Различия между высшими и низшими потребностямиНевнимание к проблеме ценностей, нежелание признать её научно-психологическую значимость не только ослабляет психологию как науку, не только препятствует её полному развитию, но и подталкивает человечество к гипернатурализму, к этическому релятивизму, к хаосу и нигилизму. Если же нам удастся продемонстрировать, что способность совершать выбор между высшим и низшим, между сильным и слабым заложена в самой природе организма, то разговоры об относительности ценностей и ценностного выбора, об отсутствии естественных критериев разграничения добра и зла, о том, что одна ценность ничем не лучше другой, прекратятся за отсутствием предмета обсуждения. Принцип естественного выбора уже выдвигался мною в главе 4. Базовые потребности естественным образом выстраиваются в совершенно отчётливую иерархию, в которой более сильная, более насущная потребность предшествует менее сильной и менее насущной. Перечислим их:
Некоторые последствия различения высших и низших потребностейЕсли мы согласимся с тем, что 1) высшие и низшие потребности имеют разные характеристики и 2) высшие потребности наряду с низшими представляют собой неотъемлемую часть человеческой природы (а вовсе не навязаны и не противоположны ей), — то наши взгляды на психологию и философию претерпят революционные изменения. Концепции образования, политические и религиозные теории, принятые в настоящее время в большинстве культур, базируются на прямо противоположных принципах. В целом можно сказать, что биологическая, животная, инстинктоидная природа человека понимается ныне исключительно как свод физиологических потребностей: пищевой, половой и так далее, которым противопоставляются высшие человеческие стремления и порывы, потребность в правде, в любви, в красоте. Более того, сами эти стремления нередко трактуются как антагонистические, взаимоисключающие, конфликтующие, противоборствующие друг с другом. По одну сторону баррикад встаёт культура со всеми её институтами, вооружённая разнообразнейшими средствами воздействия на человека, по другую оказывается низкая, животная природа человека. Культура считает своим долгом уничтожить своего соперника, подавить его, превращаясь, таким образом, в деспота, фрустратора или, в лучшем случае, обретает черты суровой необходимости. Много пользы нам принесло бы осознание того факта, что высшие стремления и позывы есть частью биологической природы человека, столь же неотъемлемой, как потребность в пище. На некоторых из позитивных последствий этого осознания я хочу остановиться подробнее.
|
Потребности высшие и низшие «Мотивация и личность»
в раздел Оглавление
Глава 7
Потребности высшие и низшие
Различия между высшими и низшими потребностями
В данной главе я попытаюсь показать, что можно говорить о реальных основаниях для подразделения потребностей на «высшие» и «низшие». Аргументация, которую я приведу ниже, поможет подтвердить выдвигаемое мною положение о том, что организм сам диктует иерархию ценностей, а ученый лишь наблюдает за ней и описывает ее. К сожалению, мне придется доказывать очевидные вещи, и все оттого, что в науке почему-то утвердилось представление о том, что иерархия ценностей творится ученым, что она несет на себе печать его вкусов и предубеждения, основывается лишь на его интуитивных догадках и допущениях, бездоказательных и недоказуемых. Во второй части главы я перечислю ряд возможных позитивных последствий дифференциации потребностей на высшие и низшие.
Невнимание к проблеме ценностей, нежелание признать ее научно-психологическую значимость не только ослабляет психологию как науку, не только препятствует ее полному развитию, но и подталкивает человечество к гипернатурализму, к этическому релятивизму, к хаосу и нигилизму. Если же нам удастся продемонстрировать, что способность совершать выбор между высшим и низшим, между сильным и слабым заложена в самой природе организма, то разговоры об относительности ценностей и ценностного выбора, об отсутствии естественных критериев разграничения добра и зла, о том, что одна ценность ничем не лучше другой, прекратятся за отсутствием предмета обсуждения. Принцип естественного выбора уже выдвигался мною в главе 4. Базовые потребности естественным образом выстраиваются в совершенно отчетливую иерархию, в которой более сильная, более насущная потребность предшествует менее сильной и менее насущной. Например, мы уже можем вполне определенно заявить, что потребность в безопасности сильнее, чем потребность в любви, ибо при фрустрации этих потребностей первая явно доминирует в организме. Физиологические потребности (взаимоотношения между которыми также подчиняются внутренней иерархии) насущнее, чем потребность в безопасности, которая сильнее, чем потребность в любви, которая, в свою очередь, сильнее потребности в уважении, более сильной, чем потребности в осуществлении своей самобытности, которые мы обобщаем в рамках одной потребности – потребности в самоактуализации.
Именно таков порядок потребностей, в соответствии с которым организм совершает выбор, или отдает предпочтение. Но с этим порядком связан не только процесс выбора, его отчетливое влияние обнаруживает себя и в иных сферах. Перечислим их:
В филогенетическом, или эволюционном плане более высокая потребность представляет собой более позднее образование. Если потребность в пище – общая для всех живых организмов, то потребность в любви присуща только человеку и, возможно, высшим человекообразным обезьянам, а потребность в самоактуализации, бесспорно, – одному лишь человеку. Чем выше потребность, тем более специфична она для человека.
В процессе онтогенетического развития высшие потребности обнаруживаются позже, чем низшие. При рождении человек обладает одними лишь физиологическими потребностями и, возможно, в очень слабой, зачаточной форме – потребностью в безопасности, которая проявляется в реакции испуга и наличие которой косвенно может быть подтверждено общим наблюдением, согласно которому ребенок развивается лучше, если окружающий его мир отличается стабильностью и регулярностью. Только спустя несколько месяцев ребенок начинает выказывать первые признаки социальной привязанности и избирательной любви, и еще позже, если чувствует себя в безопасности и если окружен любовью родителей, обнаруживает стремление к самостоятельности, независимости, потребность в достижении, в уважении, в оценке, в похвале. Что касается потребности в самоактуализации, то даже Моцарт обрел ее не раньше, чем в трех-четырехлетнем возрасте.
Чем выше место потребности в иерархии потребностей, тем менее насущна она для выживания, тем дольше она может оставаться неудовлетворенной и тем выше вероятность ее полного исчезновения. Потребности высших уровней отличаются меньшей способностью к доминированию и меньшей организационной силой. Если низшие потребности требуют немедленного удовлетворения, мобилизуют все силы организма и вызывают автономные реакции, призванные обеспечить их удовлетворение, то высшие потребности не так настоятельны. Отчаянное, маниакальное стремление к безопасности наблюдается гораздо чаще, чем маниакальное стремление к уважению окружающих. Депривация высших потребностей не вызывает таких отчаянных реакций самозащиты, как депривация низших потребностей. По сравнению с пищей и безопасностью уважение кажется просто роскошью.
Жизнь на более высоких мотивационных уровнях означает большую биологическую эффективность, большую продолжительность жизни, меньшую подверженность болезням, лучший сон, аппетит и т.п. Исследования в области психосоматики вновь и вновь показывают нам, что следствием тревоги, страха, отсутствия любви, деспотизма становятся крайне нежелательные физические и психологические последствия. Удовлетворение высших потребностей в конечном итоге не только повышает жизнеспособность организма, оно служит его росту и развитию.
С субъективной точки зрения высшие потребности менее насущны. Намеки высших потребностей невнятны, неотчетливы, их шепот порой заглушается громкими и ясными требованиями других потребностей и желаний, их интонации очень похожи на интонации ошибочных убеждений или привычек. Умение распознать собственные потребности, то есть понять, что тебе нужно на самом деле – само по себе огромное психологическое достижение. Все, что мы сказали здесь, вдвойне справедливо для потребностей высших уровней.
Удовлетворение высших потребностей приводит человека к субъективно желанному состоянию, он испытывает чувство покоя, умиротворенности, счастья, богатства внутренней жизни. Удовлетворение потребности в безопасности в лучшем случае может принести чувство облегчения и расслабленности, но не может подарить человеку мгновений экстаза, высших переживаний, исступленного счастья, восторга, как не может вызвать чувства умиротворенности, понимания, гордости и тому подобных чувств.
Жизнь на высших мотивационных уровнях, поиск удовлетворения высших потребностей означает движение в сторону здоровья, прочь от психопатологии. Аргументы в пользу этого тезиса приведены в главе 5.
Для актуализаци, пробуждения высшей потребности требуется больше предварительных условий, чем для актуализации низшей потребности. Мы можем говорить об этом уже потому, что для пробуждения высшей потребности необходимо удовлетворение более сильных по сравнению с ней потребностей. Например, пробуждение потребности в любви требует выполнения большего количества условий, чем пробуждение потребности в безопасности. В более общем плане можно сказать, что «высокая» жизнь несоизмеримо сложнее, чем «низкая» жизнь. Для того, чтобы испытать потребность в уважении и статусе, человек должен взаимодействовать с большим числом людей, должен иметь более широкую арену деятельности, должен ставить перед собой более долговременные задачи, должен уметь оперировать более разнообразными средствами и парциальными целями, должен сделать большее количество промежуточных шагов, чем это необходимо для пробуждения потребности в любви. То же самое можно сказать и относительно потребности в любви, если мы сравним ее с потребностью в безопасности.
Для пробуждения высших потребностей необходимы хорошие внешние условия. Для того, чтобы люди перестали убивать друг друга, необходимы соответствующие внешние условия, но для того, чтобы люди еще и любили друг друга, необходимо несколько большее. И наконец, только очень хорошие условия делают реальной возможность самоактуализации.
При условии удовлетворения и низшей и высшей потребности последняя приобретает большую субъективную значимость для человека. Ради высшего удовлетворения человек готов терпеть лишения и идти на жертвы, готов мириться с депривацией низших потребностей. Зачастую ради принципов и убеждений человек согласен вести аскетическую жизнь, он отказывается от богатства и престижа во имя возможности осуществить себя на избранном поприще. Человек, удовлетворивший низшие потребности и познавший, что такое самоуважение и самоосуществление, как правило, ставит их выше сытого желудка и чувства безопасности.
Чем выше уровень потребностей человека, тем шире круг его любовного отождествления (тем большее количество людей входит в этот круг и тем выше степень любовного отождествления). Любовное отождествление можно определить как слияние мотивационных иерархий двух или нескольких людей. Человек принимает потребности и желания любимого человека как свои собственные, не различает их. Желание любимого становится его собственным желанием.
Жизнь на высших мотивационных уровнях и удовлетворение высших потребностей вызывает желательные, благоприятные гражданские и социальные последствия. В какой-то степени здесь справедлива следующая закономерность: чем выше потребность, тем она менее эгоистична. Голод чрезвычайно эгоцентричен, утоление голода – это всегда самоудовлетворение. Но стремление к любви и уважению обязательно предполагает взаимодействие с другими людьми. Более того, его невозможно осуществить, не осознав необходимость удовлетворять потребности других людей. Люди, в достаточной мере удовлетворившие свои базовые потребности (потребность в пище и в безопасности), устремленные к любви и уважению, обнаруживают такие черты, как верность, дружелюбие, гражданское самосознание; именно из таких людей получаются хорошие родители, супруги, учителя, общественные деятели и т.п.
Удовлетворение высших потребностей в большей мере приближает человека к самоактуализации, чем удовлетворение низших потребностей. Это различие имеет чрезвычайно важное значение для теории самоактуализации. Помимо всего прочего оно означает, что люди, живущие на высоких уровнях мотивационной жизни, многими чертами похожи на самоактуализирующихся людей и похожесть эта очень заметна.
Жизнь на высоких мотивационных уровнях и удовлетворение высших потребностей приводит к более сильному и более естественному, истинному индивидуализму. Данное положение как будто вступает в противоречие с предыдущим заявлением о том, что «высокая» жизнь означает более сильное любовное отождествление, то есть социализацию. Однако, несмотря на всю кажущуюся алогичность, его следует воспринимать как эмпирическую реальность. Самоактуализирующиеся люди отличаются как высокой степенью самобытности, так и способностью любить человечество, и этот факт полностью соответствует теоретическим размышлениям Фромма относительно синергической природы взаимоотношений между любовью к себе (или вернее, самоуважением) и любовью к другим людям. В данном контексте интересны также его размышления об индивидуальности, спонтанности и роботизации (145).
Чем выше уровень потребностей, тем более податлив человек для психотерапевтического воздействия, тем эффективнее оно может быть; психотерапевт не в состоянии оказать помощь человеку, находящемуся на низких уровнях мотивационной жизни. Психотерапевтические методы ничем не помогут голодному человеку.
Низшие потребности имеют более четкую локализацию, более осязаемы и ограничены, чем высшие потребности. Голод и жажда гораздо более «соматичны», чем потребность в любви, которая, в свою очередь, более соматична, чем потребность в уважении. Кроме того, удовлетворители низших потребностей гораздо более осязаемы и очевидны, чем источники удовлетворения высших потребностей. Ограниченность низших потребностей проявляется еще и в том, что для их удовлетворения требуются конкретные удовлетворители. Чтобы утолить голод, достаточно съесть определенное количество пищи, но удовлетворение потребностей в любви, в уважении и когнитивных потребностей не знает пределов.
4 Различия между пирамидой Маслоу и базовыми психологическими потребностями из теории самоопределения
4 Различия между пирамидой Маслоу и базовыми психологическими потребностями из теории самоопределения
«Пирамида Маслоу» — одна из самых известных идей в психологии. Абрахам Маслоу сформулировал основу этой идеи в своих публикациях «Теория мотивации» (1943) и «Мотивация и личность» (1954).
Короче говоря, эта идея подразумевает, что у людей есть иерархически упорядоченные основные потребности, необходимые для здорового развития. Эта идея оказалась интуитивно привлекательной, поскольку стала очень популярной как в психологии, так и за ее пределами. О том, что он популярен в психологии, свидетельствует тот факт, что его практически нет ни в одном вводном справочнике по психологии. О том, что он стал популярным за пределами психологии, свидетельствует, среди прочего, тот факт, что шутка, в которой Wi-Fi была добавлена как новая базовая потребность в
Пирамида Маслоу сразу понятна почти всем. Поэтому неудивительно, что мы регулярно получаем вопросы о том, чем пирамида Маслоу отличается от господствующей сейчас в психологии теории мотивации — теории самоопределения (SDT, см. Ryan & Deci, 2017). В конце концов, эта теория также постулирует основные потребности, необходимые для здорового развития. Ниже я отвечаю на этот вопрос с 4 разных точек зрения.
Теория Маслоу
Маслоу сформулировал 5 категорий человеческих потребностей, которые, по его мнению, были иерархически упорядочены. На рисунке ниже показаны эти потребности в их предполагаемом пирамидальном расположении.
Пирамида Маслоу предполагала, что физиологические потребности, такие как достаточное количество кислорода, пищи, воды и т.п., являются самыми основными потребностями человека. Он заявил, что это дефицитных потребностей . Под этим он имел в виду, что если они недостаточно выполнены, им отдается высший приоритет. Если они должны быть выполнены, то внимание человека по Маслоу переключается на уровень вверх. Уровень потребности в безопасности. И так работает вверх. Согласно Маслоу, психологические потребности становятся важными только после того, как удовлетворены «базовые потребности», а самоактуализация становится важной потребностью только тогда, когда удовлетворены все основные потребности.
Три основные психологические потребности из теории самоопределения
Эти три универсальные базовые психологические потребности из SDT:
- потребность в автономии : потребность иметь возможность выбирать для себя, что вы делаете, иметь возможность поддерживать то, что вы делаете, иметь возможность делать то, что вы считаете интересным или важным.
- потребность в компетентности : потребность чувствовать себя эффективным, способным и становиться лучше в деятельности, которой мы занимаемся в нашей жизни и которая важна для нас.
- потребность в родстве : потребность чувствовать связь с другими, принадлежать, чувствовать, что другие заботятся о вас и иметь возможность что-то значить для других.
Пирамида Маслоу и теория самоопределения имеют нечто общее. То есть оба основаны на базовых потребностях человека, необходимых для здорового развития. С точки зрения содержания, также, по-видимому, существует определенное существенное совпадение между потребностями Маслоу и теорией самоопределения. Поэтому совершенно очевидно, что люди задаются вопросом, в чем сходство и различие между Маслоу и теорией самоопределения. Но различия существенны. Ниже я описываю 4 важных отличия.
1. Существуют существенные различия
На первый взгляд, между Маслоу и SDT есть существенные сходства. Потребность в награде и любви напоминает потребность в отношениях. Но существенные различия между обоими наборами потребностей больше, чем может показаться на первый взгляд. Прежде всего, SDT фокусируется только на основных психологических потребностях, в то время как Маслоу также фокусируется на других, таких как физиологические потребности.
Во-вторых, Маслоу считает потребность в самоуважении основой, а ТСД — нет. SDT рассматривает потребность в самооценке как замену потребностям. Это означает, что эта потребность проявляется только тогда, когда фрустрируется выполнение основных потребностей (автономия, компетентность, связанность). В более широком смысле потребности в признании и признании не близки к базовым потребностям SDT, а скорее напоминают потребность в статусе, которая представляет собой внешнее стремление, связанное с неудовлетворенностью основных потребностей.
В-третьих, потребность в самореализации не отражена в СДТ. В то время как Маслоу рассматривает самоактуализацию как потребность, СДТ рассматривает самоактуализацию как описание того, что происходит, когда удовлетворяются три основные потребности.
2. Маслоу предполагает иерархию, а СДТ – нет
Еще одно важное отличие состоит в том, что Маслоу предполагает иерархию потребностей, а СДТ – нет. Маслоу считает, что его «высшие» потребности становятся важными только тогда, когда удовлетворены «низшие» потребности. SDT предполагает отсутствие последовательности. Три основные потребности важны на протяжении всей жизни, и нет никакой приоритетности в отношении того, насколько они важны. SDT также предполагает отсутствие строгого иерархического порядка между базовыми психологическими потребностями и другими базовыми потребностями (такими как потребность в безопасности и материальном благополучии).
SDT заявляет, что даже в (например) небезопасных ситуациях и ситуациях крайней нищеты и голода людям по-прежнему необходимы автономия, компетентность и солидарность для надлежащего функционирования и благополучия.
3. Маслоу сосредотачивается на силе потребностей, а ТСД на степени удовлетворения потребностей
Маслоу предполагает (как и многие другие теоретики мотивации), что сила потребностей является предиктором благополучия и функционирования людей. СДТ этого не делает. SDT предполагает, что степень, в которой человек чувствует, что потребности удовлетворяются, является предиктором благополучия и функционирования независимо от того, насколько сильны эти потребности. То, что могут быть различия в силе потребностей, не отрицается в SDT. Но SDT предполагает, что эти различия в силе связаны со степенью, в которой потребности были фрустрированы в прошлом.
4. Большая эмпирическая поддержка ТДТ, небольшая поддержка Маслоу
Маслоу был основателем и представителем движения гуманистической психологии. Одной из сильных сторон этого движения было выдвижение множества новых идей о психологии. Была слабость в проверке этих идей с помощью хороших научных исследований. Было проведено мало хороших исследований пирамиды Маслоу. Поэтому его идея имеет мало эмпирических подтверждений. Однако есть исследования, прямо опровергающие аспекты его теории (см., например, здесь). С другой стороны, было проведено много исследований предположений SDT, и эти исследования продолжаются. Существует множество доказательств обоснованности основных психологических потребностей.
Заключение
Сходство между пирамидой Маслоу и SDT ограничено. Нет ничего плохого в том, что Маслоу в свое время предложил свой иерархический взгляд на человеческие потребности. Это интуитивно привлекательная модель, и ее идеи могли бы оказаться верными. Но пирамида оказывается основанной на идеях, во многом неверных. Теория основных потребностей самоопределения кажется гораздо лучшей моделью того, как работает человеческая мотивация.
Пирамида Маслоу — Лаборатория принятия решений
Основная идея
Теория и практика
TDL — это консультационная компания по прикладным исследованиям. В своей работе мы используем знания из различных областей — от психологии и экономики до машинного обучения и поведенческих данных — для поиска целенаправленных решений сложных проблем.
Наши консультационные услуги
Пирамида Маслоу, которую часто называют иерархией потребностей Маслоу, представляет собой популярную теорию мотивации, счастья и выживания. Как сложные существа, люди имеют ряд потребностей, которые различаются по сложности. Согласно пирамиде Маслоу, люди мотивированы иерархией потребностей; потребности ниже в рейтинговой системе должны быть удовлетворены, прежде чем мы сможем перейти к решению более сложных задач.
Например, представьте, что вы голодаете. Было бы очень трудно думать о чем-либо еще, когда такая физиологическая потребность, как чувство голода, не удовлетворяется. Поэтому маловероятно, что вы были бы мотивированы или способны заниматься потребностью, стоящей выше по пирамиде, такой как саморазвитие. Согласно Маслоу, именно на высших ступенях пирамиды можно найти истинное счастье.
Пирамида основана на идее о том, что определенные базовые потребности должны быть удовлетворены, прежде чем люди смогут перейти вверх по иерархии к более сложным потребностям. 2 Иерархия помещает физиологические потребности в самый низ, за ними следуют безопасность, затем принадлежность и любовь, затем уважение и, наконец, самоактуализация. 3
»Если вы планируете быть чем-то меньшим, чем вы способны быть, вы, вероятно, будете несчастны все дни своей жизни. 1
– Абрахам Маслоу
Теория и практика
TDL – это консультационная компания по прикладным исследованиям. В своей работе мы используем знания из различных областей — от психологии и экономики до машинного обучения и поведенческих данных — для поиска целенаправленных решений сложных проблем.
Наши консультационные услуги
История
Знаменитая ныне пирамида была впервые представлена Авраамом Маслоу, влиятельным психологом, в его 1943 статья, «Теория мотивации человека». 3 В это время Маслоу разочаровали две популярные ветви психологии, фрейдистский психоанализ и поведенческая психология. 4 Маслоу считал, что обе области слишком пессимистичны, поскольку они сосредоточены на проблемном поведении, а не на положительных аспектах человечества, таких как счастье. 2 Маслоу был не одинок в своих разочарованиях, и вместе с другими критиками он разработал третий вид психологии, гуманистическую психологию. Гуманистические подходы стремятся к психологии, исследуя человека в целом, а не только его психические заболевания. Сторонники гуманистической психологии считают, что психоанализ и поведенческая психология могут быть дегуманизирующими.
Теория мотивации Маслоу стремилась изучить, что делает людей счастливыми и что побуждает их действовать тем или иным образом. 2 Маслоу считал, что основные человеческие желания универсальны, даже если некоторые конкретные желания могут быть уникальными.4 Благодаря своей вере он смог охарактеризовать человеческие потребности по пяти категориям в зависимости от того, насколько заметно каждая из них была в человеческом сознании, что привело к пирамиде иерархии потребностей:
- Физиологические потребности: основные биологические потребности, такие как пища, вода и сон
- Потребность в безопасности: потребность чувствовать себя защищенным и защищенным, как физически, так и умственно, и финансово
- Потребность в принадлежности и любви: человеческое желание иметь друзей и любимых, чтобы чувствовать себя принятым уважение, которое повышает нашу самооценку
- Потребности в самореализации: потребность в полной реализации нашего потенциала и поиске смысла или цели в жизни, что затем приведет к счастью. 2
Пирамида предполагает, что все первые четыре стадии представляют собой дефицитные потребности, то есть они возникают из-за лишений. Потребности дефицита становятся более интенсивными, чем дольше они не удовлетворяются. Последняя стадия, самоактуализация, считается потребностью роста, которая возникает не из-за депривации, а из-за желания стать лучше. 2
В своей первоначальной характеристике пирамиды человеческих потребностей Маслоу предположил, что каждый уровень должен быть выполнен, чтобы люди были мотивированы на удовлетворение более сложных потребностей. В своей статье 1943 года он заявил:
«Совершенно верно, что человек живет одним хлебом, когда хлеба нет. Но что происходит с желаниями человека, когда хлеба в избытке и его желудок хронически сыт? Сразу же возникают другие (и «высшие») потребности, и они, а не физиологические голода, доминируют над организмами. А когда эти, в свою очередь, удовлетворяются, вновь возникают новые, еще более «высшие» потребности и т. д.». (стр. 375) 3
По сути, Маслоу считал, что для того, чтобы перевести прошлые потребности дефицита на стадию потребностей, основанных на росте, необходимо удовлетворить каждую потребность на каждом уровне. Пирамида, казалось, давала ответы на многие вопросы, которые ставили в тупик психологов, о том, чего на самом деле добивались люди и как они расставляли свои приоритеты на основе всех ежедневных конкурирующих утверждений, с которыми сталкиваются люди. 5 Кроме того, пирамида имела предписывающий элемент: она помогала людям понять, что прежде чем самоактуализация станет возможной, им сначала необходимо обеспечить удовлетворение своих более элементарных потребностей. Иерархия потребностей могла действовать как руководство к достижению счастья, цели психологов-гуманистов.
Маслоу продолжал работать над своей иерархией потребностей, более четко излагая свою теорию, когда он опубликовал « Мотивация и личность» в 1954 году, и постоянно адаптируя ее перед лицом критики. 3
Последствия
Пирамида Маслоу имела важное значение для области психологии, поскольку она фокусировалась на аспектах, которые игнорировались фрейдистским психоанализом, особенно на счастье. Теория Маслоу также была больше сосредоточена на уникальности человеческого поведения по сравнению с поведенческой психологией, которая часто основывает свои теории на исследованиях на животных. 4 Хотя сегодня современная психология занимается такими темами, как счастье, надежда, оптимизм или любовь, во времена Маслоу такие темы были зарезервированы для религии. 4 Таким образом, иерархия потребностей имела большое значение для методологии психологии и проложила путь к тому, что сегодня известно как позитивная психология. Желание Маслоу помочь людям полностью раскрыть свой потенциал послужило источником вдохновения для этой области и может быть частично ответственным за изменение траектории психологии, которая ранее была связана с психическими заболеваниями. 4
Иерархия потребностей Маслоу также помогла объединить духовные и прагматические представления о цели человека. В то время как люди, которые сосредотачиваются исключительно на духовной мотивации, могут забыть о более основных потребностях, таких как жажда и сон, прагматики игнорируют нематериальные потребности, такие как любовь и принятие. 5 Таким образом, пирамида способна более целостно отразить сложность человеческих потребностей и показать, насколько многогранны люди. Пирамида Маслоу предоставила гуманистической психологии доказательства того, что люди являются не просто продуктом своего окружения, но что их поведение связано с внутренними эмоциями и представлением о себе.
Пирамида Маслоу также имела большое значение для бизнеса и теперь считается одной из основополагающих структур бизнес-моделей. Как и у людей, у бизнеса есть ряд потребностей, которые необходимо удовлетворить, чтобы добиться успеха. На самом базовом уровне это положительный денежный поток, приравненный к физиологическим потребностям человека. 6 Как только эта потребность будет удовлетворена, компания может сосредоточиться на более высоких потребностях, таких как инновации, творчество и организационная культура. Пирамида напоминает бизнесу, что основные потребности должны быть удовлетворены, прежде чем он сможет расти. По словам Майка Михаловича, одного из самых выдающихся авторов по предпринимательству, одна из самых больших проблем, с которыми сталкивается бизнес, заключается в том, что он не знает своей главной проблемы. Пирамиду Маслоу можно использовать в качестве руководства для устранения этой общности. 7
Пирамида также может информировать компании о том, как повысить производительность посредством отношений между работниками и работодателями. Пирамида демонстрирует, что люди не смогут работать над тем, чтобы стать лучшей версией себя (или лучшими работниками), если их низшие потребности не будут удовлетворены. Это означает, что компании должны следить за тем, чтобы их сотрудники высыпались, чувствовали себя в безопасности на своей работе, общались на работе и получали достаточно похвалы и признания, чтобы создать сотрудников, готовых выполнять значимую работу. 8
Иерархия потребностей Маслоу представляет собой руководство для роста и личного развития, вопросы, которые невероятно важны как для отдельных лиц, так и для бизнеса.
Противоречия
Самая большая критика пирамиды Маслоу связана с ее утверждением о том, что более низкие потребности должны быть полностью удовлетворены, чтобы удовлетворить потребности более высокого уровня. В то время как другие исследования подтвердили различные виды потребностей, которые мотивируют человеческое поведение, практически ни одно исследование не подтвердило иерархическое формирование этих потребностей. 2 Пирамида вызывает некоторые этические проблемы, поскольку предполагает, что только люди, занимающие привилегированное положение (у которых удовлетворены их основные потребности), способны к самореализации.
После такой критики Маслоу продолжал адаптировать и совершенствовать свои теории, утверждая, что структура иерархии не такая жесткая, как он представил ее в своей первоначальной статье. 3 Позже, в 1987 году, он заявил, что поведение полимотивировано, а не обусловлено только одним уровнем потребности, и предположил, что категории на самом деле могут перекрываться. 3 Маслоу также позже добавил в иерархию новые компоненты, включая когнитивные, эстетические и трансцендентные потребности. 3
Пирамиду Маслоу также критиковали за то, что она предлагала универсальную концепцию человеческой мотивации, которая не учитывала, как разные культуры, пол или возраст могут вызывать различия в мотивации. Признав эту несостоятельность иерархии потребностей, Маслоу пересмотрел свою теорию, заявив, что структура является гибкой и что порядок уровней может быть разным для разных людей. Например, для некоторых людей или культур уважение может иметь приоритет над принадлежностью. 3
Более того, большая часть критики пирамиды Маслоу сосредоточена на отсутствии у него научной методологии. Маслоу разработал свою концепцию самоактуализации, исследуя характеристики людей, которые, по его мнению, самоактуализировались. Этот тип биографического анализа явно очень субъективен, а это означает, что определение самоактуализации, данное Маслоу, не может быть универсальным. 3
Практические примеры
Стратегическая паллиативная помощь через иерархию потребностей
Пирамида Маслоу приобрела популярность в бизнесе и образовании, однако недавнее исследование показывает, что она также может оказывать влияние на уход за больными в хосписах. Хоспис предназначен для удовлетворения потребностей больных или неизлечимо больных; система могла бы извлечь выгоду из предписывающего руководства о том, как наилучшим образом достичь своих целей.
Медицинские работники Роберт Заленски и Ричард Рапса предполагают, что иерархия потребностей Маслоу может помочь структурировать уход за пациентами, указывая на неотложность удовлетворения основных потребностей, прежде чем переходить к более сложным потребностям. 9 Таким образом, пирамида обеспечивает логику, которая, хотя иногда и должна быть гибкой, может использоваться для стандартизации хосписной помощи. Внизу пирамиды будет обеспечение уменьшения физической боли; второй уровень должен заключаться в снятии страхов, чтобы пациенты могли чувствовать себя в безопасности; третий уровень должен обеспечить наличие у пациента систем поддержки; в-четвертых, нужно обеспечить, чтобы пациент чувствовал, что его жизненные достижения признаются.9 Удовлетворяя все эти потребности, пациенты получат наилучшие шансы на самореализацию и могут чувствовать себя более спокойно, когда их жизнь подходит к концу.
Социальная защита и общественные нужды
Пирамида Маслоу основана на концепции, согласно которой люди имеют разные уровни потребностей, некоторые из которых необходимо удовлетворить, прежде чем можно будет заняться другими. Экстраполируя это понятие на сообщества, полицейскую практику можно адаптировать к конкретным потребностям каждого сообщества. В своем исследовании 2016 года профессора уголовного правосудия Мельчор де Гусман и МунСан Ким предложили применить модель иерархии потребностей для удовлетворения потребностей, когда полиция, ориентированная на сообщество (COP), будет успешной. 10 В наши дни большая часть споров вокруг полиции демонстрирует недоверие общественности к полиции, что делает эту область важной для исследования.
Исследование опирается на предыдущие исследования иерархии социальных потребностей, которые также предполагали, что базовые уровни потребностей должны быть удовлетворены для удовлетворения более высоких потребностей. Эта предыдущая иерархия социальных потребностей поместила восстановление социального порядка в качестве базовой потребности сообщества, за которой следовало поддержание социального порядка и, наконец, укрепление социального порядка. Де Гусман и Ким предположили, что для первых двух уровней необходимы более традиционные полицейские стратегии, но что COP лучше удовлетворяет третью потребность, расширение, которое следует из самоактуализации Маслоу. 10 Когда полиция решает свои основные потребности, они смогут сосредоточиться на удовлетворении более высоких потребностей роста.
Связанные ресурсы TDL
Поддержка наших передовых работников с помощью поведенческой науки
Идеология, лежащая в основе пирамиды Маслоу, в настоящее время используется в области медицины для надлежащего удовлетворения потребностей как пациентов, так и врачей. В этой статье наш писатель Нейр Мазур исследует, как общественность может поддержать передовых работников, пытаясь обеспечить удовлетворение их более основных потребностей, позволяя им сосредоточиться на самореализации. Сосредоточившись на своей цели в качестве передовых работников, они, в свою очередь, станут лучшими врачами и смогут лучше помогать пациентам.
Подталкивание против поляризации: Джесси Ицковиц
В то время как критики поведенческой экономики предполагают, что подталкивание является инструментом манипулирования, ученый-бихевиорист Джесси Ицковиц предполагает, что подталкивание можно использовать для улучшения жизни людей. Он предполагает, что модель, подобная модели Маслоу, может помочь людям понять различные уровни человеческих потребностей и, следовательно, адекватно их удовлетворить.
Как дефицит влияет на работающую бедноту
Теория дефицита Сендхила Муллайнатана утверждает, что бедные люди принимают худшие решения в результате того, что их основные потребности не удовлетворяются. Эта теория подкреплена исследованиями и имеет серьезные последствия для того, как общество относится к бедным и помогает им.
Источники
- BrainyQuote. (н.д.). 34 Абрахам Маслоу цитирует . Получено 8 ноября 2020 г. с https://www.brainyquote.com/authors/abraham-maslow-quotes
- Cherry, K. (2020, 3 июня). 5 уровней иерархии потребностей Маслоу . Очень хорошо Разум. https://www.verywellmind.com/what-is-maslows-hierarchy-of-needs-4136760
- Маклеод, С. (2007 г., 5 февраля). Иерархия потребностей Маслоу . Просто психология. https://www.simplypsychology.org/maslow.html#self
- Сельва, Дж. (2020, 26 июля). Абрахам Маслоу, его теория и вклад в психологию . PositivePsychology.com. https://positivepsychology.com/abraham-maslow/
- Школа Жизни. (2020, 28 сентября). Важность пирамиды потребностей Маслоу . Получено 8 ноября 2020 г. с https://www.theschooloflife.com/thebookoflife/the-importance-of-maslows-pyramid-of-needs/
- Судариков Н. (2020, 5 февраля). Пирамида Маслоу в применении к компании . Будущие формирователи. https://thefutureshapers.com/maslows-pyramid-applied-to-the-company/
- Ладагга, Р. (2020, 5 октября). Что «вредит» вашему бизнесу? Узнайте это с помощью пирамиды Маслоу малого и среднего бизнеса . Предприниматель. https://www.entrepreneur.com/article/357199
- Хорн, К. (2019, 27 февраля). Иерархия потребностей Маслоу: почему это все еще важно в 2020 году . Digital.com. https://digital.com/how-to-become-an-entrepreneur/maslows-hierarchy/
- Zalenski, RJ, & Raspa, R. (2006). Иерархия потребностей Маслоу: схема реализации человеческого потенциала в хосписе. Journal of Palliative Medicine , 9 (5), 1120-1127. https://doi.org/10.1089/jpm.