Арт терапевтические техники для детей: Арт-терапия для детей: примеры упражнений, техники | Методическая разработка:

Арт-терапия для детей: примеры упражнений, техники | Методическая разработка:

Арт-терапия для детей: примеры упражнений, техники

Арт-терапия для детей – одна из самых распространенных форм психотерапии. Существует множество методик, которые помогают диагностировать эмоциональное состояние ребенка, оценить уровень его психического развития, а также скорректировать некоторые отклонения и расстройства. Рассмотрим возможности и виды арт-терапии подробнее.

Содержание

  1. Определение понятия
  2. Цели и задачи занятий арт-терапии с детьми
  3. Польза арт-терапии для детей дошкольного возраста
  4. В каких случаях ребенку необходима арт-терапия
  5. Виды арт-терапии
  6. Марания
  7. Штриховка
  8. Монотипия
  9. Рисование на стекле
  10. Рисование пальцами
  11. Рисование песком и другими сыпучими материалами
  12. Организация занятий
  13. Выбор материалов
  14. Примеры упражнений арт-терапии для детей разных возрастов
  15. 4-5 лет
  16. 8 лет
  17. Мой личный опыт
  18. Заключение

Определение понятия

Арт-терапия – это довольно мягкий и гибкий способ психотерапии, который помогает проявить подавленные эмоции и раскрыть творческий потенциал ребенка. Коррекция арт-терапией показывает хорошие результаты, несмотря на свою простоту. Такой метод способствует самовыражению и развитию личности детей. А разнообразие видов арт-терапии позволяет решать большой спектр задач: от социальной адаптации до проработки различных фобий.

Преимущество арт-терапии в том, что дети воспринимают занятия как интересную игру и легко идут на контакт в процессе творчества.

Цели и задачи занятий арт-терапии с детьми

Целью занятий арт-терапии с дошкольниками считается диагностика психологических проблем ребенка и коррекция страхов, комплексов и других отклонений в его психологическом равновесии.

Арт-терапия способствует решению следующих задач:

  • помогает диагностировать проблемы и проявить эмоции, которыми ребенку трудно поделиться со взрослыми;
  • пробуждает активность, оказывает положительное влияние на память и работоспособность;
  • развивает познавательную и эмоциональную сферу развития личности, а также ее творческие способности;
  • повышает самооценку;
  • синхронизирует работу полушарий головного мозга;
  • оказывает терапевтическое действие: снижает утомляемость, тревожность и другие негативные эмоциональные состояния;
  • корректирует отклонения и нарушения личностного развития, раскрывает потенциал ребенка.

Польза арт-терапии для детей дошкольного возраста

Самовыражение и самопознание, которые помогает развивать арт-терапия, положительно действуют на самооценку и самоанализ деятельности. Дошкольник не просто рисует, а действует по плану и учится достигать поставленные цели. Это важные навыки, которые пригодятся ему во взрослой жизни.

Положительное влияние арт-терапии на дошкольников заключается в следующем:

  • помогает создать положительный эмоциональный настрой;
  • способствует выявлению проблем и фантазий, которые ребенок не выражает вербально;
  • позволяет проявлять чувства, мысли и эмоции и работать с ними в ненавязчивой форме;
  • развивает воображение, творческое самовыражение и художественные способности.

В каких случаях ребенку необходима арт-терапия

Арт-терапия полезна детям, которые испытывают сложности с адаптацией к изменившимся условиям или имеют какие-либо нарушения развития. К показаниям для проведения арт-терапии относят:

  • проявления агрессии, упрямства, негативизма и др. ;
  • тревожность, страхи, навязчивые состояния, нервные тики, заикание;
  • возбудимость, резкая смена настроения;
  • апатичность, медлительность;
  • задержка психического и речевого развития;
  • трудности адаптации и социализации в школе;
  • подготовка и адаптация к детскому саду;
  • смена места жительства;
  • застенчивость и неуверенность в себе;
  • проблемы с поведением и послушанием и т.д.

Виды арт-терапии

В работе с детьми используется множество арт-терапевтических техник. Рассмотрим их подробнее.

Марания

Название этого вида арт-терапии образовалось от глагола «марать», «пачкать». Чаще всего для него используются акварельные и гуашевые краски. Такая техника отличается от привычного рисования тем, что дети изображают не конкретный предмет, придерживаясь правил, а создают свой образ так, как им хочется.

Рисование кривых и прямых линий, пятен, клякс и отпечатков кистями, руками, губками и другими подручными предметами полностью погружает ребенка в процесс, он не думает про результат. Это помогает увидеть его внутреннее «я» и текущее эмоциональное состояние (по общему тону картины, характеру мазков, форме линий).

Также можно определить, как дошкольник относится к определенному событию и явлению. Достаточно предложить ему закрасить вход в пещеру, водоем, собственный дом или город. Негативные переживания можно тут же мягко перевести в привлекательный вид с помощью подходящих цветов.

Штриховка

Это вид арт-терапии, который проводится с помощью карандашей и мелков. Дети наносят хаотичные линии или каракули на поверхность бумаги, мольберта, стены и др. Характер линий расскажет об эмоциональном состоянии, а задание регулировать нажим карандаша настроит определенным образом (расслабит или сконцентрирует).

Ритмичная штриховка или рисование спиралей помогают расшевелить ребенка, снять напряжение и тревожность.

Монотипия

Такой вид арт-терапии позволяет детям проявить свои творческие способности и фантазию. На скользящей поверхности (стекло, пленка, пластик и др. ) делается рисунок краской, а затем придавливается листом бумаги. Т.к. краска не впитывается, то на листе отпечатывается весь рисунок с чуть размытыми границами. Ребенку остается выбрать: добавить еще один отпечаток или прорисовать четкие линии и мелкие детали.

Такой увлекательный процесс расслабляет и помогает ребенку открыто анализировать свою работу, выбор цветов и темы рисунка.

К монотипии относится также кляксография (отпечаток на второй половине листа) и рисование окрашенными нитками между страниц (ниткография).

Рисование на стекле

Вид арт-терапии, который помогает прорабатывать детские страхи, потому что стекло легко отмыть от плохих рисунков. Также такая терапия устраняет зажатость и боязнь ошибиться, т.к. работу всегда можно начать заново.

Обычно рисунки на стекле выполняются под тщательным наблюдением взрослых из-за техники безопасности. А лучшим материалом для такого творчества считается гуашь: она плотно ложится на скользкую поверхность, дает насыщенный цвет и долго не сохнет, ее можно размазывать руками, создавая причудливые узоры.

Такое рисование полностью увлекает ребенка своим процессом, он получает новые тактильные и визуальные ощущения. Это значит, что рисунок получится более душевным и легко поможет определить проблемы.

Рисование пальцами

Лучше всего раскрыться детям позволяет рисование пальцами. Когда не нужно переживать за правильность и аккуратность работы, а наоборот, можно ощущать краску пальцами и рисовать так, как хочется чувствовать.

Такое рисование помогает в борьбе с социальными страхами, подавленным состоянием в обществе и страхом ошибки. А если проводить такую арт-терапию в группе, то ребенок будет забывать о стеснении и научится выражать свои мысли.

Рисование песком и другими сыпучими материалами

Хороший терапевтический эффект оказывает арт-терапия с использованием необычных материалов для рисования. Это могут быть песок, соль, крупы, макароны и даже сухие листья.

Новый способ рисования помогает выйти за рамки привычного, научиться мыслить нестандартно и развивать фантазию. Частички песка или крупы не только развивают мелкую моторику, но и дарят приятные тактильные ощущения, оказывая расслабляющее действие. Ребенок начинает чувствовать себя увереннее и свободнее. Такая техника рисования хорошо подходит детям с зажатостью, негативизмом и недостаточно развитой координацией движений.

Организация занятий

Чтобы арт-терапевтическое занятие было успешным, необходимо соблюдать несколько условий его организации.

  1. Приемы и техники арт-терапии для детей дошкольного возраста должны подбираться так, чтобы результат был успешным. Они не должны испытывать особых трудностей в процессе работы, техника должна быть достаточно простой.
  2. Процесс и результат работы должны быть привлекательными. Дошкольник должен испытывать удовольствие в течение занятия и после него, в этом заключается терапевтическое действие творчества.
  3. Техники и материалы арт-терапии должны быть необычны для детей. Лишь в таком случае им будет настолько интересно, что контроль и тревожность ослабнут, а свобода самовыражения проявится в полную силу.

Выбор материалов

Выбор материалов для арт-терапии ограничен лишь фантазией, ведь творчеством можно заниматься в любой форме. Можно ограничиваться лишь бумагой, краской, кистями, карандашами и мелками, а можно добавлять и необычные материалы. Например, песок (с небольшой песочницей), крупы, макароны, сухие листья, стекло, мыло, фольга, пластилин, тесто и даже фрукты и овощи (для создания отпечатков). Лучше всего, если у детей будет возможность выбрать технику и материл, с которыми хочется поработать.

При этом важно, чтобы взрослый учитывал, что у каждого вида такого творчества свое терапевтическое действие.

Например, в работе с гиперактивными детьми лучше отказаться от красок и пластилина. Их чрезмерная активность приведет не только к разбрызгиванию и размазыванию, но и может вызвать агрессию и разочарование. Лучше предложить таким детям рисование карандашами или фломастерами, прорисовывание тонких линий и точек потребует от них контроля и координации.

Детям с тревожностью и зажатостью напротив лучше работать с материалами, которые требуют свободных движений и фантазии. Отлично подойдет рисование пальцами, марания и монотипия. Также важно обращать внимание на размер кистей и бумаги, они должны быть большими, чтобы дети не боялись выйти за привычные рамки и могли совершать широкие движения.

Примеры упражнений арт-терапии для детей разных возрастов

Существует множество упражнений, которые носят арт-терапевтический характер. Их можно разделить на группы не только по технике выполнения, но и в зависимости от возраста детей. Рассмотрим примеры.

4-5 лет

  • Бабочка сновидений. Это упражнение помогает справиться с детскими страхами по поводу плохих снов. Взрослый предлагает детям готовый шаблон крыльев бабочки и рассказывает сказку о том, как она летала и приносила разные сны. Дети должны нарисовать свои сны на ее крыльях: на одном – плохой, а на другом – хороший. Рисунки обсуждаются. Закончить занятие нужно обязательно хорошим сном, чтобы дошкольник не зацикливался на том, что его тревожит.
  • Конверты радости и огорчений. В беседе с детьми взрослый выясняет, что каждый день происходят плохие и хорошие события, поэтому предлагает проверить, чего больше. Дети рисуют события, которые приходят в голову и раскладывают в два конверта. В конце занятия они должны проверить, каких событий больше, чтобы убедиться, что хорошее случается чаще, чем плохое.
  • Рисунок в круге. Детям выдаются круги из бумаги и предлагается нарисовать с двух сторон два противоположных понятия. Например, день и ночь, добро и зло, белое и черное, радость и слезы и др. Такая работа способствует развитию рефлексии, а готовые образы могут рассказать о переживаниях ребенка.

8 лет

  • Прогулка по лесу. Детям предлагается изобразить картину, которая представляется им при описании леса, деревьев, тропинок, животных и птиц и т. д. После завершения работы необходимо обсудить рисунки и поработать над их интерпретацией. Информация о том, как ребенок чувствовал себя в этом лесу, какие чувства вызывает рисунок и что особенно запомнилось, поможет понять его эмоциональное состояние.
  • Моя планета. Детям предлагается закрыть глаза и представить планету в космосе. Какая она? Что на ней особенного? Живет ли там кто-нибудь? Легко ли до нее добраться? и т.д. После этого каждый изображает ее на бумаге в любой из техник так, как представлял.
  • Каракули. Дети рисуют любые незамысловатые изображения в произвольном порядке без особого смысла, а затем обмениваются рисунками и обсуждают, какие чувства и ассоциации возникают при взгляде на эти фигуры. Затем партнер должен пофантазировать и превратить каракули в какой-либо образ.

Мой личный опыт

В своей практике арт-терапию я применяю чаще именно для налаживания контакта с ребенком. Такие занятия помогают раскрыться даже самым замкнутым и стеснительным детям, это очень помогает увидеть их внутреннее состояние, внутреннее «я».

Арт-терапия также хорошо показывает себя и в работе с учениками, отличающимися гиперактивностью и агрессией. Они сами не замечают, как меняются в процессе: становятся более сосредоточенными, спокойными и готовыми беседовать на серьезные темы.

Еще один существенный плюс арт-терапии, который я всегда отмечаю, — это результативность. Не только дети довольны своим итогом, но и родители всегда могут посмотреть на их рисунки. Наглядно можно показать им, что происходит с ребенком, что он чувствует, в чем нуждается и какие проблемы нужно корректировать и решать.

Заключение

Арт-терапия – это мягкий метод работы, который позволяет корректировать большой спектр детских проблем. Игровой характер методики терапии способствует раскрытию творческого потенциала и содействует успешной адаптации детей в обществе.

5 техник для самостоятельной работы с детьми

  • Чем полезна арт-терапия
  • Пять техник для самостоятельной работы
Арт-терапия

для детей помогает не только выплеснуть творческую энергию, но и работает на улучшение психологического здоровья, стимулирует эмоциональное и психическое развитие ребенка, гармонизирует нервную систему. Арт терапия для детей дошкольного возраста — это самый бережный и деликатный подход, который позволяет аккуратно воздействовать на психику ребенка и решать даже самые сложные проблемы.

Чем полезна арт-терапия

Комплексное развитие ребенка строится из многих факторов. Это и интеллектуальное развитие ребенка, и физические упражнения (например, хореография для детей). Важна морально-нравственная база, развитие лидерских качеств. Но каркасом для всего является гармоничное психическое состояние и уверенность ребенка в себе. Через творчество ребенок не только достигает этого внутреннего баланса, но и приобретает множество других полезных навыков:

  • Познает себя, формирует понятие о себе, как о личности, индивидуальности;
  • Безопасно и гармонично проживает сложные и деструктивные чувства;
  • Учится самовыражаться;
  • Развивает ощущение собственной ценности, значимости;
  • Улучшает успеваемость и социализацию в коллективе;
  • Учится искать ответы на свои вопросы;
  • Развивает эмоциональный интеллект, учится чувствовать свои эмоции и потребности;
  • Улучшает скорость мышления;
  • Развивает мелкую моторику за счет работы с глиной, пластилином, кистью, пальчиковыми красками.

Пять техник для самостоятельной работы

Лучших результатов можно добиться на развивающих занятиях с психологом или арт-терапевтом, но некоторые техники можно применить дома. Для занятий детской арт-терапией дома вам понадобятся творческие принадлежности: восковые мелки, гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, масляная пастель. Чем большее разнообразие цветов и материалов вы предложите ребенку, тем продуктивнее пройдут занятия.

Техника «Рисунок в круге»

Круг — замкнутая форма, которая психологически воспринимается как безопасная и надежная. Круг часто выступает контейнером для наших переживаний, злости, обиды, печали. В момент, когда ребенок рассержен или расстроен, предложите ему выплеснуть все эмоции, раскрасив нарисованный на белом листе круг. Рисовать можно любыми красками, пастелью, кистями или даже руками.

Техника «Маски»

На курсах арт терапии в Москве проводятся занятия, посвященные маскам. Отчасти они напоминают упражнения, связанные с актерским мастерством, но упор здесь делается не на лицедейство и творческое самовыражение, а на возможность заглянуть вглубь себя и изучить себя. Приготовьте несколько бумажных заготовок масок и предложите ребенку нарисовать одну маску такой, каким он бывает обычно, а другую — каким хотел бы быть. Обсудите работы.

Техника «Я в образе животного»

Работа с образами животных очень ресурсна и для детей, и для взрослых, поэтому ее нередко используют в центрах арт-терапии. Это задание лучше выполнять в компании, так будет интереснее обсуждать результаты, но возможно провести его индивидуально с ребенком. Попросите ребенка нарисовать себя в образе зверя, птицы или насекомого. Обсудите рисунок? Спросите, почему он выбрал именно такой образ. Какие у этого животного есть сильные стороны, которыми ребенок хотел бы обладать?

Техника «Акватипия»

На занятиях арт терапией в Москве для этой техники используются стекла разных размеров, но можете взять целлофановый пакет или файл. Главное, чтобы поверхность была ровной и чистой. Предложите ребенку выбрать 2–4 цвета, которые наиболее подходят его переживаниям или настроению. Лучше использовать гуашь. Далее в течение нескольких минут ребенок может рисовать на стекле или файле свое настроение — лучше, если это будет абстракция. Когда рисунок готов, возьмите чистый лист и отпечатайте на нем рисунок. Берите новые и новые листы, пока отпечаток не станет совсем блеклым.

Предложите ребенку поискать в получившихся образах знакомые предметы и ассоциации. Эта техника часто применяется специалистами арт терапии в Москве, чтобы показать детям, как быстры и скоротечны негативные переживания, и как быстро от них избавиться.

Техника «Моя планета»

Предложите ребенку пофантазировать и придумать свою собственную планету. Какая она? Как она называется? Кто ее населяет? Предложите нарисовать ее и вместе придумайте ее историю.

Мы приглашаем вас и ваших детей на занятия арт-терапией в Москве.

Вместе с опытным терапевтом ваш ребенок рассмотрит важные вопросы, связанные с обучением, социализацией, семьей и другими сферами жизни, и решит актуальные проблемы. В Детском центре «Имена Продакшн» ваш ребенок раскроет творческий потенциал и станет уверенным в себе и успешным!

8 Занятия по арт-терапии, помогающие детям идентифицировать свои чувства и управлять ими

В эти дни у ваших детей могут быть серьезные переживания — от грусти и беспокойства до чувства оторванности, одиночества и скуки. И неудивительно! Хотя большинство из нас не являются сертифицированными арт-терапевтами, мы все же можем включить несколько занятий по арт-терапии, чтобы помочь им идентифицировать свои эмоции и управлять ими.

Что такое арт-терапия?

Арт-терапия – это терапевтический процесс, объединяющий психотерапию и искусство. Это может помочь детям исследовать свои эмоции, повысить самооценку, снять стресс и ослабить тревогу и депрессию.

Криста Рейнхардт-Рупрехт, зарегистрированный психотерапевт, объясняет, как работает арт-терапия. «Когда мы застреваем в чувственных состояниях, — говорит она, — мы находимся в правом полушарии, в самом низу мозга, и выбраться оттуда очень трудно. Когда мы используем наши руки для создания произведений искусства, мы запускаем наше левое полушарие, чтобы вернуться в онлайн. Тем временем мы превращаем внутреннюю эмоцию во внешнее произведение искусства, которое может помочь нам, рассматривая ее как отдельную от того, кто мы есть».

Вот несколько простых занятий арт-терапией, которые помогут вашим детям распознавать свои чувства и управлять ими.

1. Создавайте мандалы

Рисование фигур с повторяющимися узорами, таких как мандалы, полезно для регулирования эмоций и нервной системы. Это может помочь детям сосредоточить свое внимание и успокоиться. Нарисовав их, они могут их раскрасить!

2. Представьте свои эмоции 

Одним из любимых занятий Райнхардта-Рупрехта с клиентами является создание монстров гнева. Она просит своего клиента представить себе, а затем нарисовать на бумаге, как выглядит их гнев. В результате, говорит Рейнхардт-Рупрехт, «гнев обретает свою индивидуальность. Мы можем вывести гнев наружу — посмотрите на него, как он уродлив, — и тогда мы сможем узнать, что ему нужно».

Дополнительные советы о том, как помочь детям выразить свои чувства через искусство, от Psychology Today.

 3. Делайте искусство из природы 

Работа с природными материалами успокаивает и помогает нам заземлиться. Кроме того, вы можете найти красивые материалы для работы, просто выйдя на улицу. Делайте браслеты из натуральных материалов, ловцы солнца или создавайте красивые плетения из натуральных материалов. Чтобы получить больше идей, ознакомьтесь с 25 забавными и простыми поделками и занятиями на природе.

4. Превратить что-нибудь

Рейнхардт-Рупрехт недавно помог пациенту, который боролся с нашим нынешним положением дел в мире. Вместе они сели и составили список всех ужасных вещей, связанных с COVID-19. Затем они разорвали список и использовали кусочки, чтобы создать произведение искусства, превратив что-то уродливое в нечто прекрасное.

5. Соединяйте вещи вместе

Создание коллажей — очень терапевтическое занятие с двойной пользой. Физические ощущения от работы с разными материалами и текстурами — мягкими, колючими, жесткими — очень приятны. А творческий процесс объединения вещей новым и необычным способом помогает организовать и успокоить ваш мозг.

Чтобы узнать больше о создании коллажей, ознакомьтесь с разделом Искусство коллажей: более 50 идей.

6. Создайте мэшап журнальных фотографий

Доктор Кэти Мальчиоди объясняет процесс журнального фотоколлажа как «использование изображений для создания визуального повествования, которое улучшает диалог между клиентом и терапевтом».

Простой способ сделать это дома – попросить ребенка вырезать изображения из журналов, которые ему нравятся. Затем дайте им лист бумаги и клей, и пусть они разложат изображения в коллекцию. Если они готовы, попросите их рассказать о своем процессе, как они идут.

7. Изготовление масок

В арт-терапии создание или украшение маски часто приводит к изучению различных аспектов нашей личности. Иногда мы можем создать маску, раскрывающую чувства, которые трудно выразить. Дайте ребенку предварительно сформированную маску или сделайте ее из бумаги и дайте ему свободу действий, чтобы украсить ее по своему усмотрению. Когда они закончат, попросите их рассказать вам историю маски.

8. Семейная скульптура

Одним из рекомендуемых доктором Малькиоди занятий в качестве арт-терапевта является поощрение детей к созданию семейной скульптуры из глины. Размер, форма и расположение членов семьи приглашают к разговору о важных людях и отношениях в их жизни.

Чтобы узнать больше о отличных идеях, ознакомьтесь с Десятью самыми крутыми арт-терапевтическими вмешательствами.

Какие художественные занятия, которые вы использовали с детьми, действительно принесли положительный эффект? Приходите поделиться в нашей группе WeAreTeachers HELPLINE на Facebook.

Также ознакомьтесь с 20 приложениями для борьбы с беспокойством и стрессом.

22 Мероприятия, которые помогут вашему ребенку справиться с болезнью и выздороветь

Моя дочь недавно спросила, какой мой любимый предмет в школе, и хотя английский язык казался очевидным ответом, учитывая мою любовь к письму, я удивила и ее, и моего мужа, когда я сказала это был художественный класс. Хотя я никогда не был особенно хорош в искусстве, мне всегда нравилось иметь творческую отдушину, и у меня остались приятные воспоминания о работе с различными художественными средствами в подростковом возрасте. Я нашел это невероятно терапевтическим, и центр искусств моей средней школы стал успокаивающим местом, где я смог отключить весь шум и драму, которые сопровождают гормональный подростковый возраст, и поработать со своими мыслями.

Я нашел другие способы контролировать свои эмоции на протяжении многих лет, например, бегать, писать и пить вино (LOL), но когда моя дочь стала старше и начала интересоваться рукоделием, у меня появился интерес снова в искусстве. Мне нравится, что это дает нам возможность общаться, и я был поражен тем, насколько больше моя дочь делится со мной, когда мы раскрашиваем, рисуем, плетем и делаем украшения.

СВЯЗАННЫЕ: Большая книга идей терапевтической деятельности для детей и подростков

Это натолкнуло меня на мысль об арт-терапии для детей — концепции, с которой я познакомился несколько лет назад, когда готовил статью о детской тревожности. Я знала, что арт-терапия эффективна для помощи детям с тревогой, депрессией, травмами и горем, но понятия не имела, что ее можно использовать для повышения самооценки ребенка, улучшения его навыков общения и решения проблем, а также для помощи в социализации.

Если вы интересуетесь арт-терапией для детей, у нас есть 22 удивительные идеи, которые вы можете использовать в терапии, в школе и даже дома!

Что такое арт-терапия?

Арт-терапевт, обученный искусству и психологии, использует творческие материалы, чтобы помочь детям исследовать свои мысли и чувства. Арт-терапия позволяет детям осмыслить то, что с ними произошло, и помогает уменьшить стресс и тревогу, когда они преодолевают эти трудности. Было показано, что арт-терапия, предоставляя детям безопасное место для выражения своих негативных чувств и эмоций, улучшает психическое, эмоциональное и физическое самочувствие ребенка.

СВЯЗАННЫЕ: Творческие способы помочь детям справиться с БОЛЬШИМИ чувствами

Арт-терапия выходит за рамки раскрашивания и манипулирования пластилином и включает в себя такие действия, как рисование картинок, написание рассказов и стихов, постановка танцев, а также написание и исполнение пьес. . Это может происходить на индивидуальных терапевтических сеансах, а также в групповых условиях, что дает детям возможность работать над своими навыками социального общения.

Каковы преимущества арт-терапии для детей?

Арт-терапия для детей может быть использована, чтобы помочь ребенку справиться с серьезным жизненным событием, таким как серьезное заболевание, развод родителей или смерть близкого человека.

Добавить комментарий