Нарушение ощущений — Общие сведения, Причины возникновения. Томск
Общие сведенияОщущение и восприятие тесным образом связаны между собой. И одно и другое является так называемым чувственным отображением объективной реальности, существующей независимо от сознания и вследствие воздействия ее на органы чувств: в этом их единство. Ощущением является отражение отдельного чувственного качества или впечатления от окружающего.Ощущения и восприятия, таким образом, едины и различны, составляют сенсорно-перцептивный уровень психического отражения. На сенсорно-перцептивном уровне речь идет о тех образах, которые возникают при непосредственном воздействии предметов и явлений на органы чувств.
Ощущения это отражение в сознании действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений. Нарушения ощущений возникают при следующих заболеваниях психопатологии:
-
Гиперестезия. Нарушение чувствительности, которое выражается в сверхсильном восприятии света, звука, запаха.
-
Гипостезия. Понижение общей чувствительности к сенсорным стимулам. Окружающее воспринимается блеклым, тусклым, неразличимым. Это явление типично для депрессивных расстройств.
-
Анестезия. Утрата тактильной чувствительности, или функциональное выпадение способности к восприятию вкуса, запаха, отдельных предметов, типично для диссоциативных расстройств.
-
Сенестопатии
. Необычные комплексные ощущения тела с переживанием перемещения, переливания, перетекания. Пациенты говорят о перемещении щекотки внутри мозга, переливании жидкости от горла к половым органам, растяжении и сжатии пищевода и другие нетепичные ощущения. -
Парестезии. Ощущение покалывания, жжения, ползания мурашек. Частый случай соматоформных психических расстройств и соматических заболеваний. Парестезии обусловлены особенностями кровоснабжения и иннервации, чем отличаются от сенестопатий. Тяжесть под правым подреберьем мне давно знакома, и возникает после жирной пищи, но иногда она распространяется в давление над правой ключицей и в правый плечевой сустав.
-
Фантом-синдром. Возникает у пациентов с отсутствием какой-либо конечности. Пациент вытесняет отсутствие конечности и как бы ощущает боли или ее движения.
Нарушение ощущения может быть связано с поражением периферических и центральных частей анализаторов и проводящих путей ЦНС. Ощущение боли обычно указывает на раздражение болевых рецепторов болезненным процессом, а также может представлять собой поражение проводящих нервных стволов (фантомные боли). При психическом заболевании ощущения могут формироваться в мозге независимо от информации, поступающей от анализаторов.
Весьма многообразны болевые ощущения при депрессивном синдроме (боли в сердце, в животе, головные и др.). Все эти расстройства бывают причиной длительных и безрезультатных обследований и лечения у терапевта или даже хирурга. Особенности психического состояния во многом определяют порог чувствительности, примерами изменения которого при психических расстройствах являются симптомы общей
Гиперестезия характеризируется общим снижением порога чувствительности, воспринимающееся больным как эмоционально неприятное чувство с оттенком раздражения. Это приводит к резкому повышению восприимчивости даже чрезвычайно слабых или индифферентных раздражителей. Больные жалуются, что не могут заснуть, потому что «будильник тикает прямо в ухо», «накрахмаленная простыня гремит, как трамвай», «луна светит прямо в глаза». Недовольство вызывают явления, прежде просто не замечавшиеся больным, к примеру:
Данное заболевание одно из характерных проявлений астенического синдрома, в составе которого она наблюдается при многих психических и соматических заболеваниях. В качестве основного расстройства гиперестезия выступает при наиболее мягких невротических заболеваниях, например при неврастении.
Гипестезия проявляется снижением чувствительности, проявляющееся неприятным чувством измененности, блеклости, серости окружающего мира. Больные отмечают, что перестают различать оттенки цвета, вкус пищи; звуки кажутся им приглушенными, неинтересными, доносящимися как будто издалека. Гипестезия характерна для состояний депрессии.
Истерическая анестезия это функциональное расстройство, возникающее у личностей с демонстративными чертами характера непосредственно после действия психотравмы. При истерии возможна как утрата кожной (болевой, тактильной) чувствительности, так и потеря слуха или зрения. Больной совершенно уверен, что имеется грубое расстройство чувствительности.
Области кожной анестезии не всегда соответствуют типичным зонам иннервации. Вместо характерного для полинейропатии сглаженного перехода от здорового участка кожи к нечувствующему дистальному отделу конечности возможна резкая граница. Важным признаком функционального истерического характера расстройств является наличие безусловных рефлексов, например рефлекса «слежения взора» (при сохранении зрения глаза фиксированы на объектах и не могут двигаться одновременно с поворотами головы).
При истерической кожной анестезии возможно атипичное сохранение реакции на холодные предметы при отсутствии болевой чувствительности. При истерическом неврозе анестезия может наблюдаться относительно продолжительное время, однако чаще она возникает у демонстративной личности как преходящая реакция на конкретное психотравмирующее событие.
Парестезии часто вязаны с преходящим нарушением кровоснабжения органа, к примеру:
-
во время сна в неудобной позе;
-
при напряженной ходьбе;
-
у пациентов с болезнью Рейно.
Сенестопатии — симптом психических расстройств, проявляющийся крайне разнообразными, всегда чрезвычайно субъективными, необычными ощущениями в теле, неопределенный, недифференцированный характер которых вызывает у больных серьезные затруднения при попытке точно описать испытываемое чувство. У каждого больного оно совершенно уникальное, не схожее с ощущениями других пациентов.
📖 Лекция № 2. Ощущение и восприятие. Общая психология: конспект лекций. Дмитриева Н. Ю. Страница 2. Читать онлайн
Восприятием в общей психологии называют отражение предметов, ситуаций или событий в их целостности. Оно возникает при непосредственном воздействии объектов на органы чувств. Поскольку целостный объект обычно воздействует одновременно на различные органы чувств, восприятие является составным процессом. Оно включает в свою структуру ряд ощущений простых форм отражения, на которые можно разложить составной процесс восприятия.
Ощущениями в психологии называются процессы отражения лишь отдельных свойств объектов окружающего мира. Понятие ощущения отличается от понятия восприятия не качественно, а количественно. Например, когда человек держит в руках цветок, любуется им и наслаждается его ароматом, то целостное впечатление от цветка будет называться восприятием. А отдельными ощущениями будут аромат цветка, зрительное впечатление от него, осязательное впечатление руки, держащей стебель. Однако в то же время, если человек с закрытыми глазами будет вдыхать аромат цветка, не касаясь его, это все равно будет называться восприятием. Таким образом, восприятие состоит из одного или нескольких ощущений, создающих на настоящий момент наиболее полное представление об объекте.
Современной психологией признано, что ощущения являются первичной формой познания человеком окружающего мира. Следует также отметить, что хотя ощущение и является процессом элементарным, но на основе ощущений строятся очень многие сложные психические процессы, начиная с восприятия и заканчивая мышлением.
Итак, восприятие является совокупностью ощущений. Для возникновения ощущений необходимы объект внешнего воздействия и анализаторы, способные это воздействие воспринять.
Понятие анализатора (аппарата, осуществляющего функцию различения внешних раздражителей), было введено академиком И. П. Павловым. Он же исследовал структуру анализаторов и пришел к выводу, что они состоят из трех частей.
Первая, периферическая часть рецепторы. Это нервные окончания, расположенные в наших органах чувств, непосредственно воспринимающие внешние раздражения.
Вторая часть проводящие пути, по которым передается возбуждение от периферии к центру.
Третья часть центральная часть анализатора. Это участки головного мозга, отвечающие за распознавание соответствующего раздражителя (зрительного, вкусового, обонятельного и т. д.). Именно здесь воздействие раздражителя преобразовывается в психический процесс, который в психологии называется ощущением.
Итак, классификация ощущений построена на основе перечня рецепторов, при помощи которых эти ощущения становятся доступными.
В анализаторах различают два типа рецепторов: экстерорецепторы, анализирующие сигналы, поступающие из внешнего мира, и интерорецепторы, анализирующие внутреннюю информацию, такую как голод, жажда, боль и т. п.
Основой восприятия являются экстерорецепторы, поскольку именно они обеспечивают объективное представление о внешнем мире.
Как известно, человек обладает пятью органами чувств. Видов внешних ощущений на один больше, поскольку моторика не имеет отдельного органа чувств, однако ощущения тоже вызывает. Следовательно, человек может испытывать шесть видов внешних ощущений: зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные (осязательные), вкусовые и кинестетические ощущения.
Основным источником информации о внешнем мире является зрительный анализатор. С его помощью человек получает до 80 % от общего объема информации. Орган зрительных ощущений глаз. На уровне ощущений он воспринимает информацию о свете и цвете. Воспринимаемые человеком цвета разделяют на хроматические и ахроматические. К первым относятся цвета, составляющие спектр радуги (т. е. расщепления света всем известные «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»). Ко вторым черный, белый и серый цвета. Цветовые оттенки, содержащие около 150 плавных переходов из одного в другой, воспринимаются глазом в зависимости от параметров световой волны.
Следующим по своей важности в получении информации является слуховой анализатор. Ощущения звуков принято делить на музыкальные и шумовые. Их отличие состоит в том, что музыкальные звуки создаются периодическими ритмическими колебаниями звуковых волн, а шумы неритмичными и нерегулярными колебаниями.
У многих людей существует интересная особенность сочетание звукового и зрительного ощущений в одно общее ощущение. В психологии это явление называют синестезией. Это устойчивые ассоциации, возникающие между объектами слухового восприятия, например мелодиями, и цветовыми ощущениями. Часто люди могут сказать, «какого цвета» данная мелодия или слово.
Несколько реже встречается синестезия, основанная на ассоциации цвета и запаха. Она часто присуща людям с развитым обонянием. Таких людей можно найти среди дегустаторов парфюмерной продукции для них важен не только развитый обонятельный анализатор, но и синестетические ассоциации, позволяющие сложный язык запахов перевести в более универсальный язык цвета. Вообще же обонятельный анализатор, к сожалению, чаще всего у людей не очень сильно развит. Люди, подобные герою романа Патрика Зюскинда «Парфюмер», – явление редкое и уникальное.
Большое значение в жизни людей имеет развитие кинестетического (двигательного) анализатора. Кинестетические ощущения, как говорилось выше, не имеют специального органа чувств. Они вызываются раздражением нервных окончаний, находящихся в мышцах, суставах, связках, костях. Эти раздражения происходят при перемещении тела в пространстве, при физических нагрузках, при выполнении движений, связанных с тонкой моторикой (рисовании, письме, вышивании и т. п.). Развитый кинестетический анализатор важен, безусловно, для всех людей. Но особенно он необходим для тех, чья профессия или хобби связаны с выполнением сложных движений, когда очень важно не ошибиться. Это артисты балета, фигуристы, альпинисты, артисты цирка и еще очень многие люди, в чьей жизни присутствует движение как основной фактор жизнедеятельности.
Далее следуют кожные ощущения, иногда их разделяют на два вида: тактильные (осязательные) и температурные. Иногда все вместе называют тактильными. Для общей эрудированности рассмотрим первый вариант. Тактильные ощущения позволяют различать рельеф и структуру поверхности предметов, с которыми входит в соприкосновение наша кожа, температурные ощущать тепло или холод. Данный анализатор выполняет компенсаторную функцию для слабовидящих или незрячих людей, так же как и слуховой. Помимо этого, тактильный анализатор является единственным способом общения для слепоглухонемых людей. Уже давно разработаны обучающая система и язык, позволяющие таким людям полноценно развивать сознание и общаться с окружающими. Этот язык создан на основе прикосновений к коже. Каждое прикосновение имеет свое значение. Это приблизительно похоже на язык иероглифов.
Казалось бы, бесполезным для выживания и неизвестно зачем подаренным нам эволюцией является вкусовой анализатор. Это некое роскошество на фоне остальных жизненно необходимых ощущений (причем вкусовой анализатор развит у людей значительно сильнее, чем обонятельный). Но природа мудрее нас, мы можем только констатировать, но не всегда анализировать ее причуды и неожиданную щедрость. Итак, органами вкусовых ощущений являются язык и мягкая часть неба. Существуют зоны распознавания сладкого, горького, кислого, соленого. Ну а полный вкусовой букет складывается из этих простых ощущений в мозгу.
Психофизикой называется раздел психологии, изучающий количественные отношения между силой раздражителя и величиной возникающего ощущения. Данный раздел был основан немецким психологом Густавом Фехнером. Он включает в себя две группы проблем: измерение порога ощущений и построение психофизических шкал. Порог ощущений это величина раздражителя, которая вызывает ощущения либо изменяет их количественные характеристики. Минимальная величина раздражителя, вызывающая ощущение, называется абсолютным нижним порогом. Максимальная величина, превышение которой вызывает исчезновение ощущения, называется абсолютным верхним порогом. В качестве пояснения можно привести слуховые раздражители, находящиеся за пороговой зоной: инфразвуки (частота ниже 16 Гц) находятся ниже порога чувствительности и еще не слышны, ультразвуки (частота более 20 кГц) выходят за предел верхнего порога и уже не слышны.
Приспособление органов ощущений к действующим на них раздражителям называется адаптацией. Увеличение чувствительности при слабом действии раздражителя называется положительной адаптацией. Соответственно, отрицательной адаптацией называется уменьшение чувствительности при действии сильных раздражителей. Легче всего происходит зрительная адаптация (например, при переходе от света к темноте и наоборот). Значительно сложнее человек адаптируется к слуховым и болевым раздражителям.
Величина раздражителя, вызывающая минимальное поддающееся анализу изменение ощущения, называется дифференциальной. Зависимость силы ощущения от величины раздражителя описана в законе Вебера-Фехнера. Согласно данному закону, зависимость является логарифмической. Но это не единственный психофизический взгляд на количественное соотношение раздражителя и ощущения.
На основе ощущений и восприятия в целом формируются образы. В психологии понятие образа неоднозначно и толкуется как в более широких, так и в более узких рамках. В контексте представлений об ощущениях и восприятии образ можно определить как продукт функционирования человеческого мозга, составляющего субъективную картину о том или ином объекте окружающего мира на основе объективных ощущений. Иными словами, ощущение есть объективная реакция организма, представляющая собой базовый элемент отражения. Восприятие не механическая сумма ощущений, но их совокупность, где целое больше, чем сумма составляющих. Ведь мы воспринимаем объект целиком, не препарируя его на отдельные свойства. Образ же еще более сложный и субъективный. Он включает в себя не только целостное представление об объекте, но и всевозможные характеристики, которые зависят от индивидуального опыта каждого человека. Скажем, у кого-то змеи вызывают отвращение или страх, а кто-то дома содержит серпентарий. Или, увидев в лесу кустик папоротника, один человек представляет, как удачно этот экземпляр впишется в его гербарий, другой думает об аранжировке букета, третий о мистическом свойстве этого растения одну ночь в году указывать на расположение клада.
Способность создания образов обусловливает тот факт, что процесс восприятия лежит в основе формирования основных психических функций человека: мышления, памяти, внимания, эмоциональной сферы. Здесь необходимо отметить, что в восприятии существуют как врожденные, так и приобретенные качества. Врожденными являются свойства анализаторов, данные человеку от природы. Однако эти свойства с течением жизни могут изменяться как в лучшую, так и в худшую сторону. Например, кинестетика может развиваться, если человек ведет подвижный образ жизни, либо утрачивать свою точность, если человек мало движется или ведет нездоровый образ жизни. Зрение, слух, обоняние могут менять свою остроту в зависимости от жизненной ситуации. Так, у человека, потерявшего зрение, обостряются чувства, компенсирующие эту утрату. Соответственно, меняются восприятие в целом и, как следствие, образы объектов.
Процесс восприятия тесно связан с процессом научения приобретения индивидуального опыта. Между этими двумя процессами имеется двусторонняя связь. Ребенок с помощью восприятия начинает получать жизненный опыт. У взрослого человека опыт влияет на восприятие и формирование образов.
Восприятие подразделяется на различные виды. Они могут зависеть от преобладания того или иного вида анализаторов, включенных в отражательный процесс. Например, при прослушивании музыкального произведения преобладает слуховое восприятие. Аналогично этому могут преобладать и другие виды восприятия, которые основаны на каком-либо одном из ощущений.
Кроме этого, существуют более сложные виды восприятия, основанные на нескольких ощущениях. Например, при просмотре кинофильма задействованы зрительный и слуховой анализаторы.
Помимо классификации на основе преобладающих анализаторов, существует еще классификация и по видам самих воспринимаемых объектов. Это касается восприятия пространства, времени, движения, восприятие одного человека другим. Такие виды восприятия обычно называют социальной перцепцией.
Под восприятием пространства понимают восприятие форм предметов, их пространственных величин и отношений в трех измерениях. Различают восприятие пространства с помощью зрения, осязания и кинестетического аппарата. Зрение дает представление о форме, объеме и величине объектов. Осязание формирует восприятие положения и величины небольших предметов, с которыми человек может непосредственно соприкасаться. Кинестетический аппарат дополняет осязательное и зрительное восприятие и дает возможность воспринимать пространственные формы отношения и величины как малых, так и крупных объектов в трех измерениях.
Далее идет восприятие времени. Оно отражает длительность и последовательность явлений или событий и зависит от быстроты смены психических процессов. Таким образом, восприятие времени для каждого человека индивидуально, поскольку зависит от субъективных характеристик психики.
Восприятие движения неотделимо от пространственно-временного восприятия, так как любое движение, т. е. перемещение объектов, происходит именно в этих измерениях.
Принято различать восприятие движения относительное и безотносительное. К первому относится одновременное восприятие и движущегося объекта, и некой неподвижной точки, относительно которой перемещается данный объект. Второе является восприятием движущегося объекта, изолированным от восприятия других объектов. Например, если человек наблюдает за перемещением футбольного мяча или игроков по полю, это относительное восприятие движения, поскольку его зрение фиксирует неподвижные границы поля. Если же человек, плывущий по морю на яхте, наблюдает за плеском волн или за тем, как ветер гонит облака по небу, такое восприятие движения будет безотносительным фиксированная точка отсутствует.
Помимо этого, существуют такие понятия, как предметность и константность восприятия. Предметность означает, что воспринимается всегда некий конкретный предмет. Абстрактные идеи относятся не к процессу восприятия, а к процессу мышления или воображения. С позиции современной теории отражения предметность восприятия раскрывается как объективное качество, обусловленное особенностями воздействия предметов внешнего мира.
Константность восприятия означает, что воспринимаемый объект не меняет своих характеристик в том случае, когда он удаляется от человека или приближается к нему, нарисован на картине или показан на экране. Например, зрительный образ слона в силу адекватности сознания будет образом крупного животного независимо от того, находится ли слон в непосредственной близости от человека, удален он на какое-либо расстояние или человек видит его по телевизору. (Разумеется, речь в данном случае идет о взрослом человеке, который в своем опыте имеет зрительный образ слона. Маленький ребенок, не имеющий достаточного опыта восприятия, увидев на картинках одинакового размера слона и мышь, не составит адекватного представления без дополнительной информации.) Если не существует нарушений сознания, то зрительный (в данном случае) анализатор верно оценит перспективу, фон, на котором находится объект, и мозг даст адекватное представление о нем. При расстройстве же восприятия константность может исчезнуть. Так бывает, например, при галлюцинациях. Кроме этого, может возникать искаженное восприятие. Это бывает при намеренном создании иллюзий приеме, которым пользуются иллюзионисты, используя зеркала, соответствующее освещение и иное, или при спонтанно возникающих иллюзиях, когда при неясном освещении пенек можно принять за животное, или в дремотном состоянии раскаты грома могут быть восприняты как орудийные залпы. Возникновение спонтанных иллюзий восприятия зависит от многих факторов: личного опыта, культурных традиций, социальной среды, преобладающего окружающего природного ландшафта в местности, где проживает человек. Например, иллюзии европейцев и африканцев или жителей города и деревни будут существенно разниться в силу вышеуказанных факторов.
В заключение лекции сделаем обзор существующих теорий восприятия. Возникновение первых воззрений на природу восприятия относится еще к античным временам. Например, Платон считал, что все предметы являются материализацией идей Творца. А восприятие предметов и возникновение их образов являются воспоминанием бессмертной души, которая до своего воплощения также находилась в мире этих идей. Идеалистический подход древнего мыслителя к воззрениям на психику и процесс восприятия впоследствии не нашел развития в психологической науке.
В процессе формирования психологии стал преобладать ассоцианистский подход к восприятию. Ассоциативная психология одно из основных направлений в психологии XVII–XIX вв. Главным объяснительным принципом психической жизни являлось понятие ассоциации. Данный термин был введен Джоном Локком. Он означает связь, возникающую при определенных условиях между двумя или более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями, идеями и т. п.). Различные виды трактовки ассоциативной психологии были даны Дэвидом Гартли, Джорджем Беркли и Дэвидом Юмом.
В начале XX в. в противовес механистическому ассоциативному подходу к психике и восприятию как ее базовой функции была сформирована школа гештальтпсихологии. Понятие гештальта целостного образа легло в основу воззрений данной школы. Но концепция этой школы относительно процесса восприятия также оказалась нежизнеспособной, хотя и сыграла большую роль в преодолении механистичности ассоциативного подхода. Гештальтпсихология приписывает восприятию способность преобразовывать действие материальных раздражителей внешней среды. Таким образом, согласно воззрениям этой школы сознание не является объективной функцией психики, основанной на адекватном отражении окружающего мира. Восприятие отрывается от внешнего мира, воспринимается как категория субъективного идеализма. Оно лишается какой бы то ни было объективности.
Другой шаг в преодолении ассоцианизма был сделан М. И. Сеченовым. Благодаря нему параллельно с развитием концепции гештальта развивалась рефлекторная концепция психики, которая в настоящий момент принята за основу многими зарубежными психологическими школами. Рефлекторная концепция отражения является компромиссом между механистическим материализмом ассоцианистов и субъективным идеализмом представителей гештальтпсихологии. Согласно ей восприятие не является механическим процессом, но также и не представляет собой процесс, полностью оторванный от объективных реалий мира. Восприятие есть процесс в своем роде творческий. В нем совокупно сочетаются реальные свойства воспринимаемого объекта и индивидуальные характеристики воспринимающего субъекта. В своей книге «Рефлексы головного мозга» И. М. Сеченов предоставил теоретическое обоснование целостности взаимоотношений организма и внешней среды. А в своей работе «Элементы мысли» он написал о процессе восприятия так: «Организм без его внешней среды, поддерживающей существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него».
В середине прошлого века в отечественной психологии был сформулирован деятельностный подход к изучению психики. Одним из основных его авторов являлся академик А. Н. Леонтьев. Данный подход характеризуется тем, что каждое психическое явление рассматривается в связи с деятельностью человека. Процесс восприятия неразрывно связан с деятельностью. На каждой стадии онтогенеза (индивидуального развития) человек обладает ведущим типом деятельности. В формировании любого типа деятельности на каждом возрастном этапе непосредственно участвует процесс восприятия. Кроме того, с расширением сфер деятельности восприятие качественно меняется. Это взаимовлияние схоже с взаимовлиянием восприятия и научения. Здесь необходимо разделить два понятия. В психологии существуют два термина, являющихся синонимами термина «восприятие». Они взяты из латинского языка и введены в терминологический аппарат психологии именно для того, чтобы сделать акцент на различии двух типов восприятия. Это термины «перцепция» и «апперцепция». Перцепция непосредственное восприятие объектов окружающего мира. Апперцепция восприятие, зависящее от прошлого опыта человека, от содержания его психической деятельности и его индивидуальных особенностей. Различают устойчивую апперцепцию, зависящую от сформировавшихся качеств личности, таких как мировоззрение, убеждения или верования, образование, и апперцепцию временную, зависящую от ситуативного психического состояния.
Sensation — Physiopedia
Оригинальные редакторы — Наоми О’Рейли
Содержание
- 1 Введение
- 2 особых чувства
- 3 Общие ощущения или соматосенсорные ощущения
- 4 Чувство к восприятию
- 5 Соматосенсорные пути
- 6 Сенсорное исследование
- 7 Каталожные номера
Люди могут воспринимать различные типы ощущений, и с помощью этой информации определяются наши двигательные движения. Мы познаем мир посредством ощущений. Ощущения также могут быть защитными для тела, регистрируя, например, холод или тепло окружающей среды и болезненный укол иглой. Все повседневные действия несут в себе ассоциации с ощущениями.
В целом эти ощущения можно разделить на две категории.
- Общие ощущения, включая прикосновение, боль, температуру, проприоцепцию и давление.
- Особые чувства: зрение, слух, вкус и обоняние, передающие ощущения в мозг через черепные нервы [1] .
Периферическая нервная система (ПНС) состоит из сенсорных рецепторов, отходящих от центральной нервной системы (ЦНС) для связи с другими частями тела. Эти рецепторы реагируют на изменения и раздражители в окружающей среде. Органы чувств (состоящие из сенсорных рецепторов и других клеток) управляют чувствами зрения, слуха, равновесия, обоняния и вкуса
Обследование сенсорной системы необходимо, если у пациента есть хроническое заболевание, которое может привести к нейропатии, или любая травма позвоночника или несчастный случай с жалобами на снижение чувствительности. [1]
- Зрение : способность глаза (глаз) фокусировать и обнаруживать изображения видимого света на фоторецепторах сетчатки, которые генерируют электрические нервные импульсы для различных цветов, оттенков и яркости.
- 2 типа фоторецепторов: палочки и колбочки.
- Палочки очень чувствительны к свету, но не различают цвета.
- Колбочки различают цвета, но менее чувствительны к тусклому свету. Неспособность видеть называется слепотой.
Зрение играет важную роль в балансе и движении, поэтому любой дефицит может иметь огромное влияние на функциональную деятельность.
- Целых 40 % людей с инсультом будут иметь нарушения зрения после инсульта.
как и многие пожилые люди увидят Зрение в пожилом человеке
2. Слух: чувство восприятия звука. Механорецепторы внутреннего уха превращают вибрационные движения в электрические нервные импульсы. Вибрации механически передаются от барабанной перепонки через ряд крошечных костей к волосовидным волокнам во внутреннем ухе, которые обнаруживают механическое движение волокон.
- Звук также может быть обнаружен как вибрация, проводимая через тело при тактильном контакте. Неспособность слышать называется глухотой или нарушением слуха.
- Слух имеет первостепенное значение в устной коммуникации, а потеря слуха может привести к проблемам с коммуникацией, снижению осведомленности о подсказках окружающей среды и даже к социальной изоляции. См., например, Слух у пожилых людей
3 . Вкус: относится к способности обнаруживать такие вещества, как пища, определенные минералы, яды и т. д. Чувство вкуса часто путают с понятием вкуса, которое представляет собой комбинацию восприятия вкуса и запаха. Вкус зависит от запаха, текстуры и температуры, а также от вкуса.
- Люди воспринимают вкус через органы чувств, называемые вкусовыми сосочками или вкусовыми сосочками, сосредоточенными на верхней поверхности языка. Существует пять основных вкусов: сладкий, горький, кислый, соленый и умами. Неспособность ощущать вкус называется агевзией.
4.Обоняние: t обонятельная система – сенсорная система, используемая для обоняния (обоняния). Это чувство опосредовано специализированными сенсорными клетками полости носа. У людей обоняние возникает, когда молекулы пахучих веществ связываются со специфическими участками обонятельных рецепторов в носовой полости. Эти рецепторы используются для обнаружения присутствия запаха. Они собираются вместе в структуре (клубочке), которая передает сигналы в обонятельную кору головного мозга. Отсутствие обоняния называется аносмией.
Общие ощущения или соматосенсорные ощущения[править | править источник]
- Прикосновение: — это восприятие, возникающее в результате активации нервных рецепторов кожи, включая волосяные фолликулы, язык, горло и слизистую оболочку. Разнообразные рецепторы давления реагируют на изменения давления (твердое, растирающее, продолжительное и т. д.).
- Потеря или нарушение способности ощущать прикосновение к чему-либо называется тактильной анестезией.
- Парестезия — это ощущение покалывания, покалывания или онемения кожи, которое может быть результатом повреждения нерва и может быть постоянным или временным.
- Боль или ноцицепция (физиологическая боль): сигнализирует о повреждении нервов и других тканей.
- Равновесие или эквилибриоцепция : Позволяет ощущать движение тела, направление и ускорение, а также достигать и поддерживать постуральное равновесие и баланс.
- Осознание тела или проприоцепция : Обеспечивает теменную кору головного мозга информацией об относительном положении частей тела.
- Чувство времени или хроноцепция : Указывает на то, как течение времени воспринимается и ощущается, но не связано с конкретной сенсорной системой. Однако, по мнению психологов и нейробиологов, человеческий мозг имеет систему, управляющую восприятием времени.
- Температурная чувствительность или термоцепция : Ощущение тепла и отсутствие тепла (холод).
Интероцептивные чувства: , если учитывать, ощущения можно расширить, включив в них растяжение (например, в мышцах или органах, таких как легкие), ощущение кислорода и углекислого газа, определение pH и многое другое. [2]
Ощущение и восприятие — это две отдельные стадии обработки во время восприятия человеком. Ощущение является функцией низкоуровневых, биохимических и неврологических механизмов, которые позволяют рецепторным клеткам органа чувств обнаруживать раздражители окружающей среды. Изображение R: оптическая иллюзия, вызванная зрительной системой и характеризующаяся визуальным восприятием, которое, возможно, отличается от реальности.
- Стимулы из окружающей среды (дистальные стимулы) преобразуются в нейронные сигналы, которые затем интерпретируются мозгом посредством процесса, называемого трансдукцией. Трансдукцию можно уподобить мосту, соединяющему ощущение с восприятием.
Нейронные сигналы передаются в мозг и обрабатываются. В результате мысленное воссоздание дистального стимула является восприятием. Звук, стимулирующий слуховые рецепторы человека, является проксимальным стимулом, а его интерпретация мозгом, например, громкий взрыв, является восприятием.
- Любое восприятие включает в себя сигналы в нервной системе, возникающие в результате физической стимуляции органов чувств. например, зрение связано с попаданием света на сетчатку глаз, обоняние передается молекулами запаха, а слух включает звуковые волны.
Восприятие – это не пассивное получение этих сигналов, а скорее процесс: организации; идентификация; интерпретация.
- Хотя органы чувств традиционно рассматривались как пассивные рецепторы, изучение иллюзий и неоднозначных образов продемонстрировало, что системы восприятия мозга активно влияют на сенсорные системы, пытаясь создать полезные представления о нашей среде [2] .
Сенсорный рецептор | Нервное волокно | Сенсорный путь | |
Легкое прикосновение | Тельца Мейснера Диски Меркеля | Волокна Aβ | Спиноталамический |
Давление | тельца Пачини | Волокна Aβ | |
Боль/прокол | Свободные нервные окончания | Волокна Aδ (ноцицепторы неоспиноталамического тракта) Волокна C (ноцицепторы палеоспиноталамического тракта) | |
Температура | Терморецепторы | Волокна Aδ (рецепторы холода) Волокна C (рецепторы тепла) | |
Вибрация | Тельца Мейснера Пачиниевские тельца | Волокна Aβ | Спинной столб |
Проприоцепция | Мышечное веретено Концовки Руффини | Волокна Aβ | |
Сенсорная локализация | Тельца Мейснера Диски Меркеля | Волокна Aβ | |
Стереогнозия | Полусферический | ||
Графестезия |
Оценка ощущения сильно зависит от способности и желания пациента сотрудничать.
- Ощущение принадлежит пациенту (т. е. является субъективным), поэтому исследователь должен почти полностью зависеть от его
Одной из основных целей сенсорного исследования является выявление значимых паттернов сенсорной потери.
- Базовое тестирование должно выявить основные функциональные подразделения сенсорных систем.
- Во время сенсорного исследования глаза пациента должны быть закрыты.
Экзамен в таком порядке
- Поверхностное (экстероцептивное) ощущение
- Проприоцептивное (глубокое) ощущение
- Комбинированные корковые ощущения.
- Если поверхностная чувствительность нарушена, то также наблюдается некоторое ухудшение глубокой и комбинированной чувствительности.
- Сенсорные тесты проводятся от дистального к проксимальному направлению. [3]
Поверхностное ощущение | Глубокие ощущения | Комбинированная корковая чувствительность |
---|---|---|
|
|
|
Восприятие боли
Это также известно как различение резкого/тупого изображения. Чтобы проверить это ощущение, используется острый и тупой конец любого предмета, такого как английская булавка, скрепка измененной формы или неврологическая булавка. Острый и тупой конец прикладывают случайным образом перпендикулярно коже, не следует наносить слишком близко друг к другу или слишком быстро, чтобы избежать суммирования импульсов. Пациента устно просят указать резкий/тупой при ощущении раздражителя. Все области тела должны быть протестированы. После тестирования инструмент необходимо стерилизовать или утилизировать.
Датчик температуры
Для этого исследования требуются две пробирки с пробками; один должен быть наполнен холодной водой (от 5°C до 10°C) и теплой водой (от 40°C до 45°C). Следует позаботиться о том, чтобы температура оставалась в пределах этого диапазона для обеспечения точности. Пробирки случайным образом помещают в контакт с исследуемым участком кожи. Все поверхности кожи должны быть протестированы. Пациента просят реагировать горячим и холодным после каждого приложения стимула.
[4]
Распознавание касаний
Кусок хлопка, щетка из верблюжьей шерсти или ткань используются для восприятия тактильного сенсорного ввода. Легкое прикосновение или поглаживание применяется к тестируемой области. Пациента просят указать, где он/она распознает применение стимула.
[5]
Восприятие давления
Кончиком пальца терапевта или ватным тампоном с двойным концом надавливают на поверхность кожи. Этот тест также можно проводить, сжимая ахиллово сухожилие большим и указательным пальцами. Пациента просят указать, когда приложенный стимул распознан.
Осознание кинестезии
Осознание движения известно как кинестезия. Терапевт пассивно перемещает сустав в относительно небольшом диапазоне движений, и пациента просят описать направление движения. Пациент также может реагировать, одновременно повторяя движение противоположной конечностью.
Осознание проприоцепции
Проприоцепция включает чувство положения и осознание сустава в состоянии покоя. Сустав перемещается в диапазоне движений и удерживается в статическом положении терапевтом, пациента просят описать положение либо устно, либо путем демонстрации на другой конечности.
Восприятие вибрации
Восприятие вибрирующего раздражителя проверяют, помещая основание вибрирующего камертона на костный выступ (грудину, локоть, лодыжку). Как правило, камертон должен иметь частоту 128 Гц. При наличии нарушений пациент не сможет различить вибрирующий и невибрирующий камертон. Следовательно, должно быть случайное применение вибрационных и невибрационных раздражителей.
[6]
Восприятие стереогноза
В этом тесте определяется тактильное распознавание объектов. Необходим знакомый предмет разной формы и размера (ключи, монеты, расчески, английские булавки, карандаши). В руку кладут один предмет, и пациент манипулирует им, чтобы идентифицировать предмет и произнести его словесно. Для пациентов с нарушениями речи можно использовать экран сенсорного тестирования.
[7]
Тактильная локализация
Тест проверяет способность локализовать ощущение прикосновения на коже. Этот тест не проводится изолированно, а проводится в сочетании с восприятием давления или ощущением прикосновения.
Двухточечная дискриминация
Определяет способность воспринимать две точки, нанесенные на кожу одновременно. Эстезиометр или круговой двухточечный дискриминатор — это устройства для тестирования. Два наконечника инструмента прикладывают к коже одновременно, разведя наконечник в стороны. С каждым последующим приложением два наконечника постепенно сближаются, пока стимулы не будут восприниматься как один. Измеряется наименьшее расстояние между стимулами, которые все еще воспринимаются как две отдельные точки.
Двойная одновременная стимуляция (DSS)
DSS исследует способность воспринимать одновременное прикосновение к противоположным сторонам тела; проксимально и дистально на одной конечности; или проксимально и дистально на одной стороне тела.
Графестезия (прослеживаемая идентификация фигуры)
Способность распознавать буквы, цифры или рисунки, нанесенные на кожу, проверяется кончиком пальца или ластиком на конце карандаша. у больного устно задают рисунки, нарисованные на коже.
Распознавание текстуры
Тест проверяет способность различать различные текстуры, такие как хлопок, шерсть или шелк.
Барогноз (Распознавание веса)
Для теста используются разные гири. Терапевт может решить поместить в одну и ту же руку наборы разного веса по одному, поместить в каждую руку разный вес одновременно.
[8]
Слух имеет первостепенное значение в устном общении, и потеря слуха может привести к проблемам с общением, ухудшению понимания окружающих подсказок и даже к социальной изоляции.
Слух у пожилых людей
- ↑ 1.0 1.1 Gadhvi M, Waseem M. Physiology, Sensory System.2019 Доступно по адресу: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK547656/(по состоянию на 18.3.20 21)
- ↑ 2.0 2.1 2.2 Lumen Learning Sensation
- ↑ О’Салливан С.Б., Шмитц Т.Дж. Физическая реабилитация пятое издание. Ф.А. Дэвис.
- ↑ Видео клинических осмотров. Тест температурного восприятия — тест спиноталамических путей. Доступно по адресу: https://www.youtube.com/watch?v=7it5E9OBl2k [последний доступ 21 декабря 2020 г.]
- ↑ Видео клинических осмотров. Неврологическое сенсорное исследование — легкое прикосновение и боль (тест на укол). Доступно по адресу: https://www.youtube.com/watch?v=XVOVpq-41BY [последнее обращение 21 декабря 2020 г.]
- ↑ Видео клинических осмотров. Неврологический периферический вибрационный тест. Доступно по адресу: https://www.youtube.com/watch?v=iEfyHSm2fCA [последнее обращение 21 декабря 2020 г.]
- ↑ Onlinemedicalvideo. Нормальный сенсорный экзамен ; Стереогнозис. Доступно по адресу: https://www.youtube.com/watch?v=6fyiGUAg2GY [последний доступ 21 декабря 2020 г.]
- ↑ Видео клинических осмотров . Двухточечная дискриминация — Графестезия — Стереогнозис. Доступно по адресу: https://www.youtube.com/watch?v=xhygnHkC-9Y [последний доступ 21 декабря 2020 г.]
Что означает ощущение в контексте человеческого тела?
Кэтрин А. Сандерсон, Амхерстский колледж,
Уделите минутку и попытайтесь вызвать в памяти мелодичный и низкий голос Моргана Фримена. Сила голоса Моргана Фримена дает представление о том, как наши органы чувств — в данном случае наши уши — собирают информацию о физическом мире.
Это то, что психологи называют ощущением. Но выводы, которые мы делаем о его голосе — скажем, ощущение силы — отражают другой процесс, который психологи называют восприятием. Ощущение относится к информации, полученной из физического мира, и выводы, которые мы делаем из этой информации, называются восприятием. (Изображение: Antiv/Shutterstock)Ощущение против восприятия
Эти два процесса, ощущение и восприятие, различны, но тесно связаны. Ощущение описывает физическую информацию об окружающей среде, получаемую различными сенсорными рецепторами в наших глазах, ушах, носу и т. д. Восприятие — это процесс, посредством которого мы придаем смысл этому вводу; как мозг автоматически выбирает, организует и интерпретирует эти ощущения.
Вот простой способ понять разницу. Ощущение — это в основном физический процесс, тогда как восприятие сильно зависит от психологии. Вот почему одни и те же физические раздражители могут восприниматься разными людьми по-разному.
Сенсорная информация, поступающая через рецепторы, должна быть сначала обработана и проанализирована мозгом. (Изображение: Деян Георгиев/Shutterstock)Допустим, вы с другом заходите в пекарню и сразу чувствуете запах свежеиспеченных булочек с корицей. Вы оба можете почувствовать запах корицы. Но этот запах может быть воспринят одним из вас просто как приятный запах и голодные боли, а другим как счастливое чувство, вызванное воспоминаниями о бабушкиной кухне.
Разные люди воспринимают одно и то же ощущение по-разному, потому что мозг каждого человека интерпретирует вещи по-разному, в зависимости от их настроения, воспоминаний и ожиданий.
Преобразование через пять чувств
Ощущение начинается со специализированных рецепторных клеток, расположенных в наших органах чувств: наших глазах, ушах, носу, языке и коже. Во-первых, мы обнаруживаем какой-то стимул в окружающей среде: мы видим малиновку, летящую за нашим окном, мы чувствуем запах булочек с корицей, проходя мимо пекарни, мы слышим мелодичный голос Моргана Фримена, когда слушаем радио. Затем мы принимаем эту сенсорную информацию и преобразуем ее в нашем мозгу в нейронные импульсы. Этот процесс называется трансдукцией.
Для каждого из наших пяти чувств происходит один и тот же процесс: сенсорные рецепторы принимают ту или иную форму энергии, скажем, световую энергию, звуковые волны или химическую энергию молекул запаха. Затем эти рецепторы преобразуют энергию этого стимула в нервные импульсы, которые отправляются в различные части мозга, первичную область обоняния или первичную область слуха и так далее.
Сенсорная редукция
Но имейте в виду, что не вся сенсорная информация отправляется для обработки в мозг. Вместо этого информация, которую мы получаем из окружающей среды, сначала анализируется и фильтруется в процессе, называемом сенсорной редукцией. Эта фильтрация не позволяет нашему мозгу перегружаться всеми ощущениями, которым мы постоянно подвергаемся: ощущением, что наши носки трутся о наши ноги, или звуком крови, бегущей по нашим венам.
Область психофизики исследует эти связи между физическими характеристиками стимулов и нашим психологическим восприятием их. Представьте, что вы находитесь в переполненном ресторане. Ваше внимание сосредоточено на людях, с которыми вы обедаете, и на еде, которую вы едите.
Вы игнорируете многие другие ощущения вокруг вас — официантов, приносящих людям меню, аромат разнообразных блюд, разговоры людей за соседними столиками — если только они не вызывают особого интереса.
Эта статья взята непосредственно из серии видео Введение в психологию . Смотрите прямо сейчас на Wondrium .
Не замечая плача ребенка
Итак, что определяет, можем ли мы обнаружить определенный стимул света, звука, запаха и т. д.? Одним из факторов является количество присутствующего стимула. Абсолютный порог относится к минимальному количеству стимуляции, необходимой для того, чтобы иметь возможность сознательно обнаруживать конкретный стимул — свет, звук, давление, вкус, запах — в 50% случаев.
Другой тип порога (порог различия) относится к наименьшей физической разнице между двумя стимулами, которые сознательно обнаруживаются в 50% случаев. Этот порог, часто называемый просто заметной разницей, проверяет, может ли кто-то различить два похожих стимула.
Итак, наша способность обнаруживать данный раздражитель частично основана на физике того, что достаточно громко, чтобы слышать, достаточно велико, чтобы видеть, и так далее. Но на нашу способность обнаруживать что-то в окружающей среде также влияют психологические факторы, включая нашу мотивацию, ожидания и опыт.
Новые родители могут быть особенно восприимчивы к малейшему звуку, который издает их ребенок в течение ночи, в то время как более опытные родители могут привыкнуть вообще не замечать такой шум. Кто-то может войти в комнату и сразу почувствовать стойкий запах сигаретного дыма, а кто-то может вообще его не заметить.
Некоторые специалисты, например радиологи, учатся обнаруживать тонкие различия, которые другие редко могут. (Изображение: Rafa jodar/Shutterstock)Что общего у авиадиспетчеров и ценителей вина
Но есть профессии, в которых люди учатся обнаруживать определенный раздражитель среди моря фонового шума. Авиадиспетчеры должны иметь возможность обнаруживать определенные самолеты и следовать за ними, игнорируя другие сигналы, появляющиеся на экране радара.
Рентгенологи должны уметь определять, является ли изображение на легком раковой опухолью или здоровой тканью. Знатоки вина учатся замечать тонкие различия между очень похожими винами, которые большинство из нас вообще не замечает. Все это примеры тренированных форм сенсибилизации.
Точно так же собак часто учат оказывать ценную помощь в обнаружении наркотиков и взрывчатых веществ и помогать в поисково-спасательных операциях. Некоторые увлекательные исследования показывают, что собак можно научить обнаруживать запах многих видов рака у людей, даже в очень низких концентрациях, до того, как рак можно будет обнаружить с помощью традиционных тестов.
Общие вопросы о том, что означает ощущение в контексте человеческого тела
В: В чем разница между ощущением и восприятием?Ощущение относится к процессу получения входных данных из окружающей среды через сенсорные рецепторы, такие как уши и глаза, среди других входных данных.