Модель НЛП:: Ассоциация — диссоциация
Оглавление
Основные различия
Сравнительная таблица
Многомерная диссоциация
Ассоциация в другого
Презентация
По теме
Одно из довольно интересных субмодальных различий – это ассоциированное или дисооциированное восприятие ситуации. Если воспринимать ситуацию являясь участником, «своими глазами», то говорят об ассоциации, если же воспринимать себя «со стороны», то говорят о «диссоциации».Ассоциация: вижу ситуацию своими глазами.
Диссоциация: вижу себя в этой ситуации со стороны.
Диссоциированно видеть себя можно разными способами: из-за уха, сверху, сзади, справа, слева…
Основные различия
При ассоциированном восприятии мы участвуем в ситуации, переживаем её изнутри. При диссоциированном восприятии – оцениваем происходящее в ситуации как посторонний наблюдатель.
Играть в футбол, чувствовать волнение, напряжение в мышцах, ветер на лице
или
смотреть кино про то, как играл в футбол, оценивать игру как зритель.
В первом случае (ассоциация) мы в том числе получаем доступ к внутренним (напряжение мышц, напряжение в груди), тактильным (ветер на лице) и метаощущениям (восторг, злость, раздражение, счастье). Во втором случае (диссоциация) – только к метаощущениям, при чём эти ощущения сообщают об оценке «моего поведения в ситуации»: нравится – не нравится, хорошо – плохо, раздражает, восторгает и т.д.
Диссоциация позволяет «отключиться» от ситуации, оценить её относительно спокойно. Ассоциация же позволяет «быть в ситуации».
Например, в большинстве случаев, диссоциация от неприятных ситуаций позволяет резко снизить интенсивность переживаний. Но диссоциация от приятных ситуаций – это эффективный способ сделать свою жизнь «серой».
У меня была одна клиентка, которая постоянно диссоциировалась во время секса. Описывала она это приблизительно так: «Я вижу двух людей занимающихся сексом. Ну а я тут при чём?»
Диссоциация даёт возможность более отстранённого восприятия ситуации, что может быть полезным при восприятии неприятных ситуаций или если вам нужно более взвешенно воспринимать ситуацию с большой эмоциональной вовлечённостью: воспоминания о сложном разговоре с начальником, падение с велосипеда. К тому же диссоциация может быть полезна, когда нужно оценить своё поведение или внешность. Например, при выборе одежды. Или в бальных танцах.
Ассоциация же позволяет получить доступ к эмоциям внутри ситуации. Это может быть полезным при воспоминании о приятных ситуациях или для большей эмоциональной вовлечённости в текущую ситуацию: вкусный обед, приятный разговор с друзьями, секс…
В большинстве случаев диссоциация связана с визуализацией, потому что это всегда конструирование. Визуально это сделать намного проще. Вы себе придумываете, как выглядите «со стороны».
Именно поэтому Кинестетики более склонны к ассоциациированному восприятию событий, а Визуалы – к диссоциированному.
При этом обычно под диссоциацией понимают «вид
себя со стороны». Если вас в картинке ситуации нет – то речь о диссоциации не идёт.Но можно диссоциироваться аудиально: представьте, что слышите свой голос «со стороны». Например, записанный на диктофон. Но это несколько сложнее, по крайней мере для людей нашей культуры.
Сравнительная таблица
Ассоциация |
Диссоциация |
Воспринимаю ситуацию как участник. |
Воспринимаю ситуацию как наблюдатель. |
Вижу своими глазами |
Вижу себя со стороны |
Единственно возможный вариант |
Может быть несколько способов восприятия |
Внутренние, тактильные и метаощущения. |
Только метаощущения. |
Речь о себе от первого лица: |
Речь о себе от третьего лица: |
Визуальное и/или аудиальное вспоминание |
Визуальное и/или аудиальное конструирование |
Если же воспринимать диссоциацию именно как «эмоциональное отсоединение от ситуации», то уход в дигитальный канал – это тоже вид диссоциации: «Я думаю, что в этой ситуации мои поступки не обладали взвешенностью и осторожностью».
Ещё один из достаточно простых способов диссоциироваться от ситуации – описать процесс при помощи номинализаций. Сравните:
— Я сегодня разговаривал с Аней.
— У меня сегодня был разговор с Аней.
Многомерная диссоциация
Многомерная диссоциация
Диссоциация может быть многомерной – мы ведь можем представить себя, наблюдающего за собой (двухмерная диссоциация). А можно наблюдать за собой, наблюдающим за собой (трёхмерная диссоциация). И так далее. Каждый дополнительный уровень диссоциации позволяет уменьшить вовлечённость в ситуацию и переживания, с этим связанные. Многомерная диссоциация используется в случае с сильными травмирующими переживаниями, фобиями – так, многомерная диссоциация является одним из важных компонентов техники «Быстрое лечение фобий».
Ассоциация в другого
Ещё один способ использования ассоциированного состояния – ассоциация в другого человека, то есть вы «вживаетесь» в чужой образ.
Это основа актёрского мастерства – становиться кем-то другим. Есть много историй, как готовясь к роли, актёры долго вживались в ситуацию. Когда Ричарду Гиру предстояло сыграть адвоката, он несколько месяцев перед этим проработал в юридической конторе.
Ассоциировавшись в другого человека, можно «изнутри» понять его цели, намерения, мысли, смоделировать его дальнейшее поведение или реакцию в определённой ситуации. Вы можете «встать на место» вашего кота, свекрови, партнёра по переговорам, продавщицы в магазине, президента и т.д.
Я-Сам (подчинённый): — Я попросил дать мне отпуск прямо сейчас. А он отказал. Ну не всё ли ему равно, когда я пойду в отпуск? Просто жлобство какое-то!
Я-Начальник: — Иванов просит отпуск. А нам нужно сдавать заказ через две недели. При этом, если я ему дам отпуск сейчас, я не смогу отказать Петровой и Сидорову – они тоже захотят. Тогда вообще всё кувырком пойдёт. А он ведь меня жлобом сейчас считает!
Конечно, это не настоящие мысли и переживания другого человека, а их моделирование вашим бессознательным.
Есть много фраз, описывающих ассоциацию в другого: «посмотри на это его глазами», «встань на его точку зрения», «посмотри с моей стороны», «походить в чужих башмаках», «вжиться в его образ».
Ещё одно применение ассоциации в другого, это подстройка – если вы ассоциируетесь в образ человека, находящегося с вами в одной комнате, то скорее всего вы под него довольно хорошо подстроитесь. Правда, при этом вам нужно себя «отпустить», чтобы бессознательное нашло наиболее удачное невербальное проявление состояния – позу, голос, движения.
Презентация
По теме
Тест «Ассоциация — диссоциация»
Ассоциация нлп, ассоциация, диссоциация, находиться
С помощью этих понятий описывается решающее различие наших внутренних состояний. Чтобы оценить свое состояние с точки зрения ассоциаций и диссоциаций прямо сейчас, закройте глаза и представьте, что вы плавно поднимаетесь к потолку. А теперь представьте, что вы смотрите вниз со своего нового местоположения.
А теперь представьте, что вы вылетели из своего тела и видите, как оно по прежнему сидит в кресле. Представьте, что вы можете совершить «астральное путешествие» по комнате, обозревая свое тело с различных точек. А теперь вернитесь обратно. Ваше тело не покинуло кресла. Когда вы смотрели на себя со стороны, то тем самым диссоциировались.
Ассоциируясь, вы ощущаете чувства, которые проистекают из опыта.
Диссоциируясь, вы ощущаете то, что вы думаете о полученном опыте.
Ассоциация и диссоциация — вовсе не два различных способа видения ментального образа, это способы восприятия реального мира. Иногда вы чувствуете себя буквально замкнутыми в собственном теле, прямо вовлеченными в события, происходящие вокруг. В другие же дни вы отстранены, недоступны, занимаете позицию наблюдателя, а не участника.
В нашем языке есть множество фраз, характеризующих различие между ассоциацией и диссоциацией.
АССОЦИАЦИЯ | ДИССОЦИАЦИЯ |
В жизни Все вокруг В гуще событий Со всеми Уловить момент Плыть по течению Участвовать в событиях | Вне жизни Затаиться Над схваткой Сам по себе Оставаться наблюдателем Не принимать ничего близко к сердцу Наблюдать за происходящим |
Вы ассоциируетесь, когда:
- чувствуете, что находитесь «здесь и сейчас»;
- целиком поглощены тем, что делаете в настоящем, и не замечаете течения времени;
- находитесь внутри своего тела и наблюдаете за всем собственными глазами;
- остро чувствуете все телесные ощущения.
Когда вы ассоциируете, ваше тело обычно наклоняется вперед и говорите вы исключительно в настоящем времени: «Я делаю…»
Ассоциация полезна для:
- наслаждения приятным жизненным опытом;
- наслаждения приятными воспоминаниями;
- практического оснащения определенных навыков;
- концентрации внимания.
Вы диссоциируетесь, когда:
- думаете о чем-либо, а не делаете этого;
- ощущаете отстраненность от того, чем занимаетесь;
- видите себя словно со стороны, мысленным взором, а не собственными глазами;
- ощущаете течение времени;
- ощущаете отстраненность от физических чувств.
Когда вы диссоциируетесь, ваше тело обычно отклоняется назад и вы говорите о чем-либо, избегая форм настоящего времени. Например: «Я подумаю о том, что вы сказали» или «Не представляю, чтобы я это сделал».
Диссоциация полезна для:
- анализа жизненного опыта;
- обучения на опыте прошлого;
- отслеживания хода времени;
- отступления в неприятных ситуациях.
Предлагаю вам простое упражнение на ассоциацию и диссоциацию:
- Вызовите в памяти приятное воспоминание.
- Обратите внимание на то, какой образ возник перед вашим мысленным взором.
- Ассоциируете ли вы? Смотрите ли вы на него собственными глазами?
- Диссоциируетесь ли вы? Наблюдаете ли за собой в данной ситуации как бы со стороны?
- Каким бы ни было ваше состояние, измените его и постарайтесь взглянуть на ситуацию иначе. А теперь измените состояние еще раз.
- Какое состояние является для вас предпочтительным?
Большинству людей ассоциация позволяет ощутить чувства более сильно, поскольку при этом процессе они находятся внутри собственного тела и поэтому переживают свои чувства гораздо острее и ярче.
Диссоциируя, вы теряете связь с собственным телом. Вы испытываете чувства, но они связаны с тем, что вы видите. Подобные чувства совсем не похожи на чувства, возникающие в момент переживания опыта.
Диссоциация — это полезный прием для того, чтобы создать некоторое расстояние между самим собой и собственной памятью. Как правило, человек думает о приятном ассоциативным образом, чтобы получить от воспоминаний наиболее приятные ощущения. Неприятные же воспринимаются диссоциативным образом, что позволяет избежать неприятных ощущений.
Назад в раздел НЛП ТЕХНИКИ >>>
Ассоциативная субмодальность диссоциации
Паттерн диссоциации ассоциации является мощным регулятором состояния. Представьте, что вы решили поехать в отпуск, но вам нужно сначала накопить. Что, скорее всего, заставит вас сэкономить деньги?
Ассоциация
Вы представляете себе большой яркий фильм о месте вашего назначения. Он в 3D, так что вы чувствуете, что можете дотянуться и потрогать его кусочки. Вы можете слышать музыку и звуки – есть манящий ритм. Как будто вы действительно там, видите это своими глазами. Ваш внутренний голос говорит: «Я очень хочу туда, жду не дождусь!» Стивен Спилберг позавидовал бы вашим продюсерским способностям.
С другой стороны, фобия является результатом застревания в ассоциированном состоянии. Схема лечения фобии НЛП включает изменение этого ассоциированного состояния на диссоциированное состояние наблюдателя. Всякий раз, когда нас переполняют эмоции, диссоциация может стать сильным облегчением.
Диссоциация
Думайте о своем предназначении как о маленьком черно-белом снимке. Если вы там, вы можете увидеть себя, а не увидеть своими глазами. Ваш внутренний голос говорит: «Наверное, было бы неплохо»
Использование ассоциативной диссоциации
Паттерн ассоциативной диссоциации является очень важным отличием субмодальности. Когда вы связаны, вы заново переживаете опыт, у вас есть все чувства. Когда вы диссоциированы, вы наблюдаете себя. Ваши чувства связаны с ситуацией. Это не имеет ничего общего с категорией психического здоровья «Диссоциативные расстройства».
Когда нужно общаться
Когда вы переживаете или вспоминаете что-то приятное, быть вместе веселее. Это также необходимая часть обучения навыкам, особенно физической активности, такой как спорт. Это хороший способ получить мотивацию для приятного занятия.
Когда следует отстраниться
Полезнее отстраниться от неприятных воспоминаний или переживаний. Как вы мотивируете себя выполнять неприятную или трудоемкую задачу? Увидьте, как вы выполняете шаги задачи, и свяжите ее с конечным результатом. Сосредоточьтесь на хороших чувствах, связанных с выполнением задачи.
Как сделать жизнь невыносимой
Многие люди делают прямо противоположное. Они повторно переживают неприятные воспоминания и события, связанные со всеми неприятными чувствами. Они вспоминают приятные события совершенно бессвязно. Еще хуже заниматься чем-то забавным, думая о заполнении налоговой декларации.
Дополнительная литература: «Субмодальности становятся мета» Л. Майкла Холла
Паттерн диссоциации ассоциации — это мощный регулятор состояния. Представьте, что вы решили поехать в отпуск, но вам нужно сначала накопить. Что, скорее всего, заставит вас сэкономить деньги?
Ассоциация
Вы представляете себе большой яркий фильм о месте вашего назначения. Он в 3D, так что вы чувствуете, что можете дотянуться и потрогать его кусочки. Вы можете слышать музыку и звуки – есть манящий ритм. Как будто вы действительно там, видите это своими глазами. Ваш внутренний голос говорит: «Я очень хочу туда, жду не дождусь!» Стивен Спилберг позавидовал бы вашим продюсерским способностям.
С другой стороны, фобия является результатом застревания в ассоциированном состоянии. Схема лечения фобии НЛП включает изменение этого ассоциированного состояния на диссоциированное состояние наблюдателя. Всякий раз, когда нас переполняют эмоции, диссоциация может стать сильным облегчением.
Диссоциация
Думайте о своем предназначении как о маленьком черно-белом снимке. Если вы там, вы можете увидеть себя, а не увидеть своими глазами. Ваш внутренний голос говорит: «Наверное, было бы неплохо»
Использование ассоциативной диссоциации
Паттерн ассоциативной диссоциации является очень важным отличием субмодальности. Когда вы связаны, вы заново переживаете опыт, у вас есть все чувства. Когда вы диссоциированы, вы наблюдаете себя. Ваши чувства связаны с ситуацией. Это не имеет ничего общего с категорией психического здоровья «Диссоциативные расстройства».
Когда нужно общаться
Когда вы переживаете или вспоминаете что-то приятное, быть вместе веселее. Это также необходимая часть обучения навыкам, особенно физической активности, такой как спорт. Это хороший способ получить мотивацию для приятного занятия.
Когда следует отстраниться
Полезнее отстраниться от неприятных воспоминаний или переживаний. Как вы мотивируете себя выполнять неприятную или трудоемкую задачу? Увидьте, как вы выполняете шаги задачи, и свяжите ее с конечным результатом. Сосредоточьтесь на хороших чувствах, связанных с выполнением задачи.
Как сделать жизнь невыносимой
Многие люди делают прямо противоположное. Они повторно переживают неприятные воспоминания и события, связанные со всеми неприятными чувствами. Они вспоминают приятные события совершенно бессвязно. Еще хуже заниматься чем-то забавным, думая о заполнении налоговой декларации.
Дополнительная литература: Субмодальности, идущие в мета, Л. Майкл Холл
Ассоциация и диссоциация: вот как это делается [объяснение и значение]
Диссоциация и ассоциация — это замечательный навык, который вы можете дать себе и клиентам. Как вы это делаете, и как вы снова связываетесь? Читайте в этой статье.
Содержание этой страницы:
Что такое ассоциация и диссоциация?
- Ассоциация
- Диссоциация смотрит на опыт с расстояния – третья позиция восприятия.
Когда вы используете ассоциацию и диссоциацию?
Вы всегда можете использовать ассоциацию и диссоциацию. Ниже приведены примеры того, когда вы хотели бы общаться и когда вы хотели бы отделиться.
Когда диссоциация желательна? Диссоциация полезна в следующих ситуациях:
С помощью диссоциации вы разделили себя в настоящем и эмоции травмы или фобической реакции. Таким образом, вы можете смотреть на опыт безопасно и более четко без этих подавляющих чувств. Вы переживаете опыт менее интенсивно. Это позволяет вам лучше размышлять об этом и прийти к пониманию и перспективам.
- Диссоциация также очень полезна для предоставления фактической и чистой обратной связи.
- С небольшой неприятностью вы, как правило, хотели бы диссоциировать (3
e человек), чтобы получить более новое понимание и осознание этих неприятных переживаний. - При постановке целей действительно полезно отмежеваться от приятной, желаемой ситуации. Затем вы создаете для своего подсознания еще большее желание достичь этого, потому что вы чувствуете, что вас еще нет, а на самом деле вы есть.
- Когда вы хотите снять нагрузку, чтобы ясно мыслить. Когда вы диссоциируете или выходите из ассоциированного опыта, вы можете смотреть на свое собственное тело в образе. Теперь вы можете продолжать мыслить ясно.
Когда желательна ассоциация? Ассоциирование полезно в следующих ситуациях
- Когда связывание желательно? Ассоциация помогает вам учиться, например. Вы учитесь намного быстрее, испытывая что-то!! Позвольте вещам происходить, пока вы находитесь в середине опыта, не пытаясь понять этот опыт.
- Когда объединение еще более полезно? Когда вы хотите вызвать состояние ума. Просто начните чувствовать, как в вас крепнет ощущение душевного состояния! Этот кинестетический, связанный аспект важен для пробуждения настроений и эмоций.
- Обычно вам нравится общаться с приятными людьми.
- При постановке целей полезно также ассоциировать боль с текущей нежелательной ситуацией, чтобы вы были полны решимости избавиться от нее.
Ассоциация и диссоциация — очень важная часть тренинга для практиков НЛП.
Диссоциация помогает! Потому что дневники альпинистов Эвереста полны страданий: «Лучше бы я никогда не ходил… Так холодно… Подросток потерялся…» (ассоциация), но через две недели (диссоциация) они снова готовы идти, чтобы идти!
Чувство присуще ассоциации
Система кинестетической репрезентации очень подходит для ассоциации. Чувство — это почти всегда то, что вы должны испытать «вживую». Так что очень трудно почувствовать что-то диссоциированное. Просмотр, с другой стороны, гораздо легче диссоциирует.
Так что особенно используйте К (кинестетика) во время упражнений от первого лица. Вы также можете задать следующие вопросы, чтобы удержать кого-то в чувстве/ассоциации: «Что это дает вам? Каково это? ‘
Теперь ты снова стоишь там. Прямо на месте, где произошло событие. Теперь вы можете почувствовать руку своего мужа в своей руке.
Другие способы стать ассоциированными или диссоциированными включают …
Стать диссоциированными (метапозиция) | Присоединиться |
Нейтральная муха на стене смотрит на ситуацию. Или прогуляйтесь на каноэ по тому, что происходит на берегу, и понаблюдайте за ним. | Прочувствуйте ситуацию как самого себя. Или плыть туда, выйти и вспомнить. |
Сфотографируйте опыт и посмотрите на него. Отклоняясь назад своим телом. Представьте, что изображение отодвигается от вас все дальше и дальше. Встаньте над ним. | Буквально наклониться вперед. Войдите в картину. Влезай до упора. |
Вне графика. | Будь на временной шкале. Кроме того, вы всегда говорите так, как будто опыт, на котором вы стоите, происходит в настоящем, даже если вы находитесь в прошлом или в будущем. |
Говорить о клиенте в третьем лице. Это делают и коуч, и клиент. | Говорите напрямую о клиенте в своей форме. Это делают и коуч, и клиент. |
Рассмотрите в лежачем положении: «Если вы стоите в дверном проеме и смотрите на себя, что вы видите он/она делает?» | Опыт, с наклоненной вперед позой: «Плывите в своем теле и заново переживайте ситуацию. Вы находитесь в ситуации. |
Вы видите себя спереди, сзади, слева или справа? | Ты смотришь своими глазами. |
Что делают вы слышите сами говорите, что делаете вы видите в его позе? Что делать вы думаете ? Что сделать вы знаете ? Что ты заметил? Что еще вы замечаете? Что это дает вам? Как это заставляет вас чувствовать? | Видеть образы, слышать звуки и чувствовать чувства (в своем теле). |
Разговор в настоящем, прошедшем или будущем времени. | Говорите в настоящем времени. |
Слова диссоциированы: «Родители», «эта» рука. “ | Ассоциированные слова: «мои родители», «моя рука». |
Система визуального представления, быстрая речь, поверхностное дыхание, высокий голос … | Система кинестетических представлений, медленная речь, глубокое дыхание, низкий голос… |
Упражнение – Переход в третью позицию на каноэ
- Выполните это упражнение дважды. Сначала только положительные воспоминания, а затем только отрицательные.
- Представьте, что вы плывете по реке на каноэ.
- Вы плывете мимо всевозможных воспоминаний на берегу. Проплывая мимо него, вы, естественно, продолжаете смотреть на все в третьем лице.
- С некоторыми воспоминаниями выйдите из каноэ и погрузитесь в память.
- Для некоторых воспоминаний, садитесь в каноэ и из воспоминаний, чтобы увидеть погоду с безопасного расстояния.
- В конце упражнения подумайте, какое влияние оказала ассоциация и диссоциация на переживания.
Вы также можете настроить интенсивность ассоциации или диссоциации: «слайд». Например, вы можете сделать больше шагов назад или проплыть на каноэ на большее расстояние, если воспоминание о травме все еще ощущается слишком интенсивно.
Упражнение. Распознавание ассоциации и диссоциации в другом человеке
Поговорите с кем-нибудь и определите, говорит ли кто-то ассоциированно или диссоциировано. Вы можете видеть это в словах и теле другого человека. Он почти заново переживает это или говорит так, как будто полностью отключился? Запишите, какое поведение вы видели или слышали от другого человека, которое привело вас к заключению.
Дополнительное упражнение: в определенный момент вы приводите другого к ассоциации, когда он говорит диссоциирован (или наоборот). Затем спросите его, как он видит ситуацию по-другому (диссоциированный) или как он теперь переживает ситуацию по-другому (ассоциированный).