Каузальная атрибуция — Психологос
01 октября 2022 г., 21:33
Каузальная атрибуция — то или иное понимание поведения человека вследствие того, что мы о нем надумали и ему приписали.
Каузальная — причинная, вследствие той или иной причины. Атрибуция — приписывание, приписывание характеристик себе или другому человеку. Под каузальной атрибуцией понимают интерпретацию поведения партнера по общению путем выдвижения предположений о его мотивах, намерениях, эмоциях, причинах поведения, качествах личности с последующим их приписыванием партнеру.
Чем меньше мы о человеке знаем, тем более склонны по поводу него глючить, придумывать о нем. Обычному, распространенному поведению людей мы чаще приписываем ситуационные мотивы («это из-за ситуации!»), а нестандартному — личные («это его решение или особенности»). Самая распространенная ошибка («фундаментальная ошибка атрибуции») — объяснение поведения личными особенностями человека там, где оно на самом деле определялось ситуацией.
«Ты нарочно!» — «Нет, пойми, просто сложилась такая ситуация…» — «Я тебе не верю! Не вали все на ситуацию!»
Свои успехи мы чаще приписываем себе, неудачи объясняем такой ситуацией. Для чужих успехов и неудач — всё прямо наоборот.
Аналогично, наши симпатии обычно на стороне тех, с кем мы больше прожили, и с кем больше провели времени, кто нам — свои↑.
Спокойствие как способ диагностики состояния другого человека
Спокойствие — обязательное условие качественной диагностики состояния других людей. Когда вы абсолютно спокойны — вы как зеркало, люди смотрятся в вас и видят в вас себя.
- Социальное восприятие
Комментарии (5):
Гость, 10 декабря 2014 г., 06:46
Класс!!!
Synergy, 30 января 2016 г., 15:55
Ребята, нельзя ли писать без грамматических ошибок?! «Нарочно» — правильно: http://www.vedu.ru/expdic/17275/
Наталия, 30 января 2016 г., 19:27
Synergy, спасибо, исправили.
Муравьев Валерьян Анатольевич, 13 августа 2017 г. , 20:15
Спасибо Вам! Многое узнал об этой теории. Замечательная статья о причинах Л. Р. (ловушки реальности )
Гость, 01 марта 2019 г., 19:34
Спасибо за понятное объяснение сложного термина. Теперь я понимаю смысл цитаты: «Социальный пессимизм тесно связан с экстрапунитивным типом каузальной атрибуции».
Материалы по теме:
01 янв. 2003 г.
Эффекты социального восприятия
Социальному восприятию присущи некоторые особенные проявления шаблонные неточности восприятия, называемые законами, эффектами или ошибками восприятия. Эффекты социального восприятия — одновременно и типовые шаблоны социального восприятия, и проявление субъективности социального восприятия.
2Подробнее01 окт. 2022 г.
Социальное и личное восприятие
Социальное восприятие — восприятие, направленность и способ которого определяется окружающими людьми и обществом в целом.
1Подробнее01 окт. 2022 г.
Свой и чужой
Свой и чужой — фундаментальные категории межличностного восприятия, характерные для враждебного мира. Своя — моя стая, моя команда. Чужой — чужая стая.
1ПодробнееКаузальная атрибуция — что это такое в психологии и общении?
Нередко мы пытаемся понять причины действий других. При этом оценка поведения может быть связанной как с обстоятельствами, так и с личными характеристиками конкретного человека. Такое оценивание называют «каузальная атрибуция». Что такое теория каузальной атрибуции — вопрос, требующий детального рассмотрения.
Что такое каузальная атрибуция?
Специалисты в области психиатрии говорят, что каузальная атрибуция – это отдельный феномен межличностного восприятия, заключающийся в интерпретации, приписывании причин действий другого человека при дефиците информации о настоящих причинах его поведения. Этот термин сформировался в западной социальной психологии и общее представление смог получить в разработанной исследователями теории атрибуции.
Каузальная атрибуция — виды и ошибки
Каузальная атрибуция в психологии показывает различные закономерности, приводящие к ошибкам восприятия. Собственные неудачи и успешность других люди могут объяснять, применяя ситуативную атрибуцию. Зачастую все мы стараемся относиться к себе лояльнее и мягче, нежели к окружающим нас людям. Чтобы проанализировать свои успехи и неудачи других применяется личностная атрибуция. Интересным можно назвать тот факт, что причину успеха нередко связывают со своими заслугами, а в неудачах могут обвинять обстоятельства. В этом и состоит особенность психики человека.
Виды каузальной атрибуции
Говоря, что подразумевает каузальная атрибуция, важно помнить про ее виды. Психологи называют три вида каузальной атрибуции:
- Объектная каузальная атрибуция – причинно-следственную связь приписывают тому объекту, на который обращается действие.
- Личностная – приписывают совершившему поступок человеку.
- Обстоятельственная – приписывается обстоятельствам
Ошибки каузальной атрибуции
Выделяют типичные ошибки каузальной атрибуции:
- Тенденция к переоценке роли личностных факторов и способности недооценивать влияние ситуации, обстоятельств. Данная ошибка является характерной для тех, кого можно назвать наблюдателями. Ставя оценку поведению другого человека, нередко можно увидеть определенную закономерность. Так, при неудачах говорят, что кто-то не очень постарался, либо, что у людей не хватает способностей. Когда же результат деятельности успешный, мы можем утверждать, что им повезло. Если речь идет про самоатрибуцию, то можно наблюдать обратную тенденцию, поскольку ее основной целью является сохранить положительную самооценку.
- Ошибка ложного согласия – человеку свойственно интерпретировать собственное поведение как типичное, являющееся свойственным многим людям.
- Ошибка разных возможностей ролевого поведения – разные социальные роли могут предполагать неодинаковое поведение. По этой причине во время атрибуции воспринимающий интерпретирует поведение других согласно с их социальными ролями.
- Игнорирование информационного значения того, что не случилось – тенденция брать во внимание исключительно очевидные факты.
Каузальная атрибуция и межличностная аттракция
Под межличностной аттракцией в психологии понимают симпатию, привязанность и отношения между людьми. Каждый из нас не только воспринимает окружающих, но и формирует свое к ним отношение. При этом к каждому оно будет индивидуальным. Такая аттракция влияет на сам феномен каузальной атрибуции. Другими словами, когда отношение к человеку положительное, то и объяснение причины поступков, и поведение может быть мягче и лояльнее. Когда человек откровенно несимпатичен, причины действий человека могут беспощадно раскритикованы.
Каузальная атрибуция в общении
Чтобы понять, что означает понятие каузальная атрибуция, важно знать, когда же она возникает. Появляется она при возникновении неожиданных преград на пути совместной деятельности – при возникновении сложностей и конфликтов, столкновении интересов и взглядов. В тот момент, когда все это происходит, люди применяют каузальную атрибуцию. Другими словами мы приписываем причины поведения другим людям и чем больше сложностей при взаимодействии, тем серьезнее подходим к поиску причины.
Примером каузальной атрибуции может быть опоздание на встречу с друзьями. Кто-то из ожидающих уверен, что это может быть связано с погодой, другой полагает, что опаздывает друг по причине легкомыслия, а третий и вовсе сомневается, сообщили ли опаздывающему про место встречи. Так у всех друзей разные представления про причины опоздания: обстоятельства, особенности и свойства характера, причина в себе.
Похожие статьи
Как обмануть полиграф и кому противопоказано прохождение детектора лжи? Как обмануть полиграф – этот вопрос волнует многих людей, которых ожидает собеседование, очная ставка со следователем или выяснение отношений. Можно воспользоваться механическим, психологическим, медикаментозным средством обмана, но так ли они будут верны? |
Индустриальное общество — в чем его недостатки и преимущества? Индустриальное общество формируется в процессе индустриализации, где применяются машинное производство и научно-технический прогресс. |
Социальный контроль — виды и основные функции Социальный контроль является инструментом для поддержания правильного поведения отдельного человека и целых групп. Существуют разные виды регулировки со своими характеристиками. Для лучшего понимания темы важно знать понятие самоконтроля и девиации. | Ментальность — что это такое и как ее изменить? У каждого человека есть своя ментальность. У одних она основана на собственном опыте, у других сложилась на основе стереотипов их предков. Образ мыслей людей — это их главное отличие друг от друга, но бывают, что они схожи в определенных суждениях. |
Причинная атрибуция: внутренние и внешние причины
Для эффективного сотрудничества полезно иметь возможность делать выводы о мыслях и намерениях как внутригрупповых, так и внегрупповых членов. Знание того, в какой степени член группы привержен групповой задаче или более индивидуальной цели, помогает установить доверие и оценить вклад члена команды.
Причинная атрибуция — это процесс, посредством которого мы приписываем причины как своему собственному поведению, так и поведению других.
Мы делаем это, чтобы добавить предсказуемости ситуации или взаимодействию. Если у нас есть понимание причины чьего-то поведения, мы можем лучше контролировать и направлять взаимодействие.
Но как социальные психологи узнают мысли и намерения других? Они полагаются на то, что можно наблюдать: поведение.
Теоретики каузальной атрибуции (например, Heider, 1958; Jones & Davis, 1965; Kelley, 1972) предполагают, что причина может быть как внутренней, так и внешней по отношению к человеку, совершающему поведение.
- Внутренние причины – это те, которые вытекают из внутренних характеристик человека. К ним относятся их отношения, способности или личностные качества.
- Внешние причины — это те, которые проистекают из ситуации или окружающей среды.
Если считается, что поведение является результатом мыслей, намерений, способностей или личности человека, делается внутренняя атрибуция. Если считается, что поведение является результатом ситуационных сил, делается внешняя атрибуция.
Согласно ковариационной модели Келли Opens in new window (Kelley, 1972; Kelley & Michela, 1980), люди делают причинные атрибуции, исследуя относительную вероятность поведения, когда причина присутствует и отсутствует.
Если причина и поведение встречаются вместе больше, чем поведение происходит в отсутствие причины, то есть причина и поведение ковариированы, люди, скорее всего, сделают вывод о причинно-следственной связи.
Люди сосредотачиваются на трех типах информации, чтобы сделать внутреннюю или внешнюю атрибуцию:
- Самобытность, то есть степень, в которой человеку необычно демонстрировать целевое поведение в различных контекстах. Отличительное поведение приписывается внешним источникам; поведение с низкой отличительностью приписывается внутренним силам.
- Консенсус, степень, в которой другие люди демонстрируют поведение в данном контексте. Поведение с высоким уровнем консенсуса приписывается внешним силам; поведение с низким консенсусом приписывается внутреннему поведению.
- Постоянство, степень, в которой человек демонстрирует одно и то же поведение в том же контексте в более позднее время. Если согласованность низкая, атрибуция не производится; такое поведение считается совпадением или аберрацией. Однако, если согласованность высока, то будет сделана атрибуция.
Использование ковариационной модели Келли открывается в новом окне , человек, вероятно, сделает точное определение причины поведения другого человека. Однако определение потребует использования когнитивных ресурсов.
Чтобы определить, почему Карен спорит с Бобом, членам группы нужно провести поиск, чтобы определить, как часто Карен спорит с другими людьми (отличительность), как часто другие люди спорят с Бобом (консенсус) и будет ли Карен спорить с Бобом в будущем (последовательность). ). Вместо того чтобы использовать эти когнитивные ресурсы, люди часто допускают ошибки атрибуции Открывается в новом окне .
- Цитаты
Причинная атрибуция — Превосходство в школьном консультировании
Нажмите на тему ниже, чтобы перейти непосредственно к этому разделу.Определение причинной атрибуции
Причинная атрибуция имеет основополагающее значение для CBA большое влияние на восприятие учащихся об их способности учиться, о том, как они подходят к учебным задачам и мотивированы ли они оставаться сосредоточенными на задачах до их завершения. Следующее определение причинной атрибуции было получено из «ERIC ED137266: последствия исследований причинных атрибуций для разработки учебных программ», https://archive.org/stream/ERIC_ED137266/ERIC_ED137266_djvu.txt. Щелкните ЗДЕСЬ, чтобы просмотреть версию этой веб-страницы в формате «pdf». y внешние, стабильность и неустойчивость, управляемость и неуправляемость). Было также отмечено, что основное внимание в ходе обсуждения уделялось индивидуальным атрибуциям, но что теория атрибуции также очень применима к пониманию человеческой природы в социальных контекстах. Это особенно важно при обсуждении предубеждений, предубеждений и вопросов социальной справедливости.
Причинная атрибуция имеет основополагающее значение для CBA
Атрибуция должна рассматриваться с разных точек зрения. Например, критическая точка зрения связана с тем, насколько хорошо школьные консультанты, другие педагоги и родители/опекуны строят и сообщают о своих атрибуциях учащимся. Мы должны осознавать, а не принимать как должное, что наши атрибуции точны и что то, что мы сообщаем через наши атрибуционные утверждения, помогает, а не препятствует обучению и развитию учащихся. Частью этого процесса самоанализа наших стилей атрибуции и причин, которые мы приписываем поведению и событиям, является способность распознавать и исправлять наши атрибуционные предубеждения и ошибки. Это особенно верно с точки зрения того, как мы видим, как студенты интерпретируют свои успехи и неудачи или понимают мотивы, влияющие на их желание учиться.
Атрибуционные предубеждения, связанные с такими вопросами, как раса, пол, культура и национальность, являются еще одной областью, в которой школьные консультанты должны знать о разрушительном характере предубеждений и предубеждений в отношении определенных групп. Это особенно важно в многокультурной и многоязычной среде, где внутригрупповые предубеждения по отношению к другим группам имеют глубокие исторические корни, которые постоянно подпитываются предполагаемыми опасностями для собственной идентичности, традиций и систем убеждений.
Современный мир полон примеров того, как предвзятые атрибуции способствуют разногласиям между расами, религиями и политическими идеологиями. Достаточно взглянуть на историю Соединенных Штатов, чтобы увидеть, как предвзятые атрибуции способствовали нарушениям прав коренных американцев, чернокожих, латиноамериканцев, женщин и нетерпимости к другим религиям, будь то иудеи, христиане или мусульмане. Следует задаться вопросом, имеют ли какое-либо обоснованное место в демократическом обществе приписывания, сделанные против целых национальностей, таких как приезд мексиканцев в Америку. Школьные консультанты несут ответственность за то, чтобы помочь учащимся понять влияние положительных и отрицательных атрибуций и понять, почему то, что мы принимаем в качестве причин, должно постоянно оцениваться и разъясняться.
Другой пример того, как негативные атрибуции оказывают глубокое влияние на образование, можно найти во мнении некоторых, что школьные консультанты ленивы и мало работают за деньги, которые им платят. Иногда кажется, что школьные консультанты весь день сидят в своих кабинетах, закинув ноги на парты, и пьют кофе. Если вы хотите найти подходящее место для изучения влияния негативных атрибуций, начните с собственного опыта того, как атрибуции других, будь то родители, администраторы или местные политики, исказили вас и то, чем вы занимаетесь.
Какие чувства вы испытываете, когда видите статью в газете или отрывок из вечерних новостей по телевизору, или смотрите телепередачу или фильм с вожатым в роли главного злодея, и это предлагается в репортаже или сюжетной линии что все школьные вожатые какие-то плохие? Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, сколько людей смотрят на эти изображения и думают, что то, что они видят и слышат, верно в отношении всех консультантов или всех педагогов? Как эти типы атрибуций влияют на вашу мотивацию делать хорошую работу или прилагать дополнительные усилия, чтобы помочь своим ученикам? Заставляет ли это вас сдаться или не стараться больше, потому что это все равно ничего не изменит?
Или подумайте об оценке работы школьного консультанта и о полученных вами баллах. Как вы объяснили этот результат себе и другим? Указывал ли ваш ответ на то, насколько это было легко или сложно, насколько справедливым или несправедливым был оценщик, или о внешнем событии (например, о смерти в семье, недавнем сокращении персонала), которые были основными причинами, приписываемыми счет. Или как вы отреагировали на оценку вашей программы консультирования? С чем связаны результаты оценки? Была ли ваша работа или работа ваших коллег названа причиной успеха или недостатка программы? Считаете ли вы, что отчет был справедливым и беспристрастным? Это те же самые вопросы и проблемы, которые школьные консультанты должны помочь учащимся задавать и эффективно на них отвечать.
Учебная программа школьного консультирования может быть разработана таким образом, чтобы акцентировать внимание на концепциях, связанных со стилями атрибуции и причинно-следственными атрибуциями. Кроме того, учебные мероприятия могут быть разработаны таким образом, чтобы объяснить учащимся, что причины, которые они приписывают своим успехам и неудачам, очень важны, поскольку их объяснение причин сильно влияет на их уровень мотивации, желание учиться и способность успешно выполнять учебные задания.
Учащихся можно научить анализировать свои атрибуции как точные или неточные, а также понимать, как эти атрибуции повлияли на их успеваемость и результаты обучения. Например, учащийся может приписать неудачу на тесте или курсе как недостаток способностей, тогда как фактической причиной было отсутствие усилий. Помогая учащимся точно определить причины их низкой успеваемости или неудач, школьные консультанты могут помочь повысить мотивацию учащихся и их способность понимать и успешно выполнять учебные задания.
Способность размышлять над атрибуциями, которые делают учащиеся и которые связаны с результатами обучения, включает в себя метакогнитивное осознание, развитие навыков и совершенствование их исполнительных функций. Консультации по учебным программам должны подчеркивать необходимость того, чтобы учащиеся критически мыслили и критически задавали вопросы о своих собственных моделях мышления и поведения, а не просто принимали то, что другие могут назвать причинами их результатов, или присваивали неточные атрибуции, не исследуя, что является реальной причиной. может быть.
Неточные причинно-следственные связи успехов и неудач в выполнении учебных задач влияют на мотивацию, самосознание, самоориентацию и самоэффективность учащихся. Улучшение этих качеств приводит к более вовлеченным учащимся, которые способны достигать более высоких уровней. Обучение учащихся причинно-следственной атрибуции является важным компонентом программ школьного консультирования и функцией практики школьного консультанта. Делая это, школьные консультанты помогают продвигать и поддерживать учебную среду, ориентированную на достижения, а не на страх неудачи.
Дополнительные ресурсы, связанные с причинно-следственной атрибуцией
Интернет — прекрасный инструмент для доступа к информации практически по любой теме. Это было неоценимо, поскольку помогло нам определить, какие исследования продемонстрировали тесную связь с академической успеваемостью и благополучием учащихся, а также практики, основанные на фактических данных, которые дают конкретные примеры того, как преобразовать результаты исследований в значимые возможности обучения, которые поддерживают учащихся. разработка.
Быть в курсе того, что работает, а что нет, чтобы помочь учащимся добиться успеха, является одной из определяющих характеристик профессионального школьного консультанта. Поисковые системы в Интернете можно использовать для более глубокого понимания тем, обсуждаемых на веб-сайте CBA. Чтобы начать работу, вот несколько дополнительных ресурсов, которые могут оказаться полезными. Эти ресурсы, однако, лишь малая часть того, что доступно в Интернете или опубликованных книгах и статьях. Мы рекомендуем вам использовать поисковые системы, чтобы найти больше ресурсов, которые помогут вам лучше понять и укрепить вашу способность применять эти идеи в вашей работе в качестве школьных консультантов.
Видео
Видео М. Гарсии об ожиданиях и атрибуциях учителей, а также о том, как они влияют на обучение учащихся и их восприятие успехов и неудач/ 004 Полный текст публикации ERIC под названием «Последствия исследования причинно-следственных связей для разработки учебной программы». В этой статье «описываются исследования причинной атрибуции (способы, которыми люди истолковывают события своей жизни) и то, как знания об этом психологическом феномене могут быть использованы для помощи учащимся в развитии процессов атрибуции, которые усиливают мотивационные факторы и положительно влияют на академическую успеваемость».