Виды бессознательного — Психологос
Бессознательное – то, что не видится сознанием, неосознаваемая область психического.
Словом «бессознательное» в сложившейся практике называют самые разные вещи, часть которых присутствует у всех, часть характеризует только определенный контингент. Одного бессознательного, общего для всех людей – нет. Когда говорят о бессознательном, необходимо всегда уточнять, о чем идет речь, о каком из «бессознательных» идет речь. В этой статье назовем лишь некоторые виды бессознательного, наиболее часто упоминаемые в работах психологов-практиков.
Природная база
Естественное бессознательное – банк врожденных или приобретенных в младенчестве ассоциативных связей и эмоциональных реакций. Это все психические процессы, которые протекают без сознательного контроля, но естественным образом взаимодействуют и определяют как наше поведение, так и работу его сервисных механизмов, грубых и тонких настроек. Это, в частности, работа предсознания, механизмы и процессы подпорогового восприятия объектов. Чтобы в пятнах увидеть лица людей – нужна работа естественного бессознательного. Похожих на нас людей воспринимаем как скорее хороших, похвала нам нравится, критика вызывает протест, бессознательное не воспринимает частицу «не», низкий голос кажется более статусным – тысячи таких известных и мало известных нам законов и закономерностей являются продуктом работы этого естественного бессознательного. Сон, гипноз, транс, аффект, наркотическое и алкогольное опьянение и т.д. убирают сознательный контроль и проявляют самые разнообразные бессознательные процессы, которые обычно не видны. Похоже, что все остальные виды бессознательного базируются на существовании этого, естественного бессознательного. См.→
Бессознательное как приобретенный опыт
Память об успехах и неудачах, правильных и ошибочных решениях, радостных и грустных событиях и переживаниях, разнообразные жизненные решения, которые мы когда-то приняли (не обязательно осознанно) и в любом случае то ли забыли, то ли не вспоминаем. Опыт достижения, обучения, преодоления и побед, который начинается с нашего детства и продолжает накапливаться в течение всей жизни. Знакомой всем разновидностью этого бессознательного являются наши привычки и автоматизмы, в частности механизм фиксированной установки. Все, что входит в привычку и выполняется автоматически, постепенно уходит из поля нашего сознания. Другой важной и интересной разновидностью такого бессознательного является действие эмоциональных якорей. То, что в какой-то ситуации было нами запечатлено на фоне позитивного либо эмоционального всплеска, связывается с разнообразными деталями (якорями) той ситуации, после чего радостное состояние или страхи всплывают автоматически, стоит только нам вновь увидеть или услышать то, с чем мы встретились когда-то давно. К этому же виду бессознательного, видимо, относятся и механизмы творческих процессов, результаты которых осознаются как художественные образы, научные открытия, проявления интуиции, вдохновения, творческого озарения и др. См.→
Бессознательное как продукт вытеснения
Бессознательное как продукт вытеснения – содержание поля сознания, какими-то силами (силовыми центрами) по тем или иным причинам из области осознавания жестко или мягко вытесненное. По Фрейду, эти силы имеют один источник – Сверх-Я, представитель социума в сознании. А вытесняются первичные детские влечения, нежелательные для Сверх-Я. В результате, содержание бессознательного по Фрейду – это первичные детские влечения, которые в нас живут, но не осознаются из-за их социальной неприемлемости или рассогласования с другими потребностями, мотивами и установками личности. В некоторых случаях вытеснение происходит не по Фрейду, а в другую сторону: не Сверх-я, как представитель социума, вытесняет антисоциальные влечения, а «Оно», как область антисоциального, вытесняет то социальное, которое вспоминать ему не хочется и неприятно. См.→
Бессознательное как продукт веры
Кто во что верит – тем эта вера без его осознавания, ведома и контроля и руководит. Если женщина верит, что приснившийся петух – к тому, что пора действовать, она скорее всего так и поступит. Также, всегда можно предположить, что нашим поведением заведуем не мы, а кто-то в нас, какие-то внутренние персонажи нашей души, нашей личности. Для детей это живущая в душе Каприза, для взрослых – голоса Родитель-Взрослый-Ребенок, субличность Критик, Саботажник и так далее список всегда открыт… См.→
Общественное бессознательное
Структуры общественного бессознательного — неосознаваемые языковые, культурные, идеологические и иные схематизмы, мифы и социальные нормы, определяющие мировосприятие людей, принадлежащих к данной культуре. Коллективное бессознательное по К. Юнгу – только одна из возможных разновидностей общественного бессознательного. См.→
Наверное, есть и другие виды бессознательного. В частности, смотри Типы бессознательного из книги Кена Уилбера «Проект Атман».
что это такое, примеры проявления, значение
Существует довольно распространенное мнение, согласно которому, психические процессы протекают только на уровне сознания. Однако, наука это опровергла. У каждого человека имеется некоторая скрытая область мышления, где протекает множество процессов, не контролируемых сознанием. Эта область называется «бессознательное». В этой статье рассмотрим: что такое бессознательное, как оно проявляется и как его характеризовали З.Фрейд и К.Юнг. Обо всём по порядку.
Что такое «бессознательное» ?
Бессознательное — это совокупность психических процессов и явлений, которые не являются частью сознания субъекта, то есть, в отношении этих процессов отсутствует контроль со стороны сознания.
Термин «бессознательное» получил довольно широкое распространение в философии, психологии и психоанализе, а также в психиатрии и множестве других наук и областей. Психология в большинстве случаев противопоставляет бессознательное сознательному.
Если рассматривать определение с точки зрения его психического содержания, то подразумевается нечто, что на текущий момент недоступно осознанию, и это нечто может быть зафиксировано как результат неосознанных действий, сновидений человека либо его бессвязных мыслей и умозаключений. Это объясняется постоянной активностью психики, которая вынуждена одновременно выполнять огромное количество функциональных обязанностей как во время бодрствования, так и сна. Стоит отметить, что среди огромного количества психических процессов лишь небольшая определенная часть является сознательной.
З. Фрейд был одним из тех, кто уделил большое количество времени изучению «бессознательного». Он даже основал собственное учение о бессознательном, где рассматривал его в качестве динамической системы.
Примеры проявления бессознательного
Существует огромное количество разновидностей проявления бессознательного в повседневном поведении каждого человека. К примеру, это оговорки, повадки или манеры, которые проявляются при общении с другими людьми. Очень часто бессознательное обнажает истинные мотивы человека, которые тот пытается скрыть, но они проявляются, когда вступают в конфликт с сознательным. Подобный конфликт и приводит к оговоркам и спонтанным проявлениям поведения.
К категории бессознательного также могут быть отнесены действия, которые человек довел до автоматизма. Изначально их выполнение происходит осознанно, а затем уже превращается в бессознательное. Например, одним из типичных проявлений бессознательного действия является управление автомобилем опытным водителем. Несмотря на то, что вождения требует внимательности: следить за знаками, светофорами, перестроениями — человек может полностью «уйти в себя» и делать это всё на полном «автопилоте». Кроме того, сны также являются одним из проявлений бессознательного. Они являются вместилищем мечтаний, мыслей и страхов человека.
Зачастую бессознательным выступают негативные эффекты подсознания и человеческого поведения. Здесь можно выделить человеческую агрессию, которая не имеет под собой мотивации, неуместные слова, проблемы в общении. К категории подобных проблем также может быть отнесен стресс, проблемы в отношениях, а также тяга к саморазрушению.
Однако не стоит воспринимать бессознательное только в качестве хранилища первобытных рефлексов, которые временами вырываются оттуда. Бессознательное оказывает существенное влияние на человека, которое в большинстве случаев является позитивным. Многие представители социальной психологии полагают, что именно этот компонент оказывает наибольшее влияние на высшие психические процессы, к которым могут быть отнесены решения и суждения.
К примеру, именно бессознательное помогает детям и подросткам адаптироваться к реалиям взрослого мира. Практически вся социализация проходит при активном участии бессознательного. Интуиция человека, его мотивация и влечения также формируются из бессознательного, которое является некоторым хранилищем автоматических навыков, воспоминаний и фантазий.
Концепция «бессознательного» З. Фрейда
Именно Зигмунд Фрейд заложил основу для глобального и всеобъемлющего рассмотрения бессознательного. Фрейд является основателем психоанализа, и в одной из своих работ он выдвинул идею противопоставления бессознательного и сознания. Фрейд уделял большое количество внимания бессознательному, полагая, что это одна из наиболее важных частей и компонентов человеческой личности.
Именно бессознательное, по мнению Фрейда, является хранилищем и накопителем чувств, мыслей, побуждений и желаний, которые скрываются от человека, поскольку их вытесняет сознание. Именно из-за такой особенности работы сознания в подсознательном больше всего откладываются негативные и неприемлемые компоненты. К подобному разряду могут быть отнесены душевная боль, беспокойство или внутренний конфликт. По такому принципу работают защитные механизмы психики, которые оберегают сознание от излишнего возбуждения негативными воспоминаниями.
Также Фрейд считал, что поведение человека во многом определяется бессознательным, и человек не может контролировать данный процесс при всем желании. Его можно несколько ограничить за счет постоянного анализа снов или оговорок. Фрейд выдвинул утверждение, что для преодоления стресса и проблем с психикой следует столкнуться и разобраться со своим подсознанием и бессознательным.
Именно Фрейд создал одну из наиболее проработанных моделей бессознательного. Тем не менее, она также не лишена недостатков, поскольку основывалась на его субъективных восприятиях при работе с психически больными людьми.
Концепция «бессознательного» К. Юнга
Психиатр из Швейцарии К.Г. Юнг выступил одним из наиболее ярких критиков концепции и постулатов Фрейда, несмотря на то, что долгое время он поддерживал своего учителя. Основное их разногласие сводилось к особенностям понимания природы бессознательного. Юнг, в отличие от своего учителя, провел четкую дифференциацию между коллективным и индивидуальным бессознательным. Он формулировал их следующим образом:
- Индивидуальное бессознательное является способом отражения личностного опыта отдельного человека, а также полностью состоит из переживаний, когда-то являвшихся сознательной частью;
- Коллективное бессознательное – скрытые следы памяти человеческого прошлого, то есть расовая и национальная история.
Юнг сумел создать крайне подробную модель бессознательного, причем ее детализация настолько велика, что психологи продолжают свои попытки познать ее.
При этом Юнгу также удалось доказать, что сознание и разум вместе с подсознательным составляют одно единое неделимое целое, которое мы и называем «я». Нарушения подобной целостности приводят к неврозам.
Исходя из всего этого, работы Юнга позволили ему сделать вывод, что бессознательное является истинным источником всего человеческого сознания. Каждая из человеческих способностей в один из моментов времени являлась частью бессознательного и лишь со временем реализовалась на сознательном уровне.
Влияние бессознательного на человека
Современные исследования ученых показывают, что именно бессознательное берёт на себя ряд функций мозга, в том числе занимается обработкой эмоций и чувств. Сила бессознательного заключается не в подавлении каких-либо неприятных ощущений и эмоций, а в скорости и эффективности принимаемых решений и действий. Это эффективный эволюционный механизм, который быстро адаптируется и действует по ситуации. Он позволяет мозгу обрабатывать объемы информации за значительно меньшее количество времени без отвлечений на мелочи.
Примером подобного могут являться неожиданные спонтанные решения — инсайты, появившиеся не после тщательного обдумывания, а внезапно. Исследования профессора психологии из Голландии Ап Диикстериуса продемонстрировали, что несознательный выбор приносит больше удовольствия, чем сознательный. Однако здесь следует ввести важное замечание, что бессознательное не подходит для принятия каких-либо сложных решений, по типу нахождения ответов в математической задаче.
Таким образом, каждый человек и его поведение являются сложной смесью сознательных и бессознательных психических процессов. Отталкиваясь от этого, требуется серьезно воспринимать бессознательное, как равноценную часть разума.
Заключение
Бессознательное обладает серьезным влиянием на жизнь человека. Это влияние может быть как положительным, так и негативным. В зависимости от степени принятия собственного бессознательного жизнь человека может упрощаться за счет более быстрого преодоления проблем. Для этого достаточно осознать наличие бессознательного и окунуться в некоторые тайны собственного «я».
Бессознательные процессы — Психология — Оксфордские библиографии
Введение
Сознание имеет отношение к двум аспектам психической жизни: наблюдение за собой, чтобы наши переживания, мысли и действия были доступны феноменальному осознанию; и контролировать себя, участвуя в произвольном поведении, которое выходит за рамки рефлексов, инстинктов и условных реакций. Бессознательный разум — существует ли он вообще, и если да, то каковы его масштабы и пределы — был важным теоретическим вопросом с самого начала научной психологии. Конечно, есть много физических и биологических процессов, которые в некотором смысле протекают бессознательно: два примера — движение планет вокруг Солнца и фотосинтез. Изменения артериального давления недоступны феноменальному осознанию; а мозговая деятельность, порождающая само сознание, протекает бессознательно (нейрохирурги уверяют, что в мозгу нет афферентности). Но нет смысла говорить о чем-то бессознательное если то же самое не может быть также и сознательным в том смысле, что оно доступно феноменальному осознанию и произвольному контролю. Таким образом, прилагательное бессознательное имеет смысл только применительно к психическим состояниям и умственной деятельности, в отличие от прилагательного сознательного . Эти психические состояния бывают разных форм, а именно познания (восприятие, воспоминания, мысли и знания, полученные в результате обучения), эмоций (положительные и отрицательные чувства) и мотивации (желания и цели приближения и избегания). Обычно эти ментальные состояния доступны сознанию, поскольку люди обычно осознают, о чем они думают, что они хотят и чувствуют и что они делают. «Бессознательное» — это сокращение для психических состояний и процессов, недоступных интроспективному феноменальному осознанию и произвольному контролю. Вопрос в том, могут ли и в какой степени ментальные состояния (и ментальная активность) существовать вне сферы феноменального осознания и произвольного контроля. Возражение : Если эти психические состояния и действия бессознательны, как мы можем их узнать? Ответ : Мы знаем их косвенно благодаря их влиянию на наш непрерывный сознательный опыт, мысли и действия. Вопрос: Если есть два вида психических состояний и процессов, сознательные и бессознательные, как они соотносятся и противопоставляются? Ответ: В принципе, бессознательные процессы отличаются от сознательных, потому что они действуют вне феноменального осознания. И поскольку сознательное осознание является логической предпосылкой сознательного контроля; бессознательные процессы не поддаются произвольной саморегуляции. Другие различия между сознательными и бессознательными процессами связаны с эмпирическими вопросами.
Учебники
Не существует учебников, специально посвященных бессознательной психической жизни, но есть несколько, в которых обсуждаются различные аспекты бессознательного в контексте более общей философской, психологической и нейробиологической литературы о сознании. Blackmore 2012 фокусируется в основном на проблеме разум-тело. Лучший из этих текстов — «Фартинг» 1992 года, который уже не издается, но его стоит найти на рынке подержанных книг. Ревонсуо 2018; Уоллес и др. 2011 г.; и Zeman 2002 содержат более актуальную информацию. Хотя ни один из них не является таким всеобъемлющим, как Farthing, они являются хорошей альтернативой для использования в классе. Было много философских монографий, посвященных проблеме разума и тела и другим аспектам сознания, в некоторых из которых также обсуждается проблема бессознательного. До сих пор нет всеобъемлющего учебника, посвященного этому философскому спору, но некоторый оттенок текущей ситуации можно почерпнуть из Searle 19.97 и Seager 2016. Существует также Blackmore 2005, который является вкладом в серию «Очень краткое введение» Оксфорда, и даже графическое описание темы, Papineau and Selina 2000.
Blackmore, S. 2005. очень краткое введение
DOI: 10. 1093/actrade/9780192805850.001.0001
Слишком короткий, чтобы служить отдельным текстом для курса по сознанию, но превосходный вспомогательный текст для курсов по философии сознания, когнитивной психологии и когнитивной нейронауке — и, как предполагалось, в качестве введение для широкой публики.
Блэкмор, С. 2012. Сознание: введение . 2 изд. Оксфорд: Оксфордский ун-т. Нажимать.
Явно задуманный как учебник для студентов, как и большинство книг по сознанию, он в основном посвящен проблеме разума и тела, но также охватывает эволюцию сознания, сознание в искусственном интеллекте и измененные состояния сознания.
Фартинг, Г. В. 1992. Психология сознания . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл.
Спустя примерно двадцать пять лет после первоначальной публикации это остается лучшим и наиболее полным учебником по курсу сознания: образцом для любого, кто стремится заменить его. Охватывает, иногда в нескольких главах, самоанализ, проблему разума и тела, явные и неявные диссоциации, мечтания, гипноз, сон и сновидения, медитацию и психоделические препараты.
Папино Д. и Х. Селина. 2000. Знакомство с сознанием: графическое руководство . Лондон: Icon Books.
Всестороннее иллюстрированное исследование проблемы разума и тела, «последний рубеж науки»; не только для молодежи и других неохотных читателей.
Ревонсуо А. 2018. Основы сознания . Оксфорд: Рутледж.
В отсутствие нового издания «Фартинг» они могут служить основным учебником в студенческом курсе по сознанию. Отличное освещение нейронных коррелятов сознания и других аспектов проблемы разума и тела. По сравнению с Фартинг 1992, менее широко освещаются измененные состояния сознания.
Сигер В. 2016. Теории сознания; Введение и оценка
. 2 изд. Нью-Йорк: Рутледж.DOI: 10.4324/9780203485583
Всесторонний охват современных философских анализов сознания.
Серл, Дж. Р. 1997. Тайна сознания . 1-е изд. Нью-Йорк: Нью-Йоркское обозрение книг.
Перепечатывает рецензии Серла на основные монографии о сознании Дэниела Деннета, Дэвида Чалмерса и других, а также ответы авторов и ответы на них.
Уоллес Б., Б. Б. Освальд и Л. Э. Фишер. 2011. Сознание и поведение . 5-е изд. Дубьюк, Айова: KendallHunt.
Также хороший выбор в качестве текста для курса бакалавриата, с почти таким же охватом, как Farthing 1992, но с добавлением глав по парапсихологии и сенсорной депривации.
Земан А. 2002. Сознание: Руководство пользователя . Нью-Хейвен, Коннектикут: Йельский университет. Нажимать.
Написанный практикующим неврологом, это также отличный выбор для основного текста. Содержит много материала о нейронных основах сознания, но меньше об измененных состояниях и бессознательных процессах.
наверх
Пользователи без подписки не могут видеть весь контент на эта страница. Пожалуйста, подпишитесь или войдите.
Как подписаться
Oxford Bibliographies Online доступен по подписке и с бессрочным доступом к учреждениям. Чтобы получить дополнительную информацию или связаться с торговым представителем Oxford, нажмите здесь.
Бессознательные мыслительные процессы | в Главе 03: Состояния Сознания
Бессознательные мыслительные процессы
Бессознательные мыслительные процессы обсуждаются со времен Аристотеля. Тема периодически становится популярной среди ученых и широкой публики.
В книге под названием Бессознательное до Фрейда (1966) Л. Л. Уайт отметил, что спекуляции о бессознательном были очень модными в Европе в 1830-е годы, а в 1840 году вышел бестселлер под названием Психология бессознательного .
Еще один всплеск спекуляций о природе и функциях бессознательных процессов произошел примерно в 1900-1920 годах, в основном за пределами академической психологии, и стимулировался такими психиатрами, как Зигмунд Фрейд и Карл Юнг.
Еще один всплеск интереса произошел с 1980-х по настоящее время. На этот раз у психологов были лучшие инструменты, чем раньше. Они могли видеть скрытую активность при сканировании мозга и делать выводы об обработке информации, которая происходила вне фокуса внимания.
Одно заметное изменение состоит в том, что современные ученые редко обращаются к бессознательному. Большинство ученых считают, что существует много бессознательных процессов. Правильнее использовать форму множественного числа 9.0023 бессознательные процессы , а не бессознательные .
На что указал Уайт в своей книге? Что изменилось в том, как современные ученые говорят о «бессознательном»?
Улеман и Барг (1989) обнаружили, что исследователи использовали по крайней мере пять различных определений бессознательных психических процессов:
1. Ментальная деятельность является бессознательной, если люди не осознают ее. Например, вы можете постукивать пальцем ноги в такт музыке, не осознавая этого.
2. Что-то неосознанное, если это происходит без усилий . Например, во время разговора вы быстро и плавно извлекаете слова из своего повседневного словарного запаса, не прилагая сознательных усилий.
3. Бессознательное действие непреднамеренное . Например, вы можете случайно назвать одного человека по имени другого человека.
4. Бессознательный психический процесс автономен (протекает сам по себе, без сознательного внимания). Например, вы поставили будильник на 7 утра и обнаружили, что просыпаетесь в 6:59.утра
5. Поведение является бессознательным, если оно сопротивляется сознательному контролю , например, человек может быть не в состоянии перестать говорить «гм» или «ты знаешь», несмотря на попытки.
Это пересекающиеся категории. Из пяти категорий четвертая (автономная) кажется самой широкой. Автономный процесс — это автоматический или самодействующий процесс. Все пять определений включают автономные процессы.
Какое из пяти определений является наиболее общим?
Под влиянием наследия бихевиоризма многие когнитивные психологи середины 20-го века по-прежнему неохотно использовали слова сознательное или бессознательное . Слово автоматический (противоположное слову сознательный), похоже, не несет того же клейма.
Экспериментаторы обычно использовали термин автоматический вместо бессознательный . В этих публикациях неавтоматические служат заменой сознательным .
Точно так же термин внимание стал заменой сознания в журналах по психологии. Слово намерение , относящееся к сознательным усилиям по изменению ментальных событий, также прокралось обратно в научный дискурс.
См., например, исследование Suzuki and Peterson (2000), о котором сообщается в главе 7. Они изучали способность людей намеренно предотвращать изменение перспективы в знаменитой иллюзии — кубе Неккера. В этом случае намерение кажется эквивалентным сознательному применению исполнительного контроля, который некоторые люди называют силой воли.
Бессознательное обучение
У психологов есть доказательства того, что
Мандлер впервые увидел роль сознательного внимания в усвоении материала для изучения. Предсознательная фаза может произойти до того, как человек сможет сознательно уловить какой-либо паттерн. это называется неявное обучение (независимо от того, следует ли за ним сознательное осознание).
Добавьте имплицитный , противоположный явный , в список современных эвфемизмов для бессознательного , наряду с автоматическим и невнимательным . Неявное обучение обычно описывается как неявное (непроизносимое), так что это дает нам четвертый синоним в списке.
Это может показаться забавным: так много способов сказать «бессознательное», не говоря об этом. В течение многих лет общественность ассоциировала «бессознательное» с Фрейдом. Психологи-экспериментаторы хотят избежать ассоциации с этим, но они признают важную роль бессознательных процессов в познании.
Примером бессознательного обучения является работа Артура Ребера, много лет изучавшего имплицитное обучение. В эксперименте 1967 года Ребер показал испытуемым набор строк букв (таких как TSXS, TSSXXVPS и PVV), сгенерированных с использованием скрытого правила.
Вскоре испытуемые смогли оценить, соответствуют ли новые цепочки букв правилу. Они могли сделать это , несмотря на то, что не могли указать правило .
Это то, что люди обычно называют интуицией : знание из неизвестного источника. Испытуемые знали, соответствует ли новая последовательность букв правилу, но они не знали, как они это узнали.
Что такое неявное обучение? В чем заключался классический эксперимент Ребера по имплицитному обучению?
Ребер провел много таких демонстраций. Он использовал различные процедуры, чтобы исключить альтернативные объяснения. В конце концов он пришел к выводу, что обучение типично начинается с бессознательных процессов.
Исследования по сканированию мозга подтверждают это. Например, передняя поясная извилина, область, имеющая решающее значение для исполнительного контроля («силы воли») и запланированной деятельности, по-разному реагирует на выигрыши и проигрыши в азартных играх до того, как человек осознает их (Gehring & Wiloughby, 2002).
В каком смысле бессознательное обучение имитирует историю нашего вида, по мнению Ребера?
Ребер (1993) утверждал, что каждый отдельный акт обучения имитирует историю нашего вида. «Сознание поздно появляется на эволюционной арене», — указал он.
«Сложные бессознательные перцептивные и когнитивные функции значительно предшествовали его появлению». Точно так же и в индивидуальном акте обучения сознание приходит поздно, следуя за бессознательными перцептивными и когнитивными функциями, которые первыми обнаруживают паттерн.
Вот типичный эксперимент, подтверждающий теорию имплицитного обучения Ребера. Это исходит от доктора Павла Левицки. Он попросил добровольцев попытаться предсказать, где на экране компьютера появится X, выбрав один из четырех квадрантов.
Испытуемые нажали кнопку, соответствующую четверти экрана, где, по их прогнозам, должен появиться X. X следовал шаблону, определяемому 10 одновременными правилами.
Левицки предложил 100 долларов любому, кто сообщит о правилах (после завершения эксперимента), но никто не мог их уточнить. Однако добровольцы становились все более и более успешными в своих прогнозах по мере продолжения эксперимента.
Они почувствовали закономерность, чем бы она ни была. Их предсказания становились более точными, пока Левицки не приостановил действие правил и не передвинул X случайным образом, после чего их результаты снова упали до уровня, предшествующего обучению (Goleman, 1992).
Как исследователю удалось изучить имплицитное обучение с помощью X, появляющегося в различных частях экрана компьютера?
В какой-то момент человек может понять паттерн, делающий его сознательным. Этот процесс можно проследить при сканировании мозга.
Паскуаль-Леоне, Графман и Халлетт (1994) использовали технику транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС) для изучения этого явления. Они использовали задание мотор (движение) и искали изменения в моторной коре во время практики испытуемых.
Переход от бессознательного знания к сознательному знанию и, наконец, автоматизму проявился в виде изменений при сканировании мозга. Первоначально, когда испытуемые пытались решить задачу, области коры, показывающие активацию, увеличивались.
Расширение этих «выходных карт» увеличивалось до тех пор, пока испытуемые не достигали явного знания задачи, осознавая паттерн. После этого их реакции постепенно становились более автоматическими по мере практики. Области активности мозга сократились настолько, что, когда задача была полностью усвоена и автоматизирована, активна была только небольшая область коры.
Как менялось сканирование мозга, когда люди практиковали простой двигательный навык? Какая аналогичная картина наблюдалась, когда испытуемых просили реагировать на существительные с ассоциированными глаголами?
Raichle (1994) сообщил об очень похожей находке. Испытуемые, которым предъявлялись существительные, должны были как можно быстрее ответить соответствующим глаголом. Например, на бейсбольный мяч субъект может ответить удар . Учитывая существительное деньги субъект может ответить купить .
Существительные предъявлялись каждые полторы секунды. Сначала испытуемые колебались, придумывая подходящий глагол. Менее чем через 15 минут практики задача стала проще (они прижились).
После этого зоны активности в мозгу уменьшились. Наконец, ответы мозга напоминали паттерны, возникающие при чтении отдельных слов — автоматическом процессе для беглого чтения. В нем участвовал лишь небольшой участок мозговой ткани.
Схема, выявленная этим исследованием, кажется разумной. Вначале, когда мозг борется с новой проблемой, вовлекаются в процесс большие области. У многих нейронов есть шанс добровольно включиться в деятельность по решению проблем.
Часть нейронов оказывается необходимой для решения задачи, часть нет. Как только проблема решена или задача становится знакомой, меньшая группа нейронов — наиболее важных для деятельности — берет на себя ответственность.
После этого возможен автоматизм. Остальная часть разума может отвлекаться на что-то другое, в то время как квалифицированное исполнение продолжается.
———————
Ссылки:
Геринг, В. Дж. и Уиллоуби, А. Р. (2002) Медиальная лобная кора и быстрая обработка денежных доходов и потери. Наука, 22, 2279-82.
Гоулман, Д. (1992, 23 июня). Ваше бессознательное может быть умнее вас. The New York Times , стр. 5, 11.
Паскуаль-Леоне, А., Графман, Дж., и Халлетт, М. (1994). Модуляция корковых моторных карт при развитии имплицитных и явных знаний. Наука, 263 , 1287-1289.
Raichle, ME (1994). Образы разума: исследования с использованием современных методов визуализации. Ежегодный обзор психологии, 45, 333-356.
Ребер, А.С. (1967) Неявное изучение искусственных грамматик.