Чем отличается психика животных от психики человека: Чем сознание человека отличается от психики животного?

Формы психики и поведения животных и человека

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, память) животных и человека
2. Интеллект человека и животных
3. Мотивация и эмоции у человека и животных
4. Биосоциальная природа психологии и поведения человека
Заключение
Список литературы

Введение

Сравнительный анализ предполагает определение того, что такое психичка вообще, и психика человека и животных. В психологической литературе даются следующие определения:

Психика — высшая форма взаимосвязи живых существ и предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем.

Психика животных — внутренний субъективный мир животного, охватывающий весь комплекс субъективно переживаемых процессов и состояний: восприятие, память, мышление, намерения, сны и т.п., включающие такие элементы психического опыта, как ощущения, образы, представления и эмоции.

Проблема развития психики представляла собой краеугольный камень всей психологии ХХ столетия. Основой разработки этой проблемы явилась эволюционная теория Ч. Дарвина. Его последователем был А.Н. Северцов. Проблему развития психики рассматривал так же Л.А. Орбели.

Поскольку психику животных, в отличие от психики человека, нельзя изучать на основе интроспективных отчетов, то исследование ее развития в филогенезе предполагает определение некоего объективного критерия (внешне наблюдаемый и регистрируемый признак, позволяющий утверждать, что у организма есть психика). Среди имеющихся в психологической науке гипотез относительно этого признака наибольшее признание и развитие получила гипотеза А.Н. Леонтьева. В ней в качестве объективного критерия психики предлагается рассматривать способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия. В разработанной Леонтьевым периодизации развития психики, охватывающей весь процесс эволюции животного мира, выделяются три стадии: стадия сенсорной элементарной психики; стадия перцептивной психики; стадия интеллекта.

Современное понимание сущности психики разработано в трудах Н.А. Бернштейна, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна и др.
История сравнительных исследований дала немало примеров того общего, что обнаруживается в психике человека и животных, но, согласно теории Л.С. Выготского, у человека возникает особый вид функций психических — функции психические высшие, полностью отсутствующие у животных.

1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, память) животных и человека

Развитие психики в животном мире связано с возникновением и развитием нервной системы, особенно головного мозга. Наряду с развитием нервной системы важную роль для развития психической деятельности имеет характер взаимоотношения животного с окружающей средой.

На стадии элементарной чувствительности животные реагируют только на отдельные свойства предметов внешнего мира. На стадии предметного восприятия деятельность животного определяется воздействием уже не отдельных свойств предметов, а вещами в целом. Отражение действительности осуществляется в виде целостных образов.

Как человек, так и животные обладают общими врожденными элементарными способностями познавательного характера, которые позволяют им воспринимать мир в виде элементарных ощущений (у высокоразвитых животных — и в виде образов), запоминать информацию. Все основные виды ощущений: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, кожная чувствительность и др. — с рождения присутствуют у человека и животных. Их функционирование обеспечивается наличием соответствующих анализаторов.

Но восприятие и память развитого человека отличаются от аналогичных функций у животных и новорожденных младенцев. Эти отличия проходят сразу по нескольким линиям.

Во-первых, у человека по сравнению с животными соответствующие познавательные процессы обладают особыми качествами: восприятие — предметностью, константностью, осмысленностью, а память — произвольностью и опосредствованностью (применение человеком специальных, культурно выработанных средств запоминания, хранения и воспроизведения информации). Именно эти качества приобретаются человеком при жизни и развиваются далее благодаря обучению.

Во-вторых, память животных по сравнению с человеком ограничена. Они могут пользоваться в своей жизни только той информацией, которую приобретают сами. Следующим поколениям себе подобных существ они передают лишь то, что как-то закрепилось наследственно и отразилось в генотипе. Остальной благоприобретенный опыт при уходе животного из жизни оказывается безвозвратно утраченным для будущих поколений.

Иначе обстоит дело у человека. Его память практически безгранична. Он может запоминать, хранить и воспроизводить теоретически бесконечное количество информации благодаря тому, что ему самому нет необходимости всю эту информацию постоянно помнить и держать в своей голове. Для этого люди изобрели знаковые системы и средства для записи информации. Они могут не только записывать и хранить ее, но также передавать из поколения в поколение через предметы материальной и духовной культуры, обучение пользованию соответствующими знаковыми системами и средствами.

2. Интеллект человека и животных

Интеллект — это понятие определяется достаточно разнородно, но в общем виде имеются в виду индивидуальные особенности, относимые к сфере познавательной, прежде всего — к мышлению, памяти, восприятию, вниманию и пр. Подразумевается определенный уровень развития мыслительной деятельности личности, обеспечивающий возможность приобретать все новые знания и эффективно использовать их в ходе жизнедеятельности, — способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности — при овладении новым кругом жизненных задач.

Под интеллектом животных понимают высшую форму форму психической деятельности животных (обезьян и ряда других высших позвоночных), отличающаяся отображением не только предметных компонентов среды, но и их отношений и связей (ситуаций), а также нестереотипным решением сложных задач различными способами с переносом и использованием различных операций, усвоенных в результате предшествующего индивидуального опыта.

Интеллект животных проявляется в процессах мышления, которое у животных всегда имеет конкретный чувственно-двигательный характер, является предметно отнесенным и выражается в практическом анализе и синтезе устанавливаемых связей между явлениями и предметами, непосредственно воспринимаемыми в наглядно обозреваемой ситуации. Оно всецело ограничивается биологическими закономерностями, чем обусловливается его принципиально качественное отличие от мышления человека, неспособность даже человекообразных обезьян к абстрактному понятийному мышлению и пониманию коренных причинно-следственных связей.

«Психика большинства млекопитающих животных остается на стадии перцептивной психики, однако наиболее высокоорганизованные из них поднимаются еще на одну ступень развития: происходит переход на стадию интеллекта. Говоря о стадии интеллекта, прежде всего имеют в виду деятельность антропоидов, то есть человекообразных обезьян».

В действительности на каждой ступени развития интеллект приобретает качественно специфические формы. Основной «скачок» в развитии интеллекта, первые зачатки или биологические предпосылки которого появляются у приматов, у человекоподобных обезьян, связан с переходом от биологических форм существования к историческим и развитием у человека общественно-трудовой деятельности: воздействуя на природу и изменяя ее, он начинает по-новому ее познавать; в процессе этой познавательной деятельности проявляется и формируется специфически человеческий интеллект; будучи предпосылкой специфических форм человеческой деятельности, он является вместе с тем и ее результатом. Это развитие человеческого интеллекта, мышления, неразрывно связано с развитием у человека сознания. Сознание — высший уровень развития психики, присущий исключительно человеку. Его развитие обусловлено социальными условиями и всегда носит целенаправленный и активный характер.

Таким образом, интеллектуальное поведение является вершиной психического развития животных. Для него характерен перенос усвоенного индивидуального опыта в новые ситуации, но отсутствует обобщение способа решения и абстракции. Развитие интеллекта у животных подчинено только биологическим законам, тогда как у человека оно носит общественный характер.

Развитие психики человека и животного по А.Н. Леонтьеву, Научные и учебные работы

метки:Животное, Психика, Человек, Обезьяна, Развитие, Образ, Непосредственно, Отражение

Развитие психики человека и животного Снезапамятных врем н человек замечал различия в строении и поведении животных,умел отличать их от себе подобных существ. Он заметил, что животные живутсовсем другой жизнью, они не похожи на людей как внешне, так и по их поведению.Вероятно, основываясь на этом уч ными до середины 17 века полностью отрицаласьобщность человека и животного.С развитием медицины и анатомии в 18 векеобщность анатомического строения была признана. Общность психики же отрицали до19 века. В ч м же дело? Прежде всего, какова история развития психики человекаи животного.

Психика- свойство высокоорганизованной материи мозга субъективно отражатьдействительность. Каки всякое явление в природе, психика имеет свою историю развития и законы, покоторым это развитие происходило.Развитие было долгим, оно приошло длинныйпуть от низших и, следовательно, примитивных форм до высших совершенных.Существуют 2 истории развития психики 1 филогинез -историческое развитие охватыет весь процесс эвалюции вида, более глобальная 2 онтогинез -развитие от рождения и до смерти вида, более конкретная и короткая дляопредел нной особи Рассмотримисторические ступени развития психики.

Психика развивается по биологическимзаконам, т.е. развитие ид т по ступеням усовершенствования. Элементарнаясенсорная психика. Этот первый этап развития психики представил русскийпсихолог А.Н.Леонтьев.Как представляется мир для нас с вами? Мы еговидим как совокупность различных предметов и их отношений друг к другу.

Аживотные, обладающие элементарной сенсорной психикой представляют мир лишь ввиде таких и только таких свойств и элементов, от которых непосредственно зависит удовлетворение их жизненныхпотребностей. Нанизшем этапе эволюции такому уровню отражения действительности сетевидная как у кишечнополостных нервная система, а на высшем — ганглиозная узловая, как у насекомых . В качестве примера рассмотрим поведение паука.Напервый взгляд оно кажется наблюдателю настолько осмысленным и совершенным паукплет т паутину, терпеливо поджидает жертву, опутывает е и затем съедает , чтоприходится лишь восхищается его способностям.

Но эту точку зрения легкоопровергнуть. Бросим в паутину маленький камушек. Паук, почувствовав вибрациюсети, немедленно отправляется к жертве , опутывает е паутиной и пытаетсясъесть.Этот опыт можно продолжать до бесконечности — пока камушки или что-тоиное вызывает колебания паутины, паук каждый раз будет искать жертву ипытаться с ней расправиться.

4 стр., 1845 слов

Раздел 1: Генетически детерминированные основы поведения и психики животных

… человеческого общества Какие науки изучают зачатки мышления у животных. Как сочетаются методы наблюдения и эксперимента в изучении психики животных? Какие авторы исследовали орудийную деятельность приматов Кто . .. внутренних побуждений зависит интенсивность и характер коммуникативных сигналов? Тема 4. Развитие поведения и психики в онтогенезе; игровой период онтогенеза Этологи о роли врожденного и …

Мы наблюдаем абсолютно бессмысленное поведениепаука. Т.е. психика паука работает по элементарной схеме в ответ на конкретныйраздражитель непосредственно следует конкретная реакция, специально запрограммированная для ответа на этот раздражитель. Здесь мы имеем дело синстинктивным поведением, которое зародилось на этом этапе развития и являетсядля него основным. Перцептивная воспринимающая психика.На этой стадии животные видят мир в форме образовцелостных вещей и их соотношений друг к другу.

Этот уровень развития требуетдостаточного развития центральной нервной системы. Наряду с инстинктами,основную роль начинают играть определ нные навыки, усвоенные в период жизниособи. На высших этапах развития можно уже говорить о простейшем интеллекте. Инстинкты. На данном ипредыдущем этапах они играют определяющую роль в поведении животного. Какими бысложными не казались нам инстинкты, их основной и неисправимый недостаток втом, что срабатывают они талько тогда, когда соблюдены в определ нном порядкевсе внешние условия.

Животные не могут рассмотреть и среагировать на целостнуюситуацию, они способны произвести элементарный анализ отдельных е элементов. Взависимости от результата активизируются инстинкты. Инстинкт- автоматическое поведение, целесообразное в определ нных условиях. Навыки.Известно, что инстинкты основаны на безусловных рефлексах. Навыки жеосновываются на приобретенных, условных рефлексах.Окружающая среда постоянноподбрасывает животному различные неожиданные задачи. Для их решения нужнодобавить к встроенным в психику программам новые, выученные, основанные на собственном жизненном опыте.Навыки позволяют значительно расширить спектр ситуаций, на которые животноеможет более или менее успешно реагировать.

Но и навыки не лишены недостатков.Животные приобретают их слишком медленно, за это время ситуация может изменятсямногократно и животным прид тся переучиваться. А если такой возможности непредставится — смерть. Интеллект.Как выглядит интеллектуальное поведение обезьян очень наглядно описал немецкийуч ный В.Келер. Опыты, провед нные им неоднократно повторялись, уточнялись исовершенствовались, поэтому их результаты достаточно точны и серь зных сомненийне вызывают.

Итак,на потолке клетки с шимпанзе подвешен банан так, что шимпанзе не может никакдотянуться или допрыгнуть до банана. Она довольно быстро прекращает бесплодныепопытки и пытается найти другой способ решения поставленной задачи.В клеткеимеется ящик. Подумав, обезьяна переставляет ящик под банан, взбирается на негои с л гкостью доста т пищу. Проведено большое количество подобных опытов, вовсех случаях мы наблюдаем одну и ту же концепцию рассудочного поведения 1 отсутствие длительных безрезультатныхдействий 2 после обнаружения верного решения вся операцияпроходит как единый целостныйакт 3 найденное решение потом всегда применяется ваналогичных случаях 4 животные действуют подобным образом не толькона экспериментах, но и в их естественных условиях Леонтьевназвал такую деятельность двухвазной сначала ид т процесс подготовления 1фаза , затем процесс осуществления 2 фаза . Этим подтверждается выводЛеонтьева и Фабрина о том, что уровень развития психики можно определять поуровню развития органов манипулирования с предметами.

6 стр., 2726 слов

Связь психики и поведения у животных

… поведение животных и человека. Прежде чем начать говорить о связи психики и поведения у животных, стоит коротко обозначить Понятия психики и поведения животных Психика животных … развитие два направления психической деятельности животных локомоционное и манипуляционное по К. Э. Фабри. Итак, становится понятным то, что психика и поведение у животных неотделимы друг от друга. Следовательно, психику …

Естественно, что шимпанзес более развитыми передними конечностями гораздо быстрее додумается применитьпредмет для осуществления своей цели, чем суслик, собака или лошадь. Главныеотличия даже самых сообразительных обезьян от первобытных людей состоит вследующем 1 животные используют орудия, случайнопопавшиеся на глаза 2 они не предвидят и не планируют ихиспользование в будущем 3 использованное в данной сутуации орудие теряетвсякое значение в любой другой ситуации 4 животные не сохраняют использованных орудий, они лишьнакапливают навыки пользования ими Итак, остановимся наэтом при анализе развития психики животного. Можно сделать вывод, что дажесамая наисообразительнейшая обезьяна никогда во всяком случае в обозримомбудущем не смастерит себе ножа, не будет носить его с собой и не построит дом.Т.е. ни одна обезьяна не станет человеком и из-за несовершенства развитиянервной системы и психики не приблизится сколько-нибудь заметно к уровнюразвития человека.

Это, с моей точки зрения, ставит под сомнение теорию Дарвинао происхождении человека от обезьяны.

Но, верн мся к развитию психики человека.Хотя возникновениечеловеческой психики является частью развития животного мира, психика человекасущественно отличается от психики животного.

Ведущую роль в развитиичеловеческой психики играют не биологические, а социально-общественныезакономерности.

Здесь мы подошли к самому важному вопросу как возникла высшаяформа отражения действительности — селовеческое сознание. Сознание — высшаяинтегрирующая форма психики, результат исторических условий, сформированный припостоянном общении с другими людьми и труде. Важнейшим условиемпоявления человека разумного был стадный образ жизни.Это и дало точлок кразвитию сознания и мышления — высших форм понимания, осмысления и отражениядействительности.

В первобытном человеческом стаде человек получил возможностьтрудиться и общаться с себе подобными.Это дало возможность передать однаждыпреобрет нный опыт от одной особи к другой, в то время как ни одно животное необучает целенаправленно других животных тому, что научилось делать само. Уживотных из поколения в поколение передавались лишь инстинкты, навыки жеприходилось приобретать самим.

В человеческом стаде потомки усваивали навыкипредков, таким образом они смогли развиваться вс быстрее и быстрее, и вместе сих развитием развивался их интеллект, мышление, сознание. В частности, развитиюмышления способствовало развитие в результате постоянного труда членораздельнойречи. Появление исовершенствование труда повлекло и другие изменения в человеческой психики дляуспешного труда человек должен поставит себе цель, представлять конечныйрезультат. Так развиваются воля, обостряется память.

В процессе труда человекработает какими-то частями своего тела, конечностями — развивается точнаякоординация двидений, внимание, зоркость.Таким образом, врезультате непрерывного и долговременного труда выковывались все без исключениястороны психики человека. Все перечисленные процессы стали контролироватьсясознанием, стали сознательными и управляемыми.Итак, именно труд создал человека, выделил его изживотного мира и возвысил над животным царством.

5 стр., 2226 слов

Развитие психики человека и животных

… животное – спрятать инструмент, чтобы достать его при необходимости. Пользование инструментом в процессе труда – явление четвертого уровня психического отражения – сознания.Этот уровень свойственен только психике человека. … внимания, памяти, мышления, воображения. Познавательные процессы отражают в сознании человека пространственно-временные проявления окружающего мира. Понимание и сочувствие …

Основное различие между мозгом человека и животного

Люди считаются самыми разумными живыми организмами на Земле. У людей есть способность думать и реагировать на ситуации, а у животных нет. Человеческий мозг считается большим по сравнению с мозгом животных. Давайте посмотрим на важную разницу между человеческим мозгом и мозгом животных.

Мозг человека против мозга животных

Ниже приведены важные различия между человеческим мозгом и мозгом животных:

Запах

Обонятельная луковица человека меньше, чем у животных. У двух грызунов, водосвинки и агути, самые большие обонятельные луковицы среди всех млекопитающих. Обонятельные луковицы медведей в пять раз больше, чем у человека.

Навигация

В мозгу голубя есть специализированные клетки, способные реагировать на магнитные стимулы. Они могут определять свое географическое положение, обнаруживая изменения в магнитном поле Земли.

Фотопамять

Дети могут запоминать много информации благодаря фотографической памяти. Таким же качеством обладают шимпанзе. По сравнению с людьми молодые шимпанзе лучше запоминают числовые последовательности.

Размер мозга

Размер мозга большинства животных меньше, чем у человека (1,2 кг). Но есть еще несколько животных, у которых размер мозга больше, чем у людей. К ним относятся дельфины (1,5-1,7 кг), слоны и синие киты (5 кг), косатки (6 кг).

Подробнее Глия

Глии являются вспомогательными клетками нейронов. Соотношение глии и нейронов является показателем умственных способностей. Соотношение глии и нейронов у малого полосатика в 5,5 раз больше, чем у человека. Некоторые животные имеют меньшее соотношение глии и нейронов.

Нейрогенез

Нейрогенез — это процесс замены поврежденных или утраченных нейронов. У костистых рыб скорость нейрогенеза в 100 раз выше, чем у млекопитающих. У млекопитающих нейрогенез происходит с определенной скоростью во время развития. Позже процесс ограничивается областями мозга, отвечающими за обоняние и память.

Что такое человеческий мозг?

Головной мозг человека – это часть центральной нервной системы, расположенная внутри черепа. Он контролирует и координирует все функции организма. Делится на:

  • Головной мозг
  • Мозжечок
  • Ствол мозга

Головной мозг — самая большая часть человеческого мозга с двумя полушариями головного мозга. Ствол головного мозга соединяет головной мозг со спинным мозгом. Он состоит из продолговатого мозга, моста и среднего мозга.

Читайте также: Нервная система животных

Что такое мозг животных?

Головной мозг животных также расположен в центральной нервной системе. Он бывает трех видов:

  • Мозг беспозвоночных
  • Мозг позвоночных
  • Мозг млекопитающих

Самый сложный мозг беспозвоночных встречается у членистоногих, он состоит из двух параллельных нервных тяжей, проходящих через тело.

А позвоночные; мозг состоит из переднего, среднего и заднего мозга.

Сходства между мозгом человека и животного

Сходства между человеческим мозгом и мозгом животных включают:

  1. Мозг человека и животных является частью центральной нервной системы.
  2. Мозг обоих состоит из нейронов и нейроглии.
  3. Его основная функция — контролировать мысли и движения тела.
  4. Головной мозг всех позвоночных животных делится на передний, средний, мозжечок, задний мозг, продолговатый мозг и мост.

Читайте также: Нервная система человека

Для получения дополнительной информации о разнице между человеческим мозгом и мозгом животных продолжайте посещать веб-сайт BYJU или загрузите приложение BYJU.

Человеческий разум против мозга животных — почему такие разные?

Человеческий разум и мозг животных

Почему такие разные?

Брэдфорд Г. Шлейфер
3 января 2023 г.

Человеческие существа обладают способностями, далеко превосходящими возможности животных. Многие пытались объяснить, что делает наш разум таким особенным, но лишь немногие понимают истину.

Узнайте, что скрывается за заголовками.

Подпишитесь на Real Truth

, чтобы получать БЕСПЛАТНЫЕ новости и анализ.

Подписаться сейчас

Я уже подписан.

И эволюционисты, и религиоведы согласны с тем, что в человечестве есть что-то такое, что отличает нас от животных. Каждая группа предлагает объяснения, уверенные, что другая сторона неправа.

Откуда мы можем знать правду?

Возникают дополнительные вопросы: Что такое человеческий разум? Как это связано с мозгом? Почему мы не видим животных с разумом? Большинство людей не понимают простых ответов, которые были доступны на протяжении тысячелетий.

Аргумент можно резюмировать как проблему разума и тела. Было признано, что только физические характеристики человеческого мозга не гарантируют исключительную творческую и вычислительную мощность, которая определяет человеческую изобретательность. Разница должна быть вызвана чем-то другим.

Ответ носит духовный характер — его нельзя объяснить иначе.

Уникальный для человека

Рассмотрим лишь некоторые из качеств, которыми обладает человек и которые уникальны среди всех живых существ. Эти атрибуты настолько распространены и считаются само собой разумеющимися, что мало кто задумывается о них. Тем не менее, должно стать ясно, насколько на самом деле уникальны люди.

Спросите себя: Почему у человека так много отличительных черт?

Юмор: Ни одно другое существо не может оценить, создать и выразить юмор. Это требует не только творческого подхода, но и способности юмора отделяться от своего окружения, чтобы увидеть странное, сюрреалистическое или ироничное.

Восприятие красоты: Люди способны ценить любую красоту. Это может быть просто закат, произведение искусства или замысловатый рисунок цветка.

Например, отведите кого-нибудь в Метрополитен-музей в Нью-Йорке. Они, вероятно, будут эмоционально тронуты кажущимся безграничным количеством выставленных картин и скульптур, которым сотни лет. Возьмите собаку в тот же музей, и она будет больше взволнована поездкой и увидит много людей, гуляющих по залам, чем что-либо еще.

Самосознание: Помимо простого узнавания себя, как это демонстрируют некоторые животные, человек может сделать шаг назад и стать зрителем, критиком или поклонником окружающего мира. Он может видеть свое место в общей картине и анализировать, что нужно сделать, чтобы повлиять на его роль.

Осознание смерти: В то время как у животных есть инстинкт выживания, человек может считать, что однажды он умрет. Осознание того, что его дни не будут длиться вечно, позволяет глубоко уважать его смертность. На самом деле почти во всех культурах совершаются те или иные формы похоронного ритуала. Такого нет в животном мире.

Понимание времени: Животные способны соотносить время только с собой — у них нет способности связывать время с третьими лицами. Люди могут удивляться, размышлять и искать в истории уроки и применять их для достижения краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных целей, простирающихся далеко в будущее.

Связи между словами: Хотя животные могут понимать простые слова или звуки, они не понимают синтаксиса и не общаются в сложных предложениях. Люди создали сотни языков и тысячи диалектов, даже если они рождаются без какой-либо возможности общаться.

Смысл жизни: Простой вопрос о смысле и цели жизни делает человека уникальным. Ни одно животное не задумывается о том, зачем ему жить, и оно не захочет жить или умереть за определенные ценности и идеалы.

Гибкость: Человечество приспосабливается к окружающей среде намного лучше, чем животные. Мы носим одежду, строим убежища и изменяем окружающую среду в соответствии со своими потребностями.

Отсутствие гармонии с природой: Когда природа остается одна, она достигает баланса и гармонии. Только человек нарушает этот естественный баланс. Подумайте о вырубке лесов, изменении русла рек, загрязнении, чрезмерной добыче ресурсов и многом другом.

Чувство морали: Животные всегда идут по пути наименьшего сопротивления. У них нет чувства правильного и неправильного — совести. С другой стороны, человек дойдет до того, что будет контролировать свои мысли, основываясь на том, что он считает правильным или неправильным.

Характер: Это способность отличать правильное от неправильного и отворачиваться от неправильного, чтобы поступать правильно, даже перед лицом давления и искушений.

Желание развивать характер можно найти только у людей.

Свобода морального выбора: В отличие от животных, человек может отклоняться от своего образа мыслей и жизни так, как считает нужным. Животные реагируют через инстинкт — программирование.

Способность к мудрости: Без самосознания животные не могут взвешивать ситуации с предыдущим опытом. Хотя животные могут вырабатывать модели поведения на основе положительной или отрицательной стимуляции, они совершенно не способны анализировать действия до их выполнения. Эта способность, известная как мудрость, присуща только людям.

Желание поклоняться: Независимо от того, в какой части мира или культуры человек проявляет желание искать, следовать и поклоняться высшей силе. Животные этого не делают.

Любовь: Хотя некоторые животные вступают в отношения на всю жизнь с целью воспроизводства, ни одно из них не демонстрирует параллели с человеческими характеристиками любви, в которой пара разделяет опыт, цели, мечты, надежды и стремления.

Этот набор различий между людьми и животными резко отделяет нас от животного мира. Можно было бы привести больше. Подумайте: должно быть причина того, почему человеческий разум отличается от мозга животных.

Эволюционный ответ?

Большинство эволюционистов даже не попытаются объяснить, что делает человеческий разум таким особенным. Проще говоря, физические различия между нашим мозгом и мозгом животных недостаточны для объяснения различий в способностях, на которые мы смотрели. Три аспекта человеческого мозга демонстрируют это.

Вес: Человеческие существа не имеют самого тяжелого мозга в общем весе или даже веса по отношению к их телу.

Анатомия: Корреляции между мозгом человека и мозга животных различаются.

Кора головного мозга: Нервный центр человеческого мозга лишь немного сложнее, чем у животных.

Человеческому разуму не существует физиологического объяснения! У биологов нет неопровержимых эволюционных доказательств. Психологи озадачены человеческим мозгом. И, если они честны сами с собой, у эволюционистов остается только один вывод: научного ответа на проблему разума и тела нет!

Бессмертная душа?

Если различия между животными и людьми нельзя объяснить физическими средствами, мы должны искать духовное объяснение. Большинство исповедующих христианство быстро согласятся с тем, что в человеческом состоянии должна быть духовная составляющая. Наиболее распространенное объяснение, которое они предлагают, состоит в том, что нефизический компонент — это бессмертная душа. Сторонники такого подхода даже ссылаются на Библию в качестве доказательства.

Конечно, если у человека есть бессмертная душа, это помогло бы объяснить неизмеримые возможности его разума. Но что на самом деле говорит Библия?

Слово «душа» встречается в Писании более 400 раз. Первый случай — это рассказ о сотворении человека. Обратите внимание на Бытие 2: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни; и человек стал душею живою » (ст. 7).

Здесь важна формулировка. Обратите внимание, что человек стал «живой душой». Еврейское слово, с которого было переведено слово «душа», — nephesh , что означает «дышащее существо». В этом отрывке говорится, что человек стал живым, дышащим существом.

Однако отличалась ли душа, полученная человеком от души животных, тем, что она была бессмертной ?

Опять позволим Библии говорить самой за себя: «Душа согрешающая, она умрет» (Иез. 18:4, 20). Если душа умирает, то она не может быть бессмертной! Как может так много людей верить в то, что у людей есть бессмертные души, если всего два отрывка из Слова Божьего доказывают, что это абсурд?

Если понятие бессмертной души не происходит из Писания, то каково его происхождение? Даже самый краткий взгляд на исторические записи делает это ясным: «Вера в то, что душа продолжает свое существование после разложения тела, является скорее предметом философских или богословских рассуждений, чем простой веры, и поэтому нигде в Священном Писании прямо не говорится. …Вера в бессмертие души пришла к евреям от соприкосновения с греческой мыслью и главным образом через философию Платона, ее главного представителя, который пришел к ней через орфические и элевсинские мистерии, в которых странным образом смешались вавилонские и египетские взгляды». ( Еврейская энциклопедия , «Бессмертие души»).

Ранний католический писатель Тертуллиан (155–220 гг. н. э.) подробно описывает, откуда берет свое начало учение о бессмертной душе: «Ибо некоторые вещи известны даже природе: бессмертие души, например, признано многими… Я могу использовать, следовательно, мнение Платона, когда он заявляет: «Всякая душа бессмертна»» (90–105 «Доникейские отцы» 90–106, глава III).

Если загадка разума и тела не может быть объяснена популярной доктриной бессмертной души, тогда каков ответ?

Дух в человеке

Библия действительно дает ответ на вопрос о разуме и теле, но массы упускают его из виду. Это показывает, что в человеке есть духовный компонент , который возвышает его над физическим.

Обратите внимание на отрывок из Ветхого Завета: «Бремя слова Господня для Израиля, говорит Господь, которое простирает небеса и полагает основание земли, и образует в нем дух человека (Зах. 12:1). Это показывает, что Бог создал дух внутри каждого человека, включая вас.

Притчи 20:27 проливают свет на назначение этого духа: «Дух человеческий есть светильник Господень, осматривающий все внутренности чрева».

Бог использует дух в человеке как способ взаимодействия с человечеством. Далее это изложено в книге Иова: «Дух есть в человеке, и по вдохновению Вседержителя вразумляет его» (Иов 32:8).

Объединение этих отрывков проясняет, что Бог использует «дух в человеке», чтобы передать понимание. Через этот дух Бог может научить физического человека определенной степени духовного знания. Однако он духовно несовершенен — ему нужно другой дух .

Физическое и духовное

Человек — физическое существо с духовным компонентом. За столетия человечество достигло поразительного прогресса и прогресса, но — в то же время — продолжает страдать от все более усугубляющихся и ужасающих зол, бед и болезней. Это потому, что проблемы общества духовны по своей природе.

Великие лидеры осознали связь между проблемами человечества и потребностью в духовных ответах. Присутствуя при подписании акта о капитуляции империалистической Японии, генерал Дуглас Макартур сказал: «Люди с незапамятных времен стремились к миру… Военные союзы, балансы сил, лиги наций — все, в свою очередь, потерпели неудачу, оставив единственный путь, ведущий через горнило войны. Крайняя разрушительность войны теперь стирает эту альтернативу. У нас был последний шанс. Если мы не изобретем более совершенную и справедливую систему, Армагеддон будет у наших дверей. Проблема в основном является теологической и включает в себя духовное возрождение и улучшение человеческого характера, которые синхронизируются с нашим почти беспрецедентным прогрессом в науке, искусстве, литературе и всех материальных и культурных достижениях последних двух тысяч лет. Оно должно быть от духа, если мы хотим спасти плоть» (9).0105 Доклады генерала Макартура ).

Прошло более 70 лет с тех пор, как генерал Макартур произнес эти слова, а проблемы усугубляются. Человек отчаянно нуждается в духовном знании — реальном решении своих проблем. Но он может достичь этого, только обратившись к Богу. Опять же, человек духовно несовершенен — ему нужен другой дух.

Апостол Павел писал: «Ибо кто знает, что в человеке, если не дух человеческий, который в нем? Так и Божие знает не человек, а Дух Божий» (1 Кор. 2:11).

Божий Дух в сочетании с духом в человеке позволяет нам познавать «вещи Божьи» и формировать святой, праведный характер.

Дух в человеке также записывает события, переживания и уроки жизни каждого человека и возвращается к Богу после смерти: «Тогда прах [человек] возвратится в землю, как был; и дух возвратится в Бог, Который дал его» (Екк. 12:7).

Бог хранит этот самый важный ингредиент человека до воскресения.

Человеческий дух позволяет человеку рассуждать, анализировать и творить.

Добавить комментарий