Ценностные ориентации выражающие ценности цели личности называются: Ценности и ценностные ориентации, их формирование и роль в развитии личности

Содержание

Ценностные ориентации современной молодежи — Психология, Курсовая работа

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ 1.1 Понятие и сущность ценностных ориентаций Ценностные ориентации — оценочное отношение личности (группы) к совокупности материальных и духовных благ, которые рассматриваются как предметы (или их свойства), цели и средства для удовлетворения потребностей личности (группы). Они выражаются в идеалах, личностном смысле жизни и проявляются в социальном поведении личности (группы). Ориентации отражают отношение субъекта к условиям своего бытия как результат сознательного, оценочного выбора жизненно значимых предметов и объектов. Совокупность материальных и духовных благ является основой существования определенных систем ценностей. В социологии ценностные ориентации изучаются как регуляторы социального поведения социальных субъектов. Они возникают при столкновении потребности вовлечения в целостную социальную систему и наличия общих социальных условий жизнедеятельности человека: политических, экономических, культурных особенностей образа жизни социального субъекта.

Выражаются ценностные ориентации в целостности поведения в различных сферах деятельности. Обнаруживаются они в идеалах, целях, интересах и других проявлениях социального субъекта. Ценностные ориентации занимают высший уровень в структурной иерархии дис-позиционных образований, в результате чего они достаточно самостоятельны и относительно устойчивы. По В. А. Ядову, структурная иерархия диспозиционных образований выглядит следующим образом (от низшего уровня к высшему): фиксированные установки (set) — социальные фиксированные установки (attitud) — направленность интересов личности — ценностные ориентации. Ценностные ориентации не существуют сами по себе. Они организованы в систему. При этом важно, какие именно ценностные ориентации оказываются доминирующими, центральными, системообразующими. Система ценностных ориентаций представляет собой совокупность ценностных ориентации, упорядоченных по степени их важности. Система ценностных ориентации личности включает относительно устойчивые, не полностью осознаваемые отношения человека к различным элементам общественной структуры и самим ценностям.
Достаточно часто субъективно окрашенные оценки не совпадают непосредственно с общественно значимыми характеристиками соответствующих ценностей. Системы ценностных ориентации являются важным элементом ценностных отношений в обществе. Ценностные ориентации, как и ценности, тесно связаны с нормами поведения, образуя тем самым, ценностно-нормативную систему — совокупность и взаимообусловленность ценностных ориентаций и норм, касающихся всех проявлений общественной жизни, характерных для культуры данного общества. Каждое общество на конкретном этапе своего исторического развития характеризуется специфическим набором и иерархией ценностей, ценностных ориентаций, система которых выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции. В ней зафиксированы те критерии социально признанного (данным обществом или конкретной социальной группой), на основе которых образуются иные — специализированные системы нормативного контроля. Такие системы могут образовываться в рамках социальных институтов, конкретных социальных групп (например, неформальных субкультурных групп молодежи), целенаправленно регулирующих действия их участников.
Ценностные системы формируются и трансформируются в историческом развитии общества и тесно связаны с изменениями в различных сферах человеческой жизни. В социологии изучается распределение ценностных ориентаций в различных социальных группах и общностях, распространенность тех или иных ценностных ориентаций, а также субъективная значимость их объектов для обследуемых групп и общностей. Чаще других исследуются ценностные ориентации по предметному содержанию. В научной литературе выделяются мировоззренческие ценностные ориентации, политические, нравственные, эстетические и др. Указанные и другие типы ценностных ориентаций сами по себе могут иметь лишь однонаправленные сущностные моменты, отражающие какие-то черты эпохи и штрихи тенденций, некое общее в деятельности социальных групп. Но совокупность большинства (или всех) систем ценностных ориентаций в рамках одной классификации дает возможность четко определить тенденции в каждом конкретном случае для исследуемой социальной группы, более того, выявить в системе ценностных ориентаций «ядро», «периферию» и «хвост» ценностей.
Структурными элементами системы ценностных ориентаций являются три подсистемы: когнитивная — система знаний, суждений, убеждений об объекте; эмотивная — система чувств, эмоциональных оценок объекта; поведенческая — система определенных действий, последовательное поведение по отношению к объекту. 1.2 Традиционные ценности в обществе Понятие «традиционные ценности» в последнее время имеет весьма широкое хождение, причем вкладываемый в него смысл чаще всего не раскрывается. Это дало повод назвать словосочетание «наши традиционные ценности» идеологической мантрой. Хотя и имеются исследования, в которых в разной степени затрагивается вопрос традиционных ценностей, но это сделано только в связи другими рассматриваемыми проблемами. Современная российская политическая, информационная, воспитательная практика настойчиво требует определенной ясности в понимание традиционных ценностей. Исключительная важность проблемы сущности традиционных ценностей, их роли и места в мировом развитии, в настоящем и будущем России определяется рядом обстоятельств.
Прежде всего, тем, что все более явственно обозначился крах попытки глобализации мира на основе западных, выдаваемых за универсальные, цивилизационных ценностей. Фактическая цель унификации мира по западным образцам с одновременным руководством со стороны Запада в своих интересах встречает как минимум неприятие, а кое-где и сопротивление, в том числе и вооруженное. В духовной сфере западный проект глобализации воспринимается как покушение на глубинные смысложизненные основы этносов, наций, государств, цивилизаций, переформатирование их, результатом чего станет потеря идентичности, корневых живительных связей, потеря возможности сопротивления смертельно чуждым влияниям. Вместе с тем и Запад, прежде всего европейский, постепенно отрекаясь от своей христианской цивилизационной основы, оказался перед возможностью потери своей идентичности, особенно в условиях роста в составе населения мусульманского субстрата. Выходцы из мусульманских стран сохраняют свою обособленность как следствие, с одной стороны, нежелания ассимилироваться в чуждой культуре, а с другой — фактической невозможностью это сделать по финансовым, образовательным и иным причинам.
Перспективы выхода из сложившейся ситуации при отсутствии исторического опыта проживания в многоэтничных, многоконфессиональных государствах весьма туманны. Перед странами не западного мира встала задача определения своего пути, выработки видения своего будущего и перспектив мирового развития. В целом оно сводится к тому, что в политике должен сохраняться суверенитет, равноправие в отношениях, свобода выбора, взаимовыгодное сотрудничество, в духовной сфере -отсутствие идеологического диктата, сохранение национальной, цивилизационной идентичности, опора на традиционные ценности. В России осуществление такого подхода будет сопряжено с определенными трудностями, вытекающими из особенностей нашего исторического развития. В первую очередь это связано с тем, что по своим историческим корням Россия в большей степени европейская христианская страна, но со значительной долей присутствия мусульманской, буддийской и иных культур. Это предостерегает от абсолютизации возврата к этническим ценностям как основы формирования идентичности народов Российской Федерации.
Вместе с тем, понимание нашей общности в христианских корнях не должно затушевывать грани, отделяющей восточно-православные ценности от западных католических и протестантских. На протяжении веков соборность, коллективизм, возможность личностной реализации только в процессе общего дела, противостояли западным ценностям индивидуализма, верховенства ценности личности и личного спасения. Проблемой является и то, что Россия в последнюю четверть века пыталась вписаться в западный цивилизационный проект. Произошел, по сути, отказ от своих духовных завоеваний, внедрение в образование и воспитание, в информационную сферу далеко не лучших западных образцов, слепое копирование и перенос их на отечественную почву. Не отрицая необходимости взаимодействия, взаимообогащения цивилизаций и культур, необходимо отделять зерна от плевел, тем более что многое чуждое нашей традиции уже проросло и требует соответствующих действий. Обращаясь к проблеме опоры на традиционные ценности, необходимо определиться в том, какие ценности считать традиционными.
Очевидно, что здесь нельзя ограничиться лишь их перечислением, необходимо выявить их сущность, место в системе ценностей, связи и взаимообусловленности, детерминированность природно-географической средой, особенностями становления русского и других этносов, своеобразием развития российского общества, государственности, всей великой и трагичной историей нашей страны. Каждый этап исторического развития и становления вносил свою лепту в ценностные представления. Осмысление традиционных ценностей, практическая ориентация на них в воспитании требуют также учета современного момента мировой истории, места и роли в нем нашей страны, нашего народа. Наше лидирующее участие в духовном противостоянии, участие в вооруженной борьбе в далеко не лучших экономических условиях требуют опоры на исторический духовный опыт, мобилизации духовных сил народа в фактически идущей, где-то явно, где-то скрыто, войне, в которой мы должны выйти победителями. И традиционные ценности станут важным фактором победы. Приступая к определению того, что такое традиционные ценности, можно выделить несколько подходов, которые помогут выявить сущность и раскрыть содержание этого явления. Традиционные ценности можно определить как ценности консервативные, выражающие идеологическую приверженность традиционным порядкам, социальным и религиозным доктринам. За главную ценность принимается сохранение традиций общества, его институтов и ценностей. При этом не отрицаются и изменения, но изменения, если они назрели, должны осуществляться крайне осторожно. Другой подход к понятию традиционных ценностей — это ценности религиозные. Действительно, религиозные ценности, являющиеся ориентиром поведения верующих людей и определяющие их действия и поступки, выходят далеко за рамки религиозных общин и организаций, являют пример для людей нерелигиозных, влияют на общество в целом, на деятельность органов государства. Религия и религиозные организации являются хранителями и охранителями традиционных ценностей, в том числе тех, которые не имеют непосредственно религиозного истока и впрямую не связаны с религиозной верой. Поэтому, не сводя традиционные ценности только к религиозным, следует учесть, что ценности традиционных для общества религий являются важной составляющей традиционных ценностей. Религиозные институты традиционных религий играют важную роль в сохранении, поддержании и укреплении всей системы традиционных ценностей. Еще один подход к традиционным ценностям — это ценности национальные, народные, национально-этнографические, национально-религиозные. Конечно, нельзя отрицать принадлежность к традиционным ценностям совокупности духовных идеалов и поведенческих традиций тех или иных этнических общностей, в которых находит отражение их историческое своеобразие. Но нельзя и отождествлять традиционные ценности с ценностями национальными, что может вести к национализму. Это крайне опасно в нашей многоэтничной стране, необходимо сверять эти ценности и вытекающие из них поступки и поведение с реальными интересами нации, с отношениями с другими нациями. Неверно было бы и сводить традиционные ценности к внешним этнографическим проявлениям в одежде, обрядах, праздниках и т. д., что будет недопустимым упрощением, особенно в плане формирования традиционных ценностей как цели воспитания. Очевидно, что традиционные ценности противопоставляются нетрадиционным и новационным ценностям. Отнесение тех или иных ценностей к традиционным, нетрадиционным либо новационным должно соотноситься с достаточно определенными критериями, которыми может быть то, что несет конкретная ценность для человека, семьи, общества, цивилизации, человечества, культуры, моральных устоев: развитие и духовное возвышение либо регресс и деградацию. Существующее сейчас острое противостояние в ценностной сфере нетрадиционным трактовкам связано именно с борьбой за сохранение и духовное возвышение человечества. А проводящиеся в России несколько десятилетий новации в сфере ценностей встречают отторжение у большей части россиян, но имеют и значительное число сторонников. Традиция не исключает изменений, появления нового, но выступает противником слепого заимствования и копирования, механического перенесения на отечественную почву чуждых, неприемлемых ценностей, тем более -против их насильственного насаждения. К основным характеристикам традиционных ценностей можно отнести следующие: — это ценности, имеющие истоки в прошлом, результат исторического саморазвития ценностной системы этноса, нации, цивилизации; — это ценности базовые, фундаментальные, стержневые, основополагающие, системообразующие; — это ценности, обеспечивающие идентификацию личности, общества, цивилизации среди других личностей, обществ, цивилизаций; — это национальное, цивилизационное своеобразие понимания, принятия, актуализации общечеловеческих ценностей; — это национальное, цивилизационное своеобразие выстраивания иерархии и системы ценностей. 1.3 Ценности современной молодежи В современном российском обществе сегодня явно сформировался запрос на возвращение духовно-нравственных ценностей во все сферы общественной жизни и прежде всего в систему образования. Век назад из отечественного образования, как и из всего общества, были изъяты нравственные ориентиры, восходящие к традиционным ценностям. На их место были привнесены идеи иного мировоззрения, хотя «Кодекс строителя коммунизма», что было очевидно многим, опирался именно на эти ценности. Тем не менее жесткие духовно-нравственные требования, предъявляемые к гражданину молодой советской республики, позволили вырастить то поколение, которое вынесло на своих плечах самую страшную войну и одержало в ней победу. Распад Советского Союза означал и разрушение скреплявшей его идеологии. Ценностям и смыслам прошлого советской эпохи были противопоставлены новые, как тогда казалось, передовые идеи. Вместе с идеологией классовой борьбы были отброшены и осмеяны такие ценности, как любовь к Родине, патриотизм, гордость за свою страну и ее историю, семейные ценности, уважение к старшим, готовность пожертвовать собой и своими интересами ради общего дела, дружбы, высокой идеи. Смысл жизни человека стал пониматься как безусловное удовлетворение всех его потребностей и желаний и вместе с этим неизбежно исказились понятия любви, совести, чести. Наши молодые соотечественники «во всем сомневаются и задают вопросы». Например: «Я что, должен уважать человека только за то, что он старше меня?», «Я не хочу здороваться с человеком, который мне неприятен». Разговор с молодежью о традиционных ценностях осложняется еще и тем, что собеседниками педагогов стали представители так называемого «Поколения Z». К этому поколению относят россиян, родившихся начиная с 2000 г. У них есть свои особенности, которые затрудняют не только взаимодействие между поколениями, но и разговор о нравственности и воспитании. Одна из таких особенностей — постоянное нахождение в сети. Молодые люди и подростки комфортно чувствуют себя в онлайн-общении. И именно такое общение является для них важнейшей ценностью и главным способом коммуникации. Образование, из которого ушло воспитание, стало образовательной услугой, которая лишь передает знания, а теперь уже и компетенции. Молодой человек, прекрасно владеющий интернет-технологиями, живущий в мире быстро сменяющейся информации и визуального ряда, подчас с трудом отличает добро от зла. Например, добро может трактоваться следующим образом: «это тогда, когда мне хорошо». Без опоры на традиционные ценности образование стало формировать иной образ молодого гражданина: прагматичного, успешного, стремящегося реализовать свои запросы любой ценой, отвергающего героическое прошлое Родины и не связывающего с ней свое будущее. Взрослея, эти люди передают подобные ценности своим детям: «бери от жизни все, ты лучше всех, за свое место надо бороться»… Все это произошло потому, что ценности, провозглашенные традиционными религиями, как и сами религии, были выброшены на «свалку истории». Религия, как и все с ней связанное, считалась чем-то устаревшим, несовременным, уделом малообразованных людей. Сегодня в системе образования снят запрет с разговора о религии. Следовательно, можно и нужно заниматься не только обучением, которое становится все более цифровым, но и нравственным совершенствованием личности. И сделать это можно в том числе и через знакомство с православной культурой, сыгравшей ведущую роль в формировании нашей страны. Изучение основ православной культуры обращает учащегося, школьника и студента к истокам отечественной культуры и ядру нравственности. Но, очевидно, недостаточно время от времени рассказывать о православных ценностях, необходимо создание единой воспитательной системы, берущей начало в дошкольном детстве, и проходящей через весь процесс обучения и становления личности. Изучение основ православной культуры должно осуществляться не только на одном уроке в четвертом классе, как это происходит сейчас, а в течение всего учебного периода. Кстати, даже один урок приносит свои плоды. Многие родители, чьи дети посещали уроки основ православной культуры, заметили изменения в духовном состоянии и поведении ребенка. Кроме того, учащиеся, получившие знания по основам православной культуры, лучше подготовлены к освоению предметов в средней школе, особенно таких, как история, литература и русский язык. Известно, что изучение русского языка не только формирует грамотность, но и знакомит с красотой и богатством русской культуры, базирующейся на православии. Православная культура содержит в себе огромный потенциал, дающий возможность детям — россиянам, живущим в любой религиозной культуре, глубже узнать историю своей Родины, а значит, и полюбить ее. Именно знания лежат в основе понимания своей сопричастности к истории страны и принадлежности к единой российской нации. Подобные знания необходимы современной молодежи. При широком кругозоре, сформированном в основном под воздействием интернета, молодежи не хватает реальных научных знаний и эрудиции. Представители поколения Z — прагматики, у них практически отсутствуют идеалы, романтика, стремление к подвигу. А нравственный выбор осуществляется с позиции «выгодно — невыгодно» или «так делают все». Замещение подлинной жизни виртуальной реальностью приводит к смещению нравственных ориентиров. Подростки хотят быть похожими на блогеров (кстати, именно эту деятельность многие мечтают сделать своей профессией), медийных актеров, участников популярных групп и спортсменов. Причем эта увлеченность часто принимает форму внешнего подражания (татуировки, прически, стиль одежды, манера говорить). Среди выдающихся исторических личностей молодые люди называют Ленина, Сталина, Гитлера, Петра I и Ивана Грозного, при этом они демонстрируют незнание исторических фактов. Необходимо приложить серьезные усилия, чтобы вернуть молодежь к пониманию традиционных ценностей. Ведущая роль в этом процессе принадлежит учителю. Именно поэтому следует уделять особое внимание работе с педагогами и студентами педагогических вузов. Личность преподавателя, безусловно, важна. Можно представить, каких результатов добьется, например, учитель литературы, не любящий свой предмет, или преподаватель истории, не любящий свою страну. Последствия подобной педагогики нашему обществу еще долго придется преодолевать. Понимание роли духовно-нравственных ценностей в деле воспитания подрастающего поколения — решающее условие подготовки высокопрофессионального специалиста, обладающего всеми компетенциями для работы с детьми. В связи с этим следует особо отметить работу с родителями. В прошлом взаимодействие с семьей было обязательной составляющей работы школы. Сегодня эта сторона деятельности педагогов сведена до взаимоотношений клиента и предоставляющего образовательные услуги учителя. Моменты работы с родителями можно встретить лишь при реализации предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). И все же работа с семьей -одно из условий создания воспитательной системы. Именно в семье закладываются основы нравственности. В случае, когда ценности и смыслы, предлагаемые учителем, противоречат тому, как понимают их его родители, достижение педагогического результата почти невозможно. Поэтому очевидно, что необходимо и знакомство молодежи, будущих родителей с традиционными ценностями, которые они могли бы впоследствии прививать своим детям. Это сложный процесс, многие современные родители со скептицизмом относятся к традиционным ценностям, видя в них угрозу для своих детей и их будущей жизни, при этом они полагают, что знакомство с интернетом гораздо полезна. Конечно, чрезвычайно сложно оказывать влияние на уже взрослых людей и на молодежь, отрицающую все ценности, предлагаемые социумом, сложно, но не невозможно. Сегодня перед системой образования стоит важнейшая задача — духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения на основе традиционных ценностей, в том числе и через знакомство с православной культурой. Необходимо общими усилиями чиновников, педагогов, родителей создать благоприятные условия для ее решения. В этом находится значительный ресурс формирования единой российской нации. 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ 2.1 Программа исследования В ходе подготовки данной работы было проведено исследование, целью которого стало изучение ценностных ориентаций молодёжи, проживающей в Москве. Задачи исследования: • подготовить опросные листы по методикам Ш. Шварца в необходимом количестве; • провести опрос 30 учащихся Покровской школы по методикам Шварца; • провести опрос 30 учащихся ГБОУ №57 и №179 по методикам Шварца; • проанализировать результаты опросов; • разработать рекомендации по коррекции ценностных ориентаций молодёжи Москвы. Перед началом исследования была сформулирована гипотеза о том, что современная молодёжь больше ориентируется на индивидуальные и социальные ценности, нежели на материальные. В рамках исследования проведена экспериментальная работа, которая состояла из нескольких этапов: • 1 этап — подготовка опросных листов для проведения исследования • 2 этап — исследование ценностных ориентаций учащихся Покровской школы по методике Ш.Шварца • 3 этап — исследование учащихся ГБОУ №57 и №179 г. Москва по методике Ш.Шварца • 4 этап — анализ результатов исследования. • 5 этап — подготовка программы занятий по корректировке ценностных ориентаций Исследование ценностных ориентаций молодежи, проживающей в Москве, проводилось по методике Ш. Шварца. Анкетирование проводилось среди учащихся старших классов. Возраст опрашиваемых составлял 15-17 лет. Поскольку опрос проводился среди учащихся старших классов, где количество юношей составляет не больше 30% от общего числа учащихся, следует учитывать, что и результаты исследования на 2/3 ориентированы на девушек. 2.2 Анализ результатов исследования Опросник Шварца состоит из двух списков существительных, включающих 57 ценностей. Испытуемый оценивает каждую из предложенных ценностей по шкале в семь баллов. Первая часть опросника предназначена для изучения ценностей, идеалов и убеждений, оказывающих влияние на личность, но не всегда проявляющихся в социальном поведении. Вторая часть опросника Шварца предназначена для изучения ценностей, наиболее часто проявляющихся в социальном поведении личности. Участникам опроса были предложены анкеты, а так же инструкция следующего содержания: «Спросите себя: «Какие ценности важны для меня как руководящие принципы в моей жизни? Какие ценности менее важны для меня?». Далее приведены два списка ценностей, взятых из различных культур. В скобках приведено объяснение ценности. Ваша задача: оценить, насколько важна для вас каждая ценность в качестве руководящего принципа вашей жизни». Опрашиваемые должны были оценить ценности в предложенных списках по предложенной шкале оценки: • 7 — исключительно важная • 6 — очень важная • 5 — достаточно важная • 4 — важная • 3 — не очень важная • 2 — мало важная • 1 — не важная • 0 — совершенно безразличная • -1 — это противоречит моим принципам Сначала респондентам было предложено оценить ценности №№ 1-30. Затем, пользуясь той же шкалой оценки, необходимо было оценить ценности из списка под №№ 31-57. Обработка результатов проводилась путем соотнесения ответов испытуемого с ключом.

Социальные нормы | Российская цивилизация в пространстве, времени и мировом контексте

Социальная норма – правило поведения человека в обществе; граница (мера) возможного и должного, выражающая в концентрированном виде объективную потребность общества в упорядочении действий и взаимоотношений людей.

Социальные нормы направляют поведение людей, позволяют его контролировать, регулировать и оценивать, т.е. с помощью этих норм функционирование людей, социальных групп и всего общества в целом приобретает упорядоченный характер. Социальные нормы вырабатываются самим обществом и различными социальными группами, с помощью них человек включается в систему общественных отношений, получает возможность взаимодействовать с обществом и государством. Воздействие социальных норм на поведение личности предполагает наличие трех условий: знание социальной нормы и ее осознание; мотив и само действие, поведение.

Виды социальных норм

К основным видам социальных норм относятся: обычаи, традиции, мораль, право.

  • Обычай – одобренный обществом образ массовых действий, которые рекомендуется выполнять (например, празднование Дня города и др.).
  • Традиция – ценности, нормы, образцы поведения, общественные установки, унаследованные от предшественников (встреча Нового года в ночь с 31 декабря на 1 января и др.).
  • Нормы морали – правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем и плохом, о добре и зле и т.п.
  • Правовые нормы – формально закрепленные правила поведения, установленные и поддерживаемые институтами государства (законы, указы президента). Существуют также религиозные, политические, эстетические нормы.

Социальные ценности и нормы – это основополагающий фактор социального поведения. Социальные нормы – предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы суть некие идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях.

Норма – это исторически сложившаяся в конкретном обществе мера допустимого поведения отдельной личности, группы. Это своего рода границы. Под нормой также подразумевается нечто среднестатистическое, или правило больших чисел («как все»). Например, протяженность активного возраста может изменяться в зависимости от конкретного времени, общества.      Помимо названных видов норм следует также назвать такие, как:

  • Привычки – устоявшиеся схемы (стереотипы) поведения в определенных ситуациях;
  • Манеры – внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих. Манеры отличают воспитанных от невоспитанных, светских людей от простолюдинов. Если привычки приобретаются стихийно, то хорошие манеры надо воспитывать;
  • Этикет – принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое. Включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы. Он характеризует высшие слои общества и относится к области элитарной культуры;
  • Обряд – разновидность традиции. Он характеризует не избирательные, а массовые действия. Это совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Обряды не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения. Обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни;
  • Церемония – последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных отмечанию каких-то событий или дат. Функция этих действий – подчеркнуть особую ценность отмечаемых событий для общества или группы.
  • Ритуал – сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов или слов, исполняемых лицами, особо избранными и подготовленными для этого. Ритуал наделен символическим значением.
  • Нравы – особые оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий. Нравы отражают моральные ценности общества, их нарушение наказывается более сурово, нежели нарушение традиций. Это обычаи, имеющие моральное значение. Особой формой нравов являются табу (абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет). Особенно оно было распространено в традиционном обществе. В современном обществе табу накладывается на кровосмешение, каннибализм, осквернение могил или оскорбление и др.
  • Мода и увлечения. Увлечение – кратковременное эмоциональное пристрастие. Смена увлечений, овладевших большими группами, называется модой.
  • Ценности – социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро. Справедливость, патриотизм, дружба и т.д. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей. Для описания того, на какие ценности ориентируются люди, социологи используют термин «ценностные ориентации». Ценности принадлежат группе или обществу, ценностные ориентации – индивиду. Ценности представляют собой разделяемые многими людьми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться.
  • Верования – убежденность, эмоциональная приверженность какой-либо идее, реальной или иллюзорной.
  • Кодекс чести. Среди правил, регулирующих поведение людей, есть особые, которые основаны на понятии чести. Они обладают этическим содержанием и означают то, как человек должен вести себя, чтобы не запятнать свою репутацию, достоинство и доброе имя.

Социальные нормы в зависимости от критериев бывают:

  • по субъекту: групповые, коллективные;
  • по объекту: политические, экономические, эстетические, религиозные и т.д.;
  • по способу обеспечения: опирающиеся на внутреннее убеждение, общественное мнение или на принуждение, на силу государственного аппарата;
  • по функциям: нормы оценки, ориентирующие, контролирующие, регламентирующие, карающие, поощряющие;
  • по форме образования и фиксации: жестко фиксированные и гибкие, или нормы-ожидания и нормы-правила.

С помощью социальных норм обеспечивается упорядоченность, регулярность социального взаимодействия индивидов и групп. Социальные нормы могут быть универсальными, относящимися в равной мере к каждому индивиду в данном обществе, и частными, относящимися, например, к определенной сфере деятельности и т.п. Масштаб действия  социальной нормы определяется рамками признающей их группы или организации или способом институционализации.

Норма как способ социального контроля

Социальные нормы наряду с другими составляющими представляют один из элементов социального контроля, который регулирует отношения общества и отдельного индивида.

Вступая во взаимодействие с социальной средой, человек совершает множество действий, поступков, которые постоянно оцениваются окружающими, и пока эти поступки соответствуют социальным нормам, подобный контроль незаметен. Но при нарушении социальных норм может последовать соответственно негативная реакция со стороны окружающих, которая отражает установки общественного сознания. Наравне с социальными нормами также являются элементами социального контроля санкции (негативные – позитивные, формальные – неформальные), общественное мнение, индивидуальное сознание, самоконтроль.

Самоконтроль играет важную роль в социальном регулировании и формировании устойчивой личности. Прежде всего, самоконтроль – это осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Появление и развитие самоконтроля определяется требованиями общества к поведению человека. Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность человека осознавать и контролировать ситуацию, процесс самоконтроля предполагает наличие эталона и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях. На самоконтроле основана волевая регуляция человека, но в то же время самоконтроль  может быть объектом волевой регуляции, например, в стрессовых ситуациях.

Автор:  Е. Г. Пономарева

Источник:  ЦПМИ\РАПН

Что ценности могут (и не могут) рассказать нам о людях, обществе и культуре | Достижения в области культуры и психологии

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicAdvances in Culture and PsychologyСоциальная психологияOxford Scholarship OnlineBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicAdvances in Culture and PsychologyСоциальная психологияOxford Scholarship OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Фейсбук
    • Твиттер
    • LinkedIn
    • Электронная почта

Укажите

Фишер, Рональд, «Что ценности могут (и не могут) рассказать нам о людях, обществе и культуре», в Мишель Дж. Гельфанд, Чи-Юэ Чиу и Ин-и Хонг (редакторы), Достижения в области культуры и психологии , Достижения в области культуры и психологии (

New York , 2013; онлайн-издание, Oxford Academic, 24 марта 2015 г.), https://doi.org/10.1093/acprof:osobl/9780199336715.003.0005, по состоянию на 4 июля 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicAdvances in Culture and PsychologyСоциальная психологияOxford Scholarship OnlineBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicAdvances in Culture and PsychologyСоциальная психологияOxford Scholarship OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос

Advanced Search

Abstract

В этой главе обсуждаются процессы создания стоимости, действующие на индивидуальном уровне и на уровне страны. Во-первых, в нем рассматриваются данные о том, что ценности на индивидуальном уровне более четко организованы в экономически развитых обществах, что предполагает качественные различия в ценностях, обусловленные экономическими возможностями для роста и самовыражения. В нем подчеркивается, как эти процессы влияют на корреляции с третьими переменными (например, отношением и поведением), и предлагаются новые методы исследования этих контекстуальных влияний. Переходя к связи между индивидуальными ценностями и ценностями на уровне страны, имеющиеся данные свидетельствуют о том, что ценности широко распространены среди людей в современных обществах, не демонстрируя при этом больших культурных различий. В связи с этим возникают вопросы об очевидных различиях в ценностных структурах на индивидуальном уровне и на уровне страны (отсутствие изоморфизма). В главе обсуждаются методологические и концептуальные причины, по которым ценности могут отличаться в стране по сравнению с индивидуальным уровнем. Объединяя исследования эквивалентности на индивидуальном уровне с многоуровневыми вопросами об изоморфизме, он предлагает две новые гипотезы (мотивационная и институциональная ценностная дифференциация).

Ключевые слова: ценности, модель человеческого развития, эквивалентность, изоморфизм, многоуровневость, универсальность, экономическое развитие, индивидуальный и национальный уровень, контекстуальные влияния

Предмет

Социальная психология

Коллекция: Оксфордская стипендия онлайн

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов учреждения

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Примеры культурных аспектов

В то время как человеческая природа передается по наследству, культура изучается; однако люди во всех культурах различаются в зависимости от различий, предпочтений, ценностей и опыта. Хофстеде (2011) определяет культурные измерения, которые применимы во всем мире и отражаются во всех аспектах жизни, включая семейную жизнь, методы воспитания детей, образование, занятость и практику здравоохранения.

Индивидуализм-Коллективизм

Измерение индивидуализма-коллективизма относится к общественной, а не индивидуальной характеристике и определяет степень, в которой люди в обществе интегрированы в группы. В индивидуалистическом обществе ожидается, что люди будут заботиться о себе, а связи между людьми ослабнут; в то время как в коллективистском обществе люди объединяются в сильные, сплоченные группы, которые часто могут включать расширенную семью.

Измерение индивидуализма-коллективизма также может влиять на индивидуальное восприятие инвалидности.

После травмы взрослый человек с очень индивидуалистическим культурным прошлым может сосредоточиться на самодостаточности и независимости. Опекуны могут видеть свою роль в первую очередь в том, чтобы способствовать возвращению к заботе о себе.

Для лиц и опекунов с коллективистским прошлым основное внимание может быть уделено оказанию постоянной помощи человеку. Расширенная семья может быть очень вовлечена в заботу.

Дистанция власти

Дистанция власти относится к степени, в которой менее влиятельные члены организаций и учреждений (включая семью) принимают и ожидают неравное распределение власти. Это измерение измеряется не только с точки зрения лидеров, обладающих властью, но и с точки зрения последователей. Что касается распределения власти, Хофстеде отмечает, что «все общества неравны, но некоторые из них более неравны, чем другие».

В обществе с большой дистанцией власти родители учат детей послушанию, в то время как в обществе с небольшой дистанцией власти родители относятся к детям как к равным. Подчиненные ожидают, что с ними проконсультируются в обществах с небольшой дистанцией власти, а не скажут, что делать в обществах с большой дистанцией власти.

Клиницисты могут обнаружить, что люди с высокой культурой дистанции власти могут воздерживаться от выражения несогласия с целями и/или терапевтическими мероприятиями, даже если они не планируют достижение предложенных целей в долгосрочной перспективе. Клиенты рассматривают клинициста как эксперта и ожидают, что он/она будет руководить оценкой и вмешательством.

Лица с низкой культурой дистанции власти могут более открыто выражать согласие и несогласие с советами и предложениями врача, задавать вопросы и рассчитывать на участие в разработке планов вмешательства.

Мужественность-женственность

Культурное измерение мужественности-женственности рассматривается как социальная, а не индивидуальная характеристика и «относится к распределению ценностей между полами…» (Hofstede, 2011). Общество называется женским , когда нет четкой дифференциации между полами по эмоциональным и социальным ролям — и мужчины, и женщины должны быть скромными и заботливыми, а мальчики и девочки могут плакать, но ни один из них не должен драться. В мужских обществах и мужчины, и женщины напористы и склонны к соперничеству; однако женщин меньше, чем мужчин.

Для лиц с крайне мужским культурным происхождением матери могут чувствовать себя более комфортно, имея дело с эмоциональными последствиями диагноза, поставленного врачом, в то время как отцы могут чувствовать себя более комфортно, имея дело с фактическими аспектами ситуации, и проявлять меньше эмоций в ответ на диагнозы. В клинической ситуации это может включать планирование приема, оплату и вопросы к врачу.

В женской культуре эти роли в клиническом взаимодействии могут быть более равномерно распределены между мужчинами и женщинами в семье, а эмоциональные реакции могут более четко наблюдаться у представителей обоих полов.

Избегание неопределенности

Параметр избегания неопределенности указывает на уровень комфорта в неструктурированных ситуациях, в которых неструктурированные ситуации являются «новыми, неизвестными, удивительными и отличными от обычных» (Hofstede 2011). Параметр избегания неопределенности отличается от «избегания риска» (Hofstede 2011). Он включает культурную терпимость к двусмысленности. Культуры с высоким уровнем избегания неопределенности избегают неструктурированных ситуаций со «строгими кодексами поведения, законами и правилами, неодобрением девиантных мнений и верой в абсолютную Истину…» (Хофстеде, 2011).

Клиницисты часто сталкиваются с вопросами о прогнозе и исходе при работе как с детьми, так и со взрослыми.

Люди с сильным культурным фоном избегания неопределенности могут испытывать сильную потребность в окончательном прогнозе, графике времени и ожидаемых результатах.

Люди со слабым культурным фоном избегания неопределенности могут чувствовать себя более комфортно в неизвестном и меньше нуждаться в окончательном прогнозе.

Долгосрочная и краткосрочная ориентация

Долгосрочная или краткосрочная ориентация относится к тому, демонстрирует ли общество прагматичную перспективу, ориентированную на будущее, или традиционную историческую точку зрения. Долгосрочная ориентация воспитывает достоинства, направленные в будущее, в частности, настойчивость и бережливость, а также упорядочение отношений по статусу. Краткосрочная ориентация воспитывает добродетели, связанные с прошлым и настоящим, в частности, уважение к традициям, сохранение «лица», личную устойчивость и стабильность.

Культуры краткосрочной ориентации, охватывающие традиции и сосредоточенные на «сохранении лица», могут повлиять на то, как человек и лица, осуществляющие уход, подходят к реабилитации/абилитации. У людей может быть чувство стыда или сильное чувство, что необходимо «скрыть» инвалидность.

Люди из культуры долгосрочной ориентации склонны упорядочивать отношения в соответствии со статусом, который может влиять на то, как человек и лица, осуществляющие уход, реагируют на диагноз.

Снисходительность в сравнении с ограничением

Этот параметр определяет степень, в которой общество допускает «относительно свободное удовлетворение основных и естественных человеческих желаний, связанных с наслаждением жизнью и развлечениями», что представлено точкой «снисходительность» на континууме по отношению к общество, которое «контролирует удовлетворение потребностей и регулирует их с помощью строгих социальных норм» (Hofstede 2011).

Снисходительность как культурная ценность также имеет тенденцию к восприятию личного контроля над жизнью, в то время как сдержанность как культурная ценность имеет тенденцию к восприятию беспомощности и тому, что происходящее в жизни находится вне его/ее собственного контроля.

Добавить комментарий