Что делать если дети не слушаются родителей – ? 5 — 5 .

Содержание

5 типичных проблем и 7 главных причин, 15 рекомендаций детского психолога

Последнее обновление статьи:

Причин детского непослушания множество, причём в каждом возрасте они свои – то есть в 2 года, 5, 7, 8 или 9 лет ребёнок ведёт себя плохо в силу некоторых определённых факторов. Хотя, конечно, имеются и общие негативные предпосылки, например, вседозволенность.

Вопрос, что делать, когда ребёнок совсем не слушается, не редкость. И оставить ситуацию на самотёк нельзя, ведь нередко плохое поведение принимает крайние формы, когда малыш или подросток практически отбивается от рук. Давайте разбираться.

Типичные проблемы

Перечень ситуаций, когда ребёнок ведёт себя неподобающе, очень много.

Ниже представлены 5 типичных образцов детского непослушания, у каждого из которых имеются свои собственные предпосылки и возрастные рамки:

  1. Ребёнок демонстрирует опасное поведение. Нередко случается так, что после неоднократного предупреждения малыш в два годика вырывается из маминых рук на прогулке, хватается за острые предметы и т.д. Естественно, подобные поступки изматывают.
  2. Ребёнок протестует. На любое мамино требование или просьбу ребёнок отвечает сопротивлением, протестом, истерикой. Он не хочет одеваться, садиться за стол, возвращаться с прогулки. Подобное поведение часто встречается у детей 3 лет и даже в 4 года.
  3. Ребёнок мешает окружающим. Даже в 5 лет дети могут вести себя просто невыносимо: кричать и бегать в общественных местах, толкаться и пинаться. В результате матери очень стыдно из-за недовольных взглядов и замечаний окружающих людей. Чаще всего в 7 лет такая проблема полностью исчезает.
  4. Ребёнок игнорирует родителей. На просьбу взрослых одеться, убраться в комнате дети отвечают молчанием и игнорированием обращённых к ним слов. Подобное поведение особенно характерно в 10 лет и старше, когда начинается подростковый бунт.
  5. Ребёнок требует купить ему что-то. Такие поступки больше характерны для младшего дошкольного возраста. В 4 года дети могут громко требовать настаивать на приобретении дорогой игрушки или какой-либо сладости.

Для решения подобных проблем имеются свои воспитательные приёмы, которые призваны сделать ребёнка более послушным. Но перед их описанием следует разобраться, почему дети не слушаются.

Причины непослушания

Источники «неправильного» поведения иногда очень легко установить, просто проанализировав поступки малыша и свою реакцию на них. В других же ситуациях провоцирующие факторы скрыты, поэтому анализ должен быть более глубоким.

Ниже представлены самые распространённые причины непослушания детей разных возрастов:

  1. Кризисный период. Психология выделяет несколько основных кризисных этапов: 1 год, 3 года, 5, 7 лет, 10 — 12 лет (начало переходного возраста). Естественно, границы достаточно условные, важнее другое – в эти периоды происходит существенные изменения в детской личности и способностях ребёнка. Меняется и психика, и поведение.
  2. Чрезмерное количество запретов. Бунт – естественная реакция детей любого возраста на ограничения. При постоянно звучащем слове «нельзя» ребёнок порой специально нарушает запреты, чтобы доказать свою независимость и «насолить» родителям.
  3. Непоследовательность родителей. По различным причинам родители вводят санкции против ребёнка за то, что вчера если не поощрялось, то и не осуждалось. Естественно, он растерян, дезориентирован, что и выражается в непослушании.
  4. Вседозволенность. В такой ситуации, напротив, ограничения практически отсутствуют. Ребёнку разрешено буквально всё, поскольку родители путают понятия «счастливое детство» и «беззаботное детство». Результатом потакания любым капризам становится избалованность;
  5. Разногласия в вопросах воспитания. Различные требования к ребёнку – не редкость. К примеру, отцы обычно требуют больше от детей, мамы же проявляют сочувствие и жалость. Или конфликт может возникнуть между родителями и старшим поколением. В любом случае непослушание – следствие дезориентации ребёнка.
  6. Неуважение детской личности. Нередко взрослые убеждены, что ребёнок в 8 или 9 лет столь же «бесправен», как и годовалый. Они не желают слушать его мнение, поэтому неудивительно, что в итоге возникает протестное поведение.
  7. Конфликты в семье. Взрослые, выясняя собственные отношения, забывают о ребёнке. А тот старается привлечь внимание через шалости или даже серьёзные проступки. Впоследствии это превращается в привычку.

Нередки случаи, когда поведение ребёнка ухудшается после изменения состава семьи: развода или рождения братика/сестрёнки. Основной мотив непослушания в таких ситуациях – желание привлечь к себе внимание.

Как реагировать на непослушание?

О типичных проблемах и причинах детского неподчинения уже было сказано. Теперь нужно понять, что делать родителям, если ребёнок не слушается.

Стоит отметить, что речь пойдё

kroha.info

Что делать, если дети не слушаются маму

На определенном этапе многие родители сталкиваются с ситуацией, когда дети перестают слушаться и делают все наоборот. Они все время диктуют свои условия и хотят стать единоправными хозяевами. Любая попытка наладить отношения приводит к скандалу и выяснению отношений. Если своевременно не решить данную проблему, то она впоследствии накатывается словно снежный ком, и дети в это время совсем не слушаются взрослых. Данная статья не рассчитана на то, чтобы научить тому, как следует воспитывать свое чадо. Ее задача основывается на том, чтобы родители задумались, почему ребенок не слушается, почему у взрослых появляется желание наказать его, и какие результаты можно получить при разных подходах к воспитанию.

Детское непослушание — распространенная семейная проблема

Причины непослушания детей

Психологи выявили основные причины непослушания детей, почему они не хотят выполнять требования родителей.

Дефицит внимания. Современный ритм жизни часто приводит к тому, что дети испытывают недостаток внимания со стороны взрослых. Им все время не хватает времени для того, чтобы поговорить с ними, поиграть, позаниматься. Зато они всегда найдут время поругать, наказать свое чадо. Яркий пример тому, когда мама гуляет с карапузом на детской площадке и встречает свою знакомую. Естественно мамочка переключается на нее, а малыш оставшись одни на один пытается всячески привлечь к себе внимание. Он подбегает и кидает в родительницу песок, та недоуменно повышает на него голос. В итоге, плачущий малыш и раздраженная мамочка идут домой.

Что видит мама? Она обижена тем, что на них обратили внимание другие родители и сделали вывод, что она плохо воспитывает ребенка раз он позволяет подобные вольности. Что видит карапуз? Позвал маму играть вместе, в итоге на него обратили внимание, чтобы накричать, меня не любят, со мной не интересно

Борьба за самоутверждение — проявления

Самоутверждение малыша. В этом случае дети проявляют непослушание, когда родители его чрезмерно опекают, они пытаются «подложить соломинку» под каждый детский шаг.

Решение отомстить. Иногда взрослые не замечают, когда делают тот или иной опрометчивый поступок, который подорвал доверие и взаимоотношения. Пообещали сводить в цирк и остались дома, хранить тайну и тут же разболтали бабушке по телефону, наказали, не выяснив мотива. И тут же у ребенка срабатывает принцип: «Вы так, ну я вам отомщу».

Причина детской мести

Неверие в собственные силы. Бывают случаи, когда ребята часто слышат такие слова, как «балбес», «тупица», «криворукий». Они своими действиями подтверждают сложившееся мнение. Не зря детские психологи утверждают: «Скажешь ребенку 10 раз, что он поросенок, на 11 он захрюкает».

Наиболее распространенные взрослые ошибки

Когда ребенок не хочет слушаться, то нередко вина ложится на взрослых, потому что они допускают ошибки во время общения с детьми. Наиболее распространенные из них:

  • В общении между взрослым и ребенком нет зрительного контакта. Если хотите, чтобы дети услышали, что хотят донести до них, тогда посмотрите им в глаза и скажете то, что необходимо.
  • Взрослый ставит слишком сложные задачи. Если сказать малышу 5-6 лет слишком длинное действие, то он, скорей всего, растеряется и ничего не поймет. Нужно разделить просьбу на несколько простых действий.
  • Неясно сформулированная мысль. Застав кроху в грязи не нужно спрашивать о том, как долго он там собирается находиться. Следует четко сформулировать просьбу: «Выйди из лужи!». Иначе он все поймет буквально и останется там еще на некоторое время.
  • Повышение тона не поможет решить вопрос, в итоге карапуз будет бояться, но действия, которые так раздражают взрослого, будут производить исподтишка. В любой ситуации необходимо сохранить размеренный и спокойный тон.
Отсутствие контакта — одна из причин непослушания
  • Ожидание скорого действия. Детки до 10 лет нуждаются в некотором запасе времени для того, чтобы выполнить просьбу. Огласите требование и дайте время среагировать на него.
  • Просьба и одновременное отрицание. Здесь нужно запомнить: «Не» ребенком не воспринимается! Он не слышит «Не», пропускает его мимо ушей. Следует отрицания, например, «Не лезь в грязь» заменить на аналогию в другом варианте: «Давай обойдем по траве».

Непослушание в 2 года

Когда ребенок в 2 года не слушается, то порой родители не понимают, что происходит и как действовать, ведь проходит мгновение, и из ангелочка малыш превращается в несносного ребенка. Прежде всего не нужно паниковать, потому что, когда у малышей возникает плохое поведение – это нормальное явление. Это индикатор того, что они взрослеют и правильно развиваются, просто родители не успели повзрослеть за ребенком.

Не нужно кричать, крик только усугубит ситуацию, карапуз еще больше закатит истерику.

Когда ребёнок в 2 года не слушается, то стоит попробовать стать с ним на одну ступень, признать его требования, если они конечно не угрожают жизни и здоровью. Родители должны быть последовательны, если у карапуза 2 лет возникает истерика из-за того, что ему не дали шоколад, то не стоит идти у него на поводу. Иначе впоследствии ребенок капризами и истериками будет добиваться намеченной цели.

Непослушание в 2-3 года — результат кризиса самоутверждения

Следует давать карапузу право выбора, конечно он в 2 года не может есть шоколад, но можно ему предложить яблоко или банан. Он должен чувствовать, что с ним считаются и, что он хозяин жизни. Во время истерики стоит попробовать переключить внимание малыша на какое-нибудь важное дело, попросить накормить кошку, полить цветы. В этом возрасте они любят помогать по дому.

Еще одним важным условием хорошего настроения малыша считается хороший сон. Выспавшийся ребенок обычно не закатывает истерик, умеет себя хорошо вести и неплохо справляется со своими эмоциями.

Непослушание в 5 лет

Часто родители задаются вопросом, что делать, если ребёнок в 4-5 лет не слушается. Пятилетний ребенок понимает все намного лучше, чем кажется взрослым, он словно губка все впитывает.

Ему уже недостаточно простого «нет», он требует объяснений, почему нельзя, а когда можно, а что будет, если он нарушит родительский запрет.

Непослушание в 5 лет проявляется в кривлянии

Психологи дают следующие рекомендации по отношению детей 5 лет:

  • Если родитель чем либо угрожает ребенку, то он непременно должен это сделать. Нельзя пообещать и не сделать иначе потом можно лишиться авторитета, малышу спокойней видеть вокруг обязательных людей, которые знают, чего хотят. Малодушие, например, пообещал, что за плохое поведение не будет смотреть сказку, а потом пожалел и дал, вредит взаимоотношениям взрослого и ребенка.
  • Если чадо продолжает вести себя плохо не смотря ни на что, тогда стоит осмотреться, чем вызвано данное поведение. Решить проблему можно только устранив корни непонимания.
  • Не нужно прибегать к угрозам, ребенок и так все прекрасно понимает, следует правильно выбирать тон и постановку просьбы. Вместо: «Не вынуждай меня принимать меры, если еще раз увижу тебя на ногах» можно сказать: «Я рассчитываю отдохнуть, поэтому верю, что ты лягешь спать и не собираешься ходить по квартире».
  • Когда ребенок чувствует дружеские отношения с родителем, то он не станет закатывать истерик, он захочет договориться и открыть им то, что его тревожит.

Непослушание в 7 лет

Ребенок в 7-летнем возрасте не слушается потому, что осознает себя взрослым, таким образом он показывает, что вполне может быть самостоятельным и не нуждается в излишней опеке. Малыш уже понимает свою социальную значимость и прекрасно понимает, что в некоторых моментах может иметь собственное мнение.

Непослушание в 7 лет — ребенок считает себя уже взрослым

Для того, чтобы школьник услышал родителей, нужно обращаться к нему уважительно. В возрасте 7 лет уже не получится сказать «потому что», так как ему нужно знать «почему нет». Если малыш будет услышан, тогда и он станет слушать взрослых. В этом возрасте он еще нуждается в запретах, так как они помогают формировать его поведение, развивают дисциплинированность и ответственность.

Дети – большие манипуляторы, которые прекрасно понимают, как получить от взрослых то, что им требуется. И, если родители понимают, что их чадо таким образом стремится заполучить желаемое, то не стоит поддерживать такое поведение.

Непослушание в 10 лет

Если 10-летний ребёнок не слушается родителей, то это говорит о начале переходного периода, когда он не хочет учиться и никого слушать. Естественно, многие родители, которым не безразлична детская судьба, буквально не находят себе места. Психологи рекомендуют поставить себя на его место. Подросткам нужна свобода от родительской заботы, их приказов, бесконечных советов, морали.

Как же поступить родителям? Как бы не звучало парадоксально, нужно их ограничить от своей заботы, можно дать им почувствовать свободу, лишенную родительских советов, указов и чтения морали.

В 10 лет друзья имеют больший авторитет, чем родители

На самом же деле взрослые не должны пускать ситуацию на самотек, а все держать под своим чутким контролем. Поверьте, пройдет немного времени и отпрыск 10 лет придет за советом, ему будет необходимо посоветоваться и рассказать о своих переживаниях.

Так что же делать?

Данный возраст нуждается в минимальном количестве запретов. Детям нужно запрещать только то, что действительно представляет для них опасность. Родители должны стараться быть друзьями, знать их товарищей, какую музыку они предпочитают слушать, что их интересует. Этот возраст говорит об ограничении родительской власти, для них у соседнего 10-летнего Петьки больше авторитета, чем у папы-профессора.

Главное, не нужно паниковать, постарайтесь понять отпрыска, постепенно все нормализуется.

Как нужно наказывать ребенка, рекомендации психолога

Как бы не звучало парадоксально, но детки чувствуют себя спокойней, когда их наказывают. Потому что им спокойней расти в стабильной обстановке, а не тогда, когда родители при первой же возможности меняют свое мнение. Если ребенок не слушается, то психологи дают некоторые рекомендации того, как нужно его наказывать.

Надо отказаться от физических наказаний
  1. Нельзя наказывать в порыве гнева, нужно успокоиться, а потом применять воспитательные меры.
  2. Ребёнок должен понимать за что его наказывают.
  3. Нельзя наказывать за одну провинность несколько раз.
  4. Наказание должно быть только, если ребенок действительно виноват.
  5. Нельзя производить разборки в присутствии посторонних людей.
  6. Во время наказания малыш должен понимать, что он наказан за проступок, но его не перестали любить.
  7. Если ребёнка наказали несправедливо, то родитель должен набраться мужества и извиниться пред ним.

Многие психологи советуют не воспитывать детей, а воспитывать себя, так как дети все равно будут походить на нас.

detki.guru

Непослушные дети. Почему ребенок не слушается родителей?

Нередко в семье можно увидеть следующую картину – родители доведены до отчаяния, они орут, кричат, приказывают своему чаду сделать что-то, а оно совершенно не реагирует на их крики. Почему ребенок не слушается родителей? Чтобы ответить на этот вопрос, попытаемся разобраться с причинами детского непослушания.

Нужно ли, чтобы дети полностью подчинялись родителям?

Уважаемые родители, если дети не исполняют ваши просьбы (приказы, инструкции), то вам некого винить в создавшейся ситуации, в этом виноваты исключительно вы сами. Что-то вы делаете неправильно. Стоит попытаться узнать, что именно.

Подумайте, может, вы слишком много требуете от своего чада? Еще с детства хорошо запомнилась фраза: «Послушными и овечки бывают». Может, не стоит делать из ребенка «послушную овечку»?

Ситуация, когда дети в некоторых семьях буквально «выдрессированы» и вскакивают с места даже по первому взгляду, не то, что слову родителей, тоже имеет неблагоприятное развитие в дальнейшем. Слишком послушные ребятишки поначалу вызывают умиление, даже зависть у некоторых – «какие молодцы, а моему-то балбесу десять раз повторить нужно».

Но когда-то эту дети вырастут и уже во взрослом возрасте начнут охотно подчиняться другому более сильному, напористому и авторитетному лидеру. А тот вполне может оказаться мерзавцем, даже преступником. Таким как раз и нужны послушные исполнители.

Уважаемые родители, хорошо подумайте, стоит ли делать из собственного чада «смирную овцу», которая даже не сможет отстоять свое мнение перед кем-то более наглым и дать отпор проходимцу.

Кто в доме главный? Ребенок или родители

Нередко встречается и обратная ситуация. Ребенка родители с самого раннего возраста буквально посадили себе на голову и носятся с ним, как с писаной торбой. «Ой, не тревожьте Сереженьку, он такой нервный».

Как и следует ожидать, Сереженька скоро вырастет в этакого «домашнего тирана», которого невозможно будет заставить сделать что-то помимо его воли. Более того, чадо само будет приказывать родителям, а те начнут выполнять все прихоти дитяти, иначе это будет чревато чем-то невообразимым.

Уважаемые родители, с самых малых лет ребенку важно дать почувствовать, кто в доме старший, а, следовательно, главный. Если вы не будете иметь авторитета в глазах своего чада, то оно станет игнорировать ваши просьбы. Тут уже не помогут крики и приказания.

А уж если ребенок осознает, что главный в доме – это он сам, то тут вам мало не покажется. Он сам начнет решать, когда вам идти в гости, когда в кино, иначе в ответ вы получите бурную и продолжительную истерику.

Как и среди взрослых, так и в окружении детей авторитет и любовь нужно заслужить. Не надавить, не запугать, а именно заслужить, тогда все ваши просьбы малыш будет охотно исполнять, так как его попросил самый любимый и уважаемый человек.

Ребенок отлично замечает все несовершенства родителей. Глупо, например, требовать от него выполнять утреннюю зарядку, если вы сами ее не делаете. Или просить убрать игрушки, если у вас самих в шкафу беспорядок. Все необходимо показывать детям на собственном примере. К примеру, так: «Давай сделаем уборку, я вымою полы, а ты перед этим уложишь все разбросанные игрушки и книжки на свои места».

При этом очень важны доверительные отношения между вами и вашими детьми. Помните, никакой агрессии и раздражения в ваших словах или в вашем тоне быть не должно.

Однако многие родители ошибочно воспринимают это заявление и начинают буквально сюсюкать с малышом. Знайте, что слишком мягкое отношение тоже не всегда проходит.

Кто сказал, что на детей нельзя иногда прикрикнуть? Однако сделать это нужно так, чтобы они поняли, что вы на самом деле настроены не агрессивно, не раздражены и не собираетесь их обижать. А наказать по справедливости можете.

Потом, когда ваша просьба или требование будут выполнены, очень важно поощрить малыша, но ни в коем случае не шоколадкой или чем-то материальным, он ведь не дрессированная собачка. Лучше просто обнимите его и скажите, что он самый лучший.

Видео почему дети не слушаются родителей

Чего нельзя делать при воспитании детей?

Разумеется, и это не обсуждается – ребенка нельзя бить! Никогда, ни в коем случае нельзя делать этого. Помните, что это не он доводит вас до приступа агрессии, а вы сами себя доводите. И срывать свое раздражение таким образом недопустимо.

К сожалению, сегодня нередко можно увидеть картину, когда мать, а хуже того, отец, поднимают руку на ребенка, оправдывая свое возмутительное поведение тем, что якобы он их не слушает. Правильно, зачем ему слушать таких монстров, которым самим нужен психиатр?

Всегда следует помнить, что ребенок слабее вас и физически, и духовно. И издеваться над ним непозволительно, в том числе морально.

Моральным издевательством можно считать игнорирование малыша за то, что он вас не слушается, заявления о том, что вы его не любите, а также откровенный шантаж. «Если ты сейчас же не оденешься, я буду любить только Катю, а ты мне не нужен».

Сравнение с другими детьми тоже можно причислить к моральному давлению на ребенка. «Вот соседский Славик такой послушный, хороший, а ты – нет». Это сродни заявлению, что вы хотите, чтобы вашим сыном стал этот Славик, а собственный ребенок вам не нужен, потому что он непослушный.

Согласитесь, если вы хотите, чтобы ребенок выполнял ваши просьбы, то глупо сыпать такими непродуманными и вредными фразами. Это может иметь обратный эффект, например, ваше чадо может ответить: «Вот и попроси Славика». При этом вы надолго можете испортить отношения с ребенком.

Уважаемые родители, перед тем, как попросить ребенка о чем-то, подумайте, нужно ли это на самом деле. Не дергайте малыша без причины, а то он просто перестанет воспринимать ваши приказания. «Не бегай», «не кричи», «не лезь туда», «ешь», «иди», «стой» — как часто такие команды вылетают из уст взрослых, которые иногда произносят их, даже не осознавая, нужно ли лишний раз их воспроизводить.

А если ребенку будет грозить реальная опасность, например, на улице? Тогда ваш крик «стой» может спасти очень многое. Поэтому лучше не сыпать бездумными командами направо и налево, чтобы ребенок перестал обращать на них внимание. Лучше приучить малыша, что иногда бывают непредвиденные ситуации, и он должен правильно реагировать на ваше резкое приказание.

Уважаемые мамы и папы, когда вы сетуете на непослушание своих детей, следует вспомнить, какими вы сами были в детстве. Вспоминайте чаще, и тогда все у вас получится. Удачи!

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

vse-pro-detstvo.ru

Что делать, если дети не слушаются родителей

У каждого человека свой характер, свой темперамент, своя цель в жизни, в конце концов. И не важно, сколько лет этому человеку, некоторые свойства характера проявляются и в девяностолетнем, и в двухлетнем возрасте.

Наш младший сын, будучи еще в пеленках, уже пытался показать всей семье, кто в доме главный. Его требовательный крик был слышен далеко за стенами детской спальни. Старшая, дочь, была более спокойной, но не менее своенравной, и даже сейчас она, уже взрослая женщина, имеющая собственного первенца, до сих пор пытается нам, родителям, доказать свою правоту.

Я не могу сказать, что в вопросах воспитания детей мы с мужем великие профессионалы, но, возможно наш опыт поможет молодым родителям принимать правильные решения в вопросе воспитания детей, а также научит что делать, если дети не слушаются своих родителей.

Детей с детства приучали помогать по дому, приучали к самостоятельности

Разница в возрасте наших детей – 5 лет, дочка – старшая.

Не могу сказать, что в совсем детском возрасте мы проводили с детьми мало времени. С обоими детьми я по три года сидела в декретном отпуске, занималась детьми, в меру подрабатывала (я превосходно шью и вяжу), — деньги лишними никогда не бывают, особенно в семье, где работает только папа.

Детей с детства приучали помогать по дому, приучали к самостоятельности. Водили в развивающие кружки, ездили все вместе в отпуск, иногда ходили в походы. Любимым развлечением были совместные хождения в кино и в театры. Особенно детям нравились детские сказочные постановки.

Дочка с удовольствием постигала премудрости шитья и вязания, я с удовольствием её учила. Сын с отцом постоянно что-то мастерили. Любой ремонт в квартире, от замены сантехники, до поклейки обоев делался руками наших мальчиков. Как мне казалось, да и сейчас я так считаю, — у нас просто идеальная семья.

Чем старше становились наши детки, тем меньше времени мы проводили вместе с ними. Возможно, сказывалась наша с мужем усталость, — мы не молодели, периодически появлялись разные болячки, вплоть до необходимости лежать в больнице длительное время. Так получилось, что сначала переболела я, проведя почти два месяца в больнице, потом заболел муж.

На этом фоне начались проблемы с работой. Тут же нагрянул очередной финансовый кризис. На нашем сайте Sizhu-doma.ru много полезной информации о семейном бюджете, способах формирования финансовой подушки безопасности, способах экономии в кризис. В — общем, мало того, что денег стало катастрофически не хватать, так еще и дети, до этого рьяные родительские помощники, начали высказывать свое недовольство, постепенно превращаясь в строптивых и непослушных подростков.


Мы не сразу поняли, что дети начали отбиваться от рук

Первые «звоночки» начались, когда дочке было четырнадцать лет, сыну только исполнилось девять.

Дочка тогда с удовольствием ходила в школьный драматический кружок, представьте, в нашей школе такой был! Огромное спасибо за это учителям нашей школы. Мы с ней шили костюмы к театрам, покупая для этого необходимые ткани. Конечно, родители других ребят скидывались на необходимые ткани и фурнитуру, иначе нам это не потянуть. Но нам с дочкой это очень нравилось. Папа с сыном также помогали делать декорации к спектаклям.

В первом конфликте с дочерью я виновата сама. В тот день я пришла домой с работы, жутко уставшая и очень расстроенная. Мало того, что нам с мужем нужно было где-то найти деньги на дорогие препараты для мужа, так еще на работе предупредили о предстоящем сокращении. Что, дескать, ждут приказ «сверху», но по слухам под сокращение попадет почти половина персонала.

Что тут говорить, шансов, что меня оставят на работе после того, как я длительное время пролежала в больнице и до сих пор периодически беру больничные, — просто нет.

Так вот, пришла я домой, думая о том, что в скором времени мне придется опять заниматься шитьем и вязанием на заказ, я увидела, как моя дочь сидит и шьет на моей швейной машинке. Швейной машинке, которая вскоре может стать единственным источником денег в нашей семье.

Я попросила дочку прекратить шить, сказав, что она может сломать мою машинку. Дочкины удивленные глаза меня просто разозлили. И вместо того, чтобы объяснить, чем обусловлено мое требование, я просто накричала на нее! Господи, я выплеснула на ребенка весь негатив, который копился во мне длительное время…

Я кричала ей, что у нас и так нет денег, а со своим хобби она разорит нас окончательно, я кричала ей, что не могу больше покупать ткани для ее дурацкого театра, и не буду больше бесплатно тратить свое время на разные глупости. И если ей так хочется, пусть теперь этим занимаются родители других детей.

Дочку тогда я довела до слез. Уже потом, когда девочка со слезами закрылась в своей комнате, а я успокоилась, муж рассказал мне, что дочка просто пришивала к своей юбке отпоровшуюся молнию, что — бы не беспокоить меня и дать отдохнуть. Днем это сделать она просто не успела. А помолчав пару минут, добавил, что драм — кружок закрылся месяц назад, — учительница музыки, основной вдохновитель кружка, вышла замуж и переехала в другой город…

Да, я пошла извиняться к дочке. Но после того, что я ей наговорила, отношения стали надломленными.

А потом она стала хуже учиться, меньше прислушивалась к нашим с отцом просьбам, практически перестала помогать дома, то есть практически перестала слушаться. Даже после того, как наша с мужем финансовая ситуация улучшилась, и мы снова смогли поощрять детей интересными покупками, я не видела в ее глазах ничего, кроме апатии…

Как и зачем формировать финансовую подушку безопасности: Финансовая подушка безопасности семьи.


Нерастраченная энергия сына приводила к каверзам в школе

Пока дочка занималась в драматическом кружке, сын тоже был «при деле». Они с отцом постоянно мастерили декорации, что – то строгали, клеили, красили. Сыночке это дело очень даже нравилось, он с огромным энтузиазмом готовился к каждой новой постановке, а потом с гордостью рассказывал друзьям и зрителям, что это его руками была сделана и вот эта ёлочка, и вот эти ворота, и даже вот эта античная стена.

А когда его имя было напечатано в «драм – кружковой» брошюре в качестве декоратора, радости сына не было предела. Совсем недавно я перебирала школьные фотографии моего уже взрослого сына и нашла ту самую, немного пожелтевшую от времени брошюру. Надо же, он до сих пор ее не выкинул, хранит как память.

Так вот, с уходом из нашей жизни драматического кружка, энергию сына стало просто некуда девать. К сожалению, его энергия выплескивалась в виде сорванных уроков, сигарет во дворе школы, разбитых стеклах и прочих разных пакостях. Дошло и до воровства у нас с мужем денег… Чуть ли не через день нас с мужем вызывали в школу. Никакие уговоры не помогали, и даже наказание ремнем не помогло. До сих пор мы с мужем вспоминаем этот инцидент с содроганием. Порка ремнем своих воспитательных целей не достигла, а вот сын от нас очень сильно отдалился.

Обязательно прочитайте: Что делать если дети воруют у родителей деньги.

Я понимаю, что вы сейчас можете сказать, что мы изначально неправильно воспитывали своих детей, и что это за воспитание, когда у родителей возникли проблемы, а дети не понимают и не пытаются помочь своим родителям.

На самом деле это не совсем так, вернее совсем не так. Спустя годы, отмечая день рождения нашего первого внука, заговорив о воспитании детей, мы с мужем вспоминали, как иногда нам было тяжело воспитывать их, своих детей, которые в то время просто отбились от рук, мы услышали от своих детей упрек. Упрек в том, что мы не хотели им рассказывать, о том, что происходило в нашей, родительской жизни. Мы старались оберегать детей от ненужных забот, а наши дети, пытаясь понять, что происходит, делали совсем не верные выводы, вплоть до того, что мы с мужем собираемся разводиться, и что кто — то из нас может просто умереть…

Юношеский максимализм добавил представлению детей своих красок, после чего мы, родители, получили непослушных, отбившихся от рук подростков. И совершенно не знали, как поступить в ситуации, когда дети не слушаются родителей, и все делают наперекор.


Общие интересы детей и родителей приводят к дружеским отношениям и послушанию

Мы с мужем совершенно не понимали, как наладить контакт с собственными детьми. Перечитали кучу разной литературы, к сожалению, хорошей, качественной литературы в то время еще не было, практически «до дыр» перечитали «Педагогическую поэму» А.С. Макаренко. Переслушали множество «советов» школьных учителей, большинство которых сводилось к тому, что детей нужно бить, насильно заставлять учить уроки, и силовыми методами приучать к труду. Но мы то знали, что наши дети от такого воспитания, станут вести себя еще хуже.

Исправить уже заходящую в тупик ситуацию помогли две случайности. Вроде мелочи, но именно они дали нам ниточку к налаживанию отношений с детьми.

Как – то зашла к нам в гости соседка – пенсионерка, баба Валя. Попросила сшить пару кукольных платьев для внучкиной куклы. Внучка, говорит, как к ней приезжает, так эту куклу из рук не выпускает. А кукла старенькая уже, платья-то малость обветшали. Ей бы новые сшить, да глаза у бабы Вали уже не те. Вот вязать она еще может, а шить из маленьких деталей ей трудно.

Сейчас, много лет спустя, мне кажется, что баба Валя специально притащила к нам эту куклу, зная, что у моей дочки просто талант и страсть к театральным костюмам и театральным постановкам. А тогда у дочки просто глаза загорелись на эту куклу.

Вытащили мы с дочкой все наши ткани – лоскутки, да начали наряды кукольные придумывать. Столько всего нашили, что кукле чемодан с вещами можно было собрать. Внучка бабы Вали от такого богатства дар речи потеряла. На все выходные к ней просилась с куклой поиграть, да одежки разные куколке примерять.

А у дочки после этого цель появилась: всех домашних кукол одела, да начала модели для одежды придумывать. А я ей в этом помогала, то пошить где, то идею подсказать. Общаться больше стали, доверять да помогать друг другу, а там и успеваемость в школе улучшилась. Она у меня сейчас дизайнером одежды работает, у них с зятем своя фирма, разрабатывают и шьют одежду. И да, наш городской драматический театр у них один из основных заказчиков.

С сыном тоже интересно получилось. У мужа друг – заядлый рыбак. Позвал он как-то раз нас всех на рыбалку, на несколько дней. Мы и поехали. Место красивое, — речка, бегущая через ущелье, горы вокруг. Красота неописуемая, погода – просто отличная, тепло, солнечно, на небе ни облачка. А наверху одной из гор есть красивый водопад, правда идти до него целый день. А потом еще день обратно топать.

Сын загорелся этой идеей, уговорил нас сходить на тот водопад. Ну, пошли, куда деваться. Два дня и ходили, устали жутко, с непривычки то. Но оно того стоило. Место на самом деле необычное. Скалы кругом, с огромной высоты падает чистейшая прохладная вода.

Сын после того похода две недели был как шелковый, ни разу нас в школу не вызвали! Мы с отцом и смекнули. На вечернем ужине предложили своим детям ходить по выходным в походы, если не будет откровенных морозов или проливных дождей, да если уроки все вовремя будут сделаны. Весь регион облазили! Сядем в выходной в машину, уедем из города, а дальше – рюкзаки на спину и пешком в горы.

С сыном отношения наладились, это, я думаю, и так понятно. Дочка тоже походы полюбила. Сидит на стоянке, или вечером у костра, блокнот свой достанет, да рисует. Много интересных моделей на природе нарисовала. В общем, общие интересы детей и родителей приводят к дружеским отношениям и послушанию.


Несколько советов о том, что делать, если дети не слушаются родителей

У любого непослушания есть свои причины. Непослушание – это реакция ребенка на определенные события в его, детской жизни. Дети не рождаются непослушными, и мы, родители, должны понять, почему наши детки, еще вчера такие умницы, вдруг отбиваются от рук и становятся просто неуправляемыми.

Позвольте дать вам несколько советов, которые помогли нам с мужем:

  1. У каждого ребенка свой характер и свой темперамент. Не стоит из бойкого мальчика делать паиньку, а из тихой девочки – вожака. Пытаясь менять характер ребенка, вы либо «задавите» его своими требованиями, сделав безвольным, либо настроите ребенка против себя.

  2. Внимательно наблюдайте за своим ребенком. Если ребенок отказывается что – либо делать, перестает слушаться, постарайтесь понять, почему это происходит. Вполне возможно, что он просто устал. И очередной кружок развития, — это уже перебор. Плохое поведение на некоторых предметах в школе, как правило, говорит о том, что ребенок просто не понимает этот предмет, и с ним нужно дополнительно позаниматься, либо о том, что ему это не интересно, и уже придется думать, как заинтересовать подростка.

  3. Старайтесь договариваться со своим ребенком. Не заставляйте его через силу делать то, что ему не нравится. Например, я не знаю детей, которые с удовольствием занимаются уборкой в доме. Но если с ребенком договориться, и разделить домашние обязанности, чередуя их, то ребенок будет с удовольствием вам помогать. Также я считаю не правильным платить ребенку за помощь по дому. Он также, как и вы живет в этом доме, и должен, как и родители, следить за чистотой. Если, конечно, вы не хотите вырастить из ребенка домработницу, которая зарабатывает на жизнь уборкой в доме.

  4. Для того, чтобы не было проблем в отношении денег, рассказывайте ребенку, откуда в семье берутся деньги, кем работают и как зарабатывают родители. Постепенно приучайте ребенка к финансовой грамотности, учите пользоваться деньгами. Да, лучший способ исключить воровство денег у родителей, — давать подростку деньги на карманные расходы.

  5. Наверно, битьем можно добиться послушания. Но вы уверены, что, поднимая руку на собственного сына или дочь, вы не получите ответный удар сразу, как только ребенок сможет сдать сдачи? И что может вырасти из такого ребенка? Жестокий человек, истязающий слабых?! А что сделает с вами ваш постоянно избиваемый ребенок, когда слабым станете вы? Прежде чем поднять руку на свое дитя, подумайте хотя бы о своем будущем. У детей память очень хорошая. Особенно память на обиды.

  6. Учитывайте интересы своего ребенка. Для того, чтобы ваше дитя стало успешным, необходимо понимать, к чему у него стремление, что ему на самом деле нравится. Иногда достаточно просто немного подтолкнуть к нужному направлению, вместе с ребенком поискать интересные для него темы. То, что подросший сын ничего не хочет, это не его вина, а ваша ошибка в воспитании.

  7. Общайтесь со своим ребенком. Как можно больше общайтесь. Пусть он рассказывает, как прошел день в садике, как была одета его подружка – первоклассница, какие темы он сегодня изучал… Даже если вам это не интересно, и вы слушаете его лепет уже 55 раз.

  8. Общие интересы родителей и детей добавляют тем для общих разговоров и более доверительных отношений. Общими могут быть походы, туристические поездки, поделки и рукоделия, выпечка тортов, ремонт машины, выходы в кинотеатр… Все, что вы можете делать вместе с детьми, не только даст вам толчок к более тесным отношениям, но и постепенно приучает детей к самостоятельности.

  9. Ни в коем случае нельзя вымещать на своих детях всю свою усталость, недовольство, разочарование. Не важно, что происходит у вас на работе или в отношениях с супругом, не важно, какие проблемы навалились на вас прямо сейчас. Не кричите из-за этого на своих деток. Вымещая на них свою злобу, вы просто оттолкнете детей от себя, что в конечном итоге сделает вашу жизнь и жизнь ваших детей просто невыносимой. Кроме того, постоянным криком вы нанесете своим деткам непоправимую психологическую травму, которая рано или поздно даст о себе знать.

  10. Любите своих детей. Не смотря на пакости и непослушания, просто любите своих детей. Дети, которых на самом деле любят, а не задаривают подарками, пытаясь откупиться, никогда не будут разочаровывать своих родителей, будут добрыми и в меру послушными детками

Полезные статьи, обязательно прочитайте:

Что делать если дети воруют у родителей деньги
Карманные деньги детям, плюсы и минусы карманных денег для подростков
Финансовая подушка безопасности семьи

sizhu-doma.ru

Ребенок не слушается — что делать?

Люди более старшего поколения начинают учить тому, как воспитать ребенка, если он не слушается, и делятся своим опытом. Молодые родители от подобных советов, а может, и осуждений, на самом деле подсознательно пытаются переложить свои проблемы на плечи других. Все эти меры обычно тоже не дают ожидаемых результатов в виде послушного ребенка. А с чего же начать?

Основные факторы, влияющие на поведение ребенка

Подходя к решению проблем воспитания непослушных детей, психологи рекомендуют не смотреть на проблему только с одной стороны, а изучать ее в контексте образа жизни ребенка, его окружающей среды. Это позволяет выявить индивидуальные особенности каждого малыша и комплексно подойти к проблемам родителей.

Для того чтобы понять, что делать, если дети не слушаются родителей, нужно учесть или исключить те факторы, которые могут повлиять на особенности поведения детей:

  1. Наличие заболеваний у ребенка. Некоторые хронические формы болезней могут влиять на общее состояние детей, вызывая обеспокоенность и раздражение в поведении, что приводит к непослушанию.
  2. Склонность к частым простудам. Слабый детский организм, не способный сопротивляться вирусам и инфекциям, расшатывает еще не сформированную до конца нервную систему ребенка. Это приводит к снижению хорошего настроения у детей, повышению уровня невнимательности и раздражительности.
  3. Отсутствие режима питания и сна. Для детей важно выстроить систему приемов пищи, так как это одна из базовых потребностей человека. Если режима нет, то поведение ребенка неорганизованно. Отсутствие правильной смены процессов сна и бодрствования приводит к отсутствию простейших правил образа жизни у ребенка и нарушению распорядка дня.
  4. Несформированность причинно-следственных связей. В норме данный механизм мышления формируется не раньше 7 лет. Поэтому родителям важно помнить, что до этого возраста ребенок не может довериться только вашим словам и опыту. Дети должны сами методом проб и ошибок научиться понимать, например, что брать чужое — это плохо.

Обращая внимание на факторы, которые могут повлиять на поведение именно вашего ребенка, можно воспользоваться общими рекомендациями специалистов.

Что делать, если ребенок не слушается? Это проблема родителей, и только они самостоятельно или с помощью детского психолога должны найти пути ее решения.

Как вести себя, если ребенок не слушается

Психологи как на Западе, так и в России сходятся во мнении, что в первую очередь нужно обратить внимание на потребности самого ребенка и на то, что подобным поведением он хочет показать. Чаще всего это попытка детей что-то отстоять или чего-то добиться.

Рассмотрим пример:

Мама трехлетнего мальчика на снежной горке сажает малыша в санки и толкает его. Ребенок с радостью съезжает с нее и не сталкивается с препятствиями. Увидев горку побольше, мальчик просится у мамы прокатиться на ней, а мама говорит «нельзя». Когда ребенок пытается сам добраться до заветной цели, мама начинает криком запрещать ребенку идти на неположенную, по ее мнению, горку. Взяв ребенка за руку, мама вновь сажает малыша в санки и спускает с маленькой горки. Так и не получив желаемое, мальчик начинает плакать и истерическим криком требовать то, что он хочет. Все заканчивается тем, что мама уводит ребенка с горок домой.

Что стоило в такой ситуации делать маме, и чего хотел ребенок на самом деле?

Если дети не слушаются родителей, значит, что-то ОНИ делают не так. Основная задача понять — кто в таком случае ОНИ: дети или родители. На рассмотренном нами примере психологи рекомендуют не использовать взрослым при разговоре с ребенком любого возраста таких слов, как: «запрещаю», «нельзя», «стоп», «опасно» без объяснения. Наша мама запретила трехлетнему малышу кататься на более высокой горке, конечно, из-за желания уберечь ребенка от травм, которые он может получить, если не справится с управлением санок, но ребенку она о своих опасениях ничего не сказала.

До того, как поставить запрет, маме стоило сказать так: «Та горка для детей постарше. Видишь вон того мальчика или девочку, они уже сами могут везти свои санки и кататься на них. Когда ты научишься так же, то сможешь прокатиться на той горке. А пока это может закончиться тем, что ты упадешь, и тебе будет больно. Давай попробуешь на этой маленькой горке сам прокатиться сегодня».

При таком разговоре у ребенка нет времени, чтобы расстроится и начать плакать. Он интуитивно чувствует мамину заботу. Значит, в первую очередь важно вовремя поговорить с ребенком и объяснить причину запрета доступным для понимания ребенка образом.

Во вторую очередь, стоит повернуть ситуацию так, чтобы у ребенка возник новый интерес. В данном случае это приобретение навыков самостоятельного катания на санках. Дети с трех лет уже стремятся подражать не только взрослым, но и более старшим детям.

Если ребенок не слушается и после этого, значит, ваших слов было недостаточно. Мама еще может предложить в нашей ситуации прокатиться на большой горке вместе с ребенком. Это уже будет компромисс, который поспособствует мирному разрешению возникшей ситуации.

Важно помнить, что каждый раз, когда вы чувствуете, что ребенок будет настаивать на своем, всегда перед запретными словами стоит постараться переключить его на другую интересную ему задачу методом игры. Именно игровая деятельность с 2 и до 10 лет является ведущей для детей. Через игру ребенок познает мир и свою окружающую среду. До 2 лет — это период познания предметов и вещей через рот и руки.

Если ребенок не слушается в 2 года, то важно не запретить, а дать возможность получить индивидуальный опыт. Если огонь — это горячо, то прислоните пальчик малыша к теплой чашке и спросите его: «Горячо?» Ребенок согласится с вами, и вы дополните, что огонь — это еще горячее. После такого опыта ребенок не будет тянуть руки к огню, помня, что это будет горячее, чем чашка.

Дети не станут непослушными, если в их воспитании будет больше обучения, чем свободы действий. Некоторые психологи считают иначе и руководствуются принципом, что с ребенком можно всегда договориться. Но не стоит на это надеяться. Некоторые дети не хотят договариваться, пока не получат свое.

Задача родителей совместными усилиями приходить к достижению целей, желаний и потребностей ребенка, минимизировав запретные слова в речи. Их употребление возможно только в экстренных случаях. Например, говорить «стоп, не беги» нужно, когда впереди яма и нет возможности иначе уберечь ребенка.

Советы психолога: если ребенок не слушается

Кого и когда должен слушать ребенок, пока он растет? На этот вопрос нет однозначного ответа. Если до 2 лет он должен был слушать маму и папу, то после в жизни ребенка появляются и другие взрослые, которые могут что-то запрещать. Если ребенок не слушается в 3 года, то стоит родителям подумать о создании правил поведения дома, на улице и в общественных местах. В этот возрастной период ребенок постепенно осваивает такие понятия, как «можно» и «нельзя», доверяя взрослому. Также в этот период формируется чувство стыда, которое способствует закреплению этих понятий в поведении ребенка

До 3 лет лучше исключить из воспитания такие понятия, как «плохо сделал». Ребенок, например, дергая маму за волосы, еще не способен понять, что от этого становится больно маме. В таких случаях нужен метод подражания, когда мама показывает на ребенке, что тому тоже станет больно, если его потянуть за волосы.

Часто с 2-3 лет дети идут в сад, и родители сталкиваются с проблемой непослушания там. Если ребенок не слушается воспитателя, а дома слушается, значит, воспитатель не смог еще завоевать доверие ребенка. В таком случае родителям нужно поговорить с персоналом садика и попытаться совместными решениями и действиями добиться послушания.

После трехлетнего возраста круг людей, которых должен слушать ребенок, расширился, но настал период, когда ребенок начинает сам решать, кого стоит слушаться обязательно, а кого нет. Если ребенок не слушается маму, то стоит разобраться почему. Возможно, в семье сложились неправильные традиции, когда наказывает, например, только папа. В связи с этим ребенок перестает слушаться маму, и весь процесс воспитания теряет свою эффективность.

Если ребенок не слушается в 4 года, важно в семье правильно распределить роли. Всегда у ребенка должен быть хотя бы один взрослый:

  1. Которому он доверяет.
  2. С которым можно вдоволь поиграть.
  3. Который будет баловать.
  4. Который будет учить.

В дошкольном возрасте дети порой сами находят среди своего окружения таких взрослых. Основной механизм воздействия ребенка на взрослого в этом возрасте переходит от открытых методов манипуляции к скрытым. Если ребенок не слушается в 5 лет, значит, что-то родителями в воспитании уже упущено. Стоит обратить внимание на то, что должно было уже сформироваться в семье.

Никогда не поздно вновь обратиться к правилам. Только теперь не в игровой форме, а в виде постоянных выработанных привычек на основе распорядка дня. Ваш ребенок уже должен знать, что такое хорошо, а что такое плохо, а также понимать, что если он не поест, то не пойдет гулять и т.д.

Как воспитать ребенка, если он не слушается в школе

К возрасту 7 лет мышление ребенка уже способно понимать цепочку последовательных действий, когда один поступок влечет за собой реакцию со стороны окружающих его взрослых и детей. В период младшего дошкольного возраста своих детей родители уже могут прибегнуть к системе поощрений и наказаний.

Если ребенок не слушается в 7 лет, достаточно просто лишить его, например, планируемого на выходных похода в цирк в качестве наказания за драку. Важно помнить, что успехи или неудачи в школьном обучении не должны наказываться. Здесь ребенку потребуется помощь и ваше активное участие.

Если же ребенок поступил правильно или совершил хороший поступок, то родители должны это поощрять. Тогда процесс воспитания будет выстроен так, что не потребуется решать вопрос, что делать, если ребенок не слушается.

Основные ошибки взрослых при непослушании детей младшего школьного возраста

Рассмотрев важность системы поощрения и наказания, стоит особое внимание уделить следующим фактам:

  1. Ребенка нужно наказывать или поощрять сразу после свершившегося действия. Можно отругать или похвалить словами, а затем действиями.
  2. Всегда нужно объяснять ребенку, почему он поступил плохо или хорошо. Важно помнить, что соотношение наказаний и поощрений должно быть равным. Нельзя часто только хвалить или только ругать.
  3. Если ребенок начинает врать, чтобы избежать наказания, то необходимо вызвать еще у ребенка чувство стыда. Если ребенок напрашивается на похвалу, то не стоит заострять свое внимание на этом и поощрять такое поведение.

К возрасту 8-10 лет у ребенка уже формируется своя система ценностей, когда он сам может определять, что делается хорошо, а что плохо. Этот период характеризуется тем, что дети начинают внимательно относиться к поступкам взрослых. Если папа соврал маме, и ребенок это узнал, то он обязательно об этом скажет. Если ребенок не слушается в 8 лет, значит, его учат одному, а видит он совершенно другое.

В таком возрасте главная задача родителей – контролировать свои поступки, которые видит ребенок. Если говорить громко в общественном месте нельзя, то это касается всех членов семьи без исключений.

Важно помнить, что, воспитывая своих детей, мы, взрослые, должны показывать все своим личным примером, тогда наши дети будут слушаться нас!

sunny-town.org

Ребенок не слушается родителей в 1,5, 2, 3 или 4 года

Нет такого ребенка, который всегда бы слушался своих родителей. Даже очень покладистые и спокойные малыши время от времени «бунтуют» и показывают характер. А некоторые дети так ведут себя очень часто, чем вызывают огорчение и тревогу у мам и пап. Известный доктор Евгений Комаровский рассказывает, почему ребенок не слушается родителей и что в этой ситуации нужно делать.

Педагогические проблемы глазами медика

К Евгению Комаровскому обращаются не только по поводу насморка, плоскостопия и других недугов. Довольно часто родители приводят на прием к педиатру своих детей и жалуются на то, что карапуз стал непослушным. Обычно эта проблема возникает в семьях, где детям уже исполнилось 4 года. Это слишком поздно, утверждает Комаровский, вопросами воспитания и послушания желательно заниматься тогда, когда ребенку исполнилось 1,5-2 года, а в идеале — с самого рождения.

Ребенок начинает вести себя в противовес родительскому мнению в двух случаях: если ему с самого рождения давали слишком много свободы и если ему слишком часто говорили слово «нельзя». Задача родителей — найти тот самый «золотой» баланс между этими крайностями.

Демократия в семье, дающая ребенку равные права со взрослыми, приводит к воспитанию непослушного и капризного ребенка, который будет истериками и скандалами добиваться своего в случае, если ему что-то запретили.

Истерики

Если ребенок однажды опробовал метод истерики и она увенчалась успехом (он получил то, что хотел), то, вне сомнений, кроха будет использовать этот способ манипуляции родителями и бабушками часто. Поэтому если непослушное чадо вдруг начало устраивать «концерты», с битьем головой о пол и стены, криками, в прямом смысле слова, до посинения, лучший способ — это не обращать внимания, говорит Евгений Комаровский.

Если нет зрителя в лице мамы или папы, то у малыша просто нет мотивации к истерике. Если кричит — нужно покинуть комнату, где разворачивается «драма», если бьется — положить подушечку, чтобы было мягче и покинуть комнату. Для родителей этот этап — самый сложный.

Комаровский советует запастись терпением, валерианкой и оптимизмом — все обязательно получится, если мама и папа будут последовательны в своих действиях.

Не стоит опасаться, что ребенок задохнется во время истерики, даже если он всем видом показывает, что это вот-вот случится. Дети, по словам Комаровского, часто при плаче выдыхают из легких весь запас воздуха, включая резервный, это вызывает длительную паузу перед вдохом. Если появились серьезные опасения, нужно просто дунуть малышу в лицо — он рефлекторно сделает вдох.

Физические наказания

Доктор Комаровский выступает против физического наказания, ведь ребенок, который с самого раннего возраста понял, что тот, кто сильнее, побеждает, будет использовать это знание всю свою жизнь. Из таких людей, которые привыкли решать проблемы с окружающими при помощи силы, ничего хорошего не вырастет.

Если мама или папа не могут решить проблем со своим ребенком без применения физической силы, это повод для обращения к специалисту — родителям нужна консультация психолога или психотерапевта. И это – разумно и правильно, говорит Комаровский.

Вариантов наказания достаточно и без ремня: объяснения, почему что-то делать нельзя, временное лишение неких благ (сладостей, новых игрушек). Главное, чтобы наказание было адекватным и своевременным: если ребенок плохо вел себя с утра, а его лишили вечернего просмотра мультфильмов, он уже не помнит, за что именно его наказали.

Поставить малыша в угол — достаточно разумный способ наказания.

Ребенку в конфликтной ситуации нужно побыть наедине с собой, без игрушек, без мультиков и других развлечений. Комаровский советует ставить малыша в угол ровно на столько минут, сколько лет чаду (3 года — 3 минуты, 5 лет — 5 минут).

В процессе наказания родители не должны лишать карапуза того, что ему нужно для жизни — прогулок на свежем воздухе, питья и пищи.

Советы доктора Комаровского

Говорить категорическое «нельзя» следует только тогда, когда ситуация представляет потенциальную опасность для здоровья и жизни ребенка и его семьи. Проволоку в розетку — нельзя, попой на холодный кафель — нельзя.

Если же ребенок просто разбрасывает игрушки, то этот запрет тут неуместен. Лучше объяснить, почему это некрасиво, неудобно, и почему предпочтительнее игрушки все-таки убрать. Тогда запрет будет восприниматься малышом как нечто действительно важное. Чем чаще он слышит «нельзя», тем меньше он придает ему значения.

Требуя что-то и аргументируя свое требование, родители должны стоять на своем до конца.

Т о, что было нельзя вчера, должно быть нельзя и сегодня. Все члены семьи должны поддерживать требование, и не менять своих решений. Это — отличная профилактика детских исдетских терик.

Если мама научит ребенка «проговаривать» свои эмоции, называть чувства словами (что очень тяжело дается всем детям! ), то это поможет крохе легче проходить через все «возрастные кризисы», которые случаются в 2-3 года, 6-7 лет и даже в 14-16 лет, когда кризисы будут уже подростковыми и нешуточными.

Умение выражать свои эмоции освобождает ребенка от необходимости кричать. Если он этого делать не умеет, то крик и плач с его стороны — единственный способ показать родителям, что с ним происходит что-то непонятное, нехорошее, чего он не может объяснить.

Более подробно о правилах воспитания непослушного ребенка доктор Комаровский расскажет в своей программе.

o-krohe.ru

как справляться с детскими истериками и капризами. Что делать если ребенок не слушается

Трудные дети — вечная головная боль родителей и педагогов. С детским непослушанием так или иначе сталкиваются 99% мам и пап. И как бы это ни казалось парадоксальным, но в большинстве случаев плохое поведение детей удается победить, первым делом в корне пересмотрев поведенческие реакции самих родителей!

Чаще всего родители начинают жаловаться врачам и педагогам на то, что ребенок стал непослушным, «отбился от рук» и ведет себя плохо, в тот момент, когда этому ребенку «стукнуло» уже лет 5-7 и своими выходками и истериками он уже успел «допечь» всех своих родственников — и близких, и дальних. Но приемы воспитания, помогающие растить адекватного и послушного ребенка, необходимо начать практиковать гораздо раньше — едва только малышу исполнился год. Тем более, что этих приемов-то в сущности — всего ничего…

Главный закон педагогики всех времен и народов: маленькая птичка не управляет стаей

Пожалуй, большинство детских психологов и педагогов всего мира, какие бы концепции воспитания они ни пропагандировали, сходятся в едином мнении: ребенок в семье всегда должен занимать место подчиненного (ведомого), а не подчинителя (ведущего).

Главный закон педагогики гласит: маленькая птичка не может управлять стаей. Иными словами: ребенок не может подчинять себе (с помощью своих криков, истерик и капризов) волю взрослых людей. В противном случае это явное и страшное допущение со стороны родителей и других домочадцев может в будущем навредить всей семье, причинив существенный урон психике самого ребенка.

Однако родители должны понимать, что «подчинение воле взрослых» это отнюдь не насилие над личностью малыша или постоянное принуждение его воли желаниям взрослых членов семьи. Нет! Но ребенок должен понимать с самых юных лет, что все решения в семье принимают именно родители, и что любой запрет должен исполняться беспрекословно — в первую очередь потому, что он обеспечивает безопасность самого ребенка.

Как только этот закон семьи переворачивается «с ног на голову» и голос ребенка становится в семье доминирующим (проще говоря: взрослые «пляшут под дудку» малого) — вот в этот самый момент в семье и появляется непослушный ребенок…

Откуда берутся «трудные дети»?

Прежде, чем научиться бороться с детскими капризами и истериками, стоит выяснить, как и когда вообще милые крохи превращаются в «трудных» непослушных детей. На самом деле, поведение ребенка в семье (как и поведенческие реакции детеныша в стае) в первую очередь и самым тесным образом зависят от поведения взрослых. Есть несколько типичных и наиболее распространенных ситуаций, когда дети-«ангелочки» превращаются в «монстров», садясь родителям «на шею». Дети становятся капризными, непослушными и истеричными, когда:

  • 1 В семье отсутствуют педагогические принципы. Например: родитель общается с ребенком исключительно на фоне собственного настроения — сегодня папа добрый и разрешил смотреть мультики до полуночи, завтра папа не в духе и уже в 21:00 загнал ребенка спать.
  • 2 Когда педагогические принципы взрослых членов семьи резко разнятся. Например: на просьбу ребенка посмотреть мультики после 21 вечера папа говорит «нельзя ни в коем случае», а мама — дает добро. Важно, чтобы родители (а желательно — и все прочие домочадцы) были едины в своих позициях.
  • 3 Когда родители или прочие домочадцы «ведутся» на детские капризы и истерики. Маленькие дети выстраивают свое поведение на уровне инстинктов и условных рефлексов, которые они улавливают мгновенно. Если малыш с помощью истерики, ора и плача может добиться от взрослых то, чего он хочет, он будет пользоваться этим приемом всегда и до тех пор, пока он срабатывает. И только в том случае, когда вопли и истерики перестанут приводить его к желаемому результату, ребенок наконец перестанет орать.
Обратите внимание, что детки никогда не капризничают, не кричат, не плачут и не устраивают истерик перед телевизором, мебелью, игрушками или совершенно посторонним человеком. Как бы ни был мал ребенок, он всегда четко различает — кто реагирует на его «концерт», а чьи нервы бесполезно «расшатывать» с помощью крика и скандала. Если вы «даете слабину» и пасуете перед детскими капризами — вы будете жить с ними бок о бок все то время, пока ребенок делит с вами одно пространство.

Как прекратить детские истерики: на раз-два!

Большинство родителей полагает, что превратить «трудного» непослушного и истеричного ребенка в «ангела» — это сродни чуду. Но в действительности этот педагогический «маневр» совсем не сложный, но требует от родителей особых моральных усилий, выдержки и воли. И оно того стоит! Причем, чем раньше вы начнете практиковать этот прием — тем более спокойным и послушным будет расти ваш ребенок. Итак:

Старая схема (так обычно поступают большинство родителей): как только ваш малыш заливался плачем и криками, топал ногами и бился головой об пол — вы «подлетали» к нему и были готовы на все, чтобы его успокоить. В том числе — соглашались исполнить его желание. Одним словом, вы вели себя по принципу «Сделаю что угодно, лишь бы дитя не плакало…».

Новая схема (так следует поступать тем, кто хочет «перевоспитать» непослушного ребенка): как только малыш стал кричать и «скандалить», вы спокойно улыбаетесь ему и выходите из комнаты. Но ребенок должен знать, что вы продолжаете его слышать. И пока он кричит, вы в поле его видимости не возвращаетесь. Но как только (хоть на секунду!) ребенок прекратил орать и плакать — вы опять же с улыбкой возвращаетесь к нему, демонстрируя всю свою родительскую нежность и любовь. Увидев вас, малыш снова начнет орать — вы так же спокойно вновь покидаете комнату. И снова возвращаетесь к нему с объятиями, улыбкой и всем своим родительским обожанием ровно в тот момент, когда он снова прекращает орать.

Однако, почувствуйте разницу: одно дело, если малыш ударился, у него что-то болит, его обидели другие ребятишки или его напугала соседская собака… В этом случае его плач и крик совершенно нормален и объясним — малышу нужна ваша поддержка и зашита. Но кидаться утешать, обнимать и нацеловывать ребенка, который просто устроил истерику, который капризничает и пытается слезами и криками добиться своего — совсем другое дело.
В этом случае родители должны быть непреклонны и не поддаваться «на провокации».

Таким образом рано или чуть позже ребенок «сообразит» (на уровне рефлексов): когда он истерит — его оставляют одного, его не слушают и не слушаются. Но как только он перестает кричать и «скандалить» — к нему снова возвращаются, его любят и готовы выслушать.

Известный популярный детский врач, доктор Е. О. Комаровский: «Как правило, на формирование у ребенка стойкого рефлекса «Когда я ору — я никому не нужен, а когда я молчу — меня все любят» уходит 2-3 дня. Если родители продержатся это время — они получат послушного малыша, если нет — будут и дальше сталкиваться с детскими истериками, капризами и непослушанием»

Волшебное слово «Нельзя»: кому и зачем нужны запреты

Никакое воспитание детей невозможно без запретов. И от того, насколько правильно вы пользуетесь запрещающими словами (типа «нет», «нельзя» и т.п.), зависит в большей степени и поведение ребенка. Так называемые «трудные» дети чаще всего встречаются в семьях, в которых взрослые произносят запреты «нет, нельзя» либо слишком часто (по поводу и без), либо не произносят их вовсе — то есть ребенок растет в режиме полной вседозволенности.

Меж тем, родители должны правильно и максимально осторожно использовать запреты при воспитании детей. В первую очередь потому, что от этого зачастую зависит безопасность самого ребенка и его окружения.

От того, насколько адекватно (а стало быть — быстро и системно) ребенок реагирует на запрет, зависит в первую очередь его безопасность. Если малыш катится на самокате, увлекшись процессом, и тут же останавливается перед потоком машин, четко и послушно среагировав на мамин крик «Стой, дальше нельзя!» -—это спасет ему жизнь. А если ребенок не приучен «железно» реагировать на запреты, вы не сможете уберечь его от несчастного случая: не реагируя на «нельзя», он полезет руками в огонь, выскочит на проезжую часть, опрокинет на себя кастрюлю с кипятком и т.п.

В определенном смысле запретное слово «Нельзя» имеет для малыша охранное свойство. Ваша родительская задача приучить ребенка мгновенно реагировать на сигнал и послушно ему следовать.

Именно потому, что запреты играют столь важную роль в воспитании послушных детей, родители должны уметь ими правильно пользоваться. Есть несколько правил, которые им в этом помогут:

  • 1 Употреблять само слово «нельзя» надо редко и только по делу (чаще всего — либо если запрет касается безопасности самого ребенка и других людей, либо для того, чтобы соблюсти общепринятую социальную норму — нельзя бросать мусор где попало, нельзя обзываться и драться и т.п.)
  • 2 Ребенок должен четко понимать, что если ему что-то запрещают — этот запрет действует всегда. Например: если у ребенка сильнейшая аллергия на молочный белок и ему нельзя мороженое, то даже если он принесет из школы 15 «пятерок» разом — мороженое все равно будет нельзя.
  • 3 Запреты типа «нет» или «нельзя» никогда не обсуждаются. Безусловно, родители должны максимально подробно и доходчиво растолковать малышу, почему они запрещают ему то или иное, но сам факт запрета никогда не должен становится предметом дискуссии.
  • 4 Недопустимо, чтобы позиции родителей на предмет какого-либо запрета расходились. Например папа сказал «нет», а мама — «ладно, разочек можно»;
  • 5 Любое «нет» должно соблюдаться повсеместно: и в Африке спустя 5 лет — оно тоже будет «нет». В большей степени это правило касается даже не детей и родителей, а более дальних родственников — бабушек и дедушек, тетушек и дядюшек и проч. Нередко ведь случается такая ситуация: например, дома сладости после 17 вечера есть нельзя (это портит зубы), а у бабушки на каникулах — можно сколько угодно и когда вздумалось… Ничего нет хорошего в том, что в разных местах ребенок живет по разным правилам.

Если ничего не помогает

В 99% случаев плохого поведения у ребятишек, проблема эта носит исключительно педагогический характер. Как только родители начнут правильно выстраивать свои взаимоотношения с малышом (научатся адекватно использовать запреты и перестанут реагировать на детские крики и слезы) — капризы и истерики ребенка сойдут на «нет»…

Доктор Е. О. Комаровский: «Если родители ведут себя правильно и несгибаемо, последовательно и принципиально, если они сохраняют присутствует духа перед детскими капризами и истериками и их силы воли хватает на то, чтобы не сдаться, то любые, даже самые сильные и шумные, истерики у ребенка пройдут стопроцентно и буквально за несколько дней. Мамы и папы, запомните: если ребенок не добивается своей цели с помощью истерик, он просто прекращает орать».

Но если вы все делаете правильно, не реагируете на капризы и истерики, четко следуете вышеупомянутым правилам, а эффекта так и не добились — и малыш по-прежнему сильно кричит, требуя своего, и продолжает истерить — с большой долей вероятности вам нужно показать такого ребенка специалистам (неврологу, психологу и т.п.), потому что причина в этом случае может быть не педагогическая, а медицинская.

Самые важные принципы воспитания

Тема детского воспитания — необъятна, многогранна, многослойна и вообще трудна для восприятия обычными людьми. Ежегодно в свет выпускаются тонны умных книг, посвященных воспитанию детей, но как и сто лет назад, большинство родителей то и дело оказывается перед лицом проблем, связанных с непослушанием их детей. И этим родителям при решении проблем необходима некая опора, некие основные принципы, на которые они должны были бы ориентироваться. К таким принципам можно отнести:

  • 1 Всегда щедро хвалите ребенка, когда он ведет себя правильно. Увы, но большинство родителей «грешат» тем, что воспринимают хорошие поступки малыша как должное, а плохие — как из ряда вон выходящее. На самом деле, ребенок еще только выстраивает свои поведенческие реакции и модели, для него зачастую еще не существует оценок «хорошо» и «плохо», и он ориентируется на оценку близких ему людей. Хвалите и поощряйте его послушание и хорошее поведение, и он с радостью будет стараться как можно чаще поступать именно так, как вы одобряете.
  • 2 Если малыш капризничает и ведет себя не правильно — не судите ребенка как личность! А судите только его поведение в конкретный момент. Например: допустим, мальчик Петя плохо ведет себя на детской площадке — толкается, обижает других ребятишек и отбирает у них совки и ведра. Взрослым так и тянет поругать Петю: «Ты — плохой мальчик, ты — злюка и жадина!». Вот это и есть пример осуждения Пети, как личности. Если такие посылы станут системными — в какой-то момент Петя действительно превратится в плохого мальчика. Ругайте Петю правильно: «Ты почему себя так плохо ведешь? Почему толкаешься и обижаешь других? Только плохие ребята обижают других, но ты ведь хороший мальчик! А ведешь себя сегодня как плохой — придется мне тебя наказать…». Так ребенок будет понимать, что он сам по себе — хороший, его любят и уважают, но вот его поведение сегодня — неправильное…
  • 3 Всегда берите в расчет возраст и развитие вашего ребенка.
  • 4 Требования, которые вы предъявляете ребенку, должны быть разумны.
  • 5 Наказания за проступки должны быть последовательны во времени (нельзя лишать трехлетнего малыша вечерних мультиков за то, что он утром плевался кашей — маленький ребенок не сможет осознать связь проступок-наказание).
  • 6 Наказывая ребенка, вы сами должны быть спокойны.
Любой психолог вам подтвердит: всякий собеседник, в том числе и ребенок (каким бы маленьким он не был), гораздо лучше вас слышит, когда вы не кричите, а говорите спокойно.
  • 7 Разговаривая с ребенком (особенно в ситуациях, когда он не слушается, капризничает, истерит, а вы — раздражены и сердитесь), всегда ориентируйтесь на свой тон и манеру разговора — хотели бы вы сами, чтобы с вами разговаривали таким образом?
  • 8 Вы всегда должны быть уверены, что ребенок понимает вас.
  • 9 Личный пример всегда работает намного лучше, чем посыл о том, как правильно или не правильно поступать. Иначе говоря принцип: «Делая как я» воспитывает ребенка в разы эффективнее, чем принцип «Делай так, как я говорю». Будьте примером для своих ребятишек, помните, что осознанно или нет, но они во многом — ваша копия.
  • 10 Как родитель, как взрослый, вы всегда должны быть готовы к пересмотрю ваших решений. Особенно это касается родителей детей 10 и страше лет, когда ребенок уже способен вступать в обсуждения, приводить аргументы и доводы и т.п. Он должен понимать, что решение — всегда за вами, но что вы готовы выслушать его и при определенных обстоятельствах вы можете изменить свои решения в пользу ребенка.
  • 11 Стремитесь донести до ребенка, каким будет результат его поступков (особенно в том случае, если он поступает неправильно). Если малыш выбрасывает из кроватки игрушки — не поднимайте их, и кроха быстро усвоит, что в результате такого поведения он лишается игрушек. С детьми постарше и в более серьезных ситуациях можно просто проговаривать — что случится, если малыш поступит так-то и так-то…

Растить послушного и адекватного ребенка не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Родителям лишь необходимо анализировать и контролировать собственные поведенческие реакции — быть малышу достойным примером, не «идти на поводу» у детских истерик и капризов, охотно разговаривать с ребенком, спокойно растолковывая ему те или иные свои решения.

www.woman.ru

Добавить комментарий