Столичный психолог рассказала об уникальных способностях детей-амбидекстров
Все дети уникальны, у каждого — свои особенности. Порой родители не знают, как себя правильно вести: принять их или стараться исправить и переучить ребенка. В число таких особенностей входит детская амбидекстрия — врожденное (иногда — выработанное) одинаковое развитие и левой, и правой руки. Как лучше вести себя с таким ребенком, какие у него сильные и слабые стороны, как заниматься его воспитанием? Психолог из семейного центра «Печатники», кандидат психологических наук Ирина Кутянова отвечает на самые распространенные вопросы о детях-амбидекстрах.
Амбидекстрия — одинаково успешное владение обеими руками. Человек может как родиться с этим навыком, так и приобрести его. Примерно 1% младенцев появляются на свет уже с врожденной амбидекстрией. Чаще всего амбидекстрия развивается у левшей — из-за постоянных тренировок или переучивания.
Переучивать ребенка или оставить в покое
В семейный центр «Печатники» обратилась москвичка, воспитывающая семилетнего сына: «Как переучить ребенка, который выводит прописи и рисует то правой, то левой рукой?» Маме казалось, что если сын не переучится на правую руку, то ему будет сложно учиться в школе и быстро усваивать новый материал.
Психолог разъяснила маме, что амбидекстрия — это нормально, не нужно насильно переучивать ребенка, чтобы при письме он использовал только правую руку. Родителям ребенка-амбидекстра надо знать о некоторых особенностях, которые стоит учитывать при его развитии и воспитании.
«Если ребенок прекрасно владеет обеими руками, но одна доминирует, также не нужно паниковать. Понаблюдайте за ребенком: важно определить, какое полушарие головного мозга главнее. Для этого можно провести тесты с психологом. Результаты тестирования помогут спланировать дальнейшее обучение и развитие ребенка»,
Как амбидекстрия влияет на память и мышление
Дети-амбидекстры активны от природы. Они быстрее усваивают материал, могут выполнять дополнительные задания к нему. Эту активность необходимо грамотно направлять, иначе ребенок начнет скучать и капризничать. При этом эмоциональные вспышки и капризы у амбидекстров проявляются ярче, чем у обычных детей.
Важно знать: амбидекстры более ранимы, чем обычные дети. Не следует повышать голос и проявлять грубость по отношению к ним. Они воспринимают это болезненно. Лишь благодаря спокойному тону можно начать доверительное общение с ребенком-амбидекстром и сотрудничать с ним.
«С возрастом у ребенка качества, связанные с амбидекстрией, проявляются ярче. Самый сложный период для него — это подростковый возраст от 11 до 14 лет. В это время у школьников могут возникнуть проблемы с успеваемостью. Появляется повышенная утомляемость, раздражительность и тревожность. Возможны боли и тяжесть в голове. В этот период важно грамотно распределять школьную нагрузку и переключаться на творческую деятельность: прослушивание музыки, рисование, танцы»,
Сильные стороны ребенка-амбидекстра
- Он быстрее учится, так как у него задействованы оба полушария головного мозга.
- Может быстро переключаться с одной задачи на другую.
- У него хорошо развиваются волевые качества.
- Способен быстро оценивать ситуацию с разных сторон.
- Успешно овладевает как логическим, так и образным мышлением.
- Дети-амбидекстры могут успешно реализовать себя как в культурной, так и естественно-научной сферах.
Упражнения на развитие способностей
Если ребенок-амбидекстр является переученным левшой, его правополушарное мышление и творческие способности более развиты. Для гармоничного развития родителям рекомендуется обратить внимание на логику ребенка: необходимо давать ему решать задачки на логику и математику, обучить шахматам.
Если ребенок амбидекстр от рождения, то здесь акцент на разнообразные задания — и на творческую активность, и на логическое мышление. Так можно добиться максимально эффективного и всестороннего развития ребенка.
Для лучшей синхронизации работы полушарий головного мозга полезно следующее упражнение — его можно проводить для амбидекстров и обычных детей. Ребенок берет в обе руки карандаши или фломастеры и рисует одной рукой круг, а другой — квадрат. Можно делать это же упражнение, описывая разными руками разные геометрические фигуры в воздухе. Также можно менять фигуры, усложняя задания: рисовать ромб, прямоугольник, зигзаг и так далее.
Помните! Ребенок-амбидекстр быстрее учится новому, способен выполнять несколько задач одновременно, поэтому часто в детском саду или школе он начинает скучать. Родителям и педагогам стоит давать ему дополнительные задания: например, не только нарисовать рисунок, но и придумать к нему сказку или историю.
Компенсируем слабые стороны амбидекстра
К слабым сторонам ребенка-амбидекстра можно отнести:
- быструю утомляемость,
- снижение концентрации внимания из-за больших нагрузок,
- гиперактивность,
- головные боли из-за большого количества поступающей информации,
- раздражительность и плаксивость.
Для амбидекстров полезны задания на концентрацию внимания и саморегуляцию. У дошкольников повышен исследовательский интерес ко всему, поэтому важно держать ребенка в поле зрения и мягко направлять.
Важно не срываться на ребенке, а направлять его энергию в конструктивное русло. Когда такой ребенок расстраивается, родителям нужно сохранить спокойную и ровную интонацию в голосе, успокоить его, выяснить причины расстройства. Папа и мама могут стать примером того, как правильно справляться со своими негативными эмоциями.
Не нужно оказывать давление на ребенка при выборе ведущей руки. Например, не говорите ему, какой рукой надо есть или учиться писать прописи. Важно прислушиваться к нему и замечать естественную склонность: какой рукой он сам тянется к ручке или фломастеру, какой рукой он ест.
Памятка для родителей
Важно знать и помнить, что у детей-амбидекстров могут возникнуть проблемы в обучении из-за их неусидчивости, гиперактивности, рассеянности внимания. Все это в совокупности приводит к ошибкам, в частности, по русскому языку и математике — везде, где требуется точность.
Если взрослые, учителя или родители начинают эмоционально подавлять таких детей, у них возникает утомляемость, забывчивость и раздражительность, которые могут сопровождаться головными болями. Эмоциональные всплески помогают амбидекстрам снимать излишнее напряжение, но становятся настоящим испытанием для близких.
Если родители испытывают сложности в общении с детьми-амбидекстрами, можно обратиться к специалистам за квалифицированной помощью через портал «Мой семейный центр». Психологи подскажут родителям, как лучше взаимодействовать с таким ребенком.
Источник
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Амбидекстр — значит гений? Стоит ли обучать ребёнка писать обеими руками | ОБЩЕСТВО
Со способностью одинаково хорошо владеть двумя руками (амбидекстрия) рождается около 1% детей во всем мире.
Это как шпагат
«Обучение чада «обоерукости» можно сравнить с тем, как детей учат садиться на шпагат. Родителям в первую очередь необходимо понимать, с какой целью они развивают обоерукость у детей. Кто-то рождается со способностью действовать обеими руками, есть те, у кого ее нет. Но если речь идет о том, чтобы ребенка обучить писать, пользоваться ножницами, рисовать двумя руками, то, думаю, это для него не очень полезно. Поскольку для детей, у которых нет таких врожденных способностей, это будет сродни насилию над собой. А если речь идет о том, чтобы в развитии ребенка использовать специальные упражнения на синхронизацию или ресинхронизацию движений рук, то это, наоборот, будет очень полезно, потому как такие практики улучшают работу долей головного мозга», — говорит
Специалист приводит примеры гимнастики: например, пальцем одной руки коснуться носа, а другой рукой сжать кулачок. И чередовать эти движения. Или же делать движения руками, как во время плавания брассом: одну руку вперед, другую назад и так чередовать. Обучение ребенка обоерукости зависит от сложности заданий. В игровой форме это можно делать с самого раннего возраста. Главное — без фанатизма.
«Учить ребенка писать правой и левой руками, если сами не умеете — бесполезно. Если уж и хотите развить в ребенке такие способности, то хотя бы сами старайтесь научиться писать левой рукой, если вы правша и наоборот», — считает молодая мама Алина Никанорова.
Плюсы и минусы
Один из весомых плюсов в развитии и наличии амбидекстрии у ребенка — это владение логическим (как у правшей) и образным (как у левшей) типами мышления. Так, дети-амбидекстры могут отличиться в области культуры и естественно-научных сферах. Они также лучше ориентируются в различных ситуациях, рассматривая их под разным углом и со всех сторон. Такие дети могут успешно заниматься как искусством, так и спортом, поскольку их доли мозга работают синхронизированнее.
Но есть и минусы. Исследования показывают, что левшей и амбидекстров среди больных шизофренией встречается куда больше. Также у амбидекстров в детстве возникают проблемы с распределением внимания. Оно как бы рассеивается, вследствие чего ребенку трудно сосредоточиться на чем-то одном.
Дети с амбидекстрией куда более раздражительны, быстрее выходят из себя, а также часто очень плаксивы. Но выбор, в какую сторону развивать детей, всегда остается за родителями.
Амбидекстр (от лат. ambo — «оба» и лат. dextera — «правая рука») Фото: pixabay.comКлинический психолог Юлия Малинина:
— Многие специалисты отмечают, что уровень развития ребенка-амбидекстра немного выше обычного ребенка. Для детей сейчас активно выпускают специальные тренажеры — прописи для одновременного рисования обеими руками. Лучше это делать до поступления в школу, когда мозг наиболее пластичен. Родителям, которые хотят научить ребенка одинаково хорошо использовать обе руки, стоит посоветовать сначала изучить плюсы и минусы амбидекстрии, затем попробовать самим, а уж потом организовывать занятия с ребенком, которые должны быть регулярными. А если в вашей семье уже есть амбидекстр, не нужно стараться его изменить. Каждый имеет право оставаться самим собой.
Тест на амбидекстрию
Для того чтобы понять, действительно ли у ребенка в равной степени развиты оба полушария, можно провести тест Владимира Пугача. Для этого необходимо взять лист бумаги и 2 ручки. Постарайтесь одновременно написать одно и то же слово в разные стороны или же в одну.
И если сразу, или через 5 минут тренировки, это у вас получится, то вы — склонны к амбидекстрии.
5 способов определить, левша вы или правша. Инфографика: АиФ/ Александр МинибаевАмбидекстры – кто они и можно ли этому научиться?
Абсолютное большинство людей на планете, то есть почти 90%, являются правшами, а следом идут левши, составляя около 9% от общей статистики. Вы спросите, а куда делся еще один процент, и кто за него ответственен? Такие люди называются «амбидекстрами», и да, вы не ошиблись – они умеют писать, выполнять базовые бытовые действия одинаково хорошо правой и левой рукой.
Настоящая суперспособность!
Мы не говорим сейчас, скажем, о музыкантах, которые во время игры на своём инструменте используют обе руки. Например, пианисты, арфисты, гитаристы, барабанщики и прочие. Такие «специалисты» просто с помощью усердия и постоянной практики развили в себе качество, когда движения левой и правой руки, как будто, синхронизируются в мозгу на время занятия «делом». Но даже если вы всю жизнь будете играть на пианино обеими руками, у вас всё равно какая-то одна будет «ведущей». То есть вы будете чистить зубы, писать ручкой, резать ножом именно этой рукой.
Амбидекстры же, в свою очередь – это уникальные люди. Им, по сути, вообще нет никакой разницы какой рукой пользоваться. Они могут начать писать предложение правой рукой, а продолжить левой, и вы даже не заметите разницы в почерке. Или же, в отдельных случаях, при должной тренировке, такие люди могут даже писать двумя руками одновременно. То есть, левая рука начинает предложение, а правая пишет в этот же момент концовку. Для «обычных» людей это выглядит настоящей магией, но для амбидекстров в этом нет ничего удивительного, просто их мозг так устроен.
Ученые давно пытаются найти ответ, в принципе, чем обусловлен факт того, что люди имеют одну какую-то «ведущую» руку, и сходятся во мнении, что всё дело в эргономичном распределении энергии. Как известно, мозг человека состоит из двух полушарий, и каждое отвечает за определенный спектр задач. И вот, то полушарие, которое берёт на себя нагрузку с точки зрения моторики, используя одну конкретную руку, получается «разгружает» другое полушарие для того, чтобы оно приняло другую задачу. Это исключительно эволюционный механизм, обусловленный распределением энергии. Не более. Поэтому правши, левши и амбидекстры – одинаковые люди с точки зрения мышления, и особенно ничем не отличаются. Просто кто-то пишет правой, кто-то левой, а кто-то обеими.
Следовательно, научиться этому нельзя, просто ваш генетический код сложился именно таким образом, и дошел до вас в таком виде. Примерно то же самое, что и быть блондином, брюнетом или рыжим. Но, вы всегда можете поупражняться в том, чтобы развить вашу «неведущую» руку – это всегда полезно, так как заставляет мозг создавать новые маршруты для сигналов, а значит развиваться и быть более пластичным.
Попробуйте начать с чистки зубов другой рукой, затем начните писать «второй» рукой, и постепенно вы разовьёте в себе данное универсальное качество. Но всё равно – амбидекстром стать не получится, как бы вы ни старались.
Одна рука у вас так и останется «ведущей» до конца жизни.
Источник: https://lifehacker.ru/pochemu-ambidekstry-xorosho-vladeyut-obeimi-rukami-i-stoit-li-etomu-uchitsya/
Можно ли усилить мозг, став амбидекстром? / Хабр
Может ли приобретённый навык письма обеими руками сделать ваш ум более острым и быстрым? Может ли тренировка школьников по использованию той руки, что не является преобладающей, улучшить показатели на экзаменах? Такие утверждения высказываются уже более ста лет.
Праворукость или леворукость – одна из глубочайших загадок неврологии. Мы всё ещё крайне мало знаем о том, что для мозга значит быть левшой или правшой, или какое воздействие окажет на мозг выученная амбидекстрия.
К четырём годам у нас вырабатывается предпочтение в использовании одной руки вместо другой, которая остаётся с нами до конца жизни. Большинство из нас предпочитают правую руку, а большинство из оставшихся – левую. Но крохотная часть, меньше одного процента, живут амбидекстрами. Это свойство врождённое и частично управляется генетикой. Оно наблюдается и у других животных, включая приматов. Но причина преобладания праворукости до сих пор не ясна.
Мы знаем, что выбор руки связан с асимметрией в работе мозга: левое полушарие контролирует правую часть тела, и наоборот. У большинства в нём же содержатся речевые центры, и поэтому часто утверждается, что оно преобладает над правым.
Исторически левшей клеймили, наказывали и заставляли переучиваться, но в конце 19 века появилось движение, рекламирующее преимущества амбидекстрии. В 1903 году Джон Джексон [John Jackson], старший преподаватель школы грамматики в Белфасте основал Культурное общество амбидекстров [Ambidextral Culture Society]. Джексон и его последователи верили, что полушария мозга различаются и работают независимо, и что преобладание праворукости приводило к трате впустую половины образовательного потенциала.
Джексон писал, что с тренировками амбидекстрии «каждая рука будет независимой от другой в производстве любой работы… при необходимости, одна рука сможет писать письмо, а другая – играть на пианино, без потери концентрации или способностей». И всеобщее применение амбидекстрии, в результате, должно было привести к дивному новому миру двуручных граждан с удвоенной мозговой активностью.
И хотя заявления Джексона были основаны на научных наблюдениях, их в результате отвергли. Тем не менее, подобные идеи существуют до сих пор, и некоторые считают, что научившись использовать недоминирующую руку, можно благотворно повлиять на мозговую деятельность. Люди, делающие такие заявления, обычно обращаются к нейропластичности, то есть способности мозга изменять свою структуру и функционирование в ответ на получаемый опыт.
Возьмём для примера Whole Brain Power Consulting – «революционную программу тренировки мозга» от Майкла Лавери [Michael Lavery], объявившего себя «пионером в области прикладной неврологии и работы мозга». Через набор «простых тренировок амбидекстрии, письма и памяти» он обещает «подстегнуть ваши умственные контуры, вашу память, победить стресс, заострить ум, поднять настроение, улучшить сон, и т.д. и т.п.». И всё это всего лишь за $67 (4400 р).
На разных сайтах можно найти утверждения о том, что тренировка использования недоминирующей руки может развить ваши творческие способности. В своём блоге Good Financial Cents сертифицированный финансовый проектировщик Джефф Роуз [Jeff Rose] утверждает, что использование «противоположной» руки для выполнения ежедневных задач вроде чистки зубов «усилит нервные соединения в мозгу и вырастит новые». А также «поможет расти вашим мозговым клеткам».
Роуз рассказывает про то, что «недоминирующая рука связана с недоминирующим полушарием мозга, тем, что мы упражняем не так часто… Поэтому, когда вы используете недоминирующую руку, активируются оба полушария, что может привести к изменению мышления и увеличению творческого потенциала».
И хотя структура и функционирование мозга, конечно, могут сильно измениться под воздействием новых впечатлений и тренировок, и ваш мозг действительно продолжает выращивать новые клетки в течение всей жизни, вопрос того, как амбидекстрия влияет на работу мозга, до сих пор малоизучен. Не существует научных подтверждений того, что тренировки недоминирующей руки могут привести к таким положительным эффектам.
И хотя Роуз правильно пишет, что недоминирующая рука связана с недоминирующим полушарием мозга, его предположение, что это полушарие тренируется не так часто, неверно, поскольку все поведенческие сценарии, даже те, что активируют области мозга, существующие только в одном из полушарий, активируют оба полушария.
Некоторые неврологи считают, что тренировка амбидекстрии может причинить вред, на основании некоторых исследований, согласно которым врождённая амбидекстрия коррелирует с худшими результатами в научных дисциплинах и психическом здоровье. Эти исследования показывают, что амбидекстры хуже, чем левши и правши, справляются с разными задачами, особенно с арифметикой, задачками на память и логическими упражнениями, и что у амбидекстров наблюдаются проблемы с языком и синдром дефицита внимания. Амбидекстрию также связывают с ускоренным уменьшением объёма мозга при старении.
«Два полушария мозга не взаимозаменяемы»,- говорит когнитивист Майкл Корбаллис [Michael Corballis] из Оклэндского университета, проведший несколько работ по изучению амбидекстров и их академических успехов. «Эта асимметрия, возможно, появилась в результате эволюции для того, чтобы две части мозга могли вырабатывать специализацию. При попытках отменить или изменить эту эффективную настройку можно прийти к психологическим проблемам».
Однако это всё лишь предположения, и никаких доказательств того, что тренировка амбидекстрии приводит к проблемам, не существует. С одной стороны, наука считает, что врождённая амбидекстрия может иметь некоторые недостатки, не только в работе когнитивного аппарата, но и с психическим здоровьем. С другой стороны, совершенно не ясно, приведут ли тренировки амбидекстрии к таким же последствиям для мозга, к каким приводит врождённая амбидекстрия.
Поэтому, на вопрос, как может повлиять на мозг тренировка недоминирующей руки, нет простого ответа.
Левши, правши и амбидекстры
В ходе эволюции человечество на 90% оказалось праворуким — благодаря необходимости производить требующую точности работу (труд создал человека, по утверждению одного из классиков марксизма) и развитию речевого центра, расположенного в соответствующем полушарии головного мозга. Животные не знают таких предпочтений, у них нет ведущих лап и крыльев.
Левшам не очень уютно в почти тотально праворуком мире. До недавнего времени и необходимые предметы быта «с левой резьбой» невозможно было найти в продаже. А потому открыть банку консервным ножом, порезать бумагу и произвести еще множество обычных действий левше приходится инструментом, предназначенным для использования правой рукой. Благо, хоть теперь нужные для быта приспособления, созданные специально для левшей, можно приобрести в магазинах необычных товаров.
Долгое время в нашей стране тех детей, у которых оказывалась ведущей левая рука, насильно переучивали: заставляли есть и писать правой. В классах сегодняшних бабушек и мам, случалось, находился такой несчастный ребёнок — как правило, обладатель ужасно корявого почерка и неудобно располагавший свои тетрадки поперек парты. Зато в постсоветское время педагоги стали отмечать увеличение числа левшей среди школьников и студентов. Но ведь их не стало больше — просто они стали заметнее, наконец избавившись от мук по переучиванию на несвойственную им руку.
Совместные действия правши и левши могут быть немного некомфортны для обоих. Если двум разноруким людям нужно встряхнуть плед на пикнике, понадобятся дополнительные секунды совместной подстройки.
Определить, правша или левша ребенок, более или менее точно можно в возрасте около трех лет — до этого, пока не оформилась фразовая речь, малыш может с одинаковым успехом действовать обеими руками, иногда предпочитая левую.
Если ребенок давно заговорил, а у родителей ещё остались сомнения насчет его ведущей руки, следует доверить тестирование на право-леворукость профессиональному педагогу или психологу.
Провести самодиагностику из интереса может и взрослый. Для этого есть очень простые методы.
Первый. Без подготовки, не задумываясь сцепите пальцы рук в замок. Посмотрите, большой палец какой руки оказался сверху. В 90% случаев это правая рука — да, вы правша (скорее всего).
Второй. Так же без подготовки и не задумываясь примите «позу Наполеона» — скрестите руки на груди. Вы правша, если кисть правой руки лежит сверху на левом предплечье.
Внимание, редкий случай! Если оказалось, что при сцеплении пальцев ведущей оказалась правая, а при скрещивании рук на груди — левая (или наоборот), есть вероятность, что вы амбидекстр.
Амбидекстр — такой человек, у которого руки равнозначны, и он при равномерном их развитии способен одинаково хорошо управлять и правой, и левой. Само слово означает «обе правые».
Такими рождаются все человеческие дети, но постепенно 99% их утрачивают эту способность — как мы уже говорили, к моменту овладения фразовой речью.
Чтобы легче запомнить слово «амбидекстр», шутники придумали вопрос: «В какой руке амбидекстр держит пипидастр?» (Пипидастр — пушистая метелка для смахивания пыли или аксессуар болельщика в виде большого помпона.)
Среди знаменитых амбидекстров гений Возрождения Леонардо да Винчи, военный врач и составитель толкового словаря Владимир Даль, музыкант Джимми Хендрикс, физик Андрей Сахаров и теннисистка Мария Шарапова.
Амбидекстр может и не подозревать за собой этого свойства. Но если такой человек проанализирует свои бытовые привычки, то без труда выяснит, что левая рука всегда активно задействована в его повседневных делах. И как раз она зачастую отвечает за более тщательные процессы (когда нужно что-нибудь оттереть, вдеть нитку в иголку и т. п.).
Амбидекстрам порой кажется, что другие люди выполняют какие-то действия слишком медленно. Хотя… им это не кажется: обычный человек действует одной рукой там, где обоерукий орудует сразу двумя.
Совпадают ли у вас ведущие руки в первом и втором опыте? Замечаете ли вы леворукость своих знакомых, собеседников, случайно встреченных людей? Кого из известных личностей-левшей (артистов, спортсменов, политиков) можете вспомнить?
Фото: Kelly Sikkema | unsplash.com/@kellysikkema
Теги: амбидекстр, ведущая рука, левша, правша, эволюцияАмбидекстры. Кто же они такие?
Слово «левша» всем хорошо знакомо. Люди, которые пишут левой рукой, кажутся нам необычными и даже какими-то неземными. Они составляют примерно 10% от населения всей нашей планеты. Про них говорят, что они — более творческие, изобретательные личности.
Из истории знаю, что в древнем Риме их сравнивали с ведьмами и колдунами. Хотя, за сравнением далеко ходить не нужно, пусть ваши родители расскажут, как в Советском союзе, стыдясь, переучивали детей, которые брали ручку в левую руку.
Даша — левша, писала правой рукой |
К счастью, сейчас нестандартная хватка не является чем-то постыдным, даже наоборот, это умение вызывает интерес у окружающих. Врачи советуют развивать левую руку, заставляя тем самым правое полушарие мозга работать в разы интенсивнее.
Но есть еще одно определение, менее распространенное чем «левша» и «правша». Амбидекстры — это люди, одинаково хорошо владеющие и правой, и левой рукой. Амбидекстрия — отсутствие асимметрии головного мозга — может быть как врожденной, так и выработанной постоянными тренировками.
Вика — правша, написала фразу левой рукой |
Лучше всего прокомментировать это явление, наверное, может психолог, которому приходилось работать с левшами и амбидекстрами.
Сначала мы планировали обратиться к качканарским психологам, но выяснилось, что в школах Качканара они уже давно не работают. Поэтому на вопросы отвечает Елена Смирнова — психолог средней школы №148 Екатеринбурга.
— Елена Алексеевна, приходилось ли вам когда-либо работать с амбидекстрами?
— Приходилось и не раз. В основном, их, совсем ещё малышей, ко мне приводили обеспокоенные родители.
— Что же волновало взрослых?
— Таких ребят просто вычислить среди сверстников, дав им какое-нибудь легкое задание. К примеру, переписать текст из книги в тетрадь. Амбидекстрия не даёт ребенку сосредоточиться, его взгляд то и дело прыгает со строчки на строчку. В результате вместо изначального текста вы получите некое своё сочинение с многочисленными повторами, перепутанными словами, в неправильной последовательности. Это не может не волновать родителей.
Известные люди-амбидекстры: Вымышленные амбидекстры: |
-Выходит, что амбидекстрия — это болезнь?
-Я бы так не сказала. Она превращается в своего рода помеху, когда ребёнок не выделяет ведущую руку. Возникает путаница, повышается нервозность.
Недавно к нам приводили первоклассника, мама жаловалась на кратковременные провалы в памяти и несвойственную эмоциональность. Мальчик при нас заучил короткий стих, повторив его в различных вариациях — последовательностях. В итоге, несколько раз прочитав наизусть, ребёнок сказал, что забыл стихотворение. Мы переключились на другое занятие, проходили тесты. И через час, уже стоя в дверях, мальчик повторил стих без ошибки. Подобные вещи очень распространены среди амбидекстров, но они навсегда исчезают со взрослением.
Когда же человек в письме полагается лишь на одну руку, то причин для беспокойств нет, в этом случае амбидекстрия — помощница.
— Таких ребят много?
— С каждым годом их становится всё больше и больше, даже организуются специальные курсы по их подготовке к школе. Там ребят целенаправленно ведут к тому, чтобы они выбирали для работы лишь одну руку. С ними работают психологи, помогая потушить частые эмоциональные взрывы.
— Отличаются ли дети-амбидекстры от своих сверстников в общении?
— Все дети различны в общении, и дело тут не в ведущем полушарии. Могу лишь заметить, что амбидекстры в большинстве своём очень открыты, они отвечают на все поставленные вопросы, не пытаясь скрыть чего-либо, также они более творческие.
Как проверить себя Существует простой тест. Необходимо взять лист бумаги и две ручки. Двумя руками одновременно пишите одно и то же слово (при этом неважно — в одну сторону будет наклон или в разные). Психологи говорят, что если через пять минут тренировки эксперимент получится, то вы — амбидекстр. Леворукие и праворукие не могут писать одновременно двумя руками. Одна из рук чертит волнистую линию, другая рука — пишет. |
Расскажи друзьям:
Амбидекстрия — Жизнь — как она привиделась — LiveJournal
Я — амбидекстр. (Звучит как «я — алкоголик»). Это ни хорошо, ни плохо. Это данность. как родиться с голубыми глазами. И я хочу рассказать вам немного о себе с точки зрения особенностей амбидекстров.Обычно в упрощенном варианте это понятие расшифровывают в том духе. что амбидекстры — люди равно хорошо владеющие правой и левой рукой. Это не совсем правда. точнее совсем неправда. Врожденная амбидекстрия — это система функционирования мозга. В жизни большинство взрослых амбидекстров — правши (в том смысле, что пишут правой рукой, берут ею ложку, ножницы и другие приборы), но это не делает их правшами. потому что при этом они могут обладать толчковой левой ногой (у меня нет явно выраженной ведущей ноги) или ведущим левым глазом (а вот это у меня отчетливо проявляется), а самое главное, они думают амбидекстрально.
Амбидекстры мыслят образами. То. что я не могу представить. я не могу понять. В этом смысле им трудно начинать учиться в обычной общеобразовательной школе. так как в начальных классах не предполагается такой формы овладения материалом. а просто писать палочки и зубрить буквы амбидекстру трудно. кроме того в большинстве случаев будет казаться. что такой ребенок медлителен. если он приходит с тем же уровнем знаний. что и одноклассники: он будет медленнее читать. хуже запоминать правила. если у них нет образной поддержки. В старших классах. скорее всего. ему будет легко, там больше образности, но, чтобы стало легко в старших классах. нужно проскочить младшие.
У амбидекстров всегда проблема с абстрактными понятиями. особенно с понятием «право» и «лево». Я даже сейчас не могу сразу сообразить. если мне нужно сказать. куда поворачивать или как пройти в понятиях «право». «лево». С большим трудом определяю стороны света относительно друг друга на местности, например, где будет запад если стоять лицом на юг. В 6-7 классе. когда мы этим занимались на географии. для меня это был темный лес. совершенно беспросветный. Я очень долго запоминала какие месяцы по названиям относятся к весне. осени. лету или зиме. Любая абсолютная абстракция для амбидекстра сложна. Но при этом все это не относится к счету. Амбидекстры считают медленно в уме, но ошибаются редко. если их не торопить. потому что мы в этот момент видим картинку или другой вид образа, и пока не просмотрим файл до конца. то не найдем ответ.
Я хочу рассказать. как я решала по химии задачи повышенной сложности. Я их видела. У меня молекулы расщеплялись, протоны и электроны друг с другом увязывались. Это был мультик. Он возникал внезапно. в самом неожиданном месте и времени. И я решала задачу.
Тут нужно сказать. что амбидекстры по сути своей не напрягаются от многих дел одновременно. если вы видите человека. который может работать под новости или сериал совершенно не раздражаясь. то стоит проверить этого человека на амбидекстрию. Собственно амбидекстры вообще. люди. которые бегут во все стороны сразу: читаю параллельно несколько книг, делают одновременно несколько домашних заданий по разным предметам, смотрят телевизор и читают книгу. Это нормально.
Многие думают, что если амбидекстра заставить сосредоточиться на одном деле. то он будет более эффективно его делать. Неа. Он просто не будет его делать. Ну.в том смысле. что он поделает дело, ради которого убрали все другие дела. затоскует и пойдет заниматься чем-нибудь «левым». В общем-то, это проблема. особенно для маленьких детей. потому что малыши и так не слишком усидчивы. а амбидекстры порой бывают и вовсе ртутными. Моя Ирка. например, смотрит любой мультфильм спокойно (за очень редкими исключениями) минут 10-15, потом он начинает лазить по креслу. убегать и прибегать. строить домик. При этом мультик выключать нельзя. она его смотрит. ага. стоя попой (я пока не готова говорить, что она амбидекстр, но я наблюдаю за ней. понимая, что такое может быть).
Еще одна особенность. Амбидекстр всегда готов изобретать велосипед. Он будет делать по-своему. В принципе. так будет всегда. но детям в школе это очень мешает, так как учителя у нас за унификацию. И ребенку прилетает за «свой путь» только в путь (пардон за тавтологию). Это очень обидно, потому что ты тратишь больше времени. чем те. кто делает по общему шаблону. больше сил. а в ответ получаешь что-то в духе «не делай так больше. делай. как тебе старшие говорят». Поймите, что это не упрямство, а именно особенность работы мозга. Человек ищет. как ему сделать понятно. удобно и хорошо для себя.
В принципе. как говорят в популярной литературе из амбидекстра можно сделать. и физика. и лирика. Это в достаточной степени правда. так как интересно все и вопрос ровно в том. что будет подано понятно для амбидекстра. на самом деле ни чистым «физиком». ни чистым «лириком» амбидекстр никогда не будет. в этом его плюсы. В этом же и минусы. Так что тут уж как повезет.
И. возвращаясь к популярному определению. Вопрос не в том. что амбидекстр равно владеет правой и левой рукой.а в том. что ему изначально плевать. какой рукой брать предметы. ложки, карандаши, но он легко воспримет пример родителей и. тем более, указания. Амбидекстры малоконфликтны, точно меньше. чем правши. но при этом они и менее настойчивы. И мы такие просто потому что мы такие. В этом есть свои плюсы. и свои минусы тоже есть.
11 фактов об амбидекстрах
1. Если вы одинаково хорошо пишете любой рукой, то вы на один процент . Даже среди небольшой популяции «многоручных» людей очень немногие испытывают одинаковую легкость и умение работать обеими руками. Для сравнения, около 10% людей — левши.
2. Праворукость, левизна и смешанность недостаточно для определения предпочтений большинства людей , по мнению экспертов.Большинство людей испытывают некоторый уровень перекрестного доминирования — отдавая предпочтение одной руке для определенных задач, даже если она не является доминирующей, — а среди группы людей, которые используют обе руки, есть еще более тонкие различия. Ambidextral относится к тем, кто может использовать обе руки, а также правой рукой правши (так что, действительно хорошо), а ambisinistral можно использовать для описания людей, которые используют обе руки, а также левую руку правши. (то есть несколько коряво).
3. В отличие от правшей, у которых наблюдается сильное доминирование левого полушария, полушария мозга людей с обеих сторон и левшей почти симметричны …
4. … как типичный мозг человека с синестезией или «смешанными чувствами», который испытывает перекрестное сенсорное восприятие. Среди синестетов случаи амбидекстрии (и леворукости) намного выше, чем в общей популяции.
5. Обладатели обеих рук с большей вероятностью обладают геном LRRTM1 (на хромосоме 2), который связан с шизофренией. Исследования показывают, что люди, страдающие шизофренией, значительно более склонны к владению обеими руками или левшами, чем люди, не являющиеся шизофрениками.
6. Другое исследование, проведенное через веб-сайт BBC Science, показывает, что из одного процента из 255000 респондентов, указавших на одинаковую легкость письма обеими руками, 9,2% мужчин и 15,6% женщин сообщили о своей бисексуальности. В том же исследовании 4% правшей и 4,5% левшей, 6,2% правшей и 6.3% женщин-левшей заявили, что их привлекают оба пола.
7. Люди, которые идентифицируют себя как «обе руки», набирают немного ниже в общем тесте интеллекта , и чаще всего эти оценки ниже по арифметике, памяти и рассуждению . ..
8. … кроме случаев, когда это не так. Исследование 8000 детей в возрасте 7 и 8 лет показало, что у 87 разнонаправленных учеников были более выраженные трудности с языковыми навыками, а в возрасте 15 и 16 лет те же самые ученики показали более высокий риск развития симптомов СДВГ и успели успеть в обоих направлениях. и студенты-левши из той же выборки.
9. Амбис может быстро разозлить , согласно исследованию из Merrimack College, которое предполагает более высокую взаимосвязь полушарий мозга, обнаруженную у левшей и амбидекстров. Последующее исследование показало, что усиление связей между полушариями коррелирует с повышенной неловкостью, неуклюжестью и капризностью.
10. Но непоследовательных людей также легче подвести эмоционально. Государственный университет Монклера проверил эмоциональную устойчивость группы правшей и левой руки.Их результаты показывают, что в группе правшей было труднее всего принуждать, а амби, скорее всего, сообщали об изменении настроения в зависимости от их окружения, направленного мышления и музыки.
11. Впрочем, для амбивалентной руки это не так уж и плохо. Возможность использовать обе руки с (почти) одинаковой легкостью действительно окупается, особенно в спорте, искусстве и музыке. Некоторые известные перекрестно доминирующие знаменитости и исторические фигуры включают Леонардо да Винчи, Пит Роуз, Ричард Фейнмен, питчер Грег А.Харрис, Мишель Кван, Сигеру Миямото, Пол Маккартни, Бенджамин Франклин и Гарри Трумэн.
6 увлекательных фактов об амбидекстре, о которых люди не знают
Первый факт об амбидекстре, о котором вы, возможно, не знали, — это то, что это означает. Для тех, кто не встречал этого слова, это когда человек может легко использовать обе руки. И если вы даже не знали этого, вы наверняка будете ошеломлены этими увлекательными фактами об амбидекстре.Потому что у умения хорошо писать левой и правой рукой есть множество качеств.
По данным Scientific American , большинство людей в мире — правши — я говорю от 70 до 95 процентов. Поэтому, когда появляется необычный левша, вы можете быть удивлены тем, что видите. Написание скрипта левой рукой ? Как странно! Но для избранных ручка может чувствовать себя как дома в обеих руках.
Если вы правша и при выполнении чего-либо менее доминирующей рукой вы чувствуете, что мир внезапно вращается вспять, вы не владеете обеими руками.На самом деле, как мы узнаем более подробно, люди, которые действительно, полностью владеют обеими руками, чрезвычайно редки. Не мутантный супергерой, вербованный в Людей Икс редко, но все же, редко. Наряду с тем, что вы с легкостью можете правильно использовать обе руки, есть ряд фактов, которые могут заинтересовать вас.
Люди с амбидекстром в 1 проценте
Да, быть амбидекстром очень редко. Хотя 10 процентов населения являются левшами, только около 1 процента действительно могут переключаться между двумя руками.Это действительно отдельная лига!
Все дело в мозге
Чтобы разобраться в игре на обеих руках, нам нужно понять, как работает мозг. Потому что исследования показывают, что там есть прямая ссылка. Согласно Reader’s Digest, «амбидекстрия указывает на то, что левая и правая части мозга этого человека в значительной степени симметричны (что верно и для левшей!). С другой стороны, у правшей обычно преобладает левое полушарие». Ваш мозг в основном контролирует то, как ваши руки держат ручку.
Существуют разные уровни навыков
… потому что у вас может быть смешанная рука, но при этом у вас будет доминирующая рука. Но у тех, кто полностью владеет обеими руками (опять же, очень редко и мало людей), не имеют доминирующей руки. Они могут легко использовать и то, и другое, меняя перья между правыми и левыми.
В хорошей компании
Физические и художественные занятия — это место, где парят обе руки. Если вы мне не верите, поверьте, компанию держат двуличные люди.Согласно Mental Floss , «Леонардо да Винчи, Пит Роуз, Ричард Фейнмен, питчер Грег А. Харрис, Мишель Кван, Сигеру Миямото, Пол Маккартни, Бенджамин Франклин и Гарри Трумэн» имели скрещенные доминирующие руки. Поздравляю вас стать вдохновителями и гениями искусства.
Есть связь с синестезией
Те, кто владеют обеими руками, также могут испытывать синестезию. Что для обычного правши звучит довольно увлекательно. Readers Digest объясняет: «Если вы когда-нибудь слышали о людях, которые могут слышать цвета, ощущать физические ощущения, которые испытывают другие люди, или даже связывать числа с личностями, все эти ощущения являются разновидностями синестезии.Это удивительное состояние мозга запускает сразу несколько чувств «. Все это связано с тем, что у меня есть черты симметричного мозга. И теперь я, правша, задаюсь вопросом, как звучит розовый цвет.
Ambidextrous Started Как левши, вероятно,
Один из самых захватывающих фактов, связанных с амбидекстром, заключается в том, что большинство амбидекстров, вероятно, начинали с доминирующей левой рукой.
В Библии левая рука ассоциировалась с колдовством. К сожалению, люди считали это не очень крутым. Это даже заложено в языке. Готовы заняться компьютерным спортом? Я думаю да. На латыни sinistra означает левый, и отсюда происходит слово «зловещий». Таким образом, люди, которые были левшами, могли чувствовать себя вынужденными использовать свою правую руку, чтобы отразить любое жестокое и ложное суждение, которое могло привести к развитию у людей с обеих сторон. Я действительно потрясен.
Может ли тренировка, чтобы стать амбидекстром, улучшить работу мозга?
Может ли тренировка, чтобы научиться владеть обеими руками, улучшить работу мозга?
—Рэйчел Фэллон, , по электронной почте
Майкл Корбаллис , профессор когнитивной нейробиологии и психологии Оклендского университета в Новой Зеландии, отвечает:
Несмотря на то, что обучение людей владению обеими руками было популярно на протяжении веков, эта практика, похоже, не улучшает работу мозга и даже может нанести вред нашему нервному развитию.
Призывы к амбидекстрии были особенно заметны в конце 19 — начале 20 веков. Например, в начале 20 века английский пропагандист Джон Джексон основал Общество амбидекстральной культуры в стремлении к универсальной амбидекстрии и «двоякости» на благо общества.
Эта шумиха улеглась в середине 20-го века, поскольку преимущества владения обеими руками не смогли материализоваться. Учитывая, что праворукость проявляется в раннем детстве и подавляющее большинство людей правши, мы почти наверняка правы по своей природе.Недавние данные связывают даже то, что амбидекстры с рождения связаны с проблемами развития, включая нарушение чтения и заикание. Исследование 11-летних подростков в Англии показало, что те, кто от природы владеет обеими руками, немного более склонны к академическим трудностям, чем левши или правши. Исследования, проведенные в Швеции, показали, что дети с амбидекстром более подвержены риску нарушения развития, такого как синдром дефицита внимания и гиперактивности. Другое исследование, проведенное мной и моими коллегами, показало, что дети и взрослые, владеющие обеими руками, демонстрируют худшие результаты, чем левши или правши, по ряду навыков, особенно по математике, восстановлению памяти и логическому мышлению.
Эти эффекты незначительны, но риски, связанные с обучением владению обеими руками, могут вызвать аналогичные трудности. Два полушария мозга не взаимозаменяемы. Например, левое полушарие обычно отвечает за обработку речи, тогда как правое полушарие часто отвечает за невербальную деятельность. Эти асимметрии, вероятно, эволюционировали, чтобы позволить двум сторонам мозга специализироваться. Попытка отменить или изменить эту эффективную установку может вызвать психологические проблемы.
Можно тренировать не доминирующую руку, чтобы стать более опытным. Концертный пианист демонстрирует превосходное мастерство обеими руками, но это мастерство скорее дополняющее, чем соревновательное. Изобразительное искусство может улучшить функцию правого полушария, но не за счет вербальной специализации левого полушария. Кажется, что кооперативный мозг работает лучше, чем тот, в котором две стороны конкурируют.
Левое полушарие знает, что делает правая рука
Просмотрите список самых известных левшей в истории, и вы, вероятно, увидите имя Альберта Эйнштейна. Вы даже можете увидеть, как люди связывают гений Эйнштейна с его леворукостью. Проблема в том, что леворукость Эйнштейна — это миф. Мириады фотографий показывают, например, что он пишет на доске правой рукой.
Но корни ручности уходят в мозг — у правшей мозг преобладает в левом полушарии, и наоборот, — и левши, утверждающие, что Эйнштейн, были не так уж и далеки. Хотя он определенно был правшой, вскрытие показало, что его мозг не отражал типичное левостороннее доминирование в области языка и речи.Полушария его мозга были более симметричными — черта, типичная для левшей и амбидекстров.
Для сравнения, у 95 процентов правшей есть мозг, который строго разделяет задачи: левое полушарие почти исключительно обрабатывает речь и речь, правое — эмоции и обработку изображений — но только около 20 процентов левшей обладают мозгом, который так жестко разделяет эти обязанности. .
Специалист по полушариям мозга Майкл Корбаллис, доктор философии, психолог из Оклендского университета в Новой Зеландии, отмечает, что выполнение полушариями различных задач может повысить эффективность работы мозга.
«У церебрального доминирования есть преимущество, потому что оно локализует функцию в одном полушарии», — говорит он. «В противном случае информация должна пересекать мозолистое тело взад и вперед, и это иногда может вызвать проблемы».
Сильно симметричный мозг, как у Эйнштейна, оставляет людей уязвимыми для умственной дисфункции, но также открывает путь для творческого мышления. Исследователи изучают этот необычно сбалансированный мозг и выясняют, почему это так.
Правило права
По словам Корбаллиса, около 90 процентов людей — правши.Остальные 10 процентов либо левши, либо в некоторой степени владеют обеими руками, хотя люди с «истинной» амбидекстрией, то есть вообще без доминирующей руки, составляют лишь около 1 процента населения.
Это означает, что у подавляющего большинства людей на этой планете сильно латерализованный мозг. «Вероятно, это не случайность», — говорит Корбаллис. Он утверждает, что на раннем этапе истории человечества и, возможно, даже у наших до-человеческих предков, эволюция делегировала разные когнитивные функции двум полушариям мозга. Например, для обеих сторон было бы неэффективно обрабатывать речь человека, если одно полушарие может делать это само по себе. Это позволяет другому полушарию делать что-то еще, например, разбираться в эмоциональном содержании речи.
Исследователи раньше думали, что незначительное повреждение мозга на раннем этапе развития вызывает леворукость, отмечает он.
«Но если это правда, то это, вероятно, меньшинство случаев», — говорит Корбаллис. Просто слишком много левшей, чтобы повреждение мозга могло быть главной причиной, «поэтому мы обращаем внимание на генетику.«
В 2007 году генетики идентифицировали ген LRRTM1 на хромосоме 2, который, по-видимому, присутствует у большинства левшей ( Molecular Psychiatry , Vol. 12, No. 12). Этот ген также был связан с шизофренией, что согласуется с более ранними исследованиями, показавшими, что люди с шизофренией значительно чаще являются левшами или амбидекстрами.
Менее латерализованный мозг также может быть связан с более низкими показателями IQ, предполагает исследование Корбаллиса, опубликованное в Neuropsychologia (Vol. 46, № 1). Исследование показало, что у левшей и правшей были схожие показатели IQ, но у людей, считающих себя амбидекстрами, результаты были немного ниже, особенно в арифметике, памяти и рассуждениях.
Эти результаты совпадают с предыдущими выводами Корбаллиса о том, что амбидекстры люди также получают более высокие оценки по шкале «магических идей», которая измеряет склонность людей, например, думать, что люди по телевидению разговаривают с ними напрямую или что они могут чувствовать, когда люди говорят. о них ( Laterality , Vol.7, № 11).
Связь между этими тремя открытиями — небольшая склонность к шизофрении, более низкие показатели IQ и магические идеи — может указывать на то, что мозг с большей вероятностью столкнется с неисправными нейронными связями, когда информация, которую он обрабатывает, должна перемещаться туда и обратно между полушариями, говорит Корбаллис. .
Двусторонняя окупаемость
«Это ставит эволюционный вопрос», — говорит Корбаллис. «Если этот ген [правши] так выгоден, почему все еще остаются левши?»
Исследования показывают, что у менее ограниченного мозга может быть большое преимущество: это может привести к менее ограниченному мышлению.
В течение многих лет неофициальные данные предполагали, что левши могут мыслить более творчески, чем правши, и недавние исследования подтверждают эту связь. В статье 2007 года в журнале Journal of Mental and Nervous Disease (Vol. 195, No. 10) было обнаружено, что музыканты, художники и писатели значительно чаще были левшами, чем участники контрольной группы.
У Корбаллиса есть теория относительно того, почему: информация подвержена ошибкам, когда она перемещается между полушариями мозга, и с большей вероятностью встретятся новые решения.Правши могут отвергнуть идею как слишком радикальную, но не правши, тем не менее, могут захотеть поддержать эту мысль и разработать решение, которое мозг правши сразу пропустит.
«Хорошо, когда в любом обществе есть несколько человек, которые думают за пределами площади», — говорит Корбаллис.
Левши тоже берут свое творчество прямо в банк, говорит Кристофер Рубек, доктор философии, экономист из колледжа Лафайет в Истоне, штат Пенсильвания. В исследовании, опубликованном в Laterality , он обнаружил, что левши зарабатывают немного больше, чем их сверстники-правши, работающие на одинаковых должностях.Эти результаты были наиболее заметны у мужчин-левшей с высшим образованием, говорит Рубек, которые в среднем зарабатывают на 15 процентов больше, чем правши. В областях, где ценно творческое мышление, левши могут получить преимущество и соответственно зарабатывать больше.
«Кажется, левши получают более высокую отдачу от своего образования», — говорит он.
Исследование обнаружило этот эффект у мужчин, но не у женщин, добавляет Рубек, хотя он не уверен, почему это может быть. И поскольку его исследование — одно из немногих, в которых до сих пор рассматривалась эта область, он предостерегает от чрезмерного обобщения этих результатов; на данный момент это остается интересной корреляцией.
Кроме того, приравнивание левши к творчеству приукрашивает тот факт, что 20 процентов левшей действительно обладают сильно латерализованным мозгом и, вероятно, не более креативны, чем правши. Идея левшей как творческого типа «вероятно, относится к подгруппе [левшей], у которых нет явного доминирования в полушариях», — говорит Корбаллис.
Так какой окончательный вердикт? Что ж, в некотором смысле сам человеческое состояние можно охарактеризовать как баланс между асимметрией и симметрией мозга — рациональностью и творчеством, новыми идеями и традиционными решениями.
«Асимметричный мозг может даже представлять науку, а симметричный мозг — религию», — размышляет Корбаллис. «Без сомнения, преувеличение, но думать об этом интересно».
Можете ли вы научиться владеть амбидекстром?
Прежде чем мы перейдем к сегодняшнему «Чуду дня», давайте попробуем что-нибудь. Возьмите карандаш и бумагу. Получили их? Хорошо, теперь возьмите карандаш в руку, которой вы обычно пишете. Напишите свое имя на листе бумаги.Что ж, это было легко! Но теперь переключитесь. Возьмите карандаш другой рукой и еще раз напишите свое имя.
Если вы похожи на 99 процентов людей, писать другой рукой было сложнее. Но если вы могли легко писать обеими руками, поздравляю! Вы можете быть обоюдоострым.
Обладание обеими руками означает, что вы можете использовать обе руки одинаково. Пишете ли вы, чистите зубы или бросаете мяч, вы можете делать это любой рукой. В то время как многие левши также довольно хорошо используют правую руку, очень немногие люди действительно владеют обеими руками.Только около одного процента людей могут одинаково хорошо справляться с задачами любой рукой.
Вы можете вспомнить, как выбирали доминирующую руку? Большинство людей сказали бы нет! Обычно использование правой или левой руки кажется более естественным. Так как же определяется ручность?
Эксперты до сих пор не согласны с ответом на этот вопрос. Некоторые считают, что это генетическое. Они думают, что дети наследуют ручность от родителей, как и цвет волос и глаз. Другие считают, что ручке можно научиться. Это могло бы объяснить, почему большинство людей правши — взрослые научили их пользоваться правой рукой.Тем не менее, другие эксперты считают, что ручность развивается очень рано, возможно, даже в утробе матери.
Независимо от того, как происходит ручное управление, у многих возникает один и тот же вопрос. Можете ли вы научиться владеть обеими руками? Какое-то время было очень популярно учить людей владеть обеими руками. Они считали, что это улучшит работу мозга, поскольку люди будут использовать обе стороны мозга одинаково.
Однако исследования не показали такой связи. На самом деле некоторые пришли к противоположному выводу.Некоторые эксперты полагают, что обучение человека владению обеими руками может вызвать у него трудности с математикой, языком и логическими рассуждениями. Тем не менее, некоторые люди все же пытаются стать амбидекстрами.
Интересно, как? Они начинают с выполнения небольших заданий, например, рисования фигур или держания стакана с водой противоположной рукой. Они медленно переходят к более сложным занятиям, таким как чистка зубов или прием пищи. Они могут начать носить часы на противоположном запястье. После долгой практики некоторые люди действительно улучшают способность своей противоположной руки.Однако по-настоящему одинакового мастерства обеими руками добиться очень сложно.
Вы владеете обеими руками? Вы в хорошей компании! Вы когда-нибудь слышали о Леонардо да Винчи? А как насчет Альберта Эйнштейна? Звонит ли имя «Бенджамин Франклин»? Все эти известные люди одинаково умели владеть обеими руками. Будет ли ваше имя добавлено в список следующим?
Стандарты: NGSS.LS1.A, NGSS.LS3.A, CCRA.R.4, CCRA.L.3, CCRA.L.6, CCRA.R.1, CCRA.R.2, CCRA.R.10, CCRA.W. 2, CCRA.L.1, CCRA.L.2, CCRA.SL.1
Левая, правая или обе руки: что определяет предпочтение руки?
Когда вы берете телефон, чтобы читать ежедневные научные новости, пользуетесь ли вы правой или левой рукой? Или вы используете обе руки одинаково? Ученые начали разгадывать тайну руки.
Поделиться в Pinterest Рука, которой мы пишем, частично определяется несколькими генами.Желание писать и выполнять важные задачи одной рукой очаровывало людей на протяжении веков. Стигматизируемые как злые или даже неестественные, левши на протяжении своей истории подвергались дискриминации.
В современном обществе левша не имеет большого значения, и процент предпочтений левшей неуклонно растет на протяжении последнего столетия.
Многие известные люди принадлежат к группе левшей, в которую входят около 10 процентов населения, в том числе Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн, Мария Кюри и Барак Обама.
Но что наука может сказать нам о том, как определяется предпочтение рук?
Почему важно понимать предпочтения рук? Ученые полагают, что эти знания помогут лучше понять, как организм назначает определенные задачи определенным участкам тела.
Хотя снаружи наши тела кажутся симметричными, как только мы оказываемся под кожей, всякое чувство симметрии теряется.
Ученые называют это латерализацией, что означает структурные или функциональные различия между правой и левой сторонами нашего тела.
В мозгу это конечно заметно. Многие функции мозга, такие как язык, память, внимание, обработка эмоций и восприятие лица, специализируются на одной стороне мозга.
Ручка уже давно связана с латерализацией языка. У большинства правшей языковое доминирование находится в левой части мозга.
Но хотя распространенный миф может заставить нас поверить в то, что у левшей стороны меняются местами, только четверть показывает доминирование языка в правой части мозга.
Сегодня существует более широкое понимание предпочтения рук, и многие ученые полагают, что рука — это скорее непрерывный спектр, нежели определяемый абсолютными величинами.
Со временем к традиционным левшам и правшам присоединились две новые категории. «Двуручные» люди при выполнении определенных задач предпочитают определенную руку, тогда как «двуручные» люди, которые считаются исключительно редкими, могут одинаково хорошо выполнять задачи обеими руками.
Большой вопрос, который остается, заключается в том, определяют ли наши гены или наше окружение наше поведение.
Изначально несколько теорий постулировали, что за предпочтение рук отвечает один ген. Комбинация обоих наборов этого гена, унаследованного от наших родителей, будет определять ручность.
Хотя эти теории кажутся простыми и убедительными, на сегодняшний день нет генетических свидетельств, подтверждающих их. Напротив, исследования показывают, что несколько генов вносят около 25 процентов в ручность, а остальное зависит от других факторов.
Но что это могут быть за другие факторы? Являются ли они факторами окружающей среды, такими как воспитание или культурное влияние, или более сложная биологическая система ответственна за главный фактор в определении предпочтения рук?
Одно исследование показало, что люди, которых кормили грудью в течение минимум 6 недель, с меньшей вероятностью были левшами.Между тем, другое недавнее исследование показало, что большая часть влияния на выбор руки на самом деле сводится к эпигенетике или регуляции генов, которые в некоторых случаях могут передаваться по наследству.
Хотя до сих пор существует множество противоречивых свидетельств, технический прогресс в области генетического анализа означает, что ученые неуклонно обращаются к тайне предпочтения рук.
Почему тренироваться в амбидекстре — плохая идея
Обучение или даже принуждение людей к овладению амбидекстром — это практика, которая существует на протяжении веков.Некоторые даже утверждают, что усвоенное «перекрестное доминирование» может улучшить работу мозга. Но, как показывает наука, это не только неверно, но и может навредить нашему нервному развитию.
Действительно, не так давно многие родители заставляли своих детей использовать недоминирующие руки. Мой собственный отец, который от природы левша, вспоминает, что был ребенком, и когда он брал вилку или карандаш, ему били по «неправильной» руке. В конце концов, он научился довольно искусно пользоваться правой рукой, но ценой своей леворукости.
Тем не менее, помимо отвращения моих дедушек и бабушек к леворукости, некоторые мыслители утверждали, что двуличие может принести пользу обществу в целом и привести к «двудольности».
Но, как недавно заметил когнитивный нейробиолог Майкл Корбаллис в SciAm , это просто не так:
Эта шумиха улеглась в середине 20-го века, поскольку преимущества амбидекстров не материализовались. Учитывая, что праворукость проявляется в раннем детстве и подавляющее большинство людей правши, мы почти наверняка правы по своей природе.Недавние данные связывают даже то, что амбидекстры с рождения связаны с проблемами развития, включая нарушение чтения и заикание. Исследование 11-летних подростков в Англии показало, что те, кто от природы владеет обеими руками, немного более склонны к академическим трудностям, чем левши или правши. Исследования, проведенные в Швеции, показали, что дети с амбидекстром более подвержены риску нарушения развития, такого как синдром дефицита внимания и гиперактивности. Другое исследование, проведенное мной и моими коллегами, показало, что дети и взрослые, владеющие обеими руками, демонстрируют худшие результаты, чем левши или правши, по ряду навыков, особенно по математике, восстановлению памяти и логическому мышлению.