Что такое бессознательное по фрейду: Зигмунд Фрейд «Бессознательное».

Содержание

Бессознательное по Фрейду — Психологический клуб Наследие Фрейда

Наука и общество

Дмитрий Коренев

10676 просмотров

Зигмунд Фрейд заложил основы современной психологии. Трансакционный анализ Эрика Берна и большинство постулатов Нейролингвистического программирования основаны на его открытиях. Изучая работу Фрейда «Бессознательное», меня не покидало ощущение дежавью, и подозрение, что за последние сто лет психологи не придумали ничего нового. Разве что переименовали, слегка углубили и расширили. Но Фрейд – не писатель беллетристики. 

Читать его мне, человеку не обделенному интеллектом, тяжело и нудно. Чтобы передать, насколько фундаментально он сформировал психологические науки, мне придется сделать то же самое: переименовать, упростить и разбавить картинками. Итак….

Части психики по Фрейду современным языком 

Сначала разберемся с терминами. Не важно, как вещь называется, важно, что она означает. Чтобы было приятнее и понятливее, я многие понятия упростил. В 1915 году Фрейд описал в работе «Бессознательное», что наше внутреннее, душевное, наша Психика состояние состоит из трех частей: 1. Бессознательное: это такая штука, из которой исходят желания и влечения. Сокращение – Ubw (на немецком Unterbewusstsein).

  • В трансакционном анализе Берна это Ребенок. Источник бесконечной энергии и силы, стремящийся играть. Основные эмоции Ребенка – веселье или страх.
  • В НЛП это то самое бессознательное, которое мастера НЛП любят просить, взламывать, якорить. Которое все помнит, и ничего не запоминает.
  • В модели пикаперов это рептильная часть мозга, самая древняя, и отвечающая за секс. Якобы рептильная чаcть мозга отвечает последовательно на вопросы: (1) «Это опасно?», если нет – (2) «Это можно съесть?», если нет – (3) «Это можно поиметь?», если нет – (4) теряем интерес. Разумеется, пикаперам нравится третий вопрос, и большинство трюков направлено на рептильный мозг.

2. Предсознание. Сокращение – Vbw (на немецком Vorbewusstsein). Это место обитания убеждений, представлений, эмоций. Предсознание – слишком научное и некрутое название, но наиболее показательное для объяснения процесса Вытеснения. Я бы назвал его совестью или моралью, но оставил изначальный термин из уважения к науке.

  • В трансакционном анализе Берна это Родитель. Строгий такой, всегда приструнивающий ребенка, указывающий, что надо делать, что можно, что нельзя. Это тот, кто дает предписания.
  • В НЛП точного эквивалента не знаю. Им нравится работать с Бессознательным.
  • Это может быть лимбической частью мозга. Местом, где живут эмоции и чувства.

3. Сознание. То самое, умное, сообразительное, которое вы сейчас осознаем. Сокращение – Bw (на немецком Bewusstsein).

  • В трансакционном анализе Берна это Взрослый. Хладнокровный, логично думающий, и спокойно ищущий решения
  • В НЛП это все манипуляции, направленные на подстройку к собеседнику, скрытое воздействие, и работу с Бессознательным.
  • Это может быть Неокортексом. Самым новым эволюционным подарком человеку. Место логики и мышления.

Теперь основные процессы по Фрейду, или как все это работает. Мы будем использовать наши, простые термины.

Побуждения. Фрейд называет их Психическими Актами. Сны, влечение, тревога. Мысли, желания, воспоминания. Фантазии, инстинкты, процессы. Психические Акты – это собирательное понятие, олицетворяющее все, что происходит в нашей психике. Слово Побуждения звучит для меня менее научно и более жизненно.

Цензура. Не всякие Побуждения из Бессознательного хороши на публике. К примеру, желание разбить окно у соседа. Фрейд выяснил, что наша Предсознание выполняет некую функцию цензуры, не пуская всякие «грязные» желания в Сознание. И тогда эти желания становятся вытесненными.

Вытеснение. Это как раз результат работы Цензуры в Предсознании. Не все, что мы желаем бессознательно, пропускается Предсознанием в Сознание. И тогда мы это Побуждение сознательно не воспринимаем. Не «знаем», что оно существует. Но вот загвоздка: Побуждение не пропадает. Стекло все равно разбить хочется. И тогда начинается у нас дискомфорт, доводящий до невроза и неадекватного поведения. И тут начал лечить Фрейд. И тут мы можем начать разбирать его труд «Бессознательное», опубликованное в 1915 году.

Читайте также
>>> Фрейд о любви и ненависти в труде «Влечения и их судьба»

Соотношение бессознательного и вытесненного 

Как можно познать Бессознательное? Мастера НЛП любят экспериментировать с этой штукой. Обращаются к нему с вопросами, задают простые задачки, и проверяют ответы. К примеру, исходя из предположения, что Бессознательное все замечает, можно его спросить, сколько ступенек в лестничном пролете, и проверить. Таким образом можно мягко выработать доверие к своему Бессознательному, и самому себе. В психоанализе и психотерапии – это преодоление сопротивления, выведение на свет темных тайн нашего прошлого, вытесненного неврозом. Таким образом Бессознательное содержит двоякий опыт:

  • который мы сознательно получили и на данный момент не обязательно помним, как в примере с количеством ступенек, и
  • болезненные переживания, которые наш организм «предпочел» забыть.

Обоснования допущения понятия «бессознательное» 

Как доказать, что Бессознательное существует? Все мы знакомы с неподконтрольными нам порывами. Сны, влечение, тревога. Мысли, которые неизвестно откуда возникают, но сознательно нами воспринимаются. А если предположить, что мысли появляются из Бессознательного, со своими закономерностями? Тогда станет ясна связь между этими порывами и к ним ведущими процессами.

Если же на себе испытать пару приемов, когда через воздействие на бессознательные процессы мы можем влиять на сознательные порывы и состояния? К примеру, пройдет ли волнение на интервью, если представить собеседников голыми? Если пройдет, то не доказательство ли это Бессознательного, и что с ним можно работать?

Что еще указывает на существование Бессознательного? СЕЙЧАС мы сознательно можем воспринимать только то, что видим сейчас. Если попросят, мы вспомним, что видели вчера. Ну а до тех пор, информация о вчера находится в памяти, в латентном, бессознательном состоянии. Мы ведь знаем, что под гипнозом можно вспомнить даже то, что мы вчера сознательно не заметили, или забыли. Мастера НЛП утверждают, что с помощью их техник можно научиться добывать эту информацию из Бессознательного и без гипноза.

Страшно как-то 

И все-таки многие спросят, зачем в этой белиберде копаться. Можно считать свои ошибки просто неудачей или ударом судьбы, и так будет до тех пор, пока у человека нет знаний о внутренних законах о Бессознательном. Карл Юнг писал: «Когда внутренняя ситуация не осознается, она проявляется извне, как судьба». 

Тому, кто ошибочные действия нормальных людей считает случайностями и довольствуется старой мудростью, что сны — морская пена, остается только игнорировать несколько загадок в психологии сознания, и тогда незачем будет допускать бессознательную деятельность.

Фрейд

Есть и другая трудность, мешающая познать Бессознательное, и требующее мужества. Человеку свойственно присваивать свои мысли другим людям и даже природе. Мы надумываем другому неблаговидные мотивы, но делаем это через свой опыт. Мы предполагаем, что растениям нравится слушать Моцарта. Это не более чем умозаключением. Также можно предположить, что есть Бессознательное. И тогда придется признать, что всё поведение, которое мы не можем объяснить, как будто принадлежит другому лицу. То есть признать, что я не один, во мне живет несколько людей. От такой мысли мурашки по коже….

Как довериться Бессознательному? Допуск к нему особенный, требующий большого доверия к самому себе. Особенно сложно, когда наблюдаешь за своими привычками. Они удобны, кое где и кое как приемлемы, и отработаны до автоматизма. Только в моменты, когда что-то с их помощью начинает не получаться, человеку приходится сделать выбор. Или сказать, что это судьба или звезды. Или признать, что привычки придется поменять. А они идут откуда-то из внутренней неизвестности, из Бессознательного. Начать заново изучать себя – это путешествие с неизвестным результатом, и потребуется сильное доверие самому себе, чтобы поверить, что в конце дорога самопознания закончится чем-то хорошим, но иногда сознательно непредвиденным.

Многозначность бессознательного 

Все Побуждения изначально зарождаются в Бессознательном. Бессознательное содержит с одной стороны переживания и процессы, просто не осознаваемые, латентные, и с другой стороны «вытесненные», не допущенные в сознание. Пример латентной работы Бессознательного можно найти в такой известной технике НЛП как «шестишаговый рефрейминг». В упрощенном варианте человек осознанно задает Бессознательному вопрос, и просит найти решение и осуществить его в жизнь наилучшим для него образом. Если перевести эту технику на язык Фрейда, Бессознательное «латентно» и неосознанно начинает работать и менять действия человека, приводя к сознательно запрашиваемому результату. Это является для меня примером «латентных, временно бессознательных» процессов.

Вытесненные же Побуждения «отличались бы самым резким образом от остальных сознательных, если бы проникли в сознание». Они проходит Цензуру, проверку на критерий этого резкого отличия. Если испытание не пройдено, Побуждение не допускается до уровня сознания, остается «вытесненным» в Бессознательном.

Разбирая Бессознательное, Фрейд задается вопросом, как работает мозг. Сохраняется ли Побуждение, допущенное из Бессознательного в Сознание, новой «копией» изначального переживания, и тогда в мозге одна и та же информация записана дважды? Или речь идет о том же материале и локальности, обладающем дополнительным признаком? Фрейд отказывается от окончательных выводов, что сознательные процессы протекают в мозговой коре, а бессознательные в субкортикальных частях мозга.

Тем не менее, в современных любительских постах, особенно о пикапе, принято разделять рептильный, обезьяний лимбический и интеллектуальный (Неокортекс) мозг. Рептильная форма мышления отвечает последовательно на вопросы «Это опасно?», «Это можно съесть?» и «Это можно поиметь?», и является зоной секса и страха. Обезьяний мозг отвечает за эмоции, и интеллектуальный за осознанные решения. Тут сложно не заметить соответствие современных популярных разъяснений и раскладки на бессознательное, предсознание и сознательное.

Существуют ли бессознательные аффекты? 

Аффект, в переводе с латинского «душевное волнение» или «страсть» — это (1) сильное кратковременное Побуждение, (2) сопровождающееся реакциями в теле, (3) проявляющаяся обычно в критических ситуациях, на которую мы не можем адекватно среагировать. Как правило это реакция на негативный опыт в прошлом, когда малозначительная деталь запускает ответную реакцию, как бы предупреждая организм о возможном повторении события. Если вы «взрываетесь» от кажущейся со стороны безобидной фразы в вашу сторону, это может быть тем самым аффектом. По мотивам более поздних психоаналитиков, таких как Карен Хорни, я бы назвал аффект внешним проявлением невроза.

Уже по определению аффект, как Побуждение с телесными реакциями не может быть бессознательными. На то оно и телесное, чтобы быть воспринятым. Что же тогда «бессознательная любовь», «бессознательное сознание вины» или «бессознательный страх»?

С любовью просто разобраться. Как ни крути, это форма влечения. По Фрейду влечение может быть только продуктом бессознательного, что прекрасно раскрывает НЛПшник Тимур Гагин в инструкции по основам эротического воздействия.

Чтобы разобраться со страхом, давайте определимся, что такое эмоция? На тренингах можно услышать, что эмоция – это оценочная реакция на внешнее событие. Оценка – это внутреннее представление, является ли событие положительным или отрицательным, что соответствует представлению Фрейда. Может ли быть аффект, как форма эмоции, бессознательным?

Фрейд приводит пример, что яркое чувство может восприниматься ошибочно. К примеру, влечение, которое всегда исходит из Бессознательного, может быть не допущено в Сознание. Потребность ребенка в близости с отцом может быть вытеснено занятым отцом, который не выделяет времени на общение с ребенком. Или же может быть вытеснено моральными установками, если речь идет уже о другой форме влечения.

В обоих случаях влечению приходится ждать в Бессознательном, пока оно не находит замещающего представления. Активность к объекту влечения превращается в бегство от него. Ближайшее представление для бегства – это избегание опасности. А для избегания опасности соответствующая эмоция – это страх. Так получается, что бессознательное влечение воспринимается как страх, хотя по сути должно было бы ощущаться как любовь. Такой процесс Фрейд называет бессознательным аффектом, когда желание началось и «вытеснилось» обратно в Бессознательное, а сознательно оценивается в совсем другом представлении.

Одной из задач Сознания, согласно Фрейду, является контроль над аффектом. До тех пор, пока Сознание контролирует произвольные моторные движения, психическое состояние индивидуума может считаться нормальным. Гораздо сложнее для Сознания влиять на само возникновение аффекта, где оно вступает в противодействие с Бессознательным.

Экономический подход к описанию вытеснения. 

Экономический подход в психоанализе, сформулированный Фрейдом, основан на описании психологической активности в терминах психической энергии. К примеру, вытеснение – это недопускание Побуждения из бессознательном в сознание. Как происходит недопускание? Если верно предположение, что сознательное Побуждение отличается от бессознательного только признаками, но не является новой копией той же информации в мозгу, то этим признаком может быть энергия.

Побуждение становится активным, и может подняться в Сознание, когда ему придается энергия. Источником энергии может быть аффект как защитная реакция, или влечение (интерес). Поскольку любое воспоминание в Бессознательном сохраняет активность, то энергия может отнимается от чего-то другого, а именно от Предсознания. Задача Предсознания — защитить Сознание от натиска Бессознательного. Для создания и поддержания вытеснения требуется постоянное усилие. Таким образом энергия, которая отнимается от Побуждения, затрачивается на противодействие с ним же.

В любительской психологии этот подход Фрейда выражен в лозунгах-задачах «найти себя», «привести себя в гармонию с собой», чтобы освободить внутреннюю энергию и направить ее на достижение своих целей.

Свойства Бессознательного и его продукты 

Бессознательное получает информацию через восприятие, и не обладает цензурой. Все пути восприятия остаются свободными. Это перекликается с постулатами НЛП, что подсознание все замечает, даже если мы отвлечены размышлениями.

В то же время Побуждения, вытесненные в Бессознательное, отличаются от сознательно услышанной информации, даже если они имеют одно и то же содержание.

Вы можете обсудить вопросы Бессознательного на онлайн-встречах психологического Клуба
>>> Календарь встреч, 30+ в месяц

Из чего состоит Бессознательное? Фрейд сравнивает его с «аборигенами», некой суммой из животных инстинктов и вытесненных из сознания детских переживаний, воспринимаемых с возрастом как недопустимых. Инстинкты могут проявляться в виде фантазий. Вытесненные переживания детства — в виде защитных невротических реакций.

Самым интересным мне показались не продукты бессознательного, но что происходит, если Сознание и Бессознательное работают вместе. Бессознательные желания и влечения проходят через Цензуру убеждений в Предсознании, и, как правило, вытесняются обратно, не доходя до сознательного уровня. Но если стремления в Сознании соответствуют бессознательным Побуждениям, возникает сотрудничество. Предсознание воспринимает активность Бессознательного как продолжение намерений Сознания, выключает цензуру и усиливает Побуждения!

Фрейд: «усиленные стремления проявляются все-таки иначе, чем нормальные: они создают способность к исключительной по совершенству деятельности и проявляют такую же сопротивляемость, против возражений, как навязчивые симптомы.»

Бессознательное одного человека может влиять на Бессознательное другого, обойдя его Сознание. По Гагину это проявляется особенно при флирте, или эротическом воздействии. Чтобы возбудить собеседника (и не обязательно другого пола), достаточно упредительно себя внутренне возбудить. Тогда это внутреннее возбуждение передастся собеседнику, даже если он этому сознательно противится.

В чем суть психоаналитического лечения? 

Работа психоаналитика заключается в том, чтобы воздействовать на Бессознательное через Сознание. Но эти изменения требуют времени. Процесс трудный и длительный. 

.. психоаналитическое лечение построено на воздействии на Бессознательное через Сознание и во всяком случае показывает, что такое воздействие не невозможно, хотя и удается с большим трудом. … изменение Бессознательного, протекающее самостоятельно под влиянием Сознания, представляет собой трудный и длительный процесс. Если говоришь пациенту об угаданном в свое время вытесненном им представлении, то сначала ничего не меняется в его психическом состоянии. Главное же то, что этим не уничтожается вытеснение и не устраняются его последствия, как можно было ждать, оттого что неизвестное прежде представление стало известным. Наоборот, сперва получается только новое отклонение вытесненного представления. У пациента действительно имеется теперь то же представление в двух формах в различных местах его душевного аппарата: во-первых, он имеет сознательное воспоминание со слов аналитика благодаря сообщению представления, во-вторых, как нам точно известно, он сохраняет в себе в прежней форме бессознательное воспоминание о пережитом. В действительности вытеснение уничтожается не прежде, чем сознательное представление, преодолев сопротивление, вступает в связь с бессознательным воспоминанием. Успех достигается только тогда, когда именно это последнее становится сознательным.

Фрейд

Речь шизофреника и ее отношение к бессознательному 

Каким языком могло бы разговаривать Бессознательное? Фрейд предполагает, что наиболее полно Бессознательное проявляется через речь шизофреников. При этой болезни изначальное Побуждение после процесса Вытеснения не ищет новых объектов; наступает состояние нарциссизма, неспособности пациентов к перенесению чувств. То есть Побуждение остается направленным на Бессознательное. В результате при шизофрении высказывается через сознательную речь бессознательное состояние пациентов.

Речь становится особенно заботливой, неестественной, манерной, часто направленной на отношение к органам тела. Фрейд называет это «шизофреническим словообразованием», «ипохондрическим языком органов», когда все содержание речи замещается отношением к органам (глазу, руке) или телесным ощущениям (толкнуть, сдвинуть, подменить).

Любой объект, к примеру, стул, может иметь предметное описание, состоящее в активности и тактильных ощущениях (размер, вес, твердость), и словесное описание (сам термин «стул», а может «табуретка»). Фрейд отмечает, что в случае шизофрении слово и вещь не совпадают, что не имеет места в случае невроза.

Тем не менее кажется странным, почему именно словесное описание, обычно находящееся под контролем Сознания, в случае Вытеснения становится основным признаком шизофрении. Фрейд отвечает, что речь идет скорее о попытке организма к выздоровлению и овладению утерянными объектами. Чтобы восстановить потерянную связь с объектом, Сознание обращается к Бессознательному через то, что у него есть – через словесное определение. Этот путь не безопасен:

Когда мы мыслим абстрактно, нам грозит опасность пренебречь взаимоотношениями между словами и бессознательными предметными представлениями, и нельзя отрицать, что наше философствование в таких случаях приобретает нежелательное сходство по содержанию и форме выражения с мыслительной работой шизофреников.

Фрейд

Различия сознательных и бессознательных психических представлений 

На основе того же представления, что объект в психическом мире обладает предметным и словесным представлением, Фрейд формулирует основу не только неврозов переноса, но и современное объяснение психологических травм. Бессознательное содержит только предметное силы объектов, его тактильное описание. Предсознание добавляет к нему представление, некую форму оценки. Сознание добавляет словесное представление, благодаря которому мы можем описать объект через речь. Таким образом, при неврозе происходит вытеснение словесного описания, которое при нормальном психическом состоянии должно было бы быть связано с объектом.

Невыраженное словом представление или не обладающий усиленной активностью психический акт остается тогда в бессознательном — как вытесненный

Фрейд

Этот постулат лежит в основе современных методов терапии травм, к примеру, после аварии. При аварии пациент может «забыть», или «вытеснить» многие детали происшествия, после чего его могут мучать кошмары, появиться фобии. Для лечения предлагается заново пережить в мельчайших деталях каждый момент происшествия, заново пережить вытесненные эмоции, в результате чего вытесненному предметному описанию дается словесное, событие проходит из бессознательного в сознание, и невроз исчезает.

Очень созвучен постулат НЛП «мы не знаем того, чему нет названия». К примеру, синий и зеленый цвета на японском языке обозначаются одним и тем же словом «ао». Многие японцы старшего поколения эти цвета не различают.

Кстати, у каждого Типа Личности есть свои, индиивуальные проявления бессознательного. Узнайте детали:
>>> Типы Личности и их бессознательное

Фрейд сформулировал основы еще одного постулата НЛП, «карта не есть территория». Словесные представления настолько отдалены от предметных, «мышление происходит в процессах столь отдаленных от первоначальных остатков восприятий, что они ничего больше не получают от их качеств и нуждаются в усилении новыми качествами для того, чтобы стать сознательными. »

Немного головоломок напоследок 

Да уж, Фрейда сложно перевести на простой язык. Для демонстрации привожу три цитаты Фрейда, и что они могли бы означать.

..Мы установим тот важный, но и ставящий нас в затруднительное положение факт, что бессознательность является только признаком психического, однако, никоим образом не характеризующим его

Фрейд

Фрейд имеет в виду, что большинство мыслей, побуждений, желаний и воспоминаний мы не осознаем. Они в нас погребены глубоко в мозгу, в памяти, выражаются в спонтанных реакциях, за пределами нашего внимания. Поэтому «бессознательность» процессов является признаком психического. В то же время эти Побуждения могут быть просто латентными, в данный момент нам сознательно не нужными, в то же время я могу «сознательно» воспользоваться ими. К примеру, сейчас воспоминания, что я ел вчера, для меня бессознательны, я из не осознаю. Но если мне нужно, я вспомню сознательно. Поэтому из-за латентности Побуждений бессознательность типична для психики, но не описывает ее полностью.

То, что слышишь, и то, что переживаешь, по психологической природе своей совершенно различные вещи даже в том случае, если они имеют одно и то же содержание

Фрейд

Эта цитата Фрейда золотая, и является основой НЛП. «Карта не есть территория». «Мы не осознаем предмет, пока не дадим ему название». «Важна не информация, а ее интерпретация.» Фрейд описывает этой фразой, что изначально информация из внешнего мира попадает в Бессознательное, и сохраняется в форме Побуждения. В Предсознании она дополняется информацией из убеждений. И если проходит Цензуру, Сознание дает ему словесное название. То, что сознательно называется словом (слышно), уже далеко от того, что организм почувствовал в начале.

Иногда работа сновидений обращается со словами как с вещами и создает тогда очень похожие «шизофренические» речи или новообразования слов

Фрейд

Основной признак «шизофренической» речи – несовпадение слова и вещи. Побуждения, запертые в Бессознательном, и направленные не на объект, а на само же Бессознательное, выражаются в словах, направленных на части тела. К примеру, шизофреник может говорить о руке, описывая стул. Нечто похожее может происходить при сновидениях, когда одно слово может заменить целое событие.

Найти статью

Cферы жизни

Самопознание (45)

Дети. От 0 до 18 (12)

Карьера (27)

Отношения (139)

Совместимость (33)

Истории любви (47)

Здоровье и тело (110)

Уроки Йоги онлайн (4)

Наука и общество (123)

Типы личности (28)

Из жизни Наследия Фрейда (9)

Еще в тему

Сила рода, или как «Бессмертный полк» помогает психике

Требования к психологу в Австрии

Да «Тотальному Да»!

Темперамент и профессия. Влияние на выбор

Как поддерживать здоровье (салютогенез) и развивать психологическую устойчивость

Сознание и бессознательное. Теория бессознательного Зигмунда Фрейда

Во времена Античности впервые человека посетила мысль о том, что в его психике есть неосознаваемая и неподдающаяся контролю часть. В этой связи Демокрит выделяет душу, которая состоит из влажных и малоподвижных атомов, и душу, которая состоит из огненных и подвижных атомов. Огненная душа  — это разум, ясное сознание, влажная душа – бессознательное. В Средневековье Аврелий Августин изучает не только сознание, но и внутренний опыт субъективности, считает его более насыщенным и богатым, чем опыт мышления и сознания. В Новое время о бессознательном много рассуждал Готфрид Лейбниц.

Первая теория о бессознательном

Одним из первых о теории бессознательного заговорил З. Фрейд, более того, в начале XX в. он представил свою версию миру. Первые идеи бессознательного зародились в клинической психологии, они представляли собой методики лечения невротических заболеваний, а чуть позднее психоанализ вырисовался в общую психологическую теорию. И уже спустя некоторое время, усилиями последователей и учеников З. Фрейда он окончательно оформился в концепцию философии.

З. Фрейд представил миру совершенно новое мнение о бессознательном, утверждая, что оно первично по отношению к сознанию и определяет его. Все предшественники учёного полагали, что бессознательное – это низшая форма психической активности, которая преодолевается посредством сознания. З. Фрейд отрицал тезис, что сознание первично, а бессознательное является недоразвитым сознанием. Более того, он доказал это опытным путём, занимаясь лечением психических заболеваний у людей.

Определение 1

Бессознательное – это все психические явления и процессы, которые протекают за пределами человеческого разума, которые не осознаются и не поддаются контролю воли.

Информация сознания может забываться, тяжёлые воспоминания вытесняются, негатив, зло и отрицательные эмоции подавляются. Всё это уходит в основу бессознательного. Границы между бессознательным и сознанием размыты, т.к. есть основания полагать о существовании миграций психических явлений из сознательного в бессознательное и наоборот. 

Для обозначения это границы З. Фрейд придумал понятие «подсознание».

Определение 2

Подсознание – это бессознательные психические явления, связанные с переходом на уровень сознания.

Бессознательное выхолит на показ под видом сновидений, гипноза, оговорок или ошибочных действий. В таких ситуациях проявляется бессознательное и становится доступным.

З. Фрейд, утверждает, что основная функция бессознательного заключается в охране сознания и уменьшении груза тягостных переживаний.

Замечание 1

Бессознательное носит сексуальный характер.

Именно бессознательное формирует в человеке комплексы – устойчивые психические структуры, образовывающиеся вокруг серьёзных потрясений, и получающие дальнейшее развитие в виде психических заболеваний. Выявить комплекс, довести до сознания и устранить его можно опираясь на свободные ассоциации или объяснения снов.

Бессознательное по З. Фрейду

З. Фрейд обрисовал основы собственной модели субъективности, которая представляет собой совокупность сознания и бессознательного. По его мнению, субъективная реальность состоит из:

«Оно» или «Id»  — уровень бессознательного влечения человека, который отвечает за удовольствие.

«Я» или «Ego» – сознание, которое выступает посредником между бессознательным и окружающим миров. Работает по принципу реальности.

«Сверх-Я» или «Super-Ego» – предписания общественности и культуры. Основные установки: мораль, цензура и совесть.

«Сверх-Я» – репрессивная функция, где в качестве репрессии выступает «Я».

«Я» выступает в качестве посредника между внешним миром и «Оно», задача «Я» сделать так, чтобы «Оно» было приемлемо для мира или сделать мир таким, который будет соответствовать желаниям «Оно». Внешний мир – это культура, которая, в свою очередь, состоит из требований «Сверх Я», иными словами из тех правил и догматов, которые лежат напротив желаний «Оно».

Для демонстрации взаимоотношений между «Я» и «Оно», учёный взял образ всадника на лошади, где «Я» – всадник, а «Оно» – лошадь. Если человек «Я» здоров, то он способен подчинить себе «Оно», управлять его волей в соответствии с собственными предпочтениями. Но если противоречия между склонностями «Оно» и указаниями «Сверх-Я» приобретают непреодолимый характер, то «Оно» уходит из-под контроля «Я», это, согласно З.

Фрейду, и служит основанием для развития неврозов.

Учёный говорил о том, что всем люди невротики, в силу того, что они живут в культуре, которая основана на подавлении любых биологических влечений. Здесь подразумевается агрессия, деструкция, сексуальность. Разнятся невротики только в степени глубины этого состояния. Для любого человека характерен конфликт между «Оно» и «Сверх-Я», а сознательное «Я» может оказаться настолько слабым, что не сможет управлять инстинктами. Человек будет находиться под давлением «Сверх-Я» до той поры, пока он вынужден подчиняться правилам общества, в котором живёт.

Избавиться от культуры или от тела, в котором человек живёт, он не может, а потому у него остаётся единственный выход – находить разумный компромисс между «Оно» и «Сверх-Я». В качестве инструмента для данного компромисса человек использует «Я». Таким образом, содержание «Оно» постепенно переходит в содержание «Я».

Замечание 2

Человек с более осознанной внутренней жизнью намного меньше подвержен неврозам, однако полностью освободиться от них не представляется возможным.

Наиважнейшее место в концепции бессознательного з. Фрейда занимает понятие «Эдипов комплекс».

Замечание 3

С историей царя Эдипа мир познакомил Софокл две с половиной тысячи лет назад. А в XX в. этот мифологический персонаж стал символом развития сексуальности. История царя Эдипа в следующем. В Фивах руководили царь Лаий и царица Иокаста. Дельфийский оракул предсказал Лаию, что он может погибнуть от руки собственного сына. Царь Фив уверовал, и после рождения сына, он распорядился отнести младенца хищным зверям на съедение. Пастух, которому это поручили, сжалился над новорожденным и отдал его правителю соседнего Коринфского царства. У Коринфского правителя не было сыновей-наследников, поэтому он вырастил Эдипа как своего сына.

Однажды Эдип пошел к дельфийскому оракулу, чтобы узнать, чей он сын. Пророчество было страшным. Оракул сказал, что Эдипу судьбой написано убить родного отца и взять в жёны родную мать. Эдип решил не возвращаться в Коринф. На одной из дорог он наткнулся на колесницу, поссорился с её седоком и убил его. После чего Эдип разгадал загадку чудовищного Сфинкса – женщины с львиным телом, и освободил от её власти Фив. В награду жители города объявили его царём и дали в жёны вдовую царицу Иокасту.

Шли годы, на Фивы обрушились болезни и голод, и вновь гонцы отправились в Дельфы к оракулу. Пифия ответила, что беды – это кара за убийство Лаия. Эдип потребовал найти убийцу прежнего царя и проклял преступника, не ведая, что проклинает самого себя. Случайно тайна раскрылась, Эдип узнал в себе убийцу Лаия, своего отца, а Иокаста узнала в Эдипе сына. Не выдержав тяжести греха, царица Иокаста, мать и жена Эдипа, покончила с собой, а Эдип в отчаянии ослепил себя.

З. Фрейд полагает, что этот миф служит иллюстрацией фундаментального психического конфликта человека, который интерпретирует формирование сексуальности и основу взрослых отношений. В трёх- пятилетнем возрасте сексуальное желание ребёнка сконцентрировано на родителях, он представляет их в своих фантазиях и старается повторять поведение взрослых.

Определение 3

Эдипов комплекс – это этап развития личности, в который ребёнок усваивает запреты, пытается научиться контролировать собственные желания и отказываться от некоторых из них.

Овладение собственной матерью – в этом основная цель бессознательного маленького мальчика, так считает З. Фрейд. При этом в качестве соперника он видит своего отца и одновременно боится наказания от него. Спустя некоторое время он отказывается от желания овладеть собственной матерью. Для девочки характерен Эдипов комплекс в виде соперничества с матерью за отца. Она пытается повторять её поведение, при этом одновременно испытывает чувство ненависти в ней как к сопернице и восхищается ей как образцом для подражания.

Таким образом, Эдипов комплекс заключается в сложных и противоречивых чувствах любви и ненависти, которые испытывает ребёнок по отношению к собственным родителям.

Замечание 4

З. Фрейд говорит о том, что влюблённый взрослый человек может почувствовать желание сродни того, что чувствует ребёнок на эдиповой фазе развития.

В своих работах позднего периода З. Фрейд заменяет понятие «сексуальное влечение» на «либидо».

Определение 4

Либидо – это сексуальность и вся сфера любви, которая включает в себя родительские, дружеские, патриотические и иные чувства.

Более того, в своих трудах учёный размышляет о понятиях «Эроса» и «Танатос». Под эросом он понимает олицетворение любви и жизненного инстинкта. А под танатосом – инстинкт разрушения и смерти. З. Фрейд полагает, что эти противоположные стремления подчиняют себе человека и всю его жизнь.

Фрейд и бессознательное | BPS

МНОГИЕ люди верят, что Фрейд открыл бессознательное, а более циничные даже утверждают, что он его изобрел. Однако великолепная история предмета — «Открытие бессознательного» (Элленбергер, 1970) — насчитывает более 400 страниц, прежде чем доходит до главы о Фрейде.

С точки зрения современной психологии, возможно, наиболее значимая из этой ранней работы принадлежит одному из интеллектуальных героев Фрейда, Гельмгольцу, который писал о важности бессознательных процессов в зрительном восприятии. Вторая важная линия современника Фрейда, Пьера Жане, была сосредоточена на ряде загадочных явлений, которые до сих пор занимают нас. К ним относятся такие явления, как гипноз и временная, но существенная потеря памяти, наблюдаемая в так называемых состояниях «фуги» (потеря осознания своей личности, часто включающая уход из дома в качестве реакции на эмоциональный стресс), и поведение например лунатизм.

Теории бессознательного

Сам Фрейд за период своей работы разработал ряд моделей бессознательного. Первоначально он делал акцент на динамических аспектах бессознательного. Это контрастировало со многими более ранними описаниями бессознательного, в которых, как он утверждал, бессознательное играло просто описательную роль. То есть во многих более ранних отчетах о бессознательном бессознательное просто рассматривалось как «хранилище» забытых воспоминаний, которые могут или не могут быть вспомнены снова. Фрейд, однако, распространил влияние бессознательного на все аспекты нашей бодрствующей и спящей жизни.

Фрейд считал, что не существует таких вещей, как «случайная» оговорка, трудности с запоминанием имени или сюрреалистический сон, который кажется бессмысленным (см. статью Джеймса Ризона об оговорке по Фрейду в этом специальном выпуске ). Многие из снов и оговорок, которые, по словам Фрейда, исходили от «друзей» или «пациентов», оказались, конечно, его собственными примерами, которые часто были замаскированы и отредактированы из-за их смущающего содержания.

В дальнейшем развитии своих идей о бессознательном Фрейд (1915/1984a) пошел дальше идеи о том, что процессы могут быть просто бессознательными, к предположению, что существует отдельная система, которую он назвал системой Ucs. Эта система обладала рядом важных свойств, в том числе вневременной, свободной от противоречий, основанной на принципе удовольствия и управляемой инстинктивной энергией, которая стала известна на английском языке как «либидо».

Эти свойства были необходимы, утверждал Фрейд , для объяснения многочисленных явлений , с которыми он столкнулся в своей клинической работе. Например, пациент может заново пережить неприятное событие из детства, как если бы оно происходило прямо сейчас, даже если это событие могло произойти 20 или 30 лет назад. Сила аффекта в таких случаях убедила Фрейда в том, что система Ucs не работает в рамках нашего обычного понимания течения времени. Точно так же система Ucs, казалось, содержала полностью противоречивую информацию о прошлом, себе и значимых других, без какой-либо необходимости рационализировать эту информацию.

Эта идея бессознательного, основанного на энергии, имела важные последствия для психопатологии в рамках модели Фрейда. Блокирование выражения энергии — процесс, который Фрейд называл вытеснением — считался источником самых разных проблем, таких как тревога и истерические симптомы, которые он наблюдал в своей клинической практике. Хотя в начале его работы основное внимание уделялось сексуальной природе этой энергии, его работа с травмированными людьми во время Первой мировой войны и его собственный опыт смерти его любимой старшей дочери Софи (см. превосходную книгу Питера Гэя «Фрейд: жизнь для наших время, 1988) побудил его включить основанные на агрессии «инстинкты смерти» как часть этой системы.

Одна из проблем с этой промежуточной моделью заключается в том, что, несмотря на уважение Фрейда к Гельмгольцу, он считал, что процессы мышления, восприятия и внимания происходят в сознательных или предсознательных системах, а не в системе Ucs. Однако, в согласии с Гельмгольцем, большая часть современной когнитивной психологии сосредоточена на автоматических или бессознательных механизмах, не только в зрительном восприятии, но и в широком спектре других когнитивных процессов, примеры которых будут приведены позже.

В последней так называемой структурной теории, которую Фрейд развил в своей статье «Эго и Ид» (1923/1984b), бессознательное снова становится свойством процессов, а не системой в себе. Таким образом, он отверг идею о существовании особой бессознательной структуры, такой как Ucs; он вернулся к своей более ранней идее, хотя и с рядом модификаций. Фрейд внес это изменение отчасти потому, что понял, что из-за его чрезмерного внимания к вытеснению как к источнику материала в системе Ucs в его новой теории был ряд других особенностей, которые были исключены. Эти особенности включали в себя сами защитные механизмы, которые обычно действовали вне сознания человека, и аспекты новой структуры, которая в английском переводе дала нам термин «супер-эго». Бессознательные аспекты суперэго включали стандарты, которым мы пытаемся соответствовать (наш эго-идеал), что приводит к переживанию вины или «совести» в случае неудачи.

Доказательства: Затем

Конечно, за последнее столетие психоаналитические взгляды на бессознательное претерпели ряд значительных изменений, не говоря уже об альтернативных моделях, предложенных Джанет и Юнгом одновременно с Фрейдом. Побуждение или энергетические аспекты предложения были радикально изменены, например, так называемыми теоретиками объектных отношений, такими как Фэйрбэрн, и все более влиятельной работой Джона Боулби о внутренней репрезентации отношений привязанности.

Хотя к тому времени, когда Холт (1967) рассмотрел этот вопрос, понятие бессознательного, основанного на энергии и влечениях, было отвергнуто большинством психоаналитиков (за исключением нескольких ортодоксальных фрейдистов), внутри психоанализа существует продолжающаяся традиция. психология, использующая понятия энергетического типа. Эта традиция, вероятно, связана с убедительным изображением нервных импульсов, несущих электрохимическую энергию по нервным волокнам.

В своей современной форме традиция продолжается в степени интереса к так называемым коннекционистским подходам, вытекающим, в частности, из влиятельной работы Румельхарта и Макклелланда (1986). Однако на психологическом и вычислительном уровне существует множество систем, которые могут действовать так, как если бы они работали подобным образом, но не предполагают буквальной передачи и хранения энергии (см. Power & Dalgleish, 1997).

Основным источником данных о психоаналитическом бессознательном, конечно же, всегда было то, что находилось на кушетке аналитика. Сила этого подхода в том, что с терапевтической точки зрения нет предположения, что замечания анализируемого должны приниматься за чистую монету, и он допускает возможность того, что мы не всегда можем осознавать мотивы или причины наших мыслей, чувств и действий. Говоря более абстрактно, в любой системе с двумя или более уровнями репрезентации нет причин, по которым репрезентации на одном уровне должны точно отражать репрезентации на другом уровне (Power, 19).97). Вероятно, нет более драматических примеров этой проблемы, чем наше собственное восприятие себя, которое часто ошибочно.

Если сила психоаналитического подхода находится в центре внимания терапевтической встречи, то это также его слабость. Фрейд, как известно, отверг необходимость чего-либо, кроме свидетельств терапии, для доказательства существования таких психоаналитических концепций, как бессознательное. Однако до появления записывающих устройств было невозможно подвергнуть терапевтическую встречу научному анализу. Таким образом, психоаналитическая настойчивость на тайной тайне терапевтического контакта сделала психоанализ чрезвычайно уязвимым для критики более эмпирически настроенных наук.

Доказательства: сейчас

Если оставить в стороне вопрос о подавлении болезненного материала в бессознательном (см. статью Криса Брюина и Бернис Эндрюс в этом специальном выпуске), большая часть современной когнитивной психологии и нейробиологии согласуется с фрейдистской точкой зрения. что поведение может стать автоматизированным посредством повторения, и что контроль над таким поведением передается автономным или полуавтономным бессознательным структурам. Современные теории о проявлении лицевого аффекта, например, прямо признают роль сознательного и бессознательного контроля над поведением (Экман, 1986).

Нейропсихология также предлагает убедительные отчеты о поведении, которое не зависит от сознательного опыта. Например, в феномене «слепого зрения» (например, Weiskrantz, 1997) было показано, что люди, которые кажутся слепыми в части своего поля зрения, могут все еще сохранять некоторые зрительные способности, которые могут управлять их действиями автоматически, несмотря на то, что они недоступны сознанию. .

Утверждение Фрейда о том, что бессознательное действует по другим правилам, также получило значительную поддержку. Исследования восприятия, обучения и памяти предполагают, что бессознательная обработка не подвержена таким ограничениям возможностей, как сознательная обработка, и работает более стереотипно, на нее меньше влияет развертывание преднамеренных стратегий.

По мере того, как современная когнитивная психология становилась все более изощренной и начала заниматься проблемами эмоций и мотивации, она также начала рассматривать возможность того, что существуют бессознательные влияния на сознательные мысли и действия (например, Dalgleish & Power, 1999). Примеры взаимодействия сознательных и бессознательных процессов можно найти в исследованиях внимания и восприятия, памяти, настроения и эмоций.

Социальные психологи также продемонстрировали взаимодействие сознательных и бессознательных процессов в исследованиях отношения и убеждения, социального восприятия и социального суждения (например, Bargh & Chartrand, 1999). В классической ранней демонстрации этих эффектов Шварц и Клор (1983) звонили людям в дождливые или солнечные дни, чтобы спросить их об их удовлетворенности жизнью. Они обнаружили, что люди оценивали свою удовлетворенность жизнью как более высокую в солнечные дни, но этот эффект не возникал, если внимание привлекалось к погоде с помощью вопроса: «Какая там погода?» То есть некоторые из этих автоматических или бессознательных эффектов возникают только в том случае, если человек не осознает ни самого стимула (как при подсознательном восприятии), ни значимости связи между стимулом и действием.

Как Уильямс и др. (1997) элегантно подытожили:

Шесть десятилетий назад наши психоаналитически ориентированные предшественники боролись с проблемой формулирования достоверного описания бессознательного. Как это ни парадоксально, современные психологи, собрав за последние годы такие убедительные доказательства в поддержку существования обширной и сложной бессознательной обработки информации, столкнулись с прямо противоположной проблемой. Серьезной проблемой, стоящей перед современной психологией, является необходимость разработки адекватного описания природы и функции сознания. (стр. 260)

 

Возможна ли интеграция?

Представление о том, что существуют разные типы сознательных и бессознательных процессов, работающих на разных уровнях, является устойчивым и столь же полезным предложением сегодня, как и 100 лет назад. Хотя представление об инстинктивной энергетической основе для бессознательного, кажется, не поддерживается, явно существует потребность во врожденных факторах, связанных с темпераментом и эмоциями, которые обеспечивают отправные точки развития.

Точно так же ошибочным может показаться чрезмерное внимание к вытеснению как к источнику содержания бессознательного. Более поздние работы в области когнитивной психологии подчеркивают автоматические процессы, ограничивая интерес к подавлению и отрицанию небольшой долей людей, для которых, как представляется, такие стили выживания имеют последствия для здоровья. В то время как когнитивная психология делала акцент на сотрудничестве между сознательными и автоматическими процессами (необходимыми, например, во время вождения), психоанализ всегда делал акцент на конфликте. Самые последние модели в психологии стали рассматривать как сотрудничество, так и конфликт между сознательными и бессознательными процессами.

Точно так же, как Гельмгольц продемонстрировал, как мы начинаем видеть единый визуальный мир несмотря на разные входные данные от наших двух глаз, возможно, современная психология сможет, наконец, интегрировать два мировоззрения, представленные традициями Гельмгольца и Фрейда.

— Профессор Мик Пауэр работает на кафедре психиатрии Королевской больницы

Эдинбурга Эдинбургского университета, Эдинбург Eh20 5HF.

 

Ссылки

 

Барг, Дж. А., и Чартранд, Т. Л. (1999). Невыносимый автоматизм бытия. Американский психолог, 54 года, 462–479.

Далглиш, Т., и Пауэр, М.Дж. (ред.). (1999). Справочник по познанию и эмоциям. Чичестер: Уайли.

Экман, П. (1986). Ложь. Нью-Йорк: Berkley Books.

Элленбергер, Х.Ф. (1970). Открытие бессознательного: история и развитие динамической психиатрии. Нью-Йорк: Основные книги.

Фрейд С. (1984а). Бессознательное. В А. Ричардс (ред.), The Pelican Freud library: Vol. 11. О метапсихологии: Теория психоанализа (стр. 159).–222). Хармондсворт: Пингвин. (Оригинальная работа опубликована в 1915 г.)

Фрейд, С. (1984b). Эго и Оно. В А. Ричардс (ред.), The Pelican Freud library: Vol. 11. О метапсихологии: теория психоанализа (стр. 339–407). Хармондсворт: Пингвин. (Оригинальная работа опубликована в 1923 г.)

Гей, П. (1988). Фрейд: Жизнь для нашего времени. Лондон: Дент.

Холт, Р. Р. (1967). За пределами витализма и механизма: концепция психической энергии Фрейда. В JH Masserman (Ed.), The ego. Нью-Йорк: Grune & Stratton.

Power, MJ (1997). Сознательные и бессознательные представления смысла. В MJ Power & C. R. Brewin (Eds.), Преобразование значения в психологической терапии. Чичестер: Уайли.

Пауэр, М.Дж., и Далглиш, Т. (1997). Познание и эмоции: от порядка к беспорядку. Хоув: Psychology Press.

Rumelhart, D.E., & McClelland, JL (1986). Параллельная распределенная обработка: исследования микроструктуры познания: Vol. 1. Фонды. Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

Шварц, Н., и Клор, Г.Л. (1983). Настроение, неверная атрибуция и суждения о благополучии: информативные и директивные функции аффективных состояний. Журнал личности и социальной психологии, 45, 513–523.

Вайскранц, Л. (1997). Потерянное и найденное сознание: нейропсихологическое исследование. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.

Williams, J.M.G., Watts, F.N., MacLeod, C., & Mathews,A. (1997). Когнитивная психология и эмоциональные расстройства (2-е изд.). Чичестер: Уайли.

Теория бессознательного

Майкл С.
Бертони — основатель-генеральный директор

Майкл С. Бертони — основатель-генеральный директор

Мы проводим ребрендинг на SaaS Talent — ресурс №1 для SaaS и Hi-Tech. Нажмите на наш веб-сайт ниже, чтобы узнать больше и записаться на бесплатную консультацию. 🚀

Опубликовано 7 декабря 2015 г.

+ Подписаться

Люди способны делать ВСЁ ЧТО-НИБУДЬ . У всех нас есть возможность делать вещи, выходящие далеко за рамки того, что мы можем себе представить. У нас есть способность быть гениями, изобретать вещи и значительно улучшать все сферы нашей жизни, а также жизнь ВСЕГО вокруг нас. Все и все во вселенной связаны, и нет никаких ограничений на то, что мы можем сделать. Единственные ограничивающие факторы того, чего можно достичь, находятся в уме. Если о чем-то можно подумать, то это можно сделать.

Все мы были свидетелями или читали о сотнях людей, которые, кажется, совершают невозможное, творят чудеса, изменяют жизнь или делают вещи, которые невозможно понять. До сих пор никогда не существовало теории, объясняющей, почему у людей есть такие способности, и я попытаюсь объяснить это с помощью моей Теории бессознательного.

Последствия этой теории, если они будут правильно доказаны, могут оказать существенное влияние на качество и благополучие всего на Земле. Я основываю теорию на своем непосредственном личном опыте во время глубокой медитативной концентрации и исследования «Величайших умов всех времен», что составляет 9Список из 85 человек, составленный Ranker.com. Идея этой теории пришла ко мне, когда я узнал, что многие из величайших гениев, включая Эйнштейна, Леонардо да Винчи и Сократа, получали данные, информацию и знания во сне или в состоянии глубокой медитации. Даже великий гений нашего времени Стив Джобс во многом объяснял успех и трансформацию Apple своей практикой дзен-медитации.

Если кто-то в научном или исследовательском сообществе заинтересован в том, чтобы помочь мне развить эту теорию, пожалуйста, свяжитесь со мной, так как еще многое предстоит сделать в исследованиях, построении гипотез, экспериментах, экспертных оценках и выводах.

Теория бессознательного

Чтобы понять мою Теорию бессознательного, нужно понять работы Зигмунда Фрейда и его теории о сознательном, предсознательном и бессознательном. Моя теория основывается на его теориях и дает новое определение бессознательного.

Зигмунд Фрейд на основе своих исследований 1900, 1905, 1915 и 1924 годов разработал модель разума, в которой он описал его структуру и функции и использовал аналогию с айсбергом для описания трех уровней разума. Фрейд описал первый уровень как «Сознательный разум», который состоял из всех психических процессов, которые мы сознательно осознаем как верхушку айсберга. Например, в этот момент вы можете чувствовать голод и решить что-нибудь съесть или почувствовать усталость и решить вздремнуть.

Затем Фрейд объяснил второй уровень разума как «предсознательный разум», который содержал мысли и чувства, которые человек в настоящее время не осознает, но может легко перенести их в сознательный разум. Предсознательный разум существует чуть ниже уровня сознательного разума и действует как комната ожидания, когда мысли проникают в сознательный разум.

Наконец, Фрейд объяснил третий, гораздо более глубокий уровень разума, как «Бессознательный разум», который состоит из психических процессов, недоступных сознанию, но влияющих на все человеческие суждения, чувства и поведение. Согласно Фрейду, бессознательное является основным источником всего человеческого поведения. Фрейд считал, что наши чувства, мотивы и решения находятся под сильным влиянием нашего прошлого опыта и хранятся в более глубоком бессознательном уме.

Теория бессознательного утверждает, что:

  • Бессознательный разум состоит из всех психических процессов, данных, информации и знаний, которые недоступны сознательному разуму, но также дают связь с универсальным хранилищем всех психических процессов, данных, информации и знаний во Вселенной из прошлого, настоящего и будущего.

Добавить комментарий