенная цель этого вовлечения состоит в том, чтобы интегрировать утверждения бессознательного, ассимилировать их компенсаторное содержание и тем самым создать целостный смысл, который только и делает жизнь стоящей. живой и, для многих людей, вообще возможной. ( Соединение , пар. 756.) — Читайте также: -> Активное воображение и метод свободных ассоциаций <<< Вернуться к Психотерапия | Главная |
Путеводитель по активному воображению — Льюис Коннолли
Священный символ яйца. Изображение из «Красной книги» Карла Юнга.
Активное воображение — это техника, разработанная Карлом Юнгом для доступа к бессознательному в бодрствующей жизни. Когда мы думаем о привлечении бессознательного, большинство из нас думают исключительно об анализе снов — процессе анализа наших снов и раскрытия того, чему они пытаются нас научить, в идеале с помощью обученного аналитика. Юнг считал, что наши сны состоят из материала нашего бессознательного.
Вы можете думать об этом так. Ваше бессознательное подобно отдельному автономному человеку, который живет внутри вас, который всегда слушает и наблюдает за всем, что вы делаете и говорите. Понятно, что иногда этот безмолвный свидетель может признать проблемы или возможности, которые вы (то есть ваше эго) упустили. Таким образом, этот безмолвный свидетель каждую ночь стремится общаться с вами через ваши сны, причем язык снов состоит из ассоциаций, символов, эмоционального заряда и т. д.
Хотя интерпретация сновидений является основным способом взаимодействия с бессознательным, Юнг также считал, что с бессознательным можно работать напрямую посредством того, что он называл активным воображением.
Эта техника начинается с расслабления ума. Юнг не дает конкретных указаний, как это сделать. Лично я считаю время перед сном наиболее благоприятным: мы чувствуем себя комфортно, расслаблены и можем позволить отвлечься от любых отвлекающих факторов в течение дня. Тогда мы начинаем с чего-то похожего на медитацию, мы пытаемся успокоить ум. Может быть полезно сосредоточиться на своем дыхании, сосредоточиться на ощущениях, которые мы ощущаем, когда тело вдыхает и выдыхает. В этом медитативном состоянии мы не пытаемся подавить свои мысли, мы просто позволяем им возникать; но мы их не задействуем, скорее, замечая их, мы мягко возвращаем внимание к дыханию.
Достигнув этого расслабленного состояния, мы можем приступить к активному воображению.
Прежде чем я углублюсь в эту кроличью нору и изучу, что это означает на практике, я должен сделать небольшое заявление об отказе от ответственности. Юнг часто говорил о том, что у них есть две половины жизни, первая половина — это то, где мы утверждаемся в мире, строим свою карьеру, наши семьи и сосредотачиваемся на окружающем мире. Во второй половине жизни мы можем обратить внимание на эти внутренние измерения себя, то есть проделать эту глубокую работу по привлечению бессознательного. Юнг считал, что выполнение этой более глубокой работы слишком рано, до достижения второй половины жизни, закрепления в мире и осознания того, кто мы есть в этом мире, может быть опасным. Я оставляю это на ваше усмотрение, но имейте в виду, что это упражнение подходит не всем.
Активное воображение начинается с образа. Может быть, образ, возникший у нас интуитивно, или образ из сна, что-то, что выделяется для нас как значимое. Все, что мы собираемся делать, это сидеть с этим изображением и наблюдать за тем, что происходит. Мы ждем спонтанных изменений. Как я уже говорил ранее, может быть полезно думать о бессознательном как об отдельной автономной личности, поэтому мы ждем, что это изменение произойдет не от нас, не от того, что мы можем захотеть наложить на образ, наших собственных мыслей. или будет, но скорее мы позволяем нашему молчаливому свидетелю произвести изменение. Это начало активного воображения.
Вместо простого изображения его можно расширить, чтобы охватить всю сцену из сна. Это то, что называется «мечтать о мечте вперед». Мы снова ждем, когда образы, диалоги, повествование сна развернутся сами по себе. Делая это, мы принимаем к сведению эмоциональный эффект этого контента. Точно так же, как может быть полезно вести записи своих снов в журнале сновидений (или записывать свои речи), точно так же ведите запись этого содержания по мере его создания. Делая это, мы развиваем более сильное ощущение различных аспектов самих себя, нашего эго (той части нас, сидящих за рулем), и нашего бессознательного, понимаемого как отдельное. Весь этот процесс, очерчивание различных аспектов нас самих, открытость тому, что сообщает бессознательное, — все это способствует тому, что Юнг называл «индивидуацией». Процесс осознания всего нашего Я. Процесс, позволяющий бессознательному войти в сознательное сознание.
Красная книга Юнга.
Сам Карл Юнг начал использовать эту технику примерно в 1913 году, когда ему было около тридцати восьми лет. Он назвал этот период своей «конфронтацией с бессознательным», периодом, когда он глубоко погрузился в свою богатую фантазию жизнь. Это включало в себя детские игры, рисование абстрактных работ и написание фантастических рассказов. Этот период внутренней работы в конечном счете завершился его тем, что Юнг назвал Liber Novus 9.0085, или, как его чаще называют, Красная книга. Красная книга была опубликована только в 2009 году, ее публикация ясно показала, что именно техника активного воображения находится в самом центре психологии Юнга.
Активное воображение проявляется по-разному у разных людей в зависимости от их личности (то есть их типологии). Это может найти выражение в таких средствах, как идеи или истории, для некоторых основное внимание уделяется изображениям, это могут быть картины, рисунки, это могут быть движения, танцы, театр, йога, это может быть первобытная игра в грязи или песке, это это может быть музыка, это может быть молитва, это может быть лепка или резьба по дереву.