Арт терапевтические приемы: Арт-терапевтические методы и приёмы при работе с детьми раннего дошкольного возраста

Содержание

цели, особенности применения, техники, приемы

Психотерапевтическая работа с детьми требует не только терпения и осторожности, но и использования особых методов. Ведь далеко не все приемы, которые психотерапевты применяют к взрослым, походят и детям. У малышей иной тип восприятия и мышление, они не так реагируют на слово. Дети более эмоциональны, их поведением управляет не разум, а мир чувств.

Одним из самых эффективных и безопасных направлений работы психолога с детьми является арт-терапия. Она не только оказывает благотворное влияние на эмоциональное состояние совсем еще малышей и подростков, но и способствует их умственному и творческому развитию.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Арт-терапия: особенности работы с детьми
    • 1.1 Что такое арт-терапия
    • 1.2 Арт-терапевтические занятия с детьми: принципы, правила, особенности
  • 2 Цели и задачи детской арт-терапии
  • 3 Техники и упражнения арт-терапии для детей разного возраста
    • 3.1 Занятия с детьми 2-4 лет
      • 3.
        1.1 Упражнение «Ладошки»
    • 3.2 Занятия с детьми 4-6 лет
      • 3.2.1 Упражнение «Маленький сказочник»
    • 3.3 Занятия с детьми 7-10 лет
      • 3.3.1 Упражнение «Город будущего»
    • 3.4 Занятия с детьми 11-15 лет
      • 3.4.1 Упражнение «Игра в каракули»

Арт-терапия: особенности работы с детьми

Данный вид работы с детьми в настоящее время становится одним из самых популярных направлений в психотерапии. Она отличается мягкостью и одновременно эффективностью воздействия на эмоциональную сферу и способствует развитию творческого потенциала. К тому же использовать технику арт-терапии, в том числе и в работе с детьми, могут люди, не имеющие специального психологического образования, например, воспитатели детского сада или родители.

Что такое арт-терапия

Это направление психотерапии, в котором используются средства художественного творчества для коррекции эмоционального состояния человека, их самопознания и общего развития. Существуют два направления арт-терапии, целью которых является гармонизация личности.

  1. Использование произведений художественного творчества (картин, скульптуры, музыки, художественной литературы и т. д.) для воздействия на психические процессы человека, в первую очередь на эмоциональную сферу. Контакт с выдающимися произведениями искусства может не только создать необходимый эмоциональный фон, но и помочь преодолеть неврозы, фрустрацию, состояние депрессии.
  2. Занятие различными видами художественного и декоративно-прикладного искусства. Процесс включенности в творчество оказывает очень сильное тонизирующее действие, снимает эмоциональное напряжение, позволяет с позитивной точки зрения взглянуть на мир и создает условия для развития личности.

Оба эти направления давно и активно используются в психотерапевтической практике в работе и со взрослыми, и с детьми. Но в последнее время значительно возрос интерес именно ко второму направлению. Думаю, это во многом связано с тем, что люди, ранее не занимавшиеся творчеством, поняли, насколько позитивно оно влияет на психику.

Они-то и становятся активными пропагандистами арт-терапии.

Но это имеет отношение к взрослым, а что касается детей, то художественное творчество всегда считалось благоприятной средой развития личности ребенка и активно использовалось педагогами. Однако детская арт-терапия имеет свои особенности, которые следует учитывать, организуя занятия с малышами.

Арт-терапевтические занятия с детьми: принципы, правила, особенности

Дети обладают гибкой и восприимчивой, но в то же время ранимой психикой. И хоть они более открыто выражают свои эмоции, чем взрослые, часто с малышами сложно установить контакт, они стесняются и замыкаются в себе. А подростки и вовсе могут отказаться рисовать или лепить, так как считают эти занятия несерьезными и не хотят демонстрировать свое неумение. Поэтому занимаясь арт-терапией с детьми, необходимо следовать некоторым обязательным принципам:

  • Создать доброжелательную, позитивную обстановку, в которой комфортно даже самым стеснительным и замкнутым малышам.
  • Учитывать возрастные особенности и интересы детей при подборе упражнений, техник и материалов.
  • Не допускать негативных оценок результатов детского творчества. Если ребенок вместо осмысленного рисунка зачеркал лист хаотичными линиями, то этот хаос в душе малыша, и психолог должен помочь маленькому пациенту с ним разобраться.
  • Поощрять и хвалить любое проявление творчества, стараясь поддерживать каждого участника сеанса арт-терапии, и находить в любой поделке или рисунке что-то важное, значимое, индивидуальное.
  • Организовывать занятия таким образом, чтобы у детей формировалось позитивное, доброжелательное и уважительное отношение к работам других; не допускать злой критики и насмешек – дети часто бывают жестоки.

Несомненно, работать с детьми сложнее, чем со взрослыми, но и отдача в случае успеха намного больше.

Цели и задачи детской арт-терапии

Главная цель арт-терапевтической практики – создание благоприятных условий для гармоничного развития ребенка. Процесс взросления, адаптация малыша к социальному миру всегда связаны с психологическими проблемами и трудностями. Они вполне естественны, но часто для ребенка являются источником негативных эмоций, страхов и стресса. Арт-терапия – это наиболее щадящая методика подготовки детей к возрастным кризисам и преодоления их последствий. И вообще, она способствует развитию малышей и помогает педагогам и родителям решать целый комплекс задач:

  • преодоление фобий, комплексов, неуверенности в себе и замкнутости;
  • развитие эмоциональной сферы ребенка;
  • формирование позитивного эмоционального фона, создание условий для релаксации и избавление от последствий стрессов;
  • развитие мелкой моторики руки и высших психических функций: мышления, воображения, речи;
  • раскрытие творческого потенциала ребенка и привитие интереса к творческим видам деятельности;
  • формирование навыков общения в группе и умения доброжелательно оценивать работу других.

Особо следует сказать о совместных занятиях родителей и детей. Сейчас в рамках арт-терапии распространяется практика организации такого творческого взаимодействия. Оно необычайно полезно и важно для развития малышей. Когда ребенок видит в своих родителях не просто строгих взрослых, а единомышленников, увлеченных общим делом, его отношения с ними переходят на совсем иной уровень. Это отношения не подчинения, а партнерства, взаимной заинтересованности и уважения. Подобные взаимоотношения с родителями – основа дружбы и доверия, которые продлятся всю жизнь, и никакой кризис подросткового возраста не помешает этой дружбе. Поверьте, я знаю это на собственном опыте.

Техники и упражнения арт-терапии для детей разного возраста

Заниматься различными видами художественного творчества можно с раннего детства, разумеется, выбирая подходящие техники и проводя упражнения в игровой форме.

Занятия с детьми 2-4 лет

В этом возрасте есть несколько ключевых моментов, которые стоит учитывать при организации занятий. В первую очередь это касается развития разных способностей малыша:

  • эмоциональной сферы;
  • мелкой моторики руки;
  • речевой деятельности.

Включение данных сфер в творческую деятельность благотворно влияет на их состояние и развитие. Эмоции малышей тесно связаны с восприятием, в том числе зрительным и тактильным. Поэтому можно посоветовать больше внимания уделять работе с красками, карандашами, пластилином, цветной бумагой.

Для занятий лучше отбирать материалы ярких цветов, предпочтительно теплых. Известный исследователь психологии цветовосприятия Б. А. Базыма называл оттенки желтого, оранжевого и красного «цветовыми витаминами», необходимыми для нормального развития малышей. В качестве дополнительных можно использовать нежно-зеленые, салатовые, голубые, бирюзовые цвета.

Упражнение «Ладошки»

Для этого упражнения вам потребуется лист бумаги, пальчиковые краски и цветные карандаши. Попросите малыша сделать на бумаге отпечаток ладошки. Если пальчиковых красок нет, то ручку ребенка можно просто обвести по контуру, а потом предложить раскрасить ярким цветом.

Полюбуйтесь вместе с малышом на отпечаток. Спросите, на что он похож? Во что ребенок хотел бы превратить свою ладошку? Можно, например, на каждом пальчике нарисовать цветочек, превратив ладошку в букет, или на большом пальце изобразить голову петушка, тогда остальные станут перьями крыла.

Старайтесь, чтобы ребенок рисовал и рассказывал самостоятельно, лишь изредка помогая ему, подсказывая, но не подавляя инициативу. Сочините вместе с ним историю про того персонажа, что получился. Можно нарисовать и других птичек или рыбок, чтобы получилась целая картина. Если занимается несколько детишек, то хорошо будет сделать и коллективную работу.

Занятия с детьми 4-6 лет

Эти детки уже взрослее, у них лучше координация движений, они более самостоятельные. И главное, активно используют образное мышление и воображение, не зря же этот период называют возрастом фантазеров.

В занятиях арт-терапией с ребятами 4-6 лет можно уже использовать сочетание нескольких техник, что будет способствовать их творческому развитию. Арт-терапия в этот период уже часто применяется для работы со страхами, тревогами, внутренними проблемами малышей, и занятия помогают их преодолеть.

Очень важно с детьми этого возраста активно использовать речевую деятельность, побуждая их проговаривать свой страх и выносить его за пределы сознания, тем самым избавляясь от него. Эту же функцию выполняет и рисование.

Упражнение «Маленький сказочник»

Сказка – это та область, в которой малыш может представить свой страх и избавиться от него, найдя выход из сложной ситуации. Конечно, на первых порах ребенку потребуется помощь взрослых.

Одним из распространенных детских страхов является боязнь потеряться, заблудиться, остаться одному. Поэтому в придуманных ими сказках часто герой (мальчик, котенок, щенок и т. д.) оказывается в этой выдуманной ситуации. Помогая малышу придумывать сюжет и приключения героев, направляйте мысль ребенка к решению проблемы. Ведь сказка должна иметь хороший конец, герой должен найти свой дом, родителей, друзей, и в итоге все должны быть счастливы.

На первых порах сочинение сказок с детьми имеет форму направляющих вопросов педагога и ответов ребенка. Например:

  • О ком у нас будет сказка? Может, о котенке? Или о щенке? Или о мальчике?
  • Как его зовут?
  • Где он живет?
  • Что с ним случилось?
  • А дальше что произошло?
  • Кто ему помог?

Обратите внимание, что в сказке должен быть конфликт или приключение, когда герой попадает в сложную ситуацию, а ребенку необходимо придумать выход из этой ситуации.

Сначала могут возникнуть сложности, ведь придумывать сказки – непростое дело. Но потом дети увлекаются и обязательно порадуют вас чудесами своей фантазии. Главное – проявить терпение и готовность помочь.

Нарисованная иллюстрация к придуманной самостоятельно сказке – очень позитивный момент. Визуализация персонажей помогает проявлению детского воображения. Поэтому будет лучше, если ребята станут не только придумывать героев и приключения, но и рисовать их. А с каким восторгом они встречают «настоящие» книжки со своими рассказами и иллюстрациями!

Занятия с детьми 7-10 лет

Для ребят этого возраста характерно развитие пространственного мышления и увлечение разными видами конструкторской деятельности. Девочки с энтузиазмом рисуют и обустраивают в тетрадках домики для кукол, а мальчики – роботов, машины и космические корабли. Организуя занятия арт-терапией, нужно учитывать эти увлечения.

Упражнение «Город будущего»

Предложите детям нарисовать (слепить из пластилина, склеить из цветной бумаги) фантастический город будущего. Большинство детей (так же, как и взрослых) испытывают затруднения, если необходимо что-то придумать самостоятельно. Поэтому сначала стоит с ребятами обсудить, что бы они хотели увидеть в этом городе будущего. Обсуждение сыграет и психотерапевтическую роль, заставив освободиться от робости и нерешительности, подтолкнув фантазию. Проговаривая, дети лучше представляют и визуальную картину, понимают, что и как хотели бы нарисовать.

Рисуя, дети не только демонстрируют свои творческие способности, но и осмысливают свои мечты, ожидания, жизненные идеалы. После того как рисунок закончен, нужно обсудить его, похвалив каждого участника занятий, отметив что-то оригинальное, интересное, необычное в рисунке. Обязательно расспросите, для чего были изображены те или иные детали, почему выбраны эти цвета, кто живет в этом городе и т. д.

Занятия с детьми 11-15 лет

Подростковый возраст сложный, и ребята не всегда охотно идут на контакт с психологом, особенно если попросить их что-то нарисовать или слепить. И сказки придумывать их заставить непросто, хоть можно, конечно, найти нужные стимулы. Поэтому психологу стоит серьезно подумать, как заинтересовать подростков и в то же время постараться не ставить в неловкое положение тех, кто не чувствует в себе способностей к художественному творчеству. Одним из таких упражнений, одинаково эффективным как для взрослых, так и для детей, является «Игра в каракули».

Упражнение «Игра в каракули»

Эта техника придумана английским детским психиатром Д. Винникоттом. Она позволяет не только выявить внутренние проблемы и конфликты человека любого возраста, но и помочь ему их преодолеть. К тому же «Игра в каракули» способна увлечь даже самых скептически настроенных и упрямых подростков.

Для выполнения этого упражнения понадобится только чистый лист бумаги и ручка. Нужно предложить подростку нарисовать любые каракули, зигзаги, короче, как угодно перепутанный клубок линий. Лучше это делать с закрытыми глазами.

А затем попросите ребят открыть глаза и внимательно рассмотреть свои каракули. Спросите: какие образы они смогли увидеть? Попросите их обвести контуры фигур, возможно, что-то добавить или заштриховать. В случае необходимости помогите детям рассмотреть нечеткие образы и сделать их более завершенными.

Это лишь примеры упражнений, которые можно проводить с детьми в рамках арт-терапии. Но методика эта не только разнообразная, эффективная, но и удобная. Каждый способен придумать собственные упражнения и внести в занятия что-то свое. Более того, арт-терапия способствует творческому развитию не только детей, но и тех, кто ей занимается – педагогов и родителей. Попробуйте, и вы не пожалеете.

1.

 Арт-терапевтические приемы начальной и последующей психологической стабилизации

1. Арт-терапевтические приемы начальной и последующей психологической стабилизации

Упражнение № 1. Изображение дыхания

Психическая травма негативно влияет на процесс дыхания, может приводить к временным или более устойчивым функциональным нарушениям дыхания (учащение, поверхностность либо неравномерность). Такие нарушения дыхания способствуют усилению эмоциональных проявлений травматического стресса в виде повышенной тревожности и страха.

Обращая внимание на дыхание и делая его более глубоким и равномерным, можно повысить его качество, тем самым научиться снимать эмоциональные проявления травматического стресса и достичь физического комфорта. Это также поможет нейтрализовать неприятные мысли и воспоминания, связанные с любыми неприятными ситуациями.

Использование простых изобразительных приемов в сочетании с равномерным и глубоким дыханием позволяет еще больше повысить контроль над физическим и эмоциональным состоянием.

Рекомендуемое время на выполнение упражнения (включая описание и анализ): 45–60 минут.

Материалы: бумага для рисования формата А4 и А3, масляная пастель черного цвета.

Инструкция

Подготовка

Необходимо сесть удобно на стуле, чтобы спина была прямая и стопы равномерно прилегали к полу. Обрате внимание на дыхание: насколько оно поверхностное или глубокое; каков ритм дыхания – частый, редкий, средний. Почувствуйте движения грудной клетки, связанные с вдохом и выдохом. Насколько ваше дыхание равномерное?

Основная часть

1. Начните рисовать черной масляной пастелью разные линии на листе А3. Линии могут быть короткими или длинными, тонкими или толстыми, прямыми или извилистыми. Попробуйте разную степень нажима. Можете ставить пунктирные линии и точки.

2. Сфокусируйтесь на дыхании. При каждом вдохе и выдохе представляйте их мысленно в виде линий и затем начните изображать эти линии на листе А4. Можете использовать разные виды линий, которые вы исследовали на предыдущем этапе. Продолжайте делать это в течение примерно пяти минут. Если вы чувствуете себя достаточно комфортно, можете закрыть глаза и рисовать с закрытыми глазами.

3. Измените характер дыхания, стараясь сделать его несколько более редким и глубоким. Используйте в процессе дыхания живот, почувствуйте движения брюшной стенки по мере углубления дыхания. Продолжая дышать более глубоко, можете мысленно произносить: «Я вдыхаю покой. Я выдыхаю напряжение», «Покой приходит. Напряжение уходит».

4. Возьмите другой лист бумаги А4 и в течение пяти минут сопровождайте глубокое дыхание изображением линий, соответствующих его изменившемуся характеру. Если вы чувствуете себя достаточно комфортно, можете закрыть глаза и рисовать с закрытыми глазами.

Описание и самоанализ

1. Опишите особенности линий, которые вы нарисовали.

2. Опишите различия и сходства, которые вы обнаружили, сравнивая линии на двух листах. Обратите внимание не только на особенности самих линий, но и то, как они располагаются на листе бумаги.

3. Обозначьте, как линии могут отражать разный уровень внутреннего напряжения.

4. Удалось ли вам произвольно изменить характер дыхания и повлиять на свое состояние?

Примечание: В дальнейшем вы можете пользоваться данным упражнением, произвольно меняя характер дыхания и влияя на свое состояние, снижая уровень внутреннего напряжения. Постепенно вы сможете усовершенствовать навык контроля над дыханием и психической саморегуляции.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

ЛЕКЦИЯ № 73. Безотметочное обучение в начальной школе

ЛЕКЦИЯ № 73. Безотметочное обучение в начальной школе Оценка – это процесс сравнения знаний, умений и навыков с эталонами, предусмотренными учебной программой. Отметкой является количественная мера оценки, выраженная в баллах.Основные недостатки отметочного

Я в начальной школе

Я в начальной школе Ситуация (анекдот). Хмурый первоклассник Вова вернулся из школы первого сентября и, швырнув портфель, раздраженно спросил родителей: «Что же вы мне сразу не сказали, что эта бодяга аж на одиннадцать лет?» Многие дети к 6–7 годам обнаруживают сильное

1.2. Обучение взрослых в целях их последующей помощи детям

1.2. Обучение взрослых в целях их последующей помощи детям Взрослым нелегко контролировать свои чувства страха и беспомощности в такой экстремально кризисной ситуации, как война. Далее приводятся некоторые техники, которые могут помочь сохранить равновесие разума и

2. Арт-терапевтические приемы, направленные на содержательную переработку травматического опыта и связанных с ним эмоциональных состояний

2.  Арт-терапевтические приемы, направленные на содержательную переработку травматического опыта и связанных с ним эмоциональных состояний Упражнение № 7. Пейзажи эмоционального состояния В некоторых жизненных ситуациях человеку бывает трудно выразить и понять свои

3. Арт-терапевтические приемы, направленные на переоценку травматического опыта, самовосприятия и картины мира

3. Арт-терапевтические приемы, направленные на переоценку травматического опыта, самовосприятия и картины мира Упражнение № 10. Прокладывая путь В результате полученной психической травмы человек может испытывать неуверенность и страх перед будущим. Возрастает

ГЛАВА № 6 ЗАЗЕРКАЛЬЕ. МЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ СТАБИЛИЗАЦИИ

ГЛАВА № 6 ЗАЗЕРКАЛЬЕ. МЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ СТАБИЛИЗАЦИИ Если физические методы стабилизации просты, приятны и всем понятны, то ментальные методы весьма сложны в применении на практике, поскольку трудно постижимы для понимания. Физические методы имеют прямую связь с

Ученики начальной школы (6–9 лет)

Ученики начальной школы (6–9 лет)

3.2. Обмен начальной информацией. Презентация

3.2. Обмен начальной информацией. Презентация Обмен начальной информацией включает в себя вступительное слово председательствующего, в котором он должен кратко обрисовать проблему, и проведение презентаций обеих высоких договаривающихся сторон.Все вопросы, связанные с

Глав 3 Девятимесячный период внутриутробной жизни младенца — базовая ступень последующей стратегии развития человека

Глав 3 Девятимесячный период внутриутробной жизни младенца — базовая ступень последующей стратегии развития человека Не только в общественно-популярной печати, но и в специальной медицинской литературе часто можно услышать и прочитать: «9-месячный внутриутробный

Методы в приемы психологической войны

Методы в приемы психологической войны Чтобы успешно противодействовать идеологическому и психологическому давлению классового врага, важно соблюдать ряд условий. Главное из них заключается в целенаправленной политико-воспитательной работе с советскими людьми,

3. Период стабилизации и восстановления: сколько длится перепад?

3. Период стабилизации и восстановления: сколько длится перепад? Какой бы ни была амплитуда ваших эмоциональных колебаний, последний параметр – их продолжительность. Сколько времени занимает у вас возвращение к базовому уровню? Как быстро вы приходите в себя после

Глава 7. Приемы психологической защиты

Глава 7. Приемы психологической защиты Человек может осознанно или неосознанно выбирать ту или иную стратегию защиты из описанных выше, а также комбинировать их. К примеру, если он уходит, хлопнув дверью, он использует стратегию бегства (прерывание контакта) и при этом

Почему у ребенка проблемы в начальной школе: личностные особенности

Почему у ребенка проблемы в начальной школе: личностные особенности Бытует мнение, что школа – кладезь знаний. Безусловно, это так и есть, однако не стоит забывать, что ребенок приходит в школу не только учиться. В школу он идет также общаться, дружить, совершенствовать

8 видов арт-терапии, которые помогут вашим клиентам (включает БЕСПЛАТНУЮ ЗАГРУЗКУ)

ЭТОТ ПУБЛИКАТ ВКЛЮЧАЕТ:

1. Типы арт-терапии: живопись, рисование, письмо, скульптура, коллаж, фотография, текстиль, цифровое искусство
2. Какой тип Следует ли мне использовать арт-терапию с моим клиентом?
3. Рекомендуемый список расходных материалов для каждого типа арт-терапии
4. БЕСПЛАТНО загружаемый список расходных материалов для арт-терапии

Введение

Существует множество различных видов арт-терапии, однако в этой статье мы сосредоточим внимание на некоторых из наиболее популярных методы, которые арт-терапевты регулярно используют на сеансах терапии. Этот пост в блоге также фокусируется на визуальной арт-терапии и исключает другие экспрессивные арт-терапии, такие как танец, драма и музыка.

В этой статье мы подробно даем общее определение 8 видов арт-терапии и обсуждаем, как выбрать тип арт-терапии для вашего клиента. В конце поста вы найдете БЕСПЛАТНУЮ загрузку со списком предлагаемых материалов для рисования, которые могут оказаться полезными для каждого модальности арт-терапии.

ВИДЫ АРТ-ТЕРАПИИ

Живопись

Живопись может включать в себя свободный подход к созданию изображений с чистого холста или может включать использование инструментов, помогающих создавать изображения и манипулировать ими. Живопись в арт-терапии включает в себя акриловые краски, акварель, аэрозольную живопись и многое другое.

Материалы для рисования и методы, как правило, знакомы большинству клиентов, однако может возникнуть мнение, что для участия в рисовании требуется талант. Принадлежности для рисования более подвижны и менее контролируемы, чем принадлежности для рисования. Это следует учитывать, если у вашего клиента проблемы с контролем и перфекционизмом.

 

Рисование

Техники рисования в арт-терапии предполагают, что клиент использует предмет для простой маркировки. Расходные материалы включают карандаши, ручки, пастель, уголь, мелки и обычно включают работу на бумажных подложках.

Большинство клиентов знакомы с принадлежностями для рисования, а это означает, что клиент может успешно использовать эти принадлежности с небольшими инструкциями или разочарованием. Иногда люди могут рассматривать рисование как особый навык и иметь предвзятое представление о том, что включает в себя рисование. Это может стать препятствием для использования клиентом техники рисования для терапии. Как и во всех методах арт-терапии, терапевт напомнит клиенту, что цель арт-терапии не в том, чтобы создать произведение искусства, а в том, чтобы исследовать эмоциональные аспекты через искусство.

 

Скульптура

Преимущество скульптуры в том, что она дает клиенту объемное представление. Это может показать клиенту, что ситуации многомерны и к ним можно подходить с разных точек зрения.

Скульптура представляет собой тактильную форму искусства и может дать клиенту возможность формировать и конструировать свое окружение. Скульптура может принимать форму из глины, папье-глины или папье-маше. Дополнительные инструменты будут включать инструменты для резьбы и любые декоративные элементы, которые клиент может добавить после того, как форма будет построена.

Коллаж

Коллаж — это более пассивный подход к созданию по сравнению с рисованием или живописью, поскольку он основан на манипулировании уже созданными и разработанными элементами, такими как изображения журналов и названия слов. Это более простая задача для клиентов, которым трудно начинать выполнение задач и принимать решения.

Систематизация изображений считается менее опасным способом выражения мыслей и чувств, поскольку при этом меньше внимания уделяется изобретательству (рисунку) и больше — построению. Художественные принадлежности включают бумагу с рисунком, журналы, марки, бумажные подложки, брайеры и клей. Можно использовать ручки, карандаши и краски, чтобы помочь клиенту добавить другие важные выражения для завершения картины.

Письмо

Письмо не всегда рассматривается как выход визуального творчества, однако письмо может использоваться в художественных журналах, раскадровках и комиксах. Написание в арт-терапии может включать в себя запись клиента в журнале, а затем создание искусства поверх журнала, как способ отпустить содержание в письме. Письменные принадлежности включают ручку и бумагу, однако можно использовать и обычные художественные принадлежности в зависимости от того, как клиент включает письмо в свой проект.

Использование письма и определенных ключевых слов в арт-терапии может помочь клиенту укрепить свои общие мысли и чувства по конкретной проблеме.

Фотография

Фотография, используемая в арт-терапии, позволяет клиенту включить воспоминания, прошлые изображения и цифровые манипуляции с этими изображениями. Клиенты могут использовать фотографии из своей жизни, чтобы стимулировать воспоминания, а затем использовать те же фотографии с помощью цифровых технологий, чтобы создать более позитивную основу.

Клиенты могут создать серию фотографий, используя технологию мобильного телефона, аналогичную концепции раскадровки. Поставки включают старые фотографии, цифровую камеру или смартфон. Эти изображения могут быть преобразованы с помощью других методов арт-терапии либо в цифровом виде, либо после того, как они будут напечатаны.

Текстиль

Использование текстиля в арт-терапии обычно включает использование мягких игрушек и марионеток. Этот вид арт-терапии полезен для детей и взрослых клиентов, которые испытывают физические трудности при использовании художественных принадлежностей, требующих мелкой моторики.

Текстиль добавляет сенсорный уровень мягкости и текстуры, которые могут помочь обеспечить уровень комфорта и безопасности для клиента, что может помочь укрепить доверие между клиентом и терапевтом.

Digital

Использование арт-терапии с использованием цифровых ресурсов — это растущая тенденция, которая все еще развивается. Цифровые методы могут включать в себя манипулирование фотографиями или создание более сложных художественных проектов с использованием графического программного обеспечения или программного обеспечения для редактирования видео.

Поскольку фотография представляет собой цифровой носитель, доступный в Интернете и доступный для совместного использования, важно обсудить с клиентом границы того, как будут храниться любые созданные изображения. Цифровой аспект арт-терапии, скорее всего, станет более важным для будущих поколений, живущих в эпоху цифровой зависимости.

КАКОЙ ВИД АРТ-ТЕРАПИИ Я ДОЛЖЕН ИСПОЛЬЗОВАТЬ С МОИМ КЛИЕНТОМ?

Клиенты могут тяготеть к определенному типу арт-терапии, основываясь на предыдущем опыте и воздействии. Для большинства людей техники рисования и рисования являются наиболее знакомыми, однако это знакомство может помешать клиенту выбрать тип арт-терапии, которому он не подвергался раньше, и может оказаться более полезным.

Арт-терапевт должен знать о различных свойствах различных типов художественных средств и осознавать способность некоторых средств оказывать негативное влияние на клиентов. Для клиента, у которого диагностировано обсессивно-компульсивное расстройство, использование грязных и менее контролируемых сред может поначалу вызывать конфликт и разочарование.

Арт-терапевты должны оценить интерес своего клиента к определенному типу арт-терапии, а затем изучить альтернативные варианты по мере того, как между клиентом и терапевтом устанавливается уровень доверия. Тип арт-терапии, выбранный для клиента, должен быть ориентирован на благополучие клиента и результаты, которые приносят пользу клиенту от участия в процессе арт-терапии.

ПРИНАДЛЕЖНОСТИ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ КАЖДОГО ТИПА ТЕРАПИИ

Ниже приведен БЕСПЛАТНЫЙ контрольный список художественных принадлежностей для загрузки. Этот контрольный список поможет вам составить исчерпывающий список принадлежностей для арт-терапии.

Отметьте предметы, которые сейчас есть в вашем инвентаре.

Проверьте в долларовых магазинах дешевые расходные материалы, особенно журналы и холсты. Используйте предметы природы, такие как песок, ракушки, сосновые шишки, перья, и не забывайте уважать природу при сборе любых потенциальных припасов. Утилизируйте свой мусор и используйте картонные коробки, крышки от бутылок, пузырчатую пленку, рулоны туалетной бумаги, резиновые ленты, использованные конверты, старые журналы, коробки для яиц и т. д. Зарегистрируйтесь на https://www.freecycle.org/, чтобы искать подарки.

СОЗДАЙТЕ СВОИ АРТ-ТЕРАПИИ СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
Прикрепите это изображение к своей доске Pinterest.

ПОДЕЛИТЕСЬ ЗНАНИЯМИ И ПЕРЕДАЙТЕ ИХ:
Если вам понравился этот пост, поделитесь им на Facebook, Twitter, Pinterest. Спасибо!

Терапия творческим искусством: примеры и вмешательства

Авторы статей (для консультаций по танцевальной, музыкальной и арт-терапии):

Рэйчел Вагнер-Кантин, LCPC, BC-DMT

Алисса Уилкинс, MT-BC

Eleni S. Liossis, Psy.D., ATR, LPC

 

В предыдущем посте мы рассмотрели общий термин «творческая терапия искусством» , а также шесть типов творческой художественной терапии, подпадающих под категорию термин (который далее в этой статье будет называться CAT). В этой статье приведены примеры вмешательств, используемых на сеансах, чтобы помочь вам лучше понять CAT.

О чем следует помнить

Как упоминалось в предыдущей статье, типы CAT во многом совпадают . Таким образом, многие из упомянутых вмешательств аналогичны .

Цель CAT не в том, чтобы сосредоточиться на создании высококачественных продуктов или представлений на сеансах, а в том, чтобы решать физические, эмоциональные, когнитивные и социальные проблемы посредством художественного процесса . Другими словами, акцент делается на процессе, а не на продуктах. Вот почему каждый может получить пользу от участия в CAT, независимо от того, считает ли он себя художественно талантливым или нет!

Эта статья касается только некоторых вмешательств, которые могут быть использованы психотерапевтами. Одна замечательная вещь в том, чтобы быть творческим арт-терапевтом, — это «творческая» часть названия! Обычно мы сами весьма креативны и склонны постоянно придумывать инновационные способы работы с клиентами в дополнение к традиционной беседе.

Говоря о терапии разговором, выбор терапевта, занимающегося искусством, для привлечения клиентов к вербальному анализу или общей беседе во время или после творческой деятельности зависит от нескольких факторов . Эти факторы включают в себя подготовку терапевта, его стиль и понимание того, что нужно клиенту в настоящий момент.

Art Therapy

Вмешательства включают:

• Рисунок

• Окраска

• Живопись

• Фотография

• Цифровое искусство

• Sculpting

• Письменная (например

•   Изготовление масок

•   Изготовление ювелирных изделий

•   Создание кукол, марионеток, фигурок и т. д.

•   Использование материалов природы для создания произведений искусства (например, веток, листьев, воды, грязи, песка и камней)

Конкретные примеры вмешательств:

•   Терапевт предлагает клиенту нарисовать/создать контейнер, в котором будут храниться нежелательные предметы. чувства или стрессоры. Затем терапевт может обработать это вместе с клиентом, рисуя, записывая или используя свое воображение, чтобы поместить нежелательные вещи в контейнер.

•   Терапевт предлагает клиенту создать объект заземления, который клиент может использовать для самоуспокоения при появлении симптомов тревоги, депрессии или стресса.

•   Терапевт предлагает клиенту создать открытку, чтобы выразить то, что он хочет кому-то рассказать. Одна сторона выражает чувства через искусство, а другая сторона выражает чувства через письмо.

•   Терапевт предлагает клиенту вылепить членов своей семьи из глины, а затем расположить фигурки так, чтобы они отображали семейную динамику. Это также можно сделать путем создания кукол или марионеток вместо глины.

•   Терапевт предлагает клиенту создать коллаж из «слов, которыми нужно жить», выбрав слова и изображения из журналов или книг и/или созданные им самим слова или изображения, которые представляют их значения.

•   Терапевт предлагает клиенту создать маску, чтобы исследовать аспекты себя и других.

Танцевально-двигательная терапия

Вмешательства включают:

•   Отслеживание телесных ощущений (отслеживание того, что вы чувствуете в своем теле в настоящий момент)

•   Использование управляемых развивающих движений

•   Использование органических движений для выражения внутренних мыслей, чувства и переживания

•   Воплощение определенных воспоминаний или моментов из прошлого

Конкретные примеры вмешательств:

•   Чтобы начать групповое занятие, участники сообщают свое имя и движение, которое выражает/представляет их переживания и/или чувства в настоящий момент. Группа отражает или имитирует движения каждого участника, чтобы установить связь и помочь каждому участнику почувствовать себя замеченным и признанным.

•   Общий ритм с помощью музыки, голоса и движений используется для создания межличностной связи, повышения осознания настоящего момента и помощи в индивидуальном регулировании энергии и эмоций. Это может быть использовано в индивидуальной или групповой терапии.

•   Терапевт инструктирует клиента найти позу, которая отражает его переживания в настоящий момент. Затем терапевт помогает клиенту отметить точки соприкосновения его тела с объектом (например, спиной к стене, копчиком на полу или руками на одежде или одеяле).

•   Клиенту предлагается свободно и открыто перемещаться по пространству, прислушиваясь к внутренним импульсам движения или неподвижности. Терапевт служит свидетелем движений клиента и отслеживает внутренние реакции (мысли, чувства, ощущения) на движения клиента. Терапевт и клиент занимаются вербальной обработкой своего опыта экспрессивного движения.

Драматическая терапия и психодрама

Как упоминалось в предыдущей статье, драматическая терапия и психодрама больше похожи, чем разные . Поэтому в этой статье они объединены для краткости.

Вмешательства включают:

•   Ролевые игры

•   Рассказывание историй

•   Изготовление масок

•   Создание и/или игра с куклами, марионетками, фигурками и т. д.

•   90 Создание скульптур08 с помощью тела0004 •   Драматические действия и игры

•   Использование уже существующих пьес или других драматических произведений

•   Создание оригинальных пьес или других представлений

Конкретные примеры вмешательств:

•   Во время сеанса клиенту предлагается использовать драматическое разыгрывание, чтобы выбрасывать ненужные вещи в воображаемую коробку и уничтожать или убирать коробку таким образом, чтобы он почувствовал облегчение

•   Терапевт предлагает клиенту сыграть роль того, кто любит его, и берет у него интервью в этой роли, чтобы исследовать различные вещи. что может помочь клиенту (например, сильные стороны клиента и какой совет может дать ему любимый человек)

•   На групповом сеансе клиенты по очереди добавляют предложение к импровизированной истории и обсуждают, как они относятся к истории, когда она будет завершена. роли через драматические действия (например, монологи, диалоги, творческое письмо, движения и т. д.)

•   Терапевт предлагает клиенту выбрать фигурки и воссоздать кошмар в лотке с песком, но изменить концовку таким образом, чтобы клиент мог

•   Клиент выбирает других членов группы для представления членов семьи и инструктирует их, как позировать, чтобы создать скульптуру неподвижной сцены из семейного события, а затем члены группы исследуют эту сцену с помощью импровизационной драмы

•   Во время группового сеанса , клиенты входят в сцену по одному и работают вместе, чтобы создать движущуюся машину, используя свои тела для движения относительно друг друга

•   На сеансе групповой терапии клиент выбирает проблему, которую хочет разыграть, и членов группы, представляющих людей. или вещи, связанные с проблемой во время импровизированной драматической сцены

•   Использование уже существующей пьесы или создание оригинальной пьесы во время групповых занятий для изучения ролей, ценностей, проблем, разрешения конфликтов и т. д.

Музыкальная терапия

Вмешательства включают:

игра на музыкальных инструментах

•   Создание музыки (например, написание песен, сочинение музыки или импровизация)

•   Восприимчивый музыкальный опыт (например, прослушивание музыки или релаксация с помощью музыки)

•   Музыка и движение (например, использование живой музыки для стимулирования определенной двигательной реакции)

Конкретные примеры вмешательств:

•   Терапевт предоставляет возможность для взаимных и совместных взаимодействий посредством игры на инструменте

•   Клиенты делятся опытом, сходствами и различиями посредством группового написания песен или прослушивания музыки

•   Клиенты практикуют лидерские навыки, музыкальный ансамбль

  • Клиент и терапевт создают музыкальный плейлист, чтобы помочь уменьшить тревогу или облегчить боль

•   Терапевт помогает клиенту выразить свои чувства, желания и потребности посредством написания оригинальных песен и музыкальных композиций. сферы потребностей

•   Клиенты слушают музыку, чтобы определить эмоциональный характер песни, а также свою личную реакцию на мелодию, ритм и текст

•   Клиенты играют на инструментах, таких как губная гармошка и духовые инструменты, для улучшения моторики механизмы, участвующие в речи

•   Терапевт помогает клиенту улучшить артикуляцию и беглость речи с помощью пения

  • Члены группы практикуют социальный обмен и двусторонний разговорный обмен с помощью песни или игры на инструменте

•   Терапевт ведет клиента к игре на инструменте для работы над мелкими и крупными моторными навыками

  • Клиенты участвуют в музыкальных и двигательных упражнениях, когда терапевт сигнализирует о конкретных двигательных навыках с помощью живой музыки

•   Терапевт сочетает музыку с сенсорными данными, чтобы помочь клиенту более эффективно управлять своим мозгом и телом

•   Терапевт предлагает релаксацию под музыку, чтобы помочь в регулировании, уменьшении беспокойства и общем самочувствии

Поэтическая терапия (также известная как библиотерапия)

Вмешательства включают:

•   Написание стихов

•   Письменное творчество

•   Чтение или прослушивание ранее существовавших стихов или других произведений

Конкретные примеры вмешательств:

•   Терапевт предлагает клиенту написать стихотворение или рассказ, чтобы выразить беспокойство или чувства

•   Во время группового сеанса клиентам предлагается вместе составить стихотворение, по очереди добавляя слово или предложение.

Добавить комментарий