Черты личности — Психологос
Черты личности (свойства личности, личностные черты) — черты и характеристики человека, описывающие его внутренние (а еще точнее — глубинные) особенности. То, что нужно знать об особенностях его поведения, общения и реагирования на те или иные ситуации не конкретно сейчас, а при долговременных контактах с человеком.
К личностным чертам относят глубинные особенности, имеющие как биологическую, так и социальную природу, и определяющие более поверхностые, ситуативные проявления.
Добросовестность, как личностная черта, в конкретной ситуации проявит себя как готовность довести дело до конца.
Позитивные черты личности часто называют: качества личности.
Какие особенности личности можно причислить к личностным чертам? Проще отметить, что к личностным чертам не относится. Не являются чертами личности характеристики, описывающие:
- Субъективное отношение к личности (Необычный, Удивительный, Неприятный).
- Физические качества человека (Ловкий, Красивый).
- Социальные характеристики и «звания» (Опытный, Мудрый, Передовик производства, Святой, Просветленный).
- Временное, не устойчивое состояние человека, например ситуативное (Усталый) или зависящее от настроения (Понурый или Излучающий счастье). В отличии от позиции, которую можно оперативно выбирать, личностная черта оперативно не меняется. Личностная черта — неизменное обстоятельство, с которым можно только считаться, использовать или преодолевать. Примерно как погода за окном: изменить мы ее не можем, но если там идет дождь, мы можем взять зонтик и пойти куда надо.
Можно ли привести полный список черт личности? — Создать полный, «правильный» список черт личности невозможно: с одной стороны, он бесконечен (ограничен только возможностями языка и фантазией его владельца), с другой стороны, этот список создается под конкретные нужды конкретного исследования и поэтому всегда произволен.
Пытаясь добиться всестороннего описания личности, Р. Кеттелл начал со сбора всех названий свойств личности, встречающихся либо в словарях типа составленного Г. Олпортом и X. Одбертом, либо в психиатрической и психологической литературе. Полученный список названий (4500 характеристик) за счет объединения явных синонимов был сокращен до 171 свойства личности.
Далее, является ли некоторая ситуативная особенность личности ее выбранной позицией либо стабильной чертой, сказать не всегда возможно. Позиция, это выбор, это выбранный человеком определенный образ мышления и отношения, то черты личности — стабильные особенности личности. В отличии от позиции, которую можно оперативно выбирать, личностная черта оперативно не меняется.
Если человек ведет себя как Жертва, это его черта или ситуативный выбор? Чтобы ответить на такой вопрос, нужно наблюдать за человеком в разных ситуациях. Многие из особенностей личности можно одновременно отнести и к чертам, и к позиции, отметив при этом «перевес» того или другого, характерный для определенной культуры данного времени. Например, Потребитель сегодня чаще позиция, нежели личностная черта взрослого человека. Мало про кого можно определенно сказать, что ему присуща стабильная характеристика всегда заботиться о себе и всегда только за свой счет. Чаще человек в той или иной ситуации оперативно выбирает такой способ жизни, а в другой ситуации он может принять другое решение. Впрочем, можно говорить и о том, что часть людей придерживаются позиции Потребителя, сделав сознательный выбор и сделав это уже своей стабильной привычкой. И в этом смысле — личностной чертой.
Наиболее распространен список черт личности, используемый в классических психологических тестах: MMPI, тесте Кеттелла и других. По Кеттелу, это в первую очередь: «замкнутость — общительность», интеллект, «эмоциональная нестабильность — эмоциональная стабильность», «подчиненность — доминантность», «сдержанность — экспрессивность», «низкая нормативность поведения – высокая нормативность поведения», «робость — смелость», «жесткость – чувствительность», «доверчивость — подозрительность», «практичность — мечтательность», «прямолинейность — дипломатичность», «спокойствие — тревожность», «консерватизм — радикализм», «конформизм — нонконформизм», «низкий самоконтроль — высокий самоконтроль», «расслабленность — напряженность», «адекватная самооценка – неадекватная самооценка» (первичный факторы теста), а также «тревога», «экстраверсия — интроверсия», «чувствительность» и «конформность» (вторичные факторы теста).
Кажется, что список актуальных по жизни черт личности несложно продолжить: это адекватность, внушаемость, воспитанность, искренность, перфекционизм, сдержанность и многие другие.
Сделать стройную систему черт личности затруднительно в первую очередь в связи с тем, что черты личности связаны друг с другом не только линейно, но и иерархически. Например, такие поведенческие привычки, как «Кивки», «Угуканье» и «Вспышки глазами» являются составляющими умения подавать знаки слушания — умения и привычки более высокого уровня. В свою очередь, знаки слушания вместе с подстройками по телу, подстройками по словарю являются составляющими умения слушать. В свою очередь, умение слушать вместе умением говорить чёткими тезисами, навыком оперирования фактами и конкретикой и привычкой подводить итоги являются составляющими вдумчивого общения, которое в свою очередь является частью эффективного общения. Эффективное общение входит, как элемент, в эффективное руководство, и так далее.
С точки зрения нужд практики список черт личности можно существенно сузить, выделив корневые, основополагающие, собственно личностные черты. Таковыми принято считать экстраверсию, доброжелательность, добросовестность, невротизм и открытость опыту (так называя Большая пятерка).
Открытость опыту обеспечивает рост и развитие личности.
Личностная неадекватность является помехой в открытости опыту: открытость есть, но информация приходит к человеку в искаженном виде.
Закрытость от опыта, внутренние и внешние защиты дают большую безопасность, но прекращают рост и развитие личности. Крайний вариант защит — непроницаемость для опыта.
Некоторые из черт, характерные для развитой личности и менее распространенные у массовой личности, мы вынесли в раздел Самосовершенствование. Мы отнесли к таким чертам позитив, конструктив, ответственность, энергичность, целеустремленность, любовь к порядку, готовность сотрудничать, а также умение и привычку жить с любовью – к сожалению, этих черт явно недостает по крайней мере российским людям как в рабочих, так и близких отношениях.
Может ли человек менять черты своей личности? Кто-то — может определенно. Большинство — нет, сами не способны. Подробнее посмотрите статью «Можно ли менять свой характер, и как?»
Как понимается черта личности в психологии
Черты личности в психологии — это устойчивые, повторяющиеся в различных ситуациях особенности поведения индивида.
Обязательными свойствами черт личности являются: степень выраженности их у разных людей, трансситуативность (черта личности индивида проявляется в любых ситуациях) и потенциальная измеримость (черты личности доступны измерению с помощью специальных опросников и тестов).
В экспериментальной психологии личности наиболее широко исследованы такие черты, как экстраверсия — интроверсия, тревожность ригидность, импульсивность. В современных исследованиях принята точка зрения, согласно которой описание черт личности недостаточно для понимания и предсказания индивидуальных особенностей поведения, поскольку в них описываются лишь общие аспекты проявлений личности.
Черта — это единица анализа личности, предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций.
Г. Олпорт определяет личностную черту как образующий блок психологической организации, служащий объединению реакций на различные стимулы.
Основные параметры личностной черты:
— степень выраженности,
— трансситуативность,
— потенциальная измеримость. Особенности личностных черт:
— реальны, действительно проявляются у людей;
— являются более обобщенными качествами, чем привычки.
— является движущим или, по крайней мере, определяющим элементом поведения.
Наличие черт личности можно установить эмпирически.
Черта лишь относительно независима от остальных черт;
не является синонимом моральной или социальной оценки;
ее можно рассматривать либо в контексте личности, у которой она обнаружена, либо по ее распространенности в обществе.
То, что поступки или даже привычки не согласуются с чертой личности, не является доказательством отсутствия данной черты. Г. Олпорт делит черты личности на общие и индивидуальные, или персональные, диспозиции.
Он выделяет три типа диспозиций:
— кардинальные;
— центральные;
— вторичные.
Соотношение черт, аттитюдов и привычек, а так же их сравнение важно потому, что все они похожи, относясь к классу установочных явлений, являясь продуктом сочетания наследственности и обучения, отличаясь уникальностью и инициирующей функцией. Черта наиболее обобщена по отношению к двум другим явлениям и является аспектом личности. Аттитюд вырабатывается по отношению к среде. Привычка есть частный ответ на частный стимул.
Г. Олпорт считал черту самой значительной единицей анализа для понимания и изучения личности. В его системе черта личности определяется как предрасположенность к реагированию сходным образом на различные виды стимулов.
По Р. Кеттеллу, главная организующая концепция личности заключается в описании различных типов выявленных им черт.
Черты представляют собой гипотетические психические структуры личности, которые обнаруживаются в поведении, обусловливают предрасположенность поступать единообразно в различных обстоятельствах и с течением времени. Черты личности отражают устойчивые характеристики и являются наиболее важными в его концепции.
В исследовании структурных элементов личности Р.Кеттелл в рачительной мере полагается на факторный анализ.
Принципы классификации черт по принципу дихотомии.
— поверхностные — исходные;
— конституциональные — сформированные окружающей средой;
— способность, темперамент — динамические черты;
— общие — уникальные черты.
Список поверхностных дихотомических черт, по Р.Кэттелу.
1. Уверенность в себе — покорность.
2. Интеллектуальность, аналитичность — ограниченность, отсутствие воображения.
3. Зрелость ума — глупость, непоследовательность, подверженность влиянию.
4. Непостоянство, суетность — рассудительность, стоицизм, сдержанность.
5. невротичность — отсутвие невротичности.
6. Чертвость, цинизм — мягкость.
7. Своевольство, эгоизм — доброта, ненавязчивость, терпимость.
8. Ригидность, тираничность, мстительность — покладистость, дружелюбие.
9. Злобность, черствость — добросердечие, обходительность.
10. Деморализованность, аутизм — реализм.
11. Сильная воля, добросовестность — вялость, импульсивность.
12. Интеллектуальность — недеспиплинированный ум, простота.
13. Инфантильность, неуверенность — зрелость, тактичность.
14. Асоциальность, шизоидность — открытость, идеализм.
15. Веселость, энтуазизм, остроумие — ощущение несчатья, неповоротливость.
16. Активность, нервозность — самообладание, ригидность, конформизм.
17. Невроз, психопатия — эмоциональная зрелость.
18. Чрезмерная чувствительность, экспрессивность — флегматичность,
19. Злобность, мелочность — естественность, дружелюбие, открытость.
20. Эмоциональность (неадекватная)-неэмоциональность.
21. Подъем, экспрессивность, разнообразие интересов — замкнутость, спокойствие, ограниченность.
22. Доступность, теплота, сентиментальность — замкнутость, холодность, мизантропия.
23. Ветренность, тщеславие, притворство — заурядность, безыс-кусность.
24. Агрессивность, параноидальность — надежность, добросердечность
25. Эстетические интересы — независимость суждений.
26. Беспокойство, эмоциональность, гипоманиакальность — спокойствие, терпеливость, скромность.
27. Инфантильность, эгоцентричность — эмоциональная зрелость, устойчивость к фрустрации.
28. Непостоянство, бесхарактерность, недостаточный реализм -стойкий, цельный характер.
29. Душевная и физическая сила, бодрость — неврастения.
30. Предприимчивость, вспыльчивость — заторможенность, робость.
31. Общительность, пылкость — любовь к уединению, робость.
32. Меланхолия.
33. Жесткость, твердость — интроспекция, чувствительность, боязливость.
34. Воображение, интроспекция, конструктивность — степенность, скупость.
35. Ловкость, решительность — искренность, мягкость.
Р. Кеттелл рассматривает черты личности как сложные гипотетические конструкты, предрасполагающие человека к устойчивому поведению с течением времени и в различных обстоятельствах.
Суть теории Г. Айзенка состоит в том, что элементы личности могут быть расположены иерархически: суперчерты, составные черты, привычные реакции (ПР), специфические реакции (CP).
В его системе присутствуют определенные суперчерты или такие типы, как экстраверсия, которые оказывают мощное влияние на поведение. В свою очередь каждую из этих суперчерт он видит построенной из нескольких составных черт . Эти составные черты представляют собой либо более поверхностные отражения основополагающего типа, либо специфические качества, присущие этому типу. И наконец, черты состоят из многочисленных привычных реакций (ПР), которые в свою очередь формируются из множества специфических реакций.
В отличие от Р. Кеттелла Г. Айзенк видит лишь два основных типа (суперчерт), лежащих в основе структуры личности: интроверсия — экстраверсия и стабильность — нейротизм. Особенности же поведения личности являются результатом комбинации этих двух типов.
psyera.ru
описание, виды, черты личности, особенности
Говоря о характере человека, мы, как правило, подразумеваем реакции индивида на различные события, происходящие в его жизни, а также на тех людей, которые его окружают. Но с точки зрения психологии это понятие является еще более сложным. Дело в том, что ученые насчитали более пятисот различных черт характера. При этом далеко не все из них только положительные или отрицательные. Во время их оценки многое зависит от контекста. В связи с этим любую личность, собравшую в себе определенные качества в тех или иных пропорциях, можно считать поистине уникальной.
Таким образом, характер человека является конкретным, присущим только одному ему сочетанием упорядоченных и персональных психологических черт, нюансов и особенностей. Его формирование длится на протяжении всей жизни и находит свое проявление в процессе трудовой деятельности, а также социального взаимодействия.
Оценить характер конкретного человека и описать его — задача непростая. Дело в том, что некоторые черты личности, как хорошие, так и плохие, не демонстрируются окружающим и остаются в тени.
Понятие характера
Что мы понимаем под этим термином? Слово «характер» в переводе с греческого языка означает «печать». В психологии это понятие означает совокупность особенностей личности, которые формируются в период взросления и ярко проявляются в дальнейшем в личной и общественной жизни человека. Результатом данного процесса является стабильное и однотипное поведение индивида в определенных ситуациях.
Однако постоянные черты характера человека в психологии не тождественны имеющимся у личности особенностям. Подтверждением тому может служить простой пример. Человек, попав в стрессовую ситуацию, проявил грубость и несдержанность. Но мы прекрасно понимаем, что такое поведение вовсе не означает того, что у него именно такой характер. Говорить о присущих личности чертах можно лишь при регулярном проявлении подобной несдержанности.
Для определения понятия «характеры людей» в психологии применяют множество расшифровок и глубоких определений. Но чаще всего данный термин означает следующее:
- систему устойчивого поведения, способствующую формированию типа личности;
- грань, находящуюся на стыке между внутренним миром индивида и окружающей действительностью, в которой он находится, или способ адаптации личности к внешнему миру;
- выраженную систему поведенческих реакций на конкретные раздражители.
Формирование характера
На черты личности человека огромное влияние оказывает деятельность нервной системы, а если говорить точнее, то ее тип. Динамика его проявления диктуется окружающей средой.
В психологии формирование характера человека рассматривается на протяжении того периода, пока тот растет, развивается и взаимодействует с окружающим миром. Причем этот процесс напрямую зависит от образа жизни индивида, в котором присутствует не только физическая составляющая, но и духовная, то есть побуждения, чувства, мысли и т. д.
Характер человека постепенно меняется естественным образом. Причем зависит этот процесс прежде всего от возраста. Так, на смену детской реакции непосредственности приходит юношеская порывистость, которая, в свою очередь, спустя десяток-другой лет, превращается во взрослую рассудительность. Помимо этого, с возрастом характер становится не таким уж и позитивным. В старости он, как правило, ярко выраженный негативный. А можно ли изменить характер человека? В психологии на этот счет существуют разные мнения. Вполне вероятно, что специалисты будут еще долгое время спорить на данную тему.
Если говорить кратко, характер человека в психологии является сложной взаимосвязью, которая существует между направленностью личности и общественным влиянием. Основными ее составляющими являются духовые и материальные потребности, а также интересы, убеждения и тому подобное.
Черты личности
Исходя из мнения специалистов в области психологии, характеры людей формируются под влиянием той социальной группы, в состав которой входит конкретный индивид. Это может быть семья, рабочий коллектив, друзья и т. д. Та группа, которая является для человека доминантной, и будет способствовать формированию у него определенных черт характера. Немаловажную роль при этом сыграет положение индивида, а также степень его взаимодействия с теми людьми, которые, так же как и он, являются членами этого коллектива.
При рассмотрении характеристик характера человека в психологии выделяют несколько групп черт личности, которые представляют собой неизменный и стабильный стереотип поведения. В общем смысле их можно классифицировать на ведущие и второстепенные. Первые из них отражают суть характера. При этом они показывают самые важные и основные его проявления. Второстепенные черты характера выражаются лишь в тех или иных условиях. При этом они не являются определяющими.
Характеры людей в психологии подразделяются на 4 группы. К первой из них относятся те черты личности, которые составляют ее основу, или, как говорят, стержень. Сюда входят, например, неискренность и честность, малодушие и принципиальность, трусость, храбрость и т. д.
Вторая группа включает в себя черты, которые проявляются у человека при его общении с другими людьми. Это может быть презрение и уважение, злоба, доброта и т. д. Входят в эту группу и некоторые черты личности, которые указывают на стремление к активному общению. Этому соответствуют такие качества, как коллективизм, уважение к другим, доброта к окружающим и чуткость. Но возможны и противоположные проявления, указывающие на стремление индивида к ограниченному общению. С этим связана сдержанность и бездушность, презрение к окружающим и проч.
В третью группу входят те черты, которые характеризуют отношение человека к самому себе. Это скромность и гордость, тщеславие и заносчивость, самокритичность и т. д.
Четвертая группа является отношением к своим достижениям и собственному труду. Известно, что люди смотрят на процесс и результаты своей работы с самыми разными эмоциями. И это зависит от трудолюбия человека, его организованности, ответственности и творческого начала. Подобные чувства проявляются в случае положительного отношения к своему делу. Если у индивида присутствует лень, то тогда имеет место неаккуратность, недобросовестность и проч. Это имеет место при безразличном (отрицательном) отношении к труду.
Среди черт характеров людей в психологии дополнительно выделяется еще одна группа. Она указывает на отношение индивида к вещам. Это может быть, например, аккуратность или, наоборот, неряшливость.
Подразделяются типологические свойства различных черт характера и на аномальные, а также нормальные. Обладателями первых из них являются люди, которые имеют те или иные душевные заболевания. Нормальные черты характера присущи тому, у кого нет никаких отклонений в психическом плане. Порой личностные черты из этой классификации одновременно могут быть как аномальными, так и нормальными. Конкретный вывод можно будет сделать по степени их выраженности. Примером тому служит здоровая подозрительность. Но в том случае, когда она начинает зашкаливать, подобную черту характера называют паранойей.
Характер и темперамент
Существует мнение о том, что оба эти понятия обозначают одно и то же. Для правильного ответа на вопрос необходимо обратиться к разъяснениям, которые существуют в психологии. В этом научном направлении существует четыре официальных взгляда на взаимодействие характера и темперамента:
- Отождествление. Эти два понятия считаются равными по смыслу.
- Противопоставление. Подобная позиция подчеркивает принципиальную разницу между двумя понятиями.
- Признание того, что темперамент является частью или даже ядром характера.
- Мнение о темпераменте как о фактическом фундаменте для развития характера.
Как видим, научные взгляды на эти понятия кардинально отличаются друг от друга. Тем не менее у характера и темперамента существует общая зависимость от физиологических способностей индивида. То есть от тех, которыми обладает нервная система человека. Причем именно темперамент оказывает основное влияние на формирование некоторых черт личности. Среди них спокойность реакции, адекватное восприятие конкретной ситуации, уравновешенность и т. д. Однако темперамент для формирования характера не является предопределяющим фактором. Подтверждением тому могут служить люди с одинаковым темпераментом и различными чертами личности.
Типы характера
В арсенале психологии имеется множество теорий разнообразной направленности. Некоторые из них касаются характера человека, который при этом подразделяется на различные типы.
Рассмотрим самые распространенные из этих научных идей.
Теория Кречмера
Личность и характер человека в психологии этот немецкий ученый подразделил на три основные группы. К каждой из них он отнес людей с различными физиологическими данными:
- Астеники. Такие люди обладают худощавым телосложением, тонкими ногами и руками, а также довольно слабой мускулатурой. Такому индивиду соответствует в кречмеровской психологии личность и характер человека шизотимического типа. Это люди, которым присуще упрямство и плохая адаптация к изменяющемуся окружению, а также замкнутость.
- Атлетики. Эти люди обладают достаточно крепким мускулистым телом и иксотимическим типом характера. Такой индивид выделяется своим спокойствием, практичностью, властностью, сдержанностью.
- Пикники. Фигуры у таких людей достаточно плотные и в большинстве случаев отличаются лишним весом. Пикников можно отличить по большой голове, короткой шее и мелким чертам лица. В их характере выделяется общительность, быстрая адаптация к изменяющимся условиям и эмоциональность.
Теория Карла Густава Юнга
Этот знаменитый швейцарский психолог и психиатр создал на первый взгляд довольно простую классификацию характеров, но при этом достаточно глубокую.
В теории К. Г. Юнга рассматривается взаимодействие сознательного и бессознательного. Ученый выделил следующие виды людей по психологии и по характеру:
- Экстраверты. Деятельность и реакции этих людей во многом зависят от внешнего мира, от окружающих людей и событий. Экстраверты приятные и общительные собеседники, веселые и открытые, с большим количеством друзей. Они пытаются взять от жизни все, мало заботясь при этом о собственном здоровье.
- Интроверты. Люди с этим типом характера в большей степени руководствуются собственными ощущениями и переживаниями. Понять их окружающим довольно сложно. Интроверты постоянно малообщительны и замкнуты, мнительны, отличаются стремлением все анализировать, имеют совсем мало друзей.
- Амбиверты. В психологии характер и индивидуальность человека, принадлежащего к этому типу, рассматривается как комбинация двух предыдущих. Причем амбиверты позаимствовали от экстравертов и интровертов все самое хорошее. Такие люди – прекрасные аналитики. Они имеют тонкую душу и периодически склонны к желанию остаться в одиночестве. При этом амбиверты обладают такой харизмой, юмором и остроумием, что могут без труда стать душой большой компании.
Теория Гиппократа
Этого античного врача и мыслителя считают создателем одной из основных идей, рассматривающих человеческую сущность. В те далекие времена основой его теории являлась физиологическая составляющая людей. Однако разработанная Гиппократом концепция постоянно пересматривалась, и пару веков назад начала изучать предложенные им 4 типа характера человека и психология. Среди них следующие:
- Холерик. Люди с этим типом характера довольно страстные, вспыльчивые, а порой и агрессивные. Им сложно держать под контролем свои эмоции, а также реакции, проявляющиеся на воздействие раздражающих факторов внешнего мира. Холерики подвержены частым вспышкам гнева, резким сменам настроения и прочим внезапным переменам в поведении. Они очень быстро расходуют свою энергию и истощают запас сил.
- Сангвиник. К такому типу характера относят веселых и подвижных людей. Им, как и холерикам, свойственны внезапные перепады настроения. Но при этом они обладают устойчивой и быстрой реакцией на внешние факторы. Сангвиники являются людьми целеустремленными и продуктивными.
- Флегматик. Это довольно сдержанные люди, практически не проявляющие своих эмоций. Они неспешны, обладают уравновешенной психикой, упорны и настойчивы в работе.
- Меланхолик. Такие люди впечатлительны и очень ранимы. Они остро переживают собственные неудачи. При наличии внешних раздражителей меланхолики проявляют резкие реакции.
Предложенные Гиппократом 4 типа характера человека психология рассматривает и сегодня. Они считаются основными и при этом редко проявляющимися в чистом виде. Каждому человеку могут быть присущи черты каждого из этих типов, но только принадлежащие одному из них будут доминирующими. Из этого может быть сделан вывод о том, что каждый из нас – личность индивидуальная, сложная, многогранная и необычная.
Можно ли изменить свой характер?
Многие люди считают, что черты личности – это то, что дано нам раз и навсегда. Однако это не так. Характер человека не является какой-то жесткой системой. Он всего лишь определяет склонность индивида поступать тем или другим образом. Человек способен начать действовать в различных ситуациях совершенно в другом стиле. Что необходимо сделать для этого? Изменить свои привычки, совокупностью которых и является характер. Сделать это можно, например, копируя поведение других людей. Этот способ является наиболее естественным и простым.
Если рядом нет такого человека, характер которого стал бы хорошим примером для изменения своих черт, следует поискать нужные типажи в литературных произведениях или фильмах. Наконец, можно придумать себе идеального героя. После этого понадобится как можно чаще представлять поведение этого человека в сложившейся ситуации, раздумывая, что бы он сказал или сделал для решения возникших проблем.
Как мы видим, на вопрос о том, можно ли изменить характер человека, в психологии можно найти утвердительный ответ.
Какой он, наш собеседник?
Как узнать характер человека? В психологии предлагается несколько приемов, использование которых позволит выяснить основные черты личности собеседника.
Это поможет найти подход и выстроить с ним правильные отношения еще до того, как можно будет хорошо узнать его.
Как определить характер человека? В психологии рекомендуется делать это по следующим параметрам:
- Внешность. В психологии характер по лицу человека рекомендуется определять по глазам собеседника. Необходимо обратить внимание на их расположение относительно переносицы, а также цвет. Люди с темными глазами, как правило, обладают взрывным и вспыльчивым характером. Они умны, чувствительны, остроумны и довольно избирательны в выборе друзей. Светлые глаза выдают человека романтичного, сентиментального и чувствительного. Насыщенные цвета радужки указывают на человека надменного и высокомерного. Маленькие глаза принадлежат, как правило, людям угрюмым, молчаливым и замкнутым. А вот большеглазые чувственны и мужественны, из-за чего чаще всего становятся лидерами. Если веки у собеседника несколько припухшие, то он, скорее всего, склонен к бурному времяпрепровождению.
- Поведение. Именно конкретные действия в той или иной ситуации являются ключом к разгадке характера человека. Если индивид активен, то он, скорее всего, сангвиник или холерик. Первые из них быстро увлекаются делом, но так же внезапно могут потерять к нему интерес. Холерики же рассеяны, импульсивны и несдержанны. Скрытные собеседники могут быть флегматиками или меланхоликами. Первые из них непременно станут обдумывать каждое свое действие, проявляя при этом крайнюю медлительность. Для меланхоликов неудивительны частые депрессии, во время которых они наслаждаются жалостью к себе. Замкнутый человек, как правило, интроверт. Он непременно предпочтет уединенность и одиночество. Противоположностью таких людей являются экстраверты, предпочитающие большие и веселые компании.
- Внешний вид и фигура. Полные и невысокие люди в большинстве своем разговорчивы и общительны. С ними легко вести беседу. Люди среднего и высокого роста с хорошо сложенной фигурой стремятся занять лидирующие позиции, напористые и целеустремленные. Люди с хрупким астеническим телосложением замкнуты и малообщительны, но при этом амбициозны и любят властвовать над окружающими.
- Почерк. У энергичных людей при написании все буквы стремятся вверх. При этом почерк у них прямой. Если индивид амбициозен, то заглавные буквы он делает непропорционально большими. Если же они в написанном тексте лишь немного выше строчных, то о таком человеке можно сказать, что он непритязателен и скромен.
Автор: Людмила Фролова
labuda.blog
Характер личности – типы, особенности, черты, акцентуация
Каждый человек обладает определенными особенностями, которые выражаются в эмоциональных проявлениях, подборе конкретных поступков и реакций. Все это происходит автоматически и определяется людьми, как черты характера. Существует множество типов характера личности для быстрого определения, с каким человеком происходит общение.
Всем известно, что такое характер. Это набор качеств, которые присущи конкретному человеку. Вырабатывается характер в течение всей жизни. В детстве он является гибким и быстро меняющимся. С годами он обретает большую устойчивость и в конце закрепляется. У каждого читателя интернет-журнала psytheater.com есть свой характер. Что это такое и какие особенности имеются у данного явления, расскажет статья.
Что такое характер личности?
С характером другой личности сталкивается каждый человек. Что это такое? Это характеристика психики, которая объединяет в себе постоянные и устойчивые качества, определяющие поведение и отношение индивида. В переводе с греческого характер обозначает «черта», «примета». Это устойчивая характеристика, которая влияет на поведение, способы реагирования, деятельность и индивидуальные проявления человека.
Можно сказать, что характер личности определяет всю жизнь человека, его судьбу. Говорят о том, что судьба предопределена. На самом деле человек, который не подчиняется конкретным правилам и стратегиям, сам создает свою судьбу, которую потом и проживает.
Изменив характер, можно изменить судьбу, поскольку характер определяет реакцию, поведение, решения человека, которые он принимает в конкретной ситуации. Если посмотреть внимательно, то можно увидеть, что люди, схожие по своему характеру, живут одинаковой жизнью. Отличаются лишь детали, однако способы их мышления и поведения совпадают.
Характер формируется на протяжении всей жизни человека. В любой момент его можно изменить, что во взрослом возрасте возможно лишь под влиянием собственного желания и силы воли. Если человек не может изменить своего характера, то не меняется его жизнь и предсказуемо ее развитие.
перейти наверхЧерты характера личности
Под чертой характера личности понимается неизменный и стабильный стереотип поведения. Они делятся на:
- Ведущие черты, которые определяют проявление личности.
- Второстепенные, которые подчиняются ведущим или не всегда проявляются, менее выражены.
Именно ведущие черты характера определяют деятельность и отношение человека к оценке окружающего мира. Однако не каждое отношение, которое проявляется человеком, говорит об его характере. Следует учитывать условия и силу воли, когда человек сам решает, какую реакцию проявлять.
Структуру личности делят на 4 группы:
- Определяющие основу человека: малодушие и принципиальность, трусость и храбрость, неискренность и честность, т. д.
- Проявляющие отношение индивида к окружающим: доброта или злоба, презрение или уважение, и пр.
- Определяющие отношение к самому себе: тщеславие, гордость, самокритичность, скромность и т. д.
- Проявляющиеся в отношении работы, труда: лень и трудолюбие, пассивность и активность, безответственность и ответственность, пр.
Существует еще одна группа качеств характера, которые определяют отношение к вещам, например, неряшливость или аккуратность.
Черты характера еще делят на нормальные и аномальные. К нормальным чертам относят качества здоровой личности. К аномальным – проявления в результате расстройств психики. Однако следует выделять аномальные качества, которые являются нормальными, и наоборот. К примеру, здоровая подозрительность является нормальной. Если же она проявляется чрезмерно, тогда она становится аномальной – паранойей.
Характер меняется в зависимости от вида деятельности, социума, круга общения, отношения к самому себе и миру в целом. Если что-то из данных аспектов меняется, то это может повлиять на смену качества характера. Если же в жизни человека все остается неизменным, тогда и черты характера остаются неизменными.
перейти наверхОсобенности характера личности
Характер личности формируется также под влиянием ценностей и моральных убеждений, которыми пользуется человек. Чем они устойчивее, тем больше человек закрепляется в своем поведении и проявлениях. Главной особенностью личностного характера является ее определенность, где можно отметить ведущие черты, которых всегда выделяется несколько. Определенность характера исчезает, если отсутствуют устойчивые качества.
В основе характера лежат также интересы, которые имеются у человека. Чем они устойчивее и постоянны, тем больше человек становится целенаправленным, настойчивым и цельным в своих проявлениях.
Определить особенности характера другого человека можно по его поступкам и их направленности. Важны как поступки, так и результаты, которых он достигает по окончании их совершения. Именно они и проявляют характер человека.
перейти наверхТемперамент и характер личности
Просматривается взаимосвязь темперамента и характера личности. Данные характеристики хоть и определяются психикой человека, однако являются разными величинами. Темперамент определяется структурой нервной системы, что делает его врожденным качеством, проявления которого невозможно изменить, однако можно просто чего-то делать.
Характер является гибким аспектом, который формируется на протяжении жизни. Человек может его менять, что определяется его жизнедеятельностью.
Характер формируется на основе того темперамента, с которым родился человек. Темперамент можно назвать базисом, на котором строится вся ветвь его качеств характера. При этом темперамент не меняется от внешних обстоятельств и вида деятельности.
Темперамент характеризуется тремя направленностями, каждая из которых имеет свою сложную структуру:
- Подвижность (активность). Она проявляется в активной деятельности, самовыражении, проявлении себя, что может быть как вялым, так и чрезмерно активным.
- Эмоциональность. Здесь отмечается разнообразие настроений и протеканий чувств. Определяется:
- Лабильностью – скорость смены одного настроения на другое.
- Впечатлительностью – глубина восприятия внешних эмоциональных раздражителей.
- Импульсивностью – скорость перехода эмоции в побудительную силу совершения действий без ее обдумывания и принятия решения выполнять.
- Моторика.
Типы характера личности
Психологи разных времен пытались выделить типы характеров личности для определения конкретных групп людей. Э. Кречмер выделял 3 группы людей по типу их телосложения:
- Люди-пикники, склонные к набору лишнего веса, низкого роста, с крупным лицом, шеей, полноватые. Они легко адаптируемые к условиям мира, коммуникабельные и эмоциональные.
- Люди-атлетики, характеризующиеся развитой мускулатурой, высокие и широкоплечие, выносливые и с крупной грудной клеткой. Они не впечатлительные, властные, спокойные и практичные, сдержанные в жестах и мимике, плохо адаптируются.
- Люди-астеники, характеризующиеся худобой и неразвитой мускулатурой, узким лицом, длинными руками и ногами, плоской грудной клеткой. Они упрямые и серьезные, замкнутые и плохо адаптируемые к переменам.
К. Юнг предложил другую типологию, которая разделяет людей по типу мышления:
- Экстраверты. Очень коммуникабельные и активные люди, которые склонны заводить множество знакомств. Они прямые и открытые. Любят путешествовать, заводить вечеринки, быть душой компании. Они ориентируются на объективные обстоятельства, а не на субъективные мнения людей.
- Интроверты. Очень замкнутые и отгороженные от мира люди. У них мало друзей, поскольку им трудно налаживать контакты. Постоянно ведут анализ всего происходящего. Они очень тревожные и предпочитают одиночество.
Еще одна классификация разделяет людей на 4 психотипа в зависимости от их сочетания характера и темперамента:
- Холерики – неуравновешенные, быстрые, порывистые, страстные люди. Быстро истощаются из-за бессмысленного расходования сил. Склонны к эмоциональным вспышкам и сменам настроения.
- Флегматики – устойчивые в своих проявлениях, эмоциях и взглядах, неспешные, невозмутимые люди. Им склонно спокойствие и уравновешенность, упорство в работе. Внешне не проявляют эмоций.
- Меланхолики – ранимые люди, склонные к постоянному переживанию эмоций. Очень впечатлительные, остро реагируют на внешние проявления.
- Сангвиники – живые, подвижные и активные люди. Быстро реагируют на внешние обстоятельства и склонны получать множество впечатлений. В работе продуктивны. Легко переносят неудачи и неприятности.
Психологический характер личности
Изменения, которые происходят в психологическом характере личности, делят на закономерные (типичные) и индивидуальные (нетипичные).
Закономерные изменения происходят по мере того, как человек взрослеет и проходит через определенные перемены своего организма. Детские черты исчезают, заменяясь взрослыми. К детским чертам относят капризность, безответственность, страхи, плаксивость. К взрослым – мудрость, жизненный опыт, терпимость, разумность, расчетливость и т. д.
Многое здесь определяется теми ситуациями, с которыми человек часто сталкивается. Общение с людьми, различные обстоятельства, удачи и неудачи, трагедии определяют смену взглядов и ценностей у человека. Вот почему люди одной возрастной группы отличаются между собой, поскольку у всех был свой жизненный опыт. Здесь формируются индивидуальные черты, которые зависят от жизненных обстоятельств, через которые каждая личность проходит.
перейти наверхЧерты быстрее сменяются на другие, если они похожи на предыдущие или включают их.
Социальный характер личности
Под социальным характером личности понимаются те качества, которые должны быть свойственны абсолютно всем людям того или иного социума. Выходя в общество, человек должен проявлять не только индивидуальные черты, но и те качества, которые считаются приемлемыми, одобряемыми, нормальными. Такой набор формируется обществом, СМИ, культурой, воспитанием, общеобразовательными учреждениями, религией и т. д. Следует отметить, что родители воспитывают своих детей тоже в зависимости от тех рамок и норм, которые приняты в обществе.
Согласно Э. Фромму, социальный характер личности – это способ приспособления человека к тому обществу, в котором он находится. Это безнаказанный и свободный способ существования в конкретном социуме. Он считал, что ни одно общество не позволяет человеку самореализовываться в полную силу, поскольку всегда диктует свои правила и нормы, которые должны быть превыше индивидуальных особенностей и желаний. Вот почему человек всегда находится в конфликте с социумом, когда он должен подчиняться, чтобы быть принятым, или старается протестовать, что может быть наказуемо.
Социум никогда не позволит человеку проявлять себя в полную силу, что мешает реализовывать свои задатки и вредит самому индивиду. Должно произойти искажение характера, когда каждый подгоняет себя под определенные рамки и нормы, принятые в социуме. Лишь путем развития в человеке социального характера общество делает его безопасным для себя. Здесь важна не личность, а ее безопасные проявления, которые будут приемлемыми в обществе. Иначе пойдет наказание за любое индивидуальное самовыражение, которое не вписывается в рамки.
перейти наверхАкцентуация характера личности
Под акцентуацией характера личности понимается набор качеств, которые ярко проявляются индивидом в пределах нормы. Ее делят на:
- Скрытую – черты, которые проявляются нечасто либо вообще никогда. Однако при определенных условиях они могут проявиться.
- Явную – черты, которые проявляются в крайней степени нормы и характеризуются постоянством.
К. Леонград выделил типы акцентуации:
- Истероидный – жажда внимания, эгоцентризм, потребность в почитании и одобрении, признании индивидуальных особенностей.
- Гипертимный – общительность, подвижность, склонность к озорству, чрезмерная самостоятельность.
- Астеноневротический – тревожность, высокая утомляемость.
- Психостенический – нерешительность, склонность к демагогии, анализу и самокопанию, мнительность.
- Шизоидный – отстраненность, замкнутость, необщительность.
- Возбудимый – периодичные тоскливые настроения, накопление раздражения.
- Сенситивный – повышенная обидчивость, чувствительность, стеснительность.
- Инфантильно-зависимый – задержка в детском возрасте, когда человек не берет на себя ответственности.
- Эмоционально-лабильный – изменчивость настроения.
- Неустойчивый – склонность к праздности, удовольствиям, развлечениям, безделью.
Итог
Характер личности часто помогает в понимании самой личности, поскольку все крутится вокруг ее внутреннего мира, который имеет проявления в виде реакций, эмоций, поведении, действий и даже достижений, которые на данный момент имеются. Рассмотрение различных типов характера может привести к следующему итогу – быстрому и легкому пониманию людей.
Характер является гибкой характеристикой, которую можно в любой момент изменить. Она может меняться как неосознанно, так и под влиянием силы воли человека, который контролирует проявление того или иного качества. Чем дольше человек проявляет конкретное качество, тем больше оно закрепляется и становится одной из его характеристик, влияющих на будущее развитие жизни.
psytheater.com
изучение, типы, черты и психоанализ
Личность — характерный способ мышления, чувств и поведения.
Личность охватывает настроение, взгляды и мнения. Наиболее четко выражена во взаимодействии с другими людьми. Она включает в себя поведенческие характеристики, как присущие, так и приобретенные, которые отличают одного человека от другого и которые можно наблюдать в отношениях людей с окружающей средой и социальной группой.
Что такое личность?
Термин «личность» был определен во многих отношениях, но как психологическое понятие, несет два основных значения.
Первое относится к последовательным различиям, которые существуют между людьми: изучение личности направлено на классификацию и объяснение относительно стабильных психологических характеристик человека.
Второе значение подчеркивает качества, которые делают всех людей одинаковыми и отличают человека от других видов.
Эта двойственность может помочь объяснить два направления, при исследовании личности: с одной стороны, изучение специфических качеств у людей и с другой, поиск организованной совокупности психологических функций, которая подчеркивает взаимодействие между психологическими событиями внутри людей и те социальные и биологические события, которые их окружают.
Двойственное определение личности вплетено в большинство тем, обсуждаемых ниже. Следует подчеркнуть, однако, что ни одно определение личности не нашло всеобщего признания в этой области.
Изучение личности
Можно сказать, что изучение личности берет свое начало в фундаментальной идее о том, что люди отличаются своими характерными индивидуальными моделями поведения — особыми способами, которыми они ходят, разговаривают, обставляют свои жилые помещения или выражают свои побуждения.
Каким бы ни было поведение, персонологи — как называются те, кто систематически изучает личность — исследуют, как люди различаются в способах самовыражения, и пытаются определить причины этих различий. Хотя в других областях психологии исследуются многие из одних и тех же функций и процессов, таких как внимание, мышление или мотивация.
Персонолог делает акцент на том, как эти разные процессы сочетаются друг с другом и становятся интегрированными, чтобы дать каждому человеку отличительную идентичность. Систематическое психологическое исследование личности появилось из ряда различных источников, включая психиатрические тематические исследования, которые были сосредоточены на жизни в бедственном положении, из философии, которая исследует природу человека, а также из физиологии, антропологии и социальной психологии.
Физиологические типы личности
Мысль о том, что люди относятся к определенным категориям типов личности в отношении телесных характеристик, заинтриговала многих современных психологов, а также их коллег в прошлом.
Идея о том, что люди должны относиться к тому или иному жесткому классу личности, в значительной степени отклонена. Здесь рассматриваются два основных набора теорий: гуморальная и морфологическая.
Гуморальная теория
Самая древняя из известных личностных теорий содержится в космологических трудах греческого философа и физиолога Эмпедокла и в соответствующих рассуждениях врача Гиппократа.
Элементы Эмпедокла — воздух (со связанными с ним качествами, теплый и влажный), земля (холодная и сухая), огонь (теплый и сухой) и вода (холодная и влажная) — были связаны со здоровьем и соответствовали (в указанном выше порядке) на физическое настроение.
Эта теория, с ее точки зрения, что химия тела определяет темперамент, в той или иной форме существует более 2500 лет. Согласно этим ранним теоретикам, эмоциональная стабильность, а также общее состояние здоровья зависят от соответствующего баланса между четырьмя телесными чувствами; избыток одного может вызвать конкретную болезнь тела или преувеличенную черту личности. Таким образом, можно ожидать, что человек с избытком крови будет иметь оптимистичный характер, то есть быть оптимистом и энтузиастом.
Морфологическая (тип телосложения) теория
С биохимическими теориями связаны те, которые различают типы личностей на основе формы тела (соматотип). Такая морфологическая теория была разработана немецким психиатром Эрнстом Кречмером.
В своей книге «Телосложение и характер», впервые опубликованной в 1921 году, он писал, что у его пациентов слабое (астеническое) телосложение, а также мускулистое (спортивное) телосложение часто были характерны для пациентов с шизофренией, в то время как невысокое, округлое телосложение часто встречалось у пациентов с маниакально-депрессивным расстройством.
Кречмер расширил свои выводы и написал, что тонкие телосложения связаны с интроверсией, в то время как те, у кого округлые, более тяжелые и короткие тела, как правило, циклотимические, то есть капризные, но часто экстравертные и веселые.
Психоаналитическая теория
Возможно, наиболее влиятельной интегративной теорией личности является психоанализ, который был в значительной степени обнародован в течение первых четырех десятилетий 20-го века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом.
Хотя его начало было основано на исследованиях психопатологии, психоанализ стал более общим взглядом на нормальное развитие и функционирование личности. Область исследования началась с тематических исследований так называемых невротических состояний, которые включали истерию, обсессивно-компульсивные расстройства и фобические состояния.
Пациенты с истерическими симптомами жаловались на острую одышку, паралич и контрактуры конечностей, для которых не было найдено никакой физической причины. В ходе интервью Фрейд и его ранний сотрудник и наставник, австрийский врач Йозеф Бройер, отметили, что многие из их пациентов не были уверены в том, как или когда развивались их симптомы, и даже казались безразличными к огромным неудобствам, вызванным этими симптомами. Как будто идеи, связанные с симптомами, были изолированы от сознания и пренебрегались нормальным любопытством.
Влияние психоанализа
Существует мало сомнений в том, что психоанализ оказал глубокое влияние на теорию личности в течение 20-го века. Он переключил внимание с простого описания типов людей на интерес к тому, как люди становятся такими, какие они есть.
Психоаналитическая теория подчеркивает, что человеческий организм постоянно, хотя и медленно, изменяется посредством взаимодействий, и что, следовательно, человеческая личность может рассматриваться как место изменений с хрупкими и неопределенными границами. Это предполагает, что исследования должны быть сосредоточены не только на изучении черт характера, отношений и мотивов, но также на исследованиях, которые отражают психоаналитическое представление о том, что личность никогда не перестает развиваться и что даже скорость изменения личности меняется в течение жизни.
Однако личностные характеристики относительно стабильны во времени и в разных ситуациях, так что человек остается узнаваемым, несмотря на изменения. Еще одна особенность психоаналитической теории заключается в том, что на личность влияют как биологические, так и психосоциальные силы, действующие главным образом в семье, причем основные основы закладываются в начале жизни.
Данные, на которых основывается психоаналитическая теория, поступили из кабинетов психоаналитиков, где находящиеся в конфликте пациенты рассказывали аналитикам свои жизненные истории. Как следствие, хотя большая часть теории нашла свой путь в общепринятую доктрину, психоанализ не может претендовать на совокупность экспериментально проверенных доказательств.
Тем не менее, психоаналитическая теория обеспечивает, по крайней мере, предварительную основу для большей части исследований личности, включая мотивы и развитие.
Черты личности
Современные исследования личности, как правило, являются эмпирическими и основаны на экспериментах. Хотя они являются более точными и, следовательно, могут быть более достоверными, чем большая часть психоаналитической теории, проводимые эксперименты имеют более узкий охват, чем грандиозный размах психоанализа.
В 1940-х годах многие исследователи сосредоточились на интенсивных исследованиях индивидуальных черт и комбинаций черт, которые, казалось, определяли типы личности, такие как «авторитарная личность».
Могут ли меняться черты личности?
Могут. В исследовании, опубликованном в журнале «Психологический бюллетень» было опубликовано 207 научных работ и было установлено, что личность может быть изменена с помощью терапии.
Стабильность черт
Предполагается, что такие черты, как общительность, импульсивность, дотошность, правдивость и обман, являются более или менее устойчивыми во времени и в разных ситуациях.
Черты личности относятся не к отдельным случаям поведения, таким как ложь, но к стойкому, хотя и не неизменному поведению, которое, по мнению некоторых персонологов, подразумевает склонность реагировать определенным, идентифицируемым образом.
Черты представляют собой структуры или привычки человека, а не конструкцию наблюдателей; они являются продуктом как генетической предрасположенности, так и опыта. В целом можно констатировать, что признаки — это просто названия наблюдаемых закономерностей в поведении, но не объясняют их. Тем не менее, изучение того, как черты возникают и интегрируются в человека, формирует основную область личностных исследований.
Современные тенденции в изучении личности
Половые различия
Несмотря на физические различия между мужчинами и женщинами, обнаружение поведенческих различий между полами является спорным. Поведения, связанные с половыми ролями, сильно зависят от социального и культурного контекста, и поэтому изучение стереотипных мужских и женских ролей, следовательно неоднозначно.
Тем не менее, некоторые результаты указывают на небольшие, но постоянные различия. Хотя нет никаких различий в измеряемом IQ, который сам по себе считается оценкой, связанной с культурой, женщины лучше справляются с устными заданиями, чем мужчины.
Девочки обычно начинают говорить раньше, чем мальчики, у них меньше языковых проблем в школе и в процессе взросления. Мужчины обычно проявляют навыки в понимании пространственных отношений и в решении проблем, которые включают математические рассуждения. Начиная с детского возраста, уровень активности у мужчин, как правило, выше, чем у женщин.
Связанный вывод заключается в том, что мальчики более склонны к раздражительности и агрессивности, чем девочки, и чаще ведут себя как хулиганы. Мужчины обычно превосходят женщин по асоциальным расстройствам личности, которые состоят из лжи, воровства, вандализма и драки, хотя эти различия появляются только после достижения возраста трех лет.
Исследование, проведенное американскими антропологами Беатрис Б. Уайтинг и Кэролин П. Эдвардс, показало, что мужчины были более агрессивными, чем женщины в семи культурах, что позволяет предположить, что у мужчин существует предрасположенность к агрессивной реакции на провокационные ситуации, хотя как реагировать на нападение происходит зависит от социальных и культурных условий.
Агрессия
Люди, пожалуй, единственный вид животных, который не имеет внутреннего запрета на убийство других представителей этого вида. Предполагалось, что человек, как и другие животные, мотивирован агрессивным побуждением, которое имеет значительную ценность для выживания, но не имеет внутренних запретов на убийство своих собратьев. Поэтому запреты должны навязываться извне обществом.
Теоретики социального обучения подчеркивают решающее влияние ситуаций на инициирование и контроль агрессии. Они объясняют плохую предсказуемость агрессивного поведения человека, отмечая, что экологический контекст в целом непредсказуем. Тем не менее, исследования показали, что агрессивный акт чаще всего совершается человеком с агрессивным поведением.
Генетические аспекты
В то время как теоретики социального обучения подчеркивают активное формирование личности внешними социальными воздействиями, накапливаются экспериментальные данные о том, что генетические факторы играют заметную роль, если не в передаче конкретных моделей поведения, то в готовности людей реагировать, в частности, на воздействие окружающей среды.
При наблюдениях за животными у разных пород собак часто встречаются широкие расхождения в поведении, которые связаны с генетическими различиями: некоторые дружелюбны, другие агрессивны; некоторые робкие, другие смелые (конечно, в пределах данной породы также могут быть большие различия).
Среди младенцев, наблюдаемых в детском саду новорожденных, также четко наблюдаются различия в активности, пассивности, суетливости, приятности и отзывчивости. Эти условия могут подвергаться генетическому влиянию, формируют способы взаимодействия ребенка с окружающей средой и могут рассматриваться как выражение личности.
Происхождение изучения личности
Информация о человеческой личности поступила из трех разных источников исследования. Первый — биологический, задуманный как имеющий генетическое, так и экологическое происхождение. Второе — это социальная сфера, включая влияние социальных сил на растущего ребенка, которые формируют такие личные реакции, как мотивы, черты характера, поведение и отношение. Третье — изучение клинических контактов с людьми, которые перенесли адаптационные нарушения.
Более высокая степень интеграции всех трех источников информации и полученных из них методов ускорит рост достоверной информации о личности.
Жмите кнопку «Поделиться» в соцсетях, чтобы не потерять информацию
tagweb.ru
Черты личности — это… Что такое Черты личности?
— стабильные устойчивые характеристики личности, практически неизменно и при этом отчетливо проявляющиеся на поведенческом уровне вне зависимости от меняющихся внешних обстоятельств жизнедеятельности субъекта. Как правило, исследователи черт личности выделяют три основные и при этом обязательные их свойства — «обязательными свойствами черт личности являются степень выраженности их у разных людей, трансситуативность (черты личности индивида проявляются в любых ситуациях) и потенциальная измеримость (черты личности доступны измерению с помощью специально разработанных опросников и тестов)» (А. М. Эткинд). Следует отметить, что, конечно, третье свойство вряд ли может рассматриваться как рядоположенное двум первым, по сути дела, только и являющимся собственно содержательными и касающимся психологической природы черт личности. В данном же случае речь идет скорее об оценке уровня проработки указанной проблематики, а не о том, что действительно составляет психологическую реальность. Понятно, что с развитием экспериментальной психологии набор личностных черт будет расширяться в связи с успехами в сфере создания эффективного методического инструментария, позволяющего диагностировать наличие и измерять уровень выраженности черт личности. В этом плане можно с полной уверенностью прогнозировать принципиальное увеличение списка черт личности, отвечающих условию «третьего свойства», по А. М. Эткинду. Но уже и на сегодняшний день нелегко составить хотя бы приблизительный набор черт личности, который отвечает всем трем критериям их определения: экстернальность — интернальность, нейротизм, тревожность, агрессивность, экстравертированность — интравертированность, ригидность, импульсивность и т. д., и т. п. Особо следует обговорить, что ни в коей мере не умаляя значения для понимания специфики личностной поведенческой активности того или иного субъекта конкретный набор его личностных черт, не стоит преувеличивать их значимость как некоего важного показателя, если целью является прогноз характера индивидуальных действий индивида. Во-первых, черты личности характеризуют лишь самый общий контур возможных личностных проявлений. Во-вторых, конкретные поведенческие особенности и формы личностных проявлений, обусловленных наличием тех или иных черт личности, по-разному реализуются в группах разного уровня социально-психологического развития. При этом вообще попытки подойти к пониманию личности с позиций «коллекционерского», своего рода «каталогизаторского» подхода, как показывает история психологической науки, практически всегда приводят к провалу (например, теория «черт лидерства»). В 40-е гг. прошлого века, пытаясь систематизировать «лидерские черты», К. Бэрд и Р. Стогдилл выделили более 80-ти таких черт. Однако проблема заключалась даже не в их количестве и разнообразии. Как отмечает Г. М. Андреева, «…если посмотреть на разброс этих черт у разных авторов, то ни одна из них не занимала прочного места в перечнях: 65% названных черт были вообще упомянуты лишь однажды, 16—20% — дважды, 4—5% — трижды и лишь 5% черт были названы четыре раза»1. Однако необходимо заметить, что провал теории «черт лидерства» во многом был обусловлен не вполне адекватными методами исследований, сводившимися, по сути дела, к достаточно произвольному составлению списков лидерских черт лицами, считавшимися экспертами в данной области. Не случайно критиками данного подхода «было высказано даже мнение о том, что предлагаемые наборы черт в большей мере отражают либо черты экспериментатора, а не лидера, либо представления экспериментатора (свойственная ему так называемая “имплицитная теория лидерства”) о некоем идеальном лидере»2.
Пытаясь найти более объективные подходы к изучению устойчивых личностных характеристик, основоположник теории личностных черт Г. Олпорт широко использовал метод контент-анализа. Материалом послужили письма пожилой женщины Дженни Мастерсон (301 письмо), написанные в течение последних 11 лет ее жизни и адресованные молодой супружеской паре. Как пишет Л. Хьелл и Д. Зиглер, «Олпорт попросил 39 экспертов прочесть последовательно письма Дженни и затем охарактеризовать ее центральные диспозиции. … Для описания Дженни эксперты использовали 198 названий черт личности. Многие из них оказались синонимичными, так что Олпорт свел этот список до восьми главных черт, которые, как он полагал, наилучшим образом характеризовали личность Дженни». В перечень этих восьми черт вошли следующие: вздорно-подозрительная; эгоистичная; независимо-самостоятельная; театрально-эксцентричная; эстетико-художественная; агрессивная; болезненно циничная; сентиментальная. Для более углубленного исследования Г. Олпортом и его учеником А. Болдуином была разработана модификация контент-анализа, получившая название индивидуального структурного анализа. Используя этот метод, А. Болдуин «…дал инструкцию ассистентам подсчитывать количество раз, когда какие-то конкретные темы и вопросы (например, деньги, искусство, женщины, природа) появлялись в каждом из писем, чтобы установить соотношения между группирующимися вместе категориями. Исследование Болдуина подтвердило, что личность Дженни описана довольно точно при помощи центральных личностных черт, выявленных Олпортом при предварительном анализе»1.
Значительно позже, в 1966 г. другой последователь Г. Олпорта — Дж. Пейдж, осуществил анализ «писем Дженни» с помощью стандартизированных процедур. Для этого «он использовал компьютерную программу, специально разработанную для выделения определенных прилагательных, встречающихся в письмах во взаимосвязи друг с другом. Например, некоторые обороты, используемые Дженни для выражения агрессии, враждебности, сопротивления, попали под одну категорию со смысловым значением “нападение”. Программа осуществила также частотный анализ для выделенных категорийных слов со всеми другими словами в письмах. На основе подобной компьютеризированной оценки документа было получено восемь в высшей степени устойчивых факторов — черт личности, описывающих именно Дженни. Эти черты, выявленные при факторном анализе, оказались совершенно сходными со списком Олпорта. … Олпорт интерпретировал сходство этих двух списков (полученных по двум различным типам анализа) как показатель достоверности его субъективных впечатлений о структуре личности Дженни»2.
Работы Г. Олпорта и его последователей все же оставили совершенно открытым, пожалуй, наиболее существенный с практической точки зрения вопрос, а именно — о наличии универсальных личностных черт, присущих всем или во всяком случае большинству людей и позволяющих в зависимости от степени их выраженности в структуре личности того или иного индивида проводить сравнительные исследования и делать прогностические выводы. На решение этой проблемы были направлены усилия многих психологов и среди них Р. Кеттела и Г. Айзенка.
В своих исследованиях Р. Кеттел пытался выявить взаимосвязь трех типов переменных: зафиксированных реальных фактов из жизни индивида (L — данных), таких как оценки успеваемости в школе, динамика профессиональной карьеры, оценки коллег по работе, результаты внешнего наблюдения за поведением в реальной жизни и т. п.; результатов, полученных в ходе заполнения различных опросников, по сути дела, самоотчетов (Q — данные) и данных объективных тестов, т. е. таких, которые, как предполагается, исключают возможность сознательного влияния испытуемого на конечный результат (Т — данные). Примером данных последнего типа могут служить результаты, полученные в ходе любого социально-психологического эксперимента, истинные цели которого в соответствии с «законами жанра» не только не сообщаются испытуемым до его завершения, но и сознательно маскируются соответствующей легендой, акцентирующей внимание на псевдоцелях.
Как известно, основным средством, позволяющим свести огромный массив данных, полученных на многотысячных выборках испытуемых, к универсальным чертам (факторам) Р. Кеттел считал факторный анализ: «Первоначально Кеттел подвергал факторному анализу только L — данные. Он обнаружил 15 факторов, которые, как представлялось, наилучшим образом объясняли индивидуальность человека. Затем он вместе с коллегами попытался определить, будут ли подобные факторы получены на основе Q — данных. Были разработаны буквально тысячи пунктов опросника, которые предлагались для заполнения очень большому количеству людей, после чего данные были подвергнуты факторизации с целью выявления совпадающих пунктов. Результатом этих колоссальных исследовательских усилий явился “16 PF” (известный в нашей стране как “Шестнадцатифакторный личностный опросник Р. Кеттела” — В. И., М. К.)… В целом, факторы, обнаруженные с помощью Q — данных, совпадали с факторами, выявленными с использованием L — данных; только некоторые из них оказались единственными в своем роде для обоих видов данных»1.
С точки зрения социальной психологии особый интерес представляют собой попытки Р. Кеттела выявить степень влияния на формирование черт личности генетических и средовых факторов. Для этого он использовал статистический метод известный как многофакторный дисперсионный анализ (в англоязычном оригинале — Multiple Abstract Variance Analysis (MAVA)). Исследовательская программа, осуществленная Р. Кеттелом и его сотрудниками, включала сбор и анализ данных о проявлениях сходства и различий у четырех категорий испытуемых: между однояйцевыми близнецами, выросшими и воспитывавшимися в одной семье; между однояйцевыми близнецами, воспитывавшимися в разных семьях; между родными братьями и сестрами, выросшими и воспитывавшимися в одной семье; между родными братьями и сестрами, выросшими в разных семьях. В результате анализа полученных данных с помощью многофакторного дисперсионного анализа было установлено, что «…значение генетических и средовых влияний существенно меняется от черты к черте. Например, данные указывают на то, что около 65—70% вариаций в оценках интеллекта и уверенности в себе можно приписать влиянию генетических факторов, в то время как генетическое воздействие на такие черты, как самосознание и нейротизм, окажется, по всей вероятности, наполовину меньше. В целом, по оценке Кеттела, около двух третей характеристик личности определяется влияниями окружающей среды и одна треть — наследственностью»2. Дальнейшие исследования этой проблемы, проведенные как психологами, так и специалистами в области генетики, в частности, Дж. Лоэлином, в целом подтвердили выводы Р. Кеттела.
Еще более важными с практической точки зрения представляются проведенные Р. Кеттелом исследования взаимосвязи черт личности индивида и особенностей групп его членства. По мнению Р. Кеттела, «посредством черт личности можно описать не только отдельных людей, но еще и социальные группы, членами которых они являются. Диапазон черт, с помощью которых могут быть объективно охарактеризованы группы, называется синтальностью (syntality). Используя факторный анализ, Кеттел изучал синтальность различных религиозных, учебных и профессиональных групп. Он исследовал также группу черт, составляющих синтальность целых наций. Основные черты, идентифицирующие синтальность стран, включают величину ее территории, моральное состояние, достаток и степень индустриализации». Как считают Л. Хьелл и Д. Зиглер, «ни один другой персонолог не сделал столько, сколько Кеттел в направлении детального описания черт, характеризующих общество в целом, а также изучения влияния этих черт на поведение человека»3.
Изучение черт личности является неотъемлемой составляющей деятельности социального психолога-практика, поскольку без ясного представления об устойчивых личностных характеристиках членов курируемого сообщества попросту невозможно решение таких задач, как подбор кандидатов в те или иные целевые группы, разработка полноценных программ социально-психологических тренингов, программ развития лидерского потенциала и т. п. Не менее важно с практической точки зрения и то, что оценка индивида посредством личностных черт в наибольшей степени отвечает атрибуциям здравого смысла и другим стереотипам массового сознания, связанным с межличностным восприятием и взаимодействием. Поэтому интерпретация в логике теорий черт личности результатов прикладных социально-психологических и персонологических исследований является эффективным средством подготовки итогового отчета для заказчика в процессе организационного консультирования. При этом, социальный психолог-практик обязан помнить об ограничениях, присущих теориям черт, и оставаться в рамках строго научного, объективного подхода. В этой связи практический социальный психолог, собрав эмпирические данные о наличии и о степени выраженности интересующих его черт личности отдельных членов курируемой им общности, должен соотнести эту информацию, прежде всего, с уровнем социально-психологического развития группы, так как лишь в этом случае прогноз последующей активности той или иной личности может быть осуществлен более или менее адекватно.
* * *
– устойчивые, повторяющиеся в различных ситуациях особенности поведения индивида. Обязательными свойствами Ч. л. являются степень выраженности их у разных людей, трансситуативность (Ч. л. индивида проявляются в любых ситуациях) и потенциальная измеримость (Ч. л. доступны измерению с помощью специально разработанных для этого опросников и тестов). Напр., ряд Ч. л., способствующих конфликтному поведению, м. б. определены с помощью 16-факторного опросника Кеттелла. В то же время, сегодня отсутствуют методики по выявлению всей совокупности конфликтогенных Ч. л. В современных исследованиях принята т. зр., согласно которой описание Ч. л. недостаточно для понимания и предсказания индивидуальных особенностей поведения, поскольку в них описываются лишь общие аспекты проявлений личности, без учета ситуационной составляющей.
* * *
устойчивые индивидуальные Психологические свойства человека, характеризующие его как личность. Черты личности могут служить определениями характера, мотивами поведения и т.п.
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.
psychology_pedagogy.academic.ru
Что такое личность? — черты личности и индивидуальности
«Сильная личность, яркая личность, зрелая личность» или просто — Личность — говорим мы о некоторых людях, и конечно, хочется, чтобы так же говорили про нас… Также сейчас многие активно пытаются заниматься «личностным ростом». Но что такое Личность? Если задуматься, то мы обнаружим, что представления о личности у нас более чем смутные. Даже те, кто ведет тренинги по личностному росту, как правило, обходят этот вопрос стороной — считается, что он и так ясен. Но как мы можем быть или стать личностью, или личностно расти, если даже не знаем, что такое личность?
Индивид и индивидуальность — не личность
Первый вопрос, который здесь возникает — рождаются личностью или становятся? Очевидно, что в юридическом смысле — как лицо, обладающее какими-то правами, — мы личностями рождаемся, или становимся ими после оформления документов, «удостоверяющих личность». Здесь от нас ничего не требуется — мы «личности» как граждане своей страны, единицы или индивиды. Ни о каком личностном росте в этом контексте речи не идет.
Есть трактовка личности, как успешно социализированного человека, который разделяет нормы общества и состоит в различных социальных отношениях. Психология рассматривает личность, как индивидуальность в совокупности отношений. Учебник обществознания учит:
Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации. Социализацией называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями…
Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
Социализацию, так или иначе, проходят все. Но согласитесь, такую успешную социальную единицу трудно назвать яркой личностью или сильной личностью? Она как раз-таки обезличена, всегда заменима — ведь социальную роль «по образцу» может сыграть и другой актер, будь то роль служащего фирмы или роль супруга. Так, как набор масок, личность понималась еще в античности.
Очень часто под личностью понимается индивидуальность. Действительно, каждый человек индивидуален — он обладает неповторимыми чертами, как внешне, так и внутренне. Если качества характера и психологические черты и можно как-то типизировать, то их сочетание в каждом человеке будет индивидуально.
Но является ли индивидуальность личностью? Индивидуальные черты довольно случайны в человеке: одни врожденны, другие приобретаются при воспитании или как реакция на какие-то обстоятельства жизни… Часто «индивидуальным» бывает букет болезней — как физических, так и психологических.
Индивидуальность почти не зависит от человека, и заботиться о «развитии» индивидуальности бессмысленно. Даже если какие-то наши реакции и будут совпадать с реакциями какой-то группы, все равно найдутся те, что не будут. Да и непонятно, собственно, как тут развиваться?
Человек, демонстративно выпячивающий свою «непохожесть», старающийся изо всех сил быть «не как все», выглядит смешно, и его вряд ли можно назвать сильной личностью — это скорее проявление инфантильности. А если говорить на языке вышеупомянутого учебника — он еще не дорос до социализации или подвергся десоциализации, что справедливо считается деградацией.
Личность — это внутренняя свобода и самобытность
Личность есть избавление от законов необходимости, неподвластность господству природы, возможность свободно себя определять. Человек в большинстве случаев действует по естественным импульсам; он обусловлен своим темпераментом, своим характером, своей наследственностью, космической или социально-психической средой, даже собственной своей «историчностью».
Но истинность человека пребывает вне всякой обусловленности, а его достоинство – в возможности освободиться от своей природы: не для того, чтобы ее уничтожить или предоставить самой себе подобно античному или восточному мудрецу, а для того, чтобы преобразить ее.
(Н.О. Лосский)
Этот взгляд на личность и на сущность человека возник в 4 веке в христианском богословии, и так или иначе присутствовал в сознании европейских народов и у нас. Присутствует он и теперь. Наш менталитет необратимо христианизирован — независимо от нашего отношения к этой религии. Согласитесь, что наши смутные представления о личности соответствуют этому описанию?
В восточных философских системах, например, — в Индии, Китае, Тибете, Японии представления о человеке совсем другие. Там «Я» — это то, от чего нужно избавиться, а истинная сущность человека безлична и должна раствориться в Абсолюте. Меня всегда поражало в китайских фильмах, например, то, насколько там отсутствует ценность личности, уважение ее самой и ее свободы — диковато для нашего взгляда…
Христианская и постхристианская гуманистическая философия утверждает богоподобность личности, безусловную ценность личности каждого человека и ее уникальности. Основные черты личности — свобода и самоопределение, признаются неотъемлемой потребностью человека, реализуемой после того, как он вырвется из оков природной и социальной условности.
И когда мы говорим о Личности, мы имеем в виду человека, который сумел сказать свое слово или сделать дело, превышающее то, что доступно каждому в «естественном» порядке вещей. Это не просто индивидуальность, а реализованная самобытность, раскрывшая свой потенциал и подарившая миру нечто новое — состоявшийся человек. А. Маслоу назвал таких людей самоактуализированными личностями.
Основные черты личности
Самостоятельность и независимость
Самостоятельность и независимость — непременная черта зрелой личности во всех смыслах этих слов. В первую очередь, самостоятельность психологическая, во вторую — самостоятельность мышления. Взгляды и действия такого человека определяются только им самим, если он и следует принятым нормам, то делает это сознательно для достижения своих целей, а не является рабом норм. Иными словами — личность внутренне свободна. Она спокойно переносит одиночество и даже временами стремится к нему.
Способность к творчеству
Творчество — это создание чего-то принципиально нового. Творчество может реализовываться в самых разных областях жизни — совсем не обязательно в искусстве.
Активность, целеустремленность
Зрелая Личность точно знает, чего она хочет и добивается этого. Такой человек — хозяин своей жизни, обладающий сильным характером и развитой волей. Он не разменивается на бессмысленные и праздные занятия
Адекватность, чувство юмора
Мудрое отношение к жизни не позволяет личности предаваться излишним эмоциям по ничтожным поводам и «делать из мухи слона». Личность не зациклена на себе, ее внимание направлено во вне — на дело, других людей или познание. А здоровое чувство юмора помогает спокойно справляться с житейскими неприятностями.
Стремление к развитию
Личность всегда учится, понимая, что «нет предела совершенству». Такая черта, как открытость к новому нам хорошо знакома по детям, но, к сожалению, взрослея, человек часто застывает в узеньких рамках наспех сформированной картины мира. Личность не может быть «застывшей» — она динамична и никогда не успокаивается на достигнутом.
Четкая система ценностей и нравственные ориентиры
Личность легко делает выборы на основании своей системы ценностей и благодаря этому быстро движется вперед. Различение добра и зла, правильного и неправильного, справедливого и несправедливого — обязательные черты личности. Даже если она и заблуждается в отдельных моментах этого понимании, основное направление движения будет все равно положительно нравственным. «Злую» личность представить трудно. Зло происходит от ущербности и слабости.
Личная миссия, выходящая за рамки эгоистических интересов
Ее цели не ограничиваются личными, а включают в себя заботу о других, выполнение некоей миссии посредством своих талантов. Можно даже сказать о ее любви к людям и о том, что только зрелая личность способна на настоящую любовь.
Ответственность за себя и свою жизнь
Трудно представить личность, которая ищет причины того, что с ней происходит, вне себя. Жизненная позиция личности всегда активна — что не отменяет разумный учет обстоятельств.
Смелость и верность
Личность может постоять за себя, отстоять свои убеждения и позиции, пойти против отдельных людей и даже общества, если понадобится. Да, в отдельных случаях она может проиграть, но никогда — сдаться. Это не слепое упрямство или эгоизм, а верность себе и тому, что человек считает «правым делом»
Достоинство и самоуважение
Уважение себя и, как следствие, уважение других — неотъемлемое качество личности. Зрелый человек обладает достоинством, которое не имеет ничего общего с гордыней.
Надеюсь, я ничего не забыла в характеристике Личности? Я основывалась по большей части на теории самоактуализующейся личности А. Маслоу, но согласитесь, когда мы говорим о Личности, мы имеем в виду примерно эти черты? Мы имеем в виду людей, которым удалось оставить свой след — в истории или в душах других людей, тех, кто запомнился, кого приводят в пример. Может, их и критикуют — но они не оставляют равнодушным.
Личность — это не просто наличие индивидуальности, но неповторимый вклад человека, и вклад не только каким-то-то открытием, произведением или делом. Не всех тех, кому выпало участвовать в истории помнят лично, помня их дела — но Личность помнят именно саму. И не важно, был это великий государственный деятель, ученый или художник — или это была прабабушка соседки, которая обладала такой мудростью, что вся округа ходила к ней за советом, и ее помнят и после смерти.
Личностью может стать каждый?
Да, масштаб личности может быть разный, но одна суть. И если честно подумать — каждый из нас хочет быть Личностью, «чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Именно жизнь личности можно назвать состоявшейся жизнью. Да, хотят все — но почему же становятся личностями единицы? Почему сейчас в такой моде обезличивающие духовные практики и философия Востока?
Хорошая новость — личностью может стать абсолютно каждый, потенциально мы все — личности. Нет никаких врожденных или приобретенных качеств и обстоятельств, которые бы всерьез могли помешать или помочь нам в становлении личности. Секрет тут только в одном — с нашей свободной воле. Именно в свободе самоопределения секрет личности. Невозможно научить быть личностью, привить или воспитать эти качества. Они зависят только от выбора самого человека. И мешает ему тоже его же воля, склоняющаяся к «легкому пути».
Вторая новость плохая — личностью стать трудно. Но если мы соглашаемся с тем, что трудно стать хорошим профессионалом в какой-то области и готовы потратить на это время и силы, потому что это определяет наш социальный статус и заработную плату, то почему бы не потратить их то, что определяет всю нашу жизнь — нас самих, как людей?
Когда выбор в сторону развития личности сделан, то в первую очередь нужна долгая работа по построению мировоззрения, становлению активной позиции, разрушению тех мысленных и волевых моделей, которые тянут в небытие, на безличный легкий путь. Это потребует времени и труда, нельзя однажды проснуться личностью, или решить — и тут же ей стать.
Более того, даже после «созревания» личности, процесс ее развития продолжается — ведь человек удивителен, в нем — бесконечность, и эта уникальная бесконечность может бесконечно разворачиваться и реализовываться в творчестве жизни. Согласитесь, игра стоит свеч?
У меня зреет идея марафона или тренинга по становлению личности. Очень важно ваше мнение — как вы считаете, стоит такое затевать? Много ли людей согласны покинуть тихую гавань «существования» и начать жить, отказаться от комфорта реактивной безответственности и выбрать путь самоактуализации?
А. Маслоу считает, что потребность в самоактуализации присуща каждому и является высшей потребностью человека, и в то же время только 0,5-1 % людей встают на этот путь, а остальные увлеченно занимаются бесконечным удовлетворением более низших потребностей, оставаясь в конце жизни «у разбитого корыта»… Почему-то мне кажется, что среди моих читателей таких людей больше, чем 0,5-1 %. Жду ваших замечаний и предложений, и до новых встреч!
© Надежда Дьяченко
myempeiria.ru