Ценности человеческой жизни: Лекция 2. Ценности человеческой жизни

Лекция 2. Ценности человеческой жизни

Абсолютная ценность человека делает его жизнь как ценность особенной, не похожей на все другие. Выше обсуждался вопрос, как понимать абсолютную ценность человека. Теперь подошла очередь определить, что входит в содержание ценностей человеческой жизни. Признаком, по которому мы можем определять, входит ли та или иная ценность в число жизненно важных, будет такое проявление жизни, которое окажется самым глубоким, изначальным, полным и непосредственным, неделимым на части ее проявлением.

Поясним на примере. Скажем, под обломками обрушившегося дома обнаружили человека. Его спасают независимо от того, верующий он или атеист, образован или нет, герой он или обыкновенный гражданин. Его спасают, прежде всего, как живое существо, спасают его жизнь.

Такие ценности, как было отмечено выше, называются экзистенциальными, составляющими базис всех других жизнепроявлений и ценностей, что связано с фундаментальными смыслами человеческого существования. К числу этих ценностей принадлежат: жизнь, смерть (не сама по себе, а поскольку конечность жизни составляет ее важнейшую характеристику), любовь, секс, семья, рождение и воспитание детей, свобода, уединенность, участие, труд, отдых, творчество.

Жизнь или существование – это стержневая, базовая ценность человека. Она является общим условием всех его состояний и действий. Но важно подчеркнуть, что приоритетна не ценность жизни, а ценность человека, поскольку именно личность есть, личность живет, личность существует, тогда как жизнь, какой бы ценной и значимой сама по себе она нам ни казалась, есть не более чем самое непосредственное место, средоточие возникновения личности, способ ее бытия в мире.

Современная антропология, психология и философия показали, что рождение человека – это сложный, многоступенчатый процесс. Вначале нам дано наше непосредственное существование, жизнь. Личность рождается на ее основе, но не одновременно с нашим биологическим рождением, а позже.

Если личность – это сущность, а жизнь – существование, то наше существование предшествует нашей сущности. Сказать, что сущность существует, значит сказать, что личность живет. Но именно сущность, личностное начало является смысловым и ценностным центром человека.

Для правильного понимания человека нужно преодолеть опасность так называемого генетического редукционизма, т.е. сведения сущности последующего к сущности предшествующего, порождающего это последующее. Сведения лишь только на том основании, что одно предшествовало другому. Неправильно, скажем, считать человека «по существу» обезьяной лишь потому, что человек произошел от обезьяны. Также неправильно сводить сущность человека к его существованию, а личность – к ее жизни.

Жизнь, как ее понимает гуманизм, – это способ бытия личности как обладателя, владельца жизни, ее хозяина и властелина.

Если же имеет место обратная ситуация, то тогда личность превращается в раба своей жизни, а жизнь в радость превращается в жизнь в тягость.

Человек – это цель. Его жизнь – средство для этой цели.

Ценность жизни как таковой двойственна. С одной стороны, жизнь дана нам как высший дар, универсальная возможность, и потому мы должны высоко ценить жизнь, испытывать к ней благоговение и уважение. С другой стороны, жизнь дана тому, кто есть не просто жизнь, а человек – существо, живущее своей жизнью, существо свободное, мыслящее, творческое, знающее жизнь, ее начало и конец, ее безграничные возможности и ее биологические границы, существо, осознающее конечность жизни. И потому тот, кому она подарена, отдана (буквально ни за что!) для того чтобы быть им прожитой – приоритетнее, важнее жизни, является ее субъектом. Хорошим или плохим – это другой вопрос.

Бывают гениально, а бывают и бездарно прожитые жизни.

Возможно, существует даже закон жизни: мы либо выше жизни, если проживаем ее достойно, либо – ниже, т. е. оказываемся недостойны этого дара, если живем как-нибудь, плывя по течению. Но в любом случае, человек и его жизнь – это не одно и то же. Рождение личности – это акт выхода жизни за свои биологические пределы. Это значит, что в ее чреве рождается разум и свобода, порождающие целый фейерверк уникальных феноменов культуры, не сводимых к жизни как биологическому процессу.

Жизнь либо есть, либо ее нет. Но ее качество может быть различным. Если мы живем, поддерживаем нашу жизнь, любим и заботимся о ней во имя блага и не за счет жизней и ценностей других людей, то мы человечны, и наша жизнь есть благо и богатство. Если в нас берут верх бесчеловечные начала, то наша жизнь начинает деградировать, ослабляться, становиться все беднее и слабее. Ценность ее уменьшается в той мере, в какой ее прожигает, убивает бесчеловечное в нас.

Чем гуманнее, богаче наша жизнь, тем выше ее ценность. Жизнь в той мере ценность, в какой я человечный хозяин своей жизни.

«Просто жить», жить пассивной, растительной жизнью, отдаваясь потоку повседневности и сиюминутности, – значит бездумно растрачивать свой стартовый капитал, тот изначальный резерв жизни, который у всех у нас есть уже к моменту появления первых актов сознания и самосознания, к моменту пробуждения в нас личности и человечности. Есть высказывание: один человек живет, чтобы есть, другой – ест, чтобы жить. Гуманный человек может сказать, что он ест и живет, чтобы становиться и быть человечным человеком, чтобы творить самого себя и ценности личной, общественной и вселенской жизни, чтобы совершенствоваться и возвышать достоинство человека.
Жизнь есть ценность потому, что она является исходной базой, способом, процессом, в ходе которого мы только и можем проявлять, вызывать к деятельному бытию, реализовывать нашу человечность, все наши положительные качества и добродетели, все наши ценности.

От одного этого человеческая жизнь становится беспредельно ценной, становится универсальной ценностью. Безграничная ценность жизни проявляется уже в том, что на свой пир, на пир жизни она зовет всех и вся, для всех и всякого человеческого существа она находит место на своем празднике. Как наш бесценный дар и действительный шанс она без всяких предварительных условий говорит каждому из нас – живи!

Возможно, только что сказанное прозвучало слишком декларативно. Существуют болезни, делающие само существование испытанием, ранние смерти и т.п. И все же в бесконечной ценности жизни, покуда мы можем жить, как бы тонут все ее черные пятна. Каждый психически здоровый человек дорожит жизнью независимо от того, выглядит ли она по принятым меркам удавшейся или нет, – вот лишнее подтверждение нашей мысли.

Однако и сама жизнь, независимо от ее оценки, которая всегда вторична, требует к себе гуманного отношения. Чтобы реализоваться как ценность, она должна быть, должна сохраняться как таковая, она должна поддерживаться, укрепляться и обогащаться. Но одних внутренних резервов жизни, инстинктов ее самосохранения недостаточно. И вот почему.

Жизнь – универсальная, всеохватывающая основа человеческого существования. Это значит, что она открыта и человечному, и бесчеловечному в нас. Именно поэтому она может быть и радостью, и горем, и крыльями, и ярмом на шее, и роскошью, удачей, и нищетой, неудачей и проклятием. Миллионы и десятки миллионов наркоманов и алкоголиков, беспризорных и бездомных детей, сирот, сотни миллионов бедняков, обреченных в разных странах на прозябание, голод и страдания по вине тоталитарных и невежественных правящих сил и по причине архаичных традиций несвободы и покорности, – все они оказались не в состоянии или были лишены возможности реализовать свой жизненный потенциал.

Но в любом случае жизнь сама по себе не может не быть ценностью. Она становится бременем или даже невыносимой не в силу своей собственной сущности, а лишь постольку, поскольку пронизывается, облекается негативом антигуманного в человеке или того существующего вне человеческого существа, что угнетает его, подрывает, лишает сил.

Если понимать под человеческой жизнью не одну только биологическую ее сторону, но и психическую и интеллектуальную (а только такую целостность и можно назвать человеческой жизнью), то легко представить себе, сколь широк диапазон вторжения античеловеческого в нас, в нашу собственную жизнь.

Когда почему-либо на пути этого вторжения не установлен надежный заслон, когда антигуманному не противостоит гуманное, то процесс жизни начинает приобретать отрицательный смысл, становится бесчеловечным и разрушительным и для самого человека, и для общества, и для среды обитания.

Одни лишь биологические начала жизни и примитивные инстинкты выживания могут еще поддерживать жизнь человеконенавистника, убийцы или насильника.

Жизнь тем более становится сумеречной, ущербной и ослабленной, чем более она поражена бесчеловечностью, цинизмом и нигилизмом.

Самое страшное, что может случиться с человеком – это победа антигуманного в нем. Его окончательная победа означает духовную деградацию и смерть, стимулирующие, так или иначе, деградацию и смерть физические. Ни один злодей не бывает по-настоящему счастлив, а средняя продолжительность жизни закоренелых преступников гораздо ниже среднестатистической продолжительности жизни.

У жизни есть не только внутренние враги в лице самого человека, но и враги внешние, существующие за пределами личности и общества. Особенно очевидны опасности, грозящие жизни как биологическому процессу: болезни, стихийные бедствия, нездоровая среда обитания. Хотя во многом эти враги могут быть социально обусловленными, и либо стимулироваться социальными факторами, либо ослабляться, а некоторые и побеждаться принимаемыми социальными мерами, сама природа этих угроз связана с физическими, общебиологическими или экологическими законами. В этом контексте возникает вопрос о той составляющей нашей жизни, которая связана с нашей плотью и с ее ценностью.

Ценность нашего тела не только биологическая, физическая и эстетическая. Она собственно жизненная, экзистенциальная, поскольку фундаментальным образом связана с нашим существованием как жизнью.

Наше тело – это единственно возможный способ нашего физико-биологического существования.

Сколь бы захватывающими ни были перспективы создания искусственного мозга или искусственного человека, телесное, биологическое всегда будет неотделимо от нас как личностей, от нашего внутреннего мира, нашего я. (Так что можно понять и тех, кого эти перспективы пугают…)
Общее ценностное состоянием телесной тотальности, в которую облечена личность, мы называет здоровьем.

Здоровье – общее условие благоприятной и плодотворной жизни.

Существует несколько простых гуманистических правил отношения человека к своему физическому и психическому здоровью.

Необходимо:

– правильно питаться;
– ежедневно делать физические упражнения;
– избегать ненужных стрессов;
– уметь расслабляться и отдыхать;
– быть разумным и умеренным в получении удовольствий.

Здоровье не бывает просто физическим или психическим. В принципе оно неделимо и относится к человеку как единству физического, биологического, психического, морального, интеллектуального и мировоззренческого.

Когда мы говорим о теле человека как ценности, мы должны ответить на вопрос об инвалидах. К сожалению, в современном языке нет адекватного современной культуре понятия, относящегося к хронически больным людям или человеку с рожденья не имеющего или при жизни потерявшего, скажем, зрение или руку. Все имеющиеся понятия: «инвалид», «человек с ограниченными физическими возможностями» и им подобные, – в какой-то степени оскорбительны, задевают достоинство таких людей.

Разве такие люди принципиально ущербны и заведомо лишены возможности счастья, богатой, плодотворной, достойной и совершенной жизни? Гуманизм отвечает на этот вопрос отрицательно. Ни в одной священной или научной книге не сказано, что человек может быть полноценным только в том случае, если с его плотью все в порядке: четыре конечности, десять пальцев, два глаза, уха и две ноздри, если у него девять естественных отверстий в теле, весь набор исправно работающих внутренних органов и стандартное телосложение.

История и современность дают нам массу примеров победы человека над своими недугами, преодоления физических недостатков. Человек устроен так мудро и высоко адаптивно, обладает такими замечательными качествами, как мужество, целеустремленность, настойчивость, что в состоянии превратить даже тяжелые недомогания или, скажем, слепоту в ступень для совершенствования, дополнительный мотив к поддержанию высоконравственного, гуманного, порой героического образа жизни. Болезнь может побудить человека не просто к ее преодолению, но и к восхождению, к укреплению воли к жизни.

В современных цивилизованных обществах много делается для того, чтобы снять те физические, психологические и правовые препятствия, которые дискриминируют или затрудняют жизнь инвалидов. Диапазон таких действий очень широк: от устройства специальных спусков в домах и на улицах до организации спортивных соревнований для инвалидов и максимального сокращения перечня профессий, запрещенных для инвалидов.

Общество должно стремиться к разумному стиранию различий между инвалидами и другими людьми, к тому, чтобы отпала необходимость в привилегиях, которые, к сожалению, слишком напоминают милостыню и бывают оскорбительны для человека.

Вопросы к лекции

Чем ценности человеческой жизни отличаются от всех других?
Назовите основные жизненные ценности человека?
Как соотносится личность, если ее понимать как ядро человека или вместилище его сущности, с существованием человека?
В чем отличие ценность жизни от ценности человека?
Каковы два принципиальных вектора жизни?
В чем состоит ценность человеческого тела?
В чем ценность здоровья и каковы основные правила отношения к нему?

Вопросы для размышления

1. В чем состоит двойственность ценности жизни?
2. Почему ценности человеческой жизни можно назвать стартовыми, но не окончательными (целевыми)?
3. С чем связаны цели и средства в области жизненных ценностей?
4. Почему люди с ограниченными физическими возможностями не являются неполноценными людьми?
5. В чем достоинства и границы жизни как бесценного дара?

Ценность человеческой жизни — Психологос

01 октября 2022 г., 21:24

Фильм «Доктор Хаус»

​​​​​​​​​​​​​​Ценность человеческой жизни — человеческая жизнь — это невосполнимый ресурс и имеет действительно огромную потенциальную ценность. Но ценность ресурса сама по себе еще ничего не значит.

В качестве метафоры, возьмем, например алмаз — ценный, дорогой камень, но сам по себе он не сильно привлекателен: это просто кусочек скалы, прекрасный, но пока бессмысленный. Это позже, когда алмаз будет огранен руками мастера, он засияет, играя и переливаясь своими сверкающими гранями, отражая солнечные лучи юного дня и будет приковывать своей красотой взоры и дарить радость.

Так же и жизнь человека: если он, внимательный мастер, добротно и красиво возводит свою жизнь, заботясь о том, чтобы и рядом с ним возводили такие же сильные жизни — его жизнь становится шедевром, его главным и великим творением. Если же человек вкривь и вкось складывает кирпичи абы как, использует все, что попало под руку, не заботится о крепком фундаменте и надежных стенах, с одной стороны строит, с другой рушит, да еще и другим мешает строить — его жизнь оказывается не более, чем грудой кирпичей сваленных вместе.

И в первом случае на месте прожитой жизни оказался сияющий Храм, а во втором случае — грязная свалка.

Если жизнь проведена впустую, в никуда, в пьянки и пустой треп о красивых вещах — ценность такой жизни в результате оказывается низкой, хотя ресурс сам по себе был очень дорог.

Для сравнения: взяли алмаз — и променяли на две бутылки паленой водки. Предельно глупо, но увы, бывает.

Если жизнь прожита красиво, сильно, в заботе как минимум о себе и своих близких, или о многих людях за свой счет — ценность такой жизни будет высокой.

Ограненный Алмаз засиял великолепными гранями.

Ценность своей жизни человек делает сам: от его выбора зависит, в какую сторону он жить хочет и будет. И только его выбор будет, куда отдать невосполнимый, а потому невероятно ценный ресурс: похоронить его под грудой кирпичей или вложить в великолепный Храм.

Материалы с синтоновского форума

Жизнь человека — это огромная ценность. Она не сопоставима ни с какой другой ценностью (другого типа). В этом смысле она подобна трансфинитному числу. Которое по определению больше любого целого или вещественного числа. Бесконечно больше. Но математики придумали такие хитрые правила, по которым всё же можно работать с трансфинитными числами. То есть, с бесконечностями. И оказывается, одна бесконечность может оказаться больше другой и так далее.

Так вот, ценность человеческой жизни не сопоставима с ценностью ничего другого. Она по определению больше ценности чего угодно ещё. Но она может быть сопоставима с ценностью другой человеческой жизни.

Таким образом, трансфинитная теория ценности человеческой жизни даёт основания считать, что в каких-то случаях можно пожертвовать своей жизнью (например, когда речь идёт о спасении многих других жизней хороших людей) или убить кого-то для спасения себя, своих близких и друзей от погибели.

.. Кстати, если кто-то нападает, злонамеренно посягает на чью-то жизнь, то его можно (и нужно) уничтожать в любом количестве даже чтобы отвести риск, отнюдь не 100%-й.

  • Жизненные ценности
  • Жизнь
  • Человек

Комментарии (5):

Гость, 01 октября 2016 г., 16:39

Благодарю, статья была полезна.

Гость, 25 февраля 2020 г., 12:08

Так в чем же заключается ценность жизни? В статье только рассуждения, что жить нужно по правилам.

1

ответ

Гость, 24 января 2021 г., 18:16

Иногда нужно немного снизить темп, забыть о беспокойствах и просто посмотреть на небо, послушать уличного музыканта или поболтать со своим парикмахером. САМОЕ главное быть счастливым!

Гость, 23 февраля 2021 г., 13:40

Ценность жизни.. рассмешили. Какая ценность может быть у того, что не имеет никакого значения. Сегодня ты ползаешь по земле или летаешь в небе , а завтра тобой будут питаться черви и корни деревьев, жизнь, что человеческая, что другая, всего лишь вспышка в кромешной тьме.

1

ответ

Гость, 09 марта 2021 г., 23:44

Все прекрасно знают что жизнь человека практически ничего не стоит. Еще и жизнь разных людей стоит по-разному. Это тоже общеизвестно. Думал узнать цифры, конкретику. Зря сюда зашел.

Материалы по теме:

01 янв. 2006 г.

Ценность

Ценность — то, что для нас (или кого-то) имеет большую цену. То, что важно или дорого, за что мы готовы платить усилиями, временем или деньгами. Это то, в безусловную важность чего человек верит, ради чего он живет, к чему стремится и чем руководствуется в своих выборах. У каждого из нас есть что-то очень важное, что мы любим, ценим и хотим, чтобы этого в нашей жизни было больше.

1Подробнее

01 окт. 2022 г.

Самопожертвование

Самопожертвование — пожертвование собой, своими личными интересами для пользы, благополучия других.

1Подробнее

01 янв. 2006 г.

Самоубийство

Самоубийство, суицид — самостоятельное и целенаправленное лишение себя жизни, как правило, добровольное, хотя бывают и случаи вынужденного самоубийства. Иногда несамостоятельное лишение себя жизни тоже считается самоубийством, особенно если самоубийца был физически не в состоянии сделать это самостоятельно​.

9Подробнее

01 окт. 2022 г.

Жизнь

Жизнь — это то, что происходит с человеком с рождения до смерти, включая то, что он делает в этот период. Жизнь — это больше, чем выживание. Жизнь — это процесс личностных выборов. Жизнь — опасна или дружелюбна? Ситуативно бывает и такой, и такой. В целом — вместо того, чтобы нечто утверждать, как единственную правду, о жизни вообще, полезнее видеть жизнь так, чтобы это дало наилучший результат.

0Подробнее

Сколько стоит человеческая жизнь?

Сколько бы политиков, «прогрессистов» и сторонников абортов и эвтаназии не путали ценность человеческой жизни, Библия ясно говорит: каждая человеческая жизнь имеет значение для Бога. Кому вы будете доверять — простым людям или Богу, сотворившему людей для божественной цели?

Это не тот вопрос, который задают себе каждый день. Но неспособность современного общества ответить на него сеет опустошение и хаос в человечестве и его институтах.

Сколько стоит человеческая жизнь?

Отсутствие ответа — одна из основных причин величайших моральных, культурных и политических расколов, которые мы наблюдаем на улицах наших городов, в классах наших школ и в залах наших правительств. Разрушительный хаос, вызванный нашим коллективным замешательством в этом вопросе, пожалуй, лучше всего иллюстрируется двумя концами человеческой жизни — зачатием и смертью. Каждая из этих точек универсального человеческого путешествия представляет собой поле битвы интенсивного культурного конфликта. И каждый также представляет моменты, когда человеческая жизнь наиболее уязвима перед меняющимися причудами и капризами общества.

Многие осуждают обесценивание человеческой жизни и беспокоятся о растущей культуре смерти в западной цивилизации. Другие отмечают то, что они видят как растущую готовность обеспечить «достойную смерть» и принять самоубийство как высшее проявление человеческой автономии и свободы воли. И кто скажет, кто прав? Вступаем ли мы в новый, просвещенный век или спускаемся в темные места с ужасающими и неизбежными последствиями?

«Право» на смерть?

Выбор смерти становится все более популярным образом жизни в Канаде. И это даже после того, как канадские законодатели в 2016 г. 9Постановление № 0007 ограничило случаев самоубийства с помощью, которые были признаны законными Верховным судом Канады за год до этого, только лицами с неизлечимыми заболеваниями, для которых естественная смерть была «разумно предсказуема».

Всего за шесть лет, с 2016 по 2021 год, число канадцев, выбравших эвтаназию, выросло в десять раз, с 1 018 до 10 064. в день . Да и саму тенденцию можно было предвидеть; достаточно взглянуть на Бельгию, которая декриминализовала эвтаназию в 2002 году, более чем на десять лет раньше, чем Канада. В 2003 году число умерших в результате эвтаназии в Бельгии составляло 235 человек в год. Это число выросло более чем в десять раз менее чем за 20 лет: в 2021 году Бельгия сообщила о 2,699 случаев эвтаназии — более семи человек каждый день — из населения, составляющего примерно треть населения Канады.

Согласно бельгийскому законодательству, те, кто выбирает смерть, должны быть совершеннолетними, сознательными и способными принимать собственные решения и страдать от «безнадежного состояния здоровья», которое включает в себя «постоянные и невыносимые физические или психические страдания», которые не могут быть облегчены. Но со временем понимание бельгийскими властями того, что можно квалифицировать как «невыносимое физическое или психическое страдание», тревожным образом расширилось. В 2012 году два глухих 45-летних брата-близнеца с диагнозом глаукома были подвергнуты эвтаназии, потому что регулирующие органы решили, что их страх ослепнуть представляет собой «невыносимое психическое страдание». В 2014 году это правило было распространено на несовершеннолетних, которые с согласия родителей желают умереть. С тех пор детей в возрасте девяти лет подвергали эвтаназии.

Безусловно, Канада последовала бельгийскому тренду. В прошлом году стандарт 2016 года был заменен более мягким стандартом, согласно которому человек испытывает «невыносимые физические или психические страдания», которые «не могут быть облегчены в условиях, которые вы считаете приемлемыми».

Обеспокоенные наблюдатели уже заметили рост числа самоубийств среди канадских бедняков или инвалидов, которые считают стоимость жизни слишком высокой, например, известный случай 51-летней женщины, страдающей аллергией на окружающую среду, которая выбрала самоубийство, потому что не могла получить помощь в переезде.

И американцы не должны думать, что это не может произойти в США. Многие помнят фурор вокруг доктора Джека Кеворкяна, врача из Мичигана, который в 1990-х годах начал с того, что помог нескольким десяткам людей совершить самоубийство, и набрался смелости, чтобы убить пациента, за что отсидел восемь лет в тюрьме. Сегодня помощь в самоубийстве незаконна в Мичигане, но несколько штатов, в том числе несколько штатов, которые также легализовали широкие права на аборт, такие как Калифорния, Орегон и Вашингтон, а также Мэн, Нью-Джерси и Вермонт на восточном побережье, легализовали эту практику. , который не так давно многим казался варварским.

«Право» на аборт против «права» на жизнь

В феврале 2012 года специалисты по этике Альберто Джубилини и Франческа Минерва опубликовали в журнале Journal of Medical Ethics статью, демонстрирующую, что этические соображения, которые позволили бы убить ребенок в утробе матери обязательно дает право убить этого ребенка после того, как он родился и стал подрастающим младенцем. Идея приравнять аборт к детоубийству привела многих в ярость, но Минерва и Джубилини не выступали за какую-либо политику или позицию; они утверждали только, что мораль двух действий стоит и рушится одновременно. Являются ли действия правильными или неправильными, они не могли сказать.

Итак, как мы можем определить, что правильно? Когда ранее в этом году решение по делу Роу против Уэйда от 1973 года было отменено, многие все еще требовали «права» на аборт по выбору. Действительно, многие забывают, что решение Dobbs в июне этого года не запрещало аборты. Верховный суд США, по сути, остановился на ключевом вопросе «Является ли аборт убийством?» и просто вернул большинство решений, связанных с абортами, в руки отдельных штатов. Теперь битва ведется на местном уровне, и «битва» — не просто метафора. После принятия решения воинствующие активисты, выступающие за аборты, оскверняли и бросали зажигательные бомбы в церкви и кризисные центры для беременных, оставляя нарисованные аэрозольной краской сообщения, такие как «Если аборты небезопасны, вы тоже не безопасны».

Хаос в нашем обществе является достаточным доказательством того, что «права» меняются от политического цикла к политическому циклу, в зависимости от фантазий и идеологий того, кто имеет власть в данный момент. И ни одна национальная конституция не вечна.

Итак, где существуют наши «права»? Многие в политической сфере любят говорить о «правах человека», «правах женщин», «праве на жизнь» и «праве на телесную автономию». Они защищают законы, защищающие эти «права», и борются с законами, которые их отрицают. Но что такое источник этих «прав»? Куда можно обратиться, чтобы доказать, что они действительно существуют? Наука может объяснить, насколько редкой во вселенной может быть человеческая жизнь, как это сделали астробиологи в своей классической книге Редкая Земля , но она не может сказать вам, почему человеческие жизни действительно могут быть более ценными, чем, скажем, жизнь осьминог или африканский слон.

На самом деле, некоторые видные биологи заявили, что человеческая жизнь в , а не в раз более ценна, утверждая, что утверждать обратное — это «видовщина». В коллекции Паолы Кавальери и Питера Сингера The Great Ape Project: Equality Beyond Humanity , не кто иной, как светило эволюции Ричард Докинз описывает свою веру в то, что утверждение о том, что люди занимают более особое положение, чем положение животных, является моральным злом, эквивалентным апартеиду, размышляя о том, что генетически модифицированный гибрид человека и шимпанзе может помочь разубедить человечество в том, что мы ценим его больше, чем животных. В Твиттере он даже размышлял о пользе выращивания «мяса» из человеческих клеток, чтобы помочь людям преодолеть моральное отвращение к каннибализму.

Единственный реальный источник ответа

Тот, кто сотворил человеческую жизнь — трансцендентный и всемогущий Творец — открывает то, что насмешники отказываются видеть, и Он открывает мудрость и истину, когда философы предлагают только предположения и возможности. Что касается ценности человеческой жизни, то Бог ясно и ясно излагает Свою позицию на страницах Своего явленного слова. От сотворения человечества Писание прямо заявляет:

Тогда Бог сказал: «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле». Итак, Бог сотворил человека по Своему образу; по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину Он сотворил их (Бытие 1:26–27).

Тот факт, что каждое человеческое существо уникальным образом проявляет образ своего Творца, является тем самым основанием, которое Бог дает для того, почему убийство является грехом (Бытие 9:6).

Каждый человек обладает ценностью, превосходящей ценность любого животного. Убийство животных не является грехом, однако убийство другого человека имеет огромное моральное значение. Убийство настолько противоречит характеру и природе Бога, что Он увековечил его запрет в шестой из Своих Десяти Заповедей. Пока философы и юристы спорят о человеческой ценности, Творец и Творец всего живого недвусмысленно заявляет о природе человеческой ценности.

Ценность, которую Он видит в человеческой жизни, также отражается в вечной и славной цели, ради которой Он создал человечество. У каждого живого человека есть возможность однажды стать прославленным членом Божьей Семьи, наслаждаясь вечной жизнью с Ним в величии и радости, наследуя все сущее вместе с нашим старшим братом и Спасителем, Иисусом Христом (1 Иоанна 3: 1–3; Откровение 21:7; Евреям 2:10–11).

Человеческая жизнь имеет ценность, потому что трансцендентный и вечный Бог придает ей ценность. И ни философ, ни суд, ни общественный деятель не могут отменить Его божественный указ, замысел и цель.

Каждая жизнь имеет ценность

Бог ценит каждую человеческую жизнь с самого начала — с самых первых дней в утробе матери. На протяжении всего Писания мы видим детей в утробе матери, описанных как человеческие существа (например, Иеремия 1:5 и Луки 1:41). Бог через говорящих, слова которых Он вдохновил, лично берет на себя ответственность за формирование и развитие жизни в утробе матери (Иов 31:15; Псалом 138:13–14).

Бог ясно дал ясно понять древнему Израилю, что за смерть ребенка в утробе матери придется заплатить высокую цену в соответствии с Ветхим Заветом: «Жизнь за жизнь» (Исход 21:22–23). Некоторые пытались исказить ясный смысл этого отрывка, но даже это искажение не может скрыть истину. Да, дети в утробе еще не такие, какими они будут при рождении, — они еще растут и развиваются в утробе, точно так же, как они будут развиваться в течение многих лет после рождения. оба в утробе и после рождения, они растут и развиваются человеческими существами.

Инвалидность, страдания и бедность не уменьшают ценность человеческой жизни. Бог объявляет Себя творцом немощных и немощных (Исх. 4:11) и являет Себя защитником бедных (Ис. 25:4). Это означает, что ценность нашей жизни распространяется и на наши последние дни. Повторяющаяся тема Писания заключается в том, что Бог хочет, чтобы мы чтили престарелых среди нас — ценность, отраженная в Его заповеди древнему Израилю: «Встань перед седовласыми и почитай лицо старца и бойся Бога твоего: Я Господь» (Левит 19:32).

Эти простые заявления о собственных желаниях, приоритетах и ​​ценностях Бога могут помочь нам прояснить вопросы, крутящиеся в злобных спорах и протестах наших дней. Они разрушают этические двусмысленности ученых и философов в наших университетах, они разоблачают бесчисленные знаки и крики множества протестующих на наших улицах и осуждают законы и законодательные акты политиков, пытающихся построить общество вне Божьего суверенитета.

Мы должны видеть так, как видит Бог

Иисус предупреждал нас, что «узки врата и труден путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их», тогда как, напротив, «широк путь, ведущие в погибель» (Матфея 7:13). –14).

Этот путь становится еще труднее найти, когда мы теряем из виду фундаментальные принципы, которые должны освещать наш путь. Признание истинной ценности человеческой жизни — ценности, определяемой Всемогущим Богом, Который сотворил и любит нас и Чья собственность и суверенитет над всей жизнью абсолютны, — является одним из этих основополагающих принципов.

И боремся ли мы с этими вопросами как общество или более тесно боремся с ними как личности в отчаянном положении, тени смятения отбрасываются только тогда, когда мы обращаемся к истинному источнику света: «Ибо Ты зажжешь мой светильник; Господь Бог мой просветит тьму мою» (Псалом 18:28).

Все человеческие жизни имеют ценность. Каждый и каждый.

Скоро наступит мир, в котором Создатель этих жизней вернет это понимание человечеству. А до тех пор мы должны просить Бога помочь нам увидеть каждого человека вокруг нас — сильного и слабого, богатого и бедного, радостного и несчастного, престарелого и нерожденного — таким же, каким этот человек появляется в Его собственной жизни. глаза: как ценная личность, сотворенная по Его собственному образу и созданная для цели, которая однажды откроется, чтобы сделать все страдания этой жизни стоящими (Римлянам 8:18). И чем больше мы видим других такими, как Он, тем больше мы будем видеть в них вечную ценность.

Видение и ценности — Повестка дня человека

Наша цель — создать условия для удовлетворения физических, эмоциональных и духовных потребностей всех людей:

  1. Их физиологические потребности, такие как питательная пища, чистый воздух и вода, защита от элементы, услуги по защите жизни и сексуальное удовлетворение.

  2. Их психологические потребности, такие как потребность в любви и эмоциональной безопасности, потребность в духовности и общении, потребность в поиске цели и смысла жизни, чувственные потребности и время для размышлений.

  3. Их семейные потребности, такие как уход за детьми и пожилыми людьми, приготовление пищи, уборка, обслуживание дома и продолжение рода.

  4. Их потребности в производстве устойчивых товаров и услуг (таких как здравоохранение, обучение, распределение ресурсов, обмен, услуги по защите жизни, транспорт и связь) таким образом, чтобы работа была достойной и обеспечивала заработную плату, поддерживающую семью.

  5. Их потребность в постоянном обучении и надежной информации.

  6. Их потребность в демократических структурах принятия решений, основанных на этическом выборе, на всех уровнях жизни, включая семью, школу, соседство, рабочее место, местный, национальный и международный уровни.

  7. Потребность в «свободном времени» в дискреционных мероприятиях, таких как искусство, спорт, отдых, волонтерство и развлечения, чтобы заниматься своими увлечениями.

Мы утверждаем, что 1) все люди обладают такими потребностями, 2) они имеют право и обязаны создавать условия для удовлетворения всех этих потребностей, и 3) общества должны работать над сознательной организацией, чтобы области потребностей встречаются и интегрируются в жизнь всех людей.

Мы понимаем, что это требует более эффективного распределения и использования ресурсов. Улучшение баланса в нашей жизни, основанное на разумном и сокращенном количестве оплачиваемых рабочих часов, важнее, чем чрезмерный материализм.

Мы понимаем, что мы не в безопасности на этой планете, пока не будут удовлетворены настоящие человеческие потребности всех людей. Мы знаем, что проблемы слаборазвитости стран третьего мира ощутимы и реальны. Пока местные сообщества, национальные государства и глобальные регионы не будут работать вместе на основе взаимного уважения, мы не достигнем той гармонии, к которой стремимся.

Мечтать о мире, в котором все люди могут жить без страха, кажется утопией. Со времен Второй мировой войны у нас не было ни дня без войны на планете, несмотря на создание множества международных институтов для предотвращения такой ситуации.

Человеческие потребности не могут быть удовлетворены без личных изменений, проведения реформ и поощрения структурных изменений.

Добавить комментарий