Арт-терапевтическая технология в коррекционной работе с детьми с ОВЗ. | Материал по психологии:
Арт-терапевтическая технология в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
Внутренний мир ребёнка с проблемами в развитии сложен и многообразен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нём, развивать себя и в то же время заботиться о своём здоровье.
Необходимо использовать новые технологии. Такой технологией, несущей особые коррекционные и развивающие возможности, на мой взгляд, является арт-терапия. Арт-терапия или, буквально, «терапия искусством».
Термин этот был введён в далёком 1938 г. А. Хиллом. Главная цель арт-терапии — гармонизация личности, психологического и эмоционального состояния. Поэтому значение арт- терапевтической технологии особенно возрастает, когда речь заходит о детях с ограниченными возможностями здоровья. Через развитие возможностей самопознания и самовыражения средствами художественной деятельности можно изменить стереотипы поведения, повысить адаптационные способности, найти компенсаторные возможности такого ребенка и в конечном итоге — успешно социализировать.
Арт-терапия применяется при проблемах эмоционально-личностного развития, в т.ч. аутизме, задержке психического развития, умственной отсталости, нарушениях речи, слуха, зрения, двигательных функций.
На протяжении нескольких лет я исследовала и применяла на практике эту технологию.
Цель исследования заключалась в определении и анализе возможностей применения арт-терапевтической технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
Предмет исследования: основные техники арт-терапии, которые могут быть использованы в работе с детьми с ОВЗ.
Гипотеза: применение арт-терапевтической технологии позволяет решать многие проблемы коррекции в отклонении развитии, социальной адаптации, психологического развития обучающихся с ОВЗ.
Ожидаемые результаты работы.
Психологический аспект: коррекция эмоционально-волевой сферы, дефицитарного развития интеллекта; повышение стрессоустойчивости, самооценки, улучшение саморегуляции поведения; оптимизация психических процессов и функций.
Социальный аспект: гармонизация личностного и интеллектуального потенциала; эмоциональная готовность — восприимчивость к социуму; гармонизация внутри-семейных отношений; снижение уровня конфликтности в социуме.
Педагогический аспект: раскрытие творческого потенциала и творческих возможностей несовершеннолетних; развитие эстетического кругозора.
Практический опыт психокоррекционной работы средствами арт-терапии показывает большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с разными проблемами в развитии: с проблемами в эмоционально – личностном развитии (Т.А.Добровольская, О.А.Карабанова), с задержкой психического развития (Л.В.Кузнецова, Е.А.Медведева), при ДЦП (Г.В.Кузнецова) и др.
Таким образом, основываясь на гуманистическом подходе, арт-терапия преследует единую цель — гармоническое развитие ребенка с проблемами, расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства.
Применение необычного для школьной практики термина «терапия» не противоречит, согласно Е.В. Бондаревской и С.В. Кульневичу, а соответствует главной идее гуманистической педагогики: развитию творческого потенциала личности.
Арт-терапия — это наиболее мягкий метод работы с детьми с ОВЗ. Ребенок может не говорить, но при этом лепить, двигаться и выражать себя через движения телом. Также занятия арт-терапией могут снимать психическое напряжение. В занятии искусством очень важно, чтобы ребенок чувствовал себя успешным. Успех в творчестве бессознательно переносится и на обычную жизнь. Арт-терапия позволяет сделать этот процесс радостным, интересным, успешным, индивидуальным для каждого. Здесь важен сам процесс творчества, а не результат.
Практически каждый ребёнок с особенностями развития может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Арт — терапия позволяет познавать себя и окружающий мир.
Механизм действия арт-терапии.
Суть действия арт-терапии изложена в работах по нейрофизиологии К.Ханнадорф, Т.Г. Визиль, О.А. Скрябиной, О.А. Мотанцевой. Образное воспринимающее правое полушарие обрабатывает информацию целиком, глобально, и связано оно с ритмом, эмоциями, интуицией, движениями, в целом с бессознательными психическими процессами. Развиваясь первым, оно доминирует до семилетнего возраста.
Левое, рационально-логическое полушарие, действует как исполнитель, обеспечивая анализ и синтез принимаемой информации (при транспонированных полушариях происходит наоборот). Полушария в центре связаны мозолистым телом — узлом нервных окончаний. Мозолистое тело обеспечивает взаимодействие нервных окончаний. От этого процесса и зависит качество, ясность и целостность мышления. При дефекте функций и систем организма арт-терапия воздействует на правое полушарие через образы, движения и ритм, создавая в нем «здоровые «образы». Мозолистое тело переносит «образы» в левое полушарие и формирует нейронные связи, восстанавливающие и налаживающие более здоровый процесс работы мозга ребенка. В результате происходит щадящее коррекция дефекта.
Далее я предлагаю несколько описаний техник, которые просты в применении и будут интересны детям с ОВЗ.
Библиотерапию используют многие педагоги. Мы ежедневно включаем в уроки чтение художественной литературы. Дети с удовольствием слушают сказки, рассказы, стихи, небылицы и др., сопереживают героям, живо эмоционально откликаются на сюжетные события. Они принимают активное участие в обсуждениях, драматизациях, театральных постановках. При этом проявляют находчивость, используют средства выразительности (интонацию, мимику, жесты). В основе библиотерапии лежит использование специально литературного материала с целью решения различных личностных проблем ребенка.
Материалом для чтения могут быть произведения, абсолютно различных литературных жанров: проза (рассказы, повести, романы, сказки и т. д.), поэзия (стихи, поэмы).
В последние годы появилась самостоятельная методика, относящаяся к библиотерапии — сказкотерапия, в основе ее лежат сказки с различным смыслом.
С помощью сказкотерапии можно оказать помощь детям с различными психологическими проблемами (агрессивным, пассивным, неуверенным, застенчивым, с проблемами принятия своих чувств).
Сказка позволяет детям раздвигать рамки их обычной жизни, переживать сложные явления и чувств, в доступной форме постигать эмоциональный мир чувств и переживаний.
Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Сказки и притчи способствуют разрешению внутренних конфликтов и снятию эмоционального напряжения, изменению жизненной позиции и поведения.
Песочная терапия — ребенок часто словами не может выразить свои переживания, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт самовыражения своих чувств, эмоций, переживаний.
Танцетерапия — очень увлекательный и приятный способ психокоррекции. Танец — это язык общения тела и души. Танцетерапия дает возможность выразить глубинные подсознательные чувства, скрытые в подсознании эмоции. Вытащив их на поверхность можно избавиться от многих комплексов. Танец снимает мышечные блоки, зажимы, поможет справиться со стрессом, поднять настроение. Танец это не трата энергии, это ее накопление.
Куклотерапия — для современного ребенка кукла — прежде всего милая игрушка, которую можно превратить в символического партнера для игры. Изготовление куклы для детей всегда занимающий процесс. Самодельная кукла помогает раскрыть его внутреннюю ценность ребенка. Проигрывание сказки с куклами учат ребенка находить адекватное выражение различным эмоциям, чувствам.
Изотерапия — один из популярных и доступных методов познания себя. В его основе лежит изобразительное искусство, которое является средством для нормализации эмоционального состояния, отклонений в поведении, развитии мелкой моторики руки. Дети с интеллектуальной недостаточностью в силу своих особенностей не могут хорошо рисовать. Рисование напрямую сопряжено с важнейшими функциями: двигательной координацией, речью, мышлением.
На бумаге можно выразить свои страхи, мысли, надежды, глубоко затаившиеся внутри. Это направление способствует освобождению от отрицательных эмоций, снимает нервное напряжение, дает возможность успокоиться и почувствовать удовлетворение от деятельности. При работе с ребенком изотерапия дает много информации о ребёнке и его внутреннем мире: о чём он думает, что чувствует, чего боится, кого и что любит. Дети в буквальном смысле «говорят» с окружающими через свои рисунки. Занятия с использованием изотерапии используются при создании положительной мотивации, помогают преодолеть страхи детей перед трудностями, создать ситуацию успеха. Такие занятия имеют огромное коррекционное значение при развитии мелкой моторики пальцев рук.
С детьми с ОВЗ с неразвитой моторикой рекомендуется использовать рисование пальчиками, оттиск печатками из картофеля, рисование ладошками. Детей с более развитой моторикой знакомить с более сложными техниками: тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном, печать пробками, восковые мелки + акварель, свеча + акварель, отпечатки листьев, рисунки из ладошки, рисование ватными палочками, «волшебные» веревочки. А дети с развитой моторикой могут освоить еще более трудные методы и техники: рисование песком, рисование мыльными пузырями, рисование мятой бумагой, кляксография с трубочкой, монотипия пейзажная, печать по трафарету, монотипия предметная, кляксография обычная, пластилинография.
Широко применяю в своей работе фототерапию. Все фотографии и видео снимаются детьми. Дети очень любят смотреть фотографии. Когда они узнают на них себя, своих родственников, сколько бывает восторгов, как блестят радостью их глаза. Фотографии помогают заново пережить счастливые моменты их детства: вот они на празднике, к ним пришли гости; тут они лепят снеговика, а здесь они отвечают у доски или работают в тетради. Как приятно всем вместе смотреть фотографии и видео.
Также в работе часто применяется интегративный подход, когда педагог в работе с ребёнком сочетает несколько техник для достижения наилучшего результата. Интегративный подход в арт-терапии основан на синестезии – взаимосвязи различных сенсорных способностей. Предполагает, например, сочетание цвета и музыки, что ведёт к более выраженному терапевтическому эффекту. Также это позволяет задействовать разные каналы восприятия — аудиальный, визуальный и кинестетический.
Достоинства интегративного подхода:
1. Расширение спектра выразительных возможностей (выражение чувств, идей)
2. Выбор средств, наиболее устраивающих ребенка.
3. Развитие сенсорных модальностей, которые менее развиты у конкретного ребенка
Существуют и определенные риски при таком подходе, которые необходимо учитывать педагогу при планировании работы.
1. Недостаток знаний и умений в определенных техниках.
2. Если присутствует эффект гиперстимуляции и отсутствие окончательной переработки, то может присутствовать избыточный психологический материал.
3. Детям не со всеми диагнозами подойдет такой подход.
Вариантами использования интегративного подхода в работе с детьми являются сочетания техник: художественное слово и рисунок, рисунок и музыка, лепка и драма, рисунок и сказка, песочная терапия и игра и др. В принципе, опытный педагог может создавать различные сочетания арт-терапевтических техник с целью помощи конкретному ребенку, учитывая его особенности и возможности.
Вариантом интегративного подхода является и такая форма работы как мульттерапия. К ее появлению привел поиск новых форм и методов работы, позволяющих организовать совместную деятельность детей и взрослых в процессе преодоления психолого-педагогических трудностей, проблем, недостатков в психическом развитии детей.
Методика обучения анимации предусматривает поэтапное ознакомление детей с техниками, которые отобраны из числа существующих в анимации специально для данного направления:
1. Рисованная анимация, где фазы движения повторяют фазы движения неодушевленных и одушевленных персонажей.
2.Предметная (или кукольная) анимация. Смысл ее заключается в оживлении объемных предметов (неодушевленных и одушевленных).
3.Рисунок на сыпучей поверхности. Используются песок, кофе, подкрашенное зерно, сахарный песок, графит и т.д.
4. Лепка персонажей из пластилина.
Основные прогнозируемые результаты использования анимационной терапии:
1.Поскольку анимация вообще естественным образом стимулирует психическую деятельность, мульттерапия эффективна для целей воспитания и укрепления функций внимания, памяти, привития необходимых навыков поведения. Все стимулы, положительно влияющие на эти функции, присутствуют в анимации.
2. Язык анимации универсален, значительный объем анимационных фильмов понятен детям и без слов. Это позволяет развивать их речевые навыки в случае часто встречающихся нарушений речи. Синхронное подключение слова (вербализация учебного материала и продукта деятельности) стимулирует речь на непроизвольном уровне, т. е. в обход «принудительных» мер, неизбежных при кабинетной коррекции речевой и других функций.
3. Обучение анимации как виду киноискусства позволяет выстраивать необходимые коммуникативные отношения между педагогом и обучающимися, которые затем переносятся детьми на другие ситуации общения. Таким образом, появляется дополнительный путь устранения имеющийся у многих детей социальной дезадаптации.
4.Анимационное творчество обеспечивает эмоциональное и рациональное «вхождение» ребенка в сюжет, перенос личностных черт типажей и их умений на себя, что важно для коррекции имеющихся деформаций личности.
5. Освоение приемов изготовления анимационного продукта расширяет у детей объем разнообразных умений и навыков, повышает уровень осведомленности и, как следствие, самооценку.
6.Увлечение анимационной деятельностью решает проблему занятости детей с ограниченными психическими, речевыми и двигательными возможностями.
7. Эмоциональное отношение к анимационным операциям требует значительного расхода психической энергии, что автоматически уменьшает степень гипердинамии в поведении детей.
Мульттерапия, по сравнению с другими арт-терапевтическими методами работы с детьми, имеет ряд ощутимых преимуществ:
— Позволяет решать возникающие проблемы с мотивацией детей. Мультфильмы становятся для ребенка дверью в мир культуры, ценностей и смыслов, художественных образов, символов, эмоций. Возможность участвовать в создании мультфильма, включение результатов его деятельности в общий список достижений, повышает самооценку ребенка, его значимость, вызывая ощущение сопричастности к чему-то важному и интересному.
— Мульттерапия включает в себя занятия различными видами творческой деятельности: изобразительным искусством в различных формах (живопись, графика, фотография, скульптура), литература, музыка. Что позволяет познакомиться с разными видами искусства и обучиться различным техникам, при этом, не посещая художественные, музыкальные и другие узкоспециализированные школы, и, в тоже время, имея возможность не ограничивать себя в выборе чего-то одного.
— Главное достоинство мульттерапии – феномен оживления персонажей. Анимация (одушевление) свойственна детскому сознанию, однако всегда воспринимается ребенком как чудо, и вызывает неподдельный восторг и удивление, как у детей, так и у взрослых, делающие первые шаги в анимации.
— Особую важность имеет достаточно быстрое получение готового продукта – мультфильма. Собственный рисунок может казаться ребенку некрасивым, но при его появлении на экране начинает восприниматься им совсем по-другому. Просмотр и обсуждение мультфильма дает возможность ребенку осознать себя автором.
Благодаря всему этому, складываются такие условия, при которых каждый ребенок переживает успех, самостоятельно справляясь с встречающимися трудностями на пути создания мультфильма. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к саморегуляции чувств и поведения, и что немало важно — развивается творческая активность.
Об эффективности арт-терапии можно судить на основании положительной динамики в развитии и активизации участия в занятиях, усиления интереса к результатам собственного творчества, увеличения времени самостоятельных занятий. Многочисленные данные показывают, что дети с ограниченными возможностями нередко открывают в себе творческие возможности и после прекращения арт-терапии продолжают самостоятельно увлеченно заниматься разными видами творчества, навыки которых они приобрели в процессе занятий.
Арт–терапия имеет мощный потенциал, актуализация которого позволяет кардинально менять дидактические подходы к процессу обучения, воспитания, развития личности, организации и реализации совместной интеллектуальной и эмоционально-художественной деятельности педагога и воспитанника с особенностями развития. Использование средств арт-терапии даёт возможность неформально реализовывать процесс интеграции научных и практических знаний, умений, навыков в разных видах деятельности. Как показывает мой опыт работы, использование арт-терапии с детьми с особенностями развития повышает мотивацию, способно значительно оптимизировать развитие ребёнка. Наблюдения показали, что совместная деятельность, включающая арт-педагогические технологии, даёт больший воспитательный, развивающий и обучающий эффект.
Основные результаты, которые были достигнуты
Анализируя результаты своей деятельности, были достигнуты следующие результаты:
- Повысился уровень адаптированности в социуме у обучающихся.
- Отмечена положительная динамика в развитии познавательных процессов.
- Сформирована мотивация к обучению.
Кроме этого, можно отметить, что сформировался интерес к изобразительной деятельности, возросла потребность в детском творчестве, рисунки стали отличаться оригинальностью, обогатился эмоциональный мир ребенка.
Направления развития
Перспективы: продолжать коррекционно-развивающую работу с детьми с ОВЗ через педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.
Список источников.
- Кисилева М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе, 2007.
- Кисилева М.В. Арт-терапия в работе с детьми, 2007.
- Дьяченко М. И., Кандыбович Л.А. Психологический словар-справочник, 2001.
- Л.Д. Лебедева «Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий», 2003.
- Бетенски М. «Что ты видишь? Новые методы арт-терапии». М., 2002.
- Короткова Л.Д. «Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста». СПб.: Речь -2001.
- Бабиченко, Д.Н. Искусство мультипликации, 2014.
- Интернет-ресурс:
https://srazu.pro/vozrostnaya/art-terapiya-dlya-detej.html
9. Интернет-ресурс: https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2019/03/17/iz-opyta- raboty- ispolzovanie-metodov-art-terapii-v-rabote-s
10. Мульттерапия как современная педагогическая технология https://podrastu.ru/terapia/multterapia/multterapija-detskomsadu.html
Курс «Арт-терапевтические технологии: психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности»
Курс входит в разделы каталога: Школьный психолог, Курсы для школьных психологов, Основное общее и среднее общее образование
Авторы курса: Буренкова Елена Валентиновна, Гололобова Мария Вячеславовна, Панфилова Марина Александровна
Добавить в корзину
Информация
- Обучение
- Отзывы
- Обратная связь
О курсе
Арт-терапевтические технологии в последние годы получают все большую популярность среди психологов образования. Уникальные возможности терапии искусством делают эти технологии практически незаменимыми в психологической работе с детьми и подростками. Такие преимущества арт-терапевтических методик, как отсутствие директивности, свобода творческого самовыражения и безоценочность позволяют использовать их для решения очень многих проблем, с которыми приходится иметь дело психологу образовательной организации.
Цель курса: совершенствование профессиональных компетенций психологов образовательных организаций в области использования арт-терапевтических технологий.
В рамках учебного курса слушатели узнают о специфике использования арт-терапевтических методов в работе с детьми и подростками разных возрастных групп (от дошкольников до учащихся старших классов). Вы узнаете, как можно использовать техники арт-терапии для организации психопрофилактической и психокоррекционной работы, в частности: выстраивание конструктивных отношений с детьми, сплочение детского коллектива, снижение утомляемости, нормализация психического состояния, разрешение конфликтов и пр.
Часть курса посвящена сказкотерапии – направлению арт-терапии, в котором психологическое воздействие на личность осуществляется через волшебный мир сказки. Об эффективных приемах сказкотерапии и возможностях ее использования вам расскажет Панфилова М.А. – руководитель Центра практической психологии «ОТНОШЕНИЕ» (г. Москва), член Сообщества сказкотерапевтов, автор популярных книг по данной теме («Игротерапия общения / Тесты и коррекционные игры», «Лесная школа // Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников» и др.). Вы узнаете об авторском подходе к сочинению сказок и их использованию для решения профессиональных задач.
Учебные материалы содержат конкретные примеры из опыта авторов и рекомендации по использованию арт-терапевтических техник в профессиональной деятельности психологов образовательных организаций.
Учебные материалы составлены на основе видеозаписей вебинаров ИД «Первое сентября», вызвавших наибольший интерес у слушателей. Курс состоит из восьми видеолекций и итоговой аттестационной работы. Печатные материалы к курсу не предусмотрены.
Как искусство и технологии могут работать вместе для облегчения исцеления — Лаборатория AMT @ CMU
+ Ресурсы
«A.Wroblewsi.2019.VR+in+Educational+Settings.Pdf». По состоянию на 18 октября 2021 г.
Болезнь Альцгеймера и деменция. «Искусство и музыка». По состоянию на 18 октября 2021 г. https://alz.org/help-support/caregiving/daily-care/art-music.
Американский альянс музеев. «Оценка влияния дополненной и виртуальной реальности», 15 января 2021 г. https://www.aam-us.org/2021/01/15/evaluating-the-impact-of-augmented-and-virtual-reality/ .
Американский альянс музеев. «Погружение в музеи: дополненная реальность, виртуальная реальность или простая R?», 25 октября 2018 г. https://www.aam-us.org/programs/center-for-the-future-of-museums/immersion-in -музеи-ar-vr-или-просто-просто-r/.
Американская ассоциация арт-терапии. «Американская ассоциация арт-терапии». По состоянию на 23 сентября 2021 г. https://arttherapy.org/.
Кисть мечты Анны. Живое выступление в Лувре, Париж (искусство виртуальной реальности), 2018 г. https://www.youtube.com/watch?v=Zs3n07Clw7A.
«Art_Therapy_and_Clinical_Neuroscience_—-_(Part_II_The_Ideas).Pdf», n.d. Бухарова, Моника, Андреа Мала, Иржи Кантор и Зузана Свободова. «Вмешательства арт-терапии и их результаты в лечении расстройств пищевого поведения: протокол обзора обзора». Поведенческие науки 10, вып. 12 (9 декабря 2020 г.): 188. https://doi.org/10.3390/bs10120188.
Карр, Сьюзен, доктор медицины, «Арт-терапия и COVID-19: поддержка себя для поддержки других». Международный журнал арт-терапии 25, вып. 2 (2 апреля 2020 г.): 49–51. https://doi.org/10.1080/17454832.2020.1768752.
Клиника Кливленда. «Как искусство может помочь вам справиться с пандемией», 26 октября 2020 г. https://health.clevelandclinic.org/how-art-can-help-you-cope-with-the-pandemic/.
Знаток культуры. «Музеи и виртуальная реальность», 12 февраля 2021 г. https://culturegeek.com/article/museums-and-virtual-reality/.
Куперус, Энн А., Файет Клаассен, Мюриэль А. Хагенарс и Ирис М. Энгельхард. «Парадигма виртуальной реальности как аналог травмы в реальной жизни: ее эффективность по сравнению с парадигмой фильмов о травмах». Европейский журнал психотравматологии 8 (2017): 1–8. http://dx.doi.org.cmu.idm.oclc.org/10.1080/20008198.2017.1338106.
DrexelСейчас. «Что показывает мозг: преимущества виртуальной реальности в творческой арт-терапии», 8 сентября 2021 г. https://drexel.edu/now/archive/2021/September/VR-Creative-Arts-Therapies-fNIRS/.
Хакмун, Ирит, Дафна Регев и Рой Саломон. «Художественное творчество в виртуальной реальности для арт-терапии: качественное исследование с участием опытных арт-терапевтов». Искусство в психотерапии 72 (1 февраля 2021 г.): 101745. https://doi.org/10.1016/j.aip.2020.101745.
«Биография Ханны Квятковской». По состоянию на 13 октября 2021 г. https://www.goodtherapy.org/famous-psychologist/hanna-kwiatkowska.html.
«Электронные книги IOS Press — новые подходы к диагностике и лечению посттравматического стрессового расстройства». По состоянию на 18 октября 2021 г. https://ebooks.iospress.nl/volume/novel-approaches-to-the-diagnosis-and-treatment-of-posttraumatic-stress-disorder.
Цзин культуры и торговли. «Музей древних чудес принимает у себя виртуальную квест-комнату Ubisoft», 23 сентября 2021 г. https://jingculturecommerce.com/museum-of-ancient-wonders-moaw-ubisoft-vr-escape-room/.
Каймал, Гириджа, Катрина Кэрролл-Хаскинс, Мэригрейс Бербериан, Эбби Догерти, Натали Карлтон и Арун Рамакришнан. «Виртуальная реальность в арт-терапии: экспериментальное качественное исследование новой среды и практического применения». Арт-терапия: журнал Американской ассоциации арт-терапии 37, вып. Том 1 (январь 2020 г.): 16–24. https://doi.org/10.1080/07421656.2019.1659662.
Лиман, Сюзанна, Барбара Оласов Ротбаум, Джоанн Дифеде, Джудит Кьюкор и Мэрироуз Джерарди. «Лечение посттравматического стрессового расстройства, связанного с боевыми действиями, с помощью терапии воздействия виртуальной реальности», nd, 28.
Lee, Hyunae, Timothy Hyungsoo Jung, M. Claudia tom Dieck и Namho Chung. «Погружение в виртуальную реальность в музеях». Информация и управление 57, вып. 5 (1 июля 2020 г.): 103229. https://doi.org/10.1016/j.im.2019.103229.
Ливингстон, Кристофер. «Состояние виртуальной реальности в 2021 году». PC Gamer, 22 января 2021 г. https://www.pcgamer.com/the-state-of-vr-in-2021/.
Маклей, Роберт Н., Деннис П. Вуд, Дженнифер А. Уэбб-Мерфи, Джеймс Л. Спира, Марк Д. Видерхольд, Джеффри М. Пайн и Бренда К. Видерхолд. «Рандомизированное контролируемое испытание экспозиционной терапии с оценкой виртуальной реальности для посттравматического стрессового расстройства у военнослужащих с посттравматическим стрессовым расстройством, связанным с боевыми действиями». Киберпсихология, поведение и социальные сети 14, вып. 4 (1 апреля 2011 г. ): 223–29. https://doi.org/10.1089/cyber.2011.0003.
МузейСлед. «Виртуальная реальность — большая тенденция в музеях, но каковы лучшие примеры музеев, использующих виртуальную реальность?», 31 июля 2021 г. https://www.museumnext.com/article/how-museums-are-using-virtual- реальность/.
Навлаха, Мира. «Как можно использовать виртуальную реальность для лечения тревоги и посттравматического стрессового расстройства». Mashable, 13 октября 2021 г. https://mashable.com/article/vr-treatment-anxiety-ptsd.
Портленд Ежемесячно. «Виртуальная реальность Любопытно? Расширенное возвращение Venice VR в Художественный музей Портленда». По состоянию на 4 октября 2021 г. https://www.pdxmonthly.com/sponsored/2021/08/virtual-reality-curious-venice-vr-expanded-returns-to-the-portland-art-museum.
Поташ, Джордан С., Дебра Калмановиц, Айви Фунг, Сьюзен А. Ананд и Гретхен М. Миллер. «Арт-терапия в условиях пандемии: уроки для COVID-19». Арт-терапия 37, вып. 2 (2 апреля 2020 г.): 105–7. https://doi.org/10.1080/07421656.2020.1754047.
Центр психологии. «Почему арт-терапия может помочь вам справиться с симптомами тревоги», 28 мая 2021 г. https://psychcentral.com/anxiety/art-therapy-for-anxiety-relief.
Рамсейер, Джоанна. «Гарриет Клэр Уэйдсон: пионер, учитель, коллега и друг». Арт-терапия 33, вып. 2 (2 апреля 2016 г.): 107–10. https://doi.org/10.1080/07421656.2016.1166413.
Резаи, Нима, Аида Вахед, Хелия Зиаи, Негин Башари, Саина Адибан Афхам, Фатемех Бахрами, Сара Бахши и др. «Здоровье и искусство (СЕРДЦЕ): объединение науки и искусства для борьбы с COVID-19». В книге «Коронавирусная болезнь — COVID-19» под редакцией Нимы Резаи, 1318:937–64. Достижения экспериментальной медицины и биологии. Чам: Springer International Publishing, 2021. https://doi.org/10.1007/978-3-030-63761-3_53.
Робб Меган. «История арт-терапии в Национальных институтах здравоохранения». Арт-терапия: журнал Американской ассоциации арт-терапии 29, вып. 1 (январь 2012 г.
Руссу, Мария. «Иммерсивная интерактивная виртуальная реальность в музее», nd, 8. Лосось, Феликс. «Инвесторы вкладывают миллионы в иммерсивное интерактивное искусство». Аксиос. По состоянию на 25 сентября 2021 г. https://www.axios.com/investors-pour-millions-vr-experience-14602a2b-1b95-4f5f-bd4e-971bfa9a2dd4.html.
Рой, М. Дж. Новые подходы к диагностике и лечению посттравматического стрессового расстройства: Новые подходы к диагностике и лечению посттравматического стрессового расстройства. Амстердам, НИДЕРЛАНДЫ, THE: IOS Press, Incorporated, 2006. http://ebookcentral.proquest.com/lib/cm/detail.action?docID=265979.
Рубин, Питер. «ПРОВОДНОЕ руководство по виртуальной реальности». Проводной. По состоянию на 15 октября 2021 г. https://www.wired.com/story/wired-guide-to-virtual-reality/.
Наука. «Виртуальная реальность в психологии: терапия и исследования». Sciforce (блог), 3 октября 2019 г. https://medium. com/sciforce/virtual-reality-in-psychology-therapy-and-research-525bd9e4283a.
Шамри Зееви, Лиат. «Делаем арт-терапию виртуальной: интеграция виртуальной реальности в арт-терапию с подростками». Frontiers in Psychology 12 (4 февраля 2021 г.): 584943. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.584943.
Статистика. «Отрасли, разрушенные технологиями XR/AR/VR/MR 2020». По состоянию на 13 октября 2021 г. https://www.statista.com/statistics/1185060/sectors-disrupted-immersive-technology-xr-ar-vr-mr/.
SXSW. «Преодоление препятствий: победа японского танцора Йоками в виртуальной реальности на SXSW», 21 апреля 2021 г. https://www.sxsw.com/news/2021/overcoming-obstacles-a-japanese-vr-dancers-win-at-sxsw/ .
«Виртуальная реальность позволит вам исследовать Международную космическую станцию… и это так же удивительно, как и звучит | Космос.» По состоянию на 13 октября 2021 г. https://www.space.com/vr-iss-experience-international-space-station.
Музей Виктории и Альберта. «V&A · О нас». По состоянию на 5 октября 2021 г. https://www.vam.ac.uk/info/about-us.
Арт-терапия виртуальной реальностью. «Арт-терапия виртуальной реальностью». По состоянию на 23 сентября 2021 г. https://www.virtualrealityarttherapy.com.
Влейк, Йохан Х., Джаспер Ван Боммель, Эверт-Ян Уилс, Тим И. М. Кореваар, Мерел Э. Хеллемонс, Анна Ф. К. Шут, Джуст А. М. Лабут, Лоис Л. Х. Шредер, Дидерик Гоммерс и Мишель Э. Ван Гендерен. «Влияние виртуальной реальности в отделении интенсивной терапии (ICU-VR) на улучшение психологического благополучия и качества жизни выживших после COVID-19 в отделении интенсивной терапии: протокол исследования для многоцентрового рандомизированного контролируемого исследования». Испытания 22, вып. 1 (5 мая 2021 г.): 328. https://doi.org/10.1186/s13063-021-05271-z.
«VR+Opportunities.Pdf». По состоянию на 4 октября 2021 г. https://static1.squarespace.com/static/51d98be2e4b05a25fc200cbc/t/5919ec172994cadba4acabb3/1494871067244/VR+Opportunities. pdf.
«Технологии виртуальной реальности в музейной сфере — Jasoren». По состоянию на 4 октября 2021 г. https://jasoren.com/vr-in-museums/.
«2020-AR-VR-Survey-v3.Pdf». По состоянию на 13 октября 2021 г. https://www.perkinscoie.com/images/content/2/3/231654/2020-AR-VR-Survey-v3.pdf.
Арт-терапия и цифровые технологии: цифровая арт-терапия
Источник: © 2017 «Цифровая арт-терапия» через приложение WordPhoto К. Мальчиоди, доктор философии
Я очень рад начать фактический процесс производства новой книги на 2018 год: Справочник по арт-терапии и цифровым технологиям . Это динамичная коллекция международных материалов от ведущих практиков, которые используют цифровые технологии в своих подходах к терапии, образованию и исследованиям, основанных на искусстве. Больше всего я рад возможности напечатать эту работу как своего рода «продолжение» Art Therapy and Computer Technology (Malchiodi, 2000), первая книга, в которой рассматриваются электронные и новые цифровые технологии в практике арт-терапии и предшественники социальных сетей и социальных сетей.
Цифровая арт-терапия является относительным новичком в методах и материалах арт-терапии, которые можно определить как «все формы технологических медиа, включая цифровой коллаж, иллюстрации, фильмы и фотографии, которые используются терапевтами для помощи клиентам в создании искусства». как часть процесса терапии» (Мальчиоди, 2011, стр. 33). Он включает в себя любые действия, в которых используются компьютерные клавиатуры и экраны или другие технологические устройства для создания изображений в контексте лечения. Оборудование, используемое для создания, изменения или обработки изображений, и электронные методы, такие как электронная обработка (компьютеры или планшетные устройства), фотокопирование, кинопроизводство, видеосъемка и фотография в различных итерациях, от однозеркальных устройств до цифровых камер и смартфонов, также являются частью спектра методики цифровой арт-терапии. Эти технологии включают, помимо прочего, следующие популярные в настоящее время формы: приложения и различные формы программного обеспечения для создания изображений и редактирования фильмов; анимация; игры, виртуальная реальность (VR) и интерактивная среда; планшетная техника; светопись; искусственный интеллект; и цифровое повествование, а также другие техно-медиа.
Доступность цифровых технологий и средств массовой информации экспоненциально расширила возможности для творческого самовыражения, общения и создания сетей; по мере того, как эти достижения продолжают быстро появляться, среди арт-терапевтов также растет любопытство и дискуссия о влиянии и применении цифровых технологий на практике. Во многом это связано с несколькими факторами. В настоящее время широко доступно цифровое оборудование и программное обеспечение для создания изображений и передачи их не только через экран компьютера, но и через персональные сотовые телефоны и другие компактные устройства. Можно создавать изображения, используя бесконечное множество приложений для рисования и рисования, или просто манипулировать изображениями с помощью различных программ для создания коллажей, приложений или онлайн-программ. Например, теперь очень легко преобразовывать уже существующие изображения с помощью 21-го прогресса с помощью удобного программного обеспечения и приложений для улучшения фотографий (см. изображение приложения Word Photo в этом посте), а также интернет-программ, которые позволяют пользователю «вырезать» изображения для использование и манипулирование в художественном выражении. Есть также легкодоступное онлайн-программное обеспечение для редактирования фотографий и фильмов, а также все более доступные устройства, такие как компьютерные веб-камеры, карманные пленочные камеры и смартфоны, которые могут как фотографировать, так и создавать видеоматериалы. В настоящее время вездесущий YouTube создал возможности для видео, невообразимые всего десять лет назад. Все эти разработки вызвали интерес у арт-терапевтов и других специалистов, применяющих художественные методы в своей работе с людьми всех возрастов.
Мир искусства также принял цифровые технологии как важную часть создания изображений. Современные художники используют в своей работе виртуальную реальность, робототехнику, искусственный интеллект и различные методы обработки цифровых изображений, интегрируя технологии, которые в настоящее время оказывают большое влияние на общество и культуру. Эти быстро развивающиеся формы искусства заставляют не только художников расширять вопрос о том, «что такое художественные материалы», но также влияют на то, как арт-терапевты и те, кто применяет художественные медиа, для достижения терапевтических целей и улучшения самовыражения. Короче говоря, «палитра» арт-терапии расширилась от того, что можно определить как более «низкотехнологичные» материалы, до цифровых форм самовыражения и общения.
Кроме того, в настоящее время любому практикующему врачу трудно игнорировать тот факт, что все большее число клиентов арт-терапии находятся под влиянием и ежедневно вовлечены в цифровые медиа и сети. Другими словами, невозможно разделить то, как цифровые медиа и сети способствуют психосоциальному опыту и роли технологий в мировоззрении людей. Это особенно актуально при работе с молодыми клиентами, которые составляют группу, известную как «цифровые аборигены» (лица, родившиеся после 19 лет).80, которые выросли в эпоху цифровых технологий в сообществах и культурах, имеющих доступ к технологиям), теперь требует, чтобы те, кто оказывает помощь детям, понимали возможности, проблемы и ограничения цифровых технологий.