Арт терапевтические методы: Арт терапия⭐️ 10 основных видов для работы, методы, преимущества

Содержание

Арт-терапия для детей — методы, виды, методики, упражнения

Арт-терапия – это одно из центральных психотерапевтических направлений, которое включает терапевтическую, коррекционную и реабилитационную работу. Оно основано на применении изобразительного искусства для помощи пациентам. Термин «арт-терапия» изначально применялся в англоязычных государствах. Он появился примерно в первой половине двадцатого столетия. Данным термином обозначались различные методы реабилитационной и терапевтической практики, использующие в своей основе искусство.

Сегодня арт-терапия являет собой лечебное использование изобразительного творчества пациента, которое предполагает трех стороннее направленное взаимодействие между пациентом, его работой и психотерапевтом. Сотворение визуальных образов на бумаге считается важнейшим средством межличностных коммуникаций и является формой когнитивной деятельности клиента, помогающей ему выражать прошлые или актуальные на сегодня переживания, которые клиенту довольно тяжело передать при помощи слов.

Методы арт-терапии

Основная цель арт-терапевтических методов лежит в создании гармоничного развития личности посредством формирования способностей самовыражения и познания. С позиции последователей классического психоанализа, стержневым инструментом психокоррекционного воздействия в арт-терапии считается механизм сублимации. К. Юнг внес предположение о ведущей роли искусства для облегчения процессов индивидуализации формирования личности, которое базируется на установлении баланса между «Я» бессознательным и «Я» сознательным. Важнейшим приемом арт-терапевтического воздействия Юнг считал технику активного воображения, которая направлена на столкновение друг с другом «Я» сознательного и «Я» бессознательного, на их примирение между собой при помощи аффективного взаимодействия.

Арт-терапию можно использовать в качестве основного метода или в качестве вспомогательного метода.

Сегодня можно выделить два, свойственных для метода арт-терапии, основополагающих приема коррекционного воздействия на психику человека.

Искусство помогает в специфически-символичной форме воссоздать травмирующую конфликтную ситуацию и позволяет найти пути ее разрешения посредством преобразования такой ситуации, используя творческо-креативные способности клиента. Это является первым приемом арт-терапии.

Второй прием тесно связан с природой возникновения эстетической реакции, которая позволяет видоизменить действие аффекта с негативного на позитивное.

К методам арт-терапии относят рисование, ваяние, музыку, моделирование с бумагой, лепку, работу по дереву или камню, литературное творчество, пение, танцы и т.д.

Арт-терапевтические занятия могут проводиться двумя способами. Первый способ заключается в предоставлении клиенту возможности изготовления поделки из определенного материала по образцу на заданную тему. Это позволяет увидеть поразительные необыкновенные сочетания цветов, самобытное выражение сюжета и его своеобразную форму. Все перечисленное имеет непосредственную связь с особенностями мировосприятия пациента, его эмоциями, переживаниями, волнениями, которые отражают утаенные от сознания символы, что позволяет получить дополнительную информацию для диагностики, свидетельствующую о наличии и качестве проблем клиента.

Второй способ представляет собой неструктурированное занятие, на котором клиентам предлагается самим выбрать тему или сюжет поделки, материал, инструменты. Заключительным этапом данного способа является обсуждение темы или сюжета, манеры исполнения, выбора материала и др.

Многие известные психотерапевты подчеркивают ведущую роль арт-терапии в приумножении адаптационных способностей в повседневной жизни.

Разнообразие арт-терапевтических методов создает специфическую ситуацию с целью получения безболезненного подступа к глубинам клиентского сознания, позволяет стимулировать прорабатывание его бессознательных тревог и переживаний, помогает развивать ранее блокированные или слаборазвитые перцепционные системы, отвечающие за восприятие окружающего мира, формировать ассоциативно-образное мышление. Для опытного психолога или психотерапевта арт-терапия является бесценным диагностическим материалом. Разнообразие арт-терапевтических методов открывает невиданный ранее простор для творческих изысков.

Одним из ведущих методов арт-терапевтического воздействия считается метод Мандала, что в переводе означает центр или круг. Рисунок мандалы симметричен и представляет собой обычно окружность с выраженным центром. Основные ориентиры, число которых может варьироваться, обозначены внутри круга. Однако в сложной геометрической структуре мандалы можно встретить и другие элементы, такие как квадрат, всевозможные овалы или кривые линии, прямоугольники и треугольники. Таким образом, мандала – это циркулярный рисунок, который может являться продуктом самопроизвольной творческой деятельности индивида или рисоваться в соответствии с заданной инструкцией. Рисунки, вписанные в окружности, зародились еще в античных цивилизациях и сохранились в современном мире. Округлая вариация мандал всегда сопутствовала человечеству, так например, круг является центральным акцентом многих священных культов богов и доисторических мест поклонения. Изображение мандал встречается в различных народностях и культурах, например, во всевозможных архитектурных композициях, на бубнах шаманов Сибири, в схемах лабиринтов.

Мандала издревле несет духовный смысл условного отражения мироустройства и психической гармонии. Человечество интуитивно научилось успокаивать душу и ум при помощи рисунков в круге при этом, используя их в качестве возможности сблизиться с природой.

К. Юнг был одним из первых ученых Европы, кто с пристальным вниманием изучал идеи мандалы. В своем труде «Воспоминания, сны, размышления», он рассказал о своем первом изображении мандалы в 1916 году, после которого он уже каждый день зарисовывал новые мандалы в своем блокноте. Юнг сделал вывод, что каждое новое изображение отражает его душевную жизнь на конкретный момент. Затем он стал использовать свои рисунки для фиксации собственной «психической трансформации». В конечном итоге Юнг выдвинул гипотезу, что арт-терапия метод Мандала является своеобразной прямой на пути к центру личности, к открытию ее уникальной природы и индивидуальности. Он полагал, что мандала представляет собой безмерно мощный символ, который является видимой проекцией мира психики человека и выражает Самость индивида.

Сегодня многие знатоки в сфере искусства, антропологии, археологии, психологии и психотерапии продолжают изучать мандалы. Работа с мандалами помогает личности упрочить связь между «Я» сознательным и «Я» бессознательным. Потребность в рисовании мандал, особенно в кризисных ситуациях, может означать, что «Я» бессознательное стремится защитить сознательного «Я». Подтверждением этого могут быть закорючки, зачастую рисуемые детьми и взрослыми в моменты кризисов, когда «Я» наполнено бессознательным тревожным содержимым.

Мандалами могут быть абстрактные рисунки, которые люди бессознательно рисуют на бумаге, пока находятся наедине с собой, например, на совещании или лекции, которая неинтересна для них, или в процессе телефонного разговора. Такие рисунки представляют собой попытку компенсации умственной рассеянности. Если проанализировать бессознательные рисунки, то можно сделать вывод, что из них ядром большинства являются геометрические фигуры, такие как квадрат, окружность.

Одним из важнейших преимуществ практик с мандалами является раскрытие себя при помощи собственного «внутреннего ребенка», путем созерцания, использования цветных карандашей, красок и свободного времени.

Арт-терапия метод Мандала одинаково успешен, как в работе с детьми, так и с взрослыми. В психокоррекционной, реабилитационной и развивающей практике с детьми младшего и подросткового возраста мандалы можно применять с целью:

— коррекционной работы эмоциональных состояний, нормализации поведенческих реакций, например, при помощи раскрашивания готовых мандал-раскрасок;

— диагностики актуального эмоционального состояния и настроения, например, при помощи раскрашивания белого круга;

— изучения групповых взаимоотношений детей, например, при помощи создания индивидуальных мандал в коллективе с последующим созданием групповой композиции;

— диагностической и коррекционной работы с конкретной проблемой, например, при помощи раскрашивания круга, который может символизировать, школу, окружение ребенка, семью, его образ «Я», дружбу и т.д.

Также арт-терапия метод Мандала может применяться и в других актуальных направлениях коррекционной, диагностической, реабилитационной, развивающей и терапевтической работы с малышами, детьми подросткового возраста и взрослыми. К таким направлениям можно отнести проблемы с самооценкой, внутренний дисбаланс, страх утратить контроль над собой, активизацию ресурсных состояний индивида, депрессию, агрессию, гиперчувствительность или алекситимию, фобии, помощь при адаптации, личностные и возрастные кризисы, семейные и психосоматические проблемы, расстройства мелкой моторики, сплочение коллектива и др.

Мандалы трансформируют силы врожденных психических структур подсознательного в сознательное «Я». Поэтому в ходе работы с мандалами интерпретация творческого результата может быть такой же, как и при работе с другими проективными методиками. Цвета, выбираемые для изображения мандалы, могут раскрыть различные стороны личности, обратившегося человека, который будет интуитивно склоняться к выбору актуального на данный момент или любимого цвета. Такой выбор может варьироваться в зависимости от внутреннего состояния индивида, от возрастного или жизненного этапа и т.п. Дети при выборе цвета обычно обладают большей спонтанностью, чем взрослые. Ведь взрослыми индивидами управляет разум, поэтому они огромным значением наделяют эстетические критерии. Многие индивиды, впервые рисующие мандалу, подавляют открытое истинное выражение чувств, они раздумывают о том, как лучше расположить и подчеркнуть цвета, чтобы рисунок получился гармоничным и красивым. Однако когда в процессе творчества пробуждается «внутренний ребёнок», начинается непосредственно процесс «исцеления». Любая мандала – это продукт индивидуальной творческой деятельности человека, создаваемый в определенный промежуток времени и в конкретном месте. Именно поэтому она всегда будет уникальной и никогда не сможет быть повторена в точности.

Виды арт-терапии

Для человеческой личности творчество является одной из самых простых возможностей постигнуть собственный внутренний мир, понять и узнать себя. Оно обращено к лучшим сторонам людской души, к ее самым светлым и искренним аспектам. Когда человек рисует, поет, музицирует или находит самовыражение в других видах творчества, это помогает ему расслабиться, успокоиться, раскрыться и оказаться в гармонии с собственной душой.  Выделяют следующие разновидности арт-терапии: изотерапию, танцевальную и игровую терапию, фототерапию, музыкотерапию, фототерапию, сказкотерапию.

К изотерапии относят прикладные виды творчества, такие как живопись, различные виды росписи, лепка и др. Данный вид арт-терапии является одним из наиболее востребованных и распространенных сегодня. Врачи, специализирующиеся на изотерапии рекомендуют проявлять собственные эмоции и волнения с максимально возможной самопроизвольностью (спонтанностью). Главным достоинством и преимуществом изотерапии считается устранение барьеров самоцензуры, что открывает двери к подсознанию клиента. Творчество обладает уникальным свойством, способствующим выносу на поверхность всех сокрытых и неосознанных тайн, желаний, проблем, которые постоянно оказывают давление на личность. В процессе лепки или рисования задействовано правое полушарие мозга. Именно благодаря этому и обходится цензура ума, старающегося отфильтровывать негативные мысли и отрицательные эмоции. Однако перед выбором цветовой палитры, перед появляющимися образами, ум человека делается бессильным. В изотерапии также довольно часто используются техники по воссозданию собственных сновидений и рисование мандал.

Танцевальная терапия заключается в выражении собственного настроения, эмоций и чувств при помощи танца. Занятия танцевальной терапией считаются очень действенными и целительными. Психотерапевты полагают, что данный метод арт-терапии способствует трансформации взглядов на мир. Родоначальник телесно-ориентированной терапии В. Райх утверждал, что если любым эмоциям, например, гневу или радости, не давать долго выхода, они будут накапливаться в клетках человеческого тела при этом, образуя так называемый мышечный панцирь. При помощи танцевальной терапии можно предотвратить такой процесс. В случаях, если это уже случилось – разбить. Танцевать нужно до момента ощущения полной свободы. Однако не следует путать танцевальную терапию с занятиями в танцевальной студии, так как в студии все движения определены тренером, а не спонтанно выражаются.

Бетховен относился к музыке, как к откровению более высокому, чем мудрость или любая другая философия. Множество проведенных исследований доказывает, что музыкотерапия приносит огромную пользу. Она эффективна при болезни Альцгеймера, депрессивных состояниях, стрессах и нарушениях сна. В процессе прослушивания музыкальных произведений внутреннее состояние индивида видоизменяется. Человек, слушая музыку, подстраивается под ритм мотива, впитывает позитивные вибрации.

Игровая терапия также оказывает целебный эффект на человеческую психику. Доступ к подсознанию открывается при помощи проигрывания трудных жизненных ситуаций, обращения к потайным уголкам психики в поиске важных эмоций. В процессе театральной игры активизируется память, улучшается внимание, повышается воля, ярче становится воображение и совершенствуется способность владеть своим телом. Одной из разновидностью данного вида арт-терапии считается песочная терапия. Ее основы заложил К. Юнг.

Для решения различных психологических проблем, саморазвития и самопознания успешно последние 10 лет применяется фототерапия. Данный вид арт-терапии считается довольно молодым, развитие его началось в конце 70-х годов 20-го столетия в США. В фототерапии также могут применяться и дополнительные изобразительные методики, например, коллаж, инсталляция готовых снимков в интерьер, произведение из снимков макетов и дальнейшее взаимодействие с ними и др.

Арт-терапия Копытин предложил использовать фотографию в качестве терапевтического, коррекционного, развивающего и здоровье сохраняющего средства. Доступность фотографии, а также разнообразие форм и вариаций проведения сеансов фототерапии позволяет использовать данную методику в работе с людьми разного возраста (начиная с трех лет), вне зависимости от уровня их развития и потребностей.

Арт-терапия Копытин отмечал положительное влияние фотографии на личность пациента и ее взаимоотношения с окружающей средой. Такой эффект может проявляться, как при самостоятельных индивидуальных занятиях, так и в ходе создания фотоснимков и их дальнейшего обсуждения со специалистом.

Сказкотерапия довольно эффективна при работе с мечтателями. Она успешно используется для понимания психического состояния, разрешения различных конфликтных ситуаций, для внутренних трансформаций. Сказкотерапия считается незаменимым методом помощи совсем маленьким детям и более взрослым. Она может проходить двумя путями: методом прослушивания сказки, которую рассказывает терапевт или дети могут сами придумать собственную историю. Самостоятельно придумывая сюжет, малыш раскрывает внутренний мир, сообщает о своих чувствах и мечтах, обучается нахождению выхода из любых ситуаций.

Арт-терапия для детей

Арт-терапия занятия для детей сегодня являются наиболее увлекательным, эффективным и довольно экономным способом психологической помощи детям. Она основана на творчестве и игровой деятельности.

Психика малыша характеризуется ранимостью, вследствие чего требует к себе более бережного отношения. Ведь ребенок только учится познавать самого себе, он только начинает знакомиться с окружающей средой и другими людьми. Поэтому на своем еще пока небольшом жизненном пути перед малышами очень часто возникают серьезные для них трудности, например, в семье или детском саду. Родители очень хотят помочь своим малышам, но зачастую просто не знают, как это сделать. Ведь объяснения или убеждения, чтение нотаций и предупреждения не помогают, а ребенок самостоятельно не в состоянии внятно объяснить, что стало причиной их состояния и что конкретно с ним происходит. Например, почему он отказывается идти в садик или чего он опасается в темноте. Именно в этих случаях будут незаменимы арт-терапевтические практики.

Арт-терапия занятия для детей проходят обычно в более свободной форме. Обсуждение и разрешение различных психологических трудностей и проблем происходит на фоне игровой или творческой деятельности. На таких занятиях малыш одновременно с получением удовольствия от игры или творчества раскрывает собственные творческие способности, является центром внимания взрослого, осиливает психологические трудности, изменяет персональную психологическую реальность.

Главным условием всех занятий, разработанных для детской арт-терапии, является понятность и безопасность для малышей, доступность средств и привлекательность.

Самым распространенным и любимым методом арт-терапии для детей, отвечающим всем перечисленным требованиям, считается песочная терапия. Все, что необходимо для проведения песочной арт-терапевтической практики – это обычная песочница или ящик с песком. С помощью рисования песком, создания песочных замков или других фигур у ребенка развиваются тактильные ощущения, он становится более раскрепощенным. Таким образом происходит самовыражение малыша.

Самым доступным упражнением, для выполнения которого понадобятся всего лишь листок бумаги и карандаш, является рисование каракулей. Ребенок абсолютно свободно при этом, не задумываясь о конечном результате, рисует клубок линий на листе бумаги, а затем пытается разглядеть в нем какой-то образ с последующим его описанием. В ходе описания ребенок может уже осознанно дорисовать его, выделить контуры, акцентировать линии, заштриховывать некоторые участки и т. п.

Еще одной довольно интересной разновидностью изотерапии является монотипия, что в переводе означает «один отпечаток». Ребенок должен создать рисунок (пятна, линии и т.д.) на поверхности, которая не будет впитывать краску, например, на пластике или линолеуме, при помощи чернил, туши, акварели и пр. Затем к поверхности прикладывается листок бумаги, как бы промокая. Получившееся на бумаге зеркальное отображение следует дать ребенку, чтобы он смог рассмотреть его, описать то, что получилось, дополнить или дорисовать образ.

Арт-терапия упражнения

Основным отличием арт-терапии от других видов психотерапевтических практик является использование невербальных коммуникаций как основного механизма донесения до людей информации. Ее базис составляют практические упражнения, помогающие индивиду находить ответы на всевозможные вопросы, справляться с внутренними тормозящими факторами, одолевать в себе страхи.

Упражнения в арт-терапевтической практике являются своеобразным инструментом, позволяющим исследовать идеи, события, чувства, развивать межличностные отношения, умения и навыки, повышать самооценку и уверенность в силах, создать новый, более успешный образа собственного «Я».

Сессия арт-терапии состоит из двух частей. Первая часть охватывает творческое выражение клиента, носит невербальный характер, не включает в себя конкретную структуру проведения. Главным инструментом самовыражения пациентов в этой части является творческая деятельность, например, рисование или лепка. Во второй части главенствуют вербальные механизмы. Она идет сразу после первой и заключается в словесном активном обсуждении плодов творческой деятельности.

Наиболее популярным методом арт-терапии среди ведущих психотерапевтов считается коллаж, так как он дает возможность врачу оценить актуальное психическое состояние пациента, выявить наиболее волнующие его переживания. Основные характеристики данного упражнения заключаются в акцентировании на положительных эмоциональных переживаниях клиента, возможности для самовыражения любого человека, даже совершенно далекого от искусства, раскрытия максимум потенциала. Коллаж считается очень действенным инструментом работы с личностью.

Создание фигур из глины позволяет индивиду дать выход собственным эмоциям, переживаниям через лепку. Существует огромное множество вариантов этого упражнения, начиная от сотворения глиняных сосудов и заканчивая лепкой частей тела. Арт-терапия с детьми и их упражнения направлены на увеличение работоспособности, снятия напряжения, развитие творческих способностей. Наиболее актуальными сегодня являются музыкотерапия, танцевальная и драматическая терапия, сказкотерапия и др.

Прослушивание музыки, игра на различных инструментах, постукивание и хлопки в соответствии ритмом мелодии – все это значительно увеличивает детскую работоспособность, снимает стресс, способствует развитию художественных способностей. Драматическая терапия учит общению, способствует формированию адекватной самооценки. Арт-терапия с детьми и упражнения танцевальной терапии направлены на профилактику неврозов и комплексов.

Арт-терапия методики

Современная арт-терапия имеет бесконечное множество направлений и методик. Поэтому сегодня достаточно легко подобрать индивидуальный метод арт-терапии, который будет наиболее полно отражать состояние психики личности, и, наряду с этим, будет хорошо ею восприниматься.

Выделяют две основные методики арт-терапии: пассивную и активную.

Пассивная методика заключается в потреблении клиентом творческих произведений, созданных другими индивидами. Например, можно рассматривать изображения, читать художественные произведения, прослушивать музыкальные творения и т.д. Активная методика основана на создании творческих продуктов самостоятельно клиентом, при этом эстетическая ценность и красота их творений не оценивается.

Методы арт-терапии позволяют психотерапевту оптимально объединить в себе индивидуальный подход к пациенту и групповые формы работы. Арт-терапевтические методики, как правило, присутствуют во всех программах пихокоррекции при этом, дополняя и обогащая их.

Арт-терапевтическое воздействие основано на механизме сублимации, заключающееся в перенаправлении энергии психики от травмирующего фактора к приемлемому выходу – творчеству. Другими словами, если у субъекта накопились тревожные переживания, он может попытаться их выразить посредством творческой деятельности и почувствовать облегчение. В этом и заключается целительное влияние арт-терапии. Однако создать образ того, что волнует, является всего лишь первым шагом. Вторым шагом будет трансформация образа в позитивное русло. Одновременно с изменением образа происходит и трансформация внутреннего представления, благодаря чему индивид находит выход из, казалось бы, ранее безвыходной ситуации.

Психокоррекционные занятия с применением арт-терапевтических методик и техник особенно эффективны при работе с младшими школьниками, так как они не утомляют детей, у них сохра­няется работоспособность и активность на протяжении всего занятия.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Использование арт-терапевтических методов в работе с детьми с ОВЗ

Автор: Асадулина Оксана Николаевна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №41 (436) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 17.10.2022 2022-10-17

Статья просмотрена: 159 раз

Скачать электронную версию

Скачать Часть 1 (pdf)

Библиографическое описание:

Асадулина, О. Н. Использование арт-терапевтических методов в работе с детьми с ОВЗ / О. Н. Асадулина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 41 (436). — С. 49-50. — URL: https://moluch.ru/archive/436/95519/ (дата обращения: 14.05.2023).



Статья посвящена анализу особенностей применения арт-терапевтических методов в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Арт-терапевтические методы на данный момент являются одними из самых востребованных направлений в практической психологии.

Ключевые слова: арт-терапия, дети с ограниченными возможностями здоровья, нетрадиционные методики механизм воздействия на ребенка.

The article is devoted to the analysis of the features of the use of art-therapeutic methods in correctional work with children with disabilities. Art-therapeutic methods are currently one of the most popular areas in practical psychology.

Keywords: art therapy, children with disabilities, non-traditional methods, the mechanism of influence on the child.

Арт-терапия может рассматриваться как одно из ответвлений так называемой «психотерапии искусством». На данный момент существуют разнообразные техники арт-терапевтических методов. В образовательных организациях при работе с детьми с ОВЗ очень часто используют нетрадиционные методики. Они обеспечивают безболезненную коррекцию психоэмоционального состояния, содействуют формированию ассоциативно-образного мышления и помогают разблокировать закрытые системы восприятия.

К направлениям арт-терапии относят музыкотерапию, библиотерапию, драмотерапию, игротерапию, песочную терапию, изотерапию, цветотерапию, фототерапию, глинотерапию, маскотерапию, коллаж, фольклорная арт-терапия, мандалотерапия, зоотерапия и, конечно же, сказкотерапия. Среди инновационных методов арт-терапии ученые выделяют этнотерапию, нейрографику, фелт-терапию и телесную терапию [3].

В работе с детьми и подростками потенциал арт-терапевтических практик трудно переоценить. Арт-терапевтические методы подходят для помощи маленьким детям и подросткам, детям, имеющим особенности здоровья, детям, плохо владеющим речью. Очень часто арт-терапевтические методы применяют в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Дети с ограниченными возможностями здоровья — дети, имеющие временное или постоянное отклонение в физическом и (или) психическом развитии; дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и детей, не признанных в установленном порядке инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности [2].

Бывают ситуации, когда совместное творческое переживание является единственной возможностью найти и удержать контакт с таким ребенком.

Особенно важна возможность высказываться и анализировать свой опыт с помощью «графического языка» для детей, имеющих те или иные трудности вербального самовыражения — детей с РАС, с логопедическими проблемами и т. д.

Во время арт-терапии появляется навык проговаривать свои состояния и рефлексировать их очень важен для детей с той или иной степенью алекситимии (затруднений в словесном описании своего состояния).

В период различных нарушений и ухудшения психоэмоционального состояния арт-терапевтическая методика позволяет воздействовать на полушарие головного мозга через различные движения, картинки, звуки, ритмы. Все это помогает сформировать здоровый образ внутри головного мозга, что как следствие оказывает восстанавливающее и налаживающее воздействие на работу головного мозга.

Щадящая и поэтапная методика с использованием художественно-творческой деятельности позволяет добиться нужного результата [1].

Многие арт-терапевтические техники позволяют создать яркие, неповторимые, интересные работы. «Особому» ребенку в художественной классической изобразительной практике часто невозможно достичь такого — же результата, как у «нормотипичного» ребенка. Новый позитивный опыт способствует самовыражению, повышению самооценки и закреплению новых способов активности. Работа в арт-терапевтической группе учит навыкам взаимодействия и сотрудничества с другими людьми.

При этом список арт-терапевтических методов постоянно растёт, появляются инновационные методы с использованием компьютерных технологий. Так привычные раскраски по номерам теперь есть и в виртуальном виде.

Кроме того, методы в будущем могут перерасти в увлечения или стать профессией. Примером таких методов могут быть создание анимационных мультфильмов или фильмов, появятся, новое поколение режиссеров, сценаристов.

Фототерапия перерастёт в профессию фотографа, а зоотерапия подарит новых кинологов, ветеринаров и зоологов. Изотерапия поможет отыскать будущих художников, а драматерапия — актеров. Большой выбор арт-терапевтических методов и видов позволяют раскрыть таланты и способности детей.

Преимущества использования арт-терапевтических методов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья следующие:

– Позволяют достичь здоровой реакции на сложившуюся ситуацию.

– Создают благоприятные условия для выражения переживаний и чувств.

– Помогают преодолеть коммуникативные барьеры, снять психологический дискомфорт.

– Повышают эмоциональную устойчивость, содействуют саморазвитию личности ребенка.

Основными рекомендациями будут: ответственный подход к выбору арт-терапевтических методик, правильное использование видов и арт-терапевтических методик, хорошая организованность работы в целом, чередование классических и современных методик, внимание к противопоказаниям.

Таким образом, арт-терапевтические методы работы достаточно востребованный вид направления практической психологии. Несмотря на свою простоту арт-терапевтические методы очень эффективны в работе как с обычными детьми, так и с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Арт-терапевтические методы способствуют развитию воображения, мышления, мелкой моторики рук, познавательных, эмоциональных и волевых способностей. Во время этих методов происходит взаимодействие со сверстниками. Дети проявляют свои таланты и умения. Большой выбор арт-терапевтических методик позволяют раскрыть таланты и способности детей, привить им любовь к творчеству.

Литература:

  1. Башкирова, Е. Н. Развитие детей с ОВЗ приемами арт-терапии [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 85–90. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://moluch.ru/conf/psy/archive/109/4244/
  2. Российская энциклопедия социальной работы / Под общ. ред. д.и.н., проф. Е. И. Холостовой. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. — 1032 с.
  3. Тарарина, Е. Самые удивительные направления арт-терапии [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.b17.ru

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ограниченная возможность здоровья, арт-терапевтические метода, арт-терапевтические методика, головной мозг, коррекционная работа, практическая психология, психоэмоциональное состояние, работа, способность детей.

Ключевые слова

дети с ограниченными возможностями здоровья, арт-терапия, нетрадиционные методики механизм воздействия на ребенка

арт-терапия, дети с ограниченными возможностями здоровья, нетрадиционные методики механизм воздействия на ребенка

Похожие статьи

Метод нейропсихологической коррекции детей. ..

Общая структурно-функциональная модель организации мозга, предложенная А. Р

речью, осознанной психической деятельности осуществляется с обязательным участие всех трех блоков мозга [5]. Способность и возможность операционального функционирования, а

Традиционные методы коррекции детей с отклонениями в развитии

Методы коррекции 3-го функционального блока мозга направлены на…

Арттерапия в системе психокоррекционной помощи

детям

На счету арт-терапевтов, практикующих с маленькими детьми, множество

Одно из главных качеств арт-терапевта — способность установить с ребенком контакт, быть на его стороне, говорить с ним в одной плоскости.

В психокоррекционной работе с детьми с проблемами выделяются следующие основные принципы.

В статьепредставлен обзор арттерапевтических и арт-педагогических техник…

Использование элементов

арт-терапии в развитии…

Именно методы арт-терапии позволяют ребенку выразить свое состояние через рисунок, танец, сказку, игру

Спектр арттерапевтических методик, используемых в работе с детьми с ОВЗ, может быть дополнен сказкотерапией как одним из видов библиотерапии.

Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий.

Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы…

Арттерапевтические методы в реабилитационной…

 В статье описываются методы арт-терапии, как мощный инструмент работы педагогов-психологов в реабилитационном центре. Показана целесообразность данного метода при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Использование техник

арт-терапии и арт-педагогики…

В статьепредставлен обзор арттерапевтических и арт-педагогических техник, используемых специалистами в психокоррекционной и реабилитационной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Арт-терапия в работе с эмоциональной сферой младших…

способностей, самовыражения и самопознания ребенка через искусство, тело, музыку.

Арттерапевтические техники, в первую очередь направлены на достижение желаемых

При реализации арт-терапии необходимо придерживаться определенных правил.

Таким образом, арт-терапия позволяет каждому ребенку оставаться самим собой, не испытывать неловкости…

Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ | Статья в журнале…

Ключевые слова: арт-терапия, функции арт-терапии, виды арт-терапии, ОВЗ.

Арт-терапия для детей и подростков [Текст] / А. И. Копытин, Е. Е. Свистовская.

Арттерапевтические методы в реабилитационной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Спектр арттерапевтических методик, используемых в работе с детьми с ОВЗ, может быть дополнен…

Тандем

арттерапевтических техник и метода. ..

Анализируя возможности применения этих методов в своей работе, будь то диагностика или

Тандем арттерапевтических техник и метода наблюдения в работе психолога с детьми в дошкольном учреждении.

Арттерапевтические методики — это способ выражения своих чувств и эмоций.

Арттерапевтическая работа с детьми имеет широкий спектр показаний, в том числе…

Арттерапия в системе

коррекционной помощи детям

Проблема использования арттерапии в коррекционной работе с детьми с проблемами в развитии одна из древних.

Вместе с тем произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы.

терапевтическое и коррекционное воздействие искусства на человека

31. Якобсон С. Г. Психологические проблемы эстетического развития детей.

Экспериментальное исследование эффективности…

работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья / М. В. Пецка.

Это положение легло в основу экспериментального исследования возможностей арт-терапии в коррекционной работе с детьми с отклонениями в развитии.

Заключения ПМПК: 6 детей — ЗПР, 3 детей — СДВГ, 2 детей — ММД в

– Коррекционно-развивающий арттерапевтический комплекс для детей с ОВЗ…

Похожие статьи

Метод нейропсихологической коррекции детей. ..

Общая структурно-функциональная модель организации мозга, предложенная А. Р

речью, осознанной психической деятельности осуществляется с обязательным участие всех трех блоков мозга [5]. Способность и возможность операционального функционирования, а

Традиционные методы коррекции детей с отклонениями в развитии

Методы коррекции 3-го функционального блока мозга направлены на…

Арттерапия в системе психокоррекционной помощи

детям

На счету арт-терапевтов, практикующих с маленькими детьми, множество

Одно из главных качеств арт-терапевта — способность установить с ребенком контакт, быть на его стороне, говорить с ним в одной плоскости.

В психокоррекционной работе с детьми с проблемами выделяются следующие основные принципы.

В статьепредставлен обзор арттерапевтических и арт-педагогических техник…

Использование элементов

арт-терапии в развитии…

Именно методы арт-терапии позволяют ребенку выразить свое состояние через рисунок, танец, сказку, игру

Спектр арттерапевтических методик, используемых в работе с детьми с ОВЗ, может быть дополнен сказкотерапией как одним из видов библиотерапии.

Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий.

Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы…

Арттерапевтические методы в реабилитационной…

 В статье описываются методы арт-терапии, как мощный инструмент работы педагогов-психологов в реабилитационном центре. Показана целесообразность данного метода при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Использование техник

арт-терапии и арт-педагогики…

В статьепредставлен обзор арттерапевтических и арт-педагогических техник, используемых специалистами в психокоррекционной и реабилитационной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Арт-терапия в работе с эмоциональной сферой младших…

способностей, самовыражения и самопознания ребенка через искусство, тело, музыку.

Арттерапевтические техники, в первую очередь направлены на достижение желаемых

При реализации арт-терапии необходимо придерживаться определенных правил.

Таким образом, арт-терапия позволяет каждому ребенку оставаться самим собой, не испытывать неловкости…

Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ | Статья в журнале…

Ключевые слова: арт-терапия, функции арт-терапии, виды арт-терапии, ОВЗ.

Арт-терапия для детей и подростков [Текст] / А. И. Копытин, Е. Е. Свистовская.

Арттерапевтические методы в реабилитационной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Спектр арттерапевтических методик, используемых в работе с детьми с ОВЗ, может быть дополнен…

Тандем

арттерапевтических техник и метода. ..

Анализируя возможности применения этих методов в своей работе, будь то диагностика или

Тандем арттерапевтических техник и метода наблюдения в работе психолога с детьми в дошкольном учреждении.

Арттерапевтические методики — это способ выражения своих чувств и эмоций.

Арттерапевтическая работа с детьми имеет широкий спектр показаний, в том числе…

Арттерапия в системе

коррекционной помощи детям

Проблема использования арттерапии в коррекционной работе с детьми с проблемами в развитии одна из древних.

Вместе с тем произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы.

терапевтическое и коррекционное воздействие искусства на человека

31. Якобсон С. Г. Психологические проблемы эстетического развития детей.

Экспериментальное исследование эффективности…

работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья / М. В. Пецка.

Это положение легло в основу экспериментального исследования возможностей арт-терапии в коррекционной работе с детьми с отклонениями в развитии.

Заключения ПМПК: 6 детей — ЗПР, 3 детей — СДВГ, 2 детей — ММД в

– Коррекционно-развивающий арттерапевтический комплекс для детей с ОВЗ…

Что такое арт-терапия? Типы, преимущества и многое другое — Forbes Health

Разговорная терапия может быть чрезвычайно полезной для многих людей, но не всегда легко устно выражать свои чувства. Может быть, вам трудно выразить словами свои чувства, или вы считаете, что сидеть напротив терапевта пугает. Или, возможно, вы даже не позволили себе обдумать травматический опыт, который произошел с вами, предпочитая вместо этого похоронить его глубоко внутри, делая все возможное, чтобы игнорировать его.

Во всех этих и многих других случаях арт-терапия может служить способом обработки эмоций и облегчения исцеления. Арт-терапия отличается от посещения арт-класса или самостоятельного художественного проекта; это делается в присутствии арт-терапевта, специально обученного использованию искусства как способа интерпретации чувств и поведения и помощи в решении проблем психического здоровья. Часто это делается в сочетании с разговорной терапией. Чтобы решить, подходит ли это вам, важно знать, что это влечет за собой, кто может извлечь из этого пользу и насколько это эффективно.

Предложение для избранных спонсоров

Предложения для партнеров представляют бренды, которые заплатили Forbes Health, чтобы оказаться в верхней части нашего списка. Хотя это может повлиять на то, где их продукты или услуги появляются на нашем сайте, это никоим образом не влияет на наши рейтинги, которые основаны на тщательных исследованиях, надежных методологиях и рекомендациях экспертов. Наши партнеры не могут платить нам за предоставление положительных отзывов об их продуктах или услугах

Консультации для подростков

  • 60-90 долларов в неделю
  • Профессиональная терапия для подростков в возрасте 13-19 лет
  • Терапевты помогают клиентам работать над развитием навыков преодоления трудностей
  • Предоставляет подросткам доступный ресурс, который поможет им, когда они нуждаются в руководстве и поддержке

Начало работы

На веб-сайте Teen Counseling’s Website

Что такое арт-терапия?

«Арт-терапия — это практика, в которой искусство используется как инструмент для облегчения исцеления», — говорит Шей Мюллер, LPC, зарегистрированный арт-терапевт из Чикаго. Она объясняет, что арт-терапия дает людям возможность выразить свои внутренние чувства и переживания физически. «[Кто-то] может обнаружить, что описание эмоции становится проще, если выразить ее художественными качествами», — говорит Мюллер. «Это связано с тем, что обработка речи, творческое мышление и обработка эмоций задействуют разные части мозга. Арт-терапия помогает интегрировать эти структуры мозга, чтобы помочь преодолеть разрывы между этими процессами, что приводит к тому, что некоторые арт-терапевты считают более интуитивным и целостным результатом».

У арт-терапии иная цель, чем у уроков искусства, говорит Эмили Давенпорт, Массачусетс, сертифицированный арт-терапевт, основатель и клинический директор Davenport Creative Arts Therapy, расположенной в Нью-Йорке. «В художественном классе основное внимание уделяется технике. Целью арт-терапии не является создание идеального художественного продукта. Это исследование того, как искусство связано с самим собой, что кто-то чувствует и что он хочет исцелить», — объясняет она.

С точки зрения того, чего ожидать во время сеанса арт-терапии, как правило, клиент создает свое искусство в присутствии терапевта, но терапевт задает минимум вопросов, пока создается искусство, говорит Дэвенпорт. Вместо этого они используют это время для наблюдения. «Как арт-терапевт, я наблюдаю за их языком тела, когда они создают свое искусство. Я смотрю, действительно ли они сильно нажимают на художественные материалы или слегка держат их. Я наблюдаю, используют ли они цвета, и если да, то какие цвета они выбирают. Все эти вещи могут сообщить что-то более глубокое о клиенте», — говорит она.

После того, как искусство будет завершено, терапевт и клиент обсудят его, мягко исследуя, что искусство сообщает о том, что может чувствовать клиент. «Искусство предоставляет неконфронтационный способ рассказать об опыте или о том, что кто-то чувствует», — говорит она.

Как используется арт-терапия?

Существует несколько способов применения арт-терапии. Часто, говорит Дэвенпорт, это сочетается с другими видами терапии, такими как когнитивно-поведенческая терапия или терапия десенсибилизации и переработки движениями глаз (EMDR). Например, одна сессия может быть в основном посвящена созданию искусства, в то время как другая сессия вообще не включает никакого художественного творчества.

«Воспоминания и травмы хранятся в другой части мозга, чем [вербальный язык]», — говорит Дэвенпорт, добавляя, что именно поэтому разговорная терапия сама по себе может быть не такой полезной для людей, которые пережили травму, как в сочетании. с арт-терапией. По ее словам, если кто-то проходит терапию с целью исцеления от прошлых травм, создание произведений искусства может помочь им задействовать ту часть мозга, где хранятся эти воспоминания.

Арт-терапия может быть использована для выражения своих чувств и переживаний людьми, которые плохо общаются вербально. Дети, например, могут еще не обладать навыками выражения своих переживаний или чувств словами, но они могут использовать искусство как форму выражения. С другой стороны, арт-терапия также может использоваться у пожилых людей для стимуляции здорового старения. Решение проблем, связанных с созданием произведений искусства (например, выбор цветов и композиционных элементов), поддерживает активность мозга.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЛЯ ОТЛИЧНЫХ ПАРТНЕРОВ

Партнерские предложения для брендов, которые заплатили Forbes Health за то, чтобы они заняли первое место в нашем списке. Хотя это может повлиять на то, где их продукты или услуги появляются на нашем сайте, это никоим образом не влияет на наши рейтинги, которые основаны на тщательных исследованиях, надежных методологиях и рекомендациях экспертов. Наши партнеры не могут платить нам за предоставление положительных отзывов об их продуктах или услугах

Получите скидку 100 долларов на первый месяц в Talkspace! Использование FORBES100 на кассе

Talkspace Online Therapy

  • Тысячи лицензированных терапевтов
  • Начните немедленно
  • Простое сопоставление, чтобы найти подходящего терапевта
  • Сообщение своему терапевту 24/7
  • Получайте постоянную поддержку через безопасный обмен сообщениями и видеосеансы в прямом эфире 9001 4
  • Страховка принята. Большинство застрахованных участников платят только доплату в размере 25 долларов США или меньше

Начало работы

На веб-сайте Talkspace

Кому может быть полезна арт-терапия?

По словам Мюллера и Дэвенпорта, арт-терапия может быть полезна любому, и для этого не нужно обладать какими-либо художественными навыками. «Распространенное заблуждение состоит в том, что арт-терапия предназначена [только] для «творцов» или детей. Это не могло быть дальше от истины. Это для всех, независимо от возраста, способностей или демографических данных», — говорит Мюллер.

Доказано, что арт-терапия эффективна для людей, страдающих депрессией или тревогой. По мнению исследователей, процесс создания искусства помогает регулировать эмоции, что, в свою очередь, помогает снизить тревогу.

Арт-терапия может быть особенно полезной для людей, переживших травму, в том числе для людей с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР), подчеркивает Давенпорт. Одно исследование показало, что люди с посттравматическим стрессовым расстройством, принимавшие участие в арт-терапии, лучше расслаблялись, внешне выражали свои воспоминания и эмоции через искусство, имели менее навязчивые мысли и чувствовали себя более уверенно в отношении своего будущего. [1] Schouten KA, van Hooren S , Knipscheer JW, et al. Арт-терапия, ориентированная на травму, в лечении посттравматического стрессового расстройства: экспериментальное исследование. Журнал травм и диссоциации. 2019;20(1):114-130. .

Арт-терапия также может быть полезна для больных раком. В одном исследовании арт-терапия помогла людям, больным раком, чувствовать себя менее тревожными, менее подавленными и даже менее болезненными. Паллиативная и поддерживающая терапия. 2015. . Причина, по которой это может помочь облегчить физическую боль, заключается в том, что это отвлекает внимание от боли и к искусству. Арт-терапия также может быть расслабляющей, что также может помочь облегчить боль.

Как упоминалось ранее, арт-терапия также может быть полезна для детей, особенно для детей младшего возраста, которым может не хватать языковых навыков для устного выражения своих чувств или переживаний. Было обнаружено, что арт-терапия оказывает положительное влияние на психическое здоровье детей, в том числе помогает им самовыражаться, чувствовать себя в безопасности, чувствовать силу, иметь надежду и оптимизм в отношении будущего. Это также помогает им выражать сложные чувства.

Что такое виды арт-терапии?

Поскольку арт-терапия предназначена для удовлетворения индивидуальных потребностей, она может принимать различные формы и подходы, включая тип используемого искусства и то, как оно вплетено в терапевтический опыт в целом. «Арт-терапия подпадает под эгиду экспрессивной терапии и может быть разделена на две категории», — говорит Мюллер. «Первый — это искусство как терапия, означающая, что акт художественного самовыражения по своей сути терапевтичен и может действовать как средство катарсиса и осознанности. Другая категория — искусство 9.0089 с психотерапией , где искусство используется в сочетании с традиционными методами терапии для облегчения исцеления».

Ниже приведены наиболее распространенные виды модальностей, используемых в арт-терапии:

1. Живопись, рисование, раскрашивание или рисование пальцами

При этом виде арт-терапии клиенты могут использовать различные типы красок, цветных карандашей, фломастеров, ручек. или карандаши как форма выражения. Дэвенпорт говорит, что обычно клиенту дается подсказка, а затем предоставляется свобода творить, используя материалы, предоставленные терапевтом.

2. Коллаж

При помощи коллажной арт-терапии клиенты используют фотографии для создания произведений искусства, отражающих их эмоции или жизненный опыт. Коллажи сделаны из журнальных изображений, текстурированной бумаги и других материалов, предоставленных терапевтом, и клиенты соединяют эти элементы вместе с клеем или лентой, чтобы создать свое искусство.

3. Фотография

Арт-терапевт может попросить своего клиента сделать фотографии, отражающие его эмоции или переживания. Например, в одном исследовании людей с транс-идентификацией попросили сфотографировать свои гендерные истории, которые затем использовались как способ вызвать обсуждение их опыта 9.0105 [3] Барби М. Визуально-повествовательный подход к пониманию транссексуальной идентичности. Арт-терапия. 2011. . В другом исследовании люди с химической зависимостью использовали фотографию в рамках программы амбулаторного лечения [4] Гловер-Граф Н.М. и Миллер Э. Использование фотографии в групповом лечении людей с химической зависимостью. Журналы мудрецов. 2016;49(3). .

4. Лепка и работа с глиной

Глина — еще один материал, который можно использовать в арт-терапии. В одном исследовании люди с деменцией использовали глину для создания произведений искусства, изображающих жизнь с деменцией 9.0113 [5] Зайферт К., Спотке А., Флиссбах К. Эффекты арт-терапии на основе скульптуры у пациентов с деменцией — пилотное исследование. Гелион. 2017;3(11):e00460. .

Насколько эффективна арт-терапия?

Поскольку арт-терапия очень индивидуальна и часто используется в сочетании с другими видами терапии, нет большого количества данных, посвященных тому, насколько она эффективна по сравнению с другими видами терапии, объясняет Дэвенпорт. Тем не менее, она отмечает все больше научных данных, свидетельствующих о его преимуществах. «Есть исследования, показывающие, что арт-терапия может помочь снизить уровень кортизола, что затем уменьшает чувство стресса и беспокойства», — говорит она.

Как упоминалось ранее, есть также доказательства того, что арт-терапия может помочь людям, пережившим травму, в том числе детям, подвергшимся сексуальному насилию, и людям с посттравматическим стрессовым расстройством, связанным с боевыми действиями. Также было показано, что он помогает людям, которые испытывают депрессию или тревогу.

Однако, чтобы ощутить преимущества арт-терапии, важно работать с заслуживающим доверия арт-терапевтом.

Если арт-терапия не находит отклика у кого-то, есть другие экспрессивные терапии, которые они могут изучить, включая письменную терапию или танцевально-музыкальную терапию. Цель состоит в том, чтобы выразить и обработать свои эмоции и внутренний мир через творческую среду, и это может выглядеть по-разному от одного человека к другому. Терапия с использованием письменных подсказок или ведения дневника, танец как способ выразить свои чувства и музыкальная терапия, когда музыка используется специально для снижения беспокойства, депрессии или физической боли, могут быть полезными.

Предложение для избранных спонсоров

Предложения для партнеров представляют бренды, которые заплатили Forbes Health, чтобы оказаться в верхней части нашего списка. Хотя это может повлиять на то, где их продукты или услуги появляются на нашем сайте, это никоим образом не влияет на наши рейтинги, которые основаны на тщательных исследованиях, надежных методологиях и рекомендациях экспертов. Наши партнеры не могут платить нам за предоставление положительных отзывов об их продуктах или услугах.0011

  • $60–90 за сеанс
  • Пользователи могут быть подобраны к терапевту в течение 48 часов
  • Общайтесь по телефону, видео или с помощью сообщений, когда считаете это необходимым
  • Доступ к лицензированным, обученным, опытным и аккредитованным психологам, брак и семейные терапевты, клинические социальные работники и лицензированные профессиональные консультанты

Начало работы

На веб-сайте BetterHelp

Как найти арт-терапевта

Чтобы найти заслуживающего доверия арт-терапевта, Дэвенпорт и Мюллер говорят, что нужно искать кого-то с полномочиями, подтверждающими их опыт — так же, как и любой другой тип терапевта. «Арт-терапевты — это психотерапевты уровня мастера, обученные арт-терапии и психотерапии», — объясняет Давенпорт, добавляя, что они проходят строгую подготовку, чтобы получить свои полномочия.

Ищите терапевта с полномочиями ATR (зарегистрированный арт-терапевт) или ATR-BC (зарегистрированный сертифицированный арт-терапевт). По словам Давенпорта, существует множество местных отделений арт-терапевтических организаций, поэтому вы можете найти в Интернете квалифицированного специалиста в вашем районе. Не уверен, где начать? Ассоциация арт-терапевтов имеет онлайн-базу данных арт-терапевтов в США 9.0003

«Среди многих вещей, арт-терапия может помочь людям решить проблемы, улучшить отношения, найти более глубокий смысл жизни, почувствовать чувство выполненного долга и лучше понять свои проблемы», — говорит Мюллер. Как и само искусство, эти преимущества могут длиться всю жизнь.

Доступная частная терапия в любое время и в любом месте

Получите помощь, которую вы заслуживаете. BetterHelp делает профессиональную терапию доступной в любом месте через компьютер, планшет или смартфон.

Начните со скидкой 20 %

На веб-сайте BetterHelp

Что такое терапия экспрессивными искусствами? — Модальности

Выразительная и творческая художественная терапия помогает избавиться от страха и беспокойства без необходимости «говорить об этом».

Терапия экспрессивными искусствами — это мультимодальный подход, сочетающий психологию и творческий процесс для личностного роста и исцеления. Это щадящий, но эффективный терапевтический подход, особенно для тех, кто не почувствовал облегчения или успеха при традиционной психотерапии. Акцент в этом подходе не столько на том, чтобы разум совершал изменения или находил ответы, сколько на том, что благодаря творческому самовыражению разум и тело найдут способ обработать и решить некоторые насущные проблемы.

Этот подход помог многим клиентам избавиться от беспокойства, травм, депрессии, проблем в отношениях и страхов.

Выразительное искусство основано на врожденном желании творить и использует творческое самовыражение в качестве терапевтического инструмента, помогающего инициировать изменения. Разница между экспрессивной арт-терапией и арт-терапией заключается в том, что экспрессивная арт-терапия опирается на различные формы искусства, такие как письмо, психодрама, танец, движение, живопись, рисование, скульптура, игра и музыка (или их комбинация), в то время как искусство терапия основана на одном конкретном виде искусства.

Основанное на предположении, что люди могут исцеляться посредством самопознания, творческое самовыражение дает терапевтам невероятное разнообразие инструментов, помогающих клиентам использовать свое воображение, телесные ощущения, чувства, эмоции и мыслительные процессы.

Клиенты исследуют свой внутренний мир с помощью изображений, звуков, образов, повествования, танца, музыки, драмы, поэзии, движения, садоводства и изобразительного искусства комплексным образом, чтобы способствовать росту и исцелению.

Используя творческие процессы, клиенты могут раздвигать границы и устранять барьеры, которые иногда могут препятствовать прогрессу и исцелению в традиционных беседах. Выразительное искусство признает, что процесс каждого человека уникален, и хотя один человек может добиться успеха с помощью разговорной терапии, другой человек может предпочесть ведение дневника, движение, искусство или комбинацию различных переживаний во время терапии.

Терапия выразительными искусствами успешна, потому что она основана не на художественных результатах, а на процессе творчества.

Человек, который использует терапию экспрессивными искусствами, не обязан обладать какими-либо художественными способностями.

Каждая модальность творческого искусства уникальна, и использование каждого из них тщательно рассматривается каждым терапевтом по изобразительному искусству. Например, ведение дневника может быть подходящим средством самовыражения для новичка в терапии. С другой стороны спектра человек, который уже установил прочные терапевтические отношения со своим терапевтом, может оценить использование движения или драмы. Тщательное использование каждой модальности определяется силой, временем и готовностью человека к терапии. Различные модальности могут быть использованы в любой момент терапевтического процесса по мере необходимости. Домашнее задание также может быть выдано человеку, проходящему терапию, для выполнения между сеансами.

Терапевтическое воздействие экспрессивной арт-терапии сосредоточено на четырех основных областях:

Поскольку творчество проистекает из глубокого эмоционального состояния внутри, искусство обеспечивает беспрецедентный процесс самопознания и помогает отточить исцеление от распространенных эмоциональных недугов и запретов, таких как как перфекционизм, «всегда недостаточно», черно-белое мышление и множество оттенков страха. Творчество становится уникальным путешествием к выражению внутренних чувств, сокровенных желаний и давно утраченной интуиции. Другими словами, творческий процесс становится путем к эмоциональному здоровью.

Если вы хотите избавиться от своего перфекционизма, прошлой травмы, беспокойства, проблем в отношениях или депрессии, изобразительное искусство может быть полезным для вас в терапии! Этот подход был полезен для множества представлений об эмоциональной борьбе и даже был полезен для тех, кто просто ищет поддержку, чтобы узнать, кто они и на каких целях они хотели бы сосредоточиться в жизни.

Добавить комментарий