Проверь, не переученный ли ты левша. А может, ты вообще амбидекстр?
Левши и правши.
shutterstock.com
Полушария рулят
За то, какая рука у нас будет ведущей, отвечает наш мозг.
– Примерно в 5–6 лет завершается латерализация, то есть выделяется доминирующее полушарие мозга. Если у нас ведущее правое полушарие, то мы левши, если левое – то правши, – поясняет Metro нейропсихолог Ирина Хвингия.
По словам специалиста, до 5 лет дети могут перекладывать из руки в руку карандаш, ложку и так далее. Помогать им с определением ведущей руки не нужно, так как ведущее полушарие от этого не поменяется.
– В норме, если у ребёнка ведущее полушарие правое, то активнее у него должна быть левая рука, – говорит Ирина Хвингия. – Когда мы заставляем ребёнка перекладывать в другую руку карандаш, мы лишь создаём когнитивный диссонанс (психологический дискомфорт). И здесь мы можем получить гиперактивность, снижение концентрации внимания, раздражительность, в некоторых случаях нарушения сна.
Не стоит забывать, что у левшей не только левая рука ведущая, но и левый глаз, ухо, нога. И если мы перекладываем ложку, ручку ребёнку в правую руку, а ведущей ногой у него остаётся левая, то он ещё больше будет уставать, так как у него нарушается ещё и координация в целом. Ирина Хвингия, нейропсихолог, клинический психолог
Кто такой амбидекстр
Бывают случаи, когда у человека ведущее полушарие не определено – и оба полушария являются в одинаковой степени ведущими.
– Это называется амбидекстрией, при которой человек может в равной степени владеть обеими руками: что-то делать правой рукой, что-то левой. Я сама амбидекстр, как и моя старшая дочь. Амбидекстрия никак не влияет на обучаемость, не портит жизнь и не вносит каких-то изменений в деятельность человека, – говорит нейропсихолог.
До 5 лет ребёнок может перекладывать ложку или карандаш из руки в руку, пока не завершится латерализация, то есть пока не выделится доминирующее полушарие мозга.
Никакой катастрофы нет, если ребёнок пишет левой рукой. Скорее, по словам нашего спикера, проблемы могут начаться, когда на этот процесс пытаются повлиять. Тем не менее бывают случаи, когда ребёнок 5–7 лет перекладывает из руки в руку, например, ручку или карандаш не из-за незавершённой латерализации или амбидекстрии, а из-за того, что быстро утомляется и пытается таким образом облегчить себе задачу.
– Тут уже нужно смотреть, нет ли нарушения регуляции мышечного тонуса и двигательных динамических функций. Это может определить нейропсихолог, который разбирается с тем, как вообще сформированы высшие психические функции и нет ли нарушений во взаимодействии сигналов головного мозга и конечного действия. До 12 лет всё это можно легко скорректировать, – уточняет специалист.
У левшей лучше развито правое полушарие. Можно заставить ребёнка писать другой рукой, но ведущее полушарие не изменить.
Shutterstock
Переученные левши
– Подход в советских школах был таков, что переучивали всех, так что многие нынешние взрослые приблизительно 40 лет и старше могут быть переученными левшами. Быстрая утомляемость, усталость и так далее могут быть как раз признаками работы не того полушария, – говорит Ирина Хвингия. – Однако если переучиваться в приличном возрасте в обратную сторону, это тоже потребует затрат и эффекта не будет, какого мы хотим.
По словам нейропсихолога, есть несколько тестов на определение латерализации:
– Самый известный – это тест Аннет, но мне, как специалисту, больше нравится комплексный опросник определения ведущего полушария, где учитывается так же ведущий глаз, нога, ухо.
Если вы сомневаетесь, а не переученный ли вы левша, предлагаем это проверить.
Тесты на определение ведущей руки
Тест Аннет
Нужно ответить на 12 вопросов. Ответ «Только правой» оценивается в +2 балла; ответ «Чаще правой» оценивается в +1 балл; ответ «Любой рукой» оценивается как 0; ответ «Чаще левой» оценивается в -1 балл; ответ «Только левой» оценивается в -2 балла.
Какая рука у вас больше трудится?
Shutterstock
Итак, при совершении этих действий какую руку вам привычнее использовать?
1. при письме;
2. при бросании мяча;
3. зажигая спичку;
4. используя ножницы;
5. вдевая нитку в иголку;
6. при подметании;
7. держа лопату при вскапывании;
8. при сдаче карт, карточек;
9. действуя молотком;
10. держа зубную щётку;
11. держа стакан;
12. держа расчёску.
Результаты: После опроса все баллы алгебраически суммируются. Показатели от +24 до +17 баллов оцениваются как «Выраженная праворукость»; от +8 до -8 – как «Амбидекстрия (владение обеими руками в равной степени)»; от -9 до -16 – как «Слабая леворукость», от -17 до -24 – как «Выраженная леворукость».
Комплексный метод (Яссман Л.В., Даниленко В.Н., 1999)
Непроизвольные движения могут много рассказать про активность ваших полушариев.
Shutterstock
1. Переплести пальцы рук (сверху большой палец правой руки – ведущее полушарие левое, сверху большой палец левой руки – правое).
2. Испытуемый держит вертикально в вытянутой руке карандаш, фиксируя его взором на определённой точке, поочерёдно закрывает правый и левый глаз (карандаш смещается при закрывании правого глаза – ведущее полушарие левое; смещается при закрывании левого глаза – ведущее полушарие правое).
3. Имитировать позу Наполеона, скрестив руки на груди (кисть левой руки первой направляется к предплечью правой руки и оказывается сверху – ведущая левая рука, а ведущее полушарие правое и наоборот).
4. Имитировать аплодисменты (сверху находится или более активна правая рука – ведущее полушарие левое и наоборот).
5. Провести прямую вертикальную черту, разделяющую чистый лист на две части (линия ближе к правому краю листа – ведущее правое полушарие; линия ближе к левому краю – ведущее левое полушарие).
6. Нарисовать треугольник и квадрат левой и правой рукой (лучше и быстрее нарисованы фигуры правой рукой, ведущая правая рука, а ведущее полушарие – левое и наоборот).
7. Нарисовать круг, завершив его стрелкой (стрелка указывает направление против часовой стрелки – ведущее полушарие левое; по часовой – правое).
8. Сидя на стуле, положи ногу на ногу (сверху правая нога – ведущее полушарие левое и наоборот).
9. Стоя кружиться в удобную сторону (кружится против часовой стрелки – ведущее полушарие левое и наоборот).
10. Быстро моргнуть одним глазом. (быстрее моргает правый глаз – ведущее полушарие правое и наоборот).
11. Начертить произвольное количество палочек за 10 секунд (больше поставлено палочек правой рукой – ведущее полушарие левое и наоборот. Если одинаковое количество – правое полушарие).
Результаты: Разница между суммой баллов левого и суммой баллов правого полушария делится на 11 и умножается на 100.
Больше или равен 30 – полное доминирование левого полушария.
От 10 до 30 – неполное доминирование левого полушария.
От 10 до — 10 – неполное доминирование правого полушария.
Ниже — 10 – полное доминирование правого полушария.
что влияет на развитие наших моторных навыков
Этот материал написан посетителем сайта, и за него начислено вознаграждение.Несмотря на то, что внешне наши тела выглядят симметрично, в наших движениях не все так однозначно. Если вы похожи на большинство людей, то вы пишете, пользуетесь телефоном, принимаете пищу и выполняете практически любую задачу, требующую тактильной ловкости, правой рукой. Небольшая часть населения, примерно 10%, является левшами. Реже встречаются люди, которые могут свободно пользоваться обеими руками для выполнения различных, хотя и необязательно всех задач. Таких людей называют амбидекстрами, и на это способны менее 1% населения планеты.
Пока не совсем понятно, почему некоторые люди являются амбидекстрами, но результаты проведенных исследований говорят о том, что причина скрывается в головном мозге. Амбидекстрия — это не такое уж замечательное качество, как может показаться на первый взгляд, поскольку исследования связывают одинаковое развитие функций обеих рук, с плохими показателями когнитивных функций и психического здоровья.
Credit: YouTube capture.Что определяет преобладающую руку?
Мозг разделен на левое и правое полушария глубокой продольной бороздой нервов, которая называется мозолистым телом. Вы, вероятно, знаете об этих полушариях, а также слышали, что левое полушарие отвечает за развитие речевых навыков, обучение и другие аналитические процессы, в то время как правое полушарие обрабатывает образы и эмоции. Отсюда неминуемо появилось ошибочное представление о том, что некоторые люди, которые обладают «более логичным мышлением», относятся к левополушарному типу, а те, кто «более креативен», — к правополушарному.
рекомендации
Несмотря на это устойчивое убеждение, не существует такого понятия, как «правополушарный» или «левополушарный» человек. Мы на самом деле «цельномозговые», поскольку используем оба полушария, когда говорим, решаем математические задачи или играем на инструменте. Но это вовсе не означает, что две области мозга не связаны друг с другом, и научные данные о том, как они взаимодействуют между собой, могут быть куда более обширными, чем просто вымысел.
Credit: ResearchGate.
Не вдаваясь в утомительные подробности о том, как мозг осуществляет разделение обязанностей между всеми областями, мы можем просто понаблюдать за нашими двигательными функциями, чтобы увидеть латерализацию мозга в действии. У всех позвоночных правое полушарие управляет левой стороной тела через спинной мозг и наоборот. Почему так происходит, пока неизвестно, но некоторые ученые считают, что эта фундаментальная особенность нервной системы возникла еще до появления позвоночных.
Более 90% людей от природы являются правшами, причем эта предрасположенность может закладываться еще в утробе матери. Это позволяет предположить, что способность владения рукой — склонность к более умелому и удобному использованию одной руки вместо другой для выполнения таких задач, как письмо или бросок мяча — заложена генетически. Однако, как и большинство аспектов человеческого поведения, это сложная черта, на которую влияет множество других факторов, включая окружающую среду и случайность.
До недавнего времени считалось, что только один ген определяет формирование ведущей руки, но недавно ученые выявили еще около 40 генов, которые могут вносить свой вклад в развитие этого качества. Каждый ген по отдельности оказывает слабое влияние, но вместе они играют важную роль в развитие наших моторных навыков.
Эти гены связаны с некоторыми асимметриями мозга, особенно с областями, связанными с речью. Таким образом, можно предположить связь между предпочтением рук и языком в процессе развития и эволюции человека. Например, одним из таких генов является NME7, который, как известно, влияет на расположение висцеральных органов (сердца, печени и т.д.) по оси тела слева направо и может быть связан с асимметрией мозга и тела в эмбриональном развитии.
Однако формирование ведущей руки не является простым вопросом наследственности — по крайней мере, не так, как цвет глаз или цвет кожи. Хотя дети, рожденные от левшей, с большей вероятностью сами будут левшами по сравнению с детьми праворуких родителей, общий шанс стать левшой относительно невелик. Следовательно, большинство детей, рожденных от леворуких родителей, являются правшами. Даже среди однояйцевых близнецов многие имеют противоположные предпочтения рук.
Согласно исследованию, проведенному в 2009 году, генетика влияет на формирование ведущей руки примерно на 25%, остальное приходится на факторы окружающей среды, такие как воспитание и культурное влияние.
У большинства праворуких людей языковая доминанта находится в левой части мозга. Однако это не означает, что у левшей стороны полностью поменялись — только у четверти из них доминирование речевых навыков приходится на правое полушарие. Другими словами, предпочтение руки — это всего лишь один из видов латерализованной функции мозга и необязательно отражает совокупность других функций.
Поскольку процесс письменной речи активизирует языковые и речевые центры головного мозга, вполне логично, что большинство людей используют правую руку. Однако при выполнении других задач большинство людей не проявляют такого сильного предпочтения рук, используя левую руку для одних и правую для других, за исключением задач, связанных с инструментами. Например, даже люди, предпочитающие использовать правую руку, лучше хватают движущийся мяч левой рукой; это соответствует специфике правого полушария для обработки пространственных задач и управления быстрыми реакциями.
Credit: ResearchGate.Амбидекстрия может нарушить асимметрию мозга — и это может быть не достоинством, а дефектом.
Это наводит нас на мысль о навыке смешанного преобладания, при котором некоторые люди предпочитают определенную руку для выполнения определенных задач. На ступень выше стоят амбидекстры, которые считаются исключительной редкостью и могут одинаково хорошо выполнять задачи обеими руками.
Но если картина того, что делает людей левшами или правшами, довольно туманна, то амбидекстрия вызывает еще больше вопросов. Мы просто не знаем, почему очень небольшая группа людей, не более 1%, действительно обладает амбидекстрией. Однако, судя по тому небольшому количеству информации, что нам доступно, всё не так уж и радужно.
Исследования связывают амбидекстрию с плохой обучаемостью и психическим здоровьем. Амбидекстры хуже, чем левши и правши, справляются с различными когнитивными задачами, особенно с арифметикой, восстановлением памяти и логическим мышлением. Амбидекстрия также связана с проблемами речи и синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), а также с более выраженным возрастным уменьшением объема мозга. Полученные результаты позволяют предположить, что мозг чаще сталкивается с нарушениями нейронных связей, когда обрабатываемая им информация перемещается между полушариями.
Опять же, никто точно не знает, почему так происходит, и ни одно из этих исследований не является достаточно убедительным, поскольку люди с амбидекстрией составляют лишь небольшую часть населения планеты, и любое исследование с их участием, естественно, будет подразумевать небольшую по количеству группу испытуемых, что требует осторожности при интерпретации результатов в статистически значимой форме. На данный момент ученые могут сказать лишь то, что амбидекстры от природы имеют нетипичную латерализацию мозга, то есть у них просто есть мозговые схемы и функции, которые, вероятно, отличаются от нормальной картины, которую мы видим у правшей и левшей.
Однако не все так плохо для людей с амбивалентностью руки. Возможность пользоваться обеими руками с (почти) одинаковой легкостью, безусловно, имеет свои преимущества, которые могут действительно окупиться, особенно в спорте, искусстве и музыке.
Можно ли стать амбидекстром?
Левши всегда были стигматизированы, их часто наказывали в школе и заставляли пользоваться правой рукой. Однако, начиная с конца XIX века, люди не только стали более терпимо относиться к левшам, но некоторые даже стали превозносить достоинства амбидекстрии и активно пропагандировать ее, обучая других, как правильно пользоваться обеими руками.
Например, в 1903 году Джон Джексон, директор гимназии в Белфасте, основал Общество культуры амбидекстров. Джексон считал, что полушария мозга различны и независимы. Доминирование правой или левой руки означало, что половина потенциала мозга тратится впустую. Чтобы использовать этот потенциал, Джексон разработал тренинг амбидекстрии, который, по его утверждению, в конечном итоге позволит каждой руке «быть абсолютно независимой от другой при выполнении любой работы. То есть, если потребуется, одна рука будет писать текст, а другая играть на пианино и при этом сила концентрации не уменьшится».
Хотя эти утверждения были доказаны как ложные, и по сей день в Интернете можно найти сомнительные программы, утверждающие, что они научат вас стать амбидекстром. Обучение включает в себя всевозможные упражнения, например, использование недоминирующей руки для письма, чистки зубов и других повседневных действий, требующих тонких манипуляций с инструментом. Это позволит вам укрепить нейронные связи в мозге и активизировать оба полушария, что может помочь вам мыслить более творчески (так они утверждают). Однако это не было доказано ни одним исследованием. Напротив, судя по экспериментам с природными амбидекстрами, подобная тренировка может ухудшить восприятие окружающего мира и психическое здоровье.
«Эти эффекты незначительны, но риски, связанные с обучением амбидекстрии, могут вызвать схожие проблемы. Два полушария мозга не являются взаимозаменяемыми. Например, левое полушарие обычно отвечает за обработку языка, в то время как правое полушарие часто занимается невербальными действиями. Такая асимметрия, вероятно, возникла для того, чтобы обе стороны мозга могли специализироваться. Попытка отменить или нарушить эту эффективную систему может привести к психологическим проблемам», — пишет Майкл Корбаллис, профессор когнитивной нейронауки и психологии Оклендского университета в Новой Зеландии, в статье для Scientific American.
«Можно научиться управлять неведущую рукой, чтобы повысить свою квалификацию. Пианисты демонстрируют превосходное мастерство владения обеими руками, но это умение скорее дополняет друг друга, чем конкурирует». Изобразительное искусство может усилить функции правого полушария мозга, но не за счет вербальной специализации левого полушария. Похоже, что мозг, работающий в сотрудничестве, функционирует более продуктивно, чем тот, в котором две стороны соперничают».
Владение руками — это удивительно сложная особенность, которую нелегко объяснить наследственностью. Будь вы левшой или правшой, это не делает вас обязательно умнее или лучше другого. Латерализация мозга существует не просто так, и это следует признать.
Источники:
https://www.pnas.org/content/118/47/e2113095118
https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2014.01092/full
https://www.scientificamerican.com/article/can-training-to-become-ambidextrous-improve-brain-function/
ambidexter — Викисловарь
Содержание
- 1 Английский
- 1.1 Альтернативные формы
- 1.2 Этимология
- 1.3 Произношение
- 1.4 Существительное
- 1.5 Прилагательное
- 1.5.1 См. также
- 1.6 Каталожные номера
- 2 голландский
- 2.1 Этимология
- 2.2 Произношение
- 2. 3 Прилагательное
Английский[править]
Альтернативные формы[править]
- ambodexter (устаревшая форма)
Этимология 50 .
Произношение 0068 (
множественное число амбидекстры )- Тот, кто владеет обеими руками.
- (архаичный) Адвокат, который берет гонорары как с истца, так и с ответчика.
- 1888–1891 , Герман Мелвилл, «(пожалуйста, укажите |главы от I до XXVI)», в Билли Бадд и другие истории , Лондон: Джон Леманн, опубликовано в 1951 г.,
Но то, что в выдающихся случаях свидетельствует о столь исключительной натуре, заключается в следующем: хотя уравновешенный нрав и благоразумие человека, казалось бы, намекают на ум, особенно подчиненный закону разума, тем не менее в его сердце, казалось бы, он бунтовал в полное освобождение от этого закона, по-видимому, имеющее мало общего с разумом, кроме использования его в качестве амбидекстр инструмент для осуществления иррационального.
- 1888–1891 , Герман Мелвилл, «(пожалуйста, укажите |главы от I до XXVI)», в Билли Бадд и другие истории , Лондон: Джон Леманн, опубликовано в 1951 г.,
- (расширение) Тот, кто двуликий; двурушник, такой как мошенник или мошенник.
Прилагательное
- Двуручный.
- 1751 , [Тобиас] Смоллетт, «Глава 100», в Приключения Перегрина Пикла […] , том (пожалуйста, укажите страницу), Лондон: Harrison and Co., […], опубликовано в 1781 году , →OCLC :
Затем он сменил батарейку и, будучи амбидекстером , поднял такой стук в слепую сторону надзирателя, что этот герой, полагая его левшой, обратил свое внимание таким образом и выступил против непросветленная сторона его лица к правой руке Пайпса […]
- 1751 , [Тобиас] Смоллетт, «Глава 100», в Приключения Перегрина Пикла […] , том (пожалуйста, укажите страницу), Лондон: Harrison and Co., […], опубликовано в 1781 году , →OCLC :
- [Фрэнсис] Гроуз [ и другие. ] (1811), «Амбидекстр», в Lexicon Balatronicum. Словарь оленьего сленга, университетского остроумия и красноречия карманников. […] , Лондон: […] К. Чаппелл, […], → OCLC .
Этимология
Эта этимология неполная.Произношение0010
аудио | (файл) |
Прилагательное
, превосходная степень meest ambidexter )- амбидекстр
амбидекстр — Викисловарь
Содержание
- 1 английский
- 1.1 Альтернативные формы
- 1.2 Этимология
- 1.3 Произношение
- 1.4 Существительное
- 1.5 Прилагательное
- 1.5.1 См. также
- 1.6 Каталожные номера
- 2 голландский
- 2.1 Этимология
- 2.2 Произношение
- 2.3 Прилагательное
Английский[править]
Альтернативные формы[править]
- ambodexter (устаревшая форма)
Этимология
Произношение 0068 (
множественное число амбидекстры )- Тот, кто владеет обеими руками.
- (архаичный) Адвокат, который берет гонорары как с истца, так и с ответчика.
- 1888–1891 , Герман Мелвилл, «(пожалуйста, укажите |главы от I до XXVI)», в Билли Бадд и другие истории
Но то, что в выдающихся случаях свидетельствует о столь исключительной натуре, заключается в следующем: хотя уравновешенный нрав и благоразумие человека, казалось бы, намекают на ум, особенно подчиненный закону разума, тем не менее в его сердце, казалось бы, он бунтовал в полное освобождение от этого закона, по-видимому, имеющее мало общего с разумом, кроме использования его в качестве амбидекстр инструмент для осуществления иррационального.
- 1888–1891 , Герман Мелвилл, «(пожалуйста, укажите |главы от I до XXVI)», в Билли Бадд и другие истории
- (расширение) Тот, кто двуликий; двурушник, такой как мошенник или мошенник.
Прилагательное
- Двуручный.
- 1751 , [Тобиас] Смоллетт, «Глава 100», в Приключения Перегрина Пикла […] , том (пожалуйста, укажите страницу), Лондон: Harrison and Co.