Что такое достоинство человека: ДОСТОИНСТВО ЧЕЛОВЕКА | это… Что такое ДОСТОИНСТВО ЧЕЛОВЕКА?

Ответ на вопрос: Что такое достоинство человека?.

Аудио
Скачать .mp3

Есть такое понятие, как достоинство, — одно из самых священных в либеральной системе ценностей. Но очень важно не придавать этим ценностным факторам человеческой жизни ни политической, ни идеологической оценки. Я как человек религиозный, православный отталкиваюсь от первоначального понимания достоинства. Но давайте лучше скажем, как сейчас воспринимается человеческое достоинство. Достоинство — это некое убеждение человека в его автономии, что в значительной степени провоцирует в современной культуре взгляд на другого сверху вниз. И если такого человека чуть-чуть сдвинуть, чуть-чуть наступить на его самость, то может последовать такая реакция, как раньше бывало, когда на дуэль вызывали.

Человек воспринимает это как оскорбление своего достоинства.

Хотел бы напомнить о христианах-мучениках. Люди шли на мучения, на страдания, не теряя свое достоинство. Как же так? Всё раздавлено, человек в камере весь избитый, — а достоинство сохраняется. Потому что достоинство, так же как и совесть, — это Богом данная, вложенная в нашу природу сила. Достоинство в первую очередь связано с самой природой человека. Тот факт, что мы созданы по образу Божиему, и формирует достоинство человеческой личности. В этом смысле даже преступник обладает онтологическим достоинством. Обладает не эмпирически — преступник, вор, грабитель, убийца, какое уж там достоинство, — а онтологически, как человек. Отсюда и гуманное отношение к преступникам после того как они осуждены судом. Нельзя издеваться над человеком в тюрьме, и не потому, что он хороший или плохой, а потому что нам не дано издеваться над тем, кто отображает в себе образ Божий. И какая же сила у такого достоинства!

Но есть и самонадувающийся пузырь человеческого достоинства, который произрастает, как я уже сказал, на некоей независимости, автономии. Чаще всего такое чувство появляется у людей состоятельных: «Я все имею, я самодостаточен, а раз так, то могу смотреть на других сверху вниз».

В далекие 1970-е годы, когда советские люди редко выезжали за границу, я по долгу службы был в Сан-Франциско. И вот я ехал в маленьком грузовичке с русским монахом, священником. Он был из аристократического рода графов Урусовых, но принял монашество и жил как подобает монаху, в бедности, а на грузовичке развозил подержанную мебель для бедняков. Это был человек очень образованный, интеллигентный и с особым внутренним достоинством. И вот мы едем, а впереди стоит огромный автомобиль и в нем, развалившись, — какой-то вальяжный человек. Мой собеседник смотрит так спокойно и говорит: «Отец Кирилл, вот перед нами — мыльный пузырь. Для того чтобы это проверить, достаточно прикоснуться к его заднему бамперу и посмотреть, что будет». Я говорю: «Отец Андрей, ради Бога, не прикасайтесь, еще полиция вмешается». Но я представил себе: величественный, самодостаточный человек — и вдруг кто-то стукнул бампер его машины, и все, сдулся пузырек, и нет в нем никакого достоинства, он готов на куски разорвать…


Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Поделиться:
Нравится:
Tweet

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

  • 2 июня 2023 г. Беседы, встречи, лекции, проповеди

    Беседа у камина с игуменом Филаретом. Выпуск от 2 июня 2023

  • 2 июня 2023 г. Беседы, встречи, лекции, проповеди

    Равноапостольные Константин и Елена. Священник Валерий Духанин

  • 2 июня 2023 г. «Источник жизни» (Нижний Новгород)

    «Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 2 июня 2023

  • 2 июня 2023 г. «Путь к храму» (Новосибирск)

    «Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 2 июня 2023

  • html»> 2 июня 2023 г. Православный словарь

    Православный словарь. Отец

  • Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?

    Ответ:

    — Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …

  • Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?

    Ответ:

    — Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …

  • Какой была подготовка к причастию у первых христиан?

    Ответ:

    — Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня.

    Вообще нужно сказать, …

  • Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?

    Ответ:

    — Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …

I. Достоинство человека как религиозно-нравственная категория.

I.1. Базовым понятием, на которое опирается теория прав человека, является понятие человеческого достоинства. Именно поэтому возникает необходимость изложить церковный взгляд на достоинство человека.

Согласно библейскому откровению, природа человека не только сотворена Богом, но и наделена Им свойствами по Его образу и подобию (см. Быт. 1, 26). Только на этом основании можно утверждать, что человеческая природа обладает неотъемлемым достоинством. Святитель Григорий Богослов, соотнося человеческое достоинство с актом Божественного творения, писал: 

«Так щедро всех людей наделил Бог, конечно, для того, чтобы равным раздаянием даров Своих показать и одинаковое достоинство нашей природы, и богатство благости Своей» (Слово 14, «О любви к бедным»).

Воплощение Бога Слова засвидетельствовало, что и после грехопадения достоинство не было утрачено человеческой природой, ибо в ней остался неистребимым образ Божий, а значит, и возможность восстановления человеческой жизни в полноте ее изначального совершенства. Это запечатлено и в богослужебных текстах Православной Церкви: 

«Образ есмь неизреченныя Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений… Древле убо от не сущих создавый мя, и образом Твоим Божественным почтый, преступлением же заповеди паки мя возвративый в землю, от неяже взят бых, на еже по подобию возведи, древнею добротою возобразитися» (тропари по непорочных из чина погребения). Восприятие Господом Иисусом Христом полноты человеческой природы кроме греха (см. Евр. 4, 15) показывает, что достоинство не распространяется на искажения, возникшие в этой природе в результате грехопадения.

I.2. Если к образу Божию в Православии возводится неотъемлемое, онтологическое достоинство каждой человеческой личности, ее высочайшая ценность, то подобающая достоинству жизнь соотносится с понятием подобия Божия, которое по Божественной благодати достигается через преодоление греха, стяжание нравственной чистоты и добродетелей. А поэтому человек, носящий в себе образ Божий, не должен превозноситься этим высоким достоинством, ибо это не его личная заслуга, но дар Божий. Тем более он не должен оправдывать им свои слабости или пороки, но, напротив, осознавать ответственность за направление и образ своей жизни. Очевидно, что в самом понятии достоинства неотъемлемо присутствует идея ответственности.

Таким образом, в восточной христианской традиции понятие «достоинство» имеет в первую очередь нравственный смысл, а представления о том, что достойно, а что недостойно, крепко связано с нравственными или безнравственными поступками человека и с внутренним состоянием его души. Учитывая помраченное грехом состояние человеческой природы, важно ясно различать достойное и недостойное в жизни человека.

I.3. Достойной является жизнь согласно изначальному призванию, заложенному в природе человека, сотворенного для участия в благой жизни Бога. Святитель Григорий Нисский утверждает: 

«Если Бог – полнота благ, а человек – Его образ, то образ в том и имеет подобие первообразу, чтобы быть исполненным всякого блага» («Об устроении человека», гл. 16). Поэтому жизнь человека состоит в «уподоблении Богу в добродетели, насколько оно возможно для человека» («Точное изложение православной веры»), как замечает преподобный Иоанн Дамаскин. В святоотеческой традиции это раскрытие образа Божия называется обожением.

Богоданное достоинство подтверждается наличием у каждого человека нравственного начала, которое опознается в голосе совести. Об этом пишет святой апостол Павел в Послании к Римлянам: «Дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим. 2, 15). Именно поэтому присущие человеческой природе нравственные нормы, как и нравственные нормы, содержащиеся в Божественном откровении, обнаруживают замысел Божий о человеке и его предназначении. Они являются путеводными для благой жизни, достойной богозданной природы человека. Величайший образец такой жизни явил миру Господь Иисус Христос.

I. 4. Недостойной для человека является жизнь во грехе, так как она разрушает самого человека, а также наносит вред другим людям и окружающему миру. Грех переворачивает иерархию отношений в природе человека. Вместо того, чтобы дух властвовал над телом, во грехе он покоряется плоти, на что обращает внимание святитель Иоанн Златоуст: «Мы извратили порядок и зло усилилось до того, что мы заставляем душу следовать пожеланиям плоти» (Беседа 12 на Книгу Бытия)Жизнь по закону плоти противна Божиим заповедям и не соответствует нравственному началу, заложенному Богом в природу человека. В отношениях с другими людьми под влиянием греха человек действует как эгоист, заботящийся об удовлетворении своих потребностей за счет ближних. Такая жизнь опасна для личности, общества и окружающей природы, ибо нарушает гармонию бытия, оборачивается душевными и телесными страданиями, болезнями, уязвимостью перед последствиями разрушения среды обитания. Нравственно недостойная жизнь онтологически не разрушает богоданного достоинства, но помрачает его настолько, что оно становится малоразличимым. Именно поэтому требуется большое напряжение воли, чтобы увидеть, а тем более признать природное достоинство тяжкого преступника или тирана.

I.5. Для восстановления в человеке соответствия своему достоинству особое значение имеет покаяние, в основе которого лежит осознание греха и желание изменить свою жизнь. Раскаиваясь, человек признает несоответствие своих мыслей, слов или поступков богоданному достоинству и свидетельствует перед Богом и Церковью о своем недостоинстве. Покаяние не унижает человека, но дает ему мощный стимул для духовной работы над собой, для творческой перемены своей жизни, для сохранения чистоты богоданного достоинства и возрастания в нем.

Именно поэтому святоотеческая и аскетическая мысль, литургическая традиция Церкви более говорят о недостоинстве человека, обусловленном грехом, чем о его достоинстве. Так, в молитве святого Василия Великого, читаемой православными христианами перед причащением Святых Христовых Таин, говорится: «Темже и аз, аще и недостоин есмь небесе и земли, и сея привременныя жизни, всего себе повинув греху, и сластем поработив, и Твой осквернив образ; но творение и создание Твое быв, не отчаяваю своего спасения, окаянный, на Твое же безмерное благоутробие дерзая, прихожду».

Согласно православной традиции, сохранение человеком богоданного достоинства и возрастание в нем обусловлено жизнью в соответствии с нравственными нормами, ибо эти нормы выражают первозданную, а значит истинную природу человека, не омраченную грехом. Поэтому между достоинством человека и нравственностью существует прямая связь. Более того, признание достоинства личности означает утверждение ее нравственной ответственности.

О законе о достоинстве · Закон штата Делавэр: Университет Уайденера

Человеческое достоинство признает равную, неотъемлемую и неотъемлемую ценность каждого человека. Он затрагивает все важные аспекты человеческого опыта, от сексуальной и гендерной идентичности до гражданства, равенства и неприкосновенности частной жизни, образования и занятости, здравоохранения и многого другого. Во всех аспектах жизни люди имеют право на достойное обращение. Область прав достоинства выросла из книги Эрин Дейли «Права достоинства: суды, конституции и ценность человеческой личности», которая является первой книгой, в которой каталогизируется зарождающаяся юриспруденция достоинства в глобальном масштабе и описывается признание достоинства в закон как вопрос прав, подлежащих действию.

Человеческое достоинство теперь настолько важно в законодательстве, что оно признано основополагающей ценностью и юридическим правом в международном праве от Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) до Целей устойчивого развития (2015 г.) и в большинстве конституций мира. , а также Американской ассоциацией юристов как основу справедливого верховенства закона. Поскольку речь идет о ценности и качестве человеческой жизни и о том, как люди взаимодействуют друг с другом, она является неотъемлемой частью всех аспектов права, как государственного, так и частного. Проект ABA «Достоинство на практике» включает эссе, подготовленные студентами юридической школы Делавэра, о достоинстве в корпоративном праве, законодательстве о банкротстве, трудовом праве, интеллектуальной собственности, праве на недвижимость и уголовном процессе.

Узнайте больше о месте достоинства в законе из этих Справочников для судей и представителей гражданского общества, составленных студентами юридического факультета штата Делавэр.


«Принимая во внимание, что признание присущего всем членам человеческой семьи достоинства и равных и неотъемлемых прав является основой свободы, справедливости и мира во всем мире…»

-Всеобщая декларация прав человека, 1948 г. , Преамбула

«Защита личности человека и уважение его достоинства являются высшей целью общества и государства».

— Конституция Перу 1993 г., Раздел I, Глава I, Статья I

«Человеческое достоинство неприкосновенно. Уважать и защищать его — обязанность всей государственной власти».

Основной закон Германии, статья I

«Сохранение человеческого достоинства и уважение свободного развития личности является основной ценностью конституционной структуры свободной демократии».

Конституционный суд Тайваня, J.Y. Разъяснение № 603 (2005.9.28)

«Голос каждого гражданина является знаком достоинства и индивидуальности. В буквальном смысле это говорит о том, что все имеют значение».

-August and Another против Избирательной комиссии, Южная Африка (1999 г.)


Человеческое достоинство относится к присущей каждому человеку человечности. Это не атрибут или интерес, который нужно защищать или продвигать, подобно свободе или равенству, дому или свободе слова. Скорее, человеческое достоинство — это сущность нашего бытия, без которой мы не были бы людьми. Человеческое достоинство признает и отражает равную ценность каждого члена человеческой семьи, независимо от пола, расы, социального или политического статуса, талантов, заслуг или любого другого отличительного признака.

Как указано в конституциях и обеспечивается конституционными судами, это законное право, которое может быть и часто утверждается против государства или других лиц и обеспечивается судом. Право на достоинство признано более чем в 150 конституциях мира из всех регионов мира: Азии, Африки, Ближнего Востока, Европы, Латинской Америки и Северной Америки, а также Тихоокеанского региона. Сегодня лишь немногие конституции принимаются или в них вносятся существенные поправки без добавления упоминания о человеческом достоинстве. Современная концепция достоинства применима ко всем людям. Он действует как уравнитель: если у всех есть достоинство, то все имеют одинаковые обязанности и имеют право на одинаковые блага по закону.

ПОДРОБНЕЕ (pdf)

(2) Жизнь и достоинство человека

  1. (2) Жизнь и достоинство человека
  2. (2) Жизнь и достоинство человека

«Мы верим, что Евангелие Иисуса Христа — это «Евангелие жизни». Он приглашает всех людей и общества к новой жизни, наполненной уважением человеческого достоинства». (Жить по Евангелию жизни, параграф 20)

Центральное место в принципе человеческого достоинства занимает понимание того, что каждый человек создан по образу Божию, искуплен Иисусом Христом, предназначен для союза с Богом и поэтому достоин уважения как член человеческой семьи.

Мы призваны уважать всех людей с чувством благоговения, которое возникает в присутствии всего священного и святого. Наша традиция учит, что каждый человек священен от зачатия до смерти. Мы считаем, что особого уважения заслуживают слабые, уязвимые или маргинализированные люди, особенно нерожденные, инвалиды, пожилые или умирающие. Ключевым критерием любого учреждения является то, угрожает ли оно жизни и достоинству человека или укрепляет его. Одним из факторов, отрицающих присущее каждому человеку достоинство, является дискриминация во многих ее формах, например, по признаку расы, пола или экономического положения.
Этот принцип является не просто запретом на убийство или причинение вреда жизни; скорее, он призывает нас провозглашать новую культуру жизни, благоговея перед жизнью, любя жизнь и поощряя жизнь на всех этапах. Черпая силу от Христа и следуя примеру Марии, мы говорим «да» жизни словом и делом. Мы говорим «да» в знак благодарности и радости несравненному достоинству каждого человека, что побуждает нас делиться этим посланием со всеми.

Рефлексия студента:

Во многих случаях о людях судят по их красоте, уму, экономическому положению или этнической принадлежности, забывая, что само состояние человеческой личности достойно величайшего достоинства и уважения. Человеческое состояние должно быть принято всеми людьми, потому что Бог решил явиться миру в образе человека. Из-за взаимозависимости всех людей в католической социальной традиции мы обязаны заботиться обо всех людях. Признание того, что люди со СПИДом остаются людьми и поэтому заслуживают уважительного отношения, имеет решающее значение; эта болезнь лишает человека здоровья, средств к существованию и других прав, необходимых для сохранения человеческого достоинства.
Социальные учения католиков являются мощным аргументом в пользу оказания помощи камбоджийцам, больным СПИДом, в этом глобализированном капиталистическом обществе. Возможно, заявление о видении Ассоциации верующих миссии Мэрикнолл лучше всего отражает теологическое размышление, представленное здесь: «Мы боремся с (бедными, маргинализованными и угнетенными народами земли) за справедливость, мир и полноту жизни.

Добавить комментарий