Формы воображения
В психологической науке кроме видов воображения различают формы воображения (рис. 4).
Формы воображения
Образ желаемого будущего. Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются ярким, живым, конкретным характером. Особенностью мечты является построение тех образов, которые неосуществимы
Мечта
Фантазия
Изменяет облик действительности, отраженной в сознании. Для нее характерна перестановка элементов реальности. Фантазия позволяет найти новую точку зрения на уже известные факты и в связи с этим обладает огромной художественной и научно-познавательной ценностью. Творческая активность, порождающая фантазию, спонтанна, связана с личной одаренностью и индивидуальным опытом человека
Мысленное «блуждание» фантазии в бодрствующем состоянии.
Грезы
Восприятие человеком несуществующих объектов. Галлюцинации возникают вследствие непроизвольного, не зависящего от субъекта проецирования образов вовне и локализации их в пространстве и времени, что ведет к переживанию этих спонтанно возникших образов как объективно воспринимаемой реальности
Галлюцинация
Воображение у людей развито по-разному, и оно по-разному проявляется в их деятельности и общественной жизни. Индивидуальные особенности воображе-ния выражаются в том, что люди различаются по степени развития воображения и по типу образов, которыми они оперируют чаще всего.
Степень развития воображения характеризуется яркостью образов и глуби-ной, с какой перерабатываются данные прошлого опыта, а также новизной и осмысленностью результатов этой переработки. Сила и живость воображения легко оценивается, когда продуктом воображения являются неправдоподобные и причудливые образы, например у авторов волшебных сказок. Слабое развитие воображения выражается в низком уровне переработки представлений. Слабое воображение влечет за собой затруднения в решении мыслительных задач, которые требуют умения наглядно представить себе конкретную ситуацию. При недостаточном уровне развития воображения невозможна богатая и разносто-ронняя в эмоциональном плане жизнь.
Наиболее отчетливо люди различаются по степени яркости образов вообра-жения. Если предположить, что существует соответствующая шкала, то на одном полюсе окажутся люди с чрезвычайно высокими показателями яркости образов воображения, которые переживаются ими как видение, а на другом полюсе будут люди с крайне бледными представлениями.
Существенные различия между людьми выявляются в отношении характера доминирующего типа воображения. Чаще всего встречаются люди с преобладанием зрительных, слуховых или двигательных образов воображения. Но есть люди, у которых отмечается высокое развитие всех или большинства типов воображения. Эти люди могут быть отнесены к так называемому смешанному типу. Принадлежность к тому или иному типу воображения очень существенно отражается на индивидуально-психологических особенностях человека.
Следует отметить, что человек не рождается с развитым воображением. Развитие воображения осуществляется в ходе онтогенеза человека и требует накопления известного запаса представлений, которые в дальнейшем могут служить материалом для создания образов воображения.
Определить какие-либо конкретные возрастные границы, характеризующие динамику развития воображения, очень трудно. Существуют примеры чрезвычайно раннего развития воображения. Например, Моцарт начал сочинять музыку в четыре года, Репин и Серов уже в шесть лет хорошо рисовали. С другой стороны, позднее развитие воображения не означает, что этот процесс в более зрелые годы будет стоять на низком уровне. Истории известны случаи, когда великие люди, например Эйнштейн, в детстве не отличались развитым воображением, однако со временем о них стали говорить как о гениях.
Несмотря на сложность определения этапов развития воображения у человека, можно выделить определенные закономерности в его формировании. Так, первые проявления воображения тесно связаны с процессом восприятия. Например, дети в возрасте полутора лет не способны еще слушать даже самые простые рассказы или сказки, они постоянно отвлекаются или засыпают, но с удовольствием слушают рассказы о том, что они сами пережили. В этом явлении достаточно ясно видна связь воображения и восприятия. Ребенок слушает рассказ о своих переживаниях потому, что отчетливо представляет то, о чем идет речь. Связь между восприятием и воображением сохраняется и наследующей ступени развития, когда ребенок в своих играх начинает перерабатывать полученные впечатления, видоизменяя в воображении воспринимаемые ранее предметы. Стул превращается в пещеру или самолет, коробочка – в автомашину. Однако следует отметить, что первые образы воображения ребенка всегда связаны с деятель-ностью. Ребенок не мечтает, а воплощает переработанный образ в свою деятель-ность, даже несмотря на то, что эта деятельность – игра.
Важный этап в развитии воображения связан с тем возрастом, когда ребенок овладевает речью. Речь позволяет ребенку включить в воображение не только конкретные образы, но и более отвлеченные представления и понятия. Более того,
речь позволяет ребенку перейти от выражения образов воображения в деятельности к непосредственному их выражению в речи.
Этап овладения речью сопровождается увеличением практического опыта и развитием внимания, что позволяет ребенку легче выделять отдельные части предмета, которые он воспринимает уже как самостоятельные и которыми все чаще оперирует в своем воображении. Однако синтез происходит со значи-тельными искажениями действительности. Из-за отсутствия достаточного опыта и недостаточной критичности мышления ребенок не может создать образ, близкий к реальной действительности. Главной особенностью данного этапа является непроизвольный характер возникновения образов воображения. Чаще всего образы воображения формируются у ребенка данного возраста непроизвольно, в соответствии с ситуацией, в которой он находится.
Следующий этап развития воображения связан с появлением его активных форм. На этом этапе процесс воображения становится произвольным. Возник-новение активных форм воображения вначале связано с побуждающей ини-циативой со стороны взрослого.
Другой важнейший сдвиг в воображении происходит в школьном возрасте. Необходимость понимания учебного материала обусловливает активизацию процесса воссоздающего воображения. Для того чтобы усвоить знания, которые даются в школе, ребенок активно использует свое воображение, что вызывает прогрессирующее развитие способностей переработки образов восприятия в образы воображения.
Другой причиной бурного развития воображения в школьные годы является то, что в процессе обучения ребенок активно получает новые и разносторонние представления об объектах и явлениях реального мира. Эти представления служат необходимой основой для воображения и стимулируют творческую деятельность школьника.
11
что это в психологии, виды, методы, техника
Главная » Семья » Психология личности
Опубликовано:
Активное воображение – познавательная способность индивида, психический процесс, сопровождающийся мысленным созданием образов предметов, воспроизведением вымышленных событий. Способность воображать отражает умение индивида домысливать, фантазировать, придавать очертания и свойства несуществующим объектам. Накопленные впечатления и креативность мышления – основные источники формирования новых представлений. Главной функцией воображения является сохранение индивидуальности, поддержание Я-концепта (мнение личности о себе), самореализация и самоутверждение, возможность шире смотреть на мир.
Содержание
- Определение в психологии
- Виды
- Роль в творчестве и жизни
- Метод Юнга
Определение в психологии
Воображение – когнитивная способность, проявляющаяся в мысленном создании образов предметов и явлений на основании имеющихся знаний и опыта, с использованием сформировавшихся и хранящихся в памяти представлений об объектах действительности. Способность воображать позволяет индивиду ориентироваться и направлять свою деятельность в разных сферах. Другие возможности, достигаемые при помощи воображения:
- Предвидеть развитие событий.
- Разнообразить досуг.
- Расширить перспективы в сфере познания.
- Использовать накопленные знания и опыт в контексте решения новых задач.
- Преуспеть в творческой деятельности.
Характерная особенность способности воображать – активация когнитивных ресурсов для моделирования предварительного образа планирующегося действия, поступка. Даже при ограниченном объеме информации, касающейся вопроса, благодаря мыслительным, творческим процессам индивид способен планировать, представлять вероятные исходы.
Когнитивные процессы в этом случае характеризуются непосредственно-чувственным ориентированием. Пассивная и активная формы воображения различаются итогом мыслительно-творческого процесса. В первом случае мысленное представление объекта, ситуации заменяет активные действия. Речь чаще идет о мечтах, которым не суждено стать реальностью.
Активное воображение – это в психологии предварительное моделирование прогнозируемой ситуации, действия, которое планируется совершить. Благодаря активной форме человек до начала работы представляет результат своих усилий. Речь идет о полном воссоздании в сознании вероятных результатов с эмоциональным сопровождением и компонентами сферы восприятия (зрительные, слуховые, тактильные стимулы).
Активное воображение – сознательный, целенаправленный процесс, который предполагает использование специальной техники для создания образов, соответствующих целям. Пассивная и активная формы воображения в психологии часто переплетаются, это затрудняет проведение четких границ.
Пассивное воображение – примитивная форма, которая характеризуется преднамеренными или непреднамеренными реакциями, проявлениями. Непреднамеренная форма отражает появление спонтанных мысленных образов без сознательных усилий индивида. Представления возникают и исчезают внезапно, не управляются сознанием, что обуславливает невозможность оперирования ими.
Примером непреднамеренной формы пассивного воображения служат сновидения, картины, возникающие в состоянии дремы, под влиянием внешних психотравмирующих факторов на фоне расстройств психической деятельности. Логические связи в создаваемых мыслью сюжетах, картинах чаще разорваны.
Преднамеренная форма пассивного воображения представляет собой направляемые индивидом мечты, грезы. Содержание представляемых картин предсказуемо, смысл событий и явлений управляем мыслительной деятельностью. Обычно воссоздаваемые мыслью сюжеты не связаны с волевыми усилиями и попытками воплотить их в реальность.
Чаще преднамеренный вид пассивного воображения типичен для людей, которые являются примером различных деформаций личности. Замена реального мира вымышленным, пребывание в стране грез – удел одиноких людей, испытывающих дефицит реального общения и последствия фрустрации (невозможность достижения целей, исполнения желаний, удовлетворения потребностей).
Виды
Выделяют виды активного воображения, которыми являются воссоздающая и творческая формы. Разграничение форм условно, не существует четких критериев для их оценки. В первом случае индивид располагает и оперирует образами, хранящимися в памяти и отражающими его реальный опыт, накопленный в процессе взаимодействия с окружающими людьми, внешним миром.
Примерами может служить образная информация, почерпнутая из литературных произведений, при личных контактах с людьми, в результате путешествий, образовательной деятельности. К воссоздающей форме активного воображения относят освоение приемов танцев, пантомимы, живописи, скульптуры, способность к осмысленной эмпатии (умение ставить себя на место другого человека).
Воссоздающий тип воображения не предусматривает создание принципиально нового объекта и его свойств, ситуации. Примером служат появление ремейка на популярный фильм, написание сочинения после прочитанного художественного произведения, когда автор предлагает свою интерпретацию темы. Шитье одежды по выкройке, сборка предмета по схеме, чертежу – занятия, которые невозможны без способности воображать воссоздающим методом.
Новизна, самобытность продукта процесса воображения – отличительный признак, который указывает на творческую форму. Источником творческого подхода к формированию мысленных образов является потребность в самореализации. Примером творческой формы служит работа иллюстратора книг, который прочитав произведение, воссоздает образы персонажей, антуража и событий по не всегда полным словесным описаниям автора.
Ребенок, скачущий на палке и представляющий ее лошадкой – самый простой пример работы такого воображения. Происходит рождение новой реальности, в которой не только палка обретает новые свойства, но и сам ребенок становится другой личностью – наездником. Творческая форма предполагает применение когнитивных способностей с целью формирования в сознании новых образов, не заимствованных из памяти.
Чтобы различать виды активного воображения, нужно произносить любые слова и мысленно представлять понятия, которые с ними ассоциируются. Образы воссоздающей формы отчетливы, наделены мелкими деталями. Для представлений творческой формы типичны размытые очертания, отсутствие четкого понимания сути объекта, сложность его восприятия.
Роль в творчестве и жизни
Активное воображение – неотъемлемый компонент творческой деятельности. В художественном творчестве применяется принцип максимальной приближенности к реальности, что позволяет создавать произведения искусства, вызывающие яркие, экспрессивные реакции. Человек, прикасаясь к продукту творчества, который не оторван от бытия, ощущает с ним связь, предполагает осуществимость.
Абстрактные компоненты в творчестве обычно меньше затрагивают эмоциональную сферу, больше провоцируют наблюдательную, познавательную позицию созерцающего. Люди творческого склада характера способны воссоздавать в сознании броские, эффектные, колоритные образы.
Причем художник не обязательно воссоздает зрительные стимулы, композитор не обязательно вдохновляется слуховыми ощущениями и представлениями. Например, композитор Н. Римский-Корсаков, создавая музыкальные шедевры, опирался на картины природы, возникавшие в его сознании.
Метод Юнга
Юнг рассматривал использование силы воображения, как метод достижения целостности личности, согласно разработанной им теории, это разновидность самопознания, которая помогает достичь душевной гармонии, разрешить внутренние конфликты. Юнг относил активную форму к эффективным инструментам внутренней трансформации, духового преображения индивида.
Применение методов активного воображения по Юнгу широко встречается в повседневной жизни и в психиатрической практике. Пример, впервые описанный Юнгом – продление сна, когда индивид, находясь в состоянии полудремы, удерживает и осознает возникшие образы. Юнг размышлял о видениях, которые рождались в его сознании, и пришел к выводу об относительной независимости этих картин, персонажей и сюжетов.
Он отмечал вещи и вымышленных персонажей, которые были созданы без очевидных усилий с его стороны, жили своей независимой жизнью, вступали с ним в диалог. Юнг рассматривал самостоятельные, спонтанные воображаемые явления как высшее проявление интуиции. Под влиянием подобных видений меняется внутренний мир индивида.
Для развития способности воображать важно фиксировать любые фантазии, которые появляются в голове. Психологи рекомендуют записывать сны, запечатлевать на бумаге образы и символические события, возникающие в момент мечтаний, погружения в свой внутренний мир. Техника активного воображения по Юнгу предполагает переход компонентов бессознательного на уровень осознанного восприятия.
Регулярная практика в этом направлении приводит к погружению в мир вымышленный, отстранению от реальной действительности. Общение с внутренним миром происходит посредством создания образов и поддержания с ними долговременной связи, что подразумевает диалог с частями собственного «Я», существующими в бессознательном.
Работа с внутренним содержанием зиждется на доступе к образам, запрятанным глубоко на бессознательном уровне, когда умение домысливать и представлять становится мостиком, обеспечивающим связь двух миров, по мнению Юнга, не существует никакого более эффективного инструмента для обретения целостности, чем постоянное общение с персонажами своего подсознания.
Например, чтобы научиться общаться с бессознательным, как это делают последователи теории Юнга, нужно замечать и просматривать картины, возникающие в сознании, вести диалоги с воображаемыми персонажами, вербализировать бессознательные компоненты психики, превращая их в словесно-логический материал.
Активное воображение – результат мыслительной деятельности, направленной на формирование образов с целью последующего практического применения, воплощения их в реальность.
0 541 просмотров
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Нравственное воображение и активное воображение: поиски в глубинах психики
Чтобы прочитать этот контент, выберите один из следующих вариантов:
Сесиль Розуэль (Центр бизнес-междисциплинарных исследований, факультет бизнеса и права, Оклендский технологический университет, Окленд, Новая Зеландия)
Журнал развития менеджмента
ISSN : 0262-1711
Дата публикации статьи: 18 мая 2012 г.
Загрузки
877
Аннотация
Назначение
–Целью данной статьи является выделение параллелей между этической концепцией морального воображения и психоаналитической концепцией активного воображения. Затем предлагается и обсуждается модель, сочетающая обе концепции. В документе утверждается, что такой синтез необходим для понимания процесса морального обдумывания, а также для поощрения более последовательного морального выбора в организациях.
Дизайн/методология/подход
–Статья носит концептуальный характер и основана на соответствующей литературе в области деловой этики и аналитической психологии.
Находки
–Воображение – это полностью амбивалентное понятие, которое можно использовать как для достижения моральных, так и для аморальных целей. Нравственное воображение является важным элементом, влияющим на принятие решений, но его качество зависит от состояния равновесия психики. Здравое и эффективное нравственное воображение должно основываться на здоровой психике и для достижения этого нуждается в помощи активного воображения (или других подобных действий). Такая внутренняя работа особенно необходима руководителям для прояснения их моральных ценностей и способностей.
Ограничения/последствия исследования
–Предложенная модель активного и морального воображения (АМИ) не прошла эмпирическую проверку; поэтому его последствия на данном этапе являются предварительными. В статье подробно не обсуждаются другие виды психологической деятельности, которые могут дополнять активное воображение.
Практические последствия
–Менеджеры и лидеры должны размышлять о своем бессознательном, чтобы понять более глубокие механизмы, влияющие на их решения и поведение.
Оригинальность/ценность
–В статье представлен междисциплинарный подход к изучению роли воображения в этике.
Ключевые слова
- Воображение
- Этика
- Юнгианская психология
- Мораль
- Моральное воображение
- Активное воображение
- Сознание
- Саморефлексия
Цитата
Розуэль, К. (2012), «Нравственное воображение и активное воображение: поиск в глубинах души», Журнал развития менеджмента , Vol. 31 № 5, стр. 488-501. https://doi.org/10.1108/02621711211226060
Издатель
:Изумруд Групп Паблишинг Лимитед
Авторские права © 2012, Emerald Group Publishing Limited.
Статьи по теме
Воображение
Способы познания: ВООБРАЖЕНИЕ
Мы познаем мир с помощью восьми способов познания: языка, разума, чувственного восприятия, памяти, веры, интуиции, воображения и эмоций. На этой странице вы найдете статьи, клипы и ссылки о воображении как WOK.
Возможные вопросы для эссе:
- «Все знания зависят от распознавания закономерностей и аномалий». Подумайте, в какой степени вы согласны с этим утверждением применительно к двум областям знаний. (Образец 2015 г.)
- «Есть только два способа, которыми человечество может производить знания: посредством пассивного наблюдения или посредством активного эксперимента». Насколько вы согласны с этим утверждением? (май 2015 г.)
- «Нет никаких причин, по которым мы не можем связать факты и теории из разных дисциплин и создать общую основу для объяснения». Насколько вы согласны с этим утверждением? (май 2015 г.)
- Оцените преимущества и недостатки использования моделей для получения знаний о мире. (ноябрь 2015 г.)
- «Никакое знание не может быть получено одним способом». Обсуждать. (ноябрь 2015 г.)
- «Метафора не способствует познанию, но необходима для понимания». Оцените это утверждение применительно к двум областям знаний. (ноябрь 2016 г.)
Воображение
80-х), у моего классного руководителя было искреннее недоверие к воображению. Навыки письма развивались благодаря аккуратному копированию (или менее аккуратному, в моем случае). Математика состояла из простых сумм; а искусство ограничивалось ремеслом (точнее, вязанием). Знания передавались, запоминались и воспроизводились в тестовых условиях, где лучшие клоны мыслей нашего учителя получали самые высокие оценки. Нас не просили высказать свое мнение. Нас не поощряли иметь собственные идеи. Несколько лет спустя некоторые более молодые и дальновидные учителя представили творческое письмо, творческие групповые проекты и математику, которые требовали понимания. Для меня открылся новый мир. Креативность и воображение внезапно стали поводом для гордости. Сейчас мои дети ходят в школу в системе образования, где воображение считается одной из высших форм интеллекта, но в школах так было не всегда.
Повышение статуса воображения в современном обществе частично связано с легким доступом к информации с помощью новых технологий. Доступность «фактической» информации через Интернет, например, несколько снижает важность заучивания наизусть. Во времена постправды и «альтернативных фактов» мы должны оценивать поступающую к нам информацию. Пересказ (фактической) информации из Википедии не обязательно делает вас умным. Однако наличие творческой идеи или способность думать самостоятельно, кажется, предполагает обратное. У нас также гораздо больше свободного времени, чем было у людей несколько поколений назад. Теперь у нас есть доступ ко всей индустрии развлечений, которая процветает во многом благодаря силе воображения. Кажется, что у нас есть неограниченный доступ к воображаемым мирам, представленным фильмами, определенными телевизионными программами, (компьютерными) играми и литературой. Следовательно, воображение стало частью нашей повседневной жизни, чувствуем ли мы себя особенно творческими или нет.
Но является ли воображение источником знания? Является ли это инструментом, который мы используем для сбора знаний? И если да, то относится ли это ко всем областям знаний?
Когда мы говорим о воображении, мы почти сразу подразумеваем искусство. Художники используют воображение для создания произведений искусства. Кроме того, зритель или аудитория прибегают к воображению, чтобы интерпретировать знания, переданные произведением искусства. Мы могли бы рассматривать подлинное (хорошее) искусство как продукт этого творческого интерпретационного диалога между художником, его/ее произведением искусства и его аудиторией. Мы можем спросить себя, возможно ли искусство без воображения. Без этого творческого интерпретирующего диалога мы, кажется, застряли на уровне, основанном на навыках; ремесло, которое не передает и не ведет к новым знаниям. Учитывая важную роль, которую воображение играет в искусстве, мы можем оценить последствия использования воображения в качестве основы для создания знаний в этом AOK. Если знание, производимое искусством, основано на том, что нереально, то есть ли пределы знанию, которое может дать нам искусство? Если знание, производимое искусством, основано на человеческое воображение, есть ли пределы объема производства знаний в искусстве? Учитывая, что воображение может привести нас к знанию за пределами реальности и этических границ, ограничивающих нашу реальность, может ли это привести к расширению масштабов производства знаний посредством искусства?
Сообщества знаний коренных народов также, по-видимому, в значительной степени полагаются на воображение как на источник знаний. Важность песен, танцев и рассказывания историй в обществах коренных народов наводит нас на мысль, что воображение играет неоценимую роль в создании и представлении систем знаний коренных народов. Воображение можно использовать для осмысления мира, систематизации знаний о мире природы и объяснения причин нашего существования.
Интересно, что то, что для одних считается фантазией, для других вполне может оказаться реальностью. Например, для атеистов религия — это просто продукт человеческого воображения. Тем не менее, даже если вы чувствуете, что религия представляет собой реальность и истину, вам придется прибегнуть к воображению, чтобы понять тонкости, которые могут предложить системы религиозного знания. Мораль играет важную роль в религии, и для получения знаний в области этики нам необходимо воображение. Ведь чтобы сопереживать, нужно уметь представлять. Нам также нужно воображение, чтобы интерпретировать религиозные тексты, сделать религиозные знания своими собственными и осмыслить более важные вещи в жизни, такие как смерть, причина, по которой мы живем, и наше место во Вселенной. В этом контексте стоит изучить роль метафоры и образного использования языка в религиозных текстах, историях о творении и устных традициях.
Так может ли воображение дать нам знания, которые не могут дать другие способы познания? Воображение передает истины, которые скрывает реальность, и побуждает нас к созданию новых знаний. Многие научные открытия не были бы сделаны без воображения. Решение проблем также часто является результатом творческого воображения. В области политики и этики воображение может привести к «открытиям» антиутопических и утопических реальностей. Идеологии, а также кошмарные сценарии, которые представляют нам некоторые политические лидеры , явно основаны на воображении (независимо от того, основаны ли эти видения на реальности). Они формируют то, что мы знаем и как мы живем. Апокалиптическое будущее религиозного текста также требует воображения. Воображение также играет важную роль в понимании других, как показано выше на примере эмпатии. Воображение — это нечто большее, чем создание мысленной картины чего-либо. Это также означает «воображать это». Последнее частично объясняет политическую роль воображения в социологических достижениях, а также в социально-политических идеалах и смене парадигм. Важность воображения как способа познания подчеркивается психическими состояниями, которые искажают воображение, такими как шизофрения и тяжелый аутизм. Наконец, воображение играет существенную роль в создании теории и изобретении моделей. Последнее может привести к некоторым интересным вопросам о знаниях, поскольку вопросы о моделях, прогнозировании и теории занимают центральное место в курсе TOK.
‘У меня есть мечта.’Речь Мартина Лютера Кинга «У меня есть мечта» подчеркивает роль воображения в политике и этике. | Представь… |
Слишком мало воображения? Что делать, если у нас не хватает воображения? Простое следование правилам или воспроизведение информации, которую вы где-то собрали, не создает новых знаний. Например, чтобы решить задачи по математике, вам нужно будет использовать воображение. Чтобы в вашей диссертации была оригинальная мысль, вам нужно проявить творческий подход. А чтобы создать настоящее произведение искусства, просто невозможно скопировать чужую работу. Оригинальность высоко ценится и часто считается истинным признаком интеллекта. Оригинальность часто является результатом взаимодействия общих и личных знаний. Афантазия: как мы можем учиться без ментальных образов? youtube.com/embed/iG9CE55wbtY?wmode=opaque» frameborder=»0″ allowfullscreen=»»> | Слишком много воображения? Фильм «Игры разума» освещает проблемы, возникающие, когда у вас слишком много воображения, когда психическое расстройство не позволяет отличить реальность от фантазии. Тем не менее, вам не обязательно страдать психическими расстройствами, чтобы не различать воображение и реальность. Как рассказывает Майкл Шермер в своем выступлении на TED о закономерностях, многие из нас склонны верить в странные вещи. Нам нужно найти баланс между поиском закономерностей там, где они есть, и не увлечься нашими творческими фантазиями. |