Чем характеризуется социализация в зрелые годы – Чем характеризуется социализация в зрелые годы? Укажите две особенности этого процесса.

Чем характеризуется социализация в зрелые годы? Укажите две особенности этого процесса.

Социализация — достаточно широкий процесс, который включает в себя как овладение навыками, умениями, знаниями, так и формирование ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения.

У новорожденного есть все биологические предпосылки стать дееспособным участником социальных связей и взаимодействий. Но ни одно социальное свойство не является врожденным — социальный опыт, ценности, чувство совести и чести и т.д. генетически не кодируются и не передаются. Реализация этих предпосылок, их воплощение вопределенные социальные качества, свойства зависят от того, с какой средой будет взаимодействовать человек.

Другая сторона связи биологического организма и социальной среды, имеющая значение для процесса социализации, касается этапов становления и развития духовного мира личности, форм и сроков освоения ею социальных требований, ожиданий. Речь идет, в частности, о хронологическом совпадении оптимального срока усвоения социальных ценностей, норм поведения с биологическим развитием личности.

Не следует думать, что процесс социализации осуществляется лишь в детские или юношеские годы. Безусловно, в юные годы создается фундамент духовного развития личности. Однако при всей своей значимости эта основа содержит преимущественно эмоционально-ценностный компонент. Лишь вступив во взрослую самостоятельную жизнь, участвуя во множестве социальных связей, личность активно формирует свои приверженности, осознает конкретно, во имя чего жить. Процесс обретения, развития человеком социальных свойств по сути не знает возрастных границ. Меняются социальные роли, которые выполняет личность: рождение внука, выход на пенсию и т.д. требуют новых функций; каждый существенный статусно-ролевой сдвиг в жизни личности привносит что-то новое в ее духовный облик.

Социализация взрослых в какой-то мере даже более драматична, чем социализация в юношеские годы, хотя она чаще всего внешне не заметна. В духовном развитии людей старшего возраста существенно повышается роль самостоятельного анализа и оценки внешних социальных условий, событий. Средства массовой информации в этом случае чаще всего не могут оказывать прямого воздействия на сознание индивида, этому препятствуют довольно прочные убеждения, оценки уже сложившейся личности.

Реальная духовная жизнь личности представляет собой взаимоотношение внешнего социального мира и внутренних свойств личности. Внешний мир взаимодействует с уникальным жизненным опытом личности, порождая единство типичного и неповторимого в ней.

(А.Г. Эфендиев)

neznaika.info

Социализация в зрелом возрасте

Социологические критерии выделения зрелого возраста

Замечание 1

Зрелый возраст – понятие собирательное, охватывающее несколько периодов жизни человека.

Зрелый возраст совпадает с наивысшим уровнем развития интеллектуальных, духовных, физических способностей. Это время, когда человек научился реализовывать свои замыслы, перешел от самоопределения к самореализации. Значительным фактором для переосмысления сложившегося опыта выступает стремление приблизиться к самому себе, более соответствовать собственной изначальной внутренней природе.

Основными сферами самореализации личности являются сфера семейно-бытовых отношений, общения, сексуальных отношений, профессиональная сфера, сфера воспитания детей, общения, самосовершенствования и саморазвития.

Социализация во взрослом возрасте – это саморазвитие через выбор: каким быть, кем, с кем и т.д. Присутствует как свобода выбора активности в конкретных ситуациях, так и выбор собственного здоровья, психологического облика, образа жизни в целом.

Социологическим критерием разграничения молодежного и зрелого возраста является социальная, экономическая и политическая самостоятельность. К критериям взрослости относятся:

  • способность обеспечить себя средствами существования;
  • свободно и независимо от других распоряжаться деньгами;
  • проживать отдельно от родителей;
  • проявлять самостоятельность в выборе образа жизни;
  • способность нести ответственность перед законом.

С точки зрения социализации, значительным критерием взрослости является возможность вступления в брак. Семья – единственный агент социализации, который оказывает влияние на формирование личности на протяжении всей жизни.

Особенности социализации в зрелом возрасте

В онтогенезе зрелость занимает самый длительный период. Каждая стадия зрелого возраста характеризуется своими особенностями:

  1. Ранняя зрелость. Наблюдается стабилизация качеств личности, развиты коммуникативные способности, проявляются творческие способности, устанавливаются близкие отношения с другим лицом, выстраивается собственный образ жизни, проходит первая переоценка жизненного пути.
  2. Средняя зрелость. Характеризуется поиском ответов на главные вопросы о смысле жизни, происходит переоценка притязаний, целей. Человек анализирует окружение, и окружающую действительность; наблюдается стремление к творческой и профессиональной самореализации, поиску новых ценностей. Появляется страх снижения работоспособности. Наблюдается кризис середины жизни.
  3. Поздняя зрелость. Может проявляться двояко: индивид продолжает плодотворно работать, проявляя свои возможности и способности или у человека возникает чувство опустошения и ненужности, что приводит к торможению развития и становления. Возможна чрезмерная забота о себе.

Середина и вторая половина жизни характеризуются наступлением кризиса средних лет. Для его преодоления необходимо проанализировать цели, переоценить ресурсы, скорректировать жизненный курс под новые цели. Этот период должен иметь собственную значимость. В это время важно:

  • достичь зрелой социальной и гражданской ответственности;
  • поддерживать необходимый жизненный уровень;
  • помогать молодому поколению в осознании собственной ответственности за жизнь;
  • найти оптимальные варианты проведения досуга;
  • адекватно воспринимать физиологические изменения;
  • расширить личностные аспекты супружеских взаимоотношений.

Замечание 2

В зрелом возрасте к обычным агентам социализации (семья, родственники, соседи и т.д.) присоединяются коллеги по работе, супруг или супруга, единомышленники или друзья в досуговой сфере и т.д.

Социально-психологические проявления зрелого возраста

Для развития личностной зрелости самым благоприятным является уровень взаимозависимости, когда взаимозависимые люди для достижения наилучшего результата объединяют свои возможности и способности с возможностями других людей.

Замечание 3

Основными показателями проявления социально-психологической зрелости личности являются умение отстаивать свою позицию, говорить правду, сочетать личные коммуникативные возможности с нормами, требованиями, правилами поведения социального окружения, способность решать конфликтные ситуации и преодолевать коммуникативные барьеры.

Социальная зрелость характеризуется развитым чувством ответственности, она проявляется в политической, общественной, моральной, эстетической сферах. Развита способность предвидеть развитие разных социальных ситуаций, понимать других людей, активно участвовать в жизни общества, проявляется потребность заботиться о других людях, максимально использовать свои способности и знания.

Характерные черты зрелой личности значительно определяет социальная среда развития. Основным признаком зрелости является осознание индивидом ответственности и стремление к ней. Зрелый возраст характеризуется ответственностью за содержание своей жизни.

Ценностные ориентации зрелых людей играют в жизни общества ведущую роль. В этом возрасте достигаются вершины общественной и профессиональной карьеры, в руках лиц зрелого возраста сосредоточены функции управления в структурах государства, в различных сферах общественной жизни.

Важнейшими проявлениями зрелой личности выступают: стремление расширять свою деятельность, выходить за рамки своих возможностей, действовать за границами ролевых предписаний и требований ситуации; направленность личности; степень осознанности отношений к действительности, смысловые структуры, обуславливающие поведение личности и ее сознание.

Для зрелого возраста характерна широкая система связей с миром, устойчивая конфигурация основных мотивационных линий. Зрелая личность обладает свойством самопротяженности, т.е. вся жизнь не привязывается только к непосредственным обязанностям и потребностям. Человек участвует в самых разнообразных видах деятельности. Удовлетворение и фрустрации носят разносторонний и многообразный характер. Характерны как самообъективация, так и объективный взгляд на реальность.

spravochnick.ru

Чем характеризуется социализация в зрелые годы? Укажите две особенности этого процесса…

§13. Потребительиегоправа

А1. Определите, в каком из приведенных ниже примеров че­ловек выступает в качестве потребителя?

1) Гражданин заплатил за посещение курсов вождения автомобиля;

2) гражданка К. выращивает овощи на своем садовом участке для продажи на рынке;

3) М. собрал в лесу грибы и ягоды для собственного потреб­ления;

4) гражданин А. по поручению руководства закупает необходимое оборудование для фирмы.

А2. Верны ли следующие суждения о защите прав потребителя?

А. Защита прав потребителей действует только в области купли-продажи товаров.

Б. Защита прав потребителей распространяется только на сферу услуг.

1) Верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

A3. В право потребителя на подробную информацию о товаре не входит информация о:

1)времени изготовления товара;

2) качестве товара и его составе;

3) месте изготовления товара;

4)технологии изготовления.

А4. Верны ли следующие суждения о правах потребителя?

А. Потребитель имеет право возвратить только некаче­ственный товар.

Б. Закон устанавливает определенный срок для возврата потребителем качественного товара.

1) Верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

В1. Найдите черты сходства и отличия в характеристиках ис­полнителя и изготовителя.

1) Несет ответственность за нарушение прав потребителя;

2) устанавливает срок годности товара;

3) информирует потребителя о качестве товара;

4) устанавливает гарантийный срок эксплуатации товара;

5) является участником правовых отношений с потреби­телем.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы поряд­ковые номера черт сходства, а во вторую колонку — поряд­ковые номера черт отличия.

Черты сходства

Черты отличия

В2. По закону потребитель в случае приобретения некаче­ственного товара имеет право:

1) сдать товар в магазин и получить обратно деньги;

2) договориться с продавцом об уменьшении цены и оста­вить товар себе;

3) обменять товар в магазине на такой же, но качественный;

4) в качестве компенсации получить от магазина бесплат­но еще один товар;

5) получить обратно всю потраченную сумму денег, оста­вив товар себе.

Номера, под которыми указаны права потребителя, выпи­шите в порядке возрастания.

В3. Соотнесите права и обязанности потребителя и исполни­теля

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

1) Право на достоверную ин­формацию о товаре.

2) Обязанность оплатить прио­бретаемый товар или услугу.

3) Право не принять обратно товар, который повредил по­купатель.

4) Обязанность выдать гаран­тию на товар.

ПОТРЕБИТЕЛЬ/ ИСПОЛНИТЕЛЬ

А) Потребитель. Б) Исполнитель.

В4. Все перечисленные ниже органы, за исключением одного, защищают права потребителя.

Органы местного самоуправления, налоговая инспекция, общественные организации, судебные органы.

Найдите и укажите орган, «выпадающий» из этого ряда. Свой ответ поясните.

 

schoolmaks.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о