Биологическое развитие человека: Биологическое и социальное в развитии человека и формировании его личности

Содержание

Биологическое и социальное в личности человека | Консультация по коррекционной педагогике на тему:

БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ В ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Наше общество не стоит на месте, оно стремительно развивается. И чем больше человечество узнает, тем чаще встаёт вопрос — что же такое личность, как воздействовать на неё, как её развивать? А может и не стоит ни на что воздействовать и развивать? Но ведь наше общество развивается в рамках определённого правового поля, которое требует, или иначе говоря, ожидает от каждого человека определённых действий, определённого поведения, приемлемого как для отдельной личности, так и для общества в целом. То есть получается, что какое -то воздействие все таки должно быть. Но какое? На что необходимо воздействовать —  на биологическую или на социальную составляющую личности? А для того чтобы понять каким это воздействие должно быть,  нам, в данной работе, необходимо:

  • изучить научную литературу по теме работы и
  • определить что же такое личность,
  • определить что является биологическим и социальным в развитии личности человека,
  • определить роль и взаимосвязь биологического и социального в развитии личности человека.

 

БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ В ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Понятие личности

Если обратиться к интернет ресурсам, то в словаре википедии можно найти следующие понятия личности: ли́чность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова), или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. personalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы

Личность является базовой категорией и предметом изучения психологии личности. Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических особенностей человека, определяющих повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.

В психологии понятие «личность» относится к числу базовых, но оно  изучается не только в психологии, а и всеми общественными науками, такими как философия, социология, педагогика и другими.

В учебнике для вузов «Общая психология» А.Г. Маклаков пишет о многообразии существующих теорий и понятий личности, он отмечает, что чаще всего под личностью понимают человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретённых им в процессе социального развития. Следовательно, к числу личностных характеристик не принято относить особенности человека, которые связаны с генотипической или физиологической организацией человека. К числу личностных качеств также не принято относить качества человека, характеризующие особенности развития его  познавательных психический процессов или индивидуальный стиль. Деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям и обществу в целом. Чаще всего в содержание понятия «личность» включают устойчивые свойства человека, которые определяют значимые в отношении других людей поступки.

Таким образом, он пишет, что «личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.»[1].

Если исходить из приведённого выше определения, по мнению выше указанного автора, оно основывается на том, что каждый человек как представитель биологического вида имеет определённые особенности, т.е. строение его тела обусловливает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает развитие интеллекта, строение руки предполагает возможность использования орудий труда и т. д. Всеми этими чертами младенец человека отличается от детёныша животного. Принадлежность конкретного человека к человеческому роду зафиксирована в понятии индивид. Таким образом, понятие «индивид» характеризует человека как носителя определённых биологических свойств.

Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество – он становится личностью. Это происходит потому, что человек, включаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта – носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности.

В свою очередь, особенности развития всех этих трёх уровней характеризуют неповторимость и своеобразие конкретного человека, определяют его индивидуальность. Таким образом, понятие «личность» характеризует один из наиболее значимых уровней организации человека, а именно особенности его развития как социального существа2.

Итак мы определили что же такое личность. Следующим этапом нашей работы будет определение роли и взаимосвязи биологического и социального в личности человека.

Роль и взаимосвязь биологического и социального в личности человека  

Изучив ряд литературных источников столкнулась с тем, что издавна и по сей день существует множество теорий и течений о биологической и социальной сторонах в понятии личность, человек. Одни авторы предлагают и научно доказывают преимущество биологического начала, другие доказывают первенство социального, а некоторые ставя во главу что то одно (допустим социальное) полностью отметают что то другое (например биологическое). На мой взгляд, в личности человека огромную роль играет и биологическое и социальное, т.е. мы согласны с теми авторами, которые говорят о взаимосвязи одного с другим.

В своей книге «Общая психология» А.Г.Маклаков  указывает, что проблема соотношения биологического и социального в личности человека – одна из центральных проблем современной психологии[2].  Автор говорит, что «никто не будет оспаривать тот факт, что человек рождается как представитель определённого биологического вида. В то же время человек после рождения оказывается в определённом социальном окружении и поэтому развивается не только как биологический объект, но и как представитель конкретного общества.»2. А.Г.Маклаков говорит о том, что эти две тенденции находят своё отражение в закономерности развития человека, они находятся в постоянном взаимодействии, и для психологии важно выяснить характер их взаимосвязи.

В этой же книге А.Г. Маклаков говорит о том, что исходной предпосылкой психического развития индивида является его биологическое развитие. Индивид рождается с определённым набором биологических свойств и физиологических механизмов, которые и выступают в роли основы его психического развития. Но эти предпосылки реализуются лишь тогда, когда человек находится в условиях человеческого общества.[3]3

Рассматривая проблему взаимодействия и взаимовлияния биологического и социального в психическом развитии человека А.Г.Маклаков выделяет три уровня организации человека:

  • биологической организации
  • социальный уровень
  • уровень психической организации,

которые находятся во взаимодействии, что формируется из понимания психологической сути понятия «личность». Т.е. «личность – это социальное качество индивида, в котором предстаёт человек как член человеческого общества. Вне общества это качество индивида не существует, а потому вне анализа отношений «индивид – общество» оно не может быть понято.  Формирование и развитие личности необходимо рассматривать как усвоение ею социальных программ, сложившихся в данном обществе на данной исторической ступени. Из сказанного выше видно, что факторы, определяющие характер развития индивида, имеют системный характер и отличаются высокой динамичностью, т.е. на каждом этапе развития они играют разлиную роль. Попытка представить эти детерминанты как сумму двух параллельных или взаимосвязанных рядов, определяющих характер психического развития индивида, — это весьма грубое упрощение, которое в значительной степени искажает суть дела. Вряд ли существует какой-либо универсальный принцип организации взаимосвязи психического и биологического. Эти связи многоплановы и многогранны.»1

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из всего сказанного выше и изученного материала видно, что существует достаточно много теорий и практик в изучении вопросов биологического и социального в личности человека. Это говорит о важности изучаемого вопроса.

Мы увидели, что связи биологического и социального многоплановы и многогранны и у каждой личности они будут носить индивидуальный характер.

Но тем не менее, умение оперировать понятием личность, умением определить биологическое и социальное в развитии конкретной личности, группы лиц или даже народностей, их взаимодействии в отдельном конкретном случае, помогает нам  предвидеть и прогнозировать развитие личности, при необходимости внося корректировки.

То есть данная работа помогла нам обобщить теоретические знания в области понятия личности, осмыслить роль и взаимосвязь биологического и социального в личности человека, что должно способствовать  в будущем более грамотному и осмысленному их использованию в практической работе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Немов Р.С. ПСИХОЛОГИЯ В трёх книгах Книга №1 ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ / Р.С. Немов. – Москва, ГУМАНИТАРНЫЙ h, 2003.-  688 с.
  2. Немов Р.С. ПСИХОЛОГИЯ в трёх книгах Книга 2 ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ/ Р.С. Немов. — Москва, Владос, 2002. – 608с.
  1. Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие./ В.А. Аверин. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 1999. -89 с.
  1. Мельник С.Н. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ/ С.Н.Мельник. – Владивосток. 2004г. – 97с.
  1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов./ А.Г.Маклаков – СПб; Питер. 2008 – 583 с.
  1. Бодалев А.А. Психология о личности/ А.А. Бодалев —  М: Издательство Московского университета. 1988 – 188 с.

[1] Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов./ А.Г.Маклаков – СПб; Питер, 2008. – С.471 — 472.

2 Там же. – С.472.

[2] Маклаков А.Г. Указ. Соч.  С. 474.

2 Там же.  С. 476.

[3]3 Маклаков А.Г. Указ. Соч.  С. 477.

3. Социальное и биологическое в индивидуальном развитии человека. Диалектика природы и естествознания

3. Социальное и биологическое в индивидуальном развитии человека

Последовательная конкретизация единства биологического и социального требует изучения их диалектики применительно к процессу индивидуального развития человека как целому в единстве его возрастных фаз. Интерес к онтогенетическому аспекту социально-биологической проблемы продиктован не только внутренней логикой ее исследования, но и практической необходимостью разработки теории индивидуального развития человека в связи с потребностями коммунистического воспитания и задачами обострившейся идеологической борьбы. Положение о диалектическом единстве социальной и биологической сторон важно для понимания закономерностей жизненного цикла человека, его возрастных фаз и специфики переходов между ними.

Рассмотренные выше надындивидуальные уровни интеграции биологического и социального применительно к экологическим отношениям общества и историческим изменениям природы человека необходимы, но недостаточны для понимания индивидуального развития человека, их различий на разных возрастных фазах и этапах. Прогресс научного познания в настоящее время позволяет использовать при решении этих проблем естественные явления, происходящие на молекулярном уровне живого, надорганизменном уровне — в биосфере, и социальные факторы развития человека.

Индивидуальный жизненный цикл человека зависит от материальной и духовной культуры общества, его социальной структуры, системы воспитания, от популяционно-видовых потенциалов развития человека и от реализации индивидуальных психосоматических задатков в процессе деятельности, индивидуального стиля жизни. Прогресс общества, связанный с дифференциацией его внутренней структуры и усложнением общественных отношений, сопровождается увеличением числа факторов, детерминирующих процесс индивидуального развития, многообразием их связей.

К общим закономерностям взаимосвязи социальной и биологической сторон в индивидуальном развитии человека следует отнести системный характер детерминации этого процесса. Детерминирующие факторы представляют единство объективных и субъективных детерминант. Они включают взаимодействие видовых, популяционно-демографических, социально-экологических, онтогенетических с социальными — общечеловеческими, классовыми, социально-групповыми и личностными параметрами в их системной связи и исторической динамике.

Они оказывают также регулирующее влияние на поведение человека, ведущие формы его деятельности, в процессе которой он не только производит материальные и духовные ценности, но и воздействует на среду своей жизни. Взаимодействие детерминирующих факторов обеспечивает относительную независимость онтогенеза от генотипа. Вместе с тем социальные условия существенно влияют на структуру и специфику жизнедеятельности человека, формирование личности. Учет личностных факторов позволяет выявить не только объективные, но и субъективные детерминанты онтогенеза и возможности регулирования целостного процесса развития на личностном уровне.

В индивидуальном развитии человека изменения социальной и биологической сторон могут происходить как гармонически, так и дисгармонически. Индивидуальное развитие должно быть рассмотрено как стадийный процесс, который характеризуется последовательной сменой необратимых возрастных периодов — детства, юности, молодости, зрелости, старости. Временной подход к онтогенезу человека необходим для раскрытия общих и приуроченных к разным этапам механизмов детерминации этого процесса, т.

 е. для создания предпосылок более эффективного регулирования процесса индивидуального развития на его конкретных этапах. К. Маркс отмечал, что «процесс жизни человека состоит в прохождении им различных возрастов»[405].

Понятие «человеческий возраст», включая систему социальных и биологических элементов, служит показателем развития индивида, характеризует стадии его жизни и принадлежность к определенному поколению. Возраст как временной аспект онтогенеза может быть понят как системный феномен, корни которого уходят в биологию, а его сущность определяется социальным развитием. Если последовательность возрастных фаз необратима, то их длительность и содержание зависят от совокупности материальных и культурных факторов, определяемых уровнем развития общества.

Классики марксизма-ленинизма показали, что социально-классовая и социально-демографическая структуры общества взаимосвязаны, поэтому социально-классовый подход к возрастным группам принципиально отличает марксистскую теорию человека от буржуазной. Возрастные и половые различия людей в конкретных исторических условиях могут приобретать форму социального неравенства.

Исследование социально-исторической обусловленности возрастных фаз развития человека следует начинать с периода детства. Исторический подход к детству как этапу жизни и общественному статусу детей с позиций материалистического понимания истории позволяет обнаружить зависимость длительности и содержания этого периода от уровня развития общества, его классовой структуры, особенностей культуры. На ранних этапах цивилизации дети рано взрослели. Подготовка к труду и жизни в обществе была краткой, мало дифференцированной, осуществлялась в семье и общине. Социальная и биологическая зрелость не были заметно отделены друг от друга. Объективная тенденция увеличения длительности детства связана с усложнением социальной структуры и вызванными индустриализацией изменениями общественного производства, потребовавшими более подготовленных работников. В условиях зрелого социализма детскому возрасту уделяется огромное внимание.

Усложнение и дифференциация подготовки к труду отодвинули границы социального созревания и привели к появлению переходного между детством и взрослостью периода — юности. Его длительность в разных обществах различна, в условиях капитализма она значительно короче у детей трудящихся, чем у господствующего класса. Начало юности обычно связывают с половым созреванием, окончание — с формированием социальной зрелости. Социальная зрелость включает начало трудовой деятельности при стабильной профессии, материальную самостоятельность, политическое и гражданское совершеннолетие, вступление в брак. Поскольку социальная зрелость в полном объеме формируется позднее биологической, то как этап человеческой жизни юность входит в период молодости. Поэтому категория «молодежь» включает в себя людей трех возрастных периодов: подросткового, юношеского и раннего взрослого.

Содержанием периода молодости является переход от зависимого детства к самостоятельной взрослости. В детерминацию развития человека в этот период включаются как биологические (с завершением полового созревания), так и социальные (с появлением экономической самостоятельности) компоненты.

Увеличение подготовительного периода приводит к несовпадению во времени физического, психического и социального развития. Эта неравномерность возрастает в связи с тенденцией к акселерации развития современных поколений, которая усиливает противоречивость интересов, повышает пластичность организма и психики к воздействию факторов среды и воспитания. При наличии адекватных форм физической и умственной деятельности она сопровождается улучшением психосоматических и социальных параметров. Типизация процесса развития в переходный период по темпу и по согласованности социальной и биологической сторон позволит полнее осуществить индивидуальный подход к регулированию онтогенеза человека.

Понятие «зрелость» (взрослость) обозначает относительно стационарный в телесном и умственном отношениях возраст. Она характеризуется единством наибольшего числа дифференцированных и максимально развитых естественных и социальных составляющих, их полнотой и соответствием. Вызванное прогрессом общества увеличение длительности жизни и роста трудоспособности отодвинуло границы зрелости в последнем столетии в экономически развитых странах до 60 и более лет. Это обстоятельство требует выделения переходного периода между зрелостью и старостью — пожилого возраста, границы которого сильно варьируют в разных классификациях возрастных фаз.

Характеризуясь уменьшением скорости самообновления биоструктур, старость не обязательно ведет к спаду всех форм деятельности и потребностей, представляя их противоречивое преобразование. Прогресс общества привел не только к увеличению длительности жизни, но и к замедлению эволюционных процессов, расширению периода трудоспособности, более позднему началу старости, т. е. все большей ее индивидуализации. Вследствие этого в процессе старения обнаруживается возможность несовпадения психических, физических и социальных изменений, наличие реконструктивных процессов. Поэтому типизация возможных вариантов старения по темпу и согласованности социальной и биологической сторон имеет важное значение для выработки мер, направленных на гармонизацию этого процесса.

Глубокая социально-классовая опосредованность периода старости ведет к тому, что социальные, экономические, психологические и другие стороны этого периода и положение старых людей в обществе существенно различаются при социализме и капитализме. Проблема пожилых в условиях капитализма, особенно в связи с тенденцией постарения населения в целом, приобрела драматический характер, так как безработица, низкий уровень доходов затрагивают эту возрастную группу более, чем другие.

Объективные предпосылки гуманистического решения проблемы пожилых создаются лишь при социализме. В «Основных направлениях экономического и социального развития на 1981–1985 годы и на период до 1990 года» говорится о необходимости «…осуществить систему мер по увеличению продолжительности жизни и трудовой активности людей, укреплению их здоровья»[406]. Социалистический образ жизни создает материальные и духовные предпосылки для достижения естественного процесса старения как массового явления. Морально-политическое единство и сотрудничество всех поколений, коллективизм и социальный оптимизм, признание высокой ценности ветеранов труда, с одной стороны, успехи науки в изучении человека в целом, а также успехи геронтологии в изучении процесса старения способствуют наиболее полному и гармоничному развитию духовных и физических потенциалов человека на всех этапах жизни.

Таким образом, рассмотрение общеонтогенетических и специфичных для возрастных фаз закономерностей позволяет сделать вывод, что жизненный цикл человека есть целостный и фазовый процесс. Целостность его следует понимать как изменяющееся на всех этапах единство социальной и биологической сторон между последовательными фазами.

Расчленение процесса индивидуального развития на возрастные этапы позволяет конкретизировать систему детерминирующих факторов, понять все более глубокое включение биологических компонентов в усложняющиеся общественные взаимосвязи, усиливающуюся опосредованность биологической стороны человеческой жизнедеятельности социальными факторами по мере перехода от детства к молодости и зрелости. Дифференцированное исследование возрастных фаз позволяет обнаружить, что прогресс общества привел к изменению длительности и содержания возрастных фаз.

Конкретно-исторический анализ роли возрастных групп общества показывает, что исторический статус детства, молодости, зрелости и старости и специфика перехода от предшествующих фаз к следующим зависят от этапа общественного развития, классовой структуры данного общества, культурных, социально-психологических и других традиций.

Изучение динамики каждого периода в ходе жизненного цикла и исторических изменений возрастных групп в социальной структуре общества дает возможность выявить единство и многообразие форм диалектической взаимосвязи социальной и биологической сторон на всех этапах развития человека, конкретизировать положение о решающей роли социальных факторов применительно к основным стадиям жизненного цикла и возрастным группам общества, раскрыть влияние социальных условий, особенно социалистического образа жизни, на формирование человека на этих этапах.

Раскрытие динамичности, сложности и внутренней противоречивости функционирования и развития человека в ходе индивидуального жизненного цикла обогащает понимание проблемы времени применительно к человеку, способствует конкретизации диалектико-материалистической концепции детерминизма, теории развития и марксистской концепции человека. Исследование диалектики социального и биологического позволяет выявить новые аспекты развития человека как основной производительной силы, как главной цели общественного развития в коммунистической цивилизации.

Анализ диалектики социального и биологического в развитии человека позволяет наметить пути регулирования и оптимизации этих сфер. Решение данных проблем должно строиться на основе анализа объективных и субъективных, социально-групповых и индивидуальных факторов регулирования жизненного цикла человека, учета возможности творческого влияния индивидуального «стиля жизни» на реализацию всех человеческих задатков. Социалистический образ жизни в единстве объективных и субъективных сторон является главным фактором оптимизации процесса индивидуального развития человека, продления творческого долголетия людей, гармонизации отношений общества и природы.

2. Биологическое и социальное в человеке

2. Биологическое и социальное в человеке Случайность или закономерный итог развития вселенной? «Много есть чудес на свете, человек — их всех чудесней», — поет хор в трагедии Софокла «Антигона», поставленной на афинской сцене почти две с половиной тысячи лет тому назад.

3. Биологическое и социальное в человеке

3. Биологическое и социальное в человеке С проблемой сущности и существования связан и вопрос о соотношении биологического и социального в человеке. По своей сущности, как уже отмечалось, человек есть существо социальное. В то же самое время он есть дитя природы и не

Значение работы «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» в развитии марксизма

Значение работы «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» в развитии марксизма Эта работа Энгельса, написанная, по всей вероятности, в середине 1876 г., была задумана первоначально как введение к более обширному труду, который автор предполагал вначале

1. Диалектика и биологическое познание

1.  Диалектика и биологическое познание Положение о всеобщности законов и категорий диалектики и специфических формах их проявления в различных областях объективного мира выступает одним из важнейших принципов марксистско-ленинской философии. По словам Ф. Энгельса,

3. Социальное и биологическое в индивидуальном развитии человека

3. Социальное и биологическое в индивидуальном развитии человека Последовательная конкретизация единства биологического и социального требует изучения их диалектики применительно к процессу индивидуального развития человека как целому в единстве его возрастных фаз.

1. Диалектика и биологическое познание

1. Диалектика и биологическое познание Положение о всеобщности законов и категорий диалектики и специфических формах их проявления в различных областях объективного мира выступает одним из важнейших принципов марксистско-ленинской философии. По словам Ф. Энгельса,

Разговор 16-й. О развитии человека

Разговор 16-й. О развитии человека у. Трудно сейчас возвращаться к спокойно-суховатому тону. Но наш разговор требует рассудочности. С самым горячим вопросом я разобрался. В самом деле, мой опыт скорее подтверждает, чем опровергает реальность «загробной жизни». Но с

3. Биологическое и социальное в человеке и их единство

3. Биологическое и социальное в человеке и их единство Идеи о единстве биологического и социального в становлении человека сформировались не сразу. Не углубляясь в далекую древность, напомним, что в эпоху Просвещения многие мыслители, дифференцируя природное и

§ 2. Социальное время и социальное пространство

§ 2. Социальное время и социальное пространство Социальный процесс разворачивается во времени длящихся, сочетающихся и сменяющих друг друга человеческих деятельностей; вместе с тем он «стягивается» в пространстве, где эти деятельности предстают относительно

4.

Общество и свобода. Социальное прельщение и рабство человека у общества

4. Общество и свобода. Социальное прельщение и рабство человека у общества Из всех форм рабства человека наибольшее значение имеет рабство человека у общества. Человек есть существо социализированное на протяжении долгих тысячелетий цивилизации. И социологическое

5.1.1. Биологическое объяснение

5.1.1. Биологическое объяснение Чезаре Ломброзо на основании многолетней практики в туринской тюрьме пришел к выводу («Преступный человек», 1876), что люди по своему биологическому складу предрасположены к определенному типу поведения. Причем биологическая

А. Биологическое несовершенство человека

А. Биологическое несовершенство человека Первый признак, отличающий человеческое существование от животного, имеет отрицательную характеристику, а именно относительную недостаточность инстинктивной регуляции в процессах адаптации к окружающему миру. Способ

Беседа двадцать девятая: БИОЛОГИЧЕСКОЕ ВЫЖИВАНИЕ И РАЗУМ

Беседа двадцать девятая: БИОЛОГИЧЕСКОЕ ВЫЖИВАНИЕ И РАЗУМ Слушательница П.: Во время вчерашней беседы Кришнаджи сказал нечто; не знаю, подлежит ли это обсуждению. Его заявление оказалось в высшей степени поразительным. Он задал вопрос: способны ли клетки мозга

Глава 17 Искаженное социальное пространство. Социальное моделирование

Глава 17 Искаженное социальное пространство. Социальное моделирование Человеческое самосознание сделало человека чужаком в этом мире, породило чувство одиночества и страха. Эрих Фромм Нашему замечательному мыслителю Аркадию Давидовичу принадлежат следующие слова: –

Биологическое развитие | Определение, этапы, примеры, теория и факты

Ключевые люди:
Сэр Гэвин де Бир К. Х. Уоддингтон Сэр Д’Арси Вентворт Томпсон Вильгельм Ру Александр Онуфриевич Ковалевский
Связанные темы:
развитие животных развитие растений развитие человека регенерация воспроизведение

Просмотреть весь связанный контент →

биологическое развитие , прогрессивные изменения размера, формы и функции в течение жизни организма, посредством которых его генетический потенциал (генотип) преобразуется в функционирующие зрелые системы (фенотип). Большинство современных философских воззрений считают, что развитие того или иного рода характеризует все вещи как в физическом, так и в биологическом мире. Такие точки зрения восходят к самым ранним дням философии.

Среди досократических философов греческой Ионии за полтысячелетия до Рождества Христова некоторые, как Гераклит, считали, что все естественные вещи постоянно меняются. Напротив, другие, из которых Демокрит, возможно, является лучшим примером, предполагали, что мир состоит из изменяющихся комбинаций атомов, которые сами остаются неизменными, не подверженными изменению или развитию. Можно считать, что в ранний период европейской науки после Возрождения господствовал этот последний атомистический взгляд, который достиг своего наиболее полного развития в период между ньютоновскими законами физики и атомной теорией химии Дальтона в начале XIX века.век. Это воззрение никогда не было легко согласовано с наблюдениями биологов, и за последние сто лет ряд открытий в физических науках в совокупности заставили мнение вернуться к гераклитовскому акценту на важности процесса и развития. Атом, который казался Дальтону таким неизменным, в конце концов оказался делимым и сохранял свою тождественность только благодаря процессам взаимодействия между рядом составных субатомных частиц, которые сами по себе в определенных аспектах должны рассматриваться как процессы, а не материя. Теория относительности Альберта Эйнштейна показала, что время и пространство объединены в континуум, из чего следует, что все вещи вовлечены во время; то есть в развитии.

Философами, наметившими переход от точки зрения, не связанной с развитием, для которой время было случайным и несущественным элементом, были Анри Бергсон и, в частности, Альфред Норт Уайтхед. Карла Маркса и Фридриха Энгельса, которые настаивали на различии между диалектическим и механическим материализмом, можно считать другими важными новаторами этого направления, хотя общность их философии была несколько скомпрометирована политическим контекстом, в который она была помещена, и жесткостью с которым их более поздние последователи интерпретировали его.

Философии гераклитанского типа, которые подчеркивают процесс и развитие, обеспечивают гораздо более подходящие рамки для биологии, чем философии атомистического толка. Живые организмы сталкивают биологов с изменениями разного рода, все из которых можно рассматривать в некотором смысле как связанные с развитием; однако биологи сочли удобным различать изменения и использовать слово «развитие» только для одного из них. Биологическое развитие можно определить как серию прогрессивных, неповторяющихся изменений, происходящих в течение жизни организма. Суть этого определения состоит в том, чтобы противопоставить развитие, с одной стороны, по существу повторяющимся химическим изменениям, связанным с поддержанием жизнедеятельности организма, которые составляют «метаболизм», а с другой стороны, более долгосрочным изменениям, которые, хотя и неповторяющиеся, включают в себя последовательность нескольких или многих жизненных историй и составляют эволюцию.

Как и большинство формальных определений, эти различия не всегда применимы строго к реальному миру. Например, у вирусов и даже у бактерий трудно провести различие между метаболизмом и развитием, поскольку метаболическая активность вирусной частицы состоит лишь в развитии новых вирусных частиц. В некоторых других случаях различие между развитием и эволюцией стирается: представление об индивидуальном организме с определенной жизненной историей может быть очень трудно применимо к растениям, размножающимся вегетативным делением, отщеплением одной части, которая может вырасти в другую. полный завод. Однако возможности для дебатов, возникающие в этих особых случаях, никоим образом не лишают законной силы общую полезность различий, традиционно проводимых в биологии.

Все организмы, включая самые простые, состоят из двух компонентов, которые немецкий биолог Август Вейсман в конце XIX века выделил как «зародышевую плазму» и «сому». Зародышевая плазма состоит из основных элементов или генов, передающихся от одного поколения к другому, а сома состоит из тела, которое может образоваться по мере развития организма. Говоря более современным языком, зародышевая плазма Вейсмана отождествляется с ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислотой), которая несет закодированные в сложной структуре ее молекулы инструкции, необходимые для синтеза других соединений организма и их сборки в соответствующие структуры. Именно эта совокупность других соединений (белков, жиров, углеводов и др.) и их расположение в метаболически функционирующем организме и составляет сому. Таким образом, биологическое развитие охватывает все процессы, связанные с выполнением инструкций, содержащихся в ДНК. Эти инструкции могут выполняться только соответствующим исполнительным механизмом, первая фаза которого обеспечивается клеткой, несущей ДНК в следующее поколение: у животных и растений — оплодотворенной яйцеклеткой; у вирусов зараженной клеткой. В жизненных историях, имеющих более чем минимальную степень сложности, видоизменяется сам исполнительный аппарат по мере постепенного включения генетических инструкций и приведения в функциональное состояние новых механизмов белкового синтеза. Фундаментальная проблема биологии развития состоит в том, чтобы понять взаимодействие между генетическими инструкциями и механизмами, посредством которых эти инструкции выполняются.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подпишитесь сейчас

На языке генетики слово генотип используется для обозначения наследственных инструкций, передаваемых от одного поколения к другому в генах, а фенотип — это термин, обозначающий функционирующие организмы, созданные этими инструкциями. Таким образом, биологическое развитие состоит в производстве фенотипов. В последнем абзаце сделан вывод о том, что формирование фенотипа одного поколения зависит от функционирования части фенотипа предыдущего поколения (9).0035, например, яйцеклетка), как механизм, с которого начинается интерпретация инструкций, содержащихся в генотипе нового организма.

23: Рост и развитие человека

  1. Последнее обновление
  2. Сохранить как PDF
  • Идентификатор страницы
    17802
    • Сюзанна Ваким и Мандип Гревал
    • Колледж Бьютт

    В этой главе описывается, как человеческий организм растет и развивается от оплодотворения до смерти. Подробно описаны следующие стадии жизни: зародышевая стадия, эмбриональная стадия, фетальная стадия, младенчество, детство, отрочество и взрослость.

    • 23.1: Практический пример: как наше тело меняется на протяжении жизни
      Пол и Ванесса потрясены, обнаружив, что уровень свинца в крови их малыша Лукаса составляет 10 мкг/дл, что считается высоким показателем. Поскольку Ванесса находится на третьем месяце беременности, они беспокоятся о том, не подверглась ли Ванесса воздействию свинца. Если да, то какое влияние это может оказать на развивающегося ребенка?
    • 23.2: Зародышевая стадия
      Зародышевая стадия развития является первой и самой короткой из стадий человеческой жизни. Основные события на этом этапе разработки показаны на рисунке ниже и подробно описаны в остальной части этой концепции. Зародышевая стадия длится в общей сложности восемь-девять дней. Он начинается в маточной трубе, когда яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом с образованием зиготы (день 0). Зародышевая стадия продолжается, поскольку зигота претерпевает несколько начальных клеточных делений до морулы.
    • 23.3: Эмбриональная стадия
      Во многих культурах брак, наряду с рождением и смертью, считается самым важным событием в жизни. Однако для первопроходца в области биологии развития Льюиса Вольперта эти жизненные события переоценены. По словам Уолперта, «это не рождение, брак или смерть, а гаструляция, которая действительно является самым важным моментом в вашей жизни». Гаструляция является важным биологическим событием, которое происходит на ранней стадии эмбрионального развития человека.
    • 23.4: Стадия плода
      Будущая мать держит в руках ультразвуковое изображение своего плода. Она почти на девятом месяце беременности, так что плод полностью развит и почти готов к рождению. Плод сильно вырос и изменился во многих других отношениях с тех пор, как семь месяцев назад он был крошечным эмбрионом.
    • 23.5: Младенчество
      Младенчество относится к первому году жизни после рождения, а младенец определяется как человеческое существо между рождением и первым днем ​​рождения. Термин « младенец» обычно считается синонимом « младенец» , хотя он обычно применяется к детенышам других животных, а также к людям. Человеческие младенцы кажутся слабыми и беспомощными при рождении, но на самом деле они рождаются с удивительным набором способностей. Большинство их чувств довольно хорошо развиты, и они также могут сообщать о своих потребностях плачем.
    • 23.6: Детство
      Юридически детство определяется как период несовершеннолетия, который длится от рождения до совершеннолетия (совершеннолетия). Возраст совершеннолетия зависит от места и цели. Например, в США в 18 лет вы считаетесь взрослым для службы в армии, но несовершеннолетним для покупки алкоголя. Биологически детство определяется как стадия человеческого организма между рождением и подростковым возрастом.
    • 23.7: Подростковый возраст и половое созревание
      Подростковый возраст — это переходный период между детством и взрослой жизнью. Обычно считается, что он начинается с полового созревания, во время которого происходит половое созревание, и подростки переживают скачок роста. Однако у многих детей половое созревание фактически начинается на стадии, называемой предподростковым возрастом, которая охватывает возраст от 11 до 12 лет. Половое созревание может начаться до подросткового возраста, но обычно оно продолжается в течение нескольких лет, вплоть до подростковой стадии, которая заканчивается в позднем подростковом возрасте.
    • 23.8: Взросление
      На этом семейном изображении изображены пожилая женщина, ее молодые взрослые дочери и внучки из этнической группы хмонг в Лаосе. Бабушка и дочки взрослые, но явно далеко друг от друга по возрасту. Какой возраст определяет начало и конец взрослой жизни?
    • 23. 9: Заключение по конкретному случаю: опасность свинца и краткое изложение главы
      Ранее в этой главе вы познакомились с Полом, Ванессой и Лукасом, которые были обеспокоены повышенным уровнем свинца в крови Лукаса. Многие эксперты согласны с тем, что предотвращение воздействия свинца и более широкое определение уровня свинца в крови имеют решающее значение для предотвращения необратимого ущерба для здоровья детей. Младенчество и раннее детство — прекрасное время огромного роста и изменений в жизни человека, но это также время, которое очень уязвимо для повреждений — с потенциальными пожизненными последствиями.

    Миниатюра: Отец и сын на пляже через Pixabay


    Эта страница под названием «23: человеческий рост и развитие» распространяется под лицензией CK-12 и была создана, изменена и/или курирована Сюзанной Ваким и Мандипом Грюалом посредством исходного контента, который был отредактирован в соответствии со стилем и стандартами платформы LibreTexts.

    Добавить комментарий