Что относится к интеллектуальным навыкам: Интеллектуальные способности дошкольников: особенности развития, компоненты

Интеллектуальные способности дошкольников: особенности развития, компоненты

Содержание

  • 1 Какие способности называют интеллектуальными
  • 2 Составляющие интеллектуальных способностей
  • 3 Как проявляются интеллектуальные способности в дошкольном возрасте
    • 3.1 Потенциал младших дошкольников
    • 3.2 Интеллектуальные способности старших дошкольников
  • 4 Приемы и средства развития интеллектуальных способностей

В наше технологичное время часто можно увидеть, как дошкольники сосредоточенно манипулируют с экраном смартфона или планшета. Родители при этом удовлетворенно отмечают, что у них растет интеллектуал, и что их ребенок явно имеет способности. Спору нет в том, что ребенок уже чему-то научился. Но имеют ли подобные манипуляции отношение к способностям? В частности, к интеллектуальным, с которыми связывают сферу инновационных технологий? 

Какие способности называют интеллектуальными

Интеллектуальные способности дошкольника зачастую отождествляют с осведомленностью или с умением выполнять определенные алгоритмы, в то время как это разные понятия и разные составляющие развития ребенка. Способности не являются знаниями или навыками. Их можно сравнить с инструментом, позволяющим приобретать знания, оперировать ими, а также обучаться выполнению действий.

Что касается интеллектуальных, то они относятся к познавательным, умственным способностям, но имеют узкую специализацию и являются «инструментом» мыслительных процессов. Интеллектуальные способности – это внутренняя организация мышления, активная мыслительная деятельность.

Благоприятный период для развития интеллектуальных способностей начинается в дошкольном детстве, когда ребенок учится самостоятельно анализировать, рассуждать, улавливать закономерности, выявлять причинно-следственные связи.

В сравнении с другими видами способностей, особенность интеллектуальных заключается в том, что они применяются не к отдельному виду деятельности, а ко всем направлениям. Чем более развиты интеллектуальные способности, тем эффективнее ребенок во многих узконаправленных видах деятельности, потому что в состоянии мыслить самостоятельно, чтобы найти новые подходы и способы решения возникающих задач.

Составляющие интеллектуальных способностей

Какое же волшебство содержится в интеллектуальных способностях, если они умеют повысить успешность многих действий? Понимание в этот вопрос внесет выделение основных действующих компонентов, образующих интеллектуальный талант:

  • способность анализировать;
  • способность комбинировать и преобразовывать;
  • способность рассуждать и делать выводы;
  • способность планировать.

Раскроем суть перечисленных составляющих, благодаря которым проявляется поисковая активность, сообразительность и мыслительная инициативность дошкольника.

Способность анализировать заключается в умении выделять различные особенности и характеристики объекта.

Способность комбинировать элементы и преобразовывать объекты позволяет создавать разные сочетания предметов и их составляющих.

Способность рассуждать проявляется в умении формулировать одну мысль за другой так, что последующее суждение вытекает из предыдущего либо выявляются причинно-следственные связи.

Способность планировать заключается в продумывании нескольких шагов для получения результата, для достижения поставленной цели.

Каждый из перечисленных компонентов имеет количественную и качественную характеристику. Чем больше у дошкольника развита способность, тем с большим количеством данных он сможет справиться и тем меньше ошибочных предположений и действий он допустит, тем полнее сформируется интеллектуальная готовность ребенка к школе.

Например, составляя пазлы в картинку, ребенок не будет хаотично передвигать их ради случайного попадания, а станет обращать внимание на фигурные края и часть рисунка. Кстати, данную особенность можно использовать в качестве первичной диагностики развития интеллектуальных способностей дошкольника.

Как проявляются интеллектуальные способности в дошкольном возрасте

Первые проявления интеллектуальных способностей ребенка происходят через наглядное моделирование.

Наглядные модели отражают свойства и взаимосвязи предметов и явлений, поэтому они являются средством познания настоящих отношений.

Посмотрите на рисунок 5-летнего ребенка. Все, что он изображает, далеко не копия. Малыш моделирует, вычерчивая поверхностное подобие предметов, людей, объектов живой природы. Сложно нарисовать елочку, но легко изобразить зеленый треугольник. Очень непросто нарисовать человека – выручат кружок и несколько черточек или кружок в паре с треугольником.

Наглядное моделирование дошкольника усовершенствуется и усложняется на основе развития интеллектуальных способностей. Начиная с простых замещений реальных предметов простыми формами, дети к старшему дошкольному возрасту научаются сами строить модели, используя символические обозначения.

Потенциал младших дошкольников

Дети младшего дошкольного возраста соотносят реальные предметы с геометрическими фигурами, но ориентируются на форму предмета, не принимая во внимание величину. У них еще только начинает формироваться способность к анализу, позволяющая заметить одно-два свойства реального объекта.

Если перед малышом разместить много колечек разного цвета и предложить собрать однотонную пирамидку, он будет нанизывать на стержень кольца одного цвета, не обращая внимания на их размеры. Когда взрослый направляет внимание ребенка на величину, он начинает учитывать это свойство.

Младшие дошкольники строят вертикальные башни и горизонтальные модели (поезд, мост). Они способны объединить несколько предметов в группу. Ребенок справляется с заданием, если ему предложить несколько карточек с изображением еды, одежды, транспорта, мебели и пр., и попросить выбрать картинки «что стоит в комнате», «что можно съесть».

Также малыши 3-5 лет делают первые шаги в планировании. Они справляются с заданием, выслушав примерную инструкцию: «Посади мишку и зайку рядом, а куклу перед ними. Спрячь мячик под стол, а карандаш в коробку». Подобные задания стимулируют развитие интеллектуальных способностей ребенка, а также развивают память и внимание.

Интеллектуальные способности старших дошкольников

Наглядное моделирование в старшем дошкольном возрасте поднимается на более высокую ступень. От использования моделей конкретных предметов дети переходят к обобщенным символам, отражающим существенные признаки объектов.

Развивается конструктивная деятельность – яркий пример наглядного моделирования. Благодаря конструированию формируются интеллектуальные способности, активизируется развитие творческих способностей дошкольников. Если старший дошкольник строит пространственную модель, то это целая империя с замками, воротами, мостами.

Старшие дошкольники научаются составлять графические модели (план комнаты, схема детской площадки), собирать конструкции, ориентируясь на чертеж. С интересом отыскивают пути во всевозможных лабиринтах.

Развитие интеллектуальных способностей осуществляется благодаря осмыслению причинно-следственных связей, научению объединять разрозненные элементы в целостную схему.

Шестилетние дети успешнее находят существенные признаки и классифицируют объекты, употребляя обобщенные понятия (выделяют группы животных, фрукты-овощи, транспорт, посуду), придумывают оригинальных персонажей, наделяя их позаимствованными у других героев свойствами.

Планирование цепочки шагов переходит во внутренний план. Старший дошкольник предпочитает сообщать, на какой результат он настроен, а не перечислять шаги: «Сейчас построю город», «Рисую летающую тарелку – я потом расскажу, как она устроена».

В старшем дошкольном возрасте многие дети охотно оперируют математическими символами – цифрами, изображениями геометрических фигур. Это благоприятно сказывается на развитии специализированных математических способностей, которые также относятся к интеллектуальным.

Приемы и средства развития интеллектуальных способностей

Познавательная и интеллектуальная активность дошкольника, основанная на анализе, синтезе, преобразовании, установлении причинно-следственных связей и планировании, создает условия для развития интеллектуальных способностей.

Родителям не стоит полагаться, что интеллектуальные способности их детей будут развиваться сами по себе. И тем более, не следует связывать подобные ожидания с компьютерными игрушками, которые приучают детей быстро реагировать на определенные комбинации, и никакого отношения, за редким исключением, к мыслительной активности не имеют.

Существуют проверенные методы и приемы, способствующие формированию интеллектуальной гибкости и соответствующих способностей:

  • решение проблемных задач;
  • познавательно исследовательская деятельность;
  • наглядное моделирование;
  • кодирование и декодирование;
  • придумывание сюжета на основе эпизода или заданных ролей;
  • генерирование идей по принципу «мозгового штурма»;
  • игры на развитие словесно-логического мышления.

Безусловно, родителям придется немного потрудиться, чтобы подобрать карточки для классификации изображений или закодировать сообщение в ребус, придумать проблемную задачу или идею для «мозгового штурма». Но успешное развитие ребенка дошкольного возраста происходит только при активном участии взрослого. Даже подбор развивающих игрушек требует ответственного отношения.

Определение интеллекта и уровня интеллектуального развития в психологии

«Человек разумный» — так в современной систематике называется наш биологический вид. Именно разум позволил человеку управлять миром, улучшать условия жизни и даже замахнуться на освоение космоса. До сих пор ученые не знаю, есть ли предел интеллектуальных навыков у отдельного индивида и человечества в целом.

 

 

Что такое интеллект?

Интеллект, ум, рассудок и еще несколько синонимов используются для обозначения способности воспринимать информацию, запоминать ее, устанавливать связи и анализировать. Понятие настолько многокомпонентное, что нейрофизиологи, психологи и социологи не могут договориться о едином определении. И в этом вся «соль», поскольку как нет единой, универсальной модели интеллекта, так не существует и единого определения. Мнения ученых сошлись в том, что это система, причем динамическая, т. е. — изменчивая на протяжении жизни.

Интеллект — это то, что позволило человеку стать на несколько эволюционных ступеней выше, за счет способности прогнозировать будущее и менять его с учетом полученных опыта, знаний. Поэтому человек смог выжить в пору ледяных холодов, уцелеть в мире хищников, сохранив жизнь вида в целом.

Интеллект в психологии

В психологии интеллект определяется как познавательная способность, влияющая на выбор стратегии решения академических и практических задач. Существуют несколько основных теорий интеллекта, как попыток понять этот феномен. Одна из самых известных — это двухфакторная теория Спирмена. Она базируется на предположении о существовании общего и специфического факторов интеллекта. Генеральный фактор (G) — это основа, на которой основывается понятие общего интеллекта и отдельных его способностей. Они характеризуются количеством «умственной энергии», скоростью её трансформации. Специфический фактор (S) — это отдельный вид деятельности, необходимый для решения узкоспециализированных задач.

Теория множественного интеллекта Гарднера — предположение о слабой корреляции отдельных навыков. Например, ребенок может быстро запоминать таблицу умножения, но это ещё не значит, что он способен также быстро решать математические задачи. Это предположение близко к кубической теории Гилфорда, который описывает интеллект, как структуру, множественные факторы которой можно проанализировать с 3 сторон: операции (как субъект думает), их содержание (о чем он думает) и полученные результаты (итог умственной деятельности).

Индивидуальные различия интеллекта на 50% обусловлены генетикой. Чтобы развить их на остальные 50%, необходимо использовать полученные способности. Поэтому так важны социальная среда и качество образования.

Виды интеллекта

Гарднер ввел понятие видов интеллекта, как разных способов обработки информации. С помощью своей теории он объясняет, почему люди по-разному справляются с одной и той же задачей. Это такие умственные и разноплановые интеллектуальные способности: натуралистические, лингвистическо-вербальные, музыкальные, визуально-пространственные, экзистенциальные, логико-математические, телесно-кинестетические, межличностные и внутриличностные.

В современной психологии выделяют такие виды интеллекта: вербальный, социальный, ментальный, эмоциональный и духовный. Вербальный, как возможность получать и передавать информацию. Социальный — определение ролей в обществе и следование им. Ментальный — способность обрабатывать информацию логическим путем. Эмоциональный — умение распознавать сигналы, поступающие от людей. Духовный, как способность следовать моральным нормам.

Профориентационные тесты выявляют вид интеллекта. Шанс на достижение высоких результатов в профессиональной деятельности выше у тех людей, которые выбрали сферу, максимально близкую к их приоритетному виду интеллекта.

Структура интеллекта

На основе выше представленных теорий интеллекта базируются разные варианты его структуры. Одна группа ученых построила исследование теории множественных интеллектуальных способностей. С его помощью удалось выяснить, что разум состоит из более, чем 120 умений, формирующих сложную структуру.

Другая группа исследователей ориентировалась на иерархическую модель, в которой главным является общий фактор интеллекта, а за ним следует специфический. Главный фактор определяет результативность и специфику умственной деятельности.

Специфический фактор состоит из математических, лингвистических способностей. В главном факторе выделили кристаллизованный и текущий интеллект. Помимо этих критериев в структуру интеллекта включены и другие факторы:

  • Визуализация — способность управлять образами при создании новых идей.
  • Память — сохранение и воспроизведение информации.
  • Скорость — способность оперативно реагировать на изменение условий.

В основе этих факторов лежат способности устанавливать связи между объектами, явлениями, индуктивное мышление, результативность усвоения нового опыта, что относится к базовым интеллектуальным навыкам.

После достижения 30-летнего рубежа жизни постепенно снижается текущий интеллект, а кристаллизованный может остаться без изменений до глубокой старости. При травмах головного мозга в раннем возрасте больше страдает главный фактор интеллекта, а в более зрелом снижаются специфические аспекты умственной деятельности.

Уровни интеллекта

Общий интеллект является первым уровнем структуры. Второй — это специфические групповые факторы, к которым относятся вербальные и невербальные аспекты. Вербальный интеллект — это объем словарного запаса, способность использовать его в установлении логических связей, умение понимать сказанное, прочитанное. В основе невербального мышления находятся пространственные представления, манипулирование зрительными образами. К третьему уровню относятся общие знания, их объем и широта, наглядно-действенное мышление, обобщение, анализ.

Также к понятию уровней интеллекта относят и его количественный показатель, измеряемый с помощью теста IQ. Средний показатель равен 85-116 баллам, что характерно для большинства людей. Низкий показатель — признак проблем с интеллектуальными навыками. Гении набирают больше 160 баллов.

Мышление и интеллект

Это 2 неразрывных понятия, которые находятся на разных ступенях иерархической модели. Мышление — это процесс второго уровня. Способность мыслить — это умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями/объектами и передавать информацию об этой связи с помощью различных символов: графических элементов, звуков, слов.

Существует 3 формы мышления, которые человек осваивает по мере развития. Базовое — это наглядно-действенное: малыш манипулирует предметами и таким образом узнает их свойства. После наглядно-действенного мышления развивается наглядно-образное. Ребенок накапливает знания об окружающем мире и учиться понимать его явления, оперируя образами. Третья форма — это абстрактное мышление, в основе которого лежит способность познавать мир логически, используя только вид связей между объектами и процессами.

Не каждый человек осваивает все 3 формы мышления. Если его развитие остановилось на наглядно-действенном, говорят об умственной отсталости. Наглядно-действенное мышление — признак средних интеллектуальных способностей, позволяющих адаптироваться в социуме. Абстрактное мышление характерно для настоящих интеллектуалов, которые способны изменять мир.

Диагностика интеллекта

Один из самых популярных методов диагностики интеллекта — тест Айзенка. Он предназначен для установления общего коэффициента интеллекта (IQ). Тест состоит из блоков заданий со словесным, цифровым, графическим материалом. В каждом из них диагностируются различные навыки: умение находить общие и отличительные признаки, решать математические задачи, устанавливать логико-предметные связи. Тест Айзенка предназначен для людей со средним образованием в возрасте от 18 до 60 лет.

Прогрессивные матрицы Равена — методика, с помощью которой можно определить уровень общего интеллекта испытуемых всех культур. Тест является одним из самых валидных уже 90 лет. Для диагностики используются таблицы с графическим материалом с возрастающим уровнем сложности. В ходе исследования можно измерить факторы скорости и результативности.

Признаки высокого IQ

Буквально через несколько минут общения можно приблизительно понять уровень IQ собеседника. Ведущие показатели уровня интеллектуальной активности:

  • обширный словарный запас;
  • хорошая память;
  • умение сопоставлять явления, объекты, процессы и связи между ними;
  • способность контролировать свои эмоции и понимать чувства других людей;
  • способность удерживать внимание.

Также ученым удалось выяснить, что люди с высоким IQ могут решать задачи, не отвлекаясь на помехи.

Добавить комментарий