Социализация — достаточно широкий процесс, который включает в себя как овладение навыками, умениями, знаниями, так и формирование ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения.
У новорожденного есть все биологические предпосылки стать дееспособным участником социальных связей и взаимодействий. Но ни одно социальное свойство не является врожденным — социальный опыт, ценности, чувство совести и чести и т.д. генетически не кодируются и не передаются. Реализация этих предпосылок, их воплощение вопределенные социальные качества, свойства зависят от того, с какой средой будет взаимодействовать человек.
Другая сторона связи биологического организма и социальной среды, имеющая значение для процесса социализации, касается этапов становления и развития духовного мира личности, форм и сроков освоения ею социальных требований, ожиданий. Речь идет, в частности, о хронологическом совпадении оптимального срока усвоения социальных ценностей, норм поведения с биологическим развитием личности.
Не следует думать, что процесс социализации осуществляется лишь в детские или юношеские годы. Безусловно, в юные годы создается фундамент духовного развития личности. Однако при всей своей значимости эта основа содержит преимущественно эмоционально-ценностный компонент. Лишь вступив во взрослую самостоятельную жизнь, участвуя во множестве социальных связей, личность активно формирует свои приверженности, осознает конкретно, во имя чего жить. Процесс обретения, развития человеком социальных свойств по сути не знает возрастных границ. Меняются социальные роли, которые выполняет личность: рождение внука, выход на пенсию и т.д. требуют новых функций; каждый существенный статусно-ролевой сдвиг в жизни личности привносит что-то новое в ее духовный облик.
Социализация взрослых в какой-то мере даже более драматична, чем социализация в юношеские годы, хотя она чаще всего внешне не заметна. В духовном развитии людей старшего возраста существенно повышается роль самостоятельного анализа и оценки внешних социальных условий, событий. Средства массовой информации в этом случае чаще всего не могут оказывать прямого воздействия на сознание индивида, этому препятствуют довольно прочные убеждения, оценки уже сложившейся личности.
Реальная духовная жизнь личности представляет собой взаимоотношение внешнего социального мира и внутренних свойств личности. Внешний мир взаимодействует с уникальным жизненным опытом личности, порождая единство типичного и неповторимого в ней.
(А.Г. Эфендиев)
Предложи свой вариант решения в комментах 👇🏻
Социализация в зрелом возрасте
Социологические критерии выделения зрелого возраста
Замечание 1
Зрелый возраст – понятие собирательное, охватывающее несколько периодов жизни человека.
Зрелый возраст совпадает с наивысшим уровнем развития интеллектуальных, духовных, физических способностей. Это время, когда человек научился реализовывать свои замыслы, перешел от самоопределения к самореализации. Значительным фактором для переосмысления сложившегося опыта выступает стремление приблизиться к самому себе, более соответствовать собственной изначальной внутренней природе.
Основными сферами самореализации личности являются сфера семейно-бытовых отношений, общения, сексуальных отношений, профессиональная сфера, сфера воспитания детей, общения, самосовершенствования и саморазвития.
Социализация во взрослом возрасте – это саморазвитие через выбор: каким быть, кем, с кем и т.д. Присутствует как свобода выбора активности в конкретных ситуациях, так и выбор собственного здоровья, психологического облика, образа жизни в целом.
Готовые работы на аналогичную тему
Социологическим критерием разграничения молодежного и зрелого возраста является социальная, экономическая и политическая самостоятельность. К критериям взрослости относятся:
- способность обеспечить себя средствами существования;
- свободно и независимо от других распоряжаться деньгами;
- проживать отдельно от родителей;
- проявлять самостоятельность в выборе образа жизни;
- способность нести ответственность перед законом.
С точки зрения социализации, значительным критерием взрослости является возможность вступления в брак. Семья – единственный агент социализации, который оказывает влияние на формирование личности на протяжении всей жизни.
Особенности социализации в зрелом возрасте
В онтогенезе зрелость занимает самый длительный период. Каждая стадия зрелого возраста характеризуется своими особенностями:
- Средняя зрелость. Характеризуется поиском ответов на главные вопросы о смысле жизни, происходит переоценка притязаний, целей. Человек анализирует окружение, и окружающую действительность; наблюдается стремление к творческой и профессиональной самореализации, поиску новых ценностей. Появляется страх снижения работоспособности. Наблюдается кризис середины жизни.
- Поздняя зрелость. Может проявляться двояко: индивид продолжает плодотворно работать, проявляя свои возможности и способности или у человека возникает чувство опустошения и ненужности, что приводит к торможению развития и становления. Возможна чрезмерная забота о себе.
Середина и вторая половина жизни характеризуются наступлением кризиса средних лет. Для его преодоления необходимо проанализировать цели, переоценить ресурсы, скорректировать жизненный курс под новые цели. Этот период должен иметь собственную значимость. В это время важно:
- достичь зрелой социальной и гражданской ответственности;
- поддерживать необходимый жизненный уровень;
- помогать молодому поколению в осознании собственной ответственности за жизнь;
- найти оптимальные варианты проведения досуга;
- адекватно воспринимать физиологические изменения;
- расширить личностные аспекты супружеских взаимоотношений.
Замечание 2
В зрелом возрасте к обычным агентам социализации (семья, родственники, соседи и т.д.) присоединяются коллеги по работе, супруг или супруга, единомышленники или друзья в досуговой сфере и т.д.
Социально-психологические проявления зрелого возраста
Для развития личностной зрелости самым благоприятным является уровень взаимозависимости, когда взаимозависимые люди для достижения наилучшего результата объединяют свои возможности и способности с возможностями других людей.
Замечание 3
Основными показателями проявления социально-психологической зрелости личности являются умение отстаивать свою позицию, говорить правду, сочетать личные коммуникативные возможности с нормами, требованиями, правилами поведения социального окружения, способность решать конфликтные ситуации и преодолевать коммуникативные барьеры.
Социальная зрелость характеризуется развитым чувством ответственности, она проявляется в политической, общественной, моральной, эстетической сферах. Развита способность предвидеть развитие разных социальных ситуаций, понимать других людей, активно участвовать в жизни общества, проявляется потребность заботиться о других людях, максимально использовать свои способности и знания.
Характерные черты зрелой личности значительно определяет социальная среда развития. Основным признаком зрелости является осознание индивидом ответственности и стремление к ней. Зрелый возраст характеризуется ответственностью за содержание своей жизни.
Ценностные ориентации зрелых людей играют в жизни общества ведущую роль. В этом возрасте достигаются вершины общественной и профессиональной карьеры, в руках лиц зрелого возраста сосредоточены функции управления в структурах государства, в различных сферах общественной жизни.
Важнейшими проявлениями зрелой личности выступают: стремление расширять свою деятельность, выходить за рамки своих возможностей, действовать за границами ролевых предписаний и требований ситуации; направленность личности; степень осознанности отношений к действительности, смысловые структуры, обуславливающие поведение личности и ее сознание.
Для зрелого возраста характерна широкая система связей с миром, устойчивая конфигурация основных мотивационных линий. Зрелая личность обладает свойством самопротяженности, т.е. вся жизнь не привязывается только к непосредственным обязанностям и потребностям. Человек участвует в самых разнообразных видах деятельности. Удовлетворение и фрустрации носят разносторонний и многообразный характер. Характерны как самообъективация, так и объективный взгляд на реальность.
Социализация — достаточно широкий процесс, который включает в себя как овладение навыками, умениями, знаниями, так и формирование ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения.
У новорожденного есть все биологические предпосылки стать дееспособным участником социальных связей и взаимодействий. Но ни одно социальное свойство не является врожденным — социальный опыт, ценности, чувство совести и чести и т.д. генетически не кодируются и не передаются. Реализация этих предпосылок, их воплощение вопределенные социальные качества, свойства зависят от того, с какой средой будет взаимодействовать человек.
Другая сторона связи биологического организма и социальной среды, имеющая значение для процесса социализации, касается этапов становления и развития духовного мира личности, форм и сроков освоения ею социальных требований, ожиданий. Речь идет, в частности, о хронологическом совпадении оптимального срока усвоения социальных ценностей, норм поведения с биологическим развитием личности.
Не следует думать, что процесс социализации осуществляется лишь в детские или юношеские годы. Безусловно, в юные годы создается фундамент духовного развития личности. Однако при всей своей значимости эта основа содержит преимущественно эмоционально-ценностный компонент. Лишь вступив во взрослую самостоятельную жизнь, участвуя во множестве социальных связей, личность активно формирует свои приверженности, осознает конкретно, во имя чего жить. Процесс обретения, развития человеком социальных свойств по сути не знает возрастных границ. Меняются социальные роли, которые выполняет личность: рождение внука, выход на пенсию и т.д. требуют новых функций; каждый существенный статусно-ролевой сдвиг в жизни личности привносит что-то новое в ее духовный облик.
Социализация взрослых в какой-то мере даже более драматична, чем социализация в юношеские годы, хотя она чаще всего внешне не заметна. В духовном развитии людей старшего возраста существенно повышается роль самостоятельного анализа и оценки внешних социальных условий, событий. Средства массовой информации в этом случае чаще всего не могут оказывать прямого воздействия на сознание индивида, этому препятствуют довольно прочные убеждения, оценки уже сложившейся личности.
Реальная духовная жизнь личности представляет собой взаимоотношение внешнего социального мира и внутренних свойств личности. Внешний мир взаимодействует с уникальным жизненным опытом личности, порождая единство типичного и неповторимого в ней.
(А.Г. Эфендиев)
Предложи свой вариант решения в комментах 👇🏻
Социализация — достаточно широкий процесс, который включает в себя как овладение навыками, умениями, знаниями, так и формирование ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения.
У новорожденного есть все биологические предпосылки стать дееспособным участником социальных связей и взаимодействий. Но ни одно социальное свойство не является врожденным — социальный опыт, ценности, чувство совести и чести и т.д. генетически не кодируются и не передаются. Реализация этих предпосылок, их воплощение вопределенные социальные качества, свойства зависят от того, с какой средой будет взаимодействовать человек.
Другая сторона связи биологического организма и социальной среды, имеющая значение для процесса социализации, касается этапов становления и развития духовного мира личности, форм и сроков освоения ею социальных требований, ожиданий. Речь идет, в частности, о хронологическом совпадении оптимального срока усвоения социальных ценностей, норм поведения с биологическим развитием личности.
Не следует думать, что процесс социализации осуществляется лишь в детские или юношеские годы. Безусловно, в юные годы создается фундамент духовного развития личности. Однако при всей своей значимости эта основа содержит преимущественно эмоционально-ценностный компонент. Лишь вступив во взрослую самостоятельную жизнь, участвуя во множестве социальных связей, личность активно формирует свои приверженности, осознает конкретно, во имя чего жить. Процесс обретения, развития человеком социальных свойств по сути не знает возрастных границ. Меняются социальные роли, которые выполняет личность: рождение внука, выход на пенсию и т.д. требуют новых функций; каждый существенный статусно-ролевой сдвиг в жизни личности привносит что-то новое в ее духовный облик.
Социализация взрослых в какой-то мере даже более драматична, чем социализация в юношеские годы, хотя она чаще всего внешне не заметна. В духовном развитии людей старшего возраста существенно повышается роль самостоятельного анализа и оценки внешних социальных условий, событий. Средства массовой информации в этом случае чаще всего не могут оказывать прямого воздействия на сознание индивида, этому препятствуют довольно прочные убеждения, оценки уже сложившейся личности.
Реальная духовная жизнь личности представляет собой взаимоотношение внешнего социального мира и внутренних свойств личности. Внешний мир взаимодействует с уникальным жизненным опытом личности, порождая единство типичного и неповторимого в ней.
(А.Г. Эфендиев)
Показать ответ
Комментарий:1) назван упомянутый в тексте институт социализации: средства массовой информации;
2) приведен еще один институт, например, семья;
3) указана еще одна функция, допустим хозяйственно-бытовая.
Могут быть приведены другие институты и указаны другие функции
Ответ:Предложи свой вариант решения в комментах 👇🏻
Социализация — достаточно широкий процесс, который включает в себя как овладение навыками, умениями, знаниями, так и формирование ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения.
У новорожденного есть все биологические предпосылки стать дееспособным участником социальных связей и взаимодействий. Но ни одно социальное свойство не является врожденным — социальный опыт, ценности, чувство совести и чести и т.д. генетически не кодируются и не передаются. Реализация этих предпосылок, их воплощение вопределенные социальные качества, свойства зависят от того, с какой средой будет взаимодействовать человек.
Другая сторона связи биологического организма и социальной среды, имеющая значение для процесса социализации, касается этапов становления и развития духовного мира личности, форм и сроков освоения ею социальных требований, ожиданий. Речь идет, в частности, о хронологическом совпадении оптимального срока усвоения социальных ценностей, норм поведения с биологическим развитием личности.
Не следует думать, что процесс социализации осуществляется лишь в детские или юношеские годы. Безусловно, в юные годы создается фундамент духовного развития личности. Однако при всей своей значимости эта основа содержит преимущественно эмоционально-ценностный компонент. Лишь вступив во взрослую самостоятельную жизнь, участвуя во множестве социальных связей, личность активно формирует свои приверженности, осознает конкретно, во имя чего жить. Процесс обретения, развития человеком социальных свойств по сути не знает возрастных границ. Меняются социальные роли, которые выполняет личность: рождение внука, выход на пенсию и т.д. требуют новых функций; каждый существенный статусно-ролевой сдвиг в жизни личности привносит что-то новое в ее духовный облик.
Социализация взрослых в какой-то мере даже более драматична, чем социализация в юношеские годы, хотя она чаще всего внешне не заметна. В духовном развитии людей старшего возраста существенно повышается роль самостоятельного анализа и оценки внешних социальных условий, событий. Средства массовой информации в этом случае чаще всего не могут оказывать прямого воздействия на сознание индивида, этому препятствуют довольно прочные убеждения, оценки уже сложившейся личности.
Реальная духовная жизнь личности представляет собой взаимоотношение внешнего социального мира и внутренних свойств личности. Внешний мир взаимодействует с уникальным жизненным опытом личности, порождая единство типичного и неповторимого в ней.
(А.Г. Эфендиев)
Показать ответ
Комментарий:В ответе могут быть приведены следующие аргументы:
1) без усвоения общественных норм, ценностей, накопленного человечеством опыта индивид не может стать личностью;
2) социальный опыт не просто воспринимается человеком, но «переплавляется» в соответствии с индивидуальными особенностями личности в собственные убеждения, ориентации;
3) принятие социальных ценностей сочетается в личности с нацеленностью на преобразование общества, творческий потенциал личности неразрывно связан с ее индивидуальными особенностями.
Могут быть приведены другие аргументы.
Ответ:Предложи свой вариант решения в комментах 👇🏻
А1. Определите, в каком из приведенных ниже примеров человек выступает в качестве потребителя?
1) Гражданин заплатил за посещение курсов вождения автомобиля;
2) гражданка К. выращивает овощи на своем садовом участке для продажи на рынке;
3) М. собрал в лесу грибы и ягоды для собственного потребления;
4) гражданин А. по поручению руководства закупает необходимое оборудование для фирмы.
А2. Верны ли следующие суждения о защите прав потребителя?
А. Защита прав потребителей действует только в области купли-продажи товаров.
Б. Защита прав потребителей распространяется только на сферу услуг.
1) Верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
A3. В право потребителя на подробную информацию о товаре не входит информация о:
1)времени изготовления товара;
2) качестве товара и его составе;
3) месте изготовления товара;
4)технологии изготовления.
А4. Верны ли следующие суждения о правах потребителя?
А. Потребитель имеет право возвратить только некачественный товар.
Б. Закон устанавливает определенный срок для возврата потребителем качественного товара.
1) Верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
В1. Найдите черты сходства и отличия в характеристиках исполнителя и изготовителя.
1) Несет ответственность за нарушение прав потребителя;
2) устанавливает срок годности товара;
3) информирует потребителя о качестве товара;
4) устанавливает гарантийный срок эксплуатации товара;
5) является участником правовых отношений с потребителем.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.
Черты сходства
Черты отличия
В2. По закону потребитель в случае приобретения некачественного товара имеет право:
1) сдать товар в магазин и получить обратно деньги;
2) договориться с продавцом об уменьшении цены и оставить товар себе;
3) обменять товар в магазине на такой же, но качественный;
4) в качестве компенсации получить от магазина бесплатно еще один товар;
5) получить обратно всю потраченную сумму денег, оставив товар себе.
Номера, под которыми указаны права потребителя, выпишите в порядке возрастания.
В3. Соотнесите права и обязанности потребителя и исполнителя
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
1) Право на достоверную информацию о товаре.
2) Обязанность оплатить приобретаемый товар или услугу.
3) Право не принять обратно товар, который повредил покупатель.
4) Обязанность выдать гарантию на товар.
ПОТРЕБИТЕЛЬ/ ИСПОЛНИТЕЛЬ
А) Потребитель. Б) Исполнитель.
В4. Все перечисленные ниже органы, за исключением одного, защищают права потребителя.
Органы местного самоуправления, налоговая инспекция, общественные организации, судебные органы.
Найдите и укажите орган, «выпадающий» из этого ряда. Свой ответ поясните.
Этапы социализации личности
Понятие социализации
Прежде всего, при рассмотрении вопроса об этапах социализации определимся с понятием социализации.
Определение 1
Социализация – это процесс усвоения личностью социальных норм и ценностей, системы знаний, существующей в обществе, правил поведения, психологических установок.
Социализация носит интегративный характер и включает в себя обучение, воспитание, приспособление к обществу, результатом чего и является усвоение человеком норм и ценностей общества.
Общество не является статичным, а потому человеку приходится усваивать и приспосабливаться к изменениям в обществе, а обществу — к человеку. Таким образом, можно говорить о том, что социализация личности происходит на протяжении всей человеческой жизни.
Этапы социализации
Принимая во внимание, что процесс социализации длительный, можно выделить некоторые этапы социализации.
Следует выделять первичную и вторичную социализацию.
Первичная социализация начинается с рождением человека до становления взрослого человека. Основным институтом социализации в этот период является семья, школа, сверстники.
Готовые работы на аналогичную тему
Вторичная социализация происходит на протяжении всей жизни человека и характеризуется разрушением ранее усвоенных норм и усвоением новых.
Этапы социализации связаны с возрастными периодами развития человека. Рассмотрим особенности этапов в каждый из периодов.
Детство – один из ключевых этапов социализации, на этот период приходится становление 70 % личности человека. Нарушения процесса социализации на данном этапе имеют необратимые последствия для личности человека, т.к в данный период происходит становление собственного «Я» человека.
Подростковый период. Данному этапу также можно отвести одну из ключевых ролей, поскольку в данный период происходят значительные физиологические и психологические изменения.
Зрелость. Связана с сознательным выбором своего окружения, профессиональной деятельности и т.д Старость. Характеризуется угасанием физических возможностей и необходимостью приспособления к новому этапу своей жизни.
Более детально возрастные этапы социализации были предложены Эриксоном. Рассмотрим их.
- Младенчество – на данном этапе ключевая роль отводится матери, которая формирует у ребенка базовое доверие к окружающему социуму посредством ухода за ним.
- Раннее детство характеризуется формированием независимого статуса ребенка, его самостоятельности. На данном этапе ребенок учится самостоятельно ходить, есть и т.д.
- Третий этап, возраст 3-5 лет, проявляется в игровой форме, которая позволяет ребенку расширить свои познания о мире, освоить межличностные отношения, развить психологические возможности. В случае подавления на данном этапе развития, запрету игр, ребенок формирует чувство вины, неуверенность в себе.
- Младший школьный возраст характеризуется сменой ключевого агента социализации, где центральное место занимает уже не семья, а школа. На данном этапе закладываются представления ребенка о профессиях, современной культуре, нормах и ценностях. В случае успеха, ребенок переходит к следующей стадии уверенный в своих силах, целеустремленный. В противном же случае в ребенке закрепляется чувство страха, вины и неуверенности в себе.
- Подростковый возраст и 5 стадия определяется значительными физиологическими перестройками в организме, проявлением интереса к своему внешнему виду и своему положению среди сверстников, необходимостью профессионального самоопределения.
- На этапе молодости перед человеком встает вопрос поиска и выбора супруга, тесного межличностного общения, формируется глубокая связь со своей социальной группой.
- Взрослый этап социализации связан с самореализацией личности. На этом этапе человек передает свой опыт детям, вовлекается во взаимодействие с семьей, коллегами, удовлетворен своей жизнью.
- Заключительная стадия после 50 лет характеризуется осознанием человека собственного «Я». В этот период человек осознает свою жизнь и принимает ее.
Также, в зависимости от форм социализации, можно выделить следующие этапы социализации: дотрудовой – детство, юность; трудовой – зрелость; послетрудовой – старость.
Каждый последующий этап социализации предполагает расширение форм взаимодействия человека и общества.
Для дотрудового этапа, приходящегося на период детства и юности, характерна пассивная форма социализации, при которой человек обучается, не подвергая сомнению существующие социальные нормы и опыт, стремиться интегрироваться в общество.
На трудовом этапе в период зрелости человек сочетает пассивную форму усвоения социального опыта и активную форму, характеризующуюся началом профессиональной деятельности.
Для завершающего послетрудового периода, периода старости, характерны аккумуляция и сохранение приобретенного опыта с последующей передачей его следующему поколению.
Этапы социализации по А.В. Петровскому
С точки зрения субъект-объектных общественных отношений Петровским А.В. выделялись следующие этапы социализации:
- Адаптация. Период адаптации приходится на период детства. В этот период человек выступает объектом отношений, подвергающимся действию таких агентов социализации как семья, школа, сверстники и т.д. В этот период человек активно обучается, формирует свою личность.
- Индивидуализация. На данном этапе человек выступает субъектом общественных отношений. Ведущей деятельностью становится не усвоение социальных норм, а их воспроизведение, что позволяет человеку проявить свою личность, индивидуализироваться, отличиться от других людей.
- Интеграция. На данном этапе человек выступает одновременно и как объект, и как субъект общественных отношений. Данный этап характеризуется достижением оптимального положения человека в обществе, позволяющего ему самореализоваться и гармонично существовать в обществе.
Этапы социализации по Колбергу
Собственную периодизацию социализации предложил Колберг. Особенностью его периодизации является отсутствие связи с возрастом и связь с формированием тех или иных когнитивных навыков. Им были выделены следующие этапы:
- Избежание наказания;
- Желание поощрения;
- Приспособление и желание одобрения;
- Осознание норм и ценностей общества;
- Осознание противоречий общества, формирование понятий о «плохом» и «хорошем»;
- Формирование собственных принципов и ценностей.
Замечание 1
Таким образом, в зависимости от приобретения тех или иных навыков, некоторые люди могут завершить процесс социализации, пройдя все этапы в молодости, а некоторые не завершают процесс социализации на протяжении всей жизни.
Презентация на тему: «Типы целей обучения социализации: обсудить процесс социализации во взрослой жизни». — Стенограмма презентации:
1
Типы целей обучения социализации: обсудить процесс социализации во взрослой жизни
2
Общее количество учреждений Общее учреждение — это место, где жители закрыты от остальной части общества 1.Не свободен в управлении собственной жизнью 2. Контролируется и управляется ответственными людьми 3. Основная цель — полностью изменить человека ** Вы можете носить свою собственную одежду, выбирать друзей, приносить свой собственный обед и т.д.… ..
3
Первый шаг — десоциализация. Основная цель всех институтов — десоциализация людей, или процесс, посредством которого люди отказываются от всех норм, ценностей, отношений и поведения. Как это происходит: 1.Замените личные вещи стандартными предметами (лишите их уникальности и того, что их определяет). 2. Серийные номера, как способ их определения, означают потерю конфиденциальности.
4
Десоциализация Каким образом будет необходима десоциализация? Где это может произойти?
5
Ресоциализация Ресоциализация — это процесс, с помощью которого люди принимают НОВЫЕ нормы, ценности, взгляды и поведение. Ресоциализация может происходить через ряд наград и наказаний. Награды — получение идентичности Наказания — несоответствие
6
Когда может произойти ресоциализация? Военные преступники подростки
7
Упреждающая социализация Процесс, с помощью которого вы (заранее) готовитесь к новым нормам, ценностям, взглядам и убеждениям.Это включает в себя ДОБРОВОЛЬНОЕ изменение. Может произойти, когда люди переходят из разных этапов своей жизни. *** Как знакомство является формой упреждающей социализации?
8
Референтная группа Подросток может захотеть походить на людей своего возраста, поэтому он откажется от норм, ценностей и убеждений, ранее придерживавшихся. Этот процесс обычно начинается на предподростковой стадии, и подростком будет новая референтная группа. Эталонная группа — это то, что они используют для оценки себя и какие у них приобретаются установки, ценности, убеждения и нормы.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Социализация имела различные значения в социальных науках, отчасти потому, что многие дисциплины утверждают, что это центральный процесс. В своем наиболее распространенном и общем использовании термин «социализация» относится к процессу взаимодействия, посредством которого индивид (новичок) приобретает нормы, ценности, убеждения, взгляды и языковые характеристики своей группы. В ходе приобретения этих культурных элементов индивидуальное я и личность создаются и формируются.Таким образом, социализация решает две важные проблемы в социальной жизни: преемственность общества от одного поколения к следующему и развитие человека.
Различные дисциплины подчеркивали различные аспекты этого процесса. Антропологи склонны рассматривать социализацию прежде всего как культурную передачу от одного поколения к другому, иногда заменяя термин «инкультурация» социализацией (Herskovits 1948). Антропологический интерес к социализации или инкультурации совпал с появлением ориентации «культура и личность» в конце 1920-х и 1930-х годов, когда работы Мида (1928), Бенедикта (1934) и Малиновского (1927) были сосредоточены на культурных практиках, влияющих на ребенка. воспитание, передача ценностей и развитие личности и помогли сформировать антропологический подход к социализации.Большая часть работы в области культуры и личности находилась под влиянием психоаналитической теории. Современная культурная антропология в меньшей степени руководствуется психоаналитической теорией, а в большей степени социальными конструктивистскими теориями (такими как символический интеракционизм), которые рассматривают социализацию как коллективный и интерпретирующий процесс конструирования реальности, включающий воспроизводство культуры. Эта ориентация была в значительной степени сформирована работой Гирца (1973), чье влияние также очевидно в социологической работе по социализации, такой как Corsaro и Eder (1995).
Психологи менее склонны подчеркивать передачу культуры и более склонны подчеркивать различные аспекты индивидуального развития (Гослин 1969). В психологии существует значительное разнообразие в отношении изучаемого аспекта социализации. Для психологов развития, особенно тех, на которых повлиял Пиаже (1926), социализация в значительной степени зависит от когнитивного развития, которое обычно рассматривается как сочетание социального влияния и зрелости.Для поведенческих психологов социализация является синонимом обучающих моделей поведения. Для клинических психологов и теоретиков личности это рассматривается как установление черт характера, обычно в контексте раннего детского опыта. Подполе развития ребенка наиболее тесно связано с темой социализации в психологии, где социализация в значительной степени приравнивается к воспитанию детей (Clausen [1968] дает исторический обзор социализации в этих дисциплинах).
Политология проявила интерес к социализации, но в ограниченном смысле. Его исследования не выходят далеко за пределы политической социализации: процесса, посредством которого формируются политические установки и ориентации. Однако в этой литературе иногда появляется другое и более эзотерическое использование этого термина: социализация как «коллективизация», то есть трансформация капитализма в социализм и / или коммунизм.
В социологии было две основные ориентации на социализацию.Один рассматривает социализацию прежде всего как изучение социальных ролей. С этой точки зрения люди становятся интегрированными членами общества, изучая и усваивая соответствующие роли и статусы групп, к которым они принадлежат (Brim 1966). Эта точка зрения присутствует в той или иной форме с самого начала социологии как дисциплины, но наиболее тесно связана со структурно-функционалистскими взглядами.
Другая, более распространенная социологическая ориентация рассматривает социализацию главным образом как формирование самооценки.Развитие личности и идентичности в контексте интимных и взаимных отношений считается ядром социализации. Эта точка зрения тесно связана с символической интеракционистской перспективой, синтезом различных направлений прагматизма, бихевиоризма и идеализма, которые появились в 1920-х и 1930-х годах в работах ряда ученых Чикагского университета, особенно Мида (1934). В работах Мида «я» — это рефлексивное, полностью социальное явление, которое развивается в результате языкового или символического взаимодействия.Язык обеспечивает развитие ролевой игры, благодаря которой человек может взглянуть на себя с точки зрения другого человека. Это становится основой для самости и взаимопроникновения себя и общества. Мид и другие символические интеракционисты утверждают, что я и общество — это две стороны одной медали. Основанием для их утверждения является то, что содержание самооценок (например, идентичностей) отражает аспекты социального процесса, в который индивид вовлечен посредством интернализации ролевых идентичностей, ценностей и значений.Эта интернализация в свою очередь воспроизводит общество. С точки зрения интеракционизма, и я, и общество зависят от одного и того же процесса социального взаимодействия, посредством которого «реальности» создаются и постоянно обсуждаются (Gecas 1982).
Для современных интерактивистов социализация отличается от других типов обучения и других форм социального влияния своей актуальностью для самооценки, то есть для мыслей и чувств людей о себе. Таким образом, социализация — это не просто процесс изучения правил или норм или моделей поведения; это вопрос изучения этих вещей только в той степени, в которой они становятся частью того, как люди думают о себе.Отличительной чертой успешной социализации является превращение общественного контроля в самоконтроль. Это достигается в основном за счет развития идентичностей, различных ярлыков и характеристик, приписываемых самости. Приверженность личности (например, сын, мать, профессор, честный человек) является источником мотивации для людей действовать в соответствии с ценностями и нормами, подразумеваемыми этими идентичностями (Foote 1951; Stryker 1980; Gecas 1986). Акцент на идентичности также подчеркивает членский компонент социализации: быть социализированным — значит принадлежать к социальной группе.
Социализация как формирование идентичности происходит через ряд более специфических процессов, связанных с развитием самооценки: отраженные оценки, социальные сравнения, самоопределение и идентификация (Gecas и Burke [1995] и Розенберг [1979] обсуждают эти процессы). Отраженные оценки, основанные на метафоре «зазеркалье» Кули (1902 г.), относятся к восприятию людьми того, как другие видят и оценивают их. В некоторой степени люди начинают видеть себя такими, какими они думают другие (особенно значимые другие).Люди также разрабатывают свои представления о конкретных атрибутах, сравнивая себя с другими (социальные сравнения) и делая выводы из наблюдения за своими действиями и их последствиями (самоатрибуцией). Особенно важным для социализации как формирования личности является процесс идентификации. Первоначально используемая Зигмундом Фрейдом, эта концепция относится к эмоциональной привязанности ребенка к родителю и желанию быть похожим на родителя; как следствие, ребенок усваивает и принимает ценности, убеждения и другие характеристики родителя.Среди прочего, благодаря идентификации с родителем, ребенок становится более восприимчивым к родительскому влиянию.
Идентификация также используется для обозначения вменения или приписывания тождеств. Здесь основное внимание уделяется установлению идентичностей в социальном взаимодействии, что является важным аспектом определения ситуаций и конструирования реальностей. Это также имеет важные социализирующие последствия, о чем свидетельствует большая часть литературы по маркировке, стереотипам и эффектам ожидания.
СОДЕРЖАНИЕ И КОНТЕКСТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Многочисленные исследования по социализации были посвящены выявлению тех аспектов развития социализируемого, на которые влияют конкретные факторы и условия социализации, а также определенные процессы. Основное внимание было уделено семейному контексту, в котором происходит первоначальная или первичная социализация личности. Исследования воспитания детей в «нормальных» и «ненормальных» ситуациях (например,g) дети, находящиеся в специальных учреждениях, «чулан», «дикие дети») определили ряд условий, которые должны присутствовать для первичной социализации, то есть, чтобы ребенок стал личностью. Эти условия включают использование символического взаимодействия (языка) в контексте интимных, питательных отношений между взрослым и ребенком. Эти условия необходимы для возникновения первоначального ощущения себя и для нормального когнитивного и даже физического развития.Утверждение, что семья (в той или иной форме) является универсальной чертой человеческого общества, в значительной степени основано на этой важной функции социализации.
Родительская поддержка по-прежнему играет важную роль в социализации потомства в детстве, подростковом возрасте и за его пределами. Это одна из самых надежных переменных в литературе по воспитанию детей. Оказалось, что родительская поддержка напрямую связана с когнитивным развитием ребенка, нравственным поведением, соответствием взрослым стандартам, самооценкой, успеваемостью и социальной компетентностью.И наоборот, отсутствие родительской поддержки связано с негативными последствиями социализации для детей и подростков: низкая самооценка, преступность, отклонения от нормы, употребление наркотиков и различные другие проблемы поведения (Роллинс и Томас, 1979; Петерсон и Ханн, 1999).
Родительский контроль почти так же важен, как и поддержка в литературе по социализации. «Контроль» относится к степени и способу, которым родители пытаются наложить ограничения на поведение ребенка. Другими терминами, используемыми для этого аспекта воспитания, являются наказание, дисциплина, ограничение, вседозволенность, защита, надзор, строгость и контроль.Родительский контроль — более сложная переменная, чем родительская поддержка. Необходимо различать различные типы или стили контроля, поскольку они часто имеют противоположные последствия социализации. Важное различие заключается в том, что между «авторитарным» и «авторитарным» контролем (Baumrind 1978) или «принуждением» и «индукцией» (Rollins and Thomas 1979). Авторитарный или принудительный контроль (контроль, основанный на силе, угрозе или физическом наказании) связан с отрицательными или неблагоприятными результатами социализации, тогда как авторитарный или индуктивный контроль (контроль, основанный на причине и объяснении) имеет положительные результаты.
Наиболее мощными моделями родительского влияния в социализации детей являются те, которые сочетают в себе размеры поддержки и контроля. Родители наиболее эффективны в качестве агентов социализации, когда они выражают высокий уровень поддержки и осуществляют индуктивный контроль. В этих условиях дети, скорее всего, идентифицируют себя со своими родителями, усваивают родительские ценности и ожидания, используют родителей в качестве своих моделей и становятся восприимчивыми к попыткам родительского влияния. И наоборот, низкая родительская поддержка и опора на принудительный контроль связаны с неблагоприятными результатами социализации (обзоры этой литературы см. Peterson and Rollins 1987; Maccoby and Martin 1983; и Rollins and Thomas 1979).
Родительская поддержка и контроль охватывают большую часть исследований по воспитанию детей, но не все. Другими важными переменными социализации здесь являются степень вовлеченности родителей в работу с ребенком (например, затраченное время), уровень ожидаемых результатов, степень, в которой родители учитывают политические или религиозные убеждения и системы ценностей, а также различные характеристики родителя. такие как терпение, терпимость, честность, честность, компетентность, а также возраст и пол (родителя и ребенка).Многие факторы влияют на процесс и результаты социализации семьи.
Большая часть социализации, которая происходит в семье , включает в себя изучение соответствующего ролевого поведения, связанного с различными семейными позициями. Для ребенка наиболее значимым из этих видов поведения являются половые и возрастные роли. Посредством процессов подкрепления со стороны родителей и других, идентификации с различными образцами для подражания, а также родительских указаний и инструкций ребенок социализируется в поведенческие ожидания, связанные с этими ролями.Из этих двух половым ролям уделяется больше внимания исследованию роли в семье (Block [1983] предоставляет обзор). Это исследование предполагает, что социализация половой роли является обширной (обычно начиная с рождения с дифференцированным лечением младенцев мужского и женского пола), распространяющейся (различные агенты и контексты социализации), и имеет значение для широкого спектра других индивидуальных и социальных результатов. Важной темой во многих современных исследованиях социализации половых ролей является то, что дифференцированный подход, который подчеркивает «мужские» характеристики для мальчиков и «женские» характеристики для девочек, наносит ущерб развитию как девочек, так и мальчиков, а также отношениям между полами ( Бем [1974] обсуждает достоинства андрогинности).Это исследование отражает идеал равенства полов в большинстве современных обществ.
Большинство исследований социализации в семье предполагают однонаправленное влияние от родителя к ребенку. Родители обычно рассматриваются как агенты социализации (часть должностной инструкции родителя), а дети — как объекты социализации. Учитывая различия во власти, статусе и компетенции между родителем и ребенком, обоснованно предполагается, что направление влияния в основном от родителя к ребенку.Однако становится все более очевидным, что социализация — это взаимный процесс, в котором дети также влияют на родителей. За последние несколько десятилетий мышление в отношении процессов социализации перешло от однонаправленных к двунаправленным и взаимным моделям (Corsaro и Eder 1995; Gecas 1981). Например, рассматривая связь между родительским наказанием и девиантным поведением ребенка, которое является одним из наиболее последовательных результатов исследований социализации, можно утверждать, что поведение ребенка является как следствием, так и причиной поведения родителей.То есть агрессивное или девиантное поведение ребенка может вызвать более карательное родительское поведение, а также влияние родительского поведения. Социализация все чаще рассматривается как взаимная, хотя степень влияния, как правило, не одинакова.
Помимо родителей и других взрослых родственников, братьев и сестер служат агентами социализации в контексте семьи. По мере увеличения размера семьи более старшие братья и сестры берут на себя большую часть социализации младших детей, либо по умолчанию, либо потому, что родители делегируют эту ответственность старшим детям.Некоторые утверждают, что это ставит младших детей в многодетных семьях в невыгодное положение с точки зрения когнитивного развития, поскольку у них относительно меньше контактов с наиболее компетентными и преданными членами семьи, родителями (Zajonc 1976). Однако эти выводы, основанные главным образом на данных поперечного сечения, не остались без ответа (Galbraith 1982; Blake 1989).
Все более распространенным фактором социализации в современных семьях является телевидение. Дети тратят больше времени на просмотр телевизора, чем на любую другую деятельность, кроме школы и сна (Bronfenbrenner 1970).Целью большинства телевизионных программ, которые смотрят дети, обычно является не общение или обучение, а развлечение и продажа товаров. Однако, вероятно, произойдет много непреднамеренной социализации, от формирования концепций реальности (например, половых ролей и этнических стереотипов) до стилей поведения и вкусов. В целом, телевидение воспринимается как оказывающее негативное влияние на детей, за исключением нескольких образовательных программ на государственном телевидении. Большая часть беспокойства была сосредоточена на обширном насилии и сексуальных темах и ситуациях в телевизионных программах.Работа Бандуры и др. (1963) по моделированию убедительно показала, что подверженность агрессивному поведению имеет тенденцию усиливать агрессию у зрителя. Наряду с его нежелательными последствиями для социализации детей, Бронфенбреннер (1970) отмечает, что телевидение наносит ущерб развитию ребенка в отношении поведения, которое оно предотвращает, то есть человеческого взаимодействия, которое прекращается в процессе пассивного просмотра. Роль телевидения как агента социализации в семьях, по-видимому, возрастает по умолчанию, поскольку уменьшается количество контактов между родителями и их детьми.Различные социальные силы (такие как увеличение числа работающих матерей, семей с одним родителем, семей с двумя профессиями и профессионализация ухода за детьми) уменьшили степень взаимодействия между родителями и детьми и, таким образом, роль родителей как социализирующего агента. Этот вакуум все больше заполняется вовлечением ребенка в телевидение и со сверстниками. Для детей в американском обществе телевидение, группы сверстников и школа становятся все более важными агентами социализации.
Как и семья, школа — это учреждение, в задачу которого входит социализация детей.Миссия школы, однако, более узко определена, чем миссия семьи, и в первую очередь она касается формального обучения и развития познавательных навыков детей. В этом смысле школьный контекст менее вовлечен в первичную социализацию (то есть развитие базовых ценностей, убеждений, мотивов и представлений о себе) и больше вовлечен во вторичную социализацию (то есть развитие знаний и навыков). Однако это не очень точное различие. В ходе социализации в школе изучаются и другие вещи, помимо навыков и знаний, такие как нормы, ценности, установки и различные аспекты личности и самооценки ребенка.В школе обычно учат гораздо больше, чем то, чему учат в явной форме.
Многие виды деятельности, связанные со школой (особенно в классе), имеют значение для самооценки ребенка (Hewitt 1998). Например, одно из наиболее важных действий включает в себя оценку успеваемости ученика учителем: успеваемость на тестах, отчеты о занятиях, презентации, задания и тому подобное. Успех в этой деятельности, основанный на собственных усилиях, полезен для самооценки и повышает уверенность в своих силах.Однако провала нет, а публичный провал еще хуже. Школа предоставляет многочисленные возможности для общественных неудач, а также общественного успеха. Одним из последствий оценки успеваемости может быть категоризация или «маркировка» учащихся как учителями, так и другими людьми как «умные», «тупые», «медленные ученики», «отстающие» и так далее. Негативные и позитивные ярлыки влияют на то, как другие реагируют на человека, и посредством своих ответов укрепляют и формируют этого человека в маркированном направлении.Этот процесс называется «эффектами ожидания» (Jones 1977) или «самоисполняющимся пророчеством» (Merton 1957). Розенталь и Якобсон (1968) обнаружили, что ожидания учителей в отношении учеников, даже если они основаны на ошибочной информации, оказали значительное влияние на развитие учеников в течение учебного года: когда учитель был убежден, что ученик будет «Медленный ученик», этот ученик, скорее всего, плохо учился в классе. Эффекты маркировки и ожидания происходят в большинстве случаев социализации и имеют важные последствия для развития самооценки.
Тем не менее, студенты, , как и другие социализированные, не являются пассивными получателями давления, которое они испытывают. Ковингтон и Бири (1976) предлагают, чтобы в результате этих воздействий в школах возникли два принципиально различных мотивационных паттерна: один ориентирован на стремление к успеху, а другой — на избежание неудачи. Стратегии избегания сбоев (такие как неучастие, отстранение, промедление и откладывание рабочих заданий до слишком позднего периода) являются попытками отсоединить свою работу от своих способностей и достоинств.В этом случае неудача может быть связана с отсутствием усилий или с внешними обстоятельствами (менее вредными для личности), а не с недостатком способностей (более разрушительной атрибуцией). Это форма разграничения ролей, разделения
.отношений в зрелом возрасте
Дети
Поскольку взрослые ждут позже, чтобы жениться и создать семью, все больше и больше средних взрослых воспитывают маленьких детей. Однако это не типичная модель. К тому времени, когда большинство родителей достигают среднего возраста, их дети по крайней мере достигают подросткового возраста.По иронии судьбы, взрослые и их подростки часто испытывают эмоциональные кризисы. Для подростков кризис включает в себя поиск собственной идентичности отдельно от членов своей семьи; для среднего взрослого — или , или выполнение через такие действия, как воспитание детей, работа или творчество.Эти два кризиса не всегда совместимы, так как родители пытаются решать свои собственные проблемы, а также проблемы своих подростков (например, выявление личности).
Некоторые взрослые люди начинают «жить» своими юношескими фантазиями через своих детей. Они могут попытаться превратить своих детей-подростков в улучшенную версию себя.
Свидетельство о том, что их дети находятся на грани взросления, может спровоцировать кризис среднего возраста . Подростковый путь в молодости напоминает родителям среднего возраста об их собственных процессах старения и неизбежном переходе в среднюю и более позднюю зрелость.В результате родители могут испытывать депрессию или пытаться вернуть свою молодость через неподобающее возрасту поведение и сексуальные приключения.
Некоторые подростки разжигают дома такое сильное напряжение, что их уход в колледж или в карьеру помогает родителям. Другие родители испытывают синдром пустого гнезда после того, как все их дети покинули дом. Без детей, которые являются центром их жизни, они испытывают трудности при воссоединении друг с другом и открытии своей индивидуальности отдельно от родительских обязанностей.
В последние десятилетия американцы стали свидетелями того, как взрослые дети остаются или возвращаются домой, чтобы жить со своими родителями. Независимо от того, решают ли они остаться дома по финансовым или эмоциональным причинам, взрослые дети, живущие с родителями, могут создавать трудности для всех сторон. Родители могут отложить свою собственную стадию «повторного знакомства», управляя «не очень пустым гнездом», а их взрослым детям, возможно, придется приспосабливаться к социальной изоляции и проблемам, связанным с установлением близости со значительными другими людьми своего возраста.Взрослые дети, живущие дома, также могут уклоняться от необходимых обязанностей для взрослых. Это соглашение «взрослый-ребенок-живущий-с-родителями» имеет тенденцию работать лучше всего, когда обе стороны соглашаются с ним как с временной ситуацией, и когда ребенку меньше 25 лет.
Родители среднего возраста обычно поддерживают тесные отношения со своими взрослыми детьми, которые покинули дом. Тем не менее, многие родители сообщают, что чувствуют, что продолжают давать больше, чем получают от отношений с детьми. Это может быть особенно актуально для «сэндвичей» среднего звена, которые также должны заботиться о своих собственных стареющих родителях.
Родители
Большинство людей среднего возраста характеризуют отношения с родителями как ласковые. Действительно, между родителями среднего и старшего возраста часто существует сильная связь. Хотя большинство людей среднего возраста не живут со своими родителями, они обычно поддерживают частые и позитивные контакты. И, возможно, впервые взрослые люди среднего возраста видят в своих родителях ошибочных людей.Одна из проблем, с которой сталкиваются взрослые взрослые, — это забота о своих стареющих родителях. В некоторых случаях взрослые, которые ожидали, что они проведут свои средние годы, путешествуя и наслаждаясь своими детьми и внуками, вместо этого оказываются заботящимися о своих больных родителях.Отношения со взрослыми взрослыми родителями сильно различаются. Некоторые родители остаются полностью независимыми от поддержки своих взрослых детей; другие частично зависят от своих детей; а третьи полностью зависят от них. Дочери и невестки чаще всего заботятся о стареющих родителях и родственниках.
Существуют группы поддержки и консультации для взрослых, ухаживающих за своими старшими родителями. Обычно они предоставляют информацию, обучают навыкам попечителя и предлагают эмоциональную поддержку. Другие программы, такие как Social Security и Medicare, облегчают финансовое бремя пожилых людей и тех, кто за ними ухаживает.
Взрослые среднего возраста обычно реагируют интенсивно и с болью на смерть одного или обоих родителей. (Конечно, это относится и к отдельным людям на всех этапах жизни.) Смерть одного из родителей прекращает пожизненные отношения и предлагает «звонок для пробуждения», чтобы жить полной жизнью и восстанавливать нарушенные отношения, в то время как люди участвует еще жив. Наконец, смерть служит напоминанием о собственной смертности.
Несмотря на то, что смерть родителя никогда не приветствуется, некоторые долгосрочные взрослые, ухаживающие за взрослыми, выражают определенные двойственные чувства по поводу этого события.
,