§ 4. Ценностные ориентации — интегральный показатель направленности личности
Как показано выше, личность обладает определенной стабильностью, целостностью своих потребностей, нравственно-правовых воззрений, мировоззренческих характеристик. Эта целостность обусловлена объективно существующей, воспринятой и усвоенной личностью системой социальных ценностей. Усвоенная система ценностей реализуется личностью в сознательном поведении в простых и сложных жизненных ситуациях. Она становится специфическим личностным образованием — так называемыми ценностными ориен-тациями личности. Ценностные ориентации — это, как видно из термина, ориентир личности, направленность выбора варианта поведения в социальной среде. Это реагирование .на среду (ситуацию) избирательно и, по убеждению личности, в свойственном ей и полезном для нее направлении.
Ценностные ориентации как бы объединяют лежащие в основе поведения человека потребности, нравственные и правовые требования и запреты и способы их осуществления в реальной действительности.
Ценностные ориентации возникают на основе оценок социальной действительности, которые складываются под влиянием окружающей среды, жизненного опыта, воспитания. Возникнув на базе оценок, ценностные ориентации ложатся в основу выбора содержания и формы поведения индивида в конкретной жизненной ситуации. Превращение возможности в действительность, должного в сущее осуществляется через поступок, а смысл поступку придается ценностной ориентацией, то есть оценочными отношениями.
Вот одно из определений ценностной ориентации: «Она означает индивидуально аккумулированные ценности, внутренне присущую индивиду иерархию целей и интересов, обусловливает предпочтение в стремлениях и желаниях. Сформированная под влиянием социальной среды и морального сознания общества, она становится относительно самостоятельной системой знаний, убеждений, чувств и привычек, регулирующих поведение.
ственныи» .
Отмечаемая рядом авторов целостность ценностных ориентации человека не противоречит, а предполагает такое функционирование этого личностно-психологического феномена, при котором он проявляется по-разному в зависимости от сложности ситуации, в которой предстоит действовать человеку. Диапазон реакций здесь достаточно широк, от почти рефлекторного реагирования на простейшую привычную ситуацию на основе социальной установки (исследованной Д. Н. Узнадзе) до более сложных ситуаций, в которых
354
требуется проявление эмоционально или рационально мотивированного поступка и самых сложных ситуаций, в которых требуется система поступков — поведение или деятельность личности.
Классификацию поведенческих реакций на основе социальных ценностных ориентации, соотнесенных со сложностью проблемных жизненных ситуаций, дал В. А. Ядов»4. А. Р. Ратинов аргументированно не согласился с концепцией В. А. Ядова в той ее части, где ценностные ориентации признаются вершиной духовного мира личности. По мнению А. Р. Ратинова, наиболее значимым в сознании личности является ее мировоззренческое ядро .
В зависимости от сложности ситуации, в которой приходится действовать индивиду, меняется соотношение между рефлекторными, эмоциональными (аффективными) и рациональными компонентами поведенческих реакций. Как правильно пишет Г. М. Андреева, в относительно более простых ситуациях при действиях с конкретными предметами значительную роль играет аффективный компонент. На высших же уровнях регуляции деятельности при формировании ценностных ориентации «преобладающее выражение получает когнитивный (сознательный, рациональный) компонент. Нельзя себе представить системы ценностных ориентации личности, включающей отношение к основным ценностям жизни, таким, как труд, мораль, политические идеи, построенной по преимуществу на эмоциональных оценках»» .
Правовая наука учитывает названные положения, оценивая не только степень общественной опасности деяния (объективной стороны преступления), но и общественную опасность личности, ситуацию совершения преступления («обстоятельства дела»). Умышленные преступления в их наиболее опасных формах (заранее планируемые, тщательно скрываемые, длящиеся и т. п.) свидетельствуют о том, что лица, их совершающие, имеют значительные дефекты нравственно-правового сознания в ценностных ориентациях. Реагирование насилием как психологическая установка — это деформация ценностной ориентации в каких-то значимых гуманистических ее компонентах, подкрепленная сформировавшейся негативной, антиобщественной установкой на способ разрешения конфликта.
Социальная установка, как готовность действовать определенным образом, является по отношению к ценностной ориентации более простым и даже подчиненным социальным и психологическим компонентом индивидуального сознания. На основе ценностных ориентации личности, пишет И. Ю. Истошин, «ею осуществляется выбор тех или иных социальных установок в качестве целей или мотивов конкретной деятельности в связи с особенностями конкретных ситуаций… Деятельность «отбирается» в соответствии с актуализированными социальными установками в зависимости от ситуации. Последнее замечание позволяет трактовать любую ценностную ориентацию как один из присущих личности шаблонов для оценки, для осознанного или неосознанного «измерения» допустимых в конкретных обстоятельствах образцов социального действия» ‘.
Существует и обратная взаимосвязь — социальные установки
12* 355
влияют на формирование ценностных ориентации. Исследования показывают, что преступникам свойственна установка на асоциальное поведение и она оказывает влияние на оценочную сферу правонарушителей, на их ценностные ориентации.
Ценностная ориентация не столь жесткая программа действия, как психологическая установка. Ценностную ориентацию характеризует по сравнению с установкой большая гибкость и широта.
Ценностная ориентация позволяет индивиду в ситуации действия быстро оценить последнюю по значимым для индивида ее элементам и сформировать непосредственный, личностный мотив поведения. Возможны случаи, когда ценностная ориентация становится непосредственным мотивом поведения. Это бывает в ситуациях, требующих стереотипных («автоматизированных») форм поведения. Мотив, понимаемый как субъективная причина поступка, может сформироваться после действия, если действие было аффективным или рефлекторным, или, если у лица не было времени на осмысление ситуации и его действием руководила общная ценностная ориентация.
356
рактеризующееся борьбой мотивов. Если лицо характеризуется стойкой антисоциальной установкой, то борьба мотивов, понимаемая как содержание выбора, может отсутствовать. Выбор сделан ранее, антисоциальная форма поведения как не только возможная, но даже желательная (единственно возможная) — принята и стала содержанием личности. В таком случае в конкретной ситуации выбирается (точнее — лишь соотносится с ситуацией) то или иное противоправное средство достижения цели. В отличие от лица со стойкой антисоциальной установкой (уже сделавшего выбор и активно действующего в ситуации преступления), известная уголовному праву фигура пассивного соучастника нередко пребывает в состоянии выбора, он по каким-то, ему известным причинам, колеблется и не включается в ситуацию совершения преступления в качестве активного действующего лица. В состоянии выбора нередко находится и лицо, не сообщившее о ставшим ему известным тяжком преступлении; лицо, бывшее очевидцем преступления и не предотвратившее его и т. п. При этом возможно возникновение мотивов, не согласующихся с общей позитивной ценностной ориентацией, а основанных на ориентации на личную безопасность, на экономию времени и сил, на солидарность с другом или родственником и т. п.
Борьба мотивов может расшатывать и даже сломать ценностную ориентацию. В этом случае действие нередко выглядит неожиданно, якобы немотивированным. На самом деле немотивированного поступка не бывает, если это не поступок невменяемого лица. Мотив — необходимое переходное звено между системой ценностей, ценностной ориентацией лица и его целенаправленным поступком. Но субъективная мотивация может возникнуть (как правило) до совершения поступка и после его совершения.
Ценностная ориентация может разрушаться и из-за несовпадения результата с направленностью поступка. Напротив, лица, неоднократно совершившие успешные, по их мнению, противоправные поступки, укрепляют свою антиобщественную установку, антиобщественную ценностную ориентацию. Прочность ценностной ориентации зависит и от времени, в течение которого эта ориентация формировалась.
Степень успешности действий на основе ценностных ориентации зависит не только от субъективных качеств индивида, но и от сложности проблемной ситуации, в которой лица действуют, а также от времени, которое есть у индивида на оценку ситуации. Чем больше времени для осмысления ситуации, тем более развернуто представлены в этом осмыслении ценностные ориентации. т быть рассмотрены не только во
357
временных координатах, но и в координатах сознательного и бессознательного (интуитивного), рационального и эмоционального. Применительно к ценностным ориентациям эти компоненты сознания работают и при формировании ценностных ориентации и при выборе индивидов средств разрешения конфликтной ситуации, достижения цели.
Чем больше у индивида времени на осмысление ситуации, тем меньше удельный вес интуитивного. При совершении умышленного преступления преступники нередко стремятся элиминировать, исключить чувства как помеху, стремятся спланировать преступление «рационально».
Ценностные ориентации личности имеют сложную иерархизиро-ванную структуру. Существуют их крупные блоки или сферы: материальные, духовные, политико-идеологические. Более дробные — это сфера общения, работа, семья, друзья, дети, досуг и т. п. Выше уже назывались такие свойственные преступникам характеристики, как эгоизм, цинизм, жестокость и др. Исследования, проведенные во Всесоюзном институте по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, четко фиксируют различие в ценностных ориентациях преступников вообще и лиц, совершающих отдельные виды преступлений, по сравнению с так называемыми законопослушными гражданами. Ценностные ориентации преступников в гораздо большей степени направлены на получение материальных благ (будущее), на широкий круг неформального общения с «друзьями» (настоящее), негативную оценку прожитой жизни (прошлое). Аица, не совершавшие преступлений, в своих ценностных ориентациях характеризуются большим стремлением к производственной и общественной работе, к творчеству, к получению образования, приверженности к такой социальной ценности, как дети, им больше свойственна оптимистическая оценка жизненной перспективы.
Различаются между собой лица, совершающие отдельные виды преступлений. Значительны, например, различия между сексуальными преступниками и тунеядцами по такому показателю, как «усилия в достижении цели», по отношению к браку и семье. Между хулиганами и расхитителями наибольшее различие по показателю «агрессия» (вербально выраженная), по отношению к знаниям, возможности самореализации. Между хулиганами и сексуальными преступниками наибольшие расхождения по отношению к такой ценности, как материальные блага, по показателям «апатия, бегство от трудностей», «сравнение тяжести своих трудностей с трудностями других».
Завершая анализ такого феномена личности сознания, как ценностные ориентации, следует сказать, что, будучи средством достижения целей путем согласования поведения с системой ценностей и с ситуацией действия, ценностные ориентации представляются важным звеном криминологического изучения личности преступника и механизма преступного поведения.
358
Глава четырнадцатая МЕХАНИЗМ ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Формирование ценностных ориентаций у старших подростков
Аннотация. В статье обсуждается актуальность формирования ценностных ориентаций у старших подростков. Определены основные понятия, дана характеристика выборки, представлены результаты констатирующего эксперимента, по которым выявлены особенности формирования ценностных ориентаций у старших подростков.
Ключевые слова: ценностные ориентации личности, ценностные ориентации, ценность, подростки, формирование.
Ценностные ориентации, являются одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности. Особое значение приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности. [1].
По мнению современного отечественного психолога Гаврилова Т. П. социальные нормы представляют собой источник для формирования ценностных ориентаций личности, а это значит, что в большей степени на их становление влияют индивидуальные представления человека о социальной приемлемости и желательности. Автор считает, что индивидуальные ценности личности должны быть рассмотрены с позиции ценностных предпочтений, царящих в социально-культурной среде, или же социальной группе, в которую помещена данная личность.
По мнению Яницкого М. С. каждая ценность индивидуальна по своей природе, так как именно человек, в личности которого данная ценность занимает важное место, определяет степень важности данной ценности. Автор подчеркивает, что ценности и ценностные ориентации личности являются производными от потребностей и интересов данной личности. А также во многом определяются вкусами, уровнем знаний, интересами, привычками, а также прочими индивидуальными особенностями человека.[2].
Ценностные ориентации – это система ценностных установок личности, которая характеризует избирательное отношение личности к ценностям. Она составляет определённую, иерархически организованную структуру и определяет направленность личности [3].
Ценностные ориентации — сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентация имеет многоуровневую структуру.
Исследование проводилось в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа № 137 г. Челябинска. В констатирующей части эксперимента принимали участие 142 подростка в возрасте от 13 до 15 лет. Состав выборки по гендерному признаку является неравномерным: 85,7% – девочки, 14,3% – мальчики.
Для осуществления экспериментального исследования мы применяли следующие методики: тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева [4]; методика «Ценностные ориентации» М. Рокича [5]; Ценностный опросник Ш. Шварца [6];
После обработки данных исследования были получены следующие результаты.
Результаты методики по тесту смысложизненных ориентаций «СЖО» Д. А. Леонтьева представлены на рис. 1.
Рис. 1. Результаты исследования по тесту «СЖО» Д. А. Леонтьева
Анализ результатов исследования формирования ценностных ориентаций у подростков по тесту «СЖО» Д. А. Леонтьева показал, что высокий уровень наличия целей в жизни имеют 16% (23 чел.) подростков, средний уровень – 53% (75 чел.) и низкий – 31% (44 чел.). Для большинства подростков характерно наличие целей, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Однако высокий процент испытуемых не имеет определенных представлений о своем будущем, их взгляды еще не определились.
Показатель шкалы «Процесс жизни, или Интерес и эмоциональная насыщен- ность жизни» говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как эмоционально насыщенный. У 15% (22 чел.) испытуемых выявлен высокий уро- вень, средний уровень имеют 58% (82 чел.). Низкие показатели по данной шкале вы- явлены у 27% (38 чел.).
Низкие показатели по первым двум шкалам, на наш взгляд, связаны с разоча- рованием в профессии. Также мы наблюдаем снижение успеваемости и посещаемо- сти учебных занятий у данной группы респондентов.
Показатель шкалы «Результативность жизни, или Удовлетворенность самореализацией» отражает оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивно и осмысленно была прожита ее часть. У 15,5% (22 чел.) испытуемых выявлен высокий уровень удовлетворенности самореализацией, средний уровень имеют 64% (91 чел.), низкий 20,5% (29 чел.).
Высокие оценки – 12,7% (18 чел.) – и средние – 69% (98 чел.) – у большинства подростков по фактору «Локус контроля «Я» показывают, что сформировано понимание того, что ответственность за свои успехи и неудачи необходимо брать на себя, обусловливая их собственными способностями и возможностями. Неверие в свои силы контролировать события собственной жизни характерно для 18,3% (26 чел.) испытуемых.
Среди полученных данных по шкале «Управляемость жизни» высокие баллы у 14,8% (21 чел.), средние – у 59,1% (84 чел.), низкие – у 26,1% (37 чел.) испытуемых.
Общий показатель осмысленности жизни определяется как осмысленность прошлого, настоящего и будущего, как наличие цели в жизни, как переживание ин- дивидом онтологической значимости жизни. Анализ результатов исследования пока- зал, что высокие баллы по данной шкале имеют 19,7% (28 чел. ), средние – 53,5% (76 чел.), низкие – 26,8% (38 чел.) испытуемых.
Анализ данных, полученных с помощью теста Д. А. Леонтьева, свидетельству- ет, что наибольшее количество показателей по различным параметрам смысложиз- ненных ориентаций подростков находится в пределах нормы.
Результаты методики изучения ценностных ориентаций (шкала М. Рокича) представлены на рис. 2.
Рис. 2. Результаты исследования ценностных ориентаций (шкала М. Рокича)
Анализ данных по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича, свидетельствуют полученные данные, первые ранговые места получили такие ценности, как «активность» 17% (24 чел.), «воспитанность» 33% (47 чел.), «образованность» 21,8% (31 чел.), «ответственность» 18,3% (26 чел.), «самоконтроль» 9,9% (14 чел.). Это указывает на то, что подростки готовы взять на себя ответственность за себя и свои поступки. Среди отвергаемых ценностей отметим несколько ценностей-средств, которые имеют разный процент отвержения. К ним относятся «честность» – 11,3% (16 чел.), «чуткость» – 37,3% (53 чел.), «рационализм» – 9,9% (14 чел.), «непримиримость» к недостаткам в себе и других – 16,2% (23 чел.), «терпимость» – 25,3% (36 чел.). На наш взгляд, такое качество, как чуткость, является необходимым для будущего психолога.
Итак, исследование ценностного сознания подростков позволило сделать вывод о необходимости внесения корректив в образовательный процесс c учетом модернизации процессов формирования познавательно-профессиональной активности у подростков (В. И. Долгова, Н. В. Крыжановская [7]) и с учетом основных социально-психологических механизмов воспитательной деятельности вуза (В. И. Долгова [8]).
Для исследования ценностных ориентаций подростков также был использован Ценностный опросник Ш. Шварца.
Результаты опросника Ш. Шварца представлены на рис. 3.
Рис. 3. Результаты исследования ценностных ориентаций «Ценностный опросник»Ш. Шварца
В итоге были получены следующие данные. Количество испытуемых, имеющих высокий балл по ценности «собственный престиж», 11,2% (16 чел. ), средний – 81% (115 чел.), низкий – 7,8% (11 чел.). Испытуемые с высокими и средними показателями стремятся достичь признания в обществе. Высокий балл по ценности «высокое материальное положение» имеет 34% (49 чел.), средний – 65% (92 чел.), низкий – 0,7 (1 чел.) испытуемых. Большинство респондентов упомянули о важности достойной оплаты труда. Испытуемые с высоким баллом по этому показателю готовы к смене получаемой специальности, если не будет желаемого результата.
По ценности «креативность» высокие результаты демонстрируют 14% (20 чел.) респондентов, средние – 65,6% (93 чел.), низкие – 20,4% (29 чел.). Для испытуемых с высоким баллом по этому показателю характерно желание вносить в работу различные изменения и усовершенствования. Для нас эта ценность имеет большое значение, так как психолог помогает людям развить и реализовать их творческую индивидуальность, при этом особенно важны его собственные личностные качества, поскольку он делает это, опираясь на свои творческие возможности.
Высокие показатели по ценности «активные социальные контакты» имеют 12,7% (18 чел.), средние – 80,3% (114 чел.), низкие – 7% (10 чел.) испытуемых. Для подростков с высоким баллом по этому показателю значимы факторы социально-психологического климата коллектива, атмосфера доверия и взаимопомощи среди кол- лег. В целом будущие психологи заинтересованы в установлении благоприятных взаимоотношений с людьми.
Для того чтобы преуспеть в профессиональной деятельности, подросткам необходимо иметь стремление к развитию и достижениям. Количество респондентов, имеющих высокий балл по ценности «развитие себя», составляет 17,6% (25 чел.), средний – 72,5% (103 чел.), низкий – 9,9% (14 чел.). Данная ценность выражает стремление к наиболее полной реализации своих способностей в сфере профессиональной жизни и к повышению своей профессиональной квалификации. Результат шкалы «достижения» отражает стремление подростков достигать конкретных результатов в профессиональной деятельности. Высокие показатели по ценности «достижения» имеют 17,6% (25 чел. ), средние – 72,5% (103 чел.), низкие – 9,9% (14 чел.) подростков.
О стремлении подростка к получению морального удовлетворения во всех сферах жизни можно судить по результатам исследования ценности «духовное удовлетворение». Высокий уровень выявлен у 18% (25 чел.) подростков, средний уровень имеют 73% (103 чел.), низкий – 9% (13 чел.). В процессе профессионального обуче- ния психологов эти данные позволяют констатировать, что большинство подростков стремятся узнать как можно больше об изучаемой дисциплине.
Анализ результатов исследования ценности «сохранение собственной индивидуальности» показал, что высокий балл имеют 17% (24 чел.) подростков, средний – 73,2% (104 чел.), низкий – 9,8% (14 чел.). Подавляющее большинство подростков считают, что очень важно сохранить неповторимость и своеобразие своей личности.
Проведенный анализ исследования показывает, что для подростков III курса наиболее значимой является терминальная ценность «материальное положение». Выявленная у подростков, особенно у юношей, ориентация на высокое материальное положение может свидетельствовать о присущей этому возрасту потребности в самоутверждении, самовыражении. Все остальные ценности также важны для подростков.
Выводы:
Формирование ценностных ориентаций у старших подростков является для различных исследователей предметом пристального внимания и разнопланового изучения. Исследование подобных вопросов особое значение приобретает в подростковом возрасте, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию.
Ссылки на источники
- Еремеев Б. А. Психология безопасности, психологическая безопасность и уровни развития чело- века // Сборник научных статей по материалам Первого Международного Форума «Психологиче- ская безопасность, устойчивость, психотравма» / под ред. И. А. Баевой, Ш. Ионеску, Л. А. Ре- гуш. – СПб., 2006. – С. 101.
- Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности. – М.: Смысл, 2007. – С. 256.
- Долгова В. И., Аркаева Н. И. Смысложизненные ориентации: формирование и развитие. – Челя- бинск: ООО «Искра-Профи», 2012. – С. 1.
- Леонтьев Д. А. Указ. соч.
- Долгова В. И., Аркаева Н. И. Указ. соч. – С. 92.
- Бурлачук Л. Ф. Справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 2007. – С. 301.
- Там же. – С. 523.
- Долгова В. И. Социально-психологические механизмы воспитательной деятельности вуза // Про- блемы социальной психологии личности. – 2008. – № 7. – С. 18.
- Долгова В. И., Крыжановская Н. В. Методология модернизации процессов формирования позна- вательно-профессиональной активности у подростков // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2010. – № 1. – С. 71–80.
ETH5556 — РАЗДЕЛ 5: МОДЕЛИ КУЛЬТУРНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
Существуют три основные модели культурно-ценностных ориентаций, которые мы собираемся упомянуть в нашем учебном курсе: 1) Измерения Клакхона и Стродтбека в ценностных ориентациях; 2) Зал измерения культурно-ценностных ориентаций; и 3) пятимерная модель ценностей Хофстеде. Мы также кратко коснемся работы Милтона Рокича из книги «Природа человеческих ценностей».
Основная идея всех этих моделей заключается в том, что все культуры сталкиваются с одинаковыми проблемами внутренней и внешней адаптации и используют одинаковый набор исходных материалов для поиска успешных способов адаптации. Однако выводы, к которым приходят разные культуры, могут проявляться в самых разных формах.
Клакхон и Стродтбек (16) предполагают, что существует шесть способов, по которым культуры часто различаются по ключевым темам или идеям. Их Измерения Ценностных Ориентаций включают следующие пункты:
— Природа Индивидуума: Является ли человек в первую очередь добрым, злым или смесью того и другого? Может ли человек изменить свою природу, или эта природа постоянна и неизменна?
— Отношение людей к своему миру: это отношения, в которых люди доминируют над миром, действуют в гармонии с миром или подчиняются природе?
— Индивидуализм против коллективизма: существует ли группа для поддержки индивидуума или индивидуум для поддержки группы?
— Делать против Бытия: Жизненный путь человека состоит в том, чтобы делать и достигать, или он просто должен быть — и наслаждаться временем, проведенным на этой планете?
— Ориентация во времени: оценивает ли культура свои планы с точки зрения следования обычаям или традициям, основанным на проверенных временем идеях из прошлого, или культура думает с точки зрения создания лучшего будущего?
— Пространственная ориентация: рассматривает ли культура пространство и собственность как принципиально частные и принадлежащие отдельным лицам, или как фундаментально общественные и принадлежащие всем в равной степени?
То, как культура придерживается этих различных элементов, фундаментально формирует мировоззрение людей в этой культуре, согласно Клакхону и Стродтбеку. (16) Культура, которая считает людей изначально злыми и ущербными с рождения, будет иметь совершенно иной подход к личным и социальным отношениям, чем культура, которая рассматривает людей как изначально хороших.
Культура, верящая в жизнь как путешествие бытия в гармонии с миром, будет иметь совершенно иные представления о таких вещах, как личностный рост, индивидуализация и накопление богатства, чем культура, которая считает, что люди должны конкурировать с друг друга и попытаться доминировать на планете и соперничать с конкурентами в борьбе за мировые ресурсы.
Западная цивилизация склонна делать очень специфический выбор в отношении каждого из этих измерений, и это влияет на очень многое в том, как люди из западных культур относятся к жизни. Когда эти ценностные измерения накладываются на различные культуры, во взаимодействии могут возникать фундаментальные конфликты.
Измерения Холла (12) добавляют ряд других концепций, касающихся трех важных областей культуры: Контекст, Время и Скорость сообщения . Его идея заключается в том, что культуры существуют в следующих двойственностях:
— культуры высокого контекста против культур низкого контекста
— монохронное время против полихронного времени
— высокая скорость сообщений против медленной скорости сообщений
В Высокий Контекстные культуры, большая часть смысла сообщений между людьми закодирована в среде и контексте, в котором люди взаимодействуют. Это означает, что устные или письменные сообщения нельзя принимать за чистую монету, без учета контекста, в котором сообщение представляется.
Например, в некоторых культурах с высоким контекстом, как правило, существуют четко предписанные ритуалы для ситуаций, когда не нужно много говорить, чтобы все поняли, что происходит и что сообщается. Ритуалы сами по себе содержат смысл, а слова не содержат большую часть этого смысла.
В культурах с низким контекстом общение в гораздо большей степени заключается в фактических устных сообщениях, которые передаются туда и обратно. Люди в культурах с низким контекстом не так сильно сосредотачиваются на контексте, и у них не так много частей смысла, определяемых ритуалами или заранее определенными сообщениями, встроенными в контекст.
Людям из культур с низким контекстом обычно трудно понять общение с людьми из культур с высоким контекстом. Большая часть смысла закодирована в ситуации, и люди из низкоконтекстных культур часто не понимают контекста и не знают, как читать сигналы, встроенные в ритуалы и протоколы.
В Monochronic Time события происходят дискретно, одно за другим, в соответствии с расписанием, одинаково понятным для всех сторон. В монохронных культурах очень важно быть пунктуальным. Монохронные культуры, как правило, работают по расписанию по часам.
Полихронные культуры, с другой стороны, склонны не воспринимать и не ценить время одинаково. Быть быстрым может быть не очень важно, потому что все события происходят в разгар других, не менее важных дел, с большей гибкостью и свободой от расписания.
Клиницисты, которые склонны устанавливать очень фиксированные графики для размещения наибольшего числа клиентов, могут испытывать трудности при работе с клиентами, принадлежащими к полихронным культурам. Клиенты из полихромных культур могут опаздывать и не понимать, почему клиницист не может их увидеть, когда они приходят.
Высокая скорость сообщений Культуры имеют тенденцию быстро передавать и получать сообщения и одинаково быстро на них отвечать. Культуры с высокой скоростью передачи сообщений, скорее всего, будут монохронными. Они хотят, чтобы что-то делалось быстрее, поэтому они придают своим сообщениям ощущение срочности, которого нет в культурах с медленной скоростью передачи сообщений.
В культурах с низкой скоростью передачи сообщений сообщения предназначены для медленного развертывания, при этом слои смысла становятся очевидными по мере развития сообщения с течением времени. Ответы на сообщения будут преднамеренными и осторожными.
Поскольку эти элементы настолько глубоко укоренились в культурах, которые их удерживают, человеку из другой культуры может быть трудно понять значение и важность этих элементов. Человеку из другой культуры может быть трудно даже увидеть некоторые аспекты этих элементов, как если бы они были совершенно невидимы.
Врачам рекомендуется преодолевать эту завесу невидимости при работе с клиентами из разных культур. Только поняв их ориентацию на мир, вы можете надеяться работать с ними так, чтобы они были этичными и ответственными.
Пятимерная модель ценностей Хофстеде (15) была получена на основе изучения деловых и рабочих отношений. Он описывает пять различных областей различий между культурами в их рабочей среде:
— Дистанция власти
— Индивидуализм против коллективизма
— «Мужественность» против «женственности»
— Избегание неопределенности
— Долгосрочная ориентация против краткосрочной
Дистанция власти человека на должностях власть будет обладать большей властью и властью. В культурах с высоким уровнем власти подчиненные не ожидают, что им будет позволено оспаривать решения людей, занимающих руководящие должности. Культуры с низкой дистанцией власти более эгалитарны в распределении власти и авторитета.
Понимание Хофстеде континуума Индивидуализм против коллективизма аналогично пониманию Клакхона и Стродтбека. Некоторые культуры ориентированы на индивидуальных права в ущерб коллективной ответственности, в то время как другие ориентированы на несколько индивидуальных прав и высокую степень коллективной или общественной ответственности.
Соединенные Штаты были основаны в качестве эксперимента по поиску индивидуальных прав, и западные рыночные культуры склонны защищать эти права за счет заботы об общих интересах и коллективной ответственности. Это контрастирует со многими другими культурами, в которых человек существует, чтобы служить благополучию общества.
«Мужественность» в сравнении с «Женственностью» (, пожалуйста, обратите внимание на кавычки, обозначающие, что это не следует понимать буквально) касается степени, в которой культура продвигает ценности агрессивности и превосходства в конкуренции, а не заботы для других (и более слабых) представителей культуры, а также общего качества жизни.
Избегание неопределенности связано со степенью, в которой культура старается избегать неясных или двусмысленных ситуаций. Культуры с высокой степенью избегания неопределенности, как правило, имеют множество формализованных правил и ритуалов, которые позволяют ее членам знать, как подходить к личным взаимодействиям. Культуры, которые легче переносят неопределенность, способны более гибко импровизировать личные взаимодействия.
Когда люди из культур с низким уровнем избегания неопределенности взаимодействуют с людьми из культур с высоким уровнем избегания неопределенности, может возникнуть большое недопонимание и напряженность. Как правило, человеку из культуры с низким уровнем избегания неопределенности необходимо будет изучить правила и ритуалы взаимодействия, чтобы можно было удерживать неопределенность на управляемом уровне в интересах сторон с высоким уровнем избегания неопределенности.
Окончательное измерение Хофстеде связано с Долгосрочная и краткосрочная ориентация. Это степень, в которой культура склонна оперировать долгосрочным взглядом на мир и ролью ее членов в великом повороте истории, в противоположность краткосрочному, узко сфокусированному восприятию времени.
Одна из наиболее часто рассказываемых историй о различиях между культурами в этом измерении относится к тому времени, когда представители Соединенных Штатов встречались с представителями Северного Вьетнама, чтобы выработать решение войны во Вьетнаме. Делегация США нашла жилые помещения, которые они могли арендовать на помесячной основе. Вьетнамская делегация купила дом.
Вьетнамцы ориентировались на то, что независимо от того, наступит ли мир при жизни представителей или через сто лет, им необходимо создать условия мира, которые будут соответствовать их чувству истории, с очень долгосрочной ориентацией в страна с очень длинной историей и ощущением связи с этой историей. Соединенные Штаты с нетерпением ждали следующего тура выборов.
Какой из этих подходов к миру «правильный», а какой «неправильный»? Общества, в которых отстаиваются права личности лучше или хуже , чем общества, члены которых готовы пожертвовать своим личным благополучием на благо общества?
Это важные вопросы, когда этическая роль психиатра заключается в том, чтобы помочь клиенту перейти от худшего места к лучшему.
Давайте добавим к этой смеси последние несколько кусочков знаний, прежде чем мы продолжим изучение этих вопросов. Давайте посмотрим на работу покойного Милтона Рокича, профессора психологии и влиятельного исследователя убеждений и ценностей.
Доктор Рокич проанализировал различные идеалы, которых придерживаются разные культуры. Из своего исследования различных культурных ценностей он предположил, что все культуры опираются на общий набор идеалов при определении того, какие ценности являются наиболее важными в их культуре. Однако в каждой культуре эти идеалы упорядочиваются по-разному, в зависимости от их системы ценностей и верований. Давайте посмотрим на список, который он предложил. (25)
Личные характеристики Рокича
1. Сдержанный (думает первым, сдержанный, самодисциплинированный)
2. Честный (искренний, правдивый, раскрывающий)
3. Любящий (ласковый, нежный, заботливый)
4. Амбициозный ( трудолюбивый, целеустремленный)
5. Веселый (беззаботный, радостный)
6. Ответственный (надежный, надежный)
7. Самостоятельный (самостоятельный, самодостаточный)
900 23 8. Широкий кругозор (открытый, гибкий мыслитель)
9. Вежливый (вежливый, с хорошими манерами)
10. Прощающий (готовый прощать других)
11. Интеллектуальный (интеллигентный, знающий)
12. Полезный (работа на благо других)
13. Послушный (покорный, уважительный)
14. Способный (компетентный, умелый)
15. Логичный (последовательный, рациональный, осознающий реальность)
16. Смелый (сильный, готов постоять за убеждения)
17. Обладающий богатым воображением (смелый, творческий)
18. Чистоплотный (аккуратный, аккуратный, хорошо организованный)
Есть культуры, в которых послушание и самообладание являются высшими добродетелями, а в других — независимость и воображение. рассматривается как более важное. Какие бы идеалы ни продвигались, они будут важным образом формировать культуру и ее членов. Это также поможет определить определения того, каким будет «нормальное» или «отклоняющееся» поведение, а также к каким ценностям и поведению должен стремиться каждый человек, чтобы достичь конгруэнтного самоощущения в рамках своей культурной среды.
Если клиницист накладывает на клиента иную культурную структуру, пытаясь подтолкнуть клиента к стремлению к другим идеалам добродетели, ценностям и поведению, возникает ряд сложных вопросов о том, помогает ли клиницист клиенту двигаться к лучшему ( или даже более адаптивное) место.
В дополнение к этим более широким представлениям о ценностях существуют также области восприятия и верований, которые сильно отличаются от культуры к культуре. Культурные различия в таких эмоционально нагруженных областях, как сексуальность, сексуальная ориентация, структура семьи, смерть и умирание, часто проявляются в межкультурном консультировании. Поскольку они способны вызывать сильные чувства, они представляют значительные трудности для клинициста — как с точки зрения поиска действенных и адаптивных решений, которые помогают клиенту, так и с точки зрения ответственного и этичного управления собственными предубеждениями и эмоциональными реакциями.
Поскольку существует так много разных способов осмысления этих идеалов, этическая задача клинициста усложняется. Это требует от клинициста найти процесс, позволяющий прийти к выводам, которые имеют смысл для человека в рамках отношений консультирования в рамках культурных рамок, в которых происходит консультирование.
Тема следующего раздела будет посвящена тому, как начать обрисовывать структуру этого процесса.
СЛЕДУЮЩИЙ РАЗДЕЛ>>>
CQ Культурные ценностные ориентации, связанные с идентичностью
Инструменты оценки, Межкультурная жизнь, Культурное обучение, Мультикультурные команды Гэри РидлиВведение:
Культурные знания необходимы миссионерам, поскольку мы воспитываем учеников в мультикультурном мире. SEND U теперь использует инструмент оценки культурного интеллекта (CQ) в нашем предварительном обучении и развитии культурного понимания на протяжении всей жизни. Оценка CQ определяет десять ориентаций культурных ценностей, объединенных в контрастные пары, которые представляют континуум возможных ориентаций.
Но здесь необходимо предупреждение. Не используйте эти культурные ценностные ориентации для формирования стереотипов о конкретных культурах, потому что культуры меняются. Глобализация ускоряет эти изменения и создала смесь глобальной культуры и местных культур, которую часто называют «глокальной». Не удивляйтесь, если человек ведет себя с одной ориентацией среди интернационалистов и с другой ориентацией в своей местной культуре.
Я написал краткий обзор десяти ориентаций культурных ценностей на вики SEND U. В трех постах в этом блоге я расскажу о десяти ориентациях, сгруппированных как ориентации, связанные с:
- идентификатор
- общение и принятие решений
- время и планирование
Я включил вопрос для обсуждения после каждого резюме трех культурных ценностных ориентаций, связанных с идентичностью. Пожалуйста, поделитесь своими комментариями.
Культурные ценностные ориентации, связанные с идентичностью:
Три культурные ценностные ориентации связаны с тем, как люди воспринимают свою идентичность. Чувство идентичности представляет собой сложную смесь влияний общего человечества, индивидуальной личности и культуры.
Индивидуализм и коллективизм
Эта пара культурных ценностных ориентаций фокусируется на том, как человек понимает свою личность. Культуры с ориентацией на индивидуализм делают упор на развитие личности на основе индивидуальных целей и прав. Люди на этом конце спектра хотят быть «верными себе» и прокладывать свой собственный путь в мире. По иронии судьбы, индивидуалисты иногда собираются вместе с единомышленниками и образуют группы, которые усиливают, усиливают, а иногда и контролируют их чувство идентичности.
Люди с коллективистской ориентацией черпают свою идентичность из групповых отношений, таких как родство, этническая принадлежность или род занятий. Принимаются решения и цели, которые принесут пользу группе. Нарушение отношений с группой приведет к кризису идентичности.
В то время как изучение Библии один на один и презентации Евангелия были бы уместны среди индивидуалистов, групповое изучение Библии и презентации Евангелия лучше соответствовали бы коллективистскому контексту. Людям с коллективистской ориентацией труднее принять решение, отделяющее их от своей группы. Если группа решает вместе следовать за Христом, то у них сразу же появляется новая группа, к которой они могут принадлежать и с которой они могут отождествлять себя.
Следование за Христом дает человеку новую идентичность, независимо от того, принадлежит ли он к индивидуалистической или коллективистской культуре. Коллективист будет приветствовать новую общину во Христе. Но индивидуалисту нужно будет научиться ценить сообщество собратьев-христиан.
Как мы можем по-разному подходить к подготовке учеников среди индивидуалистов и коллективистов?
сотрудничество и конкуренция
Этот набор ориентаций связан с парой Индивидуализм/Коллективизм. Ключевым фактором здесь является то, кто получает признание за достижения: отдельные лица или группа. В условиях сотрудничества группа работает вместе и добивается успеха вместе. Отдельные лица не выделяются за их вклад. Но в условиях конкуренции люди признают и вознаграждают людей за их уникальный вклад. В контексте соревнований распространены награды «Студент месяца» и «Сотрудник месяца». Но такие награды были бы смущением и демотивацией в контексте сотрудничества.
Когда я начал преподавать в Библейском колледже Аляски в 1978 году, большинство студентов были настроены на соревнование, и групповые задания вызывали сильное сопротивление. Студенты не хотели ставить одну и ту же оценку с другими в группе, которые, возможно, не так усердно работали над проектом. Вместо этого они хотели, чтобы индивидуальная оценка признавала их вклад наряду с групповой оценкой. Тридцать лет спустя ситуация изменилась. Когда президент инициировал вручение премии «Студент месяца», реакция была достаточно негативной. Культура колледжа изменилась, стала более ориентированной на сотрудничество и гораздо более открытой для групповых заданий.
Каким образом мы можем развивать командную работу, когда в наших командах присутствуют как кооперативная, так и конкурентная направленность?
быть и делать:
Во всех культурах ценится как личность человека, так и его работа. Разница заключается в акцентах и приоритетах. Вытекает ли «бытие» из «делания» или «делание» вытекает из «бытия»? «Делающие» культуры определяют свою идентичность тем, что человек делает. Напротив, культуры «бытия» рассматривают задачи (действия) как выражение своей идентичности.