Антисоциальное поведение и его формы
Под антисоциальным, или деликвентным (лат. Delinquo — совершать проступок, провиниться), поведением подразумевается цепь поступков, провинностей, мелких правонарушений, отличающихся от криминала, то есть серьезных правонарушений и преступлений, наказуемых согласно УК РФ. Основной чертой такого поведения являются совершение действий, противоречащих этике и морали, безответственность, игнорирование законов и прав других людей. Иногда все эти нарушения поведения называют «девиантным поведением», что не совсем точно отражает суть. Девиантность (асоциальность, или отклонение от принятых норм) понятие более широкое, поэтому оно включает не только деликвентность, но и другие нарушения поведения: аддиктивное, суицидное, конформистское, фанатическое, нарцисстическое, аутистическое.
Антисоциальное поведение обычно начинается со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе сверстников. За этим следует мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, отнимание мелких карманных денег у младших, угон автомототранспорта без цели хищения, мошенничество. Обычно антисоциальное поведение служит наиболее частой причиной разбирательств в комиссиях по предупреждению правонарушений несовершеннолетних. Антисоциальное поведение получило широкое распространение в больших городах, где вокруг многочисленных центров проведения свободного времени (дискотеки, пивные бары) нередко создаются условия, облегчающие вовлечение подростков в различные виды преступной деятельности.
В международной классификации болезней (МКБ-10) антисоциальное поведение рассматривается в рамках «антисоциального нарушения личности». Признаки его проявляются уже в детском возрасте: отсутствие эмоциональной привязанности к родителям и близким, ложь, жестокость, проявляемая к животным, более слабым детям, агрессивность. Такие дети часто ввязываются в драки, совершают хулиганские действия; они также склонны пропускать школу, поздно возвращаться домой, бродяжничать, красть. У подростков антисоциальное поведение характеризуется общим отсутствием ответственности и чувства долга. Они не выполняют своих домашних обязанностей, не надежны во всех отношениях, плохо справляются с профессиональными обязанностями, нарушают этико-моральные нормы, совершают прямые правонарушения: жульничество, кражи, подделки. Антисоциальные подростки раздражительны, импульсивны, склонны к агрессии, что особенно часто проявляется в условиях дома (избиение животных, младших сверстников и др.). Антисоциальное поведение сочетается обычно с промискуитетом (частые сексуальные связи с разными партнерами). При этом угрызения совести в отношении своих действий отсутствуют, наоборот, они постоянно обвиняют в чем-то других людей. Им все очень быстро надоедает, в том числе и межличностные отношения с конкретными людьми. Они не способны поддерживать длительные нормальные отношения с друзьями, членами семьи и др. Антисоциальное поведение сочетается обычно с употреблением различных веществ, изменяющих психическое состояние, в ряде случаев с азартными играми, т.е. сочетание антисоциального и аддиктивного поведения. Лица с антисоциальным поведением уже в раннем подростковом возрасте начинают курить, употреблять алкоголь и другие эйфоризирующие вещества, они рано вступают в беспорядочные половые связи, обычно со своими ровесниками, склонны к проявлению сексуальной агрессии. Антисоциальные лица склонны в подростковом возрасте к разрушительным действиям, порче чужого имущества, поджогам.
Приведем отрывок из повести А.Лой «Дневник Леночки Сосновской» (цит. по Ц.П. Короленко и Т.А. Донских, 1990), в которой автор описала особенности антисоциального поведения своей героини. Описывается ситуация разговора с врачом в венерологическом отделении: «Эдуард Константинович сел за стол, кивком головы указав на стул. Я села. Нас разделяла теперь лишь полированная поверхность, на которой в беспорядке лежали бумаги. Он достал из ящика стола сигареты.
-Куришь?
-Да! — с вызовом ответила я. Он окинул меня изучающим взглядом и протянул пачку. Мы закурили. Помолчав, он спросил:
-Ты в школе хорошо училась? — Я удивленно посмотрела на него.
-Так себе, средне.
«Действительно на Алена Делона похож», — мелькнула непрошеная мысль.
-А почему дальше учиться не стала? Чего он привязался! Ему-то какое дело?
-Не захотела. Мне больше нравилось шляться по кафе, чем учиться. Помните, как это: «не хочу учиться, а хочу — жениться!»
-Помню-помню, — продолжает.
-Вот я и последовала этому совету. Взяла и влюбилась. Да так сильно, что сифилис подцепила. Разве сильнее можно полюбить? «Она полюбила до сифилиса! 3вучит?!»
Для подростков с антисоциальным поведением характерно стремление к бродяжничеству, тунеядству, отсутствие желания участвовать в общественно полезной работе. Почти половина подростков, стоящих на учете в инспекции по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, (42,3%) не работают и не учатся. Они объясняют это тем, что учиться и работать им скучно, гораздо интереснее проводить время в компании приятелей. На вопрос, где они берут деньги, некоторые отвечают, что живут на деньги родителей, другие не скрывают, что живут на средства кого-нибудь из членов компании или на общие деньги всех членов их микрогруппы; на вопрос, откуда берутся общие деньги, обычно отвечать отказывались.
Приведем примеры. Подросток Т. 14 лет. Живет с матерью и отчимом. Мать эмоционально холодная, заботится лишь о материальной стороне жизни девочки. Отчим занят своей работой, на девочку не обращает внимания. Т. с ранних лет «не подчиняется» родителям. Капризная, непослушная, склонная к обманам. Мать обратила внимание на то, что девочка с пяти лет стремилась петь «блатные песни», которые где-то слышала на улице. С девятилетнего возраста Т. убегает из дома, не возвращается на ночь, ночуя в подъездах, «так как можно свободно покурить, а дома ей скучно». Алкоголь впервые попробовала в 10 лет, с этого времени выпивает периодически в компаниях подростков, старших по возрасту. Заявляет, что «все равно вы со мной ничего не сделаете, я попаду в тюрьму или публичный дом». Общается с лицами, злоупотребляющими различными лекарствами. Школу постоянно пропускает, так как «учиться неинтересно, скучно», предпочитает проводить время с друзьями. К матери и отчиму относится отрицательно, считает, что она им не нужна, а только мешает.
Подросток Л., 17 лет. Нигде не работает. Образование не полное среднее. Воспитывалась в детском доме. Родителей не знает. Имеет старших брата и сестру. Брат находится в заключении. С сестрой практически не общается, так как сестра «ее презирает». Со слов сестры известно, что мать пациентки злоупотребляет алкоголем. Девочка училась плохо из-за отсутствия интереса к школе, часто уходила с уроков. Начиная с 13 лет убегала из детдома, уезжала в другие города, бродяжничала. Половая жизнь с 14 лет. С 11 эпизодически употребляет алкоголь, с 14 лет — суррогаты (стеклоочиститель), ингалянты (бензин, клей «Момент», нитрокраски). Эффект алкоголя нравится больше. Основная мотивация употребления алкоголя — гедонистическая. Стремится к выпивке, «чтобы было веселее и радостнее». Считает употребление алкоголя одним из способов получения «кайфа», хотя может обходиться и без него. Выпивает только, когда угощают, за чужой счет. Состояла на учете в милиции за хулиганские действия и кражи. Любит быть «активной», постоянно с кем-нибудь общаться. Плохо переносит одиночество, все быстро надоедает. Стремится к лидерству среди сверстниц. Не испытывает сочувствия к окружающим, живет «сегодняшним днем». Главным в жизни считает получение удовольствия.
Подростковая деликвентность в подавляющем большинстве случаев имеет социальные причины — недостатки воспитания прежде всего. От 30 до 85% подростков с антисоциальным поведением, вырастают в неполной, или деформированной семье — с недавно появившимся отчимом или мачехой. Немалое значение имеют безнадзорность, воспитание по типу «гипопротекции». Росту антисоциального поведения среди подростков способствуют социальные потрясения, влекущие безотцовщину и лишающие семейной опеки. Деликвентность далеко не всегда связана с аномалиями характера, с психопатиями. Однако при некоторых из этих аномалий, включая крайние варианты нормы в виде акцентуаций характера, имеется меньшая устойчивость в отношении неблагоприятного воздействия непосредственного окружения, большая податливость пагубным влияниям. А.А. Вдовиченко (1976) среди подростков с антисоциальным поведением в 66% установил различные типы акцентуаций характера и психопатоподобные состояния.
Особенности типа воспитания подростков с антисоциальным поведением
Исследование подростков с антисоциальным поведением показало, что в большинстве случаев отмечались явно неблагоприятные условия семейного воспитания; они выражались в недостаточном внимании к ним родителей, отсутствии теплоты, эмоциональной привязанности со стороны одного или обоих родителей. В ряде случаев семьи были неполными, дети воспитывались матерью, матерью и отчимом, домашняя обстановка характеризовалась частыми ссорами, скандалами, постоянной конфликтной ситуацией. Временами эта напряженная ситуация приводила к большим скандалам с взаимными оскорблениями, после чего подростки уходили из дома. Родители мало интересовались успеваемостью в школе и внутренней жизнью подростка. В лучшем случае забота родителей сводилась к обеспечению детей питанием и одеждой. У подростков не формировался положительный родительский образ, отсутствовала эмоциональная привязанность к дому, не возникало желания приходить домой.
Подростки не получали достаточного количества информации. Это касалось, прежде всего, формальных школьных знаний; не развивались интерес к чтению, любовь к книгам. Чтение книг связывалось обычно с неприятными эмоциональными реакциями, переживалось как нагрузка, неинтересное дело. В домашней обстановке оно заменялось просмотром телепередач исключительно развлекательного характера. Вкусы формировались в соответствии с модой и совпадали с ценностями массовой культуры. В подростковом возрасте формировались образы положительных героев, которыми являлись, как правило, кинозвезды, популярные роковые певцы, иногда барды. Наиболее типичной была слабая представленность конструктивных социально-позитивных мотиваций: на первый план выступало стремление к красивой и легкой жизни, которая должна была наступить сама собой, без каких-либо серьезных усилий. Этико-моральные критерии были слабо представлены и носили в основном поверхностный характер: было слабо выражено чувство сопереживания, моральной ответственности за других, необходимости исполнения долга. Возникали частые влюбленности, основанные на сексуальном влечении, однако стойкие привязанности не развивались. Формировались основные установки: жить сегодняшним днем, не думать о будущем, при этом жизненные трудности не преодолевались, а попросту не принимались во внимание, все в жизни протекало как бы «по воле волн». Поведение носило во многом хаотический характер, крайне зависело от поиска удовольствий в разных ситуациях. К «плотскому» ассортименту развлечений относились пребывание в компаниях, курение, раннее употребление алкоголя, наркотиков (вначале всегда только в обществе знакомых). Ради ‘удовольствия» подростки пропускали занятия в школе, не готовили уроки, обманывали родителей и учителей. Угрызений совести не возникало, страх перед наказанием в большинстве случаев практически отсутствовал, что в какой-то степени можно было объяснить домашней ситуацией, а в основном — личностными особенностями исследованных. Кроме того, большое значение имело поведение по механизму: немедленное получение удовольствия важнее, чем более отдаленное наказание.
По данным Ц.П. Короленко и Т.А. Донских (1990), одной из характерных особенностей подростков-девушек с антисоциальным поведением является повышенная активность. С раннего детства они обращали на себя внимание неусидчивостью, капризностью, постоянным стремлением к общению. Их трудно было привлечь к какой-либо работе, продуктивной деятельности. Они не любили играть в традиционные для девочек игры: «куклы», «приготовление пищи», «дочки-матери» и др., а предпочитали участвовать в играх мальчиков: «в войну», «в прятки», носиться по улице, совершать хулиганские действия: поджигать почтовые ящики, портить лифты, разрисовывать стены и др. Интерес к школьным занятиям отсутствовал, что выражалось в частых опозданиях, пропусках уроков. Домашние задания они часто не готовили, в лучшем случае списывали. Девочки обманывали учителей, родителей, а также и своих сверстников, не испытывая никаких угрызений совести. Наряду с этим они старались произвести хорошее впечатление на взрослых, продемонстрировать свою осведомленность, подчеркнуть независимость, вызвать к себе интерес, кокетничали, экстравагантно одевались, пользовались косметикой, пытались быть модными.
Дома таким подросткам было скучно, и они стремились как можно меньше времени находиться в его стенах и общаться со своими родителями. Если по каким-либо причинам уход из дома оказывался невозможным, они предпочитали подолгу разговаривать по телефону. Содержание этих телефонных разговоров не касалось каких-либо деловых тем, связанных, например, с обсуждением занятий в школе, домашних заданий, решения математических задач и т.д. Обсуждались обычно отношения с кем-то из общих знакомых, любовные истории, межличностные конфликты, ссоры, планы совместного проведения времени на следующий день и вечер, организация вечеринок, загородные поездки, современная мода, «черный» рынок, различные способы получения «кайфа». В случае отсутствия телефона дома они предпочитали подолгу смотреть телевизионные передачи, если последние носили развлекательный характер.
Проведение времени у подростков с антисоциальным поведением вне дома достаточно типично. Оно включает прежде всего общение в группе, в которую входят другие подростки с антисоциальным поведением. Разнополый состав таких компаний не носит достаточно стабильного характера, так как очень легко принимаются другие люди. Каждая из групп имеет излюбленные места проведения времени: летом — улицы центральной части города, места около гостиниц, ресторанов, кинотеатров, парки, скверы, иногда привокзальные районы, набережная, зимой — свободные квартиры кого-либо из членов группы в случае, например, отъезда родителей, нередко не полностью достроенные здания, а также подвалы жилых домов, чердаки, гаражи, дачи. Как правило, каждая группа проводит время в своем районе.
В структуризации проведения времени у таких подростков преобладают гедонистические мотивации, т.е. стремление к получению удовольствия. Они практически находятся во власти своих желаний, на возможные неблагоприятные или опасные последствия своих действий внимания не обращают. Это связано, очевидно, с известным психологическим механизмом действий по принципу немедленного удовлетворения желаний, получения удовольствия любой ценой, невзирая на более отдаленные результаты. Страх перед наказанием мало выражен и не задерживал развитие отклонений в поведении.
Отличительной особенностью антисоциального поведения подростков являются многочисленные сексуальные связи, в которые они вступают с малознакомыми или даже незнакомыми людьми. Подростки с антисоциальным поведением нередко посещают притоны, в которых находятся личности, совершавшие неоднократные преступления, судимые, вышедшие на свободу после окончания срока заключения. Нередко при этом обращает на себя внимание разительный контраст между благополучной обстановкой собственного дома и обстановкой, в которой стремятся находиться подростки с антисоциальным поведением. Установлено, что сами сексуальные контакты в отрыве от специфической обстановки, например в домашних условиях, не представляли интереса и к ним не возникало какого-либо активного стремления у подростков.
Подростки с антисоциальным поведением находятся в постоянном конфликте с окружающими их людьми. У них отсутствует понимание прав других людей, они не способны к сочувствию, что сочетается со стремлением к беззастенчивой эксплуатации всех тех, кто этому поддается, включая прежде всего наиболее близких людей. Для достижения своих эгоцентрических целей они не стесняются в выборе средств: могут обманывать, предавать, шантажировать. Такими подростками мало осознаются также общественные интересы, социальные требования, предъявляемые к человеку. Во главу угла ставились только собственные желания, импульсы и эмоции. Им мало знакомо чувство тревоги. Обращает на себя внимание цинизм, демонстративное пренебрежение этическими нормамиповедения.
В качестве иллюстрации приведем следующее наблюдение. Подросток О., 16 лет, состоит на учете в инспекции по предупреждению правонарушений несовершеннолетних. Не учится. Образование 9 классов. Отца не знает. Мать лишена родительских прав в связи со злоупотреблением алкоголем. В последнее время живет с тетей. Ранее жила у бабушки, с которой часто ссорилась. Иногда навещает мать, но более нескольких дней у нее не задерживается, что объясняет выпивками матери. Алкоголь употребляет с 9 лет. Курит с 8 лет. Училась плохо, часто пропускала школу. Любила подолгу находиться на улице, в компаниях друзей и подруг. В связи с совершаемыми ею кражами с 7-го класса переведена в спецшколу. После употребления алкоголя любит гулять по улицам, придираться к прохожим, которых стремится оскорбить. Половая жизнь с 13 лет. Считает себя «очень влюбчивой», но ее «любовь быстро проходит». Часто вступает в сексуальные связи со случайными партнерами. Говорит об этом без стеснения, смеется, не собирается что-либо изменять в своей жизни. Склонна ко лжи. Попадая в трудные ситуации, старается вызвать сочувствие, что находится в противоречии с ее прежними заявлениями и не соответствует действительности. Нередко ночует на вокзале, где задерживается милицией.
Таким образом, можно сделать заключение о роли в возникновении антисоциального поведения определенных типов воспитания. Предупреждение этого деструктивного поведения связано с социально-психологическими факторами, повышением психологической грамотности в семье, улучшением психологического климата в микросоциальной среде.
Антисоциальное поведение — примеры, виды, профилактика
Антисоциальное поведение – это набор поведенческих реакций, основой которого является противодействие общепринятым стандартам поведения и социальным нормам. Оно может относиться как к конкретной группе с её законами и формированиями (национальными, религиозными, институциональными и пр.) так и к социальной системе вообще. Антисоциальность подразумевает не только не выполнение социально обусловленных моментов, но также активное противодействие им, проявляющееся в грубых нарушениях норм закона, вандализме и попирании норм общения.
Антисоциальное поведение часто является признаком наличия какой-либо психопатологии, особенно психопатического спектра, когда у личности нарушено восприятие себя, как частицы общества, снижены способности к эмпатии и диалогу, но при этом преобладает импульсивность. Несмотря на то, что своё развитие такая черта может получить вследствие неправильного воспитания, в своём крайнем патологическом варианте она требует госпитализации и медикаментозной коррекции с сопровождающейся психотерапией.
Виды антисоциального поведения бывают различны, при этом самым деструктивным не только на индивидуальном уровне является совершение преступных и противоправных действий. Когда внутренняя регуляция личности даёт сбой, меняются ценностные ориентации, такой субъект становится опасен для окружающих и функционирования всей социальной системы, поэтому вводятся специальные законодательные акты, регулирующие активность преступников, как наиболее ярких представителей игнорирования норм.
Что это такое
Антисоциальное поведение это в психологии вид человеческой активности, рассматривающийся сразу несколькими направлениями. Тут задействована детская психология (для раннего выявления и профилактики), патопсихология (коррекция психотических состояний), судебная и юридическая психология (определяющие формы возможного наказания для совершивших преступления), психология личности (помогает нормализовать деструктивные проявления у здоровых людей) и пр.
Чтобы определить именно антисоциальное поведение и не спутать его с плохим характером и излишней вспыльчивостью, выделены некоторые признаки такого поведения человека. Как в подростковом, так и взрослом возрасте будут характерны частые уходы из дома, без объяснения причин и особого повода с точки зрения остальных участников общения, при этом вариант не вернуться на ночь практически всегда сопутствует.
Отличительной чертой, когда уже стоит задуматься о будущем является жестокость. У детей это может быть издевательство над животными, у подростков избиение сверстников, у взрослых любое физическое насилие над теми, кто слабее. Важным моментом является то, что антисоциальное поведение действует безосновательно, но мишенью выбирает более слабых. Герои, уничтожающие врагов в несколько раз сильнее, жестоко расправляющиеся с ними не имеют сюда отношения, антисоциальная личность будет конфликтовать, унижать и издеваться только над более слабыми. Если среди людей самым слабым является он, то мишенью для садизма будут становиться животные или агрессия будет проявляться не так явно, под маской случайности.
Также это может быть и сознательное разрушение чужой собственности. В состоянии аффекта человеку всё равно, что ломать и он разбивает как свой телефон, так и чужую сумку выкидывает с моста, антисоциальные черты направлены только на разрушение чужого имущества. Как вариант разрушения материального мира частыми проявлениями являются поджоги, кражи. Враньё без оснований, стремление любой ценой получить сексуальную связь – это всё также признаки и если не получается на простых вариантах (уговорить, обмануть), то появляется опять же принуждение и насилие.
Антисоциальное поведение подростков является моментом переломным, где ещё работает профилактика и можно остановить негативные разрушительные тенденции. Признаками является низкая успеваемость по учёбе, потом это перерастает в частую смену рабочих мест. Увольнения без видимых причин. Действия, носящие уголовный характер ради забавы – таким людям характерны лозунги о свободе и возможности собственного проявления каким угодно способом, только в этом перечне нет достижений, творческой реализации и попыток изобрести что-то свое, а есть нарушения закона и причинение вреда другим.
Это инфантильная структура личности, не принимающая ответственность за собственные поступки, пытающаяся всё свалить на других. Своё поведение они могут оправдывать тем, что их кто-то довёл, при этом сами могут специально оставить оголённые провода, острые предметы в комнате с детьми, никак не заботясь и в случае несчастья опять же взывать к тому, что они сами виноваты. Из-за недоразвитой личностной структуры таким людям тяжело удержать стабильность (смены места жительства и работы, разводы). Характерным является то, что после прекращения отношений они не заботятся о детях, а переживать (точнее демонстрируют переживания) только в ситуации личной выгоды.
Отличие асоциального от антисоциального поведения
Похожие по звучанию термины отражают совершенно различные по своему проявлению системы построения активности и взаимодействия с обществом. Асоциальность является вариантом нормы, показывая только личностные предпочтения и стиль жизни, такой человек ничего не нарушает и не меняет систему. Это можно говорить про интровертов, выбирающих побыть в одиночестве, людей, заказывающих все покупки в интернете, чтобы меньше взаимодействовать с обществом. Они как бы немного отгораживаются, но при этом понимают все правила и законы, выходя в свет, соблюдают их, только участвуют в активной общей тусовке значительно меньше или не участвуют вообще. Человек, остающийся вне общества и спокойно проживающий так, показывает своё безразличие относительно любых движений, часто вся его деятельность построена таким образом, что даже глобальные изменения в стране никак его не затронут, что ещё больше добавляет ему изолированности и равнодушия. В этом нет болезненной патологии, а только сознательный выбор, где человеку комфортнее и так он себя чувствует наиболее продуктивным.
Антисоциальное поведение активно, таким личностям вообще не всё равно, что происходит вокруг них, и они часто максимально включены в события. Единственное, весь спектр их поступков направлен на противодействие и разрушение, они не чувствуют границы, их внутренние ценности противоречат сохранению общего блага, но отгородиться от общения они не могут. Это патологические формы характеров с негативным отношением ко всему происходящему, низким уровнем привязанностей и основной идеей противодействия. Т.е. там, где асоциальному человеку всё равно, что происходит, антисоциального будет сильно задевать, при этом асоциальный не будет нарушать нормы, в то время как психопатия антисоциального будет толкать его на постоянную борьбу (и не в сторону сплочения и улучшения, а только к фрустрации близких и деградации своей личности, нанесении непоправимого ущерба).
Асоциальное поведение может проявляться несколькими формами, отличающимися комфортностью. В первом варианте человек всё больше отдаляется от социума, выстраивает внутри себя особый мир, не сильно контактируя с реальностью – туда попадают избранные книги и такие же люди, соответствующие самостоятельно написанной картине. Будущее зависит от экономической ситуации самого человека – если есть достаточное обеспечение, то это может быть художник или писатель, научный деятель (те, кто привносит в мир что-то новое, слывёт чудаком, но при этом все признают его гениальность).
Востребованность и признание вполне характерно и тут окружающий мир таким людям не подыгрывает, ведь живя немного в другом измерении, они действительно способны взглянуть на всё со стороны или предложить свежее, неожиданное решение. Хуже тем, кто живёт где-то в селе с сильными традициями и необходимостью соответствовать шаблонам, не имея базы обеспечения существования своего внутреннего мира и отгородиться от нападок. Такие люди либо быстро выгорают, потому что все ресурсы тратятся на соответствие ожиданиям других, либо уходят бродяжничать, ища своего приюта.
Антисоциальные личности живут в реальности, но при этом лишены чувствительности социальных. Это преступник, уголовник, садисты, психопаты, подвергающие окружающее пространство постоянному насилию. И если асоциального можно поддержать и найти конструктивные пути его реализации и существования, то антисоциальный в принципе хочет уничтожить этот мир, поэтому в зависимости от тяжести развития черт необходима госпитализация в психоневрологический стационар (если это на фоне шизофренических отклонений), исправительную колонию (без психопатологий) проводить только профилактику возникновения. Профилактика является основным методом борьбы, так как не генетические факторы, а именно социальные играют решающую роль в формировании данной черты.
Примеры антисоциального поведения
Случаи антисоциального поведения часто демонстрируются в новостях, как примеры неправильной общественной позиции. Формулировка о том, что такое поведение нарушает права другого человека недостаточно полная и не даёт реального представления о термине, поэтому уместно разобраться на примерах реальных случаев.
Сюда относятся все формы запугивания от словесных угроз, слежки, надоедания звонками или применения демонстрации силы. В условиях мирного города любое насилие является примером антисоциального поведения. Если это применение силы в уличной потасовке или избиение членов семьи, то более менее понятно, что действия противоправны, но также сюда относится психологическое насилие. Тут широкое многообразие, когда близким запрещают выглядеть, так как им хочется, постоянно держат в страхе или манипуляции разрыва отношений. Касается это и незнакомых людей, как отсутствие толерантности к расе, вероисповеданию, сексуальной ориентации. Когда избивают группу афроамериканцев, обливают кислотой гомосексуалистов, оскорбляют верующих других религий – это примеры антисоциальности, поскольку в мире, где все стремятся к единению и уважению подобные тенденции не дают жить какой-то части общества без всяких логических обоснований.
Мелкие нарушения законодательства относятся к антисоциальному поведению. Это условно допустимые нарушения, закрывают глаза, на которые как окружающие, так и правоохранительные органы.Например, распитие в неположенных местах, продажа лёгких наркотиков, травля детей в школах, выбрасывание мусора в неположенных местах и некорректная парковка. Подобные нарушения кажутся мелочью и могут происходить по невнимательности, но своим происшествием они мешают другим, нарушают предсказуемость и порядок всей системы – так одна неверно припаркованная машина рушит комбинацию всей парковки и в итоге нескольким людям может не хватить места.
Кроме мелких проступков есть самое опасное проявление антисоциального поведения – преступность, когда вред другим людям нанесён существенный вплоть до лишения жизни. Такие действия не караются предупреждениями и профилактикой, а требуют заключения для исправительных работ. Преступления могут совершаться умышленно и под воздействием эмоционального импульса – общим является то, что отсутствует внутренний контроль и стоп для произведения противоправных действий. Человек может оправдывать свою кражу тем, что он хотел есть, но тот, кто не имеет таких девиантных нарушений, выберет попросить или найти хоть какую-то работу. Тот, кто случайно убил человека, может говорить, что только хотел его избить за неподобающую одежду, что в принципе также является примером антисоциального поведения.
Проституция, как пример антисоциального поведения напрямую не разрушает общество – они не убивают, не крадут, но это постепенное разложение. За таким выбором женщины всегда стоит или крайняя нужда в деньгах и критическая ситуация или нежелание прикладывать долгосрочные усилия и временно довольствоваться малым. Это опять же про инфантильную позицию, низкий уровень образования, но завышенные амбиции. В руководстве установления отношений нет чувств и морального подтекста, что возможно только при соответствующей доле психопатизации личности, чтобы можно было открыться первому встречному. Сам путь является деструктивным для личности и всех вовлечённых, от распространения болезни, наркотиков, до личностной деградации.
Примеры антисоциального поведения – все виды сексуальных отклонений, не беря во внимание обоюдное согласие и удовольствие партнёров, т.е. изнасилования (путём физического принуждения или подмешивания химических препаратов), педофилия, эксгибиционизм, развращение малолетних. Нарушение интимной переписки, когда фото или видео интимного характера выкладываются в общий доступ с целью шантажа, уничтожения репутации или оскорбления человека.
Бродяжничество является уделом слабых личностей, когда они не могут приложить достаточно стабильных усилий для достижения чего-то законными средствами, и слишком слабы или трусливы для преступления черты закона. Бродяжничество также попадает под статью уголовного кодекса и под симптоматику нарушений психики психопатического спектра. Вред обществу от таких действий приходит в распространении алкоголизма, инфекций, мелких правонарушений, отсутствия спокойной обстановки, а также ухода больших сумм из бюджета на содержание различных приютов и оказание минимальной поддержки (еда, кров зимой, гуманитарная одежда). Это помимо того, что данная категория населения не вносит вклад в развитие экономики, общества и благоустройства, т.е. тянет всех на дно.
Вандализм и разрушение любых материальных предметов, как личного пользования, так особенно культурного значения. Часто такое антисоциальное поведение связано с отсутствием толерантности или протестными позициями в негативистском ключе.
Профилактика антисоциального поведения
Общество всё больше упирается в кризис устройства, для того, чтобы избежать краха системы и воцарения анархии необходимо быстро пересматривать требования и догмы, больше ориентироваться на личностные потребности и не действовать путём запретов, а наоборот исключением причин приводящих к недовольству.
Антисоциальное поведение, как один из ярких и ужасающих моментов разрушения можно обойти изменением законодательства и профилактикой. Профилактика антисоциального поведения относится к задачам системы образования, семьи, социальных служб, а также к проблематике личностного развития.
Сотрудничество школы и семьи на первый план должно ставить заботу о психологическом состоянии и общем развитии личности, а не об успеваемости – это вторичный момент, самостоятельно улучшающийся, если личность гармонична и зреет в комфортных условиях. Для улучшения необходимо пересмотреть окружающую среду, насколько много негативных примеров перед глазами человека – если на улице постоянно пьющие компании, сосед наркоман, девочки в восьмом классе подрабатывают проституцией, а в семье постоянные крики и побои, то, как бы ни старалась социальная служба и учителя, результата не будет.
Антисоциальное поведение формируется окружением, поэтому если вы замечаете негативное влияние района, общества, то имеет смысл даже сменить место проживания, пока вы и ваши близкие не приняли отсутствие всяких норм как норму.
Школа может не только заняться ликвидированием прогулов и углублением знаний (чем выше уровень развития человека, тем меньше у него тенденций к антисоциальному поведению), но также организовывать досуг. Хоть какое-то спланированное свободное время даёт толчок к развитию, а не поиску приключений и лёгких удовольствий. Пробуждающие уроки, заставляющие задуматься, могут включать встречи с известными людьми, рассказывающими о здоровом образе жизни, юристами, знакомящими с уголовным кодексом, возможны экскурсии в колонии и центры лечения ВИЧ для наглядной демонстрации и общения с теми, кто уже переступил черту и перестал ценить свою жизнь и общество.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Антисоциальное поведение (СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ) iResearchNet
Определение антисоциального поведения
Антиобщественное поведение относится к действиям, которые нарушают социальные нормы таким образом, что отражают пренебрежение к другим или отражают нарушение прав других. Основная причина изучения антиобщественного поведения заключается в том, что оно наносит вред людям. Кроме того, это поднимает вопросы о том, склонны ли люди по своей природе причинять вред другим и можно ли вылечить вредных, безрассудных людей.
Различия и примеры антиобщественного поведения
Антиобщественное поведение охватывает широкий спектр форм поведения, таких как инициирование физических драк, запугивание, ложь другим в целях личной выгоды, безрассудство по отношению к другим и даже участие в незаконных действиях, которые не причиняют прямого вреда другим, но косвенно негативно влияют на других (например, кража или порча личного имущества). Одно различие между различными антиобщественными действиями заключается в том, являются ли действия явными или скрытыми, то есть скрыты ли действия от других. Второе различие заключается в том, является ли поведение деструктивным, то есть наносит ли оно прямой вред другому человеку. Например, деструктивные оверты включают физическую или вербальную агрессию, запугивание, драку, угрозы, злобу, жестокость, а также неприятие или остракизм другого человека. Примеры недеструктивных овертов включают споры, упрямство и плохое настроение по отношению к другим. Примеры деструктивных тайных действий включают кражу, ложь, мошенничество и уничтожение имущества, тогда как недеструктивные тайные действия могут включать прогулы занятий, употребление психоактивных веществ и ругань. При рассмотрении наибольшего или наименьшего вреда другим наиболее серьезными являются явные деструктивные действия, за которыми следуют скрытые деструктивные действия, явные неразрушающие действия и, наконец, неразрушающие скрытые действия.
Мальчики и мужчины чаще совершают антиобщественное поведение, чем девочки и женщины, и их поступки различаются. Мужчины более склонны к преступной деятельности и открытой агрессии; женщины более склонны к реляционной агрессии или причинению вреда, нанесенного ущербом репутации сверстника (например, распространение слухов, исключение их из группы сверстников).
Распространенность и устойчивость антиобщественного поведения
Большинство мужчин, совершающих антиобщественные действия, делают это только в подростковом возрасте. Антиобщественное поведение настолько распространено в подростковом возрасте, что большинство мужчин делают что-то антиобщественное, например, обращаются в полицию за нарушение; примерно треть мальчиков в какой-то момент подросткового возраста признаются правонарушителями. Однако большинство из них прекращают свои антиобщественные поступки к середине 20-летнего возраста. Терри Моффитт назвала это антиобщественным поведением, ограниченным подростковым возрастом. Напротив, она предполагает, что антиобщественное поведение, стойкое на протяжении всей жизни, совершается только меньшинством людей. Эти мужчины проявляют антисоциальные наклонности и черты в детстве (даже в младенчестве). Эти тенденции сохраняются на протяжении всей их жизни, даже если поведение само по себе прекращается в середине или конце взрослой жизни. Как правило, у них диагностируют антисоциальное расстройство личности, что означает, что они демонстрируют устойчивый образец частого антисоциального поведения во взрослом возрасте. Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (DSM-IV), опубликованное в 1994 Американской психиатрической ассоциации, описывает характеристики, которые приводят к этому диагнозу. Короче говоря, в то время как многие люди проявляют антисоциальное поведение один раз или время от времени в подростковом возрасте, гораздо меньше людей демонстрируют стойкие модели антисоциального поведения, которые начинаются в раннем возрасте и сохраняются во взрослой жизни.
Причины антиобщественного поведения и лечение
Поскольку антиобщественное поведение имеет очевидные негативные последствия не только для жертв, но и для преступников (например, в тюрьме), серьезные исследования направлены на то, чтобы понять, что вызывает антиобщественное поведение и как его можно остановить.
Теория и исследования, направленные на то, чтобы понять, кто может вести себя антиобщественно, привели к двум различным взглядам, возродившим дебаты о природе и воспитании. Одна точка зрения состоит в том, что биологические факторы, присутствующие при рождении, такие как гены и врожденные черты личности, являются наиболее важными в определении антисоциального поведения. Другая точка зрения делает упор на факторы окружающей среды, такие как стиль воспитания (например, неэффективная реакция на детскую агрессию, плохая коммуникация, слабые семейные узы, отсутствие заботы о детях и/или жестокое обращение с ними), отношения со сверстниками (например, нахождение среди асоциальных людей, отторжение со стороны окружающих). сверстников, социальная изоляция), бедность и отсутствие образования.
Различие между антисоциальным поведением, ограниченным подростковым возрастом, и устойчивым на протяжении всей жизни антисоциальным поведением важно для понимания причин. Когда это различие опущено, анализы, объединяющие информацию из многих исследований (метаанализы), предполагают, что от 40% до 50% исследованных случаев антисоциального поведения могут быть вызваны генетическими факторами, а не влиянием окружающей среды. Однако исследования не охватывают все случаи антиобщественного поведения и, вероятно, преувеличивают количество людей, чьи антисоциальные наклонности сохраняются с течением времени. Люди, чьи антисоциальные действия сохраняются на протяжении всей жизни, скорее всего, имеют мозг, запрограммированный на антиобщественное поведение, которое в сочетании с правильными факторами окружающей среды и ожиданиями от других вызывает антиобщественное поведение. Люди, чьи антиобщественные действия ограничиваются подростковым возрастом, могут страдать от эмоциональной или социальной незрелости (по отношению к своему биологическому возрасту) и поэтому уязвимы для влияния стойких антисоциальных сверстников и моделей. Более того, наследуемость антиобщественного поведения зависит от рассматриваемого акта; преступления против собственности демонстрируют большее генетическое влияние, чем насильственные преступления.
Если антиобщественное поведение нельзя эффективно предотвратить, важно остановить его. В целом, вмешательства, направленные на прекращение сохраняющегося на протяжении всей жизни антиобщественного поведения, не имели успеха. Даже медикаментозное лечение неэффективно. Более того, эти люди неохотно обращаются за помощью и, как правило, проходят лечение по решению суда. Вмешательства в отношении тех, кто проявляет антиобщественное поведение, ограниченное подростковым возрастом, были более успешными, особенно лечение, основанное на обучении поведенческим навыкам (а не лечение на основе консультирования).
Последствия антисоциального поведения
В конечном счете исследователи изучают природу, причины и ограничения антиобщественного поведения, чтобы понять, являются ли люди врожденно безрассудными или вредными по отношению к другим, и можно ли остановить таких людей. Несмотря на прогресс в выявлении причин, проблема точного предсказания того, кто будет заниматься антиобщественным поведением, остается нерешенной. Кроме того, эффективное лечение стойкого антиобщественного поведения находится в зачаточном состоянии и требует дальнейшего развития.
Ссылки:
- Моффит, Т. Е. (1993). Ограниченное подростковым возрастом и стойкое антиобщественное поведение на протяжении всей жизни: таксономия развития. Психологический обзор, 100, 674-701.
- Стофф, Д.М., Брейлинг, Дж., и Мазер, Дж.Д. (1997). Справочник по антиобщественному поведению. Нью-Йорк: Уайли.
Антисоциальное расстройство личности: Медицинская энциклопедия MedlinePlus
URL этой страницы: //medlineplus.gov/ency/article/000921.htm Чтобы использовать функции обмена на этой странице, включите JavaScript.Антисоциальное расстройство личности — это психическое состояние, при котором человек имеет давнюю привычку манипулировать, эксплуатировать или нарушать права других без каких-либо угрызений совести. Такое поведение может вызвать проблемы в отношениях или на работе и часто является преступным.
Причина этого расстройства неизвестна. Гены человека и другие факторы, такие как жестокое обращение с детьми, могут способствовать развитию этого состояния. Люди с антисоциальными родителями или алкоголиками подвергаются повышенному риску. Страдает гораздо больше мужчин, чем женщин.
Поджоги и жестокое обращение с животными в детстве часто приводят к развитию антисоциальной личности.
Некоторые врачи считают, что психопатическая личность (психопатия) — это такое же расстройство. Другие считают, что психопатическая личность представляет собой похожее, но более тяжелое расстройство.
Человек с антисоциальным расстройством личности может:
- Быть остроумным и обаятельным
- Уметь льстить и манипулировать эмоциями других людей
- Неоднократно нарушать закон
- Пренебрегать безопасностью себя и других
- Иметь проблемы со злоупотреблением психоактивными веществами
- Часто лгать, воровать и драться
- Не проявлять вины или раскаяния
- Часто быть злым или высокомерным 900 71
Антисоциальная личность расстройство диагностируется на основании психологической оценки. Медицинский работник рассмотрит, насколько продолжительны и серьезны симптомы у человека. Чтобы диагностировать антисоциальное расстройство личности, у человека должны быть эмоциональные и поведенческие проблемы (расстройство поведения) в детстве.
Антисоциальное расстройство личности — одно из наиболее трудно поддающихся лечению расстройств личности. Люди с этим заболеванием обычно не обращаются за лечением самостоятельно. Они могут начать терапию только по требованию суда.
Поведенческие методы лечения, такие как те, которые вознаграждают соответствующее поведение и имеют негативные последствия за противоправное поведение, могут работать у некоторых людей. Разговорная терапия также может помочь.
Людей с антисоциальной личностью, у которых есть другие расстройства, такие как аффективное расстройство или расстройство, связанное с употреблением психоактивных веществ, часто также лечат от этих проблем.
Пик симптомов обычно приходится на поздний подростковый возраст и начало 20-летнего возраста. Иногда они улучшаются сами по себе к тому времени, когда человеку исполняется 40 лет.
Осложнения могут включать тюремное заключение, употребление наркотиков, употребление алкоголя, насилие и самоубийство.
Обратитесь к врачу или специалисту в области психического здоровья, если у вас или у кого-то из ваших знакомых есть симптомы антисоциального расстройства личности.
Если вы или кто-то из ваших знакомых думаете о самоубийстве, позвоните или напишите сообщение 988 или напишите в чат 988lifeline.org. Вы также можете позвонить по телефону 1-800-273-8255 (1-800-273-TALK). 988 Suicide and Crisis Lifeline предоставляет бесплатную и конфиденциальную поддержку круглосуточно и без выходных в любое время дня и ночи.
Вы также можете позвонить по телефону 911 или по местному номеру экстренной помощи или обратиться в отделение неотложной помощи больницы. Не задерживай.
Если кто-то из ваших знакомых пытался покончить жизнь самоубийством, немедленно позвоните по телефону 911 или в местный номер службы экстренной помощи. НЕ оставляйте человека одного, даже после того, как вы позвали на помощь.