«О НЕОБХОДИМЫХ ЧЕРТАХ ЦИВИЛИЗАЦИИ БУДУЩЕГО»
Каждая эпоха рождает свой тип мировоззрения, новые знания и новый опыт непрерывно изменяют наши взгляды на окружающий мир, на нас самих и на наше место в нем. Но бывают периоды перестройки самих основ эволюционного процесса развития человека. Я думаю, что мы как раз и подходим к одному из таких поворотных моментов. И хотя угадать будущее нам не дано, тем не менее кое-что из будущего представляется достаточно отчетливо. Так я уверен, что непременно появится система новых табу и возникнет необходимость новых знаний. А что еще необходимо сегодня, чтобы не было катастрофы завтра? Каков должен быть новый антропоцентризм? Он должен не просто ставить человека в центр мироздания, как в былые времена, а стремиться изменить себя и Природу и свое поведение так, чтобы сохранить человека на планете.
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Ф. Тютчев.
Каждая эпоха рождает свой тип мировоззрения, новые знания и новый опыт непрерывно изменяют наши взгляды на окружающий мир, на нас самих и на наше место в нем. Но бывают периоды перестройки самих основ эволюционного процесса развития человека. Я думаю, что мы как раз и подходим к одному из таких поворотных моментов. И хотя угадать будущее нам не дано, тем не менее кое-что из будущего представляется достаточно отчетливо. Так я уверен, что непременно появится система новых табу и возникнет необходимость новых знаний. А что еще необходимо сегодня, чтобы не было катастрофы завтра? Каков должен быть новый антропоцентризм? Он должен не просто ставить человека в центр мироздания, как в былые времена, а стремиться изменить себя и Природу и свое поведение так, чтобы сохранить человека на планете.
Но как этого достичь? Некоторым размышлениям на сей счет и посвящены эти заметки.
Недавно я издал книгу «Современный рационализм» (Москва. 1995 г. Эколого-политологический университет), где попытался изложить свое представление об одной из важнейших составляющих современного мировоззрения, о рационализме — этом инструменте познания, который должен быть присущ любой цивилизации.
В основе книги лежат соображения, как мне представляется, естественные и вполне очевидные для любого человека, который всю жизнь занимался естествоз нанием, то есть стремился познать законы, которые управляют Природой, и способы их использования, позволяющие человеку предвидеть возможные последствия своих действий. Эти законы и методы их использования — суть концентрированный опыт человека. И следствия этого опыта (научных исследований, и не только их) академик Вернадский называл эмпирически ми обобщениями. Они и есть опора практической деятельности человека, способная защитить его от возможных ошибок и неудач и помочь достичь желаемых целей. Они — необходимая основа любого образовательного процесса: человек должен знать, как функционирует сложнейшая система — природа Земли, которая является его единственным домом, домом, которому он обязан своим появлением на свет и частью которого является сам.
Но эти знания еще не есть мировоззрение. Это лишь шаг, абсолютно необходимый человеку, живущему на грани XX-XXI веков. За последние три столетия цивилизация достигла удивительного могущества и породила новый взлет антропоцентризма, столь характерный для античной культуры. Но теперь примитивный антропоцентризм, основанный на представлении об абсолютном могуществе человека, «равного богам», уже не безобиден, как в былые времена. И для того, чтобы использовать это могущество во благо человека, людям необходимы самые разнообразные знания и то рациональное, что добыто современной наукой. Оно должно стать одной из опор мировоззрения. А значит, и цивилизации. Но я назвал свою книгу «Современный рационализм», чтобы подчеркнуть его отличие от рационализма классического и весьма распространенного позитивизма.
Человек — порождение Природы, результат длительного ее развития, в ходе которого возник удивительней ший феномен — Разум. Это биологический инструмент, способный познавать окружающий мир. Разуму мы обязаны логикой, а следовательно, и возможностью анализировать происходящее и предвидеть некоторые фрагменты будущего. Но Разум не всесилен. Ему доступно то, что «доступно». Абсолютизация возможностей Разума крайне опасна, как и всякая переоценка своих достаточно скромных сил. В окружающем мире есть некоторая граница познания, за которой лежит то, что принципиально недоступно тому инструменту, который нам дан Природой. Существуют вопросы, на которые человек не имеет и, вероятнее всего, никогда не будет иметь ответа. Я верю: на любой вопрос «КАК?», то есть на вопрос о том, как возникли те или иные следствия тех или иных посылок, наука однажды найдет ответы. Но всегда остается вопрос «ЗАЧЕМ?» — зачем мы пирические обобщения». Вот почему мировоззрение никогда не сможет быть сведено к чисто научному, рационалистическому миропредставлению. Я отдаю себе отчет в том, насколько такое утверждение не соответству ет тем канонам, которые пытались привить нам в недалеком прошлом.
В формировании мировоззрения участвует множество причин. Это и религии, и семейные традиции, встречи с людьми, собственная активная деятельность и многое, многое другое. Но в процессе обучения необходимо выделить рациональное ядро мировоззрения, то, что должно быть общим для всех людей, на что человек может надежно опереться в своей практической деятельности. Рациональное начало нельзя ни с чем смешивать. И в рамках рационализма нельзя говорить о Боге и любом иррациональном, то есть о том, что не является логическим следствием того или иного эмпирического обобщения. Обязанность ученых, учителей раскрыть рациональное содержание наших знаний, дать этот инструмент нашим ученикам.
Это вовсе не означает, что я недооцениваю те составляющие миропонимания, которые не сводятся к чисто рациональному знанию. Но их утверждение в человеке имеет совсем другое начало, качественно отличное от того, что мы называем обучением. Человек живет в определенном «эмоциональном поле», играющем не меньшую роль в его действиях и его судьбе, чем точные знания. И встречать завтрашний день мы должны не только во всеоружии наших знаний об окружающей Природе, но и при соответствующей настройке этого поля.
Я не смею объяснить иррациональную сущность человека. Поэтому лучше всего проиллюстрировать свое понимание места этого «поля», а значит и процесса формирования мировосприятия, примерами собственного жизненного опыта. Вот несколько эпизодов, которые повлияли на мое мировоззрение и, вероятнее всего, сыграли немаловажную роль в том, как сложился мой жизненный путь, моя судьба. Ведь это тоже эмпиричес кое начало. И оно может привести к ряду практических выводов, о которых я скажу в конце этих заметок.
Я человек не религиозный, хотя никогда не был и атеистом. Как теперь я понимаю, мое неприятие антирелигиозности — следствие того же суждения, которое лежит в основе рационализма: я не знаю эмпирического обобщения, которое позволяло бы мне утверждать отсутствие Бога или Высшего Разума. О том, что я не могу утверждать и обратное, по существу я уже сказал. Но факты личной жизни непосредственно повлияли на мое мировосприятие.
Получая однажды метрику, я узнал, что был крещен в церкви Николы в Хамовниках в августе 1917 года. Моим воспитанием, в том числе и религиозным, занималась бабушка. Она была лютеранкой, но каждое воскресенье ходила к обедне и выстаивала длинные службы в православной церкви. В воспитательных целях она меня брала с собой. Но стояние в церкви было для меня мучительным, служба казалась утомительно повторяющимся представлением и игрой, цель которой я не понимал… Я спрашивал бабушку, почему они каждый раз повторяют одно и то же, неужели им это не надоело. И даже предлагал варианты этой красивой, но нудной для ребенка игры в храме. Наверное, отсюда и началось мое неприятие церкви.
Но есть еще одна причина моего детского отталкивания всего, что связано с религией. У нас дома была прекрасно изданная «Библия для детей» с изумительными гравюрами Доре. Я часто листал эту книгу и всматривался в иллюстрации. Всюду был Бог или его пророки. Бог был величественен и грозен. Он вывел из Египта избранный им народ, вел его по пустыне, он благословлял жертвы и грозил всем врагам своего избранного народа. Одним словом, Бог был страшен! Ночью мне снились эти гравюры, и я с плачем просыпался. Я говорил бабушке: ведь я не еврей и поэтому их Бог меня хочет убить. Бабушка утешала весьма своеобразно. Она говорила: ты не бойся, у нас есть свой Бог, Он сильнее и Он тебя защитит. Это меня успокаивало, и я засыпал. Со временем эта книга куда-то делась, брать меня в церковь перестали, потом началась советская школа, и религия надолго ушла из моей жизни.
И все же один раз я молился, причем, как сейчас понимаю, вполне искренне.
Во время войны я был инженером по вооружению бомбардировочного авиационного полка. Эпизод, о котором я расскажу, произошел где-то между Великими Луками и Новосокольниками. Эта местность только что была освобождена нашими войсками. Я шел с летного поля в деревню, где мы тогда размещались. Решив сократить дорогу, я и мой спутник пошли через заснеженный луг. Неожиданно взорвалась мина, и осколок прошил мой сапог, поранив ногу. Оказалось, что мы шли по участку, который еще не был проверен саперами, а колышек с дощечкой, на которой было написано «мины», мы просто не заметили.
Кругом были мины: шаг вперед, назад, вправо или влево грозил смертью. Я опустился на корточки и прежде, чем начать разгребать снег, как-то глубоко ушел в себя, перекрестился и произнес какие-то слова молитвы. Я не помню, что просил у Бога, но я остался жив. Разгребая осторожно снег, я нашел мину и увидел, что это была мина, по-моему, образца 1905 (точно не помню) года, но именно такая, на которой нас в академии имени Жуковского обучали элементам минного дела. Дальше все было просто. Я знал, как обращаться с этими минами, и вскоре мы были на опушке спасительного леса. Позднее саперы мне сказали, что других пехотных мин у них не было отродясь. Тогда я понял и смысл и значение своей молитвы. Она помогла мне собраться, не сделать случайной оплошности. И, может быть, это спасло мне жизнь. Я невольно вспомнил свою бабушку.
Мне, наверное, очень не повезло — на своем веку я не встретил священника, любой конфессии, с которым я мог бы найти общий язык, который бы мне рассказал, почему он выбрал дорогу, по которой он пошел, дело, которому он посвятил свою жизнь. Но была еще одна причина, которая мне не позволяла войти в контакт со священнослужителями. Я много лет преподавал в высших учебных заведениях, и, по долгу службы, мне постоянно приходилось иметь дело с преподавателями марксизма-ленинизма. Меня поражало их согласие безропотно и бездумно следовать в одном-единственном интеллектуальном канале. Его берега были столь жестко ограничены, что мне было даже трудно называть этот канал интеллектуальным: все мыслимые вопросы были уже решены заранее. Даже малое отступление от трафарета считалось наказуемой ересью.
Вот эта канонизация одной доктрины в равной степени присуща и преподавателям марксизма, и большинству священнослужителей, с которыми меня сводила судьба. Меня поражало нежелание говорить о самом главном — обсуждать суть божественного. Позднее я узнал, что это просто запрещено православием. Но именно этот вопрос меня и интересовал больше всего.
В 70-х годах я проводил некоторые расчеты по поручению комиссии ЮНЕСКО по Великим озерам и часто бывал в Торонто. В один из моих приездов меня пригласил в Оттаву наш посол (тогда им был А. Н. Яковлев). После встречи с работниками посольства, заинтересованными нашей работой, я вернулся в гостиницу и позвонил канадцу русского происхождения, некоему Петрову, с которым познакомился в Москве. Он немедленно примчался в гостиницу с бутылкой вина, и у нас состоялся очень интересный разговор. Я услышал много такого о жизни русских в Канаде, о чем и не догадывался.
Петров был очень верующим человеком. Более того, он был кем-то вроде старосты (или членом общественно го совета) православной общины Канады, и она строила в Оттаве православный собор. Все то, что он мне рассказывал, было ново и интересно. Речь зашла о союзе церквей, и мой гость высказал категорическое неприятие этой идеи. Мне было удивительно услышать из уст физика по образованию, что сесть за один стол с еретиком грешно и безнравственно. Не исключено, что так думают многие религиозные люди разных конфессий.
После наших работ по «ядерной зиме»* я однажды был приглашен в папскую академию, и мне довелось в Ватикане разговаривать с одним из кардиналов. Он был дипломатичнее, более образован, чем мой канадский знакомец или те русские священники, с которыми мне приходилось общаться. Но в нем была та же привержен ность канону, на все готовый ответ и наличие запретных зон для обсуждения: ни дать, ни взять — преподаватель истории КПСС. Только образованнее!
Как уже, вероятно, понял читатель, с религией мне просто не повезло: на моем пути не встретилось священника, который смог бы мне показать то, что может дать духовному миру человека настоящая религиозность. Не обрядовая сторона, не совокупность постулатов поведения, которой должен придерживаться любой человек, принадлежащий той или иной церкви, а мудрость, которая привлекала к религии умнейших людей во все времена, и красота миропредстав ления, которая, как мне кажется, присуща по-настоящему верующему человеку. Впрочем, может быть, здесь дело и не в невезенье: люди просто очень разные, и не всем дано увидеть красоту в религиозном миропонима нии. Но мне повезло в другом — удалось увидеть и познать много прекрасного, что делало мою жизнь содержательной и определило многие особенности моего миропредставления, а следовательно, и поведения, и выбора жизненного пути в хаосе случайного и непредсказуемого.
Я расскажу о двух эпизодах, которые сыграли особую роль в моей жизни. Однажды я со своей младшей дочерью пошел на концерт. В этот вечер в консерватории давали Рихарда Штрауса — композитора, произведения которого редко звучат в наших концертных залах. Оркестр исполнял его «Ночь Просветления». В тот вечер я впервые слушал Рихарда Штрауса, и он оказался особенным. Предо мной словно открылся новый мир. Я несколько дней был под впечатлением музыки Рихарда Штрауса. Она для меня действительно была «Ночью Просветления»! На той же неделе мне пришлось быть на каком-то академическом совещании, где шла некая подковерная, как теперь говорят, борьба. Когда дело дошло до голосования, я подумал, а какое все это имеет значение, если есть люди, способные написать «Ночь Просветления». Потом еще несколько раз я переживал нечто подобное, все больше и больше утверждавшее мой образ восприятия окружающего.
А вот второй эпизод. В молодости я занимался «большим альпинизмом». Не очень большим, но все-таки настоящим. Я побывал в большинстве горных районов Советского Союза, бывал и в Альпах, и в Скалистых горах. Но ничего сравнимого с Алтаем я не знаю. Снеговая линия на Алтае проходит значительно ниже, чем на Кавказе, а тем более в Средней Азии. Но северная природа такова, что деревья на склонах, преимущественно лиственница, растут чуть ли не до трехкилометровой высоты, гораздо выше языков ледника.
Перед самой войной я участвовал в небольшой экспедиции, которая предполагала подняться на гору Белуха с севера, с ледника Радзевича, траверсом хребта Делоне. Наш небольшой караван — две лошади и человек семь-восемь альпинистов — шел по узкой тропе высоко над речкой, вытекающей из-под языка ледника. И неожиданно за одним из поворотов перед нами открылась Белуха. Глубоко внизу лежала долина, а надо всем навис почти пятикилометровый снежный исполин, этакий могучий и грозный Властелин. Но нет — на самом деле не Властелин, а Охранитель: на другой стороне ущелья, обращенной к югу, высоко над ледником неширокой полосой поднималась роща лиственниц. В июне деревья стояли ярко фисташковыми, и, обращенные к Солнцу, они олицетворяли жизнь. А над этой рощей — снежный исполин, защищающий ее от северных ветров.
Мы все остановились, завороженные открывшейся картиной: перед нами был один из символов жизни, встреча с которыми и восприятие которых не менее важны для человека, чем знание законов Ньютона и правил логического мышления.
Лет через 35 я начал заниматься проблемами биосферы. Когда я начал изучать ее свойства как целостной системы с помощью компьютерной имитации ее функционирования и читать труды Вернадского, то у меня родилось свое представление о ноосфере. Я представил себе человечество той рощей у подножия Белухи, которая растет и тянется вверх под защитой великана, имя которому Природа. Вот тогда я впервые написал о том, что эпохой ноосферы следует называть тот этап антропогенеза, когда человечество окажется способным реализовать режим коэволюции человека и биосферы.
Мир человека — это неразрывная связь рационального и иррационального — интуиции, инстинктов, прозрений, непредсказуемости или нелогичности поведения… И наш духовный мир, наша иррациональ ная сущность, по-видимому, принципиально необъяснима. Мы можем лишь говорить о том, что влияет на ее формирование.
И она — иррациональность человека — крайне индивидуальна, несмотря на большое количество общих черт у людей.
Мир иррационального не в меньшей степени влияет на поступки человека, чем его суждения, основанные на принципах рационализма. И что, может быть, самое главное — наибольшую радость, ощущение полноты и прелести жизни дает человеку как раз иррациональная составляющая его миропредставления. Эта важнейшая компонента нашего бытия не может не быть в центре внимания образовательной и воспитательной деятельности общества. Мы должны учиться на нее влиять так, чтобы уберечь человечество от деградации. Но здесь свои трудности. Учитель не может передать своим ученикам свой духовный мир — это не арифметика. Люди очень разные. То, что для одного может составить смысл жизни, для другого не стоит ничего! Но учитель обязан раздвинуть духовные границы своих учеников, показать им, приблизить к тому, о чем они даже не догадываются. Однажды услышанная мною «Ночь Просветления» Рихарда Штрауса в неменьшей степени определила переориентацию моей практической деятельности, чем разговоры с одним из умнейших людей, которого мне посчастливилось встретить, — с Николаем Владимировичем Тимофеевым-Ресовским, одним из блестящих ученых ХХ столетия, стоявшим у истоков современной генетики.
Путь в мир иррационального лежит, в том числе, и через познание искусства, главным образом, как мне кажется, через музыку и поэзию, способные в символьной форме, минуя логику и рассудочность, затронуть самые глубинные чувства человека.
Искусство ничего не должно отображать. Это прежде всего — обращение к той иррациональной сущности человека, которая и есть его собственное Я! Искусство должно быть только ради искусства. Оно нужно, необходимо прежде всего для того, чтобы затронуть те струны, которые перестают звучать в повседневной обыденности, глохнут под бременем жизненной необходимости либо традиционных материальных стремлений. И тогда к человеку приходит то глубинное, что лежит за пределами познания, но что в неменьшей степени влияет на познаваемое и познанное, чем рациональные знания, без которых человек не сможет жить на Земле. И вместе с тем у человека возникает ощущение полноты и прелести жизни, которое, может быть, и составляет ее истинное содержание.
И тогда возникает синтез, о котором мечтали представители искусства нашего Серебряного века. Сейчас такой синтез становится жизненной необходимостью. Его необходимость была гениально угадана нашей отечественной культурой еще сто лет тому назад.
Я много писал об экологическом императиве и не раз говорил о том, что императив экологический, то есть система ограничений человеческой деятельности, система запретов, выполнение которых необходимо для продолжения процесса развития общества, неизбежно приведет к выработке нравственных критериев, то есть повлечет за собой императив нравственный. И это неизбежно приведет к изменению структуры ценностей, позволит обрести новые цели и новые стимулы жизни.
Как это может произойти? И произойдет ли вообще? Одних решений ООН или постановлений правительств здесь явно будет недостаточно. Да и церковь может лишь помочь, и то в небольшой степени. Вспомним: заповеди Нагорной проповеди известны две тысячи лет, ничего более высокого никто никогда не произнес, а многое ли они изменили в поведении человека?
Конечно, есть и чисто эволюционный путь изменения системы нравственных ценностей, история антропогенеза дает нам тому примеры. Табу «не убий!», запрет на убийство себе подобного в борьбе за самку утвердился на заре палеолита, когда появились первые каменные топоры и наши предки овладели огнем. Этот запрет вывел человека из эволюционного тупика, куда его загнало «развитие техники», и обеспечил развитие человеческого разума, которое могло в результате гибели его носителей постепенно заглохнуть — неизбежно стала бы меняться структура генетического потенциала человека. Знаменитый австрийский этолог Конрад Лоренц утверждает даже большее: не обладая инстинктом волка, когда победитель отпускает побежденного, подставившего свою шею под его зубы, люди без табу на убийство просто перебили бы друг друга.
Благодаря утверждению этого табу, возникли основы морали древнего человека, и его эволюция сменила канал — биологическое развитие уступило место эволюции общественной. Чисто биологическое развитие человека и, следовательно, его мозга стало замедляться. Но коллективный Разум и накопление информации продолжали развиваться, причем все ускоряющимися темпами. Однако сам Разум в этом процессе развития не участвовал: все шло само собой, действовал все тот же естественный отбор. Те роды, племена, в которых утверждался запрет на убийство соплеменников, обгоняли в своем развитии другие и безжалостно уничтожали отставших. Прошли десятки, а может, и сотни тысяч лет, прежде чем произошла окончательная перестройка эволюционного процесса, и человек научился жить в новых условиях. Вероятно, лишь два, три десятка тысяч лет отделяют нас от утверждения на Земле современного человека — кроманьонца.
Теперь у нас нет этих тысяч лет, нет и сотен. Экологический кризис грядет неумолимо — он уже на пороге. Конечно, законы самоорганизации сработают и сами по себе. Но это будет связано с ожесточенной борьбой за ресурсы, за место под Солнцем. С кровью и гибелью множества людей и даже целых цивилизаций. А есть ли у человечества альтернатива развития?
Я не могу ответить на такой вопрос. Но в одном убежден: человек не имеет права отказаться от поиска этой альтернативы. Сегодня, быть может, мы открываем самую драматичную страницу истории человечества. Все отчетливее вырисовывается невозможность, «абсолютная тупиковость» того естественного пути общественного развития, той «извилистой тропы самоорганизации», которой шло человечество до сих пор (хотя и достигло удивительных успехов). Такое понимание становится достоянием не только отдельных ученых, как это было четверть века тому назад. Оно постепенно становится достоянием миллиардов людей, живущих на Земле.
Человечеству предстоит смена парадигмы развития, переход в другой эволюционный канал, подобно тому, как это случилось в начале палеолита, когда оно постепенно перешло от биологической эволюции к эволюции общественной. Но каков будет теперь этот новый канал, никому пока неизвестно. Хочется думать, и я в этом убежден, что выбор пути развития немыслим без участия коллективного интеллекта человечества. Не утопии, которая является плодом размышления того или иного мыслителя, а именно Коллективного Интеллекта. Значит, вопрос состоит не в том, чтобы создать конструкцию, подобную миру Кампанеллы или Маркса, а в том, чтобы «запустить» Коллективный Интеллект — направить его усилия на поиск необходимых составляющих тех цивилизаций, которые окажутся способными создать новую «парадигму развития».
Она возникнет не из пустоты. Она может развиться только из того, что уже есть внутри нас, подобно тому, как человечество, и ранее переживавшее кризисы, находило выход в той потенции, которая была заложена в него Природой. Ключ, способный открыть дверь в будущее человечества, я думаю, окажется синтезом Разума и того иррационального начала, которое заложено в людях. От того, как Коллективный Разум сможет опереться в том числе и на иррациональное начало, зависит судьба человека как биологического вида. Наука может формулировать необходимые ограничения, целую систему табу, но сможет ли человечество принять их? Каковы здесь возможные пути преодоления неизбежных противоречий и пути синтеза?
Достоевский сказал: «Красота спасет мир». Но ведь мы все очень разные, и наше восприятие и понимание прекрасного тоже разнится. Я специально долго говорил о том, что мне не дано увидеть и понять ту красоту, которая есть в религиях. Но ведь встретил же я Рихарда Штрауса, ведь довелось же мне пройти тропой к подножью Белухи! И были еще встречи, подобные этим. И они не только мне дали минуты истинного счастья, но и «перевернули душу», во многом определили мой внутренний мир, мои оценки и стремления.
Может быть, это прозвучит как банальность, но многие, многие стандартные ценности после этих встреч стали для меня просто жизненной суетой. Постепенно я стал по-настоящему ценить свободное время и думать о том, что мне интересно.
Но для другого человека, вероятно, нужно совсем иное — его духовный мир просто «генетически настроен на другие частоты». Но я убежден, что для каждого человека есть своя «Ночь Просветления». Нужно только однажды ее узнать! И помочь найти ее и есть, может быть, главная задача Учителя.
Я, например, убежден, что тот, кто увидел рощицу лиственниц, тянущуюся вверх под защитой снежного великана, никогда не сможет стать «новым русским», строящим уродливые кирпичные «шатойки» (от французского — шато, то есть замок) и калечащим прелесть подмосковной природы.
Вот почему процессы и приемы обучения, которые мы используем, чтобы научить человека владеть методами, разработанными на основе рационального мышления, совершенно недостаточны для воспитания того, что принято называть духовностью. Надо уметь показывать, может быть, даже иногда и не объясняя: слышащий да услышит! Поэтому, может быть, надо начинать с эстетического воспитания, прежде всего с эстетического восприятия Природы. Это основная задача воспитания человека в самом раннем возрасте — детский сад, семья, первые классы школы. И уже на этом этапе огромна роль музыки. Ибо прежде слов идут символы. Именно они проникают в душу человека, определяют его духовный настрой и лишь иногда, вербализируясь, превращаются в суждения или действия. И еще раз: особенно важны те символы искусства, которые так или иначе роднят нас с Природой.
Мне представляется, что этому принципу отвечает русская народная музыка, русские народные песни. К сожалению, они почти забыты, хотя русская классическая музыка XIX века шла от народной музыки, от того единства с Природой, которая ей свойственна. Если говорить о раннем детском возрасте, детском саде и первых классах школы, то мне представляется, что все предметное обучение должно иметь этот эстетичес кий фон. В старших классах центр тяжести эстетического образования должен во все большей степени переноситься на внеклассную деятельность. Не меньшее значение имеет и русская литература. Она для этого дает удивительного разнообразия материал, демонстрирующий самые разные оттенки «звучащей струны».
Не только знаменитое Тютчевское «Не то, что мните вы, природа….» — стихотворение, которое должно войти во все хрестоматии по русскому языку и экологии.
Разве не то же демонстрирует нам долго недооцени ваемая нами поэзия Серебряного века? В ней то же стремление к синтезу слов и символов, музыкальных прежде всего. Об этом писали русские мыслители, близкие к символизму, прежде всего — Д. В. Мережковс кий и В. С. Соловьев. Об этом же говорили и сами поэты, например Валерий Брюсов и Александр Блок. Знаменитое брюсовское «Где вы, грядущие гуны…» действует на человека не столько словами, сколько музыкой стиха. Все это наследие сегодня должно быть пересмотрено и использовано для духовного воспитания наших юных граждан.
Экологией сегодня принято называть науку о собственном доме, то есть о биосфере, ее особенностях и ее взаимоотношениях с человеком, а человека с остальными людьми. Человек должен знать, что можно делать, а чего нельзя ни при каких обстоятельствах. Но выучить это — еще полдела. Надо, чтобы он следовал обученному. Чтобы он просто не мог вести себя по-другому. Здесь, конечно, надо говорить и о самой структуре общества, ее институтах и многом другом, о том, что мне хочется назвать «экологическим социализмом». Но это уже хотя и близкая, но другая тема.
А закончить свои заметки я хочу другим утверждением: задача воспитания нового человеека, человека эпохи ноосферы совсем не безнадежная. Человек в гораздо большей степени обучаем, чем это общепринято считать. Конечно, в каждом человеке заложено некое иррациональное начало. У каждого человека свой собственный внутренний мир, отличный от мира другого человека. Но духовные миры не возникают сами по себе, и они вовсе не случайны. И если люди хотят сохранить себя, свой род, то, что накоплено культурой за тысячелетия, им необходимо не только знать современные научные теории, но и научиться воспринимать те символы красоты, которые есть в окружающем нас мире или созданы человеком.
Только тогда может возникнуть тот синтез, то единение с Природой, когда само понятие антропоцентризм потеряет смысл.
Будущее для России
«История человечества — это в основном история идей».— Альберт Эйнштейн
Иван Шилов ИА REGNUMРоссия
Вот Советский Союз, например, строил коммунизм, все было понятно. Афганские талибы (движение «Талибан» — террористическая организация) строят общество, живущее по законам шариата, тоже нет вопросов. Соединенные Штаты ничего вроде бы не строят, но постоянно, со времен Джона Уинтропа, поддерживают принцип американской исключительности, а быть первым парнем в мире, согласитесь, очень даже понятная цель. Цель Европейского сообщества — свобода, равенство и братство — не очень понятная, но тоже цель. (На самом деле лозунг «Liberte, Egalite, Fraternite!», взятый Евросоюзом у кровавой французской революции, скроен из абсолютно противоречивых понятий. Я вполне согласен с патриархом Кириллом, который в 2017 году заметил: «Если свобода, то не может быть равенства. Потому что свобода — это просто луг, на котором растут цветы и травы, и каждая трава поднимается в меру своей силы. Равенства нет: одна более сильная, другая послабее, а третью вообще не видно. А вот если равенство, то это подстриженный газон, все равны, но никакой свободы»).
Последняя ясно озвученная цель России, насколько я помню, — «энергетическая сверхдержава». Так себе цель, особенно с точки зрения общества.
Здесь мы перешли к самому важному: цель государства только тогда может считаться истинной целью, когда она понятна обществу, разделяется обществом и отражает интересы общества. Иными словами, человек только тогда воспринимает цель государства и отождествляет себя с ней, когда четко представляет себе свою роль и место в том будущем, которое будет создано при достижении этой цели.
Проводником государственной идеи (цели) во все времена была элита общества. Сегодня само это понятие выхолощено и разделено: у нас есть политическая элита, научная элита, финансовая элита, но не элита вообще. Понятия богатства и элитарности стали практически тождественными, а роль элиты в генерировании и продвижении государственных целей упала до нуля. Она сама же и сбросила с себя эту ответственность, переложив ее на неведомый «глубинный народ»: пускай сам себе придумывает цели. При этом, дабы узаконить собственное безыдейное существование, новая элита изобрела так называемый «общественный договор», прикрывая им, как фиговым листом, неспособность выполнить свое исконное предназначение. А между тем на протяжении многих веков (если не тысячелетий) в дохристианскую эпоху к элите причисляли человека, выполняющего для других членов общества роль проводника по лестнице познания мира. Неважно, способствовали этому его научные достижения, географические открытия или создаваемые им произведения искусства. Элита — это проводник человечества, ведущий его к цели. К сожалению, у России ни четко сформулированной цели, ни проводника пока не видно, а роль элиты присвоили себе те, кого в советское время называли метким словом номенклатура. Образ будущего и был-то нечетким, а за последние месяцы и вовсе скрылся в тумане…
Почему разговор об образе будущего России представляется мне сейчас как никогда актуальным? По нескольким причинам. Во-первых, человечество входит в заключительную фазу построения цифровой экономики, когда любая национальная идея терпит крах. Напомню, что цифровая экономика — это завершающий этап глобализации, система управления всеми ресурсами всех хозяйствующих субъектов посредством интеллектуальных вычислительных систем — цифровых платформ. Национальные интересы в этой глобальной системе уже не имеют никакого значения.
Во-вторых, и это тоже следствие развития цифровых технологий, скорость продвижения любой информации, в том числе идей, за прошедшее десятилетие кратно возросла. Сейчас продвинуть и начертать на знамени любую идею проще, чем когда бы то ни было.
И, наконец, в-третьих, в результате СВО на Украине произошел слом экономических отношений России и Западного мира, за которым неизбежно должен последовать и слом западных ценностей в сознании российских граждан — не можем же мы продолжать исповедовать западные либеральные идеи, будучи полностью от них отрезаны. Попытки же российской номенклатуры сделать вид, что ничего не изменилось и достаточно лишь сменить названия McDonald’s и IKEA, чтобы жизнь вернулась в прежнее русло, вполне объяснимы: ни в какой другой ценностной парадигме она просто не может существовать и будет стараться сохранить статус кво до конца.
Алексей Колчин ИА REGNUMЗа Россию!
России предстоит создать новое светлое будущее, но сначала необходимо внедрить его образ в общественное сознание. Без этого шага никакое дальнейшее развитие невозможно. Идея же российской исключительности, основанная на ее исторической роли, которую нам в последнее время преподносят как новую скрепу, ничуть не лучше идеи американской исключительности. Да, она способна заставить граждан гордиться своей страной, но никак не связана с целью, к которой мы движемся. Самое время сформулировать цель!
Образ будущего и цифровая экономика
Начнем с цифровой экономики. Почему важно уже сейчас сформулировать цель, пусть и достаточно далекую, к которой должно привести построение цифровой экономики в России? Как и любая система управления, цифровая экономика лишь инструмент, позволяющий управленцу добиваться стоящих перед ним целей, а управленец (постоянно убеждаюсь в правоте этого утверждения!) всегда получает тот результат, на который настроена система управления. А как можно создавать систему управления, не имея цели?
Рассмотрим две ключевых стратегии, доминирующие в настоящее время в области цифровой трансформации, — «западную», англо-саксонскую, основанную на глобальном капитализме, и «восточную», китайскую, в полной мере впитавшую в себя социалистические идеи середины XX века.
Цель транснациональных корпораций, наиболее продвинутых в деле цифровизации акторов, понятна — тотальное управление спросом и потреблением. Ценность человека определяется его потребительскими качествами. Роль человека, не способного (например, по причине бедности) быть «хорошим» потребителем, сводится к добыванию ресурсов в обмен на прожиточный минимум. Общество расслаивается на сверхпотребителей и выживающих, и те, и другие контролируются и управляются. Будущая роль каждого индивидуума определяется его возможностями доступа к информации. Так идея власти капитала ведет к цифровому фашизму в гибридном мире будущего.
Цель цифровой трансформации по-китайски выглядит иначе: в стране создается монолитная, управляемая государством экономика распределения, а возможности и привилегии каждого отдельного человека определяются его социальным кредитным рейтингом. «Правильный» гражданин, ведущий себя в полном соответствии с законами государственной и общественной морали, получает больше возможностей в сфере образования, финансов, мобильности и т. д., то есть имеет шанс быстрее и выше подняться по общественной лестнице. Социализм трансформируется в подобие «цифрового коммунизма», что в конечном итоге неизбежно ведет к деградации личности.
Западный и восточный сценарии цифровизации помимо схожих инструментов их реализации роднит один существенный момент. Оба они направлены ликвидацию такого понятия, как личная собственность (не путать с частной, личная собственность — это силы, здоровье, знания и опыт конкретного человека), путем его замены набором простых поведенческих алгоритмов.
Обе цели сохраняют в себе наследственность породивших их социально-экономических систем. Западная, основанная на социальной идее «Я», впитала в себя принципы современного «инклюзивного» капитализма, который отражает не что иное, как власть транснациональных корпораций. Восточная, основанная на конфуцианских принципах служения и концепции социализма, строится на парадигме «МЫ». В первом случае мы имеем дело с классическим, до предела атомизированным обществом, во втором — с монолитом, в котором роль личности ничтожна. Конечным результатом цифровой трансформации и по западному, и по восточному сценарию станет абсолютно управляемое человечество, цивилизация биороботов.
Дарья Драй ИА REGNUMРобот «Дуняша»
Лично для меня ни тот, ни другой путь не представляется оптимальным, поскольку оба ведут к нарушению всех прав и принципов существования человеческой личности, данных нам природой. Россия, я в этом уверен, должна в данной ситуации избрать третий путь, и строить подлинное общество процветания.
Идеи для нового общества
Избежать стопроцентной оцифровки всех ресурсов, в том числе и человеческих, на нашей планете невозможно. Гибридный мир, в котором физическая сущность любого объекта и его цифровой профиль не существуют друг без друга — наше будущее, которое человечество создает собственными руками, и процесс перехода к гибридному миру уже стал необратимым. И нам необходимо отвести человеку достойную роль в будущем, воспользовавшись теми возможностями и преимуществами, которые этот новый мир перед нами открывает.
Важно: в основе образа этого справедливого будущего должны лежать чисто этические понятия — сострадание, стыд, совесть. Вместо западного «Я» и восточного «МЫ» во главу угла должно быть поставлено понятие «ВСЁ», подразумевающее под собой гармонию отдельного индивидуума, человечества в целом и биосферы. К моему величайшему сожалению, мы все видим сегодня, как интересы последней ставятся в зависимость от сиюминутных экономических и геополитических тенденций и возможность безнаказанно совершать экологические преступления превращается в реальность (насколько я знаю, на рассмотрении Правительства России лежит проект, инициированный крупнейшими экспортерами ресурсов, разрешающий просто игнорировать акты экологической экспертизы в период сложной геополитической остановки). Но обеспечение устойчивого развития, обеспечение будущего последующих поколений требует от нас как страны — обладателя крупнейшего в мире природного капитала проявления ответственности в любой геополитической ситуации. Сиюминутная выгода, полученная за счет допущения будущих экологических катастроф, должна быть исключена.
Александр Горбаруков ИА REGNUMЭкология
Следующий постулат, который должен быть заложен в идеологию будущего: знания, направленные на благо общества, — ключ к повышению социального статуса человека, главная религия нового общества. И социальный статус должен при этом измеряться не количеством денег на личных счетах, а правом и возможностью передавать свои знания другим. Культ престижа знаний — это путь к возрождению отечественных научных и философских школ, путь к лидерству в гибридном мире будущего. Кроме того, это очевидно единственный путь к построению и развитию в стране «экономики знаний», которая придет на смену цифровой экономике.
Очевидно, что главная роль в учреждении и развитии культа знаний принадлежит элите (в истинном значении этого слова). Задача элиты в данном случае, помимо генерации новых знаний, заключается в создании системы управления, нацеленной на непрерывное гармоничное развитие человека.
Одним из инструментов этой системы может стать кредитный социальный рейтинг, подобный китайскому, но развернутый «в противоположном направлении». Вместо карательно-поощрительного принципа в основу должен быть положен принцип стимулирующий. Любое достижение человека — в труде, науке или искусстве — должно открывать ему новые возможности для совершенствования его мастерства, огранки его талантов и дальнейшего духовного развития. Для каждого отдельного человека выстраивается пожизненная индивидуальная образовательная траектория.
Очевидно, что такая идеологическая концепция может быть создана государством только вместе с институтами, представляющими в обществе вопросы веры. Россия — многоконфессиональная страна, но обозначенные принципы не входят в конфронтацию с положениями ни одной из существующих в нашей стране религий. Религиозные лидеры, политики и ученые должны объединиться ради создания идеологии будущего, сейчас самое время!
Концепция гармоничного развития человека, являющаяся следствием перечисленных этических принципов, должна быть поддержана всеми традиционным ветвями власти: законодательной, исполнительной и судебной. Конкретные инструменты для первых двух я описал в своей статье «Как победить в большой экономической войне» и не стану здесь на них останавливаться. Что касается судебной власти, то очевидно, что нам придется частично отказаться от принципов римского права, защищающих идеологию «Я», характерную для западной цивилизации, и взять на себя, по крайней мере на первом этапе, функцию контроля соблюдения принципов этики и морали.
В глубоких переменах нуждается и финансовая система. Помимо отказа от банковского депозитно-кредитного принципа ввода денег в экономику и перехода на прибавочно-транзакционный принцип, как я уже объяснял упомянутой выше статье, необходимо значительно сократить (если не запретить вовсе) использование банками всевозможных спекулятивных инструментов. Обогащение финансовой олигархии за счет ограбления населения — неприемлемый сегодня сценарий, и фактически за банками должны сохраниться лишь функции расчетных центров.
Радикальный пересмотр властных полномочий и всей структуры экономики? Да! Но не более радикальный, чем вызовы, стоящие сегодня перед нами.
Гораздо более радикальным с точки зрения реализации предложенной концепции выглядит пересмотр самого понятия и функций элиты, о которых было сказано выше. Создать, внедрить в умы и реализовать образ будущего общества процветания может только власть меритократии — власть достойных, власть элиты, ведущей общество к познанию, а не к мнимому финансовому благополучию. С этим у нас, увы, сложно…
***
Что же Россия должна получить в итоге? Во-первых, государственную идею, в которой каждый человек будет видеть свое будущее — возможность непрерывного развития, возможность вести за собой других, уверенность в будущем для своих детей. Во-вторых, цель — цель не для так называемых сегодняшних «элит», а для всего общества, цель, к которой можно и нужно стремиться. И, в-третьих, самое главное, реальный стимул для будущего развития.
Фактически Вашингтонский консенсус (невмешательство государства в экономику + формирование общества потребления + свободный доступ транснациональных корпораций к национальным ресурсам) сменяется Московским консенсусом (сбалансированная экономика + общество, идущее по пути знаний + бережливая и ответственная эксплуатация ресурсов). Я абсолютно убежден, что Московский консенсус станет безусловно привлекательной идеей для большинства так называемых неприсоединившихся стран, которые, как и Россия, стремятся сегодня выйти из-под управления транснационального капитала и с которыми нам предстоит выстраивать партнерские отношения в ближайшее время. Новый консенсус, созданный российским государством, станет образцом для сотен миллионов людей во всем мире.
Разве не к этому должно стремиться любое государство, стремящееся оставить след в истории человечества?
Примеры, причины, как остановиться
Сны могут дать много информации о вашем нынешнем состоянии ума, тревогах и надеждах на будущее. Но могут ли они на самом деле предсказать то, что еще не произошло?
Вещие сны, говоря простым языком, — это любые сны, которые дают вам информацию о будущем, которую вы иначе не увидели бы.
Допустим, вам снится ваш брат после того, как вы не слышали о нем несколько месяцев. На следующий день он звонит вам.
Или, может быть, вы просыпаетесь ото сна с неприятными эмоциями, такими как ужас или разочарование. Это не кажется значимым, пока что-то не испугает или не разочарует вас вскоре после этого. Вы не можете вспомнить какие-то конкретные детали сна, но у вас точно такие же чувства.
Опыт предвидения может вас расстроить, даже если вы не особо верите в предсказания будущего.
Читайте дальше, чтобы узнать больше о возможных научных объяснениях этих снов и о том, как с ними справляться.
Хотя научные исследования не нашли доказательств в поддержку идеи пророческих снов, люди обычно рассказывают о событиях или обстоятельствах, которые произошли позже во сне.
Возможно, вы слышали об этих известных примерах.
Оползень в Аберфане
Около 150 детей и взрослых погибли в 1966 году, когда отходы угольной шахты засыпали школу в Южном Уэльсе.
Когда психиатр Джон Баркер посетил город и поговорил со многими жителями, он понял, что многие из них испытали некое предчувствие катастрофы.
Даже некоторые из погибших детей рассказывали о снах и предчувствиях смерти за несколько дней до оползня.
Баркер дал объявление в лондонской газете, прося всех, кто испытал предчувствие до оползня, прислать письменный отчет. Он получил более 60 ответов, примерно в половине из которых упоминался сон о катастрофе.
Смерть Линкольна
Примерно за 2 недели до своего убийства президент Авраам Линкольн рассказал своей жене и нескольким своим друзьям недавний сон.
Он мечтал пройтись по Белому дому, пока не наткнулся на собственный труп, охраняемый и лежащий в восточной комнате — именно там, где его гроб покоился после его смерти.
Карл Юнг
Юнг, один из ключевых основателей современной психотерапии, также сообщил о нескольких вещих снах и переживаниях.
Один из его снов предупредил его о смерти матери. Он также описал серию из трех снов в начале 1914 года, в которых участвовала «потемневшая» Европа, охваченная катастрофой. Позже многие люди связали эти сны с началом Первой мировой войны.
Некоторые исследования показывают, что до трети людей сообщают о каком-либо опыте предсказания, часто в форме мечты, которая, казалось, сбылась.
По данным Psychology Today, неофициальные опросы показали, что эта цифра намного выше, предполагая, что около половины населения видело какой-либо пророческий сон.
Иногда результаты опросов могут быть искажены, в зависимости от того, кто в них участвует. Люди с более сильной верой в экстрасенсорные переживания, включая вещие сны, как правило, имеют более высокую вероятность интерпретировать сны как вещие.
С другой стороны, люди, которые не верят в экстрасенсорные способности, скорее всего, даже не будут рассматривать возможность того, что их сны предсказывают будущее.
Подводя итог, можно сказать, что до тех пор, пока эксперты не проведут более обширные исследования вещих снов, невозможно определить, как часто они случаются, и даже если они действительно случаются.
Хотя наука не нашла доказательств, подтверждающих истинность пророческих снов, эксперты нашли несколько альтернативных объяснений.
Выборочный отзыв
Согласно исследованию 2014 года, выборочный отзыв является одной из возможных причин.
Исследователи дали 85 участникам вымышленный дневник сновидений и дневник реальных событий, сказав им, что один и тот же студент написал оба в рамках отдельного исследования.
Дневник событий содержал запись, которая либо подтверждала, либо опровергала каждый сон, записанный в другом дневнике.
Участников попросили прочитать оба дневника и записать сны, которые они вспомнили, и любые относящиеся к делу дневниковые события. Они предположили, что участники запомнят больше событий, подтверждающих их мечты, чем событий, которые их не подтверждают.
Как и предсказывали исследователи, участники лучше помнили свои сны, подтвержденные событиями в дневнике. Это выборочное воспоминание было одинаковым для всех участников, независимо от их уровня веры в вещие сны.
Когда событие в вашей повседневной жизни похоже на то, что произошло во сне, вы скорее вспомните сходство, чем заметите различия.
Допустим, вам приснился длинный и сложный сон о том, как вы идете на прогулку в лес, заблудились, потеряли обувь и пропустили вечеринку по случаю дня рождения лучшего друга. Через несколько дней вы оставляете свои туфли в песке на пляже, и их уносит прилив.
Несмотря на то, что во сне произошла только одна небольшая часть, ваш мозг фокусируется на той части, которая произошла правильно. Вот почему ваш сон как бы предсказывает потерю обуви, хотя никакие другие детали не подходят.
Ассоциация несвязанных событий
Упомянутое выше исследование также включало второе исследование с другими участниками. Это исследование проверило идею о том, что люди, которые больше верят в вещие сны, будут иметь большую склонность устанавливать связи между несвязанными событиями.
Они попросили 50 участников прочитать четыре разные пары дневников сновидений и новостных статей и перечислить как можно больше связей. Те, кто сообщал о более высоком уровне веры в паранормальные явления или в вещие сны, в частности, больше ассоциировали новостные статьи и дневники сновидений.
Вот пример из жизни:
Вам снится, что вы с кем-то подрались. Когда вы просыпаетесь, вы вспоминаете, как сильно злились. На следующую ночь вам снится, что вы чувствуете себя очень грустным. Хотя вы не можете вспомнить многих подробностей, вы помните, что плакали.
Несколько дней спустя вы попадаете в автомобильную аварию. Никто не пострадал, но ваша почти новая машина изрядно потрепана. Злясь и грустя из-за своей машины, вы вспоминаете те сны, которые у вас были.
Конечно, они абсолютно кажутся предсказанием аварии, но напрямую их не связывает.
Гнев и печаль — распространенные эмоции, поэтому вы можете испытывать их по разным причинам. И если они появляются у вас изо дня в день, ничто не мешает им появиться и в ваших снах.
Совпадение
Другим вероятным фактором в вещих снах является простое совпадение.
Частично это кроется в законе больших чисел: в течение жизни вам будет сниться смехотворно большое количество снов на самые разные темы. Вполне естественно, что иногда в вашей жизни что-то совпадает.
Это не просто естественно, это должно произойти в какой-то момент, каким бы невероятным это ни казалось. И чем больше снов вы помните, тем больше шансов, что вы испытаете что-то похожее.
Подсознательные связи
Довольно часто снится то, о чем вы уже часто думаете, особенно то, что вас беспокоит.
Если вам снится расставание с вашим партнером, а затем действительно сделать расставание, вы можете сразу же вспомнить свой сон. Но расставания, как правило, не возникают из ниоткуда.
Возможно, у вас были какие-то проблемы, из-за которых вы беспокоились о скором расставании. Даже если вы не беспокоились активно, факторы, способствующие этому, все равно присутствовали, так что ваш сон мог возникнуть из-за того, что вы осознали эти проблемы.
Ваш разум также может создавать связи, о которых вы даже не подозреваете, и они могут всплывать в ваших снах.
Допустим, вам снится страшный пожар. Вы просыпаетесь и читаете в социальных сетях, что местная библиотека загорелась посреди ночи после того, как в соседнее дерево ударила молния.
Если сейчас лето и вы живете в засушливой местности, подверженной пожарам, это может объяснить, почему вы думаете об огне. Или, может быть, вы наполовину слышали прогноз погоды, предсказывающий штормы с высокой вероятностью молнии, и ваш мозг связал молнию с огнем.
Было высказано предположение, что сообщения о вещих снах могут стать более распространенными во времена широкомасштабного кризиса.
Возьмите сны Юнга о войне. Множество конкретных признаков свидетельствовали о возможности войны. Сам Юнг заметил беспокойство, которое он чувствовал в то время.
Когда вокруг вас происходят плохие вещи, вам чаще всего снятся сны, отражающие эту суматоху. Столкнувшись с множеством неприятных обстоятельств сразу, в личной жизни или в мире в целом, вы с большей вероятностью будете мечтать о чем-то подобном.
Но это скорее отражение того, насколько глубоко жизненный опыт может повлиять на ваше сознание.
Настойчивые, тревожные сны могут помешать вам выспаться, из-за чего вы почувствуете себя еще хуже. Это достаточно плохо, чтобы беспокоиться о вещах в течение дня. Сон должен дать возможность перезарядиться.
Хотя вы, возможно, и не в состоянии полностью перестать видеть сны, вы можете справиться со стрессом и избавиться от ночных кошмаров.
Уменьшение стресса в бодрствующей жизни может помочь вам лучше спать, поэтому, когда вы чувствуете себя одиноким, грустным или глубоко затронутым текущими событиями, может помочь беседа с психотерапевтом.
Терапия может помочь вам научиться справляться со сложными эмоциями и справляться с ними, что поможет вам лучше чувствовать себя в течение дня и лучше отдохнете после ночи (спокойного) сна.
Сны, которые предсказывают будущее — могут ли они быть реальными?
Краткий ответ: Кто знает? Научные исследования предлагают несколько более вероятных объяснений, но специалисты до сих пор не до конца понимают роль снов.
Итак, пусть ваши мечты говорят вам, что они будут. Но когда они влияют на ваш отдых, проверьте некоторые новые привычки сна.
Прочитайте эту статью на испанском языке.
Кристал Рэйпол ранее работала писателем и редактором в GoodTherapy. В сферу ее интересов входят азиатские языки и литература, японский перевод, кулинария, естественные науки, позитивный секс и психическое здоровье. В частности, она стремится помочь уменьшить стигму в отношении проблем психического здоровья.
Понимание того, почему кто-то фальсифицирует будущее с вами
Теги: действия соответствуют словам, assclowns, Future Fakers, Future Faking, пассивная агрессия, переживание Рождества шума о том, что они вместе провели Рождество, а затем за день до этого потеряли ее и провели его со своей бывшей женой и бывшей девушкой, и впоследствии издевались над ней еще пару рождественских праздников, напрашивается вопрос:
Почему кто-то делает вид, что собирается им стать, и делает больше, чем на самом деле?
Почему кто-то говорит о будущем (часто без подсказки), строит с вами планы и ведет вас по веселой дорожке веры в них, когда на самом деле они не собираются приближаться ни к чему из этого ?
Мой почтовый ящик заполняется электронными письмами от женщин и мужчин, которые сбиты с толку обманом людей, с которыми они были связаны. Я думаю, как узнала Триш, притворяться, что будущее с тобой, особенно в то время года, когда кажется, что все вокруг строят планы, совершенно противно.
Но рассказывать свиньям нужно не только на Рождество; это происходит круглый год, когда вы связаны с кем-то, кто реактивен и склонен говорить и делать то, что ему нужно, чтобы получить то, что он хочет.
От мошенника, который говорит: «Ты знаешь мою ситуацию, и, конечно же, я оставлю ее и буду с тобой!», до парня, который говорит: «Итак, мы делаем это Рождество?», а затем исчезает дней прежде чем снова появиться после того, как прошло Рождество, делая вид, что ничего не произошло или что вы неправильно поняли, к парню, который говорит: «Я хочу, чтобы мы были вместе каждый день — откажись от аренды твоей квартиры и давай жить вместе» только для того, чтобы внезапно быть «ошеломленным». ‘, ‘заняты’ или ‘не уверены в нас’, есть много людей, которых застали врасплох Чужие Фантазии.
Почему люди симулируют будущее с тобой? Потому что прямо сейчас, в настоящем, они получают то, что хотят.
Есть, вероятно, две группы людей, вовлеченных в эти вредные фантазии:
Те, кто намеренно говорят и делают правильные вещи, чтобы получить то, что они хотят. Может быть, они получат финансовую выгоду, потешат свое самолюбие, трахнутся, окажутся плечом, на которое можно опереться, меньше хлопот по поводу выполнения обещаний, да что угодно. Эти люди особенно пассивно-агрессивны, потому что они, кажется, идут за вами, когда все это время они ползают за вашей спиной, делая что-то еще, чтобы они делали то, что всегда собирались делать
Тогда есть те, кто имел в виду столько, сколько они могли иметь в виду в то время. Они хотят, чтобы верили, что они будут делать эти вещи, но из-за их общего характера действий, которые не соответствуют словам, они реактивны и очень Вне поля зрения / Вне разума, и поэтому в тот момент, когда пыль немного успокаивается, и приходит осознание того, что они должны посвятить себя тому, что они сказали, и следовать до конца, они паникуют и выпутываются из ситуации либо драматическим образом, просто исчезая, например, либо незаметно и пассивно-агрессивно прокладывая себе путь наружу.
Будущие обманщики говорят и делают то, что им нужно, чтобы свести к минимуму конфронтацию и препятствия, которые мешают им получить то, что они хотят.
Давайте будем реалистами: если бы они были откровенны и не строили планов, возникла бы конфронтация, и они не получили бы того, чего хотят.
Дело в том, что в любом случае это низкопробное, дерьмовое поведение оказывает разрушительное воздействие на человека, который верит ему на слово.
Если мошенник сказал: «Вообще-то, я не собираюсь бросать жену, и все, что мы когда-либо собираемся делать, это трахаться пару раз в неделю и иногда встречаться за обедом, перебрасывая тексты и электронные письма», вы можете подумать, что это была сделка без задницы, и отказаться.
Вы должны понимать, что люди, которые на самом деле симулируют будущее вместе с вами, очень похожи на клоунов и мистеров/мисс Недоступностей, которые не просто родились вчера, равно как и человек, который симулирует будущее.
Это не единичный случай! Они делали это раньше. Они не просыпаются в 35, 44, 53 или где-то еще и думают: «О, я просто начну терять честность и водить людей в веселый танец» — они всегда преувеличивают, а затем вынуждены выпутываться из неловких ситуаций. .
Они практиковались в этом.
Откуда мне знать? Потому что люди, которые фальсифицируют будущее с вами, не несут ответственности за то, что вы втягиваетесь в их иллюзии.
Это происходит, когда они находятся в «горячей» фазе, когда они чувствуют желание и волнение и попадают в свою модель поведения.
Мина-ловушка возникает, когда после того, как они раздулись и вас втянули, они пугаются того, что вы можете ожидать, хотеть или нуждаться в слишком многом, исходя из того, что они сказали и сделали, поэтому они обманывают ваши ожидания, дуя холодным или теплым воздухом.
Фейкеры будущего — это пользователи и флипперы. Вы никогда не узнаете, где вы с ними.
Они устраивают беспорядок, а затем не несут за это никакой ответственности, заявляя: «У вас неверная идея» или «Я не знаю, что произвело на вас такое впечатление», и когда вы ошеломлены изменением их поведения (и, поверьте мне, так и будет), вы можете наполниться неуверенностью в себе и
Вы не всегда можете защитить себя от таких людей, потому что в зависимости от того, на каком этапе будет обнаружена первая «подделка», это может быть первый раз, когда вы столкнетесь с красным кодом.
Но помните, что «подделка» — это просто еще один пример того, чьи действия не соответствуют словам.
Вот почему так важно признать и обработать тот факт, что кто-то только говорит и очень мало делает, или что его поведение может даже быть напряженным и слишком быстрым — то, что обычно вызывает у вас дискомфорт при других обстоятельствах или даже испытывал раньше. Прислушивайтесь к предупреждающим знакам!
Если вы привыкли к тому, что они говорят одно, а делают другое, убедитесь, что когда они обсуждают с вами что-то серьезное, вы окончательно вовлекаете их в это и составляете конкретные планы, чтобы, если и когда что-то пойдет не так, они Я не могу натянуть на тебя фразу «Ты меня неправильно понял».
И всегда следите за тем, чтобы были последствия, потому что, если они на мгновение решат, что им это сошло с рук, вы не в последний раз будете мириться с их фальшивыми выходками.
Быть связанным с такими людьми, которые не всегда сразу раскрывают свои пути, означает, что вы, возможно, не сможете избежать их обмана, но если вы убедитесь, что твердо стоите на ногах в реальности, имеете границы, и призывать их к их поведению, вы можете реализовать контроль над ущербом, а не покупаться на последующую ложь и иллюзии, пытаясь сделать предыдущие иллюзии правдой.
Если вас уже поймал будущий мошенник, мое сердце к вам и что бы вы ни делали, не вините себя за то, что кто-то так себя вел по отношению к вам. Если это происходит с вами сейчас, сделайте шаг назад и найдите прибежище у людей, которые более честны и заботливы, например, у семьи и друзей.
Если вы беспокоитесь о том, что вы с Future Faker, и думаете, что вас вот-вот ждет разочарование, возьмите ситуацию под свой контроль и не ждите, пока они решат, как вы проведете Рождество / праздники. . Позвоните им и дважды подтвердите свои планы… приготовьте план Б.
В конечном счете, держитесь подальше от Фальшивомонетчиков Будущего, которые, помимо того, что мешают вашему разуму и вашим планам, еще и беспорядочны, обманчивы и лишены сочувствия к вам. Если вы с кем-то фальшивым, даже их песчаные замки в небе фальшивыми, и если вы серьезно настроены быть счастливыми, вы не будете счастливы с кем-то, кто не может сохранить это настоящим и действовать с любовью, заботой, уважение и доверие.