Чем отличается девиантное поведение от делинквентного: Делинквентное и девиантное поведение: отличия, примеры

Содержание

Девиантное и делинквентное 📙 поведение

  1. Что собой представляет девиантное поведение?
  2. Характеристика делинквентного поведения

В наше время в процессе проведения исследований такие понятия, как «девиантное» и «делинквентное» часто соотносят друг с другом. Однако, если не обращать внимание на созвучность и небольшую идентичность, то эти два понятия не имеют ни чего общего.

Девиантным поведением называются отклонения, которые проявляются в поведении человека или социальной группы и отличаются от общепринятых в этой группе правил, стереотипов, норм, могут также выражаться как непризнание установленной системы ценностей.

Понятие «девиантное поведение» можно рассматривать с нескольких сторон. С одной стороны, данное понятие трактуется как поступок человека, его действия, что не отвечают установленным и формальным правилам и нормам в обществе. С другой стороны, данное понятие означает характерное социальное явление, что проявляется в формах поведения человека и его деятельности.

При чем, эти формы не отвечают официально принятым стандартам и правилам, что действуют в отдельном обществе.

При этом нужно понимать, что девиация является отклонением, но при этом не всегда она имеет отрицательный характер. По этой причине выделяют 2 типа несоответствий с социальными правилами:

  • Позитивное несоответствие социальным правилам. Оно направлено на избавление от стандартов и правил, которые уже стали не популярными и устарели. Это помогает качественно поменять социальную систему, ведь без этого общество не сможет в дальнейшем развиваться и перейти на следующий уровень;
  • Негативное несоответствие социальным правилам. Еще одно его название — дисфункциональное, так как этот тип отклонений может привести к дезорганизации социальной системы, с последующим ее неизбежным разрушением. Подобная ситуация становится причиной возникновения у членов общества девиантного поведения, так как их не устраивает сложившееся обстоятельства. Члены общества таким образом выражают свое неудовлетворение.

Формы девиантного поведения можно разделит на две категории:

  • Негативная форма поведения. К данной категории можно отнести такие формы поведения, как: алкогольная зависимость, наркотическая зависимость, правонарушения, предательство, проституция, неприличное поведение, самоубийство.
  • Позитивная форма поведения. Она включает в себя: альтруизм, геройство, самопожертвование, научное, художественное и техническое творчество.

Кроме этого, девиантное поведение делиться на следующие типы:

  • Инновация — данный вид поведения говорит о согласии с целями, которые были установлены обществом. Однако, в тоже время происходит отрицание установленных способов, что можно было бы использовать для достижения запланированных целей;
  • Ритуализм — в этом случае происходит отрицание план, которые выстроены в определенной группе. При чем в тоже время бессмысленно преувеличиваются методы, что были предприняты для достижения целей;
  • Ретретизм — данный тип девиантного поведения характеризуется отказом одного человека или группы людей от целей, что были одобрены обществом. В соответствии с этим человек или группа отказывается от общепринятых и знакомых методов достижения целей.

Ретретизм смело можно воспринимать как бунт. При чем в одно время наблюдается отрицание задач и методов их свершения, и в то же время рождается стремление внедрения новых целей и методов. Революционеров смело можно относить к числу бунтарей, так как они стремились в корне изменить все социальные отношения. Кроме этого люди, которые относятся к бунтарям, будут предлагать иные методы по достижению задач, но могут и просто разрушить уже установленные цели, при этом не рассматривая альтернативные варианты.

Причинами девиантного поведения являются:

  • Расстройства, которые возникли во время становления, формирования, развития человека;
  • Воздействие социально-культурных факторов;
  • Воздействие на личность образа существования, семьи и семейных взаимоотношений;
  • Перемены, то возникают под воздействием окружения;
  • Кризис подросткового периода;
  • Участие неформальных группах, что отличаются асоциальной направленностью, а также наличие в молодежных группах антисоциальных правил;
  • Оказание воздействия СМИ (средства массовой информации), распространение сексуальной доступности;
  • Воздействие на личность мира виртуальных игр;
  • Разрушение такого понятия, как «благородство».  

Делинквентное поведение является асоциальным поведением, что отражается в человеческих поступках. В зависимости от возникшей ситуации, это представляется как действие или бездействие. Подобные поступки несут в себе вред для одного человека или для целого общества.

Делинквентное поведение отличается от девиантного, так как его можно назвать проступком, а сознательно совершенным преступлением. Под данным видом поведения подразумевают совершение действий, небольших провинностей, что не доходят до уровня криминала, что подлежит наказанию в судебном порядке. Ярким его примером можно назвать пропуск классных занятий, вступление в асоциальные сообщества, проявление хулиганства, глумление над теми, кто слабее и младше, требование денег, кража мотоцикла или велосипеда. Кроме этого, делинквентное поведение выражается в качестве мошенничества, спекуляции, домашних краж и прочего.

Больше всего исследуется делинквентность подросткового поколения. Именно в этот период жизни человек выполняет наибольшее количество проступков, умышленных и неосознанных.

Увеличение количества подобных проступков и не проведение профилактических мер приводит к тому, что делинквентное поведение для человека становится нормой. Исходя из этого, можно сказать, что потом в будущем такая ситуация приведет к возрастанию количества тяжких преступлений, что будут совершать личности, для которых вовремя не было проведено профилактические и воспитательные занятия.

Проявлением делинквентного поведения чаще всего становиться нанесение вреда, что в свою очередь связано с тем, что личность с подобным поведением посягает на другого человека и его свободу. Кроме этого, может сюда можно отнести и собственность, что может быть испорчена делинквентом исходя из личных мотивов. Существующие виды делинквентного поведения, которые менее невинны по сравнению с девиантным поведением, подвержены критике в обществе. За подобные поступки человек в рамках закона может понести самые разные формы наказания по социальной и уголовной ответственности. Но она редко нарушает границы административной ответственности, а также общественного труда.

Есть два типа делинквентного поведения:

  • К этому виду поведения можно отнести административные проступки. В числе которых: не соблюдение правил дорожного движения, незначительное хулиганство и прочее. К административным нарушениям также можно отнести курение и употребление алкогольных напитков в общественном месте;
  • Также к этому виду поведения относится и дисциплинарное нарушение. То есть человек противоправно и намеренно не выполняет свои рабочие обязанности. Такое поведение влечет за собой дисциплинарную ответственность, что зафиксирована в трудовом кодексе.

Дисциплинарными нарушениями считаются пропуски на неуважительных основаниях, приход на работу в несоответствующем виде, под действием наркотиков или токсических веществ, не соблюдение правил по охране труда.

Если не внести вовремя корректировки в поведение человека, тогда можно получить следующее: делинквентное поведение личность будет считать нормой для себя, при этом далее совершая нарушения, но уже более серьезные, так как его сознание будет считать такие поступки нормальными.

Делинквентное и девиантное поведение подростков

Делинквентное и девиантное
поведение подростков.
Подготовила: Абросимова Д.
Девиантное поведение
– совокупность действий и поступков, отклоняющихся от
правил, принятых обществом. Проявляется агрессивностью,
садизмом, воровством, лживостью, бродяжничеством,
тревожностью, депрессией, целенаправленной
изолированностью, попытками суицида, гиперобщительностью,
виктимностью, фобиями, нарушениями пищевого поведения,
зависимостями, навязчивостями. Виды девиаций
рассматриваются как отдельные психические расстройства и как
симптомы определенного синдрома, заболевания. Диагностика
выполняется клиническими и психологическими методами.
Лечение включает применение медикаментов, психокоррекцию,
психотерапию, социально-реабилитационные мероприятия.
Девиантное поведение
«Девиация» означает «отклонение». Девиантное
поведение называют отклоняющимся поведением,
социальной девиацией. Распространенность среди
подростков составляет 40-64%. Высокие цифры
статистических данных объясняются свойственными
данному возрастному периоду особенностями:
социальной, физиологической и психологической
незрелостью. Более всего подвержены поведенческим
отклонениям юноши и девушки 14-18 лет,
воспитывающиеся в неблагоприятных социальных
условиях, имеющие наследственную отягощенность по
психическим расстройствам, токсикомании, наркомании,
алкоголизму.
Причины девиантного поведения
подростков.
Причины девиаций у подростков могут быть объединены в две
большие группы. Первая – особенности социальной среды:
Неполные семьи. В условиях воспитания одним родителем высок
риск формирования патологических отношений с ребенком,
основанных на требовании безусловного подчинения,
недостаточном участии, непонимании. Отсутствует образец
взаимодействий с противоположным полом.
Конфликтные, асоциальные семьи. Напряженность между
родителями, частые ссоры, отсутствие взаимопонимания негативно
отражаются на воспитательном процессе. Преобладание
антиобщественных тенденций, паразитический образ жизни,
алкоголизм становятся образцом действий.
Учебно-воспитательные ошибки. Недостаточное внимание педагогов,
неумение установить контакт с подростком становится основой для
формирования неуспеваемости, конфликтов с классом, учителями.
Причины девиантного поведения
подростков.
Второй группой причин, приводящих к формированию девиантного поведения
подростков, являются медико-биологические факторы. Физиологической
основой отклонений служат:
Отягощенная наследственность. Развитию девиаций способствуют
сниженные защитные механизмы, ограниченные приспособительные
функции личности. Данные особенности наблюдаются при наследовании
умственной недостаточности, аномальных черт характера, склонности к
алкоголизму, наркомании.
Патологии центральной нервной системы. Биологическая неполноценность
нервных клеток мозга развивается при тяжелых заболеваниях на первых
годах жизни, черепно-мозговых травмах. Она проявляется эмоциональной
неустойчивостью, снижением адаптивных возможностей.
Особенности пубертатного периода. Гормональная перестройка организма,
активное созревание отделов коры головного мозга, формирование высших
психических функций может проявляться заострением характерологических
черт, асоциальными поступками.
Классификация
Существует несколько вариантов классификаций девиантного
поведения подростков. В рамках медицинского подхода
распространена типология, предложенная В. Д. Менделевичем –
российским психиатром, психотерапевтом, патопсихологом. Она
основана на способах взаимодействия с реальностью, характером
нарушения общественных норм:
Аддиктивный тип. Формируется стремление уйти от реальности,
поддерживать интенсивные эмоции. Искусственным путем
подростки добиваются изменения психического состояния:
используют химические вещества (алкоголизм, наркомания,
токсикомания), фиксируют внимание на определенных стимулах,
действиях (транс, мастурбация).
Делинквентный тип. Включает действия, поступки, трактующиеся как
преступные: воровство, разбой, насилие.
Классификация
Патохарактерологический тип. Поведение обуславливают
патологические черты характера, сформированные в
процессе воспитания. Данная группа включает
акцентуации характера, психопатии (истероидная,
шизоидная, эпилептоидная и др.).
Психопатологический тип. Поведенческие реакции
подростка – проявление психопатологических синдромов
и симптомов психического заболевания. Пример: апатия
– симптом депрессии, гипомания – проявление
биполярного расстройства.
Гиперспособности. Одаренность, талант, гениальность
проявляются действиями, отклоняющимися от
нормальных.
Симптомы девиантного поведения
подростков
Подростковые девиации не имеют четко выраженной стадийности.
Развитие идет от единичных отклоняющихся поступков к
регулярным повторяющимся действиям, организованной
деятельности, образу жизни. Прогресс может занимать несколько
недель, месяцев, лет.
Основное клиническое проявление девиантного поведения
подростков – сложности социальной адаптации: частые конфликты с
учителями, одноклассниками, смена друзей, приверженность
«плохим компаниям». Общественная дезадаптация проявляется
уходами из дома, отказом от школы, прогулами уроков,
увлеченностью интернетом, компьютерными играми. Учебная
деятельность дается тяжело, заинтересованность занятиями
отсутствует, успеваемость низкая. Характерна рассеянность, низкая
концентрация внимания, отсутствие волевых способностей.
Увлечения часто меняются, дела остаются недоведенными до конца.
Симптомы девиантного поведения
подростков
В эмоционально-личностной сфере четко выражена
инфантильность – низкий уровень ответственности,
контроля за своим поведением, организации
хозяйственно-бытовой сферы жизни. Это проявляется
неряшливостью, опозданиями, неумением составить
план работы, действовать согласно ему. Преобладает
эмоциональная неустойчивость, частая смена
настроения. В зависимости от типа девиации
присутствуют фобии, депрессии, вспышки
агрессивности, истерики, упрямство, импульсивные
разрушительные поступки. Самооценка часто
неадекватная, компенсируется ограничительным
поведением (замкнутостью), жестокостью, напускным
равнодушием.
Симптомы девиантного поведения
подростков
На физиологическом уровне отклоняющееся поведение
сопровождается нарушениями сна, аппетита, дневной сонливостью,
снижением функций иммунной системы, дисменореей,
психосоматическими реакциями. Подростки имеют недостаточную
или избыточную массу тела, подвержены инфекционным
заболеваниям, функциональным расстройствам (головные боли,
повышение температуры, перепады артериального давления,
нарушения пищеварения).
Стоит отметить, что необычные способности также являются
признаками девиации, но редко рассматриваются в качестве
патологических симптомов. Одаренные гениальные подростки не
вызывают беспокойства со стороны общества, не нуждаются во
врачебной помощи. Специальные условия развития организуются
учебно-воспитательными учреждениями.
Осложнения
При отсутствии врачебной, психотерапевтической и
педагогической помощи девиантные реакции подростков
становятся образом жизни. Наиболее неблагоприятными
вариантами являются организованная преступность,
алкоголизм, проституция. Подростки и молодежь из
данных групп наиболее подвержены насильственной
смерти, заболеваемости социально значимыми
инфекциями (туберкулезом, ВИЧ, ЗППП), летальному
исходу. Осложнением девиаций являются самоубийства.
Самопроизвольный уход из жизни является результатом
эмоциональной неустойчивости, импульсивности,
отсутствия профессиональной помощи
Диагностика девиантного поведения
подростков
Диагностика девиантного поведения подростков выполняется
психиатром и медицинским психологом. Процесс постановки
диагноза основывается на ряде клинических и психологических
методов:
Наблюдение, беседа. Врач-психиатр опрашивает пациента: выясняет
условия проживания, особенности семейных взаимоотношений,
привычки, хобби. Оценивает общее состояние, особенности
эмоциональной сферы, поведенческие ответы.
Опрос родителей, родственников. Психиатр выслушивает жалобы
людей, близко контактирующих с пациентом. Мнение других людей
важно, так как критика к собственному состоянию у девиантных
подростков часто снижена.
Диагностика девиантного поведения
подростков
Психологическое тестирование. Клинический психолог предлагает
подростку ответить на вопросы тестов, личностных опросников.
Часто используется Минесотский многофакторный опросник
личности (MMPI), патохарактерологический диагностический
опросник (ПДО), опросник Айзенка, шкала тревожности. Результат
позволяет определить доминирующие особенности личности,
характерологические черты.
Проективные методики. Используются клиническим психологом для
выявления вытесненных эмоций – агрессии, страха, тревоги.
Представлены рисуночными тестами, тестом Сонди, тестом
Розенцвейга.
Данные специальных диагностических методов дополняются
документацией других специалистов, взаимодействующих с
подростком. При постановке диагноза психиатр учитывает
характеристики школьных учителей, участкового уполномоченного
полиции, выписки из амбулаторной карты педиатра, детского
невролога и врачей других специальностей.
Лечение девиантного поведения
подростков
Лечение социальных девиаций требует комплексного подхода,
включающего фармакологическую, психокоррекционную,
психотерапевтическую помощь. Подростковый психиатр составляет
план лечения, включающий:
Психотерапию. Сеансы направленны на осознание подростком
особенностей характера, обучение поведенческим методам
саморегуляции. Выполняется анализ конфликтных ситуаций,
возможных вариантов действий, реакций. Психотерапевтические
встречи рекомендованы родителям для восстановления
полноценных отношений.
Психокоррекцию. Цель занятий – стабилизировать эмоциональное
состояние, развить функции внимания, мышления. Результат
повышает эффективность психотерапевтической работы,
уверенность в собственных силах, пробуждает интерес к учебе
(предпосылка для социальной реабилитации)
Лечение девиантного поведения
подростков
Фармакотерапию. Применение медикаментозных средств является
дополнительным методом лечения, показано пациентам с биологической
предрасположенностью к девиациям: имеющим психотические
расстройства, неврологические патологии. Специфических препаратов для
лечения асоциального поведения нет. Применение лития, антипсихотических
лекарственных средств, антиконвульсантов уменьшает выраженность
агрессии. Изолированное применение фармакотерапии неэффективно.
Параллельно с врачебной, психологической помощью выполняется
социально-педагогическая реабилитация. Мероприятия организуются на
базе образовательных учреждений социальными педагогами, педагогамипредметниками, школьными психологами. Перспективным способом
лечения отклоняющихся форм поведения является групповая психотерапия.
Встречи предполагают моделирование частых проблемных ситуаций. В ходе
ролевых игр подростки обучаются методам разрешения конфликтов,
наблюдают за собственными реакциями и их результатами, учатся
выстраивать продуктивные отношения со сверстниками.
Прогноз и профилактика
В большинстве случаев при комплексном
лечении девиантное поведение подростков
имеет благоприятный прогноз – молодые люди
обладают гибкостью приспособительных
механизмов, реабилитационные и
психотерапевтические мероприятия дают
положительный результат. Больших усилий
требуют случаи, когда девиация развивается на
фоне неврологического и/или психотического
заболевания. Профилактика основывается на
раннем выявлении патологических
внутрисемейных отношений, проблем с
обучением
Делинквентное поведение подростков
Делинквентное поведение подростков – система поступков,
нарушающих правила общественного порядка. Проявляется в
форме пренебрежения нравственно-этическими нормами
(асоциальность), а также преступных действий, наказуемых
согласно Уголовному кодексу (криминальность). Основные
виды делинквентного поведения – проституция, кражи,
вандализм, насилие, угон автомобилей, наркомания, участие в
незаконном обороте наркотиков. Диагностикой расстройств
поведения занимается психиатр, психолог. Методы
обследования – клинический, психологический. Лечение
основано на когнитивно-бихевиоральной, семейной
психотерапии, дополняется медикаментозной коррекцией.
Общие сведения
Слово «делинквентный» происходит из
латинского языка, означает «проступок»,
«правонарушение, провинность».
Основным критерием такого поведения
является антиобщественный
противоправный характер, нанесение
вреда отдельным лицам либо обществу в
целом. Термин широко применяется в
социальной педагогике, психологии,
социологии, криминологии. Точные
эпидемиологические данные о
Причины делинквентного поведения
подростков
Подростковый возраст отличается
стремлением к самостоятельности,
социальной активности и непониманием,
неспособностью нести ответственность за
свои поступки. Из-за несформированности
личности девушки и юноши легко
поддаются постороннему влиянию,
копируют поведение, подражают,
увлекаются идеей риска, авантюры,
быстрого получения выгоды. Наибольший
рост асоциальных, противоправных
Классификация
Разнообразие общественных норм формирует большое количество
классификаций делинквентного поведения. В социально-правовой отрасли
широко распространено разделение противоправных поступков на
насильственные и корыстные. В психологии, педагогике, медицине
учитывается степень выраженности делинквентности, характер личностных
деформаций подростка. Выделяют три типа поведения:
Последовательно-криминогенный. Преступные действия является
проявлением привычного поведения. У подростка преобладают
асоциальные взгляды, установки и ценности.
Ситуативно-криминогенный. Преступления совершаются под влиянием
внешних обстоятельств, несистематичны (от случая к случаю). Подростки
ведомые, легко увлекающиеся, с неустойчивой системой ценностей.
Ситуативный. Неблагоприятное стечение обстоятельств приводит к
нарушению моральных норм, совершению административных проступков.
Проявления единичные.
Причины делинквентного поведения
подростков
Конституциональные предпосылки. Социопатия формируется на
основе высокой базальной агрессии, сниженной реактивности
нервной системы. Данные особенности проявляются тягой к острым
ощущениям, недостаточной пластичностью – способностью
перенимать социально приемлемое поведение. Интенсивность,
неконтролируемость влечений провоцирует эпизоды воровства,
нападений.
Особенности мотивационной сферы. Направленность поведения
подростков объясняется многообразием, противоречивостью,
неопределенностью, неустойчивостью мотивов. В основе
делинквентных поступков часто лежит желание показаться смелым,
похвастаться, получить уважение со стороны сверстников,
приобрести материальные блага, отомстить, пережить приключение.
Проступки зачастую ситуативны, отсутствует четкое понимание
границ социальной приемлемости.
Симптомы делинквентного поведения
подростков
Отсутствие потребности в познании нового, самореализации, достижении
целей и преобладание примитивных тенденций (секс, еда, алкоголь)
определяют поведение подростков. Круг общения обычно сужен, знакомства
ограничиваются местом жительства – двором, кварталом, районом.
Свободное время растрачивается на посещение «тусовок», «сборищ»
компании. Делинквентные подростки не ходят в спортивные секции, хотя
часто имеют хорошее здоровье, физическое развитие. Им неинтересны
занятия в кружках, творческих студиях. Отношения с одноклассниками не
складываются.
Делинквенты негативно относятся к учебе. Неуспеваемость нарастает с
начальных классов, усугубляется неблагополучными отношениями с
учителями, сверстниками. Часто наблюдаются прогулы уроков, отказы от
посещения школы. Досуг бессодержателен, примитивен. Подростки
предпочитают потреблять легкую информацию, не требующую
интеллектуальной переработки и провоцирующую бурные эмоции –
комедии, боевики, ужасы, мультфильмы, юмористические и эротические
фото, картинки. Поверхностные социальные контакты ориентированы на
обмен мнениями о просмотренном. Нарастающая потребность в острых
ощущениях способствует увлечению азартными играми, алкоголем,
Симптомы делинквентного поведения
подростков
Конкретными проявлениями делинквентности являются
административные правонарушения – несоблюдение
ПДД, сквернословие, нецензурная брань, оскорбления,
унижение окружающих, распитие спиртных напитков,
появление в состоянии алкогольного опьянения в
общественных местах. Криминальное поведение
реализуется через преступления. Среди подростков
наиболее распространена порча имущества – поджоги,
вандализм. Реже встречаются кражи, угоны автомобилей,
мошенничество, распространение наркотиков, убийства,
насилие. Преступление влечет наказание – общественные
работы, штраф, арест, лишение свободы.
Осложнения
Осложнением делинквентного поведения подростков
является отставание в интеллектуальном и личностном
развитии. Отсутствие познавательного интереса,
конфликты с педагогами, прогулы школьных занятий
приводят к снижению памяти, мышления, внимания,
ограниченности кругозора. Педагогическая запущенность
нередко дополняется органическими поражениями мозга,
связанными с алкогольной, наркотической
интоксикацией, черепно-мозговыми травмами.
Личностное развитие тормозится, искажается, так как
отсутствует устойчивая система ценностей, нет
разнообразия отношений. У подростков отсутствует
потребность изменять себя, совершенствовать
адаптивные возможности.
Диагностика
Медицинская диагностика делинквентного поведения подростков
выполняется психиатром, психологом. Кроме клинического сбора
материала существуют различные опросники, карты наблюдений,
планы интервью. Данные дополняются характеристиками педагогов,
участковых, выписками из амбулаторной карты врачей узких
специальностей. В процессе диагностики принимает участие
подросток и родители. Схема обследования выглядит следующим
образом:
Беседа, наблюдение. Врач-психиатр собирает анамнез,
расспрашивает об особенностях внутрисемейного взаимодействия,
асоциальных и противоправных поступках подростка, их начале,
периодичности, частоте. Оценивает продуктивность контакта,
особенности поведения пациента на приеме (адекватность,
агрессивность, эмоциональную неустойчивость).
Диагностика
Анкетирование. Вопросы специализированных методик определяют
отклонения в нравственной сфере, склонность к противоправным
поступкам, аддикции, аффективное, агрессивное поведение, отклонения
сексуальной сферы. Результаты могут быть сознательно искажены
подростком. Используется тест «Определение склонности к отклоняющемуся
поведению», «Склонность к девиантному поведению».
Психологическое тестирование. Личностные опросники, проективные
методы применяются для более глубокого изучения эмоционально-волевой
сферы, характерологических черт подростка. Результаты используются для
постановки диагноза и подбора техник психотерапии. Применяется
«Патохарактерологический диагностический опросник» (ПДО), «Методика
многостороннего исследования личности» (ММИЛ), «Тест руки» (Hand-тест),
«Фрустрационный тест Розенцвейга».
Важна дифференциация делинквентного и девиантного поведения.
Отличительной чертой обоих типов расстройств является то, что поступки
противоречат правилам, принятым в обществе. Но при девиации действия
являются безнравственными, аморальными, а при делинквентности они
причиняют моральный, физический и материальный вред отдельному
человеку или обществу.
Лечение делинквентного поведения
подростков
Лечение является комплексным, предполагает участие психиатра,
психотерапевта, психолога, социального педагога, родителей. Коррекция
поведения основана на развитии позитивных личностных черт, устранении
искаженного восприятия социальных ситуаций. Адаптация ориентирована
на вытеснение опасных действий, стимуляцию общественно полезной
активности. Распространены следующие методы помощи подросткам:
Когнитивно-поведенческая психотерапия. Сеансы направлены на коррекцию
эмоционального состояния, деструктивных мыслей и идей относительно
собственного «Я», взаимоотношений в социальных группах. Психотерапевт
обучает подростка рефлексивному мышлению, формирует навыки
социально эффективного поведения.
Семейная психотерапия. Занятия с подростком и родителями проводятся в
виде игр, тренингов. Цель – выработать и закрепить способы продуктивного
взаимодействия. Члены семьи учатся выстраивать общение, сотрудничать,
планировать досуг. Параллельно происходит выявление и коррекция
поведенческих паттернов, поддерживающих делинквентность.
Лечение делинквентного поведения
подростков
Терапия творчеством. Перспективное направление в
работе с делинквентными подростками – арт-терапия.
Творческие занятия позволяют открыто выразить эмоции
и мысли, объективно оценить их, преодолеть отклонения
мотивационно-волевой и эмоциональной сферы.
Рисование, танцы, лепка, участие в театрализованных
представлениях рассматриваются как альтернативный
способ проведения свободного времени.
Медикаментозное лечение. Применение лекарств
является дополнительным методом, необходимым при
выраженных эмоциональных отклонениях,
психопатологических расстройствах. Психиатр назначает
седативные препараты, антидепрессанты, нейролептики.
Прогноз и профилактика
Прогноз делинквентного поведения подростков благоприятен при
комплексной педагогической, психологической и медицинской
помощи. Положительный исход определяется в 50-70% случаев.
Профилактика должна начинаться с самого раннего возраста. Важно
уделять время и силы воспитанию, умственному развитию ребенка,
организовывать разнообразный и полезный досуг, поддерживать
увлечения спортом, творчеством. Необходимо исключить ситуации
безделья, но сохранить возможность пассивного отдыха. В
отношениях нужно проявлять уважение к ребенку, хвалить и
поощрять за достижения, формируя положительную самооценку.
Успех стимулирует интерес, увлеченность деятельностью.
Правильные ценности, моральные устои, заложенные в ребенке до
подросткового возраста, позволяют противостоять негативной
информации, получаемой из различных источников.
Делинквентное и девиантное поведение
Делинквентное и девиантное поведения описывают
поведение, противоречащее правилам социума, и между
ними имеются различия. Девиантное является
относительным, относится к культурным нормам
исключительно одной группы, а делинквентное
поведение есть абсолютным по отношению к
государственным нормам.
Например, ограбление на улице, считается видом
заработка и согласно закону, такое действие считается
преступлением, даже если в нем был благородный
смысл, и это говорит не об отклонении. Девиантное
поведение есть отклоняющимся, оно характеризует
поступки, противоречащие ожиданиям, официально
установленным правилам, и сложившимся в социальной
Делинквентное и девиантное поведение
Делинквентное поведение это поведение, которое считается
социально отклоняющимся, под ним понимаются противоправные
поступки, которые угрожают жизнедеятельности и социальному
благополучию индивидов. Такие противоправные проступки
называются деликтами, а самого правонарушителя – делинквентом.
Его поведение, возможно, регулировать, посредством законов,
дисциплинарных правил и социальных норм. Зачастую такой
контроль провоцирует еще больший супротив. Поэтому сколько бы
общество ни стремилось наказать делинквента, он всегда до
последнего будет делать то, что ему хочется. Его поступки
объясняются наличием внутреннего конфликта между личностными
желаниями и стремлениями и требованиями общества.
В делинквентном поведении мерой допустимого является закон, в
девиантном – стандарты и нормы социума, и чтобы достигнуть
желанного они могут пользоваться всевозможными средствами. Из
таких личностей в будущем вырастают преступники, или
правонарушители, имеющие постоянно проблемы с криминалом.

Разница между преступным поведением и девиантным поведением

Как девиантное поведение связано с преступной деятельностью? Как изменилось преступное поведение за эти годы и как такое поведение повлияет на будущее. Каковы различные типы теорий причин преступности и социальной реакции? Хорошо, читая эту статью, вы найдете ответы, в ней будут приведены примеры по каждой теме. В нем будет указано различие между каждой теорией.

Девиантное поведение – это поведение, не одобряющее социальные нормы и ценности. Девиантное поведение чаще всего вызывает негативную реакцию у индивидов. Но это поведение может быть формальным или неформальным, произвольным или непроизвольным. Это различие между непроизвольным отклонением от добровольного состоит в том, что непроизвольное является гораздо большим оскорблением, чем добровольное нарушение формальной нормы. Примером неформального девиантного поведения является ситуация, когда кто-то громко рыгает или ковыряется в носу, когда находится рядом со сверстниками. По словам Осгуда, девиантные действия будут более легкими и более полезными (Уэйн, 19 лет).96), потому что отсутствие полиции снижает вероятность реакции социального контроля на отклонения (Wayne, 1996). Девиантность рассматривается с точки зрения групповых процессов, определений и суждений, а не как индивидуальное действие. Преступная деятельность – это действие, наносящее вред отдельному лицу или обществу. Преступная деятельность относится к девиантному поведению, поскольку они

…показать больше контента…

В этом эссе автор
  • описывает различные теории причин преступности и реакции общества и указывает разницу между каждой теорией.
  • Объясняет, что девиантное поведение — это поведение, которое не одобряет социальные нормы и ценности. оно может быть формальным или неформальным, добровольным или принудительным.
  • Объясняет, что преступная деятельность наносит вред отдельному лицу или обществу, а девиантное поведение бывает как добровольным, так и непроизвольным.
  • Объясняет, что тремя основными социологическими теориями причин преступности являются теории напряжения, социального научения и теории контроля. они акцентируют внимание на разных особенностях социальной среды, почему индивиды видят различия в преступности.
  • Иллюстрирует, как человек теряет работу и нуждается в деньгах, чтобы оплатить свой дом, счета, машину, бензин, образование и сохранить свою семью стабильной. он пытается устроиться на другую работу, но его не берут на работу.
  • Объясняет, что основными типами напряжения, которые способствуют преступности, являются другие, которые мешают кому-то достичь целей и мечтаний или привносят негатив в ситуацию. подростков часто уговаривают управлять собой, но взрослые разрушают это для них.
  • Анализирует, как теория социального обучения учит подростков преследовать преступную деятельность через общение с другими. они также узнают, как участвовать в насилии, изучая людей в СМИ.

Эти теории отличаются друг от друга, поскольку каждая из них фокусируется на различных особенностях социальной среды, почему социальная среда вызывает преступность, почему отдельные люди видят различия в преступности, в то время как другие пытаются объяснить групповые различия в преступности. Итак, первая теория деформации. Теория напряжения — это убеждение в том, что люди, участвующие в преступлении, потому что испытывают какое-то напряжение или стресс, расстраиваются, и когда они достигают критической точки, они вступают в преступную деятельность того или иного типа.0003

GET Access
Проверка качества написания

  • Преступление
  • Криминология
  • Социология
  • Полиция
  • Оправления

Преступление и отклонение: определение и различие

, в то время как вандализм и школьная школа складываемой. что отличает два акта? Почему нельзя оштрафовать или посадить в тюрьму за пропуск школы? Или за то, что проснулся поздно?

Изучение преступности и девиантности в социологии рассматривает преступное и девиантное поведение в обществе. Хотя это может показаться очевидным, при рассмотрении вопроса о том, почему преступность является социальной проблемой, полезно взглянуть на определения преступности и девиации. Также, безусловно, полезно отличать «преступление» от «отклонения».

  • Мы начнем с определения преступления и девиации, включая различия между ними.
  • Далее мы рассмотрим краткие обзоры некоторых социологических теорий преступности.
  • Кратко рассмотрим социальное распространение преступности.
  • Наконец, мы рассмотрим предотвращение преступлений и наказание.

Несмотря на то, что информации много, обратите внимание, что эти темы кратко изложены, так как вы найдете отдельные пояснения по каждой теме. Давай начнем.

Определение преступления и отклонения

Несмотря на то, что они связаны и могут пересекаться, определения преступления и отклонения различны. Преступление является незаконным, в то время как отклонение может осуждаться, но оно не является незаконным.

Давайте посмотрим на официальные определения преступления и девиации ниже.

Что такое преступление?

Согласно словарю Merriam-Webster, преступление это:

противоправное действие, за которое кто-либо может быть наказан правительством». Любой может совершить преступление, преднамеренно или непреднамеренно, и существует множество различных видов преступлений, многие из которых вам, возможно, знакомы9.0003

  • Преступления против личности (например, нападение).

  • Преступления против собственности (например, кража, мошенничество, вандализм).

  • Финансовые преступления (иногда называемые беловоротничковыми преступлениями).

  • Киберпреступления.

  • Зеленые преступления.

  • Преступления в области прав человека.

  • Военные преступления.

Для более глубокого понимания того, что представляет собой «преступление», мы должны отличать его от «нарушения закона». Все вышеперечисленные виды преступлений являются правонарушениями и поэтому наказуемы органами государственной власти. Однако не все нарушения закона являются преступлениями. Некоторые нарушения, такие как нарушение контракта, являются нарушениями частного права. Они подлежат исполнению частными лицами, такими как физические или юридические лица, в порядке гражданского судопроизводства.

Что такое отклонение?

Определение «отклонение» означает поведение отклоняющимся образом.

Согласно словарю Merriam-Webster, кто-то является «отклоняющимся», если он «отклоняется или отклоняется, особенно от общепринятой нормы». В социологии девиантность относится к действиям, выходящим за рамки общепринятых норм, ценностей и поведения.

Например, если группа людей в общественном месте пьет и включает громкую музыку, это может быть расценено как отклонение от нормы, потому что они «слоняются без дела». Даже если они не нарушают закон, их поведение может рассматриваться как антиобщественное и, следовательно, девиантное.

В чем разница между преступлением и отклонением?

Все преступления являются девиациями, но не все девиации являются преступлениями. Отклонения могут использоваться для описания поведения, которое является социально и морально «неприемлемым». По этой причине не все согласны с тем, что представляет собой девиантное поведение. Социальные и моральные ценности различаются в зависимости от людей и их культур.

Это называется контекстной зависимостью отклонения . Это относится к восприятию поведения как девиантного (или нет) в зависимости от его социального, культурного, морального и исторического контекста.

Вот два примера.

Прелюбодеяние как пример преступления против отклонения

В некоторых странах супружеская измена незаконна. Независимо от социальных или моральных представлений, прелюбодей будет наказан соответствующими законами. В Великобритании и многих других странах прелюбодеяние не является незаконным.

Однако многие не одобрят такое поведение, потому что оно считается разрушающим святость брака. Это идет вразрез с нормами и ценностями, в частности, с тем, что нужно оставаться верным своему супругу. Следовательно, это девиантное поведение.

Бросание школы как пример преступления против девиации

В некоторых культурах молодые люди обычно бросают школу и ищут работу вместо получения высшего образования. В результате маловероятно, что акт ухода из школы будет считаться девиантным в этом контексте.

Однако в других культурах, где большое внимание уделяется высшему образованию, уход из школы может рассматриваться как девиантное поведение, поскольку может свидетельствовать об отсутствии дисциплины или стремления к будущему.

В обоих примерах культурный контекст влияет на то, как рассматривается поведение.

Рис. 2. Чрезмерное употребление алкоголя, хотя и не противозаконное, может рассматриваться как девиантное поведение.

Социологические теории преступности

Это краткое изложение основных социологических теорий преступности, которые мы рассмотрим для дальнейшего изучения преступности и отклонений.

Функционализм о преступности и отклонениях

Функционализм рассматривает роль преступности в общем функционировании общества. Функционалисты считают, что некоторые преступления необходимы для здорового функционирования общества, поскольку они позволяют укреплять социальные нормы и ценности. Однако слишком много преступлений угрожает социальной солидарности и может привести к аномия . Эмиль Дюркгейм и Роберт Мертон являются ключевыми теоретиками функционализма в области преступности и девиантности.

Социальная конструкция преступности и девиантности: теория навешивания ярлыков

Интеракционисты придерживаются подхода, согласно которому преступность и девиантность являются социальной конструкцией. Теория навешивания ярлыков на преступность представляет собой интеракционистскую точку зрения: она утверждает, что преступность возникает не из-за поведения отдельных лиц, а скорее из-за того, что власти навешивают ярлыки на отдельных лиц. Не существует такой вещи, как изначально девиантный поступок, поскольку девиантность «социально сконструирована». Навешивание ярлыков на людей как на «преступников» приводит к «самосбывающемуся пророчеству». Это также может быть применено к образованию и отклонениям в образовании. Говард Беккер — ключевой теоретик в этом отношении.

Теория конфликта преступности и девиантности: марксизм

Являясь ключевой теорией конфликта преступности и девиантности, марксизм рассматривает то, как преступление воспринимается и рассматривается в зависимости от социального класса преступника. Марксисты утверждают, что неравные структуры власти и несправедливость в обществе приводят к преступности. Следовательно, общество является «криминогенным».

В то время как люди из всех социальных слоев совершают преступления, преступления буржуазии обычно более вредны, но остаются безнаказанными, потому что буржуазия контролирует систему правосудия и институты. Карл Маркс и Уильям Чамблисс являются ключевыми марксистскими теоретиками в области преступности и девиантности.

Криминогенное общество — это общество, которое может вызывать преступное поведение.

Реалистические теории преступности и девиантности

Далее разделяется на правореалистические и левореалистические теории. Правореалистические теории подчеркивают то, что преступник несет ответственность за свои преступления, а не общественные и экономические структуры.

Правореалистические теоретики верят в необходимость принятия жестких мер по контролю и предотвращению преступности. Как таковая, она ассоциируется с правыми неолиберальными правительствами, такими как Маргарет Тэтчер в конце XIX века.70-х-80-х годов. Ключевые правые теории реалистических теорий включают:

  • Теория рационального выбора

  • Теория разбитых окон

  • Теория подкласса, Чарльз Мюррей

левой релистисти являются основными причинами преступности. Левый реализм делает упор на предотвращение преступности за счет ориентации на общество и улучшения отношений между сообществами и правоохранительными органами. Ключевые левые реалистические теории:

Другие подходы к преступлению и девиациям: постмодернизм и феминизм

Постмодернистские теории преступности утверждают, что преступность и ее причины сложны. Благодаря глобализации, средствам массовой информации и потребительским изменениям мы увеличили личную свободу, увеличив вероятность совершения преступлений. Давление с целью соответствовать быстро меняющемуся материалистическому обществу может привести к большему количеству преступлений, поскольку уровень занятости также колеблется. Постмодернистские теории преступности объясняют, как изменились модели преступности и как изменились причины преступности в последнее время.

Феминистские теории исследуют гендерные различия в преступности и ее причины. Теории представляют объяснения того, почему существуют различия между уровнями преступности мужчин и женщин, например, роль социализации у мужчин и женщин.

Социальное распределение преступности

Это относится к моделям и распространению преступности среди различных социальных групп. Мы будем смотреть на социальное распределение преступности в Великобритании. Социологи стремятся объяснить, почему определенные модели преступности присутствуют в одних социальных группах больше, чем в других. Например, почему преступления чаще совершаются людьми, проживающими в городах, чем в сельской местности?

Мы рассмотрим социологические теории распределения преступности в каждой из следующих социальных групп:

  • Этническая принадлежность

  • Пол

  • Социальный класс

12 9 уровня преступности, таких как глобализация и средства массовой информации. Мы рассмотрим другие виды преступлений, такие как экологические преступления, преступления против прав человека и государственные преступления.

Рис. 3 – Почему одни люди совершают больше преступлений и разных видов преступлений, чем другие?

Предотвращение преступлений и наказание

Мы рассмотрим две основные причины наказания преступников. Это «уменьшение» и «возмездие».

Сокращение относится к мотиву наказания преступников для уменьшения и предотвращения преступности. Возмездие относится к мотиву простого наказания преступника за его действия.

Преступность и девиантность – основные выводы

  • Преступления – это действия, совершаемые в публичной сфере, что делает их наказуемыми государственными органами.
  • Отклонение относится к поведению, выходящему за рамки общепринятых норм, ценностей и поведения.
  • Контекстная зависимость девиантности относится к восприятию поведения как девиантного (или нет) в зависимости от его социального, культурного, морального и исторического контекста.
  • Социологические теории преступности объясняют причины совершения преступлений и их причины. Теории включают функционализм, марксизм, теорию маркировки, реализм, постмодернизм и феминизм.
  • Социальное распределение преступности относится к моделям и распространению преступности среди различных социальных групп.

Добавить комментарий