5. Стили педагогического общения и педагогического руководства
Стиль – это индивидуально-своеобразная манера действования и поведения человека (А.А. Бодалев). Исходя из этогопод стилем общенияв педагогике понимают «индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся» (В.А. Кан-Калик). К этим особенностям относятся: особенности коммуникативных возможностей педагога, достигнутый уровень его взаимоотношений с воспитанниками, творческая индивидуальность педагога и особенности детей, группы учащихся, с которыми он общается.
Рассмотрим типичные стили педагогического общения, описанные в педагогической литературе. Наиболее эффективный из них – общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Этот стиль предполагает сотрудничество, совместную заинтересованность, сотворчество, а также высокий уровень компетентности педагога и его нравственных установок.
Эффективен и стиль педагогического общения на
Достаточно распространенным стилем педагогического общения является стиль общение-дистанция.Дистанция в отношениях педагога и воспитанника должна существовать, она необходима, так они занимают различные социальные позиции. Важно, чтобы эта дистанция была для воспитанников естественной в силу естественности для них ведущей роли педагога. Педагогу же важно владеть искусством дистанции, чтобы избежать фамильярности в общении.
К негативным стилям общения относят: общение-устрашение, общение-заигрывание, общение-превосходство. Эти стили характеризуются субъект-объектными отношениями между педагогом и воспитанниками. Так, стильобщение-устрашениестроится на жесткой регламентации деятельности учащихся, на их беспрекословном подчинении, страхе, на ориентации детей на то, чего делать нельзя. Данный стиль делает невозможным сотрудничество педагога и детей.
Общение-заигрываниекак стиль педагогического общения основывается на желании педагога нравится воспитанникам, завоевать у них авторитет, который скорее всего будет «дешевым», ложным. Нередко молодые педагоги избирают именно этот стиль общения с учащимися.
Общение-превосходствохарактеризуется желанием педагога возвыситься над воспитанниками; он поглощен собой, отстранен от детей; мало интересуется своими отношениями с ними, не чувствует учащихся.
Охарактеризованные стили педагогического общения находят свое выражение в стилях педагогического руководства
Наиболее распространенной является следующая классификация стилей педагогического руководства. Их подразделяют на авторитарный, демократический, либеральный.
Авторитарный стиль педагогического руководстваможно выразить словами: «Делайте, как я говорю, и не рассуждайте». Педагог единолично задает цели и способы деятельности, не объясняет и не комментирует свой действия. Он проявляет чрезмерную требовательность, категоричен в суждениях, не принимает возражений, пренебрегает мнением и инициативой учащихся. Педагог постоянно проявляет сове превосходство, у него отсутствует сопереживание, сочувствие. Воспитанники находятся в позиции объектов педагогического воздействия. Преобладает официальный, приказной, начальственный тон в обращении в форме указаний, поучений, приказов, инструкций, окрика. Общение строится на дисциплинарных воздействиях и подчинении. Нет необходимости доказывать, что такой стиль педагогического руководства тормозит развитие личности, подавляет активность, инициативу, порождает неадекватную самооценку.
При демократическом стиле педагогического руководстваобщение и деятельность педагога и учащихся строится на творческом сотрудничестве. Совместная деятельность мотивируется педагогом, он поддерживает право воспитанников на собственное мнение и на свою позицию, поощряет их активность, инициативу. Этот стиль характеризуется положительно-эмоциональной атмосферой взаимодействия, доброжелательностью, доверием, требовательностью и уважением, учетом индивидуальности личности. Основными формами обращения учителя являются совет, рекомендация, просьба. Демократический стиль руководства можно выразить словами: «Вместе задумали, вместе планируем, организуем, подводим итоги». Этот стиль способствует развитию и саморазвитию личности, вызывает стремление к совместной деятельности, побуждает к самостоятельности, стимулирует самоуправление, высокую адекватную самооценку и способствует установлению гуманных взаимоотношений.
При либеральном стиле педагогического руководстваотсутствует система в организации деятельности учащихся и контроля за нею. Педагог занимает позицию стороннего наблюдателя, не вникает в жизнь коллектива, в проблемы отдельной личности, довольствуется минимальными достижениями. Тон обращения диктуется желанием избежать сложных ситуаций, во многом зависит от настроения педагога. Формами обращения являются увещевания, уговоры. Этот стиль ведет либо к панибратству, либо к отчуждению. Он не способствует развитию личности, не побуждает к инициативе, самостоятельности воспитанников. Главное, что отсутствует целенаправленное педагогическое взаимодействие «педагог-воспитанник». Словами этот стиль можно выразить так: «Как все идет, так и пусть идет».
В чистом виде тот или иной стиль руководства практически не встречается. Предпочтителен демократический стиль. Обычно опытный учитель владеет элементами всех стилей. В этом случае идет речь о
📖 42. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ. Психология и педагогика: Шпаргалка. Авторов К. Страница 42. Читать онлайн
Наряду с системой методов преподавания важнейшим фактором, влияющим на формирование умственных способностей учащихся, является характер, или стиль общения между преподавателем и учащимся. Существуют два полярных, диаметрально противоположных стиля общения: авторитарный и демократический. Преобладание того или иного стиля общения характеризует весь учебный процесс.
Авторитарный (монологический) стиль общения предусматривает такую совокупность личностных качеств преподавателя, как стереотипность восприятия и предвзятое отношение к учащимся. Авторитаризм проявляется прежде всего в репродуктивном методе преподавания, когда исключается любая попытка самостоятельного творчества у учащихся, которые должны подражать учителю и лишь исполнять его требования. Авторитарный стиль общения характеризуется также однотипностью в построении хода урока: проверка домашнего задания, опрос, объяснение нового материала, домашнее задание эти этапы урока при авторитарном стиле общения всегда одни и те же.
Авторитарный стиль общения убивает познавательный интерес у учащихся, которые хоть и усваивают преподаваемый материал в полном объеме, но не могут самостоятельно развивать свои умения и навыки, мыслительные способности не развиваются. Преподаватель, обладающий авторитарным стилем общения, оценивает знания учащихся лишь по внешней форме ответа, не учитывая при этом их индивидуальности.
В современной педагогике наиболее оптимальным стилем общения является демократический стиль. Демократический стиль в противоположность авторитарному стилю общения заключается в гуманном и уважительном отношении к каждому из учащихся. Педагог, использующий этот стиль общения, предоставляет учащимся разумную самостоятельность, дает им возможность самим строить процесс обучения. В то же время демократия в педагогическом общении предусматривает обязанность учителя грамотно руководить учащимися и их деятельностью в процессе обучения.
Демократический стиль общения позволяет стимулировать индивидуальное восприятие информации учащимися, вызвать у них интерес и активность к изучаемому материалу, формировать и развивать их умственные, мыслительные качества.
Демократический (диалогический стиль) характеризуется индивидуальным подходом к каждому учащемуся, способствует их мотивированному желанию исправления недочетов в знаниях и достижению новых высот в учебной и практической деятельности.
Конформистский (попустительский) стиль общения отличается абсолютной незаинтересованностью преподавателя в успешном развитии умений и навыков своих учащихся. Им предоставляется полная свобода, но при этом преподаватель не руководит ими. Информацию учащиеся получают либо из скудного неинтересного рассказа преподавателя, либо ограничиваются материалами в учебных пособиях, которые сами находят, а не рекомендуемых преподавателем.
Попустительский стиль общения не дает возможности точно установить уровень и качество знаний учащихся, не стимулирует развития их мыслительных способностей.
Объяснение авторитарного стиля руководства | Малый бизнес
Автор Chron Contributor Обновлено 21 июня 2021 г.
В 1939 году организационный психолог Курт Левин провел исследование, чтобы определить различные стили лидерства. Он обнаружил, что разные стили лидерства проявляются в разных условиях и у отдельных лидеров. В своей основополагающей статье «Модели агрессивного поведения в экспериментально созданном социальном климате» он выделил три стиля, включая авторитарный, иногда называемый автократическим, лидерство. Понимание ключевых аспектов этого стиля и способов его эффективного применения может помочь менеджерам стать более эффективными лидерами в своей организации, не прибегая к драконовскому менеджменту.
Определение авторитарного лидерства
Авторитарный лидер демонстрирует жесткий контроль над рабочей силой и мотивирует людей посредством применения строго соблюдаемых правил, положений и наказаний. Его слово является окончательным, и сотрудники не должны подвергать сомнению данные им указания. Инструментарий лидерства предполагает, что авторитарное лидерство наиболее эффективно применяется в ситуациях, когда необходим контроль и мало места для ошибок, например, в вооруженных силах. Его также можно эффективно использовать в ситуациях, когда сотрудники неопытны и требуют тщательного контроля, пока они не освоятся со своей работой.
Уважайте свою рабочую силу
Авторитарный лидер может быстро деморализовать рабочую силу, если его посчитают слишком суровым и негибким; даже автократам необходимо достичь положительного баланса между достижением результатов и поддержанием хороших отношений с персоналом. Например, в ситуациях, когда вы предъявляете недвусмысленные и чрезмерные требования к своему персоналу, хорошей практикой будет также признать сильные стороны отдельных сотрудников или команды. Помните, как лидер вы задаете направление, но ваши сотрудники реализуют его за вас. Гарвардская школа бизнеса отмечает, что лидеры могут быть четкими, дальновидными и авторитетными, но при этом не быть властными авторитарными.
Установите правила и будьте последовательны
Целесообразно заранее уточнить свои ожидания. Четко объясните сотрудникам, чего вы от них ожидаете, в конкретных и понятных терминах, не оставляющих места для различных интерпретаций. Приложите все усилия, чтобы заранее изложить свои ожидания перед выполнением любой требуемой работы. Когда вы установили и сообщили об этих основных правилах, будьте последовательны в их применении. Крайне важно, чтобы вы относились ко всем одинаково, даже при различных обстоятельствах.
Будьте готовы прислушиваться к отзывам
Один из аспектов хорошего лидера заключается в том, что он готов прислушиваться к отзывам тех, за кого вы отвечаете, даже если вы предпочитаете их игнорировать. Когда вы видите, что слушаете, сотрудники чувствуют, что их взгляды важны и представляют потенциальную ценность для вашей компании. Это показывает, что вы достаточно зрелы, чтобы понять, что у вас нет ответов на все бизнес-задачи, с которыми сталкивается ваша компания, и что иногда у рабочих в цехах есть ценная информация о том, как можно добиться улучшений.
Будьте гибкими
Левин определил другие стили лидерства, которые могут оказаться более подходящими для определенных ситуаций. Целесообразно проявлять гибкость в своем подходе к достижению целей наиболее эффективным способом, и поэтому руководство вашей рабочей силой более демократичным и демократичным образом может привести к лучшим результатам. Этот подход хорошо работает в ситуациях, когда каждый член команды может внести независимый и ценный вклад в достижение целей. Левин также определил подход к лидерству, который он назвал «невмешательством». Этот стиль делегирует принятие решений сотрудникам, часто потому, что они обладают специальными знаниями или навыками, но ответственность лежит на лидере.
Литература
- Технический университет Дрездена: Модели агрессивного поведения в экспериментально созданном социальном климате; Левин, Курт; Липпитт, Рональд; Уайт, Ральф (1939)
- Гарвардская школа бизнеса: пять плюсов и минусов авторитарного лидерства
Автократический стиль лидерства – плюсы и минусы на рабочем месте | ХРДК
Делиться:Обновлено Персонал отдела кадров
У каждого начальника свой стиль руководства командой. Многие используют совместный подход, некоторые подчеркивают важность делегирования, а третьи вводят полный контроль. Если вы подпадаете под автократический стиль руководства, важно знать плюсы и минусы этого подхода на рабочем месте, чтобы вы могли стать лучшим и более сговорчивым начальником для своих сотрудников.
Возьмите мой стиль руководства? оценку от HRDQ, чтобы узнать, как вы управляете своей командой!
Что такое автократический стиль руководства?
Автократическое лидерство более известно как авторитарное лидерство. При таком подходе руководитель имеет полный контроль над группой и решениями, принимаемыми для этой группы — автократический лидер редко требует участия или предложений от своей команды. Скорее всего, вы авторитарный лидер, если:
- Все важные решения вы принимаете самостоятельно
- У вас очень структурированная рабочая среда
- Вы устанавливаете и поддерживаете строгие правила и процессы
- Вы серьезный человек
Плюсы автократического лидерства
Вот преимущества автократического лидера:
- Навыки быстрого принятия решений . Автократические лидеры часто обладают исключительными способностями к принятию решений. Это особенно важно в стрессовых ситуациях, когда необходимо немедленно принять решение.
- Сохраняет прохладу под давлением.
Те, кто придерживается авторитарного стиля руководства, легко сохраняют хладнокровие под давлением. И, поскольку они берут на себя ответственность за обработку стрессовых решений, они также гарантируют, что ни один другой сотрудник не попадет в ситуации высокого риска. - Получает слабые группы на пути . Когда команда испытывает трудности из-за отсутствия направления и плохой организации, авторитарные лидеры могут быстро вернуть слабые группы в нужное русло, установив четкую цель и предоставив точные методы, которые помогут им ее достичь.
- Видимая цепочка команд . Если возникает что-то важное, сотрудникам становится ясно, кому им нужно сообщить о проблеме, решении или информации.
Против самодержавного лидерства
Вот слабости самодержавного лидера:
- Вызывает недоверие . Укрепление доверия на рабочем месте необходимо для создания позитивной и продуктивной среды. Авторитетный характер автократических руководителей препятствует открытому общению с начальником, что в конечном итоге приводит к недоверию.
- Понижает боевой дух . Поскольку авторитарные лидеры обычно не позволяют своим сотрудникам принимать самостоятельные решения, это может заставить их чувствовать себя некомпетентными. Хорошая рабочая среда должна воодушевлять сотрудников, а не унижать их.
- Подавляет творчество . Сотрудников не поощряют вносить свой вклад и обратную связь со своим авторитарным начальством, что препятствует творчеству и может даже подавить опыт и ценные навыки сотрудника.
- Работает только в особых рабочих условиях . Существует несколько сред, в которых авторитарное лидерство действительно работает. Работа, требующая строгой структуры и соблюдения правил, в первую очередь будет пожинать плоды этого стиля руководства.
Для кого это работает
Хотя автократический стиль руководства имеет как плюсы, так и минусы, некоторые люди со следующими характеристиками вполне положительно реагируют на такой подход:
- Цените и наслаждайтесь соблюдением правил
- Предпочитает последовательный рабочий распорядок
- Не люблю рисковать
- Осторожно принимают решения
- Считать, что если метод работает, нет причин его менять
- Считай, что ты должен довольствоваться тем, что имеешь
Гибкость вашего стиля
Чтобы стать по-настоящему великим начальником, вам нужно научиться «гибко» использовать свой стиль руководства, чтобы он соответствовал всем вашим сотрудникам, а не только тем, кто предпочитает ваш деспотичный подход. «Гибкость» относится к способности распознавать стиль общения, на который человек лучше всего реагирует, а затем корректировать свой метод общения в соответствии с его потребностями.
Обучение гибкости требует времени, тренировок и практики. Однако вот лишь несколько советов, которые самодержавные лидеры могут начать применять уже сегодня, чтобы лучше приспособить своих сотрудников и создать более благоприятную рабочую среду:
- Не забывайте хвалить свою команду . Моральный дух и мотивация быстро истощаются, когда вы указываете людям только на их ошибки. Убедитесь, что вы хвалите сотрудников, когда они должны хвалить, чтобы они чувствовали себя счастливыми и гордились своей работой.
- Предложите свою помощь . Сделав себя доступным для своих сотрудников, вы не только улучшите общение (следовательно, устранив недоверие), но и сможете предоставить им инструменты для правильного выполнения работы.
- Слушайте своих сотрудников . Даже если вы в конечном итоге не примете предложений своих сотрудников, вы хотите, чтобы они чувствовали себя комфортно, обращаясь к вам со своими проблемами.