Программа бесед для трудных подростков
Работа с трудными детьми
Многим педагогам накоплен определенный опыт работы с детьми из неблагополучных семей.
Мне хочется поделиться своими размышлениями, надеюсь, что кому-то этот опыт поможет в работе с детьми трудной социальной адаптации. Вашему вниманию представляю программу бесед с детьми, состоящих на внутри школьном учете и классным коллективам в которых они обучаются.
Программа бесед :
Девизы программы: 1. «Мы до тех пор люди, пока хотим быть лучше»; 2.Не забывайте, что любой человек ищет радости в жизни. И вернуть эту радость, вселить в душу ребенка оптимизм – задача социального педагога в школе.
Беседа первая: «Счастлив тот, кто счастлив в семье» (для 5-7 классов)
Беседа строится на конкретных фактах, (не называя фамилии уч-ся), после проведенных тестов и анкетирования о семье, где есть такие вопросы как: Кто в Вашей семье глава? Какие есть традиции? Как вы проводите досуг? Что тебе нравиться? О какой семье ты мечтаешь? Какую семью ты хочешь создать сам (сама)? Как надо готовить себя с детства к семейной жизни? И др.
После обсуждения итоговых выводов по тестам и анкетам мы создаем и обыгрываем различные ситуации (в старших классах). Например, 1. В момент семейной ссоры к вам пришли гости. Ваши действия. 2. Муж вернулся с работы, квартира не убрана, обеда нет. Жена задержалась на работе. Разгорелась ссора. Как найти выход? И др.
Эти беседы с инсценированные вызывают интерес у старшеклассников. Такие занятия проходят в форме клуба молодой семьи, где подчеркивается главная мысль, что семья – это не удовольствие, а большой труд. Семья – первая школа любви. Человек не выбирает, когда ему родиться, в какой семье жить, но может сам в будущем создать семью радости. Это его выбор.
Беседа вторая: «Уютно ли тебе в школе» (для 5-7 классов)
Можешь ли ты сказать: школа – твой дом? Главная цель: выяснить, что мешает ученику чувствовать себя комфортно в классном коллективе, т.е. адаптировался ли он?
Беседа проходит в форме диалога:
1. С чего начинается Родина? С тропинки в школу, с друзей и товарищей на школьном дворе.
2. Что нового внесла в твою жизнь школа?
3. Как ты понимаешь девиз: один — за всех, и все за одного?
4. Кого из одноклассников ты можешь назвать своим другом (подругой) и почему?
5. Какая разница между другом и товарищем? Зачитываем речь Т. Бульбы о товариществе. Анализируем этот текст.
По каким же правилам должны жить дети в классном коллективе? Проводиться мозговой штурм. Дети предлагают следующие правила и пожелания:
1. Мальчики должны уважать девочек.
2. Выполнять поручения, какие им дают кл. руководители или лидер класса.
3. Не давать прозвища.
4. Не грубить, не обзываться.
5. Быть дружными и т.д.
Вывод и призыв: давайте будем взаимовежливыми, культурными и внимательными. Призыв принимается , и правила появляются в классном уголке.
Беседа третья: «Все начинается с детства». (для 5-7 классов)
Цель этой беседы – пробудить у учащихся желание быть завтра лучше, чем вчера, задуматься над своим поведением, над режимом дня, подумать об ответственном отношении к учебе, ибо в жизни нет мелочей:
— Грустно думать,
Что напрасно была нам молодость дана,
Что изменяли ей всечасно,
Что обманула нас она…
(А.С. Пушкин)
Обсуждаем мысль поэта, детство – самая прекрасная пора в жизни человека, но оно быстро проходит. Основные качества человека закладываются с детства. Если ты привык все уроки выполнять самостоятельно, никогда не опаздываешь, не врешь, не допускаешь грубости, понимаешь всегда, что ты рожден человеком.
Заранее проводится анкетирование:
а) Каким ты представляешь настоящего человека, какие качества ставишь на первое место?
б) Знаешь ли ты правила поведения? Почему их нужно выполнять?
в) Были ли в твое жизни случаи вандализма по отношению к предметам, школьному имуществу?
г) Честно признайся, не было ли в твоей жизни варварского отношения к животным, растениям?
д) Если бы ты был министром юстиции, как бы ты боролся с проявлением варварского отношения к городскому имуществу?
Зачитываются ответы самые интересные, обсуждаются. Учащиеся, как правило, активно обсуждают эти негативные явления в обществе. Делают неожиданные выводы: Надо умело, с интересом организовывать свой досуг, заниматься спортом.
Почему дети часто оказываются на улице среди подростков, склонных к правонарушениям? Сказывается стадное чувство – куда все, туда и я. Детская неопытность. СМИ принося огромным вред: печатается один криминал. Куда подрастающее поколение ведут СМИ? А боевики чему учат? Насилию. С экранов телевидения пропагандируется насилие, желание разбогатеть любыми способами, но есть у нас четыре воинства: «Совесть, честь, долг и достоинство». Это необходимо взять на вооружение.
Беседа четвертая: «О толерантности» (для 5-7 классов)
«Я, ты, он, она – вместе целая страна!» «Мы все – сестры и братья». «Если мы едины, мы непобедимы» …
Цель: Воспитывать уважение друг к другу, терпимость, желание воспринимать людей другой национальности как равных в обществе, имеющих одинаковые права и обязанности.
Беседа пятая: «Нет предела совершенству» ( для 10-11 кл.)
«Если б знала Земля о поступках своих обитателей,
Верно, диву далась бы: на что разум мы свой потратили?»
Цель: заставить учащихся задуматься над тем, что человек рождается познавать мир, созидать, уметь преодолевать различные трудности и испытания судьбы, нельзя разрушать, подавлять другого, унижать чье-либо достоинство, не отдавать предпочтение физическим удовольствиям и потребностям, ибо человек родится для того, чтобы хоть немного продвинуть себя и свой род к совершенству.
Стремитесь, люди, только к высоте.
Что красота? Пребудет и пройдет,
А тяга к красоте — не подведет!
Классный час «Кто есть кто?» проводится отдельно для девочек и мальчиков.
Цель. В период созревания юноши и девушки стремятся найти себе пару. Помочь им не совершить ошибку, руководствоваться не только эмоциями, но и слушать правильный выбор.
Тезис. Семья вырастает из любви, живет любовью, дети родятся в любви. Создавая семью, молодые выбирают путь, по которому им вместе идти. Осилит ли эту трудную дорогу идущий. (На 1000 браков у нас 800 разводов) Почему?
Анкеты юношей говорят о том, что они хотели бы видеть жену умной, совестливой, честной, любящей, верной и преданной, чистосердечной, умеющей сохранять чувство своего достоинства, улучшать свой характер степенностью, быть веселой и гостеприимной.
Девочка – будущая мать, а мать – трудная миссия: надо иметь способность к самопожертвованию, невероятному терпению и терпимости, ибо любить конкретного человека бывает невыносимо тяжело. Он имеет свои привычки и не всегда уступает в ссоре, спорах. Девочка – жена должна быть во сто раз мудрее мужа – юноши. Человечество существует потому, что есть материнская любовь.
Каким девушка хочет видеть своего мужа? Он должен хорошо зарабатывать, любить жену предано и верно, любить детей, понимать жену, считаться с ее мнением, уметь понять ее, быть хорошим человеком, помогать жене, иметь спокойный и сдержанный характер.
Всегда ли юноша придет на выручку девушке, когда ее обижают, проявляет рыцарские качества, занимается ли спортом, чтобы быть сильным и оправдать понятие «быть мужчиной». «Быть мужчиной» — значит, взять на себя равную долю забот о семье, долю труда, уметь хранить то, что тебя окружает, преумножать только хорошее в семье, жить для своей семьи, хранить ее как Бог – ибо счастлив тот, кто счастлив в семье.
Наша социально-психологическая служба в творческом поиске методов и средств, помогающих в формировании социализации личностных качеств ученика, понимая, что каждый из нас «продукт» степени общественного развития личности. Надо помочь учащимся, стоящим на внутри школьном учете, найти свое место в жизни, научить умению жить в коллективе , обществе и быть счастливым.
videouroki.net
План работы с трудными подростками
Социальный паспорт учащегося
Общие сведения
Школа 8 класс Б
Фамилия Мышков имя Эдвард
Отчество Эдуардович
Дата рождения 16.08.1999
Домашний адрес ул. Юношеская, д.1, кв.7
Данные наблюдений классного руководителя.
Основные проявления “трудности”, с какого времени наблюдаются нарушение Устава школы; с 18.09. 2014 поставлен на ИПР
Учебная деятельность (как успевает, если отстаёт, то по каким причинам, отношение к обучению, оставался ли на второй год, по каким предметам, когда) по основным предметам имеет «тройки». К урокам готовиться нерегулярно, делает уроки то только под контролем родителей.
Отношение к труду, общественно-полезной работе (как проявляет себя в различных видах труда, трудолюбив или нет, активен или пассивен, проявляет смекалку или является только исполнителем. Уважает ли труд других людей. Какой вид труда предпочитает: учебный, общественно-полезную работу, хозяйственно-бытовой. Как относится к поручениям.) трудолюбив, от работы не отлынивает, чужой труд ценит.
Положение в коллективе (отношение к коллективу и коллектива к нему, какое в нём занимает место: относится к активу или пассивен. Дорожит или нет мнением коллектива. Бывают ли конфликты, на какой почве. Имеет ли друзей, кто они) в коллективе пассивен, замкнут, общается с одноклассниками которые ему интересны. Конфликты бывают очень редко и на почве непонимания со стороны сверстников.
Отношение к взрослым и педагогам. Кто является авторитетом. К взрослым относится с уважением, прислушивается к их мнению. Авторитетом являются сверстники из одной группировки.
Как проводит вне учебное время, с кем. Отношение родителей к этому вопросу.
В свободное время гуляет с друзьями младше или своего возраста на улице, подросток основное время предоставлен сам себе.
Навыки культурного поведения (манеры, речь, одежда, умение корректно относиться к людям, культурно вести себя в общественных местах).
Речь развита нормально, но словарный запас скудноват. В одежде опрятен, всегда чисто одет, культура поведения привита хорошо.
8.Особенности характера и поведения. Какие черты преобладают: инициативность, отзывчивость. Правдивость, настойчивость, самокритичность, принципиальность, лживость, эгоистичность, нескромность, тщеславие, отсутствие самолюбия, гордость, излишняя застенчивость. Какова самооценка. Типичные случаи нарушения дисциплины.
Ему присуще следующие черты неуверенность в себе, замкнутость, самокритичность, несдержанность, вспыльчивость. Самооценка занижена. Для него типично вялое поведения на уроках, низкая активность.
9.Употребляет ли спиртные напитки, наркотики, токсические вещества.
Условия жизни в семье.
1.Ф.И.О. родителей, их возраст, образование, специальность, место работы. Сведения о других членах семьи.
Мать: Фамилия Мышкова Имя Ирина Отчество Николаевна
Место работы ООУК «Городище»- уборщица
Отец: Фамилия Мышков Имя Эдуард Отчество Валерьевич
Место работы не работает
В семье также проживают 3брата:
Арсений Эдуардович (2012 г.р.),
Артур Эдуардович (1998 г.р.),
Владислав Эдуардович (1994 г.р.)
2.Взаимоотношения в семье. Имеются ли отклонения в поведении кого-либо из членов семьи (алкоголизм, хулиганство, судимость отклонений в поведении членов семьи нет.
3.Материально-бытовые условия (бюджет, жилплощадь, обстановка, питание)_ Мальчик полностью материально обеспечен, статус семьи – многодетная.
Состояние здоровья учащегося
Хронических заболеваний нет
Выводы:
В чём заключается причина педагогической запущенности.
Лояльность и бесконтрольность со стороны матери, стремление отделиться от класса, самоутвердится за счет младших товарищей, ослаблен контроль, наблюдается потребность в родительской заботе и психологическая неустойчивость.
Какие меры необходимо принять к учащемуся, родителям, семье в целом Матери проявлять больший контроль со свой стороны, больше вовлекать сына в совместные дела, заинтересовывать подростков и родителей в дела класса.
ПЛАН
индивидуальной воспитательно-профилактической работы
с учащимся ________________________________класса
МАОУ СОШ № 23 г.Липецка
№
Основные виды деятельности
Ответственные
Взаимодействие со специалистами и другими педагогами образовательного учреждения (психолог, социальный педагог, воспитатель и др.)
1
Приглашение на Совет профилактики
Кл. руковод.
2
Индивидуальные беседы с учителями по плану
По плану
3
Курс по психологической поддержки «Азимут»
По плану
4
Беседы со специалистами ГУЗ «ЛОНД», ГУЗ «ЛОЦПБС и ИЗ»
По плану
5
Индивидуальные беседы с инспектора в ОУ
В течении года
6
Разбор конфликтных ситуаций
В течении года
Кл. руковод
Учебно-воспитательная деятельность (учителя предметники, педагоги дополнительного образования и др.)
Дата, время
Виды деятельности
Итоги работы
В течение года
Работа по повышению КЗ.
В течение года
Организация досуга
В течение года
Текущий контроль за посещением учебных занятий и успеваемостью
В течение года
Контроль за выполнением д/з.
В течение года
Текущий контроль за посещением кружка
В течение года
Привлечение к участию в конкурсах соревнованиях.
По плану
Приглашение на КДН
Привлечение к участию в мероприятии «День подростка»
Лекция «Алкоголь — социальное зло»
Совместное с ДДТ «Лира» общешкольное мероприятие, посвященное Всемирному Дню борьбы со СПИДом «СПИД — чума XX века»
Темы индивидуальных бесед с учащимся
В течение года
Беседа о правилах поведения и внешнем виде школьника
В течение года
Беседа о взаимоотношениях с одноклассниками
В течение года
Беседа о успеваемости и посещаемости
В течение года
Беседа о поведении на уроках и переменах
Сентябрь
19.09
Беседа «Правило поведения в общественных местах и ПДД»
28.09
Беседа «О правовой ответственности подростка »
22.09
Беседа «О недопустимости агрессивного поведения в школе и вне школы»
Октябрь
14.10
Беседа «Алкоголизм и подросток»
21.10
Беседа «Как я общаюсь со своими одноклассниками»
28.10
Беседа «Ответственность за порчу школьного имущества»
Ноябрь
10.11
Беседа «Преступления и правонарушения, совершаемые несовершеннолетними»
17.11
Беседа «Наркотики и закон»
24.11
Беседа «Профилактика драк и агрессивного поведения»
Декабрь
08.12
Беседа «Вовлечение несовершеннолетних в деструктивные секты»
15.12
Беседа «Профилактика СПИД и ВИЧ – инфекции»
22.12
Беседа «Как противостоять влиянию подростковых антиобщественных группировок»
Январь
12.01
Беседа «Конфликты в коллективе и способы их разрешения»
19.01
Беседа «Сигарет, не приносящих вреда, – нет»
26.01
Беседа «Преступление и наказание»
Февраль
02.02
Беседа «Психология ранней наркомании»
16.02
Беседа «Взрослая жизнь – взрослая ответственность»
23.02
Беседа «Правила поведения в общественных местах и на дорогах»
Март
11.03
Беседа «Самое дорогое, что у тебя есть!»
17.03
Беседа «Курение – цена модной привычки»
23.03
Беседа «Закон и подросток»
Апрель
13.04
Беседа «Правила доверия»
20.04
Беседа «Одно из преступлений -кража»
27.04
Беседа «Безвредного — табака не бывает»
Май
05.05
Беседа «Кем бы ты хотел стать?»
07.05
Беседа «Вспомним подвиги ВОВ»
18.05
Беседа «Мой планы на лето»
24.05
Беседа «Давай проанализируем этот учебный год»
Работа с семьей
1 раз в полутриместр
Посещение семьи на дому.
Индивидуальные беседы с родителями
Проводились регулярно в течение года
9-13 сентября
Родительское собрание на тему: ««Режим и особенности работы ОУ в 2014/2015 учебном году. Организация работы с восьмиклассниками»».
21-25 октября
Родительское собрание на тему: «Позитивная самооценка ка условие успешного развития личности».
2-6 декабря
Родительское собрание на тему: «Как помочь подростку в подготовке к ГИА».
3-7 февраля
Родительское собрание на тему: «Свободное время –для души и с пользой!»
11-14 марта
Родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии моральных качеств подростка»
21-25 апреля
Родительское собрание на тему: «Подросток в мире вредных привычек»
9-16 мая
Родительское собрание на тему: «Положительные эмоции и их значение в жизни человека» Итоги 2014/2015 учебного года
Темы индивидуальных бесед с родителями
Сентябрь
Беседа « Взаимоотношения с ребенком»
Октябрь
Беседа «Психология ранней наркомании»
Ноябрь
Беседа «Дети и деньги. Проблема правильного отношения детей к деньгам»
Декабрь
Беседа «Свободное время школьника»
Январь
Беседа «Правонарушения несовершеннолетних»
Февраль
Беседа «Профессии, о которых мечтают школьники»
Март
Беседа «Как воспитать у ребенка обязательность и ответственность»
Апрель
Беседа «На пороге взросления. Родителям об особенностях развития подростков «
Май
Беседа «Разумное и нравственное всегда совпадают?»
Классный руководитель
«___» сентябрь 2014 г.
infourok.ru
План работы с ТРУДНЫМИ ДЕТЬМИ (в папку воспитательной работы)
Цель: воспитание законопослушной личности, профилактика противоправного поведение учащихся, воспитание культуры поведения.Сентябрь
Создание банка данных на «трудных» учащихся и учащихся,
Ежедневный контроль за посещаемостью учебных занятий.
Выявление детей, склонных к правонарушениям.
Изучение состояния здоровья учащихся.
Индивидуальный план работы с каждым «трудным» ребенком.
Посещение на дому. Изучение ЖБУ.
Изучение семьи. Изучение трудностей в обучении, общении и их причины.
Совет профилактики правонарушений
Беседа с родителями
— «Социальная адаптация детей»;
— «Причины трудновоспитуемости подростков».
— «Как организовать досуговую деятельность детей».
Индивидуальные беседы с «трудными» подростками и учащимися, требующих особого педагогического внимания
— «Правила дорожного движения – закон для всех»;
— «Ответственность за порчу школьного имущества» ;
— «Профилактика табакокурения»;
— «Законы школьной жизни».
Октябрь
Посещение детей требующих особого педагогического внимания на дому. Изучение семьи (семейных отношений).
Изучение личности учащихся, интересов и способностей учащихся.
Вовлечение учащихся с кружковую деятельность.
Встречи с представителями правоохранительных органов.
Совет профилактики правонарушений.
Совет помощи семье и ребенку
Беседа с родителями
— «Роль семьи в развитии способностей ребенка»;
— «Нравственная грамматика«;
— «Роль семьи и школы в воспитании нравственных качеств учащихся».
Индивидуальные беседы с «трудными» подростками и учащимися, требующих особого педагогического внимания
— «Преступление и правонарушение» ;
— «Как не стать жертвой преступления»;
— «Ответственность несовершеннолетних перед законом» ;
— «Профилактика пьянства и алкоголизма».
Ноябрь
Изучение уровня адаптации «трудных подростков»
Систематический контроль за посещаемостью и успеваемостью «трудных» и детей, требующими особого педагогического внимания.
Посещение «трудных» подростков на дому совместно с представителем администрации школы
Уроки психологического здоровья – беседа с психологом
Встречи с работниками здравоохранительных учреждений.
Совет профилактики правонарушений.
Беседа с родителями
— «Психологическая помощь и реабилитация»;
— «Роль учреждения образования в оказании помощи несовершеннолетним, нуждающимся в государственной защите»;
— «Проблемы агрессивных детей. Профилактика драк, нарушения дисциплины, выражения нецензурной бранью».
Индивидуальные беседы с «трудными» подростками и учащимися, требующих особого педагогического внимания
— «Алкоголь – шаг к преступлению» ;
— «Преступления и правонарушения, совершаемые несовершеннолетними»;
— «Пожары и поджоги. Встреча с работниками МЧС»;
— «Азбука нравственности».
Декабрь
Вовлечение учащихся данной категории в общешкольные и классные дела Изучение микроклимата в классных коллективах, в которых обучаются дети из неблагополучных семей и «трудные» подростки.
Работа с учащимися по воспитанию милосердия и сострадания к людям, нуждающимся в помощи.
Рейд-проверка учащихся на дому в вечернее и дневное время суток.
Совет помощи семье и ребенку.
Совет профилактики правонарушений.
Беседа с родителями
— «Взаимодействие семьи и школы»;
— «Асоциальное и аморальное поведение родителей пагубно влияет на развитие и поведение ребенка»;
— «Профилактика курения, пьянства, употребления токсических веществ у подростков».
Индивидуальные беседы с «трудными» подростками и учащимися, требующих особого педагогического внимания
— «Наркотики и закон»;
— «Фальшивомонетничество – преступление»;
— «Профилактика драк и агрессивного поведения»;
-«Профилактика СПИД и ВИЧ – инфекции».
Январь
Контроль за успеваемостью «трудных» учащихся. Оказание своевременной помощи в обучении.
Индивидуальные занятия психолога с детьми. Мониторинг развития психических функций и учебных достижений учащихся.
Посещение семей на дому.
Совет помощи семье и ребенку.
Совет профилактики правонарушений.
Беседа с родителями
— «Возможности дополнительного образования вашего ребенка»;
— «Вовлечение несовершеннолетних в деструктивные секты» ;
— «Задачи семьи в формировании нравственных качеств личности ребенка» .
Индивидуальные беседы с «трудными» подростками и учащимися, требующих особого педагогического внимания
— «Школа – зона здоровья»;
— «Азбука нравственности»;
— «Вовлечение несовершеннолетних в деструктивные секты» ;
— «Выезд за границу. Торговля людьми».
Февраль
Встреча родителей учащихся с узкими специалистами.
Психологический тренинг «Помоги себе сам».
Встреча с работником ЦВИНа или посещение ЦВИНа.
Посещение подростков, нуждающихся в социальной защите на дому.
Консилиум по проблемам обучения и воспитания «трудных» подростков и учащихся, требующих особого педагогического внимания.
Совет помощи семье и ребенку.
Совет профилактики правонарушений.
Беседа с родителями
— «Проблемы общения детей. Выражение нецензурной бранью. Влияние алкоголя на общение в семье»;
— «Пожары. Поджоги. Мера ответственности»;
— «Роль семьи в развитии моральных качеств подростка».
Индивидуальные беседы с «трудными» подростками и учащимися, требующих особого педагогического внимания
— «Пропаганда военных профессий»;
— «Профилактика краж»;
— «Профилактика вредных привычек»;
— «Охрана общественного порядка».
Март
Психологический тренинг по развитию коммуникативных способностей детей.
Совет профилактики правонарушений.
Беседа с родителями
— «Выбор будущей профессии»;
— «Влияние алкоголя и никотина на интеллектуальное и физическое развитие подростков»;
— «Роль общественных и государственных организаций в воспитании подростков» .
Индивидуальные беседы с «трудными» подростками и учащимися, требующих особого педагогического внимания
— «Выбор будущей профессии»;
— «Влияние алкоголя и никотина на интеллектуальное и физическое развитие подростков»;
— «Пожары. Поджоги. Мера ответственности».
Апрель
Контроль за посещаемостью уроков.
Посещение подростков на дому.
Совет помощи семье и ребенку.
Работа с психологом.
Совет профилактики правонарушений.
Беседа с родителями
— «Роль семьи в нравственно-половом развитии детей»;
— «Роль семьи в формировании интересов детей и в выборе будущей профессии».
Индивидуальные беседы с «трудными» подростками и учащимися, требующих особого педагогического внимания
— «Азбука нравственности«;
— «Ложный вызов МЧС, милиции, скорой помощи».
Май
Мониторинг развития психических функций и учебных достижений учащихся.
Беседа с психологом.
Подведение итогов работы . Анализ работы за год
Посещение подростков на дому.
Совет профилактики правонарушений.
Беседа с родителями
— «Организация летнего отдыха и оздоровления ребенка»;
— «Трудоустройство»;
— «Как организовать досуговую деятельность детей».
Индивидуальные беседы с «трудными» подростками и учащимися, требующих особого педагогического внимания
— «Драки. Самооборона или преступление»;
— «Правила дорожного движения – закон для всех»;
— беседа по профилактике преступлений и правонарушений.
infourok.ru
Материал (6 класс) по теме: Беседа с трудными детьми на тему: « Как не стать заложником проступков».
Как не стать заложником проступков.
Цели: учить детей обдумывать свое поведение; расширить представление детей о
самовоспитании, познакомить с методикой самовоспитания; формировать
положительную нравственную оценку таких качеств, как вера в себя,
целеустремленность, воля, настойчивость, желание работать над собой;
способствовать формированию адекватной самооценки; побуждать детей к
анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию,
самосовершенствованию.
Форма проведения: час общения.
Оформление: написать на доске эпиграфы, таблицу.
№ п/п | Как воспитать характер. |
1 | Самообязательства |
2 | Задания самому себе на день, неделю, месяц |
3 | Самоубеждение |
4 | Самопринуждение |
5 | Самообладание |
7 | Самоконтроль |
Ход классного часа.
Классный руководитель: Всё, что побуждает человека к деятельности, должно проходить через его голову…
В процессе обдумывания человек «пытается… предварительно мысленно «проиграть» различные варианты действий и прочувствовать тот смысл, который последствия его поступка могут иметь для окружающих и для самого человека.
Например: Случай 1. Вас нечаянно толкнули. Вам больно и неприятно. Ваши действия. (слушаем ребят, как бы они поступили).
Да, можно ругаться, кричать! А, подумав, лучше культурно попросить человека быть аккуратнее.
Случай 2. Вас ударил друг… (Ваши действия, слушаем).
Возможно, вам обидно. Но на мгновенье задумайтесь, как выйти из этой ситуации.
Ты гордо, спокойно и с достоинством спроси Коли, что случилось. На такое ваше поведение Коля обязательно отреагирует – уйдёт, извинится за свой срыв.
Ребята, наши меньшие братья поступают чаще обдуманнее нас с вами.
Животные вначале предупреждают: оскал, рычание, хвост трубой и т. д.
Нужно всегда помнить, что способность анализировать свои действия – драгоценное преимущество человека. Послушайте!
Ученик: Стих. Р. Фархади «Мой первый бой».
Мой первый бой – Мой первый бой –
Самим собой. С самим собой.
Когда на линии огня Главнейший бой,
Сам перед собой – как дерзкий враг. Труднейший бой –
Где трусость за руку берет, Суметь, себя преодолеть.
Но смелость говорит И жизнь свою, и даже смерть.
— Вперед! А дальше с кем угодно бой.
Уже полегче…Он – второй!
Классный руководитель. Нельзя даже в детстве жить, как деревья, птицы, не размышляя. Пожалуй, наиболее важным качеством для современного человека является способность сопоставлять свои цели и действия, уметь предвидеть дальнейшие последствия своих поступков.
Как вы считаете, ребята, в вашей жизни были случаи, когда потом вы думали – зачем я это сделал? Можете рассказать нам о своих примерах, чтобы товарищи не делали ваших ошибок. Или вы задумывались прежде, чем что — то предпринять?
(Слушаем примеры).
Приведите конкретные примеры, за что вам в вашей жизни приходилось извиняться?
(Слушаем).
Все примеры, которые мы тут слышали, говорят о том, что обдуманность своего поведения просто необходима, чтобы не попадать в очень неприятные ситуация или позже долго об этом переживать и жалеть, что так поступил. Всегда надо свой поступок обдумать, вовремя сказать себе: «Стоп! Подумай!»
Когда вы выходите к доске на уроке, вы вначале думаете, а потом отвечаете. Там сигналом к обдумыванию служит оценка. Никто не хочет «2», а «5» всем приятна. Точно так и в других ситуациях: вы должны подумать, а потом действовать словом, руками, ногами.
Послушайте, ребята, сказку, но очень внимательно, про торопливую Куницу и терпеливую Синицу.
Ученица: Стала торопливая Куница сарафан к лёту кроить. Тяп – ляп!
Весь шёлк искромсала – изрезала в лоскутки. И не то что сарафан – платка из этих лоскутков нельзя сшить.
Стала терпеливая Синица из холстины фартук кроить. Тут прикинет, там смекнёт, сюда подвинет, туда подвернёт. Всё она сообразила, всё вычертила, потом за ножницы взялась. Хороший фартук получился. Ни одного лоскутка не пропало даром.
Диву далась Куница. На фартук глядит – завидует:
— Где ты кройке – шитью училась, Синица? У кого?
— Бабушка меня шитью выучила.
— А как она учила тебя?
— Да очень просто. Пять волшебных слов велела запомнить.
— Каких?
— Семь раз отмерь – один отрежь.
Классный руководитель. Ребята, сказка понравилась? А какой вывод вы для себя сделали? Правильно. Эту пословицу выучить надо всем и ею пользоваться во всех делах и поступках.
Многие великие люди придавали большое значение формированию в себе обдуманности поведения. В истории есть люди, которые получили прозвище «железный человек»: « железный Феликс», « железный канцлер», «железная леди». Как вы думайте, за что могли дать такое прозвище?
Примерные ответы детей.
— Они были жестокими и безжалостными.
— Их все боялись.
— Это были люди, которые могли всех подчинять себе.
— «Железный Феликс» — это самый главный советский чекист, который был беспощаден к врагам революции.
— «Железная леди» — это премьер – министр Англии Маргарет Тэтчер, женщина, которая сумела «Сильной рукой»навести в стране порядок.
Тест: «Каков твой характер?»
1.Считаешь ли ты, что у многих твоих друзей и одноклассников плохой характер?
2.Раздражают ли тебя мелкие обязанности, которые ты должен ежедневно выполнять дома?
3. Веришь ли в то, что твои друзья тебя никогда не предадут?
4. Тебе неприятно, если кто-то пытается с тобой фамильярно разговаривает, хотя ты его не знаешь?
5. Способен ли ты ударить кошку или собаку?
6. Часто ли ты чувствуешь себя плохо?
7. Тебе хочется ходить в магазин?
8. Тяготят ли тебя общественные обязанности в классе?
9. Способен ли ты ожидать друга, с которым решил встретиться, более 5 минут?
10.Способен ли ты терпеливо ждать телефонного звонка?
11.Ты считаешь себя невезучим человеком?
12.Нравится ли тебе твоя фигура?
13.Твои друзья шутят над тобой. Тебе это нравится или нет?
14.Тебе нравится твоя семья?
15.Долго ли ты помнишь зло, причиненное тебе?
16.Когда долго стоит теплая или ненастная погода, ты злишься?
17.Ты бываешь уже с утра в плохом настроении?
18.Тебя раздражает громкая музыка?
19.Тебе нравится, когда в дом приходят люди с маленькими детьми?
Обработка результатов.
Поставьте себе по одному очку за каждый отрицательный ответ на вопросы:
1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 11, 12, 15, 16, 17, 18.
Поставьте себе по одному очку за каждый положительный ответ на вопросы:
3, 9, 10, 13, 14, 19.
15 очков и выше – ты доброжелателен, у тебя хороший характер.
8 – 15 очков – у тебя есть недостатки, но с тобой можно ладить.
7 очков и ниже – тебе необходимо обратить внимание на свой характер. Если ты этого не сделаешь, у тебя будут проблемы в общении.
nsportal.ru
Беседа с родителями на тему «Мы и наши трудные дети»
Беседа с родителями на тему «Мы и наши трудные дети»
Составила воспитатель СОГБОУ « Красноборская санаторно-лесная школа» Худобец Ольга Владимировна
Цель: Оказание консультативно-профилактической помощи родителям, повышение психолого-педагогической компетентности родителей . Помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка, формах проявления любви к ребенку
Задачи:
— Формирование у родителей умения выявлять причины негативного поведения детей и корректировать свое поведение в отношениях с ребенком в сложных ситуациях;
— Рассмотреть положительные и отрицательные стороны
воспитательного воздействия родителей на ребенка;
— Предложить шаги, советы понимания детей;
— Убедить родителей в необходимости щедрых проявлений своей
безусловной родительской любви;
Предполагаемые результаты:
План проведения:
На доске написан афоризм
Ведь столько вложено, его мы так любили,
Ночами на руках его носили,
А вырос просто форменный злодей!…
Не понимаем мы своих детей.
Вступительное слово
Проведение теста с последующей интерпретацией
Задание 1 с последующим обобщением
Задание 2 с последующим обобщением
Задание 3. “В лучах родительского солнца”
Обсуждение
Советы родителям для взаимопонимания
Заключение
Время проведения – 40-50 минут
Участники: родители обучающихся
Инструментарий: бланки с тестами, чистые листы бумаги, заготовки солнца с лучами, ручки, карандаши,
Место проведения: класс
Ход проведения:
Ведь столько вложено, его мы так любили,
Ночами на руках его носили,
А вырос просто форменный злодей!…
Не понимаем мы своих детей.
Отношение к ребёнку до его рождения и в первые недели жизни во многом определяет характер будущих отношений с ним. Семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребёнка. Именно семья должна служить проводником включения человека в сложный и противоречивый окружающий мир. Сегодня перед семьей остро стоит проблема ее дезорганизации, которая связана с нарушением не только взаимодействия супругов по разным причинам, но и системы «родители-ребёнок», взаимным отчуждением детей и родителей. Семья не выполняет своих воспитательных функций: успешной социализации детей, обеспечение психологического комфорта, эмоционального благополучия ребёнка. В настоящее время как никогда общество заинтересовано в максимально полном использовании воспитательного потенциала семьи.
Но сложность ситуации заключается в том, что в привычном понимании «воспитание» как система продуманных и специальных воздействий профессионала в семье не существует. С гениальной простотой писал А.С. Макаренко, обращаясь к родителям: «Ваше собственное поведение, — утверждал он в «Книге для родителей», — самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребёнка большое значение. Малейшее изменение в тоне ребёнок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы или хвастливы, или вы пьянствуете, а ещё хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже воспитываете их плохо, и ваше недостойное поведение будет иметь самые печальные последствия». Лучший способ помочь семье в воспитании детей – проявлять заботу о счастье ребёнка, беспокоясь о степени его развития.
Уважаемые родители сегодня мы будим говорить о наших трудных
детях и о нас. А именно попытаемся ответить на вопрос:
Всегда ли мы понимаем наших детей? И постараемся выстроить путь к пониманию наших детей.
Для начала хочу предложить вам тест состоящий из 14 вопросов.
Перед вами лежат бланки с вопросами. Вам надо выбрать один из ответов и поставить галочку в строчке ответа.
да – 2 балла,
отчасти, иногда — 1 балл,
нет — 0 баллов.
Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая. У вас 2 минуты.
п/пВопросы
да
– 2 балла
отчасти, иногда
— 1 балл
“нет” –
0 баллов
Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
Говорят ли дети с вами “по душам”, советуются с вами по личным делам?
Интересуются ли они вашей работой?
Знаете ли вы друзей ваших детей?
Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах?
Проверяете ли вы, как они учат, готовят уроки?
Есть ли у вас с ними общие занятия и увлечения?
Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?
А “детские праздники” — предпочитают ли ребята, чтобы вы были с
ними, или хотят проводить их “без взрослых”?
Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?
Обсуждаете телевизионные передачи и книги?
Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?
Участвуете вместе с детьми в прогулках, туристических походах?
Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними или нет?
Подсчитываем количество набранных вами баллов:
более 20 баллов
Ваши отношения с детьми в основном можно назвать благополучными
от 10 до 20 баллов
Отношения можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние. Вам следует подумать, как они должны быть улучшены и чем-то дополнить
менее 10 баллов
Ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения
Итак, Вы все ответили честно, набрали количество баллов. Тем не
менее, я предлагаю вам поразмышлять, в чем ваши удачи в воспитании
своего ребенка, а где вы ошибаетесь. Почему мы их иногда не понимаем?
Задание 1.
Прошу Вас взять в руки чистые листы бумаги, закрыть глаза и внимательно слушать меня. Сейчас надо будет выполнить определенные действия с бумагой. Ваша задача — точно следовать инструкции.
— согнуть лист пополам;
— еще раз пополам;
— оторвать верхний правый угол;
— оторвать нижний правый угол.
— Откройте глаза и посмотрите, что у Вас получилось. Скорее всего, узоры у всех будут различными. Безусловно, найдутся похожие «творения», но одинаковых вы не встретите, хотя инструкция звучала для всех одинаково.
Вывод: Мы все очень разные, разные характеры, разные взгляды на жизнь, но есть одно, что объединяет нас, — это наши дети. Фигуры, сделанные Вами, не похожи друг на друга. Вот так же и наши дети все разные.
Выслушивая и пытаясь понять своих детей, мы помогаем им осознать важную вещь: этот мир может быть и жестоким, и опасным, но есть люди, на которых можно рассчитывать всегда, при любых обстоятельствах, — это родители.
Многие, наверное, со мной согласятся, что люди стали гораздо меньше разговаривать дома. Вы возвращаетесь с работы, ужинаете и смотрите телевизор. В лучшем случае бегло обсуждаете события прошедшего дня. На разговоры по душам не остается ни сил, ни времени. И довольно трудно узнать, о чем мечтают и чего боятся наши дети, если мы вообще очень редко с ними говорим. В определенном возрасте детям особенно нужно родительское внимание и понимание, уважение и тепло. А как еще мы можем выразить свою любовь, если не готовностью выслушать ребенка в любой момент? Даже если в семье взрослые разговаривают с ребенком, они не всегда готовы к тому, что у него есть собственное мнение по жизненно важным вопросам. «Разговором по душам» родители часто называют такой разговор, в котором они рассказывают ребенку о жизненных сложностях, советуют, помогают, направляют. А вот слушать и воспринимать его слова всерьез могут далеко не все.
На основе понимания сложности и противоречивости внутреннего мира ребенка взрослый и должен строить свои отношения с ним, иначе он будет прислушиваться к мнению друзей, строить отношения с друзьями на улице, там, где он может все высказать и его выслушают, и дадут «нужный» совет.
Уважение к личности делает нас действительно нужным своему ребенку. К сожалению, некоторые родители представляют это только так: обеспечить материально, дать образование, оградить от неприятностей.
Но быть нужным — это значит, и разделить с ним его тревоги и сомнения, его радости и печали, это значит всегда быть «настроенным на его волну», чутко улавливая малейшие, но, такие важные перепады его эмоций. Сделайте так, чтобы ответы на свои вопросы ребенок искал у вас, а добиться этого можно лишь в том случае, если ваши волнения и тревоги тоже будут открыты ребенку.
Но часто, чтобы научиться понимать и отвечать своим детям, надо научиться проявлять пристальное внимание к своему ребенку, к его проблемам. Но это так трудно! Почему? Да потому, что это требует времени! А его постоянно не хватает. Очень трудно бывает, отодвинув бытовые проблемы, попытаться увидеть новые черты в своем ребенке, заметить, что его волнует и тревожит.
А еще чаще, узнав, что с ребенком произошло, что-то неприятное, мы не стараемся его выслушать, а наоборот усугубляем и без того наши взаимоотношения.
Задание 2.
А теперь возьмите лист бумаги. Вы когда-нибудь ругали своих детей злобно, несдержанно? Сгибайте лист так, как вам хочется. При каждом сгибе вспомните все негативные, обидные слова, сказанные в адрес ребенка.
А сейчас начните разгибать лист. И с каждым отгибом вспоминайте то хорошее, что вы говорили детям.
Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним. Не забывайте об этом. Это первый шаг к пониманию.
Задание 3.
“В лучах родительского солнца” (заготовить солнце)
— На столах лежит заготовка солнца, вам необходимо в круг написать своё
имя, а на лучах солнца необходимо ответить на вопрос: “Чем я согреваю
своего ребенка, как солнышко согревает землю?” Например вы пишете на
одном лучике “Я всегда пробуждаю своего ребенка добрыми ласковыми
словами”, на другом “Я семь-восемь раз в день обнимаю ребенка, понимая,
как это важно для него”, на третьем — “Я добрая” и т.п. Пожалуйста,
работайте, у вас 3 минуты!
— Вы закончили работать, давайте озвучим по5 критериев
— Итак, мы сделали 2 шаг к пониманию, это наша любовь к детям, надеюсь,
что только с таким выражением лица вы будите встречать своего ребенка.
Советы родителям для взаимопонимания:
— Нужно быть наблюдательным и чутким, учится видеть и чувствовать эмоциональный настрой ребенка, поддерживать его.
— Тактичность и деликатность не менее важна в отношении ребенка, особенно в таком нежном возрасте становления его как личности.
— Умение слушать и слышать собеседника.
— Уважительное отношение к мнению ребёнка, к его пониманию мира, должно быть естественным проявлением родителей, независимо от того, насколько абсурдным им кажется точка зрения подрастающего чада.
— Отказ от любого повышения голоса. Криком нельзя ничего добиться и это давно всем известно. Контролируйте свои эмоции, иначе ребенок может последовать вашему «громкому» примеру.
— Спокойствие и терпеливость в отношении к ребёнку вызовет у него подобные проявления в ответ.
— Уважение к себе и к окружающим помогут родителям исключить грубость в свой адрес. Помните, что определенная модель межличностных отношений родом из детства, из семьи.
— Основной путь к взаимному пониманию родителей и ребенка — это проявление терпения и сочувствия.
— Больше шутите и радуйтесь. Обстановка в доме должна быть веселой и непринужденной.
— Улыбайтесь ребенку, любите и цените его! И тогда ваше отношение вернется к вам бумерангом уважения и почтения, а ребенок войдет в жизнь успешным и счастливым.
Заключение
Действие, как известно, равно противодействию. Если крепкий орех пытаться разгрызть зубами, можно и без зубов остаться. А не лучше ли, как учили нас в школе: завернуть орех в тряпочку, полить его водой, в тепло положить, да подождать. Вдруг он не то, что раскроется, а даже прорастет. Всем на радость. Может, и с нашими детьми надо поступать так, чтобы дурной характер дал трещину, и личность могла спокойно прорасти? Если, конечно, хватит терпения, находчивости и мужества, чтобы этого дождаться!
И в заключении хочу сказать, мы должны знать – нет готовых рецептов в воспитании и понимании, есть только советы, рекомендации. И только ваши чуткие сердца найдут правильное решение.
Завершить хотелось бы стихами.
Не мерь достатком, роскошью все дни,
Ребёнка Душу — чистой сохрани!
В пучине сгинет океан страстей,
Тогда поймём, родных своих детей.
Надеюсь, что сегодня вы приобрели для себя что-то новое в отношении со своими детьми. Стали более опытнее и умнее. Общайтесь со своими детьми, радуйтесь вместе с ними, открывайте новое в своем ребенке. Спасибо за внимание.
Литература
Анастази Л. Психологическое тестирование. — М., 1982. — Т.I. — Гл. 1.; Т. П. — Гл. 16.
Введение в психодиагностику / Под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой. — М, 1997. — Гл. 1—4.
Выготский Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства//Собр. соч.: В 6 т. — М., 1984.— Т. 5.— С. 257 —321.
Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л. А. Вен-гера, В.В.Холмовской. — М, 1978. — Гл. 1, 2.
Основы возрастно-психологического консультирования / Под ред. А.Г.Лидерса. — М., 1991. — С. 4- 16.
Практическая психология образования / Под ред. И. В.Дубровиной. — М., 1997.-С. 50-116.
Раттер М. Помощь трудным детям. — М., 1987. — Гл. 1 —5.
ХьеллЛ., ЗиглерД. Теории личности. — СПб., 1997. — С. 62—64.Шванцара Й. Диагностика психического развития. — Прага, 1978. —
С 75-81.
ЭльконинД. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Избр. психол. труды. — М, 1989. — С. 60 — 77.
infourok.ru
Беседа с родителями на тему «Трудные дети»
Трудные дети…Что стоит за этим всем известным , и , к сожалению , давно привычным термином? Для полицейского – это хулиган с рогаткой,для учителя — «неформальный лидер» , оказывающий неблагоприятное влияние на одноклассников, для воспитателя детского сада-шумный, подвижный , неуправляемый ребёнок.А для родителей? Для каждого своё.
Все люди разные.И все семьи разные.И все дети разные.Это естесственно.Нам надо принять нашего ребёнка таким , какой он есть, постараться понять и с учётом его особенностей найти тот единственный способ взаимоотношений с ним,который не приведёт к дополнительным сложностям, а наоборот, даст почувствовать истинную любовь, тепло и защищенность, которые являются самыми ценными в семье.Ребёнок может быть убеждён , что родители-его лучшие друзья, и тем не менее мало что рассказывать им.Он не любит распространяться о своих делах ни дома, ни в других местах.Может быть эта черта характера,свойственная всем членам семьи,людям замкнутым, привыкшим самостоятельно решать свои проблемы, не жалуясь.Сын перестает делиться с родителями своими переживаниями,он поглощён привязанностью к другу- либо тот заметно на него влияет, пользуется у него авторитетом, либо с ним легче разговаривать.В таких случаях часто начинают злоупотреблять родительскими правами и раздувать трагедию из каждого детского секрета.Иногда мы не отличаем доверия от откровенности, нам кажется, что если подростки подолгу секретничают, значит непоправимо пошатнулось доверие к нам.Порой кажется, что у нас, родителей,работа такая- давать советы. А сколько наших советов остаются бесполезными и невостребованными.И не потому, что они так плохи.А потому, что детям нужен их собственный опыт.Так не мешайте его приобретать.Наше право на откровенность детей мы смешиваем с необходимостью знать о них всё,с ответственностью за них: ведь им может понадобиться наша помощь, а как помочь,если не знаешьв чём беда.
Пустые слова! Если мы всегда шли с ними рука об руку – и сейчас будем в состоянии понять, что за трудности они переживают и по каким причинам , такое понимание уже само по себе поддержка. Подростки не могут непринуждённо разделять с нами процесс самопознания- им известно, что мы их слишком хорошо знаем или пребываем в таком заблуждении и , значит, общение с нами не обещает радостных взаимных открытий.
Если вы даёте советы , то докажите ребёнку не на словах, а на деле , что к вашим советам стоит прислушиваться.И помните, что это почти невозможно сделать, если их у вас по десятку на каждый случай.Подростков обилие родительских советов раздражает и злит.Будьте с ними поделикатнее.может, на время вообще придётся отказаться от советов.Но ни в коем случае не торжествуйте,если ребёнок пренебрёг вашим советам и потерпел неудачу.
infourok.ru
План воспитательной работы с трудными детьми
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.ЕЛАНЬ-ЧИШМА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЕРМЕКЕЕВСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ПРОГРАММА РАБОТЫ С ТРУДНЫМИ ДЕТЬМИ И ДЕТЬМИ «ГРУППЫ РИСКА»
8 КЛАССА
2015-2016 уч. год
Составила:
Классный руководитель
Козик Мария Вячеславовна
2015 год
Основной целью Программы является создание комплексной системы профилактической, коррекционной и реабилитационной работы с детьми, которые находятся в социально опасном положении, в трудной жизненной ситуации, на ранней стадии социального неблагополучия, для профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Достижение основной цели требует решения следующих задач:
Коррекция социальной запущенности детей, компенсация недостатков дошкольного и школьного образования, семейного воспитания.
Развитие социально-нравственных качеств учащихся, необходимых для успешной адаптации их в школьных условиях.
Создание положительной Я-концепции, снятие синдрома неудачника, формирование адекватной самооценки ребёнка, укрепление положительных нравственных начал в личности
Учащиеся «группы риска» – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов.
К детям «группы риска» по медицинским показателям относятся дети, которые имеют хронические заболевания внутренних органов, имеют проблемы с органами слуха, зрения, речи, часто и длительно болеют, состоит на учете у психоневропотолога, перенесли сложные медицинские операции, перенесли стрессы, леворукие дети (левши), и др. Дети «группы риска» по социальным критериям: дети, живущие в асоциальной семье (пренебрежительное или агрессивное отношение к ребенку), дети из малообеспеченных семей, дети из семей беженцев, переселенцев (проблемы адаптации и языковые), дети имеющие проблемы адаптации при смене местожительства, школы, класса, дети имеющие самовольные уходы из дома. Дети «группы риска» по учебно-педагогическим критериям: дети имеющие стойкую неуспеваемость, пропуски занятий или отдельных предметов без уважительных причин. Дети, имеющие нарушения поведения, трудности во взаимоотношениях со сверстниками и родителями, повышенную тревожность, употребляющие наркотические вещества, курящие, гиперактивные составляют группу «зоны риска» по поведенческим критериям.
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении — лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.
Индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
Содержание Программы
1. Изучение проблемных детей.
Выявление детей «группы риска».
Изучение их путем систематических наблюдений, анализа результатов их деятельности.
Изучение занятости во внеурочное время, включения в кружковую, общественно полезную деятельность.
Изучение круга общения, характера его влияния на подростка.
Изучение положения ребенка в семье.
2. Оказание помощи детям «группы риска».
Информационная помощь, направленная на обеспечение детей информацией по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки, а также деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими услуг.
Правовая помощь, направленная на соблюдение прав человека и прав ребенка, содействие в реализации правовых гарантий различных категорий детей, правовое воспитание детей по жилищным, семейно-брачным, трудовым, гражданским вопросам.
Реабилитационная помощь, направленная на оказание реабилитационных услуг в центрах, комплексах, службах и других учреждениях по восстановлению психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья нуждающихся в ней детей.
Социально-экономическая помощь, направленная на оказание содействия в получении пособий, компенсаций, единовременных выплат, адресной помощи детям, на материальную поддержку сирот, воспитанников детских домов.
Содействие оказанию медицинской помощи, направленной на уход за больными детьми и профилактику их здоровья, профилактику алкоголизма, наркомании несовершеннолетних, медико-социальный патронаж детей из семей группы риска.
Психологическая помощь, направленная на создание благоприятного микроклимата в семье и классе, в котором развивается ребенок, устранение негативных воздействий дома, в школьном коллективе.
3. Организация педагогической помощи.
Ведение систематического учета пробелов в знаниях, умениях и навыков детей.
Организация помощи в учебной деятельности, необходимой для ученика.
Установление и поддержка систематических доброжелательных отношений и контактов с родителями проблемных детей.
Оказание им помощи в воспитании детей.
Ведение систематического учета особо сложных и неблагополучных семей, учащихся класса, проводимой с ними работы и ее результатов.
4. Организация свободного времени.
Вовлечение всех проблемных детей с учетом их интересов и возможностей в работу кружков.
Привлечение детей к участию в культурно — массовой и спортивной работе, отмечать их успехи, и достижения в ней;
5. Профилактика правонарушений.
Сбор первичной информации о многодетных, неполных, неблагополучных семьях, об учащихся с неадекватным поведением.
Составление списка учеников, состоящих на внутришкольном контроле.
Проведение тематических классных часов.
Ранняя профилактика правонарушений в классных коллективах.
Индивидуальные беседы с трудными подростками.
6. Воспитательная работа
Воспитание гражданина России
Осознание учащимися как нравственной ценности сопричастности к судьбе своего Отечества, его прошлому, настоящему и будущему.
Понимание места и роли своего народа в развитии мировой культуры.
Сохранение чувства национальной гордости за свою страну, добросовестное выполнение своих гражданских обязанностей, знание своих гражданских прав.
Ориентация в экономической деятельности и политике государства.
Поиск форм трудовой и предпринимательской деятельности, доступной в зависимости от возраста.
Воспитание семьянина
Знакомство с функциональными обязанностями в семье, заботой о близких людях, участие в самообслуживании, в распределении семейного бюджета, проведении свободного времени с семьёй.
Проявление терпимости к недостаткам родителей (так же, как и родители проявляют терпимость к недостаткам детей), близких, любовь их, сохранение семейных традиций, круга семейных ценностей.
Работа по воспитанию семьянина ведётся с учащимися и их семьями при активном участии родителей. При этом необходимо учитывать негативное влияние некоторых семей на ребёнка и суметь защитить его от разрушающего влияния такой семьи.
Воспитание человека Мира
Осознание ответственности за продолжение жизни на Земле.
Формирование целостности восприятия окружающего мира и человека, как неотъемлемой его части и высшей ценности.
Формирование ответственности за сохранение на Земле природы и человека, их взаимодействия.
Воспитание ученика как образованной личности
Формирование ученика, который:
испытывает потребность в знаниях, осознаёт возможность в необходимости их приобретения для своего самоопределения;
интересуется хотя бы одной из областей человеческой культуры;
гордится своим учебным заведением и чувствует причастность к нему;
знает свои права и обязанности, заложенные в Уставе школы;
умеет быть учеником, уважает опыт и знания старших, стремится передать свои знания и опыт тем, кто младше.
Воспитание творческой индивидуальности
Создание условий для развития ребёнка в любой из социальных сфер.
Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.
Развитие у детей, подростков общественно-положительных мотивов деятельности.
Воспитание потребности в здоровом образе жизни
Ориентация учащихся на здоровый образ жизни.
Формирование представление о последствиях вредных привычек и путях их преодоления, мерах их профилактики.
7. Индивидуальная работа с детьми «группы риска».
Индивидуальные беседы с «трудными учащимися» работниками правоохранительных органов.
Проведение бесед с учащимися, склонными к курению и правонарушениям.
Вовлечение в работу кружков, секций, библиотек.
Анкетирование «трудных» учащихся.
Контроль за посещаемостью уроков ребятами из «группы риска».
Составление программ компенсации, коррекции, дальнейшего развития с учетом механизмов проявления индивидуальности ребенка.
8. Работа с родителями.
Консультации для родителей с социальным педагогом и школьным психологом.
Приглашение работников ГОВД на родительские собрания.
Посещение на дому семей учащихся «группы риска», беседы с родителями, анкетирование, тестирование формирование банка данных о семье и семейном воспитании.
Педагогическое просвещение родителей в соответствии с возрастными особенностями детей, целями и задачами учебно-воспитательного процесса, конкретными проблемами, возникающими в ходе совместной деятельности учителя и родителей.
Индивидуальные беседы с родителями, совместное определение перспектив и средств развития ученика, педагогические консультации, индивидуальные поручения.
Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся
Организация работы
классного руководителя
с детьми «группы риска»
План работы с трудными детьми
Период | Направления работы | |||||
Создание условий для получения основного общего и среднего образования | Охрана детства, опека и попечительство | Педагогическая работа по предупреждению правонарушений и преступлений | Охрана здоровья школьников | Работа по профилактике безнадзорности, суицида и употребления ПАВ | Родительский лекторий | |
Сентябрь | 1. Обновление кар-тотеки на опекаемых и обучающихся, состо-ящих на учете (ВШК, ПДН, КДН). 2. Составление соци-ального паспорта шко-лы на 2013 – 2014 учебный год. 3. Вовлечение обу-чающихся группы риска в кружки. 4. Организация горяче-го питания для обу-чающихся из мало-обеспеченных семей. 5. Организация ежед-невного контроля про-пусков уроков. | 1. Посещение опекаемых детей с целью выяс-нения их усло-вий жизни. 2. Контроль пи-тания опекаемых детей. | 1. Постановка на школьный учет обучающихся из семей, находящих-ся в СОП. 2. Посещение на дому обучающих-ся, состоящих на учете (ВШК, ПДН, КДН). | Классный час «Здоровый образ жизни — главное условие профи-лактики возник-новения вредных привычек» (9 класс). | ||
Октябрь | 1. Выявление обуча-ющихся, уклоняющих-ся от учебы. 2. Учет и анализ ис-пользования свобод-ного времени обучаю-щихся. 3. Организация помо-щи детям в выборе занятий по интересам. 4. Контроль пропусков уроков. | 1. Контроль пи-тания опекаемых детей. 2. Привлечение опекаемых детей для занятий в кружки. | 1. Оказание помо-щи «трудным» обучающимся в выборе занятий по интересам (кружки). 2. Организация и проведение инди-видуальных бесед по теме: «Правона-рушения и прес-тупления». | Беседа «Почему необходимо соблюдать режим дня». (1 – 5 классы). Общешкольное мероприятие «День здоровья». | Беседа «Насилие. Не допустить беды» (1 – 9 классы) | 5 класс «Трудности адаптации пятиклассников к школе». |
Ноябрь | 1. Рейд «Каникулы». 2. Контроль пропусков уроков. | 1. Контроль пи-тания опекаемых детей. 2. Индивидуаль-ная работа с опекунами по оказанию помо-щи в воспитании детей. | 1. Посещение на дому обучающих-ся, состоящих на учете (ВШК, ПДН, КДН). 2. Тематическая работа с клас-сными руководи-телями. Ведение дневников наб-людения за «труд-ными детьми». | Выставка рисунков «Курить и пить – здоровью вредить» Анкета «Вы и курение» (7 – 9 классы). | Встреча обучающихся с инспектором ПДН «Уголовная, административная ответственность несовершеннолетних» | |
Декабрь | 1. Рейд «Подросток». 2. Проверка организа-ции внеучебной дея-тельности обучающих-ся «группы риска». 3. Контроль пропусков уроков. | 1. Контроль пи-тания опекаемых детей. 2. Беседа с опе-каемыми и опе-кунами. | Использование профилактической программы «Полезные привычки» | Беседа «Информирован –значит, защищён» (8 – 9 классы). | Проф.беседа на тему «Последствия беспоря-дочных любовных от-ношений» (8 – 9 кл.) | Распространение информационных буклетов для родителей «Предупреждение детской агрес-сивности». |
Январь | 1. Рейд «Каникулы». 2. Анализ работы соц. педагога за I полугодие учебного года. 3.Анализ посещаемос-ти уроков обучающи-мися «группы риска». 4.Выявление обучаю-щихся уклоняющихся от учебы. | 1. Контроль пи-тания опекаемых детей. | 1. Анализ работы по профилактике правонарушений и преступлений за I полугодие учебного года. 2. Теоретический семинар: «Причи-ны и профилак-тика детского во-ровства». | Лекция «Привычки и здоровье» (4 – 5 классы). | Классный час «Роль пива в фор-мировании раннего алкоголизма» (8 класс). | |
Февраль | 1. Рейд «Подросток». 2. Проверка посещае-мости кружков обуча-ющимися «группы рис-ка». | 1. Контроль пи-тания опекаемых детей. 2. Индивидуаль-ная работа с опекаемыми детьми по оказа-нию помощи в учебной деятельности. | 1. Организация и проведение инди-видуальных бесед по теме: «Правона-рушения и прес-тупления». 2. Посещение на дому обучающих-ся, состоящих на учете (ВШК, ПДН, КДН). | Дискуссия «Секреты продления жизни» (8 – 9 классы). | Выставка книг «Знай и соблюдай закон» (1 – 9 классы) Выпуск листовок «Я и закон» (1 – 9 классы). | Памятки для родителей на тему: «Поддержка ребенка семьей» |
Март | 1. Рейд «Каникулы». 2. Проверка посеща-емости уроков обуча-ющимися «группы рис-ка». | 1. Контроль пи-тания опекаемых детей. 2. Индивидуаль-ные консуль-тации «Льготы опекаемым при поступлении в учебные заведе-ния». | Лекция для педа-гогов «Проблема развития личности в современном обществе». | Лекция «Как предос-теречь себя от вредных привы-чек» (1, 2 классы). 2. Здоровые при-вычки – здоровый образ жизни» (3, 4 классы) | ||
Апрель | 1. Рейд «Подросток». 2. Проверка посеща-емости уроков обуча-ющимися «группы рис-ка». | 1. Контроль пи-тания опекаемых детей. 2. Планирование летнего отдыха опекаемых детей. | 1. Консультация на тему «Методика проведения психологических тренингов по профилактике наркомании» | Лекция «Наше здоровье и болезни» (8 – 9 классы). | Беседа «От пьянства до преступления – один шаг» (6 – 9 классы) | |
Май | 1. Рейд «Подросток». 2. Проверка посещае-мости уроков обуча-ющимися «группы рис-ка». 3. Организация летнего отдыха обучающихся. 4. Контроль подго-товки детей «группы риска» к итоговой аттестации (контроль успеваемости, посещаемости). | 1. Контроль пи-тания опекаемых детей. 2. Посещение опекаемых детей с целью выяс-нения их усло-вий жизни. 3. Анализ рабо-ты с опекае-мыми детьми. | 1. Посещение на дому обучающих-ся, состоящих на учете (ВШК, ПДН, КДН). 2. Использование профилактической программы «Полезные навыки» | Оформление стенда «Готовимся к экзаменам» | Общешкольное родительское собрание «Ответственность несовершенно-летних за куре-ние». | |
Июнь | 1. Рейд «Каникулы». 2. Анализ работы соц. педагога за 2013 – 2014 учебный год. 3. Планирование ра- боты на 2014 – 2015 учебный год. | Анализ работы по профилактике правонарушений и преступлений за год. |
kopilkaurokov.ru